Налог на добавленную стоимость относится к прямым налогам

Налог на добавленную стоимость относится к прямым налогам

Наша группа Вконтакте
Мобильные приложения:

К пря­мым на­ло­гам относится(-ятся)

1) таможенные пошлины

2) налог на имущество

3) акцизные сборы

4) налог на до­бав­лен­ную стоимость

Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия; земельный налог с предприятия. Налоги косвенные (например, акцизы) уплачиваются посредниками (производителями обложенных товаров), которые затем возмещают их с других лиц (с потребителей).

Налог на добавленную стоимость относится к прямым налогам

15. Прямые и косвенные налоги в составе цены

В состав цены входят также налоги. Налог – это сбор или платеж принудительного характера, взимаемый государством с имущества и доходов физических лиц и хозяйствующих субъектов и использующийся для покрытия расходов государства и решения социальных задач без предоставления объектам налогообложения специального эквивалента.

Так как налоги входят в состав цены, то благодаря им она играет важную социально—экономическую роль:

1) налоги, реализуемые в цене, – это основной источник доходов государственного бюджета;

2) налоги в цене оказывают влияние на развитие производства, они могут способствовать его расширению или сокращению;

3) налоги могут быть средством регулирования уровня цен, воздействия на их динамику, влияния на уровень инфляции, стимулом к снижению цен;

4) налоги могут играть активную социальную роль, а именно, восстанавливать социальную справедливость путем влияния на доходы различных групп населения.

В состав цены входят следующие виды налогов:

1) социальные налоги;

2) налог на добавленную стоимость;

4) налог на прибыль (не является самостоятельным составным элементом цены).

Социальные налоги – это отчисления в фонд медицинского и социального страхования, в пенсионный фонд, в фонд занятости. Размер данных социальных налогов связан с размерами заработной платы, рассчитывается численно, входит в состав себестоимости продукции как самостоятельная статья затрат, а именно, отчисления на социальные нужды.

Прямыми налогами облагается доход и имущество физических и юридических лиц. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль фирм и предприятий, земельный налог и т. д.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, включаемые в цену товаров и услуг и тарифы. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и пр.

НДС является формой изъятия части созданной стоимости, входящей в состав цены товара или услуги. НДС вычисляется как разность суммы налога, полученной фирмой по проданным товарам (услугам и работам), и суммы налога, выплаченной фирмой по приобретенным материалам и сырью.

Акциз – это косвенный налог, входящий в состав цены товара и взимаемый с покупателя. Акциз устанавливается на определенные виды товаров и услуг и минерального сырья.

Акцизы являются средством изъятия доходов, включенных в состав цены товара. Товары, облагающиеся акцизом, облагаются также налогом на добавленную стоимость с учетом размера акциза, т. е. эти товары подвергаются двойному налогообложению. Таким образом, налогом облагается размер другого налога, величина акциза входит в базу обложения налогом на добавленную стоимость.

НДС и акцизы являются ценообразующими факторами. Они вызывают рост цен, делая отдельные товары недоступными для семей с низким достатком, перераспределяют средства из доходов потребителей в государственный бюджет, понижая спрос.

Косвенные налоги, входящие в состав цен на сырье, материалы и комплектующие, повышают себестоимость производимых товаров.

Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги. Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства. Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна

Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода: tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Какие налоги относятся к прямым

Столь уж важна для налогов их классификация на косвенные и прямые? Да, поскольку это помогает четко понять порядок их начисления и способствует правильному определению той базы, на которую они начисляются.

Так, прямые налоги связаны с имуществом или с результатом деятельности предприятия, а косвенные – с процессами потребления. Но какие именно налоги из действующей системы считаются прямыми, а какие косвенными? Об этом данная статья.

