Требования к зот

Оглавление:

Требования к зот

Рецензенты: Светличная Г.Н., д.мед.н., профессор (г. Красноярск); Руденко С.Г., д.п.н., доцент, директор научно-практической лаборатории МИНПИ «Школа гуманной педагогики (г. Санкт-Петербург); Тюмасева З.И., д.п.н., профессор, директор Института здоровья и экологии человека ЧГПУ, Заслуженный работник высшей школы (г. Челябинск).

Научно-методическое пособие «Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии» профессора Татарниковой рассмотрено и рекомендовано к печати: Ученым Советом международного института независимых педагогических исследований (МИНПИ). Протокол № 31-А от 17.08.2009; Санкт-Петербургским Центром Всемирной научной ассоциации. Протокол № 1 от 30.12.2009; Президиумом НОАН. Протокол № 1 от 19.01.2010.

Сегодня стало модным говорить о здоровьесберегающем образовании, педагогической среде, технологиях, однако, глобальные задачи общества, связанные с сохранением здоровья ребенка, социальная его адаптация не решены и сегодня…

В структуре конкретных целей, в содержании воспитания на первый план выдвигается задача приведения в соответствие двух сторон взаимодействия: общества, направляющего воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах человека, его творческого потенциала.

Ориентиром здесь могут служить универсальные компетенции, обеспечивающие деятельность учителя. Однако проблема в том, что общество не имеет права оставлять один на один ребенка со школой? Вопрос: почему, что видят и понимают ученые, как ссумировать все задачи на пути решения проблемы – «безвредный учебный процесс»?

Оформление педагогики здоровья как нового научного полипредметного направления связано с неформальным взглядом на качество жизни всех субъектов образовательного процесса, компетентностным подходом к организации жизнеформирующей образовательной среды. Практически речь идет о концептуальной Программе, направленной на решение проблемы «здоровье здоровых» в условиях образования. Данная Программа (педагогика здоровья) есть первая попытка (на период начала века – 1993–1995 гг.) рассмотреть теоретические, методические и практические вопросы, относящиеся к педагогике здоровья, компетенциям, определяющим критерии этого «феномена».

Требования к профессии – одна из самых продолжительных и главных дистанций в жизни человека. Вместе с тем, как показывают отечественные и зарубежные исследователи, среди всех форм жизнедеятельности профессиональная оказывает самое сильное и далеко неоднозначное влияние, зачастую вредоносное. Педагогику здоровья интересует, прежде всего, поиск ответов на вопросы, которые связаны с безопасностью педагогического процесса, того, что так или иначе связано с профессиональной деятельностью и ее организацией / управлением.

Негативно на состоянии здоровья субъекта труда может повлиять неудачно протекающий процесс профессиональной адаптации; отсутствие удовлетворительной перспективы собственного профессионального роста, недостаточная компетентность, в результате чего возникает хронически переживаемое состояние (нервно-психическое напряжение) под воздействием тех или иных профессиональных стрессов.

Научно методическое пособие открывает Введение в педагогику здоровья, его основные позиции автор определяет мнением современников: «…не надо побуждать человека к признанию ошибки – надо побуждать к ее исправлению, реагирую так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае» (Д.С. Лихачев). Резюме: общенаучная проблема здоровьесозидания решается на основе общенаучных методологий (теория систем, синергетика и экология, изначально относящихся к метанауке), позволяющих исключить педагогические риски в мире образования, пройти путь от метаметодики к метатеории образования. В основе – конечный результат – образованное общество, в котором образование станет основой человеческой жизни (В.И. Вернадский).

Пособие состоит из восьми глав, научного классификатора и анализа научного тезауруса педагогики здоровья (вместо заключения), списка литературы и восьми приложений.

Глава I – Методология введения учителя в педагогику здоровья позиционирует собственно программу «Педагогика здоровья», ее содержание и последовательность изложения учебного материала. А также методические рекомендации по реализации учебного курса «Педагогика здоровья».

