Требования к раскрытию информации о рисках

Информация Минфина РФ от 14 сентября 2012 г. «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)»

Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности обобщил вопросы, поступившие в отношении раскрытия информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности, и сообщает следующее.

1. В процессе хозяйственной деятельности организация подвергается влиянию отраслевых, правовых и прочих внутренних и внешних факторов (существенных условий, событий, обстоятельств, действий). В связи с этим возникают различные риски, способные существенно влиять на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации. Большинство рисков хозяйственной деятельности организации с большой вероятностью имеют финансовые последствия и, следовательно, оказывают влияние на подготавливаемую организацией бухгалтерскую отчетность.

I. Общие требования к раскрытию информации о рисках

2. Формирование в бухгалтерском учете и раскрытие в бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах организации осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. При этом в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Исходя из этого с целью формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении в годовой бухгалтерской отчетности организации раскрываются показатели и пояснения о потенциально существенных рисках хозяйственной деятельности, которым подвержена организация (далее — риски). Раскрытие указанной информации является одной из составляющих системы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни организации.

3. Риски могут быть сгруппированы по следующим видам: финансовые, правовые, страновые и региональные, репутационные, др. По каждому виду рисков в годовой бухгалтерской отчетности раскрывается информация о таких качественных характеристиках хозяйственной деятельности организации, как: подверженность организации рискам и причинах их возникновения; концентрация риска (описание конкретной общей характеристики, которая отличает каждую концентрацию (контрагенты, регионы, валюта расчетов и платежей, др.); механизм управления рисками (цели, политика, применяемые процедуры в области управления рисками и методы, используемые для оценки риска и т.п.); изменения по сравнению с предыдущим отчетным годом.

4. При раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации целесообразно учитывать требования Международных стандартов финансовой отчетности, в частности МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», введенного в действие для применения на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н.

II. Раскрытие информации о финансовых рисках

5. Информация о финансовых рисках представляется с подразделением на следующие группы таких рисков: рыночные риски, кредитные риски, риски ликвидности.

6. Рыночные риски связаны с возможными неблагоприятными для организации последствиями в случае изменения рыночных параметров, в частности, цен и ценовых индексов (на товары, работы, услуги, ценные бумаги, драгоценные металлы, др.), процентных ставок, курсов иностранных валют. Организация анализирует свою чувствительность к каждому виду рыночных рисков, которым она подвержена на отчетную дату, с отражением эффекта, который оказали бы на прибыль (убытки) и капитал организации изменения соответствующей переменной, от которой зависит уровень риска. Обособленно анализируются риски, связанные с переданными активами (например, по сделкам РЕПО, по опционам, выписанным или купленным на переданные активы, по переданным векселям, по которым у организации имеется солидарная ответственность). Обособленно раскрывается также информация о хеджировании указанных рисков.

7. Кредитные риски связаны с возможными неблагоприятными для организации последствиями при неисполнении (ненадлежащем исполнении) другими лицами обязательств по предоставленным им заемным средствам (в том числе в форме покупки облигаций, векселей, предоставлении отсрочки и рассрочки оплаты за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги). В частности, раскрывается информация о сомнительной (в том числе просроченной) дебиторской задолженности, об обесценившихся предоставленных займах, о приведенной стоимости долговых финансовых вложений и дебиторской задолженности на отчетную дату и об их справедливой стоимости, если она отличается от приведенной стоимости и практически определима. Раскрывается также информация о положении дебитора — его дееспособности (для заемщиков — физических лиц), правоспособности, деловой репутации, наличии или отсутствии полученного обеспечения, финансовом состоянии дебитора на отчетную дату (даты), его способность получать доходы в будущем, возможностях привлечения дополнительного финансирования, о суммах выданных поручительств (с учетом финансового положения лица, за которое поручилась организация, вероятности неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного поручительством организации обязательства). Обособленно приводится максимальный размер потенциального кредитного риска и методика его определения.

