Доклад на тему ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица — прекращение юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Порядок ликвидации юридического лица определен в статьях 61 — 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Выделяют формы ликвидации юридического лица:

Добровольная ликвидация юридического лица по решению его учаственников (акционеров) (п. 2 ст. 61 ГК РФ);

Ликвидация юридического лица по решению суда (п. 3 ст. 61 ГК РФ);

Ликвидация юридического лица в результате его признания несостоятельным (банкротом) (ст. 65 ГК РФ).

Порядок ликвидации юридического лица

1) Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом (п. 1 ст. 62 ГК РФ).

Порядок уведомления о ликвидации юридического лица изложен в статье 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

2) Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (п. 3 ст. 62 ГК РФ).

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

3) Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

4) После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

5) Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

6) После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 6 ст. 63 ГК РФ).

7) Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 9 ст. 63 ГК РФ).

Бухгалтерская отчетность при ликвидации

Особенность составления бухгалтерской отчетности при ликвидации юридического лица определена в ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

1. Отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи.

2. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом.

3. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

4. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Реорганизация и ликвидация юридического лица

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 4
Слияние 5
Присоединение 7
Разделение 7
Выделение 7
Передаточный акт и разделительный баланс 8
ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 10
Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации
юридического лица 11
Порядок ликвидации юридического лица 11
Удовлетворение требований кредиторов 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

ВВЕДЕНИЕ
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.
К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
В данной работе мы рассмотрим порядок реорганизации, ее способы, а также механизм ликвидации юридического лица.
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
При реорганизации юридических лиц должны быть обеспечены интересы кредиторов реорганизуемого юридического лица, для чего учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом всех кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.
1.1. Слияние.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Слияние осуществляется путем объединения контрольных пакетов акций с последующей конверсией акций либо путем изъятия акций одного общества с эквивалентной заменой акциями другого общества и консолидацией балансов. Юридическое лицо считается реорганизованным в форме слияния с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.
Слияние — особая форма реорганизации, поскольку она является одной из трех форм (еще присоединение и преобразование), в отношении которых допускается установление требования о получении предварительного согласия на реорганизацию уполномоченных государственных органов.
В первую очередь имеются в виду Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (приложение 3) и изданное в его развитие Положение о территориальном управлении ГКАП РФ, утвержденное приказом ГКАП РФ от 13 ноября 1995 г. № 146.
Названные Закон (п. 4 ст. 17) и Положение (п. 4) обязывают учредителей или одного из учредителей создаваемого юридического лица в 15-дневный срок со дня его государственной регистрации (или дня внесения соответствующих изменений в государственный реестр) уведомить территориальный орган ГКАП РФ по месту нахождения вновь возникающего юридического лица о произошедшей реорганизации, если сумма активов реорганизуемых в форме слияния организаций по балансу превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
В том случае, если сумма стоимости активов по балансам реорганизуемых юридических лиц превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда, общества, принимающие решение о реорганизации в форме слияния, представляют в ГКАП РФ: ходатайство о даче согласия на реорганизацию; сведения об основных видах деятельности; сведения об объемах производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (товаров, услуг).
Возможны два основания для отклонения антимонопольным органом ходатайства о даче согласия на реорганизацию: если удовлетворение ходатайства может привести к возникновению или усилению доминирующего положения соответствующей организации и (или) ограничению конкуренции; если при рассмотрении представленных документов установлено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостоверной.
Необходимо иметь в виду, что согласно п. 9 ст. 17 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» слияние коммерческих организаций в нарушение указанного порядка, приводящее к возникновению или усилению доминирования на рынке и (или) ограничению конкуренции, а также неисполнение требований антимонопольного органа, связанных с восстановлением необходимых условий конкуренции, являются бесспорным основанием для признания государственной регистрации данного юридического лица недействительной (в судебном порядке по иску федерального либо территориального антимонопольного органа).
1.2. Присоединение.
При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Присоединение осуществляется путем приобретения одной организацией 100% акций другой организации с утратой последней своей хозяйственной самостоятельности и прав юридического лица и с консолидацией балансов. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
1.3. Разделение.
При разделении юридического лица одно юридическое лицо делится на 2 юридические лица и более, к которым переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Юридическое лицо считается реорганизованным в форме разделения с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Российским антимонопольным законодательством предусмотрено принудительное разделение хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.
1.4. Выделение.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Юридическое лицо считается реорганизованным в форме выделения с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Юридическое лицо считается ре организованным в форме преобразования с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.
Можно выделить три характерные особенности реорганизации в форме выделения: не прекращается реорганизуемое юридическое лицо (в отличие от разделения); оно продолжает существовать наряду с вновь образованным; вновь созданному юридическому лицу (юридическим лицам) передаются не все, а лишь часть прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица; реорганизованное юридическое лицо не регистрирует новые документы, а лишь вносит изменения в свои — действующие устав и учредительный договор. Юридическое лицо, созданное в процессе выделения, проходит регистрацию в порядке, предусмотренном законом.
1.5. Передаточный акт и разделительный баланс.
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации в форме разделения и выделения составляется разделительный баланс, а при реорганизации в форм преобразования — передаточный акт.
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам организованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Акт и баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.
ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер; по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным выше, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 Г.К. РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 Г.К. РФ.
Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.
2.1. Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с настоящим Кодексом порядок и сроки ликвидации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

