Налог на христиан в исламе

Джи́зья, подушная подать с иноверцев в исламских странах. Происхождение термина обычно связывается с корнем «джаза-» (возмещать, компенсировать), однако нек-рые исследователи этимологически возводят его к визант. административно-фискальному понятию «демозия».

Подушная подать существовала и в Византийской, и в Сасанидской империях, т. о., исламское гос-во лишь воспроизвело фискальный институт, освободив единоверцев-мусульман от выплаты «унизительного» налога.

Термин «Д.» встречается в Коране, где правоверным предписывается сражаться «с теми, кто не верует в Аллаха и в Последний день… и не подчиняется религии истинной — из тех, кому ниспослано Писание, пока они не дадут откупа [джизьи] своей рукой, будучи униженными» (IX 29), но даже средневек. правоведы сомневались в том, что в данном случае подразумевается определенная подать, а не просто воздаяние.

В ранних исламских источниках подушный налог с немусульман обозначался термином «джалийя» от араб. глагола «джала» (уходить, странствовать), что было связано с указом халифа Умара I (634-644) об изгнании христиан и иудеев с Аравийского п-ова. В сведениях, относящихся к VII в., Д. постоянно смешивается с земельным налогом (хараджем), поскольку все подати с завоеванной территории рассматривались как дань с иноверцев. В результате смешения понятий появляются такие поливалентные термины, как «харадж с головы» или «поземельная джизья».

В VIII в. происходит окончательное выделение Д. в особый налог. В этот период исламское законодательство определяет Д. как подать, уплата к-рой обусловливает обретение немусульманами статуса покровительствуемого населения (зимми), т. е. права пользоваться на земле ислама безопасностью жизни и имущества, а также свободой вероисповедания. Кроме того, выплата Д. рассматривалась как своеобразный откуп от несения военной службы, в то время как мусульмане должны были по призыву властей выступать с оружием в руках на борьбу с врагом. От Д. освобождались христиане, воевавшие в мусульм. армии, женщины, несовершеннолетние дети, старики, инвалиды, умалишенные, нищие и рабы. Ни мусульм. богословско-правовая мысль, ни отдельные правители не имели единой позиции по вопросу о взимании Д. с монахов и духовенства. Т. о., Д. не платили те категории населения, право на жизнь к-рых должно было, хотя и с нек-рыми оговорками, соблюдаться во время джихада.

В разные эпохи Д. взималась на основе как индивидуальной, так и коллективной ответственности немусульм. общин. В качестве контроля за своевременной уплатой Д. применялась выдача кусков пергамента, к-рые полагалось оборачивать вокруг шеи, либо проставление особых печатей на запястье или на грудь. Этот знак должен был предъявляться по первому же требованию сборщика налогов. Несмотря на то что одни правоведы считали сам факт уплаты Д. уже достаточным символом торжества ислама, другие требовали, чтобы процедура уплаты Д. еще и унижала достоинство немусульман (кроме причинения физических страданий). В частности, плательщик должен был вручать деньги снизу вверх, получая при этом подзатыльник. Стандартные ставки Д. варьировались в зависимости от благосостояния налогоплательщика, составляя 12, 24 и 48 дирхамов в год (1, 2 и 4 динара для стран с золотым обращением), и сохранялись практически неизменными до XVI в. Большинство исламских богословов и правоведов включали в понятие «Д.» обязательство зимми в течение 3 дней размещать в своих домах и монастырях мусульм. путников и проходящие войска (дыяфа) и снабжать их провиантом (арзак). Резкое падение курса серебряной монеты в османскую эпоху заставило постоянно корректировать ставки Д. в соответствии с инфляцией. Официально Д. была отменена на территории Османской империи в 1855 г. В наст. время подушная подать с иноверцев не взимается ни в одной из исламских стран.

Шариат о взимании налогов с иноверцев

Мусульманское право гарантирует защиту жизни, имущества, права, исповедания веры людей зимми — иноверцев, живущих в мусульманской стране и находящихся под защитой и покровительством государства. Арабский историк IX в. Йахья ибн Адам пишет по этому поводу: «Один из мусульман убил человека из народа Священного Писания. Дело для судебного разбирательства было передано Пророку. Посланник Аллаха сказал: «Я имею преимущественное право выполнить обязательство защиты зимма — убитого». Потом по его приказу убийца был предан смерти» 76 .

По мнению мусульманских законоведов, если «кто имеет ахд — договор или зимма покровительство, то выкуп за его убийство (равен) выкупу за убийство мусульманина» 77 .

Как уже говорилось, шариатские законы, ссылаясь на Коран и Сунну, относят христиан и иудеев к категории людей ахлъ алъ-Китаб— «людей Священного Писания» и последователей единого Бога. Иноверец и неверный по Шариату не синонимы. Коран признает истинность библейских пророков от Авраама, Моисея, Давида, включая христианского мессию Иисуса. На этом основании Шариат считает последователей христианской и иудейской религий стоящими ближе к истинной вере, чем язычники и огнепоклонники, но на ступень ниже по сравнению с мусульманами, также и их пророков — на ступень ниже мусульманских, а мусульманский Пророк именуется венцом и печатью пророков (хотим алъ-анбийя).

Поскольку Ислам и последователи этой религии чаще всего сталкивались с последователями иудаизма и христианства, чаще всего торговали, сотрудничали и враждовали с ними, в законах Ислама, естественно, уделено больше внимания христианам и иудеям.

Представители разных вероисповеданий, живущие под покровительством мусульманского закона, оставались иноверцами в мусульманском государстве, законы Шариата не допускали их объединения между собой. «Так, иудей не имел права стать христианином и, наоборот, перейти можно было только в Ислам. Ни один христианин не мог быть наследником иудея, и наоборот, ни один христианин или иудей не мог наследовать имущества мусульманина», ибо хадис гласит: «Между последователями разных вер не может быть наследования» 78 .

Шариат допускает, чтобы имущество христиан и иудеев переходило в распоряжение мусульман или мусульманского духовенства по завещанию, а иногда и без завещания. Если у христианина или у иудея не было наследников, то их имущество переходило в казну (байт алъ-мал) — в пользу мусульман.

Взиманию налога с мусульман и немусульман в законах Шариата придается особое внимание. Прежде всего, Шариат уточняет деление иноверцев. Это уже известные нам зимми и люди харб. В каноническом Шариате под названием «зимми» подразумевались иудеи, христиане, маги — огнепоклонники, сабейцы, самаритяне. Характерно, что Ислам и Шариат в понятие «зимми» не вкладывают никакого признака национальной принадлежности.

Люди харб (харби) не являются подданными мусульманских стран, и законы Ислама на них не распространяются. Люди харб могут находиться в мусульманских странах в качестве торговцев или в составе миссий иностранных государств. Харби могут быть христиане, иудеи, маги и другие — все, кроме мусульман. Если они не относятся к иностранным миссиям, то не имеют права жить в мусульманской стране более года. В противном случае они должны или перейти в Ислам, или стать зиммиями — подданными мусульманского государства, причем в последнем случае их не принуждают к отречению от своего вероисповедания.

С иноверцев по Шариату взимаются следующие виды налогов: джизъя, харадж, хумс и ушр. Закят взимается только с мусульман, а джизъя — только с иноверцев. Остальные виды налогов взимаются как с мусульман, так и с иноверцев, но в разных размерах, о чем уже говорилось. Харби, привозящие что-либо для продажи в мусульманскую страну, в случае, если им не удастся реализовать свой товар, при noвторном приезде в ту же страну с тем же товаром платят налог ушр вторично.

В деле взимания налога с иноверцев в Шариате есть одна любопытная деталь. Если кто-либо из «людей Священного Писания» становится зиммием — подданным мусульманского государства, — имея под своим покровительством кого-то — тоже из «людей Священного Писания», то перед законом Шариата они уравниваются и с обоих взимается джизъя — подушный налог. В таких случаях, как правило, господин платит налог и за себя, и за своего раба, тогда как мусульманин за раба налог не платит.

Шариат не скрывает, что, облагая налогами мусульман, иноверцев и кяфиров, преследует цель привлечения иноверцев к Исламу: налоговая система Ислама выполняет и функцию призыва к религии. Именно этот аспект мусульманского законодательства о налогах служил одной из главных причин массового перехода в Ислам христиан, иудеев и язычников в раннем Средневековье.

Массовый переход христиан в Ислам наблюдался в Египте, Сирии и других восточных колониях Византийской империи, подпавших под власть арабов в период арабского завоевания. В период распространения Ислама в раннем Средневековье налоговая система Ислама служила средством для привлечения в Ислам иноверцев. Известный арабский историк аль-Балазури писал в IX в., что, когда арабы окружили Казвин (Иран), его жители выбрали мирный договор и, боясь налога джизъя, приняли Ислам. Тот же аль-Балазури сообщает, что, когда арабский полководец Хабиб ибн Маслама аль-Фахри прибыл в Тифлис и заключил с его жителями договор, он обратился к ним со словами: «Если вы обратитесь в Ислам и будете соблюдать молитву, вы будете братьями нашими по вере, а если нет, — на вас джизъя» 79 .

История знает и случаи, когда мусульманские правители, испытывая экономические затруднения, препятствовали переходу в Ислам иноверцев, дабы не уменьшались доходы правительственной казны, несмотря на слова халифа Умара ибн Абдулазиза о том, что «Аллах послал Мухаммада проповедником Ислама, а не сборщиком налога» 80 .

Таким образом, законы Ислама о взимании налогов с подданных делают существенное различие между мусульманами и иноверцами. Вместе с тем, когда дело касается бедняков, иноверцы приравниваются к бедным мусульманам, и с них, как и с мусульман, налог не взимается. Известный мусульманский законовед Абу Йусуф писал в VIII в.: «Джизью не взимают с бедных, получающих милостыню, со слепых, с не имеющих ни профессии, ни работы, с парализованных и больных хроническими болезнями, но если они состоятельны, с них взимают так же, как с (состоятельного) слепого» 81 . В таком же положении были монахи и отшельники: если они были состоятельны, с них джизью взимали, если бедные и получали милостыню от богатых — нет.

По мусульманскому законодательству, право, жизнь, имущество подданных-немусульман гарантируется законом. Тем не менее местные власти далеко не всегда имели ясное представление о налоговой системе. До возникновения юридических школ существовал разнобой во взимании налогов. Но и после канонизации юридических школ в X-XI вв. нередко имело место нарушение законов Шариата.

76 Йахья ибн Адам. Указ. соч., 55-56.
77 Хрестоматия по истории халифата, 132.
78 Меи, А. Указ. соч., 39.
79 Алъ-Балазури. Указ. соч., 201-202.
80 Абу Йусуф. Указ. соч., 131-132.
81 Абу Йусуф. Указ. соч., 131-132.

