Оглавление:
Программа. внеурочной деятельности «КРЕПКИЙ ОРЕШЕК» для 1 класса
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 11» Рассмотрена и рекомендована методическим объединением учителей начальных классов МБОУ «Гимназия 11» Протокол 1_ от г. Согласована с заместителем директора по УВР (ФИО) Утверждена приказом директора МБОУ «Гимназия 11» 1 от г. Программа внеурочной деятельности «КРЕПКИЙ ОРЕШЕК» для 1 класса Разработана Юрченко Наталией Владимировной учителем начальных классов высшей квалификационной категории 2015/2016 уч. год 1
2 СОДЕРЖАНИЕ 1 Пояснительная записка Стр Общая характеристика внеурочной деятельности Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Содержание курса Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся Описание материально технического обеспечения курса
3 1. Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Крепкий орешек» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». Москва: РОСТ книга, 2012 г. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе — 33 часа (1 час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» Актуальность выбора определена следующими факторами: На основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются: 1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом 5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А. 6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме. Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся системы развивающих занятий. на основе Основные задачи курса: 1) развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; 2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; 3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; 4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; 3
4 5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; 6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; 7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. Нормативные акты и документы, на основании которых разработана программа Программа разработана на основе: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от Ф3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Приказ Минобрнауки России от «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября ». Приказ Минобрнауки России от «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования Российской Федерации от ». Авторской программы О. Холодовой «Юным умникам и умницам». 2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Крепкий орешек» В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объѐма памяти, качества воспроизведения материала. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объѐма устойчивости, концентрации внимания. 4
5 Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. Описание ценностных ориентиров содержания программы Ценность истины это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. Особенности организации учебного процесса Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. 5
6 На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. Для решения задач, поставленных в программе внеурочной деятельности, используются основные методы обучения: — словесность; — наглядность; — проблемная ситуация; — игровые моменты; — исследовательская деятельность. Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий: а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе; б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях. В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть — составлена автором пособия. Основные принципы распределения материала: 1) системность: задания располагаются в определенном порядке; 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются; 6
7 3) принцип «от простого — к сложному»: задания постепенно усложняются; 4) увеличение объема материала; 5) наращивание темпа выполнения заданий; 6) смена разных видов деятельности. Таким образом, достигается основная цель обучения — расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Контроль и оценка планируемых результатов В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трѐм уровням. Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребѐнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаѐт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки) В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: 7
8 Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя); Текущий: -прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; — пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый контроль в формах -тестирование; -практические работы; -творческие работы учащихся; Контрольные задания. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания — незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещѐ предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребѐнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачѐтном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности). Также показателем эффективности занятий по курсу являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей. 8
9 3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 9
10 Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений. — описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» — «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса В результате изучения данного курса в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования: Личностных результатов Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметных результатов Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские 10
