Оглавление:
Ст 12 фз об осаго консультант
- Автострахование
- Жилищные споры
- Земельные споры
- Административное право
- Участие в долевом строительстве
- Семейные споры
- Гражданское право, ГК РФ
- Защита прав потребителей
- Трудовые споры, пенсии
- Главная
- Закон об ОСАГО № 40-ФЗ
Закон об ОСАГО в редакции 2018 года
1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО).
Текст закона впервые был опубликован в «Собрании законодательства РФ», 06.05.2002, N 18, ст. 1720, «Российской газете», N 80, 07.05.2002.
Из преамбулы закона об ОСАГО следует, что основной целью принятия закона являлась защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу.
В 2005 году ряд положений закона № 40-ФЗ стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который не нашел оснований для вывода о противоречии их Конституции РФ. Постановлением КС РФ от 31.05.2005 N 6-П положения абзацев третьего и четвертого статьи 3, пунктов 1 и 2 статьи 4 и пункта 3 статьи 32 Федерального закона «Об ОСАГО», закрепляющие обязанность страхования владельцами транспортных средств риска своей гражданской ответственности и недопустимость использования на территории РФ транспортных средств, владельцы которых не исполнили эту обязанность, признаны не противоречащими Конституции РФ.
Правила страхования
Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждены положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Разъяснения Верховного Суда РФ
Некоторые разъяснения о применении положений закона об ОСАГО содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.
Ниже приведен текст документа:
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в последней редакции с изменениями и дополнениями (внесенными Федеральным законом от 29.12.2017 N 448-ФЗ), вступающими в силу с 01.06.2018 года (ред. 40).
К ряду статей закона об ОСАГО имеются комментарии в виде извлечений из указанного постановления Пленума ВС РФ, а также ссылки на статьи и комментарии, ранее размещенные на данном сайте.
25 апреля 2002 года
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Принят
Государственной Думой
3 апреля 2002 года
Одобрен
Советом Федерации
10 апреля 2002 года
В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).
Глава I. Общие положения
Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования
Глава III. Компенсационные выплаты
Глава IV. Страховщики
Глава V. Профессиональное объединение страховщиков
Глава VI. Заключительные положения
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
25 апреля 2002 года
N 40-ФЗ
Закон об ОСАГО 2018 новая редакция
Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2018 года
Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2018 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.
Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности
- Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
- Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
- Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.
Контроль над исполнением закона
Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.
В этом году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.
В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.
Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции
- Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
- Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
- Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
- С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
- С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.
- В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться:
— при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней),
— в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,
— при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.
Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:
- недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
- возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
- высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
- распространение поддельных полисов ОСАГО;
- необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны
Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.
Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях. Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.
Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле. Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства. Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.
Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) 2018
Закон об ОСАГО в последней действующей редакции от 1 июня 2018 года.
Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.
Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном государственном страховании ответственности владельцев транспортных средств» определяет правовые, организационные и экономические основы ОСАГО. Основная цель Федерального закона «Об ОСАГО» – гарантия возмещения вреда, причинённого жизни, здоровью и транспортному средству вследствие дорожно-транспортного происшествия. Федеральный закон РФ «Об ОСАГО» устанавливает механизмы обязательного страхования и выплаты компенсации в виде страхового возмещения материального и морального ущерба.
Федеральный закон «Об ОСАГО» определяет минимальные страховые суммы и предельные выплаты в зависимости от характера вреда, количества потерпевших, объекта страхования и страхового тарифа, который учитывает характеристику автовладельца, региональные особенности, техническое состояние транспортного средства.
Федеральный закон «Об ОСАГО» определяет права страхователей на возмещение ущерба в случае ДТП и обязательства страховщиков компенсировать ущерб, выплатив страховую сумму, оговоренную договором страхования, при страховом случае. Федеральный закон «Об ОСАГО» служит законодательной базой для реализации права страхователей на получение возмещения ущерба в случае отказа страховой компании платить.
Последние изменения в Законе «Об ОСАГО»
- Изменения в законе «Об ОСАГО», вступившие в силу с 1 января 2017
- Изменения в законе «Об ОСАГО», вступившие в силу с 28 апреля 2017
- Изменения в законе «Об ОСАГО», вступившие в силу с 25 сентября 2017
Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.
Так, например, Закон об ОСАГО не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.
Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.
Комментарии к закону
Вы также можете получить комментарии к закону «Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО)». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.
