Старший преподаватель требования

Должностная инструкция старшего преподавателя кафедры

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Старший преподаватель кафедры относится к категории специалистов.

1.2 На должность старшего преподавателя кафедры назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и соответствующее одному из следующих требований:

— иметь ученую степень кандидата наук и стаж педагогической работы в вузе не менее одного года;

— иметь стаж научно-педагогической работы не менее четырех лет, в том числе три года в соответствующей профилю кафедры области деятельности; диплом дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»; являться автором (соавтором) не менее двух учебно-методических и трех научных трудов, изданных в течение последних трех лет;

— иметь стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, в том числе три года в соответствующей профилю кафедры области деятельности и являться автором (соавтором) не менее двух учебно-методических и трех научных трудов, изданных в течение последних трех лет;

— иметь стаж практической работы не менее десяти лет в соответствующей профилю кафедры области деятельности и обладать способностью к научно-педагогической работе.

1.3 Старший преподаватель кафедры должен знать:

  • Конституцию РФ;
  • Законы, постановления правительства и нормативные акты Минобразования России по вопросам образования и воспитания обучающихся;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • Педагогику, педагогическую психологию;
  • Основы физиологии, гигиены;
  • Теорию и методы управления образовательными системами;
  • Планирование и организацию всех видов учебных занятий и учебной работы;
  • Организацию методической, научно-методической работы;
  • Организацию научных исследований;
  • Современное состояние области знаний по курируемым дисциплинам;
  • Культуру общения и служебной этики.

1.4 В своей деятельности старший преподаватель руководствуется:

  • законодательством Российской Федерации, в том числе законом РФ «Об образовании»;
  • федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
  • государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования;
  • нормативными документами федерального государственного органа управления образованием;
  • уставом университета;
  • коллективным договором;
  • правилами внутреннего распорядка университета;
  • положением о факультете университета;
  • положением о кафедре;
  • приказами ректора;
  • распоряжениями, указаниями проректора по учебной работе и иными нормативными и распорядительными актами администрации университета;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.5 Старший преподаватель кафедры подчиняется непосредственно заведующему кафедрой.

1.6 Замещение должности старшего преподавателя кафедры производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. Заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор. Порядок замещения указанной должности определяется Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в университете.

2 ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Старший преподаватель кафедры обязан:

2.1 Организовывать и проводить учебную и учебно-методическую работу по курируемой дисциплине или отдельным видам учебных занятий.

2.2 Участвовать в научной и научно-исследовательской работе по одному из научных направлений кафедры.

2.3 Читать лекции по курируемой дисциплине.

2.4 Осуществлять контроль качества проведения преподавателями кафедры всех видов учебных занятий по курируемой дисциплине.

2.5 Разрабатывать рабочие программы по курируемым дисциплинам.

2.6 Комплектовать и разрабатывать методическое обеспечение курируемой дисциплины или отдельных видов учебных занятий и учебной работы.

2.7 Принимать участие в организации и руководстве научно-исследовательской работы студентов.

2.8 Руководить самостоятельной работой студентов по курируемой дисциплине или по отдельным видам учебных занятий и учебной работы.

2.9 Оказывать методическую помощь начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками.

2.10 Принимать участие в научно-методической работе кафедры в составе методической комиссии по специальности.

2.11 Принимать участие в профориентационной работе со школьниками.

2.12 Принимать участие в развитии и совершенствовании материально-технической базы кафедры.

2.13 Участвовать в пропаганде научно-технических, социально-экономических и правовых знаний среди населения.

2.14 Соблюдать правила по охране труда, промсанитарии и противопожарной безопасности.

2.15 Контролировать выполнение студентами правил по охране труда, промсанитарии и противопожарной безопасности при проведении учебных занятий по курируемой дисциплине и при проведении отдельных видов занятий и научных исследований.

2.16 Принимать активное участие в воспитательной работе среди студентов.

2.17 Своевременно оповещать руководство кафедры, факультета (института) о невозможности выполнить обусловленную трудовым договором и расписанием учебных занятий учебную работу.

2.18 Передавать в собственность университета подготовленные в рамках выполнения служебного задания учебники, монографии, учебные пособия, патенты, методические разработки, рабочие программы и другие виды методических разработок и интеллектуальной собственности.

Старший преподаватель кафедры имеет право:

3.1 Избирать и быть избранным в Ученые советы университета, факультета (института).

3.2 Участвовать в работе любого структурного подразделения университета, где обсуждаются и решаются вопросы, относящиеся к деятельности представляемой кафедры.

3.3 Вносить заведующему кафедрой предложения по корректировке плана работы кафедры, рабочих программ и другой учебной документации кафедры с последующим их рассмотрением на заседаниях кафедры и утверждением в установленном порядке.

3.4 Вносить на рассмотрение кафедры предложения по совершенствованию учебной, учебно-методической и научно-методической работы кафедры.

3.5 Посещать все виды учебных занятий по курируемой дисциплине, проводимые преподавателями кафедры, вносить, при необходимости, предложения по улучшению организации учебных занятий.

3.6 На условиях штатного совместительства руководить или участвовать в научно-исследовательской работе, финансируемой за счет привлеченных средств предприятий или организаций.

3.7 Привлекать в установленном порядке к выполнению научных исследований преподавателей кафедры, учебно-вспомогательный персонал и студентов.

3.8 Вносить заведующему кафедрой предложения о представлении студентов и аспирантов за успехи в учебе и активное участие в НИР к различным формам морального или материального поощрения, вносить предложения о наложении взыскания на студента.

3.9 Излагать учебный материал по своим методикам, выбирать методы и средства обучения, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами.

3.10 Распоряжаться денежными средствами, полученными по хоздоговорным и госбюджетным НИР.

3.11 Привлекать по согласованию с заведующим кафедрой учебно-вспомогательный персонал кафедры, а также аспирантов и студентов кафедры к работам, связанным с организацией и обеспечением учебного процесса по курируемой дисциплине, подготовкой аудиторного фонда к учебному году, переоборудованием учебных лабораторий кафедры.

3.12 Пользоваться бесплатно услугами библиотеки, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений университета.

3.13 В установленном порядке обжаловать приказы, распоряжения заведующего кафедрой, декана факультета (директора института) и другие организационно-распорядительные акты администрации университета.

