Оглавление:
Автозаправочные станции. Требования к размещению, проектированию и строительству АЗС на территории Рязанской области
Традиционная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (далее — ТРК).
Блочная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.
Модульная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.
Контейнерная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.
Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) — АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.
Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом (далее — СУГ).
Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.
Передвижная автомобильная газозаправочная станция (ПАГЗС) — АЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.
Передвижная автомобильная газонаполнительная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС.
Многотопливная автозаправочная станция — АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ.
Государственные автомобильные дороги общего пользования — федеральные автомобильные дороги и автомобильные дороги Рязанской области. К федеральным государственным автомобильным дорогам общего пользования, расположенным на территории Рязанской области, относятся участки дорог: М-5 «Москва — Челябинск», М-6 «Москва — Астрахань» и А-395 «Калуга — Тула — Михайлов — Рязань».
Перечень областных автомобильных дорог общего пользования утверждается Правительством Рязанской области.
Муниципальные автомобильные дороги — автомобильные дороги местного значения, расположенные в пределах границ территорий поселений и территорий муниципальных образований, являющиеся собственностью муниципальных образований, за исключением федеральных, ведомственных и частных автомобильных дорог.
Ведомственные автомобильные дороги — автомобильные дороги, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении, на балансе учреждений или предприятий и предназначенные для решения специальных государственных задач или обеспечения внутрихозяйственных производственных и технологических перевозок.
Частные автомобильные дороги — автомобильные дороги, являющиеся собственностью граждан или юридических лиц и используемые для собственных нужд или коммерческой деятельности.
4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4 .1 Выбор земельного участка (площадки) для строительства АЗС должен осуществляться с учетом требований настоящих норм, норм земельного законодательства Российской Федерации и Рязанской области.
При этом возможность предоставления земельных участков под проектирование и строительство АЗС в пределах придорожных полос необходимо согласовывать с органами местного самоуправления и владельцем автомобильной дороги.
4.2 АЗС должна располагаться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).
4.3 При выборе вариантов размещения АЗС, кроме технико-экономических показателей объекта, следует учитывать степень воздействия АЗС на окружающую природную среду как в период строительства, так и во время ее эксплуатации, а также сочетание территории АЗС с окружающим ландшафтом, отдавая предпочтение решениям, оказывающим минимальное воздействие на окружающую природную среду.
В ходе сравнения вариантов возможного размещения АЗС следует учитывать ценность занимаемых земель, а также затраты на приведение временно отводимых для нужд строительства площадей в состояние, пригодное для хозяйственного использования, включая рекультивацию земель.
4.4 Проектирование, строительство и размещение объектов АЗС, включая объекты придорожного сервиса, должно производиться с учетом требований стандартов, технических регламентов и норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности.
4.5 Разработка проектной документации для строительства АГЗС и АГНКС должна осуществляться юридическими и физическими лицами, имеющими лицензию на проектирование технологической части АЗС для заправки транспортных средств сжиженным углеводородным и сжатым природным газом.
4.6 Проектная документация на строительство, реконструкцию и расширение всех типов АЗС в обязательном порядке подлежит государственной экспертизе.
Кроме того, проектная документация подлежит согласованию с органами архитектуры и градостроительства, а также государственными органами управления, контроля и надзора в соответствии с требованиями законодательства.
4.7 Разрешение на строительство АЗС всех типов выдается уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, Правительства Рязанской области или органа местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, при наличии согласованной в установленном порядке и утвержденной проектной документации, а также положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
4.8 Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию АЗС, в том числе газонаполнительных станций, осуществляется в порядке, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации, при условии выполнения требований, предусмотренных проектной документацией, включая разработку и выполнение мероприятий по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным разливом всех видов топлива (бензин, дизельное топливо, сжиженный углеводородный и сжатый природный газ).
Приемка в эксплуатацию систем газоснабжения АЗС осуществляется в общем порядке в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по строительству и с учетом требований СНиП 42-01.
4.9 Строительство объектов дорожного сервиса при АЗС, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, полосу разгона-торможения, осуществляется за счет средств их владельцев.
5. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ АЗС
5.1 Размещение АЗС в пределах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования следует производить с учетом их категории и статуса, а также интенсивности транспортных потоков на основе градостроительной документации областного и муниципального уровня, генерального плана городского или сельского поселения либо территориальной комплексной схемы размещения объектов придорожного сервиса, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
5.2 Размещение, проектирование и строительство АЗС в пределах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования допускается при соблюдении следующих условий:
а) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции государственных автомобильных дорог общего пользования;
б) объекты не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения, эксплуатации этой дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения.
5.3 Выделение земельных участков для размещения АЗС на межселенных территориях следует производить с учетом реализации схем территориального планирования Рязанской области и муниципальных образований, их транспортно-коммуникационного состояния, а в границах поселений — генерального плана поселения, с учетом развития его улично-дорожной сети, взаимосвязи системы кварталов и микрорайонов, существующей и персп�
Общая информация
Документ: ТСН 31-331-2005 Название: Автозаправочные станции. Требования к размещению, проектированию и строительству АЗС на территории Рязанской области Начало действия: 2006-06-19 Дата последнего изменения: 2006-10-16 Вид документа: ТСН Область применения: Настоящие территориальные строительные нормы (далее — нормы) устанавливают требования к размещению, проектированию и строительству автозаправочных станций всех типов (далее — АЗС) для заправки транспортных средств жидким и газообразным топливом при размещении их на территориях поселений и межселенных территориях, в пределах придорожных полос государственных автомобильных дорог общего пользования, муниципальных, ведомственных и частных автомобильных дорог, расположенных на территории Рязанской области. Требования настоящих норм не распространяются на АЗС, размещаемые в пределах территорий промышленных предприятий. Все страницы Постраничный просмотр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 >>
Список документов и порядок согласования при открытии новой заправки
20.01.2017 11:55:00 | Просмотров: 3226
Строительство и ввод в эксплуатацию автозаправочной станции – дело хлопотное. Решившись заняться этим бизнесом, будущему «королю бензоколонки» стоит тщательно изучить не только общероссийское законодательство, но и нормативные акты конкретного региона. Для открытия АЗС в каждой из областей страны необходимы разные документы, а так же совершенно разные согласования придется получить у муниципальных властей и местных контролирующих органов.