Закон об ОСАГО новая редакция 2018
С 1 июля 2003 в нашей стране действует Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств N 40-ФЗ – так называемый Закон об ОСАГО, призванный упорядочить процедуры взыскания ущерба в различных ситуациях. С этого момента обязательное страхование гражданской ответственности становится неотделимой частью допуска граждан к управлению транспортными средствами.
Каждый водитель обязан иметь полис ОСАГО, подтверждающий страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Суть такой страховки заключается в том, что если водитель, вписанный в полис, признан виновником ДТП, то страховая компания возмещает определённую сумму ущерба потерпевшим. Речь идёт о компенсации вреда, причинённого как самому транспортному средству, так и здоровью и жизни потерпевших. Если водитель признан потерпевшим — в этом случае работает полис виновника аварии. Подобная система страхования является мировой практикой, многократно доказавшей свою эффективность при условии добросовестного исполнении обязанностей всех участников процесса, включая страховую компанию.
Статьи закона об ОСАГО
Цели и задачи Федерального закона об ОСАГО
Основная цель нового закона заключается в защите прав потерпевших с взысканием компенсации за причинённый вред с виновников ДТП, которую будет выплачивать страховая компания. Это правовой механизм позволяет оперативно получать возмещение материального и физического ущерба без долгих судебных разбирательств.
Главная задача страхования ОСАГО – сократить до минимума время между страховым случаем и получением потерпевшей стороной обозначенной компенсации. Одновременно делается акцент на повышении ответственности водителей и страховых компаний, выписывающих полис. В частности, любой страховой случай с виновностью страховщика станет причиной повышения стоимости следующей страховки для конкретного водителя.
Основные положения Закона об ОСАГО
- декларирование обязательного страхования гражданской ответственности как определённой законом обязанности всех водителей;
- определение объекта обязательного страхования, страховых сумм, коэффициентов выплат, страховых рисков и т.д.;
- порядок оформления ДТП в рамках действующих полисов ОСАГО;
- перечень этапов проведения технической экспертизы транспорта;
- описание процедур возмещения убытков;
- порядок оспаривания позиций любой из сторон;
- реестр организаций и мероприятий, необходимых для осуществления контроля над выполнением обязательств всех участников страховых соглашений
Отдельной главой Федерального закона об ОСАГО выделены положения, касающиеся профессиональных объединений страховщиков. В заключительных главах затронуты аспекты страхования гражданской ответственности в рамках Международного права.
Список изменений по 2018 год в новом законе об ОСАГО
Федеральный закон об ОСАГО в новой редакции 2018 включил в себя следующие изменения:
- Увеличена сумма компенсационных лимитных выплат с 120 000 до 400 000 рублей. При этом каждый пострадавший может претендовать на эту сумму, в то время как до этого сумма на одно человека была ограничена 160 000 рублями.
- Образование единой информационной базы данных, включающей всех страхователей и страховщиков ОСАГО и КАСКО. Такой шаг позволил объединить в глобальную электронную библиотеку все имеющиеся сведения для максимально эффективного контроля над системой обязательного страхования.
- Узаконена новая лимитная сумма, выплачиваемая в качестве компенсации за ущерб, причинённый здоровью и жизни – 500 000 рублей. Для установления сумм при возмещении вреда в случае травм потерпевших разработана специальная таблица. В этой таблице прописаны коэффициенты, вычисляемые с основной страховой суммы в соответствии с тяжестью полученных травм.
- Определены основные положения с корректировками, касающиеся выдачи электронных полисов.
- Приняты положения о натуральном возмещении ущерба по полисам ОСАГО.
С 2019 года запланировано введение «безлимитного европейского протокола», который будет действовать на всей территории РФ. В этом случае страховка при ДТП может оформляться самим участниками при условии наличия видео и фото съёмки, а также данных глобальной спутниковой системы позиционирования на местности.
Плюсы и минусы страхования ОСАГО
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и водителей предлагает следующие преимущества:
- общая взаимная ответственность всех участников движения
- быстрая выплата компенсаций;
- оперативное оформление страхового случая;
- быстрое оформление полиса;
- возможность заключение страхового договора с «неограниченным свободным» полисом;
- поддержка на дороге при ДТП выездными комиссарами страховых компаний;
- относительно небольшая стоимость;
Тарифы страховых компаний сегодня разнятся в зависимости от места регистрации транспортного средства. Поэтому территориальная привязка стоимости автострахования может рассматриваться и как положительная и как отрицательная составляющая.