Глава II – Методические основания создания устойчивой валеолого-педагогической системы в образовательной среде – в ней образовательная среда (ОС) рассматривается как технологии организации педагогического процесса; структура и функции ОС; системные основы и принципы ОС. В качестве модели представлен учебный модуль – Технология организации здоровьеразвивающей среды (ЗОС).

В Главе III рассматривается: Специфика образовательных технологий – методологическая суть их и содержание; исследуются признаки образовательных технологий, их здоровьеразвивающий потенциал.

В Главе IV – Классификация здоровьесбергающих технологий (ЗОТ) – исследуются принципы и отличительные особенности ЗОТ; обосновывается их классификатор применительно к школе (здоровьесберегающие технологии (t), здорвьеразвивающие (t), здоровьесозидающие (t), индивидуальные оздоровительные (t), валеологические технологии и методы; валеологические (t).

В Главе V – Валеологическое сопровождение (ВС) в системе здоровьеразвивающих технологий – ВС индивидуального образовательного маршрута как здоровьесозидающая технология; ВС – технология здоровьеразвивающего образования; система валеологического сопровождения (СВС), ее гуманитарная экспертиза (критерии отбора технологий; плюсы и минусы гуманитарной экспертизы, целесообразность валеологической экспертизы; исследуются методы и технологии ВСПС, в том числе технологии психосаматической саморегуляции.

Глава VI – Критерии отбора здоровьеразвивающих технологий – рассматриваются требования к организации здоровьеразвивающего урока, методы его организации (в частности имаготерапия), организация модульного обучения, реализующего принцип понятийной доминанты (по А.А. Ухтомскому).

Глава VII – Индивидуальные различия обучающихся – полностью отражает специфику работы педагога, учитывающего индивидуальные особенности учащихся в структурировании здоровьеразвивающей среды.

Глава VIII – Аудит как технология экспертизы качества ЗОС – собственно специфика аудита; методика диагностики адаптивности (ДИА); МРИТО – как валеологическая технология НИТ обучения – экспертиза ОС и ЗОТ. В качестве примеров рассматриваются алгоритмы целеполагания и построения жизненной перспективы в структуре здоровьеразвивающего процесса.

Особое место в содержании научно-методического пособия занимают Приложения. Выделим некоторые: «Система развития образовательных потребностей учителя культурологической школы, развивающей потенциал здоровья» (3); «Комплекс здоровье» (4); «Дифференцированый подход к обучению, методология творческой деятельности» (6) и т.д.

В данном пособии впервые представлены классификационные характеристики здоровьесберегающих педагогических технологий, обеспечивающих здоровьеразвивающую деятельность педагогов всех уровней. Обоснована методология введения технологий в образовательное и научно-педагогическое пространство, комплексное полипредметная методология педагогического исследования здоровьесберегающей педагогической среды; выявлены ресурсы современного образования; исследована новая методология комплексного решения образовательных задач; методика оценивания педагогических рисков и результатов (валеологический аудит). Пособие адресовано аспирантам, педагогам-исследователям, а так же специалистам служб здоровья, социальных и гуманитарных служб образовательных учреждений всех уровней.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС. Пятнадцать здоровьесберегающих приемов для проведения уроков

Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние. Учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье. Как использовать здоровьесберегающие технологии в школе?

Здоровьесберегающие технологии — что это?

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: «Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога».

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе

Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.

  • «Не навреди»
  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  • Соответствие содержания обучения возрасту.
  • Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Классификация здоровьесберегающих технологий

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

  • Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
  • Коррекционные технологии.

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы

  • Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
  • Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  • Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
  • Технологии, создающие положительный психологический климатна уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  • Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  • Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
  • Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
  • Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.