Смотреть что такое «Джизья» в других словарях:

ДЖИЗЬЯ — (араб.) подушный налог, взимавшийся с немусульманского населения стран Востока. В Османской империи в конце XVIII в. слился с хараджем … Юридический словарь

ДЖИЗЬЯ — (араб.) подушный налог, взимавшийся с немусульманского населения стран мусульманского Востока. В Османской империи в кон. 18 в. слился с хараджем … Большой Энциклопедический словарь

джизья — сущ., кол во синонимов: 1 • налог (39) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Джизья — Ислам Столпы Ислама … Википедия

джизья — (араб.), подушный налог, взимавшийся с немусульманского населения стран мусульманского Востока. В Османской империи в конце XVIII в. слился с хараджем. * * * ДЖИЗЬЯ ДЖИЗЬЯ (араб.), подушный налог, взимавшийся с немусульманского населения стран… … Энциклопедический словарь

ДЖИЗЬЯ — Джизья, подушная подать с иноверцев в исламских странах. Происхождение термина обычно связывается с корнем «джаза » (возмещать, компенсировать), однако нек рые исследователи этимологически возводят его к визант. административно фискальному… … Православная энциклопедия

Джизья — (араб.) подушный налог, который платило немусульманское население в арабском Халифате, а затем в др. мусульманских государствах. Обложению Д. подвергались мужчины, достигшие зрелого возраста (от него освобождались женщины, дети, старики,… … Большая советская энциклопедия

ДЖИЗЬЯ — (араб.) налог, дань, к рую, по преданию, платило немусульм. население (зимми) Мухаммеду, а потом халифам; в этом значении упоминается в Коране (сура 9, стих 29). Обложению Д. подвергались мужчины, достигшие зрелого возраста. Д. также подушный… … Советская историческая энциклопедия

джизья — (араб.) подушный налог, взимавшийся с немусульманского населения стран Востока. В Османской империи в конце XVIII в. слился с хараджем … Большой юридический словарь

джизья — ї, ж. Подушний податок, що його сплачувало немусульманське чоловіче населення в Османській імперії, а також у Криму та деяких інших васально залежних від неї держав … Український тлумачний словник

Является ли джизья (подушная подать) исламским новшеством?

Является ли джизья (подушная подать) исламским новшеством?

Является ли джизья (подушная подать) исламским новшеством?
Многие критики Ислама, обвиняя эту религию в неравном отношении к немусульманам, приводят доводы тем, что они должны выплачивать джизью исламскому государству. Они считают это самой сильной причиной распространения Ислама, так как немусульмане вынуждены принимать Ислам, чтобы не платить джизью. И каждый, кто прислушивается к ошибочному мнению этих критиков, которое указывает всего лишь на незнание ими истины, может сделать для себя следующие выводы:
— Джизья — исламское новшество, придуманное мусульманами, чтобы грабить другие народы.
— Джизья – огромная и недосягаемая сумма, которую не могут выплачивать немусульмане и вынужденно принимают Ислам.
— Джизья — налог, выплачиваемый всеми немусульманами поголовно, не учитывая ни пол, ни возраст, ни финансовое, ни общественное положение человека.
Этими выводами критики вводят людей в заблуждение, чтобы исказить религию Аллаха, и отпугнуть от неё людей и даже настроить их против Ислама. И в ходе нашего разговора мы объясним, что джизья – вовсе не является выдумкой мусульман, и что она существовала ещё со времен евреев, и пророк Иса (мир ему) сам выплачивал джизью. Также мы разъясним: что джизья — это небольшая, ничтожная сумма по сравнению с закятом (обязательный налог, который выплачивают богатые мусульмане в течение года), и разъясним, кто должен платить джизью, так как её не выплачивают все поголовно, как это твердят людям критики Ислама. Прочитав эту статью, вам станет ясно, что джизья — это все лишь небольшое сотрудничество между мусульманами и немусульманами, которое дает последним право отказаться от военной службы в Исламском государстве, частью которого они являются.
В словаре священной книги на сайте Saint Takla 1 джизья определяется как:
1 — Имущество или товар или служба, которую преподносит народ или отдельное лицо другому народу или королю, в знак подчинения ему и обеспечения его (Быт. 49:15, Суд. 1:28, 1Езд. 4:13, Ис. 31:8, Мф. 17:25). Когда фарисеи поймали Христа, чтобы испытать его, они спросили его: можно ли выплачивать джизью кесарю, и он сказал им: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». И разъяснил своими словами разницу между двумя разными обязанностями.
2 — Джизья по понятиям евреев в законодательстве Мусы (мир ему) — два дирхема, которые возлагаются на каждую душу старше двадцати лет, в размере пол шекеля (серебряная монета в древней Иудее), которые идут на службу обеспечения общественных предприятий (Исх. 30:13). Затем, во времена Неемия, каждый еврей выплачивал одну третью часть шекеля на расходы службы в храме (Неем. 10: 32, 33). После этого они начали взимать по пол шекеля, как годовые налоги, с каждого еврея, достигшего двадцати лет во всех странах мира.
Что касается разговора Христа с Петром по поводу джизьи, которую выплачивал Христос, то он хотел сказать Петру, что они могли бы освободить Христа от джизьи, которую взимали для расходов храма (Мф. 17:24,27). Также король Суляйман (мир ему) возложил на свой народ тяжелую джизью. (1Цар. 12:4) Историк Иосиф пишет, что после разрушения Иерусалима, император Веспасиан, собрал всех евреев со всей империи, чтобы они платили джизью храму Юпитера в Византии, те самые два дирхама, которые они прежде платили храму.
Что же касается рассказа о том, что произошло между евреями-фарисеями и пророком Исой (мир ему) который мы уже упоминали, то это произошло так: Как известно, евреи пытались избавиться от пророка Аллаха — Исы (мир ему) всеми доступными им средствами, и не нашли способа, кроме как обвинить его в неверности византийскому государству, и сказали ему: «Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (Мф. 22:17). Однако результат их заговора не был таким, каким они ожидали: «Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф 22:18-21, Лк. 20:22-25).
Итак, джизья не исламское новшество, она существовала еще во времена евреев, во времена Исы ибн Марьям (мир ему), который сам выплачивал её и приказывал другим выплачивать её византийской империи, которая даже не исповедовала религию Аллаха. Если Иса (мир ему) разрешил платить джизью язычникам и идолопоклонникам, то естественно он разрешил бы платить её мусульманам и единобожникам. Византийское государство не исповедовало христианство во времена Исы (мир ему) и было языческим государством, под властью которого находились евреи и христиане. Не смотря на это Иса (мир ему) приказал своим последователям платить джизью этому государству и сказал: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». При этом разделив две обязанности, и даже поставив вперед обязанность перед государством, даже если оно языческое. В священной книге во многих местах упоминается джизья и мы здесь процитируем некоторые фрагменты из них.
(Мф. 22:19) «Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий». Это история Исы (мир ему) с евреями, которую мы уже упоминали.
(Рим. 13:7) «Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.». Эти слова явно указывают на выплату джизьи, тому, кто вправе брать её, так как он сказал: «Отдавайте всякому должное». Мы уже упоминали определение джизьи по христианским понятиям, что это: Имущество или товар или служба, которую преподносит народ или отдельное лицо другому народу или королю в знак подчинения ему и обеспечения его. Значит обязательно выплачивать джизью тому, кто заслужил её, то есть государству.
(Мф. 17:25,26): «И когда вошел он (Петр) в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут пошлины или подати? С сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны». То есть, по мнению Исы (мир ему) джизья взимают только с иностранцев (с чужестранцев или иноверцев), и это нормальное явление и его нельзя за это обвинить в несправедливости или расизме. И взимание мусульманами с немусульман джизьи не является несправедливостью или расизмом, это всего лишь налоги, которые взимаются с них, в то время как мусульмане выплачивают ещё больше налогов, только под другим названием: Закят.
Также в Старом Завете в Священной Книге христиан говорится о том, как Муса (мир ему) платил джизью. (2Пар. 24:9): «И провозгласили по Иудее и Иерусалиму, чтобы приносили Господу дань, наложенную Моисеем, рабом Божиим, на Израильтян в пустыне».
Сами израильтяне тоже взимали джизья от других народов.
(Суд. 1:28): «Когда Израиль пришел в силу, тогда сделал он Хананеев данниками, но изгнать не изгнал их».
Иосиф тоже выплачивал джизья. (Суд. 1:35): «И остались Аморреи жить на горе Херес [где медведи и лисицы], в Аиалоне и Шаалвиме; но рука сынов Иосифовых одолела [Аморреев], и сделались они данниками им».
Осия тоже выплачивал джизью. (4Цар. 17:3): «Против него выступил Салманассар, царь Ассирийский, и сделался Осия подвластным ему и давал ему дань».
Неевреи же становились рабами, их лишали всех прав и заставляли платить джизью.
(ИсНав. 16:10): «Но [Ефремляне] не изгнали Хананеев, живших в Газере; посему Хананеи жили среди Ефремлян до сего дня, платя им дань».
И в последнем цитировании из Нового Завета вы увидите, как они свято чтили обязанности перед правителем и считали джизью его правом, и посланник приказывал им подчиняться правителю и платить ему джизью.
(Рим. 1-7): «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь».

Джизья в Исламе.
Что касается джизьи в Исламе то это вовсе не то, что хотят внушить нам некоторые критики в своих статьях.
Джизья в Исламе — это небольшая сумма, которая возлагается на взрослых мужчин, способных воевать, и от которой освобождаются женщины, дети, рабы, умственно отсталые и старики 2 .
Историк Адам Митз говорит в своей книге: (Исламская цивилизация): «Люди, находившиеся под защитой Исламского государства, платили джизью: каждый по мере своих возможностей.
Джизья – это вроде налогов, выплачиваемых на защиту страны. Она возлагалась только на мужчин, способных нести оружие. Люди с увечьями (калеки), монахи и отшельники платили её, если только они были богатыми». 3
Умар ибн Хаттаб написал всем начальникам воинских частей: «Не возлагайте джизью на женщин и детей, и не возлагайте её, кроме как на совершеннолетних». 4
Сумма джизьи была небольшой и не превышала одного динара, за год, во времена пророка, и четырёх динаров во время Омейядов (Умавийцев). Также с вышесказанного можно понять, что джизья была возложена только на одну третью часть людей, находившихся под защитой Исламского государства, или даже на меньшую часть, так как она не была возложена на женщин, детей и слабых. Как мы уже упоминали, джизью платили только мужчины, способные воевать.
Доктор Набиль Лука Бабавей, египетский, коптский, православный писатель и исследователь, говорит: «Джизья – это незначительная сумма, от которой были освобождены больше семидесяти процентов людей разных других религий, живущих на территории мусульман. От неё освобождались: старики, женщины, дети и священники. Джизья не является наказанием за то, что эти люди не приняли Ислам, это всего — лишь налог, выплачиваемый им за использование общественных предприятий, или, можно сказать, налог — взимаемый с них за их защиту от нападений врагов извне. Это значит, что Ислам не был распространен под давлением меча, как об этом твердят некоторые востоковеды (ориенталисты). 5
Джизья освобождает немусульман от двух обязанностей, возложенных на мусульман: зашита страны и закят. (обязательная милостыня)! И будет ли разумным после всего вышеупомянутого думать, что джизья наказание или бремя для изнурения немусульман, чтобы они оставили свои религии и приняли Ислам. И будет ли разумным думать, что немусульмане, чтобы не платить джизья войдут в Ислам в то время, как мусульмане обязаны выплачивать закят, а это намного больше, чем джизья и воевать, чтобы защищать свою страну, при этом подвергая свою жизнь опасности?
Если же сравнить сумму джизьи с суммой закята, то мы найдем, что разница между ними очень большая. Если джизья не превышала четырех динаров за год во время Умавийского государства (омеядов), то закят равен 2,5% годового сбережения человека, то есть самое меньшее это двадцать мискалов (мера веса, равная 24 каратом или 4, 68 грамм) золота за год, как об этом сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. То есть если сумма равная 1150 американским долларов лежит у человека без использования в течение года (это называется нисаб: ценз, обусловленный шариатом) 6 , то он должен выплатить с этих денег сумму, равную приблизительно 28 долларам (2,5% из 1150 долларов). И так далее, учитывая сбережения человека за год, он должен платит 2,5% из них как закят.
Закят выплачивается со скота, плодов, золота, серебра, торговой прибыли ит.п.
Когда Ислам возлагает джизью на немусульман в исламской стране, это не значит, что он несправедлив к ним, наоборот это указывает на то, что он относится к ним как к равным, ибо Ислам религия милости и справедливости. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о людях, находящихся под защитой Ислама: «Кто несправедливо относится к союзнику по договору (имеется в виду тот, кто не принял Ислам и живет на территории мусульман на договорных основаниях и платит подушную подать) или умалит его права или поручит ему то, что ему не под силу, или заберет у него что — либо без его довольства, тот в Судный День будет оправдываться предо мной». 7
По его стопам пошли все его сподвижники и последователи. Умар ибн Хаттаб сказал: «Кто не в состоянии платить полную сумму джизьи – уменьшите её для него, а у кого нет вообще возможности платить её- то избавьте его от неё . 8
И когда Умар увидел старого человека из тех, кто платил джизью, который испрашивал у людей, он сказал: «Мы несправедливо отнеслись к тебе, использовали тебя в молодости, а затем взяли с тебя джизью в старости». Затем Умар написал всем правителям, чтобы они освободили стариков от джизья. 9
Более того, исламское государство выделяло для беспомощных немусульман и тех, кто не может обеспечить себя по каким – либо причинам, пособия. Умар ибн Абд аль Азиз написал своему подданному в Басре Адий ибн Артаа: «Посмотри на старых и слабых немусульман, живущих на территории мусульман на договорных основаниях, которые лишились своего заработка и выдели им пособия из имущества мусульман, чтобы улучшить их состояние». 10
Во времена Умара ибн Хаттаба джизью взимали нежно и милостиво. Когда один из подчиненных Умара принес ему сумму джизъи, взятую с немусульман, ему показалось, что этого много и он сказал тому: «Я думаю, вы погубили людей». Тот сказал: «Нет, клянусь Аллахом, Мы взяли только излишки и то, что давали искренно». Умар спросил: «Без кнута и без подвешивания»? Тот сказал: «Да». Умар сказал: «Хвала Аллаху, который не допустил этого под моей властью и во время моей власти». 11
И даже, перед смертью Умар не забыл завещать мусульманам заботиться о тех, кто находится под их защитой и на их территории и сказал:
«Я завещаю халифу, после меня, чтобы он относился хорошо к людям, находящимся под защитой мусульман и живущим на их территории, чтобы он защищал их и не возлагал на них то, что им не под силу». 12

Краткое изложение вышесказанного.
Мусульмане стремились хорошо обходиться с живущими в их стране немусульманами, взамен джизьи, которую, выплачивали последние. Джизья это небольшой налог, от которого были освобождены две — трети немусульманского населения. Мнение же о том, что джизья это тяжелая обязанность, заставившая немусульман отказаться от своих религий и принять Ислам, достойно насмешки. Что же это за религия, от которой готовы отказаться немусульмане ради того, чтобы не платить один или четыре динара в течение каждого года? И как они принимают Ислам, чтобы платить закят, сумма которого намного больше четырех динаров и соглашаются воевать на стороне мусульман, при этом рискуя своими жизнями?
Джизья не является наказанием для немусульман за то, что они не приняли Ислам. Это налог, заплатив который немусульманин освобождает себя от участия в битве и в то же время живет спокойно под зашитой мусульман. Для разъяснения всего этого шейх доктор Юсуф Кардави прочитал лекцию для восьмого канала «Iqra» во время Фикх-Медиа Форума восьмого и девятого октября 2005 года, в Джидде, на западе Саудовской Аравии, где косвенно обратился к немусульманам. Лекция была под названием: «Ислам видит все человечество, как одну семью» 13 , в которой он сказал: « И чтобы еще больше разъяснить и отвергнуть всякие сомнения и ответить на любую ложь, я буду рад процитировать вам слова, написанные известным историком Сэр Томас Арнольдом в его книге: «Призыв к Исламу», которые разъясняют причину взимания джизьи с немусульман, а также разъясняют, на кого была возложена джизья:
«Целью требования джизьи мусульманами от христиан, не было наказанием христиан за то, что они не приняли Ислам, как это внушают нам некоторые исследователи. Христиане платили джизью мусульманам, как и все другие немусульманские народы, живущие на мусульманской территории, которые не служили в войсках, взамен защиты, обеспеченной им мусульманскими войсками. Когда жители Хира принесли сумму джизьи, о которой они договорились с мусульманами, то они открыто сказали, что платят джизью с условием: что их будут защищать от притеснений мусульман, а также других народов.
Также Халид записал в договоре, который он заключил с жителями некоторых городов возле Хира: «Если мы защитим вас, то вы должны платить нам джизью, если не защитим — то нет». И самым откровенным признанием мусульман в этом, является случай, происшедший во время правления халифа Умара. Император Ираклий собрал огромное войско, чтобы отбить у мусульман оккупированные ими земли. Мусульмане должны были сосредоточить все свои силы на битву, которая их ожидала. Но когда Абу Убайда, полководец арабов, узнал о действиях Ираклия, он написал правителям всех открытых (завоеванных) городов в Шаме, приказывая им вернуть людям джизью, которую взяли с них и написал людям: «Мы возвратим вам ваше имущество из-за вестей, дошедших до нас о том, что Ираклий собрал войска против нас, и так как вы поставили нам условие, защищать вас мы возвращаем вам то, что взяли с вас, потому что не можем защитить вас. И если Аллах даст нам победу над ними — мы будем соблюдать ваше условие и все остальное, о чем договаривались с вами».
И большие суммы с государственного счёта были возвращены людям, и христиане воззвали к Аллаху благословить правителей мусульман и сказали: «Да возвратит нам Аллах вас, и даст вам победу над римлянами. Если бы на вашем месте были они (римляне), то ничего бы не вернули и даже забрали бы все, что у нас осталось».
Как мы уже упоминали, джизья была возложена только на мужчин, способных служить в войсках, взамен этой службы. Если же христиане соглашались служить в мусульманских войсках, их освобождали от джизья. Так поступило христианское племя Аль джара джима, которое проживало рядом с Антакия. Они мирно жили с мусульманами и договорились помогать им и воевать с ними, с условием не выплачивать джизью и получать свою долю из трофеев. Подобный договор был заключен еще с одним племенем, когда мусульмане начали стремительно открывать страны Персии в 22 году, и их освободили от джизьи взамен службы в войсках.
Также мы находим много таких примеров с христианами, когда они служили в войсках или на флоте и их освобождали от джизьи во времена тюркского правления. Например: жители Мегарии, албанские христиане, были освобождены от джизьи с условием, что они будут посылать группу вооруженных мужчин для охраны горных проходов на горах Сайзерон и Джеранд. Также христиане служившие разведчиками, работающие для улучшения дорог и строящие мосты все они освобождались от джизьи. Также жители Хидра, христиане, не платили прямых налогов султану, а посылали группу в двести пятьдесят сильных своих мужчин, служить во флот и их обеспечение брала на себя государственная мусульманская казна.
Также были освобождены от налогов жители южной Румынии, Арматиоли, которые составляли основную часть турецких войск, в шестнадцатом и семнадцатом годах. Затем Мидрдайты, с условием посылать вооруженную группу людей для поддержки мусульман во время войны. И христиане-греки, которые контролировали плотины, снабжаемые Константинополь водой или охраняли пороховые хранилища, все они были освобождены от джизьи, учитывая услуги, оказываемые ими мусульманскому государству.
С другой стороны, египетские крестьяне были освобождены от военной службы, и, не смотря на то, что они мусульмане на них была возложена джизья, как и на христиан». 14
И хочу обратить ваше внимание на несколько пунктов в том, что процитировал Кардави.
*Абу Убайда, полководец мусульман, взаимодействовал с христианами Шама, и вернул им имущество, когда засомневался в том, что мусульмане смогут защитить их от Ираклия. Возвращение имущества христианам в этот момент является доказательством того, что целью джизья никогда не было ограбление народов или принуждение их принять Ислам, и когда мусульмане узнали о том, что не могут защитить их от врагов, они вернули им джизью.
*Возможность участия христиан в войне на стороне мусульман или поручения им военных заданий, если они не платят джизья, с условием, что они получат свою долю из трофеев.
И как мы узнали, таких случаев было много. И это еще раз подтверждает то, что джизью платил только тот, кто не участвовал в военных действиях.
*Джизья возлагается и на мусульман: если они не участвуют в битве. Это доказательство на то, что целью джизьи не было вынуждение немусульман оставить свои религии и принять Ислам или же ограбление народов и тому подобные, лживые и необоснованные ни на что мнения.
В течение этого раздела, касающегося джизьи стало ясно, что джизья не исламское новшество, а всего лишь продолжение обычая, который существовал еще до Ислама у других народов как евреи и христиане, которые платили её Византийскому языческому государству. Так почему же некоторые из этих народов порицают и считают зазорным платить джизью мусульманам, которые верят что иудаизм и христианство – религии Аллаха и возвеличивают их пророков?
Также стало явным то, что цель джизьи – не ограбление народов и принуждение немусульман к принятию Ислама: ведь некоторые мусульмане тоже платили джизью, чтобы не участвовать в войне; и еще мусульмане вернули джизью тем, у кого она была взята, когда узнали, что не смогут защитить их от врага.
Можно даже сказать, что джизья это настоящий подарок тому, кто не хочет идти на войну: он сохранит себе жизнь взамен небольшой суммы, которую выплатит один раз за весь год.
Она не возлагается на немусульман, вступивших в мусульманские войска. Что лучше же для немусульманина: участвовать в войне и подвергать свою жизнь опасности или же заплатить небольшую сумму, не превышающую нескольких динаров в течение года и избавить себя от военной службы?
Она не возлагается на всех немусульман поголовно, как об этом твердят некоторые, в корыстных целях.
Христианский православный писатель сам писал о том, что приблизительно семьдесят процентов немусульман не выплачивают джизьи и их не принуждают к этому. А бедного человека, не способного платить джизью – освобождают от неё или уменьшают сумму для него.
Все эти разъяснения о джизьи — достаточный и окончательный ответ для тех, кто ищет истину о джизьи, она никогда не была причиной в распространении Ислама.

Джизья (جزْي) — дискриминационный налог на немусульман ( зимми ), живущих под властью мусульман в соответствии с Кораном и хадисами .

Джизья в Коране и хадисах

Как только территория завоевана исламской армией, правитель может установить специальный налог для немусульман, которые отказываются принимать Ислам .

Джизья платится как знак покорности и дает зимми некоторые элементы правовой защиты. По дхимми (правовой режим по исламскому закону ( шариату ) для немусульман) зимми обычно не разрешается брать в руки оружие для самообороны, служить в армии или в государственных органах, отображать символы своей веры, строить или ремонтировать места религиозного назначения и культа и т. д. Если униженные не хотят платить джизью или принимать Ислам, они могут стать рабами. Статус раба разрешает применять к нему физическое или сексуальное насилие. Также мусульманин имеет право убить раба, о чем свидетельствуют вышеприведенные цитаты.

Размер джизьи и способ ее взимания варьировался в зависимости от времени и места, но тем не менее, дискриминационное налогообложение стимулировало процесс перехода в Ислам ради освобождения от налогового гнета. [1] В некоторых случаях налогообложение немусульман было так выгодно, что исламские правители запрещали своим подданным переходить в Ислам, чтобы не терять постоянный доход.

Справедливости ради необходимо отметить, что джизья не является совсем 100 % исламской инициативой или инновацией Мухаммеда (ударение в данном случае на слове «совсем»). Определенная форма джизьи существовала среди племен Северной Аравии в доисламские времена. Об этом факте свидетельствует известный историк Филипп Х. Хитти в своем труде «Истории арабов». Газв (غزو) или другие подобные набеги ради наживы были общепринятой нормой среди бедуинских племен того времени. Как отмечает Хитти, газв был «формой утверждения бедуинов на захваченных территориях, и их воинственность была особой формой психического состояния». Для членов этих племен все, что принадлежало другим племенам, обеспечивало материальную выгоду, становилось законной целью для истребования и захвата. В связи с этим, слабые оседлые племена, жившие по границам, покупали защиту у сильного племени, заплатив за это хувах, который позже стал джизью в Исламе Мухаммеда. Наряду с добычей, приобретаемой через набеги и опустошительные войны, джизья, как налог, был хорошим источником дохода для верующих, ведь они были постоянно заняты распространением недавно основанной религии, опять же с помощью насилия. Таким образом, путем введения джизьи для покоренных неверующих, Мухаммед внедрил небожественные племенные нормы в свою религию, тем самым, расширяя подобную дикую практику налогообложения.

Джизья как символ куфра и позора (нечестия)

Исламские ученые о джизье

Саудовской шейх Мухаммад бин Абд аль-Рахман аль-Арифи, имам мечети Короля Фахда (Академии обороны), обсуждали предстоящий мусульманский поход на Ватикан. Ссылаясь на хадис в статье, опубликованной на веб-сайте Kalemat в 2002 году, он заявил: [2]

Это и является целью джихада против евреев и христиан, но это не заставит их стать мусульманами и принять «исламский образ жизни». Их необходимо вынудить платить джизью, чтобы положить конец их независимости и верховенства, чтобы не осталось правителей и государей на земле. Эти полномочия должны быть вырваны из их рук последователями истинной веры, которая должна взять на себя суверенитет и вести за собой других на правильный путь Ислама, в то время как они должны стать субъектами, выплачивающими джизью.

[Исламское государство] не может допустить, чтобы они оставались верховным правителями в любом месте и устанавливали неправильные ценности, навязывая их другим. Такое положение вещей неизбежно порождает хаос и беспорядок, обязанность истинных мусульман — сделать все возможное, чтобы положить конец их нечестивым путям и установить над ними праведный порядок.

Что касается вопроса «Что получают неверные в обмен на джизью?», то в ответ достаточно сказать, что это цена свободы, которую делегирует им исламское государство, позволяя им продолжать следовать за своими заблуждениями, живя под юрисдикцией Ислама, пользуясь правом на защиту. Деньги, собранные таким образом, тратятся на поддержание праведного режима правления, который дает им свободу и защищает их права. Это также служит напоминанием, что они были лишены чести платить закят на пути Аллаха, и вынуждены платить джизью, в качестве цены за их заблуждения».

