Приложение. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития города Севастополя на 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 гг.
Приложение
к прогнозу
социально-экономического развития
города Севастополя на 2018 год и
плановый период 2019 и 2020 годов,
одобренному постановлением
Правительства Севастополя
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития города Севастополя на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов
Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов разработан на основе Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗС, макроэкономических показателей социально-экономического развития города Севастополя за 2016 год, ожидаемых итогов развития города в 2017 году, сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, в 3-х вариантах:
— вариант 1 — консервативный, разработан на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий;
— вариант 2 — базовый, характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов. Базовый вариант является основным в соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации;
— вариант 3 — целевой, основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при консервативных внешнеэкономических условиях.
Основные направления развития города Севастополя определены Стратегией социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790 (с изменениями), позволяющей сконцентрировать финансовые, материальные и трудовые ресурсы для обеспечения согласованности решений федеральных и региональных задач, достижения требуемых конечных результатов в установленные сроки.
В целях обеспечения повышения уровня жизни населения на основе создания условий для сбалансированного социально-экономического, экологического и культурного развития города, повышения его инвестиционной привлекательности и модернизации инфраструктуры, создания новых рабочих мест, развитие города прогнозируется по нескольким направлениям: развитие промышленного комплекса и портового хозяйства; обслуживание потребностей Министерства обороны Российской Федерации (судоремонт, научное приборостроение, микроэлектроника); развитие сельского хозяйства; экологическое оздоровление; развитие жилищно-коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры, туризм, энергосбережение; упорядочение градостроительной и земельной документации; развитие гуманитарной и социально-культурной сферы.
При разработке прогноза использовались данные Севастопольстата, Росстата, исполнительных органов государственной власти города Севастополя, территориальных органов федеральных органов государственной власти, заинтересованных организаций.
Численность населения города Севастополя в среднем за 2016 год составила 422,5 тыс. человек, что на 3,7% больше, чем в предыдущем году.
В 2016 году в город прибыло 22,6 тыс. человек, выехало 9,6 тыс. человек. Уменьшение миграционного прироста произошло за счет снижения числа прибывших (к 2015 году — 91%) и роста числа выбывших (к 2015 году — 137,7%). Коэффициент миграционного прироста в расчете на 10,0 тыс. человек населения снизился с 438,7 в 2015 году до 308,2 в 2016 году, но оставался самым высоким среди субъектов Российской Федерации (среднероссийский коэффициент миграции за 2016 год — 17,9).
В 2016 году родилось 5,4 тыс. человек, что соответствовало показателю в 2015 году, умерло 5,9 тыс. человек (на 3,5% меньше). Естественная убыль населения в 2016 году снизилась в 1,3 раза и составила 0,5 тыс. человек.
В 2018 — 2020 годах демографическая ситуация в городе будет развиваться под влиянием сложившихся процессов воспроизводства и миграции населения.
В прогнозируемом периоде сохранится положительная динамика миграционных процессов, однако темпы ее будут сокращаться, что связано с ожидаемой стабилизацией миграции из стран ближнего зарубежья. В 2020 году ожидается коэффициент миграционного прироста в размере 199,4 на 10 тыс. человек населения против 308,2 в 2016 году.
До конца 2020 года ожидается, что среднегодовая численность населения составит 461,3 тыс. человек.
Валовой региональный продукт
Прогноз валового регионального продукта (далее — ВРП) формировался исходя из общих тенденций экономического развития города Севастополя и основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития.
Структура ВРП Севастополя складывалась в основном за счет оптово-розничной торговли и отраслей, предоставляющих услуги, доля которых составляет 59,9%. Удельный вес промышленного производства, производства и распределения энергоносителей, строительства и сельского хозяйства — 18,1%). На государственное управление, обеспечение военной безопасности и социальное страхование приходится 14,4%.
Экономика региона специализируется на судостроении и судоремонте, виноградарстве и виноделии, рыболовстве.
Валовой региональный продукт за 2016 год предварительно оценивается в размере 49,2 млрд руб., что к уровню 2015 года составит 103,5%. В 2017 году ожидается увеличение ВРП на 2,0% к предыдущему году, в 2018 году — на 4,5% — 5,3%; в 2019 году — на 2,4% — 2,8%, в 2020 году — на 2,0% — 2,2%.
