127 ч3 коап рф судебная практика

Оглавление:

Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

СТ 12.7 КоАП РФ

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

2. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

3. Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 12.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, что подтверждается удостоверением. На территории страны водители — граждане РФ должны иметь национальное водительское удостоверение, а иностранные граждане — национальное или международное водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года. В Правилах сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396, определено, что все транспортные средства в зависимости от их типа, назначения и особенностей управления ими подразделяются на категории: A, B, C, D, E, трамвай, троллейбус, на право управления которыми выдается соответствующее водительское удостоверение. Лица, имеющие водительские удостоверения с разрешающими отметками в соответствующих графах, могут управлять определенными мототранспортными средствами в зависимости от упомянутых выше категорий. Таким образом, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, образует не только управление транспортным средством в случаях, когда водитель не имел права на управление транспортными средствами вообще, но и случаи, когда в его водительском удостоверении не имелось отметки о праве управления транспортным средством данной категории.

2. Одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является лишение такого права (ст. 28 Закона о безопасности дорожного движения). Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи.

3. В п. 2.7 Правил дорожного движения установлен запрет на передачу управления транспортным средством лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством. Таким образом, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 анализируемой статьи, образует передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права на управление транспортным средством либо лишенному такого права. Заведомость, как обязательный элемент субъективной стороны состава данного правонарушения, в рассматриваемом случае будет иметь место, когда управление транспортным средством передается лицу, которое не имеет при себе водительского удостоверения.

4. Субъектом административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП РФ, может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста, не имеющий права на управление транспортным средством либо лишенный такого права. Ответственность по ч. 3 комментируемой статьи несет только водитель транспортного средства.

5. С субъективной стороны административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, характеризуются умышленной виной.

6. При совершении правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, водитель подлежит отстранению от управления транспортным средством (ст. 27.12 КоАП РФ), а транспортное средство задерживается и помещается на специализированную стоянку (ст. 27.13 КоАП РФ).

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 комментируемой статьи, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3 КоАП РФ), а по ч. 2 — судьей (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

8. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Судебная практика: административная ответственность

Конфискация, штрафы, дисквалификация и даже общественные работы – все это административные наказания. Суд может назначить штраф и конфискацию товара за провоз по территории России запрещенной к ввозу сельхозпродукции, а если не уплатить штраф вовремя, то его размер вырастет в два раза. Эти и другие решения – в обзоре судебной практики.

1. Конкурсный управляющий может быть оштрафован за свои действия в ходе процедуры банкротства

За неправомерные действия при банкротстве, в частности, за несвоевременное включение в ЕФРСБ сведений о результатах инвентаризации имущества должника арбитражный управляющий может быть привлечен к административной ответственности и ему может быть назначен штраф. Так решил Верховный суд РФ.

Решением арбитражного суда жилищно-строительный кооператив был признан несостоятельным (банкротом). В отношении кооператива была открыта процедура конкурсного производства сроком на 6 месяцев и назначен конкурсный управляющий. В соответствии со своими обязанностями конкурсный управляющий 4 августа 2014 года провел инвентаризацию имущества должника.

В силу требований статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий должен был включить в ЕФРСБ сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение 3 рабочих дней с даты ее окончания. Как следует из пункта 2.5 приказа Министерства финансов РФ от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств должника подлежат занесению в инвентаризационную опись или акты инвентаризации. Таким образом, сведения о проведенной инвентаризации должны были быть переданы в ЕФРСБ не позднее 7 августа 2014 года. Однако, были включены только 11 августа 2014 года, с приложением акта инвентаризации имущества сторонней организации.

По результатам проверки обращения конкурсного кредитора о несвоевременном и недостоверном включении в ЕФРСБ сведений о результатах инвентаризации имущества должника-ЖСК уполномоченным должностным лицом Росреестра был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ. В соответствии с требованиями статьи 23.1 КоАП РФ представитель Росреестра обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Решением арбитражного суда первой инстанции заявление Росреестра было удовлетворено: арбитражный управляющий был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 25 тысяч рублей. Данное решение было оставлено в силе судами апелляционной и кассационной инстанций. Верховный суд постановлением от 20 апреля 2016 г. N 304-АД16-3120 также оставил его в силе.

