Пропорциональный налог прямые и косвенные налоги

Налоги. Сущность, функции, принципы налогообложения. Классификация налогов. Пропорциональный налог. Прямые и косвенные налоги. Чистые налоги. Налоговая политика и социально-экономический прогресс

Главная > Документ

Тема курсовой работы:

Налоги: сущность, виды, функции.

Сущность, функции, принципы налогообложения.

Классификация налогов. Пропорциональный налог. Прямые и косвенные налоги. Чистые налоги.

Налоговая политика и социально-экономический прогресс.

2. Налоговая система России.

2.1. Структура Российской налоговой системы.

2.2. Особенности исчисления отдельных налогов.

2.3. Основные направления налоговых реформ.

Список использованной литературы.

Основная литература

Качур О. Налоги и налогообложение: учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2008.

Налоги и налогообложение: учебное пособие / ред. Г. Поляк. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Налоги и налогообложение: учебное пособие / ред. Д. Черник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая и вторая.- М.: Омега-Л, 2008.

Экономика: учебник / под ред.проф.А.С.Булатова. — 4-е изд.,перераб.и доп. — М.: Экономистъ, 2006, Гл.30

Васильева О.П. Обзор основных изменений налогового законодательства, вступивших в силу в 2008 году. // Налоги и налогообложение. — 2008. — № 2.

Васянина Е.Л. Современные проблемы классификации фискальных сборов. // Налоги и налогообложение. — 2007. — № 5.

Васянина Е.Л. Фискальные сборы: понятие, юридические признаки, виды. // Налоги и налогообложение. — 2007. — № 7.

Затулина Т.Н. Основные принципы налогообложения и сборов, обеспечивающие реализацию и соблюдение прав и свобод налогоплательщиков. // Налоги и налогообложение. — 2008. — № 4.

Затулина Т.Н. Понятие, признаки и функции налогов как основа конституционного регулирования налоговых отношений. // Налоги и налогообложение. — 2006. — № 12.

Шаталов С.Д. Об основных направлениях налоговой политики на 2008-2011 годы. // Налоги и налогообложение. — 2008. — № 6.

Караваева И. О тенденциях изменений в налоговой сфере. // Финансы. — 2008. — № 5.

Раздел – Налоги: теория и практика. // Финансы. — 2008. — № 8.

Пропорциональный налог прямые и косвенные налоги

Как писал Бенджамин Франклин: «В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов».

Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги. Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Выполняя свои многочисленные функции, государство (правительство) несет расходы, которые оплачиваются из его доходов, поэтому налоги выступают источником средств оплаты расходов правительства.

Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества.

Налоговая система включает в себя: 1) субъект налогообложения (кто должен платить налог); 2) объект налогообложения (что облагается налогом); 3)налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога ( T ), следует величину налогооблагаемой базы ( BT ) умножить на налоговую ставку ( t ): Т = BT x t

Принципы налогообложения были сформулированы еще А.Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 году. По мнению Смита, налоговая система должна быть: справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); понятной (налогоплательщика должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности.

Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными дохами должны платить равные налоги).Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму, полученную экономическим агентом (доход, прибыль, наследство, денежную оценку имущества). Поэтому к прямым налогам относятся: подоходный налог; налог на прибыль; налог на наследство; налог на имущество; налог с владельцев транспортных средств. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик (тот, кто оплачивает налог) и налогоноситель (тот, кто выплачивает налог государству) – это один и тот же агент. Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку этот налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС) (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России); налог с оборота; налог с продаж; акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, бензин, нефть, автомобили, ювелирные изделия); таможенная пошлина. Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой 2/3 налоговых поступлений составляют косвенные налоги, поскольку их легче собирать и объем поступлений зависит от цен, а не от доходов. По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: пропорциональный налог, прогрессивный налог и регрессивный налог

Пропорциональный налог прямые и косвенные налоги

Организация налоговой системы предусматривает определение общей налоговой нагрузки (доля в ВВП), соотношение прямых и косвенных налогов, [c.93]

Налоговая система — совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы. Состоит из прямых и косвенных налогов прямые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, вторые включаются в виде надбавки в цену товара (тарифа на услугу) и оплачиваются потребителем. В составе косвенных налогов выделяют акцизы, (фискальные монополии, таможенные пошлины. [c.498]