2.2. Порядок ликвидации юридического лица.
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 Г.К. РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
2.3. Удовлетворение требований кредиторов.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков, или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лиц или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим органом. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ликвидация юридического лица считается завершенной, юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Существуют особенности ликвидации коммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм. Например, полное товарищество может быть ликвидировано также в случае, если в товариществе остается единственный участник которой вправе в течение 6 месяцев с момента, когда он стал единственным участником товарищества, преобразовать такое товарищество в хозяйственное общество, в противном случаи это товарищество подлежит ликвидации. Товарищество на вере ликвидируется при выбытии всех участвовавших в нем вкладчиков.
Поскольку ликвидируемая коммерческая организация не имеет правопреемников, то вся документация, в первую очередь — по личному составу, должна передаваться на хранение в государственные архивы. Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1992 г. № 781-р и от 21 марта 1994 г. № 358-р рекомендовано включать в уставы коммерческих организаций положения, регламентирующие порядок передачи документов по личному составу на государственное хранение при реорганизации или ликвидации юридического лица.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гражданский кодекс Российской федерации, часть I. М., 1996.
Гражданский кодекс Российской федерации, часть II. М.,1996.
Закон РФ «Об акционерных обществах» от 26.12.95
Закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.98.
Медведев А.Н., Медведева Т.В. практическая бухгалтерия: от создания до ликвидации организаций. Учебник. — М.: ИНФРА-М, 1997.
Мильнер Б.З. Теория организаций. Курс лекций.- М.: ИНФРА-М, 1999.
Общества с ограниченной ответственностью. Серия «Коммерческие организации: комментарии, практика, нормативные акты»: Учебник. — М.: Дело, 1999.
Создание, реорганизация и ликвидация организаций. Экономико-правовое досье. Сост. Сафонов. — М.: ИНФРА-М, 1997, выпуск 12(18).

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.

Ликвидация как способ прекращения юридического лица

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра гражданского права

«Ликвидация как способ прекращения юридического лица»

Выполнил : студент 2 курса

5 группы отделения

преподаватель Авдеева Т.В.

Глава 1.Сущность ликвидации как способа прекращения юридического лица…………………………………………………………………………………. 4

Глава 2.Порядок ликвидации юридического лица……………………………….11

Список использованных источников………………………………………………21

Юридическое лицо – это искусственный субъект права, субъект права, созданный правопорядком. В отличие от физического лица, для которого появление на свет и уход из жизни – естественный природный процесс, создание и прекращение деятельности юридического лица сопровождается определенной, установленной законом процедурой.

Юридические лица могут создаваться на определенный срок, прекращая свое существование, к примеру, по достижении поставленной перед ними цели. Однако, по общему правилу, юридические лица создаются без указания срока деятельности. На их дальнейшую судьбу оказывает влияние целый ряд факторов : экономических, политических, социальных. Безусловно, не все субъекты хозяйствования, будучи участниками гражданского оборота, выдерживают жесткую конкуренцию в условиях капитализма. И это нормальный процесс. Поэтому грамотно проведенная ликвидация – это своего рода решение проблемы сохранения собственности учредителей (участников) юридического лица.

Целью данного исследования является анализ национального законодательства о ликвидации юридических лиц, практики его применения, а также изучение научной литературы, посвященной этому вопросу. Выявление существующих проблем, предложение по их разрешению – главные задачи курсовой работы.

Вопросы ликвидации можно рассматривать с различных сторон и применительно к большому множеству объектов, но в этом исследовании акцент сделан на ликвидации коммерческих юридических лиц, поскольку указанные субъекты хозяйствования составляют наиболее значительную часть среди всех участников гражданского оборота.

В целом, следует отметить, что ликвидация юридического лица существенно затрагивает интересы, как государства, так и кредиторов ликвидируемого субъекта хозяйствования. В настоящее время в Республике Беларусь можно наблюдать естественный уход с рынка многих юридических лиц (что обусловлено, как правило, экономической конъюнктурой) и активизировавшийся процесс перерегистрации. Указанные факты свидетельствуют об актуальности вопроса о порядке ликвидации юридических лиц.

Сущность ликвидации как способа прекращения юридического лица.

Ликвидация является способом прекращения юридического лица, в результате которого наступает его своеобразная «смерть». В законодательстве Республики Беларусь не дано четкого определения упомянутого понятия. Статья 57 Гражданского кодекса (ГК) лишь указывает на правовые последствия ликвидации для юридического лица: «Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами» [1]. Такой переход прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица предусматривается, к примеру, Правилами накопления повременных платежей ликвидируемых предприятий в связи с причинением увечья, иным повреждением здоровья либо смертью работника, утвержденными Постановлением Совета Министров от 04.11.1992 № 664. Пункт 9 указанных Правил определяет, что при недостаточности средств у ликвидированного юридического лица для накопления повременных платежей в полном объеме бремя расходов возлагается на собственника этого предприятия в случаях, предусмотренных законодательными актами либо учредительными документами, а при недостаточности средств у последнего либо их отсутствии – на Пенсионный фонд[13].

Правилами размещения банками Республики Беларусь денежных средств в форме кредита, утвержденными Постановлением Правления Национального банка РБ от 24.05.2001 №116, предусмотрено также частное правопреемство в части погашения задолженности ликвидируемого (ликвидированного) юридического лица перед банком по кредиту и начисленным процентам. Пункт 29 определяет: «Задолженность по кредиту и начисленным процентам ликвидируемого (ликвидированного) или не прошедшего в установленном порядке перерегистрацию, либо длительно (более 1 года) не осуществляющего хозяйственную деятельность юридического лица может быть погашена любыми юридическими и физическими лицами как безналичным, так и наличным путем в белорусских рублях и(или) в иностранной валюте»[17].

Российский законодатель несколько по-иному регулирует вопрос ликвидации юридических лиц, закрепляя в статье 61 ГК РФ, что «ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам»[2]. То есть в отношении прав и обязанностей ликвидируемого субъекта хозяйствования российский кодекс устанавливает отсутствие возможности их перехода в порядке правопреемства. Поэтому на практике существуют определенные трудности, связанные с вопросом о выплатах по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья при исполнении ими трудовых обязанностей в случаях ликвидации предприятия без капитализации платежей в возмещение вреда. Проблема состоит в том, что в последнее время имеют место случаи принятия судами решений о возложении на органы Фонда социального страхования РФ подобных выплат, что, безусловно, противоречит ГК РФ. В Письме Фонда социального страхования от 30.11.1995 №05-454 указано на приведенное правовое несоответствие. Доводы Фонда были признаны обоснованными, что и получило свое закрепление в решении Заместителя Председателя Правительства Ярова Ю.Ф. от 27.12.1995[18]. Несмотря на это, нельзя считать, что проблема получила свое разрешение.

Таким образом, белорусский законодатель, указав в статье 57 ГК РБ на возможность правопреемства при ликвидации юридического лица, тем самым обеспечил определенную правовую защиту интересов третьих лиц, затрагиваемых при прекращении субъекта хозяйствования (к примеру, его работников).