Здоровьесберегающие технологии по ФГОС

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Презентация «Апробация современных здоровьесберегающих образовательных технологий в соответствии с требованиями ФГОС»

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Описание презентации по отдельным слайдам:

Апробация современных здоровьесберегающих образовательных технологий в соответствии с требованиями ФГОС Важенина С.Н. МОУ «Чубаровская начальная школа – детский сад»

Здоровьесберегающие образовательные технологии Цель: Обобщение опыта по использованию здоровьесберегающих образовательных технологий для улучшения состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности и пропаганда здорового образа жизни. Задачи: Показать значимость здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в соответствии с ФГОСТ. Показать различные здоровьесберегающие технологии. Рассказать о мероприятиях, которые уменьшают риск возникновения заболеваний в учебном процессе и во внеурочной деятельности «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» В.А.Сухомлинский Важенина С.Н.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. Важенина С.Н. Проблема

Факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьников Экологические – природные факторы; Социокультурные – семейные условия жизни и воспитания; Биологические – наследственность, состояние здоровья; Педагогические: Стрессовая педагогическая тактика; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; Провалы в существующей системе физического воспитания; Интенсификация учебного процесса; Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Важенина С.Н.

Здоровье — важнейший фактор работоспособности и развития детского организма. Здоровье человека зависит: на 50% — от образа жизни; на 25% — от состояния окружающей среды; на 15% — от наследственной программы; на 10% — от возможностей медицины. Актуальность Цель современного образования: обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта. Важенина С.Н.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым…» Ж.-Ж. Руссо В ФГОС нового поколения подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. В начальной школе внедряются здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ), которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Важенина С.Н.

Требования ФГОС Обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья; ФГОСТ ориентирован: на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника»): осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды… Важенина С.Н.

Условия для реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей: Обновление педагогического процесса, разработка новых методик, новых педагогических технологий. Грамотность и компетентность педагогов и специалистов, осуществляющих учебно-воспитательный процесс. Организация целенаправленной внеклассной работы по формированию у обучающихся основ ЗОЖ. Создание благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, благоприятного психологического климата. Социально-педагогическая работа по устранению влияния неблагоприятных факторов на здоровье детей. Использование комплексного подхода к организации здоровьесберегающей деятельности. Важенина С.Н.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) — это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит: использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными; учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы; создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии; использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности Важенина С.Н.

Здоровьесберегающая педагогика это — 1) Педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, который необходимо воспитать у обучающихся и реализовать при проведении учебно-воспитательного процесса; 2) Образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию в программах для педагогов, обучающихся и родителей; 3) Область медико-психолго-педагогических знаний о построении образовательного процесса с учетом интересов здоровья обучающихся и педагогов. Н.К.Смирнов Важенина С.Н.

Основная цель ЗОТ — сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Первоочередные задачи: обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе; снижение уровня заболеваемости обучающихся; сохранение работоспособности на уроках; формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни; сформировать потребности в здоровом образе жизни; способствовать сохранению и укреплению здоровья ребёнка, созданию благоприятной обстановки в классе; создать условия для дальнейшего развития и адаптации обучающихся в социуме. Важенина С.Н.

Принципы ЗОТ Основополагающие принципы ЗОТ: Принцип преемственности и непрерывности; Принцип деятельности; Принцип соответствия; Принцип единства; Принцип комфортности; Принцип активности; Принцип творчества. «Не навреди!» Н.К.Смирнов Важенина С.Н.

Медико-гигиенические технологии (МГТ). Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ) Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ) Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) Классификация здоровьесберегающих технологий (по Н.К.Смирнову) Важенина С.Н.

Организационно-педагогические технологии (ОПТ) Психолого-педагогические технологии (ППТ) Учебно-воспитательные технологии (УВТ) Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) Здоровьесберегающие образовательные технологии Важенина С.Н.

Реализация ЗОТ на уровне ОУ Условия, соответствующие СанПиНам Оптимальная учебная нагрузка Рациональный двигательный режим Эффективные технологии обучения Рациональный режим обучения Сбалансированное питание Психологическая и социальная поддержка Охрана психического здоровья Своевременные медицинские услуги Важенина С.Н.