В процессе становления налоговых систем западных стран происходило упорядочение и систематизация изъятий части доходов хозяйствующих субъектов в казну государства. Параллельно с этим внутри налоговых систем на смену поземельному и подушному налогам пришел подоходный налог. Общая тенденция развития налоговых систем — изменение соотношения между прямыми и косвенными налогами. Если до Первой мировой войны преобладали косвенные налоги, то после кризиса 20—30-х годов XX века скачкообразно увеличилась роль прямых налогов. [c.100]

Чем отличаются прямые и косвенные налоги [c.146]

Показатель налоговых поступлений включает все виды прямых и косвенных налогов подоходные налоги, налоги на прибыль, на увеличение рыночной стоимости капитала, отчисления на социальное страхование, налоги на заработную плату и рабочую силу, налоги на собственность, платежи за использование природных ресурсов, внутренние налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы), налоги на международную торговлю и внешние операции (импортные пошлины, экспортные пошлины), прочие налоги. [c.215]

При большом числе субъектов рыночных отношений спрос на товар становится результатом взаимодействия всех вышеперечисленных факторов. Помимо них можно назвать половозрастной состав покупателей, географию рынка, сезонность продаж, качество товара, его упаковку, деятельность продавцов и посредников по реализации товара, качество товаров-субститутов, рекламу данного товара и товаров-субститутов, деятельность продавцов и посредников по реализации других товаров, величину прямых и косвенных налогов, ситуацию на рынке рабочей силы, международные кризисы, войны, политические и социальные конфликты, ситуацию на рынке сырья и энергоносителей, тарифы на транспортные перевозки, валютные курсы, участие в международных торговых соглашениях, совершенство экономического законодательства, стабильность экономической ситуации в стране и др. [c.36]

Исходя из изложенного выше принципа удобства и времени взимания налогов особую актуальность приобретает принцип разумного сочетания прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа должно использоваться все многообразие видов налогов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. Кроме того, использование данного принципа важно для стабильности финансов государства, особенно в период обострения кризисной ситуации в экономике, поскольку экономически более обоснованно иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один-два вида поступлений с высокими ставками налогообложения. [c.84]

Нередко и прямые, и косвенные налоги подразделяют на несколько видов. Среди прямых налогов выделяют реальные и личные. Реальными налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним, в частности, относятся земельный налог, налог на имущество, налог на недвижимость и некоторые другие. В отличие от реальных, личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с физических и юридических лиц или у источника дохода, или по декларации. Примером личного обложения могут служить налог на прибыль, налог на доходы физических лиц. [c.93]

Доходная часть законодательно утвержденных бюджетов была разделена на доходы от прямых и косвенных налогов, с подразделением на доходы от каждого налога, входящего в ту или иную группу. Это послужило основой для оперативного реагирования на финансовые затруднения в чрезвычайных обстоятельствах, для обеспечения фискальных потребностей государства на обозримую перспективу. Критерии, лежащие в основе классификации налогов, определяли ее качество и степень действенности мер фискального регулирования. [c.177]

Как же финансовая наука разрабатывала непростой вопрос классификации налогов Структура, в которую можно уместить все виды налогов, состоит из прямых и косвенных налогов. Деление налогов на прямые и косвенные было взято финансовой наукой из практики XVI в. Заслуга науки состояла в обосновании этой классификации с помощью ряда критериев. [c.177]

Теоретический спор о сочетании форм обложения был напрямую связан с необходимостью реформ существующих на практике систем налогообложения. Россия в начале XX в., как никакая другая страна, нуждалась в налоговой реформе. Министр финансов России С.Ю. Витте в лекциях Великому князю Михаилу Александровичу настаивал, что лишь сочетанием прямых и косвенных налогов может быть создана более или менее удовлетворительная система обложения, которая способна, не отягощая особенно плательщиков, не подрывая благосостояния массы населения и не препятствуя экономическому развитию страны, доставлять государству достаточные средства для покрытия его потребностей 1. К сожалению, политическая направленность развития России — СССР не позволила создать экономические основы рациональной налоговой системы, хотя предпосылки были подготовлены, в том числе и отечественными экономистами. [c.190]

