Оглавление:
Ректора «второго меда» уволили после пожара в общежитии
Андрей Камкин, занимавший пост ректора РНИМУ им. Пирогова, отправлен в отставку. Решение об увольнении Камкина было принято после трагического пожара в общежитии вуза, который произошел 22 апреля.
Олег Салагай, пресс-секретарь Минздрава РФ: «Приказ о прекращении с ним трудового договора сегодня был подписан министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой».
Салагай подтвердил, что с сегодняшнего дня Камкин освобожден от должности ректора «второго меда».
Возгорание в общежитии медицинского университета им. Пирогова, расположенного на улице академика Волгина, произошло на прошлой неделе. Огонь вспыхнул поздно вечером в одной из комнат на седьмом этаже, пламя быстро распространилось по зданию.
По предварительным данным, причиной пожара могло стать короткое замыкание, передает «Интерфакс».
В результате пожара пострадали более четырех десятков человек, 36 из них после ЧП госпитализировали. Позже в больницах скончались два студента гражданин Шри-Ланки и уроженец Нигерии.
Академик РАН Юрий Рыжов
На этой неделе стало известно о конфликте, который разворачивается в Московском авиационном институте (МАИ). Ректор МАИ Анатолий Геращенко в понедельник оказался освобожден от занимаемой должности в очень короткие сроки; исполняющим обязанности ректора стал Александр Рождественский, который ранее возглавлял Московский
– Как вы относитесь к смене ректора в МАИ?
– Я считаю хамством то, как выкинули предыдущего ректора, без права посещения МАИ и с выдачей ему трудовой книжки. Произошел рейдерский захват института.
– Почему именно «рейдерский захват»?
– Это скорее этический момент. Да, Александр Рождественский был назначен исполняющим обязанности по приказу Министерства образования и науки. Однако как это произошло? Шел нормальный ученый совет. Вдруг к его завершению приезжают только что не в масках и не с автоматами и объявляют, что Анатолий Геращенко тут больше не работает. Конечно, это рейдерство. Произошел пусть и законный, но захват МАИ, без соблюдения норм и правил. Смена ректора должна иметь процедуру, а не происходить за пять минут, пока зачитывается приказ.
– Как же все должно было произойти по правилам?
– Срок работы ушедшего ректора заканчивался в декабре. В начале августа ему из Минобрнауки предложили провести голосование и выдвинуть претендентов на ректорский пост в МАИ. Так и было сделано. Затем вернулся министр Ливанов и заявил, что никаких выборов быть не должно и министерство будет решать все самостоятельно. О том, что произошло дальше, я уже рассказал. Приехали из министерства, нагло ходили по кабинетам, зачитали ректору приказ об увольнении с выдачей ему трудовой книжки. Анатолий Геращенко теперь уже даже не допущен на территорию института, хотя он проработал в нем всю жизнь. Он, кстати, звонил мне и просил прийти на ученый совет, который состоялся в понедельник в присутствии Александра Рождественского. Я не хотел, но пошел. И убедился, что произошло то, что и ожидалось.
– Как произошедшее восприняли в вузе?
– Наш высокоинтеллектуальный «пипл» все «схавал». Никто, включая профессоров, доцентов, академиков, не сказал ни слова. Все послушали и с мрачным видом покинули зал ученого совета. Так происходит со всей ученой общественностью сегодня в России.
– Вы лично разговаривали с теми, кто присутствовал на ученом совете в понедельник?
– Конечно. Я приехал пораньше. Люди, когда с ними говоришь в коридоре, ахают и говорят: «Что же делать?»
– Какие еще впечатления у вас остались после ученого совета?
– Александр Рождественский, который вел ученый совет и выступал на нем, конечно, говорил очень гладко. Он производит впечатление «ловкого парня». Очень хорошо говорил без бумажки: «Мне еще надо вникнуть в дела, я еще не знаком с этим замечательным, великим институтом». Однако биография у него очень странная.
– Почему вы так считаете?
– Например, когда он был ректором Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циолковского (МАТИ), этот вуз был признан неэффективным, а в мае его присоединили к МАИ. Получается, что ректора неэффективного института назначают ректором МАИ. Кроме того, он имеет лишь педагогическое и экономическое образование. Он понимает только в одной из более чем десяти тематик факультетов МАИ. В основном в МАИ дается инженерное образование по самым разным направлениям военно-промышленного комплекса и вообще авиационно-ракетно-космической промышленности. Может быть, пройдут выборы нового ректора. Но они пройдут так же, как все выборы власти в нашей стране, которые являются имитацией и фальсификацией.
– Вы полагаете, что назначение Александра Рождественского может негативно сказаться на МАИ?
– Пока не могу об этом говорить. Институт и так уже не особо в хорошем положении. Гораздо меньший процент выпускников находит себе применение, чем раньше. Нашей стране уже не нужна ни авиация, ни ракетостроение. Вообще наука нашей власти сегодня не нужна. Ведь главная тема состоит даже не в том, что произошло в МАИ. Вначале разгромили Российскую академию наук. Все началось с назначения академика Владимира Фортова на пост президента РАН. Он очень умный, хороший человек. Однако произошедшее после его назначения реформирование РАН не привело ни к чему хорошему. Над РАН назначили ФАНО (Федеральное агентство научных организаций. – «НИ»), которое ведает финансами академии. Ладно, они распоряжаются имуществом, но теперь они уже претендуют на решение вопросов, какому научному направлению давать деньги, а какому не давать. Эти чиновники, вместо профессиональных экспертов по определению актуальности исследований, теперь будут говорить: этому давать, а этому не давать. В отраслевые научно-исследовательские институты назначают «эффективных менеджеров». Идет разрушение науки.
– Вы считаете, что смена ректора МАИ связана с этими процессами?
– Это все в струе происходящего. Беда пришла не только в МАИ. Когда разгромили академию – это был первый большой сигнал, а ситуация с МАИ – уже частный случай. Как и объединение несовместимых институтов. Например, химико-технологический объединяют с электронным, а институт геодезии и картографии с каким-то автомобильным. И это все решения Минобра. Да, новый ректор МАИ говорит гладкие вещи. Но никогда в МАИ не было возглавлявших его людей, некомпетентных в направлении образования, которое дает институт. Никогда.
Новый ректор МАИ Рождественский выступил перед студентами первый раз
7 Октября 2015
Итак, сегодня состоялось внеплановое заседание Учёного Совета МАИ.
Кроме текущих процессуальных вопросов повестки, главным было выступление и.о. ректора Александра Викторовича Рождественского. Послушать нового руководителя собралось много сотрудников и студентов – в зале был аншлаг.
Далее цитаты и краткое (или не очень) изложение сказанного.
