Оглавление:
Педагогика для экспертов Study Experts
Психолого-лингвистические основы речевой деятельности.
Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вначале язык усваивается ребёнком стихийно, в процессе общения. Но этого недостаточно, стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы. Это, во-первых, усвоение литературного языка, подчинённого норме, умение отличать литературный, «правильный», от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объём материала, многие сотни новых слов, тысячи новых значений уже известных слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети до школы в устной практике не употребляли. И здесь необходима система учебных воздействий на учащихся, нужна планомерная работа, чётко и определённо дозирующая материал, нужно соблюдение ступеней в формировании речи.
Во-вторых, учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо – это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Письменная речь всегда строже устной. Она имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности жанров: описания, повествования, письма, заметки в газету, рассуждения.
Третья сфера работы школы по речевому развитию – это доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один ученик. Это совершенствование речи учащихся, повышение ей культуры.
Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Выделяют четыре уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся.
1. Произносительный уровень. Произношение звуков родной речи к моменту поступления ребёнка в школу уже в основном усвоено, но из акустического потока выделять конкретные звуки ему нелегко. У некоторых детей есть трудности в произношении некоторых звуков. Произносительная работа планируется по направлениям: техника, орфоэпия, интонация.
Первым направлением является работа над техникой речи, которая понимается, как результат правильного дыхания, чёткой дикции: речь усваивается, когда приобретается способность управлять мускулами речедвигательного аппарата. Из этой закономерности обучения речи вытекает принцип внимания к материи языка, к физическому развитию органов речи. Различают дыхание физическое и речевое. В жизни дыхание является непроизвольным. В ходе чтения вслух и говорения обычно физиологического дыхания не хватает. В этом случае имеет место речевое дыхание, процесс управляемый, произвольный. Эта произвольность обеспечивает достаточно быстрый вдох, осуществляемый на паузах, краткую задержку дыхания для удержания взятого воздуха и медленный выдох, необходимый для свободного и естественного произнесения группы слов.
Задачи развития речевого дыхания:
· Во-первых, следует тренировать длинный выдох, а не умение вдыхать большое количество воздуха.
· Во-вторых, необходимо тренировать умение рационально расходовать и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи. Воспитание речевого дыхания следует осуществлять путём косвенного воздействия на дыхательный аппарат с помощью постановки элементарных действенных задач, «предлагаемых обстоятельств», воображения, ассоциаций. Таковы, например, упражнения с воображаемой свечой, когда учащимся предлагается дуть на пламя свечи с целью отклонить или погасить его. Не менее важной задачей в работе над техникой речи является совершенствование дикционных навыков учащихся, которое состоит в воспитании у учащихся чистоты и ясности произнесения отдельных звуков, слогов, слов, фраз. Здесь следует учитывать недостатки функционирования речевой базы младшей школы. Массовый характер имеет неточная работа артикуляционного аппарата: во-первых, в результате вялости и недостаточной гибкости частей речевого аппарата наблюдается «смазанность речи», неясность, нечёткость; во-вторых, в результате чрезмерной напряжённости мышц речевого аппарата возникает чрезмерная торопливость произнесения. Нередки у младших школьников и индивидуальные дефекты речи: картавость, шепелявость, присвистывание и так далее.
Учёт названных недостатков помогает определить основные направления по их преодолению.
· Проведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие, укрепление мышц губ, языка, челюстей, рта.
· Организация упражнений для отработки артикуляции гласных и согласных звуков (изолированных и в контексте).
Вторым направлением работы по развитию речевой деятельности на произносительном уровне является организация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка.
Хорошая речь — залог успеха в будущем.
. Но занятия с хорошим специалистом могут дать отличный результат, полностью изменив качество социальной жизни.
Возрастные несовершенства речи детей 3-5 лет в общем соответствуют психическому и физическому развитию ребенка. Но наряду с ними, уже с раннего детства встречаются речевые недостатки явно патологического происхождения. В современной логопедии выделяют 11 форм нарушений речи. Некоторые из них могут быть следствием других нарушений развития: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Нередко только в процессе работы со специалистом – логопедом удается определить природу речевого несовершенства и с помощью специальных методик, методов и приемов заняться коррекцией речевых нарушений, помогая пациентам избавиться от них.