Макроэкономические условия, влияющие на оценку ВРП в прогнозируемом периоде: увеличение темпов роста промышленного производства и динамики инвестиций в основной капитал, укрепление кредитно-денежной политики, общая геополитическая обстановка и продолжающиеся санкции в отношении Крыма и Севастополя (запрет на экспорт продукции, произведенной в Севастополе, в Евросоюз; инвестиции в экономику Севастополя; туристические услуги в Севастополе для стран ЕС; импорт определенных товаров и технологий компаниям города (или для использования в Севастополе) в транспорте, телекоммуникациях и энергетике).
Наращивание объемов промышленного производства связано с включением предприятий города в вертикально — интегрированные структуры Российской Федерации, расширением сотрудничества предприятий Севастополя с производителями из других регионов страны.
Увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства будет осуществляться за счет повышения производительности имеющихся мощностей и инновационного развития аграрного сектора.
Рост объемов капитальных инвестиций в основной капитал до конца 2017 года обеспечен реализацией государственной политики на региональном уровне в направлениях:
— технологическая модернизация и развитие производства, расширение финансирования разработок перспективных технологий во всех сферах экономики;
— привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных инвестиций во все отрасли экономики региона и обеспечение их эффективного использования;
— запуск и реализация инвестиционных инфраструктурных проектов в форме капитальных вложений;
— рост темпов развития строительного комплекса;
— реализация мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденных к выполнению с 2015 года и обеспечение полного освоения плановых лимитов государственных капитальных вложений.
В 2016 году по сравнению с 2015 годом индекс промышленного производства составил 119,4%. В обрабатывающей промышленности производство продукции увеличилось на 19,2%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды — на 53,7%.
Динамика производства прогнозируется с учетом сложившихся условий при сохранении ограничений политико-экономического характера и отсутствием возможности массовой отгрузки произведенной продукции на материковую часть Российской Федерации.
Отгружено товаров собственного производства, выполнено юридическими лицами работ и услуг собственными силами по фактическим видам экономической деятельности: в обрабатывающих производствах на 14,0 млрд руб., что в 1,9 раза больше по сравнению 2015 годом, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды — на 18,9 млрд руб. (больше в 3,3 раза).
Исходя из имеющихся данных по объемам производства (объемам отгрузки, индексу промышленного производства) и учитывая существующую перспективу работы основных промышленных предприятий города Севастополя в текущем году, оценка индекса производства в 2017 году составила 107,7%.
Прогнозные показатели в 2018 — 2020 годах рассчитаны с учетом общероссийских прогнозов изменения индексов по соответствующим сценариям развития на указанный период: в 2018 году индекс промышленного производства будет на уровне 105,4%) — 106,4% к 2017 году, и в последующие годы — постепенный рост промышленного производства до 106,6% — 107,1%, что связано с постепенной стабилизацией производства, наполнением портфелей заказов промышленных предприятий города, в частности военно-промышленного комплекса, ростом инвестиционных вложений в модернизацию промышленности города.
Сельскохозяйственные предприятия специализируются на выращивании винограда, плодов семечковых и косточковых культур, первичном и вторичном виноделии. В Севастопольском регионе 21,0 тыс. га сельскохозяйственных земель.
Продовольственное зерно не выращивается.
Животноводство из-за высокой себестоимости кормов, отсутствия свободных земель под кормовую базу предприятия не развивают. В городе Севастополе развита рыбохозяйственная отрасль.
В 2016 году индекс производства продукции сельского хозяйства по сравнению с 2015 годом по предварительным данным составил 102,6%, в том числе индекс производства продукции растениеводства — 104,3%», индекс производства продукции животноводства — 95,7%.
При условии реализации государственных программ города Севастополя, направленных на развитие агропромышленного комплекса, возврате неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в государственную собственность, в 2017 году прогнозируется рост объема сельскохозяйственного производства по сравнению с 2016 годом на 3,6% (производство продукции растениеводства — на 4,2%, животноводства — на 1,2%). В последующие годы ожидается поступательный рост производства продукции сельского хозяйства (до 6,0% к предшествующему году).
В 2016 году хозяйствующими субъектами города выполнено строительных работ на сумму 4,3 млрд руб., что на 55,2% больше, чем за 2015 год. В эксплуатацию введено 46 многоквартирных жилых домов общей площадью 295,0 тыс. кв. метров.
В строительство жилья инвестировано 468,4 млн руб., зданий (кроме жилых) и сооружений — 2,3 млрд рублей.
Мероприятия федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» направлены на строительство и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, строительство и модернизацию дорог, что создает условия для роста объемов строительных работ как в 2017 году по сравнению с 2016 годом (в 2,5 раза), так и в последующие годы (в 2018 году — на 52,1% — 60,9%, в 2019 году — на 16,9% — 17,6%, 2020 году — на 11,5% — 12,6% к предыдущему году).
