Оглавление:
Учебно-информационный центр крымресурс
Инструкция: как назначить ответственного за безопасность дорожного движения
30 Ноября 2017 г.
8 ноября 2017 года вступил в силу порядок аттестации ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью. Ответственный за БДД должен быть в каждой организации, которая эксплуатирует транспорт. У работодателей есть предубеждение, что если в названии мероприятия присутствует слово «безопасность», значит, это обязанность специалиста по охране труда, поэтому нередко именно на него пытаются возложить ответственность за БДД. Поможем вам аргументировать руководителю, кого нужно назначить ответственным за безопасность дорожного движения и расскажем, какие обязанности выполняет этот сотрудник. Задача специалиста по охране труда — контролировать его деятельность. Скачайте в формате Word приказы о назначении ответственного и воспользуйтесь памяткой, чтобы направить его на аттестацию.
В каких организациях должен быть ответственный за БДД
Ответственного за БДД назначают в каждой организации, которая эксплуатирует транспортные средства (п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Для этого издают приказ.
Если организация транспортная, для профилактики дорожно-транспортных происшествий, взаимодействия с ГИБДД и управлением государственного автодорожного надзора (далее — УГАДН) по вопросам безопасности дорожного движения в организациях создают службу БДД при транспортном цехе. Для организаций, которые занимаются транспортными перевозками, УГАДН является контролирующим органом. Он имеет право привлечь к административной ответственности работодателей, если они не выполняют требования федерального законодательства.
Кого назначить ответственным за БДД
У сотрудника должен быть диплом о высшем образовании по направлению подготовки, которая входит в группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». Кроме того, ответственный должен пройти аттестацию по безопасности дорожного движения (смотрите памятку).
Если у работника нет профильного образования, он может пройти профессиональную переподготовку по квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения в объеме не менее 250 часов на базе любого другого высшего образования. После повышения квалификации работник проходит аттестацию по безопасности дорожного движения.
Работника без высшего образования назначить ответственным за БДД нельзя, даже если у него большой трудовой стаж и среднее профессиональное образование. Если работодатель не соблюдает требования к квалификации ответственного за БДД, его могут привлечь к административной ответственности по части 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
Законодательство не предъявляет требования к стажу работы ответственного за безопасность дорожного движения, но назначать на должность малоопытного сотрудника нецелесообразно (п. 16.4 профессиональных и квалификационных требований, утв. приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287). Для выполнения функций ответственного нужны технические знания, авторитет среди персонала, практика работы контролером транспортных средств, производственный опыт, а также знания логистики и экономики перевозок.
Если в организации не выделяют отдельную штатную единицу, ответственным за безопасность дорожного движения обычно назначают начальника транспортного участка или главного механика.
Руководителя организации и специалиста по охране труда не назначают ответственными за безопасность дорожного движения, так как должностное лицо не может одновременно выполнять контролирующие и исполнительские функции. Специалист по охране труда проверяет соблюдение охраны труда на транспортном участке и оказывает методическую помощь. Ответственный за БДД обязан исполнять предписания специалиста по охране труда.
Какие обязанности выполняет ответственный
Перечень обязанностей, пределы ответственности, а также необходимый объем знаний, умений и профессионального опыта прописывают в должностной инструкции ответственного за БДД. При составлении должностной инструкции можно руководствоваться проверочным чек-листом соблюдения требований в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Чек-лист опубликован на официальном сайте Ространснадзора.
Ключевые обязанности ответственного за БДД:
1. Подписывает заключение по допуску работника к самостоятельной работе. Безопасность работников транспортного отдела — основная задача ответственного за БДД. Он должен проследить за тем, чтобы каждый кандидат на должность водителя прошел подготовку по охране труда, чтобы у него была нужная категория в водительском удостоверении, и отсутствовали противопоказания по состоянию здоровья. Ответственный за БДД лично контролирует качественное проведение стажировки водителей, отбирает опытных наставников для новичков. После стажировки водитель должен пройти проверку знаний требований охраны труда. В случае ДТП Ространснадзор в первую очередь проверяет, каким образом проводили допуск водителя к управлению транспортным средством.
Если с работником транспортной службы произойдет несчастный случай в результате ДТП, который повлечет за собой тяжкие последствия, ответственный за БДД будет отвечать как должностное лицо организации. Также ответственного могут дисквалифицировать и удалить из реестра аттестованных специалистов.
2. Проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Ответственный за БДД должен анализировать все причины ДТП, проводить инструктажи по безопасности дорожного движения с водительским составом, постоянно отслеживать профессиональную компетентность и профпригодность работников.
