Судья местного суда и его полномочия

Полномочия местных судов. Задачи судьи

Местный суд — это суд первой инстанции, в котором граждане впервые сталкиваются с судебной процедурой и где пытаются решить спор. К местным общим судам относятся районные и районные в городе, а также горрайонные и городские суды. Местные суды состоят в обязательном порядке из судей, председателя суда и его заместителей.

Предшественник местного суда — мировой суд возник появился в XIV веке в Англии, был введен в XVII веке в Северной Америке, а во Франции — в XVIII веке, но в 1959 году ликвидирован. Первые мировые суды в Российской Империи появились в 1864 г., во время либеральных реформ царя Александра II, конкретнее — судебной реформы. Но институт в некоторых частях гигантской Российской империи не действовал, а в 1889 г. был упразднен. Мировая юстиция в Российской Империи была воссоздана только в 1912 г.

Современные исследования, проходившие в 90-х годах 20 в. , утверждали, что Советская власть ликвидировала мировую юстицию. Но это не так. Мировые суды заменили на местные суды, которые, пройдя определенный исторический путь, в конце концов, оформились в городские и районные народные суды, оставаясь, по сути, местными судами.

Мировые судьи — судьи общей юрисдикции субъектов России, которые входят в объединенную судебную систему государства. Их деятельность и полномочия, а также существующие правила создания их должностей устанавливаются Конституцией РФ на основе Федерального конституционного закона, касающегося судебной системы всего государства. На основании последнего принят Федеральный закон, касающийся мировых судей.

Общий статус мирового судьи и основные положения правил назначения мировых судей установлены специальными законами Российской Федерации. Подробности процедуры избрания мировых судей законодательными органами субъектов Российской Федерации или избрания населением судебных участков за счет определенного субъекта РФ, устанавливает закон субъекта РФ.

Каждый мировой судья должен осуществлять правосудие от имени Российской Федерации, а также финансируется из федерального бюджета специальным Судебным департаментом, находящимся при Верховном Суде РФ и его территориальными отделами, или управлениями, в субъектах РФ. Прочие мероприятия, связанные с организационным обеспечением осуществляются, как правило, уполномоченными органами определенных субъектов Российской Федерации.

В сегодняшнем мире существует ряд стран, в которых законодательство разрешает не оплачивать налоги или все же оплачивать их, но только по очень низкой стоимости. Чаще всего — это очень сильно развитые страны. Они практикуют брать плату за регистрацию, так называемых, оффшоров и таким образом .

Страхование делится на две категории – страхование жизни и рисковое страхование. В практике используются термины страхование жизни (life) и non-life (все типы страхования, за исключением страхования жизни). Разделение — это довольно важно, так как это два финансовых инструмента совершенно различных .

Сам термин юриспруденции с латыни переводится как разумное предвидение или мудрость. Так что, если говорить другими словами, то все отрасли юриспруденции можно охарактеризовать как комплексную науку, которая стремится к изучению права, а также правовых знаний конкретной страны. Ведь именно они .

Сегодня нотариальной практикой имеют право заниматься как государственные специализированные нотариальные конторы, так и частные. Однако, независимо от своего статуса, частные нотариусы обладают всеми правами и полномочиями наравне с государственными. Документы, которые обрабатывает частный .

Современное отечественное предпринимательство начало свое существование в конце 1992 года, и с тех пор ряды предпринимателей только расширяются. Предпринимательскую деятельность представляет малый, средний и крупный бизнес. Широко развита сфера услуг, торговля. Активно прогрессирует крупный бизнес, .

Судья местного суда и его полномочия

1. Судья местного суда осуществляет судопроизводство в порядке, установленном процессуальным законом, а также иные полномочия, определенные законом

Согласно. Конституции Украины (раздел VIII) и комментируемого. Закона судья местного суда является носителем судебной власти и осуществляет правосудие независимо от законодательной и исполнительной власти. Он осуществляет с свои полномочия на профессиональной основе. Главная обязанность судьи — осуществление правосудия в точном соответствии с законоом.

Судью не могут быть положены любые обязанности, не предусмотренные комментируемой статьей, и он даже за своей инициативе не может заниматься другой деятельностью, кроме научной, преподавательской и творческой. О. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством судья не может принадлежать к какой-либо политической партии, движения, участвовать в любой политической деятельности и иметь представительский мандат (в 127. Консти цииї).

Моральное право судить других имеет только человек, осознавший свой государственный и профессиональный долг и исполняющим его не по принуждением, а по велению совести. Для судьи должны быть характерны высокие и моральные качества, глубокое уважение к закону и его неукоснительное соблюдение. Кодекс профессиональной этики судьи, утвержденный 24 октября 2002 p V съездом судей Украины, определяет такие требования к судье, как быть примером законопослушности, неуклонно соблюдать присяги и всегда вести себя так, чтобы укреплять веру граждан в честность, независимость, беспристрастность и справедливость судуду.

