Оглавление:
Перевозка и транспортная экспедиция. Ключевые особенности и отличия.
Любой объект считается грузом с момента, когда возникла необходимость его доставки из одного пункта в другой каким-либо транспортом. В процедуре доставки участвуют, по меньшей мере, три стороны: грузоотправитель — тот, кто отправляет груз, грузополучатель — тот, кто его получает, перевозчик — тот, кто его доставляет.
Зачастую роль грузоотправителя и роль грузополучателя выполняет одно лицо. В тривиальном случае это лицо может быть вдобавок перевозчиком, но такой вариант в дальнейшем рассматриваться не будет, ибо при таком стечении обстоятельств не возникает отношений между сторонами, которые регулируются определенным соглашением.
Если объект перевозки — человек, то он считается пассажиром и, как правило, является стороной, самостоятельно участвующей в транспортных отношениях.
Что такое перевозка?
Рассмотрим ситуацию, когда клиент обращается к перевозчику с просьбой доставить груз с одного адреса на другой за определенное вознаграждение, причем самостоятельно осуществляет погрузку (разгрузку) своего товара. От водителя требуется лишь осуществить доставку товара в целости-сохранности. С юридической точки зрения, это называется «перевозкой«, которая регулируется главой 40 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Заинтересованные стороны составляют договор перевозки груза, в котором указываются: тип транспорта, сроки, условия, пункты отправки и доставки, а также обязанности сторон. Заказчик обязуется оплатить перевозчику, оказанные им услуги. Помимо прочего, договор подтверждается транспортной накладной — сопроводительным документом, необходимым при перемещении товара и ведении отчетно-учетной деятельности.
Пассажирская перевозка подтверждается билетом, который выдается уполномоченным лицом, а также багажной квитанцией, если пассажир провозит с собой багаж, который сдается в багажное отделение.
К договору перевозки прилагается транспортная накладная (ТН). При составления договора о перевозке наличие ТН обязательно. Транспортная накладная не нужна, если клиент перевозит товар на собственном автотранспорте. При этом подтверждением факта транспортировки и затрат будет служить путевой лист.
Фиксация факта совершения перевозки производится на основании: ТН, акта выполненных работ и счет-фактуры.
Что такое транспортная экспедиция?
На сегодняшний день многие коммерческие организации предлагают сопутствующие услуги, связанные с доставкой груза. При таком раскладе клиенту не приходиться думать, как будет происходить транспортировка. Проблемы, связанные с выбором маршрута, типа транспортного средства (ТС), погрузкой-разгрузкой, общением с водителем, страхованием и многими другими вопросами берет на себя транспортная компания. Такая организация процесса называется транспортной экспедицией, которая регулируется главой 41 ГК РФ. Следует отметить, что оказывать экспедиционные услуги вправе только юридическое лицо (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель). А вот заказчиком может быть как физическое, так и юридическое лицо.
Клиент заключает договор транспортной экспедиции с компанией-экспедитором, в котором прописываются условия доставки товара. В общем случае в задачи экспедитора входит:
- Выбор подходящего маршрута, предварительно согласованного с контрагентом, а также типа ТС, соответствующего характеристикам перевозимого груза.
- Заключение договоров перевозки груза.
- Осуществление отправки (получения) товара, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, временное хранение груза на складе в случае необходимости.
- Выполнение дополнительных работ, связанных с транспортировкой: таможенное и страховое оформление, уплата пошлин и др.
Дабы не тормошить клиента по каждому поводу компания зачастую предлагает оформить доверенность, дающую ей право действовать от его имени. Это является достаточно частой практикой, когда, например, заказчик не имеет возможности ехать за много сотен километров для получения того или иного документа. В данной ситуации перевозчик выступает в качестве агента, действующего от лица заказчика. А договор транспортной экспедиции считается посредническим.
Следует отличать договора перевозки и транспортной экспедиции. В первом случае — это оказание перевозчиком возмездных услуг по транспортировке груза и ничего более. Во втором — это предоставление услуг, связанных с перевозкой, в число которых входит заключение экспедитором (от себя или от клиента) соглашений с перевозчиком. Другими словами, к экспедиции можно отнести все, что прямо или косвенно связано с перевозкой, исключая саму перевозку. Если экспедитор, помимо экспедирования, осуществляет и саму перевозку, то договор считается смешанным.
Следует заметить, что перевозчик может вдобавок оказывать экспедиционные услуги на основании договора перевозки, но это должно быть в явном виде прописано.
Компания-экспедитор вправе привлекать третьих лиц для исполнения взятых на себя обязательств, а именно: договариваться с другими компаниями, которые могут предоставлять требуемые для перевозки ресурсы, отсутствующие у экспедитора. Например, нанимать сторонних водителей и автотранспорт, грузчиков и др.
К договору экспедиции прилагаются следующие документы:
- Поручение экспедитору. Определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг.
- Экспедиторская расписка. Подтверждает факт получения экспедитором груза для транспортировки.
- Складская расписка. Требуется при необходимости временного хранения груза на складе. Данная расписка выдается экспедитором клиенту о том, что груз принят на хранение.
Чтобы зафиксировать факт выполнения экспедиционных обязательств по договору стороны могут составить акт оказанных услуг, а исполнитель предоставить отчет экспедитора. Ключевое слово «могут», говорит, что законодательством не предусмотрено подтверждать факт оказания транспортно-экспедиционных услуг, однако, для избежания проблем с налоговыми органами это настоятельно рекомендуется делать.
- Отчет экспедитора — это документ, подтверждающий выполнение экспедиционных услуг посреднического характера, в котором прописаны суммы полученных и израсходованных денежных средств, а также сумма вознаграждения экспедитора. К отчету прилагаются: транспортная накладная, копии договоров с перевозчиками (или оригиналы, если они заключались от имени заказчика), счета-фактуры и другие первичные документы.
Если экспедитор реализует перевозку не своими силами, а с привлечением третьих лиц, то прикладывать к отчету транспортную накладную необязательно, хотя и рекомендуется по причинам, обозначенным выше.
Виды экспедиционных договоров
Обязанности сторон друг перед другом будут зависеть от вида заключенного соглашения. Довольно часто экспедиционный договор носит посреднический характер и подразделяется либо на поручительский, либо комиссионный, либо агентский.
Договор поручения позволяет исполнителю действовать от лица заказчика на основании выданной им доверенности. Вся ответственность ложится на заказчика. Он обязан компенсировать все расходы, понесенные поручителем и заплатить ему за выполненную работу, если она производилась на возмездной основе.
Договор комиссии предполагает, что исполнитель совершает действия от своего имени, а все возникающие расходы, покрывает комитент. Он же оплачивает работу исполнителя, который возлагает на себя права и обязанности по совершению сделки. Так как посредник выступает от себя лично, то доверенность ему не нужна.
Агентский договор является нечто средним между двумя предыдущими. В зависимости от условий, прописанных в нем, агент может действовать как от себя, так и от лица клиента. В последнем случае потребуется доверенность. Преимущества агентского соглашения заключаются в том, что исполнитель вправе совершать часть действий от себя, а часть — от имени заказчика. Например, подписывать документы на основании доверенности, а вести переговоры сам лично.
По той причине, что оказание транспортно-экспедиционных услуг выделено в самостоятельный вид деятельности, экспедитор вправе заключать договор оказания услуг. Тогда экспедиторская компания как бы предоставляет сервис по доставке товара, включающий в себя как саму перевозку, так и мероприятия по ее организации. Такое устройство позволяет скрыть от заказчика финансовые и прочие взаимоотношения экспедитора с привлеченными им лицами. Денежные расчеты клиента ведутся только с экспедитором. С одной стороны, это является несомненным плюсом для того, кто перевозит товар, — сохраняется коммерческая тайна того, сколько денег было им заработано, ровно как скрывается его партнерская база. С другой, если возникают непредвиденные расходы, и это не оговаривается в письменной форме, то контрагент не обязан это компенсировать — вся расходы покрывает исполнитель из своего кармана. Если по вине третьих лиц качество оказанных услуг окажется неудовлетворительным, то клиент будет иметь претензии только к исполнителю, а тот, в свою очередь, к привлеченным им лицам.
Отличия между договором транспортной экспедиции и договором перевозки
Перевозка грузов может осуществляться на основании различных договоров, заключенных между организацией – отправителем груза и организацией непосредственно осуществляющей перевозку.
К основным документам относятся договор перевозки и договор транспортной экспедиции. В чем взаимосвязь двух видов документов и основные отличия, а так же какой именно договор предпочтителен в той или иной ситуации, читайте далее.
Понятия предмета
Прежде чем приступать к выбору определенного вида договора требуется ознакомиться, что каждый документ представляет собой.
Договор перевозки заключается между собственником груза (которым может являться отправитель или получатель) и транспортной компанией (ИП, частным лицом), которое будет перевозить груз (пассажиров) в пункт назначения.
За оказание услуг по перевозке отправитель или получатель груза (заказчик по перевозке пассажиров) производит плату в оговоренном размере.
Заключение договора на перевозку груза может быть произведено в виде:
- товарно-транспортной накладной или иными документами, предусмотренными кодексами, соответствующими видам используемого транспорта, при перемещении груза;
- обычным билетом, при перевозке пассажиров или письменным договором при оказании услуг не конкретному лицу, а организации.
Перевозчик обязуется доставить груз или пассажиров в пункт назначения в указанный срок, при этом ответственность за повреждение груза в пути (причинение вреда пассажирам) несет исполнитель договора, то есть компания, осуществляющая перевозку.
Отправитель груза обязан предоставить перевозчику все сопроводительные документы. Разновидностью договора перевозки является договор фрахтования (чартер).
При заключении договора транспорта одна сторона, именуемая фрахтовщиком, обязана предоставить другой стороне, называемой фрахтователем, транспортное средство с водителем или экипажем для перевозки пассажиров или груза в пункт назначения. При этом все основные условия устанавливаются по договоренности между сторонами.
Договор транспортной экспедиции заключается между частным лицом или организацией, которая за определенное документов вознаграждение обязуется выполнить (организовать) перевозку груза, принадлежащего отправителю (получателю). Экспедиторская фирма должна иметь лицензию на осуществление своей деятельности.
В качестве дополнительных услуг экспедиторы могут оказывать:
- сбор документов, требуемых для транспортировки груза или перевозки пассажиров;
- заключение договоров с перевозчиками;
- сопровождение груза (пассажиров) до конечной точки назначения;
- слежение за правильность погрузки и разгрузки транспортного средства.
Если экспедитором оказываются дополнительные услуги, то необходимо наличие нотариальной доверенности от собственника груза.
Договор экспедиции подразделяется на три основных вида:
- договор поручения. Документ позволяет осуществлять экспедитору все действия по перевозке от имени собственника груза;
- договор комиссии. Документ позволяет исполнителю действовать от своего имени, но в интересах владельца груза;
- агентский договор является усредненным документов первых двух вариантов. На основании агентского договора экспедитор может действовать любым, подходящим для клиента способом.
В результате деятельности экспедитор обязан предоставить заказчику отчет о выполненной работе, приложив к документу заключенные договора, подтверждения денежных расходов и так далее.
К договору экспедиции необходимо дополнительно оформить:
- поручение, выдаваемой заказчиком услуги экспедитору. Поручение должно содержать полный перечень действий, которые требуется совершить для выполнения условий договора;
- экспедиторскую расписку, подтверждающую, что компания, оказывающая посреднические услуги получила от компании – заказчика груз для осуществления перевозки;
- складскую расписку, подтверждающую факт хранения груза на складе до момента отправки перевозчиком.
Как прописано в законодательстве
Подробности заключения и исполнения договора перевозки регламентируются главой 40 Гражданского Кодекса, а договор транспортной экспедиции главой 41 этого же документа.
Гражданский Кодекс, как основной документ при заключении различных видов договоров:
- конкретно определяет понятие каждого документа;
- регламентирует стороны, которые могут быть участниками договора;
- подробно описывает права и обязанности сторон, а так же ответственность за неисполнение существенных условий заключенного договора;
- рассматривает вопросы, связанные с разрешением споров.
Какие бывают виды транспортных перевозок в России, читайте здесь.
В чем общие моменты
Договор перевозки и экспедиторский договор являются:
- взаимными, так как после заключения документа у обеих сторон возникают индивидуальные обязанности;
- возмездными, то есть в результате оказания определенных услуг одной из сторон получается оплата;
- публичными, предлагаемые для всех предприятий, занимающихся определенной сферой деятельности на одинаковых условиях;
- реальными, при возложении на перевозчика дополнительных функций экспедитора.
Реальным считается договор, по условиям которого одной стороной производится передача предмета договора (в данном случае грузов или пассажиров) другой стороне.
Конечная цель заключения обоих видов договоров – это перевозка груза до получателя. Оба документа заключаются на основании письменного заявления заказчика, которому требуется перевести груз (пассажиров).
Форма любого договора – письменная с наличием реквизитов, подписей и печатей организаций (ИП).
Различия договора транспортной экспедиции от договора перевозки
Основные отличия между договором перевозки и договором транспортной экспедиции состоят в следующих аспектах:
Транспортная экспедиция и перевозка
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Соотношение договора транспортной экспедиции и договора перевозки может изменяться в зависимости от того, как сконструирован договор транспортной экспедиции и каким содержанием стороны наполнили обязательства, вытекающие из этого договора. Здесь возможны самые различные варианты. Начнем с того, что договор транспортной экспедиции может вообще не предусматривать каких-либо обязанностей экспедитора по перевозке груза или доставке его на станцию железной дороги, в порт, аэропорт. Услуги, оказываемые клиенту экспедитором, могут ограничиться приемкой груза от грузоотправителя на хранение, его сортировкой, упаковкой, погрузкой на транспортное средство, поданное на основе договора перевозки, который сам клиент заключил с перевозчиком. Такие услуги, безусловно, связаны с перевозкой, но представляют собой фактические действия экспедитора, не участвующего в договоре перевозки. Ситуация изменяется, если помимо названных услуг обязательство экспедитора включает в себя обязанность заключить договор перевозки от имени клиента по доверенности последнего (в этом случае в отношениях с перевозчиком роль экспедитора ограничивается представительскими функциями) или от собственного имени. В последнем случае экспедитор становится непосредственным участником договорных отношений по перевозке груза в качестве грузоотправителя. Если по договору транспортной экспедиции клиентом является грузополучатель, экспедитор при получении груза от транспортной организации, доставившей его в пункт назначения, может действовать лишь в качестве представителя клиента по доверенности (если только он не указан в транспортной накладной как грузополучатель). Соотношение договоров транспортной экспедиции и перевозки изменяется, если обязательства экспедитора включают в себя доставку груза на железнодорожную станцию, в морской (речной) порт или аэропорт. И здесь возможны четыре различные ситуации. Во-первых, в обязанности экспедитора могут входить приемка грузов от клиента, погрузка их в собственный автомобиль, доставка на станцию, в порт, аэропорт и передача соответствующему органу транспорта (от своего имени или от имени клиента). В этом случае между экспедитором и клиентом не возникают самостоятельные правоотношения по поводу перевозки груза до станции, порта, аэропорта, поскольку они поглощаются предметом договора транспортной экспедиции. Во-вторых, договором транспортной экспедиции может быть предусмотрена обязанность клиента по сдаче груза экспедитору и погрузке его на автомобиль, принадлежащий последнему. При этих условиях между экспедитором и клиентом возникают правоотношения по перевозке груза автомобильным транспортом, а состоявшийся договор автомобильной перевозки должен быть оформлен товарно-транспортной накладной. В-третьих, обязанность экспедитора по вывозу груза от клиента на железнодорожную станцию, в морской (речной) порт, аэропорт не исключает возможности использования транспортных средств третьего лица, с которым экспедитор должен будет заключить самостоятельный договор автомобильной перевозки в качестве грузоотправителя, а клиент выступит в роли фактического отправителя груза. В-четвертых, обязанности экспедитора могут сводиться лишь к организации выполнения услуги по вывозу груза с территории клиента на станцию железной дороги, в порт или аэропорт, которая, в свою очередь, может состоять лишь в поиске транспортной организации, готовой направить транспортные средства для вывоза груза клиента. При таких условиях клиент должен будет выступить в роли грузоотправителя и заключить договор перевозки груза с соответствующей транспортной организацией. И, наконец, договор транспортной экспедиции может полностью поглотить перевозку груза, что имеет место в ситуации, когда экспедитор принимает на себя обязательство по доставке своими силами и средствами груза в пункт назначения и выдаче его грузополучателям.
74 См.: Романец Ю.В. Указ. соч С. 438–439. 75 См.: Иоффе О.С. Указ. соч. С. 544. 76 Суханов Е.А. Поручение (гл. 49) // В кн.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л Маковского, С.А. Хохлова. М., 1996. С. 505. 77 Суханов Е.А. Указ. соч. С. 506–507. 78 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2002. С. 393. 79 Калмыков Ю.Х. Комиссия (гл. 51) // В кн.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л Маковского, С.А. Хохлова. М., 1996. С. 518–519. 80 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 396–397. 81 Там же. С. 419. 82 Авилов Г.Е. Агентирование (гл. 52) // В кн.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М., 1996. С. 525–526. 83 Там же. С. 526. 84 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 471. 85 Иоффе О.С. Указ. соч. С. 544. 86 Ходунов М.Е. Указ. соч. С. 161. 87 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 652. 88 Там же. С. 653. 89 См.: Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М., 1996. С. 137–155. 90 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 654. 91 Иоффе О.С. Указ. соч. С. 544–545. 92 Андреев В.К. Указ. соч. С. 5–6. 93 См.: Савичев Г.П. Указ. соч. С. 66. 94 Иоффе О.С. Указ. соч. С. 547. 95 Ходунов М.Е. Указ. соч. С. 165. 96 Гражданское право: Учеб.: Ч. II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. С. 414.
Договор транспортной экспедиции: как избежать проблем с НДС
Несмотря на то что договор транспортной экспедиции прямо предусмотрен Гражданским кодексом, как только его не называют: и посредническим, и договором об оказании услуг. Но, конечно, дело тут не только в названии, но и в условиях самого договор а ч. 1 ст. 431 ГК РФ , которые могут влиять и на налогообложение операций по нему.
Посмотрим, каким же должен быть договор, по которому оказываются транспортно-экспедиционные услуги, чтобы налоговики не предъявили претензий по НДС ни к перевозчику, ни к заказчику.
Транспортная экспедиция и посредничество — в чем разница
Прежде всего определим, что представляет собой договор транспортной экспедиции и чем он отличается от других договоров.
По договору экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза. Причем он вовсе не обязан перевозить груз лично, а может лишь организовать перевозку. То есть экспедитор не обязательно должен быть и перевозчиком, он может нанять для перевозки третье лицо, действуя как от своего имени, так и от имени заказчик а п. 1 ст. 801 ГК РФ .
Однако не надо путать договор транспортной экспедиции с посредническим (договором поручения, комиссии или агентским договором ) п. 1 ст. 971, п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ . Ведь посредник, как правило, лишь берется найти для доверителя покупателя или продавца товаров и заключает с ним сделки, но сам услуги доверителю оказывает крайне редко.
В то же время нельзя приравнять договор транспортной экспедиции и к договору перевозки. Ведь предмет договора перевозки — исключительно доставка груз а п. 1 ст. 785 ГК РФ . А транспортная экспедиция подразумевает оказание услуг, связанных с перевозкой груза. А это не только доставка груза, но и другие услуги, необходимые для его доставк и п. 1 ст. 801 ГК РФ , в частности:
- оформление документов на груз;
- прохождение таможенных процедур;
- уплата таможенных пошлин и сборов;
- упаковка груза;
- погрузка и разгрузка;
- проверка количества и состояния товара после погрузки-разгрузки;
- хранение товаров;
- получение груза.
Именно поэтому транспортная экспедиция — самостоятельный вид договора, несмотря на его схожесть с другими. Он регулируется отдельной главой ГК Р Ф гл. 41 ГК РФ . Дополнительно транспортно-экспедиционная деятельность регулируется отдельным Законо м Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» , предусматривающим, в частности, специальные документы, которые должен составлять экспедито р п. 2 ст. 2, п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ :
- поручение экспедитору — «дополняет» договор, содержит условия выполнения услуг экспедитором;
- экспедиторская расписка — составляется при получении груза, подтверждает, что груз экспедитором получен для перевозки;
- складская расписка — составляется при получении груза на ответственное хранение.
Таким образом, договор транспортной экспедиции нельзя приравнять к какому-нибудь договору, он уникален.
Транспортная экспедиция с точки зрения контролирующих органов и судов
Договоры транспортной экспедиции, по которым экспедитор только доставляет груз или только находит непосредственных перевозчиков, заключают редко. Гораздо чаще экспедитор оказывает заказчику дополнительные услуги, например производит погрузку, оформляет документы и т. п. И как раз в этом случае налоговики начинают трактовать такой договор так, как им удобно.
Международная экспедиция для экспедитора до и после 2011 г.