Требования к уроку Плотность урока Количество видов учебной деятельности Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Частота чередования различных видов учебной деятельности Количество видов преподавания Чередование видов преподавания Наличие эмоциональных разрядок Место и длительность применения ТСО Чередование позы Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток Психологический климат Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности Важенина С.Н.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Динамическая пауза Самомассаж Дни Здоровья, Дни Спорта Коммуникативные игры Игротренинги, игротерапия, письмо в воздухе Артикуляционная гимнастика Технология коррекции поведения Психогимнастика Сказкотерапия Технологии музыкального воздействия Цветотерапия, Цветные сны Гимнастика для глаз Дыхательная гимнастика Подвижные перемены спортивные игры Ритмопластика Минутки релаксации Пальчиковая гимнастика Технологии эстетической направленности Точечный массаж, акупунктура Технологии сохранения и стимулирования здоровья Коррекционные технологии Утренняя зарядка Уроки осторожности, Уроки безопасности Важенина С.Н. Уроки физической культуры Технологии обучения ЗОЖ

Результат Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве; учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения; Стабилизация показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективе; • Положительная динамика уровня здоровьесберегающей деятельности; Положительная оценка опыта работы на школьном уровне. Важенина С.Н.

Вывод Правильно подобранные средства здоровьесберегающего обучения позволяют не только повысить познавательную активность детей, но и способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни обучающихся. Важенина С.Н.

Презентация к уроку по теме:
Здоровьесберегающие образовательные технологии

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ образовательные технологии Подготовила: преподаватель физической культуры Белова Е.В.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения. Задача — минимум Задача — оптимум Обеспечение таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся Включает не только Охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья а также охрану здоровья педагогов и содействия им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье

Здоровье сберегающие технологии Организационные Педагогические или психолого-педагогические Создают условия безопасного для здоровья обучения МГТ Медико-гигиенические технологии ФОТ Физкультурно-оздоровительные технологии ЭЗТ Экологические здоровьесберегающие технологии ТОБЖ Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности ЗОТ Здоровьесберегающие образовательные технологии Включают все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика на информационном, психологическом и биоэнергетическом уровнях Здоровьесберегающая педагогика Педагогика сотрудничества Личностно-ориентированная педагогика Адаптивная педагогика

Содержание Н ормативно-правовые документы; Медико-гигиенические технологии; Технологии охраны безопасности жизнедеятельности; Физкультурно-оздоровительные технологии Здоровьесберегающие образовательные технологии

Медико-гигиеническая технология Санитарно-гигиенические требования в общеобразовательных учреждениях Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» с 1 сентября 2003 года. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» программы, методики, режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Общие положения и область применения Настоящие правила определяют санитарно-гигиенические требования к: участку общеобразовательного учреждения; зданию общеобразовательного учреждения; оборудованию помещений общеобразовательного учреждения; воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения; естественному и искусственному освещению; водоснабжению и канализации; помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях; режиму образовательного процесса; организации медицинского обслуживания обучающихся; санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения; организации питания обучающихся.

Технология охраны безопасности жизнедеятельности Главной целью управления охраной труда и в целом обеспечением безопасности жизнедеятельности в системе образования является сохранение жизни и здоровья воспитанников, обучающихся и работающих в процессе труда, обучения, воспитания и организованного отдыха.

Физкультурно-оздоровительные технологии Предварительная диагностика к омплексн ая оценк а состояния здоровья и физического развития с определением функциональных резервных возможностей организма ;

Система оздоровительной работы физическое развитие; система медицинского обслуживания; комплекс закаливающих мероприятий; организация рационального питания.

Здоровьесберегающие образовательные технологии Здоровье сберегающая модель образовательного учреждения включает следующие компоненты: использование интегрированных бинарных, полинарных занятий; создание разнообразных стартовых условий для развития и обучения каждого студента; личностно-ориентированное образование студентов

педагогическое направление также включает организацию здоровье сберегающей развивающей среды ОУ; изменение стиля работы педагога на основе альтруизма, эмпатии и адекватной здоровью и культуре рефлексии.