8. Риск ликвидности связан с возможностями организации своевременно и в полном объеме погасить имеющиеся на отчетную дату финансовые обязательства: кредиторскую задолженность поставщикам и подрядчикам, задолженность заимодавцам по полученным кредитам и займам (в том числе в форме облигаций, векселей), др. Финансовые обязательства анализируются по срокам погашения относительно отчетной даты в соответствии с условиями получения (заключенными договорами, условиями размещения облигаций, условиями выпуска векселей). Например, могут выделяться следующие временные интервалы: не более одного месяца, от одного месяца до трех месяцев, от трех месяцев до одного года, от одного года до трех лет, свыше трех лет. При этом, если у контрагента имеется право выбора срока оплаты, обязательство включается во временной интервал исходя из наиболее ранней даты, на которую у организации может быть истребован платеж. Например, финансовое обязательство, которое организация должна погасить по первому требованию, включается в самый ранний временной интервал.

Приводится информация о приведенной стоимости финансовых обязательств, об их справедливой стоимости, если она отличается от приведенной стоимости и практически определима, на отчетную дату. Раскрывается информация о выданных обеспечениях, каких-либо имеющихся ограничениях по использованию в запланированных целях неоплаченных активов. В случае, если существует риск начала процедуры банкротства или ликвидации организации, то он раскрывается в данной группе рисков.

III. Раскрытие информации о других видах рисков

9. Правовые риски связаны с изменением валютного и таможенного регулирования, налогового законодательства, др. Информация об этих рисках раскрывается отдельно для внутреннего и внешнего рынков.

10. Страновые и региональные риски связаны с политической и экономической ситуацией, географическими особенностями в стране (странах) и регионе (регионах), в которых организация осуществляет обычную деятельность и (или) зарегистрирована в качестве налогоплательщика. Описываются риски, связанные с возможными военными конфликтами, введением чрезвычайного положения и забастовками, повышенной опасностью стихийных бедствий, возможным прекращением или перебоями в транспортном сообщении и т.п.

11. Репутационный риск связан с уменьшением числа заказчиков (клиентов) организации вследствие негативного представления о качестве реализуемой ею продукции, работ, услуг, соблюдении сроков поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, участии в ценовом сговоре и т.п.

12. Информация о других видах потенциально существенных рисков подлежит обособленному раскрытию. Например, информация о рисках, обусловленных деятельностью связанных сторон организации, возможностью истечения сроков действия значимых для организации патентов, лицензий.

IV. Заключительные положения

13. Дополнительные показатели и пояснения о рисках подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности, прежде всего, организаций, публикующих эту отчетность.

14. Дополнительные показатели и пояснения о рисках приводятся организацией в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

15. Дополнительные показатели и пояснения о рисках могут быть оформлены в виде отдельного раздела пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, либо путем включения их в пояснения к соответствующим показателям бухгалтерской отчетности об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах, денежных потоках организации (в том числе в пояснения о забалансовых статьях, финансовых вложениях).

16. В случае если организация формирует отдельный отчет о рисках, содержащий приведенную в настоящем документе информацию, то вместо указанных дополнительных показателей и пояснений организация может привести в бухгалтерской отчетности ссылку на такой отчет при условии его доступности для ознакомления всеми пользователями бухгалтерской отчетности.

Обзор документа

Сообщается, как в годовой бухотчетности организаций раскрывать информацию о рисках хозяйственной деятельности.

В указанной отчетности раскрываются показатели и пояснения о потенциально существенных рисках хозяйственной деятельности, которым подвержена организация. Это одна из составляющих системы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Можно выделить финансовые, правовые, страновые и региональные, репутационные и др. риски. По каждому из них раскрываются сведения о следующих качественных характеристиках хозяйственной деятельности. Подверженность рискам и причины их возникновения. Концентрация риска (описание конкретной общей характеристики, которая отличает каждую концентрацию (контрагенты, регионы, валюта расчетов и платежей, др.). Механизм управления рисками (цели, политика, применяемые процедуры в области управления рисками и методы оценки риска и т. п.). Изменения по сравнению с предыдущим отчетным годом.

Целесообразно учитывать требования Международных стандартов финансовой отчетности. В частности, МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации».