Так, при международных перевозках налоговики часто называли договор транспортной экспедиции посредническим. И на этом основании отказывали в применении ставки 0% п. 1 ст. 156 НК РФ; Письма Минфина России от 12.05.2011 № 03-07-08/147, от 18.03.2011 № 03-07-08/74, от 18.03.2009 № 03-07-08/58; Письмо УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139247 .
С этого года в НК РФ прямо указано, что услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, облагаются НДС по ставке 0% подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ .
Чтобы было меньше споров, формулируйте условия договора так, чтобы для всех было очевидно, какие услуги оказываются непосредственно вами, а для каких вы нанимаете исполнителей
Однако не все услуги, оказываемые в рамках договора транспортной экспедиции, облагаются по ставке 0%. Перечень этих услуг дан в НК РФ, и он закрытый. И только по ним экспедитор может применять ставку 0% подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ . Кроме того, не забудьте собрать необходимый пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставк и ст. 165 НК РФ .
Но учтите: контролирующие органы настаивают на том, что по нулевой ставке облагаются только услуги, указанные в договоре транспортной экспедиции. И формально для этого есть повод, это следует из самой нормы НК Р Ф подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ . Если экспедитор произвел погрузочно-разгрузочные работы по отдельному договору, то по ним нельзя применить ставку 0% Письма Минфина России от 29.07.2011 № 03-07-08/244, от 13.05.2011 № 03-07-08/148 . Иную точку зрения вам придется отстаивать в суде.
Что касается транспортно-экспедиторских услуг, которые вы оказывали до 01.01.2011, то здесь возможны проблемы. В ранее действовавшей редакции ст. 164 НК РФ прямого указания на то, что такие услуги облагаются НДС по ставке 0%, не было. Сам же договор международной экспедиции, как мы уже сказали, налоговики рассматривали как посреднический.
Но суды обычно поддерживали экспедиторов, указывая на то, что договор транспортной экспедиции — это самостоятельный вид договора и экспедиторские услуги, оказываемые в отношении экспортируемых товаров, облагаются НДС по ставке 0%, даже если они оказаны до 01.01.201 1 Постановления ФАС МО от 15.02.2008 № КА-А41/262-08, от 22.01.2008 № КА-А41/14327-07; Решение АС г. Москвы от 04.05.2008 № А40-53580/07-104-296 .
«Внутренняя» экспедиция для экспедитора
Когда речь идет о внутренних перевозках, контролеры, наоборот, утверждают, что экспедитор посредником быть не может. И настаивают на включении в налоговую базу по НДС всех денег, полученных от заказчиков, в том числе подлежащих перечислению третьим лицам — непосредственным исполнителям услуг, а не только части, составляющей вознаграждение экспедитор а п. 1 ст. 156 НК РФ .
Поэтому для того, чтобы не спорить с налоговиками по поводу налоговой базы по НДС, вместо договора транспортной экспедиции лучше заключить посреднический договор, если вы:
- оказываете экспедиторские услуги на территории РФ;
- все услуги для ваших заказчиков непосредственно выполняют третьи лица (вы сами ничего не перевозите, не грузите).
Тогда исчислять НДС, и без споров, вы будете только со своего вознаграждени я п. 1 ст. 156 НК РФ . А счета-фактуры на стоимость перевозки и других сопутствующих услуг, полученные от непосредственных исполнителей, вы будете перевыставлять своим заказчика м п. 3, п. 11, п. 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж. утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914; п. 2 Письма ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/85@ .
Если же часть услуг вы оказываете сами, а для каких-то привлекаете третьих лиц — заключите отдельные договоры:
- транспортной экспедиции — на услуги, оказываемые вами;
- посреднический — на услуги, оказываемые третьими лицами.
Так вы избежите ненужных споров с контролирующими органами.
Если на все услуги уже заключен договор транспортной экспедиции, то в случае спора вам надо будет доказать, что по всем или каким-то отдельным услугам, оказываемым в рамках договора, вы выступаете как посредник, то есть:
- сами услуги не оказываете, а только находите лиц, которые это сделают, и получаете за это вознаграждение (оно должно быть указано в договоре);
- все затраты по этим услугам несет заказчик.
Экспедиция для заказчика
Если вы заказываете международную перевозку, облагаемую НДС по ставке 0%, то заявлять к вычету вам нечего, в выставленном счете-фактуре налог будет равен нулю.
По «внутренней» же экспедиции вы получите от экспедитора:
С тем, что экспедитор вправе перевыставлять счета-фактуры по услугам, которые непосредственно оказаны третьим лицам, не спорит и Минфи н Письма Минфина России от 14.11.2006 № 03-04-09/20, от 30.03.2005 № 03-04-11/69 .
Чтобы было меньше споров по транспортно-экспедиторским услугам, четче формулируйте условия договора. Тогда, даже если спор дойдет до суда, договор будет отличным доказательством вашей правоты. Ведь не стоит забывать, что дело не в названии договора, а в его сути.
Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки
Договор транспортной экспедиции и договор перевозки — отличия описаны в настоящей статье. Разграничение указанных договоров имеет большое значение, поскольку отношения между отправителем груза и экспедитором или перевозчиком урегулированы разными нормами права и порождают неодинаковые права и обязанности участников.
Договор транспортной экспедиции и договор перевозки: правовые основы
Договор транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ) предполагает осуществление или организацию исполнения на возмездной основе одним участником договора — экспедитором конкретных действий (услуг), сопутствующих транспортировке груза, другому участнику, который обязан данные услуги оплатить. Подробнее о таком договоре — в статье «Образец договора транспортной экспедиции на перевозку грузов».
К таким услугам могут относиться:
- определение схемы транспортировки груза;
- подписание соглашения о перевозке груза;
- отправление и погрузка груза, временное хранение;
- оформление таможенных деклараций и др.
Порядок осуществления ТЭ регламентируется следующими нормативно-правовыми актами (далее — НПА):
- гл. 41 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ);
- законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — закон 87-ФЗ);
- Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, принятыми постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554.
В договоре перевозки участвуют 2 стороны: грузоотправитель/пассажир и перевозчик. В обязанности последнего входит возмездное осуществление транспортировки имущества (груза) или физического лица из пункта А в пункт Б.
Общие положения договора перевозки определяются гл. 40 ГК РФ, а также специальными актами в зависимости от типа транспорта. Например, Воздушным кодексом РФ, Кодексом торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ), Уставом автотранспорта и городского наземного электрического транспорта и др.
Подробнее о перевозке имущества рассказывается в статье «Договор перевозки груза — существенные условия, образец».
Соотношение договора транспортной экспедиции и договора перевозки
В рамках ГК РФ договор ТЭ и договор перевозки представляют собой два самостоятельных соглашения.
Вместе с тем в правовой доктрине существует точка зрения, согласно которой договор ТЭ признается вспомогательным соглашением, поскольку транспортно-экспедиционная деятельность не может реализовываться отдельно от перевозки.
При этом стороны договора ТЭ могут договориться о том, что функции перевозчика исполняются самим экспедитором. В таком случае будет иметь место смешанный договор: условия соглашения, касающиеся перевозки, будут определяться нормами гл. 40 ГК РФ, а условия, касающиеся порядка оказания экспедиционных услуг, — гл. 41 ГК РФ и специальными НПА.
Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки
Основное различие двух договоров проводится по их предмету. Так, договор перевозки не предполагает оказания перевозчиком каких-либо вспомогательных услуг, помимо фактического перемещения имущества или физического лица. В договоре ТЭ данные услуги относят к существенным условиям, без согласования которых соглашение может быть признано незаключенным.
Различия ТЭ и перевозки также проявляются:
- в правах и обязанностях экспедитора и перевозчика (например, экспедитор обязан собрать все необходимые бумаги и найти перевозчика для реализации транспортировки имущества, а перевозчик обязан лично произвести транспортировку);
- документах, сопровождающих экспедицию и перевозку;
- ответственности экспедитора и перевозчика.
Отличие договора ТЭ от договора перевозки заметно при определении момента заключения договора. Договор ТЭ является консенсуальным и считается заключенным после проставления сторонами подписей, а договор перевозки, как правило, признается реальным и заключается в момент получения перевозчиком имущества.
В отличие от договора перевозки, где перевозчик обычно действует от своего имени, экспедитор по договору транспортной экспедиции может действовать любым из следующих способов:
- на основании доверенности от лица заказчика, который должен оплатить услуги экспедитора и возместить последнему понесенные затраты;
- от своего имени без доверенности, все затраты при этом ложатся на заказчика;
- частично от своего имени (осуществлять такие действия, как, например, ведение переговоров), частично — от имени заказчика по доверенности (например, заключать договор).
Ответственность экспедитора и перевозчика
Экспедитор и перевозчик осуществляют определенные действия с вверенным им имуществом. Однако ответственность перевозчика за невыполнение или недолжное выполнение условий договора перевозки, в том числе за потерю, изменение количества или качества имущества в худшую сторону, имеет ограниченный характер и устанавливается в следующих размерах (ст. 796 ГК РФ):
- цены потерянного имущества или багажа (в том числе при невозможности его восстановления);
- суммы, на которую произошло снижение цены имущества при нанесении ему ущерба;
- суммы объявленной стоимости имущества при его потере.
Ответственность экспедитора больше ответственности перевозчика и устанавливается общими нормами гл. 25 ГК РФ. Вместе с тем при реализации международных перевозок ответственность экспедитора может носить специальный характер, а именно:
- В размере 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, определенную ст. 6 закона 87-ФЗ, за невыполнение условий соглашения, кроме времени осуществления экспедиторских услуг. Данная норма не применяется, если причиной нарушения стали деятельность или бездеятельность экспедитора, выполненная умышленно или по грубой неосторожности.
- В размере 2 расчетных единиц за кг всей массы потерянного, не хватающего или попорченного имущества.
ВАЖНО! Осуществление третьими лицами обязательств экспедитора не избавляет его от ответственности. Однако в том случае, если причинами нарушения условий договора ТЭ являются действия перевозчика, ответственность экспедитора будет определяться по правилам ответственности перевозчика (ч. 2 ст. 6 закона 87-ФЗ).
Документы, прилагаемые к договору транспортной экспедиции и договору перевозки
Документами, подтверждающими заключение договора ТЭ, являются:
- поручение экспедитору с информацией о порядке предоставления экспедиционных услуг и сведениями о перевозимом имуществе (наименовании, массе, количестве и других параметрах);
- расписка экспедитора, которая свидетельствует о принятии экспедитором груза;
- складская расписка, составляющаяся в случае принятия перевозимого имущества на хранение.
Формы данных документов установлены приказом Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оформления…» от 11.02.2008 № 23.
Подробнее о том, как составляется экспедиторская расписка, рассказывается в статье «Образец заполнения экспедиторской расписки».
Кроме того, стороны договора ТЭ могут составить:
- акт оказанных услуг;
- отчет экспедитора.
Отчет экспедитора включает сведения о порядке оказания экспедиционных услуг, о полученных финансовых средствах и расходах экспедитора, величине его гонорара. При заключении экспедитором договора перевозки к отчету могут быть приложены транспортная накладная, копия или оригинал договора с перевозчиком и прочие бумаги.
В зависимости от типа транспорта заключение договора перевозки может быть подтверждено одним из следующих документов:
- транспортная накладная;
- коносамент;
- грузовая или почтовая накладная.
Коносамент и накладная, по сути, включают в себя сведения, содержащиеся в экспедиторских документах: информацию о перевозимом имущества и порядке выполнения перевозчиком его обязательств.
Отличие договора фрахтования от договора перевозки
Договор фрахтования (чартер) представляет собой вид договора перевозки. Основным его отличием является предоставление перевозчиком (фрахтовщиком) клиенту (фрахтователю) для перемещения груза или пассажиров все транспортное средство или его некоторые части — кабины и т.д. (ст. 787 ГК РФ).
Необходимыми условиями договора фрахтования обычно являются (ст. 120 КТМ РФ, ч. 2 ст. 127 Устава автомобильного транспорта):
- названия сторон;
- наименование транспортного средства;
- сведения о перевозимом имуществе;
- места погрузки и доставки имущества;
- размер вознаграждения фрахтовщика;
- конкретный или неопределенный круг перевозимых пассажиров;
- срок осуществления транспортировки;
- правила допуска пассажиров на транспорт;
- другие сведения.
Фрахтователь может сам использовать предоставленный ему транспорт или после получения одобрения от перевозчика передать свои права иным лицам, что влечет распределение ответственности между таким лицом и фрахтователем (ст. 121 КТМ РФ).
Подробнее о договоре фрахтования рассказывается в статье «Договор фрахтования транспортного средства (образец)».
Таким образом, договор транспортной экспедиции и договор перевозки являются не зависимыми друг от друга соглашениями, чьи различия проявляются в предмете правоотношений, правах, обязанностях и ответственности участников, а также документах, подтверждающих заключение данных договоров.