Социально-психологическое направление сохранение психофизического здоровья студента; создание благоприятной социально-психологической среды.

Мероприятия по созданию здоровьесберегающих условий предварительная диагностика (проблемно-ориентированный анализ); валеологическая организация учебно-воспитательного процесса; использование здоровьесберегающих технологий; система воспитательной работы, направленная на формирование мотивации здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии : личностно ориентированная технология технология сотрудничества метод проектов игровые технологии технология уровневой дифференциации; коллективный способ обучения КСО групповые технологии методика Базарного; зачетная система; модульное обучение. адаптивные технологии

Базарный Владимир Филиппович (1942г.р.) — учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, профессор, академик Академии творческой педагогики. Основатель нового направления в науке- здоровьеразвивающей педагогики.

Социально – психологические факторы риска стрессовая тактика педагогических воздействий; стресс ограниченного времени; интенсификация и нерациональная организация учебного процесса; отсутствие системной комплексной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; низкая квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии, психологии, охраны здоровья студентов.

Рациональная организация урока Плотность – 60 – 80% Количество видов учебной деятельности — 4 -7 видов Продолжительность вида – до 10 минут Смена видов деятельности – через 7 – 10 минут Количество видов преподавания – не менее 3-х Чередование видов преподавания – через 10 – 15 минут Эмоциональные разрядки – 2 – 3 Использование ТСО в соответствии с нормами САНПиНа Положительная эмоциональная обстановка Наличие у студентов мотивации Темп и особенности окончания урока

Система воспитательной работы, направленной на формирование мотивации здорового образа жизни: Для студентов: классные часы; дни здоровья ежегодно отмечаемые международные дни; научно-практическая конференция «Мы выбираем здоровье»; постоянно действующие стенды; конкурсы рисунков, плакатов «За здоровый образ жизни»

«Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе». Педсовет

Цель: провести анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся; определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»

1. Тренинг «Мое здоровье» (проводит педагог-психолог)

«Здоровье – самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью.
Итак, тест «Моё здоровье».

  1. У меня часто плохой аппетит.
  2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
  3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
  4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
  5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.
  6. Последнее время несколько прибавил в весе.
  7. У меня часто кружится голова.
  8. В настоящее время я курю.
  9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
  10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.

Определение результата и его интерпретация

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе.

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, особенно если вы набрали от 7 до 10 баллов. Но лучше подумайте над своим образом жизни, над теми привычками, которые губительно влияют на ваш организм. Ведь в тесте нет многих других признаков плохого состояния здоровья, о которых я предпочла умолчать, понимая, что вы сами откровенно обсудите их во время тренинга. Воспользуйтесь этой возможностью.» [1].

2. Мозговой штурм «Десять заповедей здоровья, или Рецепт долголетия»

Предлагаю вам представить себя долгожителями и с помощью метода мозгового штурма составить 10 главных заповедей здоровья человека. Составленный список сравним с 10 заповедями здоровья, приведенными в [3].