4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Старший преподаватель кафедры несет ответственность за

4.1 Низкий профессиональный уровень организации и проведения учебной и учебно-методической работы по курируемой дисциплине или по отдельным видам учебных занятий преподаваемой дисциплины.

4.2 Реализацию образовательно-профессиональной программы в меньшем объеме, чем запланировано в учебном плане и графиком учебного процесса.

4.3 Низкие требования к качеству подготовки студентов по преподаваемой дисциплине или по отдельным видам занятий.

4.4 За нарушение или невыполнение порядка проведения учебных занятий и экзаменов, установленного утвержденным расписанием учебных занятий и экзаменов.

4.5 Нарушение академических свобод и прав студентов и работников кафедры.

4.6 Нарушение правил по охране труда и промсанитарии.

4.7 Ненадлежащее обеспечение пожарной безопасности и выполнение противопожарных мероприятий в закрепленных помещениях.

4.8 Не обеспечение безопасных условий труда работников кафедры и студентов при проведении учебных занятий по курируемой дисциплине.

4.9 Невыполнение обязанностей, предусмотренных Уставом университета, действующими правовыми актами и должностной инструкцией.

4.10 Прочие нарушения, предусмотренные ТК РФ, в процессе выполнения своих служебных обязанностей.

5 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

5.1 Старший преподаватель кафедры принимает к исполнению поручения ректора, выраженные в устной или письменной форме.

5.2 Старший преподаватель кафедры принимает к исполнению выраженные в устной или письменной форме и непосредственно ему адресованные поручения первого проректора университета, первого проректора по учебной работе, проректоров по учебной и научной работе, а также поручения ректора, переданные через помощников, предварительно поставив в известность об этом заведующего кафедрой и получив разрешение на выполнение.

5.3 Старший преподаватель кафедры принимает к исполнению поручения, не касающиеся прямых его должностных обязанностей, других лиц администрации университета, факультета (института), не перечисленных в п. 5.1 и п. 5.2, только при наличии резолюции или устного распоряжения своего непосредственного начальника (заведующего кафедрой).

5.4 Старший преподаватель кафедры, по согласованию с заведующим кафедрой, может отдавать распоряжения студентам только той специальности, по которой эта кафедра выпускает специалистов.

5.5 Старший преподаватель, по согласованию с заведующим кафедрой, может отдавать распоряжения учебно-вспомогательному и другому персоналу кафедры по вопросам организации и проведения учебных занятий по курируемой им дисциплине или руководимой им научно-исследовательской работе.

5.6 Старший преподаватель кафедры принимает к исполнению поручения профессора кафедры по вопросам планирования и организации учебного процесса и проведения учебных занятий, если он ведет занятия по дисциплине, курируемой этим профессором.

Старший преподаватель требования

Как получить доцента и профессора 16727

Плох тот аспирант, который не мечтает стать доцентом, и тот доцент, который не стремится получить профессора. Поэтому часто возникает вопрос, как это сделать. Понятия «доцент» и «профессор» многозначны: они могут означать и должность, и ученое звание. Издательство «Молодой ученый» выясняет, в чем различия должности и ученого звания, каким образом можно получить доцента и профессора, какие требования к ним предъявляются.

В чем разница между должностью доцента/профессора и ученым званием доцента/профессора

Если с учеными степенями все более или менее понятно (защитил кандидатскую или докторскую диссертацию — получил соответствующую ученую степень, подтвержденную дипломом), то система научных званий гораздо менее понятна на первый, непосвященный взгляд. Чем отличается доцент по должности от доцента по званию, профессор по должности от профессора по званию?

Формально должность и ученое звание не имеют между собой прямой связи. Так, вполне можно занимать должность доцента или профессора, не имея аттестата, подтверждающего наличие такого же ученого звания. И наоборот — наличие нужного аттестата не является гарантией получения соответствующей должности.

Однако фактически подавляющее большинство занимающих должность доцента в вузах имеют звание доцента и ученую степень кандидата наук, а занимающие должность профессора обладают ученым званием профессора и ученой степенью доктора наук. Таким образом, путь преподавателя вуза, по которому идет это большинство, таков: защитил кандидатскую диссертацию → получил должность доцента → получил звание доцента → защитил докторскую диссертацию → получил должность профессора → получил звание профессора.

Поскольку звание профессора требует наличия обширного багажа знаний и научно-педагогического опыта, как правило, профессорами становятся после сорока лет. Однако истории известны и уникальные случаи. Например, математик Сергей Мергелян защитил докторскую диссертацию в 20 лет, в 22 года стал профессором, а в 25 — членкором Академии наук СССР.

Путаницу в восприятие должностей и званий добавляет еще и тот факт, что человек, занимающий должность, начинает безосновательно называть себя доцентом или профессором. Чтобы получить полное право именоваться доцентом или профессором, необходимо получить соответствующий аттестат, который дается за определенные заслуги в научно-педагогической деятельности.

Критерии присвоения ученых званий мы рассмотрим чуть позже. А пока разберемся, чем отличается должность от звания.

На должность доцента/профессора человека назначает ученый совет вуза или научного учреждения. Как правило, этому предшествует конкурс. Должность, в отличие от звания, дается на определенный период.

Список должностей профессорско-преподавательского состава вуза выглядит следующим образом:

  1. Ассистент
  2. Преподаватель
  3. Старший преподаватель
  4. Доцент
  5. Профессор

Ученое звание присваивается пожизненно, и наличие его подтверждается «корочками», или аттестатом доцента/профессора, выдаваемым Министерством образования и науки РФ.

В 2002 году в России утвержден единый реестр ученых степеней и званий. В нем перечислены следующие ученые звания:

  1. Доцент по специальности или доцент по кафедре.
  2. Профессор по специальности или профессор по кафедре.
  3. Член-корреспондент Академии наук.
  4. Действительный член Академии наук.

Как получить должность доцента и профессора

Для получения должности доцента или профессора требуется лишь высшее образование и опыт преподавания в вузе (для доцента — 3 года, для профессора — 5 лет). Следует отметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж не имеет значения.

Должность доцента или профессора присваивается преподавателям вузов, как правило, имеющим степень кандидата или доктора наук соответственно. Однако отсутствие ученой степени не может являться непреодолимым препятствием. На это прямо указывает п. 11 гл. I Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.01.2011 № 1н: «На должности доцента или профессора могут быть приняты лица, не имеющие ученой степени кандидата (доктора) наук и ученого звания, но имеющие стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».