Первое и самое, пожалуй, простое, — регистрация юридического лица. Специалисты в области права и налогообложения советуют остановиться на ООО. Эта форма собственности предполагает сотрудничество со всеми покупателями топлива, будь то частное лицо, или целая компания. Также у Вас будет возможность выбрать приемлемую систему налогообложения. Всего этого Вы лишитесь, решив зарегистрироваться только в качестве индивидуального предпринимателя. Последние не могут реализовывать ГСМ предприятиям. Хотя зарегистрировать ООО дороже по деньгам и времени. Но реализация нефтепродуктов – бизнес, требующий приличного капитала, и регистрация формы собственности – не та статья, где есть смысл экономить.
Следующий этап – отвод земли.
Предположим, что земельный участок Вы присмотрели, его удачное расположение Вас устраивает, место несомненно принесет в будущем прибыль. Вам понадобятся разрешения от пожарников санэпидемслужбы и земельного управления. Если участок ну очень привлекателен, а пожарники против, попробуйте уменьшить мощность будущей заправки. Часто это шаг оправдан, если это единственное препятствие при получении желанного земельного участка под строительство заправки. Если по противопожарным нормам вы не вписываетесь в требования законодательства, воевать бесполезно, проще подыскать другой земельный участок.
В земельном управлении региона расскажут Вам о территориальной принадлежности участка. В зависимости от этого будет ясно, сможете ли Вы купить землю, приватизировать ее, или только арендовать.
И вот земельный акт у Вас на руках. Дальше Вы идете в горсовет и пишете там заявление с просьбой разрешить на конкретном участке построить заправку. Прикладываете документ на землю. При положительном решении чиновники самостоятельно направят Ваше заявление дальше всем заинтересованным органам для утверждения, согласования и подписания. Бумаги побывают у архитекторов, пожарников, санстанции. На все про все может уйти до четырех месяцев. Но в результате Вы получите долгожданное разрешение на возведение объекта на ранее приобретенном или арендованном участке, а так же письменное разрешение на проектирование объекта.
Стоит понять и, наверное, смириться, что в процессе строительства АЗС и ее ввода в эксплуатацию все документы еще не раз будут ходить по этому кругу. Столь тщательное согласование обусловлено тем, что автозаправочная станция – объект повышенной опасности. Поэтому и требования к ней повышенные.
Разработка проекта и его согласование – следующая стадия. Тут Вам придется плотно сотрудничать с местным управлением градостроения и архитектуры, придется обращаться в горэнерго, в водоканал, в горгаз, ГАИ, телеком, местное управление МЧС. Градостроительное обоснование придется подписывать в управлениях охраны памятников истории и культуры. Собрав, наконец, это ворох документов, можно заказать проект. И снова его согласовать. Пройдя и это согласование, Вы сможете уже получить разрешение на строительство. Можете приступать.
Впереди Вас ждет новое приключение – ввод заправки в эксплуатацию.
И это только про строительство и землю. А ведь нужны еще разрешения и лицензии на реализацию топлива от Министерства топлива и энергетики. Заключение договоров на поставку качественного топлива, обеспечение безопасности заправки, сотрудничество с процессинговым центром.
Расходов на стадии организации бизнеса немало. Однако эксперты утверждают, что при правильно выбранном месте строительства АЗС все окупится года через три. Максимальный срок называют до пяти лет.
НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЕ
АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Общие требования к размещению
При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:
Минимальные расстояния до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории по СНиП 2.07.01-89, а именно:
- до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения – как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий;
- до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений – как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий;
- до остальных дорог и улиц – не нормируются.
АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива подразделяют на два типа:
- тип А — если общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС более 20 м 3 ;
- тип Б — если общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не более 20 м 3 .
Единичная вместимость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) АЗС , расположенных на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 м 3 , а вне населенных пунктов — 20 м 3 .
Проектирование и строительство АЗС
Ежедневно количество автомобилей на дорогах увеличивается, поэтому строительство АЗС может стать очень выгодным делом. Главное расположить заправку в правильном месте и обеспечить высокий сервис, который поможет привлекать клиентов. Поэтому проектирование и строительство АЗС лучше доверить профессионалам. Опираясь на свой богатый опыт, они смогут сделать все в лучшем виде и с минимальным участием заказчика. По сути помощь клиента понадобится только на этапе составления плана строительства АЗС и расчете общих затрат на проект. А далее подрядчик возьмет на себя все функции по закупке строительных материалов и контроле рабочего процесса.
С чего начать строительство АЗС?
При выборе фирмы-застройщика лучше хотя бы немного изучить ее деятельность и почитать отзывы от прошлых клиентов. Это поможет сделать правильный выбор, о котором не придется жалеть впоследствии. Когда все детали будут согласованы, заказчик должен будет утвердить смету на строительство АЗС и передать подрядчику оговоренную начальную сумму для запуска проекта. Но с самого начала необходимо получить разрешение на строительство АЗС. Без этого документа все дальнейшие шаги не имеют смысла.
