Договор на транспортно-экспедиционное обслуживание перевозку

Договор на транспортно-экспедиторское обслуживание №

Главная > Документ

Договор на транспортно-экспедиторское обслуживание №

г. Владивосток « » 2013г.

ООО «Астра Карго-ДВ», именуемое в дальнейшем Экспедитор, в лице директора Шкарина Вячеслава Васильевича, действующей на основании Устава с одной стороны, и , именуемое в дальнейшем Клиент, в лице директора , действующего на основании Устава с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

1. Предмет договора.

1.1 Экспедитор обязуется за вознаграждение, определенное в п.3.2 настоящего договора, и за счет Клиента организовать перевозку (транспортировку) груза Клиента и при необходимости выполнить следующие услуги:

1.2 1) поиск перевозчика по заявке Клиента;

2) оформление или получение необходимых для перевозки документов;

3) выполнение перевозки грузов железнодорожным и (или) морским транспортом и экспедирование;

4) обеспечение отправки груза.

5) осуществление или организация работ по погрузке/разгрузке в местах получения, перегрузки и доставки груза.

2. Права и обязанности сторон.

2.1 Права и обязанности Экспедитора:

2.1.1 Организует перевозку груза Клиента согласно письменной заявки, с указанием пункта назначения и реквизитов получателя. Заявка является Приложением №1 к настоящему договору на транспортно-экспедиторское обслуживание. При этом Экспедитор руководствуется правилами, действующими у перевозчика.

2.1.2 Экспедитор обязуется доставить груз Клиента из г. Владивосток в г. Магадан в срок до 30 дней.

2.1.3 Принимает груз Клиента по внешнетарному виду, по количеству мест, подписанным, с указанием фирмы-грузополучателя. Экспедитор несет ответственность за сохранность груз, целостность упаковки и соответствие количества мест, полученных в пункте отправления, с количеством мест, выданных Клиенту в пункте назначения.

2.1.4 По запросу Клиента предоставляет информацию по ставкам на перевозку груза, ставкам государственных и других сборов, оплата которых необходима для осуществления перевозки (транспортировки) груза.

2.1.5 Сообщает Клиенту обо всех обнаруженных недостатках полученной им информации, а в случае ее неполноты – произвести дополнительный запрос. В случае непредоставления Клиентом необходимой информации, Экспедитор вправе не приступать к исполнению договорных обязательств до момента полного ее получения.

2.1.6 Для выполнения своих обязательств по договору, Экспедитор вправе привлекать третьих лиц.

2.1.7 Экспедитор обязан соблюдать согласованные сторонами сроки выполнения услуг, в том числе сроки доставки грузов. О ходе выполнения услуг Экспедитор обязуется сообщать Клиенту по его запросу

2.1.8. Экспедитор осуществляет контроль и несет ответственность за соблюдение правил при погрузке, размещении, креплении груза и его разгрузке.

2.2 Права и обязанности Клиента:

2.2.1 Клиент обязан предоставить Экспедитору следующие документы:

1) письменную заявку о перевозке (транспортировке) груза в свободной форме с указанием пункта назначения и реквизитов получателя;

2) документы, свидетельствующие о количестве и определенных свойствах груза (сертификат соответствия качеству, качественное удостоверение, ветеринарное свидетельство и другие необходимые документы).

3) достоверную информацию о местонахождении груза и возможных трудностях при его получении.

2.2.2. Клиент имеет право отказаться от перевозки по конкретной заявке, при этом не позднее чем за 24 часа до предполагаемой даты отгрузки письменно сообщить об этом Экспедитору путем направления уведомления (по факсу, электронной почте или нарочно).

3. Порядок расчетов.

3.1 Счета выставляются Экспедитором в 3-х дневный срок после согласования Заявки Клиента, согласно действующих тарифов. Тарифы являются Приложением №2 к настоящему договору на транспорто-экспедиторское обслуживание. Если иное не согласовано сторонами при рассмотрении Заявки Клиента, Тариф включает в себя вознаграждение Экспедитора, а также все расходы экспедитора по организации и осуществлению перевозки груза по согласованному маршруту. Клиент возмещает Экспедитору расходы (не учтенные в тарифе и одобренные Клиентом), возникшие при перевозке (транспортировке) груза различными видами транспорта по предоставлении Экспедитором счетов и документов, подтверждающих такие расходы.

3.2 Стоимость вознаграждения рассчитывается на основании утвержденных тарифов, действующих на момент перевозки грузов (оказания услуги).

3.3 Оплата экспедиторских услуг производится Клиентом согласно выставленных Экспедитором счетов (п.3.1. Договора) на день отгрузки груза грузополучателю.