Даны пояснения по раскрытию информации о финансовых рисках. Это, во-первых, рыночные риски, которые связаны с возможными неблагоприятными последствиями при изменении рыночных параметров. В частности, цен и ценовых индексов, процентных ставок, курсов иностранных валют. Во-вторых, кредитные риски (возможные неблагоприятные последствия при неисполнении (ненадлежащем исполнении) другими лицами обязательств по предоставленным им заемным средствам). В-третьих, риск ликвидности. Он связан с возможностями организации своевременно и полностью погасить финансовые обязательства.

Указано, как отражать правовые, страновые и региональные, репутационный и другие риски.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

IFRS 7 — Как раскрывать риски по IFRS 7?

Количественная информация о рисках, связанных с финансовыми инструментами, сложна и требует специальных знаний. Рассмотрим основы раскрытия в отчетности информации о рисках в соответствии с МСФО (IFRS) 7.

Финансовые инструменты являются одной из самых сложных областей МСФО. Это также относится и к раскрытию информации о финансовых инструментах в соответствии с требованиями МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации».

МСФО (IFRS) 7 требует раскрытия количественного анализа рисков. Эта информация сложна и редко встречается за пределами рабочих мест рисковых аналитиков.

С одной стороны, это по своей сути интересные темы, с другой стороны, многие бухгалтеры не знают, как к ним подойти.

Начнем с самого начала.

Раскрытие количественной информации о рисках.

При подготовке информации о рисках потребуется прямолинейный и лаконичный взгляд на задачу рискового аналитика. Всеобъемлющий анализ специалиста станет хорошей отправной точкой для любой компании, стремящейся использовать количественное управление рисками в рамках своих внутренних процессов принятия решений.

В МСФО (IFRS) 7 определены четыре области раскрытия количественной информации, представляющие особую сложность:

  • Рыночный риск (‘market risk’). То есть сводные данные о том, как будущие изменения в бизнес-среде и рынках будут влиять на ваши активы.
  • Риск ликвидности (‘liquidity risk’). Другая сторона монеты свободно оборачивающихся активов — это неликвидные активы. Необходимо проанализировать денежные потоки от этих активов.
  • Кредитный риск (‘credit risk’). Это риск замораживания платежей и дефолта неликвидных активов. Есть вероятность, что компания никогда не увидит поступления запланированных платежей, и эту вероятность необходимо количественно оценить.
  • Риск концентрации (‘concentration risk’). Если диверсификация риска является единственным бесплатным обедом в количественном финансировании, то концентрация риска — это обед в самом дорогом ресторане города. Компания должна показать, не является ли она чрезмерно подверженной риску со стороны конкретных компаний, географических регионов, валют и т. д.

Что такое риски бизнеса?

Прежде чем рассмотривать требования к раскрытию рисков, нужно разобраться в том, что такое анализ риска.

Вы не можете коснуться риска, почувствовать его запах или увидеть его. Это невидимая сущность и вместе с тем очень реальная. Люди видят потенциальную опасность и стараются избегать ее, если могут.

Финансовый риск подобен любому другому риску. Мы никогда не можете полностью измерить его, но многие из людей могут рассказать о том, что не могут нормально спать из-за ощущения надвигающегося потенциального убытка.

Количественный анализ рисков — это просто набор количественных показателей, которые призваны отразить различные аспекты этого ощущения.

Когда риски открыто учитываются, каждый может спать спокойнее.

Анализ рыночного риска.

Во-первых, бухгалтеров просят предоставить анализ чувствительности для каждого фактора рыночного риска.

Идентификация рыночных факторов риска — это само по себе искусство, но обычно мы извлекаем их из информации, необходимой для оценки курса акций.

Например, рыночными факторами риска являются кредитное качество эмитента и процентная ставка. Риски опционов на покупку акций отражают цену и волатильность соответствующих им акций.

Наш анализ чувствительности будет представлять собой стресс-тест каждого из этих факторов, и мы будем вводить эти экстремальные значения в наши модели количественной оценки, чтобы получить показатели убытков для экстремальных ситуаций.

Это, конечно, легче сказать, чем сделать, особенно когда вы оцениваете сложные продукты!

