Требования с лоцманским судам

Статья 41. Лоцманская проводка судов

Статья 41. Лоцманская проводка судов

См. комментарии к статье 41 КВВТ РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ в пункт 1 статьи 41 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. В целях обеспечения безопасности плавания судов по внутренним водным путям и предотвращения транспортных происшествий с судами создаются государственные лоцманские службы и негосударственные организации по лоцманской проводке судов. Государственные лоцманские службы создаются в составе администраций бассейнов внутренних водных путей.

Услуги государственных лоцманских служб и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов оказываются на возмездной основе.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ в пункт 2 статьи 41 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Лоцманская проводка судов осуществляется лоцманами, имеющими выданные в установленном порядке лоцманские удостоверения. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна указанное лоцманское удостоверение. Капитан судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения.

Порядок выдачи лоцманских удостоверений устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в положении о лоцманах на внутренних водных путях. Лоцманами являются граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям положения о лоцманах на внутренних водных путях, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Не вправе претендовать на приобретение правового статуса лоцмана лица, не прошедшие медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Лоцман обязан ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лоцманом может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр.

3. Перечень участков внутренних водных путей, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

4. В случае, если это необходимо в целях обеспечения безопасности судоходства, лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих обеспечить безопасность судоходства.

5. Присутствие на судне лоцмана не снимает ответственность с капитана судна за управление судном. При наличии достаточных оснований сомневаться в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна вправе в целях обеспечения безопасности судоходства отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка судна является обязательной, капитан судна должен потребовать заменить данного лоцмана.

6. За вред, причиненный судовладельцу по вине лоцмана, несет ответственность государственная лоцманская служба или негосударственная организация по лоцманской проводке судов, с которыми лоцман находится в трудовых отношениях в момент причинения вреда судовладельцу.

Государственная лоцманская служба и негосударственная организация по лоцманской проводке судов обязаны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, застраховать свою гражданскую ответственность на случай возмещения вреда, который может быть причинен судовладельцу по вине лоцмана.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 203-ФЗ пункт 7 статьи 41 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

7. Суда, плавающие под флагами иностранных государств, за исключением судов, предусмотренных пунктом 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса, в течение всего пути следования по внутренним водным путям подлежат обязательной лоцманской проводке, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Порядок лоцманской проводки судов, предусмотренных пунктом 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса, порядок установления районов обязательной и районов необязательной лоцманской проводки таких судов и категорий судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются правилами, предусмотренными абзацем первым пункта 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ в пункт 8 статьи 41 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

8. Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщить в администрацию бассейна внутренних водных путей о:

любых изменениях судового хода, которые могут создать угрозу безопасности судоходства;

любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами на обслуживаемом им участке внутренних водных путей;

невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей.

о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним

судоходным путям Российской Федерации

Раздел 1. Общие положения

Раздел 2. Установление районов обязательной и необязательной лоцманской

Раздел 3. Взаимоотношения между лоцманом и капитаном судна

Раздел 4. Особенности лоцманской проводки иностранных судов

Раздел 5. Лоцманский сбор

Раздел 6. Ответственность за ненадлежащее исполнение проводки судов

1. Общие положения

1.1. Лоцманская проводка судов имеет целью обеспечение безопасности судоходства на внутренних судоходных путях, а также на акваториях портов, открытых для захода иностранных судов и подходах к ним, предотвращение происшествий с судами, повреждений гидротехнических сооружений, водных путей и средств навигационного ограждения.

1.2. Лоцманские службы могут создаваться Государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства, морскими администрациями устьевых и морских портов, а также другими юридическими лицами и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

1.3. Лоцманская служба должна иметь лицензию на право заниматься лоцманской проводкой судов.

Лицензия выдается Министерством транспорта Российской Федерации или им уполномоченным органом на ведение лицензионной деятельности в установленном порядке.

Контроль за соблюдением лоцманскими службами лицензионных условий обеспечивается органами Российской транспортной инспекции.

1.4. Государственный надзор за деятельностью лоцманских служб по вопросам обеспечения безопасности проводки судов осуществляют органы Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации.

1.5. За нарушение лицензионных требований лоцманская служба может быть лишена лицензии или действие ее может быть приостановлено органом, выдавшим лицензию, в том числе и по представлению органов Российской транспортной инспекции, Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации.

1.6. Лоцман оказывает помощь судоводителю по проводке судна наиболее безопасным путем.

1.7. Лоцманами могут быть лица, имеющие среднее или высшее судоводительское образование, диплом капитана высшей группы грузовых самоходных и буксирных серийных судов внутреннего плавания, работающих в бассейне (районе), либо диплом капитана такой же или высшей группы пассажирских судов, и выдерживавшие испытания на знание лоцманского дела в определенном районе плавания, а также имеющие медицинское свидетельство о пригодности по состоянию здоровья для работы на судах.

1.8. Лоцман должен иметь лоцманское удостоверение установленной формы (Приложение N 1) на право работы в определенных районах проводки судов.

Лоцманские удостоверения с присвоением звания «Речной лоцман» выдаются лоцману после прохождения проверки знаний в аттестационных комиссиях, созданных в соответствии с «Положением о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должность исполнителей, руководителей и специалистов предприятий транспорта», утвержденным приказом Министра транспорта Российской Федерации и Министра труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. N 13/11. Знания лоцмана подлежат периодической проверке.

