Приказ по идентификации опо образец

Оглавление:

Идентификация опасных производственных объектов

Подборка наиболее важных документов по запросу Идентификация опасных производственных объектов (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Идентификация опасных производственных объектов

Документ доступен: с 20 до 24 ч. (выходные, праздники — 24 часа)

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Идентификация опасных производственных объектов

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Приказ по идентификации опо образец

Идентификация опасных производственных объектов

К.т.н., доцент кафедры «ПБиОТ» Уфимский государственный нефтяной технический университет

С выходом ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 (в ред. ФЗ от 30.11.2011 № 347-ФЗ) [1], установлен ряд принципиальных механизмов обеспечения безопасности, одним из которых является идентификация и регистрация опасных производственных объектов (ОПО).

Процедура идентификации ОПО (см. рис.) осуществляется:

— для выявления и отнесения объекта к категории ОПО;

— для определения его наименования, признаков опасности и типа в соответствии с требованиями ФЗ № 116;

— для регистрации объектов в государственном реестре ОПО.

В процессе идентификации выявляются все ОПО организации вне зависимости от места их эксплуатации.

Ответственность за правильность идентификации ОПО несет руководитель организации, эксплуатирующей идентифицированные ОПО, а если ОПО эксплуатируется на правах аренды, то организация-арендатор.

После определения наименования объекта необходимо определить признак опасности (табл. 1) и тип объекта (табл. 2).

При идентификации необходимо учитывать отраслевые особенности идентификации ОПО, будь это объекты нефтегазодобывающего комплекса или объекты газоснабжения.

Определение признаков опасности осуществляется на основе анализа состава предприятия (имущественного комплекса), проектной документации, деклараций промышленной безопасности, технологических регламентов и других документов, связанных с эксплуатацией ОПО.

Процедура отнесения объектов к категории ОПО производится организацией, эксплуатирующей эти объекты (организацией-арендатором), по результатам их идентификации в соответствии с перечнем типовых видов ОПО (см. приказ ФСЭТАН № 168 от 7.04.2011).

В качестве ОПО следует выделять предприятие (или его цех, участок и др.), расположенное на одной производственной площадке. В качестве объединяющего критерия при идентификации используют производственную площадку (или производственное здание), на которой осуществляется технологический(ие) процесс(ы).

ОПО считается не отдельный механизм, оборудование, емкость с опасным веществом, а производственный объект, на котором обращается такое вещество или применяется такое техническое устройство.

Если предприятие размещается на нескольких производственных площадках, удаленных друг от друга на расстояние более 500 метров, каждая из площадок рассматривается как отдельный ОПО.

Документы, рассматриваемые в процессе идентификации объекта

Административным регламентом ФСЭТАН по исполнению государственной функции по регистрации ОПО и ведению государственного реестра ОПО установлен следующий перечень документов, рассматриваемый в процессе идентификации объекта:

— уставные документы организации (в том числе коды статистики, свидетельство о регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на налоговый учет, местонахождение);

— структура организации и штатное расписание (структура предприятия с указанием всех филиалов и структурных подразделений, не имеющих статус юридического лица, с указанием должностей и ф.и.о. руководителей структурных подразделений);

— генеральный план расположения зданий и сооружений предприятия;

— данные о количестве опасных веществ на объекте, в том числе более подробных сведений об опасных веществах (годовая потребность или объем закупок в соответствии с бухгалтерскими документами), проектная мощность резервуаров (емкостей) с опасными веществами, численность обслуживающего персонала на объекте;

— сведения, характеризующие ОПО. Краткая характеристика предприятия и эксплуатируемых ОПО (наименование; юридический, почтовый, фактический адрес; расположение; состав; год ввода в эксплуатацию; основная деятельность; количество работников);

— документы, подтверждающих право на осуществление лицензируемых видов деятельности и разрешений на применение соответствующего оборудования;

— приказ о назначении лица, ответственного за проведение идентификации ОПО;

— сведения о размерах и границах территории, санитарно-защитных и/или охранных зонах объекта;

— сведения о применяемых технологиях на основных и вспомогательных производствах, эксплуатируемых технических устройствах;

— спецификации установленного оборудования;

— документация на технические устройства, используемые на ОПО: список технических устройств, используемых на ОПО, с указанием заводских и регистрационных номеров, дат изготовления, сроков службы; копии сертификатов соответствия и разрешений на применение технических устройств, используемых на ОПО; копии паспортов на технические устройства, используемые на ОПО, с приложением руководств по монтажу и эксплуатации;

— документы, подтверждающие права собственности и владения объектом.

Рекомендуемая структура заключения (отчета) по идентификации

Эксплуатирующие организации при оформлении заключения (отчета) по идентификации могут столкнуться со следующей проблемой – это отсутствие рекомендаций, в действующих нормативных документах, по структуре и составу информации в заключение (отчете) по идентификации. Эта проблема связана с отменой нормативного документа РД 03-260-99 «Методические рекомендации по идентификации ОПО», который содержал в Приложении № 3 пример идентификации ОПО, который выполнялся экспертной организацией (следовательно, сегодня нет документа, регламентирующего структуру данного заключения).

В связи с этим структуру заключения (отчета) по идентификации рекомендуется оформлять в следующем порядке.

Титульный лист заключения (отчета) по идентификации должен содержать:

наименование организации, которая проводила идентификацию;

наименование заключения (отчета) по идентификации;

сведения о должности, ФИО руководителя организации, которая выполняла идентификацию;

подпись руководителя организации и печать организации;

сведения о дате подписания заключения (отчета) по идентификации;

год выполнения заключения (отчета) по идентификации.

Для заключения (отчета) по идентификации рекомендуется следующая структура:

1. Вводная часть

1.1. Основание для проведения идентификации

1.2. Сведения об организации, проводящей идентификацию

1.3. Сведения о специалистах, проводящих идентификацию (организация назначает специалиста официально — приказом по организации)

2. Данные об эксплуатирующей организации

3. Перечень объектов, на которые распространяется действие заключения по идентификации

4. Цель идентификации

5. Сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах

6. Краткая характеристика и назначение объекта (включая сведения, характеризующие объект идентификации)

7. Результаты проведенной идентификации

В данном разделе приводятся сведения о наименовании ОПО, признаках опасности и его типе, а также отражаются сведения:

— об оборудовании, работающем под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115° С, эксплуатируемом на идентифицируемом объекте;

— об использовании стационарно установленных грузоподъемных механизмов, эскалаторов, канатных дорог, фуникулеров на идентифицируемом объекте;

— об использовании опасных веществ, обращающихся на идентифицируемом объекте.

8. Заключительная часть с обоснованными выводами

Приложение 1. Перечень нормативно-технической и методической документации, использованной при проведении идентификации объекта.

Листы заключения (отчета) по идентификации должны быть пронумерованы, титульный лист подписан руководителем организации, проводящей идентификацию, заключение заверяется печатью и прошивается с указанием количества сшитых страниц (требования установлены ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации»).

Если объект не подлежит регистрации в госреестре ОПО, заключение (отчет) по идентификации хранится в эксплуатирующей организации.

Основные документы для проведения идентификации

1. ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изм. от 30.11.2011);

2. ПБ 03-517-02 «Общие правила безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов», утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 № 61-А, зарегистрированные Министерством юстиции РФ 28.11.2002 № 3968;

3. Постановление правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» (с изм. от 1.02.2005, 22.04.2009, 4.02.2011, 24.11.2011);

4. Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению государственной функции по регистрации ОПО и ведению государственного реестра ОПО (утв. приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606);

5. Приказ Ростехнадзора № 168 от 07.04.2011 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов»;

6. Требования к ведению государственного реестра ОПО в части присвоения наименований ОПО для целей регистрации в государственном реестре ОПО (утв. приказом Ростехнадзора от 07.04.2007 № 168);

7. Приказ Ростехнадзора от 16.11.2011 № 641 «О внесении изменений в требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7.04.2011 № 168»;

Постановление правительства РФ от 24.11.2011 № 971 «О признании утратившим силу абзаца второго пункта 6 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов».

Идентификация ОПО. Оформление сведений характеризующих ОПО

Идентификация опасного производственного объекта (ОПО) — отнесение объекта в составе организации по определенным признакам к категориям опасности и определение его типа.

Сведения, характеризующие ОПО — результат проведения идентификации ОПО, оформленный по установленной форме в соответствии с Приложение №7 к Приказу Ростехнадзора №606 от 04.09.2007 г.

Идентификация ОПО: от 2 дней

Стоимость: по запросу

Цель идентификации ОПО, это выявление признаков опасности характерных для опасных производственных объектов, отнесение объекта к определенной категории опасных производственных объектов, определение типа объекта по страховому признаку и присвоение класса опасности опасному производственному объекту. Данные полученные при Идентификации ОПО используются при:

  1. регистрации объектов в Государственном реестре ОПО;
  2. заключении договора обязательного страхования ответственности на ОПО;
  3. оформлении «Сведения, характеризующих опасный производственный объект».

Итогом проведения идентификации ОПО, являются заполненные сведения характеризующие ОПО. Сведения характеризующие ОПО содержат перечень опасных производственных объектов и класс опасности идентифицированных объектов, а так же список технических устройств входящих в состав каждого опасного производственного объекта, с указанием краткой характеристики.

Проведение идентификации ОПО

Важно отметить, что к процессу идентификации нужно подходить ответственно и внимательно, так как документарное оформление опасного производственного объекта начинается именно с этого. Если рассматривать регистрацию опасного производственного объекта в Ростехнадзоре как линейный процесс, то получится следующее:

Идентификация ОПО → Регистрация в реестре ОПО → Лицензия Ростехнадзора

Мы не учитываем промежуточные процессы, такие как: аттестация в Ростехнадзоре, разработку ППК, постановку на учет технических устройств и т.п. Так как проведя идентификацию можно точно говорить какие документы необходимо разработать и какие мероприятия провести, что бы эксплуатировать опасный производственный объект в соответствии с законодательством.

Порядок проведения идентификации опасного производственного объекта регламентирует «Административный регламент Ростехнадзора по регистрации ОПО» Приказ Ростехнадзора №606 от 04.09.2007 г. и состоит из следующих этапов:

  1. Анализ документации;
  2. Выявление опасных производственных объектов в составе организации;
  3. Присвоение каждому ОПО типа объекта;
  4. Присвоение техническим устройствам признака опасности;
  5. Определение класса опасности каждого ОПО;
  6. Оформление документа «Сведения, характеризующие опасный производственный объект».

Как провести идентификацию ОПО

Если Вы решили провести идентификацию опасного производственного объекта самостоятельно, то предлагаем осуществлять её в следующем порядке:

Первый этап. Необходимо открыть Приложение №2 Федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности . » и внимательно изучить его, сопоставляя Ваш опасный производственный объект, с тем что прописано в данном приложении. Обратите внимание что первая часть приложения содержит характеристики объекта, а во второй части имеется Таблица 1. На данном этапе вы сможете определить какой класс опасности у Вашего объекта.

Второй этап. На данном этапе определяется какой тип опасного производственного объекта вы эксплуатируете. Для этого Вам необходимо открыть Приказ Ростехнадзора №168 от 07.04.2011 г. «Требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименования опасным производственным объектам . » и выбрать наименование объекта, которое подходит для Вашего опасного производственного объекта. Так же необходимо выбрать признаки опасности и тип объекта, которые соответствуют объекту. Расшифровку можно посмотреть в самом конце данного нормативного акта. Обязательно читайте примечания, которые идут к наименованию объекта, они имеют такой вид: .

Третий этап. После того как вы выполнили и первый и второй этап необходимо составить «сведения, характеризующие опасный производственный объект». Образец сведений содержится в Приложении №7 к Приказу Ростехнадзора №606 от 04.09.2007 г.

ВАЖНО: Если идентификация проведена не верно и(или) не верно заполненны сведения характеризующие ОПО, Ростехнадзор отказывает в регистрации опасного производственного объекта. Разъяснения по отказу даются в приемные дни, график приема висит в Ростехнадзоре.

Согласование «Сведений, характеризующих ОПО»

Ранее мы писали, что сведения характеризующие опасный производственный объект, является результатом идентификации ОПО. По этому опишем процесс согласования сведений характеризующих ОПО в Ростехнадзоре.

Сведения характеризующие ОПО согласовываются только с комплектом документов указанном в пункте 23.1. Приказа Ростехнадзора №606 от 04.09.2007 г. Мы акцентируем на этом внимание, так как сведения характеризующие ОПО бывает необходимо согласовывать в двух и более отличных от друг друга Территориальных подразделениях Ростехнадзора, это зависит от местонахождения объекта и юридического адреса эксплуатирующей компании.

Юридический адрес компании и адрес местонахождения объекта в рамках одного субъекта РФ.

В случае когда юридический адрес и фактический адрес в рамках одного субъекта РФ, сведения характеризующие ОПО согласовываются один раз, при подаче пакета документов на регистрацию ОПО. Документы на согласование подаются в Территоральный орган Ростехнадзора по данному субъекту РФ.

Юридический адрес компании в одном субъекте РФ, опасные производственные объекты расположены в других субъектах РФ.

В данном случае сведения характеризующие ОПО проходят согласование в Территориальных органах Ростехнадзора по тем субъектам РФ, в которых данные опасные производственные объекты находятся. Затем согласованные сведения характеризующие ОПО подаются на согласование в Территориальный орган Ростехнадзора по месту регистрации юридического лица эксплуатирующего и(или) владеющего данным опасным производственным объектом.

Опасный производственный объект находится в г. Долгопрудный Московской области, таким образом надзорную функцию над данным объектом осуществляет ЦУ Ростехнадзора по МО. Компания которая эксплуатирует данный опасный производственный объект имеет юридический адрес в г. Москве, таким образом надзорную функцию над компанией осуществляет МТУ Ростехнадзора по г. Москва. В данном случае, вначале сведения характеризующие ОПО согласовываются в ЦУ Ростехнадзора по МО, а затем согласовываются с МТУ Ростехнадхора по г. Москва.

Нормативные правовые акты

  1. Федеральный закон № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  2. Приказ № 606 от 04.09.2007 «Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению гос функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов»;
  3. Приказ Ростехнадзора № 168 от 07.04.2011 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра ОПО в части присвоения наименований ОПО для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов».

Контакты
Группа компаний «ТЕХЭНЕРДЖИ»

Перечень Типовых Наименований ОПО и Особенности Идентификации Отдельных ОПО!

Приветствую, уважаемые друзья! Руководителям и специалистам занятым на ОПО принять к сведению, что приложение № 1 к приказу Ростехнадзора от 25 ноября 2016 г. № 495 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» вступает в силу с 1 января 2018 года*.

Для тех, кто не в курсе, приложением № 1 утверждён Перечень типовых наименований (именных кодов) опасных производственных объектов, присваиваемых по итогам проведения идентификации. Также в приложении № 1 отражены особенности идентификации отдельных опасных производственных объектов.

* — Ранее сообщалось, что Ростехнадзор предлагает продлить срок приведения наименований ОПО в соответствии с новыми Требованиями по регистрации до 1 июня 2018 года. Более того, Ростехнадзором был подготовлен проект приказа «О внесении изменений в приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495, публичные обсуждения по которому проходили до 18 октября 2017 года. В каком статусе данный проект не известно. Если проект преобразуется в НПА, то будет дополнительная заметка.

Теперь, с 1 января 2018 года, по результатам идентификации эксплуатирующая организация будет присваивать опасному производственному объекту наименование (именной код объекта) в соответствии с приложением № 1 с учётом особенностей идентификации отдельных ОПО.

Присвоение наименования опасному производственному объекту будет осуществляться в соответствии с признаком опасности, наиболее полно характеризующим деятельность, осуществляемую на ОПО.

Приведение в соответствие наименований зарегистрированных опасных производственных объектов будет осуществляется при первом внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов.

Кроме того, с 01.01.2018 г. признаются утратившими силу следующие НПА:

  • Приказ Ростехнадзора от 7 апреля 2011 г. № 168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов»;
  • Приказ Ростехнадзора от 16 ноября 2011 г. № 641 «О внесении изменений в требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2011 г. № 168»;
  • Приказ Ростехнадзора от 17 октября 2012 г. № 586 «О внесении изменений в требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2011 г. № 168».

Поскольку по содержанию приложение № 1 к приказу Ростехнадзора от 25 ноября 2016 г. № 495 не маленькое, приведу для наглядности только основные разделы перечня.

Перечень ОПО. Основные разделы

1. Опасные производственные объекты угольной, сланцевой промышленности

2. Опасные производственные объекты горнорудной и нерудной промышленности

3. Опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, хранятся, уничтожаются (утилизируются) и транспортируются взрывчатые вещества и материалы, в том числе инициирующие и бризантные взрывчатые вещества, пороха, ракетные топлива и их компоненты, а также взрывчатые и пиротехнические составы и изделия, их содержащие, боеприпасы

4. Опасные производственные объекты нефтегазодобывающего комплекса

5. Опасные производственные объекты магистрального трубопроводного транспорта

6. Опасные производственные объекты химических, а также других взрывопожароопасных и вредных производств

7. Опасные производственные объекты нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих производств

8. Опасные производственные объекты — склады нефти и нефтепродуктов

9. Опасные производственные объекты систем водоподготовки

10. Опасные производственные объекты пищевой и масложировой промышленности

11. Опасные производственные объекты сетей газораспределения, сетей газопотребления и сжиженных углеводородных газов

12. Опасные производственные объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением

13. Опасные производственные объекты, где получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов

14. Опасные производственные объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры

15. Опасные производственные объекты хранения или переработки растительного сырья

Ознакомиться со всем содержимым приложения № 1, в т.ч. с особенностями идентификации отдельных ОПО, можно будет в самом документе, который можно скачать в формате MS Word чуть ниже.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Приказ Ростехнадзора от 25 ноября 2016 г. № 495 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов»

На этом всё. Если материал актуальный для вас, то не забывайте поставить рейтинговые звёздочки и отписаться в комментариях ? Спасибо за участие!

Как подготовить шаблон приказа для регистрации ОПО?

Вопрос-ответ по теме

Уважаемые эксперты! Для выполнения требований п. 5. Приложения №8 к Административному регламенту, утв. Приказом Ростехнадзора №606 от 04. 09. 2007 года помогите, пожалуйста, подготовить шаблон приказа (распоряжения) , определяющего сроки проведения идентификации, сроки и порядок представления в регистрирующий орган сведений, необходимых для регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре Ростехнадзора, внесения изменений в государственный реестр, лицо (лиц) , ответственное за проведение идентификации и представление сведений.

Дата публикации ответа:

Унифицированной формы приказа нет.

Прилагаемый образец составлен согласно пункту 5 приложения № 8 «Критерии идентификации» приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 сентября 2007 г. № 606 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов».

г. _______________________ «___»__________20__ г..

О проведении идентификации опасных производственных объектов

В целях регистрации опасных производственных объектов в соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» от 24 ноября 1998 года № 1371,

1. Провести идентификацию опасных производственных объектов (ОПО) в ООО «______».

2. Утвердить следующий состав комиссии по идентификации опасных производственных объектов

Председатель комиссии: Директор по производству ___________________

Главный инженер ___________

Руководитель службы охраны труда _________________

Начальник технического отдела ___________________

Начальник ремонтного отдела ________________________

3.Идентификацию ОПО провести согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 сентября 2007 г. № 606 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» в срок до: ___________________.

4. Назначить __________________, руководителя службы охраны труда, ответственным за регистрацию опасных производственных объектов в территориальном отделении Ростехнадзора.

5. Регистрацию ОПО закончить не позднее ___________________.

6.Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

7. Секретарю ________________ ознакомить с настоящим приказом всех заинтересованных должностных лиц.

Генеральный директор _________________________________

Идентификация ОПО в Новокузнецке. Оформление сведений характеризующих ОПО

Эталон Гарант проводит идентификацию опасного производственного объекта в Новокузнецке. Цена от 25000 руб

Идентификация ОПО

Под идентификацией опасных производственных объектов, для удобства называемых кратко — ОПО, понимается процесс отнесения конкретного объекта, находящегося в распоряжении организации или индивидуального предпринимателя, к одной из категорий ОПО.

Классификация опасных производственных объектов и их разделение на 4 класса опасности установлены действующим в настоящее время Федеральным Законом №116-ФЗ “О промышленной безопасности ОПО”. Этим законодательным актом обязанность по идентификации ОПО возложена на предприятие или ИП, эксплуатирующие данный объект.

При этом ответственным лицом за выполнение всех требований закона является руководитель организации или непосредственно предприниматель.

Цели идентификации ОПО

Согласно требованиям №116-ФЗ, идентификация ОПО осуществляется с несколькими целями, в частности:

    регистрация ОПО путем внесения объекта в соответствующий Госреестр, который ведется Ростехнадзором;

страхование ответственности организаций и ИП, эксплуатирующих объекты производства, признанные опасными. Этот вид страхования является обязательным;

выявление ОПО в составе организации и присвоение каждому объекту класса опасности, исходя из положений 116-ФЗ;

выявление ОПО вне зависимости от места его эксплуатации.

Изменения в законодательстве по идентификации ОПО, введенные в действие в 2017 году

Изданный в ноябре 20167 года Приказ Ростехнадзора №494 начал действие с 03.02.2017 г. Он утвердил новый регламент, который вносит корректировки в перечень и форму документации, оформляемой по итогам идентификации ОПО. Главными изменениями стали:

    замена формы данных, которые характеризуют объект производства как опасный;

введено раздельное составление сведений по каждому промышленному объекту, признанному опасным;

отменена необходимость составления и ведения специальных карт учета ОПО.

Следующий по порядку Приказ, изданный Ростехнадзором под №495, также связан с изменениями в процедуру идентификации ОПО, введенными в действие с 10.03.2017 г. Он утверждает новую редакцию Требований по идентификации промышленных объектов.

Основные нововведения заключаются в добавлении общего раздела с требованиями, отсутствовавшего в составе документации после исключения в 2011 году.

Изменения в законодательстве по идентификации ОПО, вводимые в действие в 2018 году

С начала 2018 года вводится в действие еще одна важная поправка в нормативные акты, определяющие процедуру идентификации ОПО. Она также связана с новыми Требованиями, установленными уже упомянутым Приказом №495.

В результате вводится новый термин “Именной код объекта”.

Логичным следствием этого выступает упразднение используемого ранее термина “Тип объекта”. Кроме того, начинает действовать обновленный список типовых названий ОПО.

Наши аккредитации

С нашей помощью Вы получить качественно выполненную услугу в Новокузнецке. Эталон Гарант входит в Единый Реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий. Является аккредитованным представителем

Необходимость рассматриваемой процедуры

Процедура идентификации ОПО, исходя из положений актуальной редакции 116-ФЗ, проводится в обязательном порядке, когда организация или предприниматель подает документы для регистрации нового объекта или изменения уже существующих данных в государственный реестр Ростехнадзора.

При этом сотрудники ведомства всегда осуществляют проверку правильности выполнения идентификации объектов, кроме ситуации, когда в реестр вносятся изменения информации об эксплуатирующей объект организации.

Достаточно очевидно, что и юридическое лицо, и предприниматель заинтересованы в том, чтобы осуществлять идентификацию ОПО перед тем, как подавать какие-либо документы в Ростехнадзор. Это объясняется достаточно просто: законодательство, регулирующее эту процедуру, серьезно видоизменяется практически каждый год.

В то же время, обязательным условием приема поданных документов и внесения сведений в реестр выступает правильное осуществление идентификации, исходя из требований сегодняшнего законодательства.

Бесплатная консультация

Сроки осуществления идентификации ОПО

В соответствии с Регламентом идентификации ОПО, утвержденным Приказом №495, изданным Ростехнадзором 25.11.2016 года, эксплуатирующая организация или ИП обязаны провести идентификацию промышленного объекта в течение 10 рабочих дней, которые отсчитываются со дня начала его эксплуатации. По результатам проведенной процедуры по истечение указанных 10 дней должно быть подано соответствующее заявление в Ростехнадзор на внесение сведений об объекте в реестр.

В случае, если юридическое лицо или предприниматель вносят изменения в состав ОПО, им также предоставляется 10 рабочих дней на осуществление идентификации объекта. После ее завершения подается заявления в Ростехнадзор на регистрацию соответствующих изменений в госреестр опасных объектов.

Этапы идентификации ОПО

Предусмотренная отечественным законодательством Процедура осуществления идентификации ОПО вполне обоснованно считается не только ответственной, но и достаточно сложной. Поэтому эксплуатирующие организации нередко приглашают для ее проведения специализированные компании, обладающие достаточным опытом подобных работ, а также необходимым количеством квалифицированных специалистов.

Вместе с тем, нередко организация или предприниматель, эксплуатирующие производственный объект, считающийся опасным, принимают решение о самостоятельном осуществлении его идентификации.

В этом случае необходимо грамотно организовать работу, последовательно выполнив несколько этапов.

На данной стадии собираются документы и информация об объекте. При этом следует руководствоваться перечнем документации, который содержится в п.8 Приказа №495, выпущенного Ростехнадзоров 25.11.2016 года.

Он заключается в процедуре присвоения промышленному объекту соответствующей категории опасности, исходя из характера выполняемых на нем технологических процессов, параметров и свойств используемого при этом оборудования и техустройств. В качестве источников информации могут применяться:

    данные о составе предприятия;

существующая проектная документация;

различные технологические карты и регламенты и разработанные ранее декларации промбезопасности;

любые другие материалы, так или иначе характеризующие объект.

В результате анализа полученной информации и при помощи Приложения №1 116-ФЗ необходимо определить категорию опасности, которая соответствует конкретному ОПО.

На следующей стадии идентификации ОПО осуществляется одна из наиболее важных процедур, а именно — присвоение промышленному объекту класса опасности. Для этого необходимо учитывать следующие его параметры:

категорию, установленную на предыдущем этапе;

количество используемых при эксплуатации объекта или создаваемых в процессе производства опасных веществ;

эксплуатационно-технические характеристики и параметры применяемого при этом оборудования и техустройств.

На основании перечисленных сведений и в соответствии с критериями, приведенными в Приложении №2 116-ФЗ, определяется класс опасности ОПО. Если различные факторы позволяют определить разные классы опасности, следует назначать объекту самый высокий из возможных вариантов.

Четвертый этап процедуры идентификации ОПО состоит в выборе наименования объекта и установлении признака опасности. В процессе определения указанных параметров учитываются отраслевая принадлежность предприятия, а также функции и технологические особенности промышленного объекта. С их учетом и на основании Приказа №168, изданного 07.04.2011 г., подбирается подходящее название объекта и соответствующий признак опасности.

Данная процедура действительна до конца 2017 года, так как с 1.01.2018 г. Приказом №495, опубликованным Ростехнадзором 25.11.2017 г., будет применяться новый термин “Именной код объекта”. Он заменяет используемый ранее термин “Тип объекта”, о чем было написано выше.

На завершающем этапе идентификации ОПО составляется итоговый документ, называемый “Сведения, характеризующие ОПО”. Форма и образец “Сведений” приведены в Приложении №4 к Приказу №494.

Итоговый документ представляют собой объединение всей полученной на предыдущих этапах процедуры информации об объекте, включая его категорию, присвоенный именной код, определенные признаки опасности, а также установленный класс опасности. Итоговые данные об объекте предоставляются в Ростехнадзор, где выполняется их проверка.

При обнаружении неточностей или ошибок во время осуществления идентификации ОПО документы возвращаются заявителю и регистрация ОПО или внесение изменений о составе ОПО в реестр не происходит. Получить пояснения о причинах отказа эксплуатирующая организация или предприниматель могут у специалистов Ростехнадзора в соответствии с рабочим графиком приема.

Регистрация ОПО по новым правилам: комментарии

КЛИМЕНКО Максим Михайлович
эксперт-консультант по промышленной безопасности, директор по развитию экспертно-консалтинговой группы «МТК Эксперт»

Итак, вступили в силу: Приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» и Приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495 «Об утверждении требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов».

Идентификация ОПО

Перед началом регистрации проводится идентификация ОПО, то есть эксплуатирующая (или приглашенная экспертная) организация, ориентируясь на приложение № 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. решает, относится ли объект к категории опасных производственных, выявляет все возможные признаки опасности объекта с учетом их количественных и качественных характеристик, проверяет, учтены ли все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности.

В ходе указанных выше действий владелец ОПО анализирует (п. 8 Требований к регистрации объектов в государственном реестре ОПО):
проектную документации (документацию) объекта;

  • обоснование безопасности ОПО (в случае его разработки);
  • декларацию промышленной безопасности (в случае ее разработки);
  • технологические регламенты;
  • генеральный план расположения зданий и сооружений;
  • сведения о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
  • спецификации установленного оборудования;
  • документацию (паспорта, руководства по эксплуатации и т.д.) на технические устройства, используемые на объекте;
  • данные о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте.

На основании данных идентификации владелец объекта (или приглашенная экспертная организация) заполняет сведения, характеризующие ОПО. При подаче документов на регистрацию Ростехнадзор проверяет правильность проведенной идентификации, а также присвоение наименования и класса опасности ОПО.

Регистрация ОПО

Согласно п. 14 требований, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495, владелец ОПО (эксплуатирующая организация) не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации объекта подает в Ростехнадзор документы на его регистрацию.

Пакет документов может включать в себя (п. 19-21 Административного регламента, утв. Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494):

  • заявление о регистрации ОПО;
  • сведения, характеризующие каждый ОПО (в двух экземплярах) по форме приложения № 4 к Административному регламенту, утв. Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494;
  • копии документов, подтверждающих право владения ОПО (в том числе земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, на (в) которых размещаются ОПО);
  • обоснование безопасности ОПО с указанием реквизитов положительного заключения ЭПБ (в случаях, установленных п. 4 ст. 3 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 г.);
  • текстовую часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) на производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы).

Обратите внимание! Документы, указанные в п. 1-3 списка, являются обязательными для всех категорий ОПО.

С 14.02.2017 г. документы на регистрацию ОПО подаются только в управление Ростехнадзора по юридическому адресу владельца объекта, независимо от места нахождения ОПО.

Территориальный орган Ростехнадзора (по юр. адресу) теперь сам согласовывает сведения, характеризующие ОПО, с управлением ФСЭТАН, на территории которого расположен объект и которое осуществляет надзор за ним.

В свою очередь надзирающее управление Ростехнадзора в течение 10 рабочих дней передает в регистрирующий орган ФСЭТАН заключение о полноте и правильности проведения идентификации ОПО. То есть, по сути, согласовывает (или не согласовывает) сведения, характеризующие ОПО.

Если Ростехнадзор сомневается в правильности проведенной идентификации или качестве (полноте) представленных сведений, он может дополнительно запросить у владельца ОПО следующую информацию:

  1. Уставные документы организации, в том числе сведения об ее структуре.
  2. Генеральный план, экспликацию зданий и сооружений.
  3. Данные:
  4. Сведения о размерах и границах территории, санитарно-защитных и/или охранных зонах ОПО.
  5. Сведения о применяемых технологиях на основных и вспомогательных производствах, эксплуатируемых технических устройствах.
  6. Документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию ОПО (разрешение на ввод в эксплуатацию, акт ввода в эксплуатацию/пуска в работу и т.д.)

С 14.02.2017 г. изменился не только состав, но и формы документов, которые подаются на регистрацию ОПО. Поэтому считаем важным рассмотреть некоторые из них более подробно.

Форма заявления на регистрацию ОПО и рекомендации по ее заполнению даны в приложении № 3 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494.
Шаблон этого документа также можно скачать на сайте вашего территориального управления Ростехнадзора.
Заявление на регистрацию ОПО включает в себя:
— сведения о заявителе (подробные реквизиты);
— краткую информацию об ОПО (согласно «2» п. 20 Административного регламента).
Ниже представлен образец заполненного заявления на примере ОПО «Участок транспортный».

Обратите внимание! В заявлении не допускается:
— исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства;
— двусторонняя печать на бумажном носителе;
— скрепление листов, приводящее к порче бумажного носителя.

Сведения, характеризующие ОПО

Форма сведений, характеризующих ОПО, и рекомендации по ее заполнению даны в приложении № 4 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494.
Сведения оформляются на каждый ОПО, который хочет зарегистрировать заявитель. Документ должен содержать следующую информацию:

  • наименование и место нахождения ОПО;
  • признаки опасности ОПО;
  • класс опасности ОПО;
  • классификация ОПО по типам, указанным в приложении № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. (п. 3-9 и п. 11);
  • виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации ОПО;
  • информация о заявителе (владельце ОПО);
  • реквизиты ОПО и регистрирующего органа;
  • сведения о составе ОПО (как раньше) — перечень площадок, технических устройств и т.д.

Обратите внимание! С 14.02.2017 г. карты учета ОПО отменены.

Сведения заполняются по материалам проведенной идентификации, а также анализа документов, указанных в п. 8 требований, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495.

Ниже представлены сведения, характеризующие ОПО, на примере объекта «Участок транспортный».

Документы, подтверждающие право владения ОПО

Документы должны подтверждать основание и/или право, по которому заявитель (организация, которая подает документы на регистрацию ОПО) владеет опасным производственным объектом (его составными частями). Ими могут быть:

  1. Свидетельство о праве собственности/договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на земельные участки, производственные площадки, здания, строения и сооружения, на (в) которых размещаются ОПО.
  2. Договор купли-продажи и/или ПТС (например, для мобильных подъемных сооружений — автокраны, манипуляторы, автоподъемники, вышки и т.д.).
  3. Договор на эксплуатацию объекта, заключенный с владельцем ОПО и проч.

Добавим конкретики. Например, для сетей газопотребления документами на право владения станут:

  • Свидетельство о праве собственности либо договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на здание котельной, а также вспомогательные строения и сооружения.
  • Свидетельство о собственности на внешний (надземный или подземный) газопровод, который входит в состав ОПО и числится у вас на балансе. В этом случае Ростехнадзор может запросить документ о праве владения земельным участком, по которому пролегает газопровод.
  • Договор на эксплуатацию объекта (либо договор оперативного управления объектом), заключенный с владельцем ОПО, если речь идет об эксплуатирующей организации. В этом случае Ростехнадзор в любом случае запросит документы, указанные выше, которые есть у собственника ОПО.

Для стационарно установленных ГПМ подойдут:

  • свидетельство о праве собственности либо договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на площадку с установленным ГПМ (стройплощадка, цех и т.д.);
  • договор купли-продажи ГПМ;
  • договор подряда (или иной договор о выполнении работ/оказании услуг с использованием ГПМ) с непосредственным владельцем/арендатором площадки, на которой ведутся работы с применением ГПМ.

В случае с мобильными ПС (краны и подъемники на автомобильном шасси), а также передвижными цистернами (сосудами) право владения подтверждают:

  • договор купли-продажи (лизинга) и/или ПТС;
  • документ на право владения (собственность, аренда, оперативное управление, хоз. ведение) площадкой, на которой объекты будут базироваться (куда будут возвращаться после выполнения работ), проходить техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт.

Заявление на регистрацию ОПО

Отдельные разделы проектной документации

Текстовая часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) предоставляется для регистрации ОПО, в состав которых входят объекты капитального строительства.

Это могут быть, к примеру, сети газопотребления, которые включают в себя здание котельной или склад (склады) хранения опасных веществ:

  1. Проектная документация на строительство, реконструкцию, капительный ремонт ОПО подлежит экспертизе (государственной или негосударственной) в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
  2. Проектная документация на техническое перевооружение (а также консервацию и ликвидацию) ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности (ст. 8 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г.).

Подавая в Ростехнадзор часть проекта при регистрации ОПО, нужно указать реквизиты положительного заключения соответствующей экспертизы.

Если объект капитального строительства уже был в эксплуатации, и проект на него утерян, то заменой документу может стать заключение экспертизы промышленной безопасности, зарегистрированное в Ростехнадзоре.

Результаты регистрации ОПО

Если вы правильно провели идентификацию ОПО, верно заполнили заявление и сведения, предоставили полный пакет документов, сообщили Ростехнадзору корректную и достоверную информацию, то максимум через 20 рабочих дней вы получите:

  1. Свидетельство о регистрации ОПО.
  2. Сведения, характеризующие ОПО, которые согласованы Ростехнадзором.

Вашему объекту (объектам) будет присвоен класс опасности, а также регистрационный номер из трех групп знаков, разделенных тире (дефисом), в формате XXX-XXXXX-XXXX, который является идентификатором регистрирующего органа, эксплуатирующей организации и самого ОПО.

После регистрации ОПО можно приступать к разработке нормативно-технических документов (ППК, ПМЛА и т.д.), а также к получению лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию вашего объекта (для ОПО I-III классов опасности).