В качестве очевидных недостатков страхования ОСАГО стоит выделить следующие пункты:
- невозможность полностью компенсировать ущерб предлагаемыми выплатами;
- безответственность некоторых страховых компаний, затягивающих с компенсацией вреда;
- множество правовых нюансов, позволяющих страховому оператору не выполнять свои обязательства по заключённому договору;
- бюрократические формальности (справки, заключения врачей и т.д.) при возмещении ущерба, полученного в результате травмы (длительное лечение и недееспособность потерпевшего);
- недавнее повышение тарифов на услуги страховых компаний
Стоит отметить, что виновник аварии должен предоставить страховщику собственное транспортное средство для проведения экспертизы. Ремонтировать повреждённый автомобиль не разрешается в течение 15 дней после ДТП до осмотра повреждений страховщиком.
В страховой полис ОСАГО, согласно закону могут быть вписаны другие водители, что соответственно повысит стоимость страховки. Одновременно владельцам транспортных средств предлагаются упомянутые выше «свободные» договора, предполагающие возможность управления автомобилем любым дееспособным лицом с водительскими правами.
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств на сегодняшний день по праву считается эффективным инструментов для урегулирования различных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Новая редакция Закона об ОСАГО 2018 года доказала – этот правовой документ будет и в дальнейшем корректироваться с учётом общественного мнения и меняющихся объективных реалий.
Основной задачей текущего момента в данной сфере является осуществление жесткого контроля над выполнением обязательств страховых компаний. Одновременно необходимо гармонизировать законодательство с международными нормами права, что позволит существенно расширить область действия Федерального Закона об обязательном страховании гражданской ответственности.
(347) 291 20 70
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.07.2014
Начало действия редакции — 01.09.2014 (за исключением отдельных положений).
В соответствии со статьей 5 данный документ вступает в силу с 1 сентября 2014 года, за исключением абзацев первого — десятого, четырнадцатый и пятнадцатый пункта 11, пункт 16, подпункт «в» пункта 29 статьи 1, пункты 3 — 5 статьи 2, статья 3, вступающих в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, и ряда других положений, вступающих в силу в более поздние сроки (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 22.07.2014).
21 июля 2014 год N 223-ФЗ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ» И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 июля 2014 года
9 июля 2014 года
Внести в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084) следующие изменения:
1) преамбулу дополнить словами «, а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования)»;
а) абзацы тринадцатый и четырнадцатый изложить в следующей редакции:
«компенсационные выплаты — платежи, которые осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в случаях, если страховая выплата по договору обязательного страхования или возмещение страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков, заключенным в соответствии со статьей 26.1 настоящего Федерального закона, в счет страховой выплаты не могут быть осуществлены;
представитель страховщика в субъекте Российской Федерации (далее — представитель страховщика) — обособленное подразделение страховщика (филиал) в субъекте Российской Федерации, выполняющее в предусмотренных гражданским законодательством пределах полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и (или) прямом возмещении убытков, а также по их осуществлению, или другой страховщик, присоединившийся к соглашению о прямом возмещении убытков и выполняющий на основании заключенного со страховщиком договора полномочия по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и по их осуществлению от имени и за счет страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность лица, причинившего вред, и (или) полномочия по рассмотрению требований о прямом возмещении убытков и по осуществлению выплат от имени и за счет страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность потерпевшего;»;
б) дополнить абзацами следующего содержания:
«направление на ремонт — документ, подтверждающий право потерпевшего на восстановительный ремонт его транспортного средства на выбранной потерпевшим по согласованию со страховщиком станции технического обслуживания из числа станций технического обслуживания, с которыми страховщиком заключены договоры, устанавливающие обязанность станции технического обслуживания осуществить восстановительный ремонт транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страховой выплаты;
урегулирование требований, возникающих в связи со страхованием в рамках международных систем страхования, — рассмотрение требований потерпевших, национальных объединений страховых организаций других стран и иных участников международных систем страхования о страховом возмещении причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий вреда владельцами транспортных средств, ответственность которых застрахована в рамках международных систем страхования, и, если в результате такого рассмотрения не принято решение об отказе, осуществление страховой выплаты, а также возмещение расходов лицу или лицам, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом, требованиями международных систем страхования, правилами профессиональной деятельности профессионального объединения страховщиков осуществили данную страховую выплату.»;
в подпункте «г» слова «гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования)» исключить;
дополнить подпунктом «е» следующего содержания:
«е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.»;
б) абзац первый пункта 6 дополнить предложением следующего содержания: «При этом вред, причиненный жизни или здоровью потерпевших, подлежит возмещению в размерах не менее чем размеры, определяемые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, и по правилам указанной статьи.»;
в) дополнить пунктом 7 следующего содержания:
«7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.»;
4) подпункт «г» пункта 2 статьи 5 после слова «возмещению» дополнить словом «страховщиком»;
5) подпункт «л» пункта 2 статьи 6 признать утратившим силу;
а) в подпункте «а» слова «не более 160 тысяч рублей» заменить словами «500 тысяч рублей»;
б) в подпункте «б» слова «нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей» заменить словами «каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей»;
в) подпункт «в» признать утратившим силу;
7) статью 8 изложить в следующей редакции:
«Статья 8. Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию
1. Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии.
2. Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
3. Срок действия установленных страховых тарифов не может быть менее одного года.
Изменение страховых тарифов не влечет за собой изменение страховой премии, оплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам, по договору обязательного страхования в течение срока его действия. Если в соответствии с правилами обязательного страхования страховщик вправе потребовать от страхователя уплаты дополнительной страховой премии соразмерно увеличению риска, размер дополнительно уплачиваемой страховой премии определяется по действующим на момент ее уплаты страховым тарифам.
4. Полные или частичные компенсации отдельным категориям страхователей уплаченных или подлежащих уплате ими страховых премий за счет повышения страховых тарифов для других категорий страхователей не допускаются.
5. Ежегодные статистические данные об обязательном страховании, включая данные о размере собранных страховых премий и об осуществленных страховых выплатах, о количестве заявленных и урегулированных страховых случаев, об уровне страховых выплат по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, а также об уровне убыточности обязательного страхования подлежат официальному опубликованию Банком России.»;
а) в абзаце первом пункта 1 слова «как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов» заменить словами «страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона»;
в подпункте «а» слова «для юридических лиц — по месту регистрации транспортного средства» заменить словами «для юридических лиц, их филиалов или представительств — по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица»;
дополнить подпунктом «в.1» следующего содержания:
«в.1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;»;
в) в пункте 5 слова «базовые ставки и коэффициенты» заменить словами «базовые ставки и (или) коэффициенты»;
г) пункт 6 изложить в следующей редакции:
«6. Страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.»;
9) статью 10 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
«4. При досрочном прекращении договора обязательного страхования в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере доли страховой премии, предназначенной для осуществления страховых выплат и приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования или неистекший срок сезонного использования транспортного средства.»;
а) пункт 3 дополнить словами «и в сроки, установленные правилами обязательного страхования, направить страховщику заявление о страховой выплате и документы, предусмотренные правилами обязательного страхования»;
б) пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. В случае причинения вреда жизни потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия положения настоящего Федерального закона, касающиеся потерпевших, применяются к лицам, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (выгодоприобретатели).»;
в) в пункте 5 слова «предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи» заменить словами «предусмотренного статьей 11.1 настоящего Федерального закона»;
г) пункты 8 — 11 признать утратившими силу;
Абзацы первый — десятый пункта 11 статьи 1 вступает в силу со 2 августа 2014 года (часть вторая статьи 5 данного документа).
11) дополнить статьей 11.1 следующего содержания:
В последнее время законодательство, касающееся регулировки получения и использования электронных полисов ОСАГО, претерпело значительные изменения. Отдельные нормы направлены на облегчение жизни водителей, другие несколько ужесточают и упорядочивают взаимоотношения между государством, страховыми компаниями и автолюбителями.
Закон определяет организационные, экономические и правовые принципы деятельности владельцев транспортных средств, которые оформили на свое имя ОСАГО.
Центральным положением закона считается гарантии, которые получают потерпевшие на предмет возмещения ущерба в случае вреда, нанесенного имуществу, здоровью или жизни.
Реализация гарантий обеспечивается за счет удачного совмещения двух механизмов – компенсационные выплаты, за которые отвечают профессиональные объединения страховщиков и обязательное страхование владельцев автомобилей.
Закон об ОСАГО новая редакция 2015 года
В 2014 году ФЗ об обязательном страховании автомобилей претерпел значительные изменения. Новая редакция закона об ОСАГО обеспечила новое видение устоявшихся ранее положений, как то порядка оформления выплат по принципу европротокола, пересмотрены максимальные значения выплат, изменена процедура прямого возмещения, а также внесены некоторые другие правки.