Судьи указали, что конкурсный управляющий подал сведения об инвентаризации должника, соответствующие действительности, только спустя 9 месяцев и 19 дней после установленного законом срока. Поэтому он совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрено частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ. Штраф по этой статье был назначен в минимальном размере санкции данной статьи. Применить к конкурсному управляющему дисквалификацию, которая также предусмотрена данной статьей, суд не счел нужным.

2. За транзит по территории России товара, запрещенного к ввозу, положен административный штраф и конфискация товара

Если организация не смогла представить доказательств соблюдения установленных запретов при ввозе в Россию и транзите через ее территорию товаров, запрещенного к ввозу в соответствии с утвержденным Перечнем сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, она должна быть привлечена к административной ответственности. Так решил Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

В Россию из Финляндии прибыл импортный поезд N 3622, в составе которого находился опломбированный вагон с товаром. Перевозчик — ОАО «РЖД» — в качестве уведомления о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза представил следующие документы: поездную ведомость, железнодорожную накладную, инвойс, ветеринарный сертификат на экспортируемые из Европейского союза в Российскую Федерацию молоко и молочные продукты, полученные от крупного и мелкого рогатого скота, удостоверение об отсутствии ГМО, сертификат о происхождении и копию разрешения Комитета ветеринарного контроля и надзора министерства сельского хозяйства республики Казахстан. Согласно сведениям из этих документов, от отправителя товара — АО «Валио» в адрес получателя — коммерческой организации в Республике Казахстан перемещалось обезжиренное сухое молоко.

В соответствии с телеграммой ФТС России и приказом ФТС России от 08.08.2014 N 1496 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 года N 560» ограничения к ввозу в отношении товаров отдельной категории, предназначенных для внутреннего потребления Республики Казахстан, которые перемещаются транзитом через территорию РФ, не применяются. На основании обращения ОАО «РЖД» вагон был вскрыт для уточнения сведений о перемещаемом товаре, по результатам составлен Акт таможенного наблюдения. В результате таможенного досмотра было выявлено, что в вагоне перемещаются бумажные мешки коричневого цвета, обтянутые полиэтиленовой пленкой. На полиэтиленовой пленке, обтягивающей палет с бумажными мешками коричневого цвета, имеется маркировка: «VALIO». При выборочном вскрытии упаковки (бумажного мешка коричневого цвета), обнаружено: внутри одной упаковки имеется один полиэтиленовый пакет сине-голубого цвета, в котором находится: порошкообразное вещество белого цвета. Данные обстоятельства зафиксированы актом таможенного досмотра с целью определения запретов и ограничений на перемещаемый товар.

Впоследствии из отдела торговых ограничений и экспортного контроля СФТД поступила служебная записка, согласно которой товар с кодом ТН ВЭД ТС 04021019 «сухое молоко» включен в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия, и которые сроком на один год запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, утвержденный постановлением Правительства РФ N 830 от 20 августа 2014 года «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778». Таможня сделала вывод о том, что ввезенные ОАО «РЖД» товары не предназначены для внутреннего потребления Республики Казахстан, поскольку к товару, ввезенному ОАО «РЖД» применимы меры по контролю за запрещенной к ввозу в Российскую Федерацию продукцией, вследствие чего, действие телеграммы ФТС России от 15.08.2014 N ТФ-710 на них не распространяется.

Однако, по мнению ФТС, перевозчиком — ОАО «РЖД» при ввозе товара «сухое молоко» на территорию РФ были нарушены запреты, установленные Указом Президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» от 06.08.2014 N 560 и постановлением Правительства РФ «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 06.08.2014 N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». По факту несоблюдения установленных запретов и ограничений уполномоченным должностным лицом таможни в отношении ОАО «РЖД» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ. Постановлением таможни общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 105 тысяч рублей. ОАО «РЖД» обжаловало постановление таможни в арбитражном суде.

