Оглавление:
Взыскание возмещения со страховой компании после ДТП в судебном порядке
В последние 5 лет законодательство об ОСАГО претерпело существенные изменения. Ремонт получил приоритет перед денежной выплатой, а надзор в сфере ОСАГО перешел к ЦБ РФ. О том, как отразились на судебной практике эти нововведения расскажет наша очередная статья.
До начала 2016 года вопрос о взыскании возмещения со страховой компании через суд решался довольно просто. Субъект, попавший в ДТП, получал страховую выплату и тут же обращался в независимую экспертную организацию, где проводил независимую оценку. Как правило, она показывала больший ущерб, чем насчитал страховой оценщик. Далее, человек подавал страховщику претензию и требовал доплаты. В случае отказа он (или автоюрист) шёл в суд и выигрывал дело, получая не только доплату, но и штраф по закону о защите прав потребителей, а также неустойку.
Однако с 2015 года государство, поддавшись давлению страховых компаний, начало реформировать систему ОСАГО. Для начала оно передало регулирование в этой области в руки ЦБ РФ. Центробанк тут же принял новое Положение о правилах страхования (№431-П), а также методику расчета восстановительного ремонта (№ 432-П). Последняя ввела единый порядок расчета стоимости повреждений. Кроме того, союз автостраховщиков (РСА) разместил на своём сайте справочники, где указал цены деталей, которые должны учитываться при расчете ущерба, при этом они обязаны обновляться не реже, чем один раз в 2 квартала.
Ну и наконец, власть внесла изменения в закон об ОСАГО. Она установила приоритет ремонта перед выплатой деньгами. Исключения из этого правила возможны только в исключительных ситуациях, а именно: для юрлиц, при полном уничтожении машины, при превышении стоимости ремонта суммы в 400 000 рублей, при равной вине участников, а также в других случаях, установленных законом.
На заключительном этапе в дело вступили СМИ. Они начали распространять информацию о мошеннических схемах в ОСАГО, а также о незаконной работе автоюристов.
Эти действия привели к постепенному слому судебной практики, сложившейся с 2002 года. И вот, как она выглядит сегодня..
Довзыскание не выплаченного возмещения
Вариант, когда потерпевший остается недоволен размером выплаты, заказывает независимую экспертизу, а потом обращается в суд — остается пока ещё самым распространенным по целому ряду причин. Многие граждане получили полис еще до вступления в силу норм о приоритете «натурального» возмещения. Поэтому в 2017 году такие дела встречались довольно часто. Правда размеры дополнительных выплат резко уменьшились. Причина понятна — эксперт, проводя исследование, обязан применять методику ЦБ РФ и справочники РСА. Использование иных методов и способов расчета недопустимо.
Приведём классический пример подобного дела. Собственник автомобиля Тойота не по своей вине попал в ДТП. Страховая организация выплатила возмещение, но потерпевший остался недоволен суммой. Он заказал независимую экспертизу. Оценщик предоставил отчет, из которого следовало, что страховщик не доплатил почти 90 000 рублей.
Гражданин обратился в суд, однако ответчик ходатайствовал о назначении судебной экспертизы. Он утверждал, что независимый эксперт нарушил методику ЦБ РФ. Судья удовлетворил ходатайство.
Новая экспертиза показала, что ответчик действительно не доплатил, но не 90 000, а чуть более 40 тысяч рублей. Это расхождение вполне укладывается в статистическую погрешность. Скорее всего, оценщик, работающий со страховой фирмой, взял за основу минимальную стоимость норма-часа ремонтных работ.
В итоге суд взыскал задолженность и штраф исходя из данных судебной экспертизы. Таким образом, с учетом действующей методики и справочников РСА сегодня сложно получить со страховщика дополнительную сумму в два — три раза превышающую первоначальное возмещение, как это было ещё совсем недавно. (Решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска по Делу № 2-1697/2017 от 24.08.2017 года).
Исключение из правил, или когда нет доверия справочникам
Новеллы привели к появлению новой категории дел, связанных с возрастом машины и с данными справочников. Если автомобиль выпущен более 12 лет назад (7.2.1. ЕМ ЦБ РФ), а РСА не корректировало справочники более 6 месяцев, то суд решит взыскать с страховой компании размер ущерба исходя из среднерыночной стоимости деталей на дату ДТП. При этом, естественно, расчёт должен проходить только по единой методике Центробанка. (Решение Емельяновского районного суда Красноярского края по делу № 2-325/2017 от 25.08.2017 года).
Страховая компания отвечает за некачественный ремонт
Когда законодатель ввел в сферу ОСАГО вариант страхового возмещения в виде ремонта, то многие страховщики вздохнули с облегчением, а эксперты немного «приуныли». Действительно, казалось, что страховые компании наконец-то избавились от многочисленных исков с требованием доплатить возмещение, а рынок независимых экспертиз серьезно сжался.
Но, жизнь показала, что это далеко не так. Вскоре после введения закона выяснилось, что ремонт во многих СТО проводится некачественно. В суды хлынули иски о взыскании стоимости устранения дефектов, морального вреда, выплате УТС и штрафа по закону о защите прав потребителей.
Алгоритм действий в такой ситуации выглядит следующим образом. Получив из СТО отремонтированный автомобиль, человек тут же обращается в независимую экспертную организацию. Она внимательно изучает автомашину и выдаёт заключение о проведении некачественного ремонта. Как правило, дефекты даже и не надо глубоко искать. Они есть всегда. С учетом средств, которые выделяет страховщик на ремонт автомобиля, пострадавшего в ДТП, его невозможно качественно восстановить. А если еще принять во внимание низкую квалификацию работников многих СТО, то картина и вовсе получается безрадостной. Эксперты констатируют дефекты покрытия, неустраненные повреждения, некачественные детали, неполный объем работ.
В результате суд почти всегда взыскивает со страховой компании сумму расходов на устранение выявленных дефектов, потери товарной стоимости, возмещение морального вреда и штраф. (Решение Центрального районного суда г. Твери по делу № 2-1254/2017 от 31.08.2017 года).
Непредставление транспортного средства для осмотра ведет к отказу в выплате страхового возмещения
Еще три — четыре года назад непредставление гражданином своего автомобиля, пострадавшего в ДТП, страховщику оставляло шанс на получение возмещения. Потерпевший, его представитель (или автоюрист) обращались в суд, который, в конце концов, взыскивал со страховой компании, возмещение, штраф и компенсацию морального вреда.
Сегодня эта практика фактически ушла в прошлое. Тем более, что даже ВС РФ (Постановление Пленума № 58 от 26.12.2017 года) неоднократно указывал, что предоставление автомобиля для осмотра является прямой обязанностью застрахованного.
Направляя заявление о выплате возмещения, граждане не приводят доказательств невозможности предоставить автомашину для осмотра. Вместо этого они предпочитают требовать страховое возмещение, прикладывая к заявлению, заключение независимой экспертизы. И если страховая компания отказывается выплатить деньги, то потерпевший идёт в суд.
Скажем сразу — сегодня такие дела, как правило, заканчиваются не в пользу владельца транспортного средства. Отказывая истцу в удовлетворении требований, судья указывает, что он не исполнил своих обязанностей, возложенных на него законом об обязательном страховании гражданской ответственности. (Решение Азовского городского суда Ростовской области № 2-682/2017 от 31.08.2017 года).
Непосредственное взыскание с виновника, если он не застрахован по ОСАГО
Эти дела встречаются, как и прежде, новшества их не коснулись. Если виновник ДТП не застрахован по ОСАГО, то потерпевший вправе подать иск в суд, чтобы взыскать с него ущерб. Однако процент реального взыскания по таким делам невелик. Как правило, причинители вреда — люди малообеспеченные. Они приобретают страховку «подешевле» или «с большими скидками» в сомнительных фирмах, а в результате оказываются с поддельными полисами на руках.
Встречаются также граждане, которые не имеют даже фиктивного полиса. Среди них много мигрантов и лиц, не проживающих по месту регистрации. С них взыскать практически ничего невозможно.
Взыскание разницы между возмещением и фактическим ущербом
Бывает, что размер ущерба, нанесенного потерпевшему, превышает границу страхового возмещения, установленную законом. В этом случае разница взыскивается с виновного. Эта практика сложилась еще в «нулевые» годы. Кстати, пик подобных дел пришелся на первую половину 2015 года, когда рубль сильно обесценился. Учитывая это обстоятельство, государство подняло максимальный размер выплат до 400 000 рублей и переломило негативную тенденцию. Число подобных случаев резко уменьшилось.
Размер выплат и степень вины участников ДТП
Иногда сотрудники ГИБДД не могут установить, кто виноват в ДТП или выяснить степень вины участников. Слишком уж противоречивой представляется ситуация. В этом случае страховая компания выплачивает по заявлению только 50% от ущерба (абзац 4. п.22. ст.12 ФЗ об обязательном страховании ответственности). Многие люди удовлетворяются таким исходом дела, но некоторые начинают судебные тяжбы. Однако для получения возмещения в полном размере им приходится сначала доказать вину второго участника ДТП. А это является нетривиальной задачей. Подобные дела длятся месяцами. Иногда они доходят и до Верховного Суда.
Второй вариант развития событий заключается в том, что лицо, признанное винновым в совершении ДТП, обжалует постановление инспектора ГИБДД в районном суде. Такие дела, встречаются крайне редко, но бывают. И если суд отменяет постановление и прекращает дело, то человек тут же подает иск к страховой компании о полной выплате ущерба. При рассмотрении подобных материалов судья должен, прежде всего, признать виновным второго участника ДТП и только после этого вынести решение о довзыскании со страховой компании возмещения. (Решение Дзержинского районного суда г. Волгограда № 2-11445/2017 от 01.09.2017 года).
Новеллы в сфере ОСАГО уменьшили число мошеннических действий со страховками и поставили преграду перед недобросовестными экспертами. Кроме того, они облегчили жизнь страховому бизнесу. Увеличение максимального размера выплат также положительно сказалось на ситуации. Этого отрицать нельзя. С другой стороны, переход на приоритетное возмещение в виде ремонта ограничило права собственников транспортных средств и привело к многочисленным жалобам на некачественную работу СТО.
Вызывают вопросы и цены, указанные в справочниках РСА. Они формируются на основании статистических данных, которые являются заниженными. В конце концов, россияне покупают товары и услуги исходя из цен, указанных в ценниках, а не по данным Росстата.
В результате, все эти новеллы изменили судебную практику, а итог рассмотрения каждого дела по взысканию выплат стало трудно предугадать. Поэтому мы настоятельно рекомендуем читателям, попавшим в ДТП не надеяться на свои силы, а обращаться за помощью к грамотным и профессиональным юристам, которые смогут помочь в этой непростой ситуации.
Как подать иск по ОСАГО на страховую компанию. Подробная инструкция по подаче иска и защите своих прав в суде.
Оформление обязательного полиса страхования не всегда является гарантией получения выплат при наступлении страхового случая. Часто страховщики пытаются уклониться от выплат, и тогда пострадавшей стороне приходится отстаивать свои права в судебном порядке. В представленной статье мы подробно рассмотри, как правильно составить иск, какие документы следует к нему приложить и какие доказательства собрать, чтобы увеличить вероятность победы.
○ Досудебное решение споров со страховой.
Закон предусматривает, что прежде чем обращаться в суд, нужно попробовать решить проблему с выплатами мирным путем. Для этого составляется досудебная претензия в адрес страховой компании (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ, далее №40-ФЗ).
Объясняется это тем, что судебные тяжбы невыгодны ни одной из сторон. Даже при решении суда в его пользу, истец потеряет время и деньги. Редко решение выносится после первого заседания, а значит, процесс может затянуться на неопределенное время. Кроме того, именно истец должен оплачивать госпошлину, юридические услуги и, при необходимости, независимую экспертизу. Хотя в случае победы эти траты будут компенсированы, следует учитывать, что первичные вложения будут существенными. Поэтому мирное решение проблемы выгодно обеим сторонам.
○ Причины и основания подачи иска в суд.
Если дело не удается решить мирным путем, страхователю придется обращаться в судебные инстанции.
- «Претензия подлежит рассмотрению страховщиком в течение десяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить выраженное потерпевшим требование о надлежащем исполнении обязательств по договору обязательного страхования или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования (ч.1 ст. 16.1 №40-ФЗ).»
Исходя из настоящего закона, основанием для подачи иска будет являться письменный отказ компании в выплате денежной компенсации. Другим основанием для обращения в суд может стать затягивание перечисления выплат, когда страховщик не высылает уведомление и не переводит средства.
Исковое заявление не имеет строгой формы и составляется в произвольном порядке. Однако ст. 131 Гражданско-процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) регулирует, какие сведения должны быть в нем отражены. Согласно данному закону, в документе указывается:
- Полное название судебного органа, в который направляется иск.
- Личные данные истца.
- Сведения об ответчике.
- Описание претензии.
- Основания для претензии: здесь следует указать аргументы для выдвижения иска с указанием нормативным актов и пунктов договора, регулирующих защиту прав истца.
- Требования к ответчику в виде конкретной суммы выплаты.
Исковое заявление составляется истцом, в роли которого выступает страхователь. Документ подписывается им лично, либо его представителем, наделенным соответствующими полномочиями (п.4 ст. 131 ГПК РФ). Образец иска можно скачать здесь.
Исковое заявление подается по месту регистрации страховой компании. Если сумма превышает 50 тыс.руб, дело рассматривается в районном суде, если меньше – в мировом.
Один экземпляр иска направляется в суд, второй – в страховую компанию. Можно отнести документ лично, либо направить его заказным письмом. К иску нужно приложить:
- Доказательство соблюдения досудебного порядка обращения к ответчику. В данном случае нужно приложить письменный отказ страховщика либо, если он не отреагировал на претензию, направленный ему документ с почтовым квитком.
- Заключенный со страховщиком договор.
- Полис ОСАГО.
- Заключения экспертов с места ДТП.
Нужно представить все имеющиеся документы, которые относятся к делу. При подаче иска обязательно нужно составить их опись и приложить к заявлению.
○ Сбор доказательств для суда.
Наличие доказательств является ключевым моментом в успешном исходе дела. Сторона имеет право ссылаться только на те моменты, которые может доказать. Поэтому крайне важно представить суду как можно больше документов, которые свидетельствуют о праве на компенсацию.
Помимо приложенных к иску документов, следует подготовить:
- Оригиналы всех квитанций об оплате страховых взносов.
- Документ, фиксирующий факт аварии.
- Квитанцию об оплате госпошлины.
Основным доказательством правомерности действий страхователя будет являться заключение независимого эксперта. Данный документ будет подтверждением обоснованности материальной претензии истца.
Важно учитывать, что чем дольше длится процесс, тем больше ущерб страхователя.
○ Обоснование суммы требований.
Нередко бывает так, что страховая компания существенно занижает сумму выплат, не включая в нее некоторые виды необходимых работ. Также может быть такое, что расчет делался на ремонт запчасти, который на самом деле подлежит замене. Чтобы выявить некорректные расчеты, стоит сделать самостоятельную калькуляцию, которая и станет основанием для судебной тяжбы. При несоответствии результатов экспертизы страхователя и страховщика, суд назначает судебную экспертизу, по результатам которой будет выносить решение.
✔ Материальный ущерб.
Данный вид ущерба рассчитывается на основании результатов экспертизы. Если страховщик выплатил недостаточно средств, при соответствующем решении суда он должен доплатить недостающую сумму. А если выплат не было совсем, значит, компания будет выплачивать компенсацию в полном объеме. В данном случае в размер денежных выплат включается также размер госпошлины, использование юридических услуг и проведение независимой экспертизы (при наличии).
✔ Моральный ущерб.
Для получения данного вида компенсации, необходимо доказать суду наличие оснований для этого. Существуют некоторые сложности в данном вопросе, так как душевные страдания, не выраженные в физической форме не так легко доказать. Здесь может помочь обращение к психологу и наличие соответствующей справки, а также прохождение курса лечения в клинике после получения телесных повреждений.
При этом судебные тяжбы признаются моральным ущербом и истец вправе требовать возмещения за их прохождение.
✔ Пени, неустойки, штрафы.
Страховщику могут быть выставлены следующие меры ответственности:
- Финансовая сакция – штраф в размере 0,05% за каждый день просрочки реакции на обращение для получения компенсации. У страховой компании есть 20 дней на то, чтобы согласиться на выплаты либо отказаться от них. Если в течение этого времени не последовало никакой реакции на заявление, с 21 дня после подачи документов начинает начисляться финансовая сакция в указанном размере. Начисления прекращаются в день получения письменного ответа от компании либо после вынесения судебного решения.
- Пени (неустойка) за несоблюдение сроков денежных выплат либо натурального возмещения ущерба. Объем пени в данном случае составляет 1% за каждый день просрочки.
- Пени (неустойка) за нарушение сроков выдачи направления на ремонт автомобиля и/или несоблюдение сроков выполнения ремонтных работ. В первом случае начисление начинается с 21 дня и составляет 1% за каждый день просрочки, во втором – с 31 дня и составляет 0,5%.
✔ Иные требования.
Также страхователь может выставить требование о возмещении разницы в выплаченной компенсации в случае несогласия с его размерами. В данном случае необходимо официальное заключение, в котором указано, что ремонт ТС обошелся дороже, чем рассчитал страховщик.
○ Судебные издержки.
Судебные расходы ложатся на плечи истца. При подаче иска размер госпошлины составляет 800 рублей.
Но существует возможность подать иск бесплатно. На судебные споры на основании имущественного и личного страхования распространяется Закон «О защите прав потребителей», согласно которому подача заявления не требует оплаты госпошлины.
Также от оплаты освобождаются иски, размер которых меньше 1 млн. рублей (п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).
○ Срок рассмотрения иска судом.
Исковое заявление по договору страхования рассматривается в соответствии с общими правилами рассмотрения исков.
- «Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены настоящим Кодексом, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству (п.1 ст. 154 ГПК РФ).»
Соответственно первое заседание назначается в пределах двухмесячного срока с даты принятия иска.
Таким образом, ускорить время рассмотрения дела можно подав его в мировой суд.
✔ Как доказать моральный вред?
Моральный вред рассчитывается на основании тяжести телесных наказаний. Если после ДТП потерпевший попал в больницу, это станет фактом получения морального ущерба. Основанием для получения компенсации станут справки из медучреждения. Следует учитывать, что доказать уровень морального ущерба практически невозможно, поэтому сумма назначенной компенсации может существенно отличаться от требуемой. При этом отказать в возмещении суд не имеет права.
✔ Нужно ли прилагать расчеты заявленных в иске сумм.
Расчет сумм нужно делать обязательно. Калькуляцию можно прописать в тексте самого иска, если она небольшая. В противном случае следует сделать отдельное приложение с подробным расчетом. При этом нужно обязательно приложить чеки, квитанции и иные документы, удостоверяющие понесенные расходы.
Первый в России юридический фильм , посвященный спорам автовладельцев со страховой.
Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ
Как подать в суд на Российский союз автостраховщиков?
Российский Союз Автостраховщиков – это некоммерческая организация, специализирующаяся на страховании гражданской ответственности собственников автомобилей (ОСАГО). Действующее законодательство устанавливает обязанность РСА осуществлять выплаты гражданам, страховые компании которых были лишены лицензии или обанкротились.
Однако не всегда РСА выполняет возложенные на него обязанности. Зачастую дела о выплате страховых сумм затягиваются на неопределенный срок, а страхователи не знают, какие им действия предпринять. Чтобы избежать подобных ситуаций в дальнейшем, рекомендуем ознакомиться с возможностями судебного разрешения подобных вопросов, о которых рассказано далее в этой статье.
Основания для составления иска в РСА
Нередко автомобилисты, столкнувшиеся с деятельностью рассматриваемой некоммерческой организации, вынуждены обратиться в суд. Как показывает практика, иск в РСА составляется по следующим основаниям:
- отказ страховой компании в выплате ущерба;
- выплата меньшей страховой суммы, нежели назначенной экспертами;
- увеличение сроков выплат и т.д.
Обратите внимание! Ст. 19 Закона «Об ОСАГО» устанавливает, что отношения между потерпевшим лицом и РСА по вопросам выплаты компенсации регулируются теми же правилами, как при возмещении ущерба в обычной страховой компании.
Структура иска к РСА
Составление иска к РСА на получение компенсационной выплаты может осуществляться самостоятельно или с привлечением профессионального юриста. Вот типовая структура искового заявления, которое подается в Российский Союз Автостраховщиков:
- «Шапка» — указывается наименование суда, в который иск направляется на рассмотрение; ФИО заявителя, адрес проживания и контактные данные (номера телефона, электронной почты и т.п.).
- Наименование документа – «Исковое заявление», которое указывается в центральной части перед текстом.
- Основной текст — в нем приводится краткое изложение ситуации – основания подачи иска и ключевые факты (отказ РСА компенсировать нанесенный ущерб, попытки мирного урегулирования спора и т.д.). Основной текст должен содержать просьбу заявителя – назначить выплату в объеме, установленном экспертами.
- Приложение — обычно содержит перечень прилагаемых документов – заявления в РСА о выплате компенсации, заключение экспертной комиссии об оценке ущерба, нанесенного транспортному средству, оригинал исполнительного листа и т.д.
- Подпись заявителя, дата подачи иска на рассмотрение.
Основные правила составления заявления – это грамотность и лаконичность. Иски, составленные с ошибками, исправлениями или с содержанием, противоречащим действующему законодательству, обычно не принимаются к рассмотрению.
Примерный образец искового заявления к РСА при отказе в компенсационной выплате по ОСАГО вы можете скачать по ссылке.
Порядок подачи иска
Исковое заявление к РСА подается по месту нахождения ответчика одним из способов:
- Личная подача истцом.
- Отправление заявления по почте заказным письмом с описью вложения.
- Подача доверенным лицом, если на него оформлена нотариальная доверенность.
Обратите внимание! Дела по искам, размер которых составляет более 50 000 руб. рассматриваются районным судом, остальные заявления подаются мировому судье.
Основной порядок действий при подаче в суд на Российский Союз Автостраховщиков состоит из следующих шагов:
- Направление уведомления в РСА об обращении в суд при невыполнении своих обязанностей. На этом этапе один экземпляр уведомления заявителю следует оставить у себя.
- Получение заключения независимого эксперта — для оценки повреждений транспортного средства и стоимости ремонта необходимо привлечь независимую организацию.
- Сбор документов, подтверждающих позицию истца, составление искового заявления в установленном порядке.
- Подача иска удобным способом, получение извещения о дате и времени проведения судебного разбирательства.
В случае, если заявитель полагает, что решение, принятое судом по поданному иску, необоснованно, то составляется апелляция.
Пример рассмотрения иска к РСА в суде первой инстанции
В качестве примера стоит рассмотреть судебное разбирательство по делу № 33-4796/2016, рассматриваемому Нижегородским областным судом. Иск был подан гражданкой Меличаевой О.С. в отношении РСА с просьбой взыскания компенсации понесенного ущерба, штрафа и компенсации морального вреда. Однако страховая компенсация не могла быть взыскана со страховой компании в результате отзыва у неё лицензии.
Истица обратилась в РСА с заявлением о произведении выплаты, приложив к нему требуемые документы. Компенсация не была выплачена, отказ в её возмещении также не поступал. Оценка повреждений и стоимости ремонта транспортного средства осуществлялась независимой компанией.
Ст. 13 Закона «Об ОСАГО» устанавливает, что с момента подачи заявления и пакета документов в страховую компанию, отводится 30 суток на принятие решения. На основании изложенного истица выдвигает ряд требований, в том числе компенсацию нанесенного морального вреда, расходы на проведение экспертизы, затраты на представителя и услуги нотариуса.
Решение Нижегородского областного суда было принято заочно – часть требования истицы удовлетворена на основании – ст. 15 ГК РФ, в соответствии с которой лицо имеет право требования полного возмещения нанесенного ущерба.
Особенностью рассматриваемого дела является вынесение заочного решения – ввиду отсутствия представителей РСА на суде. Анализируя аналогичную практику, становится понятно, что подобное пренебрежение со стороны представителей РСА наблюдается часто. Цель подобных действий, предпринимаемых ими – отложить рассмотрение дела и «растянуть» судебное разбирательство на неопределенный срок времени.
Пример рассмотрения иска к РСА в апелляционном порядке
Помимо примера о рассмотрении дела в суде первой инстанции, стоит обратить внимание на иски, подаваемые в апелляционную инстанцию. Подать апелляцию могут как истцы (если требования не удовлетворены в полном объеме), так и ответчики, не согласные с решением суда первой инстанции.
В качестве примера рассмотрим апелляционное постановление Калининградского областного суда по делу 33-3966/2013. Иск в отношении некоммерческой организации был подан гражданином Дорошенко И.Н. с просьбой компенсации ущерба, морального вреда, судебных издержек и штрафа. Истец в своем заявлении указывал, что страховая компания не произвела выплату вследствие отзыва у неё лицензии в соответствии с Приказом ФССН.
Для выплаты компенсации гражданином было направлено заявление и пакет документов в РСА. В свою очередь РСА отказался выплачивать средства со ссылкой на повторное предъявление копий документов, заверенных у нотариуса. Истец в свою очередь указывал, что сделать это невозможно, поскольку подлинники находились в распоряжении страховой компании, лишенной лицензии.
С учетом изложенного, Дорошенко И.Н. требовал взыскать компенсацию (размер установлен при оценке), неустойку, компенсацию морального вреда. Судом было принято заочное решение об удовлетворении требований истца, с чем представитель ответчика не согласился. Им была составлена жалоба в апелляционную инстанцию. Однако доводы ответчика не были признаны состоятельными, поскольку законодательством устанавливается перечень необходимых документов для выплаты компенсации.
Руководствуясь ст. 328 ГК РФ судебная коллегия при рассмотрении апелляции определила заочное решение Калининградского областного суда оставить без изменений; жалобу, составленную представителем ответчика, не удовлетворять.
Особенностью этого дела является попытка ответчика отказаться от выплаты компенсации и судебных расходов, понесенных истцом. Рассмотрение, как и в предыдущем случае, осуществлялось заочно (и в суде первой инстанции, и при подаче апелляции).
Итак, для подачи в суд на РСА потребуется составить исковое заявление и собрать пакет документов. Иск подается на рассмотрение мировому судье либо в районный суд.
Судебная практика по ОСАГО
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств уже прочно вошло в нашу жизнь. Законодательство довольно подробно регламентирует данный вид страховых услуг. Между тем количество спорных ситуаций довольно велико. Большинство из них решаются только судебными органами. Причем судебные решения не всегда носят однозначный характер, что создает необходимость изучения судебной практики по осаго в каждом конкретном случае. Помочь в этом могут многочисленные обзоры решений, которые готовятся судами всех уровней. До недавнего времени суды при рассмотрении споров по страхованию ответственности автовладельцев практически всегда поддерживали интересы застрахованных. Это породило волну недовольства страховщиков, которые указывали на предвзятое отношение к ним, ссылаясь в том числе и на судебные обзоры. Действительно, в некоторых ситуациях суд в неполной мере изучал материалы по делу и «автоматом» удовлетворял требования застрахованного, что значительно подрывало авторитет судебной власти. На сегодняшний день такая практика начинает постепенно искореняться, так как 29 января 2015 Пленумом Верховного Суда РФ принято Постановление №2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств». Данный документ призван внести единообразие в деятельность судов при рассмотрении дел по договорам ОСАГО, в частности, разъяснены процессуальные особенности рассмотрения подобных дел, уточнены вопросы заключения и исполнения данных договоров, определена ответственность за нарушение его условий.
Процессуальные вопросы рассмотрения споров по ОСАГО
Указанный документ еще раз разъяснил, что споры по договорам страхования автогражданской ответственности рассматриваются как судами общей юрисдикции, так и арбитражными. Первыми – если автовладелец физическое лицо, а транспортное средство используется им исключительно для собственных нужд. Вторыми – если заявителем выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
С 1 сентября 2014 года к спорам из правоотношений по ОСАГО действует обязательный досудебный порядок урегулирования, то есть до обращения в суд автовладелец должен направить страховщику претензию, в которой он может выразить свое несогласие с вынесенным страховщиком решением либо потребовать от него выполнения определенных действий. В случае отказа в удовлетворении заявленных требований страхователь имеет право обратиться в суд.
Совет: досудебный порядок урегулирования споров по ОСАГО носит обязательный характер, поэтому при обращении в суд к исковому заявлению необходимо приложить копию направленной ранее претензии. В противном случае в рассмотрении иска будет отказано.
Также постановление Пленума ВС РФ уточнило, что страховые компании не вправе изменять условия договора страхования автогражданской ответственности, так как данный договор является публичным и его содержание строго регламентируется федеральным законом об ОСАГО. Также страховщики не могут отказать в заключении договора страхования автогражданской ответственности. На это указывают как требования закона об ОСАГО, так и ст. 445 Гражданского кодекса РФ.
Отметим и то, что при обращении в суд автовладелец, чьи права нарушены, имеет право возместить не только реальный ущерб, но и потребовать возмещение морального вреда при ДТП. В таком случае ему необходимо доказать, какие нравственные и физические страдания он претерпел в результате происшествия. Из обзоров судебной практики следует, что в большинстве случаев требования возместить моральный вред удовлетворяются судом, но только не в полном объеме.
Споры по размеру страхового возмещения
Как показывает практика, далеко не всегда страховые компании объективно оценивают полученный в результате дтп ущерб. Именно заявления о заниженных выплатах по страховке чаще всего рассматриваются судами.
Страховые компании прибегают к различным ухищрениям с целью уменьшить сумму страховой выплаты. И защитить свои права автовладелец может в суде. Судебная практика по взысканию страхового возмещения складывается таким образом, что истцу необходимо доказать, что оценка ущерба страховой компанией выполнена некачественно и размер назначенной страховой суммы недостаточен для покрытия ущерба. При наличии достаточных доказательств, у истца сумма возмещения увеличивалась судом до необходимой для полноценного ремонта автомобиля. Как правило, в такой ситуации автовладельцу необходимо представить суду экспертное заключение о стоимости ремонтных работ. В некоторых особо спорных ситуациях суд может сам назначить экспертизу и по её результатам вынести окончательное решение
Нередко страховщики возмещают только ущерб, связанный непосредственно с расходами на восстановление транспортного средства. Однако, закон об ОСАГО и постановление пленума ВС РФ предусматривают возмещение всех расходов по страховому случаю. Например, услуги эвакуатора, хранение аварийного автомобиля и т.д. При отказе в возмещении таких расходов также имеет смысл обратиться в суд с приложением всех необходимых документов. Стоит отметить, что к данным расходам не может быть отнесена упущенная выгода при ДТП. Для её возмещения автовладелец должен обратиться в суд с иском к непосредственно виновнику аварии.
Подлежит возмещению по ОСАГО утраченная товарная стоимость, которая возмещается в размере её снижения в результате повреждений. Данное возмещение является наиболее спорным, так как страховщики всегда исходят из минимальной стоимости автомобиля, а поэтому утс или не возмещается, или возмещается несущественно. Судебная практика же предусматривает более объективный подход к определению утс. В частности, суды используют не только среднерыночную стоимость, но и детальный анализ возможной стоимости конкретного автомобиля. Например, в расчет может браться изменение внешнего вида автомобиля путем добавления декоративных элементов: литых колесных дисков, обвесов, спойлеров.
Иногда страховщики занижают размер возмещения и как альтернативу предлагают произвести восстановительный ремонт в автомастерской, с которой у них есть договорные отношения. Здесь следует помнить, что выбор способа возмещения всегда за страхователем. Так, страховая компания Р. предложила гражданину З. произвести ремонт автомобиля, поврежденного в ДТП, в автосервисе Г. Специалистами указанного автосервиса была составлена предварительная смета на сумму 27600 рублей. Но гражданин З. отказался от ремонта в автосервисе Г. и потребовал денежного возмещения, страховая компания Р., ссылаясь на заключение оценщика, произвела выплату в размере 14100 рублей. При этом в устной беседе сотрудник страховой компании заметил, что необходимо было обращаться в рекомендованный автосервис. З. провел восстановление автомобиля в другом автосервисе, сумма ремонта составила 34400 рублей. После этого гражданин обратился в суд с требованием к страховой компании возместить его расходы по ремонту в размере 20300 рублей. В результате независимой экспертизы, назначенной судом, данная сумма была подтверждена. Суд принял решение иск удовлетворить.
Если в результате ДТП произошла полная гибель автомобиля, то страхователь имеет право получить максимальную сумму выплаты по ОСАГО – 400 тысяч рублей. При этом именно на него ложится обязанность доказать, что автомобиль восстановлению не подлежит. Как правило, суды под полной гибелью подразумевают абсолютную утс, невозможность или нецелесообразность проведения ремонтных работ.
Отказ в страховом возмещении
Нередко случаются ситуации, когда страховые компании вовсе отказываются выплачивать возмещение по ОСАГО. Страховая компания может отказать в выплате если:
- Представлен не полный комплект документов, либо документы содержат ошибки. Например, при оформлении ДТП инспектор ГИБДД неверно указал номер страхового полиса.
- У второго участника ДТП страховой полис поддельный. В таком случае за возмещением ущерба необходимо обращаться непосредственно к виновнику ДТП, здесь также необходимо обращаться в суд, но данные правоотношения уже выходят за рамки страхования автогражданской ответственности. При этом на страховщике лежит обязанность доказать, что полис поддельный.
- Срок действия страхового полиса истек. Если автовладелец вовремя не позаботился о продлении страховки, то возмещать ущерб в ДТП ему необходимо самостоятельно. Но в последнее время отмечены случаи мошенничества со стороны страховых агентов: клиент оплачивает полис на год, а агент передает данные и деньги как за страховку на небольшой срок, например, двадцать дней. При обращении в суд автовладелец может доказать, что им был приобретен полис на год, предъявив сам полис и квитанцию об уплате страховой премии за год. Для суда этого вполне достаточно, чтобы взыскать страховое возмещение по договору обязательного страхования, так как страховая компания отвечает за неправомерные действия своих сотрудников.
- Недействительность полиса по причине его утери страховщиком. Некоторые страховые компании отказывают в выплате, ссылаясь на то, что предъявленный полис был утерян страховым агентом. В таком случае если страховщик документально не докажет факт утери полиса, то он обязан произвести выплату. Для автовладельца же достаточно только предъявить квитанцию об оплате страховой премии заверенной печатью страховщика.
- Самостоятельный ремонт поврежденного автомобиля до осмотра оценщиком страховой компании. В такой ситуации получить страховую выплату можно только после обращения в суд, исход которого во многом зависит от того, при каких обстоятельствах был выполнен ремонт. Во-первых, если автовладелец сам отремонтировал автомобиль и после этого предъявил его оценщику с приложением документов на ремонт, то на него ложится бремя доказывания полученного в ДТП ущерба. Как показывает практика, суд вынесет положительное решение, только если будет достаточный объем доказательств факта повреждения автомобиля и последующего ремонта. Во-вторых, ремонт был произведен после обращения к страховщику, но страховщик не провел в установленные законом сроки оценку повреждений. В такой ситуации суд однозначно на стороне автовладельца и практически всегда удовлетворяет исковые требования в полном объеме.
- Ссылка на результаты трасологической экспертизы. Страховщик с помощью специалиста устанавливает обстоятельства ДТП с целью исключить мошеннические действия со стороны страхователя. Для отказа в выплате ему достаточно получить заключение эксперта, что обстоятельства ДТП установить невозможно, например, нет возможности осмотреть автомобили других участников происшествия. Судебная практика по оспариванию отказа в выплате по данному основанию целиком на стороне страхователя, так как большинство подобных экспертиз легко обжалуются.
- Автомобиль поврежден не в результате движения. Например, страховая компания отказалась произвести выплату по возмещению ущерба, ссылаясь на то, что автомобиль гражданина К. был припаркован на газоне, где на него совершил наезд грузовой автомобиль, принадлежащий Г.. К. обратился в суд с требованием признать отказ в страховой выплате незаконным и обязать выплатить страховое возмещение в размере 63400 рублей. Суд, ссылаясь на документы ГИБДД, подтверждающие факт дорожно-транспортного происшествия, исковые требования удовлетворил в полном объеме. Причем в данной ситуации не имеет значения, каким-образом получил повреждения тот или иной автомобиль. Например, в результате наезда дерево упало на машину, данный факт оформляется как ДТП, следовательно, возмещение по ОСАГО должно быть.
Это основные причины отказа в страховой выплате по ОСАГО, но в каждом конкретном случае возможны и иные основания для отказа. Сложившаяся правоприменительная практика показывает, что большинство отказов в выплате не имеют под собой серьезных обоснований, поэтому при грамотном участии в судебном процессе оспорить подобные отказы не представляется проблематичным.
Совет: в случае отказа в страховой выплате претензию страховщику необходимо направить сразу же после получения решения страховой компании. Это позволит значительно сократить время на решение спора.
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является эффективным средством оперативного регулирования большинства дорожных конфликтов. Однако, заявленные цели могут быть достигнуты только при строгом соблюдении действующего законодательства всеми участниками страховых правоотношений. Далеко не всегда страховые компании действуют правомерно, и даже штрафы со стороны надзорных органов не устраняют нарушения в их работе. Защита своих прав в этих правоотношениях в судебных органах носит оправданный характер и позволяет достичь заявленной законодателем цели ОСАГО. Накопленная судебная практика по договорам страхования автогражданской ответственности содержит примеры применения законодательства в этой сфере в самых разных ситуациях, что позволяет оперативно решить самый запутанный вопрос по ОСАГО.