Оглавление:
Налоги «на два фронта»
Двойная проблема
Для российских компаний, осуществляющих свою деятельность за пределами Российской Федерации, очень остро стоит проблема двойного налогообложения. На международном уровне решается она путем подписания и ратификации международных договоров. Соглашения об избежании двойного налогообложения предусматривают разграничения полномочий договаривающихся государств в области взимания налогов. То есть они устанавливают правила, которые регулируют налогообложение «своих среди чужих» и «чужих среди своих».
Как не пропустить зачет?
Налоговый кодекс (ст. 311 НК РФ) позволяет российским компаниям зачитывать «иностранные» налоги на доходы при уплате налога на прибыль организаций. Однако следует учитывать, что такой зачет возможен при соблюдении следующих условий:
- зачитываемые налоги идентичны;
- «иностранный» облагаемый доход включается в «российскую» налоговую базу по налогу на прибыль;
- сумма к зачету не превышает предельно возможную величину;
- налог был фактически уплачен за границей;
- у налогоплательщика собраны все необходимые подтверждающие документы;
- с декларацией по «российскому» прибыльному налогу подается специальная декларация по иностранным налогам.
Рассмотрим каждое из условий подробнее.
Похож — не похож?
Первым и основным («золотым»!) правилом для возможности проведения зачета является идентичность «иностранного» и российского налогов.
Как же определить, являются ли эти два налога братьями-близнецами? Для этого надо определить основные его элементы — например, налог на прибыль предполагает обращение к 25 главе Налогового кодекса — и сравнить их с аналогичными данными для иностранного налога. Если основные принципы соблюдены, то «чужой» налог можно смело принимать к зачету (не забывая об остальных условиях). А вот если у «иностранного» налога недостаточно общих черт с российским прибыльным налогом, то, увы, принять к вычету его не получится.
Доход — он и в Африке доход
Говоря об идентичности зачитываемых налогов, нельзя не отметить и общность их налоговой базы. Поэтому надо помнить, что зачет может быть предоставлен по зарубежным налогам с доходов, получаемых от источников в иностранном государстве (ст. 311 НК РФ).
Если доход, полученный за рубежом, не включается в налогооблагаемый доход российского прибыльного налога, то зачет производить ни в коем случае нельзя!
«Беспредельный» зачет
Следует помнить и об ограничении на размеры сумм, которые можно принять к вычету, ведь иностранный налог не всегда в полной мере можно зачесть в счет «местного». Все (!) соглашения об избежании двойного налогообложения предусматривают определенные ограничения, и нормы НК РФ здесь не указ.
Итак, о размере зачета. Сумма зачитываемого налога не должна превышать значения российского налога, исчисленного с такого дохода или капитала в России в соответствии с ее налоговыми законами и правилами. Такое ограничение предусмотрено международными договорами для того, чтобы средства, уплаченные в стране с более высокой ставкой налога на прибыль, не ушли при зачете из российского бюджета.
Так, налог, уплаченный за рубежом, не во всех случаях можно принять к вычету при уплате этой организацией налога на прибыль «на Родине». Объемы средств, которые можно принять к зачету, бухгалтер российской компании должен вычислить самостоятельно.
Для расчета предельно возможной суммы зачета предусмотрена следующая формула:
Предельная сумма зачета вычисляется так: из суммы доходов, полученных за рубежом до удержания «иностранного» налога, вычитаются расходы, связанные с получением «иностранного» дохода. Полученный результат умножается на ставку российского налога.
Вычисление производится отдельно по каждому виду иностранного дохода. Точно так же аналитический расчет предельных сумм необходимо вести и по каждому государству, в котором получен доход. Полученные таким образом цифры суммируются для расчета общей предельной суммы зачета.
Таким образом можно сделать выводы о том, что:
- если предельная сумма зачета больше фактически уплаченной в иностранном государстве, то к вычету принимается вся уплаченная сумма налога;
- если предельная сумма зачета меньше фактически уплаченной за рубежом, то сумма налога на прибыль уменьшается только на исчисленную предельную сумму зачета.
Так, если российская компания получает доходы в стране, где ставка налога на прибыль превышает 24%, то она, увы, не может принять иностранный налог к зачету на сумму такого превышения. Здесь вступает в силу принцип защиты российского бюджета от двойного налогообложения.
Зачет уплаченных в иностранном государстве налогов производится в том налоговом (отчетном) периоде, в котором он был фактически уплачен за границей. Это один из основных принципов устранения двойного налогообложения.
