Оглавление:
Агентство регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области
Законодательство
Образец заявления в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов
Заявление в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Главную государственную инспекцию регионального надзора Ульяновской области гражданин может обратиться по следующим электронным адресам:
Руководителю Главной государственной инспекции регионального надзора
(ф.и.о., замещаемая должность
государственного гражданского служащего)
В соответствии с пунктом 2 статьей 14 Федерального закона от 27.07.2004 года « 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,
(о фактах, которые могут привести к конфликту интересов)
Прошу инициировать рассмотрение изложенной мною информации на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области.
дата подпись расшифровка подписи
Уведомление
о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области
к совершению коррупционных правонарушений
Руководителю Главной государственной инспекции регионального надзора
Батанову Николаю Алексеевичу
(Ф.И.О. государственного гражданского служащего, должность, структурное подразделение)
1. Уведомляю о факте обращения в целях склонения меня к коррупционному правонарушению (далее – склонение к правонарушению) со стороны _________________
(указываются Ф.И.О., должность, все известные сведения о физическом (юридическом) лице,
склоняющем к правонарушению)
2. Склонение к правонарушению производилось в целях осуществления мною ______
(указывается сущность предполагаемого правонарушения)
3. Склонение к правонарушению осуществлялось посредством ___________________
(способ склонения: подкуп, угроза, обман и т.д.)
4. Склонение к правонарушению произошло в ________ ч. ________ мин.
«____» _______________ 201 ___ г. в _____________________________________________
5. Склонение к правонарушению производилось _______________________________
(обстоятельства склонения: телефонный разговор, личная встреча, почта и др.)
(дата заполнения уведомления) (подпись)
Верховный суд обобщил практику по делам о конфликте интересов в отношении госслужащих
Верховный суд опубликовал обзор практики рассмотрения судами в 2014-2016 годах споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции.
В обобщении ВС, в частности, проанализировал применение судами антикоррупционного законодательства при разрешении споров, которые касались привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за попытку утаить возможный конфликт интересов, стороной которого они выступали. Верховный суд счел необходимым разъяснить свои правовые правовые позиции по данной категории дел в связи с тем, что суды «в отдельных случаях» допускают по ним ошибки. Кроме того, обобщение должно обеспечить единообразный подход к разрешению таких споров.
Как прокурор одним заявлением хотел «трех зайцев убить»
Прокурор обратился в суд с заявлением о возможном конфликте интересов, стороной которого являлся первый замглавы районной администрации Ч. По данным прокуратуры, муниципалитет в 2011-2013 годах по итогам открытых аукционов и запросов котировок заключил более 30 контрактов с ООО «Жилкомсервис» на ремонт муниципального жилфонда. Одним из учредителей организации был Н. – муж сестры Ч., которая в силу своего служебного положения знала об условиях проведения конкурсов и о выделяемых из бюджета средствах. Эти обстоятельства могли привести к личной заинтересованности чиновника, повлиять на объективное исполнение ею служебных обязанностей и сказаться на итогах аукционов, счел районный прокурор. Две судебные инстанции согласились с этими доводами, установив наличие конфликта интересов и указав, что Ч. не приняла мер по его недопущению, а также письменно не уведомила об этом работодателя.
Однако коллегия по гражданским делам ВС не согласилась с решением коллег. Обращаясь в суд с заявлением об установлении конфликта интересов, стороной которого выступает муниципальный служащий, сотрудник прокуратуры указал на то, что личная заинтересованность Ч. может повлиять на объективное исполнение ею обязанностей первого замглавы администрации. Ч. не попыталась избежать этого конфликта и не предупредила своего нанимателя. Данные действия являются правонарушением, которые влекут увольнение с муниципальной службы, отметила коллегия ВС. С учетом этого она пришла к выводу о том, что заявление прокурора связано с последующим разрешением спора о праве на прохождение Ч. муниципальной службы, а также с оспариванием итогов аукционов. «Суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду», — указал ВС, отменил вынесенные по делу судебные постановления и оставил заявление прокурора без рассмотрения (определение № 71-КГ15-10 от 29 сентября 2015 года).
А был ли конфликт интересов?
М. оспорил в суде законность о его увольнения с должности заместителя главы горадминистрации по вопросам безопасности, правопорядка и контроля, а также попросил изменить основания его снятия с должности. Заявитель пояснил, что подал работодателю заявление об увольнении по собственному желанию, однако трудовой договор с ним расторгли в связи с тем, что он не принял мер по предотвращению конфликта интересов, стороной которого является. М. настаивал на отсутствии конфликта интересов, поскольку тот факт, что он являлся членом комиссии по проведению аукциона на право аренды земельного участка, в котором участвовала его супруга, никак не повлиял на результаты конкурса. В итоге победителем был признан другой участник, а не его жена.
Однако суд первой инстанции, а затем и апелляция сочли доводы истца несостоятельными, указав, что под личной заинтересованностью на муниципальной службе, в частности, понимается возможность получения состоящими с чиновником в близком родстве лицами доходов в виде денег или имущественных прав. В случае признания супруги истца победителем аукциона с ней был бы подписан договор, на основании которого она получила бы имущественные права на земельный участок. Следовательно, в данных обстоятельствах имела место личная заинтересованность М., решили суды. А тот факт, что его жена не выиграла аукцион, не имеет правового значения, поскольку под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего не только влияет, но и может повлиять на надлежащее и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей (по материалам судебной практики Ивановского облсуда).
О конфликте интересов заявлять не громко, а письменно
П. обратилась в суд с иском к УФССП, в котором просила признать незаконным ее увольнение из этого управления в связи с утратой доверия и восстановить ее в должности пристава-исполнителя. Согласно материалам дела, заявительница в рамках одного из исполнительных производств устно сообщила начальнику о своем родстве с должником В. (он приходился ей отцом — прим.ред.). Пристав сочла, что тем самым она заявила самоотвод и выполнила требования о предотвращении конфликта интересов. Суд установил, что П. возбудила исполнительное производство на основании судебного приказа о взыскании с В. транспортного налога и пени за просрочку платежа. При этом она не применила мер принудительного исполнения, что позволило должнику продать автомобиль и исключило возможность наложить на него взыскание. Таким образом, П. допустила возникновение конфликта интересов, а ее личная заинтересованность повлияла на надлежащее исполнение ею должностных обязанностей, заключил суд. Он также указал, что П. должна была проинформировать начальника о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и заявить самоотвод в письменной форме до начала совершения исполнительных действий в отношении В. (по материалам судебной практики Кемеровского облсуда).
