Косвенный налог как оплатить

Оглавление:

Уплата косвенных налогов: импортные операции, сроки уплаты

НК РФ предусматривает наличие 2-ух косвенных налогов – НДС и акцизы. С данными видами налогов компании сталкиваются при сбыте или приобретении ценностей, а также при ввозе товарных ценностей на российскую таможенную территорию (импортные операции).

Косвенный налог добавляется к стоимости реализуемых или ввозимых ценностей и предъявляется продавцом покупателю. Добавленный налог подлежит уплате продавцом в бюджет с учетом положенных вычетов по данному виду налогового обязательства. Понятие «косвенный» означает, что на самом деле обязанность по уплате налога ложится на покупателя, но не напрямую, а через посредника, в роли которого выступает продавец.

Процедура вычисления, уплаты и возмещения добавленного налога регулируется гл.21, а акцизов – гл.22 НК РФ.

Косвенные налоги при импортных операциях

Ввоз ценностей на территорию таможенного союза РФ выступает поводом для вычисления и уплаты косвенных налогов. Платить нужно той стране, чей таможенный орган выпускает ТМЦ:

  • При импорте товарных ценностей из стран, не входящих в список участников таможенного союза, добавляемый налог надлежит платить в РФ, так как выпуск будет выполнен российским таможенным органом, в этот орган и перечисляется налог;
  • При импорте ценностей из государств ЕАЭС налог должен перечисляться в налоговую, где стоит на учете собственник ценностей (покупатель). В ЕАЭС входят Белоруссия, РФ, Казахстан, Кыргызстан, Армения. Налоговые обязательства в отношении уплаты НДС предусмотрены для всех лиц, независимо от применяемого ими режима налогообложения и наличия освобождения от уплаты (исключения перечислены в 6-м пункте ст.72 Договора о ЕАЭС).

Порядок уплаты

Обязанность по перечислению добавленного налога ложится на декларанта товаров, то есть покупателя.

Для принятия правильного решения относительно необходимости перечисления налога с ввозимых ценностей, его величины и места уплаты, нужно определиться со следующими моментами:

  • Есть ли освобождение от НДС у импортируемых товаров;
  • Какая таможенная процедура используется в отношении ввозимых ценностей;
  • Какую ставку НДС нужно применить;
  • По какой формуле рассчитать налог к перечислению.

Освобождение от налоговых обязательств

В п.3ст.80 ТК ТС определены случаи, когда не нужно платить НДС с импортируемых ценностей. В ст.150 НК РФ представлен список тех товарных ценностей, при ввозе которых не нужно добавлять налог к стоимости. При несоответствии условиям из указанной статьи ТК ТС и при импорте товарных ценностей, не включенных в список, следует посчитать добавленный налог по ставке, актуальной на день представления таможенной декларации.

Таможенная процедура

На порядок уплаты косвенных налогов по ввозным операциям влияет таможенная процедура, под которую помещаются импортируемые ценности. В зависимости от этой процедуры НДС нужно будет уплатить в полном, ограниченном объеме или же не платить вовсе.

На таможенную процедуру влияют цели выпуска ТМЦ в РФ таможенным органом:

Ставка НДС

На величину ставки влияет характер ввозимых ценностей – 10 или 18%.

Для определения величины подходящей ставки для ввозимых товаров нужно установить коды по ТН ВЭД ТС, после чего сопоставить их с кодами товаров, для которых предусмотрена ставка 10% (они перечислены в специальных перечнях российского правительства). Если среди ввозимых ТМЦ имеются товары из данных перечней, то нужно использовать ставку 10%, в противном случае — 18%.

Пример определения подходящей ставки

Компания ввозит в РФ каперсы из Германии. Какую ставку нужно применить?

В ТН ВЭД ТС каперсы входят в категорию 0709 «Овощи..» и имеют код 0709 99 400 0. Данный код включен в перечень товаров с применением ставки 10%, утвержденный Постановлением №908 от 31.12.04, поэтому при ввозе каперсов компании нужно посчитать добавленный налог в размере 10%.

Расчет НДС

Если установлена необходимость добавление налога и определена величина актуальной ставки, то НДС можно вычислить таким образом:

НДС = (таможенная стоимость импортируемых ценностей + пошлина + акциз) * налоговая ставка

Размеры пошлин определяются Единым таможенным тарифом ЕАЭС. Акцизные ставки определены 193 ст. НК РФ.

Если от пошлины товар освобожден, и ввозимые ценности не являются подакцизными, то достаточно умножить стоимость ТМЦ на налоговую ставку.

