Оглавление:
Дискуссия, полемика
Последняя бука буква «р»
Ответ на вопрос «Дискуссия, полемика «, 4 буквы:
спор
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова спор
Оживленный диалог с отстаиванием своих точек зрения
Дискуссия после доклада
Словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, диспут
Прения о вкусах
Определение слова спор в словарях
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а (-у), м. Словесное состязание, обсуждение чего-н., в к-ром каждый отстаивает свое мнение. Вести с. Ученые споры. Вступить в с. со стихией (перен.: в борьбу). Разногласие, разрешаемое судом. С. о наследстве. Судебный с. * Спору нет (разг.) — конечно.
Примеры употребления слова спор в литературе.
Извечный философский, да и медицинский тоже, спор: что первично, а что вторично?
И началось это все в разгар спора между жильцами и администрацией центра абсорбции, которая всеми средствами пыталась выселить их из центра.
Их спор прервал Иарбонел: — Друзья мои, конечно же это Аваллон — мое сердце чувствует его!
Вполне справедливо считалось, что пусть Ливия и была фурией, если бы не ее неустанная деятельность, Август ни за что не смог бы выполнить взятую им на себя колоссальную задачу: вернуть Риму мир и безопасность, отнятые долгими и бедственными гражданскими войнами, в которых сам он, спору нет, сыграл такую роковую роль.
Главной же его слабостью в заочном споре с Ельциным было даже не то, что один оказался жертвой августовского путча, а другой вышел из него победителем, а разный уровень легитимности.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Электронная библиотека
Спор представляет собой столкновение мнений, разногласие, в ходе выяснения которого каждая из сторон отстаивает свою правоту.
Дискуссия – это разновидность публичного спора. Целью дискуссии является выяснение и сопоставление различных точек зрения на заданную проблему, выявление истины и нахождение решения. Дискуссия представляет собой эффективный способ убеждения оппонента. Разновидностью дискуссии является диспут – спор на научную или публицистическую тему.
Полемика в отличие от дискуссии представляет собой борьбу принципиально противоположных мнений. В полемике каждая сторона, доказывая свою правоту, стремится одержать победу над противником.
Классификация споров в зависимости от цели
· Спор из-за истины. Целью такого спора является нахождение правды, проверка идей, мыслей. Данный спор отличает тщательный подбор аргументов, реальная оценка собственных позиций и позиций противников.
· Спор с целью убеждения оппонента. Убедить оппонента может только тот человек, который верит в то, что говорит, поэтому для такого спора характерна вера убеждающей стороны в непогрешимость и истинность своей позиции. Достаточно часто такие споры протекают конфликтно, так как используется агрессивная аргументация.
· Спор для одержания победы. Обычно в таких спорах участвуют целеустремленные, волевые личности, которые готовы преодолеть все преграды, но одолеть противника. Выяснение истины в данном виде спора не имеет существенного значения.
· Спор ради спора. Основные участники этих споров несколько конфликтные и эксцентричные личности, для которых спор выступает в роли любимого спортивного упражнения. Для таких людей не важно с кем, о чем спорить, в чем заключается правда.
Анализируя проблему спора, следует выделить основные факторы, влияющие на динамику рассматриваемого процесса. Итак, на характер спора влияют: значимость проблемы спора для сторон участниц, количество участников, время, наличие зрителей, форма осуществления (устная или печатная). Рассмотрим данные факторы более подробно.
Человек, заинтересованный в проблеме, имеющий определенный опыт в рассматриваемой области, будет более горячо отстаивать свою точку зрения, чем человек равнодушный, включенный в процесс спора только по служебной надобности.
По количеству участников выделяют споры-монологи, диалоги, полилоги. Спор самого с собой, как правило, заканчивается предпочтением наиболее актуальной для личности потребности по принципу «если очень хочется, то можно». Споры-диалоги наиболее распространены и очень часто используются в деловом общении, так же, как и споры полилоги. В данных видах спора успех одной из сторон будет зависеть от состава участников, их эрудиции, компетентности в спорном вопросе, а также уровня культуры.
В современном деловом мире в последнее время, особенно в средствах массовой информации, проводят организованные споры, в которых могут принять участие достаточно большое количество человек. Такие споры тщательно планируются, на спор выносятся специально сформулированные точки зрения на проблему. Организованные споры более других способствуют выяснению истины, так как их участники заранее знают проблему и готовят свои аргументы и контраргументы.
Наличие зрителей спора имеет как преимущества, так и недостатки. Преимущество заключается в том, что при наличии зрителей достаточно сложно прибегнуть к нечестным уловкам, приемам, солгать, а недостаток – в том, что зрители часто заставляют участников забыть истинный предмет спора и перейти к «игре на публику», к позерству.
