Музей аптекарский приказ

Рисунок к проекту. Интерьер /
Drawing for the project. Interiors

307 Аптекарский приказ. Музей Константина Мельникова/Konstantin Melnikov Museum

  • Режим отображения
    View

Михаил/Mikhail Бейлин/Beilin

Фломастер, линер/Felt pen,liner/А4: 21×29,7

Концепция музея. Свою задачу мы видели в том, чтобы показать творческую жизнь Константина Мельникова в контексте времени. Экспозиция представляет собой единую линию. Система из гипсокартонных стен и небольшого подиума проходит через все комнаты музея, представляя собой белую ленту, в каждой комнате имеющую свою форму в плане. Эта неразрывная линия проходит через все комнаты музея, в каждой из них формируя свое неповторимое пространство. Материалы экспозиции расположены непосредственно на гипсокартонных стенах и подиуме, из которых лента и состоит. Нам хотелось в архитектуре экспозиции передать ощущение и эмоции от творчества Мельникова. Поэтому мы придали этой ленте в плане форму наиболее частых и характерных для архитектуры Мельникова графических элементов. Линия подиума непрырывна, символизируя жизненный путь, а линия стены, символизирующая творческий путь Константина Степановича, изменяется от цельной – в залах посвященных расцвету его творчества, до прерывистой — в местах, повествующих о забвении и травле. Таким образом, она графически демонстрирует взлет, падение и творческую реабилитацию великого архитектора. Это своеобразная кардиограмм жизни Мельникова. Графический код его драмы. Помещение Музея располагается в памятнике архитектуры 18-19 веков – Флигеле садовника, на территории усадьбы Талызиных – современном Музее Архитектуры им. А.В.Щусева. Он занимает весь первый этаж флигеля, площадью 180 м2. Помещение разбито на комнаты с капитальными кирпичными стенами. Историческая кладка практически везде обнажена. Высота потолков 260 см.

Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Фото музея архитектуры им. Щусева

Время работы: вт.-ср., пт.-вс. – 11:00–20:00, чт. – 13:00–21:00.

Стоимость: 250 р. (возможность льгот можно уточнить при покупке).

Москва, ул. Воздвиженка, д. 5/25

Александровский Сад, Арбатская

Единственный в России архитектурный музей имени Щусева – научный комплекс, изучающий и популяризирующий градостроительное богатство страны. Щусев – талантливый советский архитектор. Свою работу музей архитектуры им. Щусева начал в 1934 году. В экспозицию входит более миллиона экспонатов.

Идея создания подобного музея имеет более чем столетний срок. Материалы длительное время накапливались и хранились в самых разных учреждениях. Архитектурные памятники реставрировались и изучались, материалов накопилось великое множество. Они нуждались в обобщении и систематизации. Потребность в научном исследовательском центре высокого уровня стала насущной необходимостью, и в 1934 году такой центр появился в составе Академии архитектуры СССР. Основную часть коллекции разместили тогда в Большом Соборе, причем это была не только российская архитектура, но и мировая. Главными достопримечательностями, как и сегодня, были сооружения древнего Донского монастыря и некрополь XVIII века. Вплоть до 90-ых годов прошлого столетия вся коллекция была сосредоточена в этом монастыре.

После распада СССР Донской монастырь был возвращен в лоно православной церкви, а экспонаты переместили на Воздвиженку. Само музейное здание входит в архитектурный комплекс знаменитой усадьбы семьи Талызиных – это памятка архитектуры русского классицизма XVIII столетия. Проект особняка принадлежит знаменитому архитектору Казакову М.

Собрание музейного комплекса отслеживает историю архитектуры на территории России за тысячу лет. Самыми драгоценными в коллекции считаются фрески в Калязине (Троице-Макарьевский монастырь) и роскошная мебельная коллекция XIX ст. После реконструкции замечательно выглядит вестибюль, оформленный в стиле Древнего Египта со сфинксами и статуями. Приведен в порядок Аптекарский приказ – это сооружение XVIII века в музейном дворе. Среди экспонатов есть такие раритеты как чертежи и графические работы Баженова В., Казакова М., Бове, Щусева А. и проекты российских авангардистов.

В собрании представлены лучшие в стране коллекции русской видописи и архитектурной фотографии. Сотрудники реставрировали самый грандиозный проект отечественного классицизма – деревянную модель Кремля, высотой в 17 метров (проект Баженова). В фондах музея им. Щусева хранится модель купола работы Константина Тона, фрески из Калягинского монастыря, который был затоплен, и множество фрагментов старинных памятников, уничтоженных в 30-ые годы.

Если в прошлые десятилетия главной целью деятельности музея были научные изыскания, реставрация памяток и коллекционное направление, то сегодня его сотрудники активно организовывает выставки и занимается прочей работой, дающей существенные финансовые доходы. В 1995 году музей архитектуры им. Щусева по указу Президента был признан особо ценным культурным объектом.

Музей аптекарский приказ

Телефон: (495) 690-0551, 697-3874

Адрес: 119019, Москва, ул. Воздвиженка, 5/25 (вход со стороны Староваганьковского пер.) (скрыть карту)

Проезд: Ст. м. «Арбатская», «Боровицкая», «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина»

Режим работы:* Вторник-воскресенье — с 11.00 до 20.00, четверг — с 13.00 до 21.00. Касса закрывается за 30 мин. до конца работы

Интернет:
www.museum.ru/M2704 — официальная страница
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева — W676, официальный сайт muar.ru

Адрес дирекции:
119019, Москва, ул. Воздвиженка, 5/25

Бюджетный статус:
Федеральный

Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение

Тип организации:
культурно-массовая

Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея

информация от: 22.05.2017

Заметили неточность? Есть изменения или дополнения? Пишите нам .
Для полного обновления информации заполните форму и .

при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «Музеи России» обязательна

Аптекарский приказ

Староваганьковский пер., 25

Александр Можаев

  • отзывов: 33 ­
  • оценок: 33 ­
  • рейтинг: 10 ­

Во дворе Музея архитектуры находится сильно перестроенный фрагмент Государева аптекарского двора XVII века — бывшая Трапезная палата. Фасад здания отреставрирован лишь частично, но внутри прекрасно сохраняются подвалы, ныне занимаемые кафе «МуАр», а в одностолпной палате первого этажа расположился выставочный зал музея. Второй этаж когда-то был сушилом — огромный зал под деревянной кровлей, в котором развешивали целебные корешки для кремлевских лекарей. С запада к Трапезной примыкают палаты Александровского подворья, образуя редкий для Москвы комплекс каменных домов допетровского времени.

Усадьба Талызиных на Воздвиженке (Музей архитектуры им Щусева) Аптекарский приказ-Скульптура в храме


Всего столетие назад пространство русских храмов было насыщено не только иконами, но и скульптурами. Сегодня об этом вспоминают редко. И если иконы рождают чувство общности и ассоциируются с храмом, личным благочестием, образом страны, то церковная скульптура находится в некоторой сфере отчуждения, вне понимания, почитания, заботы. Очевидно, это связано с тем, что храмовая скульптура, распространенная ранее повсеместно, в 1920-х годах была практически изъята из культурного пространства. Большая ее часть погибла вместе с интерьерами храмов. И лишь небольшое количество было перенесено в музейные запасники. Эти памятники редко выставляют, они мало изучены. И до настоящего времени, судьба большинства произведений церковной скульптуры была сопряжена с безвестностью».

Фотографии с выставки в Аптекарском приказе Музея архитектуры им. Щусева в Москве..

Экспозиция представляет архитектурно – пластическое убранство русских столичных и провинциальных храмов XVII–XIX веков из коллекции Музея архитектуры и Музея классического и современного искусства «Бурганов-центр». Экспозиция размещена под мощными сводами белокаменной двухстолпной палаты Аптекарского приказа — выставочного зала музея.

Вообще, «скульптура в декоративном оформлении русских храмов — редкость». «Создание объемных религиозных образов не поощрялось из-за очевидной связи с языческими идолами, на смену которым пришло христианство. Несмотря на запреты, начиная с XVII века, во внутреннее убранство церквей проникают западные веяния в виде деревянных изваяний ангелов и святых».

«Русская сакральная пластика — явление совершенно особое. Она существует вне времени, практически не изменяясь, лишь поверхностным слоем, едва заметно, отдавая дань стилистическим различиям эпох. Как всякое сакральное знание, она грандиозна по масштабу и почти не уловима для восприятия непосвященных».

Церковную скульптуру сложно назвать произведением народного искусства. Ведь ее делали не случайные люди, а настоящие профессионалы и художники. Здесь речь идет, скорее, об искусстве, а не о ремесле.

О «народности» можно говорить лишь в контексте восприятия церковной пластики и общения с ней людей.

Удивительный факт, но во многих деревнях к скульптуре относились, как к живой. В частности, ее одевали. Так, можно было увидеть — «на Параскевах — цветные платки и сарафаны, лапти на ногах Никол, шитые рушники на обнаженных фигурах распятого Христа…

Очень часто одевали фигуру распятого на кресте Христа. В зависимости от церковных праздников меняли набедренную повозку, или целиком укрывали фигуру вышитыми рушниками, кисеей, цветными тканями, мотивируя это тем, что Христу стыдно быть голым, холодно и т.д.

Для объяснения верующие привлекали цитаты священного писания, где устами Иисуса сказано: «Был наг, и вы одели Меня».

А порой скульптурам приносили даже еду…

«В ногах Христа, у основания ниши, служащей своеобразным «претором», сложены принесенные продукты — хлеб, мясо, лук, молоко к подножию деревяшек, у которых имелось лицо».

Действия, которые невозможны по отношению к иконе или другому сакральному предмету, оказываются вполне приемлемыми и даже необходимыми по отношению к статуе».

«Еще один интересный аспект обращения верующих со священными предметами мы встречаем в действах, связанных с расставаниями с ними…Есть любопытный эпизод в книге Н.Н.Серебренникова, исследователя древнерусской скульптуры, одного из организаторов знаменитого Пермского собрания деревянных сакральных статуй.

«Скульптуры, отобранные из деревенских церквей для музея, местные жители привезли лишь через несколько дней, после указанного срока в саванах и гробах, устланных стружкой».

«Все эти примеры в большей или меньшей степени обнажают тему «воспоминаний о язычестве», проявившуюся в отношении к деревянным статуям».

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

Муар (так по-свойски в Москве называют музей архитектуры имени А. В. Щусева) сложно назвать музеем в привычном значении слова. Разве возможно в стенах одного здания собрать и сохранить улицы городов и фасады домов? На чертежах – наверное. В этом и состоит уникальность Муара: он является не только музеем истории архитектуры, хотя исторические документы в его архивах (макеты, обмеры, чертежи) исчисляются десятками тысяч, и не просто хранителем старины, который находится в историческом особняке. Нет другого государственного музея, где экспозиции сменялись бы так же часто, как здесь. Причин такой динамичности несколько.

Во-первых, фонд музея настолько велик и разнообразен, что выставляют его понемногу, частями и не во всех залах, создавая из каждой выставки отдельный информационный повод. В один сезон показывают все конкурсные варианты Мавзолея Ленина, в другой – донаполеоновский макет Кремлевского дворца. Всю зиму могут выставлять работы студентов ВХУТЕМАСа, а после – современное австрийское искусство. Казалось бы, такая политика не может быть долгосрочной, но музей придерживается ее уже больше пятидесяти лет и пока ни разу не повторялся.

А. В. Щусев (1873 – 1949) – знаменитый российский архитектор, основатель Музея русской архитектуры. Среди его творений мирового значения – мавзолей В. И. Ленина, Казанский вокзал, гостиница «Москва».

Во-вторых, поскольку архитектура стремится идти в ногу со временем, этому направлению должен следовать и архитектурный музей. Исполнять роль исследовательского центра, устраивать диспуты, встречи, исторические лекции по архитектуре особенно важно в Москве, городе, где один архитектурный стиль громоздится над другим и сменяется следующим. У Муара есть счастливая возможность благодаря своей специализации не ограничиваться встречами в лектории, а устраивать живые прогулки по городу.

В-третьих, все больше утверждаясь как центр сети профильных музеев, объединенных общими культурными задачами, Муар активно разъезжает с выставками, показывая, как легко умеет приспосабливаться к любым пространствам залов и галерей. Самое начало своей выставочной деятельности музей связывает с открытием экспозиции в Верхней галерее Большого собора Донского монастыря в 1936-м. Выставка была посвящена русскому классицизму в архитектуре и длилась до конца 30-х годов. Музей организовывал выставки под открытым небом в том же Донском монастыре, вся территория которого была занята скульптурами, фрагментами разрушенных зданий и старинными барельефами. В послевоенные годы музей продолжал устраивать выставки под открытым небом, например, в московском парке «Сокольники», направляя полученные средства на восстановление разрушенных за время войны городов. Реконструкторская деятельность стала основным направлением архитектурного музея в послевоенное время.

Выставочные залы музея: Анфилада, Флигель «Руина», Аптекарский приказ.

Муар продолжает устраивать популярные выставки в разных городах и странах. В собственных залах Муар не ограничивается возможностями запасников. Каждый сезон в музее бывают представлены российские и зарубежные художники и архитекторы, как легендарные, так и совсем молодые. Только за последнее время здесь побывали работы Оскара Нимейера, Алессандро Папетти, Александра Бродского, Тонино Гуэрры. Совсем недавно здесь же, в зале «Руина», проходила знаменитая выставка Николая Левочкина, которая наглядно демонстрирует политику Музея архитектуры по поддержанию и открытию новых и нестандартных явлений. Николай Левочкин, гениальный русский самоучка, большую часть жизни работавший машинистом в московском метрополитене, прославился только после смерти, когда семья открыла для мира его наследство. В квартире бывшего машиниста родственники, к удивлению своему, нашли целый микрогородок, собранный из различных материалов. Стилизованные древнерусские храмы и домики собирались чудо-архитектором из фрагментов мебели, бутылок, досок или обрезков рельсов. Находка была передана в музей и затем сразу же представлена публике.

Особого разговора заслуживает место на Воздвиженке, где сегодня расположен музей. Дело не только в том, что из его торцовых окон открывается чудесный вид на Кремль, в частности, на Троицкую башню и колокольню Ивана Великого, хотя во многом непосредственная близость к Кремлю и сделала это место уникальным. История этой земли говорит сама за себя.

В начале XVII века здесь находилось подворье Псково – Печерского монастыря, но уже к середине столетия земли перешли во владение боярина И. Д. Милославского, ближайшего родственника царя Алексея Михайловича. В подражание царю Милославский разбил ботанический сад и аптекарский огород между Боровицкими воротами и берегом реки Москвы – то есть там, где сегодня начало Большого Каменного моста и правительственный въезд в Кремль. Аптекарское дело у Милославского заладилось и значительно пополняло царскую казну, так что к 1660-м годам был построен целый комплекс хозяйственных сооружений Аптекарского двора вместо тех, что до этого ютились возле Троицкой башни. От тех времен сохранилась «палата для кормления» – трапезная на трех погребах, адаптированная под выставочное пространство.

В конце XVIII века Аптекарский приказ перенесли в другое место, а освободившаяся лакомая земля переходила от одного богатого владельца к другому. Известно, что одно время эта территория принадлежала князю В. Л. Долгорукому, затем грузинскому царевичу Вахтангу. С конца XVIII века здесь оседает дворянский род Талызиных, при которых и сложился архитектурный ансамбль усадьбы, до сих пор носящей имя этого рода.

Кабинеты Сталина и Молотова

Такой, какой мы видим усадьбу сейчас, она стала во второй половине XIX века, после того, как была продана Казенной палате. После революции все владения Казенной палаты были национализированы, в 1920 году так удачно расположенную усадьбу на четыре года занял партийный аппарат – Секретариат ЦК РКП(б). Кабинеты секретарей ЦК И. В. Сталина и В. М. Молотова находились в главном здании усадьбы. Там же, на втором этаже, в зале с колоннами, хранились секретные документы.

В 1930 году особняк был отдан под общежитие, в котором проживало более 800 человек. Просторные залы разделялись фанерными стенками на жилые комнаты. Перепланировка под «общагу» и 15 лет ее существования нанесли непоправимый ущерб усадьбе. После войны, когда здание перешло в распоряжение музея, началась масштабная, занявшая почти 20 лет, реставрация.

В 1934 году по инициативе А. В. Щусева и его соратников у музея появился официальный статус: он стал одним из подразделений Академии архитектуры. Через год под нужды нового музея был отдан Донской монастырь, благодаря этому спасенный от сноса и сохранившийся до сегодняшнего дня. В 1930-е годы на территорию монастыря свозились уцелевшие фрагменты разрушенных московских храмов: Успения на Покровке, Николы в Столпах, горельефы храма Христа Спасителя, фрагмент Сухаревой башни, а также часть убранства Триумфальной арки, стоявшей на Триумфальной площади.

В 1991 году монастырь был возвращен Русской православной церкви, а фонд Муара полностью перевезли на Воздвиженку. Но знаменитые скульптуры так и остались в стенах монастыря и выставляются под открытым небом.

А. В. Щусев и создание музея

Выдающийся архитектор на протяжении всей жизни боролся за возможность создания универсального музея архитектуры. Первые попытки были сделаны еще в начале 1920-х годов, когда возникла необходимость сохранения и реставрации уцелевших художественных фрагментов старого зодчества. Щусев понимал задачи шире и вместе с коллегами разработал «Положение о музее», по которому Музей архитектуры должен был выполнять еще и образовательную функцию и предоставлять помещение «для занятий всех, интересующихся архитектурой». Собственное здание удалось получить только в 1935 году.

После войны стала очевидна необходимость расширения деятельности музея по сохранению и реставрации национального наследия. Инициатива по возрождению архитектурного облика городов была поддержана правительством, и в 1945 году усадьба Талызиных была отдана под организацию нового Музея русской архитектуры.

В 1963 году, уже после смерти Щусева, произошло объединение двух музеев: Научно-исследовательского музея академии архитектуры (Донской монастырь) и Государственного музея русской архитектуры (усадьба Талызиных).

Музей аптекарский приказ

С двадцатого декабря по двадцать первое марта в Аптекарском приказе Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева проходит выставка «В борьбе за Красные ворота и Охотный ряд. Петр Барановский и Москва». Выставка приурочена к 125-летию со дня рождения известного архитектора-реставратора.

В экспозицию вошли подлинные обмерные и проектные чертежи, архитектурные зарисовки, акварели, фотографии, макеты, изразцы, кирпичи и голосники XVI–XVII веков, а также белокаменные фрагменты церкви Успения на Покровке из архива Петра Барановского и из фондов Музея архитектуры им. А.В. Щусева.

Место проведения: Аптекарский приказ Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева

Адрес: г. Москва, ул. Воздвиженка, 5/25

Проезд от станции метро «Александровский сад»

Музей архитектуры имени А.В. Щусева

Сегодня Музей архитектуры размещается в бывшей усадьбе Талызиных, имеет 3 выставочных пространства: Анфилада (главного усадебного дома), Государев Аптекарский приказ (памятник XVII в.), Руина (флигель усадебного дома).

Фонды: архитектурная графика, в т. ч. самых крупных русских и советских архитекторов, коллекция обмерных чертежей памятников русской архитектуры, модели и макеты, включая авторские модели В. П. Баженова, А. Н. Воронихина, К. А. Тона, а также: живопись, ткани и гобелены, уникальная мебель, гравюры и литографии, надгробия, художественный металл, предметы декоративно-прикладного искусства. Фототека музея — одно из самых обширных в мире собраний фотоматериалов по архитектуре и градостроительству.

В главном здании Музея расположен книжный магазин с актуальным ассортиментом книг, журналов, открыток и сувенирной продукции.
Рядом с музейным магазином расположен буккроссинг.