Доцентов по должности, не имеющих ученой степени и профессоров по должности, не защитивших докторскую, называют «холодными».

Соискатель должности проходит конкурсный отбор либо принимается без конкурса в качестве совместителя. Такой конкурс должен проводиться не реже чем раз в пять лет.

Должностные обязанность доцента и профессора схожи. Они ведут учебную и методическую работу, читают студентам лекции, проводят научные исследования, разрабатывают учебники и учебные пособия, готовят аспирантов и соискателей на кафедре. Кроме того, профессор руководит повышением квалификации работников кафедры.

Как получить ученое звание доцента

Если для получения должности доцента наличие ученой степени некритично, то получить такое же ученое звание, не защитив кандидатскую диссертацию по специальности, невозможно. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2013 № 1139 было утверждено действующее Положение о присвоении ученых званий, которое регламентирует порядок присвоения ученых званий. Итак, что требуется для получения ученого звания доцента, согласно этому положению?

  1. Ученая степень кандидата наук.
  2. Общий стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, в том числе не менее трех лет в вузах и институтах повышения квалификации в объеме не менее ¼ ставки.
  3. Непрерывный стаж педагогической деятельности в данном вузе на должности доцента не менее двух лет.
  4. Наличие изданных за последние три года научных трудов (монографии или учебника либо двух научных или учебно-методических работ, а также трех научных трудов по специальности).
  5. Наличие не менее 20 учебных и научных трудов, опубликованных в рецензируемых изданиях.
  6. Для творческих и спортивных специальностей существуют дополнительные требования: наличие почетного звания (например, народного или заслуженного артиста/мастера спорта); звания лауреата, чемпиона конкурса, фестиваля, чемпионата не ниже общероссийского уровня; не менее двух учеников, получивших почетное звание или ставших лауреатами/чемпионами общероссийских конкурсов.

Если все требования соблюдены, соискатель подает заявление, и Совет кафедры или факультета либо научное подразделение НИИ готовит пакет документов, подтверждающих соблюдение требований, и передает их в Ученый совет. В него также входит рекомендация Совета кафедры или научного подразделения.

Ученый совет принимает решение о присвоении ученого звания, а Министерство образования и науки утверждает это решение либо отказывает. Срок рассмотрения аттестационного дела в Минобрнауки ограничен 6 месяцами.

Как получить ученое звание профессора

Ученое звание профессора присваивается похожим образом, только требования к нему более серьезные:

  1. Наличие ученой степени доктора наук.
  2. Стаж научно-педагогической работы не менее 10 лет, в том числе минимум 5 лет по научной специальности.
  3. Непрерывный стаж работы на должности профессора в данном вузе минимум 2 года не менее чем на ¼ ставки.
  4. Наличие ученого звания доцента не менее трех лет.
  5. Наличие не менее 50 учебных и научных трудов, опубликованных в рецензируемых изданиях.
  6. Наличие изданных за последние пять лет научных трудов (не менее трех научных или учебно-методических работ, а также пяти научных трудов по специальности), опубликованных в рецензируемых изданиях.
  7. Наличие одного учебника (если соискатель указан как автор) либо трех учебников (в соавторстве), изданных за последние 10 лет по специальности.
  8. Подготовка к защите диссертации и успешная защита в качестве научного руководителя или консультанта не менее трех лиц, при этом как минимум у одного тема диссертации должна соответствовать научной специальности соискателя.
  9. Также дополнительные требования в части наличия титула чемпиона или призера, почетного звания и подготовки чемпионов и призеров предъявляются к соискателям ученого звания профессора в области спорта и искусства.

С момента вступления нового Положения о присвоении научных званий, то есть с 1 января 2014 года, получить ученое звание стало сложнее: увеличен требуемый непрерывный стаж работы, количество научных публикаций, стать профессором минуя звание доцента теперь невозможно. Цель этих нововведений — повысить профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава высшей школы и тем самым качество обучения в вузах.

Также рекомендуем прочитать

От абитуриента до аспиранта

Пожалуй, ни одна ступень образования в России не претерпела таких колоссальных изменений за последние десятилетия, как высшее и послевузовское образование. Современные студенты проходят путь от абитуриента до аспиранта совсем иначе, чем это делали каких-то лет 20 назад. Что их ждет на этом пути, разбирается издательство «Молодой ученый».

Высшая аттестационная комиссия: из прошлого в будущее

Последние крупные изменения в нормативных актах, регулирующих деятельность ВАКа, закреплены Положением о ВАК от 26 марта 2016 года.

Стиль научной статьи

Каждой сфере человеческого общения соответствует свой стиль речи. Есть такой стиль и у науки.

Старший преподаватель требования

Перечень требований, предъявляемых к претендентам для избрания на должности ППС:

  1. Наличие высшего образования или дополнительного профессионального образования на базе высшего образования:
    1. Уровня, соответствующего требованиям, указанным в подпункте «Требования к образованию и обучению» соответствующей обобщенной трудовой функции профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
    2. Направленности (профиля), соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).
      Направленность (профиль) высшего образования или дополнительного профессионального образования на базе высшего образования определяется направлением подготовки, специальностью или квалификацией (в случае отсутствия в дипломе сведений о направлении подготовки или специальности), указанной в дипломе о высшем профессиональном образовании, в дипломе о высшем образовании или в дипломе о профессиональной переподготовке на базе высшего образования.
      При несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) допускается привлечение к преподаванию учебному курсу, дисциплине (модулю) лица, имеющего опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), что подтверждается записями трудовой книжки (трудовых книжек) или справкой с места работы, содержащей Фамилию, Имя и Отчество претендента, наименование занимаемой должности, сведения о периоде работы в указанной должности, заверенной печатью организации.
  2. Наличие стажа научно-педагогической работы, стажа работы в образовательной организации или опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), что подтверждается записями трудовой книжки (трудовых книжек) или справками с места работы, содержащих Фамилию, Имя и Отчество претендента, наименование занимаемой должности, сведения о периоде работы в указанной должности, заверенной печатью организации.
  3. Наличие определенной квалификации (при наличии соответствующего квалификационного требования), подтверждаемой дипломом (дипломами) о наличии ученой степени (ученых степеней), аттестатом (аттестатами) о присвоении ученого звания (ученых званий), рабочим дипломом судоводителя, судомеханика или электромеханика, документом, подтверждающим присвоение воинского звания генерал, генерал-лейтенант, генерал-майор, полковник, подполковник, майор, капитан, капитан-лейтенант, старший лейтенант или иного звания в соответствии с таблицей соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников.
  4. Систематические занятия научной, методической, художественно- творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и(или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), подтверждаемые:
    1. Наличием результатов научного и учебно-методического труда, подтверждаемым списком опубликованных учебных изданий и научных трудов.
    2. Сведениями о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (копии свидетельств, дипломов, удостоверений и т.п.) за последние пять лет. Претенденты, на замещение должностей ППС, должны иметь свидетельства о повышении квалификации или диплом (дипломы) о профессиональной переподготовке с общим объемом не менее 70 часов за предыдущие 5 лет работы по направлениям читаемых дисциплин и/или организационной, учебно-методической работе, педагогическому мастерству, педагогическим технологиям. Защита диссертации на соискание ученой степени или присвоение ученого звания в течение предыдущих 5 лет работы считается достаточным для выполнения данного требования.