Судья обязан принимать все необходимые меры к своевременному и качественному рассмотрению каждого судебного дела, которое поступило на рассмотрение. Весь судебный процесс строго регламентирован процессуальным законодател ством, и судья не имеет права отступать от его требований, чем бы это мотивировалось (например, малозначительностью преступления, оперативностью рассмотрения дела и т.п.).

Управляя судебного заседания, судья (председательствующий по делу) должен направлять судебное разбирательство на реальное обеспечение осуществления сторонами их прав, устранять все то, что не относится к рассмотрению дела, и обеспечивать надлежащий воспитательный уровень судебного процесса. С его стороны недопустимы неуместны реплики, обобщающие выводы, предвзятое отношение к участникам процессу.

В пределах полномочий, предоставленных ему законом, судья (председательствующий) обязан следить за соблюдением процессуальных норм сторонами, которые ему подчинены при проведении любых судебных действий нап ад, если подсудимый по уголовному делу нарушает порядок заседания или не подчиняется распоряжениям председательствующего, последний предупреждает его о том, что в случае повторения им указанных действий он будет вид. Алена из зала судебного заседания временно или на все время судебного разбирательства дела. В случае невыполнения распоряжения председательствующего прокурором или защитником председательствующий предупреждает их. При дальнейшего нэпе дкорення любой из указанных лиц распоряжениям председательствующего рассмотрение дела может быть отложено, если невозможно без ущерба для дела заменить данное лицо другим. Одновременно суд сообщает об этом ответствен дно вышестоящего прокурора, квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатурытури.

По неподчинении распоряжениям председательствующего свидетели, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики и другие граждане несут ответственность по ч. 1 ст 1853. КоАП

Каждый судья обязан принимать все необходимые меры для своевременного и качественного рассмотрения дел, которые к нему поступили

После поступления уголовного дела судья обязан изучить ее материалы, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством провести предварительное рассмотрение дела и при наличии достаточных пи идстав для рассмотрения в судебном заседании назначить дело к судебному разбирательству и подготовить его к рассмотрению в судебном заседании.

Гражданские дела, которые есть в производстве судьи, также должны быть подготовлены им к судебному разбирательству путем выполнения необходимых действий, предусмотренных. ГПК

Чтобы судебный процесс состоялся своевременно и закончился результативно, судья осуществляет организационные мероприятия. К таким мероприятиям относятся:

— обеспечение своевременного вручения подсудимому копии обвинительного заключения, а по гражданскому делу — вручение ответчику копии искового заявления;

— обеспечение своевременной явки в судебное заседание лиц, которые вызываются;

— обеспечение права на ознакомление с материалами дела заинтересованных лиц;

— принятие мер, которые зависят от судьи»к своевременному начала процесса в суде и т.п.

Судья контролирует своевременное обращение к исполнению судебных решений, вынесенных под его председательством, исходя из того, что своевременность и правильность выполнения приговора и решений суда является важным фактор ром эффективности судебной деятельности. Приговор, вступивший в законную силу, обращается к исполнению не позднее трех суток со дня вступления в силу или возвращения дела из апелляционной или кассационной инстанции ции. Судья вместе с распоряжением о выполнении обвинительного приговора направляет копию приговора в тот орган, на который возложена обязанность исполнить приговор. Органы, исполняющие приговор, определение или постановление, п овидомляють суд (судью) о выполнении. Предметом постоянного внимания судьи должно быть правильное оформление исполнительных листов на взыскание с осужденных материального ущерба в доход государства и в пользу отдель ных организаций и гражданамадян.

Кроме вышеупомянутых полномочий, судья на досудебном производстве уголовных дел (при проведении дознания и досудебного следствия) рассматривает представление лица, производящего дознание, или следователя с пита ань по: отстранении защитника от участия в деле по основаниям, предусмотренным нормами ст 61. УПК; избрании подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу, а также о продолжении я срока содержания лица под стражей (ст. 165а, сто шестьдесят пятой,. КПК), проведение обыска жилища или иного владения лица (ст. 177. УПК); помещения обвиняемого в соответствующее медицинское учреждение для проведения стационар ной судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы (ст. 205. УПККПК).

Кроме вышеперечисленных полномочий, на судью местного суда могут быть положены и другие служебные полномочия, вытекающие из его служебного положения. Например, анализ судимости в районе (мы. Исти), изучение судебной практики рассмотрения судом отдельных категорий дел, анализ качества и сроков изготовления протоколов судебных заседаний, изучение деятельности отдельных направлений работы суда (обращение судебных решений к исполнению, учет и хранение вещественных доказательств, работа с жалобами и заявлениями граждан и т.п.).