НДС определяется в отношении каждого наименования ввозимых ценностей, после чего производится суммирование величин добавочного налога по всем позициям. Полученную сумму нужно перевести в российские рубли.

Посчитать добавленный налог нужно самостоятельно, после чего отразить его величину в декларации ДТС-1 или ДТС-2. При несогласии таможенного органа с проведенными расчетами, будет проведена корректировка, с которой декларант может либо согласиться, либо пытаться отстоять свое мнение (в том числе и в суде).

Сроки уплаты косвенных налогов (НДС)

Конкретные даты для перечисления зависят от таможенной процедуры, под которую помещены ввозимые ценности. Если ввоз товаров производится для потребления внутри российского рынка, то обязанность по уплате возникает до выпуска ценностей с таможенной территории.

Если выпуск ввозимых товаров осуществлен до момента подачи таможенной декларации (это возможно в ряде случаев по ст.197 ТК ТС), то перечислить добавочный налог надлежит в течение 10-ти дней, которые отсчитываются с начала месяца, идущего за месяцем выпуска.

При временном ввозе товарных ценностей добавленный налог надлежит перечислить до выпуска согласно указанной процедуре вместе с ввозными пошлинами и налогами за период временного ввоза.

Уплаченный налог можно направить к вычету на основании таможенной декларации, если товары будут использованы в операциях, облагаемых добавочным налогом, в противном случае придется учесть его в стоимости ввезенных ценностей. Неплательщики НДС обязаны также уплатить налог с ввозимых товаров, но зачесть к вычету его не получится.

Лишние перечисленные средства по добавленному налогу позволено зачесть в виде уплаты пошлин таможенного характера, пеней и %-ов.

Импорт из стран таможенного союза

При ввозе товарных ценностей из стран таможенного союза (Казахстана и Белоруссии, а с 29.05.2014 Армении с Кыргызстаном) платить косвенные налоги должен покупатель импортных товаров в местную налоговую, где он стоит на учете. Данная обязанность имеется как у плательщиков рассматриваемых видов налогов, так и у лиц, освобожденных от этого в силу применения спецрежимов или положений ст.145 НК РФ.

Для вычисления добавочного налога следует применять одну из ставок, определенных 2-м и 3-м пунктами 164 ст. НК РФ. Также нужно учитывать положения из 17-го пункта Протокола, сопровождающего Договор о ЕАЭС в качестве 18-го приложения.

Считать НДС нужно в день принятия ценностей к учету от стоимости, подлежащей перечислению поставщику за приобретенные ценности согласно приложенной документации. Суммы из документов, обозначенные в иностранной валюте надлежит перевести в рубли по курсу ЦБ на день оприходования товаров.

Срок перечисления добавленного налога – до 20-того числа включительно месяца, идущего за месяцем оприходования ввозных товаров. Вместе с оплатой надлежит предоставить пакет документов, в составе которого:

  • Налоговая декларация;
  • Заявление об уплате косвенных налогов;
  • Выписка из банка в подтверждения оплату налогов;
  • Счета-фактуры;
  • Транспортная документация;
  • Договор, заключенный с поставщиком;
  • Иные документы из п.20 Приложения №18 к Договору о ЕАЭС.

Перечисленный добавленный налог плательщики могут направить к возмещению, все прочие лица обязаны его списать в расходы или включить в стоимость ввозных ценностей.

Документальным основанием для приемки к вычету выступает счет-фактура, платежная документация о перечислении налога, заявление, поэтому возместить такой НДС можно только после представления данной документации в налоговую.

Заявление об уплате косвенных налогов

Предоставить данное заявление нужно в налоговую по месту регистрации вместе с прочей необходимой документацией, в том числе налоговой декларацией в период до 20-го числа месяца, идущего за месяцем приема импортных товаров к учету. Формат подачи — в электронном виде с заверением УКЭП плательщика или в бумажном виде в 4 экземплярах.

Новый порядок представления рассматриваемого документа в электронном виде действуют с начала января 2015г.

Бланк заявления содержится в приложении 1 к Протоколу от 11.12.09 (в ред. от 31.12.14). Этот же протокол определяет и порядок заполнения данного бланка.

Копии заполненного заявления направляются экспортеру в электронном или бумажном виде.

Косвенные налоги и их роль в экономике

Многие люди даже не подозревают, что ежедневно платят в казну государства большое количество сборов. Это происходит на каждом шагу: при покупке еды на ужин, приобретении модной импортной обновки, при оплате услуг косметолога или парикмахера. А «виновны» в этом невидимые косвенные налоги. На сегодняшний день их роль в развитии экономики Российской Федерации трудно переоценить. Они не только пополняют бюджет, но и регулируют разные сферы рынка.