Чтобы получить заветное разрешение придется пройти немало инстанций. В их числе: санитарная эпидемиологическая станция, пожарная служба, управление земельными ресурсами и комиссия по экологической безопасности. Придется приложить немало усилий, чтобы убедить перечисленные учреждения, что выбранный участок под строительство АЗС удовлетворяет всем требованиям и нормам законодательства. Пробиться через череду кабинетов под силу не каждому, так что это можно сказать будет первым серьезным испытанием на пути к становлению успешного бизнесмена. Главное не стеснятся отстаивать свои права, ссылаясь на действующие законы. А в случае их нарушения можно смело подавать в суд. Когда на документе окажутся все необходимые подписи, можно действовать дальше.
Где найти участок?
Земля под строительство АЗС в городе обойдется гораздо дороже. Да и привлечь там новых клиентов будет невероятно сложно, так как все ниши рынка давно заняты. Поэтому предпочтительнее будет строить заправку на трассах национального или международного значения. Там всегда довольно плотный поток автомобилей, так что проблем с клиентурой возникнуть не должно. Можно поступить проще. Объявлений о продаже заправок на текущий день очень много.
Если выкупить чье-то дело, а затем его реанимировать, можно сэкономить деньги и получить дополнительные выгоды. Самая главная состоит в том, что если заправка уже стояла на выбранном месте, о ней будет знать гораздо больше людей, чем о построенном с нуля объекте. К тому же, не понадобится получать разрешение, что сохранит много времени и нервов. Реконструкция и строительство АЗС имеют много общих моментов. Обе процедуры требуют тщательного планирования, чтобы затея увенчалась успехом.
Лучшее решение — строительство АЗС «под ключ».
Строительство АЗС под ключ — это наиболее выгодное предложение. Оно избавляет клиента от множества сопутствующих проблем, которые перекладываются на плечи подрядчика. А заказчик в конце просто принимает готовую работу. Поэтому и цена строительства АЗС под ключ достаточно высока. Так что стоит расставить приоритеты и решить, что важнее: экономия денежных средств или отсутствие головной боли, связанной со строительством.
При достаточном бюджете, конечно лучше остановиться на втором варианте. Стоимость строительства АЗС под ключ составит около 500 тысяч долларов. В эту сумму входят затраты на покупку земли, работу, строительные материалы, оборудование и различные сопутствующие расходы. Цифра не маленькая, но при должной организации работы окупаемость наступит через год-полтора, а при удачном стечении обстоятельств и того ранее.
Цена строительства АЗС своими силами будет существенно ниже. Но это наверняка займет больше времени, а успех вовсе не гарантирован. Поэтому к данному способу можно прибегнуть только в самом крайнем случае, когда других вариантов попросту не останется. Стоимость строительства АЗС можно существенно снизить, если предварительно договориться с известной компанией о франчайзинге. Новая заправка будет иметь вывеску узнаваемого бренда, тем самым расширяя сферы его влияния. А взамен бизнесмен получит покровительство и финансовую помощь.
Проект строительства АЗС не должен нарушать действующее законодательство. Поэтому его также согласовывают с соответствующими коммунальными и государственными службами. Требования к строительству АЗС достаточно обширны и разделяются на пожарную, экологическую, эпидемиологическую составляющие. Заправка должна иметь все соответствующие сооружения, чтобы вредные продукты ее функционирования не выбрасывались в природу. Ознакомиться с нормами строительства АЗС можно на сайте, где собраны все действующие законы.
Требования к размещению АЗС (автозаправочной станции) согласно норм пожарной безопасности НПБ 111-98*
7. Выбор земельного участка (площадки) для строительства АЗС должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93.
8. Размещение АЗС должно выполняться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой “розе ветров”) по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).
Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними, а также на плавсредствах.
9. Планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.
На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.
10. При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:
Минимальные расстояния до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории по СНиП 2.07.01- 89 *, а именно:
11. АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива подразделяют на два типа:
Общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 40 м 3 при ее размещении на территории населенных пунктов и 60 м 3 – вне населенных пунктов.
Единичная емкость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) АЗС, расположенных на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 м 3 , а вне населенных пунктов – 20м 3 .
Величины общей вместимости и единичной емкости резервуаров модульной АЗС (в том числе величина, разделяющая АЗС на типы А и Б) допускается увеличивать не более чем в 2 раза.
При использовании одностенных надземных резервуаров для хранения жидкого моторного топлива указанные параметры вместимостей следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 4.
12. Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1.
13. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 2.
14. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС жидкого моторного топлива с надземными резервуарами принимаются в соответствии с таблицей 3.
15. Расстояние от края площадки для АЦ до надземно расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Если внутреннее пространство технологических шахт подземных резервуаров заполнено негорючим материалом, то расстояние до шахт не нормируется.
16. При наличии на АЗС ограждения оно должно быть продуваемым и выполненным из негорючих материалов.
17. Движение транспортных средств по территории АЗС должно быть, как правило, односторонним. При этом должен быть предусмотрен раздельный въезд и выезд. Движение АЦ с заправочных площадок на выезд с территории АЗС следует, как правило, проектировать по наиболее короткому пути.
18. Не допускается озеленение территории АЗС кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена.
19. При размещении АЗС вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерновые, хлопчатник и т.п.), вдоль прилегающих к посадкам границ АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Настоящие территориальные строительные нормы (далее — нормы) устанавливают требования к размещению, проектированию и строительству автозаправочных станций всех типов (далее — АЗС) для заправки транспортных средств жидким и газообразным топливом при размещении их на территориях поселений и межселенных территориях, в пределах придорожных полос государственных автомобильных дорог общего пользования, муниципальных, ведомственных и частных автомобильных дорог, расположенных на территории Рязанской области.