3.4 Моментом оплаты считается день поступления денежных средств на расчетный счет Экспедитора или наличными средствами в кассу Экспедитора.

3.5 Все расходы в пункте назначения, связанные с хранением груза, оплачиваются грузополучателем, указанным Клиентом.

4. Ответственность сторон.

4.1 Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору в соответствии с действующим законодательством РФ.

4.2 Стороны не несут ответственность по настоящему договору, если невозможность выполнения ими своих обязательств наступила по причине форс-мажорных обстоятельств, т.е. вследствие чрезвычайных и непреодолимых при данных условиях обстоятельств. Указанные обстоятельства и продолжительность их действия должны быть подтверждены справками Торгово-Промышленной Палаты РФ, официальными заявлениями соответствующих органов, либо другими принятыми в таких случаях доказательствами.

4.3 Экспедитор несет ответственность перед Клиентом в виде возмещения убытков (реального ущерба) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его Экспедитором и до выдачи груза грузополучателю, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые Экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

4.4 Клиент несет ответственность за убытки, причиненные Экспедитору, вызванные:

— ненадлежащим выполнением условий настоящего договора;

— не предъявлением груза к перевозке, что влечет штрафные санкции, предъявляемые транспортной организацией;

— действиями, приведшими к простою транспортных средств, в размере штрафа, предъявляемого транспортной организацией;

— несвоевременной оплатой счетов. В этом случае Клиент оплачивает пеню в размере 0,1% за каждый день просрочки платежа.

4.5 За нарушение срока доставки груза по настоящему Договору Экспедитор уплачивает Клиенту штраф в размере 0,1% от стоимости транспортно-экспедиционных услуг Экспедитора за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере причитающегося Экспедитору вознаграждения.

5. Претензии и порядок рассмотрения споров.

5.1 Претензии, возникающие между сторонами, урегулируются в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». При неурегулировании разногласий в претензионном порядке спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде по месту нахождения истца.

6. Заключительные положения.

6.1 Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2013 г. Договор считается автоматически продленным на следующий год, при отсутствии возражений сторон, направленных в письменной форме за тридцать (30) дней до окончания очередного периода действия договора.

6.2 Все приложения к договору являются его неотъемлемой частью.

Договор на транспортно-экспедиционное обслуживание грузов

Автор документа

ДОГОВОР № _______
на транспортно-экспедиционное обслуживание грузов

г.___________________ «__» ____________201__ г.

___________________________________________, именуемое в дальнейшем ЭКСПЕДИТОР, в лице ___________________________________________________________, действующего на основании _________, с одной стороны, и __________________________________________________, именуемое в дальнейшем КЛИЕНТ, в лице ______________________________________________________, действующего на основании _____________ с другой стороны, в дальнейшем также совместно и в отдельности именуемые Стороны, заключили настоящий договор (далее — Договор) о следующем.

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Клиент поручает, а Экспедитор принимает на себя обязательства по организации всего комплекса услуг, связанных с транспортно-экспедиционным обслуживанием грузов Клиента (далее — Транспортно-экспедиционное обслуживание «ТЭО»).

1.2. Экспедитор организует и осуществляет ТЭО на основании Заявки (далее по тексту – Заявка), которая предоставляется Клиентом в письменной форме или по электронной почте в виде отсканированной копии (возможно по факсу) не позднее 12 часов дня предшествующего дню перевозки. Заявка на ТЭО, оформленное по согласованной сторонами форме (Приложение №1), подписанное уполномоченными представителями Сторон и скрепленное печатями Сторон, будет являться неотъемлемой частью Договора.

Заявка на ТЭО содержит положения, конкретизирующие и дополняющие условия перевозки, в том числе, маршрут перевозки, наименование, объем, особые свойства перевозимого груза, сроки перевозки, стоимость груза, порядок оплаты и иные сведения, имеющие существенное значение для перевозки. Стороны соглашаются с тем, что факсимильная копия Заявки имеет юридическую силу, которое должно быть заменено в последствии на оригинал.

1.3. Для исполнения настоящего Договора Экспедитор вправе по собственному усмотрению привлекать к работе третьих лиц (юридических и физических), в том числе имеющих необходимые лицензии, если это предусмотрено требованиями закона о лицензировании отдельных видов деятельности. Экспедитор несет ответственность за третьих лиц в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА

2.1. К настоящему Договору применяются правила, предусмотренные законодательством РФ по отношению к обязательствам по перевозке грузов, организации перевозок грузов и транспортной экспедиции.

