Оглавление:
Стимулирование инновационной деятельности в Украине
К.э.н., доц. Карпенко А.В., Зверева А.В.
Запорожский национальный технический Университет, Украина
Государство, как главный субъект национальной экономики определяет выбор и реализацию определенной модели инновационного развития, для эффективного применения которой создается законодательное обеспечение, в частности: декларируются правовые, экономические и организационные условия научно-технической и инвестиционной деятельности, определяется порядок и условия предоставления поддержки субъектами инновационной деятельности и т.п. Регулирование инновационной деятельности и ее фундамента, научно-технической деятельности, осуществляется посредством государственной инновационной политики.
Государственная инновационная политика определяется как комплекс целей и методов влияния государственных структур на экономику, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов, а также как комплекс организационных мероприятий, направленных на создание благоприятных условий возникновения и нормального функционирования инновационной инфраструктуры [1, с. 321]. То есть, предназначение государственной инновационной политики заключается в обеспечении надлежащих условий для развития инновационной сферы, ее стимулирования, создании основы для управления инновационной деятельностью и формировании инновационной экономики.
Современный уровень и предыдущие тенденции развития инновационной деятельности в Украине свидетельствуют о низком уровне стимулирования. В частности, из задекларированных источников финансирования инновационной деятельности в Украине оно осуществляется преимущественно за счет собственных средств, а из государственного и местных бюджетов и внебюджетных фондов средства практически не поступают. Ожидания финансовой поддержки для реализации инновационной деятельности со стороны государства не оправдывались в Украине за весь период ее независимости, а современные кризисные явления в национальной экономике и вовсе сделали развитие инновационной деятельности в необходимых объемах невозможным. Низкой остается значимость иностранных инвесторов и кредиторов в развитии инновационной деятельности, поскольку сохраняются низкие объемы и структура поступающих иностранных инвестиций. То есть, низкий уровень государственного финансирования инновационной деятельности снижает инвестиционную привлекательность отечественной экономики и инновационной деятельности.
В таких условиях существенным шагом в обеспечении стимулирования инновационной деятельности могут быть налоговые льготы или беспроцентные ссуды, что подтверждается зарубежной практикой. В частности, для инновационных предприятий в ряде стран установлены существенные налоговые скидки. Такие налоговые стимулы широко используются для поощрения инновационной активности предприятий и выступают качественной основой для роста уровня инновационной деятельности. Однако в Украине особого внимания заслуживает не только утверждение налогового стимулирования, но и реальная практика его реализации.
В целом высокая налоговая нагрузка и несовершенная система налоговых стимулов (льгот) в Украине делает сферу не только инновационного, но и традиционного предпринимательства непривлекательной для бизнеса. В мировой практике большинство стран в условиях сокращения налоговых льгот оставили льготы, предназначенные для развития и стимулирования инновационной деятельности предприятий, а в Украине при отказе от них не были учтены возможные последствия.
Признано, что основными мероприятиями по стимулированию инновационной деятельности являются следующие [2, с. 112]: финансовая поддержка инновационных проектов (льготное кредитование, полная или частичная компенсация расходов на выплату процентов); стимулирование коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений (предоставление гарантий и имущественного страхования реализации инновационных проектов); установление льготных ставок налога на добавленную стоимость (инновационных товаров) и налога на прибыль (инновационных проектов); применение гибкой системы амортизации основных фондов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и инновационных предприятий (ускоренная амортизации активной части фондов); освобождение от уплаты ввозной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении сырья, оборудования, комплектующих и других товаров по проекту.
Обобщая практику государственного регулирования инновационной деятельности, целесообразно выделить основные мероприятия стимулирующие повышение уровня инновационной деятельности: создание фондов поддержки инновационной деятельности за счет государственного и частного капитала; предоставление помощи инновационным предприятиям в получении льготного кредитования; организация региональных смешанных фондов поддержки инновационных предприятий; снижение налоговой нагрузки для инновационных предприятий на период уплаты кредитной задолженности и т.д.
1. Йохна М.А. Економіка і організація інноваційної діяльності: навч. посіб. / М.А. Йохна, В.В. Стадник. – К. : Академія. – 2005. – 400 с.
2. Державне регулювання економіки: навч. посіб. / С.М. Чистов, А.Є.Никифоров, Т.Ф. Куценко та ін. – Вид.2-ге, доопрац. і допов. – К.:КНЕУ, 2004. – 440 с.
Оценка использования налоговых льгот инновационными предприятиями
Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит
Дата публикации: 05.06.2014
Статья просмотрена: 473 раза
Библиографическое описание:
Воскобойник В. О. Оценка использования налоговых льгот инновационными предприятиями [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. С. 59-62. URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5765/ (дата обращения: 28.11.2018).
Сегодня мы живем в удивительное время — это время совершенных технологий, искусственного разума и достижений в области медицинских исследований, которые спасают тысячи, а иногда и миллионы жизней. После кризиса, именно инновационная деятельность позволила вновь выйти на траекторию экономического роста. Результаты, приносимые инновационной деятельностью, сопоставимы с теми результатами, что можно получить от электроэнергетики или нефтяных отраслей промышленности. Однако, если достижение результатов двух последних направлений связано в большинстве случаев с использованием определенного сырья, то инновационная деятельность основана на новых знаниях.
В первую очередь, одним из основных факторов, поддерживающим инновационное развитие в любой стране, является государственная поддержка. Как правило, она выражается в виде различных налоговых льгот или преференций. В мировой практике используют следующие виды налоговых льгот [1, с.162]:
— исследовательский и инновационный налоговый кредит;
— возможность применения налоговых каникул на некоторый срок;
— льготы при налогообложении прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензии, ноу-хау;
— вычет из налоговой базы по налогу на прибыль взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций.