3. роверяет соблюдение режима труда и отдыха водителей. Ответственный за БДД оказывает методическую помощь и контролирует работу диспетчера по ведению путевых листов, их хранению и учету. Для того чтобы не было нарушений в режиме труда и отдыха водителей, ответственный должен знать нормы оснащения санитарно-бытовых помещений для водителя, нормы учета рабочего времени, постоянно анализировать данные тахографического контроля.
4. Ведет техническую документацию по эксплуатации транспортных средств. Транспортные средства должны иметь диагностические карты технического осмотра. Путевые листы нумеруют, ведут их учет в журнале и хранят согласно номенклатуре дел организации. Затраты по ГСМ рассчитывают согласно летним и зимним нормам выдачи. Каждую замену шин, трансмиссионного и моторного масел регистрируют в журнале технического осмотра транспортного средства. Ответственный за БДД разрабатывает план расстановки техники в гараже, транспортно-технологическую схему транспортных потоков по территории организации.
За каждым водителем должно быть закреплено транспортное средство. Если водители работают в многосменном режиме, то такой режим также должен быть отражен в приказе или распоряжении о закреплении ТС. Ответственный за БДД должен проконтролировать соблюдение этих требований.
Приказ о назначении лица, ответственного за БДД
Приказ о закреплении транспортных средств и технологического оборудования транспортного цеха
Приказ о назначении ответственных лиц
г. __________ «___»________201_г.
В целях обеспечения выполнения Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также в целях обеспечения безопасности труда
1.Назначить ответственным за обеспечение требований безопасности дорожного движения должность Ф.И.О.
2.должность Ф.И.О. обеспечить:
- проведение стажировки лиц впервые нанимаемых на работу в качестве водителя или при переводе на новый тип транспортного средства, а также лиц, в должностные обязанности которых входит управление служебным автомобилем;
- водителей транспортных средств оперативной информацией по обеспечению безопасности перевозки путем проведения соответствующих инструктажей;
- проведение обязательных медицинских осмотров водителей и обеспечить учет и анализ данных медосмотров;
- проведение мероприятий по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи в ДТП;
- соблюдение условий работы водителей в соответствии с режимом труда и отдыха;
- организацию ежегодных занятий по 20-ти часовой программе для обеспечения безопасности дорожного движения;
- учет и анализ нарушений правил дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации.
3.Назначить ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств должность Ф.И.О.
4.должность Ф.И.О. обеспечить:
- соответствие транспортных средств по назначению и конструкции установленным требованиям безопасности;
- наличие действующей разрешительной документации, необходимой для допуска к участию транспортного средства в дорожном движении в соответствии с законодательством РФ;
- поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии в соответствии с инструкцией по эксплуатации изготовителя транспортного средства;
- проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в порядке и объемах, определяемых технической и эксплуатационной документацией изготовителей транспортных средств;
- проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой о технической исправности (неисправности) транспортных средств в путевом листе;
- учет неисправностей транспортных средств и их устранения;
- стоянки (хранения) транспортных средств, исключающее доступ к ним посторонних лиц, а также самовольное их использование водителями.
5.Назначить ответственным за выдачу путевых листов и контроль за их правильным заполнением должность Ф.И.О.
6.должность Ф.И.О. обеспечить:
- учет путевой документации;
- контроль за правильным заполнением путевой документации.
С Приказом ознакомлен:_________________________подпись
Автотранспорт — правила, нормы, положения
эксплуатация автомобильного транспорта
16. Ответственный за безопасность дорожного движения
Ответственный за безопасность дорожного движения.
1. Ответственный за безопасность дорожного движения назначается (вводится) каждым юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (статья 20 закона о безопасности дорожного движения).
2. Ответственный за безопасность дорожного движения может исполнять свои обязанности при назначении на должность инженера по безопасности дорожного движения или специалиста по безопасности дорожного движения (то есть выполнять трудовые функции только по этим должностям).
3. Оветственным за безопасность дорожного движения может быть назначен специалист субъекта транспортной деятельности с исполнением обязанностей по вопросам безопасности дорожного движения наряду со своими трудовыми обязанностями по другой должности.
4. К ответственному за безопасность дорожного движения в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. N 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом,» предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
4.1. Ответственный за безопасность дорожного движения должен знать:
— нормативные акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов;
— основы трудового законодательства;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты;
— назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
— правила технической эксплуатации транспортных средств;
— методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
— организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
— порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
4.2. Ответственный за безопасность дорожного движения должен уметь:
— разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение;
— анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке готовить отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению;
— осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с данными Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России;
— разрабатывать или участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;
— организовывать и проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе;
— информировать водительский состав, инженерно-технических работников, органы управления юридического лица, индивидуального предпринимателя о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий;
— устанавливать причины и обстоятельства возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявлять нарушения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения;
— контролировать допуск водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;
— контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров;
— организовывать проведение инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств в различных дорожных и климатических условиях;
— контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха водителей;
— организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников;
— организовывать работу кабинета (класса) безопасности дорожного движения по плану, утвержденному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
4.3. К ответственному за безопасность дорожного движения предъявляется одно из следующих требований:
— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
— требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
5. Профессиональная переподготовка с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения производится на основании программ профессиональной переподготовки в объеме не менее 250 часов (приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499).