Однако для получения зачета недостаточно самой по себе информации о том, что за границей налог уплачен. В соответствии с п. 3 ст. 311 НК РФ фирма обязана предоставить документ, который подтверждает фактическую уплату доходного налога за границей. Если эту операцию производила сама компания, то подтверждение нужно заверить у иностранных налоговиков. Если же в роли налогового агента выступил зарубежный партнер, то именно оформленное им подтверждение об уплате необходимо предоставить российским налоговым органам. Такими документами могут быть платежные поручения об уплате «иностранного» налога за пределами Российской Федерации. Укомплектовать платежки лучше всего сопроводительным письмом от контрагента, переведенным на русский язык. Совсем не лишним (а, может, и обязательным по мнению налоговиков) будет сопроводить документацию как переведенной на русский выпиской из соответствующего закона иностранного государства, так и ее текстом на языке оригинала. Предоставить следует ту часть, где говорится об основных признаках налога и о налоговой ставке.
Однако этих документов налоговикам может показаться недостаточно. Тогда они вполне могут затребовать:
- копии договора (контракта), на основании которого российской организации выплачивался зарубежный доход;
- копии актов сдачи-приемки «иностранных» работ (услуг);
- документальное подтверждение от налогового органа иностранного государства о фактическом поступлении налога, удержанного с доходов российской организации, в бюджет соответствующего иностранного государства.
внимание
Для получения вычета необходимо указать в декларации по налогу на прибыль организаций сумму зачитываемого налога, который был выплачен за рубежом
Сколько налогов — столько и деклараций
Однако самого по себе предоставления подтверждающих документов для зачета недостаточно. Чтобы получить законный вычет, необходимо указать в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций сумму зачитываемого «иностранного» налога.
Но и это еще не все. Чтобы зачесть иностранный налог в счет уплаты «местного», надо отчитаться перед налоговиками по особой форме — представить в налоговый орган по месту постановки на учет Налоговую декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации. Форма этого документа утверждена приказом МНС России от 23 декабря 2003 г. № БГ-3-23/709 (форма по КНД 1151024). Проявив милость в отношении к своим подопечным, налоговики этим же приказом утвердили инструкцию по заполнению декларации.
Никаких особых сложностей здесь нет. В основную декларацию по налогу на прибыль организаций из «иностранной» заносится лишь сумма налогового зачета. Причем следует не только указать общую сумму зачитываемого налога, но и распределить ее по бюджетам.
Обратите внимание, что «зарубежная» декларация может быть представлена в налоговые органы в любом отчетном (налоговом) периоде независимо от времени уплаты (удержания) средств в иностранном государстве одновременно с подачей декларации по налогу на прибыль организаций.
Таблицы и границы
«Иностранный» налог не всегда можно в полной мере зачесть в счет «местного». Предельная сумма вычета определяется методом расчета
От теории к практике
Рассмотрев основные принципы зачета иностранного прибыльного налога в теории, разберем методику действий более подробно.
Пример
Между Украиной и Россией заключено и ратифицировано соглашение об избежании двойного налогообложения (от 8 февраля 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов»).
Российская компания ООО «РусПолис» приобрела офис на территории Украины в г. Одессе. Общим собранием учредителей решено сдавать офисное помещение в аренду компании «УкрТелеком». Сумма арендной платы составляет 7 000 долларов в месяц. У ООО «РусПолис» на территории Украины нет постоянного представительства, поэтому «УкрТелеком» выступает в роли налогового агента. Украинская компания удерживает и уплачивает в бюджет Украины:
-
налог на репатриацию доходов (аналогичный налогу на прибыль). Его ставка составляет в данном случае 15% (льготы не учитываются);
– налог на добавленную стоимость — 20%. Здесь он не рассматривается, но отразить его следует.
Ежемесячно «УкрТелеком» перечисляет на валютный счет ООО «РусПолис» 4 550 долларов США.
За 1-й квартал 2008 года компания «УкрТелеком» уплатила налог на прибыль в бюджет Украины 31 марта 2008 года. А 31 марта курс Национального банка Украины был 4,855 гривны за 1 доллар. Поэтому в бюджет Украины поступило 5097,75 гривны. На эту же дату 10 гривен по курсу Банка России стоили 46,7894 руб. Следовательно, ООО «РусПолис» может зачесть 23 852,07 руб.
Бухгалтер ООО «РусПолис» проверил на идентичность российскому налогу на прибыль украинский налог на репатриацию и сделал вывод, что произвести зачет можно. В России сдача в аренду помещений также облагается налогом на прибыль, поэтому российский бухгалтер также включил их в декларацию по налогу на прибыль организаций. Затем был произведен расчет предельно возможной суммы зачета — она оказалась больше фактической, поэтому зачесть можно всю сумму налога.
За первый квартал 2008 г. бухгалтер ООО «РусПолис» сдает в свою налоговую инспекцию две декларации по прибыли — российскую и «иностранную», — прилагает к ним выдержку из украинского налогового законодательства, налоговые платежки компании «УкрТелеком» и сопроводительное письмо от налогового агента и. получает вычет!
