Оглавление:
Первые грачи и скворцы прилетели в Московский регион
РИАМО — 24 мар. В Москву и Подмосковье вернулись грачи, еще в столице появились первые скворцы, сообщил РИАМО в субботу председатель Московского областного отделения Союза охраны птиц России Виктор Зубакин.
По его словам, птицы вернулись в этом году намного позже, чем в прошлом.
«В этом году, безусловно, позднее, чем было в прошлом году – тогда была очень ранняя весна, грачи вообще прилетели в феврале, а скворцы, жаворонки, зяблики, чибисы вернулись в первую декаду марта. Это довольно рано. В этом году весна, безусловно, поздняя», — добавил Зубакин.
Он отметил, что в этом году первые скворцы вернулись в 20-х числах марта – это сроки, которые являются традиционными для перелетных птиц. Массового прилета скворцов не наблюдается. Птицы, которые прилетают в регион первыми, сильно зависимы от погоды, от схода снега.
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»
Замена для «Грача»: каким будет российский штурмовик будущего
Заявления о том, что на базе истребителя-бомбардировщика Су-34 будет создаваться самолет штурмовой авиации, Бондарев делает не первый раз. Так, в 2016 году тогда еще действующий главком ВКС заявил, что в будущем на базе Су-34 планируется создать линейку различных модификаций.
«Мое мнение таково, что новый штурмовик все-таки надо делать на базе Су-34. Прекрасный самолет. Маневренный, восемь тонн бомбовой нагрузки против четырех у «двадцать пятого», прекраснейшие точностные характеристики . Я думаю, проще и быстрее будет сделать кабину для одного пилота, а все остальное оставить как есть», – сказал Бондарев.
Также Бондарев отметил, что штурмовики Су-25 все еще имеют серьезный модернизационный, ремонтный потенциал и их ресурса должно хватить на 10–15 лет. В первую очередь этот срок обусловлен сроком службы планеров самолетов.
«Шершень» и Як-130
Проработка проектов нового российского штурмовика началась несколько лет назад. В частности, в госпрограмму вооружений до 2020 года были включены опытно-конструкторские работы по проекту с шифром «Шершень-ЭП», который планировалось создавать на базе Су-25. Предполагалось, что самолет получит двигатели Р-195 и новое бортовое радиоэлектронное оборудование. Кроме того, в начале текущего года глава Минпромторга РФ Денис Мантуров завил, что заменой штурмовика может стать учебно-боевой самолет Як-130.
В таком разбросе мнений о том, каким должен быть новый российский штурмовик, нет ничего удивительного. Во-первых, именно так всегда находится самый оптимальный вариант, а во-вторых, споры в данном случае идут не о конкретной машине, а о том, какое место она должна занять на поле боя в вооруженных конфликтах будущего. И для того, чтобы понять это, нужно рассказать об истории отечественной штурмовой авиации.
Железобетонный самолет
Российская военная история знает показательный пример, когда от штурмовой авиации зависело будущее всей страны. Ил-2, или, как его называли немцы, «железобетонный самолет», создавался для непосредственной поддержки войск на поле боя. Важно подчеркнуть, что во время Великой Отечественной войны штурмовали наземные цели не только штурмовики, но и пилоты истребителей. В начале войны из-за нехватки подходящей техники эти задачи в том числе выполняли даже бомбардировщики Ил-4, что закономерно вело к огромным потерям.
Главное отличие Ил-2 от других самолетов заключалось в том, что он изначально создавался как штурмовик: броня была частью конструкции, которая не только защищала от пуль, но и несла нагрузку. А вот все попытки создать аналог советского штурмовика в Германии провалились. Ил-2 стал самым массовым самолетом в истории авиации: всего было построено порядка 36 тыс. штурмовиков, которые сильно повлияли на исход войны. Модификации этих машин использовались в некоторых странах вплоть до 1954 года, но в СССР штурмовая авиация после войны была вовсе ликвидирована.