Требования по должностям ППС:

  1. Претенденты на замещение должности профессора кафедры:
    1. Должны иметь высшее профессиональное или высшее образование уровня: специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, или ассистентура-стажировка; ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора. Общий стаж научно-педагогической работы должен составлять не менее 5 лет.
    2. Должны иметь не менее 50 опубликованных учебных изданий и научных трудов (в том числе в соавторстве), включая патенты на изобретения и иные объекты интеллектуальной собственности, которые используются в образовательном процессе.
      Должны за предыдущий 5-летний срок работы опубликовать не менее 5 научных трудов по научной специальности, соответствующей кафедре, на которую избирается претендент.
      Должны за предыдущий 10-летний срок работы иметь не менее 1 изданного учебника (учебного пособия) по направлениям читаемых дисциплин, автором которого является претендент, или 3 изданных учебников (учебных пособий) по направлениям читаемых дисциплин, соавтором которых является претендент.
    3. В случае отсутствия ученой степени доктора наук, должность профессора может быть замещена лицом, имеющим ученую степень кандидата наук, в случае если претендент имеет не менее 10 лет общего стажа научно-педагогической работы.
    4. В случае отсутствия ученой степени доктора и (или) кандидата наук или отсутствия ученого звания профессора или доцента, должность профессора может быть замещена лицом, имеющим рабочий диплом капитана, старшего механика или старшего электромеханика, с опытом работы на морском судне валовой вместимостью 500 и более регистровых тонн; капитана, механика или электромеханика речного судна не ниже 4-группы. При этом должность профессора замещается только по выпускающей кафедре соответствующего профиля или дисциплинам формирующим профессиональные или специальные компетенции (включая компетентности МК ПДНВ), а требования подпункта b и подпункта a, в части наличия стажа научно- педагогической работы, к претенденту на замещение должности профессора не применяются.
    5. В случае отсутствия ученой степени доктора и (или) кандидата наук или отсутствия ученого звания профессора или доцента, должность профессора может быть замещена лицом, имеющим высшее образование и стаж работы в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 10 лет и более, при соблюдении одного из следующих условий:
      1. Замещаемая им должность является должностью высшей или главной группы должностей гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)».
      2. Наличие воинского звания генерал, генерал-лейтенант, генерал-майор или иного звания в соответствии с таблицей соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников.

      В указанном в настоящем подпункте случае должность профессора замещается только по выпускающей кафедре соответствующего профиля или дисциплинам формирующим профессиональные или специальные компетенции, а требования подпункта b и подпункта a, в части наличия стажа научно-педагогической работы, к претенденту на замещение должности профессора не применяются.

  • Претенденты на замещение должности доцента кафедры:
    1. Должны иметь высшее профессиональное или высшее образование уровня: специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура или ассистентура-стажировка; ученую степень кандидата или доктора наук, и (или) ученое звание доцента или старшего научного сотрудника. Также должен иметься опыт проведения аттестации по соответствующим дисциплинам под руководством доцента или профессора.
    2. Должны иметь не менее 20 опубликованных учебных изданий и научных трудов (в том числе в соавторстве), включая патенты на изобретения и иные объекты интеллектуальной собственности, которые используются в образовательном процессе.
      Должны за предыдущий 3-летний срок работы опубликовать не менее 3 научных трудов по научной специальности, соответствующей кафедре, на которую избирается претендент.
      Должны за предыдущий 3-летний срок работы иметь не менее 2 изданных учебных издания по направлениям читаемых дисциплин.
    3. В случае отсутствия ученой степени кандидата или доктора наук, должность доцента может быть замещена лицом, имеющим не менее 3 лет общего стажа научно-педагогической работы. Также должен иметься опыт проведения аттестации по соответствующим дисциплинам под руководством доцента или профессора.
    4. В случае отсутствия ученой степени кандидата или доктора наук или отсутствия ученого звания доцента или старшего научного сотрудника, должность доцента может быть замещена лицом, имеющим рабочий диплом старшего помощника капитана, второго механика или электромеханика, с опытом работы не менее 5-ти лет на морских судах валовой вместимостью 500 и более регистровых тонн; капитана, механика или электромеханика речного судна не ниже 2-й группы. При этом должность доцента замещается только по выпускающей кафедре соответствующего профиля или дисциплинам формирующим профессиональные или специальные компетенции (включая компетентности МК ПДНВ), а требования подпункта b и подпункта a, в части наличия стажа научно-педагогической работы, к претенденту на замещение должности доцента не применяются.
    5. В случае отсутствия ученой степени доктора и (или) кандидата наук или отсутствия ученого звания доцента, должности профессорско-преподавательского состава могут быть замещены лицом, имеющим высшее образование и стаж работы в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 7 лет и более при соблюдении одного из следующих условий:
      1. Замещаемая им должность является должностью главной, ведущей или старшей группы должностей гражданской службы категории «специалисты» или является должностью ведущей группы должностей гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)».
      2. Наличие воинского звания полковник, подполковник, майор или иного звания в соответствии с таблицей соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников.

        В указанном в настоящем подпункте случае должность доцента замещается только по выпускающей кафедре соответствующего профиля или дисциплинам, формирующим профессиональные или специальные компетенции, а требования подпункта b и подпункта a, в части наличия стажа научно-педагогической работы, к претенденту на замещение должности доцента не применяются.