Налог на репатриацию дохода
(Withholding Tax)
Это налог, который взимается с нерезидента при выплате полученного им дохода за рубеж. Уплата этого налога осуществляется резидентом (налоговым агентом), который непосредственно перечисляет доходы нерезиденту.
Перечень доходов, которые подлежат обложению налогом на репатриацию, в каждой стране свой. Чаще всего в этот список попадают дивиденды, проценты по кредитам и облигациям, роялти, аренда, фрахт.
В Налоговом Кодексе Украины он называется «Налог на прибыль от доходов, полученных нерезидентом с источником их происхождения из Украины». Ставка этого налога в Украине — 15% (6% для фрахта).
Перечень видов дохода, на которые распространяется налог на репатриацию:
- проценты, дисконтные доходы, уплачиваемые в интересах нерезидента, в том числе проценты по займам и долговым обязательствам, выпущенным (выданным) резидентом;
- дивиденды, выплачиваемые резидентом;
- роялти;
- фрахт и доходы от инжиниринга;
- лизинговая/арендная плата, уплачиваемая резидентами или постоянными представительствами в интересах нерезидента — лизингодателя/арендодателя по договорам оперативного лизинга/аренды;
- доходы от продажи недвижимого имущества, расположенного на территории Украины, которое принадлежит нерезиденту, в том числе имущества постоянного представительства нерезидента;
- прибыль от осуществления операций по торговле ценными бумагами, деривативами или другими корпоративными правами;
- доходы, полученные от осуществления совместной деятельности на территории Украины, доходы от осуществления долгосрочных контрактов на территории Украины;
- вознаграждение за осуществление нерезидентами или уполномоченными ими лицами культурной, образовательной, религиозной, спортивной, развлекательной деятельности на территории Украины;
- брокерское, комиссионное или агентское вознаграждение, полученное от резидентов или постоянных представительств других нерезидентов относительно брокерских, комиссионных или агентских услуг, предоставленных нерезидентом или его постоянным представительством на территории Украины в интересах резидентов;
- взносы и премии на страхование или перестрахование рисков в Украине (в том числе страхование рисков жизни) или страхование резидентов от рисков за пределами Украины;
- доходы, полученные от деятельности в сфере развлечений (кроме деятельности по проведению государственной денежной лотереи);
- доходы в виде благотворительных взносов и пожертвований в интересах нерезидентов;
- другие доходы от осуществления нерезидентом (постоянным представительством) хозяйственной деятельности на территории Украины, за исключением доходов в виде выручки или других видов компенсации стоимости товаров/выполненных работ/предоставленных услуг, переданных/выполненных/предоставленных резиденту от такого нерезидента (постоянного представительства), в том числе стоимости услуг по международной связи или международному информационному обеспечению.
Нередко суммы таких налогов компенсируются в стране получателя дохода.
Создавая схему минимизации налогов, нужно учитывать размер ставки этого налога в стране, где регистрируется компания-центр накопления прибыли. В идеале он должен быть нулевым.
Остались вопросы?
Заполните заявку на бесплатную консультацию.
Оптимизация налогообложения доходов от дистрибуции ПО на Украине
Наши клиенты часто решают задачи вывода своей программной продукции на рынки смежных государств. В первую очередь разработчики ПО нацелены на создание дистрибьюторской сети на территории Украины, Казахстана и Беларуси. При этом их волнует вопрос минимизации налогов при движении денежных средств от конечного клиента до правообладателя.
В данной статье мы продолжаем делиться опытом консультирования компаний-разработчиков программного обеспечения по вопросам выхода на зарубежные рынки.
Ниже мы рассмотрим два наиболее распространенных варианта получения дохода от дистрибуции программного обеспечения на территории Украины в форме дивидендов от совместного предприятия и роялти по лицензионному договору.
Выплата дивидендов компанией на общей системе налогообложения
Выплата дивидендов нерезидентам – юридическим лицам.
На основании пп. 14.1.49 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины (далее – «НКУ»), под дивидендами понимается платеж, осуществляемый юридическим лицом — эмитентом корпоративных прав либо инвестиционных сертификатов в пользу собственника таких корпоративных прав, владельца инвестиционных сертификатов и других ценных бумаг, удостоверяющих право собственности инвестора на долю (пай) в имуществе (активах) эмитента, в связи с распределением части его прибыли, рассчитанной по правилам бухгалтерского учета.
Эмитент корпоративных прав, принимающий решение выплачивать дивиденды своим акционерам (собственникам), начисляет и вносит в бюджет авансовый взнос по налогу на прибыль в размере ставки, определенной согласно п. 151.1 ст. 151 НКУ, начисленной на сумму фактически выплачиваемых дивидендов без уменьшения суммы такой выплаты на сумму такого налога. Указанный авансовый взнос вносится в бюджет до/или одновременно с выплатой дивидендов. Далее авансовый платеж засчитывается в счет выплаты налога на прибыль.