Федеральный закон об ОСАГО 2015
Основное количество правок направлено на защиту интересов и прав среднестатистического автовладельца. Параллельно фиксируется возросшая финансовая нагрузка на операторов страхового рынка. Сегодня предельно ясно, что последним повышением тарифов ОСАГО дело не закончится, тенденция к удорожанию услуг наверняка продолжится в ближайшем будущем. Подорожание полисов в 2015-2016 годах станет вполне закономерным и прогнозируемым явлением на фоне возросших фиксированных страховых выплат в качестве возмещения ущерба, нанесенного имуществу, здоровью и жизни лиц, пострадавших во время зафиксированного ДТП.
Закон об ОСАГО ст. 4 п. 2
Один из ключевых пунктов ФЗ «Об ОСАГО» определяет временные рамки обязательного страхования при возникновении у автолюбителя права владения транспортным средством, которое вверяется в оперативное управление, передается в хозяйственное пользование или приобретается в собственность. Страхование гражданской ответственности необходимо провести до регистрации ТС, но позже чем через десять дней после возникновения такого права возможность уже не предоставляется.
Закон об ОСАГО старая редакция
В новой редакции существенно возросли выплаты за возмещение имущественного ущерба (до 400 000 рублей), а также ущерба нанесенного жизни и здоровью (до 500 000 рублей). При этом в старой редакции размер этих сумм составлял 120 000 рублей для одного потерпевшего и 160 000 рублей, если таких лиц зафиксировано несколько.
Закон об ОСАГО Консультант Плюс
Комплексная информационная поддержка по основным положениям закона доступна на сайте «Консультант плюс». Возможности ресурса предполагают ознакомление с содержанием самого федерального законодательного акта, изучение комментариев специалистов, участие в обсуждениях на форуме, возможность почерпнуть много полезной информации из приведенных практических примеров, а также масса других важных сведений.
Статья 4 пункт 2 закона об ОСАО
При возникновении права на автомобиль в предусмотренных законом ситуациях и в рамках отведенных сроков рекомендуется приобретать полис ОСАГО, который будет действовать минимум 12 месяцев. Оформление страховки на более короткие периоды, как правило, обходится дороже. Стоимость годового страхования соответствует значениям, которые указаны в полисе и не будет изменяться, даже если стоимость услуги вырастет в течение года. Не спешите оформлять полис на короткий срок, перед этим обязательно сравните его стоимость с ценой годовой страховки ОСАГО. Возможность приобрести оптимальный пакет доступна в любое время, как и сервис продления документа через интернет.
Вопрос: В результате ДТП были причинены механические повреждения автомобилю потерпевшего, у виновника ДТП полис ОСАГО просрочен. Может ли потерпевший обратиться в свою страховую компанию для получения возмещения?
Ответ: Потерпевший вправе обратиться в свою страховую компанию при соблюдении определенных условий:
1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;
б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 223-ФЗ, от 28.03.2017 N 49-ФЗ)
В вашем случае условия не соблюдены.
Судебная практика в подтверждение:
А.К. обратился в суд с иском к САО «ВСК» и с учетом увеличения исковых требований просил взыскать с ответчика в счет страхового возмещения сумму — 115287 руб. 38 коп., неустойку — 115287 руб. 38 коп. за период с 29.08.2016 по 15.03.2017, убытки в виде расходов на оплату услуг оценщика — 3000 руб., компенсацию морального вреда — 20000 руб., штраф — 50% от суммы страхового возмещения, подлежащей взысканию, судебные расходы по оплате услуг представителя — 20000 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что 31.07.2016 на 22 км автомобильной дороги произошло дорожно-транспортное происшествие в виде столкновения автомобиля «Тойота-Платц» под управлением Ф., которая в нарушение п. 9.10 Правил дорожного движения не выбрала безопасную дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, и автомобиля «Ниссан-Вингроад» под управлением А.К. В результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль истца получил механические повреждения, стоимость восстановительного ремонта которых согласно заключению АНО «Научно-экспертный центр права» составляет 115287 руб. 38 коп. Риск гражданской ответственности истца застрахован в САО «ВСК», Ф. — в ООО «СК Росгосстрах». В выплате страхового возмещения ответчик в нарушение требований Закона N 40-ФЗ истцу отказал со ссылкой на то, что полис ОСАГО причинителя вреда не действовал на момент дорожно-транспортного происшествия.
Автогражданская ответственность истца застрахована в САО «ВСК», Ф. при оформлении ДТП предъявила сотрудникам ГИБДД в отношении управляемого ею автомобиля «Тойота-Платц» страховой полис серии N, выданный ПАО СК «Росгосстрах».
Вместе с тем, согласно сведениям Российского Союза Автостраховщиков (РСА) и сведений ПАО СК «Росгосстрах» (л.д. 111, 113 — 114) страховой полис серии N ПАО СК «Росгосстрах» был выдан Ф. в отношении автомобиля «Тойота-Платц» гос. рег. знак N на период действия с 28.09.2014 по 27.09.2015 и на момент предъявления его Ф. при оформлении дорожно-транспортного происшествия 31.07.2016 уже не действовал.
Извещением от 19.08.2016 истцу отказано в страховой выплате, поскольку полис ОСАГО причинителя вреда не действовал на момент дорожно-транспортного происшествия.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 929, 931, 937, 1064, 1079 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 4, 11, 12, 14.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ст. 56 ГПК РФ, исходил из того, что на момент ДТП, имевшего место 31.07.2016, автогражданская ответственность виновника ДТП Ф. застрахована не была и в силу ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 14.1 ФЗ «Об ОСАГО» у страховой компании САО «ВСК» не имелось правовых оснований для выплаты истцу суммы страхового возмещения.
Судебная коллегия соглашается с принятым решением и с выводами суда первой инстанции, как соответствующими обстоятельствам дела и исследованным доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и не находит оснований для изменения или отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, поскольку обязательным условием для возмещения страховщиком вреда, причиненного имуществу потерпевшего в ДТП, в рамках ФЗ «Об ОСАГО», как при обращении потерпевшего в порядке прямого возмещения убытков к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего (ст. 14.1), так и в порядке страхового возмещения к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред (ст. 12), является застрахованность гражданской ответственности владельцев двух столкнувшихся транспортных средств, тогда как гражданская ответственность виновника ДТП Ф. на момент дорожно-транспортного происшествия не была застрахована.
Доводы апелляционной жалобы об ответственности страховщика за несанкционированное использование бланков страховых полисов, судебная коллегия отклоняет, как не имеющие отношения к обстоятельствам настоящего дела, поскольку в силу ст. ст. 56, 59, 60 ГПК РФ доказательств несанкционированного использования Ф. полиса ОСАГО серии N ПАО СК «Росгосстрах» в материалы дела не представлено и судом не установлено, в том числе из материалов дела не усматривается, что бланк полиса, предъявленного Ф. является поддельным или числится украденным, напротив сведениями РСА, ПАО СК «Росгосстрах» и материалами ДТП подтверждено, что данный полис действительно выдавался Ф. в 2014 г. на срок до 2015 г. в отношении принадлежащего ей автомобиля «Тойота-Платц» гос. рег. знак N и был предъявлен ею на момент ДТП в 2016 г., когда срок его действия истек.
При этом судебная коллегия учитывает, что действующим законодательством не предусмотрена ответственность страховщика за невыполнение водителем, в данном случае виновной в ДТП Ф., обязанности застраховать свою автогражданскую ответственность, равно, как и за управление автомобилем без страхового полиса ОСАГО и за предъявление просроченного полиса, либо полиса с внесенными в него изменениями в части срока действия.
Тогда как ответственность за несанкционированное использование бланка полиса ОСАГО должен нести страховщик, которому принадлежал бланк страхового полиса, то есть не САО «ВСК», а ПАО СК «Росгосстрах».
Дополнительно комментарии по вашему вопросу:
Из ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» следует, что по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщик обязуется при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу.
Часть 1 ст. 14.1 названного Закона устанавливает, что потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда имуществу страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
а) в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, указанным в пп. «б»;
б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.
Из этого следует, что при несоблюдении хотя бы одного из этих условий потерпевшему следует обращаться в страховую компанию виновного. Такой вывод сделан в Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016 N 12АП-4560/2016 по делу N А12-54411/2015.
Источник: Вопрос: Гражданин не оформил полис ОСАГО после приобретения автомобиля и попал в ДТП, в котором был признан потерпевшим. Вправе ли он обратиться за возмещением ущерба в страховую компанию виновника ДТП? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)
Данная информация содержится в документах из Информационных Банков:
«СОЮ Дальневосточного федерального округа», «12 апелляционный суд», «Юридическая пресса».
Заказ полной версии документа: