Трудовой стаж во время войны

Трудовой стаж во время войны

2.4 Порядок исчисления / Трудовой стаж

Важную роль при исследовании категории «трудовой стаж» играет уяснение порядка его исчисления.

Действующим законодательством установлены как общие правила исчисления права, так и специальные правила для отдельных видов трудового стажа. Часть из них мы уже рассмотрели в предыдущих параграфах данной дипломной работы сейчас же остановимся на особенностях порядка исчисления отдельных видов трудового стажа.

В соответствии со ст.13 Закона «О трудовых пенсиях», и счисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). Каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

При этом, в случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, и иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии, подтвержденный заявлением, в котором указывается выбранный для включения (зачета) в страховой стаж период.

Как мы уже отмечали иные периоды (например, военная служба), засчитываются в страховой стаж при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности.

В соответствии с ч.2 ст.13 Закона «О трудовых пенсиях», пе риоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности учитываются в календарном порядке с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем году составила полный год.

Также постановлением Правительства РФ утвержден Перечень сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год, утвержденный постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. №498 [1] ; П еречень сезонных работ и сезонных отраслей промышленности, работа на предприятиях и в организациях которых независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы, утвержденный постановлением СМ РСФСР от 4 июля 1991 г. №381 [2] .

В названные перечни включены следующие отрасли промышленности:

1. Торфяная промышленность (болотно-подготовительные работы, добыча, сушка и уборка торфа, ремонт и обслуживание технологического оборудования в полевых условиях).

2. Лесозаготовительная промышленность (добыча живицы, барраса, пневого осмола и еловой серки).

3. Лесосплав (сброс древесины в воду, первичный и плотовый лесосплав, сортировка на воде, сплотка и выкатка древесины из воды, погрузка (выгрузка) древесины на суда).

4. Лесное хозяйство (лесоразведение и лесовосстановление, в том числе подготовка почвы, посев и посадка леса, уход за лесными культурами, работы в лесных питомниках и полевые лесоустроительные работы).

5. Маслосыродельная и молочная промышленность (сезонные работы в организациях по производству молочной продукции и в специализированных организациях по производству молочных консервов).

6. Мясная промышленность (сезонные работы в организациях по производству мясных продуктов, переработке птицы и по производству мясных консервов).

7. Рыбная промышленность (сезонные работы в организациях по улову рыбы, добыче китов, морского зверя, морепродуктов и переработке этого сырья, в рыбокулинарных, консервных, рыбомучных, жиромучных организациях и холодильниках рыбной промышленности, в аэроразведке).

8. Сахарная промышленность (сезонные работы в организациях по производству сахара-песка и сахара-рафинада).

9. Плодоовощная промышленность (сезонные работы в организациях по производству плодоовощных консервов).

При исчислении трудового стажа необходимо учитывать возраст с которого засчитывается трудовой стаж.

Приведем пример из практики:

«С. обратилась в суд с жалобой на решение комиссии по пенсионным вопросам при отделе социального обеспечения местной администрации об отказе во включении в общий трудовой стаж времени работы в колхозе с 15 марта 1943 г. по 15 ноября 1948 г. и в выплате надбавки к пенсии в размере 50% минимального размера пенсии по старости в соответствии с п. «ж» ст. 110 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», считая незаконным отказ, мотивированный тем, что время работы до достижения двенадцатилетнего возраста в период Великой Отечественной войны в трудовой стаж не засчитывается.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменений определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда, в удовлетворении жалобы С. было отказано.

Заместитель Председателя Верховного Суда РФ внес протест об отмене судебных постановлений, в котором указал на несоответствие выводов суда Конституции Российской Федерации и Закону РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Вывод суда о том, что свидетельскими показаниями может быть подтвержден трудовой стаж только по достижении работником общеустановленного трудоспособного возраста, т.е. не ранее чем с 15 лет, мотивирован ссылками на Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». В соответствии с п. «ж» ст. 110 этого Закона, по мнению суда, допускается отступление от указанного правила и устанавливается возможность подтверждения свидетельскими показаниями факта работы в период Великой Отечественной войны только с двенадцатилетнего возраста.

Заявительница С. родилась 1 ноября 1933 г., двенадцать лет ей исполнилось после окончания Великой Отечественной войны, поэтому ее требования о включении в трудовой стаж времени работы в колхозе во время войны суд посчитал не основанным на законе.

Указанные выводы суда ошибочны.

В ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст. 19 Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Таким образом, ограничение права гражданина на получение государственной пенсии по возрасту условием достижения определенного возраста, начиная с которого трудовая деятельность засчитывается в трудовой стаж, недопустимо.

В Законе РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» таких ограничений нет. В соответствии со ст. 89 этого Закона в общий трудовой стаж включается любая работа по трудовому договору, а в ст. 97 предусмотрена возможность подтверждения трудового стажа при утрате документов свидетельскими показаниями.

В ст. 94 Закона установлен льготный порядок исчисления трудового стажа при подтверждении работы во время Великой Отечественной войны, а в п. «ж» ст. 110 для граждан, проработавших в период войны не менее 6 месяцев, предусмотрена надбавка к пенсии в размере 50% минимального размера пенсии по старости.

В Указе Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 2123 «О повышении пенсии в соответствии с п. «ж» ст. 110 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» для граждан, родившихся до 31 декабря 1931 г., отсутствуют ограничения в исчислении трудового стажа работников, не достигших двенадцатилетнего возраста. В соответствии с этим Указом данная категория пенсионеров была освобождена от доказывания времени работы в период Великой Отечественной войны. В отношении других категорий пенсионеров этот Указ не применим.

Более того, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом были бы предусмотрены ограничения прав и свобод граждан, суд, исходя из положений ст. 15 Конституции Российской Федерации о высшей юридической силе и прямом действии Конституции, должен был проверить правомерность введения таких ограничений с учетом содержания ст. 55 Конституции.

Следовательно, ссылка в определении суда кассационной инстанции на инструктивное указание Министерства социальной защиты населения от 26 марта 1993 г. N 1-28-у как на основание для отказа в удовлетворении требований С. обоснованной быть признана не может. Кроме того, делая ссылку на это инструктивное указание, судебная коллегия по гражданским делам областного суда не приняла во внимание то, что в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В определении коллегии отсутствует ссылка на источник сведений об указанной инструкции, поэтому применение ее судом правильным быть признано не может» [3] .

На практике зачастую возникает вопрос: Как исчисляется, например, специальный трудовой стаж, выработанный на территории государств СНГ и стран бывшего СССР при рассмотрении вопроса назначения пенсии в связи с особыми условиями труда?

Пенсионное обеспечение граждан стран СНГ регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (подписанное 13.03.1992 г.)

В соответствии со статьей 6 данного Соглашения для установления права на пенсию на льготных основаниях (в том числе в связи с особыми условиями труда) и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом следует иметь ввиду: периоды работы на территории государств бывшего СССР, которые не являются участниками Соглашения (Грузия, Азербайджан, Литва, Латвия и Эстония) как в общий, так и в специальный трудовой стаж для назначения пенсий в связи с особыми условиями труда после 01.12.91 г. не включаются. [4]

[1] Постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 498 «Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 8 июля 2002 г. — №27. — Ст. 2709.

[2] Постановление СМ РСФСР от 4 июля 1991 г. N 381 «Об утверждении Перечня сезонных работ и сезонных отраслей промышленности, работа на предприятиях и в организациях которых независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы»

[3] Обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 1996 г. — №11.

[4] Письмо Министерства социального обеспечения РТ от 22 ноября 1999 г. N 02-07 «Обзор практики применения пенсионного законодательства по вопросам назначения пенсии на льготных условиях»

Трудовой стаж во время войны

Фонд Юрия Скуратова «Правовые технологии XXI века»

Работал в колхозе с 12 лет: боронил, пахал. Но когда пошел на пенсию, годы работы в войну и после войны до 1947 года не зачли. Принимают в расчет только мой рабочий стаж с 1947 года. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Это правильно?

Уважаемый Виктор Петрович!

На ваше письмо о включении в трудовой стаж времени работы в годы Великой Отечественной войны сообщаем следующее.

Действующими в настоящее время Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утверждено постановлением правительства РФ от 24.07.2002, № 555), к сожалению, не предусмотрен такой способ подтверждения трудового стажа, как документ о награждении орденами или медалями за доблестный труд.

Связано это с тем, что данный документ не содержит в себе информации о продолжительности трудового периода, в связи с которым гражданин был награжден государственной наградой.

В качестве возможного варианта предлагаем вам на основе удостоверения к медали запросить государственный архив Краснодарского края о наличии там соответствующего документа — представления вас к награде медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». При наличии данного документа вы можете его представить в качестве доказательства своего трудового стажа в годы войны.