    Лица, избранные на должность профессора или доцента, на основаниях, указанных в подпунктах c пунктов 1 и 2, по истечении 5 лет должны получить аттестат Минобрнауки РФ, подтверждающий соответствующее ученое звание, или получить внутривузовское звание «Профессор СГУВТ» или «Доцент СГУВТ». В противном случае его повторное избрание в данной должности не допускается.

  • Претенденты на замещение должности старшего преподавателя кафедры:
    1. Должны иметь высшее профессиональное или высшее образование уровня: специалитет или магистратура. Стаж научно-педагогической работы должен составлять не менее 3 лет. При наличии ученой степени кандидата наук требования к стажу научно-педагогической работы не предъявляются. Также должен иметься опыт проведения аттестации по соответствующим дисциплинам под руководством доцента или профессора.
    2. Должны за предыдущий 5-летний срок работы опубликовать: не менее 2 научных статей, или 2 тезисов научных докладов; не менее 2 учебно- методических работ.
    3. В случае отсутствия научно-педагогического стажа, должность старшего преподавателя может быть замещена лицом, имеющим не менее 5 лет производственного стажа, соответствующего профилю кафедры или профилю преподаваемых дисциплин. В указанном в настоящем пункте случае должность старшего преподавателя замещается только по выпускающей кафедре соответствующего профиля или дисциплинам, формирующим профессиональные или специальные компетенции, а требования подпункта b к претенденту на замещение должности старшего преподавателя не применяются
    4. В случае отсутствия научно-педагогического стажа, должность старшего преподавателя может быть замещена лицом, имеющим высшее образование и стаж работы в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 5 лет и более при соблюдении одного из следующих условий:
      1. Замещаемая им должность является должностью старшей группы должностей гражданской службы категории «специалисты» либо является должностью ведущей группы должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты».
      2. Наличие воинского звания капитан, капитан-лейтенант или иного звания в соответствии с таблицей соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников.

      В указанном в настоящем пункте случае должность старшего преподавателя замещается только по выпускающей кафедре соответствующего профиля или дисциплинам, формирующим профессиональные или специальные компетенции, а требования подпункта b к претенденту на замещение должности старшего преподавателя не применяются.

  • Претенденты на замещение должности преподавателя кафедры:
    1. Должны иметь высшее профессиональное или высшее образование уровня: специалитет или магистратура. Стаж научно-педагогической работы должен составлять не менее 1 года. При наличии ученой степени или ученого звания требования к стажу научно-педагогической работы не применяются. Также должен иметься опыт проведения аттестации по соответствующим дисциплинам под руководством доцента или профессора.
    2. Должны за предыдущий 5-летний срок работы опубликовать: не менее 1 научной статьи, или 1 тезиса научного доклада; не менее 1 учебно-методической работы.
    3. В случае отсутствия научно-педагогического стажа, должность преподавателя может быть замещена лицом, имеющим высшее образование и стаж работы в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 1 год и более при соблюдении одного из следующих условий:
      1. Замещаемая должность является должностью старшей группы должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты».
      2. Наличие воинского звания старший лейтенант или иного звания в соответствии с таблицей соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников.

        В указанном в настоящем пункте случае должность преподавателя замещается только по выпускающей кафедре соответствующего профиля или дисциплинам, формирующим профессиональные или специальные компетенции, а требования подпункта b к претенденту на замещение должности старшего преподавателя не применяются

  • Претенденты на замещение должности ассистента кафедры должны иметь высшее профессиональное или высшее образование уровня: специалитет или магистратура.
  • Старший преподаватель требования

    Версия для слабовидящих | Обычная версия

    Квалификационные требования к должностям профессорско-преподавательского состава

    Квалификационные требования к должностям профессорско-преподавательского состава в ФГОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» рассмотрены и утверждены на заседании ученого совета академии 26 января 2006 г., протокол № 5

    1. Настоящие требования являются локальным актом академии, разработанные на основании Постановления Миннауки России от 14.11.1992 г. № 108, в соответствии с которым осуществляется конкурсный отбор, заключение контрактов и производится оценка (самооценка) квалификации научно-педагогических кадров.
    Данные требования содержат перечень обязанностей преподавателя, на основании которых определяются конкретные условия конкурса, включающие требования к претендентам согласно Единой тарифной сетки.

    2. Квалификационные требования являются неотъемлемой частью трудового договора (контракта), заключаемого преподавателем и ректором Самарской ГСХА, определяя при этом содержание, направленность и особенности деятельности преподавателя, уровень квалификации, соответствующий его должностным обязанностям. Конкретные сроки договора устанавливаются по соглашению сторон с учетом коллективного договора и мнения Ученого совета академии (факультета).

    3 Администрация (руководство факультета, кафедры) на основе комплексной оценки уровня компетентности, профессионализма и педагогического мастерства, результатов деятельности преподавателя на протяжении всего его контракта делает выводы о подтверждении его квалификации в соответствии с настоящими квалификационными требованиями, предоставляет ему возможность повысить свою квалификацию, формулирует рекомендации о возможности заключения контракта на последующие сроки.

    4. Нормативной основой разработки квалификационных требований являются квалификационные характеристики, служащие основой при определении требований к профессиональным знаниям и квалификации преподавательского состава.

    5. Требования к должности ассистента (преподавателя).
    В соответствии с квалификационными характеристиками профессорско-преподавательского состава должность ассистента соответствует 9-11 разрядам ЕТС без предъявления требования к стажу работы или 12 разряду при наличии ученой степени кандидата наук.
    Ассистент (преподаватель) должен иметь высшее образование по специальности, соответствующей учебно-научному профилю факультета или кафедры. Объем учебной нагрузки ассистента не должен превышать 900 часов за один учебный год. Конкретная учебная нагрузка определяется в соответствии с индивидуальным планом работы преподавателя, решением кафедры, учебным планом и выделенными штатами профессорско-преподавательского состава. Расчет годовой нагрузки утверждается заведующим кафедрой.
    Ассистент (преподаватель) должен отвечать следующим требованиям в соответствии с содержанием деятельности, отраженным в индивидуальном плане преподавателя:

    5.1. Обеспечивать совместно с ведущим лектором планирование, разработку, организацию и проведение лабораторных, практических и семинарских занятий, коллоквиумов, руководить учебными и производственными практиками студентов, осуществлять контроль за результатами учебно-познавательной деятельности студентов с использованием современных педагогических технологий.