Успех устного спора зависит от психологических особенностей людей, участвующих в нем: манеры и культуры речи, скорости реакции, живости ума и т.п. В печатном споре участвовать несколько легче, так как в нем не требуется немедленной реакции на доводы партнера, есть время, чтобы тщательно сформулировать свои аргументы. Письменный спор считается идеальным для выяснения истины.
У каждого спора есть свой предмет обсуждения, и в процессе дискуссии очень важно не упускать их из виду, не давать оппоненту отклоняться от непосредственной темы обсуждения.
Спор, как правило, не способствует принятию решения, так как каждая из сторон не готова уступать в своих позициях, однако, если в начале спора есть какие-либо вопросы, по которым мнения сторон сходятся, такой спор может способствовать выработке конструктивного решения.
Успешность дискуссий, диспутов, полемики во многом зависит от общности используемого сторонами понятийного аппарата. Приступая к спорам на научные или общественно-политические проблемы, следует убедиться в отсутствии расхождений в смысловой насыщенности используемых понятий и определений.
Участвуя в спорах, следует помнить о культуре спора, уважительно относиться к своим оппонентам, проявлять выдержку и самообладание, не давать воли эмоциям.
Следует по возможности более точно знать психологические особенности оппонента, чтобы подобрать более убедительные для него аргументы и выбрать более эффективную тактику.
Подбирая аргументы, следует заботиться о том, чтобы они воздействовали не только на разум, но и на чувства человека, противостоящего Вам в споре. Достаточно эффективно влияют на спорщика уместно используемые юмор, ирония, иногда даже сарказм, которые помогают снизить эмоциональную напряженность обстановки, создают позитивный настрой. Однако не следует злоупотреблять остротами, если обсуждаются серьезные и важные деловые проблемы.
Г.В. Бороздина приводит некоторые психологические приемы воздействия на участников спора.
· «Сведение к абсурду» состоит в демонстрации ложности тезиса, высказанного оппонентом, последствия которого противоречат действительности.
· «Бумеранг» — тезис или аргумент обращаются против тех, кто их выдвинул.
· «Подхват реплики» — умение применить реплику противника в своих целях, чтобы усилить аргументацию.
· «Довод к человеку» — вместо обсуждения тезиса обсуждаются достоинства и недостатки человека его высказавшего. Данный прием следует применять в сочетании с достоверными и обоснованными аргументами.
· «Обращение к аудитории» — целью данного приема является желание повлиять на чувства зрителей, слушателей и тем самым склонить их на свою сторону.
Успех спора во многом определяется и умением спорящих людей задавать вопросы и отвечать на них. В споре при помощи вопросов уточняется позиция оппонента, получается дополнительная информация, выясняется отношение к обсуждаемым вопросам. Все вопросы, используемые в споре, можно условно разделить на корректные и некорректные. Корректные вопросы нацелены на выяснение истины, не унижают достоинства собеседника, задаются в спокойном тоне. Некорректные вопросы чаще основаны на ложных утверждениях и стремятся задеть чувства оппонента, их цель вывести человека из состояния равновесия. Отвечать на такие вопросы следует спокойно, можно в некоторых случаях такие вопросы просто игнорировать.
Отвечать на вопрос в споре можно только в том случае, если Вы поняли его суть, если же формулировка вопроса недостаточно конкретна и сложна для восприятия, попросите Вашего оппонента уточнить, что собственно его интересует. Помните, что в споре особенно ценятся остроумные и конкретные ответы.
Рассматривая психологические аспекты спора, следует остановиться и на нечестных приемах, которые часто используются спорщиками /2/.
· «Много вопросов». Оппоненту задают несколько различных вопросов под видом одного и требуют немедленного ответа. Подвопросы иногда бывают прямо противоположны друг другу, один требует ответа «да», другой – «нет». Отвечающий, не заметив этого, дает ответ только на один из вопросов. Человек, задавший вопрос, использует это, применяя данный ответ к другому вопросу, чем и запутывает собеседника.
· «Уклонение от поставленных вопросов» — человек делает вид, что не услышал заданного вопроса, либо игнорирует ответ, используя усмешки, иронию.
· «Иронизирование над вопросом» — суть данного приема легче пояснить примерами: «И Вы считаете свой вопрос серьезным?», «Ну что за легкомысленный вопрос!».
· «Негативная оценка вопроса» — вместо ответа на вопрос оппонент оценивает саму формулировку: «Это наивный вопрос».
· «Ответ вопросом на вопрос» — человек задает оппоненту ответный вопрос, часто затрагивающий личностные особенности.
· «Ответ в кредит» — перенос ответа на вопрос на будущее.
· «Оттягивание возражения» — одной из сторон, участвующей в споре, выдвигается какое-либо предложение, а другая ставит вопросы в связи с их утверждением, начиная издалека, опровергает вначале второстепенные аргументы, а затем основные. Данный прием можно использовать в тех случаях, когда требуется время, чтобы сосредоточиться и точнее формулировать свои аргументы.
· «Смягчение ошибки» — если Вы допустили ошибку, высказывая свои мысли, то примените следующие речевые обороты: «я не совсем то имел(а) ввиду», «позвольте уточнить» и т.п.
Искусство спора одно из самых древних и обучаться ему никогда не поздно, развивайте и совершенствуйте свои коммуникативные умения и Вы достигнете успеха.
Постарайтесь сформулировать вопрос, состоящий из нескольких частей, ответы на которые противоположны
Как часто Вы одерживаете победы в спорах? Почему, на Ваш взгляд, это происходит?
Какие качества необходимы человеку, вступающему в дискуссию с авторитарным начальником?
Спор дискуссия полемика кроссворд
Спор — Дискуссия, полемика
Разбор по буквам:
- Спор — Слово на С
- 1 — я буква С
- 2 — я буква П
- 3 — я буква О
- 4 — я буква Р
Варианты вопросов:
translateSpanWord
Кроссворды, сканворды – доступный и действенный способ тренировки интеллекта, увеличения багажа знаний. Разгадывать слова, складывать пазлы – развивать логическое и образное мышление, стимулировать нейронную деятельность мозга и, наконец, с удовольствием коротать свободное время.
Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности (стр. 1 )
СПОР, ДИСКУССИЯ, ПОЛЕМИКА.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
Споры, дискуссии — это испытание не столько
ума человека, сколько его нравственности.
Хорошо ли, что споры, дискуссии и полемика, стали характерными чертами нашего образа жизни? Благом или злом является спор? Эти вопросы не так наивны, как может показаться на первый взгляд*.
Можно привести в качестве примеров много крылатых выражений и высказываний, в которых спор оценивается позитивно. «Спор — отец истины», — так считали древние греки. С этим афоризмом перекликаются известные всем слова: «В споре рождается истина». Перечень изречений, в которых отмечается необычайная полезность спора, легко продолжить.
Однако можно привести и такие выражения, в которых споры оцениваются негативно, например в пословицах и поговорках: «Кто спорит, тот ничего не стоит»; «Когда споры кипят, истина испаряется»; «В спорах теряется время».
О спорах весьма неодобрительно отзывался : «Споры всегда больше содействуют затемнению, чем уяснению истины». А. Линкольн говорил: «Ни один человек, который решил действительно преуспеть в жизни, не должен тратить время на личные споры».
Как же разобраться, кто прав: те, кто одобряет споры, или те, кто их порицает? Думается, что и те и другие. Спор действительно способен породить истину. Но спор нередко и губит ее. Все заключается в том, как ведется спор, какими методами и средствами.
Представим себе картину, нарисованную -Щедриным:
«Говорили все вдруг, говорили громко, стараясь перекричать друг друга. Вот кто-то вскакивает и кричит криком, захлебывается, жестикулирует, а рядом, как бы соревнуясь, вскакивают двое других и тоже начинают захлебываться и жестикулировать. Вот четыре спорящие фигуры заняли середину комнаты и одновременно пропекают друг друга на перекрестном огне восклицаний, а в углу безнадежно выкрикивает некто пятый, которого осаждают еще трое ораторов и, буквально, не дают сказать слова. Все глаза горят, все руки в движении, все голоса надорваны и тянут какую-то недостижимо высокую ноту. Разве можно иметь дело с людьми, у которых губы дрожат и руки вертятся, как крылья у мельницы?»
Такой спор ничего, кроме неприятных воспоминаний, принести не может. Думается, многие были если не участниками, то по крайней мере свидетелями таких споров.
Как научиться эффективно спорить, вести полемику? Предложить алгоритм, пригодный на все случаи жизни, практически невозможно. Спор — это тонкое искусство, причем кроме логических аспектов у него имеется множество трудноуловимых психологических, нравственных и этических граней. Выявить и учитывать их в споре позволяет лишь длительная практика.
Вместе с тем для рациональной организации и успешного ведения диалога, дискуссии, полемики необходимо руководствоваться определенными рекомендациями, установками и правилами. Без их усвоения невозможно результативно обсуждать сложные проблемы науки, искусства, экономики и политической жизни. Знание этих правил и принципов необходимо каждому деловому человеку.
Знать правила спора надо не только для того, чтобы вести его самому. Каждый из нас, независимо от рода занятий, время от времени превращается в слушателя, читателя или зрителя. Тем самым мы невольно становимся участниками споров, которые ведутся другими людьми. Вникнуть в суть обсуждаемых ими проблем, разобраться в доводах «за» и «против», разобраться в хитросплетениях мысли поможет знание психологических особенностей спора.
Решение многих деловых вопросов возможно только на путях открытого и гласного обмена мнениями. Умение компетентно и плодотворно обсуждать важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументируя свою точку зрения и опровергая мнение оппонента, должно стать обязательным качеством каждого делового человека., этого необходимо знать, как зарождался спор, каковы его корни I его история. Необходимо определиться в понятиях, чтобы не воз* кало путаницы в их применении или подмены одного понятия гим. Кроме того, необходимо определить, какие существуют поле мические приемы и возможно ли овладеть искусством ведения спора.