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

от 2 июня 2016 года №1402-VIII

О судоустройстве и статусе судей

(В редакции Законов Украины от 06.12.2016 г. №1774-VIII, 21.12.2016 г. №1798-VIII, 03.10.2017 г. №2147-VIII, 12.07.2018 г. №2509-VIII)

(В тексте Закона слова «Единая судебная информационная (автоматизированная) система», «автоматизированная система» во всех падежах заменены словами «Единая судебная информационно-телекоммуникационная система» в соответствующем падеже в соответствии с Законом Украины от 03.10.2017 г. №2147-VIII)

О судоустройстве и статусе судей Этот Закон определяет организацию судебной власти и осуществления правосудия в Украине, которое функционирует на принципах верховенства права в соответствии с европейскими стандартами и обеспечивает право каждого на справедливый суд.

Раздел I Принципы организации судебной власти

Статья 1. Судебная власть

1. Судебная власть в Украине в соответствии с конституционными принципами разделения власти осуществляется независимыми и беспристрастными судами, созданными законом.

2. Судебную власть реализуют судьи и, в определенных законом случаях, присяжные путем осуществления правосудия в рамках соответствующих судебных процедур.

Статья 2. Задачи суда

1. Суд, осуществляя правосудие на принципах верховенства права, обеспечивает каждому право на справедливый суд и уважение других прав и свобод, гарантированных Конституцией и законами Украины, а также международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Статья 3. Система судоустройства Украины

1. Суды образуют единую систему.

2. Создание чрезвычайных и особых судов не допускается.

Статья 4. Законодательство о судоустройстве и статусе судей

1. Судоустройство и статус судей в Украине определяются Конституцией Украины и законом.

2. Изменения в этот Закон могут вноситься исключительно законами о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей».

Статья 5. Осуществление правосудия

1. Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами и в соответствии с определенными законом процедурами судопроизводства.

2. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются. Лица, которые присвоили функции суда, несут ответственность, установленную законом.

3. Народ участвует в осуществлении правосудия через присяжных.

Статья 6. Независимость судов

1. Осуществляя правосудие, суды являются независимыми от любого незаконного влияния. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и законов Украины на принципах верховенства права.

2. Обращения в суд граждан, организаций или должностных лиц, которые согласно закону не являются участниками судебного процесса, по поводу рассмотрения конкретных дел судом не рассматриваются, если иное не предусмотрено законом.

3. Вмешательство в осуществление правосудия, влияние на суд или судей любым способом, неуважение к суду или судей, сбор, хранение, использование и распространение информации устно, письменно или иным способом с целью дискредитации суда или влияния на беспристрастность суда, призывы к неисполнению судебных решений запрещаются и влечет ответственность, установленную законом.

4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица должны воздерживаться от заявлений и действий, которые могут подорвать независимость судебной власти.

5. Для защиты профессиональных интересов судей и решения вопросов внутренней деятельности судов в соответствии с настоящим Законом действует судейское самоуправление.

Статья 7. Право на справедливый суд

1. Каждому гарантируется защита его прав, свобод и интересов в разумные сроки независимым, беспристрастным и справедливым судом, созданным законом.

2. Иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица имеют право на судебную защиту в Украине наравне с гражданами и юридическими лицами Украины.

3. Доступность правосудия для каждого лица обеспечивается согласно Конституции Украины и в порядке, установленном законами Украины.

Статья 8. Право на полномочный суд

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде, к юрисдикции которого оно отнесено процессуальным законом.

2. Судья рассматривает дела, полученные в соответствии с порядком распределения судебных дел, установленным в соответствии с законом. На распределение судебных дел между судьями не может влиять желание судьи или какого-либо другого лица.

Статья 9. Равенство перед законом и судом

1. Правосудие в Украине осуществляется на началах равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, языковых или других признаков.

2. Суд создает такие условия, при которых каждому участнику судебного процесса гарантируется равенство в реализации предоставленных процессуальных прав и исполнения процессуальных обязанностей, определенных процессуальным законом.

Статья 10. Профессиональная юридическая помощь при реализации права на справедливый суд

1. Каждый имеет право на профессиональную юридическую помощь. В случаях, определенных законом, государство обеспечивает предоставление профессиональной юридической помощи безвозмездно.

2. Каждый является свободным в выборе защитника своих прав и лица, оказывающего юридическую помощь.