    5.2. Принимать участие в подготовке дидактических и учебно-методических материалов по курсам учебных дисциплин, обеспечиваемых данной кафедрой.

    5.3. Участвовать в научно-исследовательской работе, проводимой кафедрой, в планировании, реферировании, экспериментальной работе по одному из направлений исследования, анализируя результаты и подготавливая их к публикации.

    5.4. Привлекать к исследовательской работе студентов, оказывая им помощь в планировании, организации и проведении научной и учебно-исследовательской работы, участвовать в организации на кафедре и факультете научных конференций, студенческих олимпиад, конкурсов студенческих научных работ и т.д.

    5.5. Оказывать студентам помощь в составлении и реализации индивидуальных учебных планов, участвовать в организации внеаудиторных мероприятий учебного, производственного и воспитательного характера; всей своей профессиональной и общественной деятельностью формировать у студентов научное мировоззрение, самостоятельность и ответственность, высокие моральные принципы, уважение к законам, патриотизм.

    5.6. Участвовать в организации и проведении вступительных экзаменов, проводить профориентационную работу среди выпускников школ, профессиональных образовательных учреждений и молодежи.

    5.7. Работать над повышением своей педагогической и научной квалификации (аспирантура, ФПК, стажировки, школа педагогического мастерства, посещение занятий ведущих преподавателей и т.д.), осваивать и внедрять в свою обучающую деятельность новые педагогические технологии.
    За время работы по контракту (при условии его заключения сроком на 5 лет) ассистент (преподаватель) должен опубликовать не менее 2 научных работ и 2 учебно-методических разработок.

    5.8. Ассистент (преподаватель) не имеет права использовать печатные учебно-методические материалы СГСХА за его пределами без согласия администрации академии.

    6.Требования к должности старшего преподавателя.
    В соответствии с квалификационными характеристиками профессорско-преподавательского состава должность старшего преподавателя соответствует 13-14 разрядам ЕТС (высшее образование и стаж научно-педагогической работы не менее трех лет или ученая степень кандидата наук).
    Объем учебной нагрузки старшего преподавателя, предусмотренный индивидуальным планом, определяется в размере не более 900 часов за один учебный год. Конкретная учебная нагрузка определяется в соответствии с индивидуальным планом работы преподавателя, решением кафедры, учебным планом и выделенными штатами профессорско-преподавательского состава. Расчет годовой нагрузки утверждается заведующим кафедрой.
    Старший преподаватель должен отвечать следующим квалификационным требованиям в соответствии с содержанием деятельности, отраженным в индивидуальном плане преподавателя:

    6.1. Разрабатывать лекционный курс в соответствии с образовательной программой по данной учебной дисциплине на основе современного уровня развития науки и прогрессивных педагогических технологий, читать лекции и проводить лабораторные, практические, семинарские занятия, коллоквиумы и консультации, принимать зачеты и экзамены, руководить выполнением курсовых и дипломных работ; организовывать и руководить учебными и производственными практиками студентов.

    6.2. Обеспечить учебно-методическое сопровождение читаемого им курса: планы проведения занятий, курсы лекций, пакеты методических материалов, необходимые для проведения учебных занятий и контроля результатов учебно-познавательной деятельности студентов, заботится о поддержании и укреплении своего педагогического авторитета.

    6.3. Участвовать в научно-исследовательской работе кафедры, планировать и осуществлять экспериментальные исследования, оформлять и публиковать результаты исследования.

    6.4. Реализовывать образовательно-воспитательные задачи в совместной учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельности преподавателя и студентов на основе педагогики сотрудничества, руководить научно-исследовательской работой студентов, привлекать их к исследованиям по проблематике кафедры, оказывая им помощь в планировании, организации и проведении исследований.

    6.5. Оказывать студентам помощь в составлении и реализации индивидуальных учебных планов, участвовать в организации внеаудиторных мероприятий учебного, производственного и воспитательного характера; всей своей профессиональной и общественной деятельностью формировать у студентов научное мировоззрение, самостоятельность и ответственность, высокие моральные принципы, уважение к законам, патриотизм.

    6.6. Участвовать в организации и проведении вступительных экзаменов, разработке и обеспечении профессионально-ориентированных курсов в старших классах школ, лицеев и гимназий, центрах довузовской подготовки и других формах профессиональной ориентации молодежи.

    6.7. Работать над повышением своей научной и педагогической квалификации на ФПК, стажировках и т.п.

    6.8. Участвовать в научно-практических конференциях, совещаниях и семинарах, осваивать новые педагогические и информационные технологии.
    За период работы по контракту (при условии, что он заключен сроком на 5 лет) старший преподаватель должен прочитать, как правило, не менее 30 часов лекций в год, опубликовать не менее 3 научных работ и 3 учебно-методических разработок, осуществить руководство выпускными квалификационными работами студентов (для старших преподавателей выпускающих кафедр).

    6.9. Старший преподаватель не имеет права использовать печатные учебно-методические материалы СГСХА за его пределами без согласия администрации академии.

    7. Требования к должности доцента.
    В соответствии с квалификационными характеристиками профессорско-преподавательского состава должность доцента соответствует 14 (ученое звание доцента или ученая степень кандидата наук) и 15 (ученое звание доцента и ученая степень кандидата наук) разрядам ЕТС. Доцент должен иметь стаж научно-педагогической работы не менее трех лет, ученую степень кандидата наук (или звание доцента). В порядке исключения на должность доцента могут быть приняты высококвалифицированные специалисты, не имеющие ученого звания или ученой степени, но обладающие большим опытом и стажем научно-педагогической (не менее 5 лет) или практической деятельности (не менее 5 лет). В этом случае доцент в течение следующих трех лет (срок контракта не более 3 лет) должен представить аттестационные документы для присвоения ученого звания доцента. Если соответствующие документы не были представлены, то он не имеет право повторно участвовать в конкурсном отборе на должность доцента без представления аттестационных документов на присвоение ученого звания доцента.
    Объем учебной нагрузки в соответствии с индивидуальным планом определяется в объеме не более 900 часов и должен включать самостоятельный курс лекций и практических занятий.
    Конкретная учебная нагрузка определяется в соответствии с индивидуальным планом работы преподавателя, решением кафедры, учебным планом и выделенными штатами профессорско-преподавательского состава. Расчет годовой нагрузки утверждается заведующим кафедрой.
    Доцент должен отвечать следующим квалификационным требованиям в соответствии с содержанием деятельности, отраженном в индивидуальном плане:

    7.1. Участвовать в разработке концепции и стратегии развития высшего профессионального образования на уровне учебных планов и учебных дисциплин, реализуемых кафедрой.