1.9. Во время проводки судна лоцман при первой возможности обязан сообщать в ближайшее линейное подразделение Государственной речной судоходной инспекции бассейна и Государственное бассейновое управление водных путей и судоходства:

— об изменениях на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности плавания судов;

— о происшествиях с проводимыми судами и с другими судами;

— о нарушениях и неисправностях в действии средств навигационного ограждения;

— о невыполнении капитаном проводимого судна правил плавания и правил по предотвращению загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами и мусором, а также требований пограничного и таможенного контроля.

1.10. Если во время проводки судна с лоцманом или стажером лоцмана произошел несчастный случай, возмещение причиненного ущерба производится в порядке и размере, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Установление районов обязательной и необязательной

2.1. Районы обязательной лоцманской проводки и категории судов, подлежащие обязательной лоцманской проводке, устанавливаются Департаментом речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации по представлению Государственных речных судоходных инспекций бассейнов и доводятся до всеобщего сведения в местных правилах плавания, навигационных картах, лоциях, извещениях судоводителям и обязательных постановлениях по портам.

2.2. В районах обязательной лоцманской проводки суда, подлежащие таковой проводке, не имеют права осуществлять плавание без лоцмана.

Плавание таких судов без лоцмана допускается при условии нахождения на мостике двух судоводителей, один из которых капитан или первый штурман (старший помощник) должен иметь удостоверение «Речной лоцман» или отметку в рабочем дипломе на право плавания в данном районе обязательной лоцманской проводки.

2.3. Департамент речного транспорта может устанавливать обязательную лоцманскую проводку в районах, где лоцманская проводка является необязательной для:

— судов, которые сами или грузы на них могут создавать угрозу причинения ущерба окружающей среде;

— судов, буксируемых и толкаемых составов, представляющих повышенную опасность для судоходства;

— крупнотоннажных морских и речных судов.

Категории таких судов и грузов доводятся до всеобщего сведения дополнениями к местным Правилам плавания по внутренним водным путям и в «извещениях» судоводителям.

2.4. В районах необязательной лоцманской проводки капитан имеет право взять на судно лоцмана, если найдет это необходимым.

3. Взаимоотношения между лоцманом и капитаном судна

3.1. Капитан судна должен подать заявку за выделение лоцмана в сроки, установленные обязательными постановлениями по портам, а при подаче заявки в пунктах, где нет службы капитана порта — за 48 часов с последующим уточнением за 2 часа до начала лоцманской проводки.

При стоянке судна в порту под обработкой заявку на лоцманскую проводку капитан судна обязан подать не позднее 8 часов до отхода судна. Сроки подачи заявок объявляются в извещениях судоводителям.

Решение о выборе лоцманской службы на предстоящий переход принимает капитан судна.

При вызове лоцмана капитаном лоцманские службы обязаны немедленно направить на судно лоцмана и уведомить капитана о времени его прибытия. В случае невозможности направить лоцмана немедленно они обязаны сообщить капитану, когда прибудет лоцман.

Лоцманская служба несет материальную ответственность в размере полной себестоимости содержания судна за простой судна в связи с неприбытием лоцмана в согласованное время.

3.2. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна на лоцманское удостоверение и квитанцию установленного образца (приложение N 2).

3.3. При приеме лоцмана на борт судна или убытия его капитан принимает меры по безопасной посадке и высадке. Капитан безвозмездно предоставляет лоцману на период проводки помещение для проживания и питание наравне с экипажем.

Эти правила относятся также к стажеру лоцмана, прибывшему вместе с лоцманом с целью прохождения практики.

3.4. Капитан судна объявляет лоцману данные об осадке, длине, ширине, надводном габарите судна по высоте, роде груза, грузоподъемности или иной вместимости судна, которые вносятся в квитанцию лоцмана, подписываемую капитаном.

Капитан судна может изложить в квитанции лоцмана сведения относительно обстоятельств, касающихся лоцманской проводки судна.

Лоцман знакомит капитана с особенностями перехода на участке проводки и должен быть осведомлен капитаном о возможностях судна (состава), его маневровых характеристиках, включая особенности поведения судна (состава) в различных условиях плавания на участке.

3.5. Во время лоцманской проводки капитан судна обеспечивает безопасность плавания с учетом рекомендаций лоцмана.

3.6. Капитан может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, но это не освобождает его от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате передоверия полномочий по управлению судном.

3.7. Если во время проводки судна лоцман вынужден временно оставить мостик, то один из членов командного состава судна судоводительской специальности должен заменить его на мостике или приостановить движение судна.

Если время проводки судна составляет более 12 часов, а судно работает в круглосуточном режиме, то проводка судна должна осуществляться двумя лоцманами.

3.8. В случаях, когда это необходимо в целях безопасности судна или других судов, лоцман вправе приостановить проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих продолжить безопасное плавание.

3.9. Если капитан, принявший на судно лоцмана, действует вопреки его рекомендациям, лоцман имеет право в присутствии третьего лица отказаться от продолжения проводки судна, при этом лоцман обязан потребовать, чтобы об этом обстоятельстве было записано в квитанции лоцмана.