3. Для оказания профессиональной юридической помощи действует адвокатура. Обеспечение права на защиту от уголовного обвинения и представительство в суде осуществляются адвокатом, за исключением случаев, установленных законом.

4. Расходы участников судебного процесса на профессиональную юридическую помощь возмещаются в порядке, определенном законом.

Статья 11. Гласность и открытость судебного процесса

1. Судебные решения, судебная информация по делам, которые рассматриваются судом, являются открытыми, кроме случаев, установленных законом. Никто не может быть ограничен в праве на получение в суде устной или письменной информации о результатах рассмотрения его судебного дела. Любое лицо имеет право на свободный доступ к судебному решению в порядке, установленном законом.

2. Информация о суде, который рассматривает дело, сторонах спора и предмете иска, дате поступления искового заявления, апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного решения, стадии рассмотрения дела, месте, дате и времени судебного заседания, передаче дела из одного суда в другой является открытой и должна быть безотлагательно обнародована на официальном веб-портале судебной власти Украины, кроме случаев, установленных законом.

3. Рассмотрение дел в судах происходит открыто, кроме случаев, установленных законом. В открытом судебном заседании имеют право присутствовать любые лица. В случае совершения лицом действий, которые свидетельствуют о неуважении к суду или участникам судебного процесса, такое лицо по мотивированному судебному решению может быть удалено из зала судебного заседания.

4. Лица, присутствующие в зале судебного заседания, представители средств массовой информации могут проводить в зале судебного заседания фотосъемку, видео- и аудиозапись с использованием портативных видео- и аудиотехнических средств без получения отдельного разрешения суда, но с учетом ограничений, установленных законом. Трансляция судебного заседания осуществляется с разрешения суда. Если все участники дела принимают участие в судебном заседании в режиме видеоконференции, осуществляется трансляции хода судебного заседания в сети Интернет в обязательном порядке.

Проведение в зале судебного заседания фотосъемки, видеозаписи, а также трансляция судебного заседания должны осуществляться без создания помех в ведении заседания и осуществлении участниками судебного процесса их процессуальных прав. Суд может определить место в зале судебных заседаний, с которого должны проводиться фотосъемка, видеозапись.

5. Рассмотрение дела в закрытом судебном заседании допускается по мотивированному решению суда исключительно в случаях, определенных законом.

6. При рассмотрении дел ход судебного процесса фиксируется техническими средствами в порядке, установленном законом.

7. Участникам судебного процесса на основании судебного решения обеспечивается возможность принимать участие в судебном заседании в режиме видеоконференции в порядке, установленном законом. Обязанность обеспечить проведение видеоконференции возлагается на суд, который получил судебное решение о проведении видеоконференции, независимо от специализации и инстанции суда, который принял такое решение.

8. Судебные заседания проводятся исключительно в специально оборудованном для этого помещении суда — зале заседаний, которое пригодно для размещения сторон и других участников судебного процесса и дает возможность реализовывать предоставленные им процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности.

(В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 03.10.2017 г. №2147-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 12. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

1. Судопроизводство и делопроизводство в судах Украины проводятся на государственном языке.

2. Суды обеспечивают равенство прав граждан в судебном процессе по языковому признаку.

3. Суды используют государственный язык в процессе судопроизводства и гарантируют право граждан на использование ими в судебном процессе родного языка или языка, которым они владеют.

Статья 13. Обязательность судебных решений

1. Судебное решение, которым заканчивается рассмотрение дела в суде, принимается именем Украины.

2. Судебные решения, которые вступили в законную силу, являются обязательными к исполнению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами, физическими и юридическими лицами и их объединениями на всей территории Украины. Обязательность учета (преюдициальность) судебных решений для других судов определяется законом.

3. Контроль за исполнением судебного решения осуществляет суд в рамках полномочий, предоставленных ему законом.

4. Невыполнение судебных решений влечет юридическую ответственность, установленную законом.

5. Выводы относительно применения норм права, изложенные в постановлениях Верховного Суда, являются обязательными для всех субъектов властных полномочий, которые применяют в своей деятельности нормативно-правовой акт, содержащий соответствующую норму права.

6. Выводы относительно применения норм права, изложенные в постановлениях Верховного Суда, учитываются другими судами при применении таких норм права.

7. Судебные решения не могут быть пересмотрены другими органами или лицами вне судопроизводства, за исключением решений об амнистии и помиловании.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица не могут принимать решения, которые отменяют судебные решения или останавливают их выполнение.

8. Судебные решения других государств, решения международных арбитражей, решения международных судебных учреждений и аналогичные решения других международных организаций по разрешению споров являются обязательными к выполнению на территории Украины при условиях, определенных законом, а также согласно международным договорам, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

(В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 03.10.2017 г. №2147-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 14. Право на пересмотр дела и обжалование судебного решения

1. Участники дела, которое является предметом судебного рассмотрения, и другие лица имеют право на апелляционный пересмотр дела и в определенных законом случаях — на кассационное обжалование судебного решения.