3. Доклад директора школы

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня.
Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
В научно-методической литературе педагогическая технология рассматривается как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов и приемов обучения, воспитательных средств, приводящих к высоким результатам в обучении и воспитании детей. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие. Они основаны на принципе природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Целью нашей школы является развитие личности, способной заниматься самовоспитанием и самообразованием, найти свое место в жизни, творчески реализовать свои возможности. Достижение этого целевого ориентира предполагает создание в школе условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты организации обучения и воспитания детей в школе:
– приведение в соответствии с санитарными нормами и правилами образовательной среды школы: мебели, режима освещения, проветривания помещений, режима работы школы (школа работает в одну смену), учебного плана, наполняемости классов, структуры урока, психологического комфорта,
– обязательные физминутки на уроках в начальной школе и в 5 классе,
– не превышение максимальной учебной нагрузки учащихся,
– организация питания учащихся,
– ведение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры,
–ведутся уроки основ безопасности жизнедеятельности учащихся,
– ведения факультативного курса «Безопасность и личностное совершенствование»
– применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и во внеклассной работе.
Однако ещё не все сделано для того, чтобы учебно-воспитательный процесс только положительно влиял на здоровье учащихся.
График основных заболеваний учащихся 2008 – 2009 учебный год представлен на слайде презентации (Приложение 1).
Основные заболевания: нарушение осанки (51 ученик), миопия (8 учащихся), вегетососудистая дистания (7 человек).
Данные диаграммы «Группы здоровья», представленные на слайде презентации (Приложение 1), показывают, что растет количество учащихся, имеющих заболевания, и, соответственно, группы здоровья – II, III, IV.

На данном педсовете нам предстоит осуществить анализ работы коллектива по сохранению и укреплению здоровья учащихся и наметить пути и способы совершенствования этой деятельности.