Торговля и услуги населению. Цены и тарифы
В 2016 году оборот розничной торговли составил 61,5 млрд руб. (в сопоставимых ценах больше на 50,3%, чем в 2015 году); оборот общественного питания — 9,3 млрд руб. (больше в 2,5 раза), объем платных услуг, оказанных населению — 30,1 млрд руб. (рост к 2015 году — 29,6%).
Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2016 году к 2015 году составил 109,8% в том числе на продовольственные товары — 107,4%, непродовольственные товары -106,1%, услуги — 121,7%.
Основной вклад в инфляцию в 2017 году (как и в 2016 году) будет вносить опережающий рост цен на услуги, что связано с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги, энергоносители, услуги общественного транспорта.
Инфляцию сдерживает стабилизация курса национальной валюты, а также высокие процентные ставки кредитования экономики со стороны финансовых институтов. Сдерживать рост цен на товары также будет происходящее импортозамещение отечественными продуктами, в результате которого доля продовольственного импорта в товарообороте сократится и влияние курсовой динамики на продовольственную инфляцию станет слабее.
Индекс потребительских цен за 2017 год к предыдущему году ожидается в размере 106,3%, в 2018 году замедление инфляции продолжится до уровня 105,6%) (при консервативном варианте) и до 105,4% (при базовом и целевом).
В условиях постепенного повышения реальных доходов и роста потребления населением в 2019 году инфляция снизится примерно до 105,3% (консервативный вариант) и до 105,0% (базовый и целевой), в 2020 году индекс потребительских цен ожидается 104,0% по всем вариантам прогноза.
Отрицательным фактором, обеспечивающим рост инфляции в городе Севастополе, будет рост тарифов для населения на коммунальные услуги, газоснабжение, электроэнергию (в 2017 году — 21%).
Тарифы. Действующие тарифы для населения не покрывают затрат ресурсоснабжающих организаций на предоставление услуг, в связи с чем продолжена практика установления двух видов тарифов в сферах реализации электрической энергии и природного газа, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, утилизации ТБО — для потребителей и для ресурсоснабжающих организаций. Разница в указанных тарифах погашается из бюджета. В 2017 году тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению для населения достигнут экономически обоснованного уровня. Также на экономически обоснованном уровне с 01.01.2018 для категории потребителей «население» будут установлены тарифы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Несмотря на продолжающиеся санкции ряда стран по торговле с Крымом и городом Севастополем, севастопольские предприниматели вышли на рынки стран Ближнего Востока, Африки и Азии, Южной Америки, где наблюдается спрос на продукцию российских производителей и заинтересованность в экспорте на российский рынок продукции этих стран.
По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот города Севастополя по странам-контрагентам участников внешнеэкономической деятельности в 2016 году сложился в размере 39,4 млн долларов США.
В 2016 году экспортировано товаров на сумму 6,0 млн долларов США, что в З раза меньше к 2015 году. На страны дальнего зарубежья приходится 31,6% общего объема экспорта товаров из города Севастополя (1,9 млн долларов США), на страны СНГ — 68,4% (4,1 млн долларов США).
Импортировано товаров на сумму 33,4 млн долларов США, что на 12,3%) меньше, чем в предыдущем году. Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме импорта товаров значительно превысила импорт из государств-участников СНГ и составила 90,6% (30,3 млн долларов США) против 9,4% (3,1 млн долларов США).
Учитывая сохраняющиеся тенденции в области санкционной политики, активно развивающееся импортозамещение, в 2017 году прогнозируется снижение объемов экспорта по сравнению с 2016 годом на 16,7%, он составит 5,0 млн долларов США, объемы импорта снизятся на 34,3% и составят 22,0 млн долларов США.
В 2018 — 2020 годах ожидается некоторый рост экспорта (в среднем на 2, 0% в год), импорт будет расти умеренными темпами — 3,0 — 4,7% в год.
В 2016 году предприятиями и организациями (включая инвестиции всех хозяйствующих субъектов с учетом досчета на неформальную деятельность) освоено инвестиций в основной капитал в размере 12,1 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 65,3% больше, чем в 2015 году.
Федеральная целевая программа. Для формирования инфраструктуры для эффективного привлечения инвестиций в регион постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790 утверждена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» (далее — Программа).
В 2015 — 2016 годах на реализацию мероприятий Программы из средств федерального бюджета направлено инвестиций в основной капитал в объеме 1401,5 млн руб., освоено 425,7 млн руб. В 2016 году объем инвестиций за счет средств бюджета города Севастополя составил 89,39 млн руб., что определило уровень софинансирования в 14,7%.