Согласно п.10 подраздела 4 раздела XX «Переходные положения» НКУ, с 01.01.2013 г. до 31.12.2013 г. подлежит применению налоговая ставка 19%.
В то же время, обращаем внимание, что авансовый взнос является неотъемлемой частью налога на прибыль и не может расцениваться как налог, взимаемый при репатриации дивидендов (их уплате в пользу нерезидентов) в соответствии с нормами ст. 160 НКУ или действующими международными договорами Украины. Такой налог платится независимо от налога на прибыль.
Дивиденды, полученные юридическим лицом — нерезидентом от резидента, считаются доходами, полученными нерезидентом с источником их происхождения из Украины.
Поэтому резидент, выплачивающий дивиденды в пользу такого нерезидента, обязан удержать налог с таких доходов по ставке в размере 15% их суммы и за их счет, уплачиваемый в бюджет при такой выплате, если иное не предусмотрено положениями вступивших в силу международных договоров Украины со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществляются выплаты (п. 160.2 ст. 160 НКУ).
Согласно нормам пп. 153.3.2 п. 153.3 ст. 153 НКУ обязанность по начислению и уплате авансового взноса возлагается на любого эмитента корпоративных прав, являющегося резидентом, независимо от того, является ли он плательщиком налога на прибыль или имеет льготы по уплате налога, применяет ли ставку налога иную, нежели установленная п. 151.1 ст. 151 НКУ (кроме плательщиков налога, подпадающих под действие п. 156.1 ст. 156, то есть страховщиков).
Таким образом, применение резидентом Украины специального налогового режима не освобождает налогоплательщика от уплаты налога на прибыль и налога на репатриации дивидендов в соответствии с указанными выше статьями НКУ.
В качестве примера рассмотрим ситуацию выплаты дивидендов компанией – резидентом Украины в пользу компании – резидента России или Кипра.
Ставка налога при выплате резидентом Украины дивидендов в пользу юридического лица нерезидента
Авансовый взнос по налогу на прибыль
Налог на репатриацию
— 5% если нерезидент вложил в акционерный капитал (уставный фонд) резидента Украины, выплачивающего дивиденды, не менее 50000 долларов США
— 15% во всех остальных случаях
— 5 если фактический владелец владеет не менее чем 20 процентами капитала компании, выплачивающей дивиденды, или инвестировал в приобретение акций или других прав компании эквиваленте не менее 100000 евро
— 15% во всех остальных случаях
* Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины от 08.02.1995
«Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов»
** Конвенция об избежании двойного налогообложения Украины с Кипром 08.11.2012, я ратифицирована Верховной Радой Украины 04.07.2013 г.
Чтобы воспользоваться льготой в налогообложении, предусмотренной международным договором (преимущественно международные договоры предусматривают снижение ставки налога для налогообложения дивидендов, выплачиваемых нерезидентам), нерезидент должен подтвердить свой нерезидентский статус. Для этого он должен предоставить эмитенту, выплачивающему дивиденды, справку (или ее нотариально удостоверенную копию), подтверждающую, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины, а также в некоторых случаях – и другие документы, если это предусмотрено международным договором Украины. Эта справка выдается компетентным (уполномоченным) органом соответствующей страны, определенным международным договором Украины, по форме, утвержденной согласно законодательству соответствующей страны, и должна быть надлежащим образом легализована, переведена в соответствии с законодательством Украины. Ее наличие дает право облагать налогом дивиденды по правилам, установленным международным договором. При отсутствии такой справки дивиденды будут облагаться налогом по правилам, установленным законодательством Украины, т.е. без снижения ставки налога.
Согласно ч.1 ст.275 НК РФ, если источником дохода налогоплательщика является иностранная организация, сумма налога в отношении полученных дивидендов определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из суммы полученных дивидендов и соответствующей налоговой ставки, предусмотренной пунктом 3 статьи 284 НК РФ.
К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие налоговые ставки:
1) 0 % — по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.
2) 9 % — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными в подпункте 1 данного пункта.
При этом налогоплательщики, получающие дивиденды от иностранной организации, в том числе через постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации, не вправе уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии с настоящей главой, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, если иное не предусмотрено международным договором.
Выплата дивидендов нерезидентам – физическим лицам
Авансовый взнос, предусмотренный пп. 153.3.2 п. 153.3 ст. 153 Налогового кодекса, не взимается при выплате дивидендов физическим лицам. В данном случае применяются правила раздела IV Налог на доходы физических лиц.
Тем не менее следует учитывать, что сумма уплаченных дивидендов на основании ст.139.1.8 НКУ не включается в состав расходов. Следовательно, с нее в любом случае уплачивается налог на прибыль по ставкам 19% (2013 г.) и 16 (с2014 г.) соответственно.