Суд первой инстанции установил, что перевозимый ОАО «РЖД» транзитом через территорию России товар предназначался для внутреннего потребления на территории Республики Казахстан. Поэтому, пришел к выводу о том, что приказ ФТС от 08.08.2014 N 1496 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560» в отношении спорных товаров, не применяется. На основании этого суд пришел к выводу, что таможенным органом не доказан состав вменяемого обществу административного правонарушения и отменил постановление таможни о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 19.06.2015 N 13АП-9327/2015 по делу N А56-88030/2014 с выводами суда первой инстанции не согласился и отменил его решение. Судьи отметили, что в силу статьи 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

Объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию. В спорной ситуации товар — сухое молоко, код ТН ВЭД ТС 04021019, входит в перечень товаров, запрещенных к ввозу на территорию России, утвержденный постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 N 778. Согласно представленным ОАО «РЖД» документам при прибытии на территорию Таможенного союза и акта таможенного досмотра, сделать однозначный вывод о том, что перемещаемый товар предназначается для внутреннего потребления на территории Республики Казахстан, не представляется возможным.

Более того, таможня установила, что на коробках имеются обозначения, содержащие надписи «Импортер в Россию: ООО «Валио», а также единый знак обращения на территории Российской Федерации — знак соответствия «Росстандарт» — «СТР», который проставляется на продукции, предназначенной для внутреннего потребления в России. На основании этих данных таможня и пришла к выводу, что на перемещаемых упаковках отсутствуют необходимые сведения, нанесенные на государственном языке республики Казахстан, в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза N 881 от 9 декабря 2011. Поскольку казахский язык является государственным языком Республики Казахстан, то его использование при маркировке продукции, поставляемой на территорию Республики Казахстан, наряду с русским языком обязательно.

В силу статьи 2 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, актами органов Таможенного союза, Российская Федерация применяет запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством РФ. Поэтому, в целях эффективной реализации поручений Президента РФ и Правительства РФ по недопущению ввоза на территорию РФ товаров отдельной категории, происходящих с определенных территорий, таможне необходимо осуществлять комплексный анализ совокупности представляемых перевозчиком документов и содержащихся в них сведений в целях однозначной идентификации страны происхождения ввозимых товаров. Как указывает ФТС, существуют риски ввоза товаров отдельной категории под видом товаров, происходящих из других стран, либо путем их ввоза через Республику Беларусь и Республику Казахстан.

В связи с этим суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ввоз в Россию, а также транзит по ее территории товаров, которые входят в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 06.08.2014 N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», запрещен. Следовательно, орган ФТС принял обоснованное решение о том, что ОАО «РЖД» было допущено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.

3. Невыполнение требований гражданской обороны в организации приведет к административному штрафу

Требования правил и норм по предупреждению катастроф и аварий на производственных объектах являются обязательными к выполнению. За из несоблюдение, а также за отсутствие регламентированных мероприятий по гражданской обороне администрация организации и уполномоченные лица должны нести административную ответственность. Так решил Санкт-Петербургский городской суд.

При проведении проверки выполнения требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основании распоряжения начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу было выявлено, что коммерческая организация не выполнила требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на своем объекте. Работники организации не в полном объеме оказались обеспечены средствами индивидуальной защиты, из расчета 105% об общей численности (в наличии был выявлено 40 противогазов, требуется еще 251 противогаз), таким образом произошло нарушение приказа МЧС России от 21.12.2005 N 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты».

В отношении должностных лиц и самой организации был составлен протокол об административном правонарушении о совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 1статьи 20.6 КоАП РФ. Мировой судья вынес постановление о привлечении организации к административной ответственности по этой статье и назначил штраф 100 тысяч рублей, а судья Петроградского районного суда Санкт-Петербурга оставил это решение без изменения. Организация подала апелляционную жалобу.

Проверив материалы дела и доводы жалобы Санкт-Петербургский городской суд постановлением от 29.07.2015 N 4а-702/2015 по делу N 5-841/2014 переквалифицировал административное нарушение, предусмотренное статьей 20.6 КоАП РФ в правонарушение, предусмотренное статьей 20.7 КоАП РФ.

Основанием для такого вывода судьи послужил тот факт, что требования Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, нарушенные организацией, направлены на обеспечение проведения мероприятий гражданской обороны. По смыслу статьи 20.7 КоАП РФ за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Поскольку санкции статьи 20.7 КоАП РФ предусматривают наказание в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей, то переквалификация административного правонарушения не повлекла за собой усиления назначенного административного наказания, а наоборот уменьшила штрафные санкции вдвое.

4. Если не уплатить вовремя административный штраф, его размер увеличится вдвое

За несвоевременную уплату административного штрафа предусмотрена ответственность для организаций — неуплаченный штраф в двойном размере. Такую меру ответственности можно применить даже в том случае, когда задержка в оплате произошла из-за попытки обжаловать законность этого штрафа и доказать невиновность в совершении инкриминируемого правонарушения. К таким выводам пришел Волгоградский областной суд.

Постановлением начальника территориального управления ФНС России организация была подвергнута административному штрафу за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ. Постановление ФНС было обжаловано организацией в установленном законом в Арбитражном суде Волгоградской области. Решением арбитражного суда жалоба организации была оставлена без удовлетворения, а постановление должностного лица ФНС без изменения. Не согласившись с принятым решением, организация обратилось с апелляционной жалобой в арбитражный апелляционный суд. Однако арбитражный суд организации также отказал и нашел в ее действиях состав инкриминируемого правонарушения.

Таким образом, постановление ФНС вступило в законную силу. В силу требований статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Однако организация административный штраф в установленный законом срок не уплатила. Поэтому, в соответствии с нормами статьи 20.25 КоАП РФ,которой определено, что неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов, ФНС обратилась в суд о применении в отношении организации данной санкции.

Постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решением районного суда организация была признана виновной по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа. Волгоградский областной суд постановлением от 13 ноября 2015 г. по делу N 7а-1036/2015 оставил это решение в силе.

Судьи указали, что действия организации образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 20.25 КоАП РФ. Довод организации о приостановлении исполнения постановления не соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 37 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5. В соответствии с которой приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении в связи с подачей жалобы лицами, перечисленными в статьях 25.1 — 25.5 КоАП РФ, является недопустимым, поскольку частью 1 статьи 31.6 КоАП РФ такая возможность предусмотрена лишь в случае принесения прокурором протеста по делу об административном правонарушении до момента рассмотрения такого протеста.

5. Работодатель несет ответственность за соблюдение порядка найма бывших чиновников

За привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, на условиях трудового договора с нарушением установленного законом порядка, наступает административная ответственность у должностного лица организации, которое приняло такое решение и подписало трудовой договор. Так решил Санкт-Петербургский городской суд.

Прокуратура Адмиралтейского района Санкт-Петербурга провела проверку деятельности охранного предприятия. В ходе этой проверки были выявлены нарушения требований законодательства о противодействии коррупции, а именно: в части соблюдения порядка сообщения работодателем при заключении трудового договора гражданином, замещавшим должности государственной службы о заключении такого договора представителю работодателю государственного служащего по последнему месту его службы. Так, проверка показала, что гражданин уволен с должности главного специалиста-эксперта в ФССП и принят на работу в охранное предприятие на должность охранника по трудовому договору. В соответствии с Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 должность, которую замещал гражданин в ФССП включена в перечень должностей, указанный в статье 12 Федерального закона N 273-ФЗ. Это значит, что должностное лицо охранного предприятия, заключившего трудовой договор с бывшим госслужащим обязано было письменно сообщить о заключении трудового договора в ФССП в десятидневный срок. Но по факту, данная информация была направлена в ФССП на месяц позже. По должностной инструкции менеджера по подбору персонала охранного предприятия, именно он организует оформление приема кандидата на работу, в том числе в его обязанности входит направление уведомления в установленный законом срок. Однако в период когда был принят на работы бывший чиновник, такой менеджер по персоналу находился в очередном отпуске и его должностные обязанности осуществлял заместитель генерального директора охранного предприятия. Поэтому прокуратура привлекла заместителя генерального директора к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ. Он не согласился с такими мерами и подал апелляционную жалобу в суд.

Санкт-Петербургский городской суд в постановлении от 31.07.2016 N 4а-642/2015 по делу N 5-74/2015-001 не нашел оснований для удовлетворения жалобы заместителя генерального директора. Судьи указали, что в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом, при нарушении требований данного закона наступает ответственность по статье 19.29 КоАП РФ за привлечение работодателем к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами.

Наш источник информации о свежих судебных решениях — система Консультант Плюс. В нее включается судебная практика всех судов всех уровней. Так, решения высших судов РФ:

Конституционный суд РФ, упраздненный Высший арбитражный, Верховный суд РФ Консультант Плюс публикует полностью в удобном формате с гиперссылками на нормативные документы.

Практика судов арбитражной системы (всех трех инстанций) также включается в программу в полном объеме. Эти материалы также обработаны с юридической точки зрения — в них проставлены связи и ссылки на упоминаемые правовые акты (перейти в них таким образом удобно и быстро).

Решения судов общей юрисдикции в программе представлены максимально широко, однако, не полностью. Речь идет о невключении в открытые источники (коим Консультант Плюс также является) ряда тематик — например, это дела с участием несовершеннолетних, некоторые уголовные и другие.

127 ч3 коап рф судебная практика

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 12.7 КоАП РФ. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 12.7 КоАП РФ. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

2. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

3. Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Комментарии к с статье 12.7 КоАП РФ, судебная практика применения

Лицо, не имеющее права управления ТС, но совершившее правонарушение, санкция за которое предусматривает только лишение права управления ТС, не может быть наказано «лишением прав»

С учетом того, что к водителям, не имеющим права управления транспортными средствами, не может быть применено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, их действия подлежат квалификации только по части 1 статьи 12.7 КоАП РФ и в случае совершения ими административных правонарушений, предусмотренных статьями главы 12 КоАП РФ, устанавливающими в качестве единственного основного наказания лишение права управления транспортными средствами (например, частью 4 статьи 12.2 , частями 3, 4, 5 и 6 статьи 12.5 , частью 3 статьи 12.10 , частью 4 статьи 12.15 , за исключением фиксации этого правонарушения работающими в автоматическом режиме техническими средствами, а также частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ ).

См. п.п. 2-5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Рекомендуем также комментарии к статье 3.8 КоАП РФ («Лишение специального права»)

127 ч3 коап рф судебная практика

судебной практики 94 гарнизонного военного суда по рассмотрению материалов об административных правонарушениях за второе полугодие 2009 года.

Производство по делам об административных правонарушениях, как и другие виды судопроизводства, имеет свои особенности. Соблюдение принципов законности, всесторонности и обоснованности, о которых говорится в ст. 1.6. и 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обеспечивает своевременную защиту конституционных прав и законных интересов всех участников административного судопроизводства.

Общее количество рассмотренных 94 гарнизонным военным судом дел об административных правонарушениях во втором полугодии 2009 года составило 64 дела.

В анализируемый период, подавляющее большинство рассмотренных административных дел относились к нарушениям в области дорожного движения. Виды рассмотренных правонарушений сведены в следующую таблицу:

Ст. 12.24 КоАП РФ

Ст. 12.27 КоАП РФ

Ст. 12.10 КоАП РФ

Ст. 12.15 КоАП РФ

Ст. 12.26 КоАП РФ

Как видно из выше представленной таблицы преобладают административные правонарушения, предусмотренные ст. 12.15 КоАП РФ, то есть нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона, что, вне всякого сомнения, создает аварийно опасную ситуацию на дороге и может повлечь за собой дорожно-транспортные происшествия.

Следует признать, что в некоторых случаях суд сталкивается с проблемами переквалификации, поскольку в КоАП РФ данная возможность прямо не предусмотрена. Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица относится к полномочиям судьи.