2.2. Стоимость грузов, заявляемых к отправке, определяется исходя содержания Заявки на ТЭО. В случае если в Заявки указана только страховая сумма в отношении перевозимого груза, то такая страховая сумма является для целей настоящего Договора стоимостью перевозимого груза.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. Экспедитор обязан:

Руководствоваться стандартными требованиями, предъявляемыми к внутренним, перевозкам грузов Гражданским Кодексом РФ, Федеральным Законом РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности» № 87-ФЗ от 30 июня 2003 года, федеральным и местным законодательством и положениями настоящего Договора

3.1.1. Организовывать перевозку грузов в соответствии с оформленными надлежащим образом Заявками Клиента;

3.1.2. Определить количество автомашин и их типы для осуществления перевозок грузов, в зависимости от объема и характера перевозок и обеспечивать подачу их по всем пунктам погрузки в дни и часы, указанные в Заявки;

3.1.3. Проверить количество и внешнее состояние груза при его получении. При каком-либо несоответствии сообщать Клиенту;

3.1.4. Оформлять необходимые для перевозки документы, если груз отправляется со склада Экспедитора:

  • складская накладная о выдаче груза;
  • ТТН (Товарно-транспортные накладные);
  • копии ГТД (Грузовая таможенная декларация) предоставляемые Клиентом);
  • акты приема-передачи;
  • иные документы, если их наличие предусмотрено нормативными документами;

3.1.5. Запрашивать у Клиента необходимую информацию о грузе и предполагаемых работах, если имеющаяся информация в Заявки недостаточна для выполнения Экспедитором своих обязанностей по Договору.

3.1.6. Принимать на себя ответственность за сохранность грузов с момента их принятия к перевозке от Грузоотправителя и до момента их передачи Грузополучателю;

3.1.7. При доставке груза в пункт назначения передать его по акту приема-передачи уполномоченному на то лицу Клиента или его представителю. Полномочия лица получающего груз должны быть подтверждены доверенностью на получение в установленной законом форме.

3.1.8. В случае необходимости осуществить погрузочно-разгрузочные работы своими силами и/или силами привлеченных работников на основании тарифов, согласованных сторонами. Тарифы указаны в Приложении № 2.

3.2. Экспедитор вправе:

3.2.1. Не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных настоящим договором, до представления Клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения Экспедитором своих обязанностей по Договору.

3.2.2. Проверять достоверность представленных Клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения Экспедитором своих обязанностей по Договору.

3.2.3. Изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта, исходя из интересов Клиента. При этом Экспедитор незамедлительно уведомляет Клиента о произведенных в соответствии с настоящим пунктом Договора изменениях.

3.2.4. Удерживать, находящийся в его распоряжении груз в случае просрочки уплаты Клиентом стоимости ТЭО и возмещения понесенных Экспедитором в интересах Клиента дополнительных расходов. В этом случае Клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.

3.3. Клиент обязан:

3.3.1. Передать Экспедитору необходимые документы, а также информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения Экспедитором своих обязанностей по Договору.

3.3.2. До прибытия автомашин под погрузку подготовить груз к перевозке, пропуска на право проезда к месту погрузки и выгрузки, а так же документы, необходимые для выполнения своих обязанностей по Договору.

3.3.3. Самостоятельно осуществлять погрузку и/или разгрузку автомашин на своих базах и складах (если в Заявки не заказаны эти услуги Экспедитору), размещать и закреплять груз в соответствии с установленными правилами погрузки выгрузки грузов, не допуская простоя автомашин более 1 (Одного) часа до начала погрузки и/или выгрузки, если обязанность по выполнению погрузочных работ Клиентом не заявлена в Заявки;

3.3.4. Передать Экспедитору груз к перевозке при предъявлении представителем последнего доверенности Экспедитора, оформленной надлежащим образом. Груз считается переданным к перевозке после принятия Экспедитором груза по местам, проверки внешнего состояния и подписания последним всех экземпляров ТТН.

3.3.5. Обеспечить подъезд автотранспорта Экспедитора к местам погрузки и выгрузки;

3.3.6. В случае если Клиент осуществляет погрузку груза на транспортные средства Экспедитора собственными силами, Клиент должен использовать необходимые для погрузки технические средства и приспособления, а также квалифицированный и обученный персонал, способный управлять специальными техническими средствами.

3.3.7. Оплатить своевременно и в полном объеме работы, выполненные Экспедитором в соответствии с п. 3.2. настоящего договора, а также возместить понесенные им в интересах Клиента дополнительные расходы.

