Съездом адвокатов

ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД АДВОКАТОВ

Документы утвержденные съездом

Принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года

(с изменениями и дополнениями, утвержденными

II Всероссийским съездом адвокатов 08.04.2005;

III Всероссийским съездом адвокатов 05.04.2007;

VI Всероссийским съездом адвокатов 22.04.2013;

VII Всероссийским съездом адвокатов 22.04.2015)

Вестник Федеральной палаты адвокатов №2 – 2017

НОВОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ АДВОКАТОВ

ХРОНИКА СОБЫТИЙ

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

НА ПОЛЯХ VII ПМЮФ 17–18.05.2017

ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ АДВОКАТОВ

ИЗ ПЕРЕПИСКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФПА РФ

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

ВЕСТИ ИЗ АДВОКАТСКИХ ПАЛАТ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ

ТРИБУНА ЧЛЕНА СОВЕТА ФПА

Федеральная палата адвокатов

Всероссийский съезд адвокатов

Всероссийский съезд адвокатов

Высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов. Съезд созывается не реже одного раза в два года. Адвокатские палаты имеют равные права и равное представительство на Съезде. Каждая адвокатская палата независимо от количества ее представителей при принятии решений имеет один голос.
Всероссийский съезд адвокатов:

  • принимает кодекс профессиональной этики адвоката, утверждает внесение в него изменений и дополнений;
  • формирует состав совета Федеральной палаты адвокатов,
  • определяет размер отчислений адвокатских палат на общие нужды Федеральной палаты адвокатов исходя из численности адвокатских палат;
  • утверждает отчеты совета Федеральной палаты адвокатов;
  • избирает членов ревизионной комиссии Федеральной палаты адвокатов сроком на два года и утверждает ее отчет о результатах финансово- хозяйственной деятельности Федеральной палаты адвокатов;
  • осуществляет иные функции, предусмотренные Федеральным законом «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ» и уставом Федеральной палаты адвокатов.

Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и является официальной площадкой мониторинга правоприменения в сети Интернет, в соответствии с Соглашением с Минюстом России

§ 4.2. Всероссийский съезд адвокатов

Всероссийский съезд адвокатов созывается не реже одного раза в два года. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей делегатов съезда.

Всероссийский съезд адвокатов:

1) принимает устав Федеральной палаты адвокатов;

2) принимает кодекс профессиональной этики адвоката;

3) утверждает единую норму представительства от адвокатских палат на Всероссийский съезд адвокатов;

4) формирует состав совета Федеральной палаты адвокатов и принимает решение о досрочном прекращении полномочий его членов;

5) определяет размер отчислений адвокатских палат на общие нужды Федеральной палаты адвокатов, исходя из численности адвокатских палат;

6) утверждает смету расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов;

7) утверждает отчеты совета Федеральной палаты адвокатов, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов;

8) избирает ревизионную комиссию Федеральной палаты адвокатов и утверждает ее отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности совета Федеральной палаты адвокатов;

9) утверждает регламенты Всероссийского съезда адвокатов и совета Федеральной палаты адвокатов;

10) утверждает штатное расписание аппарата Федеральной палаты адвокатов;

11) определяет место нахождения совета Федеральной палаты адвокатов;

12) осуществляет иные функции, предусмотренные уставом Федеральной палаты адвокатов.

Всероссийский съезд адвокатов

Всероссийский съезд адвокатов:

— принимает Кодекс профессиональной этики адвоката, утверждает внесение в него изменений и дополнений;

— формирует состав Совета Федеральной палаты адвокатов;

— исходя из численности адвокатских палат определяет размер отчислений адвокатских палат на общие нужды Федеральной палаты адвокатов;

— утверждает отчеты Совета Федеральной палаты адвокатов;

— избирает членов ревизионной комиссии Федеральной палаты адвокатов сроком на два года и утверждает ее отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности Федеральной палаты адвокатов;

— осуществляет иные функции, предусмотренные Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Уставом Федеральной палаты адвокатов. Регламент Всероссийского съезда адвокатов Документы Всероссийских съездов адвокатов

Регламент Всероссийского съезда адвокатов

Всероссийского съезда адвокатов

Утвержден II Всероссийским съездом адвокатов

Статья 1. Настоящий Регламент определяет порядок работы Всероссийского съезда адвокатов (далее также – Съезд).

Статья 2. Всероссийский съезд адвокатов в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Уставом Федеральной палаты адвокатов и настоящим Регламентом.

Статья 3. Время, место, продолжительность проведения Всероссийского съезда адвокатов и норма представительства от адвокатских палат на Съезд определяются Советом Федеральной палаты адвокатов.
Продолжительность работы Съезда зависит от объема и характера обсуждаемых вопросов.

Статья 4. Участниками Съезда являются адвокаты, избранные на собраниях (конференциях) адвокатов представителями адвокатских палат субъектов Российской Федерации, члены Совета и члены Ревизионной комиссии Федеральной палаты адвокатов, не избранные представителями адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, а также представители Совета Федеральной палаты адвокатов в федеральных округах.
Основные принципы и формы работы Всероссийского съезда адвокатов

Статья 5. Всероссийский съезд адвокатов считается правомочным, если в его работе принимают участие представители не менее двух третей адвокатских палат субъектов Российской Федерации.

Адвокатская палата считается представленной на Съезде, если от неё зарегистрирован хотя бы один представитель из общего числа избранных представителей.

Статья 6. На Всероссийский съезд адвокатов могут быть приглашены представители органов государственной власти Российской Федерации, а также руководящие сотрудники Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной регистрационной службы, судов, прокуратуры и других правоохранительных органов Российской Федерации, представители адвокатских организаций иностранных государств, российских и международных общественных объединений адвокатов, представители Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и других правозащитных организаций, представители средств массовой информации.

Статья 7. Каждая адвокатская палата независимо от количества её представителей при принятии решений имеет один голос.

Голосование по всем вопросам открытое, если иное не предусмотрено решением Съезда.

В процедуре голосования участвует представитель адвокатской палаты, наделенный таким правом палатой либо самими представителями палаты, избранными на Съезд.

Статья 8. Во время работы Съезда ведется протокол заседания Съезда, а также может вестись стенограмма заседания Съезда, аудио- и видеозапись.
Подготовительная часть Всероссийского съезда адвокатов

Статья 9. Для определения правомочности Всероссийского съезда адвокатов перед его началом проводится регистрация представителей адвокатских палат, которая завершается за 10 минут до его открытия.

Регистрация представителей адвокатских палат организуется Советом Федеральной палаты адвокатов и осуществляется в регистрационном листе по списку представителей адвокатских палат при предъявлении ими удостоверений адвокатов или документов, удостоверяющих их личность.

Список представителей адвокатских палат в регистрационном листе составляется на основании представленных в Федеральную палату адвокатов надлежаще заверенных выписок из протоколов собраний (конференций) адвокатов субъектов Российской Федерации об избрании своих представителей на Съезд с указанием представителя, наделенного правом участия в процедуре голосования при принятии Съездом решений.

Представитель адвокатской палаты удостоверяет факт регистрации, а также правильность сведений, указанных в регистрационном листе, собственноручной подписью.

Регистрационный лист должен также содержать графу, в которой представители адвокатской палаты своей росписью удостоверяют получение бюллетеня для тайного голосования, если решение о проведении тайного голосования будет принято Съездом.

При регистрации представителей адвокатской палаты им выдается комплект рабочих документов и вручается удостоверение участника Всероссийского съезда адвокатов. Каждый представитель адвокатской палаты должен постоянно иметь при себе это удостоверение.

Представителю адвокатской палаты, наделенному правом участвовать в процедуре голосования, выдается также мандат на право голосования.

Статья 10. По результатам регистрации представителей адвокатских палат составляется протокол, который подписывается руководителем группы регистрации.

Руководитель группы докладывает Съезду о результатах регистрации представителей палата, прибывших на Съезд.

Статья 11. Работа Всероссийского съезда адвокатов начинается с определения кворума, необходимого для начала работы Съезда.

Кворум определяется на момент окончания регистрации по количеству адвокатских палат, чьи представители своими подписями в регистрационном листе удостоверили факт их регистрации.

При отсутствия кворума Совет Федеральной палаты адвокатов назначает новую дату созыва Съезда.

Статья 12. Всероссийский съезд адвокатов открывает Президент Федеральной палаты адвокатов.

Статья 13. После открытия Съезд по предложению Президента Федеральной палаты адвокатов утверждает повестку дня, регламент (план заседания), формирует президиум Съезда (в том числе почетный) и другие рабочие органы.

Ведение Съезда возлагается на Президента Федеральной палаты адвокатов. По его поручению обязанности по ведению Съезда или его части могут быть возложены на одного из членов рабочей части президиума.

Статья 14. Съезд образовывает Счетную, Финансовую и Редакционную комиссии.
Полномочия рабочих органов Всероссийского съезда адвокатов

Статья 15. Президиум организует ведение Съезда, оказывает содействие председательствующему Съезда, координирует работу рабочих органов Съезда, разрешает все вопросы, возникшие в ходе работы Съезда.

Статья 16. Председательствующий на Съезде:

руководит заседанием в соответствии с настоящим Регламентом;
ставит на обсуждение вопросы в соответствии с повесткой дня;
предоставляет возможность для выступлений участникам Съезда;
проводит голосование по вопросам повестки дня, требующим принятия решения, и объявляет его результаты;
дает поручения, связанные с обеспечением работы Съезда и его рабочих органов;
отвечает на вопросы, поступившие в его адрес, и дает устные справки;
обеспечивает порядок в зале заседаний;
объявляет о начале и окончании тайного голосования, если оно проводится по решению Съезда;
объявляет перерывы;
закрывает Съезд;
подписывает протокол Съезда.

Председательствующий не вправе комментировать выступающих и давать оценку их выступлениям.

Председательствующий вправе пресекать любые действия, нарушающие настоящий Регламент и порядок работы

Съезда, в том числе делать замечания выступающему участнику Съезда при уклонении от обсуждаемого вопроса.

Статья 17. Секретариат Съезда:

обеспечивает и контролирует ведение протокола Съезда;
принимает от делегатов заявки на выступления по вопросам повестки дня.

Статья 18. Для организации и проведения процедуры голосования формируется счетная комиссия Всероссийского съезда адвокатов. Счетная комиссия выбирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения Счетной комиссии принимаются большинством голосов от числа ее членов. Счетная комиссия разъясняет порядок голосования по вопросам повестки дня Съезда, производит подсчет голосов и сообщает в президиум Съезда сведения о подсчете голосов в результате открытого голосования.

В случае проведения тайного голосования Счетная комиссия контролирует изготовление бюллетеней для тайного голосования, выносит на утверждение Съезда их форму, обеспечивает и контролирует условия для свободного волеизъявления и сохранения тайны голосования, организует прием бюллетеней с результатами тайного голосования от представителей адвокатских палат, затем производит подсчет голосов адвокатских палат и объявляет результаты тайного голосования.

Протоколы Счетной комиссии с бюллетенями для тайного голосования (включая недействительные и испорченные) приобщаются к протоколу Съезда.

Статья 19. Для подготовки вопросов, связанных с определением размера отчислений адвокатских палат на общие нужды Федеральной палаты адвокатов и утверждением сметы расходов, избирается Финансовая комиссия.

Статья 20. Для выработки проектов решений Съезда по обсуждаемым вопросам с учетом предложений, замечаний и рекомендаций участников Съезда формируется редакционная комиссия.

Статья 21. По решению Съезда могут быть созданы иные органы, предмет деятельности и полномочия которых определяются Съездом при их формировании.
Порядок проведения Всероссийского съезда адвокатов

Статья 22. На Всероссийском съезде адвокатов предоставляется время для выступлений:

с докладом по вопросам повестки дня — до 40 минут;
в прениях — до 10 минут;
кандидатам на выборные должности — до 3 минут;
при обсуждении кандидатур — до 2-х минуты;
с повторным словом — до 2-х минуты.

Всероссийский съезд адвокатов вправе принимать решения о продлении или сокращении времени выступлений.

Статья 23. Участник Всероссийского съезда адвокатов на заседании вправе:

выступать и вносить предложения по существу обсуждаемых вопросов;
выдвигать себя и других кандидатов в рабочие органы Съезда;
заявлять самоотвод в случае избрания в состав указанных рабочих органов;
может выступать по одному и тому же вопросу не более 2 раз.

Участник Съезда при выступлении не должен отклоняться от обсуждаемой темы, выступать без разрешения председательствующего, превышать отведенное для выступления время.

В случае совершения вышеуказанных нарушений председательствующий вправе предупредить выступающего или лишить его слова.
Избрание органов Федеральной палаты адвокатов

Статья 24. Всероссийский съезд адвокатов:

утверждает решения Совета Федеральной палаты адвокатов о досрочном прекращении полномочий членов Совета, статус адвоката которых прекращен или приостановлен;
принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов Совета;
формирует Совет Федеральной палаты адвокатов, в том числе устанавливает численный состав Совета;
рассматривает предложения Президента палаты, утвержденные Советом палаты по обновлению его состава;
избирает Ревизионную комиссию Федеральной палаты адвокатов.

Статья 25. В случае если Съезд не утверждает представленные кандидатуры членов совета на выбытие или кандидатуры адвокатов для замещения вакантных должностей членов совета Федеральной палаты адвокатов, президент палаты вносит новые кандидатуры только после их рассмотрения и утверждения Советом Федеральной палаты адвокатов.

Для подготовки и повторного рассмотрения этого вопроса в работе съезда может быть объявлен перерыв.

Статья 26. Для осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности Федеральной палаты адвокатов Съезд избирает Ревизионную комиссию. В состав Ревизионной комиссии могут быть избраны адвокаты, состоящие в реестре адвокатов любого субъекта Российской Федерации.

Количественный состав Ревизионной комиссии определяется Съездом по предложению Совета палаты.
Избранными в состав ревизионной комиссии считаются кандидаты, получившие простое большинство голосов.
Организация и порядок голосования

Статья 27. Решения Съезда принимаются простым большинством голосов. Голосование при формировании органов съезда и органов Федеральной палаты адвокатов может проводиться списком.

Статья 28. Перед проведением голосования председательствующий Съезда объявляет формулировку вопроса, поставленного на голосование, а в случае голосования по кандидатурам также фамилии, имена, отчества лиц, предложенных для избрания.

Представители палат, наделенные правом голосования, выражают мнение при принятии решения путем голосования «за» или «против» поднятием мандата.
Подсчет голосов производиться членами счетной комиссии либо определяется непосредственно председательствующим на съезде.

Статья 29. При проведении тайного голосования счетная комиссия изготавливает и удостоверяет бюллетени по числу представителей адвокатских палат, наделенных правом голосования.

Время, место голосования, порядок его проведения устанавливаются Счетной комиссией и объявляются ее председателем.

Выдача бюллетеня для голосования производится представителю адвокатской палаты под роспись в регистрационном листе. Счетная комиссия несет ответственность за правильность выдачи бюллетеней.

При голосовании отметки голосующих в бюллетене, отражающие их волеизъявление, должны производиться чернилами либо иным способом, исключающим исправление надписи при помощи обычных средств. Заполнение бюллетеня карандашом не допускается.

До опускания бюллетеня в урну для голосования голосующий вправе заменить в Счетной комиссии испорченный им бюллетень, о чем делается отметка в регистрационном листе, а также на самом испорченном бюллетене. Испорченные бюллетени приобщаются к протоколу Счетной комиссии.

Бюллетени до окончания времени голосования, установленного председательствующим Съезда, опускаются в урну для голосования, установленную в месте, где её могут видеть члены Счетной комиссии.

Статья 30. После окончания тайного голосования комиссия определяет его результаты.

Представители адвокатских палат вправе наблюдать за определением счетной комиссией результатов голосования, не вмешиваясь в её работу.

Подсчет голосов ведется членами Счетной комиссии. Для подсчета голосов учитываются только действительные бюллетени.

бюллетени, не соответствующие утвержденной форме;
бюллетени, не удостоверенные счетной комиссией;
бюллетени, по которым невозможно с достоверностью определить волеизъявление делегата.

Решение о признании бюллетеня недействительным принимает Счетная комиссия. Недействительные бюллетени приобщаются к протоколу Счетной комиссии.

Статья 31. По результатам тайного голосования Счетная комиссия составляет протокол, в котором указываются: дата его составления, количество представителей палат, наделенных правом голосования (по списку регистрации), число выданных бюллетеней и оказавшихся в урне для голосования, число действительных и недействительных бюллетеней, число голосов поданных «за» и «против» предложения поставленного на голосование.
Протокол об итогах тайного голосования подписывается председателем и секретарем Счетной комиссии и оглашается на Съезде.

Статья 32. При проведении открытого поименного голосования председательствующий в списке представителей, принимающих участие в голосовании, делает соответствующую метку и передает в Счетную комиссию для определения результатов голосования.
Результаты голосования оглашаются на Съезде.

Статья 33. При признании недействительным голосования по любым вопросам, по решению Съезда, проводится повторное голосование с соблюдением его процедуры.
Заключительные положения

Статья 34. После рассмотрения вопросов повестки дня председательствующий объявляет об окончании работы Съезда.

Протокол работы Съезда подписывается председательствующим и руководителем секретариата.

К протоколу приобщаются регистрационные материалы, решения (резолюции, обращения) принятые Съездом и его рабочими органами, а также иные материалы, относящиеся к работе Съезда.

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации и ее органы. Понятие, порядок образования, компетенция. Президент палаты: порядок избрания, компетенция.

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации на основе обязательного членства.

Данная организация является общероссийской, что подразумевает осуществление ее деятельности на всей территории Российской Федерации.

Федеральная палата адвокатов объединяет адвокатские палаты субъектов Российской Федерации. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации объединяет адвокатов каждого конкретного субъекта Российской Федерации.

Таким образом, на территории каждого субъекта Российской Федерации действует своя адвокатская палата (адвокатские палаты регионального значения), а общее руководство ими осуществляется Федеральной палатой адвокатов (адвокатская палата федерального значения).

Федеральная палата адвокатов основана на обязательном членстве адвокатских палат субъектов Российской Федерации, что означает, что количество членов Федеральной палаты адвокатов определяется количеством существующих адвокатских палат в субъектах Российской Федерации и при этом не может превышать количество субъектов Российской Федерации, установленное гл. 3 Конституции Российской Федерации, описывающей федеративное устройство нашей страны.

Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.

Федеральная палата адвокатов является организацией, уполномоченной на представление интересов адвокатов и адвокатских палат субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти при решении вопросов, затрагивающих интересы адвокатского сообщества, в том числе вопросов, связанных с выделением средств федерального бюджета на оплату труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда.

Федеральная палата адвокатов является юридическим лицом, имеет смету, расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать, штампы и бланки со своим наименованием.

Федеральная палата адвокатов образуется Всероссийским съездом адвокатов. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты адвокатов, не допускается.

Устав Федеральной палаты адвокатов принимается Всероссийским съездом адвокатов.

Федеральная палата адвокатов подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Федеральная палата адвокатов не подлежит реорганизации. Ликвидация Федеральной палаты адвокатов может быть осуществлена только на основании федерального закона.

Решения Федеральной палаты адвокатов и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов.

Высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов. Съезд созывается не реже одного раза в два года. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие представители не менее двух третей адвокатских палат субъектов Российской Федерации.

Адвокатские палаты имеют равные права и равное представительство на Съезде. Каждая адвокатская палата независимо от количества ее представителей при принятии решений имеет один голос.

Всероссийский съезд адвокатов:

  1. принимает устав Федеральной палаты адвокатов;
  2. принимает кодекс профессиональной этики адвоката;
  3. утверждает единую норму представительства от адвокатских палат на Всероссийский съезд адвокатов;
  4. формирует состав совета Федеральной палаты адвокатов и принимает решение о досрочном прекращении полномочий его членов;
  5. определяет размер отчислений адвокатских палат на общие нужды Федеральной палаты адвокатов, исходя из численности адвокатских палат;
  6. утверждает смету расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов;
  7. утверждает отчеты совета Федеральной палаты адвокатов, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов;
  8. избирает ревизионную комиссию Федеральной палаты адвокатов и утверждает ее отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности совета Федеральной палаты адвокатов;
  9. утверждает регламенты Всероссийского съезда адвокатов и совета Федеральной палаты адвокатов;
  10. утверждает штатное расписание аппарата Федеральной палаты адвокатов;
  11. определяет место нахождения совета Федеральной палаты адвокатов;
  12. осуществляет иные функции, предусмотренные уставом Федеральной палаты адвокатов.

Совет Федеральной палаты адвокатов является коллегиальным исполнительным органом Федеральной палаты адвокатов.

Совет Федеральной палаты адвокатов избирается Всероссийским съездом адвокатов тайным голосованием в количестве не более 30 человек и подлежит обновлению (ротации) один раз в два года на одну треть.

При очередной ротации президент Федеральной палаты адвокатов вносит на рассмотрение совета Федеральной палаты адвокатов кандидатуры членов совета на выбытие, а также кандидатуры адвокатов для замещения вакантных должностей членов совета Федеральной палаты адвокатов. После утверждения советом Федеральной палаты адвокатов представленные президентом кандидатуры вносятся на рассмотрение Съезда для утверждения.

В случае, если Съезд не утверждает представленные кандидатуры, президент Федеральной палаты адвокатов вносит на утверждение Съезда новые кандидатуры только после их рассмотрения и утверждения советом Федеральной палаты адвокатов.

Совет Федеральной палаты адвокатов:

  1. избирает из своего состава президента Федеральной палаты адвокатов сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов Федеральной палаты адвокатов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов. При этом одно и то же лицо не может занимать должность президента Федеральной палаты адвокатов более двух сроков подряд;
  2. в период между съездами принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов совета, статус адвоката которых прекращен или приостановлен. Данные решения вносятся на утверждение очередного Съезда;
  3. представляет Федеральную палату адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных российских организациях и за пределами Российской Федерации;
  4. координирует деятельность адвокатских палат;
  5. содействует повышению профессионального уровня адвокатов, разрабатывает единую методику профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов;
  6. защищает социальные и профессиональные права адвокатов;
  7. участвует в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности;
  8. организует информационное обеспечение адвокатов;
  9. обобщает дисциплинарную практику, существующую в адвокатских палатах, и разрабатывает в связи с этим необходимые рекомендации;
  10. осуществляет методическую деятельность;
  11. созывает не реже одного раза в два года Всероссийский съезд адвокатов, формирует его повестку дня;
  12. распоряжается имуществом Федеральной палаты адвокатов в соответствии со сметой и с назначением имущества;
  13. утверждает норму представительства от адвокатских палат на Съезд;
  14. утверждает регламент совета Федеральной палаты адвокатов и штатное расписание аппарата Федеральной палаты адвокатов;
  15. определяет размер вознаграждения президента и вице-президентов, других членов совета Федеральной палаты адвокатов, членов ревизионной комиссии Федеральной палаты адвокатов в пределах утвержденной Съездом сметы расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов;
  16. осуществляет иные функции, предусмотренные уставом Федеральной палаты адвокатов.

Заседания совета Федеральной палаты адвокатов созываются президентом Федеральной палаты адвокатов по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета Федеральной палаты адвокатов.

Решения совета Федеральной палаты адвокатов принимаются простым большинством голосов членов совета Федеральной палаты адвокатов, участвующих в его заседании.

Президент Федеральной палаты адвокатов, осуществляющий функции единоличного исполнительного органа адвокатской палаты, избирается Советом Федеральной палаты адвокатов из его состава сроком на четыре года.

В соответствии со ст. 37 Устава Федеральной палаты адвокатов выборы президента палаты проводятся путем тайного голосования. Победитель определяется простым большинством голосов. Выборы президента Палаты могут проводиться в два тура, если при первом туре ни один из кандидатов не набрал нужного количества голосов.

Одно и то же лицо не может занимать должность президента Палаты более двух сроков подряд.

Президент адвокатской палаты в установленном порядке имеет статус адвоката и имеет право осуществления адвокатской деятельности.

По предложению президента Федеральной палаты адвокатов Советом Федеральной палаты адвокатов избираются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов совета три вице-президента (ст. 38 Устава).

Вышеописанные процедуры формирования органов управления адвокатской палаты достаточно ярко свидетельствуют о демократических принципах существования и организации деятельности адвокатской палаты (выборность исполнительных органов управления, ротация совета адвокатской палаты, сроки исполнения президентских полномочий).

Кроме того, в структуре органов управления адвокатской палаты наблюдается специфичная черта, характерная только для данного юридического лица, — членами органов управления могут быть только адвокаты, что особенно подчеркивает, что адвокатура осуществляет свою деятельность на основе принципа корпоративности и принципа самоорганизации.

Полномочия президента Федеральной палаты адвокатов можно определить как представительские и организационные.

В частности, президент Федеральной палаты адвокатов представляет адвокатскую палату во взаимоотношениях со всеми иными организациями, органами власти и физическими лицами. Президент представляет Федеральную палату адвокатов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами и действует без доверенности от имени палаты при реализации палатой своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и уставом.

К организационным функциям президента адвокатской палаты следует отнести следующие:

  • созывает, подготавливает и проводит заседания Совета Федеральной палаты адвокатов;
  • организует подготовку и проведение Всероссийского съезда адвокатов;
  • заключает сделки от имени Федеральной палаты адвокатов и распоряжается имуществом Федеральной палаты адвокатов по решению Совета Федеральной палаты адвокатов в соответствии со сметой и назначением имущества;
  • предлагает Совету Федеральной палаты адвокатов для утверждения кандидатуры представителей Федеральной палаты в федеральных округах в целях координации деятельности адвокатских палат;
  • осуществляет прием на работу и увольнение с работы работников аппарата Федеральной палаты адвокатов;
  • осуществляет контроль за руководством текущей финансово-хозяйственной деятельностью Федеральной палаты адвокатов, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками аппарата Федеральной палаты адвокатов;
  • осуществляет иные полномочия, определенные Уставом Федеральной палаты адвокатов.

Основные принципы адвокатской деятельности и адвокатуры: Видео

Адвокатов строят по порядку

Такой распорядок для защитника обезопасит граждан от халтурных или неквалифицированных решений адвоката. Другое новшество, утвержденное палатой, — внедрение специальной электронной системы, которая сама будет выбирать защитников по назначению.

Юрий Сергеевич, Совет палаты утвердил единый Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве. Что это даст гражданам, которым требуется защита в суде?

Юрий Пилипенко: В апреле в Уголовно-процессуальный кодекс по инициативе президента России внесен ряд важных изменений, направленных на обеспечение дополнительных гарантий независимости адвокатов при осуществлении профессиональной деятельности. Одно из них обязывает правоохранительные органы и суд учитывать принятый нашей палатой порядокучастия адвокатов в уголовном судопроизводстве по назначению. Это позволит избежать ситуаций, когда дознаватели и следователи игнорируют решения органов адвокатского самоуправления и назначают для участия в уголовных делах «удобных» адвокатов. Соответствующие поправки в июле внесены и в закон об адвокатуре.

И это поможет искоренить такое явление, как «карманные адвокаты»?

Юрий Пилипенко: Да, это эффективный инструмент. Кстати, должен заметить, что такая проблема существует не только в России, но и во многих других странах.

Например, в Азербайджане адвокатов, незаконно сотрудничающих с правоохранительными органами, называют «пайковыми», имея в виду, что они получают своего рода «паек» от следствия. В США, кстати, тоже немало адвокатов, которые предпочитают не спорить со следствием, а договариваться. Причем так поступают не только адвокаты, назначенные государством, но и работающие за гонорар. Так что в российской адвокатуре не самая худшая ситуация, а в профессионализме наши адвокаты иностранным коллегам уж точно не уступают.

А какие меры борьбы с «карманными адвокатами» принимались до введения единого порядка?

Юрий Пилипенко: Все выявленные случаи становились предметом дисциплинарного разбирательства. Должен сказать, что региональные палаты в таких ситуациях, как правило, применяют к адвокатам самую строгую меру дисциплинарной ответственности — лишение статуса.

В течение 15 лет существования единой адвокатской корпорации, созданной и действующей на основании Закона об адвокатуре, за незаконное сотрудничество с правоохранительными органами и судом, а также другие серьезные дисциплинарные проступки был прекращен статус примерно 7 тысяч адвокатов. Это очень большое число. Особенно если учесть, что первоначально адвокатская корпорация включала в себя примерно 50 тысяч человек (сейчас адвокатов с действующим статусом — около 72 тысяч).

За полтора десятка лет, прошедших с момента объединения адвокатуры, из нее были исключены 14 процентов членов. Какая другая профессиональная корпорация занимается самоочищением настолько эффективно? Ни одна, кроме адвокатуры.

Значит, в качестве рецепта предлагалась «чистка»?

Юрий Пилипенко: Это необходимая мера, но главное — устранить причину, то есть полностью разорвать связи между правоохранительными органами, судом и «карманными защитниками».

Давайте подумаем: почему существуют так называемые «карманные адвокаты», кому это выгодно? Конечно, тем, кто заинтересован в адвокате, который, не задавая вопросов, подписывает протоколы. Или даже помогает убедить человека в том, что лучше признаться и тогда якобы за преступление не будет наказания — отпустят домой, и все закончится. Но есть и другая проблема: «черные списки» адвокатов.

То есть списки тех, кто хуже «карманных»?

Юрий Пилипенко: Для кого как. В эти списки попадают адвокаты, которые занимают принципиальную, бескомпромиссную позицию по делу. Их стараются не приглашать, потому и появляются негласные «черные списки». В тех регионах, где основной объем занятости адвокатов составляют дела по назначению, а таких регионов — большинство, попасть в «черный список» означает, по сути, остаться без средств к существованию.

Но раз такое «сотрудничество» многим выгодно, разбить привычные связки правоохранителей и судей с адвокатами не так-то просто?

Юрий Пилипенко: Непросто, потому что для этого надо лишить суды и правоохранительные органы даже малейшей возможности влиять на выбор адвоката. И адвокатура уже создала эффективные инструменты, которые позволяют этого добиться. Один из них — введение электронной системы распределения дел по назначению.

Поясню. Сложилось несколько подходов к назначению адвокатов в процесс в соответствии ст. 51 УПК РФ, потому что раньше систему распределения дел выстраивали отдельно в каждом регионе.

В некоторых регионах, например, составлялся график дежурств адвокатов: сегодня Петров, завтра Сидоров и т.д. Без жесткого контроля со стороны органов адвокатского самоуправления эта система допускает возможность существования «карманных адвокатов». Ведь график дежурств — не тайна, и следователь знает, что сегодня дежурит неудобный адвокат Петров, а завтра придет удобный Сидоров. Значит, лучше назначить следственные действия на завтра.

Некоторые палаты создали колл-центры — дознаватель, следователь либо судья звонит по специальному номеру телефона или направляет сообщение по электронной почте. Сотрудники колл-центра принимают от них поручения на защиту по назначению, вносят информацию в базу данных специальной компьютерной программы, распределяют поручения между адвокатами и высылают уведомления о том, что адвокат по запросу направлен. Таким образом, сращивание с правоохранительной системой становится невозможным.

А самые передовые адвокатские палаты уже внедрили электронную систему распределения дел, при которой дознаватель, следователь либо судья должен зайти на сайт палаты, открыть соответствующую страницу, внести в специальную форму определенные данные, а компьютерная программа по своему алгоритму выберет адвоката.

Теперь порядок распределения дел будет одинаковым по всей стране?

Юрий Пилипенко: Мы решили не создавать полностью унифицированный регламент, потому что у нас 85 субъектов РФ уже наработали свою практику и она различается. Порядок устанавливает единые подходы к назначению адвокатов, но учитывает региональные особенности. Поэтому возможно использование нескольких способов распределения поручений на защиту между адвокатами.
Мы уверены, что приняли эффективный алгоритм работы, но не собираемся останавливаться на достигнутом и будем постепенно приводить порядок назначения к единому знаменателю. Ряд моих коллег и я видим такую перспективу: где-нибудь в Сибири стоит один сервер, который содержит данные о каждом из 78 тысяч адвокатов России. А дознаватели, следователи и судьи со всей страны — от Калининграда до Чукотки — обязаны вызывать адвоката через Интернет. И только в случае такого вызова адвокат входит в дело.

И едет три дня на поезде, если ваша электронная система вызвала его издалека…

Юрий Пилипенко: Нет, адвокат должен быть только из того региона, где ведется дело.
Но устранение связей между сотрудниками правоохранительных органов, судьями и недобросовестными адвокатами не решает полностью проблему качества уголовной защиты. Важно ведь не только то, какой адвокат войдет в дело, но и то, как он отработает. По нашим правилам, качество защиты по назначению и по соглашению (то есть за вознаграждение) не должно различаться.

Есть такие правила?

Юрий Пилипенко: Да, согласно Кодексу профессиональной этики обязанности адвоката при оказании юридической помощи не различаются в зависимости от того, на какой основе он эту помощь оказывает — бесплатно, по назначению или за гонорар.

Кроме того, VIII Всероссийским съездом адвокатов в апреле этого года утвержден Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве. Это обязательный для исполнения документ, содержащий минимальные требования к деятельности адвоката, который ведет защиту по уголовному делу.

Стандарт не ограничивает адвоката в использовании не запрещенных законом средств для защиты, но определяет минимум действий, которые необходимо совершить при работе по каждому делу.

Например, на первом свидании с подзащитным в СИЗО адвокат должен встретиться наедине со своим подзащитным, спросить, не применялись ли до его прихода незаконные методы допроса и дознания. Ознакомившись с материалами уголовного дела, он при необходимости должен заявить ходатайства в соответствии с правовой позицией по делу и т.д. Стандарт содержит 18 пунктов, в которых конкретизируются обязанности адвоката, являющегося защитником в уголовном судопроизводстве.

Это, с одной стороны, ориентиры для начинающих адвокатов, а с другой — объективные критерии оценки качества защиты. Когда возникают сомнения, хорошо или плохо отработал защитник, прежде всего надо проверить, выполнил ли он установленные Стандартом правила.

Важным событием в юридическом мире стал проект Концепции реформирования рынка юридических услуг, опубликованный Минюстом. Документ значительно повышает статус адвокатуры. Один из ключевых моментов: предусматривается, что с 2023 года оказанием юридической помощи, в том числе осуществлением представительства в суде, на возмездной основе смогут заниматься только адвокаты и адвокатские образования. Какую реакцию вызвал этот документ?

Юрий Пилипенко: Опубликованный Минюстом в октябре проект стал итогом шестилетней работы — тщательного изучения вопроса, многочисленных консультаций с представителями всех сегментов сферы оказания юридической помощи, которые так или иначе затронет реформа. В результате по тем положениям, которые раньше вызывали споры, достигнут консенсус. Подготовлен содержательный, аргументированный документ, намного более взвешенный и сбалансированный, чем его предыдущие редакции.

На наш взгляд, он заслуживает поддержки, хотя, разумеется, это не исключает предложений по корректировке некоторых пунктов проекта. Крайне важно, что главный приоритет Концепции — обеспечить качественной юридической помощью всех, кто в ней нуждается. Как показывает мировой опыт, эта цель достижима только при условии, если все участники рынка юридической помощи, которые на постоянной основе занимаются судебным представительством и правовым консультированием, будут подчиняться единым правилам.

То есть требования к профессиональной квалификации, деятельности по оказанию юридической помощи, профессиональному поведению, механизмы контроля и ответственности будут общими. И, что самое главное, гарантирующими определенный уровень качества помощи. А такие гарантии дает только адвокатура — самоуправляемая профессиональная корпорация. Она обеспечивает высокий уровень знаний и навыков за счет серьезного квалификационного экзамена, регулярного повышения квалификации, а также обладает механизмами привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности за нарушение обязательств перед доверителями и несоблюдение законодательства.

Именно поэтому предлагаемое Концепцией объединение практикующих юристов возможно только в рамках адвокатуры. Таким образом, документ направлен на укрепление адвокатуры как единственного правового института, цель деятельности которого — оказание квалифицированной юридической помощи. Очень радует, что Минюст предлагает именно такой — институциональный — подход к решению проблемы, напрямую касающейся каждого гражданина нашей страны.

При этом предлагается комплексная реформа, и проводиться она будет поэтапно: вначале — расширение численности адвокатуры за счет приема в корпорацию практикующих юристов путем сдачи экзамена в упрощенном порядке, а затем — введение исключительного права адвокатов на судебное представительство и на оказание других видов юридической помощи на договорной основе.

Сейчас, как известно, сфера оказания профессиональной юридической помощи регулируется лишь частично. Адвокаты оказывают квалифицированную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Деятельность других участников рынка, не имеющих адвокатского статуса и предоставляющих юридические услуги неограниченному кругу лиц (коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, филиалы и представительства международных юридических фирм, юристы, оказывающие правовые услуги в составе некоммерческих организаций и общественных объединений) не регулируется.

Поэтому исключить из этой сферы неквалифицированных и недобросовестных участников невозможно. Более того, адвокаты, лишенные профессионального статуса за нарушения законодательства и Кодекса профессиональной этики, могут спокойно продолжать практику на «диком» рынке.

Что вы подразумеваете под комплексной реформой?

Юрий Пилипенко: Проект Концепции предусматривает не просто установление законодательных правил, обеспечивающих введение так называемой «адвокатской монополии», но и модернизацию адвокатуры. Затем будет разработан временный упрощенный порядок перехода в адвокатуру лиц, оказывающих юридическую помощь. Далее предполагается прием в нашу корпорацию всех заинтересованных в этом практикующих представителей юридического сообщества. И только после этого, с 2023 года, будет введено исключительное право адвокатов на представительство в суде и оказание других видов юридической помощи.

Кстати, прошу не воспринимать термин «исключительное право» и понятие «адвокатская монополия» в качестве абсолютных. Проект предусматривает ряд категорий юристов, профессиональную деятельность которых реформа не затронет. Это, например, государственные и муниципальные служащие, нотариусы, юристы, состоящие в штате организаций (так называемые «инхаусы»), участники государственной системы бесплатной юридической помощи.

Так что из правила об «адвокатской монополии» будет много исключений. Это и есть продуманный, комплексный подход к реформированию: упорядочение, подчинение единым правилам той части рынка юридической помощи, которая сейчас не регулируется, удаление из этой сферы недобросовестных участников.

А что означает модернизация адвокатуры?

Юрий Пилипенко: Эту часть проекта я бы условно разделил на два блока: развитие действующих механизмов и введение новых.
Первый блок — это, с одной стороны, регулируемые самой адвокатской корпорацией вопросы, такие как система повышения квалификации, введение и применение стандартов адвокатской деятельности, участие в программах оказания юридической помощи на основе pro bono, то есть безвозмездно. С другой стороны — законодательные гарантии эффективности нашей работы, прежде всего институты адвокатского запроса и адвокатской тайны, вопросы участия адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи.

Ко второму блоку относятся предлагаемые Концепцией возможности для адвоката работать по трудовому договору с адвокатским образованием, по найму у другого адвоката, вести адвокатскую деятельность в организационно-правовой форме коммерческой корпоративной организации, а также гибкий режим налогообложения (в зависимости от формы адвокатского образования и условий соглашения об оказании юридической помощи).

Эти условия предусмотрены для того, чтобы представители юридического бизнеса могли, вступив в адвокатскую корпорацию, продолжить свою деятельность в формах, отражающих современные реалии и запросы разных категорий потенциальных клиентов (граждан, бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления). То есть своих клиентов никто не потеряет — с кем работали, с теми и будут работать, только получат статус адвоката.

Кроме того, как известно, адвокатура — одна из самых конкурентных профессий, поэтому объединение практикующих юристов в рамках адвокатской корпорации не приведет к повышению стоимости юридической помощи. И, как я уже сказал, Концепция предполагает расширение практики оказания юридической помощи бесплатно для малообеспеченных граждан.

Адвокатура к реформе готова, и многие мои коллеги считают, что ее проведение возможно даже в более короткие сроки, чем предусмотрено Концепцией.

Зарубежные юристы тоже должны будут вступить в адвокатуру?

Юрий Пилипенко: Да, если захотят оказывать юридическую помощь по вопросам российского права. Если же предпочтут ограничиться помощью по вопросам права своего государства, то достаточно будет регистрации в специальном реестре, который ведет Минюст. Разумеется, такая регистрация будет возможна только при соблюдении принципа взаимности — российские адвокаты должны иметь право оказывать юридическую помощь на территории соответствующего иностранного государства.

Правило о регистрации действует и сейчас — эта норма есть в Законе об адвокатуре. Но требования о соблюдении принципа взаимности она не содержит, а главное — в условиях «дикого» рынка просто отпадает необходимость в регистрации. Поэтому число зарегистрировавшихся зарубежных юристов ничтожно по сравнению с их реальным количеством в нашей стране.

Концепция предлагает реальный и справедливый способ поставить российских и зарубежных юристов в равные конкурентные условия, что важно в том числе и для защиты национальных интересов.

Вы говорите и о бесплатной, и о безвозмездной юридической помощи. Есть разница?

Юрий Пилипенко: Да. Когда мы говорим о бесплатной помощи, то имеем в виду, что за нее не платит сам гражданин, эту помощь получающий. Но работа того, кто ее предоставляет, может оплачиваться государством, а может не оплачиваться вообще.

Государство субсидирует юридическую помощь в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве по назначению органов предварительного расследования или суда, а также юридическую помощь в рамках государственной системы, действующей на основании Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Безвозмездная, то есть не субсидируемая государством помощь — это практика pro bono publico, что в переводе с латинского означает «для общественного блага». Должен сказать, что в России такая практика появилась задолго до того, как пришел из-за рубежа сам термин. Присяжные поверенные всегда безвозмездно оказывали малоимущим помощь «по праву бедности», и современная адвокатура продолжает эту традицию.

Причем даже в тех случаях, когда формально юридическая помощь относится к субсидируемой. Дело в том, что адвокат, участвующий в государственной системе бесплатной помощи, для подтверждения своего права на вознаграждение должен собрать массу справок. А во многих субъектах РФ установленные региональными законами ставки настолько низкие, что адвокаты предпочитают, не теряя время и силы на бюрократические процедуры, помогать людям pro bono.

Но, конечно, адвокатская практика pro bono этим далеко не исчерпывается — ряд адвокатских бюро и коллегий занимаются такой работой. И многие региональные палаты организуют участие адвокатов в проектах pro bono, в том числе совместно с Ассоциацией юристов России — достаточно назвать Всероссийские дни бесплатной помощи. Кстати, начиная с 2018 г. адвокатура будет два раза в год проводить собственные дни бесплатной помощи.

Незадолго до публикации Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи обсуждались идеи о том, чтобы интересы граждан в суде представляли только юристы. Соответствующий законопроект в сентябре внес в Государственную Думу председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, который в то время был также председателем Ассоциации юристов России. Как Вы относитесь к этой идее?

Юрий Пилипенко: Отрицательно. Подобные идеи ведут к образованию «параллельной адвокатуры», для принадлежности к которой достаточно будет диплома о высшем юридическом образовании. Но такой документ сам по себе никак не может означать, что его обладатель имеет достаточный опыт и знания, чтобы заниматься самым сложным видом квалифицированной юридической помощи — судебным представительством.

Кроме того, необходим постоянный контроль за тем, насколько добросовестно он выполняет свои обязанности, повышает ли профессиональную подготовку. Эти требования вместе с другими, гарантирующими квалифицированность юридической помощи, установлены лишь для адвокатов. При вступлении в корпорацию они должны иметь не только высшее юридическое образование, но и стаж работы по юридической специальности. А затем обязаны постоянно повышать квалификацию, подчиняться определенным профессиональным и этическим правилам, нести дисциплинарную ответственность за их невыполнение.

Если же говорить о качестве юридического образования, то у нас есть предложение, как его улучшить. На мой взгляд, это суперважная идея. Она сводится к тому, чтобы закрыть ведомственные юридические вузы. Сейчас у суда есть свои вузы, у всех правоохранительных и силовых ведомств — свои, есть также кадетские корпуса.

В результате достаточно давно существуют большие группы юристов, которые, казалось бы, принадлежат к одной профессии, имеют дипломы одинаковой силы, а в судебном процессе общаются друг с другом словно на разных языках. Ведь совершенно очевидно, что в школе полиции, например, акцент делается на том, как найти, схватить и покарать. Необходимо, чтобы юридическое образование стало универсальным для всех.

Юрий Пилипенко: Она всегда возможна. И, кстати, в проекте Концепции этот вопрос рассматривается достаточно подробно, потому что по мере совершенствования в профессии, углубления знаний выбор определенной отрасли права в качестве основной или даже единственной практики становится насущной необходимостью.

Среди изменений, которые по инициативе президента России внесены в УПК РФ, есть норма, согласно которой адвокат теперь не допускается, а вступает в уголовное дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера и с этого момента имеет право на свидания с подозреваемым или обвиняемым, содержащимся под стражей. Но, как известно, и после вступления этой нормы в силу в некоторых СИЗО и колониях продолжали требовать от адвокатов предъявления дополнительных документов, например удостоверения личности или разрешения следователя. Какая ситуация сейчас?

Юрий Пилипенко: С просьбой устранить подобные нарушения профессиональных прав адвокатов по оказанию юридической помощи подзащитным Федеральная палата адвокатов обратилась в Министерство юстиции. Как сообщил в начале октября заместитель министра юстиции Денис Новак, по запросу Минюста Федеральная служба исполнения наказаний направила в Министерство информацию о том, что поручила своим территориальным органам исключить случаи предъявления к адвокатам требований о предоставлении дополнительных документов, не предусмотренных законодательством. После этого сообщений о новых нарушениях пока не поступало.

А в ноябре Федеральная палата адвокатов обратилась к заместителю министра юстиции Денису Новаку с просьбой инициировать разработку законопроекта о внесении в Закон об адвокатуре поправки, которая придаст удостоверению адвоката статус документа, удостоверяющего личность. Сейчас адвокатское удостоверение не отнесено профильным законом к документу, подтверждающему личность адвоката. Между тем статус служебного удостоверения сотрудника органов внутренних дел таков, что его можно использовать вместо паспорта или удостоверения личности для беспрепятственного прохода в учреждения и организации. И мы считаем, что удостоверение адвоката должно иметь аналогичный статус.

Сейчас в стране идет большая реформа системы третейского разбирательства. С 1 ноября действовавшие ранее и не отвечающие новым критериям третейские суды, в том числе при крупных компаниях, ликвидированы. Как Вы относитесь к новому закону? Каким видите будущее арбитража в России?

Юрий Пилипенко: К сожалению, в 1990-2000-х гг. третейский суд в России, в отличие от классического независимого арбитража, стал ассоциироваться с возможностью быстро решить дело в пользу заранее определенной стороны. В России действовало огромное количество третейских судов — по некоторым данным, до 1500, причем большинство использовались для недобросовестных, а иногда и просто незаконных практик, например для «просуживания» долгов с целью получения незаконных преимуществ в процедуре банкротства. Что касается третейских судов при коммерческих компаниях, их деятельность тоже полностью противоречила принципам арбитража. Контрагенты крупных корпораций не имели возможности отказаться от навязываемой им арбитражной оговорки. Арбитрами в таких третейских судах зачастую являлись юристы одной из сторон спора. О беспристрастности и независимости в таком случае не было и речи.

Из-за всего этого добросовестный бизнес потерял доверие к третейским судам. Конечно, были отдельные учреждения, занимавшиеся независимым и профессиональным разрешением споров, например Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ. Но такие исключения только подтверждали общее правило.

Целью нового закона об арбитраже и всей реформы третейских судов являлось как раз восстановление доверия к институту третейского разбирательства путем создания в России независимых профессиональных площадок для разрешения споров в соответствии с лучшими мировыми стандартами. Поэтому новый закон предъявляет к постоянно действующим арбитражным учреждениям достаточно строгие требования: создание при некоммерческих организациях, открытая информация об органах управления, соответствующие закону правила арбитража, профессиональные арбитры, коллегиальное принятие ключевых решений.

Постоянно действующие арбитражные учреждения, которые получили от Правительства РФ право администрировать арбитраж по новому закону, отвечают этим требованиям. Например, Арбитражный центр при Институте современного арбитража имеет прозрачную структуру, качественный арбитражный регламент, список арбитров, состоящий из лучших российских и иностранных юристов, а также Президиум, коллегиально принимающий решения по ключевым вопросам.

Считаю, что реформа арбитража удалась, хотя еще не завершена. Цели, которые поставлены ее авторами, достигнуты. Вопрос времени решить оставшиеся задачи. Уверен, что в случае развития института третейского разбирательства появится рост спроса на большее количество третейских судов.

В адвокатуре действует система профессионального обучения. Как она работает?

Юрий Пилипенко: Сейчас мы ее перестраиваем. Прежде всего, усиливаем контроль за выполнением адвокатами своей обязанности повышать квалификацию, установленной Законом об адвокатуре. Кроме того, активно внедряем новые формы профессионального обучения, уже доказавшие свою высокую эффективность.

Например, с 2016 г. каждый месяц проводим для всех адвокатов регулярные вебинары на базе сайта Федеральной палаты адвокатов РФ. Лучшие лекторы в стране, высококвалифицированные специалисты в своих областях права, в ходе прямой интернет-трансляции делятся знаниями, отвечают на поступившие от слушателей вопросы.

Для участия в вебинаре необходимо зарегистрироваться на сайте, а сведения о его участниках направляются в региональные палаты для зачета часов повышения квалификации. Каждый раз более 10 тысяч человек (причем не только из России и стран СНГ, но и из многих других стран мира) одновременно смотрят выступления наших экспертов. Я был удивлен, когда узнал, что наши вебинары востребованы, например, даже в Австралии, в Монголии и на Кубе. Так что аудитория проекта огромная, и его участники присылают очень хорошие отзывы.

На IX Всероссийском съезде адвокатов, который состоится в 2019 г., мы планируем принять Стандарт повышения квалификации. Специальная рабочая группа готовит проект этого документа, предписывающего адвокатам, как им следует заниматься собственным профессиональным развитием.

Мы считаем, что адвокаты должны уделять этому больше времени, предлагаем сочетать разные формы профессионального обучения — интерактивные (вебинары, очно-дистанционные курсы, проводимые при поддержке Федеральной палаты адвокатов и региональных палат) и традиционные (лекции и семинары по программам Высших курсов повышения квалификации адвокатов и региональных центров повышения квалификации). И должен сказать, что подготовку

Стандарта повышения квалификации мы начали за несколько месяцев до публикации проекта Концепции, где перед нами поставлена такая задача. «Работаем на опережение», иными словами.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»