Ликвидация юридического лица может проводиться по различным основаниям, в соответствии с которыми выделяют две ее разновидности – добровольную и принудительную. Добровольно ликвидация производится по решению учредителей(участников) юридического лица либо его органа, уполномоченного на то учредительными документами. В подпункте 1 пункта 2 статьи 57 ГК РБ закреплено: «Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей(участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, или признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер»[1]. При добровольной ликвидации инициаторами прекращения того или иного субъекта хозяйствования выступают его учредители(участники). Поэтому считаю не вполне логичным, обоснованным включение в список оснований для подобной ликвидации признание судом недействительной регистрации юридического лица. Решение о прекращении юридического лица по этому основанию носит вынужденный характер, следовательно, можно выделить третий вид ликвидации – вынужденную ликвидацию.

Принудительная ликвидация допускается по решению суда или иных органов, в случаях предусмотренных законодательными актами. В соответствии с ГК РБ (пп.2 п.2 ст.57), суд может принять решение о ликвидации юридического лица в случаях:

— непринятия решения о ликвидации при истечении срока, на который создано юридическое лицо, при достижении цели, ради которой оно создано;

— осуществления деятельности без надлежащего разрешения(лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица, или признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством[1].

Часть 2 подпункта 3 статьи 57 ГК, таким образом, содержит одновременно несколько оснований для ликвидации юридического лица, из которых наиболее сложными для практического применения являются осуществление деятельности без лицензии и осуществление деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства. Проблема состоит в том, является ли аннулирование лицензии юридического лица на осуществление определенной деятельности(к примеру, производство взрывчатых веществ, лекарственных препаратов и так далее) основанием для его ликвидации, есть ли основания для ликвидации в случае, когда юридическое лицо осуществляет несколько видов деятельности и лицензия на один из них аннулирована, как поступить суду в ситуации, когда юридическое лицо в своей деятельности допускает неоднократные или грубые нарушения закона, иных нормативно-правовых актов, однако является единственным торговым предприятием в населенном пункте и его ликвидация может вызвать негативные последствия для проживающих там граждан. Законодательством эти вопросы не урегулированы, их разрешение – это вопрос судебной практики.

Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента РБ от 16.03.1999 №11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» в редакции Декрета Президента РБ от 16.11.2000 №22, дополнен перечень оснований ликвидации юридического лица, указанный в ГК, применительно к коммерческим организациям. Согласно пункту 41.2 Положения, коммерческая организация может быть ликвидирована по решению хозяйственного суда, помимо оснований, предусмотренных ГК, по следующим основаниям:

— сокрытие(занижение) прибыли(доходов) и других объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд.

Под сокрытием следует понимать умышленное или неумышленное уменьшение прибыли(дохода) или иного объекта налогообложения в результате неправильного отражения в расчетах, бухгалтерском учете, отчетности, балансе: затрат, относимых на себестоимость продукции(работ, услуг) и издержки обращения; полученной выручки и валовых доходов как по основной деятельности, так и по мероприятиям, по которым доходы облагаются налогом на доходы; стоимости и объемов иных объектов налогообложения, а также в результате других нарушений в ведении бухгалтерского учета. Заниженная сумма прибыли, рассчитываемая для исчисления налога на прибыль, только из-за завышения льгот по расчетам рассматривается как сокрытие, занижение иного объекта налогообложения.

— наличие убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправления коммерческой организацией, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива, в течение 3 месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков;

— наличие задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты образования задолженности коммерческой организации, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива;

— уменьшение стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда[10].

Постановление Совета Министров от 22.11.1999 №1825 «О нормативном регулировании понятия «чистые активы» указывает, что чистые активы – это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов юридического лица, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.

Активы, принимаемые к расчету, — это денежное или неденежное имущество юридического лица, в состав которого включаются по балансовой стоимости: основные средства; нематериальные активы; незавершенное строительство; долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, за исключением балансовой стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров; запасы; дебиторская задолженность, за исключением задолженности участников(учредителей) по их взносам в уставный фонд(капитал); прочие активы.

Пассивы, принимаемые к расчету, — это обязательства юридического лица, в состав которых включаются: целевые финансирование и поступления; заемные средства; кредиторская задолженность; расчеты по дивидентам; доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов и платежей; прочие пассивы[12].

Вынести решение о ликвидации вправе соответствующий регистрирующий орган в случаях:

— нарушения сроков регистрации акций, установленных законодательством.

Так, пункт 26 Положения о порядке эмиссии, регистрации и размещения ценных бумаг на территории Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Государственного комитета по ценным бумагам от 27.06.2000 №12-П, предусматривает, что вновь созданное