§ 1. Из истории происхождения спора
Чем больше мы углубляемая мысль в истину,
тем более удлиняем свою жизнь
В Древней Греции придавалось большое значение умению спорить и отстаивать свою точку зрения. Античные мыслители первыми обратили внимание на то, что спор играл важную роль выяснении истины. С целью публичного обсуждения острых проблем и злободневных тем они широко использовали диалог, излагали свои мысли в форме вопросов и ответов. Античные мыслители исходили из того, что о всякой вещи существует проти ложное мнение, поэтому в споре каждый может отстаивать ев точку зрения, свою позицию, так как это позволяет приобретать знания не в готовом виде, а путем размышления, совместного суждения проблемы, поиска правильного решения.
Первым стал применять такой метод Протагор, прославивши в Древней Греции как большой мастер спора. Публичные диспуты, которые он устраивал, вызывали огромный интерес.
Способ ведения диалога, заключавшийся в постановке вопросов собеседнику и показе ошибочности его ответов, позже стал использовать величайший древнегреческий философ Сократ, имя го пережило века. Сократ утверждал, что спор может развиваться тех пор, пока по его ходу встают и разрешаются вопросы. Это ев образная пища для любого диалога. Если вопросы исчерпаны, движение мысли прекращается. Сократовские беседы до сих волнуют нас, увлекают, учат, заставляют задуматься.
Сократ постоянно мыслил и заставлял мыслить других, он сомневался сам и вызывал сомнение у своих собеседников, он вал проверки и доказательства каждой мысли, каждого выдвинутого положения, заставляя своих собеседников задумываться над
Помогите составить кроссворд на тему «спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности» 13 слов
Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики
Больше никакой рекламы
Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики
Больше никакой рекламы
Ответы и объяснения
Ответы и объяснения
- muzcolor
- умный
1) Спор по-другому. (пари).
2) Спор — ___ истины (отец).
3)Спор — тонкое ___ (искусство.)
4)Какое слово обозначает искусство вести спор? ( Эристика.)
5) Где спору уделялось большое внимание? ( В Древней Индии и в Древней Греции.)
6) В ,,словаре современного русского языка,, сказано, что спор — это словесное ___ (состязание).
7) Разговорное значение слова ,,спор,, (ссора).
8) Споры делятся на 3 группы : спор-монолог; ___ ; спор-полилог. (спор-диалог.
9)Споры бывают устными и писменными (___). (печатными).
10) В спорах применяется приём возвратного удара или приём ___ (Бумеранга)
11) Ответы бывают позитивные и ___ (негативные).
12)Что может быть позволительными и непозволительными? (уловки)
Спор, дискуссия, полемика: разделяем понятия
Если люди не соглашаются друг с другом и вступают в дебаты, то такое понятие именуют спором. При этом принято выделять различные обстоятельства, при которых люди дискутируют. Важно является ли обсуждение публичным и к чему стремятся стороны. Прийти к единому мнению или выйти в общении победителем. Стиль ведения беседы и конечный результат определяют понятия. В разговоре любое разногласие объединяют под словом спор. В литературе каждое из понятий: спор, дискуссия и полемика имеют свое значение. Разделим понятия и разберемся в отличиях.
У понятия спор множество синонимов – это разногласие, противоречие, ссора. С этим явлением сталкивался каждый из нас. Спорят по мелочам, важным вопросам. Столкновение происходит в результате отличных мнений. Во время беседы присутствуют двое или более человек. Подобное обсуждение называют диспутом, полемикой или дискуссией. Но, это не верно.
Что же такое спор? Это противопоставление сторон, возникающее спонтанно, без предварительной договоренности об обсуждении конкретного вопроса. К спору не подготавливаются заранее, не собирают материалы и доказательную базу. Достаточно не согласится с мнением одного из дискутирующих, чтобы завязалось обсуждение. В споре человек опирается на опыт, полученные знания. Редко предоставляет конкретные данные: цифры, исследования, примеры.
Спор проявляется в двух формах. Первый вариант – это устные ссоры. Такие разногласия ограничены по времени. Заканчиваются при нежелании второй стороны дискутировать или при окончании встречи. Вторая форма – письменная. Такие споры длятся бесконечно. Выражаются в составлении писем, заявлений, петиций, протестов, которые отравляются на адрес оппонента. Вторая сторона не может прервать поток письменных сообщений.
Люди, вступающие в спор, действуют по разным причинам. Кому-то важно доказать истину убеждений, кто-то просто заполняет свободное время. Лидеры стремятся одержать победу. Почему человек вступает в спор и поведенческую линию людей изучают такие науки: конфликтология и психология. При этом нельзя относить спор к негативному явлению. Достаточно вспомнить мудрость, что «в споре рождается истина».