Кроме того, в соответствии с разделом 5 вышеуказанных Правил вы можете попытаться подтвердить трудовой стаж в годы ВОВ на основании свидетельских показаний. О порядке данной процедуры вы можете узнать в местном органе Пенсионного фонда РФ.

© 1993-2016 Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Трудовой стаж для присвоения звания «Ветеран труда»

Каждому работнику приятно получить признание за свои трудовые заслуги. Как правило, успехи в труде в советское время и в наши дни отмечались и отмечаются наградами, почетными знаками, благодарностями и т.д. Гражданам, которые многие годы своей жизни отдали своей профессии, может быть присвоено особое звание. В данной статье рассмотрим, какой необходим трудовой стаж для присвоения звания «Ветеран труда».

Общие положения

Вопросы установления порядка присвоения «Ветерана труда» и мер соцподдержки получивших такое звание граждан переданы региональным властям, поэтому в каждом случае необходимо обращаться к региональному законодательству (п.4 ст.7 Закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ).

Однако общие положения о статусе ветерана труда остались закреплены в Законе от 12.01.1995 № 5-ФЗ . В нем определены главные условия, при наличии которых гражданин может считаться ветераном труда и претендовать на получение соответствующих льгот и других мер соцподдержки (ст.7 Закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ):

  • гражданин должен иметь соответствующее удостоверение;
  • он должен быть награжден определенным знаком отличия в труде;
  • срок службы (работы) в определенной отрасли должен составлять не менее пятнадцати лет;
  • общий трудовой стаж для мужчин – не менее двадцати пяти лет, для женщин – не менее двадцати лет либо имеется выслуга лет, которая дает право на назначение пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
  • право на звание имеют также лица, которые, будучи несовершеннолетними, начали трудиться во время Великой Отечественной войны и имеют трудовой стаж для мужчин – не менее сорока лет, для женщин – тридцати пяти лет.

Региональным законодательством могут быть установлены и более мягкие условия получения звания.

Какие награды дают право на «Ветерана труда»

Для установления наличия у работника, имеющего награду за трудовые заслуги, права на присвоение звания «Ветеран труда» определяющее значение имеет статус полученной награды.

Федеральный закон устанавливает, что право на звание гражданину дают (пп.2 п.1 ст.7 Закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ):

  • медали и ордена Советского союза и РФ;
  • почетные звания СССР и РФ;
  • почетные грамоты и благодарности, выданные Президентом РФ;
  • ведомственные знаки отличия.

С последними часто возникают спорные ситуации, разрешаются которые, как правило, уже в судебном заседании. Связано это с тем, что в различных регионах установлены собственные перечни наград, дающих право на звание «Ветеран труда», и некоторые знаки отличия, присвоенные гражданам, в этих перечнях отсутствуют. Данный факт, соответственно, влечет отказ в присвоении звания, и граждане вынуждены обращаться в суд для подтверждения ведомственного статуса присвоенной награды и признания наличия у них соответствующего права на звание.

Как подтвердить трудовой стаж

Однако наличие наград – не единственное условие для получения звания. Как уже было сказано выше, ветеран труда должен иметь соответствующие стаж или выслугу лет:

  • трудовой (или страховой) стаж не менее 25 лет – для мужчин, 20 лет – для женщин;
  • трудовой (или страховой) стаж для лиц которые, будучи несовершеннолетними, начали трудиться во время Великой Отечественной войны, не менее 40 лет — для мужчин, 35 лет — для женщин;
  • выслугу лет, которая дает право на досрочную пенсию (например, для медработников такая выслуга составляет 30 лет лечебной и иной соответствующей деятельности — в городах и 25 лет – в сельской местности).

Так как начало работы такого лица приходится на советское время, у гражданина, задавшегося целью получить звание, могут возникнуть сложности с тем, как подтвердить трудовой стаж для присвоения звания «Ветеран труда».

Прежде всего необходимо обратиться к законодательству своего региона, чтобы определить, есть ли какие-то особенности в порядке получения звания, действующем в данном регионе.

По общему правилу для подтверждения трудового стажа используется трудовая книжка, а если она не сохранилась или сведения, указанные в ней, нечитаемы, подвергаются сомнению, то могут быть представлены справки из архивов и другие документы, которыми подтверждается трудовая деятельность гражданина.