Джизья в истории

Джизья в современном мире

Талибан выдвинул ультиматум против местных индуистов и сикхов в северо-западной пограничной провинции (СЗПП): либо вы платите «джизью», исламский подушный налог для религиозных меньшинств, либо убираетесь с земель Афганистана. Большинство (более 400) индуистских и сикхских семей уже уехали в Пешавар и соседние провинции.

Угрозы в адрес сикхов и индусов — одни из последних примеров в серии насилия в отношении религиозных меньшинств в СЗПП, в том числе христиан, которые должны платить джизью и подчиняться шариату.

«Мы жили в состоянии постоянного страха: страха перед „Талибаном“, страхом перед „Лашкар-э-Ислам“ и другими вооруженных исламскими группами». — представитель сикхов для Daily Times

Правозащитной организации стало известно о случае, когда христианский бизнесмен подвергся насилию во время своего передвижения через Лахор, за отказ платить деньги за «мусульманское покровительство», ему 8 раз выстрелили в ноги.

Мобина, [сестра христианина], рассказала ICC: «Суклейн на свободе и свободно передвигается по округе. Правительство не сделало ничего, чтобы помочь нам, хотя мой брат — известный бизнесмен. Мы не чувствуем себя в безопасности, наши дети слишком напуганы, чтобы выходить на улицу. Пожалуйста, помогите нам, нам необходима справедливость».

По данным Халдейской Культурной Ассоциации за мир в Ираке, по крайней мере, 500 000 христиан покинули свое жилище и 200 000 христиан были вынуждены платить вымогателям деньги, а десятки других были похищены с целью получения выкупа, и затем выпущены.

«До 2003 года было около 2,1 миллионов христиан в Ираке, сейчас же не более 500 000» © Машо. Он подверг критике правительство Ирака за то, что оно не в состоянии защитить христиан, и сказал, что правительство даже не выполняет своих обещаний по возмещению компенсаций. 1960 христиан убиты в Ираке с 2003 года».

В прошлом году было несколько тревожных инцидентов в районе Норребро. В октябре беженец из Африки получил несколько угроз со стороны группы молодых мусульман, которые обвиняли его в том, как он черный и христианин.

Ему дали срок меньше недели на выплату им 10 000 крон (1 800 долларов), если он желает жить в этом районе. В полиции заявили, что они больше не могут гарантировать его безопасность в Mjølnerparken [мусульманское гетто в Копенгагене, Дания]. Когда Lejerbo (компания, специализирующаяся на сдаче в аренду квартир в этом районе) нашла его, он плакал и спал на улице.

Джизья была отменена, поскольку росло давление со стороны Европы. Но немусульмане были объектом замаскированной «теневой» джизьи. Несмотря на реформы, которые должны были привести к полному юридическому равенству между мусульманами и немусульманами в Турции, во время Второй мировой войны был установлен большой налог от правительства на граждан-немусульман, которые, несмотря на политику «кемализма», или, возможно, как раз из-за нее, не рассматривались как «турки» в мусульманском понимании.

В Малайзии немусульмане также были субъектами замаскированной джизьи системы Бумипутра, что способствовало экономическому подъему мусульман, и по сути включало в себя передачу богатства от более трудолюбивых и предприимчивых немусульман (китайцев и индусов) мусульманам (малайцам, но не членам местных племен, которые были обращены в христианство, или оставались языческими, и только в настоящее время исламизированных через сильнейшее давление и даават-миссию).

В другом месте, в Пакистане и Бангладеше, индусы и христиане живут в состоянии непрекращающейся опасности физической расправы, и которые беззащитны перед мусульманами-грабителями или мародерами, и не могут защитить себя из-за своего статуса «немусульманина». Большинство евреев бежали из арабского мира, около миллиона из них оставили свою собственность, которая была последней передачей богатства в руки мусульман.

В Египте, во время правления президента Насера, имущество большинства евреев и христиан — греков, итальянцев и других получили статус «национализированного». Но это было не более чем наложение ареста на их имущество. Копты в Египте не платят прямые джизьи. Но есть и другие способы, чтобы заставить местных христиан, постоянно опасаясь за свое благополучие, платить налог, или взяв себе покровителей среди мусульман. Собственность немусульман в исламских странах не имеет фактически никакой правовой защиты, равно как существуют различные способы изъятия денежных средств у граждан-немусульман на «защиту», то есть джизья выплачивается часто в косвенной, неофициальной и замаскированной форме, чтобы не портить имидж мусульманским странам в глазах западных партнеров».

Другие исламские налоги

Кто-то скажет, что мусульмане также должны платить налог, аналогичный джизье, собираемой с зимми. Правда в том, что мусульмане в период империи платили налог, называемый закят. Однако закят составлял всего 2,5 %, в то время как джизья (размер варьируется в разных странах) обычно составляла от 10 % до 50 % налога на прибыль. [3] Даже сегодня мусульмане обязаны платить этот «благотворительный налог», и он считается одним из пяти столпов Ислама. Но вместо того, чтобы платить государству, они выплачивают закят на благотворительные цели по своему собственному выбору. Следует отметить, что большинство исламских ученых считают, что немусульмане не должны получать выгоду (или милостыню) от закята, [4] и именно поэтому основные исламские благотворительные организации, такие как «Исламская помощь», организуют свою гуманитарную деятельность исключительно [5] мусульманских странах или в местах компактного проживания мусульман в немусульманских странах. Так в период наводнения в Пакистане в 2010 году, многие пострадавшие, но выжившие христиане получили отказ на свои мольбы о помощи, предоставляемой гуманитарными исламскими организациями, именно по этой причине. [6]