3.3.8. Соблюдать общие правила приема грузов к перевозке, правила погрузки и разгрузки, оформления перевозочных документов и иные правила, установленные действующим законодательством РФ.

3.4. Клиент вправе:

3.4.1. Требовать у Экспедитора предоставления информации о процессе перевозки груза.

3.4.2. Давать указания Экспедитору в соответствии с настоящим Договором.

4. ПОРЯДОК ПРИЕМКИ И ПЕРЕДАЧИ ГРУЗОВ

4.1. При приемке груза с целью его дальнейшей доставки представитель Экспедитора (водитель-экспедитор) проверяет перед погрузкой количество груза по местам в соответствии с товарно-транспортной накладной, таможенной декларацией и иными документами, представленными Клиентом, наличие и состояние упаковки груза. В случае если в результате приемки груза представителями Экспедитора обнаруживаются повреждения упаковки груза, представитель экспедитора вправе потребовать устранения недостатков упаковки. В случае если недостатки упаковки Клиентом по требованию Экспедитора не устранены, сторонами составляется двусторонний акт, о составлении которого делается отметка в ТТН. В акте или/и ТТН представитель Экспедитора указывает также обо всех выявленных недостатках груза при приемке. При возможности, повреждения груза или упаковки могут фиксироваться также с помощью фотосъемки, результаты которой прилагаются к акту. Акт подписывается представителями Экспедитора, представителями Клиента, либо уполномоченными представителями организации, ответственной за передачу груза (Отправитель). Отказ от подписания акта не допускается

4.2. Доставка грузов на склад, не являющийся складом Экспедитора, в том числе на склад Клиента, подтверждается соответствующими транспортными документами, подписанными представителями Клиента либо уполномоченными представителями организации, ответственной за приемку груза (Грузополучатель), в месте доставки груза. При этом, если в результате доставки была повреждена наружная упаковка груза, Экспедитор и Грузополучатель обязаны зафиксировать данный факт в ТТН и составить двусторонний акт. При возможности стороны могут произвести фотосъемку, результаты которой приложить к акту. О составлении акта указывается в ТТН.

4.3. Доставленный на склад Экспедитора груз принимается на склад Экспедитора в соответствии условиями Договора хранения, при этом Заявка на ТЭО принимается Экспедитором (Хранителем по договору хранения) в качестве Заявки на хранение.

5. ЦЕНА И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

5.1. Размер оплаты за организацию ТЭО и размер сборов за выполнение Экспедитором связанных с ТЭО услуг, определяются на основании согласованной цены.

5.2. Транспортно-экспедиционные услуги и другие, заранее согласованные и документально оформленные услуги, оплачиваются Клиентом в течение 5 (пяти) банковских дней со дня выставления счета Экспедитором либо в ином порядке, согласованном Сторонам при оформлении Заявки на конкретную перевозку.

5.3. Экспедитор выставляет Клиенту счет по каждой перевозке с приложением: счета-фактуры; акта об оказании услуг с указанием даты и стоимости каждой из перевозок; — оригиналов страховых полисов, если страхование имело место; товарно-транспортных накладных с отметками Получателей.

5.4. Работы и услуги, указанные в п.1.1. настоящего Договора, считаются выполненными Экспедитором по получении последним отметок грузополучателя в товарно-транспортных документах о доставке груза с указанием даты, времени и подписи (Ф.И.О.) лица, уполномоченного принимать грузы, заверенные печатью Получателя, либо с приложением доверенности Получателя, оформленной надлежащим образом. Клиент (грузополучатель) обязан подписывать товарно-транспортные документы, и несет ответственность за последствия правильности их оформления.

5.5. Клиент обязан возместить Экспедитору дополнительные расходы, совершенные Экспедитором при исполнении своих обязательств по настоящему Договору, в интересах и по согласованию с Клиентом. Указанные дополнительные расходы уплачиваются Клиентом в течение 5 (Пяти) банковских дней с момента выставления Экспедитором счета, подтвержденного приложенными оригиналами расходных документов.

6. СТРАХОВАНИЕ ГРУЗОВ

6.1. Если в Заявки на ТЭО указано требование о страховании груза, Экспедитор заключает от имени Клиента договор страхования грузов с условием «ответственность за все риски» на полную страховую стоимость груза. Выбор страховой компании является прерогативой Клиента. Уведомление о выборе страховой компании должно быть направлено Клиентом Экспедитору письменно.

6.2. Выгодоприобретателем по договору страхования, заключенному в соответствии с условиями настоящего раздела назначается Клиент.

6.3. Сумма страховой премии, подлежащая уплате Страховщику уплачивается Экспедитором, а соответствующая сумма затрат указывается Экспедитором в счете на оплату его услуг, выставляемом в соответствии с условиями настоящего Договора и подлежит возмещению Клиентом одновременно с оплатой услуг Экспедитора.

7. СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

7.1. Экспедитор, по своему усмотрению, вправе застраховать свою ответственность за причинение вреда грузам, перевозимым в соответствии с условиями настоящего Договора.

7.2. Выгодоприобретателем по договору страхования ответственности считается Клиент, которому действиями Экспедитора будет причинен имущественный ущерб.

7.3. Страховая премия по договору страхования ответственности Экспедитора не учитывается при расчетах между Клиентом и Экспедитором и возмещению Клиентом не подлежит.

8.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

8.1. Общие положения.

8.1.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору в соответствии с действующим законодательством РФ.

8.1.2. Каждая из сторон должна исполнить свои обязательства надлежащим образом, оказывая всевозможное содействие другой стороне.

8.1.3. Сторона, нарушившая свои обязательства по договору, должна без промедления устранить эти нарушения.

8.1.4. Сторона, привлекающая третье лицо к исполнению своих обязательств по договору, несет перед другой стороной по настоящему договору ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством РФ и настоящим Договором.

8.1.5. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору, если такое неисполнение вызвано обстоятельствами непреодолимой силы.

8.2. Ответственность Экспедитора

8.2.1. Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждения (порчу) груза в соответствии действующим законодательством РФ.

8.2.2. Экспедитор возмещает Клиенту только реальный ущерб в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза в соответствии с процедурой установленной действующим законодательством РФ.

8.2.3. Экспедитор несет ответственность за виновное нарушение согласованных сторонами в Заявки сроков доставки груза в размере 0,1% от стоимости доставки груза за каждый день задержки. Настоящее условие наступает в случае получения претензии от Клиента.

8.2.4. Сумма убытков должна указываться Клиентом в Заявки на перевозку груза перед началом процесса перевозки. В случае, если предполагаемая сумма убытков, которые может понести Клиент в результате нарушения сроков доставки может превысить пять процентов от стоимости перевозимого груза, Экспедитор вправе пересмотреть размер тарифов на организацию перевозки в рамках данной заявки в сторону их увеличения.

8.2.5. Экспедитор не несет ответственность за:

  • состояние груза, принятого (переданного) в исправной упаковке (таре);
  • несоблюдение срока доставки груза при ненадлежащем оформлении транспортных документов Клиентом.
  • в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы исключающих ответственность;

8.3. Ответственность Клиента.

8.3.1. Клиент несет ответственность за убытки причиненный Экспедитору ненадлежащим выполнением условий настоящего Договора в соответствии с действующим законодательством РФ.

8.3.2. Клиент несет ответственность за нарушение сроков оплаты ТЭО, предусмотренных условиями настоящего договора, в виде уплаты неустойки в размере 0,5% от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа.

8.3.3. Клиент несет ответственность за необоснованный отказ от выплаты Экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах Клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 10 процентов от неуплаченных сумм.

9.1. Претензии, возникающие по настоящему договору, должны быть предъявлены Сторонами в соответствии с действующим законодательством РФ.

9.2. Сторона, получившая претензию, обязана рассмотреть ее и ответить по существу претензии — подтвердить согласие на полное или частичное ее удовлетворение, или сообщить о полном или частичном отказе в ее удовлетворении не позднее 10 (Десять) дней с даты получения претензии.

9.3. Датой предъявления претензии считается дата штемпеля почтового ведомства о принятии письма к отправке. Датой получения претензии является дата, указанная в квитанции-уведомлении о вручении почтового отправления адресату.

10.1. При наступлении обстоятельств непреодолимой силы (пожара, эпидемий, эпизоотий, стихийных бедствий: наводнения, снегопада, разрушение дорог, в результате эрозий почвы как следствие воздействия окружающей среды; землетрясения, забастовок, Указов и Распоряжений Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, постановлений и решений органов власти и управления федерального уровня, уровня субъектов федерации, а также органов местного самоуправления, затрудняющих или делающих невозможным выполнение договора) срок исполнения обязательств отодвигается соразмерно времени действия этих обстоятельств, если они делают невозможным выполнение условий Договора или его части.

10.2. Экспедитор должен в течение 5-и (пяти) дней уведомить Клиента о наступлении вышеуказанных обстоятельств в письменной форме с приложением подтверждающих документов, выданных компетентными органами. Не уведомление или несвоевременное уведомление о наступлении или прекращении вышеупомянутых обстоятельств лишает Экспедитора права ссылаться на них.

