Тесты психологические учебное пособие

Тесты психологические учебное пособие

Посещения и просмотры:

(С 01.01.18 по 21.11.18)

За последнюю неделю: 100

За 2017 год: 3664

Акопов Г.В., Архипова И.В. Диагностика профессионального сознания: методическая разработкадля студентов бакалавриата и магистратуры по направлениям: «Психология», «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование», «Социология образования», а также для аспирантов и др. исследователей/отв.ред. Т.В. Семенова. – Самара: ООО «Порто-принт», 2016. – 45 с.

Акопов Г.В., Семенова Т.В. Комплексная психологическая диагностика общения (КПДО). Методическая разработка для бакалавриата и магистратуры направлений подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Психология», «Социальная психология». Издание 2-е, дополненное. Самара: ООО «Порто-принт», 2016. 32 с.

Учебно-методические материалы серии

«Психология сознания: социально-коммуникативная парадигма»

Большая энциклопедия психологических тестов — А.Карелин — Психологические тесты

Год выпуска: 2007

Автор: А.Карелин

Жанр: Психология

Формат: PDF

Качество: Отсканированные страницы

Тест на определение характера

Тест на определение характера

Инструкция. Возьмите бланк теста или лист бумаги. Внимательно прочитайте вопросы и выберете один из вариантов ответов (а, b, с, d или да/нет).

1. Часто ли задумываетесь над тем, какое влияние оказывают ваши поступки на окружающих?

c) достаточно часто;

2. Случается ли вам говорить что-то такое, во что сами не верите, – из-за упрямства, наперекор другим, либо из каких-либо иных соображений?

3. Какие из нижеперечисленных качеств более всего цените вы в людях?

b) широту взглядов;

c) эффектность, умение « показать себя ».

4. Имеете ли склонность к педантизму?

5. Быстро ли забываете о неприятностях, которые случаются с вами?

6. Любите ли анализировать свои поступки?

7. Находясь в кругу лиц, хорошо вам известных:

a) стараетесь ли сохранить тон, принятый в нем;

b) остаетесь ли самим собой?

8. Приступая к трудному заданию, стараетесь ли не думать об ожидающих вас сложностях?

9. Какое из перечисленных ниже определений более всего подходит вам?

c) усерден в труде;

d) пунктуален, аккуратен;

e) « философ » в широком смысле этого слова;

f) суетный человек.

10. При обсуждении того или иного вопроса:

a) высказываете ли свою точку зрения, хотя, быть может, она отличается от мнения большинства;

b) считаете ли, что в данной ситуации лучше промолчать, хотя и имеете иную точку зрения;

c) поддерживаете ли точку зрения большинства, оставаясь при своем мнении;

d) не утруждаете себя раздумьями и принимаете точку зрения, которая превалирует?

11. Какое чувство вызывает у вас неожиданный вызов к руководителю?

12. Если в пылу полемики оппонент «сорвется» и допустит личный выпад против вас, как поступите?

a) ответите ему в том же тоне;

b) спрогнозируете этот факт;

d) предложите сделать перерыв.

13. Если работа забракована, вызовет это у вас:

14. Если вы попадаете впросак, кого в первую очередь вините?

c) прочие « объективные обстоятельства ».

15. Не кажется ли вам, что окружающие люди (руководители, коллеги или подчиненные) недооценивают ваши способности и знания?

16. Если друзья или коллеги начинают над вами насмехаться, то вы:

a) на них злитесь;

b) стараетесь ретироваться;

c) не раздражаясь, начинаете подыгрывать им;

d) отвечаете смехом и, как говорится, « ноль внимания »;

e) делаете безразличный вид и даже улыбаетесь, но в душе негодуете?

17. Если спешите и на обычном месте не находите свой портфель (зонтик, перчатки и т. п.), то вы:

a) молча будете продолжать поиск;

b) обвиняя своих домашних в беспорядке, будете искать;

c) уйдете без нужной вещи?

18. Что скорее всего выведет вас из равновесия?

a) длинная очередь в приемной;

b) толчея в общественном транспорте;

c) приход в определенное место несколько раз по одному и тому же вопросу.

19. Закончив спор, продолжаете ли вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения?

20. Если для выполнения срочной работы представится возможность выбрать себе помощника, кого из кандидатов вы выберете? Человека:

a) исполнительного, но безынициативного;

b) знающего, но упрямца и спорщика;

c) одаренного, но с ленцой.

Свои результаты на поставленные вопросы сверьте по шкале оценки ответов. Каждый ответ соответствует определенному количеству очков, запишите их. По сумме набранных баллов вы узнаете, к какой из четырех групп, представленных в конце теста, вы можете себя отнести.

Шкала оценки ответов

меньше 15 баллов, то вы человек слабохарактерный, неуравновешенный и беззаботный; в своих неприятностях готовы винить кого угодно, кроме себя. И в дружбе, и в работе трудно на вас положиться (задумайтесь над этим!);

от 15 до 25 баллов – у вас достаточно твердый характер, вы обладаете реалистичным взглядом на жизнь, но не все ваши поступки равноценны: бывают и срывы, и заблуждения; вы добросовестны и вполне терпимы в коллективе. И все же есть еще над чем подумать, чтобы избавиться от некоторых недостатков (можно не сомневаться, что это вам под силу!);

от 26 до 38 баллов – вы принадлежите к числу людей настойчивых и обладающих достаточным чувством ответственности. Цените свои суждения, но и с мнением других считаетесь. Правильно ориентируетесь в возникающих ситуациях и в большинстве случаев умеете выбрать правильное решение. Это говорит о наличии у вас сильного характера. Избегайте только самолюбования и всегда помните: сильный – это не значит жестокий;

свыше 38 баллов – простите, но мы ничего не можем сказать вам. Почему? Потому что не верится, что есть люди с таким идеальным характером. А может быть, такая сумма баллов – это результат не совсем объективной оценки своих поступков и поведения.

Рецензии и отзывы на книгу «Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие»

Самый полный сборник методик и тестов по психодиагностике. Рекомендую для студентов по специальности «Психологическое консультирование». По данной специальности — это настольная книга.

Очень ждала этот сборник. Меня сильно заинтересовал Раздела III «Психодиагностика профессионального подбора кадров». Самый первый тест в нем «Психогеометрический» (известный многим психологам) сокращен в интерпретации: есть полное описание квадрата на 4-х листах, треугольника уже на 2-х, другие фигуры в описание не вошли. Далее идет только краткая психологическая характеристика основных форм личности по 5-ти фигурам.
Дальше нашла неточности еще в двух тестах (которые не первый год использую в работе) и больше смотреть это издание не стала.
Жалко потраченное время и деньги.

Чулкова Александра Владимировна. У практического психолога всегда должна быть такая литература

Ставшая уже классикой книга, собраны методики, наиболее часто используемые в практике.
Правда, надо быть осторожнее, внимательно читать текст, были опечатки. И проверять ключи

Это — настольная книга студента-психолога, психолога, чья работа напрямую связана с диагностикой личностнх свойств, профессиональных коллективов и семьи, а значит, всех, кто работает по профессии.

Пожалуй, один из самых полных сборников методик по психодиагностике. Включает большинство личностных опросников и другие методики. Что немаловажно тут вы найдете (в отличие от интернета) и сами тексты опросников, и ключи к ним, и интерпретацию. В более старом издании, правда, встречались неточности в ключах, этот еще досконально не проверяла.

Сборник включает в себя: Гиссенский опросник (адаптирован в психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева); Методику диагностики темперамента Я.Стреляу; Методику определения психологической характеристики темперамента; Методику определения типа характера по К.Юнгу; Методику исследования личности «дом-дерево-человек» Дж.Бука; Методику диагностики самооценки Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина; Методику измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А.Немчинова); Методику диагностики уровня школьной тревожности Филлипса; Методику диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона; Методику диагностики потребности в поисках ощущений М.Цукермана; Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге (адаптация Т.И.Балашовой) и т.д.

Psychology. Tests // Психология. Тесты: учебное пособие

О книге «Psychology. Tests // Психология. Тесты: учебное пособие»

Целью пособия является проверка, систематизация и закрепление профессиональной лексики для дальнейшего ее использования при реферировании психологических текстов и общении на профессиональные темы. Для студентов, аспирантов психологических факультетов вузов, специалистов-психологов, изучающих английский язык, и лиц, желающих самостоятельно обогатить свой словарный запас по специальности.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Psychology. Tests // Психология. Тесты: учебное пособие» Г. В. Бочарова бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Cистема классификации психологических тестов

Следует оговориться, что единой системы классификации тестов психологической наукой к настоящему времени еще не выработано.