Если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействия) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.

В качестве такого примера, можно привести дело Ермаковой (пред. Безнасюк). Так, Ермакова двигаясь по улице, состоящей из одной полосы попутного направления, увидев препятствие в виде стоящего в ее направлении автобуса без включенного освещения, совершила его объезд, когда автобус начал движение, не включив указатель поворота и выехав при этом на полосу встречного движения. По данному делу установлено, что протоколы по делу об административном правонарушении были составлены с нарушением действующего законодательства и в основу постановления по делу были положены объяснения (показания) лица привлекаемого к административной ответственности, в следствии чего, действия Ермаковой были переквалифицированы с ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ на ч. 3 ст. 12.15 названного кодекса.

Кроме того, за анализируемый период значительное число военнослужащих привлекалось за административные правонарушения, предусмотренные ст. 12.8 КоАП РФ, то есть за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, что является недопустимым и вызывает определенную настороженность.

Следует обратить внимание на то, что ряд дел, за данное правонарушение были прекращены производством в связи с отсутствием события на том основании, что сотрудниками ГИБДД не соблюдена процедура, предшествующая освидетельствованию. С 1 июля 2008 года действует постановление Правительства РФ от 26.06.08 г. № 475 «Об утверждение правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов…..», соблюдение которых является обязательным. Необходимо учитывать, что освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, для определения превышения предельно допустимой концентрации абсолютно этилового спирта в выдыхаемом воздухе, осуществляется с использованием технических средств измерения, разрешенных к применению и проверенных в установленном порядке. При этом, бумажный носитель с записью результатов исследования приобщается к акту медицинского освидетельствования, на что, при подготовке к рассмотрению дела следует обращать внимание. В случае, когда данный бумажный носитель будет отсутствовать, это может служить основанием к возвращению протокола об административном правонарушении и других материалов дела в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, по основанию неполноты представленных материалов.

По данному основанию были возвращены протокол и другие материалы по делу об административном правонарушении в отношении Федорова (пред. Габрусенок).

Производство по делу в отношении Исаковой (пред. Мацюк) было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ. Так, в протокол об административном правонарушении была внесена запись после его оформления, в связи с чем, данный протокол был признан недопустимым доказательством. Вместе с тем, из материалов дела следует, что Исакова водительское удостоверение никогда не получала и хотя и управляла транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, могла нести ответственность только по ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В данном случае, следовало принять решение о возвращении материалов в органы ГИБДД, поскольку данное правонарушение не относится к подведомственности суда.

Результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях, представлены в таблице:

Лишение права управлять транспортными средствами

Статья 12.7 КоАП РФ. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (действующая редакция)

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

2. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

3. Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 12.7 КоАП РФ

1. Под транспортными средствами по смыслу данной статьи подразумеваются механические и иные транспортные средства, включая и объекты гужевого транспорта.

В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ) право на управление транспортным средством предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при соблюдении требований, определенных ст. 25 указанного Федерального закона.

Согласно ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» граждане Российской Федерации, достигшие установленного указанной статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.

К экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории «B» и категории «C» могут быть допущены лица, достигшие 17-летнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, в специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов. Водительские удостоверения указанные лица получают по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.

Право на управление транспортными средствами предоставляется:

— мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория «A») — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

— автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория «B»), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением относящихся к категории «D» (категория «C»), — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

— автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория «D»), — лицам, достигшим двадцатилетнего возраста;

— составами транспортных средств (категория «E») — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий «B», «C» или «D», при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;

— трамваями и троллейбусами — лицам, достигшим двадцатилетнего возраста.

2. Основные требования, предъявляемые к подготовке водителей транспортных средств, установлены ст. 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 (в ред. Постановления Правительства РФ от 8 сентября 2000 г. N 670).

Правилами дорожного движения предусмотрены общие требования, предъявляемые к водителю: согласно ч. 2 п. 2.7 вышеназванных Правил водителю запрещается передавать управление транспортным средством лицу, не имеющему при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории.