(В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 03.10.2017 г. №2147-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 15. Состав суда и его определение

1. Дела в судах рассматриваются судьей единолично, а в случаях, определенных процессуальным законом, коллегией судей, а также с участием присяжных.

2. Судья, который рассматривает дело единолично, действует как суд.

4. Определение судьи или коллегии судей для рассмотрения конкретного дела осуществляется Единой судебной информационно-телекоммуникационной системой в порядке, определенном процессуальным законом.

5. Дела распределяются с учетом специализации судей, нагрузки каждого судьи, запрета участвовать в пересмотре решений для судьи, который принимал участие в принятии судебного решения, о пересмотре которого поднимается вопрос (кроме пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам), пребывании судей в отпуске, отсутствия в связи с временной нетрудоспособностью, командировки, а также других предусмотренных законом случаев, в которых судья не может осуществлять правосудие или участвовать в рассмотрении судебных дел.

В судах, местонахождением которых являются несколько населенных пунктов, при распределении дел учитывается расположение рабочих мест судей в соответствующих населенных пунктах, а также критерии, установленные законом для определения юрисдикции суда

6. В случае рассмотрения дела с участием присяжных их персональный состав определяется с помощью Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы, если иное не установлено законом.

7. Сведения о результатах распределения хранятся в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе и должны быть защищены от несанкционированного доступа и вмешательства.

9. Единая судебная информационно-телекоммуникационная система не применяется для определения судьи (состава коллегии судей, если дело рассматривается коллегиально) для рассмотрения конкретного дела исключительно в случае наступления обстоятельств, которые объективно сделали невозможным ее функционирование и продолжаются более пяти рабочих дней. Особенности распределения судебных дел в таких случаях определяются Положением о Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе.

(В статью 15 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 03.10.2017 г. №2147-VIII, 12.07.2018 г. №2509-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 15-1. Единая судебная информационно-телекоммуникационная система

1. В судах, Высшем совете правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Государственной судебной администрации Украины, их органах и подразделениях функционирует Единая судебная информационно-телекоммуникационная система, обеспечивающая:

1) ведение электронного делопроизводства, в том числе движение электронных документов в рамках соответствующих органов и учреждений и между ними, регистрацию входящих и исходящих документов и этапов их движения;

2) централизованное хранение процессуальных и иных документов и информации в единой базе данных;

3) защищенное хранение, автоматизированную аналитическую и статистическую обработку информации;

4) сохранность дел и иных документов в электронном архиве;

5) обмен документами и информацией (передача и получение документов и информации, совместная работа с документами в электронной форме между судами, другими органами системы правосудия, участниками судебного процесса, а также проведение видеоконференции в режиме реального времени;

6) автоматизацию работы судов, Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Государственной судебной администрации Украины, их органов и подразделений;

7) формирование и ведение судейского досье (досье кандидата на должность судьи) в электронной форме;

8) удаленный доступ пользователей этой системы к любой информации, которая в ней хранится, в электронной форме согласно дифференцированным правам доступа;

9) определение судьи (судьи-докладчика) для рассмотрения конкретного дела в порядке, определенном процессуальным законом;

10) отбор лиц для приглашения к участию в осуществлении правосудия в качестве присяжных;

11) распределение дел в Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Высшему совете правосудия, его органах;

12) аудио- и видеофиксацию судебных заседаний, заседаний Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Высшего совета правосудия, его органов, их транслирование в сети Интернет в порядке, определенном законом;

13) ведение Единого государственного реестра судебных решений;

14) функционирование официального веб-портала судебной власти Украины, веб-сайтов учреждения Высшего совета юстиции и Высшей квалификационной комиссии судей Украины;

15) функционирование единого контакт-центра для управления запросами, другими обращениями;

16) возможность автоматизированного взаимодействия этой системы с другими автоматизированными, информационными, информационно-телекоммуникационными системами органов и учреждений системы правосудия, органов правопорядка, Министерства юстиции Украины и подчиненных ему органов и учреждений;

17) возможность участникам дела, которые имеют намерение принять участие в судебном заседании в режиме видеоконференции, заблаговременно проверять в тестовом режиме связь с судом;

18) другие функции, предусмотренные Положением о Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе.

2. Регистрация лиц в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе осуществляется в соответствии с Положением о Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе безвозмездно не позднее следующего рабочего дня после поступления соответствующего заявления от такого лица.