Квалификационную переподготовку проходят лица с высшим образованием неавтомобильного профиля.
Программа профессиональной переподготовки для ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя следующие темы:
5.1. Нормативно-правовая база в области безопасности дорожного движения.
5.2. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности
колесных транспортных средств».
5.3. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог».
5.4. Технический надзор органов ГИБДД РФ.
5.5. Основные нормативно-технические документы по обеспечению безопасности дорожного движения (закон о БДД, Правила дорожного движения и т.д.).
5.6. Требования к техническому состоянию и оборудованию автотранспортных средств.
5.7. Противопожарная защита автотранспортных средств.
5.8. Соблюдение режима труда и отдыха водительского состава.
5.9. Перевозки пассажиров автомобильным транспортом.
5.10. Транспортный процесс перевозки грузов, в том числе крупногабаритных, тяжеловесных и опасных.
5.11. Надежность водителя и безопасность движения.
5.12. Организация стажировки водителей и работы водителей-наставников.
5.13. Организация проведения медицинских осмотров водителей.
5.14. Служебное расследование, учет и анализ дорожно-транспортных происшествий.
5.15. Охрана окружающей среды от неблагоприятного воздействия транспорта
5.16. Страхование ответственности перевозчика, пассажиров и грузов.
5.17. Виды водительских удостоверений.
6. Ответственный за безопасность дорожного движения в случае выполнения своих функций на должности инженера (специалиста) по безопасности дорожного движения должен работать на основании одноименной должностной инструкции, содержащей разделы: квалификационные требования, должен знать, функции, должностные обязанности, права и ответственность. Должностная инструкция утверждается руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Основой для разработки должностной инструкции служат квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе 4 настоящей статьи.
6.1. Ответственный за безопасность дорожного движения в случае выполнения своих функций при совмещении профессий (должностей) должен исполнять свои обязанности (по безопасности движения) на основании приказа (распоряжения) руководителя субъекта транспортной деятельности.
Приказ о назначении ответственного за безопасность дорожного движения
Приказ о назначении ответственного за БДД является обязательным документом для любой организации, в которой эксплуатируют транспортные средства. В статье мы расскажем, что должен содержать этот документ и где скачать образец.
Что должен содержать приказ о назначении ответственного за БДД
Обязанность назначить ответственного за БДД в каждой эксплуатирующей ТС организации заставляет работодателя издать отдельный приказ. От того, как будет составлен этот документ, зависит, как будет построена работа по БДД на предприятии.
Скачать документы из статьи:
Приказ содержит информацию, указанную в констатирующей и распорядительной части.
В констатирующей части приводятся основания для его издания и перечень пунктов нормативных правовых актов, на которые будут сделаны ссылки. Обязательно следует сослаться на п. 4 ст. 20 закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Кроме того, должны быть сделаны ссылки и на предыдущие ЛНА работодателя, имеющие отношение к БДД, в том числе об аттестации работника, назначенного ответственным, в комиссии государственного автодорожного надзора. Если же работодатель решил одновременно с назначением направить ответственного в УГАДН на аттестацию, он также имеет на это право. К аттестации в УГАДН предъявляются строгие требования, и назначенный работник обязан соответствовать квалификационным требованиям.
Памятка для ответственного за БДД: как пройти аттестацию
Ответственным за безопасность дорожного движения в организации может быть назначен сотрудник из числа руководителей и специалистов, имеющий высшее профильное образование по специальности «Техника и технологии наземного транспорта». Допускается наличие диплома о высшем образовании по специальностям:
- Технология транспортных процессов.
- Наземные транспортно-технологические комплексы.
- Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов.
При отсутствии высшего образования по этим специальностям, можно пройти профпереподготовку в учебном центре. Однако лицо со средним профессиональным образованием нельзя назначить ответственным за БДД даже при наличии такой профпереподготовки. Секретарь комиссии УГАДН откажет аттестуемому в приеме документов. В зачет не будут брать ни опыт работы, ни профессиональные навыки.
ПРИКАЗ ПО ТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Главная → СТАТЬИ → ОБЕСПЕЧЕНИЕ БДД → ПРИКАЗ ПО ТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ОБЕСПЕЧЬТЕ БДД ОТ «НЕМЕДЛЕННО» до 30 ДНЕЙ в ПРОГРАММЕ-СОДЕЙСТВИЕ…
- Кто может быть ответственным по БДД и нужен ли он вообще?