11 геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметных результатов — описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» — «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. 4. Содержание курса Содержание программы внеурочной деятельности «Крепкий орешек» делится на несколько разделов: 1. Тренировка психических процессов На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных процессов. 2. Задачи геометрического характера Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур. 3. Нестандартные задачи логического характера Систематическое решение логически-поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления. 4. Нестандартные задачи алгебраического характера Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогают задания и игры, имеющие необычное, нестандартное 11
12 условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняются их условие и решение. 5. Игры Зака А.А. Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме. Содержание 1 года обучения 1. Тренировка психических процессов: — развитие концентрации внимания; — тренировка внимания; — тренировка слуховой памяти; — тренировка зрительной памяти; — развитие логического мышления(выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей); — совершенствование воображения. 2. Задачи геометрического характера: — построение фигур с помощью трафарета; — составление и моделирование предметов; — штриховка предметов; — построение фигур из счѐтных палочек; — построение фигур из конструктора «Танграм». 3. Нестандартные задачи логического характера — занимательный квадрат; — ребусы; — занимательные рамки; — числовые головоломки; — арифметические лабиринты; — математические фокусы. 4. Нестандартные задачи алгебраического характера: — провоцирующие задачи. 5. Игры Зака А.А. — игры, способствующие развитию способности действовать в уме («Муха») 12
13 5. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся в 1 классе 1 раз в неделю (33 занятия в год) Тема Кол во час ов 1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Основные виды внеурочной деятельности обучающихся Дата по план у Знакомство с предметом. Выявление уровня развития 2,3 Тестирование. 2 внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления Проведение графического диктанта. Задания геометрического характера 4 Построение фигур с помощью 1 Знакомство с геометрическими трафарета фигурами, их свойствами и ,6 Составление и моделирование 2 признаками. Различение геометрических фигур. предметов Выявление закономерности в 7,8,9 Построение фигур из счѐтных 3 чередовании узоров, палочек воспроизведение и продолжение узора по образцу ,11 Построение геометрических фигур 2 Перемещение геометрических из конструктора «Танграм» фигур для получения новых фигур. Составление, моделирование и штриховка предметов. Нестандартные задания алгебраического характера 12,13, Числовые фигуры 3 Формулирование рассуждений, выводов и доказательств, обобщение математического материала для развития 15 Ребусы аналитических способностей. 16 Арифметические лабиринты 1 Обсуждение разных способов решения нестандартных задач. 17 Математические фокусы 1 Совершенствование мыслительных операций: классификация предметов и слов, определение истинности высказываний. Проведение графического диктанта с алгебраическим содержанием. Нестандартные задания логического характера Логические задачи 10 Решение разных типов логических задач по развитию логического мышления. Совершенствование мыслительных операций: сравнение, обобщение, анализ и синтез, классификация и ,09, 16,23 февр. 01,15, 22 Дат а по фак ту 13
14 систематизация. Проведение графического диктанта с логическим содержанием. марта 05,12 апр. 28,29 Провоцирующие задачи Сказочные задачи Игры Зака А.А. Знакомство с игрой «Муха» 1 Развитие способности действовать в уме ,33 Проверка знаний и умений 2 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года Описание учебно методического и материально технического обеспечения образовательного процесса Учебно-методическое обеспечение: Учебно методическая литература для учителя: 1. Холодова О., Москва: «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» РОСТ книга, 2007 г, Методическое пособие для 1 класса 2. Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. Курган: Ин — т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, с. ( Серия «Умники и умницы») 3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, с. (Стандарты второго поколения). 4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — 2 е изд. М.: Просвещение, с. (Стандарты второго поколения) 5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 е изд. М.: Просвещение, с. (Стандарты второго поколения) Учебная литература для учащихся: 1. Холодова О., Москва: «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» РОСТ книга, 2007 г Рабочие тетради в 2-х частях. 2. Сборник нестандартных задач по математике. Компьютер и мультимедиапроектор Интернет-сайты: Официальный сайт журнала «Начальная школа» 14
Логические задания Орешки для ума 3 класс Учебное пособие Ефимова ИВ 0+
- Предмет: Логика
- Автор: Ефимова
- Класс: 3 класс
- Год выпуска: 2018
- Тип литературы: Учебное пособие
- Уровень образования: Начальное общее образование 1-4 класс
- ISBN: 5-222-29727-8
- Издательство: Феникс
Пособие содержит систематизированные по типу логические задания и головоломки. Цель пособия — сформировать мышление детей младшего школьного возраста, развить смекалку, находчивость, научить решать нестандартные задачи. Задания поданы в игровой форме и предусматривают разные уровни сложности, что побуждает учеников повышать уровень знаний и умений. Задания на развитие логического мышления дают возможность своевременно выявить и устранить пробелы в знаниях и способствуют лучшему усвоению материала по школьной программе и формированию математических навыков. Пособие рекомендуется для занятий в общеобразовательных школах и для дополнительных занятий дома.