Существует множество классификаций, разработанных на разных основаниях (по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объективности оценивания и т. п.). Прежде всего для нас представляет интерес система деления тестов по предмету диагностирования, т. е. по тому качеству, которое оценивается с помощью предъявляемого теста. Исходя из этого, все тесты можно разделить на два больших класса: тесты достижений и собственно психологические тесты.

Классификация тестов по предмету диагностирования

  1. Тесты достижений.
  2. Психологические тесты:
    • Интеллектуальные тесты.
    • Тесты способностей.
    • Социально-психологические тесты.
    • Личностные тесты.

Кроме того, проективные тесты входят в состав личностных тестов, а тесты креативности — в состав тестов способностей.

Тесты достижений

Тесты достижений конструируются в основном на учебном материале и предназначены для оценки уровней овладения знаниями, умениями и навыками, а также для определения общей и профессиональной подготовки применительно к конкретным предметам и курсам обучения. Как правило, тесты достижений рассчитаны на групповую работу в классе, аудитории колледжа, вуза. В ряде учебных заведений тесты заменяют опросно-экзаменационную систему (в том числе при поступлении абитуриентов в вузы).

К тестам достижений относятся также и тесты, используемые для целей профессионального отбора (подбора). Известно, что в профориентационной работе школы и профессиональных учебных заведений правильный и всесторонний учет психофизиологических требований к рабочим профессиям, выявление общих и специальных способностей, особенностей высшей нервной деятельности и характерологических черт играют исключительно важную роль. Зная особенности характера и темперамента учащихся, степень эмоциональной возбудимости и впечатлительности, энергичности, скорость принятия решений, быстроту смены настроений и т. п., следует подбирать такие виды деятельности, которые наиболее соответствуют этим характеристикам. Ведь особенности восприятия и воображения, координированность движений рук, широта поля зрения, цветовая чувствительность, скорость сенсомоторных реакций, вид памяти (образная, логическая, эмоциональная) и мышления (наглядно-действенное, абстрактно-логическое) по-разному влияют на освоение той или иной профессии. Целесообразность использования тестов достижений в целях профориентации молодежи здесь несомненна.

Психологические тесты

Психологические тесты классифицируются по разным основаниям. Здесь рассмотрим деление психологических тестов на виды, при котором в качестве основания взят предмет диагностики. Так, по предмету диагностики психологические тесты делятся на интеллектуальные (тесты интеллекта), тесты способностей, социально-психологические тесты и личностные (тесты личности).

Интеллектуальные тесты

Интеллектуальные тесты предназначены для исследования и качественной оценки (измерения) уровня интеллектуального развития индивида. К группе наиболее известных и широко применяемых тестов интеллекта относятся тесты Д. Векслера (предназначены для измерения уровней развития мышления и отдельных когнитивных процессов — восприятия, внимания, воображения, памяти и др.), батареи тестов Станфорд-Бине (включают задания, направленные на исследование широкого диапазона способностей — от простого манипулирования до абстрактных рассуждении, дифференцированных по возрастному критерию). Применение этих тестов интеллекта позволяет выявить личностные качества испытуемых: уровни их активности и мотивированности, уверенности, настойчивости, сосредоточенности и др. Среди интеллектуальных тестов они занимают ведущее место в зарубежной психологической диагностике. На основе применения батарей тестов Станфорд-Бине и аналогичных им шкал умственного развития Бине-Симона рассчитываются количественные показатели уровней интеллектуального развития испытуемых (IQ, англ. — Intelligence Quotient). Этот коэффициент (IQ) адекватен понятию «интеллект» и рассчитывается по формуле:

В свою очередь умственный возраст рассчитывается исходя из так называемого базового возраста, определяемого по шкале умственного развития Станфорд-Бине. Это максимальный возрастной уровень, ниже которого все тестовые задания оказываются доступными для испытуемого. Умственный возраст определяется как сумма «базового возраста» и поправочного коэффициента «К». Коэффициент «К» соответствует определенному числу месяцев и рассчитывается по специальной методике, в основу которой положено решение испытуемым заданий с различной степенью трудности. Умственный возраст, выраженный в годах, указывает, что данный индивид по своему умственному развитию соответствует большинству людей такого-то возраста. К примеру, при тестировании молодого человека 23 лет (реальный паспортный возраст) было выявлено, что его умственный возраст равен 25 годам. Из этого следует, что этот молодой человек интеллектуально развит так же как большинство 25-летних. Его коэффициент умственного развития (IQ) = 25 х 23 = 1,1, что составляет около 110% («отличная» норма).