3.10. В случае обоснованного сомнения в правильности рекомендации лоцмана капитан вправе отказаться от его услуг в присутствии третьего лица, с записью об этом в судовом журнале и квитанции лоцмана и потребовать замены лоцмана.

3.11. Лоцман не вправе без согласия капитана оставить судно раньше, чем поставит его на якорь, ошвартует в безопасном месте, выведет в район необязательной лоцманской проводки или будет сменен другим лоцманом.

3.12. Присутствие на судне лоцмана не снимает с капитана или другого вахтенного начальника ответственности за управление судном и обеспечение безопасности плавания.

4. Особенности лоцманской проводки иностранных судов

4.1. Суда иностранных государств при следовании по внутренним судоходным путям, открытым для захода иностранных судов, подлежат обязательной лоцманской проводке.

4.2. Лоцманами для проводки иностранных судов могут быть лица, имеющие высшее или среднее судоводительское образование, диплом не ниже капитана 4 группы или первого штурмана 5 группы судов и выдержавшие испытания на знание лоцманского дела в определенном районе в аттестационных комиссиях на получение квалификационного звания «Речной лоцман» 1 или 2 класса по проводке иностранных судов, а также имеющие медицинское свидетельство о пригодности по состоянию здоровья для работы на судах.

Присвоение квалификационной категории «Речной лоцман» 1 класса лоцманам 2 класса производится по представлению руководителя лоцманской службы (организации) при условии безупречной и безаварийной работы их в должности лоцмана в течение трех лет и успешной сдачи экзаменов в аттестационной комиссии.

4.3. Рабочими языками при проводке иностранных судов являются русский или по взаимному согласию — английский.

В случае применения английского языка все рекомендации или команды (с разрешения капитана судна) лоцман подает в соответствии со «Стандартным морским навигационным словарем-разговорником», рекомендованным Международной морской организацией (ИМО).

4.4. Лоцман обязан осуществлять контроль за выполнением требований закона и правил по охране государственной границы, правил плавания, обязательных постановлений по портам, соблюдением правил по предупреждению загрязнения окружающей среды.

5. Лоцманский сбор

5.1. С судов, пользующихся услугами лоцмана, взимается лоцманский сбор.

Ставки сборов разрабатываются в соответствии с действующим временным «Порядком установления и применения тарифов на перевозки грузов и сборов за работы и услуги, связанные с перевозками, выполняемыми предприятиями речного транспорта в Российской Федерации». Ставки сборов за услуги, оказываемые акционерными обществами, другими организациями, устанавливаются этими организациями.

Размеры и порядок взимания и использования сборов за услуги, оказываемые государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства Министерства транспорта Российской Федерации, устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

5.2. Капитан, вызвавший лоцмана и после прибытия последнего отказавшийся от его услуг, обязан заполнить и подписать лоцманскую квитанцию для взыскания полностью лоцманского сбора, причитающегося за проводку, для которой был вызван лоцман.

6. Ответственность за ненадлежащее исполнение проводки судов

6.1. Лоцманская служба, работником которой является лоцман, осуществляющий проводку, несет ответственность за ущерб, причиненный в результате ненадлежащей проводки судна в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.2. За ненадлежащую проводку судна лоцман несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

речного транспорта Л.В.Багров

к Положению о лоцманской службе и

лоцманской проводке судов по внутренним

судоходным путям Российской Федерации

Министерство транспорта Российской Федерации

Департамент речного транспорта

Лоцманское удостоверение N __________

Выдано гражданину __________________________________________________

в том, что он является речным лоцманом ______________________ класса

для проводки судов Российских

(или в районе, на акватории)

(Фото) Председатель квалификационной комиссии

«______»___________________ 199 ___ г.

к Положению о лоцманской службе и

лоцманской проводке судов по внутренним

судоходным путям Российской Федерации

Министерство транспорта Российской Федерации

Департамент речного транспорта

Лоцманская квитанция N __________

1. Фамилия лоцмана ________________________________________________

2. Название судна _________________________________________________

3. Флаг судна _____________________________________________________

4. Осадка судна ____________________ нос __________ корма _________

5. Размеры судна _______ длина _______ ширина _______ надводный борт

6. Регистровый тоннаж ___________ нетто ___________ брутто _________

7. Порт назначения _________________________________________________

8. Судовладелец ____________________________________________________

(эксплуатант или арендатор)

9. Фамилия капитана ________________________________________________

10. Время прибытия лоцмана на судно _________ дата ___________ время

11. Время оставления судна лоцманом ________ дата ____________ время

12. Откуда и до какого места проведено судно _______________________

13. Род и количество груза _________________________________________

14. Иные сведения __________________________________________________

Дата _________________________ Подпись капитана ____________________

лоцманского сбора по проводке судна

1. За проводку по фарватеру (каналу) _______________________________

2. За ввод в порт и вывод из порта _________________________________

3. За швартовку и отшвартовку ______________________________________

4. За перестановку в пределах порта ________________________________

5. Надбавка за работу в ночное время, воскресные и праздничные дни

6. За напрасный вызов лоцмана ______________________________________

7. За задержание лоцмана на судне __________________________________

Глава VI. Морские лоцманы (ст.ст. 85 — 106)

Глава VI. Морские лоцманы

§ 1. Лоцманская проводка судов

Статья 85. Сфера применения правил, установленных настоящей главой

См. комментарии к статье 85 КТМ РФ

Лоцманская проводка судов на подходах к морским портам, в пределах акватории морских портов, между морскими портами, а также в открытом море осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

Статья 86. Цели лоцманской проводки судов

См. комментарии к статье 86 КТМ РФ

Лоцманская проводка судов осуществляется в целях:

обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами;

защиты морской среды.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июня 2011 г. N 113-ФЗ статья 87 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 87. Морские лоцманы

См. комментарии к статье 87 КТМ РФ

1. Лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах.

2. Морским лоцманом (далее — лоцман) является гражданин Российской Федерации, удовлетворяющий требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ статья 87 настоящего Кодекса дополнена пунктом 3

3. Лоцман обязан ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ статья 87 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4

4. Не вправе претендовать на приобретение правового статуса лоцмана лицо, не прошедшее медицинского осмотра, а также лицо, подвергнутое административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ статья 87 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5

5. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лоцманом может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 141-ФЗ статья 88 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 88. Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов

См. комментарии к статье 88 КТМ РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 1 статьи 88 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов, осуществляет орган государственного надзора.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 2 статьи 88 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. В порядке осуществления государственного надзора за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов, орган государственного надзора вправе принимать решение:

об осуществлении обязательной лоцманской проводки судов лоцманами таких организаций в соответствующем районе и о ее объеме;

об обращении в арбитражный суд с заявлением о ликвидации таких организаций, неоднократно или грубо нарушающих требования к их оснащенности, численности и квалификации их работников, установленные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта для определенных статьей 86 настоящего Кодекса целей лоцманской проводки судов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 141-ФЗ статья 89 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 89. Установление районов обязательной и районов необязательной лоцманской проводки судов

См. комментарии к статье 89 КТМ РФ

Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает районы обязательной и районы необязательной лоцманской проводки судов в обязательных постановлениях в морских портах.

Статья 90. Обязательная лоцманская проводка судов

См. комментарии к статье 90 КТМ РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ в пункт 1 статьи 90 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. В районах обязательной лоцманской проводки судов капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Капитан судна, нарушивший установленное настоящим пунктом правило, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 141-ФЗ пункт 2 статьи 90 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

2. Категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в обязательных постановлениях в морских портах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ пункт 3 статьи 90 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

3. Порядок лоцманской проводки судов в морском порту устанавливается капитаном морского порта.

О районах обязательной лоцманской проводки см. справку

Статья 91. Необязательная лоцманская проводка судов

См. комментарии к статье 91 КТМ РФ

1. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан судна может взять на судно лоцмана, если в этом есть необходимость.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 141-ФЗ пункт 2 статьи 91 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

2. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает категории судов, которые сами или перевозимые которыми грузы могут создавать угрозу причинения ущерба морской среде и лоцманская проводка которых обязательна. Категории таких судов устанавливаются в обязательных постановлениях в морских портах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 141-ФЗ статья 91 настоящего Кодекса дополнена пунктом 3

3. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан морского порта может устанавливать обязательную лоцманскую проводку судов, которые имеют серьезные повреждения корпусов, механизмов или оборудования, что может существенно влиять на безопасность мореплавания в морском порту. В этом случае капитан судна уведомляется о том, что его судно должно следовать под лоцманской проводкой.

Статья 92. Выполнение лоцманом обязанностей публично-правового характера

См. комментарии к статье 92 КТМ РФ

Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщать капитану морского порта о:

любых переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности мореплавания;

любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами в обслуживаемом им районе;

невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.

§ 2. Взаимоотношения лоцмана и капитана судна

Статья 93. Лоцманское удостоверение

См. комментарии к статье 93 КТМ РФ

1. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна лоцманское удостоверение.

2. Капитан судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения.

Статья 94. Обеспечение безопасной посадки и безопасной высадки лоцмана

См. комментарии к статье 94 КТМ РФ

1. Капитан судна обязан обеспечить безопасную посадку и безопасную высадку лоцмана, а также безвозмездно предоставлять ему в период лоцманской проводки судна отдельное помещение, питание.

2. Правила, установленные пунктом 1 настоящей статьи, применяются и к стажеру, если в целях прохождения практики стажер сопровождает лоцмана.

Статья 95. Объявление капитаном судна данных о судне

См. комментарии к статье 95 КТМ РФ

1. Капитан судна объявляет лоцману точные данные об осадке, о длине, ширине и вместимости судна, которые вносятся в лоцманскую квитанцию, подписываемую капитаном судна.

Лоцман вправе потребовать от капитана судна объявления иных данных о судне (маневренных характеристик и других), которые необходимы лоцману для осуществления лоцманской проводки судна.

2. За необъявление или неправильное объявление данных о судне, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, капитан судна несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 96. Взаимоотношения капитана судна и лоцмана

См. комментарии к статье 96 КТМ РФ

В целях безопасности плавания судна капитан судна следует разумным рекомендациям лоцмана и не вмешивается в его работу без достаточных на то оснований.

Статья 97. Распоряжения лоцмана рулевому

См. комментарии к статье 97 КТМ РФ

Капитан судна может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, что не освобождает капитана судна от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате таких распоряжений.

Статья 98. Временное оставление мостика капитаном судна

См. комментарии к статье 98 КТМ РФ

В случае, если во время лоцманской проводки судна капитан судна вынужден временно оставить мостик, капитан судна должен уведомить об этом лоцмана и указать ему лицо, ответственное за управление судном в отсутствие капитана судна.

Статья 99. Приостановление лоцманской проводки судна лоцманом

См. комментарии к статье 99 КТМ РФ

В случае, если это необходимо в целях безопасности плавания судна, лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих осуществить его безопасное плавание.

Статья 100. Оставление судна лоцманом

См. комментарии к статье 100 КТМ РФ

Лоцман не вправе без согласия капитана судна оставить судно раньше, чем поставит судно на якорь, ошвартует судно в безопасном месте, выведет судно в море или будет сменен другим лоцманом.

Статья 101. Возвращение лоцмана

См. комментарии к статье 101 КТМ РФ

1. Капитан судна не вправе увозить лоцмана за пределы обслуживаемого им района.

2. В случае, если лоцман увезен судном, лоцманскую проводку которого он осуществлял, за пределы обслуживаемого им района, капитан судна обязан обеспечить за счет судна возвращение лоцмана к месту его постоянного нахождения.

Организация, работником которой является лоцман, имеет право на возмещение убытков, причиненных ей задержкой лоцмана, если только задержка лоцмана не была вызвана действием непреодолимой силы.

Статья 102. Ответственность лоцмана и капитана судна

См. комментарии к статье 102 КТМ РФ

1. Присутствие на судне лоцмана не устраняет ответственность капитана судна за управление судном.

При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна вправе в целях безопасного плавания судна отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка судна является обязательной, капитан судна должен потребовать заменить лоцмана.

2. Лоцман, виновный в ненадлежащей лоцманской проводке судна, может быть лишен лоцманского удостоверения.

§ 3. Ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна.
Лоцманский сбор

Статья 103. Ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна

См. комментарии к статье 103 КТМ РФ

Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, несет ответственность за убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна по вине лоцмана.

Статья 104. Ограничение ответственности и утрата права на ограничение ответственности

См. комментарии к статье 104 КТМ РФ

1. Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, может ограничить свою ответственность, предусмотренную статьей 103 настоящего Кодекса, суммой, равной десятикратному размеру лоцманского сбора, причитающегося за лоцманскую проводку судна.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 141-ФЗ в пункт 2 статьи 104 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, утрачивает право на ограничение ответственности, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, если доказано, что убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна, явились результатом ее собственных действий или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

Статья 105. Ответственность перед третьими лицами

См. комментарии к статье 105 КТМ РФ

Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, не несет ответственность перед третьими лицами за убытки, причиненные в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна.

Статья 106. Лоцманский сбор

См. комментарии к статье 106 КТМ РФ

С судов, пользующихся услугами лоцманов, взимается лоцманский сбор. Размер взимаемого лоцманского сбора, порядок его взимания и категории освобождаемых от уплаты лоцманского сбора судов определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Требования с лоцманским судам

Принята 25 ноября 1999 года

(Пункт 9 повестки дня)

УСТРОЙСТВА ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ЛОЦМАНА

Ссылаясь на статью 15 j ) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море,

Отмечая положения правила V/17 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС) 1974 года с поправками,

Рассмотрев рекомендацию, сделанную Комитетом по безопасности на море на его семидесятой сессии,

  1. Принимает Рекомендацию об устройствах для передачи лоцмана, изложенную в приложении к настоящей резолюции;
  2. Предлагает правительствам обратить внимание всех заинтересованных на эту рекомендацию;
  3. Предлагает далее правительствам обеспечить, чтобы лоцманские трапы, механические лоцманские подъемники и их устройства, использование и обслуживание отвечали требованиям не ниже тех, которые изложены в приложении к настоящей резолюции;
  4. Отменяет резолюции A.275(VIII), A.426(XI) и A.667(16).

Р екомендация об устройствах для передачи лоцмана

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проектировщикам судов рекомендуется рассматривать все аспекты устрой ств дл я передачи лоцмана на начальной стадии проектирования. Проектировщикам и изготовителям оборудования также рекомендуется рассматривать все аспекты, особенно в части, касающейся положений пунктов 2.1.2, 3.1 и 3.3.

2 Лоцманские трапы

2.1 расположение и конструкция

2.1.1 Рымы, скобы и крепежные тросы должны быть по меньшей мере такими же прочными, как и тетивы трапа, указанные в 2.2, ниже.

2.1.2 Ступеньки лоцманского трапа должны отвечать следующим требованиям:

.1 если они сделаны из древесины твердых пород, они должны быть из цельных брусков без сучков;

.2 если они сделаны из материала, иного чем древесина твердых пород, они должны иметь равноценную прочность, жесткость и долговечность согласно требованиям Администрации;

.3 четыре нижние ступеньки могут быть сделаны из резины достаточной прочности и жесткости или из другого материала согласно требованиям Администрации;

.4 они должны иметь надежную нескользкую поверхность;

.5 они должны быть длиной не менее 400 мм между тетивами, шириной 115 мм и толщиной 25 мм без учета любого покрытия, предотвращающего скольжение, или пазов;

.6 они должны быть расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, которое составляет не менее 300 мм или не более 380 мм; и

.7 они должны быть закреплены таким образом, чтобы каждая из них сохраняла горизонтальное положение.

2.1.3 Лоцманский трап не должен иметь более двух временных ступенек, закрепленных иным способом, чем тот, который использовался в первоначальной конструкции трапа, и любые такие ступеньки при первой возможности должны быть заменены ступеньками, которые закреплены способом, использованным в первоначальной конструкции лоцманского трапа. Если временная ступенька крепится к тетивам лоцманского трапа посредством пазов в ее кромках, такие пазы должны быть в длинных кромках ступеньки.

2.1.4 Лоцманские трапы, имеющие более пяти ступенек, должны иметь распорки длиной не менее
1,8 м, расположенные на таком расстоянии друг от друга, чтобы предотвратить скручивание трапа. Самая нижняя распорка должна быть установлена на пятой ступеньке снизу, а между двумя соседними распорками должно быть не более девяти ступенек.

2.2.1 Тетивы с каждой стороны лоцманского трапа должны состоять из двух тросов без покрытия диаметром не менее 18 мм и представлять цельный отрезок троса без каких-либо соединений ниже верхней ступеньки.

2.2.2 Тетивы должны быть выполнены из манильского троса или другого материала, равноценного по прочности, долговечности и удобству для захвата рукой, который защищен от воздействия солнечных лучей и удовлетворяет требованиям Администрации.

3 Штатные трапы, используемые совместно с лоцманскими трапами

3.1 Может допускаться применение других устройств, которые могут оказаться более подходящими для специальных типов судов, при условии что они являются столь же безопасными.

3.2 Длина штатного трапа должна быть достаточной для того, чтобы угол его наклона не
превышал 55°.

3.3 П ри использовании штатного трапа его нижняя площадка должна находиться в горизонтальном положении.

3.4 Промежуточные площадки, если они имеются, должны быть самовыравнивающимися . Ступеньки и планки штатного трапа должны быть устроены так, чтобы обеспечивать надлежащую и безопасную опору для ноги при его рабочих углах.

3.5 Трап и площадка с обеих сторон должны быть оборудованы стойками и жесткими поручнями, а если используются лееры , то они должны быть туго натянуты и надлежащим образом закреплены. Вертикальное пространство между поручнем или леером и тетивами трапа должно быть надежно загорожено.

3.6 Лоцманский трап должен устанавливаться непосредственно у нижней площадки штатного трапа, а его верхний конец должен возвышаться над нижней площадкой по меньшей мере на 2 м.

3.7 Е сли в нижней площадке имеется люк для доступа к лоцманскому трапу и выходу с него, просвет люка должен быть не менее 750 Ч 750 мм. В этом случае кормовая часть нижней площадки также должна иметь заграждение, как предусмотрено в пункте 3.5, выше, а лоцманский трап должен выступать над нижней площадкой до высоты поручня.

3.8 Штатные трапы вместе с любыми устройствами или креплениями для их подвески, установленные и предназначенные для использования в соответствии с настоящей рекомендацией, должны удовлетворять требованиям Администрации.

4 Механические лоцманские подъемники

4.1 Размещение, техническое обслуживание и ремонт

4.1.1 И з положения стоя у пульта управления оператор должен иметь возможность непрерывно наблюдать за подъемником между его самым верхним и самым нижним рабочими положениями.

4.1.2 Н а судне должен находиться экземпляр одобренного Администрацией наставления завода-изготовителя по техническому обслуживанию и ремонту, которое включает журнал технического обслуживания и ремонта. Подъемник должен содержаться в полном порядке и обслуживаться в соответствии с инструкциями наставления.

4.1.3 Работы по техническому обслуживанию и ремонту должны регистрироваться в журнале технического обслуживания и ремонта подъемника лицом командного состава, ответственным за его техническое обслуживание и ремонт.

4.2 Конструкция подъемника

4.2.1 Рабочая нагрузка подъемника должна быть равна суммарному весу подъемного трапа или подъемной платформы и лопарей, когда подъемник находится в самом нижнем положении, и весу максимального числа людей, для подъема которых рассчитан подъемник; вес каждого человека принимается равным 150 кг. На подъемнике должна иметься четкая и постоянная маркировка с указанием максимального числа людей, которое разрешается поднимать на подъемнике.

4.2.2 К аждый подъемник должен иметь такую конструкцию, чтобы при функционировании в пределах рабочей нагрузки, определенной в соответствии с пунктом 4.2.1, каждый элемент имел надлежащий запас прочности, соответствующий используемому материалу, способу изготовления и характеру выполняемой функции:

.1 средние скорости подъема и спуска должны быть в пределах 15-21 м/мин при полной рабочей нагрузке лоцманского подъемника;

.2 лоцманский подъемник должен быть способен осуществлять подъем, спуск и остановку, когда его нагрузка в 2,2 раза превышает рабочую нагрузку.

4.2.3 П ри выборе материалов конструкции необходимо обращать внимание на условия, в которых будет работать подъемник.

4.2.4 Л юбое электрическое оборудование, относящееся к секции трапа подъемника, не должно эксплуатироваться под напряжением, превышающим 25 В.

4.2.5 Подъемник должен включать следующие основные части:

.1 лебедку с механическим приводом;

.2 два отдельных лопаря;

.3 трап или платформу, состоящие из двух частей:

.3.1 жесткой верхней части для транспортировки людей вверх или вниз;

.3.2 гибкой нижней части, состоящей из лоцманского трапа небольшой длины, который позволяет человеку подниматься из лоцманского катера или вспомогательного судна на жесткую верхнюю часть трапа и наоборот.

4.3 Лебедка с механическим приводом

4.3.1 Источник питания лебедок должен быть электрическим, гидравлическим или пневматическим. В случае пневматической системы должны обеспечиваться избыточная подача воздуха и надежные устройства для контроля его качества. В случае, когда суда заняты перевозкой воспламеняющихся грузов, источник питания не должен представлять опасности для судна. Все системы должны обеспечивать эффективное функционирование в условиях вибрации, влажности и температурных колебаний, которые могут возникать на судне, на котором они установлены.

4.3.2 Лебедка должна иметь тормоз или другое в равной степени эффективное устройство (например, должным образом сконструированную червячную передачу), которые способны удерживать рабочую нагрузку в случае перерыва в подаче питания. Тормоз или другое устройство должны обеспечивать удержание рабочей нагрузки, когда используется ручной привод.

4.3.3 Л юбая рукоятка, предусмотренная для управления вручную, должна быть устроена так, чтобы при ее подсоединении автоматически отключалось питание.

4.3.4 Должны быть предусмотрены эффективные устройства для обеспечения равномерного наматывания лопарей на барабаны лебедки.

4.4 Органы управления

4.4.1 Подъемники должны оборудоваться автоматическими предохранительными устройствами, которые отключают питание, когда трап достигает какого-либо упора, с тем чтобы избежать перенапряжения лопарей или любой другой части подъемника; в случае, если подъемники имеют пневматический привод, предохранительное отключающее устройство может не применяться, при условии что максимальный крутящий момент, обеспечиваемый пневматическим двигателем, не приводит к перенапряжению лопарей или других частей подъемника.

4.4.2 Все органы управления подъемником должны включать аварийный выключатель питания и, кроме того, аварийный выключатель, до которого може т( гут) легко дотянуться человек(люди), находящийся( еся ) в подъемнике.

4.4.3 Органы управления должны иметь четко и постоянно нанесенные надписи «вверх», «стоп» и «вниз». Действие этих органов управления должно соответствовать направлению, в котором движется подъемник, и орган управления должен автоматически возвращаться в положение «стоп» при прекращении воздействия на него.

4.4.4 Переносной подъемник должен быть оборудован блокировочным устройством, которое препятствует функционированию подъемника, если он неправильно установлен.

4.5.1 Должны использоваться два отдельных лопаря из гибкого стального троса, имеющего достаточную прочность и не ржавеющего в соленой воде.

4.5.2 Лопари должны быть надежно закреплены на барабанах лебедки и на трапе. Эти крепления должны выдерживать испытание нагрузкой, превышающей не менее чем в 2,2 раза рабочую нагрузку на эти крепления. Лопари должны все время находиться на достаточном расстоянии друг от друга, с тем чтобы уменьшить возможность скручивания трапа.

4.5.3 Лопари должны быть достаточной длины, обеспечивающей работу при любой возможной высоте надводного борта и наличие не менее трех шлагов на барабанах лебедки, когда подъемник находится в самом нижнем положении.

4.5.4 Лопари должны быть так устроены, чтобы при разрыве одного из лопарей трап или подъемная платформа оставались в горизонтальном положении.

4.5.5 Лопари должны иметь минимальный запас прочности, равный 6. Устройство для крепления лопарей к лебедке должно удерживать нагрузку, превышающую в 2,2 раза рабочую нагрузку, когда лопари полностью смотаны с барабана лебедки.

4.6 Секция трапа или платформы

4.6.1 Жесткая часть трапа должна быть длиной не менее 2,5 м и оборудована таким образом, чтобы находящийся на нем человек мог сохранять безопасное положение при подъеме или спуске. Такая часть должна быть снабжена:

.1 достаточным количеством ступенек для обеспечения безопасного и легкого прохода на платформу, упомянутую в пункте 4.6.2, и с нее;

.2 надежными поручнями, которыми можно пользоваться при всех условиях, включая экстремальные температуры, вместе с нескользкими ступеньками;

.3 распоркой на нижнем конце длиной не менее 1,8 м. Концы распорки должны быть снабжены роликами, которые должны свободно катиться по борту судна во время посадки или высадки;

.4 эффективным предохранительным кольцом с соответствующей обивкой, расположенным таким образом, чтобы обеспечивать поддержку находящегося на трапе человека, не мешая при этом движению;

.5 надлежащими средствами связи между находящимся на трапе человеком и оператором, а также ответственным лицом командного состава, обеспечивающим посадку или высадку этого человека.

4.6.2 Подъемник, предназначенный для функционирования в качестве подъемной платформы, должен иметь платформу:

.1 с нескользкой поверхностью размером не менее 750 Ч 750 мм, исключая площадь поверхности любой крышки люка в полу;

.2 рассчитанную таким образом, чтобы на квадратном метре площади пола или его части мог находиться только один человек, исключая площадь любой крышки люка;

.3 с крышкой люка, если она предусмотрена, размером не менее 750 Ч 750 мм, устроенной таким образом, чтобы через нее можно было пропустить лоцманский трап так, чтобы он выступал над платформой до высоты поручня;

.4 огороженную леерным ограждением на высоте не менее 1 м над поверхностью платформы. Между полом и верхним леером должно быть не менее двух промежуточных лееров. Леерное ограждение должно отстоять от края платформы не менее чем на 50 мм. Каждая дверца в леерных ограждениях должна иметь защелку, которая обеспечивает надежное закрытие дверцы.

4.6.3 Ниже жесткой части, упомянутой в пункте 4.6.1, должна находиться секция гибкого трапа, состоящая из восьми ступенек и имеющая конструкцию в соответствии с требованиями раздела 2, за исключением того, что эта секция может не иметь распорок; однако она должна иметь соответствующие приспособления в верхней части для крепления ее к жесткому трапу.

4.6.4 Тетивы секции гибкого трапа должны соответствовать требованиям раздела 2.2. Каждая тетива должна представлять цельный отрезок троса без каких-либо соединений ниже верхней ступеньки.

4.6.5 Ступеньки секции гибкого трапа и ступеньки секции жесткого трапа должны располагаться по одной вертикальной линии, иметь одинаковую ширину, располагаться по вертикали на равном расстоянии друг от друга и находиться, насколько это практически возможно, ближе к борту судна. Поручни обеих частей трапа должны располагаться по одной линии, насколько это возможно.

4.6.6 Е сли подъемник заключен в ограждение, то оно должно быть таким, чтобы подъемник располагался как можно ближе к борту судна.

4.7 Эксплуатация подъемника

4.7.1 З а установкой, испытанием и использованием подъемника должно наблюдать ответственное лицо командного состава судна. Любое лицо, занятое установкой и эксплуатацией подъемника, должно быть проинструктировано о порядке установки и эксплуатации, который содержится в одобренном наставлении, а оборудование должно быть испытано перед использованием.

4.7.2 Должно быть предусмотрено достаточное освещение места установки подъемника за бортом, органов управления подъемником и места на судне для посадки или высадки человека. Спасательный круг, снабженный самозажигающимся огнем, и спасательный конец должны находиться под рукой, готовые к использованию.

4.7.3 Лоцманский трап, отвечающий положениям раздела 2, должен быть установлен рядом с подъемником и быть готовым к немедленному использованию, при этом к нему должен иметься доступ из подъемника в любой точке его перемещения. Лоцманский трап должен иметь достаточную длину, чтобы достигать уровня моря с места доступа на судно.

4.7.4 Место на борту судна, где будет спущен подъемник, должно быть отмечено.

4.7.5 Д ля переносного подъемника должно быть обеспечено достаточно защищенное место
хранения. В очень холодную погоду, для того чтобы избежать опасности обледенения, переносной подъемник не должен устанавливаться до тех пор, пока в нем не возникнет немедленная
потребность.

4.7.6 Сборка и эксплуатация лоцманского подъемника должны являться частью регулярных учений, проводимых на судне.

4.8.1 К аждый новый подъемник должен быть подвергнут испытанию перегрузкой, превышающей
в 2,2 раза рабочую нагрузку. Во время этого испытания груз должен опускаться не менее чем на 5 м, и для остановки барабана подъемника должен быть применен тормоз. Если лебедка не оборудована тормозом и работает с эффективным в равной степени устройством, как описано в пункте 4.3.2, удерживающим груз в случае отключения питания, груз должен опускаться при максимально допустимой скорости спуска, и необходимо имитировать отключение питания, чтобы убедиться в том, что подъемник остановится и выдержит нагрузку.

4.8.2 П о требованию Администрации после установки подъемника на борту судна должны быть проведены испытания в рабочих условиях с 10-процентной перегрузкой.

4.8.3 Последующие проверки подъемников в рабочих условиях должны проводиться при каждом ежегодном или промежуточном освидетельствовании, а также при освидетельствовании для возобновления свидетельства о безопасности судна по оборудованию и снабжению.

5 Доступ на палубу

Должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие безопасный, удобный и свободный проход для любого лица, осуществляющего посадку на судно или высадку с него, между верхней частью лоцманского трапа или любого штатного трапа и палубой судна; такой проход должен обеспечиваться непосредственно с помощью платформы, безопасно огражденной поручнями. Если такой проход на судне осуществляется с помощью:

.1 прохода в леерном ограждении или фальшборте, то он должен быть оборудован надлежащими поручнями;

.2 трапа, установленного через фальшборт, то такой трап должен быть надежно прикреплен к судну, чтобы предотвратить опрокидывание. Две стойки поручней должны быть установлены в месте посадки на судно или высадки с него с каждой стороны трапа на расстоянии не менее 0,7 м и не более 0,8 м друг от друга. Каждая стойка своим основанием или частью, находящейся рядом с ним, а также в своей более верхней точке должна быть жестко прикреплена к судовой конструкции, иметь диаметр не менее 32 мм и выступать не менее чем на 1,2 м над фальшбортом. Стойки или поручни не должны быть прикреплены к трапу, установленному через фальшборт.