Оглавление:
Досрочная пенсия не для всех
(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 44)
ДОСРОЧНАЯ ПЕНСИЯ НЕ ДЛЯ ВСЕХ
Марина Гончарова, адвокат адвокатской палаты Тамбовской области.
Датой 1 января 2001 года Правительство РФ разделило педагогов на тех, кто имеет право на досрочную пенсию, и тех, кому она не может быть назначена. Не все педагоги согласились с таким подходом и обратились за правдой в суд. Но у судей возникли сложности…
Пенсия педагогу со стажем
Преподавательская работа является важной учебно-воспитательной функцией, в связи с чем имеет особое значение для государства и общества. Прежде всего это работа с детьми, и сопряжена она с повышенными психофизиологическими нагрузками, что приводит к риску утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Сложность преподавательской работы была учтена в Законе РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Согласно ст. 80 Закона N 340-1 пенсия за выслугу лет в связи с отдельными видами профессиональной деятельности, включая педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, предоставлялась при выслуге не менее 25 лет.
Однако эта норма утратила силу со дня введения в действие Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который изменил принципы пенсионного обеспечения граждан. Такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, им не предусмотрен. Вместе с тем ст. 27 Закона N 173-ФЗ сохраняет право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, в числе которых указаны лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Возникает вопрос: как определить категории граждан, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение?
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 в выслугу, дающую право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, включалась работа во внешкольных учреждениях, в том числе в детско-юношеских спортивных школах в должности преподавателя, воспитателя, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми и др. Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» внешкольные учреждения были преобразованы в учреждения дополнительного образования. К таковым согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (далее — Список учреждений и должностей), в настоящее время относятся следующие внешкольные учреждения: детско-юношеские спортивные школы, детские школы искусств, в том числе по видам искусств, дворцы или дома детского (юношеского) творчества и т. д.
Новации 2001 года
С принятием Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 подход к назначению пенсии по выслуге лет работникам системы дополнительного образования изменился. Периоды преподавательской работы в учреждениях дополнительного образования детей начиная с 1 января 2001 года стали засчитываться в выслугу при условии, если на указанную дату гражданин имел стаж педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР N 463. Но эпопея с назначением досрочной пенсии этим Постановлением не закончилась.
Правительство РФ 29 октября 2002 года Постановлением N 781 утвердило вышеупомянутый Список учреждений и должностей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Отдельные категории работников были исключены из числа лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии, появилось требование о выполнении нормы рабочего времени. Работа в периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года стала включаться в специальный стаж без ограничений, а трудовая деятельность с 1 января 2001 года — при условии наличия у гражданина сразу двух обязательных критериев: выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в требуемой должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года. Тем самым право на досрочное назначение пенсии имели те лица, которые отработали 2/3 от необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности по состоянию на 1 января 2001 года. Остальные лица, не имеющие по состоянию на 1 января 2001 года соответствующего стажа работы в учреждениях для детей, право на досрочное назначение пенсии утратили.
Не все педагоги согласились с подобным подходом к праву на досрочное назначение пенсии. Многие обратились в суд с исками об оспаривании решений пенсионного органа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, а также о признании неконституционными некоторых положений Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Суды сказали педагогам нет
Опираясь на ряд постановлений КС РФ, заявители считали, что правительственными актами было нарушено их конституционное право на пенсионное обеспечение по возрасту с соблюдением принципа равенства.
Согласно правовой позиции КС РФ дифференциация в праве на пенсионное обеспечение «должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (части 1 и 2 статьи 19), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)» (Постановление КС РФ от 03.06.2004 N 11-П).
Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ, предполагают правовую определенность и предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, что необходимо для того, чтобы «участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано» (Постановление КС РФ от 29.01.2004 N 2-П).
При решении споров данной категории дел у судов возникли определенные сложности по вопросам включения того или иного периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и применения ранее действовавшего законодательства, в соответствии с которым более широкий круг лиц имел право претендовать на досрочное назначение пенсии в связи с профессиональной деятельностью.
В 2006 году спорный вопрос был рассмотрен КС РФ по жалобе гражданки З. Чеховой о признании не соответствующим Конституции РФ положения п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. История дела такова. Решением районного суда Воронежской области, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда, З. Чеховой было отказано в удовлетворении ее требования о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ, отказавшего педагогу в назначении досрочной трудовой пенсии. По мнению заявительницы, оспариваемая норма, ограничивая право педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования детей, не работавших в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в этой должности в названных учреждениях, на досрочное пенсионное обеспечение, ставит их в неравное положение с другими педагогами, работавшими в указанный период.
КС РФ не согласился с доводами заявительницы, указав, что выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, основанное на учете профиля выполняемой ими работы, не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. И не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение и изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования в том случае, когда оно «сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости — предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям» (Определение КС РФ от 16.11.2006 N 512-О).
Все тот же спорный п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, стал предметом рассмотрения и высшего судебного органа страны по заявлению гражданки Е. По мнению заявительницы, оспариваемый пункт неправомерно ограничивает право педагогов на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку устанавливает обязательным условием наличие работы с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должности педагога в учреждениях дополнительного образования детей (решение ВС РФ от 12.03.2007 N ГКПИ07-4).
Не согласившись с доводами заявительницы, ВС РФ указал, что Правительство РФ установило специальную гарантию для граждан, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, и тем самым обеспечило требуемую стабильность в правовом регулировании и создало возможность для граждан адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
В установлении одним из условий для назначения досрочной пенсии факта работы в должности педагога дополнительного образования в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года судебные органы не усмотрели неправомерной дифференциации в праве на пенсионное обеспечение и признали данное условие признаком стабильности в правовом регулировании пенсионного обеспечения лиц, осуществляющих педагогическую деятельность.
Несмотря на изложенную ВС РФ и КС РФ единую правовую позицию по данному вопросу, жалобы граждан о признании неконституционным п. 12 Правил продолжают поступать и влекут за собой отказ в принятии к рассмотрению КС РФ по аналогичным вышеизложенному основаниям (Определения КС РФ от 16.02.2012 N 237-О-О, от 25.12.2008 N 978-О-О, от 29.09.2011 N 1279-О-О). Педагоги учреждений дополнительного образования, чьи интересы затронуты принятыми правительственными актами, продолжают настаивать на нарушении своих конституционных прав. Однако, исходя из установленного ст. 10 Конституции РФ принципа самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность высшего исполнительного органа государственной власти РФ и определять содержание издаваемых им нормативных правовых актов, вносить в эти акты изменения и дополнения. Но педагоги не сдаются, и судебные споры продолжаются…
Назначение досрочной трудовой пенсии: как отстоять свои права
Автор: Андрей Малов
К статье «Могут ли действия работодателя лишить работника льготной пенсии?» Анастасии Метелевой, юриста (текст статьи ищите в № 9-2012 журнала или на нашем сайте www.ros-rabotodatel.ru).
Андрей Малов, адвокат юридической компании «Малов и Партнеры»
На сегодняшний день приходится констатировать тот печальный факт, что споры, связанные с назначением гражданам трудовой пенсии на льготных основаниях, по-прежнему составляют значительную часть в общей массе рассматриваемых судами дел, что свидетельствует о недостаточной эффективности государственной деятельности по защите прав граждан на пенсионное обеспечение на законодательном уровне.
С точки зрения и практического опыта нашей компании причиной этого, прежде всего, является неисполнение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, ряда предоставленных им в соответствии с законом полномочий: например, таких как истребование у работодателей и третьих лиц необходимых документов для назначения пенсии; несоответствие сведений, содержащихся в данных документах, нормам законодательства и фактическому положению дел. Кроме того, определенные периоды работы почему-то не включаются органами Пенсионного фонда в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, в связи с невыполнением нормы нагрузки и в силу других обстоятельств. Тем самым происходит фактическое «переложение» обязанностей вышеуказанных органов на граждан, а в конечном итоге — на суд, в который вынуждены обращаться граждане, получившие необоснованный отказ в назначении пенсии на льготных основаниях, о включении периодов работы в стажи о перерасчете размера пенсии.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в Российской Федерации существует официальный порядок рассмотрения споров по вопросам установления трудовой пенсии, в том числе досрочной трудовой пенсии по старости. В соответствии с п. 7 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о пенсиях) решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, ее выплате, удержаниях из нее и взыскании излишне выплаченных сумм могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и /или в суд.
Курсы повышения квалификации: период обучения или трудовой стаж?
По смыслу ч. 1 ст. 196 ТК РФ работодатель самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд. Повышение квалификации работников направлено на совершенствование их профессионального уровня, включает не только обновление теоретических, но и практических знаний, их закрепление на практике в производственных условиях, в том числе аналогичных тем условиям, в которых осуществлялась основная трудовая деятельность работника.
Закон о пенсиях, регулирующий пенсионное обеспечение, не содержит норм и положений, которые бы напрямую и конкретно утверждали, что период обучения на курсах повышения квалификации не включается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Поэтому при рассмотрении данного вопроса следует учитывать те законодательные нормы, которые регулируют порядок исчисления стажа работы и с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости. Правила исчисления трудового стажа на соответствующих видах работ исчисляются и устанавливаются Правительством РФ (Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
В указанных Правилах (п. 11) четко прописано, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наряду с периодами работ, выполняемых постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются и периоды начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором (если только эта виды работ не исключены ст. ст. 27, 28 Закона о пенсиях и Списками).
Однако количество судебных споров заставляет раз за разом приходить к выводу, что данные нормы закона, если и воспринимаются при обращении граждан в органы Пенсионного фонда РФ (далее — органы ПФР), то не соблюдаются при вынесении указанными органами решений.
При разрешении споров о назначении льготной (досрочной) пенсии по старости, а также ее формировании, то есть включении в стаж соответствующих периодов трудовой деятельности гражданина (в том числе времени учебы, курсов повышения квалификации и пр.), можно руководствоваться двумя существующими в настоящее время позициями.
Адвокатская практика позволяет сделать вывод, что органы ПФР и большое количество специалистов в области пенсионного обеспечения придерживаются мнения, что досрочная трудовая пенсия по старости (льготная пенсия и пенсия за выслугу лет) предоставляется гражданам, чья работа связана с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (постоянной повышенной эмоциональной, психологической или физической нагрузкой, высокой степенью ответственности за результаты труда и т. д.).
Мнение органов ПФР основывается на том, что, поскольку в период обучения на курсах повышения квалификации (и в другие подобные периоды) гражданин не выполняет своих служебных обязанностей, то есть на его организм не воздействуют специфические факторы, связанные с профессиональной деятельностью, данный период (и ему подобные) не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Причем базируется данная позиция на том аргументе, что период обучения на курсах повышения квалификации (и ему подобные) прямо не указан среди периодов, подлежащих включению в рассматриваемый стаж работы.
Кроме того, органы ПФР указывают, что периоды выполняемой работы включаются в такой стаж только при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Позиция 2: Решения судов
Противоположной позиции придерживаются судебные органы, в первую очередь Верховный Суд РФ.
Суды при разрешении спора основываются на положениях п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 (далее — Правила), согласно которым в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР. В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника на курсы повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата. Соответственно, период обучения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен отчислять страховые взносы в ПФР. Кроме того, согласно некоторым нормативным актам для отдельных категорий работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Поэтому в большинстве судебных споров Верховный Суд РФ делает вывод о том, что период обучения на курсах повышения квалификации (в том числе с отрывом от производства) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Будет немаловажным знать, что на практике нередки случаи, когда периоды обучения в высших (и любых других) учебных заведениях не засчитываются органами ПФР в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (как, впрочем, и в обычный страховой стаж для пенсии). Однако Верховный Суд РФ, рассматривая вопрос о включении в трудовой стаж периодов работы, когда гражданин одновременно обучался, исходит из того, что в соответствии со ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовой формы по заочной и очно-заочной (вечерней) форме обучения и успешно обучающимся в них, предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка (для прохождения промежуточной аттестации, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы, сдачи итоговых государственных экзаменов и т. п.). Кроме того, работникам, направленным на обучение работодателем или самостоятельно поступившим в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования по заочной форме обучения и успешно обучающимся в них, предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. В соответствии с п. 5 Правил и ст. ст. 27 и 28 Закона о пенсиях, в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Периоды обучения в училищах, школах и на курсах повышения квалификации и переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях в специальный трудовой стаж также не включаются.
Период пребывания в командировках является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен отчислять страховые взносы в ПФР. В силу п. 4 Правил в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР. Согласно ст. 167 ТК РФ работнику, направляемому в служебную командировку, гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой. Соответственно, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Что обычно приходится доказывать?
Как известно, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в стаж, является трудовая книжка установленного образца.
В трудовую книжку вносятся необходимые сведения о работнике: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность; сведения о работе: прием и перевод на другую работу с указанием цеха, участка, увольнение. Все записи должны соответствовать тексту приказа (распоряжения). Наименование профессии или должности, название цеха, участка, отделения, на работу в которые принят или переведен работник, записываются в трудовую книжку с указанием приказа или переводной записки. Наименование профессии устанавливается в строгом соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, в зависимости от характера выполняемой работы. Наименование должности устанавливается в соответствии со штатным расписанием, утвержденным в организации в установленном порядке.