На основе исследования 1700 лиц в возрасте от 16 до 64 лет Д. Векслер, исходя из положения о нормальном распределении статистических показателей, характеризующих интеллект, предложил всех испытуемых классифицировать по количественным показателям коэффициента IQ. Такая классификация коэффициента интеллекта (таблица) нашла широкое применение как в зарубежной, так и в отечественной психологической практике.

Классификация коэффициентов интеллекта по Д. Векслеру

IQ

Уровень интеллекта

Процент проявления

Очень высокий интеллект

Уровень большинства лиц

В западной психодиагностике показатель IQ положен в основу определения степени интеллектуального развития детей. Следует оговориться, что деление испытуемых с помощью показателя IQ на индивидов с высоким интеллектуальным развитием и на индивидов умственно отсталых в ряде случаев не может отражать действительное положение вещей. «Натаскивание» и предварительная проверка по тестам Бине-Симона может значительно повысить итоговый коэффициент IQ испытуемого.

Тесты способностей

Тесты способностей — это методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успех обучения, профессиональной деятельности и творчества. Существует множество тестов для определения как общих, так и специальных (профессиональных) способностей (музыкальных, математических, спортивных и т. п.). Тесты способностей включают задания не только на интеллект, но и на внимание, память, восприятие, ручную и пальцевую моторику. Они широко используются в США для профессиональной ориентации и расстановки кадров в армии, на флоте, в государственных учреждениях.

Разновидностью тестов способностей являются тесты креативности.

Тесты креативности — совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности (способности порождать необычные идеи, быстро решать проблемные ситуации, принимать нестандартные решения). Практическое применение этих тестов не является в достаточной мере надежным, так как творческие достижения требуют оптимального сочетания как способностей, так и других качеств личности одновременно.

Социально-психологические тесты

Когда речь идет о применении метода тестов в социальной психологии, то имеют в виду личностные тесты и социометрические тесты. Что касается личностных тестов, о которых речь у нас впереди, то они применяются во всех общепсихологических исследованиях личности и, как отмечает Г. М. Андреева, «никакой особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы тестов, применяемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь». Главный вопрос здесь заключается в том, насколько можно соотнести тестовые измерения характеристик личности с ее деятельностью и поведением в малой группе.

Социометрические тесты имеют иную специфику. Социометрия, или «социальное измерение», как метод предназначена для измерения межличностных взаимоотношений в малой группе. Основоположником социометрии является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Среди отечественных психологов, занимавшихся в разное время социометрическими исследованиями, известны имена Е. С. Кузьмина, Я. Л. Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др.

С помощью социометрии определяется динамика межличностных и межгрупповых отношений, изучается типология социального поведения людей в условиях групповой деятельности, выявляется степень социально-психологической совместимости членов группы. При изучении межличностных отношений определяются симпатии и антипатии людей друг к Другу, ценностные ориентации участников групповой деятельности, особенности социальной перцепции (восприятия и взаимопонимания), взаимооценки и самооценки индивидов.

Социометрические тесты представляют собой своеобразные стандартизированные методики измерения межличностных отношений в малых группах. При ответах на косвенные вопросы испытуемые делают последовательный выбор членов группы, людей, предпочитаемых или отвергаемых в определенных конкретных ситуациях. Такие методики применяют для изучения динамики внутренних межличностных отношений в различных возрастных группах, выявления замкнутых группировок, степени внутригрупповой сплоченности, мотивационной структуры группы и ее конфликтных зон.

Личностные тесты

Личностные тесты — это психодиагностические методики, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида (отношений, мотивации, интересов, эмоций, особенностей поведения) в определенных социальных ситуациях. С

Следует оговориться, что единой системы классификации тестов психологической наукой к настоящему времени еще не выработано.

Существует множество классификаций, разработанных на разных основаниях (по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объективности оценивания и т. п.). Прежде всего для нас представляет интерес система деления тестов по предмету диагностирования, т. е. по тому качеству, которое оценивается с помощью предъявляемого теста. Исходя из этого, все тесты можно разделить на два больших класса: тесты достижений и собственно психологические тесты.

Классификация тестов по предмету диагностирования

  1. Тесты достижений.
  2. Психологические тесты:
    • Интеллектуальные тесты.
    • Тесты способностей.
    • Социально-психологические тесты.
    • Личностные тесты.

Кроме того, проективные тесты входят в состав личностных тестов, а тесты креативности — в состав тестов способностей.

Тесты достижений

Тесты достижений конструируются в основном на учебном материале и предназначены для оценки уровней овладения знаниями, умениями и навыками, а также для определения общей и профессиональной подготовки применительно к конкретным предметам и курсам обучения. Как правило, тесты достижений рассчитаны на групповую работу в классе, аудитории колледжа, вуза. В ряде учебных заведений тесты заменяют опросно-экзаменационную систему (в том числе при поступлении абитуриентов в вузы).

К тестам достижений относятся также и тесты, используемые для целей профессионального отбора (подбора). Известно, что в профориентационной работе школы и профессиональных учебных заведений правильный и всесторонний учет психофизиологических требований к рабочим профессиям, выявление общих и специальных способностей, особенностей высшей нервной деятельности и характерологических черт играют исключительно важную роль. Зная особенности характера и темперамента учащихся, степень эмоциональной возбудимости и впечатлительности, энергичности, скорость принятия решений, быстроту смены настроений и т. п., следует подбирать такие виды деятельности, которые наиболее соответствуют этим характеристикам. Ведь особенности восприятия и воображения, координированность движений рук, широта поля зрения, цветовая чувствительность, скорость сенсомоторных реакций, вид памяти (образная, логическая, эмоциональная) и мышления (наглядно-действенное, абстрактно-логическое) по-разному влияют на освоение той или иной профессии. Целесообразность использования тестов достижений в целях профориентации молодежи здесь несомненна.

Психологические тесты

Психологические тесты классифицируются по разным основаниям. Здесь рассмотрим деление психологических тестов на виды, при котором в качестве основания взят предмет диагностики. Так, по предмету диагностики психологические тесты делятся на интеллектуальные (тесты интеллекта), тесты способностей, социально-психологические тесты и личностные (тесты личности).

Интеллектуальные тесты

Интеллектуальные тесты предназначены для исследования и качественной оценки (измерения) уровня интеллектуального развития индивида. К группе наиболее известных и широко применяемых тестов интеллекта относятся тесты Д. Векслера (предназначены для измерения уровней развития мышления и отдельных когнитивных процессов — восприятия, внимания, воображения, памяти и др.), батареи тестов Станфорд-Бине (включают задания, направленные на исследование широкого диапазона способностей — от простого манипулирования до абстрактных рассуждении, дифференцированных по возрастному критерию). Применение этих тестов интеллекта позволяет выявить личностные качества испытуемых: уровни их активности и мотивированности, уверенности, настойчивости, сосредоточенности и др. Среди интеллектуальных тестов они занимают ведущее место в зарубежной психологической диагностике. На основе применения батарей тестов Станфорд-Бине и аналогичных им шкал умственного развития Бине-Симона рассчитываются количественные показатели уровней интеллектуального развития испытуемых (IQ, англ. — Intelligence Quotient). Этот коэффициент (IQ) адекватен понятию «интеллект» и рассчитывается по формуле:

В свою очередь умственный возраст рассчитывается исходя из так называемого базового возраста, определяемого по шкале умственного развития Станфорд-Бине. Это максимальный возрастной уровень, ниже которого все тестовые задания оказываются доступными для испытуемого. Умственный возраст определяется как сумма «базового возраста» и поправочного коэффициента «К». Коэффициент «К» соответствует определенному числу месяцев и рассчитывается по специальной методике, в основу которой положено решение испытуемым заданий с различной степенью трудности. Умственный возраст, выраженный в годах, указывает, что данный индивид по своему умственному развитию соответствует большинству людей такого-то возраста. К примеру, при тестировании молодого человека 23 лет (реальный паспортный возраст) было выявлено, что его умственный возраст равен 25 годам. Из этого следует, что этот молодой человек интеллектуально развит так же как большинство 25-летних. Его коэффициент умственного развития (IQ) = 25 х 23 = 1,1, что составляет около 110% («отличная» норма).

На основе исследования 1700 лиц в возрасте от 16 до 64 лет Д. Векслер, исходя из положения о нормальном распределении статистических показателей, характеризующих интеллект, предложил всех испытуемых классифицировать по количественным показателям коэффициента IQ. Такая классификация коэффициента интеллекта (таблица) нашла широкое применение как в зарубежной, так и в отечественной психологической практике.

Классификация коэффициентов интеллекта по Д. Векслеру

IQ

Уровень интеллекта

Процент проявления

Очень высокий интеллект

Уровень большинства лиц

В западной психодиагностике показатель IQ положен в основу определения степени интеллектуального развития детей. Следует оговориться, что деление испытуемых с помощью показателя IQ на индивидов с высоким интеллектуальным развитием и на индивидов умственно отсталых в ряде случаев не может отражать действительное положение вещей. «Натаскивание» и предварительная проверка по тестам Бине-Симона может значительно повысить итоговый коэффициент IQ испытуемого.

Тесты способностей

Тесты способностей — это методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успех обучения, профессиональной деятельности и творчества. Существует множество тестов для определения как общих, так и специальных (профессиональных) способностей (музыкальных, математических, спортивных и т. п.). Тесты способностей включают задания не только на интеллект, но и на внимание, память, восприятие, ручную и пальцевую моторику. Они широко используются в США для профессиональной ориентации и расстановки кадров в армии, на флоте, в государственных учреждениях.

Разновидностью тестов способностей являются тесты креативности.

Тесты креативности — совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности (способности порождать необычные идеи, быстро решать проблемные ситуации, принимать нестандартные решения). Практическое применение этих тестов не является в достаточной мере надежным, так как творческие достижения требуют оптимального сочетания как способностей, так и других качеств личности одновременно.

Социально-психологические тесты

Когда речь идет о применении метода тестов в социальной психологии, то имеют в виду личностные тесты и социометрические тесты. Что касается личностных тестов, о которых речь у нас впереди, то они применяются во всех общепсихологических исследованиях личности и, как отмечает Г. М. Андреева, «никакой особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы тестов, применяемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь». Главный вопрос здесь заключается в том, насколько можно соотнести тестовые измерения характеристик личности с ее деятельностью и поведением в малой группе.

Социометрические тесты имеют иную специфику. Социометрия, или «социальное измерение», как метод предназначена для измерения межличностных взаимоотношений в малой группе. Основоположником социометрии является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Среди отечественных психологов, занимавшихся в разное время социометрическими исследованиями, известны имена Е. С. Кузьмина, Я. Л. Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др.

С помощью социометрии определяется динамика межличностных и межгрупповых отношений, изучается типология социального поведения людей в условиях групповой деятельности, выявляется степень социально-психологической совместимости членов группы. При изучении межличностных отношений определяются симпатии и антипатии людей друг к Другу, ценностные ориентации участников групповой деятельности, особенности социальной перцепции (восприятия и взаимопонимания), взаимооценки и самооценки индивидов.

Социометрические тесты представляют собой своеобразные стандартизированные методики измерения межличностных отношений в малых группах. При ответах на косвенные вопросы испытуемые делают последовательный выбор членов группы, людей, предпочитаемых или отвергаемых в определенных конкретных ситуациях. Такие методики применяют для изучения динамики внутренних межличностных отношений в различных возрастных группах, выявления замкнутых группировок, степени внутригрупповой сплоченности, мотивационной структуры группы и ее конфликтных зон.

Личностные тесты

Личностные тесты — это психодиагностические методики, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида (отношений, мотивации, интересов, эмоций, особенностей поведения) в определенных социальных ситуациях. С помощью таких тестов выявляются устойчивые индивидуальные особенности человека, определяющие его поступки. УСЛОВНО личностные тесты по предмету и цели психологического диагностирования можно разделить на три большие группы. К первой из них относятся, многофакторные личностные опросники, дающие разнообразую комплексную оценку степени развитости психологических свойств личности. К ним относятся 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла (16РР), Миннесотский многофакторный (многопрофильный) опросник (ММРI), некоторые личностные опросники Г. Айзенка и др. Ко второй группе относятся проективные тестовые методики, разрабатываемые на основе неопределенных стимулов. Испытуемым предлагается интерпретировать, дополнять, развивать эти стимулы. К примеру, интерпретировать содержание сюжетной картинки, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний чернильных пятен и т. п. Третью группу составляют тестовые методики, выявляющие отдельные устойчивые особенности личности (темперамент, отдельные характерологические черты личности, мотивационные и эмоциональные проявления и др.).

Батаршев А. В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учебное пособие