Дискуссия, что это?
Вспомните встречу на работе, где собираются начальники отделов и пытаются прийти к решению вопросу. При этом каждый из них приходит с отличным мнением. По итогам этого собрания находится приемлемый вариант, который решает проблему. Но, это не означает, что участники встречи поменяли мнение. Если вам знакома эта ситуация, значит вы принимали участие в дискуссии.
Что же означает дискуссия на научном языке? Это публичное собрание людей, где обсуждается конкретная тема. Участники обсуждения имеют отличные мнения, высказываются, противопоставляют друг другу. Но, при этом стремятся прийти к единому мнению, найти выход из ситуации. Дискуссия не предполагает победителей или проигравших. Чтобы склонить оппонента на свою сторону участники беседы используют факты, подготавливают отчеты, предоставляют расчеты и другие убедительные доказательства.
Дискуссия считается одним из эффективных методов убеждения. За короткий промежуток времени выслушивается несколько идей. Чтобы убедить собеседников, достаточно правильно подготовиться, собрать факты и доказательства.
Что означает понятие полемика?
По значению полемика недалеко ушла от спора. Во время обсуждения проблемы люди оказываются по разные стороны баррикады. Против одного мнения выставляется абсолютно противоположное. Начинается беседа, именуемая полемикой. Что означает это понятие?
Это обсуждение спорного вопроса, которое в отличие от дискуссии не ведет к примирению сторон. Задача каждого из дискутирующих – это одержание победы. Здесь нет общего мнения, только одно правильное, в котором победитель убедил других участников беседы. Остроумный, решительный и хваткий полемист выигрывает в таком сражении. Слабовольный и застенчивый человек не в состоянии противится такому напору.
Под полемикой понимают отдельную науку, которая учит влиять на людей, убеждать, склонять на нужную сторону. При этом слов не достаточно. Человек, желающий выиграть спор, представляет неоспоримые факты и мощные доказательства. Полемистов обучают тактикам, стратегиям, психологическому влиянию на собеседника.
Какие бывают виды спора?
Если оттолкнуться от научных понятий, то становится понятно, что спор – это не просто противопоставление двух мнений. Это тонкая, умелая борьба, которой обучаются. Полемисты умеют отличать истинную дискуссию, находят лазейки, выходят победителем в любой ситуации.
Какие бывают виды спора?
Дискуссия с целью найти истину. Возникает в результате обсуждения темы людьми, хорошо разбирающимися в ситуации. Для правильного решения вопроса искусственно сталкиваются отличные мнения. К такому спору стороны тщательно подготавливаются, приносят доказательства, обосновывают точку зрения. Обязательное условие участия в такой дискуссии – это профессиональное знание темы и желание прийти к истине. Цель спора – это поиск единственного правильного решения. Одна из сторон убеждает другую путем предоставления неоспоримых фактов и доказательств. Конфликтующий соглашается не под давлением или ораторскими умениями собеседника, а под научными подтверждениями.
Полемика с целью убедить противника. Здесь сторона действует по разным причинам. Первый вариант – это четкое убеждение в правоте. Второй – это необходимость склонить собеседника на нужную сторону. При этом полемист не разделяет эту точку зрения, а действует по приказу начальства либо в силу других обстоятельств.
Спор с целью выйти победителем. Мотивы организатора дискуссии разнообразные. Неуверенные личности подавляют другого человека желая самоутвердиться. Либо спорят по заданию начальства, долгу службы. Еще один вариант добиться победы путем спора – это работа на публику. Стоит задача организовать громкую и фееричную победу. При этом методы достижения желаемого не учитываются. Победа в споре достигается любыми путями.
Дискуссия ради спора. Такой человек вступает в любые обсуждения, поддаваясь спортивному интересу. Задача дискутирующего поучаствовать в полемике. При этом человек может не разбираться в теме, быть далеким от проблематики обсуждения. Не важно, кто выступает с обратной стороны, и какими качествами обладает. Для такого человека спор – это вид спорта, где важно не только участие, но и победа, возможность блеснуть знаниями и красноречием. Посмотрите на свое окружение, такая личность есть в каждой компании. При первом столкновении человек производит впечатление эрудированного и знающего человека. После нескольких дискуссий понимаешь, что за громкими фразами скрывается незнание темы и пустота. Старайтесь не вступать в подобные дискуссии, решение вопроса в таком обсуждении вы не найдете. К описанной схеме прибегают в подростковом возрасте. В этот период ребенок стремится вырваться из-под опеки взрослых и отстоять мнение.
Приведенные виды условные и редко встречаются в чистом виде. При этом изначально начавшийся спор может повернуться в любую сторону. Во время дискуссии поднимаются бытовые, личные, семейные вопросы, социальные темы. В последнем случае отстаиваются интересы групп лиц. К таким дискуссиям готовятся заранее, привлекают к обсуждению знающих людей и умеющих вести переговоры. Спор забирает время и отнимает силы. Вступайте только в те дискуссии, которые имеют социальное значение. Не растрачивайте энергию по пустякам.