Что такое косвенные налоги?

Все налоги разделяют на две большие группы – прямые и косвенные. По какому принципу происходит это разделение? В основе классификации лежат такие признаки:

  • время, в которое начисляется и уплачивается налог;
  • взаимосвязь субъекта и объекта налогообложения.

Что такое косвенные налоги?

Прямые налоги платит то же лицо (физическое или юридическое), которое является собственником объекта налогообложения. Например, частный предприниматель (здесь он выступает субъектом налогообложения) за месяц получил определенную прибыль с продаж (объект). Теперь он должен заплатить с этой прибыли установленную законодательством сумму. Прямые налоги взимаются и с недвижимости.

Косвенные налоги также взимаются с налогоплательщика, но с одной существенной особенностью: они фактически оплачиваются другим лицом. Например, фабрика (субъект) производит канцелярские товары (объект) и продает их. Производитель уплачивает НДС с продажи канцтоваров, но эта сумма уже включена в цену, которую платит покупатель. Таким образом, де-факто косвенный налог платит не сам субъект налогообложения, а другое лицо.

Виды косвенных налогов:

  • универсальные, которые включаются в стоимость любого товара или услуги (самый распространенный пример – НДС или налог на добавленную стоимость);
  • индивидуальные, включенные в цену товаров или услуг особого типа (сюда относят акцизные сборы, налоги на покупку ювелирных украшений, на куплю-продажу недвижимости);
  • фискальные монополии – платежи за получение документов, выдающихся только государством, то есть государство выступает монополистом в этой сфере (например, плата за получение лицензий и разрешений);
  • таможенные пошлины, которые платят импортеры и экспортеры продукции (по сути они включены в стоимость товаров).

Для чего нужны косвенные налоги?

Косвенные налоги выполняют такие основные функции:

  • фискальную – то есть обеспечение государства денежными средствами;
  • регулирующую – они либо поощряют какую-либо отрасль экономики, либо же тормозят ее развитие.

НДС и пополнение государственного бюджета

Налог на добавленную стоимость

НДС (налог на добавленную стоимость)– самый молодая разновидность. Его «отцом» называют французского экономиста М. Лоре. В налоговой системе Французской Республики НДС появился только в конце 50-х годов прошлого века. Сейчас он действует в 137 государствах. В США налога на добавочную стоимость нет, зато есть налог с продаж.

Благодаря НДС в бюджет государства поступают дополнительные денежные средства. Эта стоимость создается на всех этапах производства товара. Процент, который уплачивает покупатель, зависит от вида продукции.

Теоретически добавленная стоимость – это разность между стоимостью продаваемой продукции и стоимостью материальных ценностей, которые использовали для изготовления этого товара. Однако в реальной практике высчитать добавочную стоимость из общей очень сложно.

Экономисты выделяют такие основные особенности НДС. Во-первых, он нацелен на конечное потребление. В отличие от акцизов и пошлин он выполняет только фискальную функцию (то есть обеспечивает государственный бюджет дополнительными средствами). Также НДС отличается от акцизов и пошлин тем, что им облагаются все группы товаров и услуг.

Акцизные сборы – регуляторы экономики

Как и НДС, акцизные сборы включаются в стоимость товара и оплачиваются покупателем. Обычно они устанавливаются на продукцию высокой стоимости и на те товары, которые производит государство как монополист.

Среди товаров, на продажу которых установлены акцизы, – алкогольные напитки, сигареты и другие табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные украшения, огнестрельное и газовое оружие, дизельное топливо и т. д. Акцизами облагается игорный бизнес и проведение лотерей.

Установление акцизов на некоторые товары влияет на их производство и конечное потребление. Эта продукция дорожает, поэтому люди сокращают потребление подакцизных товаров. Производители под влиянием существенного сокращения спроса вынуждены сократить объем партий. Финансы естественным образом перетекают в другие сферы экономики.

Сумма акцизного сбора рассчитывается с применением установленных ставок. Они указаны в статье 193 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщик обязан отчитываться по акцизам ежемесячно. Сборы платятся по результатам продаж.

Таможенные пошлины

Таможенные пошлины взимаются таможенными органами государства с экспортных, транзитных и импортных товаром при ввозе и вывозе. Уплата такого налога – обязательное условие внешней экономической деятельности.

Оплата таможенных пошлин

Этот вид сборов пополняет государственный бюджет и защищает внутренний рынок от перенасыщения иностранными товарами.

Есть несколько видов таможенных пошлин: импортные (или ввозные); экспортные (или вывозные), которые в РФ применяются только к сырью; транзитные (на данный момент в России установлены нулевые транзитные пошлины). ВОТ рекомендует полностью отказаться от транзитных пошлин.

Ставки таможенных пошлин могут исчисляться по-разному. Адвалорные пошлины определяются в процентах от таможенной стоимости (например, 6% от установленной цены товара).

Такой метод удобен для более дорогих вещей. Специфические сборы характеризуются взиманием конкретной денежной суммы за установленную единицу продукции. Такой способ удобен для массовых грузов. Смешанный способ заключается в комбинировании двух предыдущих. Оплатить нужно большую из полученных сумм.

Изучаем преимущества и недостатки косвенного налогооблажения

Преимущества косвенных налогов:

  • Косвенные налоги поступают в бюджет регулярно и быстро.
  • Они обладают высокой доходностью для государственного бюджета, потому что ими облагаются почти все группы товаров и услуг.
  • Они удобны для потребителя товаров и услуг, потому что уже включены в стоимость конечного продукта.
  • Чтобы регулировать взыскание этого вида налогов, не нужно дополнительно расширять штат сотрудников налоговой службы.
  • Удобство: оплата происходит во время покупки товара, не нужно идти дополнительно в какую-либо государственную инстанцию, заполнять документацию.
  • Отсутствует принудительный характер.

Недостатки косвенных налогов:

  • Ряд экономистов утверждает, что само существование косвенных налогов противоречит первому закону А. Смита – справедливости, потому что они ни коим образом не учитывают доходы платящего лица.
  • Нарушаются и права производителей товаров и услуг. Государственные ведомства для установления ставки вмешиваются в процесс производства продукции, иногда нарушают принятую технологию.
  • Из-за непостоянства потребления тех или иных товаров часто бывает трудно прогнозировать прибыль с косвенных налогов.
  • Прибыль ограничивается. У предпринимателя не всегда есть возможность повысить стоимость товара в соответствии с действующей налоговой ставкой.

Как осуществляется налогообложение ИП? Эта статья поможет узнать все нюансы оплаты налогов для предпринимателей.

ООО могут воспользоваться упрощенной системой налогообложения. Тут вы найдете рекомендации, которые помогут вам использовать эту систему.

Необходимо ли оплачивать налог на имущество организаций. Об этом вы узнаете здесь.

Прямое и косвенное налогообложение: пути к идеальной экономической системе

Для эффективной работы системы налогообложения нужно определить идеальное соотношение прямых и косвенных налогов. Именно их долевое распределение позволяет узнать о том, какими методами формируется бюджет государства – фискальными или регулирующими.

Сегодня в мире существует несколько схем налогообложения:

  • англосаксонская – преимущество отдается прямым налогам, которые собираются с физических лиц (Великобритания, Австралия, Канада и др.);
  • евроконтинентальная – большая доля косвенных сборов, отчисления в большей части случаев идут на социальные выплаты;
  • латиноамериканская – преобладание косвенных налогов, которое объясняется высоким уровнем инфляции;
  • смешанная модель – сочетание черт разных схем выбирается для того, чтобы снизить зависимость бюджета от какого-то определенного вида налогов.

Оплата косвенных налогов

На данном этапе развития РФ сочетает в себе черты евроконтинентальной и латиноамериканской схемы.
Модель, функционирующая в стране связывается с уровнем развития экономики. Прямые налоги могут успешно функционировать только в стране с высоким социально-экономическим развитием. У налогоплательщика должен быть хороший стабильный уровень дохода и недвижимость. Косвенные налоги взимаются автоматически и не зависят от уровня жизни.

Косвенные налоги в современном мире существуют в виде надбавки к цене на товар или услуги. Де-факто платит их покупатель продукции. Производитель же отчисляет полученную с продаж сумму в бюджет государства. Самые распространенные виды косвенных налогов – НДС, акцизные сборы и таможенная пошлина.

НДС (или налог на добавочную стоимость) устанавливается почти на все группы товаров и услуг. Его основная функция – фискальная. Акцизные сборы являются не только средством пополнения государственного бюджета, но и регулятором экономики.
Таможенная пошлина устанавливается на импорт, экспорт и транзит. Часто процентная ставка зависит от межгосударственных отношений.

Косвенные налоги имеют ряд плюсов и минусов. Исходя из разных точек зрения трактуется их «невидимость», удобство и механизм поступления в бюджет.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 333-58-23
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

Несмотря на это, в большей части стран мира косвенные налоги преобладают над прямыми. Эта тенденция зависит как от социально-экономического уровня страны (в развивающихся государствах прямое налогообложение не будет эффективным), так и от политического режима.

Срок для уплаты косвенных налогов

Отечественная ФНС напоминает, что 21 ноября истекает установленный срок для уплаты косвенных налогов, рассчитанных за октябрь. Речь идет о субъектах хозяйствования, занимающихся поставкой товаров из государств, которые являются участниками ЕАЭС.

Срок для уплаты косвенных налогов

Ввезенную в октябре импортируемую продукцию организации были обязаны поставить на соответствующий учет. Аналогичным образом учету подлежат совершенные лизинговые платежи, которые осуществлялись по договору последующей поставки товара из ЕАЭС.

Следует отметить, что по указанным позициям косвенные налоги необходимо было оплатить к 20 числу. Учитывая, что 20 ноября является выходным воскресным днем, крайний срок переносится на следующий день.

Уплата косвенных налогов

Вместе с осуществлением оплаты акцизов и НДС, субъекты хозяйствования обязаны заполнить налоговую декларацию и заявление, а также приложить к ним следующие документы:

  • банковскую выписку по уплате косвенного налога;
  • договоры, связанные с импортной сделкой;
  • счета-фактуры и прочие сопроводительные документы.

При желании заявление налогоплательщиком может подаваться в электронном варианте.

Внимание! Получить налоговую справку по любой компании можно перейдя по ссылке http://na46.ru/zakaz-nalogovoj-spravki/

Если Вы заметили на сайте опечатку или неточность, выделите её
и нажмите на клавиатуре: Ctrl + Enter или нажмите сюда.

Прямые и косвенные налоги – таблица

pryamye_i_kosvennye_nalogi.jpg

Похожие публикации

Существует множество признаков, по которым можно классифицировать налоговые платежи. Один из основных критериев – это разделение на прямые и косвенные налоги. Что же такое прямой, и что такое косвенный налог? Определение главного отличия прямых налогов от косвенных – в возможности или невозможности «переложить» налоговое бремя на конечного потребителя.

Виды прямых налогов

Прямые налоги можно разделить на 2 группы – налоги с дохода и с имущества. Эти обязательные платежи оплачивает сам налогоплательщик – получатель дохода или собственник имущества. С точки зрения классической теории основное, чем отличаются прямые налоги от косвенных – это невозможность перераспределить налоговую нагрузку на других экономических субъектов.

Однако не для всех платежей это отличие прямого налога от косвенного соответствует традиционным представлениям

К налогам с дохода относятся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль предприятий. Данные платежи действительно практически невозможно переложить на иных лиц.

Что же касается «имущественной» группы прямых налогов, то здесь ситуация несколько иная. Владелец объекта недвижимости, земельного участка или транспортного средства может сдать его в аренду. Тем самым, затраты по налогам на владение указанными объектами фактически будет нести не собственник имущества, а арендатор.

Следовательно, эта группа прямых налогов в определенной степени обладает свойствами косвенных.

Виды косвенных налогов

Косвенные налоги взимаются таким образом, что налогоплательщик имеет возможность компенсировать затраты на их уплату за счет других лиц. Основным способом такого перераспределения является включение сумм налога в цену товара или услуги для конечного потребителя. Финансирование затрат на налоговые платежи за счет средств самого налогоплательщика для косвенного налога не характерно.

К косвенным налогам относятся следующие группы обязательных платежей.

1. Универсальные налоги. Практически при любой реализации товаров или услуг (за исключением отдельных льготных категорий) взимаются относящиеся к этой группе косвенные налоги. Примеры — НДС или налог с продаж.

2. Специальные налоги. В данном случае налог уплачивается только при реализации определенных категорий товаров (как правило — алкоголь, табачные изделия, предметы роскоши). Примером специальных косвенных налогов являются акцизы.

3. Государственные монополии. Экономические субъекты вносят платежи в бюджет за получение разрешений на занятие определенными видами деятельности (лицензирование) либо за совершение юридически значимых действий (госпошлина).

4. Косвенные налоги наряду с прочими включают и таможенные пошлины. Это особая группа обязательных платежей, которые уплачиваются только при перемещении товаров или услуг через границу государства.

Прямые и косвенные налоги – таблица

Итак, мы рассмотрели группы, на которые делятся прямые и косвенные налоги. Перечень основных видов налогов в разрезе групп приведен в таблице.

Прямые и косвенные налоги

Прямые налоги

Косвенные налоги

налог на прибыль;

Косвенные налоги на бизнес и физических лиц с точки зрения государства

По сравнению с прямыми сбор косвенных налогов для государства представляется более простой задачей. В данном случае основным налогоплательщиком является бизнес, а налоговой базой – выручка от реализации или добавленная стоимость, т.е. показатели, которые несложно проконтролировать во время проверки.

Предприятие может некоторое время не получать прибыль или не иметь в собственности (арендовать) недвижимость, но добавленная стоимость генерируется практически всегда, если ведется хоть какая-нибудь деятельность. Физические лица могут не являться плательщиками НДФЛ (например, пенсионеры), но они любом случае опосредованно платят косвенные налоги, включенные в цену приобретаемых товаров.

Поэтому можно сказать, что, в отличие от прямых, косвенные налоги обязательны для уплаты всеми экономическими субъектами на территории государства.

Кроме того, т.к. эти налоги уплачиваются с оборота, то при наличии инфляции суммы налоговых платежей «автоматически» растут пропорционально росту цен.

Поэтому в государствах с относительно высоким уровнем инфляции и сложностями в налоговом администрировании (к которым относится и Россия) соотношение прямых и косвенных налогов, как правило, сдвигается в пользу последних.

Косвенные налоги и эластичность спроса

Говоря о перераспределении налогового бремени на конечного потребителя товаров и услуг не следует забывать о том, что цены нельзя повышать до бесконечности. А до какой степени можно? Это зависит от показателя, называемого эластичностью спроса. Спрос тем более эластичен, чем сильнее он меняется при изменении какого-либо влияющего фактора (для нашего случая – чем сильнее снижается при росте цены).

Соответственно, чем менее эластичен спрос на определенную группу товаров, тем большую часть нагрузки по косвенным налогам производитель может переложить на потребителей своей продукции.

Не случайно самыми высокими косвенными налогами – акцизами облагается в первую очередь алкогольная и табачная продукция. Эластичность спроса на эти группы товаров очень низка (попросту говоря, их будут покупать практически по любым ценам), что и гарантирует поступления в бюджет по данному налогу.

В зависимости от возможности переложить нагрузку на конечного потребителя товаров или услуг налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги делятся на подоходные и имущественные, а косвенные – на универсальные, специальные, оплату государственных услуг и таможенные пошлины. Косвенные налоги проще администрировать, чем прямые, и их поступления растут пропорционально инфляции. Поэтому в структуре доходов бюджета РФ традиционно преобладают косвенные налоги.

Можно ли не платить косвенные налоги?

Ответ на этот, на первый взгляд, странный вопрос может найти любой налогоплательщик, ознакомившись с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.01 г. N 1321/01 и Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.03.01 г. N А13-5055/99-08. Эти судебные акты приняты по конкретным делам индивидуальных предпринимателей, но, тем не менее, носят характер прецедента, так как содержат принципиальные выводы.

Как известно, статьей 9 Федерального закона «О государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрена гарантия сохранения благоприятного режима налогообложения субъектов малого предпринимательства в течение первых четырех лет их деятельности в тех случаях, когда изменение налогового законодательства создает для них менее благоприятные условия. С учетом данной нормы предприниматель К. не уплачивал налог с продаж, введенный в Приморском крае в 1999 году. Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с предпринимателя К. налога с продаж, однако суд встал на защиту предпринимателя, согласившись с его доводами и отказав налоговой инспекции в иске. Однако ВАС РФ не поддержал предпринимателя К., заняв по этому вопросу совершенно иную позицию. В Постановлении от 09.10.01 г. N 1321/01 он отметил, что «фактическими плательщиками данного налога являются потребители товаров, работ и услуг, уплачивающие налогоплательщику сумму налога с продаж в цене этих товаров (работ, услуг)». Поэтому, сделал вывод ВАС РФ, «надлежащее исполнение предпринимателем требований налогового законодательства, связанное с формированием цены товара с учетом введенного на территории субъекта Российской Федерации налога с продаж, не создает для такого налогоплательщика менее благоприятных условий налогообложения по сравнению с теми, которые действовали до введения на соответствующей территории названного налога».

Важно также отметить, что предприниматель К. перешел на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Однако ВАС РФ решил, что это обстоятельство не освобождает предпринимателя К. от уплаты налога с продаж. Вопрос о соответствии такого решения выводам Конституционного Суда РФ, сделанным им в Определении от 01.07.99 г. N 111-О, заслуживает отдельного рассмотрения.

Ранее такая же практика сложилась на уровне некоторых окружных арбитражных судов, которые тоже ссылались на то, что налог с продаж является косвенным (включается в цену реализованного товара) и его сумма подлежит возмещению покупателем. На этом основании суды считали, что плательщик налога имеет возможность компенсировать свои издержки путем увеличения цены и что данный налог уплачивается в бюджет фактически за счет средств покупателей, а налогоплательщики являются по существу налоговыми агентами, поэтому введение налога с продаж не создает менее благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности (Постановления ФАС Уральского округа от 13.12.00 г. N Ф09-1685/2000-АК, от 30.11.00 г. N Ф09-1630/2000-АК, от 31.10.00 г. N Ф09-1370/2000-АК, от 18.04.00 г. N Ф09-330/2000-АК, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20.07.00 г. N А82-54/2000-А/1 и от 30.03.00 г. N А82-182/99-А/3.).

Применяем выводы ВАС на практике

С учетом выводов, сделанных ВАС РФ, рассмотрим такую ситуацию. Предприниматель формируют цену товара (работы, услуги). Чтобы перечислить налог в бюджет, цена должна быть увеличена на сумму налога. Но предприниматель «забыл» увеличить цену на сумму налога (кстати, налоговое законодательство не предусматривает штрафов за неувеличение цены на сумму налога), вследствие чего налог не был предъявлен покупателю (в терминологии Постановления от 09.10.01 г. N 1321/01 – фактическому плательщику) и предпринимателем не получен.

У предпринимателя нет обязанности уплачивать неполученный налог в бюджет, следовательно, налог не может взыскиваться с предпринимателя. Каким бы непривычным ни казался этот вывод, он прямо следует из позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 09.10.01 г. N 1321/01.

Более того, как следует из Постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.03.01 г. N А13-5055/99-08, арбитражные суды с таким выводом соглашаются!

Фабула дела N А13-5055/99-08 такова. Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Г. о взыскании налога с продаж, не уплаченного в бюджет в 1999 году при реализации товаров за наличный расчет. Рассматривая дело, суд отметил, что проверяющими налог с продаж был исчислен по ставке 4,76% от выручки (учитывая, что налог с продаж включается в цену, по формуле 100*5%/105% получаем расчетную ставку налога с продаж – 4,76%.).

Однако при этом «налоговая инспекция не доказала в соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что предприниматель Г. при реализации товара за наличный расчет увеличивал цену товара на сумму налога с продаж, то есть что налог был получен с покупателей, а следовательно, нет оснований для утверждения, что налог с продаж, в данном случае не полученный, должен быть перечислен предпринимателем Г. в бюджет».

Ознакомившись с таким постановлением, можно сделать только один вывод: для того, чтобы не платить косвенные налоги, достаточно всего лишь никак не указывать их в документах (?! – В.З.). Впрочем, что касается налога с продаж, то закон и не требует выделять его в цене, а в п. 6 ст. 168 НК и п. 4 ст. 198 НК РФ прямо указано, что при реализации товаров (работ, услуг) населению НДС и акциз не выделяются.

Интересно отметить, что когда в России 1999 году вводился налог с продаж, в Челябинской области и в ряде других субъектов Российской Федерации налог с продаж указывался отдельно в ценниках и даже в кассовых чеках. К чему это привело? Одним из инициаторов рассмотрения в Конституционном Суде РФ дела о налоге с продаж стала Челябинская область. Введенный в конце 80-х годов в СССР налог с продаж вызвал возмущение народа по этой же самой причине – оплачивая покупку, потребители всегда видели ту сумму налога, на которую прямо претендует государство. Поэтому в мудром государстве при продаже товаров потребителям налоги (которые могут составлять более половины цены товара) никак не выделяются. Зачем же заставлять волноваться народ, ведь он и не подозревает, что является фактическим носителем всех налогов?

О чем забыл ВАС?

Попробуем разобраться. Вводится новый косвенный налог. Налоговый закон требует от налогоплательщика увеличить цену своих товаров (работ, услуг), включив в нее сумму налога. Пусть даже покупатели знают, что введен новый налог, но поможет ли им это знание охотнее расставаться со своими деньгами? Ответ очевиден: увеличение цены в условиях действия рыночных цен и низкой покупательской способности населения влечет снижение спроса.

Снижение спроса налогоплательщик ощущает на себе в виде потери прибыли. Просто как дважды два. Однако суды почему-то верят (или хотят верить), что налогоплательщикам нужно лишь «надлежащим образом исполнить требования налогового законодательства, связанные с формированием цены товара», чтобы не ощутить на себе неблагоприятных последствий введения нового налога.