1.2 Требования настоящих норм не распространяются на АЗС, размещаемые в пределах территорий промышленных предприятий.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих нормах используются ссылки на следующие документы:
СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы»,
СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»,
СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»,
НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»,
ГОСТ 23457-86* «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения»,
ГОСТ 25458-82 «Опоры деревянные дорожных знаков. Технические условия»,
ГОСТ 25459-82 «Опоры железобетонные дорожных знаков. Технические условия»,
ГОСТ 10807-78* «Знаки дорожные. Общие технические условия»,
ГОСТ 12.1.007-76* «ССБТ Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»,
ПУЭ «Правила устройства электроустановок».
3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящих нормах приняты следующие термины:
Традиционная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (далее — ТРК).
Блочная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.
Модульная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.
Контейнерная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.
Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) — АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.
Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом (далее — СУГ).
Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.
Передвижная автомобильная газозаправочная станция (ПАГЗС) — АЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.
Передвижная автомобильная газонаполнительная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС.
Многотопливная автозаправочная станция — АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ.
Государственные автомобильные дороги общего пользования — федеральные автомобильные дороги и автомобильные дороги Рязанской области. К федеральным государственным автомобильным дорогам общего пользования, расположенным на территории Рязанской области, относятся участки дорог: М-5 «Москва — Челябинск», М-6 «Москва — Астрахань» и А-395 «Калуга — Тула — Михайлов — Рязань».
Перечень областных автомобильных дорог общего пользования утверждается Правительством Рязанской области.
Муниципальные автомобильные дороги — автомобильные дороги местного значения, расположенные в пределах границ территорий поселений и территорий муниципальных образований, являющиеся собственностью муниципальных образований, за исключением федеральных, ведомственных и частных автомобильных дорог.
Ведомственные автомобильные дороги — автомобильные дороги, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении, на балансе учреждений или предприятий и предназначенные для решения специальных государственных задач или обеспечения внутрихозяйственных производственных и технологических перевозок.
Частные автомобильные дороги — автомобильные дороги, являющиеся собственностью граждан или юридических лиц и используемые для собственных нужд или коммерческой деятельности.
4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4 .1 Выбор земельного участка (площадки) для строительства АЗС должен осуществляться с учетом требований настоящих норм, норм земельного законодательства Российской Федерации и Рязанской области.
При этом возможность предоставления земельных участков под проектирование и строительство АЗС в пределах придорожных полос необходимо согласовывать с органами местного самоуправления и владельцем автомобильной дороги.
4.2 АЗС должна располагаться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).
4.3 При выборе вариантов размещения АЗС, кроме технико-экономических показателей объекта, следует учитывать степень воздействия АЗС на окружающую природную среду как в период строительства, так и во время ее эксплуатации, а также сочетание территории АЗС с окружающим ландшафтом, отдавая предпочтение решениям, оказывающим минимальное воздействие на окружающую природную среду.
В ходе сравнения вариантов возможного размещения АЗС следует учитывать ценность занимаемых земель, а также затраты на приведение временно отводимых для нужд строительства площадей в состояние, пригодное для хозяйственного использования, включая рекультивацию земель.
4.4 Проектирование, строительство и размещение объектов АЗС, включая объекты придорожного сервиса, должно производиться с учетом требований стандартов, технических регламентов и норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности.
4.5 Разработка проектной документации для строительства АГЗС и АГНКС должна осуществляться юридическими и физическими лицами, имеющими лицензию на проектирование технологической части АЗС для заправки транспортных средств сжиженным углеводородным и сжатым природным газом.
4.6 Проектная документация на строительство, реконструкцию и расширение всех типов АЗС в обязательном порядке подлежит государственной экспертизе.
Кроме того, проектная документация подлежит согласованию с органами архитектуры и градостроительства, а также государственными органами управления, контроля и надзора в соответствии с требованиями законодательства.
4.7 Разрешение на строительство АЗС всех типов выдается уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, Правительства Рязанской области или органа местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, при наличии согласованной в установленном порядке и утвержденной проектной документации, а также положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
4.8 Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию АЗС, в том числе газонаполнительных станций, осуществляется в порядке, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации, при условии выполнения требований, предусмотренных проектной документацией, включая разработку и выполнение мероприятий по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным разливом всех видов топлива (бензин, дизельное топливо, сжиженный углеводородный и сжатый природный газ).
Приемка в эксплуатацию систем газоснабжения АЗС осуществляется в общем порядке в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по строительству и с учетом требований СНиП 42-01.
4.9 Строительство объектов дорожного сервиса при АЗС, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, полосу разгона-торможения, осуществляется за счет средств их владельцев.
5. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ АЗС
5.1 Размещение АЗС в пределах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования следует производить с учетом их категории и статуса, а также интенсивности транспортных потоков на основе градостроительной документации областного и муниципального уровня, генерального плана городского или сельского поселения либо территориальной комплексной схемы размещения объектов придорожного сервиса, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
5.2 Размещение, проектирование и строительство АЗС в пределах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования допускается при соблюдении следующих условий:
а) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции государственных автомобильных дорог общего пользования;
б) объекты не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения, эксплуатации этой дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения.
5.3 Выделение земельных участков для размещения АЗС на межселенных территориях следует производить с учетом реализации схем территориального планирования Рязанской области и муниципальных образований, их транспортно-коммуникационного состояния, а в границах поселений — генерального плана поселения, с учетом развития его улично-дорожной сети, взаимосвязи системы кварталов и микрорайонов, существующей и перспективной застройки, а также транспортной нагрузки.
5.4 Проектирование и строительство АЗС в зоне размещения железных и автомобильных дорог федерального значения, мелиоративных систем, гидротехнических сооружений, объектов сельскохозяйственного водоснабжения, объектов специального назначения, связанных с обороной и безопасностью страны, лесных угодий и других зонах со специфическими условиями функционирования, осуществляется с учетом требований ведомственных (отраслевых) нормативных документов, согласованных и утвержденных в установленном порядке.