Одним из основных пробелов при применении налогового стимулирования в РФ является недостаток четких приоритетов. Инновационная деятельность в части предоставления льгот стоит наряду с отраслями народного хозяйства и не имеет никаких преимуществ. Также налоговые льготы в Российской Федерации в основном предоставляются инновационным предприятиям, находящимся в особых экономических зонах, что ограничивает территориальную распространенность инновационных предприятий.
В Российской Федерации инновационные предприятия могут получить инвестиционный налоговый кредит на срок от 1 до 5 лет, льготы по налогу на добавленную стоимость, по налогу на прибыль и т. д. Однако, нельзя сказать, что на сегодняшний день все эти льготы идеальны. Каждая из них нуждается в совершенствовании.
Предоставление государством инвестиционного налогового кредита на срок от 1 до 5 лет недостаточно для появления первых признаков окупаемости. Инновационная деятельность — долгосрочная деятельность, для получения первых результатов должно пройти определенное время, которое больше чем 5 лет. Предоставление же льгот по налогу на добавленную стоимость усложняет отношения между организациями — торговыми партнерами [2, с. 36], которые не пользуются льготами по данному налогу, поскольку приводит к повышению налоговой нагрузки и отсутствию возможности предъявить НДС к вычету.
Говоря об инновационных предприятиях необходимо выделить основное направление расходования средств, а именно расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Из года в год сумма расходов увеличивается, при этом растет и доля расходов, не давших положительного результата. Данная динамика объяснима особенностью инновационной деятельности: среди 10 инновационных проектов 3 удавшихся уже можно считать хорошим результатом. Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность эффективного налогового учета расходов на НИОКР. Во-первых, инновационные предприятия могут признавать расходы на НИОКР в отчетном налоговом периоде, в котором они были произведены [3]. Во-вторых, согласно НК РФ расходы на определенные виды НИОКР подлежат налоговому учету у заказчика таких работ исходя из фактического размера расходов с коэффициентом 1,5.
Сегодня дополнительные денежные средства на НИОКР выделяются посредством финансирования фондов, однако и здесь есть определенные недостатки, среди которых основным является ограничение по смете в части записываемых по строкам сумм. Более того, эти ограничения не зависят от направлений разработки инновационного предприятия, то есть НИОКР проводятся по-разному, а ограничения устанавливаются одинаково. Например, ИТ-компании при ведении деятельности нуждаются в мощных серверах, которые фонды не оплачивают по статье «оборудование» в виду отсутствия уникальности этих серверов. Таким образом, возникают проблемы с согласованием и обоснованием того, что предприятие честно использует предоставленные ему средства. Также вернемся к тому, что инновационные проекты удаются не всегда. На любом этапе разработки предприятие может понять, что то, что планировалось вовсе не нужно для реализации проекта. В результате приходится согласовывать изменения в смете, при этом, не меняя общую сумму. Отдельно следует сказать о тех случаях, когда предположения инновационного предприятия оказались ошибочны. На середине финансирования нельзя покаяться и сказать, что результаты достигнуты не будут, вне зависимости от причин. В итоге предприятию будет крайне сложно получить финансирование в дальнейшем.
Еще одна проблема заключается не в отсутствии льгот, а в сложности их использования. Предприятиям намного проще работать без использования льготного режима, чем каждый месяц доказывать налоговым органам право на использование льгот. Соотношение выгод от возможного применения льгот и рисков дополнительных проверок, а также прохождения через различные бюрократические процедуры вынуждает компании отказываться от использования налоговых льгот. Таким образом, на сегодняшний процесс получения льготы в пропорции время-выгода себя не оправдывает.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки являются обширной территорией, для разработки налоговых льгот. Среди них можно выделить капитализацию затрат на НИОКР в течение 5 лет, вычитание из налоговой базы затрат на НИОКР в течение 2 лет по определенному нормативу либо полное вычитание затрат на НИОКР в течение 1 года, а также налоговый кредит на прирост НИОКР [4, с. 14]. Применение данных льгот позволит инновационным предприятиям получить дополнительное время для достижения результата, а налоговый кредит на прирост НИОКР может быть эффективен для предприятий, зависящих от создания нового технического знания.
Для того, чтобы оценить эффективность каждого из предложенных вариантов воспользуемся методикой, разработанной еще в 90х годах Гарри Уотсоном и в последствии модернизированной Карахотиным С. Н. и Дмитриевым Л. В. С помощью данной методики рассчитаем такие показатели как рентная оценка, социальная отдача и эффективная налоговая ставка. Подобный анализ Карахотин С. Н. и Дмитриев Л. В. проводили в 2005 г. [4, с.15]. Рассчитав значения показателей за 2013 г., проведен сравнительный анализ влияния льгот на эффективность налогообложения (табл.1).
Влияние льгот на эффективность налогообложения за 2005 г. и 2013 г.
Налоговые льготы и преференции в сфере инновационной деятельности
Copyright © 1996-2018 Налоговый вестник
Частичное или полное воспроизведение в любом виде допускается только с письменного разрешения редакции. Не является публичной офертой. Уточняйте наличие в издательстве. Информация 18+
Все логотипы являются зарегистрированными товарными знаками. Все права защищены.
Льготы для инновационной деятельности
В настоящее время мы становимся свидетелями весьма опасных тенденций. По объемам экспорта инновационной продукции Россия уступает передовым странам более чем в два раза. Позиция Российской Федерации в данном рейтинге не соответствует тому интеллектуальному и образовательному потенциалу, который имеется в стране. Более того, сложившаяся тенденция грозит потерей перспектив роста, а также значительным отставанием в долгосрочной перспективе.
На развитие стран инновационного типа экономики распространяют свое влияние множество факторов. Если рассматривать факторы влияния с точки зрения налогового стимулирования, то самым действенным из них следует считать налоговые льготы. Данные льготы являются инструментом прямого действия на субъекты инновационной деятельности. Организации, занимающиеся инновационной деятельностью, в свою очередь, получают дополнительные средства посредством применения налоговых преференций. Проанализировав практику инновационной экономики передовых стран, можно сделать вывод о том, что именно посредством применения налоговых льгот был достигнут интенсивный рост экономики и ее переориентация на инновационный уклад.
В связи с успешным применением налоговых преференций в передовых странах набирает обороты актуальность изучения данного процесса с целью использования полученных знаний при совершенствовании экономики Российской Федерации, а также при переходе на постиндустриальный уровень [2].
Эффективность применения инструментов фискального типа зависит не только от экономических факторов, но и от самой организации этих инструментов. В связи с этим, фискальные меры, принятые и пользующиеся успехом в странах постиндустриальной экономики, нельзя полностью применить в российской экономике. По опыту развитых стран, существует многообразие налоговых инструментов. Но с точки зрения преследования различных целей, государство стремится к разумному сочетанию прогрессивных, нейтральных и регрессивных налоговых инструментов.
При применении опыта стран постиндустриального типа экономики в российской практике необходимо обращать внимание на спецификацию предприятий, которые являются субъектами инновационной деятельности [6]. А именно те критерии, которые необходимо принимать во внимание при использовании специфических налоговых преференций, которые, в свою очередь, имеют влияние на инновации. К примеру, большую часть расходов инновационных организаций составляет заработная плата, а также взносы на обязательное страхование. Необходимо учитывать следующие моменты:
– продукция, произведенная инновационными организациями, обладает большой добавочной стоимостью, поэтому налог на добавленную стоимость занимает наибольший удельный вес в совокупной налоговой нагрузке;
– с точки зрения размера и распределения по времени налоговая нагрузка по налогу на прибыль является значимой проблемой для организаций инновационного и научного типа.
Оценим эффективность применения совокупности налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности в зарубежных странах. Также сравним налоговые преференции зарубежных стран и преференции, применяемые в Российской Федерации.
Для начала рассмотрим льготы, касающиеся зарплатных налогов и сборов (рис. 1).
Вычет из налоговой базы по социальному страхованию является льготой прямого действия. К примеру, в Нидерландах данная льгота представлена как вычет в размере от 12,5 до 25 % от величины соответствующих затрат на заработную плату. А во Франции освобождают 25 % расходов на обучение персонала. По характеру влияния на коммерциализацию и на использование результатов разработок данная льгота косвенного эффекта (за счет влияния на снижение цены на интеллектуальную собственность и на высокотехнологичный товар). Аналог данной льготы в Российской Федерации – пониженная ставка для резидентов технико-внедренческих зон (ТВЗ), а также участников «Сколково». В настоящее время Российской Федерации необходимо расширить перечень получателей данной льготы, т.к. в ней нуждаются все исследовательские организации.
Рис. 1. Льготы, касающиеся зарплатных налогов и сборов
Пониженная ставка НДФЛ для высококвалифицированных зарубежных специалистов является льготой косвенного действия на всех стадиях НИОКР – начиная привлечением в НИОКР и заканчивая использованием результатов разработок. При помощи данной льготы возможно привлечение высококвалифицированных специалистов за счет снижения их персональной налоговой нагрузки [7]. Аналог данной льготы в РФ – социальный налоговый вычет на обучение, а также в отношении высококвалифицированных зарубежных специалистов может быть применена ставка НДФЛ 13 % с первого дня трудоустройства (при условии, что годовой фонд заработной платы специалиста превышает 2 миллиона рублей).
Рассмотрим льготы по налогу на прибыль.
Налоговые кредиты снижают размер исчисленного налога на прибыль при условии целевой направленности прибыли организацией в инновационную деятельность. В данном случае инвестированная прибыль соразмерна доле целевых расходов, либо доле приращения этих расходов и перенос льготы на будущие периоды.
Налоговый кредит является льготой прямого действия. К примеру, в США налоговый кредит составляет 20 % прироста расходов, во Франции – 50 %, в Испании – 30 %. Если организация, осуществляющая инновационную деятельность, по причине невысокого дохода не имеет возможности воспользоваться данной льготой, то она имеет право перенести ее на будущие периоды. Данный период длится от года до пятнадцати лет. В Российской Федерации данная льгота применялась до 2002 года.
Данная льгота стимулирует всех участников инновационного процесса, но при этом – единственная льгота, которая, в свою очередь, стимулирует спрос на высокотехнологическое оборудование. В настоящее время в Российской Федерации необходимо восстановить данную льготу в главе 25 НК РФ, а также право переноса неиспользованной льготы на следующие периоды.
Налоговые списания, в свою очередь, уменьшают налоговую базу при исчислении налога на прибыль – этим самым они позволяют организациям уменьшать налоговую базу на величину израсходованных средств на научные исследования и разработки (более чем на 100 %). К примеру, в Австралии – 150 % средств, а в Сингапуре – 200 %. При применении данной льготы деятельность организации должна соответствовать ряду критериев:
– важное практическое значение;
– сумма направленных средств.
По характеру, стимулирующему влияние на коммерциализацию результатов разработок и на использование результатов разработок, льгота имеет косвенное воздействие на цену в сторону ее снижения. Аналог льготы в РФ – 150 % расходов на инновационную деятельность признаются единовременно при расчете налога на прибыль (согласно пункту 7 статьи 262 НК РФ). Данная льгота уже существует в налоговом законодательстве РФ, но для большего результата применения необходимо увеличить норматив расходов на НИОКР.
Льготные нормы являются льготой прямого действия. К примеру, в США срок амортизации установлен в 5 лет по отношению к оборудованию, применяемому при НИОКР. А в Аргентине и Австралии расходы, связанные с приобретением оборудования в целях НИОКР, относят к налоговому вычету и не выделяют в отдельную группу налоговых вычетов.
В Японии система ускоренной амортизации была введена в целях стимулирования применения инновационными организациями энергосберегающего оборудования, а также оборудования, способствующего эффективному использованию ресурсов, а также безвредного для окружающей среды. Аналог данной льготы в Российской Федерации – в налоговом кодексе РФ установлены специальные правила амортизации оборудования, а именно – возможно использовать коэффициент не выше 3 в отношении основных средств, используемых в НИОКР. Помимо этого, организациям разрешено списывать до 30 % первоначальной стоимости основных средств при условии, что основные средства относятся к 3–7 группам.
Рассмотрим льготы по специальным режимам, действующим в отношении специфических налогоплательщиков либо налогоплательщиков, зарегистрированных в особых зонах (рис. 2).
Налоговые каникулы или применение пониженных ставок для организаций НИОКР являются льготой прямого действия [2]. К примеру, во Франции вновь созданные компаний в инновационной сфере, если их расходы превышают 15 %, могут быть освобождены от налогов сроком до 8 лет. В Малайзии полностью освобождают аналогичные компании от уплаты налога на прибыль сроком на 5 лет, а в Китае уплачивают 50 % от налога на прибыль в течение 2 лет, но начиная с первого «прибыльного» года. Аналог данной льготы в Российской Федерации – инвестиционный налоговый кредит, который, в свою очередь, не компенсирует отсутствие данной льготы в РФ.
Рис. 2. Льготы по специальным режимам
Налоговые льготы для физических и юридических лиц, инвестирующие инновационную деятельность, являются льготой косвенного характера. В отношении данных лиц могут быть применены пониженные ставки налога на прирост капитала или полное освобождение от налогообложения. К примеру, в Австрии базовая ставка составляет 50 %, в Испании – 45 %, В Финляндии – 58 %.
Налоговые льготы в режиме «инновационной/патентной копилки» являются льготой прямого действия, но выборочного характера, т.е. льгота предоставляется только результативным исследованиям. Механизм стимулирования следующий: при продаже новой продукции, произведенной с использованием патента, обложение происходит по пониженной ставке. Данная льгота применяется в таких странах, как Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Ирландия, Испания, Великобритания. Аналога данной льготы в РФ нет, но было бы целесообразно введение данной льготы.
Свободные экономические зоны являются льготой прямого действия [9]. К примеру, в Ирландии образована свободная экономическая зона Шэннон, которой предоставлены следующие льготы – 10 % налога на прибыль, полное освобождение от уплаты НДС и таможенных пошлин. Гонконг, в свою очередь, получил статус особого административного района, который имеет собственную систему налогообложения (на срок 50 лет). В настоящее время РФ включает в себя шесть инновационных зон, которые расположены на территории Татарстана, Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области.
Рассмотрим прочие льготы. Региональные льготы на НИОКР также пользуются популярностью. К примеру, в Испании – это Канарские острова, Наваррская область, Страна Басков. Данные льготы применяются на этапе производства высокотехнологичной продукции, что в свою очередь, способствует снижению цены на высокотехнологичный товар. Данная льгота позволяет решать вопрос предоставления льгот по региональным налогам (налога на имущество, транспортного налога, а также налога на прибыль).
Адресные налоговые льготы для организаций, осуществляющих общественно значимые социальные исследования [3]. К числу таких исследований относятся работы по созданию вакцин в Великобритании, а также поддержка исследований в бизнес-инкубаторах (Израиль). Аналог льготы в РФ – средства, полученные из фондов поддержки НИОКР по целевому назначению, не признаются как доходы с целью налогообложения прибыли (согласно пункту 1 статьи 251 НК РФ).
Положения соглашений об устранении двойного налогообложения являются льготой косвенного действия. Данная льгота стимулирует инвесторов экономить на налогах, что в свою очередь, влияет на привлекаемые ресурсы и лицензионные платежи. Аналогичные положения присутствуют и в международных соглашениях РФ.
Помимо вышеуказанных выводов, стоит отметить следующие закономерности:
1) зарождение налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность, произошло в 60 годах прошлого века в наиболее развитых странах мира;
2) начало появления налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность, способствовало появлению множеству льгот, предоставляющих существенные скидки по сравнению с базовым уровнем ставок;
3) в зависимости от эффективности применения льгот в конкретной стране, а также в конкретной экономической ситуации механизм применения льготы, а также процентные показатели менялись как в сторону снижения, так и в сторону повышения [10].
4) наиболее эффективным механизмом является уменьшение размера налога на прибыль, но стимулирование сферы НИОКР заметно усложняет налоговое законодательство;
5) несмотря на множество преград, и трудностей в разработке подходов к льготам и их применении на практике, исследования по всему миру подтверждают, что уменьшение налоговой нагрузки организаций, инвестируемых инновации, способствует разработке высоких технологий.
Таким образом, в настоящее время не существует единого подхода к определению механизмов налогового стимулирования инновационной деятельности [4]. Тем не менее, прослеживается тенденция увеличения масштабов использования этих механизмов при стимулировании инновационной деятельности во всем мире.
Сформулированный выше вывод, а также проведенный анализ налоговых механизмов и льгот, стимулирующих инновационную деятельность, позволяет сформулировать следующие выводы о путях реформирования налоговой системы РФ в целях стимулирования инновационной деятельности:
– целесообразно ввести в 25 главу НК РФ льготу в виде налогового вычета из исчисленной суммы налога на прибыль организацией средств, которая была направлена налогоплательщиком в текущем налоговом периоде на инвестиции в НИОКР (налоговые кредиты);
– необходимо усилить действие льготы, касающейся расходов на НИОКР в размере до 150 %, а также добавить положение о дополнительном списании расходов по более высокому коэффициенту (налоговые списания);
– в добавление к имеющемуся инвестиционному налоговому кредиту целесообразно ввести «налоговые каникулы», а также применение пониженных ставок для вновь созданных организаций, занимающихся инновационной деятельностью;
– следует предоставить организациям право не вести раздельный учет общехозяйственных расходов;
– необходимо снизить зарплатную составляющую добавленной стоимости, начиная с участников инновационной деятельности и заканчивая всеми категориями налогоплательщиков.
Реализация вышеуказанных предложений позволит привнести в налоговую систему совокупность эффективных налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность и оптимизировать влияние данных льгот на налогоплательщиков.
Налоговое стимулирование инновационной деятельности
Развитие рыночных отношений объективно сужает сферу административного регулирования и расширяет сферу применения финансово-экономических, в том числе налоговых, методов регулирования деятельности предприятий, включая инновационные.
Налоговая политика – важнейший метод реализации общественных интересов экономической системы в целом.
Все физические и юридические лица обязаны участвовать в формировании общегосударственного фонда финансовых ресурсов – консолидированного бюджета страны. В налогах отражаются общественные требования к конечным результатам работы предприятий и организаций. Законодательное установление налогов исключает волевое вмешательство в отношения, складывающиеся между предприятиями и государственными органами власти по поводу формирования государственных бюджетов всех уровней власти.
Важнейшим экономическим условием инновационного воспроизводства является стимулирующая система налогообложения, ориентированная на создание благоприятного экономического климата на основе снижения налогового бремени с целью повышения скорости обновления их основных фондов, роста затрат на НИОКР, внедрения в производство продуктовых инноваций. Регулирование деятельности инновационных предприятий с использованием налоговых инструментов призвано обеспечить согласование интересов и возможностей государства по координируемому использованию в инновационной сфере государственных средств и средств частных инвесторов.
Налоговое регулирование – это система мероприятий в области налогообложения, охватывающих все многообразие организационно-правовых форм предприятия, отрасли и сектора национальной экономики. Налоги выполняют фискальную функцию при смене капиталом своей товарной формы па денежную. Наиболее распространены следующие методы налогового регулирования:
• изменение массы налоговых поступлений;
• замена одних способов или форм обложения другими;
• дифференциация ставок налога;
• изменение льгот и скидок; их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам (полное или частичное освобождение от налогов, отсрочка платежа или аннулирование задолженности и возврат уплаченных сумм).
В фазе депрессии производства снижение абсолютного размера налогов стимулирует рост инвестиций. С помощью налогового механизма государство активно влияет на структуру общественного воспроизводства, создавая благоприятные условия для ускоренного накопления капитала в перспективных и приоритетных направлениях, к которым относятся научно-исследовательская и инновационная сферы.
Налоги входят в качестве составной части в издержки предприятий и либо сокращают объем денежных поступлений и прибыли, либо увеличивают потребительские цены, сокращая спрос. Вся сумма налогов, взимаемая с предприятий, определяет размеры чистой прибыли фирм, которая используется для реализации внутрифирменной стратегии, неотъемлемой частью которой является создание новых продуктов и внедрение новой технологии. Величина прибыли, остающейся у фирмы после выплаты налогов, в существенной степени определяет возможности инновационной деятельности вообще.
Следовательно, правильная налоговая политика государства увеличивает размер финансирования инновационной деятельности, что способствует обновлению производства на принципиально новой технологической основе, разработке и внедрению на рынок новых видов продукции.
Использование налоговых льгот для стимулирования деятельности частных компаний, связанной с увеличением инвестиций в основной капитал и расширением собственных расходов на проведение НИОКР, стало широко применяться в промышленно развитых странах Запада с 1950–1960-х гг. Налоговая политика строилась с учетом того, что инновациям в промышленных фирмах косвенно способствуют все налоговые меры, направленные на стимулирование частных инвестиций. Увеличение вложений в основной капитал неизбежно сопровождается его обновлением на новой технической основе, приводя к соответствующим продуктовым изменениям.
В государствах, входящих в технологическое ядро мирового развития, применяются следующие виды налоговых льгот, стимулирующие инновационную деятельность:
• предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита (отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационную деятельность), который целесообразно применять при технологической модернизации производства с целью повышения его конкурентоспособности;
• целевые инвестиционные и инновационные налоговые льготы под выполнение особо важных заказов, программ или проектов по созданию, внедрению и использованию результатов НИОКР для реконструкции производства;
• налоговые скидки в виде освобождения от налогообложения части прибыли, реинвестируемой в технологическое перевооружение производства или в НИОКР, как дополнение к амортизационным отчислениям;
• целевые инвестиционные и инновационные налоговые льготы в рамках санирования технологического перевооружения производств, находящихся на грани банкротства;
• уменьшение налогов на прирост инновационных затрат;
• «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль от реализации инновационных проектов;
• льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;
• налоговые зоны («гавани») с особым льготным режимом налогообложения в пределах технопарков, технополисов, научно-промышленных зон;
• специальные инвестиционные, инновационные, научные фонды, формируемые за счет отчислений от фонда заработной платы и прибыли компаний, освобождаемых от налога на прибыль;
• индексация имеющихся инвестиционных и инновационных налоговых льгот для сохранения их деятельности в условиях инфляции;
• связь предоставления льгот с приоритетностью выполняемых проектов;
• льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;
• уменьшение налоговой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, НИИ и другим организациям;
• вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;
• зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели;
• освобождение (на 2–3 года с момента создания) от налога на прибыль предприятий в сфере новейших отраслей промышленности;
• территориальные скидки (надбавки) к установленным налоговым льготам для регулирования региональных особенностей инновационного развития территориальных комплексов;
• налоговые льготы для частных предприятий, которые содействуют реализации государственных научно- технических, инновационных и инвестиционных программ.
Общая цель стимулирования реализации инновационноинвестиционных проектов состоит в уменьшении налогового обязательства налогоплательщика посредством как прямого его сокращения, так и использования косвенного механизма, предполагающего применение отсрочки или рассрочки налогового платежа, что само выступает как скрытая форма кредита.
Налоговые льготы по инвестициям в основной капитал наиболее часто предоставляют в виде инвестиционных скидок, получивших название налогового инвестиционного кредита. Сама скидка вычитается (кредитуется) из суммы начисленного налога на прибыль (в отличие от обычных скидок, вычитаемых из суммы доходов или налогооблагаемой прибыли). Налоговый кредит – это прямой вычет из сумм исчисленного налога, а не из налогооблагаемой прибыли. Инвестиционный кредит устанавливается в процентах к объему вложений и затрат, связанных с развитием науки и техники, расширением и реконструкцией производства. Сумма налога возвращается через определенный срок за счет прибыли от развития данных производств.
Предоставление налогового кредита инновационным предприятиям отвечает требованиям избирательного подхода государства к поддержке субъектов хозяйствования.
Преимуществом данной группы налоговых льгот является заинтересованность инновационных предприятий в своевременном и полном исчислении налогов. Это связано с тем, что исчисленные налоги возвращаются предприятиям и расходуются на цели технического оснащения, проведения НИОКР и др. Благодаря этому появляется возможность ускорить осуществление отдельных стадий НИОКР и внедрить в производство инновации.
В результате в силу увеличения масштабов производства повой продукции и применения технологических инноваций растет прибыль, что приводит к соответствующему увеличению суммы налогов, которые вновь возвращаются к предприятиям в виде возросшей суммы кредита.
В западноевропейских странах льготы по инвестициям начали предоставляться в послевоенное время. Так, Великобритания еще в середине 1940-х гг. ввела «первоначальные скидки», которые предоставлялись английским компаниям в первый год эксплуатации машин, оборудования и промышленных зданий. Их размеры неоднократно повышались в 1970–1980-е гг., достигнув 50% стоимости новых машин и оборудования. В Ирландии размер скидок, получаемых компаниями в первый год эксплуатации оборудования, достигает 100%.
Инвестиционные скидки используются для стимулирования компаний обрабатывающих отраслей в Канаде. Размер скидки колеблется от 10 до 50% в зависимости от территориального расположения компании. Право на получение скидки может быть отсрочено на несколько лет, что дает компаниям возможность рассчитать инвестиционную стратегию па несколько лет вперед.
В Японии налоговое законодательство предоставляет промышленным компаниям, осуществляющим капиталовложения в передовое оборудование, используемое для исследований и разработок, направленных на создание новых материалов и технологий, совершенствование промышленных роботов и электронной техники, право вычесть из налога на прибыль 7% от величины таких инвестиций. Данная льгота касается представителей крупного бизнеса и малых (средних) компаний, которые правительство стимулирует к оснащению современным электронным оборудованием. Малые инновационные предприятия в США выплачивают налоги на 25% более низкие, чем другие малые предприятия.
Инвестиционная налоговая скидка способствует приобретению и эксплуатации новейшего оборудования, переходу на новые технологии. Однако эта льгота недостаточна, чтобы подтолкнуть предприятия к созданию и финансированию собственных крупных, дорогостоящих научных программ, результаты которых не окупались в короткие сроки. Эту функцию стала выполнять специальная льгота – «налоговый кредит на прирост НИОКР» («исследовательский налоговый кредит»).
В том или ином виде эта льгота действует практически во всех развитых странах. Она представляет собой право вычитать из налога на прибыль или иного налога на доходы определенную долю прироста собственных расходов на НИОКР по сравнению с аналогичными расходами в базовом периоде. За базовый период, например во Франции, берется предыдущий год, в Японии – установленный год, в США – среднегодовой показатель за предшествующие три года. Максимальный размер суммы, которую разрешено вычитать, устанавливается либо в абсолютных цифрах, либо в процентах от общей суммы налоговых обязательств по налогу на прибыль юридического лица. Размеры налогового кредита в США составили в отдельные периоды 48, 25 и 20%; во Франции – 25, 30, 50%; в Канаде – 20 и 30% (в зависимости от характера и места проведения исследования и разработок); в Японии – 20% суммы прироста расходов на НИОКР в сравнении с зафиксированным ранее наибольшим уровнем этих затрат, но не выше 10% общей суммы налоговых обязательств компании.
Особенностью американской скидки является то, что она предоставляется корпорациям, разрабатывающим только принципиально новые или значительно усовершенствованные виды продукции или технологий, и не распространяется на несущественные модификации продуктов. Практически ни в одной экономически развитой стране система инвестиционного налогового кредита при любых изменениях налогового законодательства в послевоенный период не была изменена таким образом, чтобы вызвать ухудшение положения предприятий, осуществляющих инновационные расходы.
Помимо основных налоговых кредитов в США особым образом стимулируется кооперация промышленности и вузовской науки посредством установления специальных скидок для компаний, заключающих контракты на проведение НИОКР с университетами, а также путем установления налоговых льгот при предоставлении компаниями оборудования и финансовых средств системе высшего образования. Сумма взносов в кооперативные университетско-промышленные предприятия, имеющие форму ограниченных партнерств, вычитается из налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль.
Стимулируя обновление производственной базы крупного и среднего бизнеса, а также привлечение его капиталов к научным исследованиям и опытно-конструкторским разработкам, правительственные органы развитых стран в качестве объекта стимулирования рассматривают малый инновационный бизнес, ставший одним из участников инновационного процесса. Кроме общего стимулирования развития малого предпринимательства посредством прогрессивных шкал налогообложения (США, Япония), пониженных процентных ставок налогов на доходы (Великобритания, Франция), возможности отсрочки уплаты ряда налогов при временном недостатке ликвидных средств (Франция), установления необлагаемого минимума (Германия, Япония) в ряде стран функционируют специальные льготы, способствующие развитию инновационной структуры и особенно венчурного финансирования.
Изучение зарубежного опыта регулирования инновационных процессов посредством налоговой политики свидетельствует, что формы и содержание ее весьма многообразны. Они предполагают участие различных организаций и ведомств, множественность каналов получения поддержки, отсутствие монополизма какого-либо одного государственного ведомства при наличии головного органа, вырабатывающего национальную научно-техническую политику и координирующего ее осуществление.
Налоговая система России сформировалась в короткие сроки и но этой причине не может быть совершенной. В разное время принимались различные решения для представления налоговых льгот для научных организаций. С 1992 по 2001 г. налоговым законодательством был установлен следующий ряд льгот [1] .
1. От налога на добавленную стоимость освобождались:
• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда технологического развития и образуемых в соответствии с законодательством внебюджетных фондов НИОКР;
• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров;
• оборудование и приборы, ввозимые на территорию Российской Федерации для научно-исследовательских целей.
2. Налогом па имущество не облагалось имущество:
• научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций академий паук, имеющих государствен
ный статус, составляющих их научно-исследовательскую, опытно-производственную или экспериментальную базу;
• государственных научных центров, а также научно- исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий, в объеме работ которых научно-исследовательские, опытноконструкторские и экспериментальные работы составляют нс менее 70%.
3. От уплаты земельного налога освобождались:
• научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;
• высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации академий наук, имеющих государственный статус;
• государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постепенно обозначилась тенденция неудовлетворенности этими льготами. Нужен комплексный механизм стимулирования инновационного процесса, в том числе установление льгот для научной и инновационной деятельности. Государство должно стимулировать научно-технический прогресс по всей цепочке, от фундаментальных исследований до внедрения разработок в производство, учитывая ограниченность ресурсов и государственные (общественные) приоритеты. Научным организациям следовало бы предоставить следующие льготы:
• освобождение от налога на имущество уникальных научных стендов, установки и сооружения, являющиеся национальным достоянием и, по существу, мобилизационным резервом российской науки;
• не облагать налогом на имущество научное, опытно- производственное оборудование и приборы, иные основные средства, приобретенные за счет средств бюджета в рамках соответствующих государственных контрактов на НИОКР, в течение срока действия контракта, но не более двух лет после приобретения;
• разрешить научным организациям произвести переоценку специализированного научного имущества самостоятельно, с утверждением результатов соответствующим органом государственной власти, учитывая при этом не только физическое, но и моральное старение научного оборудования;
• изъять из базы для начисления налога на имущество стоимость незавершенного производства;
• для академии наук и государственных некоммерческих научных организаций целесообразно сохранить право бессрочного, безвозмездного пользования закрепленной за ними землей и для стимулирования инновационной деятельности и привлечения внебюджетных инвестиций целесообразно разрешить указанным научным организациям сдавать землю в аренду.
В XXI в. продолжилась работа над совершенствованием налогов в РФ. Федеральным законом от 30 июня 2005 г. № 76-ФЗ был устранен механизм государственной аккредитации научных организаций.
Письмо Федеральной налоговой службы РФ от 15 марта 2006 г. № ММ-6–03/274@ «О применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении научно-исследовательских работ, выполняемых учреждениями науки» поясняет порядок применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых па основе хозяйственных договоров научными организациями (учреждениями науки).
Федеральным законом от 7 марта 2011 г. № 23-ФЗ устанавливается новый порядок учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки. Например, средства финансовой поддержки в виде субсидий отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника.
Также следует отметить постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 308 об утверждении Перечня объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность. Организации в отношении объектов основных средств, включенных в Перечень, имеют право на применение льготы по налогу на имущество организаций (п. 21 ст. 381 НК РФ), а также на применение коэффициента ускоренной амортизации (подп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).
Для организаций, осуществляющих образовательную или медицинскую деятельность, предусмотрено применение нулевой ставки но налогу на прибыль (п. 1.1 ст. 284 НК РФ).
Налоговый инвестиционный кредит призван обеспечить заинтересованность предприятий в расширении капиталовложений в новые машины и оборудование за счет собственных ресурсов. Налоговый инвестиционный кредит представляет собой отсрочку выплаты налога на прибыль, региональных и местных налогов до пяти лет по процентной ставке, не превышающей 0,75 от ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Для предприятий России необходим гибкий подход к предоставлению налоговых льгот для инновационной деятельности. Низкие налоговые ставки окажут стимулирующее воздействие на инновационную активность в частном секторе. Степень эластичности налоговой базы по налоговой ставке на государственных и коллективных предприятиях, где контрольный пакет акций в руках трудового коллектива, существенно меньшая, чем на частных. Поэтому необходим дифференциальный подход к установлению налоговых ставок и льгот по степени эластичности кривой А. Лаффера [2] для различных организационно-правовых форм российских предприятий.
Высказываются мнения, что сокращение промышленного производства по количеству и номенклатуре продукции высвободило огромные производственные мощности, которые получат использование в стадии подъема. По этой причине в ближайшие годы не потребуется создание новых производственных мощностей. При этом, однако, не учитывается, что недогрузка производственных мощностей в условиях рыночного хозяйствования вынуждает производителей реализовывать стратегию дифференциации производимой продукции, требующую переналадки производств и дополнительных средств, сопоставимых по объему с затратами на выпуск ее в размерах проектной мощности. Дифференциация производства становится ключевым условием формирования прогрессивной отраслевой структуры национальной экономики и ее прогрессирующего роста, что выдвигает амортизационные отчисления в число важнейших источников финансирования затрат на предметную реструктуризацию предприятий.
Важным моментом, касающимся деятельности инновационных предприятий и связанным с налоговым регулированием, является проблема источника пополнения оборотных средств. В начальный период освоения новых изделий или технологий такие предприятия, как правило, остаются низкорентабельными. Следует разрешить направлять прибыль на пополнение собственных оборотных средств в условиях низкорентабельного производства инновационных предприятий при условии освобождения этой части прибыли от налогообложения.
Для стимулирования инновационной деятельности при создании предприятий, производящих новую технику или использующих новую технологию, вне зависимости от размера, их целесообразно освобождать от налогов па прибыль в строгом соответствии с нормативными сроками освоения производственных мощностей. В последующие годы предприятия следует освобождать от налогов с прибыли, затрачиваемой на модернизацию производства, инновационные инвестиции, на приобретение средств для формирования и развития информационной системы и т.д. Целесообразно освободить от налога доход от использования запатентованных изобретений, приобретенных и проданных лицензий и патентов, со страховых премий. Одновременно целесообразно ввести прогрессивный налог на прибыль от продаж для предприятий-монополистов по продукции, выпускаемой свыше пяти лет.
В настоящее время (конец 2013 г.) в Российской Федерации предусмотрен один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов. При этом если объектом налогообложения является совокупный доход, то ставка по налогу составляет 6%, если же объектом является разница между совокупным доходом и расходами, то ставка составляет 15%.
Пример. Совокупный доход равен 1000 руб., тогда налог из суммы совокупного дохода равен 1000 • 0,06 = 60 руб. Если совокупный доход равен 1000 руб., а расходы равны 500 руб., то налог из разности совокупного дохода и расходов равен (1000 – 500) • •0,15 = 75 руб.
Упрощенная система налогообложения (УСН) была разработана для применения индивидуальными предпринимателями и организациями с целью упрощения расчетов по налоговым выплатам. Основополагающим на сегодняшний день юридическим документом но УСН служит гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения». Она вступила в силу на территории Российской Федерации с 1 января 2003 г. на основании ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ. Спустя несколько лет Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ были внесены существенные поправки, и с 1 января 2006 г. в силу вступила новая редакция гл. 26.2 НК РФ. Поправки коснулись главным образом порядка применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями.
Предприниматели, имеющие штат наемных работников не более пяти человек и занимающиеся одним из видов деятельности, перечисленных в ст. 346.25.1 НК РФ, с 1 января 2009 г. получили возможность воспользоваться УСН, основываясь на патенте. Каждый индивидуальный предприниматель сам решает, стоит ли ему переходить на УСН на основании патента или нет.
Еще одной важной поправкой в гл. 26.2 НК РФ стало увеличение значений предельного размера доходов. Возможностью перехода на УСН обладают только те организации, чьи доходы за девять месяцев того года, в котором подается заявление о переходе, не превышают 15 млн руб. В указанную сумму следует включать не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы. Индивидуальному предпринимателю финансовый критерий для перехода на УСН не установлен. Величина предельного размера доходов ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор.
В новой редакции был расширен перечень организаций, не имеющих права перехода на УСН. В него добавились адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и иные формы адвокатских образований, бюджетные учреждения и иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории РФ. Вновь созданным организациям с 1 января 2006 г. была разрешена подача заявления о переходе на УСН в течение пяти дней, отсчитывающихся от даты постановки на учет в налоговой службе.
Изменился и порядок применения налогового вычета. Предприниматель или организация, выбравшие УСН, получили право снижать сумму налога на размер суммарных пенсионных взносов и выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности на 50% (в прежней редакции налог снижался в полном объеме).
Помимо приобретения налоговых льгот, инновационные предприятия и организации должны стимулироваться эффективной амортизационной политикой. Амортизационный фонд при инновационном воспроизводстве служит финансовым источником не только восстановления, но и расширения основных фондов. В период рыночных реформ амортизация практически перестала выполнять эти функции из-за заниженной оценки основных фондов и низких норм амортизации, вызванных невозможностью своевременного учета в действующей методике амортизационных отчислений фактора инфляции.
Необходима разработка правового нормативного акта, в котором при формировании новой амортизационной системы нашли бы отражение требования экономических законов рыночного хозяйствования, мотивационный механизм стимулирования инновационного процесса с учетом инфляционного фактора.
Традиционно для инновационных предприятий и объединений рекомендуют ускоренную амортизацию активной части основных производственных фондов (машины, оборудование, вычислительная техника, приборы и т.д.). Ускоренная амортизация по существу является льготой, связанной с уменьшением размера налогооблагаемой прибыли в виду увеличения затрат, включаемых в себестоимость инновационной продукции.
Для инновационной сферы представляет практическую значимость механизм консолидации налогоплательщиков, т.е. формирование групп предприятий в качестве единого налогоплательщика. Данная группа может состоять из материнской компании (крупное предприятие) и одного или нескольких инновационных предприятий, имеющих договорные партнерские связи с материнской компанией.
В отдельных случаях следует предоставить налоговые льготы для физических лиц. Например, освобождать от подоходного налога вознаграждения за разработку и реализацию изобретений, полезных моделей, рационализаторских предложений.
Для отработки возможных перспективных направлений дополнительного налогового стимулирования малых и средних инновационно-активных предприятий Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрены следующие меры:
• оценка эффективности применения льготной ставки обязательных страховых платежей в отношении предприятий сектора информационно-коммуникационных технологий, малых предприятий, создаваемых при вузах и научных центрах, резидентов технико-внедренческих особых экономических зон и компаний, осуществляющих деятельность на территории инновационного центра «Сколково»;
• анализ практики использования льготного налогового режима для организаций, признаваемых участниками проекта по осуществлению исследований и разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре “Сколково”»;
• анализ эффективности льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу для организаций, признаваемых управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре “Сколково”»;
• предоставление возможности включения в налогооблагаемую базу расходов на выполнение работ по стандартизации;
• совершенствование механизмов предоставления инвестиционного налогового кредита, включая установление единых критериев его предоставления, а также определение перечня документов, необходимых и достаточных для получения инвестиционного налогового кредита.
Одной из важных мер в перспективе станет снижение налоговой нагрузки на новые частные высокотехнологичные компании на определенный период (5–7 лет) после создания указанных компаний с учетом объема осуществленных частных инвестиций.
Вместе с тем планируется совершенствование практики налогового администрирования действующих налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности предприятий.