Оглавление:
Особенности участия прокурора в административном судопроизводстве
С 15 сентября 2015 года в России начал действовать новый кодекс – Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ), регламентирующий процедуру разрешения административных споров.
Руководствуясь нормами нового кодекса суды теперь рассматривают административные дела, для производства по которым ранее использовались нормы гражданского процесса.
Полномочия прокурора как лица, участвующего в деле, закреплены в ст. 39 КАС РФ.
Так, прокурор может участвовать в деле путем подачи административного иска в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Возможность обращения прокурора в защиту интересов гражданина обусловлена исключительно личными особенностями гражданина, когда он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ч. 7 ст. 39 КАС еще одной формой участия прокурора в административном судопроизводстве является вступление в процесс в целях дачи заключения по административному делу.
Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), в том числе обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.
В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. Если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.
При отказе прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.
Отсутствие у прокурора права на заключение соглашения о примирении обусловлено тем, что указанное исключительное право принадлежит только сторонам по делу, т.е. субъектам спорного материального правоотношения, к числу которых прокурор не относится.
Поскольку на прокурора, предъявившего административный иск, в силу ст. 62 КАС РФ возложено бремя доказывания, он при подготовке административных исковых заявлений обязан обеспечить их качество (полноту и аргументацию), представить в суд надлежащую доказательственную базу.
Прокурор вступает в процесс и дает заключение по следующим административным делам: об оспаривании нормативных правовых актов; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан; о реадмиссии (депортации мигранта в страну, из которой он прибыл); об установлении, продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений; о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина или о его психическом освидетельствовании в указанном порядке.
Положения КАС РФ предусматривают рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства, которое происходит без проведения устного разбирательства, судом исследуются только письменные доказательства. Если в указанный судебный процесс предусмотрено вступление прокурора, он представляет заключение в письменной форме.
Не вступившее в законную силу судебное постановление может быть обжаловано лицами, участвующими в деле. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле.
В случае, если в рассмотрении административного дела участвовал прокурор, с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов в течение 6 месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные способы обжалования судебного акта, вправе обращаться Генеральный прокурор РФ и его заместители – в любой суд кассационной инстанции; прокурор области – соответственно в президиум областного суда.
Административный иск прокурора
- Автострахование
- Жилищные споры
- Земельные споры
- Административное право
- Участие в долевом строительстве
- Семейные споры
- Гражданское право, ГК РФ
- Защита прав потребителей
- Трудовые споры, пенсии
- Главная
- Примеры и образцы исковых заявлений в суд
- Административные исковые заявления. Образцы исков
С 15 сентября 2015 г. в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) утратил силу подраздел III раздела II ГПК РФ, регулировавший производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Начиная с указанной даты, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по правилам КАС РФ (ст. 1 закона N 22-ФЗ «О введении в действие КАС РФ»).
Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ
Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.
Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.
Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.
Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).
Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).
Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.
С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.
КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.
Понятие административного иска и административного искового заявления
КАС РФ хотя и вводит в оборот понятие «административный иск», не содержит соответствующей нормы-дефиниции (определения понятия).
Административный иск можно определить как обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление – документ, который может содержать несколько административных исков. Например, административным истцом заявлено более одного материально-правового требования. Так, согласно статье 124 КАС РФ, административное исковое заявление может содержать требования:
- о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
- о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
- об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
- об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
- об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.
Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.
Субъекты обращения в суд
С административным иском в суд могут обратиться как частные субъекты (граждане, юридические лица), так и публичные субъекты.
Образцы административных исковых заявлений в суд
Оспаривание нормативного правового акта
Административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа муниципального образования
Участие прокурора в административном судопроизводстве
С 15 сентября 2015 года вводится в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Он регулирует порядок осуществления такого судопроизводства при рассмотрении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, а также других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных или иных публичных полномочий.
Положения данного Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях.