3. Представление, пересылка, обмен документами, совершение иных действий в электронной форме посредством Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы осуществляются с использованием электронной цифровой подписи, приравненной к собственноручной подписи в соответствии с законом.

Особенности использования электронной цифровой подписи в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе определяются Положением о Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе.

4. Суды, Высший совет правосудия, Высшая квалификационная комиссия судей Украины, их органы проводят рассмотрение дел по материалам в электронной форме. Процессуальные и иные документы и доказательства в бумажной форме не позднее следующего дня со дня их поступления в суд, Высший совет правосудия, Высшую квалификационную комиссию судей Украины, их органы переводятся в электронную форму и приобщаются к материалам электронного дела в порядке, определенном Положением о Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе. В случае необходимости соответствующий орган может истребовать, осмотреть и приобщить к материалам дела документ в бумажной форме.

Поданные в соответствующий орган бумажные документы хранятся в приложении к электронному делу.

5. Несанкционированное вмешательство в работу Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы и в автоматизированное распределение дел в суде, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Высшем совете правосудия, его органах влечет за собой ответственность, установленную законом.

6. Единая судебная информационно-телекоммуникационная система подлежит защите с применением комплексной системы защиты информации с подтвержденным соответствием.

7. Положение о Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе утверждается Высшим советом правосудия по представлению Государственной судебной администрации Украины и после консультаций с Советом судей Украины.

(Статья 15-1 введена в соответствии с Законом Украины от 03.10.2017 г. №2147-VIII)

Статья 16. Символы судебной власти

1. Символами судебной власти являются государственные символы Украины — Государственный Герб Украины и Государственный Флаг Украины.

2. Судья осуществляет правосудие в мантии и с нагрудным знаком. Образцы мантии и нагрудного знака утверждаются Советом судей Украины.

3. Суд как государственный орган имеет печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием.

Раздел II Судоустройство

Глава 1. Организационные основы судоустройства

Статья 17. Система судоустройства

1. Судоустройстве строится по принципам территориальности, специализации и инстанционности.

2. Высшим судом в системе судоустройства является Верховный Суд.

3. Систему судоустройства составляют:

2) апелляционные суды;

3) Верховный Суд. Для рассмотрения отдельных категорий дел в соответствии с настоящим Законом в системе судоустройства действуют высшие специализированные суды.

4. Единство системы судоустройства обеспечивается:

1) едиными принципами организации и деятельности судов;

2) единым статусом судей;

3) обязательностью для всех судов правил судопроизводства, определенных законом;

4) единством судебной практики;

5) обязательностью исполнения на территории Украины судебных решений;

6) единым порядком организационного обеспечения деятельности судов;

7) финансированием судов исключительно из Государственного бюджета Украины;

8) решением вопросов внутренней деятельности судов органами судейского самоуправления.

Статья 18. Специализация судов

1. Суды специализируются на рассмотрении гражданских, уголовных, хозяйственных, административных дел, а также дел об административных правонарушениях.

2. В случаях, определенных законом, а также по решению собрания судей соответствующего суда может вводиться специализация судей по рассмотрению конкретных категорий дел.

3. В местных общих судах и апелляционных судах действует специализация судей по осуществлению уголовного производства в отношении несовершеннолетних.

4. Судьи (судья), уполномоченные осуществлять уголовное производство относительно несовершеннолетних, избираются из числа судей соответствующего суда собранием судей этого суда по предложению председателя суда или по предложению любого судьи этого суда, если предложение председателя суда не было поддержано, на срок не более трех лет и могут быть переизбраны повторно.

5. Количество судей, уполномоченных осуществлять уголовное производство относительно несовершеннолетних, определяется отдельно для каждого суда собранием судей этого суда.

6. Судьей, уполномоченным осуществлять уголовное производство относительно несовершеннолетних, может быть избран судья со стажем работы судьей не менее десяти лет, опытом осуществления уголовного производства в суде и высокими морально-деловыми и профессиональными качествами. В случае отсутствия в суде судей с необходимым стажем работы судья, уполномоченный осуществлять уголовное производство относительно несовершеннолетних, избирается из числа судей, которые имеют наибольший стаж работы на должности судьи.

7. Судьи, уполномоченные осуществлять уголовное производство относительно несовершеннолетних, не освобождаются от исполнения обязанностей судьи соответствующей инстанции, однако осуществление ими таких полномочий учитывается при распределении судебных дел и имеет приоритетное значение.

Статья 19. Порядок образования и ликвидации суда

1. Суд образуется и ликвидируется законом.

2. Проект закона о создании или ликвидации суда вносит в Верховную Раду Украины президентом Украины после консультаций с Высшим советом правосудия.