    7.2. Читать самостоятельно разработанные лекционные курсы, проводить практические и семинарские занятия, руководить учебными и производственными практиками, проводить коллоквиумы и консультации, зачеты, собеседования и экзамены, руководить выполнением курсовых и дипломных работ, обеспечивая современный научный уровень в целях достижениях высокой эффективности образовательного процесса и используя педагогические и информационные технологии.

    7.3. Участвовать в работе государственных аттестационных и экспертных комиссий, приеме вступительных, аспирантских экзаменов.

    7.4. Руководить научными исследованиями по одному из направлений научно-исследовательской работы кафедры, исследовательской работой молодых сотрудников кафедры (ассистентов и старших преподавателей), подготавливать отчеты и публиковать результаты исследований в печати.

    7.5. Руководить научно-исследовательской работой студентов, студенческими научными обществами и кружками, творческими коллективами, организовывать студенческие научные конференции, конкурсы и др. формы организации научной работы студентов.

    7.6. Оказывать помощь студентам в составлении и реализации индивидуального плана учебной и научной работы, участвовать в организации внеаудиторных мероприятий учебного, производственного и воспитательного характера; всей своей профессиональной и общественной деятельностью формировать у студентов научное мировоззрение, самостоятельность и ответственность, высокие моральные принципы, способствовать гражданскому и профессиональному становлению личности студентов. Заботиться о поддержании и укреплении своего научного, педагогического и нравственного авторитета.

    7.7. Работать над повышением своей квалификации в ФПК, на стажировках, принимать участие в работе научно-практических конференциях, совещаний, семинаров.
    За период работы по контракту (при условии его заключения сроком на 5 лет) доцент должен прочитать, как правило, не менее 40 часов лекций в год, опубликовать не менее 5 научных работ или монографию и не менее 3 учебно-методических разработок, выступать с докладами на академических, региональных, федеральных, международных научно-практических конференциях; осуществлять руководство выпускными квалификационными работами студентов (для выпускающих кафедр).

    7.8. Доцент не имеет права использовать печатные учебно-методические материалы СГСХА за его пределами без согласия администрации академии.

    8. Требования к должности профессора.
    В соответствии с квалификационными характеристиками профессорско-преподавательского состава должность профессора соответствует 16 (ученое звание профессора или доцента или ученая степень доктора наук) и 17 (ученое звание профессора и ученая степень доктора наук) разрядам по ЕТС. Профессор должен иметь степень доктора наук или звание профессора по профилю кафедры; в порядке исключения на должность профессора могут быть приняты высококвалифицированные специалисты, имеющие степень кандидата наук, но обладающие опытом и большим стажем научно-педагогической (не менее 15 лет) или практической деятельности (не менее 10 лет). В этом случае контракт заключается сроком до 5 лет. Если данному преподавателю по истечении срока контракта на было присвоено ученое звание профессора, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. № 194 об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий, он не имеет право повторно участвовать в конкурсном отборе на должность профессора без представления аттестационных документов на присвоение ученого звания профессора.
    Объем учебной нагрузки в соответствии с индивидуальным планом определяется в размере не более 900 часов и должен включать самостоятельный учебный курс лекций и практических занятий (спецкурс, спецсеминар). Конкретная учебная нагрузка определяется в соответствии с индивидуальным планом работы преподавателя, решением кафедры, учебным планом и выделенными штатами профессорско-преподавательского состава. Расчет годовой нагрузки утверждается заведующим кафедрой.
    Профессор должен отвечать следующим квалификационным требованиям в соответствии с содержанием деятельности, отраженном в индивидуальном плане:

    8.1. Участвовать в разработке концепции реформирования и развития высшего профессионального образования в академии.

    8.2. Определять стратегические направления деятельности кафедры в системе высшего профессионального образования.

    8.3. Определять основные направления подготовки студентов по дисциплинам кафедры, принимая активное участие в работе по обновлению учебных планов и программ подготовки студентов.

    8.4. Разрабатывать и принимать участие в реализации программ реформирования и развития данного направления высшего образования, учебно-научного и методического обеспечения образовательного процесса.

    8.5. Развивать систему подготовки научных кадров при кафедре и на факультете через аспирантуру, соискательство, систему переподготовки специалистов, прием кандидатских экзаменов, работу диссертационных Советов и оказание других образовательных услуг.

    8.6. Руководить одним из направлений научных исследований по проблематике кафедры, создавать новые специализации на базе достижений современной науки и результатов научной работы кафедры, заботиться об укреплении своего научного авторитета.

    8.7. Руководить научно-исследовательской работой студентов, курсовыми и дипломными работами, принимать участие в организации работы студенческих научных обществ, научных конференций; привлекать студентов к участию в выполнении научно-исследовательской работы по проблематике кафедры.

    8.8. Проводить экспертизу научных и методических работ (статей, монографий, учебников, программ учебных курсов и т.д.).

    8.9. Участвовать в организации и проведении научных конференций, методических советов и т.д.

    8.10. Вести организационно-воспитательную работу со студентами на основе принципа гуманизации и гуманитаризации, уважения личности.

    8.11. Участвовать в работе по повышению профессионально-педагогической компетентности сотрудников кафедры, академии и т.д., осваивать информационные технологии, руководить научными школами.
    За период работы по контракту (при условии его заключения сроком на 5 лет) профессор должен прочитать, как правило, не менее 50 часов лекций в год, опубликовать не менее 2 учебно-методических разработок и 1 учебно-методического пособия, а также не менее 5 научных работ (статей, изобретений) или монографию, руководить работой аспирантов, (соискателей), защитивших кандидатскую диссертацию, и выпускными квалификационными работами (для профессоров выпускающих кафедр).

    8.12. Профессор не имеет права использовать печатные учебно-методические материалы СГСХА за его пределами без согласия администрации академии.

    9. Требования к должности заведующего кафедрой.
    Заведующий кафедрой должен иметь, как правило, ученую степень или звание, отвечающие профилю факультета и педагогический стаж не менее 5 лет.
    Квалификационные требования к личной научно-исследовательской и педагогической работе заведующего кафедрой соответствуют требованиям, предъявляемым к занимаемой им преподавательской должности. Квалификация заведующего должна быть достаточно высокой, чтобы в соответствии с задачами академии и кафедры, учебным планом специальности и планами развития факультета осуществлять управленческую деятельность и решать следующие задачи:

    9.1. Разрабатывать и обеспечивать реализацию концепции и программы развития кафедры, включая вопросы учебно-научного развития, определять тематику и программы курсов и семинаров, дипломных и курсовых работ, учебных и производственных практик.