- Какими нормативными документами пользоваться для обеспечения БДД?
- Нужно ли проходить ответственному лицу обучение и аттестацию по БДД?
- Какие мероприятия проводить для выполнения статьи 20 ФЗ №196 «О БДД»?
- Где взять полный пакет готовых шаблонов для обеспечения БДД?
ПРИКАЗ В ОБЛАСТИ БДД.
ПРИКАЗ ПО ТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРИКАЗОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (БДД).
Давайте определим темы:
- Обозначение зоны ответственности в области обеспечения БДД и закрепление за ними конкретных должностных лиц;
- Утверждение Положений, касающиеся деятельности различных областей БДД;
- Назначение необходимых комиссий, работающих в конкретных областях БДД;
- Стажировка и закрепление водителей за конкретными служебными автомобилями;
- другие темы, которые могут быть обозначены для выполнений требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
Приказы, как правило, оформляются на фирменных бланках, но если вы сделаете его на простом листе без фирменного логотипа, то ничего страшного здесь нет. Главное, чтобы было указано место его издания, дата и присвоен номер, согласно принятым у вас нормам делопроизводства. Затем обозначаете тему, то есть о чем Приказ, а затем обязательно обозначаете цель его издания. Например, тема: «О прохождении стажировки», цель: «В соответствии с требованиями п. 7.2.4. ГОСТа 12.004-90, Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Минтруда РФ об утверждении «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» №1/29 от 13.01.2003г., а также в целях обеспечения безопасности труда».
В Приказе по безопасности дорожного движения обозначаем конкретные мероприятия, которые необходимо выполнить, и конкретных должностных лиц, которые участвуют в выполнении этих мероприятий. Также обозначаем срок исполнения, как правило, он актуален. Тем самым мы распределяем зоны ответственности за конкретными лицами и обязательно обозначаем лицо, которое будет контролировать исполнение Приказа. Также не забываем в конце Приказа ставить графу «С приказом ознакомлен». Если список лиц, которые должны ознакомиться с текстом Приказа, большой (как минимум это все лица фигурирующие в тексте Приказа), то в Приказе делаем ссылку на, так называемый, «лист ознакомления». Лист ознакомления идет Приложением к Приказу по БДД.
ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА ПРИКАЗА ПО БДД.
КАК РАБОТАТЬ С ПРИКАЗАМИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (БДД).
…это отдельная тема, которая раскрывается в соответствующем тренинге.
ЗАПУЩЕНА НОВАЯ ПРОГРАММА-СОДЕЙСТВИЕ «ПРАКТИКУМ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ БДД за 30 ДНЕЙ»
CАМЫЕ ОБСУЖДАЕМЫЕ СТАТЬИ:
Кто и как должен проходить обучение и аттестацию по БДД… подробнее
Нужно ли походить обучению и аттестацию по БДД. Решение суда… подробнее
Проблемы при обеспечении безопасности дорожного движения… подробнее
Как назначить ответственного за выпуск автотранспорта на линию, если нет автомеханика?
Здравствуйте! Дано: в горполиклинике нет автомеханика. Должность не предусмотрена штатным расписанием. Водители входят в структурное подразделение «Хозотдел», которым заведует женщина, не имеющая техн. образования. Требуется: назначить ответственного за выпуск автотранспорта на линию (не путать с отв. за безопасность дорожного движения, которого можно назначить даже из другого отдела). Эту женщину -завхоза можно обучить в учебном центре, но преподаватели говорят, что удостоверение не будет иметь юрид-й силы. Подскажите выход :).
Ответы юристов (7)
Уважаемый Виталий Федорович! Здравствуйте! Обучите Вашего совхоза в учебном центре, далее издавайте приказ о возложении дополнительных обязанностей с соответствующей доплатой (увеличение объема выполняемой работы), составляйте дополнительное соглашение к трудовому договору.
И пусть человек трудиться на здоровье.
Есть вопрос к юристу?
согласно Приложению N 1
к Положению о порядке проведения
аттестации лиц, занимающих должност
и исполнительных руководителей
и специалистов предприятий транспорта
Перечень
должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации
С изменениями и дополнениями от:
11 мая 2000 г.
На автомобильном, электрическом городском наземном транспорте
Руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения в организациях, независимо от форм собственности и вида деятельности.
— отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, организаций;
— колонн (маршрутов), отрядов.
Специалисты:- диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов
в вашем случае функции начальника отдела безопасности ДД выполняет зав хоз отделом. ей необходимо пройти обучение, аттестацию и она сможет выполнять обязанности по выпуску транспорта на линию.
при этом не важно, как называется должность, главное, чтобы были прописаны ее трудовые обязанности в договоре и имелась аттестация.