Логические задания Орешки для ума 1 класс Учебное пособие Ефимова ИВ 0+
- Предмет: Логика
- Автор: Ефимова
- Класс: 1 класс
- Год выпуска: 2018
- Тип литературы: Учебное пособие
- Уровень образования: Начальное общее образование 1-4 класс
- ISBN: 5-222-30686-4
- Издательство: Феникс
Пособие содержит систематизированные по типу логические задания и головоломки. Цель пособия — сформировать мышление детей младшего школьного возраста, развить смекалку, находчивость, научить решать нестандартные задачи.
Задания поданы в игровой форме и предусматривают разные уровни сложности, что побуждает учеников повышать уровень знаний и умений. Задания на развитие логического мышления дают возможность своевременно выявить и устранить пробелы в знаниях и способствуют лучшему усвоению материала по школьной программе и формированию математических навыков.
Пособие рекомендуется для занятий в общеобразовательных школах и для дополнительных занятий дома.
16+ Логические задания для 4 класса. Орешки для ума. Учебное пособие
Краткое описание
Издательство: Феникс
Автор: Ефимова И.В.
Серия: Здравствуй, школа!
Страниц: 63
Формат: 70х100/16
Переплет: 70×100/16
Год издания: 2016
Язык: Русский
Вес: 98
ISBN: 978-5-222-21844-0
Информация о доставке
- Доставим товар по всей России
- Более 20 способов доставки
- По МСК и СПб более 100 ПВЗ
Пособие содержит систематизированные по типу логические задания и головоломки. Цель пособия — сформировать мышление детей младшего школьного возраста, развить смекалку, находчивость, научить решать нестандартные задачи. Задания поданы в игровой форме и предусматривают разные уровня сложности, что побуждает учеников повышать уровень знании и умений. Задания на развитие логического мышления дают возможность своевременно выявить и устранить пробелы в знаниях и способствуют лучшему усвоению материала по школьной программе и формированию математических навыков. Пособие рекомендуется для занятий в общеобразовательных школах и для дополнительных занятий дома.
Образовательная программа кружка «Крепкий орешек»
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!
Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Гимназия №1» Октябрьского района г. Саратова
Директор МАОУ «Гимназия №1»
_____________ Гайнутдинова И.Р.
__________________ 2017 г .
Образовательная программа кружка
возраст обучающихся 14-16 лет,
срок реализации – 1 год
Иванчук Марина Александровна
Программа написана на основе авторской программы кружка «Учимся решать задачи» Стариковой Т.В. и «Физика вокруг нас» Казачковой Е.Н.
Тип и вид курса: предметно-ориентированный – Физика.
Методологическим основанием курса является практико-ориентированный подход, направленный не только на углубление знаний учащихся, но и на расширение их кругозора. Он реализуется через дозированное введение в конкретный физический материал исторических начал развития научных знаний и вклада в них выдающихся ученых и их гениальных идей.
В соответствии с требованием современной образовательной парадигмы курс способствует гуманизации образовательного процесса, способствуя формированию личности обучаемого на основе становления прочных связей между абстрактно логическим построением учебного материала и его чувственным эмоциональным восприятием.
Существенно, что построение курса предполагает естественное сопровождение и углубление изучаемого школьниками материала в точном соответствии с реализуемым общеобразовательным стандартом. Это способствует лучшему закреплению изученного материала.
Сочетание изучения программного материала задаваемого Госстандартом и временными рамками работы кружка будут способствовать повышению уровня мотивации учения и созданию благоприятного социально — психологического климата в обучающей среде обеспечивая комфортную обстановку для обучаемого и обучающего.
Новизна программы кружка:
Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным темам школьного курса: «Кинематика», «Динамика», «Законы сохранения», но в более углублённом и расширенном виде.
Актуальность занятий кружка:
Предусмотренные в учебной программе задачи (как правило, повышенной трудности и требующие логических построений при разрешении проблемных ситуаций) призваны углублять абстрактно логическое мышление учащихся.