Ильюшин против Сухого
Штурмовая авиация была упразднена приказом министра обороны СССР 20 апреля 1956 года. Связано это было с появлением тактического ядерного оружия, которое заставило по-другому взглянуть на задачи ВВС над полем боя: в случае ядерной войны штурмовые самолеты казались ненужными. Кроме того, командование было уверено, что в случае необходимости штурмовую авиацию легко заменит истребительная, которая уже тогда могла нести широкий спектр вооружения. Но вскоре оказалось, что это не так.
К середине 60-х годов военные доктрины СССР и США снова кардинально изменились. Стало понятно, что полномасштабная ядерная война маловероятна, а в локальных конфликтах будут задействованы обычные вооружения. В 1967 году прошли учения «Днепр», в ходе которых пилоты истребителей пытались наносить удары по наземным объектам. Результаты оказались неожиданными: самым эффективным стал истребитель МиГ-17, который благодаря своей маневренности позволял пилотам уверенно распознавать и поражать цели. Другим скоростным машинам попасть по «земле» было трудно из-за их высокой скорости. Стало понятно, что армии нужен новый штурмовик, которым стал Су-25, позже получивший в войсках прозвище «Грач».
Разработку проекта Су-25 начали молодые сотрудники ОКБ «Сухого» втайне от руководства задолго до того, как Минобороны СССР объявило конкурс на новый штурмовик. Во многом именно это повлияло на победу Су-25: эта машина на конкурсе была единственной, представленной в виде полноразмерного макета, что, безусловно, в том числе повлияло на выбор комиссии.
ОКБ им. С. В. Ильюшина представило на конкурс проект штурмовика Ил-102, который был значительно больше Су-25: масса пустого самолета составляла 13 т против девяти у Су-25, а полезная нагрузка Ил-102 была приближена к Су-34 и составляла 7 200 кг. Но на вооружение был принят именно самолет «Сухого», и, конечно, это было сделано далеко не только потому, что ОКБ представило полномасштабный макет: проект оказался более приближен к потребностям военных, чем Ил-102.
Рожденный в спорах
Размеры самолета и его взлетный вес неоднократно менялись в ходе проектирования: изначально машина была значительно легче, а военные хотели получить сверхзвуковую машину. В результате в серию пошел самолет с нормальной взлетной массой 14 600 кг, максимальной скоростью 950 км/ч и максимальной боевой нагрузкой 4 400 кг.
Предполагалось, что Су-25 должен будет перемещаться вместе с армией в случае ее наступления или отступления, и поэтому способен взлетать с грунтовых полос, а в случае острой необходимости использовать автомобильный бензин вместо авиационного керосина. Все ключевые элементы самолета хорошо бронированы. Изначально в специальных контейнерах предполагалось перевозить все необходимое для обслуживания самолета в полевых условиях, в том числе техника из наземного обслуживающего персонала.
Важно подчеркнуть, что ни разу за всю многолетнюю историю боевого применения штурмовика эти возможности ему не пригодились. Но в бою машина проявила себя великолепно, став по-настоящему легендарной.
Самолет несет широкий спектр вооружения, начиная с управляемых и неуправляемых ракет и заканчивая 20-мм пушкой ГШ-30-2 и противотанковым ракетным комплексом «Вихрь». Самолет проходил несколько модификаций для ВКС РФ. Новейшая из них – Су-25СМ3.
«Грачи» над Сирией
С появлением высокоточного оружия снова начались разговоры о том, что штурмовая авиация больше не нужна. Зачем, если существуют крылатые ракеты, способные с расстояния в тысячи километров попасть в любое окно? Особенно громко голоса в пользу снятия с вооружения штурмовиков стали звучать в США, где истребитель F-35 A-10 должен заменить A-10 Thunderbolt. Во многом это связано с тем, что разработчики истребителя всеми правдами и неправдами пытались окупить колоссальные средства, вложенные в этот проект. Вот только на деле штурмовики по-прежнему остаются одной из главных ударных сил на поле боя, и касается это как американской авиации, так и российской.