Переход от административно-командных методов управления экономикой к рыночным обусловил коренные изменения в системе финансов предприятий, принципах их организации и управления ими. Медленная структурная перестройка экономики, затянувшийся финансовый кризис, разрыв хозяйственных связей, низкий платежеспособный спрос на продукцию и услуги, утрата значительной части собственных оборотных средств в связи с инфляцией и практическая недоступность кредитов для большинства предприятий крайне негативно сказались на их финан-. совом состоянии, привели к росту взаимных неплатежей и снижению рентабельно-спь Этому способствует и нестабильность налогообложения предприятий, высокий уровень прямых и косвенных налогов, который ведет к росту издержек, делая продукцию большинства российских предприятий неконкурентоспособной на мировых рынках. [c.7]

Чрезвычайные налоги — это обязательные налоги и сборы с физических и юридических лиц в государственный бюджет, вводимые при наступлении каких-либо чрезвычайных обстоятельств (война, стихийное бедствие и т.п.). Широкое распространение чрезвычайные налоги получили в периоды Первой (1914—1918) и Второй (1939—1945) мировых войн в форме налога на сверхприбыль, резкого повышения ставок прямых и косвенных налогов. Многие чрезвычайные налоги впоследствии стали функционировать в качестве обычных налогов. Это относится, в частности, к подоходному налогу с физических лиц. [c.189]

В соответствии с налоговой реформой сбор налогов с населения осуществлялся учрежденными в 1930 г. налоговыми инспекциями (территориальными налоговыми органами) — структурными подразделениями районных и городских финансовых отделов. Организационным подразделением городской (районной) налоговой инспекции в СССР был налоговый участок, который на определенной территории (участке) осуществлял работу по исчислению и взиманию налогов. До налоговой реформы 1930—1932 гг. существовали специальные инспекции по прямым и косвенным налогам и соответствующие налоговые участки после реформы налоговые участки действовали только в городах. В связи с передачей в 1937 г. взимания налогов с колхозников и сельского населения налоговым инспекциям районных финансовых отделов налоговые участки были образованы и на селе. Деление территории города (района) на налоговые участки производилось непосредственно городским (районным) финансовым отделом в городской местности — в зависимости от числа домовладений, плательщиков, предприятий и организаций, а в сельской — от количества сельских Советов, колхозов, хозяйств граждан, территориального расположения селений и условий связи с районным центром. [c.247]

Объяснение с помощью этой теории функций аудита не ограничивается частным, коммерческим сектором экономики. Правительство и местные органы власти осуществляют управление с помощью прямых и косвенных налогов, взимаемых с избирателей. Последние требуют подтверждения со стороны независимого органа достоверности публикуемых сведений о пользе той или иной компании. [c.12]

В настоящее время наиболее существенные налоговые доходы закрепляются за республиканским бюджетом РФ. Наиболее весомыми являются налоговые суммы, взимаемые на таможне в виде акцизов, пошлин, налога на добавленную стоимость (НДС). Примерно 1/3 из суммы прямых налогов остается в распоряжении центральной власти, а в распоряжение субъектов РФ направляется 2/3 налога на прибыль, НДС в пользу центра около 3/4 сумм зачисляется в республиканский бюджет РФ, а 1/4 направляется субъектам РФ. Данное соотношение прямых и косвенных налогов объясняется тем, что при сохранении государственной монополии на природное богатство страны все суммы НДС, акцизов по нефтепродуктам, нефти, углю являются собственными доходами федерального бюджета. [c.77]

Таким образом, обе налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры базиса в реальные результаты такого действия. Данный процесс отражен на рис. 16. Аналитическая оценка достигнутых результатов, сопоставление их с прогнозируемыми и ожидаемыми в каждый конкретный период времени позволяют судить о роли всей системы налогообложения, отдельных налоговых групп (например, прямые и косвенные налоги, ресурсные или имущественные налоги, местные налоги и т. д.), а также каждого налога в отдельности в зависимости от рассматриваемых налоговых функций. [c.87]