Виталий Федорович, как видите, преподаватели не совсем правы, причем как я понял, они даже не поясняют свое мнение какой-либо ссылкой на нормативный акт. Сами подумайте, если удостоверение выдается человеку, прошедшему обучение, знания которого проверены, и он аттестован на выполнение указанной функции, что значит оно не будет иметь юридической силы?
Из уже указанного выше нормативного акта:
… Назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов проводится после проверки и положительной оценки знаний нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности движения в комиссиях, создаваемых в региональных или иных органах государственного управления на транспорте, а в случае их отсутствия — в органах, выдающих лицензии организациям.
3. Аттестация исполнительных руководителей и специалистов организаций проводится один раз в пять лет. Аттестация проводится после повышения квалификации аттестуемого, как правило, в учебных заведениях, указанных в Перечне, который определяется Министерством транспорта Российской Федерации, согласно приказу от 11.03.94 г. N 13/11.
Данное положение не содержит каких-либо иных условий, соблюдение которых требуется от претендента на выполнение указанной функции.
Добрый день! По существу Вашего вопроса могу пояснить следующее, что для выпуска автотранспорта необходимо должностное лицо имеющее на то право — т.е. прошедшее соответствующее обучение и имеющее подтверждающий обучение документ, кроме того, для того, что бы выполнять данную функцию определённым работником необходимо документально всё оформить — т.е. заключить дополнительное соглашение к трудовому договору о возложении дополнительных обязанностей и закрепить это в приказе. Таким образом, рекомендую направить в установленном порядке данного работника в учебное учреждение для прохождения обучения, после чего подготовить соглашение к трудовому договору подписать с работником и провести всё это соответствующим приказом. С Уважением.
Согласна с коллегами. Нигде не написано, кто именно может быть лицом, ответственным за выпуск транспорта на линию, нигде не содержится требований относительно наличия технического образования, поэтому удостоверения о прохождении соответствующего обучения будет достаточно. Но на месте Вашего завхоз я бы отказалась. Выпуск автомобиля на линию предполагает, в том числе, проверку технического состояния ТС, выявление неисправностей, при которых эксплуатация ТС запрещена. При этом ответственность такого лица за выпуск неисправного автомобиля может быть как административная, так и уголовная. Я знаю случаи, когда сами водители назначались лицами, ответственными за выпуск на линию закрепленных за ними автомобилей.
В соответствии с актуальной на данное время редакцией Приказа Минтранса России от 15.01.2014 N 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации,
Обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), достигается:
1) проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей);
2) наличием у субъекта транспортной деятельности должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность
При этом п.п. 1 говорит о том, что должен быть проведен профессиональный отбор — соответственно на должность должен быть назначен дипломированный специалист (техник-механик или инженер-механик), и только после этого проверяется соблюдение п.п. 2 — проведение аттестации данного специалиста.
В Вашем случае можно воспользоваться услугами любой сторонней организации, имеющей в штате такого специалиста, при этом при заключении договора, необходимо указать в нем наличие у специалиста соответствующей профессиональной квалификации и аттестации. Можно приложить к договору соответствующие копии.
С уважением, Иван.
Так же рекомендую поставить вопрос о введении в штатное расписание соответствующего специалиста, поскольку в случае возникновения происшествия, связанного с выпуском ТС на линию, уполномоченные должностные лица или суд будут устанавливать соответствие состояния организации движения на предприятии Федеральному закону от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О безопасности дорожного движения» и изданным на его основе НПА, в том числе и вышеуказанным приказом Минтранса,
Ищете ответ?
Спросить юриста проще!
Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.
Приказ Министерства транспорта РФ от 20 марта 2017 г. № 106 “Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью” (не вступил в силу)
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 1999, № 10, ст. 1158; 2002, № 18, ст. 1721; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 49, ст. 6070; № 46, ст. 5553; 2009, № 1, ст. 21; № 48, ст. 5717; 2010, № 30, ст. 4000; № 31, ст. 4196; 2011, № 17, ст. 2310; № 27, ст. 3881; № 29, ст. 4283; № 30 (ч. 1), ст. 4590, ст. 4596; 2012, № 25, ст. 3268; № 31, ст. 4320; 2013, № 17, ст. 2032; № 19, ст. 2319; № 27, ст. 3477; № 30 (ч. 1), ст. 4029; № 48, ст. 6165; № 52 (ч. 1), ст. 7002; 2014, № 42, ст. 5615; 2015, № 24, ст. 3370; № 29 (ч. 1), ст. 4359; № 48 (ч. 1), ст. 6706; ст. 6723; 2016, № 18, ст. 2502; № 27 (ч. 1), ст. 4192, ст. 4229) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью.
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 августа 2017 г.
УТВЕРЖДЕН
приказом Минтранса России
от 20.03.2017 г. № 106
Порядок
аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью
1. Порядок аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью (далее — Порядок, аттестация, специалист соответственно) разработан в соответствии пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
2. Настоящий Порядок устанавливает процедуру проведения аттестации специалиста.
3. Аттестация специалиста проводится в целях проверки его знаний и умений на соответствие Профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287* (далее — приказ № 287).
4. Проведение аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, создаваемыми распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации, с указанием субъектов Российской Федерации, на территории которых действуют комиссии, должности председателей аттестационных комиссий (далее — аттестационные комиссии).
5. Аттестационные комиссии формируются из представителей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и федерального бюджетного учреждения «Агентство автомобильного транспорта» (далее — ФБУ «Росавтотранс»).
6. В состав аттестационной комиссии входят: председатель, заместитель председателя, секретарь, члены аттестационной комиссии.
7. Председатель аттестационной комиссии:
утверждает состав и порядок работы аттестационной комиссии;
осуществляет общее руководство деятельностью аттестационной комиссии;
председательствует на заседаниях аттестационной комиссии;
организует работу аттестационной комиссии, несет ответственность за организацию деятельности аттестационной комиссии;
утверждает протоколы заседания аттестационной комиссии;
осуществляет общий контроль за реализацией принятых аттестационной комиссией решений.
8. В отсутствие председателя аттестационной комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя аттестационной комиссии.
9. Члены аттестационной комиссии:
присутствуют на заседаниях аттестационной комиссии;
участвуют в голосовании по вопросам, предусмотренным повесткой дня заседания аттестационной комиссии;
подписывают протокол заседания аттестационной комиссии;
излагают в письменном виде свое мнение в случае несогласия с принятым решением, которое подлежит обязательному включению в протокол заседания аттестационной комиссии.
10. Секретарь аттестационной комиссии:
проводит работу по обеспечению деятельности аттестационной комиссии;
готовит материалы к заседанию аттестационной комиссии и проекты протоколов заседания аттестационной комиссии;
осуществляет иные функции, предусмотренные пунктами 29, 33, 34, 47 настоящего Порядка.
11. График заседаний аттестационных комиссий (далее — график) утверждается председателем (заместителем председателя) аттестационной комиссии на календарный год и представляется в ФБУ «Росавтотранс» не позднее 20 календарных дней до даты проведения первой аттестации.
12. В случае внесения изменений в график председатель (заместитель председателя) аттестационной комиссии не позднее 20 календарных дней до предполагаемой даты аттестации представляет информацию в ФБУ «Росавтотранс».
13. Информация об изменении графика размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» (далее — официальный сайт ФБУ «Росавтотранс») не позднее 15 календарных дней до предполагаемой даты аттестации.
14. Аттестация проводится при наличии не менее половины общего числа аттестационной комиссии.
15. Аттестация проводится в специализированных помещениях для проведения аттестации (далее — пункт проведения аттестации).
16. Пункт проведения аттестации должен быть оборудован местами для специалистов и иметь не менее 2 резервных мест. Каждый специалист должен быть обеспечен отдельным местом при проведении аттестации.
17. Адреса пунктов проведения аттестации подлежат опубликованию на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс».
18. Специалист, претендующий на прохождение аттестации, должен разместить заявку на прохождение аттестации (далее — заявка) на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» не позднее 12 календарных дней до предполагаемой даты аттестации.
19. В заявке указываются следующие сведения:
фамилия, имя, отчество (последнее при наличии);
страховой номер индивидуального лицевого счета, указанный в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования;
адрес электронной почты;
предполагаемые дата, время и место проведения аттестации.
20. В день регистрации заявки ФБУ «Росавтотранс» информирует специалиста о дате, времени, месте проведения аттестации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством направления уведомления о регистрации специалиста на аттестацию на указанный специалистом адрес электронной почты.
21. В случае неполучения специалистом, претендующим на прохождение аттестации, уведомления о регистрации в сроки, установленные пунктом 20 настоящего Порядка, специалист вправе направить запрос по размещенной на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» форме обратной связи или обратиться за разъяснениями по контактному телефону, указанному на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс», а также подать жалобу, в которой указывается фамилия, имя, отчество (последнее при наличии), телефон и адрес электронной почты специалиста.
22. ФБУ «Росавтотранс» уведомляет специалиста о получении жалобы не позднее 3 рабочих дней с даты ее получения путем направления ему электронного сообщения на адрес электронной почты, который указан специалистом в жалобе.
23. Результаты рассмотрения жалобы не позднее 10 рабочих дней с даты ее поступления в ФБУ «Росавтотранс» направляются на адрес электронной почты специалиста, который указан в жалобе.
24. На аттестацию специалистом представляются следующие документы:
а) заявление о прохождении аттестации, подписанное специалистом и содержащее следующие сведения:
фамилия, имя, отчество (последнее при наличии);
место работы и должность (при наличии);
адрес электронной почты;
данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
страховой номер индивидуального лицевого счета, указанный в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования;
согласие на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»** (далее — Федеральный закон № 152-ФЗ);
б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также его копия;
в) документ (документы) об образовании и квалификации, документ о квалификации (при наличии) в соответствии с требованиями подпункта 16.3 пункта 16 приказа № 287, а также их копии.
25. Специалисты, получившие уведомление о регистрации и пришедшие на аттестацию, проходят процедуру допуска к аттестации (далее — допуск).
26. Период времени, в течение которого проводится допуск зарегистрированных специалистов, получивших уведомление о регистрации и пришедших на аттестацию, должен составлять не более часа.
27. Специалист допускается к аттестации при предъявлении полного комплекта документов, указанных в пункте 24 настоящего Порядка.
28. Специалист, не предъявивший документы, указанные в пункте 24 настоящего Порядка, либо не явившийся к началу аттестации, считается не явившимся на аттестацию.
29. Данные о специалисте, содержащиеся в документах, предъявленных им в соответствии с пунктом 24 настоящего Порядка, сверяются секретарем аттестационной комиссии с данными, указанными специалистом при заполнении заявки. В случае их совпадения в регистрационном списке группы напротив графы, содержащей данные о специалисте, указанные им при заполнении заявки, секретарем при получении письменного согласия специалиста на обработку своих персональных данных, оформляемого в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ, указываются реквизиты паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и документа (документов) об образовании и квалификации, документа о квалификации (при наличии), подтверждающих наличие высшего образования и (или) профессиональной переподготовки в соответствии с требованиями подпункта 16.3 пункта 16 приказа № 287, и делается отметка о соответствии данных.
30. Специалист подтверждает свое присутствие подписью в регистрационном списке группы.
31. В случае несоответствия данных о специалисте, содержащихся в документах, предъявленных им в соответствии с пунктом 24 настоящего Порядка, данным, указанным специалистом в заявке, специалист к аттестации не допускается.
32. В случае отказа в допуске к аттестации при представлении специалистом неполного комплекта документов, специалист вправе повторно подать заявку на прохождение аттестации.
33. Перед началом аттестации секретарь проводит инструктаж специалистов, допущенных к аттестации.
34. Непосредственно после объявления секретарем начала аттестации регистрационный список группы с заполненными в соответствии с пунктом 29 настоящего Порядка графами подписывается секретарем.
35. Аттестация специалистов проводится в форме тестирования.
Тестирование проводится на русском языке.
36. Перечень вопросов тестового задания для проведения аттестации (далее — Перечень) формируется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Министерства транспорта Российской Федерации.
37. В Перечень включается не менее 360 вопросов, оформляемых в виде тестового задания, с представленными на выбор вариантами ответов (не менее трех), один из которых должен быть правильным.
38. Вопросы Перечня формируются по следующим темам:
нормативные акты и организация работы по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе в части режима труда и отдыха водителей, буксировки транспортных средств;
обеспечение безопасности перевозок пассажиров, включая детей (в том числе легковыми такси);
обеспечение безопасности регулярных перевозок пассажиров и перевозок пассажиров по заказам;
обеспечение безопасности перевозок организованных групп детей автобусами;
обеспечение безопасности при перевозке грузов, в том числе размещение и крепление грузов на транспортных средствах;
перевозка по территории Российской Федерации отдельных видов грузов, имеющих свою специфику при обеспечении безопасности — крупногабаритные грузы, тяжеловесные грузы, скоропортящиеся грузы;
обеспечение безопасности перевозки опасных грузов по территории Российской Федерации;
обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях;
основы трудового законодательства;
правила и нормы охраны труда на автомобильном транспорте, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты;
назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
правила технической эксплуатации транспортных средств, в том числе допуск транспортных средств к эксплуатации;
методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности предприятий;
организация процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
обеспечение профессиональной пригодности и надежности водителей (допуск к управлению транспортными средствами, медицинский осмотр, стажировка, инструктаж);
государственная система управления безопасностью дорожного движения, федеральный государственный надзор в сфере безопасности дорожного движения и транспорта;
ответственность за административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения и при эксплуатации транспортных средств.
39. Перечень подлежит обновлению не реже раза в 5 лет не менее чем на 25 процентов.
40. Министерство транспорта Российской Федерации обеспечивает осуществление необходимых организационных и технических мер для защиты Перечня от неправомерного или случайного доступа к нему, уничтожения, изменения, блокирования, а также от иных неправомерных действий.
41. Тестовое задание содержит 20 вопросов с вариантами ответов на каждый вопрос, на которые специалист должен ответить в течение 30 минут. Тестовое задание формируется из перечня вопросов, размещенных на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс», в срок не позднее 15 календарных дней до даты проведения аттестации.
42. Тестовое задание специалиста не подлежит раскрытию до начала проведения аттестации.
43. При проведении тестирования специалисту запрещается:
пользоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными материалами;
пользоваться средствами связи и компьютерной техникой, использование которых не предусмотрено при проведении тестирования;
вести переговоры с другими специалистами, а также передавать им записи или материалы, связанные с проводимым тестированием;
покидать пункт проведения аттестации до окончания тестирования.
44. При нарушении требований, установленных в пункте 43 настоящего Порядка, специалист отстраняется от прохождения аттестации.
45. Тестирование считается пройденным, если специалист правильно ответит не менее чем на 18 вопросов тестового задания.
46. Специалист может завершить тестирование досрочно.
47. В случае если при проведении аттестации возникли обстоятельства, препятствующие специалистам завершить тестирование, секретарь по возможности обеспечивает устранение обстоятельств, препятствующих специалистам завершить тестирование, и предоставляет специалисту возможность завершить тестирование, а также фиксирует факт возникновения таких обстоятельств в протоколе заседания аттестационной комиссии.
48. По результатам тестирования аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
В отношении специалистов, отстраненных от прохождения аттестации, принимается решение о не аттестации.
49. Решение аттестационной комиссии сообщается специалисту в устной форме в день прохождения аттестации.
50. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом заседания аттестационной комиссии и заверяется подписями присутствующих членов аттестационной комиссии и содержит:
номер и дату его формирования;
фамилии, инициалы присутствовавших членов комиссии;
время начала и окончания проведения аттестации;
информацию о специалистах, внесенных в регистрационный список группы специалистов, реквизитов паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляемых специалистами в соответствии с пунктом 24 настоящего Порядка;
информацию о несоблюдении условий проведения аттестации (при наличии), содержащую сведения о специалистах, отстранённых от прохождения аттестации, в случаях, предусмотренных пунктом 43 настоящего Порядка;
информацию о возникших обстоятельствах, препятствующих специалистам завершить тестирование (при наличии);
информацию о результатах тестирования специалиста, содержащую сведения о количестве вопросов, на которые специалист ответил правильно.
51. Выписка из протокола заседания аттестационной комиссии выдается специалисту по его запросу.
52. Копия протокола заседания аттестационной комиссии в срок не более 3 рабочих дней с даты проведения аттестации направляется в ФБУ «Росавтотранс» для формирования реестра протоколов и реестра аттестованных специалистов.
Реестр специалистов содержит следующие данные:
номер и дата реестровой записи;
фамилия, имя, отчество (последнее при наличии);
страховой номер индивидуального лицевого счета, указанный в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования;
основание включения в реестр (наименование аттестационной комиссии, дата и номер протокола ее заседания).
53. Доступ к информации об аттестованных специалистах, содержащейся в реестре специалистов, обеспечивается на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» по следующим критериям поиска:
фамилия, имя, отчество (последнее при наличии); дата рождения;
страховой номер индивидуального лицевого счета, указанный в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования.
54. Специалист может обжаловать решение аттестационной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
55. Специалисты, не прошедшие аттестацию, вправе повторно разместить заявку на прохождение аттестации на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» не ранее 7 рабочих дней с даты проведения предыдущей аттестации.
* Зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2015 г., регистрационный № 40032.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451; 2009, № 48, ст. 5716; № 52, ст. 6439; 2010, № 27, ст. 3407; № 31, ст. 4173, 4196; № 49, ст. 6409; 2011, № 23, ст. 3263; № 31, ст. 4701. 2013, № 14, ст. 1651; № 30, ст. 4038; № 51, ст. 6683; 2014, № 23, ст. 2927; № 30, ст. 4217, 4243; 2016, № 27, ст. 4164; 2017, № 9, ст. 1276.
Обзор документа
Установлена процедура аттестации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, на право заниматься соответствующей деятельностью. Речь идет о лице, которое должны назначать юрлица и ИП, занимающиеся перевозками автотранспортом и городским наземным электротранспортом.
Цель аттестации — проверить, соответствует ли данный специалист установленным профессиональным и квалификационным требованиям.
Аттестацию проводят спецкомиссии, создаваемые Минтрансом России. Определены состав, функции и порядок работы такой комиссии.
Претендент на аттестацию должен разместить заявку на сайте ФБУ «Росавтотранс» не позднее 12 календарных дней до предполагаемой даты аттестации. Перечислены документы, которые необходимо представить. Установлен порядок допуска и проведения аттестации.
Аттестация проводится в форме тестирования на русском языке. Не прошедшие аттестацию специалисты вправе пройти ее повторно не ранее 7 рабочих дней с даты проведения предыдущей аттестации.
Приказ вступает в силу через 3 месяца со дня его официального опубликования.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: