Оглавление:
Не исключено, что страховщики будут возмещать пострадавшим в ДТП ущерб даже при отсутствии у виновников полиса ОСАГО
Группа депутатов Госдумы во главе с Игорем Лебедевым предлагает установить правило, согласно которому владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного или добровольного страхования, виновные в ДТП, в порядке регресса будут возмещать вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, по общему правилу 1 . В этих целях планируется обязать страховщиков потерпевших возмещать вред, причиненный имуществу пострадавшего, застраховавшего свою гражданскую ответственность, вне зависимости от наличия действующего страхового полиса у виновного лица.
Как отмечается в пояснительной записке, это позволит переложить бремя взыскания ущерба с пострадавшего на его страховую компанию, что будет справедливым, поскольку потерпевший действовал добросовестно и заключил договор страхования. В настоящий момент гражданин, которому причинен ущерб имущества в ДТП от недобросовестного виновника происшествия, вынужден для взыскания с виновника убытков самостоятельно собирать доказательства и нести судебные расходы. Ведь как пояснил Верховный Суд Российской Федерации, если гражданская ответственность причинителя вреда не застрахована по договору обязательного страхования, страховое возмещение в порядке прямого возмещения ущерба не производится. В этом случае вред, причиненный имуществу потерпевших, возмещается владельцами транспортных средств в соответствии с гражданским законодательством (п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 г. № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
О том, какие документы необходимо приложить к исковому заявлению о возмещении вреда от ДТП, можно узнать из материала «Возмещение вреда от ДТП в судебном порядке» в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
В случае принятия закон вступит силу со дня его официального опубликования.
Напомним, что в настоящий момент на рассмотрении в Госдуме находятся законопроекты о пятидневном сроке отказа в заключении договора ОСАГО, а также об установлении правила, согласно которому если при ДТП выяснится, что причиной аварии станет техническая неисправность не прошедшего технический осмотр автомобиля, страховая компания получит возможность возместить все свои расходы за счет владельца этой машины.
Виновники ДТП тоже начнут получать деньги по ОСАГО
С 1 июня вступает в силу новая редакция закона «Об ОСАГО». В соответствии с ней, максимальная выплата в случае оформления аварии по европротоколу, без вызова ДПС, поднимается с 50 000 до 100 000 рублей. Напомним, что на территории Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области с 2014 года действует безлимитный европротокол — с верхней планкой выплаты 400 000 рублей. Такой способ оформления возможен, если в ДТП не пострадали люди.
Кроме того, чтобы оформиться по этой схеме у водителей-участников аварии на смартфонах должно быть установлено специальное мобильное приложение, разработанное страховщиками под контролем Центробанка. С его помощью все последствия ДТП должны быть зафиксированы и отправлены в страховые компании участников происшествия. Но на данный момент ЦБ только-только прислал разработчику этого приложение, Российскому союзу автостраховщиков (РСА), свою рецензию на этот программный продукт. В связи с этим, по мнению президента РСА Игоря Юргенса, теперь водителей, желающих воспользоваться механизмом европротокола, ожидают дополнительные проблемы.
‒ Вся эта работа должна была быть с точки зрения государства синхронизирована с работой «ЭРЫ-ГЛОНАСС». Этого не произошло, поэтому сейчас, с 1 июня, определенные трудности совершенно точно будут. Тем более, что наши коллеги из ГАИ (хотя и расположены к нам очень конструктивно), с сокращением их личного состава выезжать на место ДТП они будут плохо, если вообще будут выезжать, ‒ считает он.
Теоретически, в доработанном виде использовать мобильное приложение по оформлению европротокола нужно будет следующим образом.
Сначала по QR-кодам на полисах проверяется их подлинность, далее фотографируются все детали обстановки после ДТП. Все это пересылается в РСА. Следующий этап — визит автовладельца в свою страховую компанию для бумажного оформления произошедшего. После этого страховщик принимает решение о выплате. Однако в случае, когда участники ДТП не смогли договориться между собой кто виноват и ни у кого нет мобильного приложения РСА, каждый из них, согласно законодательству, получит по 50% от страховой выплаты.
‒ Кто-то незаслуженно заработает деньги, кто-то недополучит 50%, ‒ пояснил Юргенс.
ОСАГО будет стоить дороже для лиц виновных в ДТП
Внедрение с января 2013 года автоматической информационной системы ОСАГО (АИС) позволило страховщикам получать из нее информацию по всем выданным страховым полисам ОСАГО от всех страховых компаний.
Согласно договоренностей достигнутым с Российским союзом автостраховщиков (РСА) все страховые компании за два последние года введут данные по своим клиентам в единую базу, что позволит по-новому рассчитывать полисы ОСАГО. Страховщики обязаны в течении 15 дней заносить данные по выданным полисам ОСАГО, а также по выплатам в связи со страховыми случаями.
Введение новой единой базы данных позволит точно рассчитывать коэффициент бонус-малус, который влияет на стоимость самого полиса ОСАГО. Если ранее единой базы не существовало и автовладелец попадавший в ДТП, где был признан виновным, мог в следующем году отправиться за полисом ОСАГО в другую страховую компанию, где о нем «не знали» и тем самым «обойти» повышенный коэффициент, который бы ему рассчитали в его предыдущей страховой. Сейчас же такой трюк не пройдет.
Коэффициент рассчитывается следующим образом: ни разу не был виновником ДТП – скидка 5% на полис; попал в ДТП один раз – следующий полис дороже на 30%; если два раза и более за год по твоей вине произошло ДТП – полис подорожает уже на 80%.
Также прописаны и методы борьбы с такими случаями, когда у страхового агента нет под рукой компьютера и интернета, он не имеет возможность войти в АИС ОСАГО. При этом агент может поставить со слов страхователя любой коэффициент, но не менее 1. В случае если в итоге выяснится, что у автовладельца коэффициент более 1, то, как минимум страховая компания потребует доплаты страховой премии.
Однако, если в течении этого времени застрахованный успеет попасть в ДТП, то ему уже придется пропорционально вместе со страховой компанией возмещать вред потерпевшим в ДТП.
«Обнулить» свою негативную историю по выплатам ОСАГО все же можно. Для этого необходимо в течении года не быть вписанным в страховой полюс. По закону, повышенный коэффициент распространяется только на того водителя, который в момент ДТП управлял транспортным средством. Если же «лихача» все-таки необходимо вписать в полис, то можно выписать ОСАГО без ограниченного круга лиц, допущенных к управлению автомобилем на год, соответственно на следующий год повышенный коэффициент к «лихачу» применяться уже не будет. Этот вариант опять же утратит свой смысл, если «лихач» опять будет виновником ДТП за текущий год.
В случае же планового увеличения стоимости самого полиса ОСАГО, то для водителей, склонных к опасному вождению цена полиса может составить около 25000 рублей.
Полагаются ли выплаты по ОСАГО виновнику ДТП
Положены ли выплаты виновнику ДТП по ОСАГО? Поскольку от дорожно-транспортного происшествия не застрахован никто, и даже самый опытный водитель может стать виновником аварии, этот вопрос актуален для многих. Давайте попробуем найти ответ на него.
Выплаты по ОСАГО при ДТП
Договор и закон предусматривают определенный перечень оснований, которые подпадают под категорию «страховой случай». К таким случаям по ОСАГО относятся дорожно-транспортные происшествия, которые повлекли за собой причинение ущерба жизни и здоровью, а также имуществу невиновной стороны. Таким образом, введение обязательного страхования автогражданской ответственности призвано, в первую очередь защитить права лиц, ставшими жертвами аварий, закрепив их безоговорочное право получить компенсацию вреда в виде выплаты. А вот выплаты виновнику ДТП по ОСАГО прямо не предусмотрены.
Как видно из сказанного выше, получение выплат предусмотрено для невиновной стороны. В соответствии с законодательством, виновник аварии не получает компенсации и все затраты по ликвидации последствий несет в полном объеме самостоятельно.
Случаи, когда выплаты не производятся по закону
К таким случаям можно отнести:
- Когда за рулем было лицо, не указанное в полисе страхования (если страховка не оформлена на неограниченный круг лиц).
- Когда повреждения имущества или ущерб жизни и здоровью нанесен опасным незастрахованным грузом или был причинен ущерб окружающей среде.
- Компенсация морального вреда, а также упущенной выгоды.
- Причинение ущерба в связи с осуществлением экспериментальной, спортивной или учебной деятельности, при условии нахождения на специально оборудованной для этих целей площадке, равно как при причинении ущерба во время осуществления работником его трудовой деятельности либо при аварии, случившейся во время погрузочно-разгрузочных работ или перемещения по территории организации.
- Сумма выплаты, сверх установленного лимита выплат по ОСАГО.
Помимо случаев, когда выплаты не производятся вообще, можно также выделить ситуации, когда страховая компания выплатит компенсацию, но будет иметь право регрессного требования от страховщика. То есть выплаты пострадавшим будут сделаны страховой компанией, но страхователь может обратиться в суд и истребовать с клиента всю выплаченную им сумму. Это возможно в следующих случаях:
- Если страховщик во время дорожно-транспортного происшествия находился в состоянии опьянения, в том числе алкогольного, токсического или наркотического.
- Если застрахованное лицо умышленно причинило вред имуществу третьих лиц либо их жизни и здоровью.
- Если водитель на момент совершения действий, повлекших за собой дорожно-транспортное происшествие, не имел права управления автомобилем.
- Если водитель после совершения дорожно-транспортного происшествия, скрылся с места аварии.
- Страховой случай произошел в момент, когда управление автомобилем осуществлялось в период, который не предусмотрен договором обязательного страхования.
Что такое ДСАГО?
Ни для кого не секрет, что ОСАГО на сегодняшний день, имеет четкий лимит максимальной выплаты. В случае если причиненный ущерб превышает этот лимит, то оставшаяся часть суммы взыскивается в судебном порядке с виновника дорожно-транспортного происшествия.
Для того чтобы обезопасить себя от такой ситуации, можно заключить дополнительный договор страхования, который получил название ДСАГО — добровольного страхования автогражданской ответственности.
Стоимость такого договора очень невысока — приблизительно 1000 рублей, а действие договора распространяется на суммы, превышающие лимит выплаты по ОСАГО и, как правило, позволяют полностью покрыть их. Сумма покрываемого ущерба может определяться даже 1 миллионом рублей.
Таким образом, ДСАГО может быть замечательным дополнением к основному страхованию для тех, что еще не совсем уверен в своих водительских навыках или достаточно осторожен и не хочет рисковать возможными имущественными потерями.
Возможно ли получить выплату виновнику?
Отвечая на этот вопрос нужно учитывать специфику каждой конкретной ситуации, а также мнения судей по этой проблеме.
Во-первых, получить выплату по ОСАГО можно в том случае, если в аварии вы проходите не только как виновник, но и потерпевший. Такая ситуация может случиться, например, если в дорожно-транспортном происшествии участвовало несколько автомобилей, при этом, несмотря на нарушение правил дорожного движения вами (в ваш адрес) эти правила также были нарушены другим лицом. В такой ситуации ваша страховая компания будет выплачивать причиненный вами ущерб имуществу или жизни и здоровью потерпевшего, с другой стороны, вам будет причитаться выплата от страховой компании.
Хотя, если страхователь решит побороться за свои деньги (как это обычно и происходит), то вопрос о том, причитаются ли Вам выплаты или нет, будет уже решаться в суде. А тут всё будет зависеть от трактовки судьей действующего закона по ОСАГО. Если суд разделит дорожно-транспортное происшествие на 2 состава административного правонарушения, то виновник-потерпевший получит причитающуюся ему сумму, но только ту, которая компенсирует вред, причиненный ему противоправными действиями другого лица. По той аварии, в которой виновен он, выплат не будет.
С другой стороны, если суд сочтет целесообразным рассматривать дорожно-транспортное происшествие в совокупности, то есть не разделять составы правонарушений, а просто определить виновность или невиновность сторон, то виновный «в части аварии» не имеет права на получение компенсации ввиду того, что доказан сам факт наличия у него вины. Такое заключение можно сделать на основании закона об ОСАГО, который устанавливает необходимость осуществления выплат только в пользу потерпевших.
Весьма спорным вопросом также является компенсация виновнику уже уплаченной суммы в пользу потерпевшего. В судебной практике есть ряд прецедентов, когда виновник аварии самостоятельно возмещал потерпевшему вред, а потом с полным комплектом документов обращался за компенсацией понесенных затрат в свою страховую компанию. При этом виновник представлял следующие документы: схему ДТП (составленную участниками аварии), справку о дорожно-транспортном происшествии из ГИБДД, результаты независимой экспертизы с оценкой причиненного ущерба и другими доказательствами того, что авария была и причинен реальный ущерб.
В связи с тем, что закон об ОСАГО не предусматривает возможности компенсации затрат по возмещению причиненного ущерба, в таких спора обычно отказывают. Добровольные выплаты виновником — это его личная инициатива, которая никакого отношения к неисполнению страхователем взятых на себя обязанностей не имеет.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать только один вывод — законодатель не предусматривает возможность получения виновником аварии компенсационных выплат. Потерпевшему же возместят причиненный ущерб, но только в пределах лимита, установленного законом. Если стоимость причиненного ущерба выше, то разница будет в судебном порядке (если стороны не договорятся о мирном урегулировании спора) взыскиваться с виновника дорожно-транспортного происшествия. Чтобы обезопасить себя от лишних трат на возмещение ущерба, можно заключить договор добровольного страхования автогражданской ответственности, который позволит компенсировать полную стоимость погибшего имущества. Если же вы хотите получить средства и на восстановление своего автомобиля, то разумнее потратиться на приобретение страховки КАСКО, которая как раз и гарантирует возмещение убытков, вне зависимости от того, по чьей вине они произошли.
Авария без виноватого
Авария произошла под Благовещенском еще в сентябре 2013 года. Некий Прусаков, разворачиваясь на своем автомобиле, не уступил дорогу некоему Ященко, ехавшему в попутном направлении. Но удар произошел уже на встречной полосе. ГИБДД вынесла решение, что Прусаков нарушил правила разворота, а Ященко выехал на встречную полосу. Но виновника ДТП так и не установили. Между тем восстановление автомобиля Ященко обошлось ему более чем в 87 тысяч рублей. При этом у Прусакова не было ОСАГО. Поэтому Ященко обратился в суд в гражданском порядке. И суд сначала встал на его сторону.
Но позже суд кассационной инстанции решил, что экспертиза, на основании которой установлена вина Прусакова, не может служить таким доказательством, и вернул дело на доработку. После чего суд первой инстанции в иске отказал.
Однако Верховный суд посчитал иначе. Он пояснил, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами.
Как пояснил «РГ» адвокат Лев Воропаев, в рамках дела об административном правонарушении вопрос вины или невиновности, именно в ДТП, не разрешается. Как многократно указывал Верховный суд, при разрешении дел по главе 12 КоАП РФ вопрос вины в ДТП не выясняется, так как это не входит в предмет доказывания в силу статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ. Поэтому в рамках КоАП РФ привлекают за сам факт нарушения того или иного пункта ПДД РФ, а не за факт ДТП.
Вопрос же вины в ДТП решается только в гражданском процессе. На момент рассмотрения дела в гражданском порядке в суде первой инстанции доказательством вины в ДТП было исключительно заключение эксперта. Эксперт указал, что виновен второй водитель, разворачивавшийся не из крайнего положения, да еще и в месте остановки маршрутных транспортных средств. Нижестоящие суды, после того как им указал на то президиум облсуда, признали экспертизу необязательным доказательством по делу и отказали в иске первому водителю. Так вот, Верховный суд РФ в данном определении указал, что так как нет иных доказательств вины, то экспертизу суды отвергли неправомерно в качестве доказательства вины второго водителя. И отправил дело на новое рассмотрение.
Владимир Груздев, председатель правления Ассоциации юристов России:
Даже если виновник аварии не был привлечен к административной ответственности, водитель поврежденной машины имеет право на компенсацию. Ее можно взыскать в рамках гражданского процесса.
В данном случае госавтоинспекция в пределах установленного срока давности привлечения к административной ответственности не смогла решить вопрос о виновности конкретного участника ДТП. Ситуация действительно была сложной. Столкновение произошло на встречной для обеих машин полосе. Первая шла на обгон, вторая разворачивалась. Но, как было установлено экспертизой, вторая машина нарушила правила разворота. В таком случае именно водитель разворачивающейся машины должен был убедиться, что не создаст никому помех. Если бы вопрос «кто виноват?» был решен своевременно, то проблем с выплатой компенсации не возникло.
Верховный суд подробно объяснил, какие ошибки были допущены. По сути, Верховный суд встал на сторону истца. Одна из главных ошибок нижестоящих инстанций: они фактически заставили человека доказывать вину того, кто причинил вред. Между тем, как объяснил Верховный суд России, причинитель вреда считается виновным до тех пор, пока не докажет отсутствие своей вины. Таким образом, отказ в иске со ссылкой на недоказанность вины другого водителя не соответствует нормам материального права.
12 ситуаций, в которых вам не выплатят автостраховку
Автострахование должно снижать возможные финансовые потери в случае непредвиденных ситуаций. Но иногда выплата страховки напрямую зависит от действий застрахованного лица. Как не остаться без страховой премии?
1. Зарубежные поездки
Автовладельцу стоит помнить, что ОСАГО и КАСКО действуют только на территории России. Если вы планируете зарубежную поездку на машине, то в этом случае нужно приобрести специальный страховой полис. Обратиться в страховую компанию лучше еще до поездки, услуги страховых компаний, которые доступны на границе – как правило дороже, и выбора у Вас уже не будет.
2. Пострадавший водитель был пьян
В случае, когда виновник ДТП управлял автомобилем в нетрезвом состоянии, страховщик не освобождается от обязанности компенсации ущерба, но если в нетрезвом состоянии находился сам пострадавший, как правило, выносится постановление суда об обоюдной вине участников ДТП, и, соответственно, выплата не производится.
Важно! Нетрезвость должна быть доказана. Причем «дунуть в трубочку» — это не доказательство, необходимо медицинское заключение. Бремя доказательства нетрезвости возлагается на страховщика, и доказательством могут быть только результаты медицинского освидетельствования, либо медицинское заключение при госпитализации пострадавшего.
3. Расчет на месте ДТП
Страховщик не будет выплачивать компенсацию в том случае, если стороны договорились между собой и рассчитались на месте, не фиксируя факт ДТП и не вызывая сотрудников ГИБДД.
Это связано с тем, что, во-первых, ущерб уже будет возмещен по соглашению сторон, а во-вторых, Вы не сможете предоставить страховой компании необходимые документы.