3. Местонахождение, территориальная юрисдикция и статус суда определяются с учетом принципов территориальности, специализации и инстанционности.

4. Основаниями для образования или ликвидации суда является изменение определенной этим Законом системы судоустройства, необходимость обеспечения доступности правосудия, оптимизации расходов государственного бюджета или изменение административно-территориального устройства.

5. Образование суда может происходить путем создания нового суда или реорганизации (слияния, разделения) судов.

6. Количество судей в суде определяет Государственная судебная администрация Украины по согласованию с Высшим советом правосудия с учетом судебной нагрузки и в пределах расходов, определенных в Государственном бюджете Украины на содержание судов и оплату труда судей.

7. Максимальное количество судей Верховного Суда устанавливается этим Законом.

8. Суд является юридическим лицом, если иное не определено законом.

Статья 20. Порядок избрания судей на административные должности и увольнения с этих должностей

1. Административными должностями в суде являются должности председателя суда и заместителя (заместителей) председателя суда.

2. Председатель местного суда, его заместитель, председатель апелляционного суда, его заместители, председатель высшего специализированного суда, его заместители избираются на должности собранием судей соответствующего суда из числа судей этого суда.

3. Председатель местного суда, его заместитель, председатель апелляционного суда, его заместители, председатель высшего специализированного суда, его заместители избираются на должности собранием судей путем тайного голосования большинством от количества судей соответствующего суда сроком на три года, но не более чем на срок полномочий судьи, в порядке, определенном законом.

4. Председатель местного суда, его заместитель, председатель апелляционного суда, его заместители, председатель высшего специализированного суда, его заместители могут быть досрочно освобождены от должности по инициативе не менее одной трети от общего количества судей соответствующего суда путем тайного голосования не менее чем двумя третями судей этого суда.

5. Основанием для увольнения судьи с административной должности является его заявление или продолжающееся неудовлетворительное исполнение обязанностей председателя суда, заместителя председателя суда, соответственно, систематическое или грубое однократное нарушение закона при их выполнении.

6. Судья, который досрочно уволен с административной должности в суде (кроме увольнение с административной должности по его заявлению), не может быть избран на любую административную должность в судах в течение двух лет со дня такого досрочного освобождения.

7. Увольнение с должности судьи, прекращение его полномочий как судьи, а также срока, на который судья избран на административную должность в суде, прекращает его полномочия на административной должности.

8. Председателя Верховного Суда и его заместителя избирает на должность и освобождает от должности Пленум Верховного Суда в порядке, установленном настоящим Законом.

9. Судья, избранный на административную должность, не может занимать одну административную должность соответствующего суда более двух сроков подряд, если иное не предусмотрено законом.

10. В суде, количество судей в котором превышает десять судей, может быть избран один заместитель председателя суда, а в суде, количество судей в котором превышает тридцать судей, не более двух заместителей председателя суда.

11. Избрание судьи на административную должность без соблюдения требований закона не допускается.

12. Пребывание судьи на административной должности в суде не освобождает его от осуществления полномочий судьи соответствующего суда, предусмотренных этим Законом.

Глава 2. Местные суды

Статья 21. Виды и состав местных судов

1. Местными общими судами являются окружные суды, которые образуются в одном или нескольких районах или районах в городах, или в городе, или в районе (районах) и городе (городах).

2. Местными хозяйственными судами являются окружные хозяйственные суды.

3. Местными административными судами являются окружные административные суды, а также другие суды, определенные процессуальным законом.

4. Местный суд состоит из судей местного суда, из числа которых назначается председатель суда и, в определенных законом случаях, заместитель или заместители председателя суда.

5. Из числа судей местного общего суда избираются следственные судьи (судья), осуществляющие полномочия по судебному контролю за соблюдением прав, свобод и интересов лиц в уголовном производстве в порядке, определенном процессуальным законом.

6. Количество следственных судей определяется отдельно для каждого суда собранием судей этого суда.

7. Следственные судьи (судья) избираются собранием судей этого суда по предложению председателя суда или по предложению любого судьи этого суда, если предложение председателя суда не было поддержано, на срок не более трех лет и могут быть переизбраны повторно. До избрания следственного судьи соответствующего суда его полномочия осуществляет старший по возрасту судья этого суда.

8. Следственный судья не освобождается от исполнения обязанностей судьи первой инстанции, однако осуществление им полномочий по судебному контролю за соблюдением прав, свобод и интересов лиц в уголовном производстве учитывается при распределении судебных дел и имеет приоритетное значение.

Статья 22. Полномочия местного суда

1. Местный суд является судом первой инстанции и осуществляет правосудие в порядке, установленном процессуальным законом.

2. Местные общие суды рассматривают гражданские, уголовные, административные дела, а также дела об административных правонарушениях в случаях и порядке, определенных процессуальным законом.