Штурмовики Су-25 вместе с фронтовыми бомбардировщиками Су-24 составляют костяк российской группировки в Сирии. Самолеты эффективно применялись для уничтожения командных пунктов, складов, живой силы боевиков. Особенно эффективно «Грачи» показали себя при уничтожении бронетехники террористов.
Но известно как минимум два случая, которые показали, что эти самолеты очень трудно чем-то заменить. Так, штурмовики Су-25 оказывали воздушную поддержку при деблокировании взвода российской военной полиции в зоне деэскалации «Идлиб» в Сирии, нанося удары по позициям боевиков. Благодаря быстрому реагированию и точности ударов авиации российские военные были успешно выведены из окружения. Второй известный случай – когда штурмовики прикрывали движение войск по дороге к Дейр-эз-Зору, не позволяя террористам приблизиться к колонне.
«Когда дело доходит до реальных вооруженных конфликтов, оказывается, что хорошо бронированный и защищенный штурмовик по-прежнему остается незаменимым на поле боя, несмотря на появление все новых образцов вооружения. И в будущем эта ситуация вряд ли изменится», – считает военный эксперт Владимир Карнозов.
Замена для «Грача»
Концепция использования Су-34 в качестве штурмовика имеет как безусловные плюсы, так и минусы. К плюсам можно отнести то, что самолет имеет значительно большую боевую нагрузку в сравнении с Су-25, и то, что ОКР займут немного времени и потребуют относительно немного средств. Главным минусом такого проекта являются размеры самолета.
«Основная задача штурмовика – нанесение ударов по наземным целям с относительно малых высот. На этих высотах машину может «достать» огонь из стрелкового оружия. И чем больше будет самолет, тем выше шансы, что в него смогут попасть. Кроме того, большие размеры и взлетная масса могут повысить стоимость летного часа в сравнении с более легкими штурмовиками», – считает военный эксперт Дмитрий Дрозденко.
По данным источника сайта ТРК «Звезда» в оборонно-промышленном комплексе, опытно-конструкторские работы по этому проекту пока что не начаты, и вопрос создания на базе Су-34 пока что остается открытым.
«Штурмовик – это самолет, который изначально создавался под определенные задачи, и создать его из Су-34 или Як-130 довольно трудно. Поэтому, на мой взгляд, более целесообразным было бы продолжение работ по проекту «Шершень»», – считает Карнозов.
По словам Виктора Бондарева, работы по созданию на базе Су-34 штурмовика запланированы на 2018 год. Именно просчет стоимости этих работ и моделирование эффективности этой машины на поле боя покажут, необходима ли она ВКС.
Меряем эстетику (о грачах).
«Чиновники уничтожили гнезда грачей, посчитав их… неэстетичными. Дикая новость пришла из Пошехонского района: местным чиновникам не угодили… грачи. И чтобы избавиться от пернатых, в администрации района решили попросту разорить гнезда «плохих» птиц. Договорились с руководством местного филиала энергетической компании, у которой есть машина с вышкой, ударили по рукам и приступили к разорению птичьих гнезд. Энергетики подъезжали к березам, палками сбивали гнезда с ветвей на землю»
У меня несколько наивных вопросов к заместителю главы Пошехонского района Валерию Глобе, отдавшему соответствующее указание.
1. «Грачи вообще птицы не очень эстетичные, а их гнезда тем более. Вот соловьи или дрозды — другое дело» — заявил Валерий Глоба. Сами-то вы, Валерий Иванович, видимо, Аполлон? Может вам сперва как-то собственную эстетику подправить?
2. «Грачи свили гнезда прямо над гранитными стелами, где выбиты имена героев, пачкали их своим пометом. Мы не могли этого допустить в канун такого большого праздника». А вы, Валерий Иванович, почистить памятник (хотя бы перед праздником) не пробовали?
3. «К тому же, от помета гибнут деревья, и через пару лет мы вообще можем лишиться парка». Это грачи так деревья должны засрать? Вы бредите?
4. «А рабочие убрали всего-то пять старых гнезд, в которых не было никаких птенцов». А проверка прокуратуры показала, что Валерий Иванович нагло врет. И, кстати, сразу вопрос — если никаких птиц там не было, то кто загадил парк аж до гибели деревьев, кто насрал на имена героев, и зачем вы, Валерий Иванович, дали распоряжение уничтожать явно пустые гнезда? Скажите, Вы дурак?
5. «Какое еще уголовное дело о жестоком обращении с животными? Какие для этого основания? Их нет и быть не может, ведь грачи не могут написать заявление» — заявил Валерий Глоба. Валерий Иванович, вы в своем уме? По вашей логике изнасиловать несовершеннолетнего тоже можно — он же тоже не может написать заявление? Такие рассуждения для вас — норма?
Да, Валерий Иванович Глоба, заместитель главы Пошехонского района, демонстрирует нам образец какой-то запредельной тупости.
Если что — это тот самый В.И. Глоба, которого уже однажды суд турнул с этого поста. Дело в том, что его руководитель, глава района Николай Белов, впихнул этого эстетствующего деятеля на должность без конкурса и несмотря на его несоответствие квалификационным требованиям (не было стажа муниципальной службы). Для справки — уроки эстетики Валерий Иванович получал, руководя районной станцией по борьбе с болезнями животных. Страшно представить, как он с ними боролся, если даже птичьи какашки Глоба умеет искоренять только путем повального убийства и разорения.
Даже не имеет смысла ссылаться на мнение орнитологов о том, что грач — крайне полезная птица, или на хрестоматийную картину Саврасова.
Кстати, мои дорогие любители прекрасного!
Предлагаю сравнить эстетику и высказаться в комментариях.
«Грачи» поумнели. Чем опасен модернизированный штурмовик Су-25СМ3
МОСКВА, 4 мая — РИА Новости, Андрей Коц. Знаменитые российские «грачи» скоро обретут вторую молодость: Минобороны объявило тендер на модернизацию партии из четырех штурмовиков Су-25 до версии СМ3. Машины получат принципиально новые боевые возможности, которыми ранее могли похвастать только высокотехнологичные и дорогие истребители-бомбардировщики. Вместе с тем они сохранят свои главные достоинства — проверенную временем надежность и потрясающую живучесть. Об особенностях штурмовиков Су-25СМ3 — в материале РИА Новости.
«На модернизированных штурмовиках сохранили интегрированное в планер бронирование, неоднократно спасавшее летчиков в даже, казалось бы, безвыходных ситуациях. Но внутри это совершенно другие машины, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — Главное нововведение — Су-25СМ3 получили современный прицельно-навигационный комплекс СОЛТ-25 (система оптическая лазерная тепловизионная), благодаря которому научились обнаруживать и отслеживать наземные, надводные и воздушные цели в любых климатических условиях и в любое время суток. Более ранние варианты штурмовиков по ночам практически не воевали».
Как показывает опыт вооруженных конфликтов последних 20-30 лет, в большинстве случаев «грачи» поражали наземные цели свободнопадающими авиабомбами и неуправляемыми авиационными ракетами (НАР), мало изменившимися со времен Великой Отечественной войны. Су-25СМ3 атакует противника широкой номенклатурой современного «умного» оружия. Известно, что обновленный штурмовик умеет использовать противорадиолокационные ракеты для вывода из строя ПВО противника, корректируемые авиабомбы и многое другое.
«Суфлер» для летчика
Само собой, Су-25СМ3 оборудован модулем ГЛОНАСС для навигации и применения высокоточного оружия. В то же время летчик всегда может рассчитывать на инерциальную навигационную систему, которая помогает выполнить боевую задачу даже при отсутствии сигнала со спутника. Для защиты от истребителей и средств ПВО противника самолет оснащен системой радиоэлектронной борьбы «Витебск-25», способной обмануть и самую хитрую ракету. Кроме того, Су-25СМ3 получил современные цифровые средства связи, работающие по защищенным каналам. Модернизации подверглись и другие системы штурмовика, в частности, топливная и аппаратура управления двигателями. Проще говоря, «грач» научился дольше и дальше летать.
«Важно отметить, что самолет не просто оснащен новым оборудованием — меняется сама тактика его боевого применения, — подчеркнул Виктор Мураховский. — Су-25СМ3 встроен в автоматизированную систему управления ВКС и в разведывательно-ударные контуры межвидовых группировок войск. Эта интеграция штурмовика в единую сеть значительно ускоряет обмен информацией между «небом» и «землей» и в несколько раз сокращает время от момента обнаружения целей до их уничтожения».
Проверены временем
Все это значительно продлевает жизнь Су-25. По мнению ряда экспертов, в эпоху дальнобойного высокоточного оружия дозвуковые штурмовики потеряли актуальность и морально устарели. Однако даже американцы с их колоссальным военным бюджетом не спешат отказываться от основного самолета огневой поддержки войск А-10 Thunderbolt II, который воюет с конца 1970-х и несколько раз сильно модернизировался. Его постоянно критикуют, но он неизменно хорошо проявляет себя в бою.
Усложнившись технологически, Су-25СМ3 сохранил легендарную защищенность и надежность. Кабина пилота покрыта авиационной титановой броней с толщиной бронеплит от десяти до 24 миллиметров. Летчику не опасен обстрел из любого ствольного оружия калибра до 12,7 миллиметра, а по наиболее опасным направлениям — из зенитных орудий до 30 миллиметров. Все критически важные системы штурмовика тоже обшиты титаном и, кроме того, дублируются. При повреждении основной немедленно включается запасная.
Эта надежность снискала Су-25 широкое признание во всем мире. Об экспортном потенциале новейшего Су-25СМ3 говорить пока рано, однако «грачи» различных модификаций стоят на вооружении более 20 стран. Контракты на их модернизацию были бы ценным подарком для отечественной оборонки.
Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.
© 2018 МИА «Россия сегодня»
Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Главный редактор: Анисимов А.С.
Адрес электронной почты Редакции: [email protected]
Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601
Настоящий ресурс содержит материалы 18+
Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.
Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.
Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.
Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.
На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.
Комментарий пользователя будет удален, если он:
- не соответствует тематике страницы;
- пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
- нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
- содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
- содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
- содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
- нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
- содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
- содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
- преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
- имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
- содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
- рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
- содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
- является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
- автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
- автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
- автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.
Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.
Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]
В письме должны быть указаны:
- Тема – восстановление доступа
- Логин пользователя
- Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.
В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.
Что лучше — грачи или крысы в городе? Эксперт комментирует борьбу с птицами в Малорите
В середине марта в Малорите в Брестской области обрезали деревья и сбрасывали гнезда грачей. Птицы полюбили парк в пределах улиц Несенюка и Парковой, чем доставляли неудобства местным жителям. Закон «О животном мире» разрешает уничтожать гнезда, если они портят эстетическое состояние города, в период с 16 октября по 15 апреля.
Работники ЖКХ , которые обрезали деревья, привязали к веткам мертвых птиц, подвесив их за лапы на проволоку.
— Здесь сыграл человеческий фактор. Людям просто надоело сбрасывать гнезда. Я сам был в шоке. Наши сотрудники проявили никому не нужную инициативу. Я думал, что это дети забросили! Нет чтобы что-то хорошее, так сделали ерунду и не согласовали, — комментирует ситуацию директор Малоритского ЖКХ Александр Пешта . — Там, где произошел этот конфуз, — пешеходная улица. С одной стороны — садик, чуть дальше — школа. Уже не говорю о том, что невозможно пройти — птицы гадят, но представьте еще утром и вечером постоянное «Каррр!». Я считаю, нужно прежде всего учитывать интересы людей. Не мы пришли в лес и птиц постреляли, а они пришли в среду обитания человека.
Местные, когда заметили дохлых грачей на деревьях, запаниковали. Активисты «Аховы птушак Бацькаўшчыны » (АПБ. — Ред.) потребовали провести проверку по поводу жестокого обращения с птицами. Из областного Комитета природных ресурсов и окружающей среды пришел ответ:
— Работники КУМПП «Малоритское ЖКХ» решили отпугнуть грачей от мест их постоянного гнездования. Для этого на городском полигоне твердых коммунальных отходов нашли мертвых грачей, которых и разместили на деревьях. Факты добычи и уничтожения грачей подтверждены не были. Основания для начала административного процесса за жестокое обращение с животными отсутствуют.
Зато есть вопрос о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Ведь мертвые птицы разлагаются…
— Официального обращения к нам пока не поступало, — говорит Владимир Кляцко, главврач Малоритского районного центра гигиены и эпидемиологии.
После этого случая в Малорите купили звуковой отпугиватель птиц.
— Он стоит около 30 миллионов. В середине апреля мы установили этот прибор, и я могу сказать, что он действует, — уверяет директор Малоритского ЖКХ. Прибор установлен недалеко от райисполкома и охватывает площадь чуть больше 1,2 гектара, на весь город этого недостаточно.
КОМПЕТЕНТНО
Что лучше: грачи или крысы в городе?
— В природе все взаимосвязано. Исчезнут грачи — придет черная или серая крыса. Что лучше: если два месяца покричат грачи или если крысы будут бегать? Крыс терпеть не будут, их начнут травить. Яды дальше пойдут в воду, — говорит Тимофей Пико, сотрудник по природоохранным вопросам АПБ. — Птицы селятся в городе, но нужно искать компромисс. Можно потерпеть. Период размножения у грачей длится два, максимум три месяца, все остальное время они не строят гнезда. Птенцов вывели и улетели. Можно привлекать естественных хищников. Этот год объявлен годом ушастой совы, а она как раз и любит прогонять врановых с их мест гнездования и занимать их гнезда. Можно создать ушастой сове условия, чтобы она в определенных местах селилась и прогнала с территории города тех же грачей.
Чиновник администрации Якутска, заказавший банкет за миллион рублей, уволился
Подписанные им муниципальные контракты по организации питания глава города отменила
Социальных предпринимателей поддержат
Фонд «Навстречу переменам» и Tele2 выбрали победителей конкурса, которые получат по 1,2 млн. рублей
Учителя ночуют в школах, а врачи работают по двое суток подряд: на что готовы «понаехавшие» из регионов ради московских зарплат
В столицу хлынули «бюджетники» из провинции
Медицинская Кущевка?
Наш колумнист Герман Пятов о том, почему больные из Гулькевичского района Краснодарского края вынуждены выбивать жизненно важные лекарства с вооруженными полицейскими, и много ли умерло тех, кто не догадался позвать полицию на помощь
Бизнес на понтах: Аренда крокодила и бойфренд напрокат
Пока одни рассказывают про свою красивую жизнь в соцсетях, другие делают на этом деньги
19-летний британец хочет стать депутатом, одеваясь, как Маргарет Тэтчер
Том Хулм с десяти лет полюбил наряжаться в девичьи платья, а затем решил копировать стиль «железной леди»
«Какой идиот это придумал?» Мама четвероклассницы, которую заставили написать «письмо отцу на фронт», возмутилась заданием
Но в комитете по образованию в Петербурге к составителям учебника нет никаких вопросов
Верховный суд реабилитировал невольных «шпионов»
Судьи высшей инстанции постановили, что покупка шпионского гаджета не является преступлением
Александр Моор: социальные общественные организации — полноправные партнеры власти
Глава региона уверен, цель работы властей заключается в повышении качества жизни тюменцев
Смарт ТВ: 6 причин включить онлайн-кинотеатр прямо сейчас
Открой возможности Смарт ТВ в своем телевизоре
Фонд социального страхования в полтора раза увеличивает финансирование мер по профилактике профзаболеваний
Об этом заявил заместитель председателя ФСС Сергей Алещенко во время пресс-конференции, посвященной открытию выставки «Безопасность и охрана труда»
Гильотина против никотина: как говорящие фамилии превратились в названия вещей
Некоторые говорящие фамилии давно не встречаются, но они обрели вторую жизнь в знакомых нам предметах или явлениях
«Любой пиар хорош кроме некролога». Владимир Познер объяснил, почему депутаты перестали следить за языком
У всех скандальных заявлений последнего времени одна причина — тщеславие, считает телеведущий
Возрастная категория сайта 18+
Когда прилетают грачи?
Обновлено: 11.03.2015 г.
Именно грачи на Руси всегда считались вестниками весны. Эти перелётные птицы первыми возвращаются с юга в среднюю полосу России. Обычно это происходит в середине марта, ближе ко второй половине месяца. Если верить народному календарю, возвращаются грачи 4 марта (17 марта по новому стилю) — на «Герасима Грачевника»*.
«Подавляющее большинство грачей улетает южнее, но какая-то часть у нас всё-таки зимует. Буквально в каких-то районах Москвы, в каких-то местах грачи есть, а в основном, на большей территории города их не встретишь. Так вот, как можно понять, что появились грачи, которые именно прилетели? Они появляются в необычных местах. Вот буквально 4 марта мы наблюдали грачей возле нашего дома в Измайлово, где зимой их не было. Таким образом, можно констатировать, что уже грачи прилетели», — сообщил эксперт.
Откуда прилетают грачи?
Грачи улетают в октябре на юго-запад. Огромными косяками птицы перемещаются в Туркмению, на Кавказ и далее. Стаи этих птиц летят вдоль Черноморского побережья Закавказья, растягиваясь на целые километры. Во время перелёта они питаются на кукурузных полях. Часть птиц улетает ещё дальше — в Африку, Афганистан и в Индию.
Сейчас из-за глобального потепления и климатических изменений всё больше птиц становятся оседлыми и остаются на зимовку в крупных городах средней полосы России.
Влияет ли ранняя весна на сроки возвращения птиц?
По словам орнитолога Вадима Авданина, ранняя весна действительно влияет на некоторые виды птиц. «Есть птицы, которые зимуют недалеко, и они как раз на ход весны реагируют очень чётко. Буквально, как только тает лёд на реках, начинается прилёт уток. Самыми первыми прилетают лебеди, точнее, они прилетают не к нам, они через нас летят. Очень рано появляются грачи и белые трясогузки. Есть такая примета: трясогузка хвостом лёд разбивает. То есть её появление обычно совпадает с ледоходом. А дальние мигранты, которые зимуют на больших расстояниях, они летят буквально по календарю. Например, стрижи, которые всегда появляются в интервале 9–15 мая. Иногда каким-то образом они всё-таки «узнают», что у нас потеплело рано, и их появление сдвигается на более ранние сроки, но разброс по датам всё равно получается небольшим», — пояснил эксперт.
Какие приметы связаны с грачами?
Люди с древних времён отслеживали прилёт грачей и их последующее поведение, по которому можно было предсказать погоду. С грачами связаны народные приметы: «Если грачи сели в гнёзда, то через три недели можно выходить на посев», «Если грачи прямо на старые гнёзда летят — дружная весна будет: полая вода сбежит вся разом», «Грач прилетел — через месяц снег сойдёт», «Грачи играют — к хорошей погоде; с криком вьются, сядут на гнёзда и опять взовьются — погода переменится».
Если же грачи прилетали раньше 4 марта, в этом видели дурную примету, предвещавшую голодный год. Чтобы ускорить наступление тепла, в день святых Герасимов пекли из ржаного кислого теста птичек — «грачей».
В этот день существовали и свои запреты. Крестьяне говорили: «Кто на Грачевника в новые лапти обуется, у того весь день будет шея скрипеть».
*Герасим Грачевник — 4 марта (17 марта по новому стилю) в русском крестьянском календаре получило имя Герасима Грачевника. День назван в честь двух христианских святых — Герасима Иорданского и Герасима Вологодского. Считалось, что именно с этого дня в родные гнёзда начинают возвращаться грачи — «Герасим-грачевник грачей пригнал».
Грачи прилетели в Москву
21 марта 2018 22:05 7
Первые птицы приземлились на юго-востоке Москвы. Фото: GLOBAL LOOK PRESS
В Москве днем уже плюсовая температура. Темнеет после 19.00. Двухметровых сугробов во дворах почти нет. Значит, весна где-то рядом. Более того, в столицу возвращаются грачи. Первые птицы приземлились на юго-востоке Москвы в районе Лефортово . Об этом сообщили сразу несколько пользователей соцсетей.
По словам орнитолога и руководителя птичьего приюта в «Сокольниках» Вадима Мишина , время для их возвращения самое подходящее.
— Есть же народная примета, что грачам желательно прилетать после 17 марта, — рассказал специалист. — В этот день отмечают народный праздник Герасима Грачевника. И считается, что лето будет жарким, если грачи вернулись после 17 марта. Если раньше, то быть лету гнилым. Любопытно, что возвращение этих птиц не связано напрямую с погодой. Они могут прилететь и в мороз . Скорее это зависит от продолжительности дня и влияния электромагнитного поля земли.
Кстати, в прошлом году грачи нагрянули аж 3 марта. А в 2006-м вообще в конце февраля. Весна в те годы была очень ранней, и в ее первые дни в Москве появились подснежники и тюльпаны.
ВОПРОС ДНЯ
Вы почувствовали, что в Москву пришла весна?
Виталий МИЛОНОВ, депутат Госдумы:
— Был на стройке церкви. И тут вышло солнышко, на глазах прорядились проталины на полянке. Чудо! Да, я видел, что в столицу прилетели грачи. Небось вернулись из теплых краев и офигели от московского снега. Еще активизировались психи. Они меня атакуют и в соцсетях, и в Госдуму — доносами.
Алексей КОРТНЕВ, лидер группы «Несчастный случай»:
— Я уже несколько дней в Сочи . Тут уже лето на пороге. При сильной воле, не боясь прохлады, можно даже загорать.
— Пока не чувствую, лежу болею.
Станислав САДАЛЬСКИЙ, актер:
— Ну да, уже пахнет весной. Вот только проходит она быстро.
Какую работу нашли грачам во французском парке
13 августа, 07:45
Поделиться в социальных сетях:
Французским грачам нашли новую работу. В историческом парке Пюи-дю-Фу на западе страны решили привлечь птиц к уборке мусора. С сегодняшнего дня шесть грачей, как ожидается, будут собирать окурки и другой мелкий мусор в специальные контейнеры. А за это помощникам будут давать еду.
Как именно тренировали птиц – не сообщается. Однако в администрации отмечают, что обучить их было несложно. Авторы идеи говорят, что цель проекта не только в том, чтобы сделать парк чище, но и в том, чтобы напомнить людям о бережном отношении к окружающей среде. Подробнее – в сюжете телеканала Москва 24.
Поделиться в социальных сетях:
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Учредитель и редакция — АО «Москва Медиа». Главный редактор И.Л. Шестаков. Адрес редакции: 127137, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. 24, стр. Тел.: +7 (495) 728-73-81. Почта: [email protected].
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Источник и правообладатель информации о курсах валют — ПАО «Московская биржа». По условиям распространения информации обращаться на ПАО «Московская биржа». Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».