Обратите внимание, что если другие общие показатели рыночного риска уже используются руководством, их также можно использовать, особенно если цель состоит в том, чтобы получить представление о корпоративном снижении рисков с точки зрения самой компании.

Риск ликвидности.

Многие из величайших умов размышляли о ликвидности, но не пришли единому согласованному определения этого риска.

К счастью, МСФО (IFRS) 7 упрощает этот процесс, определяя его как анализ текущих финансовых обязательств.

Это может быть либо прямое балансирование по времени, либо по срокам.

Срок погашения обязательства используется для расчета средневзвешенного срока погашения, которое является более точным показателем.

Срок погашения можно рассчитать по-разному, но следует заботиться о том, когда вычислить его для сложных ценных бумаг, так как при этом есть много подводных камней.

Аналитические показатели кредитного риска необходимы для проблемных активов или для тех активов, для которых нет других средств оценки их кредитного качества.

К счастью, это не сложно, если у компании уже есть количественные модели для расчета риска рынка и риска ликвидности.

Обычно мы определяем кредитный спред для каждого актива с фиксированным доходом. Мы находим его, определяя текущую справедливую стоимость актива, а затем оценивая этот актив, как если бы он оценивался как государственная облигация (безрисковый актив).

Разница представляет собой «сумму корректировки кредита» (CVA, от англ. ‘credit value adjustment’). Чем больше разница, тем больше проблем с кредитом. Используя правильную количественную модель, мы можем инкапсулировать этот риск в число, называемое кредитным спредом.

Риск концентрации.

Правильное раскрытие этой информации часто является скорее искусством, а не наукой.

Например, большую часть времени, срок погашения должен быть агрегирован как средневзвешенная текущая чистая приведенная стоимость каждой ценной бумаги. Большую часть времени.

Компания больше ориентируемся на конкретную страну, отрасль или валюту? Помимо всего прочего, определение этих концентраций является практикой рационального управления.

Раскрытие информации о рисках в финансовой отчетности страховой организации

Манько Снежана Владимировна

к.э.н., АССА, главный редактор журнала «Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты», управляющий директор в издательском доме «Методология».

Большое внимание в международных стандартах традиционно уделяется раскрытию информации, поэтому Примечания к финансовой отчетности являются важной и неотъемлемой частью самих отчетов.

Согласно п. 36 МСФО 4 «Договоры страхования» страховая организация обязана раскрывать в Примечаниях информацию, поясняющую суммы в финансовой отчетности, возникающие по договорам страхования, в том числе:

– учетную политику, принятую для договоров страхования и соответствующих активов, обязательств, доходов и расходов;

– допущения, использованные при оценке активов, обязательств, доходов и расходов по договорам страхования, и результат влияния возможного изменения в допущениях на текущие оценки;

– сверки изменений в страховых обязательствах и активах перестрахования.

Согласно п. 6 МСФО 7 «Финансовые инструменты: раскрытия» страховая организация должна раскрывать информацию, которая позволит пользователям оценить влияние финансовых инструментов на ее финансовое состояние и результаты деятельности, в том числе помимо основных положений учетной политики и применяемых способов оценки информацию о стоимости финансовых активов по категориям.

Важной особенностью МСФО 4 и МСФО 7 является их сходство в требовании раскрывать информацию о природе и степени рисков, возникающих по договорам страхования (п. 38 МСФО 4) и по финансовым инструментам (п. 31 МСФО 7), которым подвержена организация на отчетную дату. Эти требования являются относительно новыми и на практике вызывают затруднения.

Вместе с тем недавний финансовый кризис выявил необходимость большей прозрачности финансовой отчетности, особенно в вопросах лучшего раскрытия информации о рисках. В этих условиях требования МСФО 4 и МСФО 7 становятся как никогда актуальными. Рассмотрим их с целью разработать необходимые примеры Примечаний к финансовой отчетности применительно к страховым организациям.