Результативные показатели реализации Программы за 2016 год характеризуются выполненными проектно-изыскательскими работами на 34 объектах, началом строительных работ на 2 объектах.
К концу 2017 года планируется ввести в эксплуатацию 16 объектов капитального строительства, в их числе школа, пять сельских амбулаторий, городской архив, шесть объектов коммунальной инфраструктуры и другие.
В прогнозируемом периоде финансирование мероприятий Программы будет осуществлено на условиях софинансирования (95% из федерального бюджета, 5% из бюджета города Севастополя).
К концу 2020 года планируется реализовать 103 мероприятия Программы, в том числе ввести в эксплуатацию 3 крупных объекта:
— автомобильная дорога Керчь — Феодосия — Белогорск — Симферополь — Бахчисарай — Севастополь. Км 253+500 — км 269+300, г. Севастополь» (объем инвестиций на 2016 — 2020 годы 14387,91 млн руб.);
— канализационные очистные сооружения «Южные» (объем инвестиций на 2016 — 2020 годы 7624,47 млн руб.);
— Многопрофильный лечебно-диагностический корпус онкологического диспансера (объем инвестиций на 2017 — 2020 годы 3868,27 млн руб.).
На модернизацию дошкольного и общего образования в 2017 — 2020 годах планируется инвестировать в общей сумме 3160,68 млн рублей.
Свободная экономическая зона. Эффективным инструментом по привлечению инвестиций в город является создание свободной экономической зоны.
В рамках Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территории города Севастополя статус участника СЭЗ на 01.01.2017 получили 235 субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих деятельность в судостроении и судоремонте, пищевой и рыбной промышленности, приборостроении, строительстве, социальной сфере, медицине, других отраслях.
Общий объем задекларированных капитальных вложений в 2016 году составил 1,4 млрд руб. В 2017 году планируется осуществить капитальные вложения в сумме 0,8 млрд руб.; в 2018 году — 0,5 млрд руб.; в 2019 году — 0,1 млрд рублей.
К концу 2017 года будет зарегистрировано не менее 300 участников.
Денежные доходы и расходы населения
В 2016 году по отношению к 2015 году по предварительным данным реальные денежные доходы населения увеличились на 20,9%.
Среднедушевые денежные доходы сложились в размере 22916 руб. Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в среднем за 2016 год составила 9757,0 рублей.
В прогнозируемый период ожидается дальнейший рост среднедушевых денежных доходов. Величина прожиточного минимума в среднем за год в расчете на душу населения увеличится с 10,4 тыс. руб. в 2017 году до 12,6 тыс. руб. в 2020 году.
В 2016 году средний размер назначенных пенсий составил 12,6 тыс. рублей.
В прогнозируемом периоде сохранится положительная динамика пенсионных выплат, в первую очередь за счет проводимой реформы пенсионного обеспечения и индексации пенсий. Размеры индексации пенсий, пособий и других социальных выплат и сроки их проведения определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и другими нормативными актами.
В 2017 году прогнозируется средний размер назначенных пенсий по городу Севастополю в размере 13,0 тыс. руб. с дальнейшим увеличением в 2020 году до 14,2 тыс. рублей.
Труд и занятость
Занятость населения. По данным выборочных обследований рабочей силы по проблемам занятости, численность рабочей силы в среднем за 2016 год составила 193,2 тыс. человек. В составе рабочей силы 181,3 тыс. человек (93,8%) были заняты в отраслях экономики, 12 тыс. человек — безработные в определении методологии Международной организации труда (далее — МОТ).
Регистрируемый рынок труда в 2016 году не испытывал значительных вызовов. На 01.01.2017 на регистрационном учете находилось 378 безработных граждан (85,9% к 01.01.2016). Уровень регистрируемой безработицы снизился по сравнению с 01.01.2016 (0,23%) и составил 0,19% от численности экономически активного населения.
Снижение безработицы как в 2016 году, так текущем периоде 2017 года, обусловлено улучшением социально-экономических ситуацией: ростом объемов производства, увеличением количества предприятий и вводимых рабочих мест, повышением среднемесячной заработной платы, реализацией активных мер политики занятости.
По оценке за 2017 год численность рабочей силы по городу Севастополю составит 195,0 тыс. человек, численность безработных в определении методологии МОТ в среднегодовом исчислении — 11,9 тыс. человек, что соответствует уровню безработицы по методологии МОТ в размере 6,1% (в 2016 году-7,7%).
Рост занятости населения будет регулироваться вводом новых рабочих мест, в том числе в связи с реализацией крупных инвестиционных проектов, созданием и развитием промышленных кластеров, размещением новых производств, запуском индустриального парка.
В предстоящем периоде прогнозируются увеличение численности рабочей силы города Севастополя (экономически активного населения): в 2018 году -до 198,0 тыс. человек, в 2019 году — до 202,0 тыс. человек, в 2020 году — до 206,0 тыс. человек, что на 1,5% — 5,6% превысит ожидаемые показатели 2017 года.
Увеличение численности рабочей силы прогнозируется за счет поступательного роста числа населения, занятого в экономике города: в 2018 году — на 1,0%, в 2019 году — на 1,0% — 2,5%, в 2020 году — на 1,0% — 2,6% в зависимости от варианта прогноза.
С учетом реализации мероприятий в области содействия занятости населения города ожидается снижение уровня безработицы, рассчитываемого по методологии МОТ: с 6,1% — 5,8% от численности рабочей силы в 2018 году до 5,8% — 5,3% в 2020 году.
Заработная плата. В прогнозируемом периоде ожидается умеренный рост среднемесячной заработной платы: в 2017 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата увеличится в среднем на 13,2% и составит 27,5 тыс. руб., в 2018 году — 29,4 — 29,7 тыс. руб., в 2019 году — 30,9 — 31,4 тыс. руб. (по вариантам прогноза), в 2020 году — 32,6 — 33,5 тыс. руб. (по вариантам прогноза).
В бюджетной сфере в соответствии с «майскими» указами Президента Российской Федерации будет продолжена реализация мер по повышению оплаты труда отдельных категорий персонала (врачи, средний и младший медицинский персонал, преподаватели вузов, работники науки и культуры). Предполагается, что обязательства по доведению заработной платы отдельных категорий работников до целевых уровней, определенных «майскими» указами, будут выполнены не позднее 2018 года. В 2019 — 2020 годах предполагается сохранение достигнутых соотношений заработной штаты отдельных категорий работников и среднего дохода от прудовой деятельности по юроду Севастополю.
Ожидается, что размер среднего дохода от трудовой деятельности в 2017 году составит 24,5 тыс. руб., в 2018 году — 26,5 — 26,7 тыс. руб., в 2019 году — 27,8 — 28,3 тыс. руб., в 2020 году — 29,3 — 30,2 тыс. руб. (по вариантам прогноза).
До 2020 года сохранится тенденция к увеличению фонда начисленной заработной платы в связи с активизацией процессов в основных отраслях экономики города Севастополя, ростом минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 01.07.2017 до уровня МРОТ, установленного Федеральным законом от 19.12.2016 N 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» в размере 7800,0 руб. и с 01.09.2017 для работников организаций бюджетной сферы в размере не менее 8000 руб. в месяц и для работников организаций внебюджетной сферы в размере не менее 8500 руб. в месяц в соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в городе Севастополе, принятым решением Севастопольской региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.08.2017 N 2-17.
В 2017 году прогнозируется рост фонда начисленной заработной платы на 8,8% к 2016 году; к концу 2020 года — от 7,5% до 9,7%.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Официальный информационный портал Раменского района
Вы сейчас
в ГОСТЕВОМ режиме
Прогноз социально-экономического развития
Дата размещения: 2017.11.15
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития городского поселения Раменское Раменского муниципального района на 2018-2020 годы
Дата размещения: 2017.11.15
Распоряжение
О внесении проекта Решения Совета депутатов городского поселения Раменское «О принятии к рассмотрению проекта Решения Совета депутатов городского поселения Раменское «О бюджете городского поселения Раменское на 2018 год» в Совет депутатов городского поселения Раменское
Дата размещения: 2017.11.15
Распоряжение
О внесении проекта Решения Совета депутатов Раменского муниципального района «О принятии к рассмотрению проекта решения Совета депутатов Раменского муниципального района «О бюджете Раменского муниципального района Московской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в Совет депутатов Раменского муниципального района
Дата размещения: 2017.11.15
Протокол по итогам проведения общественного обсуждения проекта
«Прогноза социально-экономического развития Раменского муниципального района на 2018-2020 гг.»
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития сельского поселения Отрадненское на годы
1 Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития сельского поселения Отрадненское на годы Прогноз социально-экономического развития сельского поселения Отрадненское на годы разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, постановлением администрации сельского поселения Отрадненское от г. 317/9 «Об утверждении порядка разработки прогноза социально-экономического развития сельского поселения Отрадненское». При разработке прогноза учитывались сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, индексы-дефляторы цен, предоставленные Министерством экономики Московской области, анализ тенденций развития экономики муниципального образования. За основу прогноза взяты статистические отчетные данные за годы и сведения по перспективе развития, представленные промышленными и торговыми предприятиями и организациями на территории сельского поселения Отрадненское, с учетом итогов социально-экономического развития за фактический период и оценки текущего года. В соответствии с методическими рекомендациями прогноз социальноэкономического развития на год разработан в двух вариантах: — первый вариант (инерционный) отражает сложившуюся тенденцию развития экономики поселения; — второй вариант (инвестиционно — ориентированный) предполагает улучшение конкурентоспособности в основных сферах экономической деятельности и активизацию экономических процессов; основан на благоприятном сочетании внешних и внутренних факторов развития в среднесрочной перспективе. Предварительные итоги социально-экономического развития сельского поселения Отрадненское и ожидаемые итоги социально-экономического развития за текущий финансовый год Сельское поселение Отрадненское является муниципальным образованием в составе Красногорского района. Занимает 12,5% территории Красногорского муниципального района, его площадь составляет 2889 га. Сельское поселение Отрадненское включает в себя 9 населенных пунктов, где проживает 6910 человек. Значительным является факт непосредственной территориальной близости с Москвой, наличие удобного транспортного сообщения: автомобильное шоссе федерального значения Пятницкое шоссе, железнодорожная магистраль Рижская железная дорога. На территории поселения расположены платины, протекают реки. Это обеспечивает поселение хорошим рекреационным потенциалом. Большая часть сельского поселения Отрадненское расположена в экологически чистой лесной зоне. На территории поселения осуществляют
2 деятельность около 200 хозяйствующих субъектов разных форм собственности. Из общего числа хозяйствующих субъектов наибольшее количество (46%) зарегистрировано по виду деятельности оптовая и розничная торговля, в промышленности занято 6% предприятий, 6% организаций занимаются строительными работами, 26,5% предприятий заняты в сфере рекреации и спорта, в сельском хозяйстве 1,2%. Рост экономического потенциала сельского поселения Отрадненское является основным фактором, определяющим повышение уровня и качество жизни населения. Демография и труд Динамика общей численности населения отражает закономерность в тенденциях формирования его возрастной структуры и естественного воспроизводства населения, а также в значительной мере зависит от направленности и объёмов внешнего миграционного движения населения, сложившихся в муниципальном образовании. Численность постоянного населения сельского поселения Отрадненское на начало 2012 года составила 6154 человека. По-прежнему, проблемой современного демографического развития сельского поселения Отрадненское остается высокий уровень смертности населения. Наряду с естественным движением населения, миграция является одним из основных факторов, оказывающих влияние на формирование численности и состава жителей муниципального образования. В поселении прирост населения обеспечивается за счет положительной миграции. Основную долю приезжающих составляют граждане из других областей, краев, республик Российской Федерации, гораздо в меньшей степени граждане из других городов и районов Московской области. Предположительно к концу 2013 года численность населения сельского поселения Отрадненское составит 6910 человек, а к началу 2014 года население муниципального образования увеличится относительно 2012 года по первому варианту расчета на 756 человек, а по второму прирост населения составит 846 человек. Основной задачей демографической политики должно стать сохранение и укрепление здоровья населения и института семьи. Промышленность В развитии промышленного сектора экономики сельского поселения Отрадненское с 2011 года наблюдается рост объема выпуска промышленной
3 продукции, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. За 2012 год организациями промышленного сектора поселения отгружено товаров собственного производства на 1 091,7 млн. руб., что составляет 109,1 процентов к уровню 2011 года. В целях определения реальных оценочных параметров темпов развития промышленного производства поселения в целом, были проведены консультации с руководителями средних и малых организаций. Полученные в результате данные легли в основу составления прогноза развития промышленности поселения. Так, объем промышленного производства в 2013 году оценивается в 1 188,6 млн. руб. с положительным темпом роста в 108,9 процентов к показателю 2012 года. Сохранение на достигнутом уровне и увеличение в дальнейшем объемов производства будет связано как с прогнозируемым ростом спроса на производимую продукцию, так и с повышением доступности к кредитным ресурсам. Малое предпринимательство В современных экономических условиях малое предпринимательство играет значительную роль в решении экономических и социальных задач сельского поселения Отрадненское, так как способствует созданию рабочих мест, насыщению потребительского рынка товарами и услугами, формированию конкурентной среды, снижению уровня безработицы, обеспечивает экономическую самостоятельность населения и стабильность налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. По состоянию на конец 2012 года на территории сельского поселения Отрадненское действовало 91 малое предприятие. В последние годы наметились положительные тенденции в развитии малого предпринимательства на территории сельского поселения Отрадненское. Учитывая динамику развития сферы малого предпринимательства в последние годы, к 2014 году прогнозируется увеличение количества малых предприятий по 1-му варианту до 92 единиц, по 2-му варианту до 94 единиц. Среднесписочная численность работников малых предприятий составляет 1,3 тыс. человек. Большая доля малых предприятий осуществляет деятельность в торговле, бытовом обслуживании. Изменился уровень средней заработной платы, выплачиваемой работникам малых предприятий. Фонд заработной платы работников малых предприятий (включая микропредприятия) в 2013 году составил 418,9 млн. руб, что на 5,6 процентов больше показателей 2011 года. Прогнозируемый фонд заработной платы работников малых предприятий на 2014 год составляет по 1 варианту расчета 425,7 млн.руб., по 2 варианту расчета 450,8
4 млн.руб. Администрацией сельского поселения Отрадненское реализуется долгосрочная муниципальная целевая программа «Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на территории сельского поселения Отрадненское на годы». Инвестиции и строительство Инвестиции в основной капитал — это в первую очередь строительство новых объектов, реконструкция и модернизация существующих производств. С 2011 года в инвестиционной деятельности на территории сельского поселения Отрадненское преобладает положительная динамика. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2012 году составили 3024,5 млн. рублей. В 2013 году инвестиции в основной капитал составили 3005,3 млн. руб. Прогнозируемая сумма инвестиций в 2014 году по 1 варианту расчета составляет 3046,8 млн. руб., по 2 варианту 3147,5 млн.руб. Более 85% инвестиционных вложений приходится на объекты жилищного строительства. Финансы Бюджетная политика является ключевым звеном экономической политики. От качества местного бюджета, заложенных в него параметров, зависят и социальный уровень жизни граждан муниципального образования, и инвестиционные возможности муниципалитета. Основными источниками поступлений в местный бюджет являются: земельный налог, арендная плата за землю и налог на доходы физических лиц. Доходы бюджета сельского поселения Отрадненское на 2012 год оцениваются в объеме 203,9 млн. руб. К концу 2013 года планируется увеличение доходов бюджета на 15,94 % или 32,52 млн. руб. В структуре доходов собственные доходы (налоговые и неналоговые доходы) за 2012 год составляют 98,61 % от общей суммы доходов бюджета, безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ и прочие доходы — 1,39 %. Доходы бюджета сельского поселения Отрадненское на прогнозный период без учета субсидий из бюджетов вышестоящих уровней составят: в 2014 г. 249,1 млн. руб., в 2015 г. 258,7 млн. руб., в 2016 г. 265,3 млн. руб. Администрация сельского поселения Отрадненское годах намерена обеспечить эффективность финансирования приоритетных направлений социально-экономического развития, направленных на комфортное проживание населения, а именно развитие жилищно-коммунального хозяйства и отраслей социальной сферы. Расходы бюджета в 2013 г. запланированы в сумме 273,2 млн. руб., на прогнозный период 2014 г. 249,1 млн. руб.
5 За 2012 год с территории сельского поселения Отрадненское во все уровни бюджета поступило отчислений по налогу на доходы физических лиц в сумме 48,5 млн. рублей, что на 16,58 % больше, чем в 2011 году. В 2012 году поступление по налогу на имущество 5,2 млн. руб., что на 3,03 млн. рублей больше, чем в 2011 году. Собираемость по данному виду налога в последующие годы ожидается на уровне оценочного года, с умеренными темпами роста. В 2013 году земельный налог ожидается в сумме 81,0 млн.руб., в 2014 году- 72,35 млн. руб. Показатель «прибыль» разработан на основе статистических отчетных данных деятельности предприятий сельского поселения Отрадненское, а также исполнения доходной части консолидированного бюджета Московской области, Красногорского района в части поступлений налога на прибыль по муниципальному образованию. Прибыль, полученная организациями на территории сельского поселения Отрадненское по итогам 2012 года, составила 800,0 млн. рублей, это на 66,3 млн. руб. больше показателя 2011 года. Фонд заработной платы Численность официально зарегистрированных безработных в 2012 году составила 6 человек. Меры, принимаемые Правительством Российской Федерации, на уровне Администрации Красногорского муниципального района и сельского поселения Отрадненское, по оздоровлению экономики, обеспечат прирост числа занятых на краткосрочную перспективу: к концу 2013 года среднесписочная численность официально зарегистрированных безработных составит 5 человек по двум вариантам расчета. Оценивая текущий год — фонд заработной платы вырастет незначительно — на 0,3% и составит 1272,6 млн. рублей. Это повлечет за собой аналогичный темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников (100,3%): с учетом прогнозируемых темпов экономического роста и реализации антикризисных мер в 2013 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников (по полному кругу организаций) ожидается в размере 47123,9 рублей. В краткосрочной перспективе по фонду оплаты труда и заработной плате по первому варианту расчета 2014 года рост ожидается на 0,5%, по второму варианту вырастет на 6,2%, темп роста заработной платы зафиксируется на уровне 103,4% и 109,6%, соответственно, таким образом, размер фонда оплаты труда составит 1 278,7 млн. рублей. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников (по полному кругу организаций) составит 48701,2рублей.
6 Потребительский рынок Основная часть общеэкономического оборота принадлежит потребительскому рынку как составной части экономики поселения, отражающей динамику товарно-денежных отношений населения на рынке товаров и услуг, социально — экономическое состояние общества муниципального образования и региона в целом. Основная часть товарооборота нашего муниципального образования формируется малыми предприятиями. Всего оборот розничной торговли на территории сельского поселения Отрадненское в 2012 году составил 6871,1 млн. рублей. Индекс физического объема к предыдущему году составил 103,0%. Ожидаемый объем розничного товарооборота в 2013 году оценивается в сумме 7408,0 млн. рублей, с ростом относительно 2012 года 102% (в сопоставимой оценке); а в 2014 году по первому варианту около 8539,9 млн. рублей. По прогнозным данным розничный товарооборот к 2016 году достигнет уровня по 1 варианту 10232,1 млн. рублей, по 2 варианту 10415,0 млн. рублей. При разработке прогноза на 2014 год основополагающей в расчете данного показателя стала, прежде всего, экономическая ситуация. Медленный рост реально располагаемых денежных доходов населения приведет к снижению покупательного спроса населения и, как следствие, к замедлению темпов роста товарооборота, и все же, согласно прогнозным данным предприятий торговли — динамика оборота торговли останется положительной. За 2012 год населению муниципального образования во всех секторах реализации было оказано платных услуг на 1620,5 млн. рублей, на 106,13% выше уровня прошлого года. Основываясь на развитии данного сектора экономики в текущем году плановый показатель роста платных услуг, оказанных населению, ожидается в 100% (индекс физического объема 108,4%), или на 136,3 млн. рублей больше прошлогоднего показателя. Объем платных услуг в 2014 году прогнозируется в объеме 1921,1 млн. рублей. ЖКХ Основным направлением развития отрасли ЖКХ на прогнозный период остается обеспечение эффективного и надежного функционирования жилищнокоммунального хозяйства, создание условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг. В 2012 году введено в эксплуатацию (за счет всех источников финансирования) жилых домов площадью 16,84 тыс.кв.м, в том числе индивидуальными застройщиками. За счет жилищного строительства на начало 2012 года жилищный фонд сельского поселения Отрадненское составлял 606,2 тыс.кв.м, за год он увеличился на 0,16% и к концу 2012 года жилищный фонд
7 сельского поселения Отрадненское составит 607,2 тыс.кв.м. На конец 2013 года темпы ввода жилья увеличились более чем на 2,31% по сравнению с 2011 годом. По прогнозу на 2014 год по 1 и по 2 варианту жилищный фонд поселения составит 625,4 тыс. кв.м. и 630,0 тыс. кв.м. соответственно. Однако темпы роста ввода жилья, не решают проблему большинства нуждающихся жителей в улучшении своих жилищных условий. До сих пор на учете на получение квартир стоит 29 семей. Культура Основным направлением деятельности отдела по работе с молодежью, культуре и спорту сельского поселения Отрадненское является формирование, сохранение и приумножение культурного потенциала муниципального образования. На нашей территории в данной сфере существует 1 учреждение культуры (дер. Путилково) и филиал учреждения (пос. Отрадное), а также 3 филиала публичных библиотек. Разработана долгосрочная целевая программа «Развитие культуры на территории сельского поселения Отрадненское на годы», на реализацию которой в бюджете сельского поселения Отрадненское на 2013 год запланировано 30,2 млн. руб., на 2014 год запланировано 37,4 млн. руб. Политика в сфере физической культуры и спорта на 2013 год определена целевой программой «Развитие физической культуры и спорта на территории сельского поселения Отрадненское в 2013 году», на реализацию которой в бюджете сельского поселения Отрадненское на 2013 год запланировано 1,2 млн. руб., а в 2014 году 2,5 млн. руб. И.о.главы администрации сельского поселения Отрадненское З.В. Басистая