Функциональное предназначение системы налогообложения в целом должно распространяться на все его практические формы, если следовать фундаментальным принципам налогообложения и исходить из сущностного содержания экономических категорий налог и налогообложение . Однако набор конкретных налоговых форм (видов налогов и условий управления ими) при разработке налоговой концепции должен быть сориентирован на главную цель — равномерное разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями. Иными словами, между группами прямых и косвенных налогов должно быть установлено максимально возможное равновесие. Мы уже усвоили положение о том, что косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги — стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого вида налога должно быть организовано (организовать — значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов. Обусловленность функций налога реалиями базиса и надстройки представлена на рис. 3, 4 и 7. [c.93]

В настоящее время основу российской системы налогообложения составляют прямые и косвенные налоги (см. рис. 13). Историческая оценка косвенного обложения сводится в основном к тому, что этот метод формирования доходов бюджета с социальных позиций является крайне несправедливым. Однако именно этот метод распространен в ряде стран по причине простоты его применения и независимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности. Методика формирования косвенных налогов ограничивает возможности ухищрений и фальсификаций, способствующих уходу от уплаты налогов. В условиях высокой платы за труд именно косвенное налогообложение составляет костяк податных систем стран мирового сообщества. Распространение, например, налога на добавленную стоимость при высокой заработной плате не сопряжено с нежелательными социальными последствиями, несмотря на то, что этот налог является самым перелагаемым. Подоходные налоги в меньшей степени зависят от совершенства техники взимания, чем от распределения доходов, осуществляемого на корпоративном и общегосударственном уровнях. [c.103]

Соотношение прямых и косвенных налогов Доля налогового кредита в общей сумме задолженности Доля налоговых доходов бюджетов разных уровней в консолидированном бюджете Отношение внутреннего и внешнего долга к ВВП [c.437]

Прямые и косвенные налоги [c.41]

Из приведенных выше классификаций деление налогов на прямые и косвенные, центральные и местные наиболее значимо для уяснения правовых основ налоговых систем конкретных государств. Это связано с тем, что классификация налогов в зависимости от объекта обложения и порядка уплаты дает наиболее полное представление о налоговом бремени, которое возлагает на налогоплательщиков государство. Равное налогообложение в соответствии с возможностями налогоплательщика, справедливое налогообложение, — эти и другие принципы налогового права и налоговой политики наиболее полно раскрываются через анализ прямых и косвенных налогов, полный учет которых и определяет реальное налоговое бремя. [c.467]

Для налогоплательщиков косвенные налоги менее чувствительны с точки зрения процедуры отчуждения собственности, нежели налоги, уплачиваемые у источника или путем подачи декларации о доходах. Каждое государство, исходя из экономических реалий и своего понимания эффективности социальной политики, определяет долю прямых и косвенных налогов в национальной налоговой системе. В одних странах, например во Франции, Италии, Ирландии, Греции и Испании, предпочтение отдается косвенным налогам, в других государствах, в частности в Голландии, Дании, Люксембурге и Австрии, преобладают прямые налоги. Примерно равное соотношение прямых и косвенных налогов можно встретить в Финляндии и ФРГ. [c.467]

В этих правовых актах предусмотрена ответственность за правонарушения, связанные с уплатой прямых и косвенных налогов, с подделкой документов с целью уклонения от налогов. [c.484]

ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ В СОСТАВЕ ЦЕНЫ [c.231]

По объекту налогообложения различают прямые и косвенные налоги. [c.232]

Многие ученые и специалисты высказывают необходимость серьезного научного обоснования соотношения прямых и косвенных налогов. В настоящее время упор сделан на косвенные налоги как основу налоговой системы. В рыночной экономике традиционно считается целесообразным использовать косвенные налоги для сдерживания потребления. Косвенные налоги — это налоги на потребителя. Они считаются самыми несправедливыми, поскольку регрессивны по отношению к доходу. Регрессивный налог означает взимание более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких. [c.232]

Перечисленные принципы частично реализованы в ходе проведения налоговой реформы, осуществляемой в стране в соответствии с законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», принятым в декабре 1991 г. В результате реформы налоговая система России строится на сочетании прямых и косвенных налогов. Первые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, вторые -включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно в казну при косвенном — субъектом налога становится продавец товара (услуги), выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги). [c.142]

Какие налоги относятся к прямым Каковы формы косвенного налогообложения Какие причины влияют на соотношение между прямыми и косвенными налогами [c.166]

Многочисленные исследования американских и западноевропейских экономистов свидетельствуют о том, что буржуазное государство вплоть до 1974 г. присваивало себе более 70% чистой прибыли от нефти — главным образом через прямые и косвенные налоги на конечных потребителей, включаемые в розничные цены на топливо, горючее и электроэнергию. Согласно подсчетам, например газеты английских деловых кругов Файнэншл тайме , незадолго до начала энергетического кризиса — в июле 1973 г. — западноевропейские правительственные налоговые органы получали 55 из каждых 76 долл. чистой прибыли от тонны нефти развивающихся стран1. [c.16]

Решающий поворот к подоходному принципу обложения начался в 40-50-х гг. XIX в. До этого времени система прямого обложения представляла собой прямое реальное (объективное) обложение земли, домов, торговли, промышленности, зарплаты и жалованья, капитала. И.Х. Озеров, критикуя социалистов К. Родбертуса и А. Лориа за односторонность анализа проблем перехода к подоходному обложению, пишет о предпосылках этого сложного процесса. Они лежат в двух областях — экономической и социальной. Во-первых, в конце XIX в. развитие поземельной собственности, кредитного хозяйства, конъюнктуры, хозяйственной индивидуальности создавало условия для подоходного обложения и тем самым вытесняло прямое объективное обложение. Во-вторых, только подоходное обложение в состоянии охватить конъюнктурный доход и правильно определить сумму, подлежащую налогообложению, что очень важно с фискальной точки зрения. И.Х. Озеров, критикуя немецкого финансиста А. Штейна, сторонника теории, которая односторонне объясняет переход к подоходному обложению, тем не менее соглашается с его выводами, что подоходный налог рядом с прямыми и косвенными налогами абсолютно необходим, без него налоговая система не в состоянии обложить все доходы, получаемые из различных источников 2. И.Х. Озеров указывает, что прямые объективные налоги, основанные на средних вероятных исчислениях, в отличие от подоходного налога, учитывающего индивидуально всю сумму дохода, охватывают обложением только часть дохода. [c.129]

В1780 году учреждена экспедиция о государственных доходах, которая, однако, никогда не имела значения самостоятельного ведомства, а подчинялась канцелярии генерал-прокурора. В1802 году создано Министерство финансов, структурным подразделением которого с 1811 года стал Департамент податей и сборов, взимавший прямые и косвенные налоги с населения, а с 1833 года, кроме того, занимавшийся и проведением переписей податного населения. [c.499]

Уровень косвенных налогов в валовом общественном продукте в разных странах — членах ЕС различен. Если в среднем налоговая ставка в ЕС составляет 6,5%, то во Франции она превышает 10%, в Дании она составляет около 10%, в ФРГ -6%, Италии — 5%. Налоговая политика стран — члелов ЕС предполагает уменьшение доли прямых и увеличение доли косвенных налогов с тем, чтобы уравнять в государственных доходах долю прямых и косвенных налогов. Вопрос о налогах стал одним из важнейших, поскольку существующие различия в уровне налогооб- [c.280]

Тема 9. Налоги. Пропорциональный налог. Прямые и косвенные налоги

Налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Отличительный признак налогов – их принудительный характер. Это означает, что физическое или юридическое лицо обязано по закону уплачивать налог, независимо от своего желания. Нарушение этой обязанности связано с наказанием, предусмотренным законами страны.

Налоги включают несколько элементов:

субъект налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;

носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;

объект налога (налоговая база) – доход или имущество с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т. д.);

ставка налога – величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т. п.).

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платёжеспособности. Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на землю и др. В этом случае сумма налога непосредственно вносится налогоплательщиком в казну. При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. То есть сумма налога заложена в цене реализуемого товара или услуги. К косвенным налогам относятся таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость.

В Российской Федерации действует трёхуровневая система налогообложения, то есть взимаются федеральные, региональные и местные налоги. К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование биологическими ресурсами, государственная пошлина. На региональном уровне взимаются: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Местными налогами являются земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Взимание налогов в государстве происходит в рамках системы налогообложения. Система налогообложения – это совокупность норм, правил и занимающихся их реализацией институтов, обеспечивающих взимание налогов.

Налогообложение может быть прогрессивным, пропорциональным или регрессивным. Прогрессивный налог означает, что ставки растут по мере роста дохода. Тот, кто получает больший доход, уплачивает не только большую сумму налога в абсолютном выражении, но и большую часть своего дохода. Регрессивный налог означает, что у налогоплательщиков налог составляет большую часть низких доходов и меньшую часть высоких доходов. Регрессивные налоги чаще всего представлены косвенными налогами. Пропорциональный налог означает, что налоговая ставка остаётся неизменной, независимо от размера дохода.

Связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет отражает кривая Лаффера (рис. 1).

Рисунок 1. Кривая Лаффера

Поступление налогов в госбюджет (T) откладывается на оси абсцисс, на оси ординат – предельная налоговая ставка (t). По мере роста ставок налога от 0 до 100 % доходы государственного бюджета будут вначале расти от 0 до некоего максимального уровня (точки M), а затем снижаться опять до 0. Видно, что стопроцентная ставка налога даёт такие же поступления в бюджет, как и нулевая ставка: налоговые доходы госбюджета отсутствуют.

Дата добавления: 2016-07-22 ; просмотров: 1941 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

мировая экономика

Налоги и налогообложение предприятий в России

Сущность налоговой системы, принципы и функции налогов

Государство, выражая интересы общества в различных cферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Налогообложение основывается на 15 социальных законах, законе о бюджете и налоговом кодексе.

Налоги – обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны.

Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Налоговая система РФ представлена:

  • совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны;
  • целевыми отчислениями в около 15 государственных внебюджетных фондов;
  • компетенцией органов государственной власти в области налогового регулирования и способами их взаимодействия между собой;
  • методами исчисления налогов, а также налоговым контролем.

При формировании налоговой системы исходят из ряда принципов:

  1. Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона.
  2. Сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить соблюдение экономических интересов участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к. это позволяет планировать деятельность
  3. Обязателен механизм защиты от двойного налогообложения.
  4. Налоги должны быть разделены по уровням изъятия.
  5. Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий. Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги.
  6. Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТП, защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка предпринимательства.
  7. Система налогообложения должна быть комплексной при умелом сочетании разных способов налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить много маленьких налогов, чем один большой.
  8. Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести.

Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (акцизы, ндс, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало финансовому ведомству.

В зависимости от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. Прогрессивный налог – это налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Для разных по величине доходов устанавливается несколько шкал налоговых ставок.

Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. Косвенные налоги чаще всего регрессивные.

Пропорциональный налог – это, когда применяется единая ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.

В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные. К государственным налогам относятся подоходный, на прибыль, таможенные пошлины. Основным видом местного налога является имущественный налог.

Налоги по их использованию делятся на общие и специальные. Общие налоги предназначены для финансирования текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль, доход, стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, отдельные операции, отдельные виды деятельности, минимальная месячная оплата труда и др.

Налоги в зависимости от источников их покрытия группируются следующим образом:

  1. налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) — земельный налог, страховые взносы;
  2. налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг) — ндс, акцизы, экспортные тарифы;
  3. налоги, расходы по которым относятся на финансовый результат- налог на прибыль, на имущество предприятия, на рекламу, некоторые целевые сборы;
  4. налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий — лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах.

Способ реализации общественного назначения налогов как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов выражается функциями налогов.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная функция, которая состоит в формировании денежных доходов государства на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей, для покрытия расходов на образование, детские дома, на здравоохранение, строительство государственных сооружений, дорог, защиту окружающей среды.

Другая функция налогов – экономическая, которая состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, поощряя, ограничивая или контролируя различные процессы.

Льготы поощряют развитие того, за что они даются, например, если не облагать часть прибыли на развитие новой техники, то поощряется технический прогресс, на благотворительность- решаются социальные проблемы.

Если увеличивать налоги на сверхприбыль, то контролируется движение цен на товары и услуги. С ростом налогов доходы в казну уменьшатся, т.к. часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут.

Совершенство налоговой системы зависит от эластичности спроса и предложения на товар или услугу. Продавцы перекладывают уплату налогов на покупателей, когда спрос неэластичен. Если неэластично предложение, то налоги перекладываются на продавцов.

Когда размеры налогов разумны, известно их назначение, от их уплаты, как правило, не уклоняются. Известны три способа увеличения налоговых поступлений в бюджет: расширение круга налогоплательщиков; увеличение числа объектов, с которых взимается налог; повышение налоговых ставок. Ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы стимулировать вложения капитала, обеспечивать развитие производства.

Предельный уровень налогообложения определяется по следующим признакам:

  1. если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или сокращаются;
  2. если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала, ухудшается материальное положение населения;
  3. если растет “теневая” экономика, т.е. скрытое или явное уклонение от налогов.

В системе налогообложения существуют разнообразные льготы, например, освобождение от налога на ряд лет, снижение ставок налогов, вычитание из налогооблагаемой базы расходов, в которых заинтересовано государство, установление скидок при образовании разных фондов, возврат ранее уплаченных налогов, налоговый кредит или отсрочка платежей налогов, необлагаемый минимум, изъятие определенных элементов из обложения, освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков и др.

В случае нарушения налогового законодательства налогоплательщик несет ответственность в виде взыскания всей суммы сокрытого(заниженного) дохода, либо суммы налога за иной сокрытый объект налогообложения, а также штрафа в размере той же суммы и пени в размере одной трехсотой части ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Повторное или умышленное сокрытие (устанавливается судом) наказывается в 2-х и 5-и кратном размере.

Налоговый кодекс предусматривает эволюционное реформирование налоговой системы, установление такого уровня налогов, который смогут выдержать налогоплательщики, но при этом не пострадает бюджет. Должна быть обеспечена определенность, предсказуемость и прозрачность налоговой системы. Происходит корректировка льгот, остаются преимущественно только инвестиционные и социальные льготы.

Для предприятий малого бизнеса, организаций розничной торговли, сферы обслуживания населения и организаций, для всех, кто оказывает платные услуги возможен переход на упрощенную систему налогообложения.

Основные виды налогов

В России, согласно п.1 статьи 19 Закона “Об основах налоговой системы в РФ” налог на прибыль (доход) предприятий относится к федеральным налогам. Предусмотрено, что он является регулирующим бюджетным источником, т.е. часть поступающего налога может передаваться в бюджеты российских регионов.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия — юридические лица, их филиалы, иностранные юридические лица. Налогообложению подлежит прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от реализации основных фондов и иного имущества и прибыль от внереализационных операций. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Доходы по ценным бумагам, от игорного бизнеса, от посреднической деятельности выделяются из валовой прибыли и облагаются по другой ставке. Субъекты Федерации самостоятельно определяют ставки налога на прибыль. Федеральный налог составляет 13% и по закону территориальный максимально 22% (посреднический 30%). Примерами льгот по налогу на прибыль является 100% уменьшение сумм налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и специализированных протезно-ортопедических компаний, применение метода ускоренной амортизации, что является предоставлением льготы с условием целевого использования денег на приобретение основных средств. Налоговые льготы не должны уменьшать сумму налога, исчисленную без льгот более, чем на 50%. Налог на прибыль в России уплачивается в авансовом порядке. Существенные льготы по налогу на прибыль имеют малые предприятия. Вновь созданные малые предприятия первые два года не уплачивают налог на прибыль, если занимаются производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, товаров народного хозяйства, стройматериалов, лекарств, жилищным строительством, включая ремонт при условии выручки от этой деятельности 70%, третий год 25%, 4 год 50% (выручка 90%). При прекращении деятельности налог возвращается и увеличивается на процент ЦБ. Механизм расчета налогооблагаемой прибыли изображен в таблице 8.

Налог на добавленную стоимость (ндс) — это косвенный налог на товары и услуги, у которого есть входной налог, уплаченный поставщикам и выходной, начисленный на собственный оборот. В облагаемый оборот входит почти все: стоимость реализованной продукции, работ, услуг, финансовая помощь от других предприятий, средства, полученные от взимания штрафов, взыскания пеней, авансы по экспорту, убытки предприятия, бартерные операции, проценты за предоставление денег в кредит. При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, таможенные пошлины, в него включается сумма акцизов и таможенных пошлин.

Действующим законодательством установлен перечень оборотов, не облагаемых ндс, а также перечень продукции, товаров, работ, услуг, освобождаемых от обложения этим налогом. К таким оборотам, в частности, относятся товары (работы, услуги) производимые и реализуемые лечебно-производственными мастерскими при психиатрических и психоневрологических учреждениях, общественными организациями инвалидов.

Плательщиками ндс являются юридические и физические лица (конечные плательщики). Не уплачивают налог физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица ( до выхода налогового кодекса).

В настоящее время ставки ндс установлены в следующих размерах: 10% по продовольственным (кроме подакцизных) товарам, товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ и 20% по остальным товарам ( работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары. С 1.01.97 в РФ введен метод счетов-фактур, который регламентирует процесс оформления расчетных документов за товары, работы, услуги так, что недостаточно выделить налог, нужно еще иметь налоговую счет-фактуру.

Сумма ндс, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога полученного от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога уплаченными поставщикам.

Акцизы – косвенные налоги, включаемые в цену товара — введены Законом РФ от 6.12.91 №1993-1 “Об акцизах”. В соответствии с этим законом акцизами облагаются следующие товары (продукция): спирт этиловый из всех видов сырья, спирт винный, спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, шампанское, вино натуральное, другие алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин автомобильный, легковые автомобили. Ставки акцизов по подакцизным товарам являются едиными на всей территории РФ и даются в виде приложений к закону.

Сумма акцизов, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами акциза, исчисляемыми по облагаемым акцизами оборотам, и суммами акциза, уплаченными поставщикам за подакцизные товары. Законом введен зачетный механизм по акцизам. Так, если при покупке спирта уплачен акциз, а спирт использован на изготовление неподакцизной продукции (медикаментов), то сумма акцизов возмещается из бюджета.

В соответствии с Инструкциями Госналогслужбы РФ объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия-плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости.

Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Эта стоимость за отчетный период определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода. Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2% от налогооблагаемой базы, а по решению местных органов власти этот процент может быть установлен в меньшем размере.

Налог на имущество предприятия относится на финансовые результаты. Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РФ. Объектом налогообложения у граждан является совокупный доход, полученный в календарном году как в денежной, так и натуральной форме (зарплата, премии, вознаграждения, дивиденды, распределение прибыли, подарки, абонементы, питание, подписка, оплата за детей в детских учреждениях и т.д.). В состав совокупного дохода граждан также включаются суммы материальных и социальных благ, предоставляемых предприятиями персонально своим работникам и суммы материальной выгоды по заемным средствам и вкладам в банках.

В совокупный годовой доход не включаются все виды пенсий, выплачиваемые в соответствии с пенсионным законодательством РФ, выходные пособия, выплачиваемые при увольнении, компенсационные выплаты работникам, выплачиваемые им в пределах норм (командировочные, полевое довольствие, использование личных автомобилей в служебных целях).

У физических лиц, доход которых в течение года не превысил 5000 рублей облагаемая сумма уменьшается на сумму дохода в двукратном размере установленного законом минимального размера оплаты труда и такие же суммы на содержание детей и иждивенцев ежемесячно. Когда совокупный доход достигнет 5000рублей и 1 копейки до 20000рублей льготы определяются в размере однократного установленного законом минимального размера оплаты труда. В таблице дана шкала подоходного налога с облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году.

По подоходному налогу даются льготы на жилищное строительство один раз в жизни за трехлетний период не более 5000кратного размера минимальной оплаты труда.

Примером местных налогов может быть земельный налог. Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам. Земельный налог исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемого налогом и утвержденных местными органами власти ставок земельного налога на основе нормативной цены земли в рублях за гектар.

Одним из самых существенных по объему поступающих платежей местных налогов является налог на рекламу. Плательщиками налога на рекламу являются рекламодатели. Ставка налога на рекламу составляет до 5% от стоимости рекламных работ и услуг у рекламодателя. Другими примерами местных налогов являются местные сборы со сделок, совершаемых на биржах, сборы за право торговли, целевые сборы на содержание милиции и другие подобные цели.

В заключении следует упомянуть, что в последнее время очень важным для предпринимателей является вопрос отмены единого налога, когда это будет и чем он будет заменен. Отмена ЕНВД действительно планируется в скором будущем. Так появилась информация, что о существующих в МинФине решениях, которые вносят кардинальные изменения в деятельность предпринимательского сектора российской экономики. Однако пока в планах отменить единый налог только для некоторых категорий предпринимателей, а для остальных — в отдаленной перспективе.