МСФО 7 распространяется только на финансовые активы страховой организации, а активы и обязательства по договорам страхования регулируются требованиями МСФО 4. Согласно п. 38 МСФО 4 страховщик должен раскрывать в финансовой отчетности:

– политику управления рисками, возникающими из договоров страхования;

– информацию о страховом риске (как до, так и после снижения риска путем перестрахования), в том числе:

  • анализ чувствительности к страховому риску (как изменятся прибыль и капитал под влиянием изменений в уровне риска);
  • концентрацию страхового риска;
  • фактические требования по сравнению с предыдущими оценками (развитие убытков);

– информацию о кредитном риске, рыночном риске и риске ликвидности, которые потребовалось бы раскрывать в соответствии с МСФО 7, если бы договоры страхования находились в сфере применения МСФО 7.

Под страховым риском в МСФО 4 понимается риск возможных убытков страховщика, принятый от страхователя в результате наступления страхового события. От величины страхового риска зависит величина формируемых резервов, изменение которых, в свою очередь, влияет на показатели прибыли и капитала.

МСФО 7 требует раскрытия качественной и количественной информации о подверженности финансовым рискам: кредитный риск, риск ликвидности, рыночный риск. Качественные раскрытия описывают цели менеджмента, политику и процедуры по управлению рисками. Количественные раскрытия должны на основе внутренней управленческой информации предоставить пользователям информацию о степени, в которой организация подвержена риску.

Таким образом, МСФО 4 и МСФО 7 требуют от страховщиков осуществлять описательные раскрытия об управлении рисками и анализировать чувствительность к рискам для всех классов финансовых инструментов и страховых договоров.

Определения каждого вида рисков и требуемые раскрытия согласно МСФО 7 систематизированы в табл. 1 (см. приложение).

Применительно к страхованию кредитный риск проявляется в том, что страховщик может понести убытки в результате того, что перестраховщик не сможет погасить свои обязательства по договору перестрахования или эмитент финансового обязательства, удерживаемого страховщиком в качестве финансового актива, объявит дефолт по этому обязательству.

Риск недостатка ликвидности для страховых организаций состоит в возможной нехватке денежных средств для погашения страховых обязательств в результате наступления страховых случаев. Ожидаемые сроки и суммы погашения обязательств по договорам зависят от оценок относительно времени наступления страхового события и величины убытков.

К рыночным рискам страховых организаций относятся валютные риски (по договорам, заключенным в иностранной валюте, по финансовым активам, стоимость которых выражена в иностранной валюте) и риски изменения процентной ставки по финансовым активам и ставки дисконтирования, применяемой для расчета амортизированной стоимости финансовых активов.

Проведенный анализ показал, что описание страхуемых рисков, политику управления рисками, концентрацию рисков по операционным сегментам страховщики обычно раскрывают в годовом отчете в разделе «риск-менеджмент» или в отдельном документе. Аналогичные описательные раскрытия делаются за рамками финансовой отчетности и по финансовым инструментам. МСФО 4 и МСФО 7 такую практику не запрещают, однако перечень раскрываемой информации должен соответствовать требованиям этих МСФО, и в финансовой отчетности должна быть сделана ссылка на соответствующий документ.

По нашему мнению, в финансовой отчетности уместной будет количественная информация о возможных изменениях стоимости активов и обязательств и, как следствие, показателей прибыли и капитала в результате изменения рисковых переменных, используемых в оценках.

В результате анализа требований МСФО 4 и МСФО 7 можно выделить следующие основы для подготовки Примечаний:

– Раскрываемая информация о рисках должна согласовываться с внутренней информацией, предоставляемой менеджменту для управления рисками.

– Должен быть соблюден баланс между качественными и количественными раскрытиями, позволяющий пользователям понять риски и их возможное влияние на финансовую отчетность.

– Страховщик самостоятельно определяет, каким образом обобщать информацию по страховым договорам. Группировка может соответствовать утвержденной регулирующими органами, но МСФО этого не требуют.

– Информация о рисках более полезна, если она показывает взаимосвязь между классами страховых договоров с другими статьями, например финансовыми инструментами, которые подвержены этому же риску.

Разработанные нами для страховых организаций Примечания к финансовой отчетности по раскрытию количественной информации о страховом риске и о финансовых рисках представлены в примерах, приведенных в табл. 2–10.

