Министерство юстиции рф понятие структура задачи и полномочия

Образовательный портал — все для студента юриста.

III. Министерство юстиции РФ.

1. Министерство юстиции РФ: понятие, система органов.

Министерство юстиции РФ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий деятельность по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, деятельности судебных приставов, нотариата, адвокатуры, органов регистрации.

Деятельность Министерства юстиции РФ регулируется нормами Положения «О Министерстве юстиции Российской Федерации».

Система органов Министерства юстиции РФ:

— Центральный аппарат министерства юстиции.

— Территориальные органы Министерства юстиции РФ.

— Подведомственные федеральные службы и агентства:

а. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН).

б. Федеральная служба судебных приставов (ФССП).

в. Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФГУ).

— Подведомственные учреждения и подразделения:

а. Судебно-экспертные учреждения.

б. Государственная регистрационная палата.

в. Научный центр правовой информации.

г. Российская правовая академия.

д. Научно-исследовательские и иные учреждения обеспечительного характера.

Также система органов Министерства юстиции РФ отражена в таблице.

2. Компетенция Министерства юстиции РФ.

Наиболее полно полномочия Министерства юстиции отраженны в Главе 2 Положения « О Министерстве юстиции РФ».

В общих чертах, полномочия Министерства юстиции РФ сводятся к:

— Деятельность в сфере принятия и контроля нормативных правовых актов.

— Деятельность в сфере юридической экспертизы.

— Деятельность в сфере контроля и надзора за адвокатурой и нотариатом.

— Деятельность в сфере государственной регистрации.

— Деятельность в сфере международно-правовых отношений.

3. Федеральная служба судебных приставов РФ: понятие и система органов.

Федеральная служба судебных приставов — государственный орган исполнительной ветви власти, реализующий полномочия по обеспечении установленного порядка деятельности судов, деятельность по исполнению судебных актов и актов других органов государственной власти.

Система органов Федеральной службы судебных приставов представлена в этой таблице.

Правовую регламентацию деятельности Федеральной службы судебных приставов РФ осуществляют нормы права отраженные в следующих нормативных правовых актах:

— ФЗ «Об исполнительном производстве».

— ФЗ «О судебных приставах»

4. Задачи и полномочия Федеральной службы судебных приставов РФ.

Задачами Федеральной службы судебных приставов РФ являются:

— Деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции РФ, арбитражных судов РФ, КСРФ, ВСРФ, ВАС РФ.

— Деятельность по осуществлению принудительного исполнения судебных актов и актов определенных (ссылка на статью ФЗ об исполнительном производстве) органов государственной власти и должностных лиц.

— Деятельность по обеспечению исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным УПК РФ к

Федеральной службе судебных приставов присущи следующие полномочия:

5. Федеральная служба исполнения наказания РФ понятие и система органов.

Федеральная служба исполнения наказания РФ — государственный орган исполнительной ветви власти, осуществляющий деятельность по контролю в сфере исполнения уголовных наказаний, функции по содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых лиц, а также, функции по их охране и конвоированию, контролю поведения условно осужденных лиц.

Система органов Федеральной службы исполнения наказания РФ представлена в этой таблице.

Федеральная служба исполнения наказаний РФ создана и регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

— Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

— Указом Президентом РФ «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний.

6. Задачи и полномочия Федеральной службы исполнения наказаний.

Задачами Федеральной службы исполнения наказаний являются:

— Деятельность по содержанию под стражей подозреваемых, обвиняемых, подсудим лиц.

— Деятельность по контролю поведения условно освобожденных лиц.

— Деятельность по охране прав и свобод осужденных и лиц, которые находятся под стражей.

— Деятельность по обеспечению правопорядка и законности в учреждениях исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

— Деятельность по охране и конвоированию лиц, содержащихся под стражей.

— Деятельность по созданию условий содержания под стражей в рамках правовых норм международного права.

— Деятельность по организации осужденным помощи в социальной адаптации.

— Деятельность по управлению территориальными органами и учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний.

Министерство юстиции России задачи, функции, полномочия, структура

Главная > Доклад >Государство и право

Тамбовский государственный университет

имени Г. Р. Державина.

Академия экономики и управления.

Доклад по правовым основам российского государства

на тему: « Министерство юстиции РФ:

задачи, функции, полномочия, структура».

Выполнила : студентка 319 группы

Проверил: Филатова О.Н.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры, нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного земельного кадастра, государственного кадастрового и иного учета объектов недвижимости, в сфере государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель и землеустройства в пределах своих полномочий, государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства в части, касающейся использования земель, контроля за проведением землеустройства, регистрации актов гражданского состояния, а также регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации.

Задачи Министерства юстиции.

2 августа 1999 года Указом Президента РФ было утверждено действующее Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно которому Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации [Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (в ред. Указов Президента РФ от 23.12.2005 N 1522, от 16.03.2006 N 211, от 02.05.2006 N 451, от 21.09.2006 N 1036, от 20.03.2007 N 370, от 07.05.2007 N 585с, от 04.03.2008 N 311)].

Основными задачами Минюста России являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместителя Министра юстиции Российской Федерации.

Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности.

Минюст России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Таким образом, юстиция сегодня обеспечивает три крупные реформы в государстве: правовую, судебную и уголовно-исполнительную. Реализация указанных приоритетных задач призвана способствовать становлению правовых основ российского государства, поднятию авторитета органов государственной власти России.

Согласно Указу Президента России от 13 октября 2004 года (в редакции от 23 октября 2008 года), Минюст:

1) занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере:

исполнения уголовных наказаний,

регистрации некоммерческих организаций, включая отделении международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций,

государственной регистрации актов гражданского состояния,

обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

2) осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере:

исполнения уголовных наказаний,

регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации,

государственной регистрации актов гражданского состояния.

Минюст России осуществляет следующие полномочия:

— вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб и федерального агентства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб и федерального агентства; (в ред. Указа Президента РФ от 04.03.2008 N 311)

— обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

— обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;

— участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;

— осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минюста России и реализацию возложенных на него функций;

— проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

— принимает участие в подготовке проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проектов поправок к ним;

— разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации по его поручению предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;

— обобщает практику подготовки федеральными министерствами проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, осуществляет методическое обеспечение их подготовки;

— координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов;

— осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации; ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации;

— проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

— осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

— организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;

— утверждает форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму удостоверения адвоката;

— координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию Российской Федерации с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, включая организацию и проведение визитов делегаций Комитета в Российскую Федерацию, а также подготовку ответов на доклады Комитета по итогам этих визитов;

— представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации предложения о заключении и выполнении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

— согласовывает в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложения о заключении, прекращении, приостановлении действия или временного применения международных договоров Российской Федерации;

— вносит в соответствии с законодательством Российской Федерации предложения о заключении международных договоров Российской Федерации, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации;

— дает заключения о соответствии положений международного договора Российской Федерации законодательству Российской Федерации и их юридической силе в Российской Федерации, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или является необходимым условием вступления его в силу;

— получает в установленном порядке от иностранных государств или их компетентных органов запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственной власти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

— взаимодействует в установленном законодательством Российской Федерации порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами;

— утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о нотариате;

— определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации;

— осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;

— подготавливает в установленном порядке представления о передаче лиц, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государствах, гражданами которых эти лица являются;

— принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

— утверждает формы ведомственной отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

— обобщает практику деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб и федерального агентства, принимает меры, направленные на ее совершенствование; (пп. 35 в ред. Указа Президента РФ от 04.03.2008 N 311)

— осуществляет контроль за соответствием решений подведомственных Минюсту России федеральных служб и федерального агентства законодательству Российской Федерации; (пп. 37 в ред. Указа Президента РФ от 04.03.2008 N 311)

— организует и проводит проверки деятельности территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России;

— подготавливает ежегодные доклады Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о соблюдении законности федеральными органами исполнительной власти при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению судебных актов и актов иных органов, по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и в следственных изоляторах;

— организует и осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов, в том числе профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; принимает участие в кадровом обеспечении подведомственных ему федеральных служб и федерального агентства; (пп. 40 в ред. Указа Президента РФ от 04.03.2008 N 311)

— организует внедрение достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России;

— участвует в работе по созданию и ведению специализированных баз данных правовой информации в соответствии с единой технической политикой в сфере правовой информатизации России;

— выдает в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешения на открытие представительств иностранных юридических организаций;

— организует, осуществляет и обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

— организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в Минюсте России, его территориальных органах и федеральных государственных учреждениях;

— организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;

— осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Минюста России;

— осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Возглавляет Министерство министр юстиции. В его подчинении 7 заместителей.

Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов

Департамент организации и контроля

Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний

Департамент государственной службы и кадров

Департамент международного права и сотрудничества

Департамент конституционного законодательства

Департамент гражданского и социального законодательства

Департамент управления делами

Департамент по делам некоммерческих организаций

Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой

Департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения

Федеральная служба судебных приставов

Федеральная служба исполнения наказаний

Министерство юстиции Российской Федерации в регионах

Органы юстиции: задачи, основные направления деятельности

Министерством юстиции называются ведомства, отвечающие за разработку и осуществление законного регулирования, касаемо исполнения уголовных наказаний, оформления документов различных структур, обеспечивающие соблюдение порядка работы судов и реализации судебных решений, проверку прохождения регистрационных этапов для организаций.

Что такое органы юстиции Российской Федерации?

Это одна из важнейших структур, принимающих участие в организации нормативно-правового регулирования в стране. Функции данного подразделения власти достаточно широки. Органы юстиции являются правоохранительной системой, обеспечивающей исполнение судебных решений и имеющей большое значение в создании надлежащих предпосылок для функционирования множества государственных структур. Они тождественны судебным органам и применяют предписанные законом санкции относительно противоправных действий юридических или физических лиц.

История возникновения органов юстиции

Министерство юстиции образовано 8.09.1802 г. на базе верховного апелляционного суда Российской империи (криминальные и общественные дела). В том же году впервые был введен пост министра юстиции, который давал право действовать на основании предписаний генерал-прокурора. Окончательно органы юстиции завершили процесс формирования в 1811 г.

Образование департамента данного ведомства произошло в 1803 году. В это же время подразделение получило право на составление законопроектов и делало это вплоть до создания Госсовета. Далее органы юстиции вели проверку деятельности всех судов в Российской Империи, кроме военно-морских и церковных.

Министр юстиции выполнял полномочия генерал-прокурора Главного сената. В процессе Верховного суда он выступал в роли прокурора, а с 1864 г. функции министра пополнились обязанностями Главы прокуратуры. Помимо этого, чиновник занимался смещением, установлением и изменением должностей в органах суда.

К 1870 году Правительством Российской империи было принято решение передать юстиции соблюдение земельного порядка и надзора.

Функционирование Минюста

Функции органов юстиции России включают в себя:

  • проверку современных законопроектов на отсутствие противоречий Конституции и уже имеющихся ранее принятых законов;
  • трактовку нормативно-правовой документации, с юридической точки зрения;
  • учет и узаконивание общественных ведомств и формирований;
  • произведение контроля за нотариатом;
  • контролирование судов, прокуратуры;
  • улучшение правовых знаний граждан страны.

Система органов юстиции – это структурированный строй правительственных учреждений власти России, которые проводят регулирование работы исполнительного порядка и выполняют контроль во всех направлениях, подчиненных юстиции.

В данную структуру входят:

  • Министерство юстиции РФ;
  • Федеральная регистрационная служба.
  • ФСИН;
  • УФССП;
  • территориальные органы юстиции.

Все эти ведомства выполняют предписанные им поручения и распоряжения со стороны правительства во взаимодействии друг с другом.

Главные задачи Минюста

Задачи органов юстиции:

  • осуществление политики страны в пределах деятельности юстиции;
  • проверка соблюдения прав человека и державы в целом;
  • осуществление защиты прав интеллектуальной собственности;
  • надзор за функционированием судебных ведомств;
  • проверка исполнения установленных судом решений и актов;
  • наблюдение за выполнением уголовных наказаний.

Контроль за работой Минюста производит президент России.

Какие права входят в сферу деятельности Министерства юстиции?

Полномочия органов юстиции:

  • осведомление президента и правительства России о созданных законопроектах;
  • разработка графика функционирования органов юстиции и прогнозирование ее результатов, включая деятельность подструктур и государственных структур, имеющихся в подчинении;
  • соблюдение и исполнение Конституции, законов, международных соглашений России в областях, контролируемых органами юстиции;
  • введение правовых актов относительно работы всех органов власти, находящихся в подчинении;
  • разработка мероприятий по улучшению показателей работы Минюста;
  • выполнение юридической экспертизы законов;
  • учет государственных документов, разъясняющих права, свободы и обязанности граждан РФ;
  • выполнение юридического аудита правовых актов всех регионов РФ на согласованность с ФЗ и Конституцией;
  • ведение учета всей правовой документации регионов России;
  • утверждение форм регистрационных реестров функционирования нотариального аппарата;
  • определение порядка создания и управления реестрами, регулирует ведение данных документов региональными юристами;
  • контролирование работы судебно-экспертных учреждений Минюста;
  • подведение итогов деятельности и результатов функционирования, создание способов по их усовершенствованию;
  • контролирование соответствия заключений ведомств, подчиненных органам юстиции, законам Российского государства;
  • организация и проведение проверок территориальными органами юстиции;
  • выполнение прочих предписаний в установленной форме.

Полномочия Министра юстиции

Главой органов Минюста является министр юстиции Российской Федерации, которого назначает президент РФ (он же назначает заместителей). Глава юстиции непосредственно несет ответственность за выполнение всех полученных поручений, а также реализацию политики государства.

К его полномочиям относятся:

  • распределение обязанностей между заместителями министров, разделение полномочий среди чиновников;
  • утверждение положений о функциональных филиалах Министерства;
  • утверждение ежегодного графика работы и прогнозируемых показателей функционирования государственных структур, составление отчетов об их работе;
  • внесение на рассмотрение администрации президента РФ и демонстрация непосредственно главе государства проектов положений о подчиненных структурах, об их регламенте, возможной численности и об оплате труда рабочих этой сферы;
  • утверждение списка филиалов главного управления Министерства Российской Федерации, его региональных ведомств и учреждений;
  • утверждение на должность и освобождение от нее должностных лиц главного управления, если это не противоречит ФЗ;
  • внесение в Госдуму проектов концепции о подчиненных ведомству государственных органах;
  • отмена противоречащих Конституции РФ и законодательству нормативов правовой документации;
  • осуществление планирования функционирования юстиции;
  • издательство новых правовых актов, включая документы, разработанные коллегиально с руководством иных федеральных структур;
  • присвоение работникам ФСИН первых специальных званий за службу;
  • образование научных, экспертных и консультационных ведомств;
  • прочие полномочия, установленные для министра вышестоящим начальством.

Федеральная служба исполнения наказаний

На основании Указа Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314, ФСИН представляет собой национальную госструктуру исполнительных органов власти, выполняющих правоохранительные действия, контроль за следованием предусмотренного порядка при выполнении уголовного взыскания. Что касается осужденных, данная служба производит ряд мер по содержанию задержанных, которые находятся под охраной, и проверяет деятельность обвиняемых.

Задачи Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской федерации:

  • выполнение согласно законодательству РФ уголовного взыскания и арест людей, которых подозревают или обвиняют в участии противозаконных действий;
  • мониторинг действий осужденных, получивших условное наказание;
  • защита прав и свобод находящихся под арестом обвиняемых;
  • соблюдение порядка в организациях, где происходит заключение осужденных, в СИЗО; контроль за безопасностью как самих заключенных под стражу, так и работников этой сферы деятельности;
  • транспортировка обвиняемых до необходимого места пребывания;
  • выполнение всех необходимых условий для содержания заключенных, согласно правилам международных прав и ФЗ России;
  • помощь осужденным для социальной адаптации;
  • регулирование деятельности территориальных центров ФСИН Российской Федерации и подведомственных учреждений.

Основные полномочия ФСИН Российской Федерации:

  • обеспечение порядка и соблюдения законодательства РФ в СИЗО и местах лишения свободы;
  • транспортировка осужденных к местам, где они будут пребывать все время, назначенное для них судом;
  • подготовка документов, которые нужны для того, чтобы подать прошение о пересмотре дела, и выполнение юридической экспертизы;
  • взаимодействие со всеми территориальными учреждениями ФСИН в стране, контролирование их работы;
  • создание, ликвидация и дифференциация структур, исполняющих предписанные уголовные наказания.

Нотариат как структура

Минюст Российской Федерации занимается структурированием, контролем и регулированием многих сфер народной деятельности, включая и нотариальную.

Нотариат – госструктура, выполняющая функции сохранности прав и потребностей граждан и юридических организаций РФ.

Нотариальные органы юстиции удостоверяют сделки, которые, согласно установленному законодательству, обязательно должны иметь нотариальную форму (завещание, доверенность). А также выдают свидетельство о праве государственной регистрации собственности, заверяют копии документов, подписей и переводов.

Кто такие нотариусы?

Вышеуказанной деятельностью в нашей стране занимаются нотариусы. Местом их работы являются нотариальные органы юстиции.

В процессе своей деятельности нотариус должен быть неподкупным и справедливым, руководствоваться исключительно законами Российской Федерации, Конституцией и иными правовыми актами.

Он должен уведомлять обратившихся клиентов о последующем исходе в процессе нотариальной работы. Нотариусу предписано сохранять втайне информацию, известную ему вследствие исполнения своих должностных обязанностей. Он вынужден отказывать в сотрудничестве лицам, если таковое противоречит законодательству. Индивидуально практикующий нотариус возлагает на себя личную ответственность, если его действия привели к причинению ущерба.

Нотариальная палата – что это?

Общественная организация, которая включает в себя специалистов, имеющих членство в коллегии нотариусов и практикующих индивидуально, называется нотариальная палата.

Нотариальная палата считается юридической структурой, которая основывается на самоуправлении. Она представляет и защищает интересы членов своей организации, оказывая им помощь в успешном продвижении частных дел, стажирует людей, желающих стать нотариусами, проводит повышение квалификации и многое другое. Члены палаты платят взнос для её финансовой поддержки и функционирования и передают сведения о своих нотариальных процессах.

Судебная экспертиза

Судебная экспертиза — это процедура, основанная на законодательстве Российской Федерации и включающая в себя ряд исследований и составление заключений экспертом по тем задачам, которые были поставлены перед назначением экспертизы.

В неразрешимых ситуациях, когда нужна помощь профессионала и присутствуют сомнения относительно тех или иных судебных дел, человек обращается в центр судебной экспертизы. Подобных организаций очень много в России.

Центр судебной экспертизы выполняет свою службу согласно законодательству Российской Федерации. Кроме того, ведомство руководствуется Федеральным Законом № 73 и Инструкцией по организации работы судебных экспертиз в государственных экспертных ведомствах системы Минюста.

Таким образом, органы юстиции РФ исполняют колоссальный перечень поручений, которые они должны реализовать в различных областях деятельности соответственно законодательству и Конституции РФ при помощи территориальных филиалов.

1. Министерство юстиции: его задачи, функции и структура

Министерство юстиции Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, призванный обеспечивать реализацию государственной политики в сфере юстиции. Министерство юстиции возглавляет министр, который по должности входит в Правительство Российской Федерации.

Деятельность этих органов носит в основном организационно-управленческий характер. Однако в настоящее время в органах юстиции сосредоточена такая правоохранительная функция, как исполнение наказаний, назначенных судом, и других судебных решений.

Организация и деятельность органов юстиции основана на Законе РФ «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации», а также Положении о Министерстве юстиции РФ, постановлениях Правительства РФ и указах Президента РФ.

На органы юстиции возлагаются следующие задачи: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ; проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организационно-правовое обеспечение судебной реформы; государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с нею; регулирование сферы правового обслуживания; контроль за исполнением законодательства; правовая информатизация и другие.

Система органов юстиции состоит из:

* Министерства юстиции РФ;

* министерств юстиции республик, входящих в состав РФ, управлений (отделов) юстиции краев, областей, автономных округов, автономной области, Москвы и Санкт-Петербурга;

* органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. В систему Министерства юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции — нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов.

Министерство юстиции РФ. Министерство юстиции РФ является центральным органом, осуществляющим руководство деятельностью территориальных органов юстиции и других учреждений и организаций, входящих в его систему. Возглавляет его Министр, который несет персональную ответственность за реализацию возложенных на Министерство и его органы задач. Министр вносит на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проекты нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства юстиции РФ, подписывает в установленном порядке международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, уголовным, семейным делам, вносит представления Президенту РФ и Правительству РФ о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения ими Конституции РФ, законов и нормативных актов Правительства РФ и Президента РФ. Министр юстиции РФ возглавляет Совет по кадровой политике при Президенте РФ, рассматривающий кандидатуры для назначения на должность судей федеральных судов РФ, входит в состав Совета по судебной реформе при Президенте РФ. Министр имеет заместителей, в качестве совещательного органа при нем действует коллегия, куда помимо Министра и его заместителей входят другие руководящие работники Министерства. Коллегия обсуждает важнейшие вопросы деятельности Министерства юстиции РФ, ее решения проводятся в жизнь приказами и распоряжениями Министра юстиции.

Структурно Министерство юстиции РФ состоит из управлений (департаментов) и отделов, каждый из которых возглавляет работу по одному из направлений деятельности министерства: Управление систематизации законодательства, Управление организационно-правового обеспечения юридической помощи, Управление регистрации ведомственных нормативных актов, Управление экспертных учреждений, Отдел судебной практики и др. В качестве самостоятельного структурного подразделения в состав Министерства юстиции РФ входит центральный орган уголовно-исполнительной системы. Руководство подразделениями осуществляют начальники, назначаемые Министром.

При Министерстве юстиции РФ состоят Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации, Российская правовая академия.

Органы юстиции субъектов Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации действуют министерства республик, управления (отделы) юстиции краев, областей и других субъектов РФ, возглавляемые соответственно министрами и начальниками управлений. По вопросам, относящихся к ведению Российской Федерации, органы юстиции подчиняются Министерству юстиции РФ, по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов — Министерству юстиции РФ и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы юстиции субъектов Российской Федерации осуществляют деятельность по обеспечению нормотворческой деятельности законодательных органов субъектов федерации, организации работы нотариата, лицензионной работы. Предполагается возложить на них организацию материально-технического обеспечения деятельности мировых судей.

Структурно министерства юстиции республик в составе РФ, управлений (отделов) юстиции субъектов Российской Федерации состоят из отделов, осуществляющих работу в соответствии с определенными функциями органов юстиции.

Основными направлениями деятельности Министерства юстиции относятся:

1. Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности. Это направление реализуется путем координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке законопроектов, вносимых в Федеральное Собрание Правительством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы.

2. Проведение юридической экспертизы правовых актов. В случае несоответствия правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или федеральному закону Министерство юстиции представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего правовой акт, и в соответствующие федеральные органы государственной власти. На Министерство юстиции возложены и функции генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации в Российской Федерации. Министерством определен также полномочный орган, осуществляющий координацию работ по созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного обмена правовой информацией между государствами — участниками СНГ.

3. Государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. В области законодательства Министерство юстиции осуществляет контроль за соответствием ведомственных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации; государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер; контроль за своевременностью и правильностью их официального опубликования; участвует в подготовке к выпуску официальных изданий — кодексов и сборников законодательства, занимается систематизацией законодательства, ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, участвует в составлении и издании Свода законов Российской Федерации.

4. Обеспечение установленного порядка деятельности судов. Эта функция возложена на службу судебных приставов , входящую в систему органов Министерства юстиции.

5. Исполнение судебных актов и актов других органов. В этой сфере деятельности Министерство юстиции организует и контролирует порядок принудительного исполнения актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий.

6. В связи с проведением реформы пенитенциарной системы страны и совершенствованием системы исполнения уголовных наказаний в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» предусматривается передать уголовно-исполнительную систему в ведение Министерства юстиции и возложить на Министерство юстиции функцию по обеспечению исполнения уголовных наказаний.

7. Организация и развитие системы юридических услуг. В области оказания правовых услуг гражданам и юридическим лицам Министерство юстиции сотрудничает с объединениями и организациями адвокатов; обязано способствовать развитию системы юридических услуг. Его органы регистрируют и выдают лицензии гражданам и юридическим лицам на право заниматься деятельностью по оказанию правовых услуг; участвуют в правовом просвещении граждан.

8. Участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан. В этой области Министерство юстиции Российской Федерации наделено функциями представления в установленном порядке согласованных с Министерством иностранных дел Российской Федерации предложений о заключении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи юридическим и физическим лицам по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и по его поручению ведет необходимые переговоры. Заключает соглашения о правовом сотрудничестве с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями. Организует выполнение договоров о правовой помощи, конвенций и соглашений в части, относящейся к его компетенции.

9. Контроль за исполнением законодательства. При осуществлении такого контроля Министерство юстиции наделено функциями:

* запрашивать у федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения, связанные с уставной деятельностью общественных объединений;

* вносить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации представления о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

10. Реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности.

11. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделки с ними, создание Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.

12. Регистрация уставов общественных и религиозных объединений.

13. Взаимодействие с адвокатурами и нотариатом в целях обеспечения конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи; выдача лицензий на право нотариальной деятельности; координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния.

14. Руководство деятельностью учреждений судебной экспертизы, создание их, развитие и совершенствование.

15. Обеспечение кадрами органов и учреждений юстиции, повышение квалификации кадров. В сфере кадровой политики государства Министерство юстиции взаимодействует с соответствующими образовательными учреждениями по подготовке юридических кадров; организует работу по обеспечению кадрами органов и учреждений юстиции, их профессиональную учебу, а также подготовку и повышение правовой квалификации кадров для федеральных органов исполнительной власти.