Лицам, которые получают звание в связи с началом трудовой деятельности в период войны в несовершеннолетнем возрасте, необходимо представить трудовую книжку либо архивные документы, которые подтверждают данный факт.

Пенсионный возраст после войны. Часть 3

Несмотря на массовую демобилизацию после окончания войны и возвращения в народное хозяйство миллионов бывших фронтовиков, неудержимо надвигалась новая демографическая катастрофа. Связана она была с огромными людскими потерями за годы войны. Эти потери до сих пор невозможно учесть в полном объеме. Официальные показатели были несопоставимы с истинными масштабами человеческой трагедии. Сначала были названы людские потери в количестве более 7 млн. человек, затем – 20 млн., а в 1990 году официально уточнили – свыше 27 млн. человек. Но и эти цифры не соответствуют реальной картине. Нет точных данных о рождаемости и смертности на временно оккупированных территориях, а также среди угнанных на работы в Германию. Не всегда учитываются показатели смертности во время послевоенного голода 1947 года, а это, по некоторым оценкам, примерно 1 млн. жизней. Продолжала работать репрессивная машина, хотя и на меньших оборотах. Поэтому при использовании статистических данных о продолжительности жизни в этот период нашей истории, на наш взгляд, надо всегда учитывать эти факторы и применять поправочные коэффициенты. Иначе ошибок не избежать.

Эти демографические «ямы» в нашей послевоенной истории повторяются с периодичностью в 18-20 лет, что примерно соответствует среднему возрасту погибших на войне и не успевших обзавестись детьми. Если последовательно прибавлять эти годы, начиная с 1945 года, то с точностью плюс-минус 1-2 года получим примерные периоды кризисных явлений в нашей экономике в результате волн демографических спадов. Конечно, математические и демографические расчеты дадут более точные результаты. По мнению демографа А. Вишнякова, предвоенная численность населения России была восстановлена только в 1956 году, через 11 лет после окончания войны.

Социальные невзгоды мирного времени

Помимо демографических, нарастали и социально-экономические последствия войны. В стране остро обозначилась проблема безработицы. Возвращающиеся домой фронтовики не могли устроиться в мирной жизни. Материальное положение даже работающих было тяжелым. К тому прибавилась засуха и последовавший голод во многих регионах страны. Денежная реформа 1947 года и одновременная отмена карточной системы на продукты и промышленные товары, даже при установлении единых цен, привели к росту розничных цен на разные группы товаров. Обмен денег в течение одной недели по конфискационным условиям привел к фактической потере накоплений многих граждан. С точки зрения улучшения финансовой ситуации в стране, удалось снизить инфляционное давление избыточной денежной наличности на рынок, не обеспеченный товарами. А с точки зрения населения такой подход привел к обеднению большой массы людей.

Среднемесячная зарплата в стране росла значительными темпами, начиная с 1940 года. Тогда она составляла 339 руб., а спустя 5 лет уже 442 руб. В 1950 году она еще раз существенно подросла – до 646 рублей. В последующем ее рост не превышал 10-15 руб. в год. Самые высокие зарплаты в 1950 году были у работников водного транспорта – 786 руб., в промышленности – 726 руб. и на железной дороге – 725 руб. А самые низкие зарплаты были в общепите – 231 руб. и в совхозах – 213 руб. Эти суммы брались в расчет при начислении пенсии.

Согласно постановлению Совмина СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 одновременно с денежной реформой и отменой карточной системы, предусматривалось снижение цен на основные продукты и товары. Новые цены были введены приказом министра торговли СССР от 14 декабря 1947 года с разделением территории страны на 3 ценовых пояса. Приведем для примера некоторые цены в рублях и копейках за 1 кг для 2-го пояса. По продовольствию: хлеб ржаной – 3 руб., а пшеничный 1 сорта – 7 руб.; сахар рафинад – 15 руб., мясо говяжье – 30 руб., сельдь каспийская бочковая – 20 руб., икра белужья, осетровая, зернистая – 400 руб. Промтовары обходились дороже: платье женское шерстяное – 510 руб., костюм мужской двойка полушерстяной – 430 руб., а шерстяной стоил уже 1400 руб. Полуботинки мужские обходились в 260 руб. Папиросы «Казбек» стоили 6 руб. 30 коп. за пачку. Часы наручные «Звезда» продавались за 900 руб., а фотоаппарат «ФЭД» стоил 110 рублей. Зарплаты и пенсии катастрофически не хватало. После проведенного в 1954 и 1955 годах бюджетного обследования семей рабочих ЦСУ СССР докладывало, что доля расходов на питание, одежду и оплату жилья составляла в доходе семьи рабочего 70 %, а остаток наличных денег часто равнялся нулю.

Во многом на ситуацию негативно влиял «социальный курс» Г.В. Маленкова, нацеленный на сокращение бюджетных соцрасходов. С января 1955 года значительно ухудшились условия выплат по больничному листку. Частично надо было оплачивать свое лечение, а за стационар платить полностью. В медучреждениях не хватало кроватей, лекарств и медперсонала, который работал с перегрузкой. Недостаточно было школ, столовых и детских садов. Во многом сказывалась нехватка помещений, что разрушила война. Было много ведомственных жилых домов, и потеря работы влекла за собой неизбежное выселение. Многие вынуждены были снимать «углы» и комнаты у частников, на что уходило до 50% зарплаты. Правда, плата за казенное жилье оставалась на уровне 1928 года и составляла не более 4,5% бюджета семьи. Но таких квартир в стране было мало.

Социальный накал в обществе несколько снизили смена политического курса после ХХ съезда партии и начавшаяся хрущевская оттепель. Тому способствовали и конкретные шаги по улучшению жизни пенсионеров.

Пенсионный социализм: госпенсия всем рабочим и служащим

Ситуацию исправил вступивший в силу с 1 октября 1956 года закон о госпенсиях. В нем впервые были объедены в единую систему все основные пенсионные направления. Льготные пенсии стали назначаться по степени вредности и опасности производств в соответствии со списками должностей и профессий №1 и №2.

Право на государственные пенсии получили: 1) рабочие и служащие; 2) военнослужащие срочной службы; 3) учащиеся вузов, техникумов, училищ и школ; 4) другие граждане, ставшие инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей; 5) члены семей перечисленных лиц при потере кормильца.

Закон закрепил уже существовавшие возрастные параметры и требования к стажу при выходе на пенсию по старости: мужчины – 60 лет и 25 лет трудового стажа; женщины – 55 лет и 20 лет стажа.

Были установлены 3 вида пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Пенсии по новому закону выросли – по старости почти в 2 раза, а остальные примерно в 1,5 раза. Размеры пенсий по старости в 1956 году были установлены в пределах от 300 до 1200 рублей. Были введены надбавки за непрерывный стаж. Тогда же установили 2 варианта учета заработка для начисления пенсии – последние 12 месяцев работы или любые 5 лет подряд из 10 лет перед выходом на пенсию. При полном стаже (25 лет мужчины и 20 лет женщины) пенсия составляла не менее 50% от прежнего заработка. Однако при минимальной на середину 1950-х годов зарплате в 350 рублей назначалась пенсия в размере 100% от зарплаты. После денежной реформы 1961 года планка минимальной зарплаты была установлена в 50 рублей, а максимальной зарплаты – 100 рублей. Соответственно, в первом случае коэффициент замещения был максимальным — 85% и пенсия составляла 40 рублей. А при максимальной зарплате пенсия составляла 55 рублей. Разница между минимальной и максимальной пенсиями составляла всего 15 рублей. Так проводился в жизнь советский принцип социальной справедливости и пенсионного равенства. И работники тех лет с пониманием относились к такой пенсионной практике.

Впервые законом установили пенсии по старости при неполном стаже. Они рассчитывались в пропорции к фактическому времени работы. При этом пенсия не могла быть менее четверти от полной пенсии. Имевшим право на несколько пенсий по разным основаниям, пенсия назначалась только одна — по выбору пенсионера. Была введена норма – пенсия по старости назначалась только при достижении установленного возраста, даже если у работника уже был необходимый стаж.

Этот пенсионный закон в советское время изменялся и дополнялся 18 раз, но его основные нормы и положения оставались неизменными вплоть до начала 1990-х годов.

Как и прежде, пенсии кадровым военным и ученым назначались за выслугу лет отдельными постановлениями правительства. А вот пенсии писателям, композиторам и художникам с августа 1957 года стали назначать по общим правилам. В качестве заработка в расчет брался авторский гонорар. Поскольку страховые взносы за творческих работников не уплачивались, то пенсия шла из казны.

Старикам к станку у нас дорога

Закону установили обратную силу и за счет этого повысили пенсии почти 15 млн. пенсионерам. Однако новые пенсионные нормы не стимулировали пенсионеров работать дольше, поскольку в результате перерасчета общий доход снижался. Так, пенсионеру-льготнику шахтеру или сталевару выплачивалась лишь половина пенсии.

Пенсию по старости работающим пенсионерам платили в размере 150 рублей, если их заработок не превышал 1000 рублей. Пенсии, назначенные при неполном стаже, работающим пенсионерам не выплачивались вовсе. Такие условия оказались невыгодными. Число работающих пенсионеров уменьшилось почти в 2 раза за период с 1956 по 1962 годы. При этом неработающих пенсионеров по старости стало в 3 раза больше. Ситуация ухудшалась и в конце 1963 года работало уже менее 10% пенсионеров. Лишь после 7 лет раздумий власть изменила условия труда пенсионеров по старости. Принятое в 1964 году постановление разрешило брать на работу пенсионеров с гарантией выплаты всей пенсии или ее части сверх зарплаты. Стимул сработал. Число пенсионеров на производстве за один год выросло примерно в 3 раза.

В 1969 году установили «потолок» по доходам работающих пенсионеров — сумма пенсии и заработка не должна была превышать 300 рублей. На 1-м году пенсии по старости продолжали работать около 49%. Маленькие пенсии заставляли пенсионеров, которые сохранили трудоспособность, искать посильную работу или подработку. Забегая вперед, отметим, что в 1986 году трудилось уже 61% пенсионеров по старости. Этому способствовал и рост общей продолжительности жизни, которая с конца 1960-х годов превысила 70 лет.

Дождались пенсию в селе

Постановлением Совмина СССР от 4 августа 1956 года ввели в действие «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий». В рамках нового пенсионного законодательства были введены нормы, определяющие размеры пенсий «постоянно проживающим в сельских местностях и связанным с сельским хозяйством». С декабря того же года пенсии по старости им начислялись в размере 85% от пенсий рабочим и служащим. К этой категории пенсионеров по старости относились те из них, кто постоянно проживал в селе. При этом пенсионер должен был как-то связан с сельским хозяйством — быть членом колхоза или иметь приусадебный участок от 0,15 га и более. Если приехал из города на отдых, к родным или на лечение на срок до 1 года, то пенсию не пересчитывали. С середины 1960-х годов были отменены перерасчеты пенсий при переезде пенсионера из города в село и обратно.

В принятой в октябре 1961 года программе партии было сказано, что пенсии по старости распространятся и на колхозников. В июле 1964 года впервые в российской истории был принят Закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов». В его преамбуле отмечалось, что со временем пенсии колхозников сравняются с пенсиями рабочих и служащих. Правда, пенсионный возраст для сельчан был установлен на 5 лет выше: для мужчин 65 лет, для женщин – 60 лет. Спустя 4 года возрастные критерии колхозников уровняли с возрастом выхода на пенсию рабочих и служащих.

Однако оставались и пенсионные различия. Так, председателю колхоза пенсия назначалась при условии, что за последние 10 лет работы в колхозе, он не менее 5 лет был председателем. Механизатору надо было на этой должности отработать половину трудового стажа. А колхозным специалистам необходимо было иметь высшее или средне-специальное образование и трудиться по специальности. Единая пенсионная система для колхозников финансировалась за счет специального союзного фонда.

В целом уровень жизни сельчан постепенно повышался и приближался к городским показателям. Но до слияния города с деревней было еще очень далеко. Например, в секретной (!) на то время статистической таблице ЦСУ СССР от 5 октября 1953 года приводились данные о потреблении основных продуктов питания в семьях крестьян за разные годы. Если сравнить 1923-1924 годы с 1952 годом, то месячное потребление на 1-го человека снизилось по хлебу и хлебным продуктам на 3 кг, а также на 1 кг меньше шло на еду крупы и бобовых. По остальным продуктам рост в разных пропорция: молоко и молочные продукты – на 3 л больше, сало и растительное масло – на 100 г больше, мясо всякое – на 200 г больше, сахар и кондитерские изделия – на 300 г больше. За почти 30-летний период вряд ли это был значительный рост потребления. Может, поэтому и таблица стала секретной, хотя в ней никаких важных тайн не содержится.

В 1968 году все пенсионные параметры стали едиными для рабочих, служащих и колхозников. Это стало убедительной победой СССР и, пожалуй, единственным в мире успехом в построении столь масштабной, долговременной и социально ориентированной пенсионной системы.

Национальная пенсионная программа не ограничивается только финансовыми и социальными рамками. Бюджетная или демографическая балансировка при всей их значимости вне единого комплексного подхода не даст конечного ожидаемого результата и не сохранит стабильность пенсионной системы в долгосрочной перспективе. Пенсионные системы формируются с горизонтом применения на 30-50 лет и должны учитывать интересы того поколения будущих пенсионеров, которые только начинают свою трудовую деятельность.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Что входит в трудовой стаж, правила рассчета

Трудовой стаж – это общая длительность деятельности гражданина, законодательно включённая в трудовой стаж, которая является основным фактором для получения социальных гарантий, определённых законодательством России.

Что такое трудовой стаж?

Трудовой стаж регулируется множеством нормативных актов, таких как:

  1. Международные договоры, заключённые Российской Федерацией, которые имеют более высокий приоритет, чем федеральные законодательные акты. Если в международном договоре прописаны другие правила, касающиеся, например, определения продолжительности срока трудовой или иной деятельности, то на практике применяются положения этого договора, а не соответствующего федерального закона.
  2. Законодательные акты.
  3. Подзаконные нормативные акты – постановления Правительства РФ.
  4. Нормативные правовые акты министерств, ведомств и субъектов РФ.

Виды трудового стажа

Законодательно определены такие виды трудового стажа:

Общий

Что входит в общий трудовой стаж?

В нём учитывается вся трудовая или общественная деятельность человека начиная с момента достижения трудоспособного возраста. В общий трудовой стаж входит и период учёбы – за исключением учёбы в общеобразовательных учреждениях.

Важно. Перерывы в трудовой деятельности не влияют на продолжительность общего стажа. В зачёт идут только периоды работы с официальным трудоустройством.

Непрерывный

Период последней непрерывной работы у одного работодателя (либо у нескольких работодателей, если перерывы в работе не превысили установленных законом сроков) определён законодательством как непрерывный стаж. Он никак не влияет на размер пенсии, но от него зависит размер начисляемого пособия по временной нетрудоспособности, получение надбавок, вознаграждений, различных субсидий и других выплат.

Специальный

Период работы в отдельных отраслях экономики и географических районах, по некоторым профессиям и должностям определён законодательством как специальный стаж. В него засчитываются:

  1. Работа в особых условиях труда.
  2. Работа и служба на Крайнем Севере или местностях, приравненных ему.
  3. Работа в гражданской авиации.
  4. Работа в системах образования и здравоохранения.
  5. Военная служба.
  6. Служба в органах правопорядка.

Страховой

Периоды, в течение которых производились выплаты в Пенсионный фонд России страховых взносов, определены законодательством как страховой стаж. Его продолжительность – это определяющее условие при назначении пенсии по возрасту.

Для получения пенсии по возрасту с 2015 года установлен шестилетний минимальный страховой стаж, а к 2025 году планируется его постепенное повышение до 15 лет.

Для справки. Если человек не работает, но при этом платит добровольно страховые взносы в Пенсионный фонд, то эти периоды выплат входят в страховой стаж.

Что ещё входит в трудовой стаж?

В трудовой стаж также входят такие периоды:

  • служба в армии, органах правопорядка и аварийно-спасательных частях;
  • временная нетрудоспособность в период трудовой деятельности, а также пребывание на инвалидности 1 и 2 группы вследствие получения производственной травмы или профзаболевания;
  • уход за каждым ребёнком до полуторагодичного возраста, но не больше, в общей сложности, четырёх с половиной лет;
  • пребывание в статусе безработного (входят только те периоды, когда выплачивалось пособие по безработице), участие безработного в общественных работах (оплачиваемых), время, необходимое для переезда и трудоустройства в другой местности, куда безработный был направлен центром занятости;
  • время, необходимое для переезда госслужащего в другой населённый пункт для трудоустройства;
  • время пребывания под стражей и в заключении (в том числе в ссылке) лиц, которые подверглись необоснованному уголовному преследованию или были необоснованно репрессированы, а затем реабилитированы;
  • время пребывания в заключении больше срока, который был назначен при пересмотре дела;
  • уход за инвалидом первой группы, за ребёнком, имеющим инвалидность, за лицом, возраст которого более 80 лет;
  • проживания с супругами, которые проходят контрактную военную службу, в таких местностях, где не было возможности устроиться на работу, но в общей сложности не более 5 лет;
  • пребывание за границей с супругами – сотрудниками российских, советских, международных учреждений и организаций, но в общей сложности не более 5 лет;
  • нахождение во время Великой Отечественной войны в оккупации на территории Советского Союза или других стран – для лиц, возраст которых к этому времени был 16 и более лет;
  • проживание в Ленинграде в период блокады, пребывания в концлагерях во время войны.

Коэффициенты увеличения трудового стажа

Полуторный коэффициент за периоды:

  1. Работы или службы (исключая военную службу) в Чернобыльской зоне отчуждения.
  2. Работы на Крайнем Севере и в местностях, которые приравниваются к нему.

Двойной коэффициент за периоды:

  1. Работы в лепрозориях и противочумных учреждениях.
  2. Работы во время войны (не засчитывается работа на временно оккупированных территориях).
  3. Срочной военной службы.
  4. Проживания в Ленинграде во время блокады.
  5. Нахождения в концлагерях во время войны.

Тройной коэффициент за периоды:

  1. Службы в действующей армии и партизанских отрядах во время боевых действий.
  2. Лечения в стационарах последствий военных травм.
  3. Военной службы в Чернобыльской зоне отчуждения.
  4. Работы в Ленинграде во время блокады.
  5. Пребывания под стражей и в заключении (в том числе в ссылке) лиц, которые подверглись необоснованному уголовному преследованию или были необоснованно репрессированы, а затем реабилитированы.

Документы, подтверждающие стаж

Трудовая книжка – это основной документ, с помощью которого гражданин может подтвердить стаж.

Если трудовая книжка пропала или в ней содержатся ошибочные, неточные или некорректно оформленные записи, то подтвердить стаж можно с помощью следующих документов:

  • справки о заработке;
  • выписки из приказов о приёме на работу и увольнении;
  • ведомости зарплаты;
  • характеристики;
  • договоры с работниками;
  • другие документы, в которых есть необходимые данные.

Для подтверждения представляются только подлинники документов. Это не относится к трудовой книжке, для которой представляется её копия, заверенная органом, назначающим пенсию.

Стаж Трудовой Общий

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое «Стаж Трудовой Общий» в других словарях:

СТАЖ ТРУДОВОЙ ОБЩИЙ — ОБЩИЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ … Юридическая энциклопедия

СТАЖ ТРУДОВОЙ ОБЩИЙ — суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности независимо от имевшихся перерывов. С учетом этого стажа назначается пенсия по старости или по инвалидности вследствие общего заболевания, а также пенсия по случаю… … Юридический словарь

СТАЖ ТРУДОВОЙ ОБЩИЙ — суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности гражданина. Общий трудовой стаж имеет юридическое значение при установлении государственной трудовой пенсии по старости, а в соответствующих случаях пенсии по… … Энциклопедия трудового права

СТАЖ ТРУДОВОЙ ОБЩИЙ — (см. ОБЩИЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ) … Энциклопедический словарь экономики и права

стаж трудовой общий — суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности независимо от имевшихся перерывов. С учетом этого стажа назначается пенсия по старости или по инвалидности вследствие общего заболевания, а также пенсия по случаю… … Большой юридический словарь

СТАЖ, ТРУДОВОЙ ОБЩИЙ — суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности независимо от имевшихся перерывов. С учетом этого стажа назначается пенсия по старости или по инвалидности вследствие общего заболевания, а также пенсия по случаю… … Большой бухгалтерский словарь

СТАЖ, ТРУДОВОЙ ОБЩИЙ — суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности независимо от имевшихся перерывов. С учетом этого стажа назначается пенсия по старости или по инвалидности вследствие общего заболевания, а также пенсия по случаю… … Большой экономический словарь

СТАЖ ТРУДОВОЙ — продолжительность трудовой деятельности, исчисляемая вустановленном порядке. Различают СТАЖ ТРУДОВОЙ общий, специальный и неп рерывный. Общий СТАЖ ТРУДОВОЙ суммарная продолжительность трудовой ииной общественно полезной деятельности, независимо… … Финансовый словарь

стаж трудовой — продолжительность трудовой деятельности. По российскому праву различают: общий трудовой стаж (суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности); специальный трудовой стаж (то есть суммарная продолжительность работы на … Энциклопедический словарь

СТАЖ ТРУДОВОЙ — СТАЖ ТРУДОВОЙ, продолжительность трудовой деятельности. В российском праве различают общий стаж трудовой (суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности) и специальный стаж трудовой (суммарная продолжительность… … Современная энциклопедия