Виды и характеристика налогов

Прежде всего, не стоит путать налоги со сборами и страховыми взносами, как это очень часто делают:

  1. Сборы – это суммы, взимаемые только при выполнении действий, имеющих юридическую значимость. Например, госпошлины – они взимаются только, когда речь идет о регистрации предприятий, об участии в суде, и т.д.
  2. Страховые взносы – это суммы, базой для начисления которых служит оплата труда;
  3. Налоги – это платежи обязательного характера. Они связаны непосредственно с деятельностью предприятия: с реализацией товаров, с оказанием услуг, с продажей имущества и т.д.

О сущности налогов и сборов смотрите в следующем видеосюжете:

Именно налоги имеют деление на прямые и косвенные:

  1. Косвенными признаются те платежи, которые начисляются при наступлении факта потребления товара или услуги. Они включаются в стоимость реализации и подлежат компенсации конечным потребителем. Хотя фактическим плательщиком косвенного налога является продавец и (или) производитель. Очень часто косвенные налоги могут превышать по своей нагрузке цену производителя: пока товар не поступит к конечному потребителю, каждый из продавцов накрутит на него косвенный налог и свой процент рентабельности. В итоге, чем меньше цепочка посредников между производителем и конечным потребителем, тем ниже цена товара;
  2. Прямыми налогами считаются те налоги, которые начисляются либо на извлеченный доход (или прибыль), либо на имущество. В первом случае, когда базой служит доход, налоги называются личными. А взимаемые с имущества – реальными.

Специфика личных налогов заключена в том, что они могут взиматься:

  • даже если налогоплательщик получил фактический убыток. Это касается, например, налога на прибыль, определяемого методом начисления: в этом случае прибыль составляют не реальные денежные потоки, а бухгалтерские записи, подтвержденные документами;
  • с меньшей величины налоговой базы, даже если налогоплательщик получил прибыли значительно больше. Например, патентная система, по которой за право заниматься предпринимательской деятельностью платится взнос, привязанный к нормативному, а не к фактическому показателю.

Более детально про классификацию налогов вы можете узнать из следующего видеоматериала:

Прямые налоги российской системы

Фактически налоговую систему РФ делят по многим критериям:

  1. на местные, региональные и федеральные налоги;
  2. на общий и специальные режимы налогового обложения;
  3. на налоги, взимаемые с предприятий, предпринимателей и граждан;
  4. на налоги, которые начисляются на имущество и доходы.

Внутри этой системы и находятся косвенные и прямые налоги, которые могут быть или федеральными, или относиться к специальным режимам, и т.д.

Прямыми налогами отечественной системы являются:

  1. Налог на прибыль. Прибыль определяется, положительным превышением доходов над расходами. Обратно явление влечет за собой убыток и полное отсутствие необходимости начислять налог. Сам налог взимается только с юридических лиц;
  2. НДФЛ или налог на доход физических лиц. В зависимости от вида совершенной операции различается своя налоговая база, принцип ее определения и расчета налога. В отдельных случаях налог может начисляться на полностью полученный доход, а в других – за вычетом расходов или законом установленных сумм и льгот. Налог этот платят и предприниматели со своих доходов, и обычные граждане – или сами, или за них это делает работодатель или источник дохода;
  3. Упрощенная система – она заменяет собой сразу несколько налогов: на добавленную стоимость, на доход физического лица (исключая ту сумму, какая платится за работников), на имущество, на прибыль организаций. Данный налог исчисляется или с доходов, либо с положительной разницы доходов и расходов;
  4. Транспортный налог платят и организации, и предприниматели, и граждане, если являются собственниками транспортных средств, включая моторные лодки, суда, вертолеты, мотоциклы и т.д. Основа для начисления налога – мощность двигателя. Ставка дифференцирована исходя из мощности двигателя;
  5. Налог на землю платится всеми собственниками земельных участков. Ставка налога зависит от многих факторов, в частности, от качества земли, места ее нахождения, и иных критериев. Основа для начисления налога – кадастровая стоимость земли;
  6. Имущественный налог существует отдельно для организаций и для физических лиц. Серьезно разнятся ставки и порядок начисления и отчета по налогу. Общим является то, что основой для начисления налога является имущество, которое принадлежит налогоплательщику на праве собственности. Но облагается у организаций налогом только среднегодовая стоимость движимого и недвижимого имущества. А у физических лиц – кадастровая оценка только недвижимости;
  7. НДПИ или налог на добычу полезных ископаемых платят те организации и предприниматели, которые являются пользователями недр. Налог начисляется либо на стоимость добычи, либо на ее объемы;
  8. ЕСХН или единый сельскохозяйственный налог платят сельхозпроизводители – как организации, так и предприниматели. Налог начисляется на разницу, полученную в случае превышения доходов над расходами; заменяет собой такие налоги, как на имущество и на доход физических лиц (кроме тех сумм этого налога, какие должны уплачиваться работодателем), на прибыль организаций и добавленную стоимость;
  9. ЕНВД или единый налог на вмененный доход можно назвать условно прямым налогом, поскольку он уплачивается исходя из вмененного показателя дохода, а не реально полученного. Тоже самое можно сказать и про налог, взимаемый при патентной системе и с игорного бизнеса.

А вот система косвенных налогов не столь велика, но не менее значима.

Косвенные налоги отечественной налоговой системы

К ним относятся:

  1. НДС или налог на добавленную стоимость. Его платят как разницу между начисленной суммой налога покупателю и входной суммой налога от продавца. Начисляется налог по трем ставкам: 18%, 10%, 0%. Несмотря на то, что 0% многие не воспринимают, как ставку, это все-таки ставка и право ее применения необходимо подтвердить в налоговой структуре. Облагается НДС товар или услуга при реализации. Основанием для применения вычета по налогу, т.е. его уменьшения, служит счет-фактура. Этот документ выставляется поставщиком товаров, услуг;
  2. Акциз. Самыми распространенными объектами обложения этим налогом являются сигареты и алкоголь, хотя ими перечень облагаемых товаров не ограничивается. Ставки по акцизу разнятся по многим критериям, например, по виду алкогольной продукции, и т.д.

Платится и акциз, и НДС теми, кого закон к этому обязывает, т.е. организаций и предпринимателей, которые находятся на общем режиме налогообложения или же занимаются производством и реализацией подакцизной продукции.

Налоги эти служат существенной надбавкой к цене продукции или услуг.

Какую функцию выполняют налоги

Откровенно говоря, функция у налогов одна – пополнение бюджета. Строгой целевой направленности у налогов тоже нет. Например, ошибочно считать, что транспортный налог взимается с целью реконструкции дорог. Все налоги поступают в бюджет для покрытия его расходов, в которых на следующий год может быть предусмотрен ремонт дорог, а может и не быть предусмотрен.

Что касается регулирующей функции, которую часто приписывают налогам, то ее как таковой нет. Но если государство начинает усиливать налоговую нагрузку на бизнес, пытаясь его таким образом регулировать, то получает в итоге теневую экономику.

Налог на добавленную стоимость относится к прямым налогам

К прямым налогам относится

3) налог на имущество

2) таможенная пошлина

4) налог с продаж

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Lekonsta 09.06.2012

Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики

Больше никакой рекламы

Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики

Больше никакой рекламы

Ответы и объяснения

Ответы и объяснения

Проверенный ответ

  • Apofeoz
  • хорошист

К прямым налогом относитсяналог на имущество!
Прямой налог — обязательный платёж, взимаемый государство с доходов или имущества.
Акцизы, таможенные пошлины, налоги с продаж — примеры косвенных налогов, устанавливающих в виде добавок к цене товаров или услуг

Юридическая консультация. Телефон: +7 920-985-9888.

15. Прямые и косвенные налоги в составе цены.

В состав цены входят также налоги. Налог – это сбор или платеж принудительного характера, взимаемый государством с имущества и доходов физических лиц и хозяйствующих субъектов и использующийся для покрытия расходов государства и решения социальных задач без предоставления объектам налогообложения специального эквивалента.

Так как налоги входят в состав цены, то благодаря им она играет важную социально—экономическую роль:

1) налоги, реализуемые в цене, – это основной источник доходов государственного бюджета;

2) налоги в цене оказывают влияние на развитие производства, они могут способствовать его расширению или сокращению;

3) налоги могут быть средством регулирования уровня цен, воздействия на их динамику, влияния на уровень инфляции, стимулом к снижению цен;

4) налоги могут играть активную социальную роль, а именно, восстанавливать социальную справедливость путем влияния на доходы различных групп населения.

В состав цены входят следующие виды налогов:

1) социальные налоги;

2) налог на добавленную стоимость;

4) налог на прибыль (не является самостоятельным составным элементом цены).

Социальные налоги – это отчисления в фонд медицинского и социального страхования, в пенсионный фонд, в фонд занятости. Размер данных социальных налогов связан с размерами заработной платы, рассчитывается численно, входит в состав себестоимости продукции как самостоятельная статья затрат, а именно, отчисления на социальные нужды.

Прямыми налогами облагается доход и имущество физических и юридических лиц. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль фирм и предприятий, земельный налог и т. д.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, включаемые в цену товаров и услуг и тарифы. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и пр.

НДС является формой изъятия части созданной стоимости, входящей в состав цены товара или услуги. НДС вычисляется как разность суммы налога, полученной фирмой по проданным товарам (услугам и работам), и суммы налога, выплаченной фирмой по приобретенным материалам и сырью.

Акциз – это косвенный налог, входящий в состав цены товара и взимаемый с покупателя. Акциз устанавливается на определенные виды товаров и услуг и минерального сырья.

Акцизы являются средством изъятия доходов, включенных в состав цены товара. Товары, облагающиеся акцизом, облагаются также налогом на добавленную стоимость с учетом размера акциза, т. е. эти товары подвергаются двойному налогообложению. Таким образом, налогом облагается размер другого налога, величина акциза входит в базу обложения налогом на добавленную стоимость.

НДС и акцизы являются ценообразующими факторами. Они вызывают рост цен, делая отдельные товары недоступными для семей с низким достатком, перераспределяют средства из доходов потребителей в государственный бюджет, понижая спрос.

Косвенные налоги, входящие в состав цен на сырье, материалы и комплектующие, повышают себестоимость производимых товаров.

20.3. Виды налогов

Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:

по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);

по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные); по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);

по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость и имущество и т. д.); по целевому назначению налога (общие, специальные). Проанализируем прежде всего разделение налогов на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог, налоги, регулирующие процессы природопользования, и ряд других.

Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. К косвенным налогам могут быть отнесены акцизные налоги, таможенные пошлины (налоги на экспорт и импорт), налоги на продажу, налог с оборота, налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные — в большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому если прямые налоги — это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.

Представляется целесообразным относить налоги к прямым или косвенным на основе признака совпадения или несовпадения объекта и источника налогообложения. В соответствии с таким подходом прямые налоги — это такие налоги, для которых источник и объект налогообложения идентичны, а косвенные — те, для которых источник и объект не совпадают.

Идентифицируем основные виды налогов, следуя указанным признакам.

1. Налог на доходы физических лиц. Так как источник и объект совпадают непосредственно, то налог — прямой.

2. Налог на прибыль корпораций. И объект и источник — облагаемая прибыль, следовательно, налог является прямым.

3. Налог на доходы от денежных капиталов. Относится к категории прямых налогов, поскольку источник и объект налогообложения один и тот же: дивиденды, проценты от облигаций, проценты по вкладам в банки.

4. Поземельный налог. Исчисление налога на землю практически повсеместно осуществляется в абсолютных суммах, взимаемых с единицы земельной площади. Источником уплаты налога является текущий доход собственника земли, а объектом — земельная площадь в натуральном выражении. Правомерно отнести этот налог к категории косвенных.

5. Поимущественный налог. Объектом налогообложения является имущество юридического или физического лица в стоимостном выражении, то есть овеществленный прошлый доход налогоплательщика, а источником — текущий доход, следовательно, это налог косвенный.

6. Налог с наследств и дарений. Объект налогообложения — имущество, передаваемое в наследство или в дар, а источник уплаты налога — текущий доход субъекта налогообложения. Налог является косвенным.

7. Налог на ценные бумаги. Конструкция налога внутренне противоречива, поскольку он состоит из двух разнородных частей:

а) налога на эмиссию акций, облигаций и других ценных бумаг, взимаемого с акционерных компаний;

б) налога на биржевые сделки, взимаемого при переходе права собственности на ценные бумаги.

В первом случае объектом налогообложения является стоимость ценных бумаг (доход от продажи акций). Источник совпадает с объектом, и налог является прямым. Налог на биржевые сделки — это скорее аналог имущественного налога, уплачиваемого всякий раз при переуступке права собственности. Объектом является стоимость ценных бумаг, а источником — текущий доход субъекта налогообложения. Такой налог является косвенным.

8. Акциз. Представляет собой классический налог на цену товара. Объектом налогообложения является цена или облагаемый оборот. Источник уплаты акцизов — доходы потребителей. Так как источник и объект не совпадают, то акциз является косвенным налогом.

9. Налог с оборота. Объектом налогообложения является облагаемый оборот. Источником могут служить как доходы потребителей, так и доходы производителей. Объект и источник не совпадают, так что налог относится к косвенным.

10. Налог на добавленную стоимость. Объект налогообложения — добавленная стоимость на каждой стадии производства и реализации товаров (работ, услуг). Источником могут быть как доходы потребителя, так и доходы производителя в зависимости от результатов перераспределения налогового бремени. Налог является косвенным.

Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок. Напомним, что налоговой ставкой называют процент или долю подлежащих уплате средств, а еще точнее — размер налога в расчете на единицу налогообложения (на рубль дохода, на корову, на собаку, на гектар земли и т. д.). В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Налог называется пропорциональным, если при налогообложении применяется единая налоговая ставка. Она неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае иногда говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта. К примеру, если ставка на прибыль составляет 35 % прибыли и не изменяется в зависимости от значения прибыли, то налог — пропорциональный. Название налога подчеркивает, что его общая величина прямо пропорциональна объему налогообложения объекта (дохода, прибыли, имущества). Пропорциональное налогообложение сохраняет неравенство в доходах. Получающий более высокий доход и после вычета налога будет иметь больший доход.

При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения и сохраняет неравенство в экономическом положении. К примеру, доход в размере минимальной зарплаты может вообще не облагаться налогом, доход в размере 10 минимальных зарплат — 12 %-ным налогом, а доход, превышающий 10 минимальных зарплат, — 20 %-ным налогом. Воспользуемся известной кривой Лоренца, характеризующей степень неравномерности распределения доходов населения. Построенная применительно к данной ситуации кривая показывает, что прогрессивные налоги делают распределение посленало-говых доходов более равным, чем распределение до вычета налога (рис. 20.3.1).

Процент полученных совокупных доходов

Рис. 20.3.1. Влияние прогрессивных налогов на распределение доходов населения

Целесообразно выделять два типа прогрессивных шкал налогообложения, построенные по принципу простой и сложной прогрессии. При простой прогрессии повышенная ставка налога применяется ко всей более высокой сумме дохода. Сложная прогрессия предполагает ступенчатое налогообложение, то есть по более высокой ставке взимается налог с разницы между всей суммой облагаемого дохода и пределом суммы дохода, облагаемого по более низкой ставке. Таким образом общая (средняя) ставка получается как средневзвешенная по суммам дохода, к которым применялись различные ставки.

Шкалы, построенные по принципу сложной прогрессии, наиболее распространены в настоящее время. Так, по сложной прогрессивной шкале в нашей стране взимается налог на доходы физических лиц.

Ставки регрессивного налога, наоборот, понижаются по мере увеличения объекта налогообложения (например, дохода), и неравенство в доходах после налогообложения возрастает. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом. Регрессивный характер могут носить в основном косвенные налоги, которые непосредственно по отношению к доходу не устанавливаются.

Налог может взиматься в форме натуральной или денежной оплаты. Если налог взимается в виде процента от стоимости объекта налогообложения, то его называют адвалорным.

В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. В свою очередь при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации, именуемые еще республиканскими.

Количество уровней управления и перечень налогов, взимаемых на каждом уровне, в разных странах различны. Это зависит от типа внутреннего административно-территориального устройства, от уровня промышленного развития страны, а также от местной специфики.

Если в качестве классификационного признака налогов рассматривается, кто есть налогоплательщик, то есть субъект налогообложения, то различают налоги на юридических и физических лиц.

В зависимости от использования налоги бывают общие и специфические (или целевые). Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальные нужды, отчисления в дорожные фонды, транспортный налог и т. п.).

В принципе следует отличать собственно налоги, представляющие непосредственно изъятия, не связанные с предоставляемыми налогоплательщику в настоящем или будущем ресурсами, благами, услугами, и налоговые платежи, сборы, отчисления, изымаемые в качестве компенсации за использование налогоплательщиком природных ресурсов, за предоставление ему благ и услуг в настоящем или будущем времени, а также целевые сборы на нужды тех же налогоплательщиков.

20.4. О налогах с физических лиц

Налоговое обложение физических лиц, граждан представляет самостоятельную социально-экономическую проблему. Уже один вопрос о том, в какой мере распределять налоговое бремя между юридическими лицами, предприятиями, с одной стороны, и физическими лицами, гражданами, с другой стороны, заведомо не находит простого решения.

Второй вопрос состоит в том, что должно быть объектом налогообложения физических лиц. Возможны разные подходы к решению этой проблемы.

Один из них состоит в налогообложении благ, которыми пользуются люди, приобретая товары и услуги у государства. Получающие большую выгоду от товаров и услуг, предлагаемых государством, должны платить более высокие налоги, что дает возможность финансировать создание таких благ. Однако поскольку речь идет об общественных благах (например, услуги муниципальной школы или детского сада), которыми граждане пользуются бесплатно или за весьма умеренную плату, взимание налога за пользование благом означало бы отказ от самой идеи предоставления благ более нуждающимся слоям населения и подорвало бы на корню идею безвозмездных благ.

Качественно иной подход заложен в идее налогообложения в зависимости от уровня платежеспособности индивидуума, семьи, домохозяйства. Здесь срабатывает другой принцип: «чем больше возможностей уплачивать налог имеет налогоплательщик, тем больше должен быть устанавливаемый ему налог». Возможности уплаты гражданами налогов зависят от ряда факторов: имущественного ценза, накопленных денежных средств, реальных доходов, перспектив получения новых доходов. Из перечисленных параметров наиболее просто фиксируются, устанавливаются денежные доходы физических лиц, поэтому они выбраны в качестве основного объекта налогообложения граждан. Соответствующий налог получил название подоходного.

Значительное разнообразие видов доходов граждан порождает нелегкую задачу разделения их на отдельные позиции с тем, чтобы дифференцировать ставки налогообложения и видоизменять порядок начисления, взимания, декларирования доходов. Не вникая в частности, тонкости, детали обложения разных видов и форм денежных и материально-вещественных доходов различных физических лиц, ограничимся общим перечислением основных типов облагаемых налогом доходов:

а) заработки, получаемые гражданами за выполнение ими трудовых обязанностей, и приравненные к ним доходы;

б) доходы, получаемые от выполнения разовых работ и других видов работ не по месту основной работы;

в) доходы от индивидуальной трудовой деятельности;

г) авторские вознаграждения за создание, издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждения авторов открытий, изобретений, промышленных образцов;

д) доходы от предпринимательской деятельности и другие их виды, не связанные с осуществлением трудовых обязанностей;

е) доходы граждан от ведения крестьянского хозяйства;

ж) доходы, получаемые лицами из источников в стране, где они не имеют постоянного местожительства.

В процессе осуществления экономических реформ в России система налогообложения физических лиц значительно трансформировалась, изменились правила и нормы выплаты подоходного налога. Налог должны уплачивать все граждане, денежный доход которых превышает установленный законом необлагаемый минимум. Базой для исчисления подоходного налога становится не месячный, а совокупный годовой доход, в который включаются как доходы по месту основной работы, так и доходы из других источников, подлежащие налогообложению. Первичный налог взимается по месту получения дохода, а затем дополнительный налог с общего годового дохода, исчисленный нарастающим итогом с начала года, удерживается налоговой инспекцией.

Облагаемый доход может быть меньше фактически полученного, так как ряд выплат вычитается из налогооблагаемой суммы. Так, для целей налогообложения фактически полученный доход уменьшается за каждый полный месяц на сумму установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Кроме того, полученный доход родителей уменьшается в таком же размере в расчете на каждого ребенка в семье, а также на каждого иждивенца.

Подоходный налог используется и для стимулирования отдельных видов деятельности. Например, в целях усиления заинтересованности в увеличении производства сельскохозяйственной продукции освобождаются от налога доходы от продаж произведенной в личном подсобном хозяйстве продукции растениеводства и животноводства, доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства в течение пяти лет, начиная с года его образования. Для ряда лиц (участники Великой Отечественной войны, инвалиды и т. п.) имеются дополнительные льготы.

Чтобы установить общую сумму годового дохода граждан, сведения о любых формах выплаты им доходов направляются плательщиками доходов в налоговую инспекцию по месту жительства получателя дохода. С другой стороны, каждый гражданин, получивший доходы свыше определенной, законодательно устанавливаемой предельной суммы, обязан заполнять и представлять в налоговое управление по месту жительства декларацию о доходах по установленной форме.

Декларация о доходах — это официальное извещение граждан о фактически полученных ими за календарный год доходах и произведенных расходах, связанных с извлечением этих доходов. Ее представляют граждане, получающие доходы не по месту основной работы, а также от предпринимательской деятельности, и граждане,

не имеющие места основной работы. Граждане, имевшие в истекшем календарном году доход только от выполнения трудовых обязанностей по месту основной работы (службы, учебы), декларацию о доходах не представляют. Декларация о доходах подается в налоговую инспекцию не позднее 1 апреля следующего за отчетным года по месту постоянного жительства гражданина.

Подобная система оказалась необходимой не только для предупреждения сокрытия доходов, но прежде всего в связи с применением прогрессивной шкалы подоходного налога с физических лиц. Согласно такой шкале с суммы годового дохода, превосходящей установленную законом предельную величину, взимается дополнительный налог по ступенчатой шкале. Так что налоговая инспекция призвана «добирать» часть налога, не собранную в процессе его первичной уплаты, если сумма годового дохода превосходит предельную.

Так, на середину 1996 года для физических лиц с годовым доходом до 12 млн. рублей ставка налога составляла 12 %, до 24 млн. — 1 млн. 440 тыс. + 20 % с суммы, превышающей 12 млн. рублей, до 36 млн. рублей — 3 млн. 840 тыс. + 25 % с суммы, превышающей 24 млн. рублей, до 48 млн. рублей — 6 млн. 840 тыс. + 30 % с суммы, превышающей 36 млн. рублей, от 48 млн. и выше — 10 млн. 440 тыс. + 35 % с суммы, превышающей 48 млн. рублей.

В США с 1988 года действуют две ставки подоходного налога — 15 и 28 %. Если облагаемый налогом доход меньше либо равен 29,7 тыс. долларов, то он облагается налогом по ставке 15 %, а если больше указанной суммы — то по ставке 28 %. Отметим, что для сравнения уровней прямого подоходного налогообложения в различных странах зачастую бывает недостаточно простого сопоставления. Например, в Германии в 1986 году максимальная ставка подоходного налога была установлена на уровне 56 %, затем она была несколько снижена. Однако в Германии значительно выше уровень годового дохода, к которому применяется максимальная ставка, следовательно, до этого уровня дохода (120 тыс. марок) налоговый режим в Германии благоприятнее, чем в США. При комплексном учете всех условий расчеты специалистов показывают, что к настоящему моменту страной с наивысшим уровнем подоходного (и корпорационного) налогообложения является Франция.

Как показал опыт 90-х годов, прогрессия подоходного налога в России практически отсутствует и доходы 95 % населения облагаются по минимальной ставке по причине глобального сокрытия доходов. Поэтому особую остроту приобретает проблема перекрытия каналов уклонения высокообеспеченной части населения от уплаты подоходного налога. Как можно этого добиться?

Прежде всего необходимо кроме учета доходов установить действенный контроль за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым человеком доходам. Определение реальных доходов по расходам — обычная практика экономически развитых стран. Речь идет о том, чтобы законодательно обязать лиц, которые приобретают или имеют в собственности имущество особо крупной стоимости, допустим, не менее 1000-кратного размера минимальной месячной заработной платы, представлять налоговому органу декларацию с указанием всех источников и размеров доходов, обеспечивающих приобретение имущества, и фактической уплаты с этих доходов подоходного налога.

Главное в налогообложении физических лиц — добиться обеспечения социальной справедливости. Перед налогами должны быть равны все — и Президент, и пенсионер, и предприниматель. Поэтому целесообразно ориентировать систему поддержки отдельных слоев населения не на многочисленные подоходные налоговые льготы, а на пенсии и пособия.

Наряду с необходимостью уплаты налога с доходов в материально-вещественной форме граждане призваны платить налог на имущество, включая жилые дома, дачи, гаражи, нежилые постройки, уплачивать земельный налог и налог на имущество, переходящее в порядке дарения и наследования. Характерно, что в налогооблагаемый доход граждан включаются их «валовые» доходы (за исключением выплат в пенсионный фонд), так что все налоги приходится платить с полной суммы дохода, без учета его уменьшения, обусловленного изъятиями из дохода в виде тех же налогов и платежей.

С другой стороны, неотлаженность системы учета доходов и имущества физических лиц, наличие инфляции способны вносить существенные искажения в реально уплачиваемые гражданами суммы налогов. Например, в России при налогообложении имущества не учитывается его рыночная стоимость, что приводит к большим потерям доходов бюджета. Представляется целесообразным введение вместо налога на имущество физических и юридических лиц налога на недвижимость.

Для сравнения отметим, что в США подоходный налог служит опорным налогом, причем большую часть — почти 40 % доходов — дает налог на индивидуальные доходы, а налог на доходы корпораций дает менее 10 %. В России картина обратная — подоходный налог на физических лиц приносит лишь 10 % доходов государству. Это свидетельствует о переходном характере ее экономики в соответствии с известным критерием — чем больше доля подоходного налога в доходной части бюджета страны, тем ближе эта экономика к рыночной. Законодатели опасаются перекладывать налоги с предприятий на граждан, опасаясь неблагоприятной социальной реакции.

Предстоит еще проделать большой путь к построению надежной, обоснованной системы налогообложения российских граждан и иностранцев, получающих доходы на российской земле.