5.5 Возможность размещения АЗС исходя из их типа следует определять в соответствии с таблицей 1 и с учетом соблюдения требований, изложенных в п. 5.3 настоящих норм.
Требования к размещению, проектированию и строительству автозаправочных станций
Вопрос-ответ по теме
Какие существуют требования к размещению, проектированию и строительству автозаправочных станций?
Требования к размещению, проектированию и строительству автозаправочных станций установлены многочисленными нормативными актами, в том числе, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, Приказом Минтранса РФ от 13.01.2010 № 4,, Приказом МЧС России от 05.05.2014 № 221, Распоряжением Минтранса РФ от 22.11.2001 № ОС-482-р, Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 № 197, Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 № 229.
Особенности проектирования АЗС в Смоленской области установлены Постановлением Администрации Смоленской области от 05.06.2007 № 207.
Как юристу компании работать с недвижимостью
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»
«1.2. Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека».
2. Приказ Минтранса РФ от 13.01.2010 № 4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения» (вместе с «Порядком установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения»)
«8. Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги федерального значения объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются:
при наличии согласия, выданного в письменной форме владельцем автомобильной дороги, содержащего обязательные для исполнения технические требования и условия;
с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (далее — Градостроительный кодекс Российской Федерации), Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ, Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ)».
9. Строительство и реконструкция объектов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения осуществляется в соответствии с документацией по планировке территории при соблюдении следующих условий:
1) объекты не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге федерального значения и другие условия безопасности дорожного движения;
2) размещение объектов должно обеспечивать возможность выполнения работ по содержанию и ремонту такой автомобильной дороги и входящих в ее состав дорожных сооружений;
3) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции автомобильной дороги федерального значения.
Проектирование, строительство и реконструкция объектов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, переданных в доверительное управление государственной компании «Российские автомобильные дороги», осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ».
3. Приказ МЧС России от 05.05.2014 № 221 «Об утверждении свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»
«1.1. Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности для автозаправочных станций, предназначенных для приема, хранения моторного топлива и заправки им наземных транспортных средств.
1.2. Настоящий свод правил применяется при проектировании, строительстве вновь строящихся и реконструкции действующих автозаправочных станций, ограниченных принятой в настоящем своде правил классификацией.
1.3. Требования к автозаправочным станциям жидкого моторного топлива, эксплуатирующимся в качестве топливозаправочных пунктов складов нефти и нефтепродуктов, к автомобильным газозаправочным станциям, эксплуатирующимся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов, а также к автомобильным газонаполнительным компрессорным и автомобильным криогенным станциям, эксплуатирующимся в качестве топливозаправочных пунктов производственных предприятий нефтяной и газовой (нефтегазовой) промышленности допускается определять по другим нормативным документам в области стандартизации, регламентирующим требования пожарной безопасности к объектам, на которых эти топливозаправочные пункты предусматриваются.
1.4. При проектировании автозаправочных станций наряду с положениями настоящего свода правил следует руководствоваться другими нормативными документами по пожарной безопасности в части, не противоречащей требованиям настоящего свода правил».
4. Распоряжение Минтранса РФ от 22.11.2001 № ОС-482-р «Об утверждении отраслевой дорожной методики «Руководство по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов дорожного хозяйства»
«14. Автозаправочные станции. Природоохранные требования
14.1. Организации, осуществляющие строительство новых, реконструкцию (техническое перевооружение), эксплуатацию и обслуживание автозаправочных станций, должны обеспечивать соблюдение установленных нормативов качества окружающей природной среды путем выполнения требований согласованных технологий, обеспечения надежной, эффективной работы очистных сооружений, технологического оборудования, установок и средств контроля, правильного складирования и своевременного обезвреживания отходов, проведения мероприятий по охране земель, вод и атмосферного воздуха.
14.2. Руководители организаций, имеющие в эксплуатации стационарные (АЗС), контейнерные автозаправочные станции (КАЗС) и автозаправочные комплексы (АЗК), обязаны принимать эффективные меры по выполнению природоохранных и экологических требований, соблюдению технологического режима, оздоровлению окружающей природной среды; организовать и обеспечивать проведение производственного экологического контроля на своих автозаправочных станциях (АЗС, КАЗС, АЗК).
14.3. Порядок организации природоохранной деятельности, производственного экологического контроля в организациях, эксплуатирующих АЗС, КАЗС, АЗК, должен регулироваться соответствующими положениями, разработанными и утвержденными их руководителями в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
14.4. Ответственность за выполнение экологических требований, Правил технической эксплуатации автозаправочных станций, требований законодательных, нормативных и разрешительных документов по охране природы непосредственно на каждой автозаправочной станции должна быть возложена на ответственное лицо (начальник, мастер или один из операторов автозаправочной станции), назначенное руководителем организации.
14.5. Учет и нормирование выбросов, размещения отходов должны осуществляться на основании результатов инвентаризации источников загрязнения, мест складирования отходов.
14.6. Выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов на автозаправочных станциях должны допускаться на основе разрешений, лицензий на водопользование, выдаваемых специально уполномоченными органами. В разрешениях, лицензиях на водопользование должны быть установлены нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, состав размещаемых отходов и условия обеспечения охраны окружающей природной среды.
14.7. Порядок и условия выдачи разрешений на выброс, размещение отходов и лицензий на водопользование определяются соответствующими распорядительными и нормативными документами, введенными в действие Министерством природных ресурсов РФ и территориальными органами охраны природы.
14.8. При эксплуатации АЗС, КАЗС, АЗК руководители организаций, лица, назначенные ответственными за осуществление природоохранных мероприятий, обязаны:
14.8.1. Организовывать и осуществлять проведение работ по инвентаризации источников выбросов, сбросов, размещенных на территории АЗС, и инвентаризации образующихся отходов.