Логопед – высококвалифицированный специалист с дефектологическим образованием, который изучает причины появления речевых дефектов (заикания, нарушения звукопроизношения, дисграфии, дислексии и т.д.) и устраняет их. Педагог развивает не только артикуляцию, но и познавательную деятельность детей в целом — память, внимание, восприятие, мышление и многие другие способности и навыки.
На первый взгляд кажется, что в логопедии нет ничего сложного, нужно лишь подбирать ученикам подходящие задания и следить за их выполнением. Но это не так. Хороший логопед должен отлично владеть теорией своего предмета, знать анатомию и физиологию речевых органов, иметь психологические навыки. Кроме того, логопед – это своего рода учитель, от которого требуется неограниченное терпение и понимание. Он должен уметь находить подход к каждому, подавать упражнения детям в интересной игровой форме и помогать преодолевать взрослые комплексы, так как не только исправляет дефекты речи, но и помогает ребенку влиться в общество, перестать быть объектом для насмешек. Бывает, что с момента начала занятий у логопеда до первых успехов проходит несколько месяцев или даже лет, поскольку очень многое зависит не только от уровня его профессионализма, но и от желания и работоспособности самого ребенка, при условии систематичности проводимых занятий и активном участии семьи в обучении.
Развитие речи является важнейшей частью всего психического развития ребенка и, поэтому, становится понятным, почему так важна профилактика и коррекция различного рода речевых нарушений. На появление и становление речи природа на самом деле отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст, так как именно в этот период создаются благоприятные условия для освоения устной речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Любая задержка, всякое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведении, поэтому речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу.
Я приглашаю родителей привести детей в «Центр Слуха и Речи Верботон М+» на консультацию и последующие занятия с логопедом. Наше учреждение работает в городе-курорте Кисловодске более 20 лет, имеет свои достижения. Через руки наших специалистов прошло ни одно поколение. Первые «наши дети» уже окончили Вузы, получили престижные профессии, обзавелись семьями.
Не теряйте надежды и не упускайте время, Ваши дети будут Вам благодарны.
Правильность речи – залог успеха
Культура речи является сравнительно молодой областью науки о языке. В качестве самостоятельного раздела данного учения она оформилась благодаря влиянию радикальных социальных изменений, которые произошли в нашей стране за последние годы. В частности, усиленное внимание к повышению уровня культуры речи обусловлено приобщением народных масс к общественной деятельности.
Как человек использует свою речь в коммуникативных целях? Какая она у него – правильная или неправильная? Когда человек фактически не допускает ошибок в образовании и употреблении форм слов, в произношении, в построении предложений, в этом случае имеет место быть правильность речи. Но этого недостаточно. Речь вполне может быть правильной, но все же плохой. Говоря иными словами, она может не соответствовать условиям и целям общения. Само понятие хорошей, грамотной речи включает в себя три основных признака: точность, богатство и выразительность.
Точность речи – это подбор таких слов и предложений, которые самым лучшим образом способны выразить содержание того или иного высказывания, раскрыть его тему, главную мысль. Богатая речь – это когда человек обладает крайне богатым словарным запасом и умело и грамотно его использует. Выразительность обычно создается при помощи подбора языковых средств, которые максимально соответствуют задачам и условиям общения.
Правильность речи – это не что иное как соблюдение действующих норм русского литературного языка. Если человек наделен правильной, хорошей и грамотной речью, он способен достичь наивысшего уровня речевой культуры. То есть, он не только не позволяет себе допускать ошибки, но и умеет самым лучшим образом выстраивать свои высказывания, учитывая цель общения, а также подбирать наиболее уместные в каждом отдельном случае слова и их сочетания с учетом обстоятельств.