    9.2. Обеспечивать эффективное привлечение научного потенциала кафедры к решению научных и научно-технических проблем, участию их в развитии приоритетных научных исследований, разработке и создании принципиально новой техники, технологии и материалов.

    9.3. Обеспечивать проведение учебных занятий по дисциплинам, порученным кафедре, на высоком научном и учебно-методическом уровне, развивать целевую и перспективную подготовку по профилю специализации кафедры, обеспечивать активное использование результатов научных исследований в учебном процессе, широкое привлечение студентов к их выполнению и высокое качество преподавания дисциплин данной кафедры на других факультетах.

    9.4. Обеспечивать научно-методическое и материально-техническое оснащение кафедры, повышение квалификации сотрудников и др.

    9.5. Обеспечивать взаимодействие кафедры с другими учебными подразделениями, участвующими в подготовке специалистов.

    9.6 Активно участвовать в создании и совершенствовании научно-технической базы кафедры: учебных и научных лабораторий, научной базы и баз учебной практики, учебных и методических кабинетов и т.д.

    9.7. Создавать на кафедре атмосферу высокой ответственности и творческого поиска, сотрудничества, эмоционально-нравственного комфорта, заинтересованности в результатах труда, обеспечивать соблюдение прав сотрудников кафедры, определенных Уставом академии.

    9.8. Определять содержание научно-образовательной деятельности преподавателей кафедры в соответствии с типовыми квалификационными требованиями к должностям профессорско-преподавательского состава, обеспечивать повышение профессионально-педагогической культуры сотрудников, стимулировать развитие их творческой индивидуальности.

    9.9. Осуществлять контроль за ведением плановой и отчетной документации кафедры, сохранностью материальных ценностей на кафедре, обеспечивать выполнение правил охраны труда и требований техники безопасности.

    9.10. Осуществлять контроль за выполнением квалификационных требований к должностям профессорско-преподавательского состава кафедры.

    10. Требования к должности декана факультета.
    Декан факультета должен иметь ученую степень или ученое звание, отвечающие профилю факультета, педагогический стаж не менее 5 лет. В соответствии с Уставом СГСХА он осуществляет непосредственное управление деятельностью факультета и несет полную ответственность за состояние и результаты работы факультета перед Ученым Советом факультета, Ученым Советом академии и ректором СГСХА.
    Квалификационные требования к личной научно-исследовательской и педагогической работе декана факультета соответствуют требованиям, предъявляемым к занимаемой им преподавательской должности. Квалификация декана должна быть достаточно высокой, чтобы в соответствии с задачами факультета и планами развития академии совместно с Ученым Советом факультета решать следующие проблемы:

    10.1. Разрабатывать и обеспечивать реализацию концепции и программы развития факультета, включая вопросы учебного, научного, учебно-методического и материально-технического обеспечения, повышения квалификации сотрудников и создания кадрового резерва.

    10.2. Определять и развивать учебные и научные структуры факультета и систему его управления, открывать, реорганизовывать, упразднять кафедры, лаборатории и другие подразделения факультета.

    10.3. Организовывать учебно-воспитательный процесс по подготовке студентов в соответствии с государственными образовательными стандартами, основными образовательными программами, учебными планами и планами специализаций, определять направления и уровни подготовки специалистов на факультете, структуру их подготовки, содержание образования, сроки и формы контроля знаний, участвовать в разработке правил приема абитуриентов.

    10.4. Развивать функции факультета в системе многоуровневого непрерывного образования по соответствующим направлениям (специальностям), включая профориентационную работу и довузовскую подготовку (кружки, подготовительные курсы, поддержка обучения в ассоциированных с академией техникумах, колледжах, школах, лицеях, гимназиях, подготовка и проведение олимпиад, конференций), подготовку специалистов, обучение в аспирантуре, послевузовское образование, переподготовку кадров и другие образовательные услуги.

    10.5. Обеспечивать информированность студентов о положении в сфере занятости, содействовать им в заключении трудовых договоров (контрактов) с предприятиями, учреждениями и организациями в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

    10.6. Проводить анализ и оценку всех подразделений факультета, контролировать соответствие индивидуальной деятельности преподавателей кафедр типовым квалификационным требованиям к должностям профессорско-преподавательского состава СГСХА, принимать активное участие в первичной экспертизе по делам о присвоении ученых званий профессора и доцента, представляя материалы для заключения на Ученый совет академии, в выдвижении кандидатов на соискание премий, направлении преподавателей в докторантуру.

    10.7. На основе прямых договоров, соглашений и контрактов с предприятиями (учреждениями) определять направления различных видов совместной деятельности: подготовка кадров, обмен специалистами, научное, культурно-просветительское, производственное и иное сотрудничество.

    10.8. Обеспечивать высокий уровень и реализацию результатов научных исследований, проводимых на факультете, разработку и производство на их основе наукоемкой конкурентоспособной продукции, расширение форм внедрения результатов исследований в учебный процесс и производство.

    10.9. Подготавливать для Ученого Совета факультета отчеты и информацию по вопросам экономического и социального развития, штатов факультета, планам научной работы.

    10.10. Создавать на факультете обстановку товарищеского сотрудничества, поиска, высокой требовательности к уровню научно-образовательной и воспитательной работы, заинтересованности в результатах труда; поддерживать и укреплять научный и нравственный авторитет факультета.

    10.11. Содействовать работе диссертационного совета по направлениям научной работы факультета.

    10.12. Способствовать развитию навыков самоуправления в студенческом коллективе факультета, функционированию каналов и механизмов обратной связи.

    10.13. Активно участвовать в работе Ученого Совета СГСХА, других советов и комиссий по выработке стратегии и планов развития академии.

    10.14. Обеспечивать выполнение правил охраны труда и требований техники безопасности, ведение плановой, отчетной и другой документации факультета, осуществлять контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств, учетом и сохранностью материальных ценностей на факультете.

    10.15. Осуществлять контроль за выполнением квалификационных требований к должностям профессорско-преподавательского состава факультета.