Впрочем, не все суды формально относятся к этой очень серьезной для общества проблеме. В Постановлении от 28.11.01 г. N КА-А40/6926-01 ФАС Московского округа указал, что в силу ст. 9 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства«предприниматель Х. не является плательщиком налога с продаж и НДС. Суд также отметил, что «при отсутствии оснований для уплаты налога вся сумма, полученная от покупателей, является ценой товара без налога. Следовательно, истцу возвращаются из бюджета его собственные средства, являющиеся частью выручки от реализации».

В Постановлении от 23.05.01 г. N КА-А40/2385-01 этот же Суд, разрешая дело о возврате переплаченного акциза, совершенно справедливо отметил: «При вынесении решений суды первой и апелляционной инстанций приняли за основу не относящиеся к существу рассматриваемого иска и не вытекающие из закона доводы ответчика о том, что решение о зачете или незачете излишне уплаченного предприятием налога зависит от характера отношений между покупателем или продавцом по поводу формирования стоимости подакцизной продукции. Вывод судебных инстанций о том, что требование об обязании произвести зачет излишне уплаченного акциза в счет предстоящих платежей акцизов не подлежит удовлетворению, так как акциз является косвенным налогом, включаемым в цены товара и фактически взимается не за счет прибыли налогоплательщика, а с его покупателей, не основан на законе. Поэтому решение и постановление подлежат отмене».

Право на ошибку есть у всех

Вопросам косвенных налогов была посвящена общероссийская конференция «Проблемы возврата из бюджета косвенных налогов», прошедшая 13 ноября 2001 года в г. Москве. Про конференцию рассылка «Налоговый кодекс…» писала довольно много. Напомним, что ее результатом стала Резолюция конференции, пункт 12 которой гласит: «Налоги всегда ограничивают право собственности, поэтому введение любых новых налогов ухудшает положение налогоплательщиков».

Нередко суды ссылаются на высказывание Конституционного Суда РФ о том, что налог с продаж не подлежит возврату налогоплательщикам «поскольку сумма налога включалась ими в цену товара (работы, услуги) и фактически взималась не за счет их прибыли (результатов хозяйственной деятельности), а с покупателей (клиентов), т.е. фактических, но не юридических плательщиков налога» (Постановление от 30.01.01 г. N 2-П).

Однако это высказывание не является правовой позицией Конституционного Суда, обязательной для судов и других правоприменителей, так как вопрос о соответствии статьи 78 НК РФ, предусматривающей возврат из бюджета любых переплаченных налогов, Конституции РФ не рассматривался Конституционным Судом РФ при вынесении указанного Постановления. Такой вывод содержится в п. 10 Резолюции.

В вопросах налогообложения очень многое взаимосвязано, поэтому неправильные выводы с неизбежностью влекут за собой другие, которые могут негативно сказаться как на исполнении доходной части бюджетов всех уровней. Трудно представить, что произойдет, если налогоплательщики воспользуются сложившейся ситуацией, чтобы не платить косвенные налоги.

Кроме того, за возвратом косвенных налогов из бюджета могут обратиться фактические плательщики – жители России – и такие судебные прецеденты уже есть.

За возвратом вправе обратиться и иностранные компании, уплатившие российским компаниям акцизы и НДС в цене товара (работы, услуги), т.к. они тоже являются фактическими плательщиками. Отказ вернуть им налоги может привести к международным конфликтам. Провозглашая политику поддержки отечественного товаропроизводителя, Россия будет вынуждена субсидировать другие страны. Не абсурдно ли это? Не подтверждает ли это, что вынесенные судебные решения недостаточно продуманы? Мы видим, как решение сиюминутных проблем неправильными способами приводит к возникновению гораздо более серьезных проблем.

Фактический отказ возвращать из бюджета переплаченные косвенные налоги может сильно сказаться на взаимоотношениях государства и налогоплательщиков. О каком доверии к государству можно говорить, если косвенные налоги попадают в бюджет как в черную дыру, из которой ничто никогда не возвращается? А доверие в вопросах налогообложения просто необходимо, ведь невозможно отдавать свои деньги тому, кому не доверяешь.

Суды не лишены права на ошибку. В силу принципа независимости только суды могут исправить весьма дорогую для всех жителей России ошибку. Результаты профессионального обсуждения проблемы юридическим сообществом, отраженные в Резолюции упомянутой конференции, предоставляют реальную возможность эту ошибку исправить. Последнее слово, как всегда, остается за Судом.

Мы не истина в последней инстанции – мы просто излагаем свою точку зрения. Поэтому на нашем форуме Вы можете высказать свое несогласие с теми или иными нашими выкладками.