Правильная речь – это один из важнейших показателей культурного уровня человека в общем. Ведь для того, чтобы устное выступление перед публикой было успешным, оно должно быть понятным и выразительным, а это все достигается ясным и четким произношением, правильными ударениями в словах, а также интонацией. Когда правильность речиотсутствует, ошибки в произношении сильно отвлекают слушателя от содержания выступления, следовательно, общение затрудняется, а степень воздействия ослабевает.
Кроме того, речь часто портится, когда ее “загрязняют” словами-паразитами или диалектизмами. Что это за загрязнители? Слова-паразиты не несут в себе никакой смысловой нагрузки, то есть, если их полностью убрать из предложения, оно ничуть не изменит своего смысла, зато правильность речи заметно возрастет. Да и на слух речь, лишенная таких слов, звучит куда приятнее. Что бы вы подумали о человеке, если бы он свое стихотворение написал так: “Над седой типа равниной моря ветер как бы тучи собирает, и вообще, между тучами и морем гордо реет блин буревестник “? Наверняка такого поэта вряд ли включили бы в школьную программу.
Что же касается диалектизмов, эти языковые особенности, характерные для отдельных территорий страны, также частенько вкрапляются в литературную речь. Это является отступлением от нормы. Диалектизмы различают следующим образом: фонетические (например, “яканье” – “пятух”, “сястра” и т. д. или в окончании буква “х” вместо “г” – “снех”, “врах”, “друх “); грамматические ( “сидять”, “бегуть”, “иди до дома” и т. п.); словообразовательные ( “особливо” вместо “особенно”, “черница” вместо “черника” и т. д.); лексические (слова-синонимы, которые соответствуют литературным: “дюже” – “очень”, “кочет” – “петух “; синонимы, которые имеют иное значение: “погода” – “ненастье”, “худой” – “плохой” и др.).
Конечно, употребление таких слов возможно, если необходимо придать своему рассказу больше колорита, но постоянное их использование, несомненно, портит правильность речи и способно создать о вас впечатление человека, недостаточно владеющего нормами литературного языка.
Грамотная речь – залог успеха в любой профессии, показатель интеллигентности, культуры человека
— учить находить и исправлять речевые и грамматические ошибки
— учить построению грамотных предложений;
— повторить тему “Текст”:
— тренировать в различении и умелом использовании средств художественной выразительности (тропов);
— познакомить с заданиями ЕГЭ, требующими владения правилами грамматики;
— познакомить с профессиями данного профиля:
— воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому языку;
— формировать желание говорить правильно, пополнять свой словарный запас;
— прививать интерес к профессиям, требующим внимательного отношения к слову, умения грамотно выражать свои мысли и чувства.
— развивать способность доказывать, обосновывать свою точку зрения;
— развивать навык выразительного чтения;
— развивать такие качества как усидчивость, кропотливость в работе, внимание, мышление, логику.
1. Организационный момент.
Наш урок посвящен воспитанию культуры речи. Тема урока актуальна в наши дни. Речь молодых людей стала бедной, словарный запас маленьким, построение фраз порой вызывает изумление. Переписка в интернете – постоянное искажение слов, что прививает примитивное, бестактное отношение к языку. Поэтому проблема бережного отношения к слову стоит очень остро.
К нашему уроку вы готовили дома задания, которые будут нам помогать в работе по данной теме.
2. Основная часть урока.
1. На доске высказывания великих людей о русском языке (дети читают).
“По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь писать и читать”. А. Чехов
“Обращаться с русским языком кое-как значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.” А. Толстой.
“Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку”. К. Паустовский.
– Какие ещё высказывания о языке вам известны? (Дети читают изречения, которые им удалось найти, готовясь к уроку)
Видите, как много известных людей озабочены тем, чтобы мы с вами берегли наш язык, сохраняли его и передавали потомкам всю его красоту и многогранность.
2. Каждый из вас наверняка задумывался, кем хочет стать, чем заниматься. Может кто-то из вас выберет профессию, которая связана с языком, с его историей и требует безграничного уважения к языку и желания передать всю его красоту.
Сейчас перед вами выступят девочки – старшеклассницы, которые уже определились в своей будущей профессии. Они познакомят вас с некоторыми очень интересными и важными профессиями.
Знакомство с профессиями: редактор, журналист, филолог, лингвист (доклады).
В этих профессиях необходимы знания в построении предложений, ведь правильные предложения – это логично высказанная мысль, которая будет понятна читателю, зрителю, слушателю.
3. Вот сегодня мы будем заниматься редактированием – исправлением ошибок: речевых и грамматических.
В ЕГЭ в 11 классе вам будут предложены задания на знание грамматики такого типа, как у вас в распечатке № 1. Давайте с ними познакомимся и попробуем разобраться в них.
Задания типа ЕГЭ
1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
а) Проверяя своё сочинение:
а) всё должно быть изложено последовательно;
б) во время чтения делаются пометки на полях;
в) бращайте внимание на речевые недочёты;
г) оно читается несколько раз.
(Это задание проверяет умение строить предложения с деепричастными оборотами, повторяем определение деепричастного оборота)
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой:
а) Чичиков скупает крепостных, числившихся ещё живыми.
б) Благодаря учителю я справился с трудным заданием.
в) Литература всегда в той или иной степени отражает состояние общества.
г) Рост народных восстаний заставило правительство принять меры.
(Предложение а) повторяет согласование причастия с определяемым словом. Предложение б) повторяет употребление правильно выбранного падежа существительного с производным предлогом.
Предложение в) повторяет знания по теме управление падежом существительного. Предложение г) неверное – ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого в роде)
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
- Инженеры завода.
- Урожай помидоров.
- Самый красивейший пейзаж.
- Их вещи.
(Неверное сочетание № 3 , т.к. непрвильно образована форма превосходной степени прилагательного)
Владение знаниями в области грамматики дает шанс успешной сдачи ЕГЭ.
4. Все вы писали на уроках творческие работы: сочинения и изложения.
В распечатке № 2 предложения из ваших работ с ошибками: речевыми и грамматическими. Наша задача – отредактировать эти предложения. (Найти ошибку и исправить её) Каждому достанется по одному предложению. Запишите исправленное предложение (правильный вариант). Приготовьтесь прокомментировать ваши исправления.
(По цепоке дети читают оба варианта: неправильный и правильный и объясняют свою точку зрения)
Предложения в распечатке № 2 (с ошибками: речевыми и грамматическими).
1. Ребята писали письма домой и рассказывали в них о верной лебединой верности. (Повтор слова – Р) Правильное: Ребята писали письма домой и рассказывали о лебединой верности.
2. Рыбаки вытаскивали сеть и видят в сетях лебедя. (разное время глагола – Г). Правильное: Рыбаки вытащили сеть и увидели в ней лебедя.
3. Своим рассказом он рассказывал про дворовую собачку (повтор слова и некорректное управление существительным). Правильное: В своём рассказе он повествовал(говорил) о дворовой собачке.
4. Десятки людей, опрокинув головы, смотрели на вершины сосен (неверное понимание лексического значения слова). Правильное: Десятки людей, запрокинув головы, смотрели на вершины сосен.
5. Картина И.Левитана “Осенний день. Сокольники” единственная с живым человеком (неверное посторенние предложения и неуместное употребление словосочетания “живой человек” — Р) Картина “Осенний день. Сокольники” единственная, где И.Левитан изобразил фигуру человека.
6. Вдалеке тучи с возможным дождем (Р). Правильное: Вдалеке тучи. Возможно, будет дождь.
7. Картина дает задумчивое настроение (Р). Правильное: Картина создаёт задумчивое настроение.
8. Под окном положили сено, блюдце с водой, тарелку с рыбой (нарушение смысловой связи сказуемого и дополнений).Правильное: Под окном положили сено, поставили блюдце с водой и тарелку с рыбой.
9. Десятки людей запрокинули головы на верхушки сосен (Р) Правильное: Десятки людей, запрокинув головы, смотрели на верхушки сосен.
10. Однажды дядя Филя рассказал про войну, и как у них была дворовая собака (смешение конструкций в предложении)Правильное: Однажды дядя Филя рассказал о том, как во время войны к их роте прибилась дворовая собака.
11. Тогда я начал выстреливать из пистолета (неверное образование формы сказуемого – Г)Правильное: Тогда я выстрелил из пистолета.
12. А прямо на нас движется задумчивая женская фигура в темном платье (Р).Правильное: А прямо на нас движется женская фигура в тёмном платье .Её лицо задумчиво.
13. Лебедь сначала клал в ванную одну лапку, потом другую (Р).Правильное: Лебедь опускал в ванную сначала одну лапку, потом другую.
14. Тишину остановил дядя Филя (Р).Правильное: Тишину нарушил дядя Филя.
15. Лёнька почувствовал свободу и полетел, и ребята радовались за него, и уже начали расходиться и услышали крик Лёньки, и он вернулся. (неоправданный повтор союза “и” — Р ) Правильное: Лёнька почувствовал свободу и полетел. Ребята радовались за него. Они уже начали расходиться, как услышали крик Лёньки – это значило, что лебедь возвращается.
5. Все эти предложения взяты из текста. А что такое текст?
1. Текст состоит из предложений ,связанных между собой по смыслу.
2. Единство предмета речи-темы. Все предложения объединены общей темой и работают на её раскрытие.
3. В тексте есть основная мысль.
4. К тексту можно подобрать заголовок.
5. Текст имеет начало и конец.
6. В большом тексте можно выделить микротемы (абзацы).
Давайте обратимся к доске и выделим признаки типов текста и стилей речи.
Грамотная речь — залог успешного общения
Любое общение между людьми всегда основывается на словах. По тому, что и как вы говорите, о вас складывают впечатление окружающие: друзья, руководители, коллеги и даже продавец в продуктовом магазине. Поэтому грамотная речь и умение контролировать ее — важнейший навык любого современного человека. В одной из прошлых статей я рассказывал про умение слушать и слышать, а сегодня приведу несколько простых советов о том, как сделать свою речь более грамотной.
Избавьтесь от слов-паразитов
“Ну это самое”, “как бы”, “типа”, “ну…”, — от таких бессмысленных речевых оборотов нужно обязательно избавляться. Это пустые, сорные слова, которые не несут никакой полезной смысловой нагрузки. У человека могут быть проблемы с дикцией, и окружающие отнесутся с пониманием. Если же ваши фразы изобилуют вышеуказанными “словами-паразитами”, то с вами вряд ли захотят общаться еще раз. Постарайтесь выражаться грамотно и по делу.
Перестаньте материться
Нет, конечно же если ваши основные собеседники — это уличная гопота, то без мастерского жонглирования матерными словами не обойтись. Но при общении с нормальными людьми мат — это показатель низкого культурного уровня. Мало кому понравится общаться с человеком, который не может выразить свои эмоции грамотным русским языком.
Грубые жаргонизмы — ваш враг
Жаргонизмы и грамотная речь — это два почти несовместимых понятия. Почти — потому что жаргон бывает разный. Конечно, два системных администратора намного быстрее поймут друг друга, если будут использовать в своей речи «свитч», а не «сетевой коммутатор», но в остальных случаях вещи лучше называть своими именами. Особенно сильно раздражает полу-уголовный и «падонкаффский» сленг — это неприятно и неинтересно. Избавьте свою речь от этих вредных оборотов. Скажите как есть: «мы быстро добрались, т.к. нам повезло — на светофорах горел зеленый сигнал», вместо «епта, мы ща ваще прочухали досюда по зелененькой».
Краткость — сестра таланта
Если вы можете выразить суть вашей мысли в двух предложениях, то совершенно незачем «растекаться ею по древу». Грамотная речь предполагает умение изъясняться кратко и по делу. Но будьте аккуратны, когда ситуация требует детального уточнения, лучше потратить несколько минут на дополнительные объяснения, чем оказаться непонятым. Изучите также правила культурного общения.
Варьируйте свою речь в зависимости от ситуации
Вашему начальнику вряд ли понравится. если его будут очно называть “Витек”, да и друг, на обращение “Вячеслав Леонидович…”, услышанное от вас, в лучшем случае покрутит пальцем у виска. Научитесь говорить с собеседником на “одном языке”, и общение будет более продуктивным.
Перестаньте постоянно извиняться
У многих людей есть привычка строить свои фразы заранее извиняющимся тоном. Им кажется, что так они быстрее вызовут расположение к себе. Это не верно. Уверенная, прямолинейная (в умеренных, конечно, пределах) речь подействует на собеседника намного лучше, чем “Мне не очень удобно просить, но, может быть вы согласитесь…” и т.п. Будьте увереннее и напористей.
Следите за отдачей
Если ваша речь вызывает у собеседника явное отторжение, может стоит подумать, почему? Попытайтесь понять, что ему не нравится в говоре? То, как вы строите фразы. Или, может быть, тон голоса, или скорость речи, или слова-паразиты. Думайте, анализируйте свою речь, меняйте ее — это не так сложно. Нужно только захотеть.
Пополняйте свой словарный запас
Читайте больше литературы («дамские детективы» и бесплатные анекдоты» не в счет) и старайтесь выявлять какие-либо интересные речевые обороты или фразы, запоминайте их. Возьмите также за правило хотя бы пару раз в неделю открывать орфографический словарь и находить там неизвестные вам или мало используемые слова. Но будьте аккуратны с этим советом — используйте новые фразы только в необходимом контексте. Когда человек на вопрос «что ты делаешь сегодня вечером?», отвечает: «Занимаюсь сиестой», — это выглядит как минимум глупо (для тех, кто не в курсе, сиеста — это послеобеденный отдых»).
Изучайте специализированную литературу
Если же вы хотите не просто повысить грамотность своей речи, а стать по-настоящему искусным оратором, то без хорошей, специализированной литературы не обойтись. Какой? Лично мне в этом плане очень нравятся материалы Радислава Гандапаса — без лишний воды и действительно по делу. Также могу порекомендовать книгу «Секреты стилистики» от авторов И.Голуб и Д.Розенталя.
Хорошая речь — залог успешного обучения и развития детей
Альмира Исхакова
Хорошая речь — залог успешного обучения и развития детей
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст — его дошкольный и школьный периоды. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средства общения. Несколько позднее речь становится еще и средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, у ребенка обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает основами словообразования, словоизменения и словосочетания. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности. Существуют два основных пути развития речи.
Первый путь — развитие речи осуществляется в процессе применения языка в практической деятельности. При этом мы не только пользуемся уже имеющимися знаниями, умениями и навыками языка, но и расширяем свои речевые возможности: узнаем новые слова, уточняем и расширяем свои знания о значениях слов, нормах их сочетаниях, учимся узнавать, понимать, употреблять новые грамматические формы и конструкции, овладеваем новыми построениями связных высказываний. Поэтому развитие речи — длинный и непрерывный процесс самообучения, сопуствующий всей сознательной жизни человека.
Второй путь — развитие речи может осуществляться в ходе специально организованного обучения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Развитие речи ребенка не стихийный процесс, оно требует постоянного педагогического руководства.
Какие же условия необходимы для успешного развития речи? Какие условия необходимы для формирования речевых умений и навыков у детей?
Первое условие — это постоянно побуждать ребенка говорить, поэтому в работе по развитию речи должно быть предусмотрены ситуации, ставящие ребенка перед необходимостью речевых высказываний; повышающие интерес и желание поделиться чем — то, рассказать о чем — то.
Второе условие — создание благоприятной речевой среды, дающей детям образцы речи. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда — это речь родителей, речь взрослых, друзей, художественная литература, радио, телевидение, фольклор, в детском саду — речь педагога, звучащая на занятиях и в течении всего дня.
Какую речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться?
— Речь должна быть содержательной. (Содержание для бесед, для рассказов дают книги, картины, экскурсии, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания — вся окружающая ребенка жизнь.)
— Речь должна быть логичной. Правильная речь предполагает умение не только начать, о и завершить высказывание.
— Речь должна быть точной, то есть ребенок должен уметь подбирать такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова, синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.
— Выразительность речи — это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа. Выразительность и точность речи предполагают ее чистоту, т. е. отсутствие лишних слов (так называемых слов — паразитов: ну, значит, это, типа, и пр., грубых просторечных слов и выражений, ненужных иностранных слов.
Хорошая речь — залог успешного обучения и развития. Вот почему дети с плохо развитой речью часто оказываются неуспевающими.
Роль сенсорного развития на речь детей младшего дошкольного возраста Доброго времени суток, хочу поделиться с вами моим опытом. Это доклад, который я представляла на районном семинаре «Развивающая предметно.
Дошкольное детство — залог успешного обучения в школе Несмотря на то, что российское законодательство на этапе дошкольного образования не предусматривает задачи специальной подготовки к школе,.
Консультация для родителей на тему «Здоровый образ жизни семьи — залог успешного восстановления ребенка» «Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка» Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того.
Консультация для родителей «Усидчивость — залог успешного обучения в школе» Усидчивость — это способность человека сосредотачиваться на каком-либо деле в течение нужного времени. Человек не рождается усидчивым, это.
Консультация «Оптимизация двигательной активности — залог успешного гармоничного развития дошкольников». В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит.
Мастер-класс «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» города Николаевска» Николаевского муниципального района.
Презентация для воспитателей ДОУ «Занимательные игры и пособия для успешного развития детей дошкольного возраста» Презентация для воспитателей ДОУ На тему: «Занимательные игры и пособия для успешного развития детей дошкольного возраста, собственного.
Условия успешного речевого развития дошкольников Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие.
Залог успешного применения системы Марии Монтесcори для развития и обучения детей. Сенситивные периоды Залог успешного применения системы Марии Монтессори для развития и обучения детей. Сенситивные периоды. Система Монтессори- особая система.
Развитие речи — залог успешного обучения детей в школе.
Развитие речи — залог успешного обучения детей в школе .
Речь человека — это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка.
Детский сад — это первая ступень системы образования, и на педагогов ложится огромная задача заложить основу, базис личностной культуры.
В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связывают с ухудшением здоровья детей и другими причинами. В связи с этим вопросы развития речи очень актуальны.
Речь — одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Хорошая речь — это залог успешного обучения детей в школе.
Речь детей развивается стремительными темпами, и в норме уже к пяти годам заканчивается ее естественное становление. Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющим ему свободно общаться.
В старшем дошкольном возрасте, на ряду, с определёнными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формирование личности в целом.
Всё это заставляет обратить серьёзное внимание на развитие речи детей:
диагностика речевого развития;
создание предметно-развивающей среды в группе;
использование инновационных методов и технологий;
интеграция занятий по развитию речи с занятиями познавательной, художественно-эстетической направленности;
взаимодействие с родителями.
Работа по развитию речи проводится в системе охватывающей все её стороны. В рамках программы речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности.
Так как большое влияние на речевое развитие ребёнка оказывает социальное окружение, педагоги должны своим примером показывать образец правильной речи. В своей речи придерживаться определенных требований:
-смысловое содержание обращенной к ребенку речи должно быть близким и понятным детям;
-обязательна грамматически правильная речь воспитателя;
-при речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка, ведь монотонная невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций;
-речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться, при осуществлении всех задач: расширения словаря, воспитания грамматической и звуковой правильности речи.
-умение выражать свои мысли точно и убедительно
— важнейшее качество воспитателя.
Наряду с требованиями к образцу своей речи, выдвигаются требования к речи детей:
— воспитателю надо не только давать речевой образец, но и проверять, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения);
-необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить( применять для этого поощрения, пример хорошо говорящих детей);
— нужно систематически контролировать речь детей, прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
Постоянно следить за речью детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Много внимания в своей работе педагоги должны уделять звуковой культуре речи. Работать над уровнем развития речевого слуха, учить произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, формированием правильного дыхания, работать над звукопроизношением.
В старших группах продолжать развивать связную речь детей, совершенствовать диалогическую речь. Для этого особое внимание надо уделять диалогическому взаимодействию детей друг с другом во всех видах деятельности. Немаловажную роль отводить таким средствам как мимика, жесты, движения. Старший дошкольный возраст-это возраст серьёзной подготовки детей к обучению чтению и письму. Поэтому в своей работе много внимания педагогам следует уделять артикуляции звуков (артикуляционная гимнастика), знанию зрительных образов звуков (букв) и умению соотносить звук с буквой, выработке гибкости и точности движения руки (пальчиковые игры и упражнения), глазомера, чувства ритма.
Я считаю, что задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии детского сада и семьи подготовить ребёнка к серьёзному последующему обучению чтению и письму.
Последовательная и систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляции и мелкой моторики детей, уточнению артикуляции и произношения звука, создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей. В работе помогает тесная связь с логопедом. Логопед помогает проводить обследование речи детей на начало и конец года, дает рекомендации родителям по улучшению звукопроизношения.
Я считаю, что качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. В группах должны быть речевые уголки, где хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: зеркала, сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры, материалы для развития мелкой моторики рук и подготовки обучению к письму.
В своей работе педагоги используют различные формы: занятия, ежедневная артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие речевого дыхания, мероприятия по развитию связной речи (праздники, развлечения, выставки), систематические беседы, упражнения на развитие чувства ритма, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную речевую деятельность, пальчиковые и речевые игры.
Речевое развитие осуществляется не только на мероприятиях речевого цикла, но и в других видах деятельности: в познавательном развитии, на мероприятиях математического цикла, процессе художественно-эстетического развития (литература, музыка, театрализованная и изобразительная деятельность).
Так работа по познавательному развитию, развитию элементарных математических представлений тесно связана с развитием всех сторон речи. В течение года дети заучивают много стихотворений, считалок, загадывают и разгадывают загадки. Многие задания подразумевают работу детей в парах, где отрабатываются умения диалогического взаимодействия. В процессе знакомства с числами в пределах 10 дети упражняются в умении согласовывать числительные с существительными.
Надо всегда предоставлять детям возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания.
Художественная литература является одним из основных средств речевого развития ребенка. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой надо знакомить детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами. Значительно чаще рассказывать им о писателях, знакомить с историей произведения, расширять круг чтения детей. Много внимания надо уделять пересказу, составлению детьми собственных рассказов. В течение года с детьми разучивать стихи, инсценировать произведения. Процесс общения ребенка дошкольного возраста с книгой — это процесс становления в нем личности. Я считаю, что книга должна войти в мир ребенка, как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным. В своей работе педагоги должны прививать детям любовь к книге: правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке. Для этого в группах есть уголки чтения.
Я считаю, что очень важным в деле приобщения ребёнка к книге является сотрудничество педагога и родителей. Работая с родителями, педагоги рекомендуют только свободную форму домашнего чтения, чтобы чтение было ежедневным, тогда у детей появится потребность в чтении, интересе к книгам.
Организуя работу с родителями по проблеме семейного чтения, надо использовать различные формы работы:
1. Создание уголка для родителей, куда входят памятки, рекомендации о том, что и как читать детям, информация о книгах, с которыми дети знакомятся в детском саду.
2. Встречи, консультации с родителями по соответствующей тематике.
3. Проведение литературных праздников и книжных выставок.
4. Домашнее задание.
Очень важно, чтобы занятия по ознакомлению с художественной литературой в детском саду всегда были открытыми для родителей. Это помогает им понять методику работы по чтению, увидеть способности и возможности своего ребёнка.
Большое внимание на речевое развитие ребенка оказывает изобразительная деятельность и эстетическое развитие. На занятиях по труду и лепке развивается мелкая моторика ребенка.
Театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников. Здесь решается ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети во время постановки спектакля активно упражняются в диалогическом взаимодействии.
Игра – одно из важнейших средств развития речи ребенка. В игре у детей развивается диалогическое общение. Речевые праздники и развлечения- один из актуальных видов работы дошкольных групп. Игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности. Игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей после занятий.