Служебное поведение и конфликт интересов
«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2009, N 10
Служебное поведение и конфликт интересов
По мнению автора статьи, положение о деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов подлежит совершенствованию.
Своевременность критического подхода
Нет необходимости раскрывать актуальность темы по проблематике организации и осуществления деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее — комиссии). Всем, кто включен в систему государственной гражданской службы, ясно, какие цели и задачи стоят перед указанными комиссиями. Однако в научной литературе до сих пор не изложен критический взгляд на Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, которое было утверждено Указом Президента РФ от 03.03.2007 N 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов». В научной литературе нет предложений по совершенствованию названного Положения и нет рекомендаций по действиям должностных лиц, в функции которых входит реализация нормативных правовых актов о государственной гражданской службе.
В основе данной статьи лежат авторские разработки и выводы, которые были сделаны при подготовке к проведению лекций для слушателей курсов повышения квалификации Российской академии государственной службы при Президенте РФ по теме «Управление конфликтами на государственной службе» (2008 — 2009 учебный год).
Основные термины Положения
Первое, на что нам необходимо обратить внимание, — это на структуру Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее — Положение).
Итак, Положение состоит из 4 частей, каждая из которых имеет свою собственную нагрузку в связи с определенным предназначением.
Примечание. В соответствии с п. 34 Положения комиссия может принять одно из следующих решений:
а) установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
б) установить факт наличия личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Часть I «Общие положения» предназначена для того, чтобы изложить основания, цели и задачи комиссии, сферу ее деятельности в зависимости от уровня государственно-административного управления. По логике, в этой же части Положения должны были быть перечислены и раскрыты основные термины, используемые в данном административном документе.
Сразу поясним, что основные термины, как правило, раскрываются не только с целью правильного понимания каждого из них, но и для того, чтобы в системе соответствующих отношений существовало единообразие в применении того или иного нормативно-правового акта, административного регламента и пр.
В данном случае нельзя не обратить внимания на то, что разработчики анализируемого Положения не раскрывают следующие термины:
— «урегулирование конфликта интересов»;
— «уполномоченный гражданским служащим представитель»;
— «поступок, порочащий честь и достоинство гражданского служащего».
Урегулирование конфликта корыстных интересов [1] — это действия надлежащих лиц, способных принимать управленческие решения в рамках своего юридического статуса, в результате которых может быть поставлена преграда коррупции, дискредитации государственной гражданской службы, авторитета того или иного органа государственно-административного управления. В данной связи обратим внимание на то, что Комиссия по своему статусу не способна урегулировать конфликт корыстных интересов в строгом смысле этого термина.
К вопросу об урегулировании конфликта корыстных интересов вернемся позднее, когда будем анализировать порядок работы комиссии.
Термин «уполномоченный гражданским служащим представитель» предусмотрен п. 30 Положения. Можно предположить, что данное уполномоченное лицо призвано участвовать в процедуре рассмотрения комиссией всех вопросов, входящих в ее компетенцию (подведомственность). Однако проблема заключается в том, что термин «уполномоченный гражданским служащим представитель» имеет широкое и узкое значение. Широкое значение позволяет трактовать п. 30 Положения таким образом, что уполномоченный гражданским служащим представитель — это председатель первичной профсоюзной организации, осуществляющей свою уставную деятельность в данном органе государственно-административного управления. Узкое же значение рассматриваемого термина заключается в том, что интересы гражданского служащего в процессе работы комиссии может защищать физическое лицо, которое уполномочено на это гражданским служащим в установленном порядке (например, на основании доверенности).
Естественно, что на практике не во всех органах государственно-административного управления государственные служащие ассоциированы в профессиональные союзы. Более того, нередки случаи, когда при наличии в том или ином органе государственно-административного управления первичной профсоюзной организации ее лидеры не осуществляют защитных функций.
Нами отдается предпочтение дозволению гражданскому служащему самостоятельно решить вопрос о представительстве его интересов при осуществлении деятельности комиссии.
Еще более запутанным является вопрос о целеполагании применения термина «поступок, порочащий честь и достоинство гражданского служащего». Так, пп. «а» п. 21 Положения предусмотрено, что основанием для проведения заседания комиссии является «полученная от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, от организаций, должностных лиц или граждан информация о совершении гражданским служащим поступков, порочащих его честь и достоинство (выделено мной — А.С.), или об ином нарушении гражданским служащим требований к служебному поведению, предусмотренных ст. 18 Федерального закона» .
Имеется в виду Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 18.07.2009).
По смыслу указанного положения, одним из оснований для проведения заседания комиссии является совершение гражданским служащим поступка, порочащего его честь и достоинство. То есть, по большому счету, комиссия должна вмешиваться в ситуацию, которая может косвенно подорвать авторитет системы государственного управления из-за того, что гражданский служащий реально или умозрительно (по мнению того, кто предоставил соответствующую информацию) сам совершил поступок, порочащий его честь и достоинство.
Такой предмет исследования — поступок, порочащий честь и достоинство гражданина, проходящего государственную гражданскую службу, со стороны комиссии, на наш взгляд, — возвращает нас во времена, далекие от XXI в. Более того, в современной России нет ни кодекса чести гражданского служащего, ни этического кодекса государственной службы [2].
Пример. Приведем пример из практики управленческого консультирования по проблеме этики поведения гражданских служащих.
В аппарате управления одного из министерств, входящего в состав правительства субъекта РФ, произошел следующий случай. В течение года главный специалист Н. при исполнении им служебных обязанностей в рамках соответствующего регламента по работе с убыточными организациями осуществлял взаимодействие с должностными лицами более высокого ранга в инспекциях Федеральной налоговой службы. До определенного времени это взаимодействие, включающее телефонные разговоры о сроках проведения совместных заседаний и подготовке материалов к ним, протекало в рабочей обстановке. Однако однажды Н. был вызван в кабинет заместителя руководителя департамента органа исполнительной власти, проводящего указанные совместные заседания, где ему было предложено написать объяснительную записку о факте некорректного поведения с представителем конкретного налогового органа. Вышестоящий руководитель сообщил Н., что он реагирует на устную жалобу представителя Федеральной налоговой службы и что действия Н. квалифицируются как некорректное поведение. Обратим внимание на то, что речь шла о жалобе представителя налоговой инспекции, где состоял на учете орган исполнительной власти. Заместитель руководителя департамента органа исполнительной власти устно распорядился об отстранении специалиста Н. от обязанностей по работе с убыточными организациями.
Фактически описанная конфликтная ситуация затрагивает проблему защиты чести и профессионального достоинства специалиста Н., а также привлечения его к ответственности за некорректное поведение, признаки которого не определены ни служебным распорядком государственного органа, ни должностным регламентом специалиста Н.
Вернемся к проблеме вмешательства комиссии в ситуацию реального или умозрительного (иллюзорного) совершения гражданским служащим, поступка, порочащего его честь и достоинство. На практике любой проступок может быть совершен гражданским служащим, как в течение служебного времени (определено соответствующим служебным распорядком), так и за пределами служебного времени. Но поскольку Положением определен порядок образования и деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, то ключевыми словами в данном выражении являются «служебное поведение». Очевидно, что в нынешних условиях все, что лежит за пределами служебного времени, не может быть предметом рассмотрения комиссии. В противном случае это можно квалифицировать как вмешательство в частную жизнь гражданина.
Примечание. В соответствии с п. 24 Положения Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.
Нам представляется, что комиссии не должны быть подведомственны случаи совершения гражданскими служащими поступков, порочащих их честь и достоинство, а также случаи его поведения, отклоняющегося от норм, за пределами служебного времени.
Проблема подведомственности комиссии ситуаций, возникающих при всем многообразии отношений на государственной гражданской службе, является открытой. Так, на практике можно столкнуться со случаями, когда предметом заседания комиссии становится та или иная ситуация, объективно относящаяся к деятельности совсем другого юрисдикционного органа, — комиссии по рассмотрению служебных споров индивидуального характера.
Комиссия: состав и порядок работы
Порядок образования комиссии, предусмотренный анализируемым Положением, вызывает несколько существенных замечаний.
Замечание первое. Институт независимых экспертов в том виде, в котором он существует в Положении, не исключает возможности манипулирования лицами, включаемыми в состав комиссии. Так, например, образовательное учреждение или другая организация (см. пп. «в» п. 10 и п. 18 Положения) могут входить в систему того или иного министерства, ведомства, органа государственно-административного управления.
Замечание второе. Лица, выступающие в качестве независимых экспертов, не могут не иметь персональных данных. На практике эти персональные данные необходимы для осуществления выплаты им материального вознаграждения на основании правил ведения бухгалтерского учета. Эти персональные данные необходимы также для того, чтобы гражданский суд мог привлечь к ответственности конкретного гражданина, выступавшего в качестве эксперта, если со стороны этого лица в ходе работы комиссии будут допущены действия, квалифицируемые тем или иным гражданским служащим как умаление его чести и достоинства.
Замечание третье. Статус всех членов комиссии в том виде, в котором он представлен в п. 15 Положения, ничтожен. Каждый член комиссии должен быть наделен не только правами, но и обязанностями. Права и обязанности всех членов комиссии должны быть конкретными. Так, например, члены комиссии обязаны уважать гражданского служащего, вызванного на заседание комиссии по тем или иным причинам. Они обязаны вести процесс рассмотрения конкретной ситуации беспристрастно и на основании принципа презумпции невиновности гражданина, занимающего ту или иную должность гражданского служащего, а также обязаны не распространять информацию по вопросам, рассмотрение которых не завершено комиссией.
Представляется, что каждый член комиссии должен иметь право на отвод кандидатуры любого эксперта, если со стороны этого физического лица ранее была проявлена некомпетентность, имел место факт выступления, порочащего имя какого-либо должностного лица, а также в целях предупреждения конфликта корыстных интересов.
Следующий раздел Положения, вызвавший критические замечания, именуется «Порядок работы комиссии».
Самая существенная проблема, возникающая при необходимости осуществления практической деятельности комиссии, имеет системный характер. Это означает, что корни этой проблемы лежат в Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 18.07.2009, далее — Закон о государственной гражданской службе). Суть же этой проблемы заключается в двойственности предмета практической деятельности комиссии, когда речь идет о ее таком функциональном предназначении, как урегулирование конфликта корыстных интересов. То есть комиссия должна работать с реальным конфликтом корыстных интересов, а также с гипотетическим конфликтом корыстных интересов, о котором гражданский служащий заявил в установленном порядке.
Данный вывод вытекает из содержания п. 1 ст. 19 Закона о государственной гражданской службе. Конфликт интересов — это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам.
Для практического применения наше разграничение предмета, относимого к ведению комиссии, имеет существенное значение. Объясняется это тем, что в случае наличия реального конфликта корыстных интересов, т.е. возникшего в результате определенного события, подтвержденного (подтверждаемого) соответствующими фактами, алгоритм работы комиссии будет одним. В случае, когда служащий заявил о том, что его действия (бездействие) гипотетически могут повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей или могут привести к возникновению конфликта корыстных интересов, алгоритм работы комиссии будет другим.
Нами не ставилась задача предложить собственное видение разных алгоритмов работы комиссии. Позднее будет изложен общий перечень действий комиссии, направленных на диагностику того или иного случая, имеющего отношение к понятию «конфликт корыстных интересов». А прежде необходимо обратить внимание на несколько существенных моментов проблемного характера.
Несовершенство Положения в отношении работы комиссии
1. Анализируемое нами Положение не содержит перечня основных принципов, на которых должна строиться работа комиссии и всех ее членов. Полагаем, что к основным принципам деятельности комиссии и всех ее членов относятся:
— принцип презумпции невиновности гражданского служащего, который реально или умозрительно является участником ситуации, связанной с понятием «конфликт корыстных интересов»;
— принцип уважительного отношения к гражданскому служащему, который реально или умозрительно является участником ситуации, связанной с понятием «конфликт корыстных интересов», а также к его полномочному представителю, участвующему в процессе выяснения всех обстоятельств ситуации, рассматриваемой комиссией;
— принцип беспристрастного ведения разбирательства на любом из этапов работы комиссии;
— принцип поиска объективной истины;
— принцип ведения дискуссии с использованием справедливых процедур (отвода или замены членов комиссии, а также экспертов; предоставления слова; заслушивания претензий, связанных с защитой чести и достоинства гражданского служащего; заслушивания лиц, которые могут иметь точку зрения, отличную от общей; другие);
— принцип состязательности мнений, позиций и оценок рассматриваемых эпизодов той или иной ситуации;
— принцип конфиденциальности сведений, полученных всеми участниками данного разбирательства на любом из заседаний комиссии;
— принцип ведения протокола на каждом из заседаний комиссии;
— принцип принятия коллегиального решения на основе завершения проблемного анализа ситуации и образования единого суждения о характере поведения гражданского служащего.
Примечание. В приведенном юридическом определении конфликта интересов глаголы «влияет» и «возникает» имеют непосредственное отношение к состоявшемуся факту, а выражения «может повлиять» и «может возникнуть» — к гипотетическому действию, которое не имеет ничего общего с понятием «юридический факт».
2. Анализируемым нами Положением не дано описания статуса гражданского служащего и его полномочного представителя, принимающих участие в процессе рассмотрения ситуации, связанной с понятием «конфликт корыстных интересов». Статус этих лиц должен быть четким и определенным. Так, например, гражданский служащий и его полномочный представитель должны обладать правом:
— на мотивированный отвод того или иного члена комиссии, а также эксперта;
— на получение достоверной информации, необходимой для доказательства или опровержения того или иного факта, а также для установления истинных обстоятельств, связанных с понятием «конфликт корыстных интересов»;
— на высказывание по существу дискутируемого вопроса;
— на заявление протеста (претензии) по факту неуважительного отношения или посягательства на честь и достоинство со стороны какого-либо члена комиссии, а также эксперта;
— на письменный отзыв по решению, вынесенному комиссии на этапе завершения ее работы;
— на обжалование решения комиссии, вынесенного после рассмотрения ситуации, связанной с понятием «конфликт корыстных интересов».
3. Анализируемое нами Положение не содержит перечня государственных гарантий, предоставляемых всем участникам процесса рассмотрения ситуации, связанной с понятием «конфликт корыстных интересов». Так, например, одна из государственных гарантий должна заключаться в том, что участие в процессе всех должностных лиц не может квалифицироваться как нарушение ими служебного распорядка. Что касается гражданского служащего и его полномочного представителя, то со стороны государства им должны быть предоставлены гарантии более высокого уровня. Например, им должна быть гарантирована поддержка председателя комиссии в получении от должностных лиц данного органа государственно-административного управления достоверной информации, а также копий служебных документов, которые могут быть использованы для поиска объективной истины.
4. Роль председателя комиссии в организации работы данного юрисдикционного органа, а также в проведении процесса рассмотрения ситуации, связанной с понятием «конфликт корыстных интересов», является неопределенной. Так, например, именно от данного лица зависят соблюдение комиссией основных принципов ее работы, образование единого суждения всех членов комиссии, достижение согласия в понимании и оценке фактов. Кроме того, председатель комиссии должен действовать так, чтобы не влиять своим авторитетом на выводы членов данного юрисдикционного органа. Таким образом, остается открытым вопрос об институционализации роли [3] председателя комиссии.
Алгоритм анализа ситуации конфликта
Подошло время изложить нашу точку зрения на процесс проблемного анализа ситуации, связанной с понятием «конфликт корыстных интересов». Иными словами, ниже будет представлен алгоритм проблемного анализа ситуации, которого нет в ч. IV исследуемого Положения. При этом данный алгоритм, по сути, разработан на основе опыта осуществления процесса рассмотрения организационного конфликта — индивидуального трудового и служебного споров.
Ясно, что процесс рассмотрения организационного конфликта базируется на ведении переговоров с использованием их различных форм, а главное — на основе принципов, характерных для принципиальных переговоров, конструктивных переговоров, эффективных переговоров.
Напомним, что в течение переговоров (открытых, закрытых, конфиденциальных и пр.) на практике может быть осуществлена всесторонняя оценка ситуации разными субъектами тех или иных общественных отношений, а также третьими лицами, не являющимися участниками этих отношений. Непосредственно в ходе переговоров выявляются: открытые и скрытые интересы субъектов взаимодействия, мотивация их действий (бездействия), плоскость пересечения интересов субъектов взаимодействия, наличие стереотипов, мешающих в получении истинной картины произошедшего события или длящегося события.
По большому счету, алгоритм проблемного анализа ситуации, который должна осуществить комиссия до вынесения своего решения, связан с двумя противоположными случаями. Первый из них, как было отмечено ранее, представляет собой свершившийся факт (далее — 1-й случай). Он характеризуется тем, что действия или бездействие конкретного гражданского служащего (группы этих лиц) уже осуществлены и привели к реальному конфликту корыстных интересов. Второй вариант более сложный (далее — 2-й случай). Он, по сути, является длящимся событием, когда гражданский служащий заявил в установленном порядке о гипотетическом конфликте корыстных интересов.
Не будем разделять эти ситуации, связанные с понятием «конфликт корыстных интересов», и представим общий алгоритм-процесс проблемного анализа ситуации. Данный алгоритм представляет собой комплекс действий комиссии, которые должны быть осуществлены ею в рамках порядка работы этого юрисдикционного органа.
Итак, комиссии необходимо:
— проанализировать условия, в которых произошел случай, связанный с понятием «конфликт корыстных интересов», или ситуацию длящегося события, вызвавшего такую реакцию гражданского служащего, как заявление о конфликте корыстных интересов;
— проанализировать поведение гражданского служащего, а также тех лиц, с которыми осуществлялось взаимодействие на стадии, предшествовавшей 1-му и 2-му случаю соответственно;
— в 1-м случае определить, какие последствия имеют место из числа тех, которые поименованы ст. 19 Закона о государственной гражданской службе;
— во 2-м случае определить, какую потенциальную угрозу несет в себе та или иная должностная функция гражданского служащего, с одной стороны, входящая в его должностной регламент, а с другой — способная привести к тем же последствиям;
— в 1-м и 2-м случаях определить, были ли осуществлены меры превентивного характера со стороны представителя нанимателя в целях предупреждения конфликта корыстных интересов при выполнении функциональных обязанностей любым гражданским служащим, способным замещать данную государственную должность на основании ранее утвержденных регламентов;
— в 1-м и 2-м случаях определить, владел ли гражданский служащий, замещающий данную должность государственной гражданской службы, информацией о служебном риске быть вовлеченным в конфликт корыстных интересов в период прохождения гражданской службы из-за специфического характера функциональных обязанностей;
— в 1-м и 2-м случаях определить, какова была динамика той ситуации, которая привела к реальному конфликту корыстных интересов или к гипотетическому конфликту корыстных интересов. Параллельно установить конкретные действия гражданского служащего в течение развития той или иной ситуации;
— в 1-м и 2-м случаях определить, что позволяет характеризовать рассматриваемую ситуацию как конфликт корыстных интересов;
— определить, какие объективные обстоятельства позволяют утверждать о наличии реального конфликта корыстных интересов;
— определить, существуют ли объективные основания для того, чтобы квалифицировать действия (бездействие) гражданского служащего:
а) в качестве умышленных и осознанно мотивированных корыстными интересами;
б) в качестве действий (бездействия), провоцировавших третье лицо к удовлетворению корыстных интересов гражданского служащего;
в) в качестве действий (бездействия), направленных на дискредитацию какого-либо должного лица данного органа государственно-административного управления или третьего лица;
— установить, предпринимал ли гражданский служащий реальную попытку избежать возникновения конфликта корыстных интересов, в чем она заключалась и чем завершилась;
— установить, какую роль выполнял непосредственный руководитель гражданского служащего в ситуации, приведшей к реальному или к гипотетическому конфликту корыстных интересов;
— установить, предпринимал ли гражданский служащий попытку обратить внимание кадровой службы данного органа государственно-административного управления на коррупционно опасный характер тех или иных функциональных обязанностей, входящих в утвержденный должностной регламент замещаемой им должности;
— установить, есть ли объективные причины для того, чтобы связывать ситуацию, связанную с понятием «конфликт корыстных интересов», с социально-психологическим портретом гражданского служащего, замещающего определенную должность в органе государственно-административного управления;
— установить, существует ли история коррупционного поведения гражданского служащего, который на данный момент является участником ситуации, приведшей к реальному или к гипотетическому конфликту корыстных интересов.
Примечание. В Законе о государственной гражданской службе отсутствует институт переговоров. Для практического применения данного Закона это означает, что все участники переговоров на весь период их проведения автоматически становятся нарушителями правил служебного поведения. Ситуация может быть изменена только путем принятия представителем нанимателя соответствующего локального нормативного акта, утверждающего правила ведения переговоров в данном органе государственно-административного управления.
Проблема квалифицирования поведения гражданского служащего в качестве коррупционного остается открытой и, на наш взгляд, будет оставаться таковой до тех пор, пока виды коррупционных деяний [3] не будут сведены в единый реестр, независимо от того, подлежат ли уголовной, административной ответственности или еще не нашли соответствующего отражения в той или другой отрасли права.
Таков, на наш взгляд, общий алгоритм процесса проблемного анализа комиссией ситуаций, связанных с понятием «конфликт корыстных интересов». Ясно, что социальная действительность многогранна, а ни одна конфликтная ситуация не похожа на другую. Из этого следует, что непосредственная практика деятельности комиссии того или иного органа государственно-административного управления покажет, удалось ли нам смоделировать алгоритм, применение которого даст положительный эффект.
Итоги работы комиссии
Последнее наше критическое замечание касается завершающей стадии работы комиссии. Речь идет о стадии, на которой комиссия должна вынести решение о квалифицировании проанализированной ею ситуации. Более того, имеется в виду только ситуация, квалифицируемая в качестве конфликта корыстных интересов.
На наш взгляд, разработчики рассмотренного Положения существенно сузили круг тех решений, которые может принять комиссия (см. пп. «б» п. 34) по результатам своей деятельности. Так, например, за пределами этого круга осталось правомочие комиссии рекомендовать представителю нанимателя провести ревизию некоторых регламентов структурных подразделений данного органа государственно-административного управления, ревизию некоторых должностных регламентов, чтобы исключить в дальнейшем возникновение ситуаций, связанных с понятием «конфликт корыстных интересов».
Убеждены, что указанная ревизия позволит принять надлежащие управленческие решения без изменения регламента деятельности самого органа государственно-административного управления.
В завершение ответим на вопрос, вынесенный в название этой статьи. На наш взгляд, Положение о деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов подлежит совершенствованию. Кроме того, необходимо в законодательном порядке вносить некоторые дополнения и изменения в Закон о государственной гражданской службе. Так, несомненно, в этом законодательном акте необходимо предусмотреть нормы, регламентирующие порядок ведения, во-первых, переговоров, которые должны предшествовать рассмотрению служебного спора соответствующей комиссией; во-вторых, переговоров как основ процессуальных действий комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
Еще большее значение имеет введение в указанный законодательный акт положений, направленных на установление государственных гарантий, предоставляемых каждому гражданскому служащему, вовлеченному в процессуальные действия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Это необходимо в том числе и для того, чтобы гражданские служащие, перед которыми стоит дилемма заявлять или не заявлять о гипотетическом конфликте корыстных интересов, действовали в условиях реального осуществления в жизни принципа презумпции невиновности и надлежащих государственных гарантий, предоставляемых данной категории занятых.
1. Соловьев А.В. Конфликты на государственной службе: типология и управление: Учеб.-практич. пособие. М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2008.
2. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М.: Изд. корпорация «Логос», 1998. С. 117 — 118.
3. Государственная политика и управление: Учеб. В 2-х ч. Часть II. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. С. 74.
Противодействие коррупции
Методические рекомендации по применению типовых ситуаций конфликта интересов в Вооруженных Силах Российской Федерации
Утверждены Статс-секретарем – заместителем
Министра обороны Российской Федерации 2 ноября 2017 г.
Методические рекомендации
по применению типовых ситуаций конфликта интересов
в Вооруженных Силах Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны для формирования единого подхода к организации и обеспечению работы подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее – подразделения), должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений (далее – должностные лица) по применению типовых ситуаций конфликта интересов в Вооруженных Силах Российской Федерации, единообразного применения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Задачами Методических рекомендаций являются:
- повышение эффективности принимаемых мер подразделениями (должностными лицами) в возникшей ситуации конфликта интересов среди военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих (далее – государственные служащие) и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации (далее – работники);
- повышение уровня правового сознания и персональной ответственности должностных лиц за недопущение ситуации, когда личная заинтересованность государственных служащих и работников влияет или может повлиять на исполнение ими должностных (служебных) обязанностей.
3. Основные принципы, которыми руководствуются подразделения (должностные лица) при организации работы по предотвращению, выявлению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе среди подчиненного личного состава:
- признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
- законность;
- взаимодействие в установленном порядке должностных лиц с правоохранительными органами, иными уполномоченными (компетентными) органами и институтами гражданского общества;
- комплексное использование организационных, правовых, информационно-пропагандистских, специальных и иных мер по предупреждению коррупции.
4. Настоящие Методические рекомендации способствуют выявлению, устранению причин и условий возникновения конфликта интересов, а также его урегулированию в Вооруженных Силах Российской Федерации.
II. Термины и определения,
используемые (употребляемые) в настоящих
Методических рекомендациях
5. Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
6. Личная заинтересованность – возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в понятии «конфликт интересов», и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в понятии «конфликт интересов», и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Личная заинтересованность должностного лица может быть обусловлена возможностью получения доходов (включая доходы, полученные в виде имущественной выгоды), а также иных выгод.
К доходам, в частности, относится получение:
а) денег (в наличной и безналичной форме);
б) иного имущества, под которым понимаются вещи (недвижимость, транспортные средства, драгоценности, документарные ценные бумаги и т.д.), бездокументарные ценные бумаги и имущественные права (право требования кредитора и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, предполагающие возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться имуществом, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.);
в) услуг имущественного характера;
г) результатов выполненных работ;
д) имущественных выгод, в том числе освобождение от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).
К иным выгодам, в частности относятся:
а) получение выгод (преимуществ), обусловленных такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.;
б) ускорение сроков административных процедур при оказании государственных услуг;
в) продвижение на вышестоящую должность или предоставление более престижного места службы (работы), содействие в получении поощрений и наград, научной степени и т.д.
7. Непосредственная подчиненность – взаимоотношение по службе, при котором начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и распоряжения, а также требовать их исполнения. Подчиненный же обязан их исполнять.
8. Прямой начальник – начальник, которому государственный служащий или работник подчинен по службе, хотя бы и временно.
9. Непосредственный начальник – ближайший к подчиненному прямой начальник, с которым непосредственно контактируют его государственные служащие или работники, и подчиняются ему, он наделен управленческой функцией над нижестоящими лицами, отвечает за выполнение поставленных задач и определенных опций.
10. Подконтрольность – состояние, когда государственный служащий или работник в силу своих должностных (служебных) обязанностей обязан контролировать служебную деятельность другого государственного служащего и работника, в том числе в случаях, когда между ними нет прямого подчинения.
11. Функции государственного управления организацией – полномочия государственного служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
12. Аффилированное лицо – любое физическое или юридическое лицо, которое прямо или косвенно контролирует компанию, находится под контролем компании, а также любое физическое или юридическое лицо, которое может быть признано аффилированным лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Под «контролем» понимается возможность прямо или косвенно (в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо в участиях в органах управления, либо иным образом) определять решения, принимаемые подконтрольным лицом.
III. Основная нормативно-правовая база
по вопросам конфликта интересов
в Вооруженных Силах Российской Федерации
а) Конституция Российской Федерации;
б) федеральные законы:
от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ);
от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон № 76-ФЗ);
от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 197-ФЗ);
от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон
№ 79-ФЗ);
от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ);
от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» (далее – Федеральный закон № 329-ФЗ);
от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ);
от 5 октября 2015 г. № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов» (далее – Федеральный закон
№ 285-ФЗ);
в) указы Президента Российской Федерации:
от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее Указ Президента Российской Федерации № 1065);
от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 821);
от 22 декабря 2015 № 650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 650);
г) постановления Правительства Российской Федерации:
от 5 июля 2013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 568);
от 9 января 2014 г. № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 10);
д) приказы Министра обороны Российской Федерации:
от 10 июня 2014 г. № 388 «О комиссиях организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов» (далее – приказ Министра обороны Российской Федерации № 388).
от 25 февраля 2015 г. № 119 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей, (далее – приказ Министра обороны Российской Федерации № 119);
от 26 февраля 2015 г. № 108 «Об утверждении Порядка уведомления работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, о фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принятия мер по недопущению любой возможности возникновению конфликта интересов (далее – приказ Министра обороны Российской Федерации № 108);
от 2 июня 2016 г. № 320 «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными гражданскими служащими Министерства обороны Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» (далее – приказ Министра обороны Российской Федерации № 320);
от 2 июня 2016 г. № 321 «Об утверждении Порядка уведомления военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» (далее – приказ Министра обороны Российской Федерации № 321).
IV. Ряд ключевых ситуаций конфликта интересов,
в которых государственный служащий или работник
Вооруженных Сил Российской Федерации
может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей
14. Ключевые области регулирования, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
- совместное прохождение службы близкими родственниками (при наличии подчиненности или подконтрольности);
- выполнение отдельных функций государственного управления, а также осуществление контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
- выполнение иной оплачиваемой работы;
- владение государственными служащими ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций);
- взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
- заключение государственных контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
- получение подарков или иных благ (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и (или) организаций, в отношении которых осуществляются или ранее осуществлялись отдельные функции государственного управления имущественные обязательства и судебные разбирательства.
V. Основные направления деятельности
подразделений (должностных лиц) при организации работы
по применению типовых ситуаций конфликта интересов
15. В целях повышение эффективности принимаемых мер в возникших ситуациях конфликта интересов необходимо предпринимать следующие меры:
Предупреждение возникновения конфликта интересов – это:
- запрет заниматься определенными видами деятельности или осуществлять определенные действия;
- разрешительный порядок занятия определенными видами деятельности или осуществления определенных действий;
- обязательное уведомление о занятости определенными видами деятельности.
Выявление конфликта интересов – это проведение всестороннего анализа подразделениями (должностными лицами):
- сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее сведения о доходах), представляемых государственными служащими и работниками о себе в соответствии с требованиями законодательства;
- поступивших обращений граждан;
- личных заявлений государственного служащего и работника о возможном конфликте интересов в соответствии с законодательством;
- поступивших уведомлений от работодателя при устройстве на работу бывшего государственного служащего;
- заключение государственного контракта на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов – это изменение должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
В основе организации работы по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в Вооруженных Силах Российской Федерации лежит исполнения обеспечения нормативных правовых актов:
- для государственных служащих: статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ, статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ, а также приказов Министра обороны Российской Федерации №№ 320, 321;
- для работников: статьи 11.1 Федерального закона № 273-ФЗ, подпункта «в» пункта 1 постановления Правительства № 568, приказа Министра обороны Российской Федерации № 108.
16. Согласно вышеназванным нормативным правовым актам государственный служащий, а также работник обязаны уведомлять представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
17. Непринятие государственным служащим, работником, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего, работника с государственной службы. Выяснение обстоятельств непринятия государственным служащим, работником мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов осуществляется в рамках проверки, проводимой подразделением. Для соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих и работников и урегулирования конфликтов интересов в Министерстве обороны Российской Федерации, а также в подразделениях созданы соответствующие комиссии.
18. Непринятие государственным служащим либо работником, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему государственно служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего или работника, являющегося представителем нанимателя, с государственной службы.
VI. Типовые ситуации конфликта интересов
и порядок их урегулирования
Ситуация № 1
Конфликт интересов, связанный с совместным
прохождением службы близкими родственниками
(при наличии подчиненности или подконтрольности)
1. У командира (заместителя командира, начальника штаба, заместителя начальника штаба и т.п.) в воинской части супруга является военнослужащей и проходит службу в этой же части.
Комментарий: Ситуация рассматривается как конфликт интересов. У супруги командира части возникает личная заинтересованность при исполнении должностных обязанностей, которая будет выражаться в преимуществе перед другими военнослужащими. Так же в данном случае, нарушено требование федерального законодательства, а именно военнослужащим запрещено проходить службу, если один из них непосредственно подчинен или подконтролен другому.
2. У командира (заместителя командира, начальника штаба, заместителя начальника штаба и т.п.) в этой же части воинской части работает супруга, которая является гражданским персоналом.
Комментарий: Ситуация рассматривается как конфликт интересов. Супруга командира (заместителя командира, начальника штаба, заместителя начальника штаба и т.п.) будет находиться в ситуации подконтрольности по отношению к своему супругу. Так же как и в предыдущем случае у супруги возникает личная заинтересованность при исполнении должностных обязанностей, выраженная в преимуществе перед другими работниками, а именно в нарушении установленного распорядка дня: супруга может уходить раньше с работы, не выходить в определенные дни на работу. А при распределении премии, несмотря на явные нарушения дисциплины, получить повышенное денежное вознаграждение.
Меры предотвращения и урегулирования:
- в любом из вышеперечисленных случаев государственные служащие и работники обязаны уведомлять о возникновении личной заинтересованности при исполнение должностных обязанностей: военнослужащие и работники своего непосредственного начальника (работодателя), федеральные государственные гражданские служащие – представителя нанимателя. Форма и образцы уведомлений определены нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствующая комиссия рассмотрит уведомление и вынесет решение является ли данная ситуация конфликтом интересов;
- одновременно руководство может отстранить государственного служащего (работника) от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и (или) иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего (работника).
Ситуация № 2
Конфликт интересов, связанный с выполнением
отдельных функций государственного управления,
а также осуществление контрольно-надзорной деятельности
в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми
связана личная заинтересованность
государственного служащего
1. У начальника военной приемки (заместителя начальника или начальников отделов) работает супруга (близкий родственник) на подконтрольном ему предприятии и занимает руководящую должность.
Комментарий: Ситуация рассматривается как возможный конфликт интересов. Занимая руководящую должность на предприятии, супруга (близкий родственник) может договориться с начальником военной приемки о том, чтоб тот принял продукцию «закрыв глаза» на неопределенные недостатки.
Список возможных руководящих должностей, которые могут являть наиболее коррупционноопасными: генеральный директор, заместитель генерального директора, главный инженер, заместитель главного инженера, главный конструктор, заместитель главного конструктора, главного бухгалтера, начальники отделов: финансового, ОТК, снабжения, технического досмотра, контроля и качества продуктов,
Меры предотвращения и урегулирования:
Не рекомендуется устраивать своего родственника или близкого знакомого на подконтрольное предприятие на руководящую должность. В случае если родственник или близкий знакомый уже работает на подконтрольном предприятии, то начальнику военной приемки (заместителя начальника или начальнику отдела) необходимо написать об этом уведомление. Соответствующая комиссия рассмотрит уведомление и вынесет решение является ли данная ситуация конфликтом интересов.
Ситуация № 3:
Конфликт интересов, связанный
с выполнение иной оплачиваемой работы
От государственного служащего поступило уведомление о выполнении им иной оплачиваемой работы.
Комментарий: Ситуация может рассматриваться как возможный конфликт интересов. Государственному служащему следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными (служебными) обязанностями. В случае если государственный служащий выполняет отдельные функции государственного управления в отношении той организации, в которую он собирается устраиваться, то ему следует отказаться от этой работы.
«Функции государственного управления» предполагают:
- размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;
- осуществление государственного надзора и контроля;
- подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);
- организацию продажи приватизируемого государственного имущества, иного имущества, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности;
- подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
- подготовку и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов;
- лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные действия;
- проведение государственной экспертизы и выдача заключений;
- возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;
- представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
- участие государственного служащего в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также деятельности, связанной с предварительным следствием и дознанием по уголовным делам.
В том случае, если государственный служащий считает, что у него нет отдельных функций государственного управления, а у ответственного за профилактику коррупционных правонарушений есть подозрения, что такие функции есть, то необходимо сделать сравнительный анализ его должностных (служебных) обязанностей на государственной службе и на том месте работе, куда он намеревается устроиться.
Государственный служащий (работник) в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Государственный служащий (работник) рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники государственного служащего (работника) или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.
Комментарий: Если государственный служащий (работник) не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение является нарушением и подлежит рассмотрению на заседании соответствующей комиссии. Несмотря на то, что рекомендации государственного служащего (работника) могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные советы обеспечивают возможность получения доходов родственниками государственного служащего (работника) или иными связанными с ним лицами и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтересованности.
Меры предотвращения и урегулирования:
Государственному служащему (работнику) при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.
Ситуация № 4:
Владение государственными служащими
ценными бумагами (долями участия, паями в уставных
(складочных) капиталах организаций)
Государственный служащий и (или) его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Комментарий: Необходимо учитывать, что в случае, если владение государственным служащим приносящими доход ценными бумагами, (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управление.
Для родственников государственного служащего ограничений на владение ценными бумагами не установлено. Тем не менее, важно понимать, что наличие в собственности у родственников государственного служащего ценных бумаг организации, на деятельность которой государственный служащий может повлиять в ходе исполнения должностных обязанностей, также влечет конфликт интересов.
Меры предотвращения и урегулирования:
- в случае если государственный служащий владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, он обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать ценные бумаги в доверительное управление;
- если передача ценных бумаг в доверительное управление не обязательно повлечет исключение возникновения конфликта интересов, то есть, не всегда может быть признана исчерпывающей мерой, в этой связи государственному служащему может быть принято добровольное решение об отчуждении ценных бумаг;
- в случае если родственники государственного служащего владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. При этом в целях урегулирования конфликта интересов государственному служащему необходимо рекомендовать родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.
Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг.
Меры предотвращения и урегулирования:
- Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.
- Представителю нанимателя рекомендуется до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).
Ситуация № 5:
Конфликт интересов, связанный с взаимодействием
с бывшим работодателем и трудоустройство
после увольнения с государственной службы
1. Государственный служащий являлся сотрудником одного из Управлений, в котором в его должностные (служебные) обязанности входили отдельные функции государственного управления в отношении той организации, с которой он собирается заключать трудовой (гражданско-правовой) договор.
Комментарии: Ситуация будет являться конфликтом интересов при условии, что должность государственного служащего входила в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации и оплата его работы (услуг) по договору будет составлять более ста тысяч рублей в течение месяца, а также с момента увольнения с государственной службы не прошло двух лет.
Меры предотвращения и урегулирования: государственный служащий должен написать заявление в соответствующую комиссию. Комиссия рассмотрит его заявление и примет решение о даче согласия или об отказе на заключение договора с организацией.
Ситуация № 6:
Конфликт интересов, связанный с заключением
государственных контрактов на закупку товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных нужд
1. Государственный служащий (работник) входит в комиссию, которая участвует в отборе кандидатов на заключение государственного контракта. В состав учредителей юридического лица, которое участвует в тендере входит ближайший родственник (знакомый) государственного служащего.
Меры предотвращения и урегулирования:
Государственный служащий (работник) должен подать уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Соответствующая комиссия рассмотрит уведомление и вынесет решение является ли данная ситуация конфликтом интересов;
одновременно руководство может отстранить государственного служащего (работника) от исполнения должностных обязанностей, предполагающих, что личная заинтересованность государственного служащего (работника) может быть направлена на получение государственного заказа организацией, в которую входит ближайший родственник (знакомый).
В случае, когда государственный служащий (работник) пытается скрыть тот факт, что в организации, которая участвует в тендере, работает его ближайший родственник (знакомый) необходимо руководствоваться судебной практикой по делам, связанным с разрешением споров по применению пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ. Возникающие у судов вопросы подтверждают необходимость обратить внимание на следующее:
- Декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (об отсутствии между ним и заказчиком конфликта интересов), является обязательной.
- Декларация об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов должна быть совершена в письменной форме применительно к положениям п. 2 ст. 434 ГК РФ.
- Круг лиц, одновременное участие которых при осуществлении закупок свидетельствует о конфликте интересов, определяется в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44 ФЗ. При этом конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей, указанных в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, но и в отношении должностных лиц (в частности, их заместителей), непосредственно участвующих в осуществлении закупки и полномочия которых являются тождественными по функциональным обязанностям полномочиям руководителя, позволяют влиять на процедуру закупки и результат ее проведения.
Если руководитель заказчика одновременно является представителем учредителя некоммерческой организации (участника закупки), это свидетельствует о наличии между заказчиком и участником закупки конфликта интересов.
Участник закупки должен соответствовать требованиям, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, с момента подачи им заявки на участие в электронном аукционе и до момента выявления победителя.
Соответствие участника закупки требованиям, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, на момент выявления победителя не имеет правового значения в случае, если участник закупки не соответствовал этим требованиям на момент подачи заявки для участия в электронном аукционе.
Комиссия по осуществлению закупок обязана отстранить участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а заказчик — отказаться от заключения контракта с победителем конкурса (победителем запроса котировок) с момента обнаружения между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
2. Государственным служащим (работником) при заключение государственного контракта лоббируется одна из коммерческих организацией. После заключения контракта выясняется, что эта организация является аффилированной, к той организации, в которой генеральным директором является сын государственного служащего (работника).
Меры предотвращения и урегулирования: Для недопущения возникновения конфликта интересов при заключении государственного контракта на закупку товаров, работ, услуг необходимо проверить не только контрагента, но и учредителей контрагентов на выявление скрытой аффилированности. В одном случае это возможно сделать на сайте «ЗА ЧЕСТНЫЙ БИЗНЕС». В другом случае статья 104 Федерального закона № ФЗ-44 предусматривает ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Ситуация № 7:
Конфликт интересов, связанный с получение подарков
или иных благ (бесплатные услуги, скидки, ссуды,
оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.)
от физических лиц и (или) организаций, в отношении
которых осуществляются или ранее осуществлялись
отдельные функции государственного управления
1. Государственный служащий (работник) входит в комиссию по проверке одного из военных санаториев. Начальник это военного санатория бесплатно предоставляет отдых, а также комплекс лечебных услуг родственникам государственного служащего (работника). Кроме того, государственный служащий получает подарки от должностных лиц организаций, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления.
Комментарий: Ситуация рассматривается как конфликт интересов в связи с тем, что государственный служащий является заинтересованным лицом. Проверяя военный санаторий, государственный служащий может необъективно подойти к проверке, не «увидеть» явных нарушений, имеющихся в военном санатории.
Меры предотвращения и урегулирования:
- Государственному служащему (работнику) и его родственникам не рекомендуется принимать подарки от организаций, в отношении которых государственный служащий (работник) осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения;
- вышестоящему руководству, в случае если ему стало известно о получении государственным служащим (работником) подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых государственный служащий (работник) осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок или предоставляемые блага связаны с исполнением должностных (служебных) обязанностей;
- если подарок связан с исполнением должностных (служебных) обязанностей, то в отношении государственного служащего (работника) должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного государственным служащим (работником) коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным служащим (работником) других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным служащим (работником) своих должностных (служебных) обязанностей;
2. Начальник факультета одного из военно-учебных заведений получает подарки от курсантов, являющихся учащимися этого военно-учебного заведения.
Комментарий: Указанный случай является конфликтом интересов. Начальник факультета – заинтересованное лицо в получении определенных благ. В связи с этим, он может предоставлять увольнение курсантам чаще, чем другим. Из увольнения курсанты могут возвращаться с опозданием, задерживаться на несколько дней из отпуска, при определении дальнейшего прохождения воинской службы после обучения, получить выгодное распределение.
Меры предотвращения и урегулирования:
- Государственному служащему (работнику) не рекомендуется принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения;
- вышестоящему руководству, которому стало известно о получении государственным служащим (работником) подарков от непосредственных подчиненных, следует указать государственному служащему (работнику) на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей, который может повлечь конфликт интересов.
Ситуация № 8:
Конфликт интересов, связанный
с имущественными обязательствами
и судебными разбирательствами
1. Начальник военного санатория сдал в аренду туристической фирме площадь для предоставления этой фирмой своих услуг, заключив с ней договор. Директором турфирмы является родная сестра начальника военного санатория.
Комментарий: Данный случай рассматривается как конфликт интересов. Начальник военного санатория – заинтересованное лицо в получении денежного вознаграждения от своей родственницы.
Меры предотвращения и урегулирования:
- Государственному служащему (работнику) и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это, государственному служащему (работнику) следует уведомить вышестоящее руководству и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме;
- вышестоящему руководству рекомендуется, по крайней мере, до урегулирования имущественных обязательств, отстранить государственного служащего (работника) от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, перед которой сам государственный служащий (работник), его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего (работника), имеют имущественные обязательства.
НАЧАЛЬНИК ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