Оглавление:
Субсидии в Одессе будут предоставлять по новым правилам
Напомним, с 1 мая в Украине введен обновленный порядок предоставления жилищных субсидий. О том, что же необходимо знать о новых правилах предоставления субсидии сообщил официальный сайт Одессы.
Адресная, безналичная и безвозвратная помощь семье – это и есть субсидия, которая предоставляется гражданам на погашение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг и не влечет за собой изменения формы собственности жилья и возврата этих средств.
Субсидия назначается дважды в год — в мае (на неотапливаемый период с 1 мая по 30 сентября) и в октябре (на отопительный период с 1 октября по 30 апреля).
Для домохозяйств, которые используют природный газ или электрическую энергию для индивидуального отопления, жилищная субсидия на отопительный сезон рассчитывается с 16 октября по 15 апреля включительно.
Внесенными изменениями дополнен перечень условий, при которых субсидия не оформляется: теперь на право назначения субсидии влияет не только покупка/оплата услуг на сумму более 50 тысяч гривен, но и приобретение в другой законный способ (получение в наследство, в дар и т. п.) права собственности на земельный участок, квартиру (дом), транспортное средство (механизм), строительные материалы и другие товары долгосрочного потребления на сумму 50 тысяч гривен в течение 12 месяцев перед обращением за назначением жилищной субсидии (назначением субсидии без обращения).
Указанные условия распространяются на членов семьи лица из состава домохозяйства, которое обратилось за назначением субсидии.
Кроме того, субсидия не назначается (в том числе на следующий период), если: • любой из состава домохозяйства или член семьи лица из состава домохозяйства имеет во владении автомобиль, которому менее пяти лет, кроме мопеда и автомобиля, предоставленного органом социальной защиты населения; • общая площадь квартиры превышает 120 кв. м, индивидуального дома — 200 кв. м (кроме детских домов семейного типа и приемных семей, а также семей, в которых не менее года проживают трое и более детей, с учетом тех, над которыми установлена опека или попечительство); • в составе домохозяйства или в составе семьи члена домохозяйства есть лица, достигшие 18-летнего возраста, у которых отсутствуют доходы, или доходы меньше, чем минимальная заработная плата. Исключением являются лица, которые в период, за который учитываются доходы, учились на дневной форме обучения или были зарегистрированы в службе занятости как ищущие работу, или учились в центрах профессионально-технического образования Государственной службы занятости, или получали пенсию, стипендию, государственную помощь; • домохозяйство, которое имеет задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг или задолженность по оплате обязательной части платежа за жилищно-коммунальные услуги, общая сумма которой превышает 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (340 грн).
В таких случаях субсидия назначается с начала отопительного (неотопительного) сезона при условии документального подтверждения уплаты задолженности или заключения договора о ее реструктуризации или обжалования задолженности в судебном порядке (определения об открытии производства по делу) в течение двух месяцев с начала такого сезона, в противном случае — с месяца, следующего за тем, в котором документально подтверждено уплату задолженности или заключения договора о ее реструктуризации или обжалования задолженности в судебном порядке (определения об открытии производства по делу).
Что касается перерасчета субсидии, то надо отметить, что по окончании срока получения субсидии структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения самостоятельно осуществляют расчет субсидии на следующий период для домохозяйств, получающих субсидию в предыдущем периоде (кроме арендаторов жилого помещения, лиц, которым субсидия была назначена по зарегистрированному месту пребывания, и лиц, обращающихся за субсидией на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива).
Поэтому для большинства лиц, которые уже пользуются государственной помощью при оплате за жилищно-коммунальные услуги, не нужно повторно обращаться в структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения, а субсидии переназначаются автоматически.
Для отдельных семей с 1 мая 2018 года назначение жилищной субсидии осуществляется только после представления новых заявления и деклараций, если в составе домохозяйства есть неработающие лица трудоспособного возраста, у которых либо отсутствуют доходы, или они меньше, чем минимальная заработная плата; лица, члены семьи которых не зарегистрированы по адресу домохозяйства (если супруг (а) получателя субсидии или лиц, с учетом которых предназначалась субсидия, зарегистрированные по другому адресу); внутренне перемещенные лица (смогут оформить субсидию без договора аренды жилья — на основании заявления и декларации, с указанием состава домохозяйства); лица, являющиеся арендаторами жилых помещений (домов); семьи, в которых произошли изменения в составе семьи; лица, зарегистрированные в жилом помещении (доме), но фактически в нем не проживают (то есть субсидия назначалась на основании решения комиссии, без учета в состав семьи таких лиц); семьи, которые по состоянию на май 2018-го имеют просроченную более 2 месяцев задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги в сумме, превышающей 20 необлагаемых прожиточных минимумов (340 грн).
Заявление и декларацию необходимо подать семьям, которые обращаются за получением субсидии на твердое топливо и сжиженный газ, и семьям, которые не получали субсидию в отопительный сезон в связи с превышением обязательного процента платежа размера платы за жилищно-коммунальные услуги в пределах социальных норм.
Законодательство также предусматривает условия, при которых может быть прекращено предоставление субсидии:
• по заявлению владельца (совладельца), нанимателя жилья, члена жилищно-строительного кооператива;
• в случае получения информации об увеличении численности зарегистрированных лиц в жилом помещении;
• если обнаружены признаки нарушения норм законодательства о порядке назначения субсидии;
• если гражданин не платит по счетам, кроме случаев задержания заработной платы, пенсии, что подтверждается соответствующими документами;
• если гражданин сознательно подал недостоверные данные о доходах и имущественном состоянии.
Третий городской центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи в Одессе.
Кого лишат субсидий в 2018-ом?
Итак, с первого мая 2018 года вступили в силу новые правила назначения жилищных субсидий, которые Кабинет министров утвердил в конце апреля. Пришло время подробно остановиться на этом регуляторном документе.
Собственно, уже давно Международный валютный фонд говорил украинскому правительству о расточительном подходе к выплатам субсидий. Исполнительная власть страны решилась, в конце концов, отменить прежние условия, которые были приняты еще во времена премьерства Арсения Яценюка. В чем заключается новый подход?
Льготы на оплату коммунальных услуг могут урезать или вовсе лишить их граждан, которые скрывают свои реальные доходы и предоставляют недостоверную информацию о составе семьи.
В зоне риска оказались безработные украинцы, трудовые мигранты, владельцы большой по площади недвижимости и автомобилей, срок выпуска которых не превышает пяти лет. Пока «субсидиантам» предлагается самостоятельно оповестить органы социальной защиты о своих доходах и имуществе, как того требуют новые правила.
Но дальше чиновники обещают выявлять нарушителей, сверяя информацию об их доходах и имуществе с государственными реестрами и базами данных. Если выяснится, что граждане утаили информацию, их лишат выплат, обяжут вернуть субсидии в госбюджет и полностью заплатить за «коммуналку».
Теперь изложу подробности. Из числа получателей субсидий предлагается исключить владельцев элитной недвижимости (120 квадратных метров для квартир и 200 квадратных метров для домов) и собственников автомобилей, год выпуска которых не превышает пяти лет. Субсидии не будут получать безработные граждане, которые не состоят на учете в центре занятости, а также украинцы, декларирующие доход меньше минимальной зарплаты (сейчас 3723 гривны).
В документе также указано, что субсидии не положены семьям, члены которых за последний год покупали земельные участки, недвижимость, стройматериалы, другие товары и услуги на сумму больше 50 тысяч гривен (за исключением медицинских услуг, образования и оплаты услуг ЖКХ).
Еще одна причина – наличие задолженности за жилищно-коммунальные услуги более чем за два месяца.
В прошлом отопительном сезоне, по словам главы профильного министерства Андрея Ревы, в 925 тысячах семей, получающих субсидии, проживали граждане, декларировавшие полное отсутствие доходов. В понимании государства эти люди работают «в тени», получая «зарплаты в конвертах». Поэтому теперь нетрудоустроенным гражданам, претендующим на субсидии, придется либо обратиться в центр занятости, став на учет, либо — найти работу.
По решению комиссии таким лицам могут назначить субсидию, но при определении суммы по умолчанию посчитают им в доход три прожиточных минимума – 5286 гривен. В категорию «безработных» потенциально могут попасть и трудовые мигранты, которые при обращении за субсидией зачастую декларируют «нулевые» доходы. У тех, кто подаст неправдивую или неполную информацию об имущественном состоянии и составе семьи, субсидию заберут, уверяют в Минсоцполитики. Интересно: кто же получит теперь субсидии?
Субсидия в одессе 2018
/ Главная / Актуально / Право на получение субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Одессе
Право на получение субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Одессе
Получение безналичной субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, а так же субсидии наличными для приобретения газа и печного топлива. Необходимые документы. Правила назначения субсидий. Приём граждан. Мероприятия управления социальной защиты населения и труда Одесского горсовета по улучшению работы при назначении субсидий.
1. Право на получение адресной безналичной субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, а так же субсидии наличными для приобретения сжиженного газа, твердого и жидкого печного топлива распространяется на граждан проживающих как в государственных, так и в приватизированных, частных и кооперативных жилых домах, т.е. не зависимо от формы собственности жилья.
Субсидия на приобретение твердого и жидкого печного бытового топлива назначается в случае, когда жилье необеспеченно электро-, тепло-, или газоснабжением для отопления.
В случае, если для отопления жилья используются все три вида топлива, то субсидия назначается только на один вид топлива.
В соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты субсидий, утвержденным кабинетом Министров Украины, субсидия назначается в тех случаях, если размер оплаты полученных услуг с учетом предоставленных льгот превышает 20 процентов от общего дохода семьи, а в некоторых случаях 15 процентов.
2. Субсидия назначается собственнику или арендатору жилья, члену ЖСК или ОСМД, на которого открыт лицевой счет по месту прописки. При этом установлены нормы владения или использования жилой площади и потребления жилищно- коммунальных услуг в размере 21 кв. м. на владельца лицевого счета и каждого из прописанных в жилом помещении граждан плюс 10,5 кв. м. на семью.
Остальная площадь оплачивается в полном объеме.
В случае смерти лица, на которого открыт лицевой счет, назначение субсидии не останавливается при условии, что в жилом помещении (доме) зарегистрированы другие лица, которым начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги.
До установления права собственности на жилье в случае смерти уполномоченного собственника (совладельца) жилья на которого был открыт лицевой счет, субсидия назначается одному из дееспособных лиц, которое на момент смерти собственника жилого помещения (дома) было в нем зарегистрировано, а в случае, когда зарегистрированы только не дееспособные лица — одному из опекунов.
Если лицо находится в браке, проживает отдельно от мужа (жены) само или с несовершеннолетними детьми, на которых не получает элементов (по решению суда или по договоренности) и является уполномоченным собственником, совладельцем или съемщиком жилья, на которого (которую) открыт лицевой счет, субсидия назначается только на норму владения или пользования жилой площадью без дополнительных 10.5 кв. м. на семью.
В случаях, когда в жилых помещениях (домах) зарегистрированы несовершеннолетние дети, которые остались без родительской опеки, субсидия назначается по заявлению опекуна и рассчитывается исходя из размера пенсии в связи с потерей кормильца и других социальных выплат, которые получает опекун на подопечных детей.
3. Субсидия не назначается, если в жилых помещениях (домах) зарегистрированы граждане трудоспособного возраста, которые не работают и не учатся на дневной форме обучения в высших учебных заведения I-IV уровня аккредитации и профтехнических учебных заведениях в течении Зх лет, предшествующих дате обращения за субсидией и небыли зарегистрированы в службе занятости населения, как нуждающиеся в трудоустройстве. За исключением граждан:
— досматривающих детей до З-х летнего возраста и до 6и летнего возраста при наличии заключения ВКК о дополнительном уходе;
— граждане, имеющие З-х и более детей в возрасте до 16 лет и осуществляющие за ними уход.
— граждане, осуществляющие уход за инвалидами 1 группы и детьми —
инвалидами в возрасте до 16 лет, а также лицами которые достигли 80-
летнего возраста
Не назначается так же субсидия в случае если:
— собственник жилья, не зависимо от формы собственности, на которого открыт лицевой счет, либо другое лицо, зарегистрировано вместе с ним на
данной жилплощади , сдает по договору в аренду жилое помещение, имеют в
своем владении, или владении (мужа, жены, несовершеннолетних детей) в
совокупности больше чем одно жилое помещение (дом) общая площадь
которых в сумме превышает установленную норму (21 кв. м. на владельца
расчетного счета и каждого из прописанных в жилом помещении граждан).
— граждане, имеющие транспортные средства, кроме средств, которые
согласно законодательства не являются объектами налогообложения и срок
эксплуатации которых, не больше 10 лет с момента его выпуска, за исключением транспортных средств, полученных на льготных условиях через органы труда и социальной защиты и зарегистрированных в установленном порядке.
— субсидия не назначаются, если несовершеннолетние дети, имеющие родителей, зарегистрированы в квартире (доме) сами.
4. Для назначения субсидии необходимы такие документы:
1.Справка о составе семьи и стоимости жилищно-коммунальных услуг.
2.Справка о размере оплаты:
— тепловой энергии и горячей воды;
— газа;
— электроэнергии;
3. Справка о доходах за предыдущие шесть календарных месяцев всех членов семьи по установленной форме.
4.Справка с места проживания супруга, прописанного по другому адресу, с указанием количества прописанных (зарегистрированных) и общей площади жилья.
5.Справка из налоговой инспекции об отсутствии предпринимательской деятельности
б.Ксерокопии паспортов (1я и 10я страницы), свидетельства о разводе (смерти).
7.Ксерокопии документов, подтверждающих право собственности.
8. Ксерокопии техпаспорта на автотранспорт и книжки садовода на
земельный участок.
9. Детям старше 14 лет справку с места учебы.
Предъявляются:
— паспорта и свидетельства о рождении;
— трудовые книжки неработающих пенсионеров;
— расчетные книжки по оплате за ЖКУ;
— подлинники всех документов, с которых сделаны ксерокопии.
5. Срок на который назначается государственная субсидия:
Субсидия для оплаты жилищно- коммунальных услуг назначается на шесть месяцев.
В случае, если оплата за теплоенергию производится только в отопительный период, субсидия назначается на это время. Если в жилом помещении зарегистрированы и проживают только неработающие
пенсионеры и другие нетрудоспособные граждане, субсидия по их желанию назначается на год.
6. В каких случаях субсидия предоставляется из расчета 20% дохода семьи, а в каких 15%:
При назначении субсидии учитывается не просто доход семьи, а доля которая, приходится на каждого его члена. Если в среднем она составляет менее половины прожиточного минимума, то есть 226,6 грн. такая семья платит за коммунальные услуги 15% от общего дохода, остальное дотирует государство.
7. С целью своевременного назначения и предоставления населению субсидий для компенсации затрат по оплате жилищно — коммунальных услуг, в районных управлениях труда и социальной защиты утверждены дополнительные мероприятия по приему граждан.
1. Прием граждан будет производится ежедневно, включая субботу по следующим адресам:
— Киевский район —
тел.32-98-49;
— Малиновский район —
ул. Космонавтов 27/1, тел.64-92-11;
ул. Ген. Петрова, 22, тел. 61-61-69;
ул.Б. Хмельницкого, 62, тел. 25-12-92
Суворовский район —
ул. Крымская, 62, тел. 52-7-47-50;
ул. Заболотного, 12, тел. 711-88-56;
Днепропетровская дорога, 118, тел. 712-92-74,
ул. Черноморского казачества, 95, тел. 35-83-39,
ул. Добровольского, 120 а, 758-20-63
Приморский район —
ул. М.Говорова, 7, тел.33-78-03
ул. Коблевская, 38а, тел.726-19-90
От 8 до 16 сотрудников (в зависимости от района) в течении рабочего дня смогут принять, при наличии полного пакета документов, более 540 человек или порядка 11,0 тысяч человек в месяц.
2. В помещениях отделов субсидий оборудованы стенды по оповещению населения о порядке и перечне необходимых документов для назначения субсидий.
3. Изготовлены типографским способом информационные листы и переданы в ДЕЗы для расклеивания на каждом доме, парадной о предоставлении субсидий населению.
4. Проводятся семинары с бухгалтерами ДЕЗов о правильности оформления бухгалтерских документов при обращении граждан.
5. Проводится информационно-разъяснительная работа о социальной защите населения в условиях повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в средствах массовой информации : на телеканалах «Новая Одесса», «APT», публикуются материалы в газетах «На пенсии», «Одесский вестник»
6. Направлены письма в ОАО «Одессагаз», КП «Одессатеплокоммунэнерго», филиал «Инфоксводоканал», ОАО «Одессаоблэнерго », КП «Одесатеплоэнерго», ОАО «Одесская ТЕЦ» об изменении обычного режима работы на более усиленный: вести отдельно ежедневно (не менее двух сотрудников) прием граждан о выдаче справок, в том числе установить конкретное время для социальных работников которые будут заниматься сбором документов для своих подопечных (10-12 подопечных у одного социального работника).
Новые мифы о субсидии: что нужно знать при её назначении или пересмотре
Отопительный сезон еще не начался, а многие наши читатели уже к нему готовятся. В первую очередь это касается оформления субсидии, чтобы расходы на коммуналку не оставили без средств к существованию. Вопросов возникает много, как и разнообразных слухов.
Постараемся их развеять.
Миф 1. Субсидия не назначается пенсионерам-родителям, в помещении которых зарегистрированы совершеннолетние дети, проживающие в другом месте.
В подобных случаях решение принимает комиссия по вопросам назначения жилищных субсидий на основании документа, подтверждающего временное отсутствие лиц из числа зарегистрированных. При отсутствии документа – на основании акта обследования материально-бытовых условий проживания семьи.
Миф 2. Доходы официально разведенной семьи складываются.
На самом деле, если супруги разведены и у них нет несовершеннолетних детей, то ни муж, ни жена не должны отражать в декларации своих «бывших», которые зарегистрированы и проживают отдельно.
Если же супруги разведены, но имеют несовершеннолетних детей, в декларации нужно отразить маму или папу ребенка (в зависимости от того, с кем проживает ребенок). При этом необходимо предоставить справку из ЖЭКа (сельского или поселкового совета) о том, что ребенок проживает с заявителем.
Миф 3. Субсидии не предоставляются семьям, в состав которых входят безработные лица.
Это неверно. Если здоровые молодые люди трудоспособного возраста не учатся, не состоят на военной службе, не работают, то для расчета субсидии им будет учтен условный доход в размере трех прожиточных минимумов для трудоспособного лица: с 1 июля 2018 года – 5523 грн. (1841 грн. х 3).
Миф 4. Если подарить квартиру дочери или сыну, субсидию отберут.
На самом деле, если гражданин подарил или передал то или иное имущество в наследство, он не лишается субсидии. Но помощь уже не сможет получить тот, кто получил в подарок или унаследовал имущество, если его оценочная стоимость превышает 50 тысяч гривен. Однако и здесь бывают исключения – в таких случаях решение принимает комиссия по вопросам назначения жилищных субсидий.
Миф 5. В субсидии отказывают лицам, которые находились за границей более 60 дней.
На самом деле, «устный» отказ работника управления социальной защиты населения является незаконным. Сотрудники управления обязаны оформить заявление и декларацию и только после их рассмотрения официально (письменно) уведомить заявителя, имеет он право на субсидию или нет.
Сам факт пребывания за границей не является основанием для отказа в назначении субсидии, если человек:
- получает в Украине пенсию или другие официальные доходы, такие как стипендия, пособие при рождении ребенка;
- находится на лечении, обучении или в командировке;
- декларирует доходы и платит ЕСВ в Украине.
Миф 6. Необходимо использовать в полном объеме газ, воду и другие коммунальные услуги, на которые назначена субсидия, иначе ее перестанут предоставлять.
Неиспользованная субсидия на газ и электроэнергию, которые потребляются для бытовых нужд (газовая колонка, плита, свет), остается на счетах субсидиантов и может быть использована в последующие месяцы.
Деньги за сэкономленные 100 кубов газа или 150 киловатт электроэнергии, которые используются для отопления дома, выплачиваются экономным семьям наличными. Все, что превышает стоимость 100 кубов газа или 150 киловатт электроэнергии, которые идут на отопление, возвращается в госбюджет. Также государству возвращаются неиспользованные суммы субсидий на холодную и горячую воду, а по итогам отопительного сезона – и на централизованное отопление.
Миф 7. Семья не может претендовать на субсидию, если в собственности кого-то из членов семьи находится земельный пай.
Наличие любого имущества, в том числе квартиры, трактора, коровы, земельных паев, кроме автомобиля «в возрасте» менее 5 лет, не влияет на право получения субсидии. При расчете субсидии учитывается доход, который приносит это имущество. Если пай не сдают в аренду, то и дохода нет.
Оплата медицинских услуг на сумму более 50 тысяч гривен не лишает семью права на субсидию.
Кабмин продлил срок подачи заявлений на субсидии
Согласно установленному правительством порядку после окончания отопительного сезона часть суммы неиспользованной вследствие экономии энергоресурсов субсидии возвращается домохозяйству. При этом в этом году срок обращений о монетизации субсидий продлили.
Такое решение было принято на очередном заседании Кабмина. По словам министра соцполитики Андрея Ревы, причиной стали многочисленные обращения граждан, которые из-за объективных обстоятельств не смогли сделать это в установленные сроки. Теперь украинцам предоставляется право подать заявление в органы соцзащиты до 1 ноября и воспользоваться своим законным право на получение «живых денег» при условии экономии электроэнергии в эквиваленте стоимости 150 кВт и природного газа – 100 кубометров, используемых для индивидуального отопления. Таким образом, для домохозяйств сумма компенсации за сэкономленное «голубое топливо» составит около 700 гривен, а за электричество – 135 гривен.
Если вам безосновательно отказывают в назначении субсидии, звоните в Правительственный контакт-центр по телефону 1545. Это поможет оперативно решить проблемные вопросы.
«Горячая линия» 1545 работает круглосуточно.
Звонки с «Укртелекома» и телефонов мобильных операторов Киевстар, Vodafone Украины, Лайфселл – бесплатные.
Режим работы «горячей линии»:
- с понедельника по четверг – с 9.00 до 18.00,
- в пятницу – до 16.45,
- суббота, воскресенье и праздничные дни – выходные.
Авторы: Мария Васильева, Александр Дмитриев.
Автор:
Как оформить субсидию в 2018 году: Ответы на часто задаваемые вопросы
В Украине изменились правила начисления субсидий. Кабмин решил, что действовавшие доселе правила были неэффективны – они позволяли получать скидки людям безбедным. Давайте разбираться, что конкретно изменится в следующем отопительном сезоне и какие подводные камни есть в процессе оформления субсидий
В Украине изменились правила начисления субсидий. Кабмин решил, что действовавшие доселе правила были неэффективны – они позволяли получать скидки людям безбедным. Давайте разбираться, что конкретно изменится в следующем отопительном сезоне и какие подводные камни есть в процессе оформления субсидий
В Минсоцполитики отмечают, что благодаря системе, действовавшей в Украине до сих пор, субсидии оформляли безбедно живущие граждане, которые регистрировались как безработные. Мониторинг Минсоцполитики обнаружил около 1 млн таких домохозяйств, в которых проживало 1,5 млн трудоспособных лиц без доходов или их доходы были меньше прожиточного минимума. Порядка 50 тысяч получателей субсидий проживали в домах более 200 кв. м и квартирах 120 кв. м. При этом бюджету субсидии обходились в круглую сумму. Только в отопительный период 2017-2018 годов субсидии получали более 6,7 млн домохозяйств, и общая сума начисленных субсидий составила 60,5 млрд грн.
Сейчас, накануне возможного повышения цен на газ для населения, проблема субсидий стоит еще острее. Известно, что сейчас продолжаются переговоры с Международным валютным фондом о приведении цены на природный газ к уровню импортного паритета. За ценами на газ подтянутся вверх и тарифы на воду и электроэнергию. Ожидаемо, количество соискателей субсидий вырастет. Это всегда происходит в периоды роста коммунальных тарифов, что подтверждается и цифрами. Если в 2014 году было 1,3 млн получателей, то уже в 2016 году цифра достигла 6,5 млн. В предыдущий отопительный период было около 7 млн получателей.
Что изменилось в системе начисления субсидий?
Ранее субсидии назначались, исходя из единственного критерия – уровня официальных доходов семьи, говорит директор департамента социальной помощи Министерства социальной политики Виталий Музыченко. Ограничение, предполагавшее, что субсидии не могут назначаться гражданам, совершающим единоразовые покупку на сумму более 50 тыс. грн, на ситуацию влияния практически не оказывали, так как граждане свои покупки, даже крупные, не декларировали. Сейчас наравне с размером доходов будут приниматься во внимание определенные элементы имущественного положения. В частности, субсидии не будут назначать владельцам жилья определенной площади – дома более 200 кв. м или квартиры более 120 кв. м. «На наш взгляд, если человек имеет возможность жить в таком жилье, значит он имеет и возможность его содержать», — говорит Музыченко. Но, например, если человек предоставил документы, что он имеет автомобиль «возрастом» менее 5 лет (а это уже причина отказа в субсидии), но это автомобиль не премиального класса, а, к примеру, Daewoo Lanos, и он взят в кредит, на субсидию он рассчитывать может. Или если человек купил и зарегистрировал новый прицеп стоимостью 15 тыс. грн – он также считается транспортным средством, но не относится к премиум-сегменту, и рассчитывать в таком случае на субсидию можно. «Разумеется, если человек купил Lexus за 2 млн грн и еще и хочет получать субсидию, то на основании подтверждающих его наличие документов, комиссия, скорее всего, в предоставлении субсидии откажет», — сообщил Музыченко.
Возникает логичный вопрос – а по каким критериям можно определить, какого класса у соискателя субсидии автомобиль и подпадает ли он под смягчающие обстоятельства? К примеру, Hyundai Accent или Toyota Corolla за 500 тыс. грн не относятся к премиум-классу, значит, человеку можно рассчитывать на субсидию? А если KIA Sportage?
«Если человек выплачивает любой кредит за автомобиль, то он должен предоставить комиссии соответствующие документы, чтобы комиссия понимала, о какой сумме идет речь. Потому что если человек выкупает автомобиль такого класса, при котором ежемесячный платеж составляет не 1,5 тыс., а к примеру 5-7 тысяч, то почему для этого человека не приоритет оплатить коммунальные услуги, которыми он пользуется? Решения принимают комиссии на местах, по собственному усмотрению и в каждом индивидуальном случае. Мы не можем издать документ, в котором будет, к примеру, написано, что для Daewoo в кредите субсидия начисляется, а для KIA Sportage или Lexus, к примеру, нет. Это нонсенс. Просто речь идет о том, может ли семья позволить себе автомобиль такого класса. Если может, но при этом в полном объеме оплачивает коммунальные услуги, то не вопрос, пускай хоть Mercedes покупают. Проблема же в том, что есть люди, которые живут не по доходам, но при этом еще и обращаются за помощью», — говорит Виталий Музыченко.
Однако нужно понимать: там, где присутствует не четкая норма закона, а «собственное усмотрение» и «каждый индивидуальный случай», там велика вероятность возникновения коррупции.
Как будут проверять, не скрыл ли получатель субсидии элитную недвижимость и автомобиль?
На сегодняшний день у органов соцзащиты есть взаимодействие с определенными информационными базами данных, которые позволяют определить, платил ли гражданин социальный взнос или нет. В частности, с фискальными органами, которые располагают информацией об уровне доходов граждан. Об автомобиле узнать несложно, так как они регистрируются в базах МВД. Уже сейчас органы соцзащиты могут получать из нее информацию по каждому конкретному гражданину. Также ведутся переговоры на предмет предоставления им доступа к этой базе в режиме запрос-ответ. Кроме того, для получения субсидии граждане подают заявление и декларацию, которая теперь дополнена рядом новых пунктов. В ней предусмотрена графа о наличии у человека транспортных средств, площади жилья – это указывается в заявлении на получение субсидии. Под документами ставится подпись претендента на получение субсидии: человек, который ее ставит, подтверждает правдивость предоставленной информации.
Что касается декларации – возможны различные варианты. Человек может прийти в управление соцзащиты и там заполнить декларацию в печатном виде, может распечатать ее и заполнить самостоятельно, может подать через сайт, заполнив декларацию в электронной форме.
Если сдаешь квартиру в аренду, на нее можно оформить субсидию?
В законодательстве нет нормы, в которой бы говорилось о том, что тот, кто сдает жилье в аренду, не имеет права на субсидию. Если человек сдает квартиру в аренду, но не декларирует этого, получая субсидию, то, безусловно, это нарушение. Если же гражданин добросовестно отражает в декларации поступления от сдачи в аренду квартиры, платит из этой суммы налоги, а с учетом всей этой информации получает субсидию – не проблема. Единственное – субсидию человек не сможет оформить на два или более места проживания. Субсидия предоставляется только по одному адресу. Если же человек не декларирует сдачу квартиры в аренду, то контролировать это, как и то, уплачивается ли налог с этих доходов, должна Государственная фискальная служба.
Новости по теме
Новости по теме
Как могут наказать за сокрытие информации о собственности и доходах?
Ответственность предусмотрена как на этапе назначения субсидии, так и на этапе ее получения. Если на этапе назначения субсидии выясняется, что гражданин предоставил недостоверную информацию, ему субсидия не назначается. Если информация о предоставлении недостоверных данных обнаруживается уже на этапе получения субсидии, то проводится расчет суммы, на которую была неправомерно выдана субсидия, и эту сумму человек должен вернуть в бюджет. Если он этого не делает, следует обращение в суд, который соответствующую сумму подтверждает и затем подключает исполнительную службу.
«Если человек предоставляет фальшивую справку о доходах, это является уголовным правонарушением и рассматривается даже не в ракурсе субсидий. В этом случае, к ответственности могут быть привлечены оба: и тот, кто такой документ выдал, и тот, кто им пользовался. Информация о таких фактах передается правоохранительным органам, и проводится полноценное уголовное расследование. В то же время определить, настоящий ли это документ (свидетельствующий о доходах), или поддельный, на практике достаточно сложно. И все же, если человек приносит справку с места работы с одними данными, а в ГФС есть совсем иные данные, тогда возникает вопрос – где информация неверна, и это является основанием для проведения определенных действий», — говорит Виталий Музыченко.
Если зарплата «в конверте», субсидию не дадут?
Субсидия на общих основаниях предоставляется, если у трудоспособных лиц есть доход не менее минимальной заработной платы, с которой уплачивается полный социальный взнос. На сегодняшний день проконтролировать неофициальные выплаты работникам невозможно. «Конечно, гражданин имеет право сам задекларировать эту информацию. Но если он этого не делает, то ни фискальные органы, ни органы социальной защиты инструментов влияния на эту ситуацию не имеют», — говорит Музыченко. Бороться с «конвертами» может Государственная служба по вопросам труда, но и она не может нагрянуть к работодателю с инспекцией, если не было соответствующего сигнала.
А если я безработный, мне дадут субсидию?
Правом оформить компенсацию на оплату коммунальных квитанций наделены студенты и безработные украинцы. Однако стоит учесть несколько нюансов.
Будучи человеком работоспособного возраста, человек должен добровольно уплачивать единый социальный взнос. Если человек платил не менее, чем три месяца социальный взнос и информация о его доходах – не меньше размера минимальной зарплаты, то этот человек на общих основаниях имеет право на субсидию.
Новости по теме
Новости по теме
Если же человек безработный, он должен стоять на учете в центре занятости. Претендовать на субсидию он сможет, однако должен уплачивать социальный взнос. «Если, например, человек приходит получать субсидию, говоря, что социальный взнос уплачен, но доходы не превышают 1 тыс. грн (меньше размера минимальной заработной платы), то сумма, от которой ему будет рассчитываться субсидия, будет составлять три прожиточных минимума – 5286 грн.
Есть еще такая категория граждан, как заробитчане. Многие СМИ написали, что они могут потерять субсидии, поскольку не смогут долго стоять на учете в центре занятости. «Ситуация, когда бы человек стоял на учете в центре занятости, получал помощь по безработице, а сам работал за рубежом, невозможна. Такого человека снимут с учета», — подтверждает чиновник Минсоцполитики. Однако если заробитчанин уплачивал социальный взнос не менее трех месяцев до обращения за субсидией, а кроме того сможет документально обосновать хоть какой-то доход в Украине, он будет претендовать на субсидию. В зависимости от размера дохода это может быть рассчитано как от 5286 грн, если доход менее «минималки», так и от реальной суммы, указанной человеком в декларации. Такая же схема действует и для безработных, не зарегистрированных в центре занятости.
А если есть специальная пенсия, будет ли субсидия?
Если человек имеет высокий доход, то субсидия ему может быть назначена, но в небольшом размере. «Есть формула, которая применяется в каждом индивидуальном случае. Если гражданин получает небольшую пенсию, к примеру, 1,5 тыс. грн, то он будет платить 6-7% от всего объема коммунальных услуг. Если же гражданин получает пенсию 13 тыс. грн, то субсидия ему назначена не будет», — рассказал Музыченко.
Начиная с какого дохода субсидию не дадут?
Законодательно не установлена конкретная граница размера дохода, после которой субсидия точно начисляется в нулевом размере. «Есть абсолютно четкая формула, которая зафиксирована в постановлении Правительства № 1156, которая говорит о том, что определяется среднемесячный доход на одного члена семьи, он сравнивается с прожиточным минимумом, и на основании этого определяется процент, который должна оплачивать семья, исходя из имеющегося у нее дохода. Формула построена таким образом, что чем меньше доход, тем меньше процент, который должен уплачиваться. Чем выше доход, тем выше процент. Например, приходит человек и говорит, что получает 20 тыс. грн, может ли он обратиться за субсидией? Может. Но согласно формуле, она будет иметь процент платежа около 88%. Таким образом, 88% от 20 тыс. грн – это и будет размер обязательного платежа человека за коммунальные услуги. С учетом того, что размер реальной суммы, которая должна платиться за коммуслуги, будет значительно меньше, соответственно субсидия будет насчитана в нулевом размере», — говорит Музыченко.
Новости по теме
Новости по теме
А если бабушка – пенсионерка, но вместе с ней прописан обеспеченный сын?
«Если человек в домохозяйстве зарегистрирован, он должен оплачивать коммунальные услуги. Но если зарегистрирован и не проживает, а при этом имеет возможность купить себе дорогой автомобиль, то вопрос – почему он не регистрируется по фактическому месту проживания?», — спрашивает Музыченко. По его словам, в определенных случаях комиссии на местах могут изучить ситуацию и исключить определенных членов домохозяйства при расчете размера субсидии. Но при этом людей, являющихся членами семьи (муж, жена, дети), комиссии исключать не имеют права.
Получая субсидию в индивидуальном домохозяйстве, газ можно «выжигать» или лучше экономить?
Субсидия назначается на основании социального норматива. Он определяется для каждого конкретного домохозяйства. По итогам отопительного сезона неиспользованные суммы возвращаются в госбюджет. «С прошлого года тем, кто экономно использовал ресурсы, часть средств за неиспользованный газ выплачивается в виде денежных средств. Сейчас подводятся итоги отопительного сезона 2017-2018 года, и в начале следующего отопительного сезона граждане уже смогут получить эти деньги. Максимум установлен до объема 100 куб. м – это около 700 грн», — сообщил Музыченко.
К слову, в следующем отопительном сезоне правительство сократило норму потребления газа на отопление квадратного метра жилья до 4,5 кубометров. В прошлом отопительном сезоне норма была 5 кубометров. В 2014 году, когда начала действовать программа субсидирования, она составляла 13,6 кубометра. Что касается электроотопления, новая норма — 30 кВт на 1 кв. м площади. Ранее было 51 кВт/ч. Нормы были уменьшены «на основании данных мониторинга использования энергоносителей получателями субсидий в предыдущем отопительном периоде», говорят в Минсоцполитики.
«Социальные нормативы для всех едины, но к ним еще применяются корректирующие коэффициенты, которые зависят от региона проживания и условий проживания: в многоквартирных домах коэффициент немного ниже, в индивидуальных домохозяйствах более высокий. Что же касается региональных коэффициентов, то исходим из того, что расход газа в Черниговской и Одесской областях отличаются за счет особенностей регионов, в том числе и климатических», — уточнил чиновник Минсоцполитики.
А если я оформлю субсидию, а потом вырастут тарифы?
В Минсоцполитики отмечают: в случае повышения цен на коммунальные услуги, на любом этапе, законодательством предусмотрено, что в таких случаях производится автоматический перерасчет субсидии, без обращения человека.