Крайне не рекомендуем поступать подобным образом, так как второй участник ДТП может позднее обратиться в ГИБДД и сообщить, что Вы просто покинули место происшествия, не обратившись в компетентные органы, что чревато лишением водительских прав.
4. Документы не собраны
Страховая выплата не будет осуществлена, если потерпевший не предоставил документы, предусмотренные ст. 35 закона об ОСАГО: заявление, первичную и расширенную справку из ГИБДД, постановление суда.
Важно! В этой ситуации необходимо в кратчайшие сроки получить все недостающие документы (например, максимально ускорить судебное разбирательство, присутствуя на заседаниях, а при необходимости — и на судебных экспертизах).
5. У виновника ДТП нет полиса ОСАГО
Если виновник ДТП не имел полиса ОСАГО, соответственно нет и страховщика. Если же на виновное авто есть полис ОСАГО, в котором указано от 1 до 5 водителей, но во время ДТП за рулем находился водитель, не указанный в полисе, страховщик все равно обязан произвести выплату.
Важно! В случае отказа следует в крайне сжатые сроки получить все необходимые документы и обращаться за выплатой к страховщику, а при необходимости — в суд.
6. Отсутствует вина – отсутствует выплата
Страховщик не заплатит пострадавшему, если второй участник ДТП, имеющий полис ОСАГО, не виновен в наступлении ДТП. На страховку КАСКО данное ограничение не распространяется. Если вина участников ДТП обоюдная, то выплаты производятся обеим сторонам, пропорционально степени вины каждого участника. Степень вины, равно как и размер возмещения, может определить только суд.
7.Мошенничество
О страховой выплате можно и не мечтать если потерпевшего и виновника уличат в мошенничестве. В таких случаях, если потерпевший не при чем, необходимо обращаться за помощью к адвокату и судиться со страховщиком.
8. Пассажиры застрахованы
Выплаты может не быть в том случае, если пассажиры авто, пострадавшие в ДТП, уже были застрахованы от несчастных случаев на транспорте. В этом случае ущерб им будет возмещен именно по этому полису, а не по полису ОСАГО.
9. Место ДТП не прописано в договоре.
Развенчаем миф о том, что при повреждении автомобиля на парковке страховая компания не выплатит возмещение. На сегодняшний день закон и правила ОСАГО не содержат указания на то, что для возмещения ущерба автомобиль должен находиться только на автодороге. То есть автомобиль находится под защитой страховки на любой территории, где имеется возможность проезда транспортного средства, если не оговорено иное.
10. Истёк срок действия полиса
Нередко мы забываем о том, что срок действия полиса истек, в таких случаях страховая выплата по определению невозможна, так как фактически отсутствует страховщик.
11. Банкротство страховщика
Перед заключением договора желательно проверить надежность страховой компании, благо сейчас эта информация легко доступна в интернете. Вы сможете увидеть как общий рейтинг, характеризующий надежность компании, так и посмотреть, например, насколько просто в компании урегулировать спор по стоимости ущерба.
Важно! В случае несостоятельности (банкротства) страховой компании, если речь идет об ОСАГО, выплаты всё равно будут произведены. А вот с КАСКО рассчитывать на компенсации крайне затруднительно.
12. Оплата КАСКО в рассрочку
В том случае, если Вы решили оплатить страхование КАСКО частями, существует нюансы, связанные с правилами каждой страховой компании. Если до момента полной оплаты произойдет ДТП, то страховая компания может попросить оплатить страховую премию целиком, либо уменьшит сумму страховой выплаты на остаток задолженности по оплате.
Некоторые компании всё же выплатят полную стоимость ущерба без дополнительных затрат с вашей стороны. Кроме того, следует обратить внимание, что действие страховки в случае просрочки платежа приостанавливается, и вы будете не вправе требовать возмещения.
Каждую неделю мы рассказываем о новых сравнительных тестах продуктов
питания и бытовой техники. Коротко и по делу.
Вы бы, для эффективности, не засыпали читателей набором несвязанных правил, а разъяснили сначала базовые понятия, из которых все эти правила естесственным образом одно за другим выводятся
что КАСКО — это договор страхования имущества,
а ОСАГО — ответственности участника дорожного движения, и они имеют разную природу
что ключевым является статьи в договоре страхования в контексте соотвествующих этому договору разделу ГК
Диана, при наличии полиса ОСАГО, вопросы «просрочек» платежа и т.д. — являются правоотношениями между страхователем и застрахованным лицом, а равно их ответственностью друг перед другом. В этой связи Ваши требования к страховой абсолютно законны. Как правило, недобросовестные страховщики пытаются переложить ответственность на своего клиента, но судебная практика в таких случаях полностью находится на Вашей стороне. Если страховая компания считает своего клиента носителем ответственности, то это вопросы регрессных требований уже страховой компании.
У Татьяны ситуация несколько иная. Не совсем понятно, какой полис в страховой компании был приобретен — КАСКО или ОСАГО. Однако, есть виновник аварии — конкретный человек, который эксплуатировал транспортное средство без соответствующей «страховки». А равно и требования о возмещении вреда надлежит направлять ему. Кстати, еще не понятна степень тяжести причиненного вреда, а значит, не ясен вопрос, есть ли в действиях виновника состав преступления, предусмотренный ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации. Если есть, то гражданский иск можно подавать в рамках расследования уголовного дела. Если нет, — то самостоятельно обращаться в суд за взысканием компенсации, как по поводу причиненного вреда здоровью, так и причиненного ущерба автотранспортному средству.
Осаго для виноватых в дтп
Хотите за свой счет отремонтировать в Германии чужой «мерседес», пострадавший в ДТП? Нет? А возможно придется! По крайней мере, так считают некоторые автостраховщики.
Верховный суд внес хаос в порядок урегулирования убытков по ОСАГО, и теперь после ДТП с чужой дорогой иномаркой вам, возможно, придется ремонтировать ее за свой счет в стране-производителе.
Возмещение «на бис»
В последние несколько месяцев виновникам ДТП, уже урегулировавшим все убытки по полису ОСАГО, стали приходить «письма счастья» от страховых компаний пострадавших с требованием доплатить за ремонт. В письмах содержится требование возместить разницу между выплаченной суммой по ОСАГО и реальной стоимостью запчастей, лакокрасочных материалов и ремонтных работ. Требуемая «доплата» в некоторых случаях соизмерима с уже выплаченной суммой.
В «Народном рейтинге» сайта Банки.ру образовалась целая ветка обсуждений таких ситуаций, в качестве главного отправителя таких писем упоминается «Росгосстрах». Посетители Банки.ру в форуме жалуются, что им как виновникам ДТП предлагается, по сути, оплатить полную стоимость ремонта по каско. Причем единственным подтверждением фактической стоимости ремонта часто является акт СТОА.
Например, пользователю под ником El201 «Росгосстрах» предложил в добровольном порядке возместить ущерб на сумму 12 513,28 рубля сверх уже выплаченных «Ингосстрахом» (страховщиком виновника) 53 500 рублей. Основанием для требования являются акт ремонтной компании на сумму 66 013,28 рубля и платежное поручение от РГС этой компании на эту же сумму. Согласно экспертному заключению, по которому и осуществлялась выплата за ремонт, восстановление автомобиля пострадавшего было оценено по Единой методике в 55 500 рублей (53 500 — стоимость ремонта с учетом износа). Это не самое большое требование от страховщиков, которые получили наши читатели. От Vita261991 РГС требует по суду 110 000 рублей при уже осуществленной выплате 90 000 рублей, а пользователю naber спустя три года после ДТП пришло требование от «Тинькофф Страхования» на 130 000 при выплаченном возмещении в 70 000 рублей (на момент публикации материала получить комментарий «Тинькофф Страхования» не удалось).
В большинстве описанных случаев эксперт один и тот же — «Автоконсалтинг плюс», что навело наших пользователей на мысли о «схеме».
В том, что это схема, лично я не сомневаюсь.
Попробуйте, если Вы застрахованы по КАСКО, сравнить два варианта — получить возмещение деньгами и отремонтироваться в сервисе по направлению.
Скорее всего, получение деньгами будет ниже реальной стоимости ремонта. А акт на осуществленный ремонт — выше. Иногда — в разы.
Теперь, с выходом постановления КС, РГС решил отработать в этом направлении.
На сайте автомобилистов drom ситуация достаточно активно обсуждается. Таких требований становится много, и все от РГС. Но пока, как я понимаю, никто не продвинулся до суда. Так что практики, видимо, пока нет. Мнения разные.
На мой взгляд, надо при доведении ситуации до суда:
1. запрашивать полный набор документов, пристально обращать внимание на выполнение формальных признаков первичных документов, доверенностей и полномочий лиц-подписантов и т.п. и оспаривать и предлагать не принимать к рассмотрению документы при наличии в них нестыковок, отсутствии доверенностей подписантов, полномочий по доверенностям и т.п.
2. поскольку по постановлению КС возмещается понесенный ущерб, а не затраты вообще, ущерб должен быть обоснован.
Если Вы как физ. лицо захотите по суду получить возмещение ущерба с виновника, Вы же не только расходные документы в суд понесете, а прежде всего акт экспертизы. И без акта экспертизы Вы ничего не получите.
А почему страховая не так? Она такая же сторона, и по идее должна обосновать размер ущерба при обращении в суд.
Можно предложить рассматривать в качестве оценки имеющийся акт экспертизы. Единственным таким актом будет являться, как я предполагаю, акт полугодовой после ремонта давности. Тогда к выплате будет сумма превышения до суммы акта без учета износа (а не до суммы ремонтной конторы).
Но все же я надеюсь, что РГС не станет доводить до суда ситуации, в которых может всплыть схема. Поскольку можно, как минимум, получить встречное обвинение в мошенничестве. Не случайно все письма с требованием возместить ущерб — не заказные, а носят неформальный характер.
Пострадавшие от страховщиков виновники ДТП отмечают, что при такой практике страховые могут договариваться: страховая по ОСАГО — оценивать ущерб по минимуму, страховая пострадавшего — ремонтировать в своих центрах по заоблачным ценам, а разницу брать с виновника ДТП, пишут пользователи Банки.ру. «Почему нет? Получается, это вообще может вылиться в некую систему перекладывания ответственности на виновника ДТП и снятия ее со страховой, не только в части износа, а вообще в части всей суммы», — пишут автомобилисты (везде авторская орфография и пунктуация сохранены).
«Я надеюсь, что РГС не станет доводить до суда ситуации, в которых может всплыть схема. Поскольку можно, как минимум, получить встречное обвинение в мошенничестве. Не случайно все письма с требованием возместить ущерб — не заказные, а носят неформальный характер», — пишет El201.
Надежды автовладельцев не оправдываются — страховщики активно идут в суды по таким поводам и часто выигрывают.
«Стоит отметить, что до тех пор, пока не сложилась судебная практика по данным делам, судьи зачастую отказывали в удовлетворении исковых требований. Со временем, по мере накопления материалов, суды стали часто принимать положительное решение о взыскании», — отмечает директор департамента урегулирования убытков СК «Абсолют Страхование» Игорь Люкин.
Компании «Абсолют Страхование», «АльфаСтрахование» заявили Банки.ру, что у них самих подобных судебных дел нет (в «АльфаСтраховании», по словам официального представителя компании, действует запрет на взыскание разницы с физических лиц в пределах лимита ОСАГО), однако в целом по рынку они нередки. От других автостраховщиков комментарии ситуации получить не удалось.
Если все прописано в законе, откуда же тогда взялись массовые претензии страховщиков к виновникам ДТП и почему суды встают на сторону страховщиков? Мотивируя свою позицию, главный герой постов в «Народном рейтинге» Банки.ру «Росгосстрах» ссылается на постановление № 6-П от 10.03.17 Конституционного суда РФ (на него же опираются и судьи в реальных делах). «Подробный анализ (Верховным судом. — Прим. Банки.ру) подобных споров был обусловлен неоднородностью толкования норм действующего законодательства и неоднородной судебной практикой, что порождало нарушение имущественных прав потерпевших, в частности права на полное возмещение вреда, — отмечается в комментарии пресс-службы «Росгосстраха». — С учетом указанного постановления судебная практика изменилась, и теперь потерпевший может рассчитывать на полное возмещение своих расходов».
Конституционный суд в своем разъяснении ссылается на статью 1072 ГК, в которой указано, что в случае, когда гражданская ответственность виновника была застрахована, а страхового возмещения недостаточно для полного возмещения вреда, «разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба подлежит возмещению причинителем вреда». Но не уточняет при этом, о чем идет речь — о компенсации ли износа, о размере ущерба свыше лимита по ОСАГО или о разнице между стоимостью дилерского ремонта (по каско) и ремонта по ценам Единой методики (по ОСАГО). Не уточняется и то, кто должен компенсировать разницу — виновник ДТП или его страховая компания.
В РСА считают, что нечеткость формулировок и привела к появлению волны писем к страхователям, а вслед за ними и исков. «Было очень специфичное разъяснение Пленума Верховного суда, которое привело к тому, что некоторые филиалы, менеджеры, иногда и компании стали посылать письма (с требованием заплатить компенсацию. — Прим. Банки.ру), — комментирует этот документ Евгений Уфимцев. — Мы со стороны РСА можем это ограничивать только своими разъяснениями, что так делать не нужно. Другого пути у нас нет».
Исполнительный директор РСА уверен, что «если такие компании пойдут в суд, они со стопроцентной вероятностью выиграют, исходя из разъяснения Верховного суда», хотя в законе стоимость ремонта по Единой методике считается реальным ущербом, который виновник нанес.
Между тем много вопросов и к самой Единой методике расчета — этот вопрос уже поднимался неоднократно. «Если между ЕМ и стоимостью ремонта по каско, который производится по «оптовым» ценам страховщиков, возникает разница, то это однозначно говорит о «недостатках» методики, которую фактически разрабатывают сами страховщики в рамках их профобъединения», — считает руководитель направления «Страхование» Банки.ру Дмитрий Жуков.
«С возмещением разницы, полученной в результате вычета износа, можно с натяжкой согласиться, хотя вопрос очень спорный», — говорит эксперт, поясняя, что в большинстве случаев поврежденную деталь можно заменить только на новую. «Выставление же требований страхователю компенсировать разницу между стоимостью запасных частей, лакокрасочных материалов и нормо-часов, обозначенной в ЕМ, и рыночными ценами на эти составляющие ремонта, если не превышена максимальная сумма страхового возмещения 400 тысяч рублей, выходит за грань банальной логики. Если в ЕМ стоимость любой из этих составляющих будет занижена относительно рыночной цены (а таких примеров множество), то при использовании трактовки решения Конституционного суда, применяемой, в частности, «Росгосстрахом», эта разница будет возложена на виновника. А разница может быть соизмерима, а то и превышать компенсированный в рамках ОСАГО ущерб».
Страховщики против. страховщиков
Несмотря на высказывания пользователей о том, что подобные иски могут быть выгодны всем страховщикам, теория заговора здесь явно притянута за уши, — Евгений Уфимцев признался, что по мере расширения такой практики вопрос о ее недопустимости неоднократно поднимали сами страховые компании.
Более того, по сведениям Банки.ру, инициативная группа внутри РСА разработала проект позиции союза автостраховщиков по этому больному вопросу (документ имеется в распоряжении Банки.ру). «В последнее время на страховом рынке появилась активная практика предъявления страховщиками суброгационных требований причинителям вреда наряду с предъявлением такого требования страховщику ОСАГО не только в случае превышения лимита выплаты по ОСАГО, но и в пределах установленной законом об ОСАГО страховой суммы, — говорится в проекте документа. — Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение, поскольку полную защиту от требований к нему как к виновнику ДТП полис ОСАГО не обеспечивает».
Это негативно сказывается на отношении потенциальных потребителей страховых услуг к ОСАГО и провоцирует расширение страхового мошенничества в этой сфере страхования, отмечают составители документа. Подчеркивая, что такие требования дискредитируют и установленный порядок осуществления выплат по ОСАГО, основанный на ЕМ и правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства. В этой связи президиуму РСА предлагается «считать нецелесообразным» предъявление подобных требований виновнику ДТП. Проект документа, по словам источника Банки.ру, находится на согласовании в президиуме РСА. Если он будет принят, то РСА распространит его между всеми своими членами.
Однако пока страховщики пытаются выработать единую позицию, письма страхователям продолжают приходить, а иски поступают в суды. В этой ситуации важно помнить о том, что сдаваться раньше времени не стоит: заявленные фактические расходы на ремонт могут быть оспорены в суде. Суд может уменьшить размер возмещения, если удастся доказать, что пострадавший и/или его страховая компании завысили сумму или вышли за грани разумного. То есть если пострадавший в ДТП отремонтировал свой раритетный автомобиль непосредственно в компании-производителе где-нибудь в Германии по договору каско, то, скорее всего, виновнику ДТП удастся избежать дополнительных выплат.
Юрий Суровцев полагает, что в сложившейся ситуации, если заявленная страховой компанией по каско сумма убытков не превышает 400 000 рублей, автовладельцу следует возражать против такого требования. Указав, что в данном случае надлежащим ответчиком должна являться страховая компания, с которой у автовладельца заключен договор ОСАГО.
Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru
Мнения читателей и жертв:
ViSlav
29.06.2018 10:59 #
Росгосстрах. Кто б сомневался что именно у этой конторы появятся очередные гениальные «бизнес-идеи»
Непонятно только почему частная компания носит название «Российская Государственная». Нет ли в этом признаков мошенничества и заведомого введения в заблуждения доверчивых граждан? Shadow_cat27rus
29.06.2018 11:44 #
И как-то фоне всего сказанного забыли ещё один очень интересный момент: Я покупаю каско плачу ОООЧЕНЬ не кислую сумму (у меня было 48000 при лимите выплаты в 220000), и при этом в случае ДТП я получаю выплату по ОСАГО от СК виновника и ОТЖАТУЮ ПО СУДУ у виновника сумму разницы между ОСАГО и затратами на ремонт.
И тут вопрос, а нахрена мне тогда КАКСКО?? если в случае «не хватило на ремонт» я точно так-же сам нанимаю юриста и он точно так-же по суду получает разницу и свою зарплату.
ТО есть мало того что РГС виновника на нагибает, так они ещё и потерпевшего разводят на ровном месте (а стоимсть КАСКО нифига не как у ОСАГО, там сумму куда как выше).
Вообще красавчики.
PS Мнение и компетенции автора статьи могут не совпадать с мнениями и компетенциями разместившего этот материал 🙂 . «мопед не мой»