И, казалось бы, будет вполне обоснованно считать, что сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке, достаточно для установления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если законодательство не предусматривает дополнительных условий о характере и условиях труда (кроме наименования профессий и должностей) для назначения такой пенсии.
Однако очень часты случаи того, что органы ПФР отказывают в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, мотивируя это затребованием (и, как правило, непредоставлением либо недостаточным предоставлением) каких-либо иных документов, подтверждающих периоды работы граждан, включаемые в специальный трудовой стаж, помимо трудовой книжки.
С одной стороны, действия сотрудников органов ПФР в части истребования дополнительных документов, помимо трудовой книжки, можно понять: перечень видов работ, периоды выполнения которых необходимо подтверждать, чтобы реализовать свое право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, содержится в Порядке подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (утвержден Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 г. № 258н).
Периоды работ граждан до их регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными органами. Причем факт занятости застрахованного лица на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица определяется на основании документов того периода, когда производились эти работы.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений о стаже индивидуального (персонифицированного) учета. При этом такие сведения при поступлении их в базу данных подкрепляются соответствующими документами, то есть работодатель представляет в базу данных сведения о периодах работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые им установлены на основании соответствующих документов.
Внимание!
В соответствии со ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии необходимых ему документов и справки, в том числе о периодах работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Кроме того, следует отметить, что на практике нередки случаи, когда при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неточные и неправильные сведения либо отсутствуют сведения, подтверждающие периоды работ, во внимание принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателем, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Кроме того, существует позиция Верховного Суда не по одному порядку такой категории дел, когда при отсутствии документов о работе не по вине работника подтверждение периодов работы работника может подтверждаться показаниями двух или более свидетелей, знающих работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они могут подтвердить работу того или иного гражданина. (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 г.)
Таким образом, данной правовой нормой установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы.
Однако, с моей точки зрения, в данной ситуации следует руководствоваться правильной и соответствующей положениям п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий утвержденной Постановлением Правительства РФ от 24.07. 2002 г. № 555 «Об утверждении правил подсчета и утверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии» (далее — Постановление) позицией судов о том, что поскольку в трудовой книжке работника содержатся сведения о наименовании выполняемой им профессии (должности), его занятость на соответствующих видах работ сомнений не вызывает и не оспаривается ответчиком в судебном порядке (а иных дополнительных условий о характере труда не предусматривалось), то указанные сведения являются достаточными для установления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Для назначения пенсии по старости необходимо иметь общий трудовой стаж, дающий право на указанные пенсии.
Общий трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, указанной в Законе РФ от 20.11.90 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о государственных пенсиях). При этом не имеет значения, в какой профессии или должности протекала трудовая или общественная деятельность того или иного лица .
Трудовой стаж (в том числе и специальный трудовой стаж) устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке организациями.
Имейте в виду
Статьей 13 Закона о государственных пенсиях при рассмотрении вопросов льготного (досрочного) пенсионного обеспечения предусмотрено суммирование работ с различными особыми условиями труда. В основу этого суммирования положен принцип присоединения большей льготы к меньшей или суммирование равных льгот.
Ваши действия и способы защиты
Как уже было сказано ранее, судебные органы, в первую очередь Верховный Суд РФ, засчитывают в стаж на соответствующих видах работ периоды обучения на курсах повышения квалификации, периоды заочного обучения в учебных заведениях (периоды предоставления соответствующих учебных отпусков) и периоды командировок.
Однако в большинстве случаев органы Пенсионного фонда РФ, основываясь на собственной практике и собственном толковании норм действующего законодательства в рамках своих полномочий, как правило, отказываются включать перечисленные периоды в указанный стаж. При этом ссылки граждан на отдельные судебные решения, в том числе вынесенные Верховным Судом РФ, не принимаются ими во внимание. Мотивируется это тем, что такие судебные решения касаются конкретных лиц, обратившихся в судебные органы, а значит, они не являются обязательными для применения органами Пенсионного фонда РФ при решении аналогичных вопросов в отношении других граждан.
Таким образом, считаю необходимым при отрицательной позиции органов Пенсионного фонда РФ обратиться в судебные органы (вплоть до Верховного Суда РФ), которые с большой вероятностью могут принять решение в вашу пользу.
При этом вам как гражданину, права и законные интересы которого были нарушены, следует иметь в виду, что в защите своих прав и достижении нужного вам результата вы можете выбрать два варианта действий.
1) Вы можете обратиться в органы Пенсионного фонда РФ за подсчетом стажа, дающего право на досрочную пенсию (то есть проконсультироваться, не пора ли вам на пенсию). Если вы увидите, что в стаж не засчитаны те периоды, которые должны включаться в него (или были включены в аналогичных случаях по судебной практике), можно будет подать официальное заявление о назначении пенсии. В случае отрицательного ответа на такое заявление вы имеете право обжаловать отрицательное решение органов ПФР в суд.
2) Вы можете сразу подать официальное заявление о назначении трудовой пенсии. Если органы ПФР РФ вынесут неудовлетворительное решение, то из него будет видно, какие периоды и как включены в стаж. Далее, с учетом решения органов ПФР можно будет обращаться в суд.
Различия в том, что в первом варианте органы ПФР могут отказаться подсчитывать ваш стаж без официального заявления о назначении пенсии, сославшись, например, на занятость. При втором варианте стажа для пенсии может не хватить в любом случае, даже если его можно будет включить по решению суда. То есть все равно потребуется выработать необходимый стаж, а уже после этого можно повторно обратиться за назначением пенсии.
Гражданам, которые будут обращаться в ПФР за назначением пенсии, назначение выплат за счет средств пенсионных накоплений будет производиться по их заявлениям одновременно с назначением трудовой пенсии. Таким образом, для получения выплат из средств пенсионных накоплений должны совпасть два фактора: человек должен иметь право на назначение трудовой пенсии (или уже являться пенсионером) и иметь средства пенсионных накоплений.
То есть, если пенсионные накопления гражданина составляют 5% и менее по отношению к общему размеру его трудовой пенсии, то ему будет произведена единовременная выплата в срок, не превышающий 2 месяца со дня вынесения решения об ее установлении. Если назначение единовременной выплаты производит ПФР, то выплата пенсионных накоплений будет произведена вместе с пенсией (тем же доставщиком или на тот же счет в банке).
Совет эксперта
Чтобы процесс назначения вашей пенсии не был длительным по причине сбора дополнительных «льготных» справок, важно заранее проверить правильность оформления записей в трудовой книжке, обратившись к работникам отдела кадров своего предприятия или с трудовой книжкой к специалистам Пенсионного фонда РФ. Несмотря на то, что законом предусмотрено обращение за назначением пенсии не ранее чем за месяц до наступления права, заблаговременная работа ведется в течение всего года, предшествующего дате права на пенсию, в том числе и льготную.
Помимо единовременной выплаты законом предусмотрены еще два вида выплат пенсионных накоплений: срочная пенсионная выплата и накопительная часть трудовой пенсии по старости.
Срочная пенсионная выплата может включать только выплаты из средств дополнительных взносов в рамках программы государственного софинансирования пенсии и средств материнского капитала, если мама — владелица сертификата на материнский капитал, направила его средства или часть средств на формирование своей пенсии и уже получила право на получение трудовой пенсии. Продолжительность такой пенсионной выплаты определяет сам гражданин, но она не может быть менее 10 лет. Другими словами, срочная пенсионная выплата формируется за счет всех возможных поступлений на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования, за исключением взносов, которые работодатель уплачивал в счет будущей пенсии своего сотрудника в рамках обязательного пенсионного страхования.
Внимание!
Особенностью срочной пенсионной выплаты является то, что, если гражданин умирает даже после назначения ему такой выплаты, невыплаченный остаток средств пенсионных накоплений вправе получить его правопреемники. При этом остаток средств материнского капитала на накопительной части пенсии, а также доход от их инвестирования будет выплачен только правопреемникам по сертификату на материнский капитал — отцу ребенка или непосредственно детям.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод: в большинстве ситуаций предметом обжалования по данной категории дел являются решения первичных территориальных органов ПФР РФ, вынесших отрицательное решение в ответ на обращение гражданина (например, об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии). На мой взгляд, характерной особенностью разрешения таких проблемных ситуаций является правильное применение судами (в отличие от органов ПФР) норм действующего законодательства РФ, полное и всестороннее исследование юридически значимых обстоятельств, в частности, характер осуществляемой обратившимся в суд работником трудовой деятельности, условия ее выполнения, соответствие занимаемой должности и наименования учреждения Спискам профессий, должностей, учреждений, установленным Правительством РФ. Отсюда возникает и становится вполне понятным абсолютное нежелание граждан в случае получения отказа от территориальных органов пенсионного обеспечения обращаться в вышестоящие органы ПФР РФ.
Таким образом, можно сделать вполне закономерный вывод, что гражданам, которые хотят защитить свои нарушенные права и интересы в отношении пенсионных вопросов, приходится отстаивать свою правоту в суде. И справедливости ради хочется отметить, что в большинстве таких случаев решения, постановленные судьями, направлены на удовлетворение заявленных гражданами требований.
Время начального профессионального обучения или переобучения на рабочих местах конкретным профессиям, которые прямо предусмотрены в ст. ст. 27 и 28 Закона о пенсиях или в Списках, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включается. (Например, в подр. 1 раздела XVII «Производство строительных материалов» включена профессия «бункеровщик» В этом случае время начального профессионального обучения этой профессии в стаж на соответствующих видах работ не может быть включено. Поэтому период работы по трудовой книжке в качестве «ученика бункеровщика» из специального стажа будет исключен.)
Однако при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы (под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции). Характер работы, а также условия, при которых назначаются пенсия в связи с особыми условиями труда и пенсия за выслугу лет, подтверждаются в каждом конкретном случае уточняющей справкой, выдаваемой администрацией организации, со ссылкой на архивные документы того периода, когда производились работы.
В отличие от общего трудового стажа специальный трудовой стаж, который представляет собой суммарную продолжительность определенной трудовой деятельности (службы), исчисляется по профессиям и должностям, а в некоторых случаях — исходя из занятости на конкретных работах (в производствах) с особыми условиями труда или в определенных местностях. С учетом специального трудового стажа может устанавливаться пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (ст. 12 Закона о государственных пенсиях), работой на Крайнем Севере (ст. 14), а также пенсия за выслугу лет (разд. V Закона о государственных пенсиях).
Как восстановить досрочную пенсию
В 53 года попала под сокращение. От центра занятости была оформлена досрочная пенсия на общих основаниях (не льготная). Через полгода нашла работу, устроилась. Выплата пенсии по заявлению в ПФР была прекращена. Через два месяца работы пришлось уволиться (по состоянию здоровья). Как можно восстановить ранее назначенную досрочную пенсию?
3 ответa на вопрос от юристов 9111.ru
Восстановление выплаты регулируется п. 3 ст. 32ФЗ «О занятости населения в РФ», которая отсылает нас к пп.2 п. 3 ст.22 — по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), если со дня прекращения выплаты указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости) прошло не более 10 лет, — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Указанное заявление и все необходимые документы могут быть представлены заявителем в форме электронных документов и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
п.5 указанной статьи: При восстановлении выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) право на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) не пересматривается. При этом размер указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости) определяется заново в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. В случае, если при восстановлении выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) ее размер не достигает размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), установленного на день прекращения выплаты указанной трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), пенсионеру восстанавливается трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) в прежнем более высоком размере.
Таким образом, по смыслу закона, Вам необходимо написать в ПФР заявление о восстановлении выплаты пенсии, приложив копию трудовой книжки.
Если в возобновлении выплаты пенсии будет отказано, необходимо будет обращаться в суд.
Досрочную пенсию, если говорить проще, выплачивает цент занятости. Т.е. рассчитывает и деньги выплачивает ПФ, а ЦЗ затем компенсирует ПФ расходы.
Восстанавливать выплату этого вида пенсии у ПФ оснований нет, они её не назначали в соответствии с законом 173-ФЗ в разрезе определения права на такой вид пенсии. Такой вид пенсии законом О трудовых пенсиях не предусмотрен.
Ирина! Обратитесь на личную консультацию пенсии так не расчитываются. Адвокат Берсенева Юлия Сергеевна: ул. Чебышева, 6, офис 514 Контактный телефон: +7 922-631-37-26
Юлия Сергеевна, большое спасибо за ответ. Но дело в том, что в ПФР говорят, что назначал досрочную пенсию центр занятости значит и заявление на восстановление должны они подавать. А ведь они уже ее назначили.
Ирина! Отправьте заявление в ПФР о возобновлении выплаты пенсии по почте заказным письмом с уведомлением. Письменный отказ обжалуйте в суд.