В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 6 марта 2001 г. N ГКПИ 01-44 следует различать понятия «водительское удостоверение» и «временное разрешение на право управления транспортными средствами».

Согласно данному решению было признано неправомерным содержащееся во временном разрешении указание о том, что оно возобновляется после сдачи экзамена по правилам дорожного движения, поскольку законом не предусмотрена обязанность граждан сдавать экзамены в случае выдачи временного разрешения взамен утраченного (похищенного).

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 13 марта 1998 г. признан незаконным (недействительным) п. 41 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 831 «Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» в части того, что выдача водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного) производится после сдачи заявителем экзаменов.

Учитывая, что выдача гражданам водительских удостоверений взамен утраченных производится без сдачи экзаменов, выдача временного разрешения также должна производиться без сдачи экзамена по правилам дорожного движения.

Кроме того, должен быть признан недействительным и текст, содержащийся на оборотной стороне приложения 12 к Инструкции об организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденной Приказом МВД России от 23 марта 1993 г. N 130, поскольку действующее в настоящее время административное законодательство не предусматривает возможности начисления водителям определенного количества баллов за совершение правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 6 марта 2001 г. N ГКПИ 01-44 была признана недействительной (незаконной) лицевая сторона приложения 12 к вышеуказанной Инструкции (в ред. от 12 октября 1999 г. N 797), начиная со слов «действительно в течение 30 суток после изъятия водительского удостоверения» и заканчивая словами «при утере возобновляется после сдачи экзамена по правилам дорожного движения».

Рассматриваемым решением был признан также недействительным (незаконным) текст, содержащийся на оборотной стороне приложения 12 к указанной Инструкции, в полном объеме.

О статусе водительского удостоверения и временного разрешения на право управления транспортным средством см. абз. 1, 2 п. 1 комментария к ст. 12.3. Согласно п. 35, 39, 43, 44 Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 20 июля 2000 г. N 782 (в ред. Приказа МВД России от 1 августа 2002 г. N 720, зарегистрированного в Минюсте России 27 августа 2002 г. N 3745), при получении разрешения на право управления транспортным средством другой категории ранее выданное водительское удостоверение изымается, разрешающие отметки и необходимые записи переносятся в соответствующие графы нового водительского удостоверения. На период проведения проверок заявителю выдается временное разрешение с произведенной записью «Удостоверения на проверке», заверенной подписью должностного лица и печатью Госавтоинспекции, в порядке, установленном в п. 44 Инструкции. По окончании проверок данное временное разрешение изымается и приобщается к материалам, послужившим основанием для его выдачи, а водителю выдается водительское удостоверение.

Найденные после утраты (хищения) водительские удостоверения или временные разрешения, взамен которых владельцам выданы новые, считаются недействительными и подлежат сдаче в Госавтоинспекцию.

3. Согласно ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:

— истечение установленного срока действия водительского удостоверения;

— ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;

— лишение права на управление транспортными средствами.

По смыслу п. 2 ст. 28 указанного Федерального закона виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права на управление транспортными средствами, устанавливаются КоАП и другими федеральными законами.

Лишение права на управление транспортным средством представляет собой одну из разновидностей административного наказания в виде лишения специального права (см. комментарий к ст. 3.8).

Лиц, временно лишенных права на управление транспортным средством, при назначении соответствующего административного наказания следует отличать от лиц, обладающих указанным правом, но не имеющих при себе соответствующих документов, подтверждающих его наличие, а также от лиц, не наделенных указанным правом.

4. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права на управление им, за исключением учебной езды, передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе соответствующего водительского удостоверения, либо лицу, лишенному права на управление транспортным средством, являются нарушениями Правил дорожного движения и квалифицируются в качестве административных правонарушений в момент неисполнения данных Правил.

Порядок учебной езды определен п. 21 Правил дорожного движения.

5. Противоправные действия, выразившиеся в управлении транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, в передаче управления другому лицу, не имеющему права управления, а также в управлении транспортным средством лицом, лишенным права управления, совершаются умышленно.

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (см. п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).

В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.