10.3. Понесённые той или иной стороной в результате указанных обстоятельств убытки, в том числе упущенная выгода, второй стороной не возмещается. Если названные обстоятельства будут длиться более 3 (трех) месяцев, то одна из сторон в праве аннулировать Договор на невыполненную часть без возмещения второй стороне возможных убытков.

11. РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ

Все разногласия, возникающие из настоящего Договора и/или в связи с ним, разрешаются Сторонами путем переговоров. Если Стороны в процессе переговоров не пришли к согласию, то спор подлежит рассмотрению в Арбитражном суде ______________________.

12. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

12.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует в течение одного года. Если за 30 дней до истечения срока действия настоящего договора ни одна из сторон не изъявит желания о расторжении, договор признается продленным сторонами на тот же срок и на тех же условиях.

12.2. Все изменения и дополнения к настоящему Договору действительны лишь в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями Сторон.

12.3. Все приложения и дополнения к настоящему Договору являются его неотъемлемой частью.

Договор транспортной экспедиции с расширенным перечнем ответственности

Договор транспортной экспедиции — это соглашение, в котором одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента), в качестве которой выступает грузоотправитель или грузополучатель, выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза в целости и сохранности до места назначения точно в срок. Правильно составленный договор транспортной экспедиции поможет не только распределить ответственность между экспедитором и его клиентами, но и защитить интересы обеих сторон.

Особенности составления договора транспортной экспедиции с расширенным перечнем ответственности

Примерная структура договора транспортной экспедиции состоит из:

  1. Преамбула
  2. Предмет договора
  3. Права и обязанности сторон
  4. Цены и порядок расчетов
  5. Ответственность сторон
  6. Срок действия договора
  7. Прочие условия
  8. Реквизиты и подписи сторон
  9. Приложения и дополнительные соглашения к договору

При составлении некоторых видов договоров допускается добавлять еще дополнительные разделы.

Предмет договора

В договоре о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю могут иметь место два варианта предмета договора, а следовательно, и две его разновидности.

Во-первых, экспедитор, располагая собственными транспортными средствами, скажем грузовыми автомобилями, может, приняв груз от клиента, осуществить его транспортировку в пункт назначения и обеспечить его выдачу получателю. В этом случае перевозка груза не является самостоятельным обязательством, поскольку при таком подходе грузоотправитель и перевозчик совпадают в одном лице (экспедитор), а представляет собой лишь один из элементов обязательства экспедитора, вытекающего из договора о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю.

В качестве одного из следствий такой структуры обязательства будет являться то, что за неисполнение или ненадлежащее его исполнение, в том числе и в части перевозки экспедируемого груза, экспедитор во всех случаях несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются общими положениями о гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (гл 25 ГК РФ).

Специальное правило о том, что нарушение обязательства по транспортной экспедиции, вызванное ненадлежащим исполнением договоров перевозки, влечет ответственность экспедитора перед клиентом, определяемую по нормам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ст. 803 ГК РФ), не будет подлежать применению к правоотношениям сторон, вытекающим из такого договора. Во-вторых, договором может быть предусмотрено, что исполнение обязательства экспедитором по организации перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, должно осуществляться не путем фактической доставки груза в пункт назначения силами самого экспедитора, а посредством заключения последним договоров перевозки с перевозчиками, соответствующими условию договора транспортной экспедиции о транспорте и маршруте, избранных экспедитором или клиентом.

Разновидности договора транспортной экспедиции

В зависимости от конечной цели заключения договора транспортной экспедиции можно выделить несколько видов этих договоров:

  • договор об обеспечении доставки грузов;
  • договор о доставке груза до места нахождения перевозчика;
  • договор об отдельных транспортно-экспедиционных услугах.

Договор об обеспечении доставки груза

Это классическая разновидность транспортно-экспедиционного договора. В соответствии с этим договором экспедитор берет на себя всю полноту ответственности за транспортировочный процесс – от получения груза у грузоотправителя до выгрузки и сдачи его получателю. То есть клиент полностью освобождается от всех действий, связанных с перевозкой груза. Экспедитор же может выполнить условия такого договора либо собственными силами, если, например, груз можно доставить в пределах автомобильного сообщения и у экспедитора есть собственный автопарк, либо привлечь третьих лиц: заключить договоры на перевозку, на погрузочно-разгрузочные работы и так далее, если груз следует сложным смешанным маршрутом.

В обоих случаях, согласно статье 805 ГК РФ, ответственность за доставку перед клиентом несет сам экспедитор. Такой договор максимально удобен для организаций, не имеющих собственных отделов логистики.

Исключение могут составить случаи, когда договор об обеспечении доставки груза с транспортной компанией заключает грузополучатель, а грузоотправитель обязуется передать груз экспедитору, но при этом доставить его своими силами до определенного места передачи.

При таком варианте обязанности по доставке груза и ответственность за товар переходят к экспедитору в момент получения груза от отправителя. Этот момент имеет большое значение для всех сторон, поскольку он определяет не только передачу груза, но и переход рисков утраты или повреждения товара. Кроме того, документ, фиксирующий передачу груза, является основным документом, подтверждающим принятие на себя экспедитором обязанностей по доставке конкретного груза.

Иногда возникают ситуации, когда представитель экспедитора намеренно завышает данные об объеме или весе полученного груза, а клиент впоследствии получает счет, сумма которого вызывает справедливое удивление. Доказать в таких случаях, что данные о грузе были искажены, крайне сложно, поэтому необходимо поручать передачу груза надежному и квалифицированному персоналу, который сможет проверить сведения, содержащиеся в накладной или акте.

Договор транспортно-экспедиционного обслуживания – тот же вид договора об обеспечении доставки груза, но заключаемый на длительный срок. Организации, которая регулярно отправляет партии грузов, выгодно стать абонентом транспортной компании, так как годовое обслуживание предусматривает скидки и соответственно снижение затрат на перевозку.

Договор о доставке груза до места нахождения перевозчика

Возможны варианты договора о получении груза от перевозчика в пункте назначения и дальнейшей доставке его получателю.

В такой ситуации оптимальный выбор – заключение договора с крупной транспортной компанией, которая имеет филиал в том регионе, куда отправляется товар. В обязанности экспедитора в данном случае будет входить: загрузка транспортного средства на складе грузоотправителя, доставка груза до станции отправления железной дороги и сдача его перевозчику, а также приемка на станции назначения, доставка и выгрузка на складе конечного получателя. В качестве клиента в этой модели могут выступать как грузоотправитель, так и грузополучатель, в зависимости от условий поставки, определенных сторонами в договоре.

Договор об отдельных транспортно-экспедиторских услугах

Число различных вариантов договора об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах не поддается определению. Экспедиторские организации могут специализироваться на погрузочно-разгрузочных операциях в сочетании с обеспечением проверки веса и количества отправляемых или получаемых грузов; на сопровождении грузов и их охране в пути следования; на оформлении перевозочных документов и осуществлении расчетных операций за счет средств клиентов и т.п.

Во всех подобных случаях договоры, заключаемые между экспедиторскими организациями и клиентами, столь разные по своему предмету и содержанию, должны признаваться договорами транспортной экспедиции, так как предмет всех указанных договоров составляет оказание клиенту со стороны экспедитора услуг, связанных с перевозкой груза. Практические последствия такой квалификации соответствующих правоотношений состоят в том, что эти правоотношения подпадают под действие норм о транспортной экспедиции, содержащихся в главе 41 ГК РФ, и, следовательно, не могут регулироваться общими положениями о договорах возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ).

Права и обязанности сторон

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить оригиналы договоров, заключенных в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Согласно статье 805 ГК РФ, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей третьих лиц, если иное не предусмотрено договором. При этом в соответствии со статьей 403 ГК РФ он не освобождается от ответственности перед клиентом за действия этих лиц и несет ее в этом случае на общих основаниях. Особо в Законе отмечено, что экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

В Законе также указаны условия, при которых экспедитор вправе отступать от указаний клиента, но только в интересах последнего и с обязательным его уведомлением о произведенных действиях в течение суток. Возможно это в случае, если указания клиента неточны или неполны либо экспедитор по независящим от него причинам не имел возможности запросить согласие клиента на отступление или получить ответ в течение суток.

При заключении договора необходимо иметь в виду, что согласно статье 3 Закона, экспедитор, если это предусмотрено договором, имеет все основания удерживать находящийся в его распоряжении груз вплоть до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов. А вот ответственность за порчу груза вследствие его удержания экспедитором в таких случаях несет клиент.

Клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им в связи с исполнением договора расходы и издержки. Сроки, форма и порядок уплаты всех этих сумм стороны также указывают в договоре.

Закон оставляет право выбора вида транспорта, маршрута и последовательности перевозки различными видами транспорта за клиентом. Однако если клиент отказывается от этого права, экспедитор может самостоятельно определить все условия, но исходя из интересов клиента.

Экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом документов, а также информации о свойствах груза, условиях его перевозки и иных сведений, необходимых для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. Само собой, что непосредственной обязанностью клиента является своевременное представление экспедитору и полной достоверной информации, и необходимых для прохождения таможенного, санитарного и других видов государственного контроля документов. Содержание такой информации, перечень представляемых клиентом документов и порядок их представления целесообразно описать в договоре.

Но экспедитору следует иметь в виду, что договор этот является консенсуальным (это сделки, для совершения которых достаточно соглашения сторон). Эта, на первый взгляд, теоретическая характеристика, может иметь серьезные практические последствия в ходе судебного разбирательства по предъявленным претензиям.

Срок, на который заключается договор, определяется прежде всего потребностями клиента – разовая ли это перевозка или идет поток грузов. Можно заключить договор транспортной экспедиции сроком на один год, где будут зафиксированы лишь основные права и обязанности сторон. А на каждую конкретную доставку составлять приложение или заявку с описанием того, что везем, куда, когда и кому.

Ответственность экспедитора и клиента в случае нарушения договора

Согласно статье 803 ГК РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение экспедитором прописанных в договоре обязанностей он несет ответственность перед клиентом по общим правилам, установленным главой 25 ГК РФ. То есть общим основанием ответственности является не вина экспедитора, а обычный предпринимательский риск.

Однако есть и исключения из этого правила: если экспедитор сумеет доказать, что нарушение вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, то размер и основания его ответственности будут определяться правилами, предусмотренными действующим законодательством.

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» содержит расширенный и более подробный перечень оснований ответственности экспедитора перед клиентом. Так, за утрату (если груз не выдан по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки), недостачу или повреждение груза после его принятия экспедитор обязан возместить клиенту реальный ущерб, если не докажет, что произошло это вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить.

Ущерб в зависимости от условий договора возмещается в размере объявленной или действительной стоимости груза. Действительная стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца. При ее отсутствии стоимость считается по средней цене на аналогичный товар.

Отдельным пунктом можно предусмотреть возврат экспедитором уплаченного клиентом вознаграждения. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного ранее вознаграждения экспедитор также обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением груза, произошедшими по его вине.

Из статьи 9 Закона можно узнать, что экспедитор обязан возместить убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств, если иное не предусмотрено договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Законодательно предусмотрено ограничение ответственности экспедитора при осуществлении им международных перевозок, если экспедитор докажет, что утрата, недостача или повреждение груза явились результатом действия непреодолимой силы, случая или что его неосторожность была легкой, а не грубой. Это правило появилось в законе не случайно. Оно призвано оградить клиентов и прежде всего потребителей от недобросовестности некоторых экспедиторских фирм.

Чтобы упростить порядок возмещения убытков, причиненных клиенту экспедитором, можно использовать механизм страхования экспедируемых грузов. В таком случае после выплаты возмещения клиенту страховая компания в порядке регресса предъявит иск экспедитору и возьмет все судебные хлопоты на себя. Но и экспедитор имеет возможность застраховать свои риски, связанные с осуществлением транспортно-экспедиционной деятельности.

Клиент также несет ответственность перед экспедитором, перечень оснований которой хоть и ограничен, но зафиксирован в Законе и не может изменяться договором.

Таковыми основаниями могут послужить:

  • причинение убытков экспедитору в связи с неисполнением обязанностей по предоставлению информации. Вполне уместно требовать возмещения в полном объеме убытков, понесенных экспедитором в связи с отсутствием информации об опасных свойствах груза;
  • необоснованный отказ от оплаты расходов, понесенных экспедитором. В этом случае уплачивается штраф в размере 10% суммы этих расходов;
  • несвоевременная уплата вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов. При этом взыскивается неустойка в размере 0,1% суммы вознаграждения и расходов экспедитора за каждый день просрочки (но неустойка не может быть больше указанной суммы вознаграждения).

В случае одностороннего отказа от исполнения договора виновная сторона обязана возместить другой стороне вызванные отказом убытки и уплатить штраф в размере 10% суммы понесенных ею затрат.

Что касается процессуального оформления требований, возникающих в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договора транспортной экспедиции, следует обращать внимание на следующие моменты:

  • для коммерческих организаций и предпринимателей Закон предусматривает обязательную досудебную процедуру урегулирования – предъявление претензий к экспедитору в письменной форме, которая должна быть рассмотрена в течение 30 дней с момента ее получения;
  • срок исковой давности для таких требований составляет один год.

Срок, на который заключается договор, определяется прежде всего потребностями клиента – разовая ли это перевозка или идет поток грузов.