14.8.2. Обеспечивать контроль за своевременной разработкой проектов нормативов предельно допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ от источников загрязнения АЗС, а также проектов нормативов лимитов размещения отходов производства и потребления на АЗС.
14.8.3. Своевременно в установленном порядке получать (продлевать) разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, на размещение отходов производства и потребления, а также лицензию на водопользование (при наличии артскважины и сброса в водный объект или на рельеф).
14.8.4. Выполнять требования по осуществлению производственного экологического контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов размещения отходов и выполнением природоохранных мероприятий.
14.8.5. Обеспечивать проведение инструментальных измерений, контроля за соблюдением разрешенных выбросов в атмосферный воздух и сбросов от источников загрязнения АЗС в окружающую среду в сроки, определенные планами — графиками контроля. Инструментальные измерения должны осуществляться организациями, имеющими лицензию на право проведения данных работ.
14.8.6. Планировать и реализовывать мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию загрязняющих воздух веществ, сокращению или исключению их выбросов в атмосферу, а также улавливанию и обезвреживанию загрязняющих веществ, сбрасываемых в окружающую природную среду.
14.8.7. Вести в установленном порядке учет и отчетность по составу и количеству выбрасываемых и сбрасываемых загрязняющих веществ, образуемых и размещаемых на АЗС отходов.
14.8.8. Выполнять предписания представителей специально уполномоченных органов по устранению нарушений требований природоохранительного законодательства и нормативно — технической документации по охране природы.
14.8.9. Согласовывать со специально уполномоченными органами все изменения технологического процесса и оборудования, повлекшие изменения условий проектной и другой нормативной и разрешительной документации по охране окружающей природной среды.
14.8.10. С целью снижения, предупреждения и недопущения загрязнения природной среды своевременно проводить работы по техническому обслуживанию, ремонту и устранению неисправностей на резервуарах, очистных сооружениях и технологическом оборудовании АЗС.
14.8.11. До начала работ по реконструкции, дооснащению АЗС обеспечить проведение работ по разработке технико — экономического обоснования и проекта реконструкции, дооснащения, согласованию разработанных материалов с территориальными органами охраны природы.
14.8.12. Вести учет наличия, образования, поставок, использования и размещения всех отходов собственного производства и отходов, завозимых со стороны.
14.9. Экологические требования при проектировании и устройстве АЗС.
14.9.1. При размещении автозаправочных станций должно быть обеспечено выполнение требований по охране окружающей природной среды, учету ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических последствий деятельности автозаправочных станций при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения.
14.9.2. Согласование землеотвода в полосе отвода и придорожной полосе для строительства АЗС осуществляется органами управления дорожным хозяйством только при условии обязательства владельцев АЗС содержать участок крайней (правой) полосы проезжей части, обочины, полосы отвода, придорожной полосы на расстоянии не менее 50 м в каждую сторону от границ участка вдоль дороги.
14.9.3. Материалы по оценке воздействия АЗС на окружающую среду должны излагаться в декларации (ходатайстве) о намерениях. Более подробно эти материалы должны быть изложены в разделе «Прогноз воздействия АЗС на окружающую среду» в составе материалов по экологическому обоснованию места размещения АЗС. Материалы и расчеты о влиянии АЗС на состояние окружающей природной среды и целесообразности строительства АЗС должны быть включены в технико — экономическое обоснование проекта или проект строительства АЗС.
14.9.4. При размещении, проектировании АЗС должны предусматриваться меры по снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ путем использования передового оборудования, систем по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов, сбросов, отходов, в том числе паров нефтепродуктов. Принимаемые меры должны обеспечивать соблюдение предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в сбрасываемых сточных водах, в том числе и поверхностных.
14.9.5. При выборе места размещения АЗС должны учитываться: рельеф местности, аэроклиматическая характеристика, естественное проветривание, распространение промышленных выбросов действующих предприятий и условия туманообразования. Запрещается строительство АЗС, КАЗС, АЗК на особо охраняемых территориях и объектах, включая охранные зоны, земли природоохранного, рекреационного, историко — культурного (памятники садово — паркового искусства и т.д.) назначения.
14.9.6. В соответствии с требованиями природоохранного законодательства технико — экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, ликвидацию автозаправочных станций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, подлежат рассмотрению и согласованию территориальными природоохранными органами.
14.9.7. Предпроектные материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны разрабатываться с учетом проработок по природоохранным мероприятиям в предпроектной документации на основе исходных данных (фоновых концентраций), выдаваемых территориальными органами Росгидромета.
14.9.8. Оценка воздействия на окружающую среду на стадиях проектирования строительства и намечаемая хозяйственная деятельность АЗС должна производиться с учетом разработанных в предпроектных материалах природоохранных мероприятий.
14.9.9. На экспертное рассмотрение и экологическую экспертизу технико — экономическое обоснование (ТЭО) строительства АЗС должны представляться материалы по «Оценке воздействия на окружающую среду» в виде оформленного отдельного раздела «Охрана окружающей природной среды». Состав, порядок разработки, согласования, утверждения и проведение экологической экспертизы предпроектной и проектной документации определяются соответствующими руководящими документами.
14.9.10. Размеры санитарно — защитной зоны и комплекс мероприятий по ее организации и благоустройству подлежат утверждению в территориальных органах госсанэпиднадзора.
14.9.11. Нормы допустимых значений уровней инфразвука, воздействия низкочастотного шума и методические приемы их установления регламентируются соответствующими нормативами.
14.9.12. Органам управления дорожным хозяйством запрещается согласование землеотвода под строительство АЗС без положительного заключения экспертизы на ТЭО (проект строительства АЗС) или при наличии в заключении замечаний о нарушении (несоблюдении) экологических правил, нормативов и требований.
14.9.13. Раздел «Охрана окружающей природной среды» в составе проектной документации на строительство АЗС должен разрабатываться организацией, имеющей лицензию на выполнение данного вида работ.
14.9.14. Работы по дополнительному размещению на территории АЗС, КАЗС, АЗК постов мойки, технического обслуживания автомобилей и других вспомогательных участков, не предусмотренные ТЭО или проектом строительства АЗС, считаются реконструкцией, а проекты их размещения, строительства подлежат обязательному согласованию с территориальными природоохранными органами.
14.10. Экологические требования к строительству АЗС.
14.10.1. Строительство, реконструкция АЗС должны осуществляться по утвержденным ТЭО (проектам), имеющим положительное заключение территориальных природоохранных органов, в строгом соответствии с требованиями действующих природоохранительных, санитарных и строительных норм и правил, с учетом выводов и замечаний, сделанных при согласовании технико — экономического обоснования проекта (проекта строительства) АЗС.
14.10.2. Запрещается строительство, реконструкция АЗС до утверждения проектной документации и отвода земельного участка в натуре. Не допускается изменение утвержденного проекта в ущерб требованиям экологической безопасности без необходимых дополнительных согласований этих изменений.
14.10.3. При выполнении строительных работ должны приниматься меры по охране природы, благоустройству территории и оздоровлению окружающей природной среды, в том числе мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей природной среды, предусмотренные проектом.
14.10.4. Работы по озеленению территории и санитарно — защитной зоны должны выполняться в строгом соответствии с проектными решениями.
14.10.5. Ввод в эксплуатацию АЗС должен производиться при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом. Запрещается ввод в эксплуатацию автозаправочных станций без завершения запроектированных работ по охране природы, рекультивации земель, оздоровлению окружающей природной среды.
14.10.6. Запрещается ввод в эксплуатацию оборудования АЗС с недоделками, препятствующими их нормальной эксплуатации и соблюдению установленных экологических требований, с отступлениями от утвержденного проекта, без опробования, испытания и проверки герметичности всего установленного оборудования и механизмов.
14.11. Экологические требования при эксплуатации и обслуживании АЗС.
14.11.1. При хранении нефтепродуктов с целью предотвращения загрязнения атмосферного воздуха резервуары и запорная арматура их должны быть технически исправны и герметичны.
14.11.2. С целью снижения выбросов паров бензинов при хранении и сливе нефтепродуктов сливные устройства резервуаров постоянно должны находиться в исправном состоянии, обеспечивающем необходимую герметичность.
14.11.3. При эксплуатации газоуравнительной системы газовая обвязка должна объединять резервуары с нефтепродуктами, близкими по своим физико — химическим свойствам, при этом газоуравнительная система должна быть герметичной и обеспечивать работу дыхательного и предохранительного клапанов.
14.11.4. Производительность наполнения (опорожнения) резервуара не должна превышать суммарной пропускной способности установленных на резервуаре дыхательных, предохранительных клапанов.
14.11.5. Вентиляционные установки производственных помещений АЗС должны поддерживаться в исправном техническом состоянии. Эффективность работы вентиляционных установок принудительного действия должна ежегодно проверяться с отметкой в паспорте. Проверку должны проводить организации, имеющие лицензию на этот вид деятельности.
14.11.6. При эксплуатации АЗС, КАЗС, АЗК с целью недопущения загрязнения окружающей природной среды запрещается:
а) сливать нефтепродукты из автоцистерны через замерный люк;
б) принимать нефтепродукты при неплотностях в соединениях вентилей и трубопроводов, подтеканиях нефтепродукта из оборудования;
в) принимать нефтепродукты при неисправности сливного устройства автомобильной системы;
г) принимать и хранить нефтепродукты в резервуаре с подтоварной водой;
д) сбрасывать неочищенные стоки в водоемы;
е) эксплуатировать резервуары для хранения светлых нефтепродуктов с неисправными дыхательными клапанами и огневыми предохранителями;
ж) эксплуатировать АЗС при наличии неисправностей, влияющих на загрязнение окружающей природной среды;
з) оставлять после приема, измерения уровня, плотности и температуры нефтепродуктов негерметично закрытыми сливные и замерные устройства (капоры), люки смотровых и сливных колодцев;
и) переполнение резервуаров при их заправке, истекание нефтепродуктов с наливного рукава при его подъеме из резервуара после слива;
к) разбрызгивание нефтепродуктов и перелив топливных баков автомобилей при их заполнении.
14.11.7. Снижение выбросов нефтепродуктов при транспортировке и сливе их из автоцистерн в резервуары автозаправочной станции должно достигаться в первую очередь за счет исправности оборудования автоцистерн.
14.12. Охрана поверхностных вод должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей природной среды», Водным кодексом Российской Федерации, ГОСТ 17.1.3.13-86 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения» и «Правилами охраны поверхностных вод». Условия отведения поверхностных сточных вод должны быть согласованы с территориальными природоохранными органами и организациями, эксплуатирующими канализационные и водосточные сети, и соответствовать СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения» и действующим правилам приема сточных вод в сети водоотведения.
14.12.1. Сбор поверхностно — ливневых сточных вод должен обеспечиваться со всей площади АЗС и АЗК путем прокладки ливневой канализационной сети или создания соответствующих уклонов территории для направления стока на очистные сооружения. Эксплуатация АЗС и АЗК без оборудования их очистными сооружениями запрещается.
14.12.2. Площадка АЗС и АЗК должна быть оборудована инженерными устройствами (сооружениями) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости бензовоза или контейнера, обрыва бункеровочных шлангов и т.п.
Объем емкостей для сбора аварийной утечки не может быть меньше объема емкости бензовоза, стоящего на сливе.
Площадка для слива бензовоза должна быть обвалована и выполнена из материалов, обеспечивающих защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами. Допускается вместо обвалования использовать лотки, достаточные для улавливания возможных сливов.
В обязательном порядке должны быть разработаны и согласованы в установленном порядке противоаварийные мероприятия в соответствии с «Правилами охраны поверхностных вод».
14.12.3. Территория АЗС и АЗК в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов должна быть выполнена из материалов, обеспечивающих максимально эффективный сбор проливов нефтепродуктов специальными средствами и защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами.
14.12.4. На АЗС и АЗК должна обеспечиваться своевременная очистка канализационных сетей и очистных сооружений от осадков и уловленных нефтепродуктов, замена фильтрующих материалов.
14.12.5. Очистные сооружения должны обеспечивать утвержденные нормативные параметры качества очистки сточных вод. Владельцы АЗС и АЗК должны организовать лабораторный контроль химического состава сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, в подземные горизонты, канализационные и водосточные сети. Отбор проб и химический анализ сточных вод для контроля за эффективностью работы очистных сооружений должен осуществляться в соответствии с действующими ГОСТами, нормативными и методическими документами. Условия отбора проб должны оговариваться заблаговременно при заключении договоров с химико — аналитическими лабораториями.
14.12.6. Нормативы сброса загрязняющих веществ, сбрасываемых в канализацию и ливневую сеть, определяются правилами приема сточных вод в эти сети, нормативно — правовыми актами и закрепляются в договорах абонирования, заключаемых с владельцами сетей.
14.13. Места складирования отходов на территории АЗС, их границы (площадь, объемы), обустройство определяются приказом руководителя организации.
14.14. Отработанные масла и нефтепродукты должны приниматься на АЗС, специально оборудованных для этой цели и имеющих лицензию на сбор и хранение отработанных нефтепродуктов. АЗС, определенные для приема отработанных нефтепродуктов, должны быть оборудованы эстакадой и сборником с поддоном, размещенными на бетонной площадке (сборник должен быть оснащен измерительными приспособлениями, приборами для определения объема и массы принимаемых нефтепродуктов, а также герметически закрывающимся люком с надежными запорами). Поддон сборника должен вместить все отработанные нефтепродукты, имеющиеся в сборнике при аварийном разливе. Размещение сборника на газоне, за пределами бетонной оборудованной площадки категорически запрещается.
14.15. За прием, хранение и учет отработанных нефтепродуктов должно отвечать лицо, назначенное руководителем организации. Учет принятых отработанных нефтепродуктов должен вестись в соответствующем журнале.
14.16. Вывоз отработанных нефтепродуктов, бытового мусора должен осуществляться организацией, имеющей соответствующую лицензию, в места, определенные для утилизации или переработки. Бытовой мусор должен собираться в контейнеры с плотно закрывающейся крышкой.
14.17. По мере накопления загрязненных нефтепродуктами материалов последние вывозятся на соответствующий полигон. Сжигать пропитанные нефтепродуктами материалы или отжигать песок в не оборудованных для этой цели местах, в том числе и на территории АЗС и ее санитарно — защитной зоны, запрещается.
14.18. Ответственность за сохранность зеленых насаждений на территориях АЗС возлагается на руководителей организаций (землепользователей).
14.19. Землепользователи обязаны:
а) обеспечить сохранность и квалифицированный уход за зелеными насаждениями, находящимися на территории автозаправочной станции;
б) в летнее время и в сухую погоду поливать газоны, деревья и кустарники;
в) не допускать вытаптывания газонов и складирования на них песка, мусора, снега, сколов льда;
г) во всех случаях вырубку и пересадку деревьев и кустарников, изменение планировки газонов осуществлять только с разрешения территориальных органов, ответственных за озеленение, при этом должен возмещаться нанесенный ущерб».
5. Приказ Минстроя РФ от 17.08.1992 № 197 «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей»
«5. В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту:
размещать автозаправочные станции, хранилища горюче-смазочных материалов, складировать агрессивные химические материалы;».
6. Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утв. Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 № 229
«1.2. Положения и требования настоящего РД распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые АЗС, которые осуществляют обеспечение нефтепродуктами владельцев транспортных средств, водителей специального автотранспорта и автотранспорта специального назначения, а также для удовлетворения собственных нужд организаций и индивидуальных предпринимателей».
7. Постановление Администрации Смоленской области от 05.06.2007 № 207 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Смоленской области»
«3.2.34. В границах санитарно-защитной зоны допускается размещать:
— пожарные депо, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, автозаправочные станции, а также связанные с обслуживанием данного предприятия здания управления, конструкторские бюро, учебные заведения (кроме общеобразовательных), поликлиники, научно-исследовательские лаборатории, спортивно-оздоровительные сооружения для работников предприятия, общественные здания административного назначения;
3.5.154. Автозаправочные станции (далее — АЗС) следует проектировать из расчета одна топливо-раздаточная колонка на 1200 легковых автомобилей, принимая размеры их земельных участков для станций:
— на 2 колонки — 0,1 га;
— на 5 колонок — 0,2 га;
— на 7 колонок — 0,3 га;
— на 9 колонок — 0,35 га;
— на 11 колонок — 0,4 га.
3.5.155. Расстояния от АЗС до объектов, к ним не относящихся, следует принимать в соответствии с требованиями раздела «Пожарная безопасность» настоящих нормативов.
Расстояния от АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива, предназначенных для заправки автомобилей в количестве, превышающем 500 машин в сутки, до границ земельных участков дошкольных и школьных образовательных учреждений, лечебных учреждений со стационаром или до стен жилых и других общественных зданий и сооружений следует принимать в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, но не менее 50 м.
8.3.6. Расстояние от жилых и общественных зданий следует принимать:
— до автозаправочных станций (АЗС) — в соответствии с НПБ 111-98*;».