Дивиденды, выплачиваемые нерезидентам – физическим лицам, облагаются налогом по тем же правилам, что и дивиденды, выплачиваемые физическим лицам – резидентам.
На основании ст.167.2 НКУ с получателя дивидендов – физического лица подлежит удержанию НДФЛ по ставке 5%. Дивиденды, выплачиваемые физическим лицам, окончательно облагаются при их выплате за их счет (пп. 170.5.4 НКУ).
Если налогооблагаемый доход начисляется налоговым агентом, но не выплачивается (не предоставляется) налогоплательщику, то налог, подлежащий удержанию с такого начисленного дохода, подлежит перечислению в бюджет налоговым агентом в сроки, установленные НКУ для месячного налогового периода согласно пп. 168.1.5 НКУ.
Налог на репатриацию по ставке 15% с дивидендов нерезидентов – физических лиц удерживать также не следует. Под определение «нерезиденты», приведенное в пп. 14.1.122 НКУ, попадают как юридические лица, так и физические лица – нерезиденты. Однако налогообложение доходов нерезидентов с источником их происхождения из Украины (налог на репатриацию) предусмотрено разделом ІІІ «Налог на прибыль» НКУ (ст. 160), а среди плательщиков этого налога из числа нерезидентов названы только юридические лица и постоянные представительства (ст. 133.2 НКУ).
Соответственно, при выплате дивидендов в пользу физического лица – нерезидента из перечисляемой суммы удерживается НДФЛ по ставке 5%. Помимо этого сумма дивидендов не включается в расходы, а потому облагается налогом на прибыль (19 – 16%).
В соответствии с ч.1 ст.214 Налогового кодекса РФ, на территории России дивиденды, полученные физическими лицами от нерезидентов, определяется налогоплательщиком самостоятельно применительно к каждой сумме полученных дивидендов по ставке 9%, предусмотренной пунктом 4 статьи 224 НК РФ.
При этом налогоплательщики, получающие дивиденды от источников за пределами Российской Федерации, вправе уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии с настоящей главой, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, только в случае, если источник дохода находится в иностранном государстве, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Т.е. при наличии подтверждения уплаты на Украине налога в размере 5%, получатель дивидендов в России обязан уплатить 9% от полученной суммы за минусом суммы украинского налога.
Выплата роялти компанией на общей системе налогообложения
Налог на прибыль на территории Украины
Согласно п.140.1.2 ст.140 НКУ при выплатах роялти резидентом Украины нерезиденту резидент имеет право относить на расходы такие роялти в сумме не более 4% дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (за вычетом НДС и акцизного налога) за год, который предшествует отчетному.
Исключение из данного правила составляет выплата роялти, начисленных за предоставление права на пользование авторским, смежным правом на литературные произведения.
В соответствии со ст. 18 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» компьютерные программы охраняются как литературные произведения. Однако существует мнение, что такая точка зрения не учитывает содержание части 3 статьи 8 того же Закона, в котором компьютерные программы перечислены как отдельный объект авторского права, наряду с литературными произведениями. В связи с этим риск начисления налога на прибыль на роялти за программное обеспечение, выплаченное нерезиденту в сумме более 4% от выручки прошлого года, при отсутствии официальных разъяснений и сложившейся судебной практики оценивается нами как существенный.
Помимо этого, роялти, выплачиваемые в пользу нерезидента, так же как дивиденды считаются доходами, полученными нерезидентом с источником их происхождения из Украины. Поэтому резидент, выплачивающий роялти в пользу такого нерезидента, обязан удержать налог с таких доходов по ставке в размере 15% их суммы и за их счет, уплачиваемый в бюджет при такой выплате, если иное не предусмотрено положениями вступивших в силу международных договоров Украины со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществляются выплаты (п. 160.2 ст. 160 НКУ).
Пунктом 1 ст. 12 Соглашения между Правительством Украины и Правительством РФ об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предупреждении уклонений от уплаты налогов от 08.02.1995 (далее — Соглашение) установлено, что доходы от авторских прав и лицензий (роялти), возникающие в одном Договорном Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договорного Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
При этом согласно п. 2 ст. 12 Соглашения такие доходы могут также облагаться налогом в Договорном Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но уплачиваемый налог не может превышать 10% общей суммы доходов.
Право на использование положений международного договора предоставляется нерезиденту при условии предоставления им справки о подтверждении его резидентства в соответствии с требованиями ст. 103 НКУ.
В случае непредоставления нерезидентом справки о подтверждении статуса налогового резидента указанные доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения в Украине, подлежат налогообложению согласно законодательству Украины по вопросам налогообложения без учета положений международного договора (п. 103.10 ст. 103 НКУ).
Таким образом, с сумм роялти, перечисляемых в пользу российского юридического лица, организация — резидент Украины, должна удержать 10 – 15% в зависимости от наличия справки о резидентстве.
Помимо этого существует риск невозможности отнесения на затраты сумм роялти, превышающих 4% дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (за вычетом НДС и акцизного налога) за год, который предшествует отчетному. Т.е. с данных сумм резидент Украины уплатит внутренний налог на прибыль.
В России налогообложение роялти, полученного от нерезидента, облагаются на общих основаниях по ставке 20%.
На основании п.3 ст.311 НК РФ, суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.
Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, — заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, — подтверждения налогового агента.
Налог на добавленную стоимость на Украине
Согласно п.14.1.225 НКУ, роялти – это любой платеж, полученный в качестве вознаграждения за использование или предоставление права на пользование любым авторским и смежным правом на произведения литературы, искусства или науки, включая компьютерные программы, другие записи на носителях информации, видео- или аудиокассеты , кинематографические фильмы или пленки для радио-или телевизионного вещания, передачи (программы) организаций вещания, любым патентом, зарегистрированным знаком на товары и услуги или торговой маркой, дизайном, секретным чертежам, моделью, формулой, процессом, правом на информацию о промышленным, коммерческим или научным опытом (ноу-хау).
Не считаются роялти платежи за получение объектов собственности, определенных в абзаце первом этого пункта, во владение или распоряжение или собственность лица или если условия пользования такими объектами собственности предоставляют право пользователю продать или произвести отчуждение другим способом такого объекта собственности или обнародовать (огласить) секретные чертежи, модели, формулы, процессы, права на информацию о промышленном, коммерческом или научном опыте (ноу-хау), за исключением случаев, когда такое обнародование (оглашение) является обязательным согласно законодательству Украины. Т.е. в последнем случае речь идет о выплате вознаграждения за полное отчуждение прав на интеллектуальную собственность.
В соответствии с нормами подпункта 196.1.6. НК не являются объектом обложения НДС операции по выплатам роялти в денежной форме или в виде ценных бумаг, осуществляемых эмитентом.
Таким образом, лицензионные платежи, выплачиваемые резидентом Украины в пользу нерезидента по лицензионному договору за право использования программного обеспечения, не подлежат обложению украинским НДС.
В то же время дынные платежи не облагаются НДС на территории России в силу положений ст.148 НК РФ, поскольку территория России не признается местом реализации прав.
Выплата дивидендов компанией на упрощенной системе налогообложения
В соответствии с п. 292.12 ст. 292 НКУ, дивиденды, которые выплачиваются юридическими лицами
собственникам корпоративных прав (основателям плательщиков единого налога), облагаются налогом согласно разделам III и IV НКУ. Порядок налогообложения дивидендов установлен пунктом 153.3 статьи 153 НКУ. Согласно пп. 153.3.2 п. 153.3 ст. 153 НКУ, кроме случаев, предусмотренных подпунктом 153.3.5 этого пункта, эмитент корпоративных прав, который принимает решение о выплате дивидендов своим акционерам (собственникам), начисляет и вносит бюджет авансовый взнос по налогу в размере ставки, установленной п. 151.1 ст. 151 НКУ, начисленной на сумму фактически выплачиваемых дивидендов без уменьшения суммы такой выплаты на сумму такого налога. Отмеченный авансовый взнос вносится в бюджет до/или одновременно с выплатой дивидендов.
Абзацем «а» подпункта 153.3.5 пункта 153.3 статьи 153 НКУ определенно, что указанный авансовый взнос не взимается в случае выплаты дивидендов физическим лицам.
НКУ не предусмотрено уменьшение суммы начисленного единого налога на сумму авансового взноса, уплаченного в связи с начислением дивидендов.
Таким образом, юридическое лицо — плательщик единого налога обязано при выплате дивидендов (за исключением выплаты дивидендов физическим лицам) начислять и уплачивать в бюджет, в который зачисляется единый налог, взнос по правилам, установленным подпунктом 153.3.2 пункта 153.3 статьи 153 НКУ для уплаты авансового взноса по налогу на прибыль. Сумы начисленного единого налога не уменьшаются на сумму авансового взноса по налогу на прибыль, оплаченного в связи с начислением дивидендов.
Однако в случае выплаты дивидендов резидентом Украины на УСН в пользу физического лица, авансовый взнос не начисляется. При этом, вероятно, плательщик начисляет и уплачивает помимо удерживаемого НДФЛ единый налог по ставке 5%, т.к. дивиденды платятся из облагаемых доходов.
Положения раздела III здесь не применяются, т.к. там предусмотрено обложение налогом на прибыль в связи с невозможностью включения дивидендов в расходы.
Налоговые органы и ранее, до вступления в силу Налогового кодекса Украины, настаивали на том, что юридические лица — плательщики единого налога обязаны уплачивать авансовый взнос по налогу на прибыль. Причем, данная позиция налоговых органов поддерживалась также Высшим административным судом Украины.
Выплата роялти компанией на упрощенной системе налогообложения
Резидент Украины на УСН как плательщик роялти уплачивает единый налог по ставке 5% со всех доходов, в т.ч. с поступлений в виде роялти по сублицензионным договорам.
Помимо этого при перечислении суммы роялти нерезиденту на основании ст.160 НКУ плательщиком должен быть удержан и перечислен в бюджет Украины налог на репатриацию, поскольку данный налог удерживается со всех доходов с источником происхождения из Украины, включая роялти. В данном случае, несмотря на то, что украинская компания применяет УСНЮ она должна произвести удержание в соответствии со ст.160 как налоговый агент, поскольку этот налог удерживается из сумм, перечисляемых нерезиденту, который признается налогоплательщиком по разделу III НКУ (т.е. резидент Украины исполняет налоговую обязанность за нерезидента).
Далее, как было указано выше, резидент Украины перечисляет роялти в пользу нерезидента без удержания НДС в качестве налогового агента, поскольку обязанность уплаты НДС с роялти отсутствует.
Российское юр. лицо — получатель роялти на УСН платит со всех поступлений 6%, обязательства по удержанию НДС в качестве налогового агента, как указано в консультации, отсутствуют.
ИТОГО:
Налоговые обязательства украинского юр. лица на УСН при выплате
1) дивидендов в пользу юр. лица:
19 — 16% — авансовый платеж по налогу на прибыль;
15% — налог на репатриацию.
2) дивидендов в пользу физ лица:
5% — единый налог с дохода;
5% НДФЛ, удерживаемый в качестве налогового агента.
3) роялти в пользу юр. лица:
5% — единый налог с дохода;
10 — 15% налог на репатриацию (в зависимости от своевременного предоставления справки о резидентстве);
0% — НДС.
Налоговые обязательства физ. лица при получении дивидендов от украинского юр. лица:
9% от поступившей суммы дивидендов — сумма НДФЛ, удержанного на территории Украины.
Налоговые обязательства российского юр. лица на УСН при получении:
1) дивидендов:
0 или 9% в зависимости от условий участия в уставном капитале дочерней компании;
2) роялти
6% — с дохода
0% — НДС
С учетом изложенного наименее рискованным и затратным нам представляется вариант с выплатой дивидендов украинской компанией на УСН 5% в пользу физического лица – резидента России.
Воровской налог
Пока Минфин мучительно думает, как повысить налоги, Счетная палата торжественно доложила об очередном триллионе рублей, сворованных и выведенных за границу. Фактически мы с вами уже платим воровской налог — за тех, кто крадет в том числе и бюджетные деньги.
Российское правительство пока не готово сокращать расходы бюджета в ближайшие три годы. Видимо, так привыкло наращивать их в 2000-е, что теперь трудно признать необходимость возвращения к режиму жесткой бюджетной экономии образца 1999 года. К тому же чем выше бюджетные расходы, тем больше шансов «попилить» на разных стадиях. Но если не снижать расходы при неумолимо падающих доходах, придется повышать налоги. Поэтому Министерство финансов подготовило предложения по увеличению доходов бюджета за счет роста налоговой нагрузки на компании и граждан. В 2017—2019 годах за счет своих фискальных идей Минфин надеется дополнительно собрать в бюджет почти 2,5 трлн рублей.
Подготовленные Минфином предложения уже обсуждались на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова 29 августа, но пока чисто гипотетически. Уже в следующем году Минфин хотел бы получить в бюджет дополнительно 670 млрд рублей, а в 2019-м — почти 1 трлн. В частности, предлагается брать эти деньги с нефтяников (которые и так постоянно жалуются, в том числе президенту, на якобы непомерную налоговую нагрузку), с «Газпрома» (который из-за продолжающегося падения прибыли при росте расходов на днях стал стоить дешевле Сбербанка), с табачных компаний, ввести акциз на напитки с добавлением сахара и НДС на интернет-торговлю и срубить больше дивидендов с госкомпаний.
В качестве других идей, пока не оформленных в официальные предложения, Минфин рассматривает повышение на 1 процентный пункт налогов на прибыль, имущество организаций, НДС и страховых взносов. Это принесет бюджету, по разным оценкам, от 170 млрд до 324 млрд рублей. Обсуждается даже покушение на святое: Минфин готов предложить повышение неизменного с 2001 года подоходного налога с 13% до 15—16% и ввести какой-то (цифр пока нет) необлагаемый минимум.
Еще одна «доильная» идея — очередная реформа страховых взносов: предлагается взимать их со всего зарплатного фонда полностью и по единой ставке. Сейчас работодатель платит в Пенсионный фонд 22% с зарплат до 796 тыс. рублей в год, а сверх этой суммы — дополнительные 10%. В Фонд социального страхования перечисляется 2,9% с годовых заработков до 670 тыс. рублей, в фонд медицинского страхования — 5,1% со всех зарплат без ограничений. Изменения обернутся ростом фискальной нагрузки, особенно на отрасли с высокими заработками, что приведет к выпадению налога на прибыль и НДФЛ, признает сам Минфин. Возрастает нагрузка и на бюджет, который платит взносы за работников бюджетного сектора. Существует риск ухода зарплат в тень, унификация базы для сбора страховых взносов плохо повлияет на и без того пока отсутствующий экономический рост. В качестве компенсации предлагается снизить общую ставку страховых взносов до 29% в 2018 году и до 28% — в 2019-м.
Кроме повышения налогов, на совещании у Шувалова обсуждались и способы экономии, которые тоже вряд ли понравятся людям. К примеру, не платить пенсии работающим пенсионерам. В прошлом году обсуждали вариант отмены пенсий для тех, кто зарабатывает более 1 млн рублей в год. Теперь речь идет о сумме либо до 500 тыс. рублей в год, либо до средней по стране месячной зарплаты (35 824 рубля на 1 июля 2016 года).
Наконец, вице-премьер Ольга Голодец подтвердила, что в проект бюджета-2017 не будет заложен трансферт в Пенсионный фонд России, что в переводе на нормальный русский означает очередную, уже четвертый год подряд, заморозку пенсионных накоплений.
И вот на таком замечательном информационном фоне Счетная палата, ссылаясь на данные Федеральной таможенной службы, сообщает нам, что только с 2013 по 2015 год из России с помощью фиктивных импортно-экспортных сделок были незаконно выведены 1,2 трлн рублей. (Чуть больше, чем Минфин мечтает собрать с помощью своих фискальных идей в 2019 году.)
Желая похвалить себя на фоне слухов о возможном расформировании или передаче под контроль Минфина (в России вновь оживились дискуссии о создании единого сборщика всех видов платежей — налогов, таможенных сборов и страховых взносов), ФТС сообщила, что за три последних года возбуждено и передано в Росфиннадзор 17 374 дела о нарушениях в сфере валютного контроля. Но фактически в федеральный бюджет взыскано лишь 3 млн рублей, что составляет… 0,0005% суммы выявленных нарушений.
Из этих данных Счетная палата делает вполне логичный вывод: «Практически все постановления по делам, переданные на исполнение в Федеральную службу судебных приставов России, окончены без фактического взыскания». Более того, привлекать к уголовной ответственности после вывода денег из страны, оказывается, часто некого: в 2015 году треть всех дел имели истекший срок давности. За перечисление денег за рубеж по подложным документам (статья 193.1 УК), а также за неисполнение обязанностей по репатриации денежных средств в РФ (статья 193) в 2013 году было осуждено целых… три человека, в 2014-м — также три, в 2015-м — восемь, но пятерых освободили по амнистии.
Счетная палата признает, что этот самый незаконный вывод денег из страны в особо крупных размерах тем не менее прямо связан с законом: мошенники прекрасно используют «дыры» в отечественном законодательстве. Главная схема стара и надежна — создание фирм-однодневок, заключающих фиктивные торговые контракты: такая компания по бумагам якобы импортирует какую-то продукцию, на самом деле ничего в Россию не ввозит, а деньги на оплату воображаемых товаров уходят за рубеж и оседают на счетах организовавших этот бизнес коммерсантов. К слову, похожую схему использовала так называемая группа Григорьева. Арестованному в прошлом году банкиру Александру Григорьеву поначалу, по словам представителей Следственного комитета, собирались инкриминировать создание организованной группы, которая вывела из страны за четыре года от 46 млрд до 50 млрд долларов. Пока такие астрономические суммы в обвинении не фигурируют, но следствие продолжается.
Сейчас в России по закону общество с ограниченной ответственностью может иметь капитал всего в 10 тыс. рублей, что, по словам аудитора Счетной палаты Сергея Штогрина, «позволяет одному физическому лицу регистрировать практически неограниченное число юридических лиц и, накопив задолженность в одном хозяйственном обществе, переходить в другой регион или начинать внешнеэкономическую деятельность с использованием иного юридического лица». При этом учредитель несет ответственность только в размере уставного капитала. Штогрин привел красноречивый пример: предприниматель учредил 1 243 фирмы, через которые за три года было незаконно выведено из страны 500 млн рублей.
Штрафы за незаконный вывод капитала в России составляют 200—500 тыс. рублей — сущие копейки по сравнению с масштабами этого вида воровства.
Вот и получается, что, пока экономика загибается, а в правительстве пытаются изобрести способы повышения налоговой нагрузки ради спасения бюджета, деньги ручьем утекают из страны под видом торговли. Так что перед тем, как повышать налоги, властям стоило бы подумать, как уменьшить воровство. Задача, конечно, сложная. Но ее успешное решение наверняка даст солидную прибавку российскому бюджету.