Все это обеспечивает оптимизацию и сочетание как знаниевого компонента, так и деятельностного, что крайне важно в условиях подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Это поможет преодолеть определённый психологический барьер перед экзаменом.
Направленность программы – социальная.
Формирование личности учащихся и уровня мотивации учения за счет гуманизации учебного материала, усиления эмоциональности его восприятия.
Формирование образовательной компетентности по физике через повышение научности изложения учебного материала и его связью с историческими примерами развития науки в лице её выдающихся представителей.
Расширение познавательного интереса учащихся, формирование их умений и навыков на основе усвоения исторического метода познания.
Ознакомление школьников с основными тенденциями развития науки.
Создание в представлении учащихся общей картины мира с его единством и многообразием свойств неживой и живой природы.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний, умений по физике с использованием различных источников информации.
Мобилизация внимания учащихся для превращения абстрактных формулировок в нечто конкретное и близкое, затрагивающее не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу.
Подготовка учащихся к олимпиадам по физике.
Подготовка учащихся к сдаче ОГЭ, ЕГЭ по физике.
Занятия рассчитаны на учеников 9, 10-х классов из расчёта 1 час в неделю – 39 за год.
Форма занятий: беседы, лекции, уроки решения задач, доклады, мозговой штурм, лабораторные работы, контрольные работы.
Итоговое занятие проводится в форме защиты проектов, докладов, рефератов.
В результате реализуемой программы учащиеся научатся
выполнять тесты (аналоги ЕГЭ).
выполнять лабораторные и исследовательские работы, составлять качественные задачи.
вести диалог, участвовать в обсуждении проблем.
рассуждать в рамках изученной тематики.
Механика (27 часов)
Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянном ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.
Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.
Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
Электродинамика (12 часов)
Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал кружка входят: законы кинематики, законы Ньютона, силы в природе, закон Кулона, законы Ома.
В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Галилея, И.Ньютона, Д.И.Менделеева, М.Фарадея, Ш.Кулона, Г.Ома
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
При преподавании используются:
Лабораторные и практические занятия.
Применение мультимедийного материала.
Решение экспериментальных задач.
Учебно-тематическое планирование работы кружка
Кинематика. Прямолинейное движение. Графики прямолинейного движения.
Движение с ускорением. Свободное падение тел. Движение под углом к горизонту.
Движение по окружности с постоянной скоростью. Вращательное движение твердого тела.
Основы динамики. Законы Ньютона.
Движение под действием нескольких сил по горизонтали и вертикали.
Движение под действием нескольких сил по наклонной плоскости.
Движение системы тел.
Законы сохранения. Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса.
Механическая работа. Энергия. Мощность.
Закон сохранения механической энергии.
Условия равновесия и виды равновесия тел.
Электростатика. Электрический заряд. Закон Кулона.
Взаимодействие неподвижных зарядов.
Напряженность электрического поля.
Постоянный ток. Соединения проводников.
Закон Ома. Закон электролиза.
Литература для учащихся :
1. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский Физика – 10, М.: Дрофа, 2008 г
2. А.А. Пинский, В.Г. Разумовский Физика-9, М.:Просвещение 2000 г
3. В.А. Касьянов Физика 10, М.: Дрофа 2005 г
4. А.П. Рымкевич Задачник 10-11 классы
Литература для учителя:
1. Дидактические материалы по физике 10 класс, А.Е. Марон, Е.А. Марон – М.Дрофа
2. Методическое пособие для подготовки ЕГЭ. Л.А. Прояненкова, Н.И. Одинцова – М.Экзамен, 2006 г
3. Пособие для подготовки к централизованному тестированию по физике, А.С. Богатин. Ростов-на-Дону, Феникс 2002 г
4. Физика. Решение задач частей В и С. Н.И. Зорин – М. 2009г
5. О.Ф. Кабардин, В.А.Орлов, А.Р. Зильберман Задачник 9-11 классы
6. 1001 задача по физике, И.М. Гельфгат, Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик