Оглавление:
Сущность налога на доходы физических лиц
Плательщиками налога на прибыль являются физические лица-резиденты, что получают доходы отечественного и зарубежного происхождения, и физические лица-нерезиденты, которые получают прибыль российского происхождения.
Налоговый агент не выступает плательщиком налога, не имеет дипломатических привилегий и иммунитета, установленного действующим международным договором нашей страны, относительно доходов, что получены от проведения дипломатической деятельности либо деятельности, что приравнены к ней международным законодательством.
Если плательщик налога умер, или он был объявлен в судебном порядке умершим или отсутствующим безвестно, налог будет взиматься с начисленных процентов в его пользу. Аналогичная ситуация будет наблюдаться и если налогоплательщик лишился статуса резидента при условии отсутствии обязательств по уплате налога на прибыль физических лиц как нерезидента согласно налоговому кодексу.
Объектом налогообложения резидента по данной системе выступают: доходы из источника происхождения в России, что окончательно облагаются законом, общий годовой доход, а также иностранная прибыль, полученная из источников, что находятся за пределами нашей страны.
Объектом налогообложения нерезидента считаются доходы российского происхождения, которые окончательно облагаются налогом при их предоставлении, начислении и выплате, а также общая годовая или месячная налогооблагаемая прибыль из источника российского происхождения.
Если физическое лицо налогооблагаемые доходы впервые получает в середине периода исчисления налогов, то первый период будет начинаться со дня получения подобной прибыли.
Понятие и сущность налога на доходы физических лиц (1)
Главная > Реферат >Финансы
1. Налогоплательщики и налоговые агенты 4
2. Объект налогообложения. Порядок определения налоговой базы 6
3. Налоговая ставка. Налоговые льготы 9
4. Налоговый период. Налоговая отчетность 12
Библиографический список 18
Актуальность темы контрольной работы определяется тем, что в условиях изменившейся экономической обстановки налог на доходы физических лиц имеет особую роль в системе налогообложения.
Рыночная экономика обладает достаточной степенью гибкости, и реформирование общественных отношений в налоговой сфере находится в полной зависимости от частой смены экономического курса. Формирование и реализация налоговой политики осуществляется путем разработки системы научных положений, создающих основу стимулирования развития реального сектора экономики и направленных на решение наиболее важных социальных проблем населения.
Наличие пробелов в налоговом правовом статусе физических лиц, в правовом регулировании имущественных налогов, законодательная неопределенность в вопросах механизма предоставления налоговых льгот, порождает как нарушение прав налогоплательщиков, так и способствует правовому нигилизму, который выражается в использовании этих пробелов с целью минимализации налогооблагаемой базы.
Но в то же время, одной из негативных черт современной действительности является наличие большого количества устаревших, противоречивых нормативных актов и не являющихся нормативными разъяснений специалистов налоговых органов. Отсутствие современной законодательной базы, регулирующей правовое положение налогоплательщиков — физических лиц и особенности взимания имущественных налогов с рассматриваемой категории, приводит к нарушению принципа единообразия применения правовых норм.
Целью контрольной работы является изучение налога на доходы физических лиц.
1. Налогоплательщики и налоговые агенты
Особенности налогообложения доходов физических лиц в РФ связаны с историческими этапами развития экономики России. Реформирование существующей налоговой системы обеспечивается разработкой научно обоснованных форм и методов формирования налогов и элементов налогообложения доходов физических лиц.
Существование налогов с физических лиц на ряду с другими налогами объясняется прежде всего необходимостью создания дополнительного доходного источника для государственной казны, поэтому выполнение ими фискальной функции было очевидным с момента существования.
Сегодня же факт существования налогов с населения, кроме потребностей фискальных, объясняется еще и необходимостью регулирования уровня дохода граждан. С проведением в нашей стране преобразований, возникновением отсутствовавших ранее финансовых институтов (страховых компаний коммерческих банков, бирж и т.п.) население стало активным участником финансового рынка со всем его инструментарием. Это способствовало появлению дополнительных доходных источников у граждан, связанных с операциями как финансового, так и имущественного характера, и разнообразию видов оплаты труда [3, c.7].
В общем смысле налоги с населения представляют собой обязательные безвозмездные платежи, производимые в пользу государства из личных доходов граждан, получаемых ими из любых источников. Из этого следует, что сколько бы ни было налогов, они будут уплачиваться из одного источника — дохода гражданина.
Система налогов с физических лиц представляет собой совокупность видов налогов, методов их построения и взимания. Однако состав налогов, закрепленных за гражданами-налогоплательщиками законодательно, на практике оказывается значительно сложнее. Так, на ряду с подоходным и имущественными налогами, к налогам могут быть отнесены и некоторые другие платежи, поступающие от населения в доход государства, и содержащие все признаки налогов с населения, переходящих к государству. К таким платежам можно отнести взносы во внебюджетные фонды (единый социальный налог), начисляемые к фонду оплаты труда работников. Эти платежи выполняют функцию перераспределения, поэтому обратная связь между ними и услугами государства не всегда очевидна [3, c.7].
Налог на доходы физических лиц взимается с налогоплательщиков в соответствии с главой 23 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс).
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются:
физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (далее — РФ), получающие доход от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ;
физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, получающие доходы от источников в РФ.
На российские организации, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, а также постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщики получили доходы, возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет.
Указанные лица именуются налоговыми агентами.
Налоговые агенты обязаны:
исчислить суммы налога по итогам каждого месяца нарастающим итогом с начала года со всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, с которых налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога). Сумма налога применительно к доходам, в отношение которых применяются разные налоговые ставки, исчисляется отдельно;
удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При невозможности удержать налог налоговый агент обязан в течение месяца письменно сообщить об этом в налоговый орган;
перечислить налог не позднее дня фактического получения в банке денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц. В иных случаях:
не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, — для доходов, выплаченных в денежной форме;
не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, — для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения обязаны перечислить налог как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
2. Объект налогообложения. Порядок определения налоговой базы
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком в календарном году, как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которым у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды [4, c.20].
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» к объектам налогообложения относятся доходы, полученные от иностранных организаций в связи с деятельностью их обособленных подразделений, не являющихся постоянными представительствами. При этом согласно статье 226 НК РФ такие обособленные подразделения, с 1 января 2008 года приобретают статус налоговых агентов. Другими словами, российские граждане, работающие в указанных обособленных подразделениях иностранных компаний, поставлены в равное положение с работниками российских организаций.
При определении суммы дохода в натуральной форме из нее исключается частичная оплата налогоплательщиком полученных (потребленных) им товаров, работ, услуг.
Из подлежащей налогообложению материальной выгоды (ст. 212 НК РФ) исключены [4, c.21]:
материальная выгода, полученная в связи с операцией с банковскими картами (не являющимися кредитными) в течение беспроцентного периода, определенного договором;
материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство или приобретение жилья (в случае, если налогоплательщик имеет право на получение соответствующего налогового вычета).
Данный закон уточняет порядок определения дохода в виде материальной выгоды от пользования заемными (кредитными) средствами в рублях: ставка рефинансирования ЦБ РФ определяется не на дату получения налогоплательщиком средств, а на дату фактического получения налогоплательщиком дохода.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным средствам. В связи с этим остается сожалеть, что законодатель вновь не увидел пробела в правовом регулировании ситуации. Ведь если налогоплательщик получает заем на беспроцентной основе, дату фактического получения дохода (наличие которого не вызывает сомнений) определить физически невозможно.
С 1 января 2008 года на налоговых агентов возлагается обязанность определять налоговую базу в виде материальной выгоды налогоплательщика, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств. Они же будут обязаны удерживать и перечислять налог. До указанной даты налогоплательщики в подобной ситуации обязаны определять налоговую базу и уплачивать налог самостоятельно.
Законодатель впервые установил размер суточных, не включаемых в доход налогоплательщиков — не более 700 руб. в день на территории Российской Федерации и не более 2500 руб. за границей. Такие изменения внесены в пункт 3 статьи 217 НК РФ [6, c.37].
Перечень доходов, не подлежащих налогообложению, дополнен суммами, получаемыми налогоплательщиками из бюджета, в том числе, в виде жилищных субсидий (пункты 35 и 36 статьи 217 НК РФ).
С 1 января 2008 года имущественный налоговый вычет, связанный с приобретением жилой недвижимости, не может применяться в случаях, если оплата соответствующих расходов произведена за счет жилищных субсидий. Такой вывод следует из новой редакции абзаца 19 подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ.
Датой фактического получения дохода в случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца является последний день работы физического лица, за который ему начислен доход.
Абзац 6 пункта 2 статьи 224 НК РФ с 1 января 2008 года фактически возвращается к редакции, действовавшей до 1 января 2005 года. Доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование целевыми жилищными займами (кредитами), вновь будут облагаться налогом по ставке 35 %.
3. Налоговая ставка. Налоговые льготы
С физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, в зависимости от вида доходов налог взимается по следующим ставкам: 13%, 35%, 9%.
По ставке в размере 35% налог взимается со стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг; с процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 Кодекса; с суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 Кодекса.
По ставке в размере 9% в отношении доходов [6, c.38]:
от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;
в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.
С остальных доходов налог взимается по ставке 13 процентов.
По ставке в размере 30% налог взимается с доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.
Налоговые вычеты применяются только в отношении доходов, с которых налог взимается по ставке 13 процентов.
IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012
СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Специалисты в сфере налогов и сборов [2, 3] выделяют следующие способы оптимизации НДФЛ при выплате доходов физическим лицам:
- официальный;
- страховой;
- компенсационный;
- электронный;
- договорный;
- вспомогательный;
- зарплатный.
По нашему мнению, оптимальными являются только первые шесть способов, так как они просты в применении, не противоречат законодательству РФ и не приводят к уменьшению экономической эффективности деятельности организации.
Первый способ — официальный. Данный способ заключается в применении вычетов, которые прямо предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).
НК РФ дает возможность использования налогоплательщиками вычетов, среди которых выделяют стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты. Об этом говорится в ст. 218, 219, 220 и 221 НК РФ.
Основной плюс данного метода оптимизации является в признании методики уменьшения НДФЛ на законодательном уровне.
Однако предоставление вычетов зачастую осложняется существующими пробелами в налоговом законодательстве либо неоднозначностью его норм. Например, может ли новый работодатель предоставить стандартный вычет сотруднику за месяцы работы у прежнего налогового агента, если там вычет не предоставлялся. НК РФ не содержит разъяснений по данному вопросу. С одной стороны, согласно п. 3 ст. 218 НК РФ, если налогоплательщик сменил место работы, ему предоставляются налоговые вычеты с учетом дохода, полученного с начала периода по другому месту работы. С другой стороны, поскольку обязанность исчислить, удержать из дохода работника и уплатить сумму НДФЛ возложена на налогового агента, производившего начисление работнику дохода (п. 1 ст. 226 НК РФ), новый работодатель не вправе учесть вычеты при исчислении облагаемой базы по НДФЛ за те месяцы, которые он отработал на прежней работе.
Второй способ — страховой. Суть данного способа заключается во взаимодействии со страховыми организациями, несмотря на возражения со стороны налоговых органов.
Страхователем выступает организация-работодатель, страховщиком — соответствующая компания, а выгодоприобретателем — работник организации. Если в договоре со страховщиком (по обязательному и добровольному личному страхованию, а также добровольному пенсионному страхованию) прописано, что выгодоприобретатель может получать часть средств ежемесячно, то организация может часть зарплаты выдавать непосредственно работнику, а дополнительный доход он будет получать в страховой компании.
Такая возможность предусмотрена п. 3 ст. 213 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций или индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями в отношении тех физических лиц, за которых они вносят страховые взносы, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.
Затрудняет применение данного способа сложившаяся судебная практика использования страховых схем, то есть налоговые органы могут поставить под сомнение экономическую целесообразность действий компании [2].
Третий способ — компенсационный. Суть данного способа заключается в освобождении от налогообложения сумм компенсаций, выплачиваемых сотруднику, таких как компенсация за использование в служебных целях личного автомобиля, мобильного телефона, компьютера и т.п.
В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ от обложения НДФЛ освобождаются компенсационные выплаты, связанные с исполнением работником его должностных обязанностей, в пределах норм, установленных законодательством РФ.
Трудовой кодекс РФ (ст. 188) говорит, что работнику, использующему личное имущество в служебных целях, выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, оборудования и других технических средств и материалов, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора в письменной форме.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. № 92 установлены нормы компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов. Указанные нормы применяются в целях определения размера расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.
В то же время, поскольку глава 23 НК РФ не содержит норм компенсаций при использовании личного имущества работника в интересах работодателя, то следует руководствоваться положениями Трудового кодекса РФ.
Таким образом, применяя указанный способ оптимизации, следует учитывать, что компенсация работнику за использование личного имущества в интересах работодателя не облагается НДФЛ в соответствии с условиями трудового договора.
Четвертый способ — электронный. Суть способа заключается в получении доходов через всемирные денежные системы Webmoney, Pay pal.
Способ предназначен в основном для налогоплательщиков, получающих доходы от организаций или физических лиц, находящихся за пределами России. Ни те, ни другие не выступают налоговыми агентами по российскому законодательству, следовательно, уплатить налог необходимо резиденту РФ либо самому, либо по требованию налогового органа. Получить информацию о получении дохода конкретным налогоплательщиком в случае его уклонения от уплаты налога налоговые органы могут, например, в банках.
В настоящее время существует пробел в налоговом законодательстве: ФНС России не имеет прямого выхода и соответствующего контроля над всемирными денежными системами, а обязанности сдавать отчетность в налоговые органы об их использовании у российского налогоплательщика нет. В абз. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ указано, что в обязательном порядке сообщать об открытии или закрытии счетов должны только организации и индивидуальные предприниматели, а не физические лица.
Пятый способ — договорный. Суть способа заключается в регистрации сотрудника компании в качестве индивидуального предпринимателя (ИП).
Для расчета налогов ИП целесообразно выбрать упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы». В таком случае доходы налогоплательщика будут облагаться единым налогом по ставке 6 процентов, а от уплаты НДФЛ он освобождается на основании п. 3 ст. 346.11 НК РФ.
Организации в свою очередь необходимо заключить с ИП гражданско-правовой договор, в котором будет определено какие услуги он оказывает, какое вознаграждение получает.
Таким образом, организация перестает выступать в роли налогового агента, а сотруднику придется уплачивать налог и сдавать налоговую декларацию самостоятельно
Данный способ имеет два недостатка:
Во-первых, в отношении бывшего работника не действуют многие гарантии трудового договора, например, сохранение заработной платы, оплата больничных листов, содействие в трудоустройстве и т. д.
Во-вторых, указанный метод необходимо применять по отношению к сотрудникам, которые имеют неодинаковый доход из месяца в месяц, например, менеджеры по продажам, профильные специалисты, работа которых оплачивается в процентном соотношении от стоимости услуг [2].
Шестой способ — вспомогательный. Данный способ заключается в оказании организацией своим сотрудникам материальной помощи, с сумм которой НДФЛ не удерживается.
Например, п. 28 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. за год, НДФЛ не облагается.
Несмотря на выгодность такого способа для налогоплательщика, его недостатки в том, что, во-первых, размер не облагаемой НДФЛ материальной помощи ограничен, во-вторых, обычно предприятие оказывает материальную помощь сотрудникам при возникновении у них особых обстоятельств и проблем.
По-нашему мнению, рассмотренные в статье способы оптимизации НДФЛ, которые не противоречат законодательству РФ, целесообразно применять на практике. Они являются довольно простыми в использовании и незначительно увеличивают нагрузку на сотрудников бухгалтерии в связи с необходимостью документального сопровождения всех операций, связанных с оптимизацией НДФЛ.
- Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая: текст с изм. и доп. на 06 декабря 2011 г. [Электронный ресурс] / Сайт: consultant.ru. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=122957
- О. Попова Семь способов оптимизации НДФЛ [Электронный ресурс] / Сайт: buhgalteria.ru. — Режим доступа: http://www.buhgalteria.ru/article/5408
- Ю. Федотенко Оптимизация оплаты труда или как снизить НДФЛ и страховые взносы [Электронный ресурс] / Сайт: klerk.ru. — Режим доступа: http://www.klerk.ru/buh/articles/236509/
- Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды [Электронный ресурс] / Сайт: consultant.ru. — Режим доступа: http://www.consultant.ru
Студенческий научный форум — 2012
IV Международная студенческая научная конференция
В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
4.3 Налог на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц является прямым федеральным налогом, поскольку обязанность по его уплате ложится на физических лиц с получаемых ими доходов, регулируется НК РФ и обязателен на всей территории Российской Федерации.
Налогоплательщики налога на доходы физических лиц (НДФЛ) определены главой 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». Лица, освобожденные от уплаты НДФЛ, приведены в главах 26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ.
- Физические лица, являющиеся налоговыми резиден тами Российской Федерации.
- Физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации
Освобождены от уплаты НДФЛ
Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему на логообложения для сельскохозяйственных произво дителей (единый сельскохозяйственный налог), пере веденные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов дея тельности
Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактичес ки находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на перио ды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
Лицами, не являющимися налоговыми резидентами, являются фи зические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации ме нее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Объектом налогообложения признается доход, полученный нало гоплательщиками:
- от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющих ся резидентами Российской Федерации;
- от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
К доходам от источников в Российской Федерации относятся:
- дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных пред принимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельно стью ее обособленного подразделения;
- страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном дохо де страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельно стью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
- доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
- доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;
• доходы от реализации:
— недвижимого имущества, находящегося в Российской Федера ции;
— в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
- иные доходы, получаемые налогоплательщиком от осуществле ния деятельности в Российской Федерации, указанные в п. 1 ст. 208 НК РФ.
К доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:
- дивиденды и проценты, полученные от иностранной организа ции;
- страховые выплаты при наступлении страхового случая, полу ченные от иностранной организации;
- доходы, полученные от использования за пределами Российской Федерации авторских или смежных прав;
- доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;
- вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязаннос тей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации;
- пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полу ченные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;
- иные доходы, получаемые налогоплательщиком от осуществле ния деятельности за пределами Российской Федерации в соответст вии с п. 3 ст. 208 НК РФ.
Не признаются доходами доходы от операций, связанных с имуще ственными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в со ответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полу ченных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых отношений.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налого плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которых у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Налоговым кодексом РФ предусмотрен один вид налоговых льгот — доходы, не подлежащие налогообложению: ст. 217 определен 41 вид доходов, не подлежащих налогообложению (государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законо дательством и т. д.).
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговым кодексом РФ предусмотрены четыре вида налоговых вычетов : стандартные, социальные, имущественные и профессиональ ные налоговые вычеты.
Стандартные налоговые вычеты устанавливаются различным ка тегориям налогоплательщиков в размере 3000 руб., 1000 руб., 500 руб., 400 руб. за каждый месяц налогового периода в соответствии со ст. 218 НКРФ.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплатель щику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
Социальные налоговые вычеты установлены ст. 219 НК РФ. Предо ставляются они на основании письменного заявления, копий докумен тов, подтверждающих право на социальный налоговый вычет при по даче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.
Имущественные налоговые вычеты установлены ст. 220 НК РФ. Предоставляются они на основании письменного заявления налого плательщика, подтверждающих документов при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.
Имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной нало гоплательщиком на новое строительство либо приобретение на террито рии Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, может быть предоставлен до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии подтверждения права на имущественный налоговый вычет налоговым органом.
Профессиональные налоговые вычеты предоставляются налогопла тельщикам в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечени ем доходов, выполнением работ, оказанием услуг в соответствии со ст. 221 НКРФ.
При отсутствии подтверждающих документов установлены норма тивы затрат в процентах к сумме начисленного дохода (от 20% до 40%) и в зависимости от категории налогоплательщиков, имеющих право на профессиональные налоговые вычеты.
Налоговая ставка НДФЛ устанавливается в размере 9, 13, 15, 30 и 35% в зависимости от вида доходов:
В отношении доходов
- в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., а также по доходам учредителей до
верительного управления ипотечным покрытием, полученным на
основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выдан ных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.; - от долевого участия в деятельности организаций, полученных
в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговы ми резидентами РФ
полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, получаемых в виде дивидендов от долевого учас тия в деятельности российских организаций
- все доходы, получаемые физическими лицами,
не являющимися налоговыми резидентами РФ,
за исключением нижеперечисленных:
- доходы, получаемые в виде дивидендов от долевого
участия в деятельности российских организаций (15%); - доходы, получаемые от осуществления трудовой
деятельности, указанной в ст. 227.1 НК РФ, доходы, получаемые от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (13%)
• стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводи мых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы то
варов, работ и услуг в части превышения 4000 руб.;
• процентных доходов по вкладам в банках в части превышения:
- по рублевым вкладам — ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на пять процентных пунктов;
- по вкладам в иностранной валюте — 9% годовых;
• суммы экономии на процентах при получении налогоплательщи ками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров:
- суммы процентов за пользование заемными (кредитными) сред ствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих
действующей ставки рефинансирования, установленной Централь ным банком РФ на дату фактического получения налогоплатель щиком дохода; - суммы процентов за пользование заемными (кредитными) сред ствами в иностранной валюте в размере 9% годовых
по всем остальным доходам
Датой фактического получения дохода определяется как день:
День получения дохода
При получении доходов
Последний день месяца, за кото рый начислен доход
В виде оплаты труда за выполнение тру довых обязанностей в соответствии с трудовым договором (контрактом)
Выплаты дохода, в том числе пере числения дохода на счета налого плательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц
Иных доходов в денежной форме
День получения дохода
При получении доходов
Передачи доходов в натуральной форме
Иных доходов в натуральной форме
Уплаты налогоплательщиком про центов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобре тения товаров (работ, услуг), при обретения ценных бумаг
В виде материальной выгоды
Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога определяется в пол ных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и бо лее округляются до рубля.
При исчислении суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, не обходимо учесть следующее:
- уменьшению на суммы налоговых вычетов подлежат только до ходы, облагаемые по ставке 13%;
- если сумма налоговых вычетов равна или превышает сумму дохо да, то налоговая база считается равной нулю.
Как правило, налог исчисляется и уплачивается налоговыми аген тами. Налоговыми агентами являются российские организации, инди видуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, выплачива ющие доходы своим работникам, т. е. источники выплат.
Вместе с тем индивидуальные предприниматели, нотариусы, зани мающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законода тельством РФ порядке частной практикой, имеют доход от своей дея тельности и налог по нему исчисляют и уплачивают сами.
Кроме того, и сами физические лица могут иметь доход от лиц, не являющихся налоговыми агентами, либо дохода при выплате кото рого налоговыми агентами не была удержана сумма налога, и обязан ности по уплате НДФЛ ложатся в этих случаях на физических лиц.
Порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты налога производятся в соответствии со ст. 225, 226 и 227 НК РФ.
Налоговая декларация в обязательном порядке представляется следующими налогоплательщиками:
- индивидуальными предпринимателями;
- нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, другими лицами, занимающи мися в установленном действующим законодательством РФ порядке частной практикой;
- физическими лицами:
- получившими суммы вознаграждения от физических лиц и орга низаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключен ных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характе ра, включая доходы по договорам найма или договора аренды любого имущества;
- получившими суммы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав;
- налоговыми резидентами РФ, получающими доходы от источни ков, находящихся за пределами Российской Федерации;
- получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами;
- получающими выигрыши, выплачиваемые организаторами лоте рей, тотализаторов и других, основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов);
- получающими доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
- получающими от физических лиц, не являющихся индивидуаль ными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 3-НДФЛ, утвержденной приказом Минфина Рос сии.
Налоговая декларация на сумму предполагаемого дохода (инди видуальными предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися в установленном законодатель ством РФ порядке частной практикой) предоставляется по форме 4-НДФЛ.
Налоговые агенты предоставляют в налоговый орган по месту сво его учета в срок до 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сведения о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ и реестр сведений о доходах физических лиц по форме, утвержден ной приказом МНС РФ.
Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогопла тельщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по за явлению налогоплательщика. Суммы налога, не удержанные с физи ческих лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц. Суммы налога, не взысканные в результате уклонения налогоплательщика от налогообложения, взы скиваются за все время уклонения от уплаты налога.
Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся нало говым резидентом РФ, за пределами Российской Федерации в соответ ствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмот рено договором (соглашением) об избежание двойного налогообложе ния с соответствующим государством.
Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получе ния налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогопла тельщик должен представить в налоговый орган официальное под тверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответст вующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежание двойного налогообложения, а также документ о получении дохода и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.