Стратегия развития МАИ – попадание вуза в 100 лучших университетов мира, так называемая программа 5/100 (см. http://5top100.ru/)
Программа жёстко определяет структуру вуза, поэтому тут, конечно, ждут перемены. В рамках реализации управления программой повышения конкурентоспособности МАИ будут существовать программные дирекции по направлениям: «Авиационные системы» (рук. Погосян М. А.), «Космические и ракетные системы» (Алифанов О. М.), «Энергетические системы» (Агульник А. Б.), «Информационно-телекоммуникационные системы» (Шевцов В. А.), «Производственные технологии» (Каблов Е. Н.)
А.В. допускает, что программу мы можем и не выиграть, однако цели этой программы всё равно являются стратегическими для развития МАИ.
А.В. был готов к негативу в свой адрес со стороны профессорско-преподавательского состава (ППС) и действующего руководства МАИ. Это порождает у него азарт преодоления сложившейся ситуации.
Он осознаёт, что история с его назначением является стресс-фактором для всего коллектива маёвцев, но призывает сосредоточиться на конструктиве, а не на негативе.
По достоинству оценивает работу предшественников, но «нет предела совершенству». И есть поле для деятельности.
Комментируя увольнение проректоров, А.В. заметил, что прекращение полномочий ректора влечёт за собой автоматическое прекращение полномочий и проректоров. Сейчас он ведёт переговоры со всеми и проводит назначение. Уже известно, что и.о. проректоров по своим направлениям Куприков М.Ю. и Шевцов В. А.. Также прошло назначение на и.о. проректора по экономике и финансам Дёминой Е.Ю. (см.http://www.mai.ru/common/leaders/index.php). Назначение проректоров (точнее и.о.) будет проводиться постепенно по принципу «Не навреди!»
А.В. заявил, что планирует заботиться об улучшении жизни студентов, развитии кампуса, студенческого движения и уверяет, что на реализацию этих задач средства имеются.
Констатировал фактический дисбаланс по головам в соотношении административно-управленческого персонала МАИ к ППС: 55/45. Считает это недопустимым фактом и явно постарается привести данное соотношение к рекомендуемым МОН – 30/70.
Говорил и о необходимости конкурировать за хорошего абитуриента, т.к. слабый абитуриент не способен овладевать в полной мере программами подготовки МАИ.
И.о. ректора говорил о предварительном общественном обсуждении предлагаемых им перемен. Уверял, что наши опасения не оправданы. Перемены придут не сразу.
Слухи о продаже активов вуза вызывают у А. В. улыбку. Т.к. во-первых, таких намерений у него нет. А во-вторых, это не так-то просто сделать, чтобы можно было это легко реализовать.
Базы отдыха могли бы использовать более эффективно. Как можно больше студентов и ППС могли бы ими воспользоваться. И в возможных перспективах предстоит ещё разбираться.
Общежитие. Плата за общежитие повышаться не будет. И А.В. даже надеется, что удастся понизить эту стоимость, как это удалось реализовать в МАТИ.
Далее последовали вопросы из зала. И первый вопрос, который позже прозвучал в иных интерпретациях повторно, был про выборы.
А.В. заметил, что подобный вопрос стоит прежде всего адресовать учредителям (т.е. МОН). По существующему законодательству существует несколько путей утверждения ректора вуза, в т.ч. назначение Министерством и выборы трудовым коллективом совместно с обучающимися. Летом т.г. по всем вузам был разослан МОН типовой устав, в котором предусмотрено назначение (!) ректора сверху. (Прим.: в типовой устав вносить изменения в рамках законодательства РФ может Учёный Совет вуза. Но подробнее об уставе МАИ в другой раз). А.В. понимает, что прежде, чем пройдут выборы, он должен потрудиться, чтобы показать, на что он способен. И более того, он не утверждал, что непременно будет баллотироваться на сей пост, т.к. ещё не в полной мере разобрался, что за хозяйство ему досталось.
Что касается назначения летом выборов ректора МАИ и последующей отмены сего процесса МОН, то тут А.В. прокомментировал довольно жёстко. Назначение выборов в период реструктуризации было недопустимой ошибкой, которую МОН своевременно устранил. В назначенных в августе выборах были отрезаны от возможности принять в них участие 7000 чел. сотрудников и студентов МАТИ, что является недопустимым обстоятельством.
Вопрос о введении табелей учёта рабочего времени для преподавателей.
А.В. сказал, что в случае выполнения требований к ППС (методическая работа и т.п.), жестчить никто не собирается (т.е. не обязательно методичку писать сидя в ГУКе, например, можно и дома – лишь бы была в итоге методичка).
Вопрос: Можете ли вы решать стратегические вопросы в авиационной и космической отрасли?
Ответ: это вопрос команды (показывая на проректоров). Управленец должен создать условия для работы этой команды. А.В. имеет определенные устоявшиеся связи с отдельными предприятиями отрасли, успешно с ними взаимодействует и получает поддержку с их стороны. «Кое-чего уже добились».
Вопрос: почему МАТИ признан неэффективным вузом?
Ответ: 2.5 года назад из 7 основных показателей, по которым определяется эффективность вуза, МАТИ по 4-ём находился в красной зоне (т.е. не отвечал требованиям). В 2015 году при мониторинге вузов МАТИ находился только по одному показателю в красной зоне – это количество м2/студента. В столь сжатые сроки изменить этот показатель значительно не каждому дано, а то и вовсе невозможно. «МАТИ не является неэффективным вузом».
Вопрос: Так что не получилось, что МАТИ перестал существовать?
Ответ: комментировать решение МОН не корректно и может быть даже не безопасно (смеётся).
Те преподаватели, которые были уволены, в основном уволены за коррупционные составляющие. Других сокращений ППС в МАТИ не было. «Нам же не нужно это и в МАИ? С коррупционерами нам не по пути».
Вопрос: что Вы можете сказать о переезде МАИ в Жуковский?
Ответ: о возможности таких перспектив А. В. слышит впервые. И рассказал про попечительский совет, который будет ограничивать деятельность ректора (чуть ниже об этом).
Вопрос: как представляете реальное объединение вузов – подразделений и площадей?
Ответ: де-юре МАТИ сейчас перестаёт существовать. Но де-факто на полное слияние уйдет год-два. Институты, факультеты и кафедры пока будут существовать параллельно – как минимум до конца текущего учебного года. Планируется создание рабочих групп для решения тех или иных задач в рамках объединения. В МАИ существуют дублирующие кафедры, чего удалось избежать в МАТИ, и с этим нужно разбираться. Вероятно, что какие-то кафедры/подразделения ждёт слияние. Все площади, которые были, так и остались и останутся. Студенты будут учиться как и учатся до конца учебного года – матёвцы у себя, маёвцы у себя. Все площади остаются, подчеркнул А.В.
В ответах на вопросы, касающиеся двухуровневой системы образования, А.В. отмечал, что качество образования должен оценивать работодатель. Отметил и такое достижение, что контрольные цифры приёма на 2016 год по магистрам увеличено суммарно для двух вузов. (т.е. если в МАИ принимали в 2015 году А магистров, а в МАТИ – В чел., то в 2016 году примут С, которое > А+В). Говорил о необходимости привлекать магистров со стороны.
Система распределения нормативов резервирования накладных от хоз.дог. НИР, отработанная годами, останется прежней. Внебюджетные доходы от образовательной деятельности также останутся в ведении факультетов.
Что касается развития финансирования научных разработок и сохранения статуса НИУ, то МАИ продолжит участвовать в ФЦП МОН и тех же программах грантирования, что и ранее, однако А.В. считает, что нужно подключаться к ФЦП Минпромторга, Минтранса и т.д.
Вчера Минобрнауки РФ официально сообщило, что ректор Московского авиационного института Александр Рождественский уволился по собственному желанию, поскольку «так и не смог наладить конструктивный, рабочий контакт с коллективом». С пятницы исполнение обязанностей главы вуза возложено на выпускника МАИ, профессора, докто
Сообщение о том, что Вячеслав Шевцов назначен исполняющим обязанности ректора, появилось на сайте и на официальных аккаунтах МАИ в соцсетях еще в пятницу. «Поздравляю с приходом к власти «своего человека», «Ура. МАИ победил!», «Наш кандидат», «Достойнейший из достойнейших» – так комментировали пользователи эту новость на странице вуза в социальной сети «ВКонтакте».
Официально заявляется, что предыдущий руководитель вуза Александр Рождественский ушел по собственному желанию. Новый и.о. ректора Шевцов, как следует из справки МАИ, окончил факультет радиоэлектроники летательных аппаратов того же вуза в 1977 году, а затем обучался в аспирантуре и в 1987 году защитил диссертацию кандидата технических наук. Всю жизнь Вячеслав Шевцов работал в МАИ. В 2004 году он стал доктором технических наук, в 2001-м – получил звание доцента, в 2007-м – профессора, дважды избирался деканом факультета радиоэлектроники. С 2007 года Вячеслав Шевцов занимал должность проректора МАИ по научной работе и являлся руководителем программы развития вуза как национального исследовательского университета. Кроме того, известно, что г-н Шевцов является почетным профессором Высшей школы Эсслинген – технического института (университета прикладных наук) (Германия) и был дважды удостоен премии Правительства РФ в области науки и техники.
Пресс-служба Министерства образования ограничилась в понедельник коротким сообщением. «Ректором Московского авиационного института было официально составлено заявление о сложении полномочий по собственному желанию. По его словам, за прошедшие несколько месяцев он так и не смог наладить конструктивный рабочий контакт с коллективом Московского авиационного института», – заявили в Минобрнауки. Там добавили, что министр Дмитрий Ливанов отставку принял и назначил своим приказом Вячеслава Шевцова на должность исполняющего обязанности ректора. «Его главной задачей будет подготовка и проведение выборов ректора, которые пройдут в мае-июне», – сообщили в Минобрнауки РФ.
Смена ректора в Московском авиационном институте осенью 2015 года сопровождалась публичным скандалом. Находившегося тогда на должности ректора Анатолия Геращенко внезапно освободили от работы, поставив Александра Рождественского исполняющим обязанности главы вуза. Сам г-н Рождественский до этого был ректором Московского авиационного технологического института им. К.Э. Циолковского – этот вуз был признан неэффективным и присоединен к МАИ. Ряд преподавателей и студентов вуза назвали случившееся «захватом». В интервью «НИ» академик РАН, доктор технических наук и бывший ректор МАИ Юрий Рыжов тогда объяснил, что смена руководства должна была произойти путем выборов, а не путем назначения со стороны министерства, да и многие сотрудники вуза не хотели видеть ректором человека, который никогда не имел отношения к авиации. «Он имеет лишь педагогическое и экономическое образование. Он понимает только в одной из более чем десяти тематик факультетов МАИ», – возмущался Юрий Рыжов.
Вчера г-н Рыжов назвал новую смену руководства вуза положительным явлением: «Теперь МАИ будет руководить человек, который проработал там много лет. К сожалению, я не очень хорошо его знаю. Зато теперь в МАИ пройдут выборы по всем правилам». Он сообщил, что уже обсудил новость с сотрудниками, работающими в аппарате ректората вуза. «Рождественский успел расставить своих людей. Так вот они, узнав про его увольнение, устроили погром в кабинетах бухгалтерии, общежития. Разбили посуду, стекла в шкафах и так далее. Мне рассказали, что главный бухгалтер впала в истерику», – добавил академик (подтвердить эти сведения в вузе «НИ» вчера не удалось). Собеседник «НИ» полагает, что Александр Рождественский покинул свой пост потому, что не захотел работать в коллективе, который не был доволен его назначением.
Бывший ректор МАИ академик Юрий Рыжов комментирует перестановки в МАИ
8 Октября 2015
На этой неделе стало известно о конфликте, который разворачивается в Московском авиационном институте (МАИ). Ректор МАИ Анатолий Геращенко в понедельник оказался освобожден от занимаемой должности в очень короткие сроки; исполняющим обязанности ректора стал Александр Рождественский, который ранее возглавлял Московский авиационный технологический института им. К.Э. Циолковского (вуз был признан неэффективным и присоединен к МАИ). Ряд преподавателей и студентов вуза называют случившееся «захватом». О том, почему сотрудники возмутились кадровыми перестановками и в каких обстоятельствах они прошли, «НИ» поговорили с академиком РАН, доктором технических наук, бывшим ректором МАИ Юрием РЫЖОВЫМ.
– Как вы относитесь к смене ректора в МАИ?
– Я считаю хамством то, как выкинули предыдущего ректора, без права посещения МАИ и с выдачей ему трудовой книжки. Произошел рейдерский захват института.
– Почему именно «рейдерский захват»?
– Это скорее этический момент. Да, Александр Рождественский был назначен исполняющим обязанности по приказу Министерства образования и науки. Однако как это произошло? Шел нормальный ученый совет. Вдруг к его завершению приезжают только что не в масках и не с автоматами и объявляют, что Анатолий Геращенко тут больше не работает. Конечно, это рейдерство. Произошел пусть и законный, но захват МАИ, без соблюдения норм и правил. Смена ректора должна иметь процедуру, а не происходить за пять минут, пока зачитывается приказ.
– Как же все должно было произойти по правилам?
– Срок работы ушедшего ректора заканчивался в декабре. В начале августа ему из Минобрнауки предложили провести голосование и выдвинуть претендентов на ректорский пост в МАИ. Так и было сделано. Затем вернулся министр Ливанов и заявил, что никаких выборов быть не должно и министерство будет решать все самостоятельно. О том, что произошло дальше, я уже рассказал. Приехали из министерства, нагло ходили по кабинетам, зачитали ректору приказ об увольнении с выдачей ему трудовой книжки. Анатолий Геращенко теперь уже даже не допущен на территорию института, хотя он проработал в нем всю жизнь. Он, кстати, звонил мне и просил прийти на ученый совет, который состоялся в понедельник в присутствии Александра Рождественского. Я не хотел, но пошел. И убедился, что произошло то, что и ожидалось.
– Как произошедшее восприняли в вузе?
– Наш высокоинтеллектуальный «пипл» все «схавал». Никто, включая профессоров, доцентов, академиков, не сказал ни слова. Все послушали и с мрачным видом покинули зал ученого совета. Так происходит со всей ученой общественностью сегодня в России.
– Вы лично разговаривали с теми, кто присутствовал на ученом совете в понедельник?
– Конечно. Я приехал пораньше. Люди, когда с ними говоришь в коридоре, ахают и говорят: «Что же делать?»
– Какие еще впечатления у вас остались после ученого совета?
– Александр Рождественский, который вел ученый совет и выступал на нем, конечно, говорил очень гладко. Он производит впечатление «ловкого парня». Очень хорошо говорил без бумажки: «Мне еще надо вникнуть в дела, я еще не знаком с этим замечательным, великим институтом». Однако биография у него очень странная.
– Почему вы так считаете?
– Например, когда он был ректором Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циолковского (МАТИ), этот вуз был признан неэффективным, а в мае его присоединили к МАИ. Получается, что ректора неэффективного института назначают ректором МАИ. Кроме того, он имеет лишь педагогическое и экономическое образование. Он понимает только в одной из более чем десяти тематик факультетов МАИ. В основном в МАИ дается инженерное образование по самым разным направлениям военно-промышленного комплекса и вообще авиационно-ракетно-космической промышленности. Может быть, пройдут выборы нового ректора. Но они пройдут так же, как все выборы власти в нашей стране, которые являются имитацией и фальсификацией.
– Вы полагаете, что назначение Александра Рождественского может негативно сказаться на МАИ?
– Пока не могу об этом говорить. Институт и так уже не особо в хорошем положении. Гораздо меньший процент выпускников находит себе применение, чем раньше. Нашей стране уже не нужна ни авиация, ни ракетостроение. Вообще наука нашей власти сегодня не нужна. Ведь главная тема состоит даже не в том, что произошло в МАИ. Вначале разгромили Российскую академию наук. Все началось с назначения академика Владимира Фортова на пост президента РАН. Он очень умный, хороший человек. Однако произошедшее после его назначения реформирование РАН не привело ни к чему хорошему. Над РАН назначили ФАНО (Федеральное агентство научных организаций. – «НИ»), которое ведает финансами академии. Ладно, они распоряжаются имуществом, но теперь они уже претендуют на решение вопросов, какому научному направлению давать деньги, а какому не давать. Эти чиновники, вместо профессиональных экспертов по определению актуальности исследований, теперь будут говорить: этому давать, а этому не давать. В отраслевые научно-исследовательские институты назначают «эффективных менеджеров». Идет разрушение науки.
– Вы считаете, что смена ректора МАИ связана с этими процессами?
– Это все в струе происходящего. Беда пришла не только в МАИ. Когда разгромили академию – это был первый большой сигнал, а ситуация с МАИ – уже частный случай. Как и объединение несовместимых институтов. Например, химико-технологический объединяют с электронным, а институт геодезии и картографии с каким-то автомобильным. И это все решения Минобра. Да, новый ректор МАИ говорит гладкие вещи. Но никогда в МАИ не было возглавлявших его людей, некомпетентных в направлении образования, которое дает институт. Никогда.
Отметим, что на сайте Change.org уже появилась петиция за отмену назначения Александра Рождественского на должность ректора МАИ. За несколько дней она набрала почти семь тысяч подписей. В петиции указывается, что увольнение Анатолия Геращенко прошло с нарушениями Трудового кодекса РФ. Авторы письма подчеркивают также, что МАТИ под управлением Рождественского был признан неэффективным вузом. «На данный момент Рождественский, придя со своей командой в МАИ, с первых же дней начал устраивать массовые увольнения практически всех руководителей университета», — говорится в петиции. В качестве ответа на нее появилась и петиция с обратным требованием: «Рождественский показал себя как отличный ректор, который пресекал коррупцию и несправедливость на корню, в отличии от ректора и преподавательского состава МАИ!», — гласит послание.
«НИ» обратились в отдел по связям с общественностью МАИ с вопросом, была ли законной процедура назначения нового ректора, включавшая отмену его выборов. Сотрудник отдела, отказавшийся представиться, сказал: «Министерство образования имеет право как устанавливать сроки выборов ректора, так и назначать их самостоятельно, если это не прописано в уставе учебного заведения». Собеседник «НИ» пояснил, что решение Минобра назначить ректора было продиктовано трудностями, которые вызвало слияние МАИ и МАТИ: в частности, выборы главы вуза «поставили бы МАИ и МАТИ в неравное положение». В вузе подчеркнули, что и.о. назначен временно, на переходный период.
На просьбу прокомментировать сведения о том, что и.о. ректора уже начал «кадровые чистки», отправив в отставку прежних проректоров, в вузе ответили: «По ст. 332 ТК РФ все проректоры увольняются вместе с ректором, поэтому всё происходит в рамках закона».
Ректора уволили по понятиям
Объединение двух авиационных вузов страны напоминает рейдерский захват
Фото: «Новая газета»
Объединение двух авиационных вузов страны напоминает рейдерский захват
29 сентября в Московском авиационном институте — известном на всю страну МАИ произошла смена власти. В институт поступил приказ из Минобрнауки о назначении нового исполняющего обязанности ректора вуза. Им вместо спешно уволенного Анатолия Геращенко стал Александр Рождественский — бывший ректор расформированного Московского авиационного технологического института (МАТИ). Идея о слиянии двух вузов — авторитетного и известного на всю страну МАИ и признанного неэффективными МАТИ была оглашена министерством еще в марте. Было решено объединить два института в один. Предполагалось, что студенты от этого слияния только выиграют и смогут получать более широкий спектр профессий. Но то, что смена формата будет проходить так жестко, не ожидал никто.
МАИ заштормило нешуточно, ведь по сути, руководителем крупнейшего авиационного вуза страны в одночасье назначался человек, во-первых, не имеющий в своем послужном списке ни намека на профессиональное знание предмета (то есть авиакосмоса), во-вторых, так или иначе не сумевший уберечь вуз, которым управлял, от краха.
Всех, с кем удалось поговорить на эту тему, и чьи мнения звучали в кулуарах МАИ, поражал даже не сам факт смены власти в институте. Термин «оптимизация» давно и прочно ассоциируется с закамуфлированным разрушением какой бы то ни было отрасли, и ничего хорошего от реформ люди не ждут. Поражали «манеры» новой власти. Манеры, продемонстрированные этой властью, иллюзий относительно методов, которыми будет укрепляться и, видимо, «прирастать славой» МАИ у сотрудников и студентов вуза не оставляют.
А манеры такие. Уведомление об увольнении было вручено Геращенко без каких-либо предварительных переговоров, без ритуальных процедур, которые хоть и не меняют ситуацию, но все же смягчают удар. С главной страницы сайта института спешно удалили фамилию ректора, вписав на его место фамилию Рождественского. Табличка с именем Геращенко над ректорским кабинетом была сбита уже на следующий день после его насильственной отставки.
Процедура слияния двух вузов, а, по сути, смена руководства в одном, видимо, готовилась давно, но как спецоперация. По трудовому контракту, полномочия ректора Геращенко, а продлять ректорство он не собирался (предельный возраст нахождения в этой должности 65 лет), заканчивались 2 декабря. И даже если решения наверху уже были приняты, почему нельзя было потерпеть два месяца и сменить руководство вуза в более-менее приличествующей манере, понять невозможно. А ведь совсем недавно, в начале августа в МАИ из министерства пришло письмо, в котором сообщалось о начале процедуры выбора нового ректора. Все желающие могли подать в комиссию заявки. То есть в институте спокойно собирались выбирать нового руководителя из известных кандидатов. Однако 20 августа из «образовательного» ведомства пришло новое письмо, в котором грядущие выборы отменялись без объяснения причин.
Причина в лице г-на Рождественского появилась в вузе 29 сентября.
В первые два дня своей работы в МАИ Рождественский, по свидетельству сотрудников вуза, расторг контракты практически всех проректоров, изъял печать института и приостановил все банковские операции МАИ.
Практически в эти же дни на сайте Change.org появилась петиция, собирающая подписи против назначения Рождественского на пост ректора МАИ. На 6 октября было собрано больше семи тысяч подписей.
Вот некоторые, самые распространенные аргументы подписантов:
Орхан Яшин: «Считаю, что выбор ректора института должен происходить не по назначению, а путем честных и справедливых выборов. Так же считаю, что ректором авиационного института не должен и не может быть человек, который не имеет ни какого образования, касающегося авиационно-космической промышленности».
Юрий Черёмушкин: «Считаю, что как минимум до опровержения информации о плагиате в диссертации на ресурсе Диссернет рассматривать Рождественского на должность ректора МАИ крайне неэтично и оскорбительно по отношению к студентам и преподавательскому составу».
Ольга Алешина: «Ректор должен быть избран на конкурсной основе — по его заслугам, а не по беспределу чиновников, которые усердно гробят лучшую в мире систему высшего образования».
Кстати о Диссернете. На сайте этого ресурса можно найти ссылку на работу Александра Рождественского, защищенную им в 2009 году. Диссертация называется «Формирование системы инвестирования социальной сферы региона: теория, методология и практика». По мнению экспертов, в работе активно использованы заимствования из работ четырех авторов — только на 40 страницах из 309 не было обнаружено плагиата.
Фактически, прислав на должность ректора известнейшего вуза страны специалиста без профильного образования и с репутационными издержками, министр образования Ливанов закрыл возможность диалога между чиновниками и учеными, прировняв последних не к интеллектуальной элите, а к обслуживающему персоналу.
Бывший ректор МАИ, академик РАН Юрий Рыжов, более тридцати лет проработавший в институте, так оценивает произошедшее: «Это не экстраординарная ситуация, это продолжение того, что сделали с Академией наук России. Все началось с назначения академика Владимира Фортова на пост президента РАН. Он очень честный и умный человек. Однако произошедшее после его назначения реформирование Академии не привело ни к чему хорошему. Над РАН назначили ФАНО (Федеральное агентство научных организаций. — Н.Ч.), которое распоряжается финансами академии. Но теперь они стали активно вмешиваться в решение вопросов, какому научному направлению давать деньги, а какому не давать.
В МАИ еще более подлая ситуация, потому что ректора Геращенко не просто освободили от занимаемой должности, а сделали это предельно бесстыже. Шел обычный ученый совет, проректоры читали рутинные доклады, а в конце действа в зал зашли чиновники и зачитали приказ о том, что Геращенко уволен из Московского авиационного института с выдачей ему трудовой книжки без права посещения МАИ. После они двинулись осматривать кабинеты. Это все очень смахивает на рейдерский захват, потому что назначение ректора должно проходить по процедуре, а не как спланированная операция.
У меня как у профессионала есть вопросы к Министерству образования по кандидатуре нового ректора. Когда он возглавлял Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского (МАТИ), вуз признали неэффективным. Получается, что ректора неэффективного института назначают ректором МАИ. У него лишь педагогическое и экономическое образование. Это нонсенс, что возглавлять МАИ будет человек, некомпетентный в этой отрасли образования. Такого за всю историю института не было».
Первое публичное появление Александра Рождественского на экстренном Ученом совете, посвященном смене ректора, прошло при полном аншлаге. Зал был набит битком, у дверей втихаря пристроились студенты. Александр Рождественский держался уверенно. Во вступительном слове сказал, что «ситуация сложная и сложилась так как сложилась, для меня это назначение — вызов, и я его принял, рекомендую вам делать также». Он пообещал, что плата за общежитие для студентов повышаться не будет и что собственность МАИ распродаваться тоже не будет. А в ответ на вопрос из зала, намерен ли он выставлять свою кандидатуру на предстоящие по уставу вуза выборы ректора в декабре, сообщил новость, о которой никто в зале не подозревал: «В июне во все вузы был разослан типовой устав, разработанный Министерством образования. По новому уставу ректор будет назначаться».
Собственно этой фразой и.о. ректора Рождественский поставил коллектив института в известность, что выбора (и выборов) у коллектива нет.
Увольнение ректора маи
I. Порядок приема и увольнения работников
1. Работники при оформлении на работу заключают трудовой договор (контракт) о работе в университете.
Разряд работнику определяется в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС) и устанавливается приказом ректора (проректора) университета.
2. При приеме на работу администрация университета обязана потребовать от поступающего:
- а) представления трудовой книжки, оформленной в установленном порядке, а если лицо поступает на работу впервые — справки о последнем занятии, выданной по месту жительства соответствующей жилищно-эксплуатационной организацией, сельской или поселковой администрацией; уволенные из рядов Вооруженных Сил РФ обязаны предъявить администрации военный билет;
- б) предъявления паспорта.
При приеме на работу, требующую специальных знаний, администрация университета вправе потребовать от работника предъявления диплома или иного документа о полученном образовании или профессиональной подготовке.
Запрещается требовать от работника при приеме на работу документы, представление которых не предусмотрено законодательством.
Прием на работу оформляется приказом ректора (проректора), который объявляется работнику руководителем структурного подразделения университета под расписку. Приказу предшествует заключение трудового договора (контракта) между работником и университетом. В приказе указываются наименование работы (должности) в соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником или штатным расписанием и условия оплаты труда.
Для профессорско-преподавательского состава и научных работников перед заключением контракта проводится конкурсный отбор претендентов в порядке, установленном Министерством образования Российской Федерации.
3. При поступлении на работу или переводе работника университета в установленном порядке на другую работу администрация обязана:
- а) ознакомить работника с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснить его права и обязанности;
- б) ознакомить работника с правилами внутреннего распорядка и учебным режимом в университете, Уставом МАИ и Коллективным договором между администрацией и коллективом работников вуза;
- в) проинструктировать работника по технике безопасности, производственной санитарии, гигиене труда, правилам пожарной безопасности и другим правилам по охране труда, а при приеме на работу с источниками повышенной опасности — провести обучение и аттестацию по знанию правил охраны труда.
4. На всех работников университета, поступивших на работу впервые и проработавших свыше 5 дней, оформляются трудовые книжки в порядке, установленном действующим законодательством. Лицам, поступившим на работу в университет на условиях почасовой оплаты, трудовая книжка выдается при условии, если данная работа является основной.
5. Прекращение контракта может иметь место только по основаниям, предусмотренным законодательством.
Работники университета имеют право расторгнуть трудовой договор (контракт), заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом администрацию письменно за 2 недели.
По истечении указанных сроков предупреждения работник вправе прекратить работу, а администрация университета обязана выдать ему трудовую книжку и произвести с ним расчет.
Срочный трудовой договор (контракт) подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, препятствующих выполнению работы по договору, нарушения администрацией законодательства о труде, Коллективного договора и по другим уважительным причинам.
Трудовой договор (контракт), как срочный, так и заключенный на неопределенный срок, может быть расторгнут администрацией университета в случаях:
- 1) ликвидации университета, сокращения численности или штата работников;
- 2) выявленного несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы;
- 3) систематического неисполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом) или правилами внутреннего распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания;
- 4) прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;
- 5) неявки на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, не считая отпуска по беременности и родам, если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании. За работниками, утратившими трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;
- 6) восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;
- 7) появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;
- 8) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) государственного или общественного имущества, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания или применение мер общественного воздействия.
Увольнение по основаниям, указанным в пунктах 1, 2 и 6, допускается только в том случае, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
Не допускается увольнение работника по инициативе администрации в период временной нетрудоспособности (кроме пункта 5) и в период пребывания работника в очередном отпуске, за исключением случаев полной ликвидации университета.
6. Увольнение штатных работников из числа профессорско-преподавательского состава в связи с сокращением объема работы может производиться только по окончании учебного года с соблюдением действующего законодательства.
7. Прекращение трудового договора (контракта) оформляется приказом ректора (проректора) университета.
8. В день увольнения администрация обязана выдать рабочему или служащему его трудовую книжку с внесенной в нее записью об увольнении и произвести с ним окончательный расчет.
Днем увольнения считается последний день работы.
II. Основные обязанности работников
9. Все работники университета обязаны:
- а) работать честно и добросовестно, соблюдать дисциплину труда — основу порядка в университете, своевременно и точно исполнять распоряжения администрации, использовать все рабочее время для производительного труда, воздерживаться от действий, мешающих другим работникам выполнять их трудовые обязанности;
- б) соблюдать требования по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, гигиене труда и пожарной безопасности, предусмотренные соответствующими инструкциями и правилами; работать в выданной спецодежде, спецобуви, пользоваться необходимыми средствами индивидуальной защиты;
- в) принимать меры к немедленному устранению причин и условий, препятствующих нормальной работе или затрудняющих ее (простой, авария), и немедленно сообщать о случившемся администрации;
- г) соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов;
- д) соблюдать установленный в университете порядок защиты и использования интеллектуальной собственности, служебной и коммерческой тайны университета;
- е) беречь собственность университета, эффективно использовать оборудование, бережно относиться к инструментам, спецодежде и другим предметам, выдаваемым в пользование работникам, экономно и рационально расходовать сырье, материалы, энергию, топливо и другие материальные ресурсы;
- ж) повышать свою профессиональную (производственную) квалификацию.
10. Профессорско-преподавательский состав университета обязан:
- а) вести на высоком научном уровне учебную и методическую работу по своей специальности;
- б) осуществлять работу по воспитанию студентов, аспирантов, слушателей, обращая особое внимание на выполнение ими правил внутреннего распорядка университета и бережное отношение к собственности университета (помещениям, инвентарю, приборам, учебным пособиям и т. п.);
- в) проводить научные исследования; участвовать в соответствии с установленным в университете порядком в передаче и использовании результатов этих исследований;
- г) совершенствовать теоретические знания, практический опыт, методы ведения научной работы, педагогическое мастерство, а профессорам также осуществлять подготовку научно-педагогических кадров;
- д) руководить научно-исследовательской работой студентов;
- е) осуществлять постоянную связь с выпускниками университета, изучать их производственную деятельность и на основе ее анализа совершенствовать работу по обучению и воспитанию студентов;
11. Научные работники университета обязаны:
- а) выполнять научно-исследовательскую работу в установленные сроки на высоком научно-техническом уровне;
- б) представлять выполненные научно-исследовательские работы к государственной регистрации в соответствии с установленными требованиями;
- в) проводить научные исследования; участвовать в соответствии с установленным в университете порядком в передаче и использовании результатов этих исследований;
- г) нести ответственность за актуальность и научно-технический уровень исследований, выполнение их в установленные сроки, достоверность и качество полученных результатов;
- д) осуществлять контроль за ходом выполнения научно-исследовательских работ, а также за экономным использовалием средств по всем видам расходов и соблюдением штатной дисциплины.
12. Работники отделов и служб, аппарата управления, учебно-вспомогательный персонал кафедр обязаны:
- а) повышать производительность труда, своевременно и тщательно выполнять работы по нарядам и заданиям, нормы выработки и нормированные производственные задания;
- б) улучшать качество работы и выпускаемой продукции, не допускать упущений и брака в работе, соблюдать технологическую дисциплину, качественно выполнять обязанности, предусмотренные должностными инструкциями;
- в) содержать свое рабочее место, оборудование и приспособления и передавать сменяющему работнику в порядке, чистоте и исправном состоянии, а также соблюдать чистоту в цехе, отделе, в помещениях кафедры, лаборатории и на территории университета;
- г) принимать меры к немедленному устранению причин и условий, препятствующих нормальной работе или затрудняющих ее (простой, авария), и немедленно сообщать о случившемся администрации.
13. Студенты университета обязаны:
- а) систематически и глубоко овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности;
- б) посещать обязательные учебные занятия и выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебным планом и программами;
- в) выполнять правила внутреннего распорядка университета и студенческого общежития;
- г) при неявке на занятия по уважительным причинам не позднее чем на следующий день поставить об этом в известность декана факультета и в первый день явки в университет представить данные о причинах пропуска занятий. В случае болезни студент представляет декану факультета справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения;
- д) вставать при входе в аудиторию преподавателей, руководителей университета и факультета;
- е) бережно и аккуратно относиться к собственности университета (помещениям, инвентарю, приборам, учебным пособиям, книгам и т. д.); студентам запрещается без разрешения администрации университета выносить предметы и различное оборудование из лабораторий, учебных и других помещений;
- ж) быть дисциплинированным и опрятным в университете;
- з) поддерживать надлежащую чистоту и порядок во всех учебных и учебно-производственных помещениях на началах самообслуживания совместно с техническим персоналом университета.
III. Основные обязанности администрации
14. Администрация университета (ректор, проректоры, деканы, заведующие кафедрами, начальники отделов и служб) обязана:
- а) организовать труд профессорско-преподавательского состава и других работников университета, чтобы каждый работал по своей специальности и квалификации, имел закрепленное за ним рабочее место, своевременно до начала порученной работы был ознакомлен с установленным заданием и обеспечен работой в течение всего рабочего дня (смены); обеспечить здоровые, безопасные условия труда, исправное состояние оборудования; своевременно сообщать преподавателям расписание их учебных занятий и утверждать на предстоящий учебный год индивидуальные планы учебно-методической, научно-исследовательской и других видов работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом университета;
- б) создавать условия для улучшения качества подготовки и воспитания специалистов с учетом требований современного производства, новейших достижений науки, техники и культуры и перспектив их развития и организации труда; организовать изучение и внедрение передовых методов обучения; механизировать тяжелые и трудоемкие работы в учебно-производственных мастерских (хозяйствах) университета;
- в) осуществлять воспитательную работу с работниками, студентами, аспирантами, слушателями, создавать условия для проведения культурно-воспитательной работы, занятий физической культурой и художественным творчеством;
- г) своевременно рассматривать и внедрять предложения общественных организаций, преподавателей, других работников и студентов, направленные на улучшение работы университета, поддерживать и поощрять лучших работников;
- д) обеспечивать соблюдение трудовой и производственной дисциплины, применять меры воздействия к нарушителям трудовой дисциплины;
- е) соблюдать законодательство о труде и правила охраны труда; улучшать условия труда работников и учебы студентов, аспирантов и слушателей;
- ж) обеспечивать правильное применение действующих условий оплаты и нормирования труда; выдавать заработную плату и стипендию в установленные законом сроки;
- з) обеспечивать своевременное предоставление отпусков всем работникам университета;
- и) сообщать преподавателям в конце учебного года (до ухода в отпуск) их годовую нагрузку в новом учебном году;
- к) выявлять причины неуспеваемости студентов, оказывать им помощь в организации дополнительных занятий;
- л) обеспечивать в соответствии с установленным в университете порядком передачу и использование результатов научных исследований университета, защиту и использование интеллектуальной собственности, служебной и коммерческой тайны университета;
- м) обеспечивать охрану университета, сохранность оборудования, инвентаря и другого имущества, а также поддерживать необходимый порядок в учебных и бытовых зданиях; охрана зданий, имущества и ответственность за их противопожарное и санитарное состояние возлагается приказом ректора на определенных лиц административно-хозяйственного персонала и службы безопасности университета;
- н) устанавливать часы приема по личным вопросам ректора и проректоров приказом по университету;
- о) устанавливать часы приема по личным вопросам деканов (заместителей деканов) в зависимости от работы дневных и вечерних отделений факультетов.
Администрация осуществляет свои обязанности в соответствии с Коллективным договором, регулирующим трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между администрацией и работниками университета.
IV. Рабочее время и его использование
15. В университете устанавливается:
- а) шестидневная рабочая неделя для профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала;
- б) пятидневная рабочая неделя для научного, административно-хозяйственного и обслуживающего персонала.
16. В университете установлен:
- а) для профессорско-преподавательского состава шестичасовой рабочий день (36 часов в неделю);
- б) для учебно-вспомогательного состава семичасовой рабочий день, в субботу пятичасовой (40 часов в неделю);
- в) для работников с пятидневной рабочей неделей продолжительность рабочего дня 8 часов 15 минут; в пятницу 7 часов (40 часов в неделю);
17. Обеденный перерыв в университете составляет 45 минут.
18. В пределах шестичасового рабочего дня преподаватели должны вести все виды учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной и других работ в соответствии с занимаемой должностью, учебным планом и планом научно-исследовательской работы.
19. Работа в порядке совместительства, разрешенного действующим законодательством, профессорско-преподавательским составом, рабочими и служащими должна выполняться в свободное от основной работы время.
20. Контроль за соблюдением расписания учебных занятий и за выполнением индивидуальных планов учебно-методической и научно-исследовательской работы осуществляется заведующими кафедрами и деканами факультетов и их заместителями.
21. О начале и об окончании работы, а также о перерыве в работе работники извещаются соответствующими сигналами или другим способом.
До начала работы каждый работник (кроме преподавателей) обязан отметить свой приход на работу, а по окончании рабочего дня — уход с работы в порядке, установленном в университете.
22. Администрация обязана организовать учет явки на работу и ухода с работы. Около места учета должны быть часы, правильно указывающие время.
Работника, появившегося на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, администрация не допускает к работе в данный рабочий день (смену).
23. При неявке на работу преподавателя или иного работника университета администрация обязана немедленно принять меры к замене его другим преподавателем (работником).
24. Сверхурочные работы, как правило, не допускаются.
Применение сверхурочных работ администрацией может производиться в исключительных случаях, предусмотренных действующим законодательством, лишь с разрешения профсоюзного комитета университета.
25. Запрещается в рабочее время:
- а) отвлекать работников от их непосредственной работы, вызывать или снимать их с работы для выполнения общественных обязанностей и проведения разного рода мероприятий, не связанных с производственной деятельностью (всевозможные семинары, спортивные соревнования, занятия художественной самодеятельностью, туристические поездки и т. д.);
- б) созывать собрания, заседания и всякого рода совещания по общественным делам, за исключением случаев, предусмотренных в Коллективном договоре.
26. Очередность предоставления ежегодных отпусков устанавливается администрацией университета по согласованию с профсоюзным комитетом с учетом необходимости обеспечения нормального хода работы университета и благоприятных условий для отдыха работников.
График отпусков составляется на каждый календарный год не позднее 15 января текущего года и доводится до сведения всех работников.
Профессорско-преподавательскому составу ежегодные отпуска предоставляются, как правило, в летний каникулярный период.
V. Поощрения за успехи в работе и учебе
27. За образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительную безупречную работу и за другие достижения в работе применяются следующие виды поощрения:
- а) объявление благодарности;
- б) выдача премии;
- в) награждение ценным подарком;
- г) награждение Почетной грамотой;
- д) занесение в Книгу почета, на Доску почета.
Поощрения, предусмотренные подпунктами «а», «б», «в», применяются администрацией по согласованию, а предусмотренные подпунктами «г» и «д» — совместно с профсоюзным комитетом университета.
Поощрения объявляются в приказе ректора (проректора), доводятся до сведения всего коллектива и заносятся в трудовую книжку работника.
При применении мер поощрения обеспечивается сочетание материального и морального стимулирования труда.
28. Работникам, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности, предоставляются в первую очередь преимущества по продвижению по работе, а также предоставляются преимущества и льготы в области социально-культурного и жилищно-бытового обслуживания.
29. За особые трудовые заслуги работники университета представляются к награждению орденами, медалями, почетными грамотами, нагрудными знаками и к присвоению почетных званий, а также к ведомственным наградам и поощрениям в соответствии с установленным порядком.
30. Для студентов, аспирантов, слушателей университета за хорошую успеваемость, активное участие в научно-исследовательской работе и общественной жизни университета применяются следующие виды поощрения:
- а) объявление благодарности;
- б) награждение грамотами;
- в) награждение ценным подарком;
- г) выдача премии.
Поощрения объявляются приказом ректора (проректора) по согласованию с профкомом студентов.
VI. Ответственность за нарушение трудовой и учебной дисциплины
31. Нарушения трудовой дисциплины, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей, влечет за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия, а также применение иных мер, предусмотренных действующим законодательством.
32. К работникам университета за нарушение трудовой дисциплины администрация университета применяет следующие дисциплинарные взыскания:
Увольнение за систематическое невыполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом) или правилами внутреннего распорядка, производится, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания; за прогул (в том числе за отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего времени) без уважительных причин, а также за появление на работе в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения.
33. Дисциплинарные взыскания налагаются ректором (проректором) университета и объявляются приказом.
Администрация университета имеет право вместо применения дисциплинарного взыскания передать вопрос о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива или общественной организации.
34. До наложения взыскания от нарушителя трудовой дисциплины должны быть затребованы объяснения в письменной форме. Отказ работника дать объяснение не может служить препятствием для наложения взыскания.
Дисциплинарные взыскания налагаются администрацией непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни или пребывания работника в отпуске.
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
35. За каждое нарушение трудовой дисциплины может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
36. При применении взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.
37. Приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется руководителем структурного подразделения работнику, подвергнутому взысканию, под расписку в трехдневный срок.
В необходимых случаях приказ доводится до сведения работников университета.
38. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.
Администрация по своей инициативе или по ходатайству трудового коллектива может издать приказ о снятии с работника взыскания, не ожидая истечения года, если он не допустил нового нарушения трудовой дисциплины и при этом проявил себя как хороший, добросовестный работник.
В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения, указанные в настоящих Правилах внутреннего распорядка, к работнику не применяются.
39. За нарушение учебной дисциплины, правил внутреннего распорядка университета, правил проживания в студенческом общежитии к студентам, аспирантам, слушателям может быть применено одно из следующих дисциплинарных взысканий:
- а) замечание;
- б) выговор;
- в) строгий выговор;
- г) исключение из университета.
Исключение из университета студентов и слушателей может быть произведено за однократное грубое нарушение правил внутреннего распорядка, а именно: за появление в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения, за злостную порчу имущества университета и т. п. Исключение из университета несовершеннолетних студентов и слушателей производится с согласия районной комиссии по делам несовершеннолетних.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения (не считая времени болезни или нахождения студента, аспиранта, слушателя на каникулах, в академическом отпуске, отпуске но уходу за ребенком), не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. Если студент, аспирант, слушатель в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.
40. В трудовые книжки студентов, аспирантов, слушателей, имеющих таковые, отдел кадров университета вносит запись о времени обучения на дневных отделениях факультетов без указания причины отчисления.
41. Учебные занятия в университете проводятся по расписанию в соответствии с учебными планами и программами, утвержденными в установленном порядке.
Сокращение продолжительности каникул, установленных учебными планами, не допускается.
42. Учебное расписание составляется на семестр и вывешивается не позже чем за 10 дней до начала каждого семестра.
Для проведения факультативных занятий составляется отдельное расписание. Нагрузка студентов при обучении с отрывом от производства по всем видам учебных занятий устанавливается в соответствии с действующими стандартами.
43. О начале и завершении учебного занятия преподаватели, студенты извещаются звонком. По окончании занятий также дается звонок.
44. После звонка, извещающего о начале занятий, студенты имеют право войти в аудиторию только с разрешения преподавателя.
После начала занятий во всех учебных и прилегающих к ним помещениях должны быть обеспечены тишина и порядок, необходимые для нормального хода учебных занятий. Недопустимо прерывать учебные занятия, входить в аудиторию и выходить из нее во время их проведения.
45. До начала каждого учебного занятий (и в перерывах между занятиями) в аудиториях, лабораториях, учебных мастерских и кабинетах лаборанты подготавливают необходимые учебные пособия и аппаратуру.
46. Для проведения практических занятий в аудиториях, лабораториях, учебных мастерских каждый курс делится на группы.
47. Состав студенческих групп устанавливается распоряжением декана.
48. В каждой группе деканом факультета назначается староста из числа наиболее успевающих и дисциплинированных студентов, который работает в тесном контакте с профгрупоргом учебной группы.
Староста группы подчиняется непосредственно декану факультета (заместителю декана), проводит в своей группе все его распоряжения и указания.
В функции старосты группы входят:
- а) персональный учет посещения студентами всех видов учебных занятий;
- б) представление в деканат факультета еженедельного отчета о неявке студентов на занятия с указанием причин;
- в) наблюдение за состоянием учебной дисциплины в группе на лекциях и практических занятиях, а также за сохранностью учебного оборудования и инвентаря;
- г) своевременная организация получения и распределения среди студентов группы учебников и учебных пособий;
- д) извещение студентов об изменениях, вносимых в расписание занятий;
- е) подготовка аудитории к занятиям;
- ж) контроль за своевременной выдачей стипендии студентам группы.
Распоряжения старосты в пределах указанных выше функций обязательны для всех студентов группы.
49. В каждой группе ведется журнал «Учета посещения занятий студентами». В нем староста группы отмечает присутствующих и отсутствующих на занятиях студентов.
VIII. Порядок в помещениях и на территории университета
50. Ответственность за благоустройство территории и поддержание порядка в учебных помещениях (наличие исправной мебели, учебного оборудования, поддержание нормальной температуры, освещение и пр.) несут проректор по административно-хозяйственной работе университета и деканы факультетов.
За исправность оборудования в лабораториях и кабинетах, а также за готовность учебных пособий к занятиям отвечают заведующие кафедрами и лабораториями.
51. В помещениях и на территории университета воспрещается:
- а) распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических веществ;
- б) игра в азартные игры (карты, кости и др.);
- в) курение (за исключением специально оборудованных мест);
- г) громкие разговоры, шум во время занятий.
52. Сдача ключей от служебных и производственных помещений, а также от аудиторий, лабораторий и пр. должна осуществляться в установленном порядке. Ключи хранятся у дежурных комендантов корпусов или в отделе охраны университета и выдаются по спискам сотрудникам подразделений, ответственным за сдачу и получение ключей от помещений.
53. Правила внутреннего распорядка вывешиваются в подразделениях университета на видном месте.
54. Дополнения и изменения к Правилам внутреннего распорядка утверждает Конференция коллектива университета.