3. Местные хозяйственные суды рассматривают дела, возникающие из хозяйственных правоотношений, а также другие дела, отнесенные законом к их юрисдикции.

4. Местные административные суды рассматривают дела административной юрисдикции (административные дела).

5. Юрисдикция местных судов по отдельным категориям дел, а также порядок их рассмотрения определяются законом.

Статья 23. Судья местного суда

1. Судья местного суда осуществляет правосудие в порядке, установленном процессуальным законом, а также другие полномочия, определенные законом.

Статья 24. Председатель местного суда

1. Председатель местного суда:

1) представляет суд как орган государственной власти в отношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами;

2) определяет административные полномочия заместителя председателя местного суда;

3) контролирует эффективность деятельности аппарата суда, согласовывает назначение на должность руководителя аппарата суда, заместителя руководителя аппарата суда, а также вносит представление о применении к руководителю аппарата суда, его заместителю поощрения или наложения дисциплинарного взыскания согласно законодательству;

4) выдает на основании акта о назначении судьи на должность, переводе судьи, увольнении судьи с должности, а также в связи с прекращением полномочий судьи соответствующий приказ;

5) уведомляет Высшую квалификационную комиссию судей Украины и Государственную судебную администрацию Украины, а также через веб-портал судебной власти о вакантных должностях судей в суде в трехдневный срок со дня их образования;

6) обеспечивает выполнение решений собрания судей местного суда;

7) организует ведение в суде судебной статистики и информационно-аналитическое обеспечение судей с целью повышения качества судопроизводства;

8) способствует выполнению требований по повышению квалификации судей местного суда;

9) вносит на рассмотрение собрания предложения суда относительно количества и персонального состава следственных судей;

10) осуществляет другие полномочия, определенные законом.

2. Председатель местного суда по вопросам, относящимся к его административным полномочиям, издает приказы и распоряжения.

3. В случае отсутствия председателя местного суда его административные полномочия осуществляет один из заместителей председателя суда по определению председателя суда, при отсутствии такого определения — заместитель председателя суда, имеющий наибольший стаж работы на должности судьи, а в случае отсутствия заместителя председателя суда судья этого суда, который имеет наибольший стаж работы на должности судьи.

Статья 25. Заместитель председателя местного суда

1. Заместитель председателя местного суда осуществляет административные полномочия, определенные председателем суда.

Глава 3. Апелляционные суды

Статья 26. Виды и состав апелляционных судов

1. Апелляционные суды действуют как суды апелляционной инстанции, а в случаях, определенных процессуальным законом, как суды первой инстанции по рассмотрению гражданских, уголовных, хозяйственных, административных дел, а также дел об административных правонарушениях.

2. Апелляционными судами по рассмотрению гражданских и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях являются апелляционные суды, которые образуются в апелляционных округах.

3. Апелляционными судами по рассмотрению хозяйственных дел, апелляционными судами по рассмотрению административных дел являются соответственно апелляционные хозяйственные суды и апелляционные административные суды, которые образуются в соответствующих апелляционных округах.

4. В составе апелляционного суда могут образовываться судебные палаты по рассмотрению отдельных категорий дел.

5. Судебную палату возглавляет секретарь судебной палаты, который избирается из числа судей этого суда сроком на три года.

6. Решение об образовании судебной палаты, ее состав, а также об избрании секретаря судебной палаты принимаются собранием судей апелляционного суда по предложению председателя суда.

7. Секретарь судебной палаты:

1) организует работу соответствующей палаты;

2) контролирует осуществление анализа и обобщения судебной практики в делах, отнесенных к компетенции палаты;

3) информирует собрание судей апелляционного суда о деятельности судебной палаты.

Статья 27. Полномочия апелляционного суда

1. Апелляционный суд:

1) осуществляет правосудие в порядке, установленном процессуальным законом;

2) анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику, информирует о результатах обобщения судебной практики соответствующие местные суды, Верховный Суд;

3) предоставляет местным судам методическую помощь в применении законодательства;

4) осуществляет другие полномочия, определенные законом.

Статья 28. Судья апелляционного суда

1. Судьей апелляционного суда может быть лицо, которое соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, по результатам квалификационного оценивания подтвердило способность осуществлять правосудие в апелляционном суде, а также отвечает одному из следующих требований:

1) имеет стаж работы в должности судьи не менее пяти лет;

2) имеет научную степень в области права и стаж научной работы в области права не менее семи лет;

3) имеет опыт профессиональной деятельности адвоката, в том числе по осуществлению представительства в суде и/или защиты от уголовного обвинения как минимум семь лет;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.