Раскрытие информации о страховом риске

Анализ чувствительности страховых обязательств

Группа договоров страхования

Раскрытие информации о рисках в годовой бухгалтерской отчетности.

Текст информации Минфина РФ №ПЗ-9/2012 «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности» был размещен на официальном сайте Минфина РФ в сентябре 2012 года.

Документ содержит рекомендации МФ РФ о необходимости раскрытия в годовой бухгалтерской отчетности информации о рисках, которым подвержена деятельность отчитывающейся организации.

В российской практике соответствующее ПБУ, которое бы нормативно закрепило необходимость и порядок раскрытия информации о рисках деятельности организации в бухгалтерской отчетности, отсутствует. Минфин РФ не отрицает данный факт, но указывает со ссылкой на ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» на то, что для формирования у пользователей полного представления о финансовом положении, финансовых результатах и изменениях в финансовом состоянии организации в отчетность включается дополнительная информация, показатели и пояснения.

Одним из примеров такой дополнительной информации Минфин РФ называет информацию о потенциально существенных рисках хозяйственной деятельности, которым подвержена организация. При этом раскрытие в отчетности информации о таких рисках Минфин РФ называет «одной из составляющих системы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни организации».

1) На кого, по мнению Минфина РФ, возлагается обязанность раскрывать в годовой отчетности информацию о рисках?

Прежде всего, требования о раскрытии информации о рисках Минфин РФ налагает на организации, публикующие свою отчетность.

Напомним, что по старому Закону о бухучете обязанность публиковать годовую отчетность была возложена на ОАО, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов). Все указанные организации обязаны были публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.

Вступивший в силу с 01.01.2013 новый Закон о бухучете говорит о том, что публиковать свою отчетность обязаны организации в случаях, установленных федеральными законами. Это фактически означает, что обязанность публиковать свою годовую отчетность сохранится за всеми теми, кто выше перечислен (обязанность публикации годовой отчетности ОАО предусмотрена в ГК РФ, кредитных организаций и страховщиков – в Законах «О банках и банковской деятельности» и «Об организации страхового дела в РФ» соответственно» и т.д.).

Дополнительно хотелось бы напомнить, что требования о публикации годовой бухгалтерской отчетности имеются также, например, в Законах «О СРО», «О консолидированной финансовой отчетности», «О жилищных накопительных кооперативах», «Об ООО» и «Об АО» (в случае публичного размещения ООО или ЗАО облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг).

Таким образом, именно для перечисленных выше организаций Минфин РФ предполагает обязательность раскрытия информации в годовой отчетности о рисках своей деятельности.

Но при этом Минфин РФ не указывает, что это требование действует только для них. Из этого можно сделать вывод, что для полного раскрытия пользователям всех существенных сведений в своей отчетности информация о потенциально существенных рисках может (иди даже должна) раскрываться вообще всеми организациями.

2) О каких рисках ведет речь Минфин РФ?

В рассматриваемом документе №ПЗ-9/2012 Минфин РФ упоминает следующие виды рисков:

а) финансовые риски, в том числе:

­ рыночные риски (риски изменения рыночных параметров, в частности, цен и ценовых индексов (на товары, работы, услуги, ценные бумаги, драгоценные металлы, др.), процентных ставок, курсов иностранных валют);

­ кредитные риски (риски неплатежей со стороны дебиторов);

­ риски ликвидности (риски неисполнения собственных обязательств перед кредиторами);

б) прочие виды рисков, в том числе:

­ правовые риски (риски изменения законодательства);

­ страновые и региональные риски (риски, связанные с политической и экономической ситуацией, географическими особенностями в странах и регионах, в которых организация осуществляет обычную деятельность или зарегистрирована в качестве налогоплательщика);

­ репутационные риски (Минфин РФ описывает данный вид риска, как риск «уменьшения числа заказчиков (клиентов) организации вследствие негативного представления о качестве реализуемой ею продукции, работ, услуг, соблюдении сроков поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, участии в ценовом сговоре и т.п.»);

­ иные риски (например, риски истечения сроков значимых для деятельности лицензий, патентов или риски деятельности связанных сторон).

3) Каким образом Минфин РФ предлагает раскрывать в отчетности информацию о рисках?

Самое основное, что предлагает Минфин РФ в данной части – это учесть требования МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» (в РФ данный стандарт на русском языке введен приказом МФ РФ от 25.11.01 №160н).

Помимо этого в рассматриваемом документе №ПЗ-9/2012 Минфин РФ дает краткие рекомендации о порядке оценки каждого из перечисленных выше видов рисков, порядке классификации и группировки соответствующих показателей. Однако в целом рекомендации Минфина не носят характер, позволяющий сам документ №ПЗ-9/2012 применить в качестве нормативной основы подготовки соответствующей информации. По сути, Минфин РФ предлагает организациям определять порядок и объем раскрываемой информации самостоятельно, лишь давая общие направления о том, где и какие риски могут выявляться и что при этом может анализироваться и раскрываться.

4) В каком виде в отчетности представляется соответствующая информация?

Минфин РФ предлагает организациям возможность использования нескольких вариантов раскрытия информации в отчетности:

­ это могут быть дополнительные показатели и пояснения, приводимые в пояснениях к балансу и отчету о прибылях и убытках, оформленные в виде отдельного раздела таких пояснений;

­ это могут дополнительные показатели и пояснения, включенные в пояснения к соответствующим показателям отчетности об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах, денежных потоках организации (в том числе в пояснения о забалансовых статьях, финансовых вложениях);

­ это может быть отдельный отчет о рисках, подготавливаемый в качестве отдельного и самостоятельного документа, на который в финансовой отчетности дается отсылка (при условии его доступности для ознакомления всеми пользователями бухгалтерской отчетности).

В любом случае очевидно, что конкретный порядок раскрытия информации о рисках в годовой бухгалтерской отчетности (как и то, какие риски следует считать существенными и подлежащими раскрытию) организация должна определить самостоятельно и закрепить приказом в своей учетной политике.

ЦБ расширяет требования к раскрытию информации

С 2017 года российским банкам придется раскрывать дополнительную информацию о рисках — данные, которые до сих пор никогда не были публичными. Речь идет об объеме реструктурированных ссуд, обременении активов, объеме кредитов компаниям, не ведущим реальной деятельности, зарубежном бизнесе, запрете на проведение отдельных операций и пр. Эти риски — среди ключевых причин отзыва лицензий, и участники рынка признают необходимость раскрытия. Но многие опасаются неверной интерпретации публикуемых данных, а также их исходного искажения, что сведет эффективность новой меры к минимуму.

В квартальной и годовой бухгалтерской отчетности планируется сделать открытой информацию, которую сейчас банки направляют только в ЦБ в надзорных целях. Это объем кредитов компаниям с признаками отсутствия реальной деятельности, объем реструктурированной задолженности, сведения о зарубежной деятельности и обременение активов. Тема обсуждалась еще на заседании межрегионального банковского совета при Совете федерации 29 февраля, а теперь, как следует из ответа ЦБ на запрос «Ъ», переводится в практическую плоскость. «Банк России планирует реализовать такой подход до конца года. Он будет применяться к раскрытию информации кредитными организациями за первый квартал 2017 года»,— сообщили в ЦБ.

Что мешает России подняться еще выше в Базельском рейтинге

Это, по сути, движение ЦБ в сторону большей прозрачности деятельности банков в рамках нового Базельского соглашения, поясняют эксперты. «По сути, Базель III можно разделить на три блока — требования к капиталу и активам, надзорный процесс и требования к раскрытию информации,— указывают в Россельхозбанке.— Данные инициативы ЦБ — это реализация рекомендаций по блоку в отношении раскрытия информации. Речь идет о дополнительном раскрытии той информации, которая не предусмотрена международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и иными бухгалтерскими стандартами».

Действительно, информацию о реструктурированных ссудах в МСФО публикуют немногие банки, а данные о заемщиках, не ведущих реальной деятельности, не раскрывает никто.

В июле число банков-«молчунов» рекордно выросло

Опрошенные «Ъ» участники рынка солидарны в том, что доступность этой информации необходима. «Информация о таких рисках повышает устойчивость банковской системы, однако важно рассмотреть на практике, как будет конкретизирована методика раскрытия каждого из них»,— считает глава Росбанка Дмитрий Олюнин. «Проект, с нашей точки зрения, имеет правильный курс, так как банковскому сообществу и аналитикам зачастую не хватает того объема данных, что публикуется в настоящее время,— подтверждает зампред правления СМП-банка Дмитрий Ларькин.— В первую очередь ощущается нехватка информации о качестве кредитного портфеля. Кредитование — это основное направление деятельности любого банка, оно несет наибольшие риски и напрямую влияет на финансовую устойчивость».

Почему ЦБ хочет создать сервис, публикующий показатели всего финрынка

По мнению руководителя службы риск-менеджмента банка «Уралсиб» Натальи Тутовой, потенциальным инвесторам и контрагентам банков такая информация будет, безусловно, полезна. «Однако такие показатели необходимо верно интерпретировать,— уточняет она.— Так, согласно действующим методикам ЦБ, под реструктурированными ссудами понимается довольно широкий перечень кредитов, по которым начальные условия были изменены в пользу клиента. При этом сам факт реструктуризации автоматически не является свидетельством повышенного кредитного риска». По мнению старшего директора по финансовым институтам Fitch Ratings Александра Данилова, конкретизации требует и срок, в течение которого суды продолжают считаться реструктурированными. «При этом главную ценность для рынка имеет информация о вынужденных реструктуризациях, без которых клиент допустил бы дефолт»,— указывает он.

Почему международная отчетность не всех крупных банков понравилась аудиторам

Впрочем, придание огласке такой информации не решает проблему искажения отчетности, указывают эксперты. «Рынок знает много случаев, когда финансовые организации преднамеренно улучшали в отчетности отдельные показатели и данное искажение выявлялось лишь на этапе отзыва лицензии»,— уточняет господин Ларькин. «Например, факты обременения зарубежных активов зачастую вскрываются только после отзыва у банка лицензии»,— конкретизирует руководитель практики инвестиционного консультирования ФБК Роман Кенигсберг. На практике до отзыва лицензии зачастую полного представления о реальном масштабе проблем в банке не имеет даже регулятор. Так, например, было в случаях с Внешпромбанком, «Российским кредитом», Пробизнесбанком, покинувшими рынок в прошлом году.

В рамках раскрытия дополнительных рисков банков ЦБ планирует также публиковать и информацию о запретах на осуществление банковских операций. Правда, с оговоркой: «за исключением случаев, когда такая публикация может явиться причиной возникновения угрозы стабильности банковской системы на федеральном или региональном уровне». При этом Банк России считает также целесообразным установить уголовную ответственность за умышленные действия должностных лиц банка, связанные с нарушением указанных запретов.

Юлия Локшина, Светлана Дементьева, Ксения Дементьева

Раскрытие информации по рискам, 146-ФЗ!

  • Регистрация: 01.05.2012
  • Сообщений: 29

  • Регистрация: 18.11.2011
  • Сообщений: 17

  • Регистрация: 02.08.2006
  • Сообщений: 3069

Регулятор утвердил новую редакцию требований к раскрытию кредитными организациями информации о своей деятельности. Соответствующие требования содержатся в Указании Банка России от 06.12.2017 № 4638-У «О формах, порядке и сроках раскрытия кредитными организациями информации о своей деятельности», которое зарегистрировано в Министерстве юстиции и вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Теперь банки должны будут раскрывать информацию о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом в соответствии с Указанием Банка России от 07.08.2017 № 4482-У «О форме и порядке раскрытия кредитной организацией (головной кредитной организацией банковской группы) информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом» – в форме отдельного документа либо отдельного приложения к годовой (промежуточной) бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Состав информации, раскрываемой кредитными организациями в рамках годовой (промежуточной) бухгалтерской (финансовой) отчетности, будет приведен в соответствие требованиям МСФО.

Новые требования повысят прозрачность операций и структуры капитала банков, не оказывая на них избыточной регуляторной нагрузки.