Вопросы участия прокурора в административном судопроизводстве в судах общей юрисдикции закреплены в статье 39 КАС РФ. Эти полномочия, как и в гражданском процессе, реализуются прокурором в трех формах:
— путем обращения в суд с административными исковыми заявлениями, указанными в части 1 статьи 39 Кодекса;
— путем вступления в процесс для дачи заключения;
— путем подачи апелляционных представлений на решения судов первой инстанции, кассационных представлений на вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные акты, за исключением судебных актов Президиума Верховного Суда РФ, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.
Основанием для предъявления административного искового заявления в суд является письменное обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. В случае, когда по объективным причинам гражданин не может представить доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов, прокурор принимает исчерпывающие меры к сбору необходимых доказательств.
Отсутствие в КАС РФ перечня упомянутых в части 1 статьи 39 уважительных причин и критериев состояния здоровья, в соответствии с которыми гражданин не может обратиться в суд, не освобождает прокурора при подготовке административного искового заявления в таком случае от выполнения указанных требований закона и приведения мотивов, по которым гражданин не может самостоятельно обратиться в суд. Право оценки уважительности причин, по которым гражданин сам не может обратиться в суд, принадлежит суду.
При обращении в суд с административным исковым заявлением прокурорам необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, обеспечивать полноту и аргументированность заявлений с представлением исчерпывающих доказательств.
Из смысла статьи 130 КАС РФ следует, что несоблюдение прокурором установленных требований при обращении в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина влечет оставление административного искового заявления прокурора без движения.
Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.
В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. Если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.
В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов конкретного гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.
Условия и порядок подачи апелляционных и кассационных представлений предусмотрены в главах 34 и 35 КАС РФ, многие нормы которых воспроизводят положения ГПК РФ в действующей редакции.
Прокуратура Камчатского края
Список органов прокуратуры Камчатского края
Календарь новостей
Разъяснения прокурора
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Как правильно писать исковое заявление
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Порядок выдачи разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Порядок получения знака «ИНВАЛИД»
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Новое в порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Кто из предпринимателей обязан регистрировать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Участие прокурора в административном судопроизводстве
- 30.01.2018 24.02.2018 Прокуратура разъясняет, Актуальные вопросы, Защита прав граждан в суде
- Просмотров: 1405
Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ утвержден Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), который действует с 15 сентября 20015 года.
Положения КАС РФ не регулируют производство по делам об административных правонарушениях (например, о нарушениях правил дорожного движения, и другие).
Кодекс отражает специфику административного (от слова «администрация») судопроизводства и содержит соответствующие термины. Прежде всего, это такие понятия, как «административный истец», «административный ответчик», «административный иск».
Специфика данного Кодекса заключается в том, что с одной стороны выступает гражданин, а с другой — органы власти.
КАС РФ определены полномочия прокурора в административном судопроизводстве.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Участие прокурора в делах, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, не ограничивается указанными случаями.
Так, часть 7 статьи 39 КАС РФ обязывает прокуроров вступать в административный процесс и давать заключения по делу в предусмотренных законодательством случаях, к которым отнесены дела:
— об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 213 КАС РФ);
— о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (ст. 243 КАС РФ);
— о недобровольной госпитализации гражданина в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях, или о продлении срока его пребывания в таком учреждении (ст. 277 КАС РФ);
— о недобровольной госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию (ст. 283 КАС РФ).
При обращении прокурора в суд в защиту прав граждан необходимым условием является невозможность для гражданина по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам самостоятельно обратиться в суд. Поэтому соответствующие обстоятельства должны быть приведены в административном исковом заявлении прокурора.
Из указанного следует, что прокурор не во всех случаях обладает процессуальными полномочиями на обращение в суд в интересах гражданина. Зачастую по результатам проведенной прокурорской проверки отсутствуют и правовые (материальные) основания на обращение в суд с заявлением.
В рамках КАС РФ прокурор пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца, а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.
Прокурор не имеет права на заключение мирового соглашения, он освобожден от обязанности по уплате судебных расходов. К прокурору не может быть предъявлено встречное административное исковое заявление.
Начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском
и арбитражном процессе прокуратуры Камчатского края
старший советник юстиции Е.В. Новоселова
Административный иск прокурора
- Автострахование
- Жилищные споры
- Земельные споры
- Административное право
- Участие в долевом строительстве
- Семейные споры
- Гражданское право, ГК РФ
- Защита прав потребителей
- Трудовые споры, пенсии
- Главная
- Статья 39 КАС РФ. Участие прокурора в административном деле
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ:
Статья 39 КАС РФ. Участие прокурора в административном деле
1. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, военный суд, районный суд; прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители — в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд; прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры — в гарнизонный военный суд, районный суд.
3. Административное исковое заявление прокурора должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса.
4. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.
5. В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.
6. В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.
7. Прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления.
Комментарии к статье 39 КАС РФ, судебная практика применения
В пунктах 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ» даны следующие разъяснения:
Административное исковое заявление прокурора
Общие положения об участии прокурора в административном деле закреплены в статье 39 КАС РФ, которая предусматривает обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, а также вступление прокурора в процесс и дачу им заключения по административным делам, указанным в Кодексе и других федеральных законах (часть 1 статьи 2, части 1, 7 статьи 39 КАС РФ).
Административное исковое заявление прокурора и прилагаемые к нему документы должны соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к ним частями 6, 7 статьи 125, пунктом 1 части 1 статьи 126 КАС РФ. В частности, к административному исковому заявлению прокурора прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
Отказ прокурора от административного иска в защиту гражданина. Последствия
По смыслу части 6 статьи 39, части 7 статьи 40 КАС РФ, в случаях, когда при отказе прокурора, органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, данный гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, заявляет о том, что он поддерживает административный иск, суду следует рассмотреть принятый к производству административный иск по существу.
Аналогичные изложенным выше правила применяются в случаях отказа от административного иска, предъявленного в соответствии с законом в интересах публично-правового образования либо иного лица (часть 4 статьи 2 КАС РФ).
При последующем отказе в удовлетворении такого административного иска судебные расходы подлежат взысканию с лица, в интересах которого подан административный иск (статьи 111, 112, часть 2 статьи 114 КАС РФ).
Прокурор вправе обратиться в суд с административным иском о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию
В п. 38 «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2017)» содержится следующее разъяснение:
Действующее процессуальное законодательство наделяет прокурора правом на обращение в суд с административным исковым заявлением о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке в интересах неопределенного круга лиц.
Суд также сослался на п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», где указано, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
См. подробнее извлечение из обзора судебной практики ВС РФ в комментариях к статье 281 КАС РФ
ИСК к прокурору на решение и действие должностного лица
. Административный ответчик: прокурор городской прокуратуры .
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ на решение и действие должностного лица
05.06.2017 по интернет-приемной заявитель обратилась в прокуратуру Санкт-Петербурга (приложение №1, документ 127113/70782 от 05/06/2017 зарегистрирован за ОГР-29301-17 от 06/06/2017) – с Жалобой на Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное в прокуратуре Курортного района СПб.
В просительной части содержалось: «Определение заместителя прокурора Курортного района СУЯРГУЛОВА А.З. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении N б/н от «22» мая 2017г. в отношении юридического лица ТСЖ «Сестрорецк-1», предусмотренном статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу возбудить».
Жалоба заявителя подана в соответствии с действующим законодательством п.3 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ и в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ с целью отмены определения и принятия нового решения.
Обжалование подано в вышестоящий орган – городскую прокуратуру Санкт-Петербурга.
20 июня 2017 на мою электронную почту пришло письмо от 13.06.2017 за подписью и.о. начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства ЧЕРВЯКОВа П.С. на мою Жалобу на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, которым извещается о перенаправении жалобы заявителя руководителю Управления РКН по Северо-Западному федеральному округу и прокурору Курортного района СПб «в соответствии со ст. 8 Федерального закона №59-ФЗ» (Приложение 2).
Таким образом, жалоба заявителя направлена в те органы, чьи действия и решения обжалуются. Жалоба заявителя на Определение прокуратуры Курортного района в 10-ти дневный срок и по существу не рассмотрено.
Реализация по защите моих прав и законных интересов гражданина РФ, задач и обязанностей четко оговорена законом и охраняется им (ст.ст. 18, 45 Конституции РФ, ст.2 УК РФ, ст 42 УПК РФ).
Положения ст. 46 и 52 Конституции РФ гарантируют право каждого на судебную защиту и право потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, на доступ к правосудию. Не рассмотрение жалобы заявителя означает, что государственным служащим городской прокуратуры Санкт-Петербурга юристом 1 класса Червяковым П.С.
— нарушены законные права заявителя на объективное и всестороннее рассмотрение жалобы,
— нарушены законные права заявителя на получение ответа в установленные законом сроки;
— проявлено незаконное действие на обращение заявителя, направлением в те государственные органы, чьи решения оспариваются.
СЧИТАЮ ДЕЙСТВИЕ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) административного ответчика, выразившееся в уклонении от рассмотрения моего обращения по существу незаконным, проявлено ущемление прав административного истца, согласно действующему законодательству и Конституции РФ.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, если у них возникли основания полагать, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы.
В представленном случае из-за бездействия административного ответчика, рассматривающий обращение, нарушены права административного истца на получение законом указанный срок мотивированного решения для обеспечения защиты и безопасных условий хранения персональных данных заявителя.
Процессуальное решение административным ответчиком не принято, жалоба заявителя не рассмотрена, нового решения (возбуждении административного дела / отказе в возбуждении административного дела) городской прокуратурой Санкт-Петербурга, как вышестоящий орган, не принято.
Указанное незаконное решение административного ответчика в виде информационного сообщения и установившаяся порочная практика привели к существенному нарушению и лишению конституционных прав, затруднило доступ заявителя к правосудию.
Уклонением от рассмотрения моей жалобы и непринятия решения по ней в установленный законом срок прокурором городской прокуратуры Санкт-Петербурга Червяковым П.С. нарушены мои конституционные права (ст.33 и ст. 45 Конституции РФ). 3. Об обжаловании по административной линии
Жалоба на действие (бездействие) прокурора Червякова П.С. подана прокурору города Санкт-Петербурга Литвиненко С.И. 21.06.2017.
25.07.2017 получено сообщение зам.прокурора города Мельника В.Д. — «оснований для рассмотрения не имеется». Обращение рассмотрено тем лицом, который был причастен в совершении незаконных действийй административного ответчика (ранее работал в прокуратуре Курортного района).
В связи с отсутствие адекватного ответа административный истец вынуждена обратиться к судебной защите.
4. Обстоятельства, связанные с подачей заявления
Cогласно ч.1 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов государственной власти или местного самоуправления.
Оспариваемыми решениями и бездействием государственного органа ущемлены конституционные права на обращение (ст.33), на государственную защиту (ст. 45 совместно со ст. 18), на правосудие (ст. 46).
На основании изложенного, и в соответствии со ст. ст. 18, 24, 45, 46, 52 Конституции РФ, ст. ст. 124 КАС РФ, ПРОШУ: признать незаконным
1)решение административного ответчика — прокурора Червякова Павла Сергеевича, указанное электронным сообщением за №7р-2017 от 13.06.2017, и
2) его действие, выразившееся в пересылке из городской прокуратуры Санкт-Петербурга Жалобы административного истца на Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное в прокуратуре Курортного района СПб, вновь в прокуратуру Курортного района Санкт-Петербурга.
Приложение: 1. .
Административный истец ... СПРАВОЧНО
1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. …Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения
4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
2. Пределы действия Инструкции
2.1. Положения Инструкции распространяются на обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования.
В соответствии с настоящей Инструкцией рассматриваются обращения граждан, направленные средствами массовой информации.
Установленный настоящей Инструкцией порядок рассмотрения обращений распространяется на все обращения, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами или федеральными законами, предусматривающими специальный порядок рассмотрения.
«В данном случае нужно было применить дополнительно ещё и ПРИКАЗ ГП РФ от 19 февраля 2015 г. N 78 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» ссылка на docs.cntd.ru
Так п. 1.1. данного Приказа ГП РФ гласит: » В полном объеме использовать полномочия, предоставленные, законодательством, путем: возбуждения дела об административном правонарушении, проведения административного расследования; участия в рассмотрении дела об административном правонарушении; принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление независимо от участия в деле, в том числе по результатам рассмотрения поступивших обращений; совершения иных предусмотренных федеральным законодательством действий».»
«Какие полномочия у вышестоящей прокуратуры при обжаловании действий/бездействия нижестоящей прокуратуры по административным или уголовным делам?»
«Отменить незаконное решение нижестоящего прокурора по административным или уголовным делам с направлением материалов на дополнительную проверку. Если оснований для возбуждения дела об административном производстве достаточно — вышестоящий прокурор отменяя незаконное решение нижестоящего прокурора сам может принять решение о возбуждении административного производства.»
«Основополагающим документом здесь будет Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45
(ред. от 11.04.2017)
«Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», или коротко — Инструкция, Согласно п. 4.2. Поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением копий судебных решений, материалов прокурорских проверок и иных материалов. При необходимости обращения могут быть разрешены с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, истребованием нормативных документов, получением объяснений от граждан, а также должностных и иных лиц, действия которых обжалуются. А так в прокуратуре по каждому виду надзора имеются свои ведомственные Приказы Генерального прокурора РФ, которые все сотрудники прокуратуры обязаны выполнять. При необходимости — их можно найти в Консультант Плюс. Согласно п. 15. ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.07.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» -действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. (п. 15 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ) — тоже один из основополагающих ФЗ, который регулирует деятельность прокуроров. В уголовном судопроизводстве — действия прокурора регламентированы ст. 37 Уголовно-процессуального Кодекса РФ. Обязательно нужно выполнить требования ст. 125 КАС РФ, при составлении административного иска: ссылка на docs.cntd.ru»
«ст. 125 КАС РФ: Форма и содержание административного искового заявления
1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес.
сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);
4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов. 3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.
4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.
6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином. 7. Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
8. Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
9. Административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(часть 9 введена Федеральным законом от 23.06.2016 N 220-ФЗ)
Особое внимание нужно обратить на тот факт, что согласно п. 2 ч. 2 ст. 125 КАС РФ — при намерении лично вести административное дело — у заявителя должно быть высшее юридическое образование. В противном случае — нужно будет вести дело через своего представителя, у которого такое образование имеется. И ещё — исковое заявление должно полностью соответствовать ст. 125 КАС РФ — по любым «недочётам» — иск оставят без рассмотрения.»
«Нет, конечно
Высшее юридическое требуется
ТОЛЬКО по ДЕЛУ
по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя;
А такое дело ТОЛЬКО связано с обжалованием выпущенного органом валсти
нормативного акта
В п.2 ч.2 ст.125 КАК РФ указано, что в административном исковом заявлении надлежит указать сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя. Это означает, что не все, а только часть дел требуют участия представителя, имеющего в обязательном порядке юридическое образование.
В ч.9 ст. 208 КАК РФ уточнено, что наличие юридического образования необходимо для административных истцов или их представителей исключительно для случая оспаривания нормативных правовых актов.
Отсюда следует, что если нормативный правовой акт не оспаривается, то требование о наличии диплома юриста не распространяется ни на истца, ни на его представителя.
В исковом заявлении надо приводить ссылкк на ч.9 ст. 208 КАС РФ, а в сдучае ВОЗВРАТА или ОСТАВЛЕНИЯ без движения
оспорить в суд второй инстанции .
При обжаловании указать
Из буквального содержания ч.1 ст.55 КАС РФ следует, что представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.
Выражение «могут быть адвокаты и иные лица, обладающие ….» — по правилам русского языка — означает, что «адвокатам и иным лицам, обладающим ….» не запрещено (разрешено) участвовать в суде в качестве представителей — они могут принимать участие в таких делах; на них не распространяются никакие запреты.»