В классическом варианте разногласие возникает между двумя сторонами. Данная дискуссия выливается в диалог. Если при обсуждении присутствует более двух человек, имеющих разную точку зрения, то спор называется полилог. При этом не важно, ведется дискуссия за закрытыми дверьми или участники полемики выступают публично. К сбору общественности прибегают, когда стоит цель повлиять на мнение спорящих людей.
Психология выделяет еще один вид дискуссии. Это спор с самим собой. Такой человек вступает в конфликт с собой, ведет внутренний монолог. Данное состояние не считается отклонением. Каждый из нас сталкивался с ситуациями, когда приходится принимать важные решения. На результат влияет множество факторов: личные убеждения, влияние со стороны. В итоге человек убеждает сам себя, спорит, находит доводы, ведет монолог.
Значение понятий в современном мире
Полемика и дискуссия имеют важное значение в деловом мире. Трудовая деятельность предполагает контакт с другими людьми, умение выделять важные вопросы, проводить опросы, собирать доказательства и приводить других к правильному решению. Полемистом называют человека, обладающего такими качествами:
эрудированностью;
высокими знаниями в выбранной теме для спора;
нестандартным мышлением;
навыками общения и убеждения.
Такой человек умеет организовывать встречи, собирать нужных людей и готовить доказательную базу. Чтобы организовать полемику по конкретному вопросу, выполняются следующие действия:
Выбирается тематика для обсуждения. Учитывается отправная (правильная) точка зрения. Прорабатываются возражения по этой теме. Участники полемики должны понимать, какая проблематика обсуждается.
Подготовка к вопросам и ответам. Чтобы беседа проходила живо и привела к результату, проговариваются проблемные вопросы. Для этого организатор вытягивает присутствующих к обсуждению, подбрасывая «горячие» темы. По выполнению двух пунктов у полемиста на руках должен быть четкий сценарий беседы.
Полное владение темой. При необходимости организатор обращается к специалистам в выбранной тематике. При изучении вопроса узнает о противоположных теориях, точках зрения. Обрастает знаниями, повышает эрудированность и приходит к четкому мнению.
Владение ситуацией. Организатор обладает умением слушать и слышать, направляет беседу в нужное русло. Полемист проводит обсуждение в объективном русле, держит главную линию, отметает второстепенные вопросы.
При проведении дискуссии цель организатора заключается в погашении конфликтов. В результате участники не должны испытывать эмоциональное напряжение. Итог – это желание дискутирующих встретится для дальнейшего сотрудничества и обсуждения вопросов.
Спор, дискуссия, полемика: разделяем понятия
В чем же основные отличия между тремя значениями? Прежде чем подводить итог, отметим, что существуют сходные понятия:
Диспут. По теории понятие схоже с дискуссией. Основное отличие – это обсуждение научного или общественного вопроса. Ранее понятие означало только отстаивание научной работы. Обсуждение проходило публично.
Дебаты. Слово знакомо по политическим передачам, заимствовано из французского языка. Участники разных партий обмениваются докладами, после чего вступают в дебаты.
Прения. Это последствия выступления человека с публичным сообщением, заявлением. При несогласии с мнением оратора возникают вопросы, обсуждения. Распространенное явление при проведении конференций или собраний.
Описанные понятия уже выходят из трех основных: спор, дискуссия и полемика. По сути – это схожие значения, поскольку причина возникновения их единая. При наличии разных мнений появляются спорные ситуации. Чтобы прийти к общему знаменателю используют дискуссию. Грамотное отстаивание своей правоты – это полемика. Спонтанно возникшее обсуждение называют спором.
«Ребята, давайте жить дружно!»
(Урок риторики по теме «Спорить или ссориться?»)
1. Научить видеть различия между понятиями «спор», «ссора».
2. Познакомить с простейшими, но необходимыми правилами ведения спора.
3. Показать возможности и особенности споров со взрослыми.
4. Научить подбирать аргументы в защиту своей позиции.
5. Воспитать уважение к мнению своего оппонента, интерес к предмету.
6. Развивать речь учащихся в процессе общения.
Оформление: изображения героев мультфильма «Ребята, давайте жить дружно», кроссворд, ключевые понятия урока «спор», «ссора».
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, аудиомагнитофон.
1. Дыхательная гимнастика.
Как обычно, урок риторики мы с вами начнем с дыхательных упражнений. Представим, что мы попали в цветочный магазин. Сколько запахов кругом! Вдохнем глубоко. еще! А сейчас каждый из вас стал именинником. Задуем на торте одну свечу. пять свечей. десять свечей. Молодцы! Вспомним стихотворение «Кто такой ритор?» Д.Н. Александрова:
По-латыни орис – рот,
И оратор – это тот,
Кто под действием светил –
Пришел,
. сказал
. и убедил.
Ну, а ритор – кто такой?
Он такой же и другой:
Ритор может преподать –
Что, когда
. и как сказать.
Цицерон для них – основа –
И для плана, и для слова:
Стройно – планы составлять,
Их – изящно излагать,
Доказав по ходу речи,
Что к нему для новой встречи
Повалит честной народ,
Чтоб внимать,
. разинув
. рот.
2. Просмотр отрывка из мультфильма «Ребята, давайте жить дружно!», разгадывание кроссворда, сообщение темы и целей урока.
– Ребята, прежде чем мы с вами определим тему и цели урока, посмотрите отрывок из известного всем вам мультфильма. Скажите, пожалуйста: какими словами заканчивается каждая серия этой истории?
– Удалось ли Леопольду и мышатам научиться жить дружно? Сегодня мы попробуем помочь героям мультфильма. А для этого нам предстоит стать строителями и воздвигнуть Дом мира и согласия. И я надеюсь, что наш урок поможет не только Леопольду, но и всем вам.
– А для того, чтобы узнать тему нашего занятия, вам придется ответить на вопросы кроссворда, в котором спрятаны ключевые слова урока.
1. Человек, общающийся с нами в обычной, спокойной обстановке.
2. Положение, истинность которого нужно доказать.
3. Побудительное речевое действие повелительного характера.
4. Учитель практического красноречия.
5. Теория красноречия, наука об ораторском искусстве.
6. Речь, которую нельзя понять неправильно или по-разному.
– Какие слова были спрятаны в кроссворде? (Ссора, спор.)
– Слова спор, спорить, кажется, всем понятны. Однако употребляют их довольно часто для обозначения совершенно разных действий. Так, выражение мы поспорили иногда значит просто «подрались». Так что же такое настоящий спор? Можно ли научиться спорить? На эти вопросы мы ответим на уроке, тема которого – «Спорить или ссориться?». Цель урока – научиться видеть различия между спором и ссорой, познакомиться с простейшими, но необходимыми правилами ведения спора.
Статья опубликована при поддержке компании «СтройКомплект», предлагающей к реализации различные строительные материалы и конструкции. В ассортименте компании кровельные материалы, крепеж, профилированный и гладкий лист, водосточные системы, оборудование для монтажа, а также сэндвич-панели, фасонные элементы и доборные элементы. Последние, помимо применения в декоративном оформлении сооружений и использования для придания зданиям законченного вида, несут на себе еще и серьезную функциональную нагрузку. Именно ими закрываются стыки между панелями или участки примыкания к другим частям здания, обрамляются проемы окон, дверей и ворот, парапеты, оформляется цоколь, технологические выходы и другие части ограждающей конструкции. Фасонные и доборные элементы дополнительно обеспечивают герметичность и теплоизоляцию стыков и углов конструкции, защищают места креплений, защищая тем самым от промерзания, попадания воды и грязи, а также повышают огнестойкость сооружения. С подробной информацией о предлагаемой к реализации продукции и ее технических характеристиках можно ознакомиться на сайте stkomplekt.ru.
3. Можно ли научиться спорить?
– Начнем строительство «Дома мира и согласия». Мой дом появится на доске, а кирпичики вашего дома находятся в конвертах, которые лежат на партах.
– Положите перед собой лист бумаги, возьмите в руки клей и будьте внимательны – работать будем все вместе. В конце урока у каждого из вас появится красивый дом, который поможет вам избежать ненужных ссор.
– С чего начинается строительство дома? Конечно, сначала мы должны заложить фундамент. Фундаментом нашего дома будет определение слова общение. Что же такое общение? Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия личностей или групп, во время которого происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками. Это реальная форма нашего человеческого существования.
– «Отец риторики» софист Протагор говорил, что о каждой вещи, о каждом предмете есть (по крайней мере) два мнения. Борьбу, столкновение этих разных мнений об одном предмете он назвал диалогом. А что мы с вами называем диалогом? (Разговор двух и более лиц.) Что является самым главным при общении людей друг с другом? (Контакт, взаимодействие, взаимопонимание.)
– О чем мы всегда должны помнить, когда ведем беседу друг с другом? (Правила для собеседников.) Перечислите эти правила.
– Ну что, фундамент мы заложили. Поставили столбы, на которых будет держаться наш дом. Начнем строить первый этаж.
– У меня на доске и в ваших листочках на партах написаны значения слов спор и ссора, взятые из словаря В.И. Даля. Как вы думаете, какое из них определяет спор, какое – ссору? Соедините стрелочками слова с их лексическими значениями.
Спор – словесное состязание, устные или письменные прения, где каждая сторона, опровергая мнение противника, отстаивает свое.
Ссора – несогласие, раздор, вражда, неприязнь.
– Какое из этих слов имеет положительную оценку?
– Прочитайте, пожалуйста, значение глагола спорить, которое дает в своем словаре В.И. Даль. Возможно, с некоторыми из этих значений вы даже незнакомы.
Спорить кому, чему, чем – помогать, приносить пользу, счастье, удачу.
Спорить с кем, против кого, о чем – не соглашаться, опровергать, оспаривать, быть противного мнения, доказывать свое.
– Какое из этих слов станет первым кирпичиком в строительстве «Дома»?
– Ребята, может быть «Спор ради истины» (средство проверки какой-либо идеи)?
«Спор ради победы» (цель спора – победа), «Спор ради зрителей» (убеждение оппонента в том, что сам спорящий уверен в истинности отстаиваемой позиции).
«Спор ради спора» (своего рода «искусство для искусства», спорт).
– Позже вы познакомитесь с такими видами спора, как
Полемика – острый спор, столкновение мнений по какому-либо вопросу.
Дискуссия – корректное по форме публичное обсуждение какого-либо спорного, обычно научного, вопроса.
Диспут – публичный спор на научную или общественно важную тему.
Дебаты – обсуждение какого-либо вопроса, обмен мнениями, обычно после доклада.
– В строительстве «Дома» нам решили помочь герои произведения Н.Носова Незнайка, Гунька и Кнопочка. Познакомьтесь с двумя историями, произошедшими с ними. Ваша задача – определить, где произошла ссора, а где вышел спор. Объясните свое мнение.
(Учебник, упр. 87, 89.)
Исход первой ситуации – малыши подрались. И у Незнайки, и у Гуньки не было серьезных аргументов в защиту своей позиции. И то и другое характерно для ссоры. Кнопочка заставила Незнайку задуматься и изменить мнение. Такой исход типичен для спора.
К какому типу речи относится вторая сценка? (Рассуждение.)
Что характерно для текста-рассуждения? (Тезис, аргументы, доказательство, вывод.)
Именно композиционная схема текста-рассуждения поможет вам правильно вести спор.
Продолжаем строительство дома. Что же есть в споре?
1. Участники спора: оппонент – участник спора, опровергающий тезис; выдвинутый другой стороной; пропонент – участник спора, выдвигающий и защищающий тезис.
2. Предмет спора. Вопрос, по которому собеседники выражают разные точки зрения. Тезис – положение, истинность которого должна быть доказана.
3. Доказательства, объяснения, доводы, аргументы, которые приводит каждый с целью убедить другого в своей правоте. Эти доказательства, объяснения должны быть убедительными.
– В русском переводе популярной детской книги Киплинга «Маугли» среди ее животных-героев действует и стая обезьян-бандерлогов. Часто манера поведения некоторых спорщиков напоминает повадки бандерлогов, когда спорящие не слушают друг друга.
Для человека монолог –
Основа рассуждения,
А добрый, честный диалог
Раскроет все сомнения.
Я вижу бандерлогов там,
Где люди суетятся,
Кричат все хором, злобный гам
Толкает их подраться.
У бандерлогов есть мечта –
Болтать, искать изъяны,
Считать, что глуп и тот, и та. –
Так спорят обезьяны.
Для того чтобы не быть бандерлогами, нужно соблюдать правила поведения в споре. Прочитаем эти правила в учебнике на стр. 105.
1. He спорь по пустякам!
2. Приводи убедительные доводы!
3. Слушай внимательно доводы собеседника!
4. Ищи то, с чем можно согласиться!
5. Не обижай собеседника своими словами, тоном, жестом!
6. Не превращай спор в ссору!
– Посмотрим отрывок из мультфильма про Черепаху и Львенка и ответим на вопрос: спорят или ссорятся герои мультфильма? Свое мнение обоснуйте.
– Отстаивать свое мнение, свою точку зрения приходится не только в разговоре со своими сверстниками, но и в разговоре со взрослыми, а это задача непростая.
– Посмотрим, как справился с ней Волька Костыльков, герой повести Л.И. Лагина «Старик Хоттабыч». Ответьте на вопрос после просмотра отрывка: чем же отличается спор со сверстниками от спора со взрослым человеком? (Вежливость, корректность, убедительность доводов.)
– «Дом мира и согласия» почти готов. Для того чтобы появилась крыша, послушайте и запомните такие слова: «Вы можете победить в споре, но потерять друга». (Д.Лондон); «Из двух спорщиков горячится тот, кто не прав». (Ч.Лэм); «Ссора до добра не доводит». (Русская пословица); «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении». (Цицерон)
Итог урока. Домашнее задание
– Вот и построили мы с вами «Дом мира и согласия». Если каждый кирпичик этого дома будет крепко держаться на своем месте, то в окнах этого дома всегда будет царить радость, понимание. Я надеюсь, что мы помогли Леопольду и мышатам найти возможность решить их спор. В качестве домашнего задания я предлагаю вам написать продолжение мультфильма и помирить его героев.
С.Л. УРЕКЕ,
учитель года–2007,
гимназия № 5,
г. Мурманск