Школьная среда – мощный фактор, влияющий на здоровье детей, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в школе, возникает необходимость превращения образовательной среды в реалибитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью.
Анализ практики учебно-воспитательной работы свидетельствует о том, что многие педагоги используют здоровьесберегающие технологии или отдельные их элементы.
Среди условий, обеспечивающих эффективное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей исключительное значение имеет возрастной подход к организации школьной жизни ребенка. Суть этого подхода заключается в том, чтобы при разработке и внедрении в образование различных технологий обучения реально учитывать закономерности психического развития детей.
Здесь исключительное значение имеет:
во-первых, самостоятельность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития;
во-вторых, индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.
Возрастной подход к обучению и воспитанию детей, ориентированный на сохранение и укрепление их здоровья, позволяет выделить принципы отбора содержания и методов образования и его использует большинство учителей нашей школы.
Изменяется характер контроля в процессе обучения. Важную роль приобретают показатели возрастных и индивидуально-личностных возможностей и интересов ребенка, показатели социализации детей, а также показатели здоровья школьников.
Контроль за качеством обучения – это, прежде всего, контроль психолого-педагогических условий образования, а не комплекс требований, предъявляемых к ребенку. Без формирования у детей навыков полноценной учебно-познавательной работы, без сохранения особой познавательной мотивации, без становления самосознания и самооценки ребенка как субъекта учебной деятельности нельзя говорить о здоровьесберегающем обучении.
Наши педагоги продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень здоровья. Учителя нашей школы апробируют в учебном процессе новые технологии, успешно сочетая старые, традиционные методы и формы проведения занятий с современными методиками. Это путь: «Учение с увлечением» (Сторожук Т.А., Шлеина Г.В., Кондраткова Н.И., Пронина Л.Д., Черникова Е.Н.). Как известно, умственная деятельность ведет к усталости и падению работоспособности. Однако увлеченный интересной работой человек, в том числе и ребенок, не ощущает усталости.
Задача нашей школы заключается в необходимости помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Любая личностно-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей.
Использование здоровьесберегаюших технологий учителем на уроке и при проведении организационно-педагогических мероприятий, т.е. защита здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, является важнейшей задачей школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни. Это предполагает необходимость формирования у учащегося культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков. Положительный опыт в данном направлении отмечается у Сторожука Н.Д., Пановой Н.М.
Применение в учебном процессе учителями Шлеиной Г.В., Кондратковой Н.И., Марковой И.В. индивидуально-дифференцированной технологии дает возможность работать с разными детьми, помогать неуспевающим учащимся, не забывая уделять внимание наиболее успешным. При таком подходе часто – используется распределение на уроке учебного материала, согласно уровням обученности детей в виде карточек с индивидуальными заданиями.
При повторении, обобщении и контроле педагогами часто применяется методика свободного выбора учащимися разноуровневых
заданий. Используется работа по группам (столам, рядам, командам), дополнительные индивидуальные занятия с отстающими учащимися во внеурочное время, консультации с сильными (подготовка к экзаменам, олимпиадам, конкурсам).
Среди учителей-предметников часто применяется игровая технология (Балабанова Н.Л., Рябицкая Г.Н., Шимина Н.А.), так как игра приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навыки общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения.
Включение элементов игры в учебный процесс дает возможность направить эмоциональную и умственную активность учащихся на овладение материалом в новой ситуации, учитывая при этом тот фактор, чтобы учебный материал был доступен, а приемы и виды работ интересны для них.
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств.
Принцип здоровьесбережения является системообразую­щим. Осознание ценности здоровья одинаково для всех участников образовательного процесса. Состояние здоровья ученика может стать причиной отставания ребенка в учебе. Негативные последствия этого как для него самого, так и для отношений, складывающихся между ним и членами семьи, так или иначе отражаются на состоянии всего общества. Негативно влияют на здоровье учащихся малоподвижность во время урока и слабое разнообразие видов учебной деятельности. В противодействие этому в процесс обучения, особенно в начальных классах, вводятся так называемые «динамические паузы».
Динамические паузы обязательно включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения. Регулярно проводят физминутки учителя начальных классов и учителя 5-9 классов Рябицкая Г.Н., Шлеина Г.В.
Уроки физической культуры проходят по расписанию. При благоприятных погодных условиях уроки проводятся на улице.
Отдельное внимание педагоги уделяют объему и сложности материала, задаваемого на дом. Основные его пункты разбираются на уроке совместно с учениками, чтобы дети усвоили их в процессе занятия, а дома осталось только повторить. Интересен опыт учителей (Шлеиной Г.В., Сторожук Т.А., Рябицкой Г.Н., учителей начальных классов), которые оценивают усвоение материала сразу после его объяснения и краткого обобщения. Тогда у ребят есть шанс исправить оценку во время опроса на следующем уроке.
Результаты анкет «Домашнее задание» представлены в презентации (приложение1).
Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников.
В основу учебно-воспитательного процесса школы положены три принципа: «здоровье – развитие – обучение», поэтому педагогическим коллективом школы проводится большая работа по формированию устойчивого положительного отношения к пониманию приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни.
Образовательный процесс, строящийся на началах гуманно-личностного подхода, – в первую очередь, процесс облагораживания души и сердца ребенка, обогащения его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни в нем.
Забота о здоровье школьников – это и контроль за нормами и требованиями школьной гигиены, и профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей школьного возраста, и выявление патогенных (способных вызвать развитие заболеваний) факторов учебно-воспитательного процесса, и выявление скрытых причин школьной неуспешности и отклонений в поведении. Если все в школе будут об этом помнить, прилагать усилия в решении детских проблем по вопросам сохранения и коррекции здоровья учащихся, то можно надеяться, что здоровье наших детей в школе если не улучшится, то не будет падать.
Результаты анкет «Мое здоровье» и «Учебная нагрузка» отражены в презентации (Приложение 1).
Неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психоло­гическое здоровье ученика разными путями: через повышенную утомляемость, возникновение состояний стресса, снижение вос­
приятия, ухудшение запоминания, формирование негативного отношения к обучению, нарушение дисциплины.
С каждого урока ученики должны уходить с обоснованным ощущением, что они научились чему-то для них новому. Фор­мальная и многозначительная фраза о том, какую интересную и важную тему узнали сегодня ученики, воспринимается скорее как свидетельство о неудачно проведенном уроке. Известный педагог и режиссер П.М. Ершов отмечал, что мастерство учите­ля заключается в том, чтобы суметь вызвать у учеников при изу­чении нового или повторении старого материала положитель­ные эмоции от занятий, когда то, что было недоступным или трудным, становится легким и получается.
Наряду с традиционными задачами учителя на уроке, опи­санными во всех учебниках педагогики, отметим те, которые нередко остаются за границами внимания педагогов, но имеют непосредственное отношение и к эффективности урока, и к за­дачам здоровьесбережения.
Учитель должен обеспечить:

  1. связь своих задач и задач самого учащегося (что-то узнать, чему-то научиться; самоутвердиться; выполнить требование взрослых; не получить плохую отметку и др.);
  2. творческий характер урока, определяемый ассоциативной активностью учащихся;

• предоставление учащимся средств для самостоятельной работы и оказание помощи в их освоении;
• оптимальное использование наглядных средств обуче­ния, методов периферийного воздействия с целью подключе­ния всех органов чувств учащихся, в том числе наименее активизируемой сферы — идеомоторики, двигательной сферы школьников;

  1. использование приемов и методов, направленных на ак­тивизацию подсознательных механизмов восприятия информа­ции, поскольку именно на подсознательном уровне происходит самая важная часть обучения;
  2. психологический настрой всего класса на урок и динамику состояний учащихся, оптимальных для каждого этапа урока;
  3. преобладание у учащихся преимущественно позитивных эмоциональных реакций в ходе урока, получение школьника­ми удовольствия от процесса обучения (что не исключает не­избежных переживаний по поводу отдельных неудач, напря­жение волевых усилий, разрешение конструктивных конф­ликтов и др.);
  4. представление в начале урока его крупного плана — об­щей картины того, чему будет посвящен урок;
  5. включение в содержание урока элементов обучения тому, как надо учиться.

От учителя требуется помощь школьнику в осознании своей солидарной с учителем ответственности за все происходящее в классе: за увлекательность учебного процесса, дисциплину на уроке, психологический климат и т.д. Это одна из психолого-педагогических сверхзадач учителя, решаемая с помощью точ­ного выбора степени предоставления каждому ученику возмож­ности и свободы выбора, максимально допустимых в каждой конкретной педагогической ситуации.
В заключение сформулируем стратегические условия обеспечения здоровьесберегающего характера психолого-педагогических воздействий учителя на уроке, представленные на слайде презентации (Приложение 1).
Таким образом, урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и проверки педагогической компетенции учителя.
Мы считаем, что учителя и специалисты нашей школы ищут самые оптимальные пути обучения детей, используют передовые педагогические технологии для того, чтобы процесс учения был радостным, доступным для всех учащихся, здоровьесберегающим.

4. Выступление учителей с обменом опыта работы по данному вопросу

5. Мозговой штурм по вопросу «Определение основных школьных факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся»

Можно ознакомить с основными школьными факторами, негативно воздействующими на здоровье учащихся, приведенными в [2].

6. Мозговой штурм по вопросу «Разработка валеологических требований к уроку»

Для сравнения приведены валеологические требования, разработанные в АКИПКРО (Приложение 2).

7. Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках» [1], представлено на слайде презентации (Приложение 1).

8. Разработка и утверждение решения педсовета

Проект решения.

  1. Разработка программы «Здоровье».
  2. Разработка Положений «Самый здоровый класс», «Лучший спортсмен года».
  3. Ежегодное проведение мониторинга состояния здоровья учащихся.
  4. Проведение каждого урока с учетом требований к валеологическому уроку.

9. Рефлексия

– Самая важная мысль педсовета для вас…
– Самая спорная мысль педсовета, по-вашему мнению…
– Идея, которую вы захотели опробовать после педсовета?

Литература:

  1. Система работы по внедрению здоровьесберегаюших технологий в образовательном учреждении./ Сост. Т.А.Мирошниченко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.:АРКТИ, 2006
  3. Дик Н.Ф. Педагогический совет в общеобразовательном учреждении. – Ростов н/д.: Феникс, 2005
  4. Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В.Борисовой, Т.Ю.Авентовой и Л.И.Косовой. – СПб.: «Полиграф-С», 2002
  5. Санитарные правила и нормы в организации деятельности образовательных учреждений / сост. О.В.Нестерова. – Волгоград: Учитель, 2006