Общественная организация полномочия

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципалыюго контроля» определил контролирующие органы, имеющие право осуществлять проверки в отношении субъектов предпринимательской деятельности, а также их полномочия и порядок проведения мероприятий по контролю.

Вместе с тем, ст.45 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предоставляет право проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей общественным объединениям потребителей.

При проведении проверок общественными объединениями потребителей субъектам предпринимательства необходимо учитывать следующее.
1. Проведение проверки соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и других видов обслуживания потребителей является правом объединений потребителей.

2. Законом четко определен предмет такой проверки (часть 2 ст. 45 Закона):
• соблюдение прав потребителей;
• выполнение правил торгового, бытового, а также других видов
обслуживания потребителей.
Таким образом, основания проведения таких проверочных мероприятий определены практически исчерпывающим образом, то есть проводить проверки по иным, не отраженным в части 2 статьи 45 Закона вопросам, общественные объединения потребителей не правомочны.

3. Объектами проверки могут быть организации и индивидуальные предприниматели, которые изготавливают или продают товары, а также их уполномоченные лица, импортеры товаров, а также производящие работы или оказывающие услуги потребителям.

4. Субъектами проверочных мероприятий в силу закона являются общественные объединения потребителей.

Под общественным объединением в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. В соответствии с вышеуказанным Законом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционироватъ без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.
Перечень общественных объединений потребителей, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории области, прилагается.

5. Закон от 07.02.1992 № 2300-1 не определяет порядок проведения проверок, лиц уполномоченных на их проведение, а также их права и ответственность.

Указанные вопросы в обязательном должны быть решены в уставе или других документах общественного объединения. Проверяющие лица должны иметь необходимую квалификацию в соответствующей области и письменные полномочия общественного объединения, оформленные в соответствии с требованиями законодательства и устава.

6. По результатам проведенной проверки представители объединения потребителей могут составить акт, справку, которые с материалами проверки вправе направить в органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти.

7. В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей вправе осуществлять только общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением в отношении изготовителя или продавца исключительно мер общественного воздействия.

Такими мерами являются разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, направление материалов проверок в компетентные органы власти.

В связи с изложенным, общественные организации защиты прав потребителей не имеют права изымать документы, товары, составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать штрафы, а также требовать от субъектов предпринимательской деятельности уплаты денежных средств, совершения каких-либо действий в пользу как самих проверяющих, так и общественного объединения.

8. Кроме того, необходимо учитывать, что при совместной проверке субъектов предпринимательской деятельности представителями общественных объединений потребителей с работниками контролирующих органов последние в обязательном порядке должны предъявить документы, обосновывающие правовые основания их участия в проверке, например, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Если Вы считаете, что Ваши права подобной проверкой нарушены, Вы можете обратиться с заявлением в органы прокуратуры, в том числе по телефону 64-15-74.

Сведения
об общественных объединениях потребителей, внесенных в ведомственный
реестр некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции
Российской Федерации по Кировской области

Полное наименование
1.Общественная организация по защите прав потребителей «Потребитель» г.Кирово-Чепецка Кировской области

2.Кировская городская общественная организация «Кировское городское объединение граждан-потребителей»

3.Слободская городская общественная организация «Общество по защите прав потребителей» Кировской области

4. Региональная некоммерческая общественная организация «Общество защиты прав потребителей Кировской области»

5.Кировская региональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей Кировской области»

6.Кировская региональная общественная организация «В защиту прав потребителей»

7.Кировская областная общественная организация «Защиты прав потребителей и предпринимателей»

8.Кировская региональная общественная организация «Права потребителя»

9.Кировская региональная общественная организация «Союз потребителей Вятского края»

10.Кировская областная общественная организация «В защиту прав потребителей»

11 Кировская региональная общественная организация «ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ «2-НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ»

Оглавление:

Права и обязанности общественной организации.

4.1. Для осуществления уставных целей общественная организация имеет право:

— Свободно распространять информацию о своей деятельности;

— Проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия;

— Учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

— Представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов;

  • — Осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные Законом «Об
    общественных объединениях»;
  • — Учреждать хозяйственные общества, открывать структурные подразделения;
  • — Владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ей имуществом, денежными
    средствами (в том числе в иностранной валюте) в порядке, определенном
    законодательством Российской Федерации и настоящим уставом;
  • — Приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, заключать договоры и иные сделки с юридическими и физическими лицами на основании и в порядке, предусмотренным законодательством;

— Для достижения уставных целей сдавать имущество в аренду;

— Для осуществления предпринимательской деятельности создавать хозяйственные общества, а также участвовать в них;

— Создавать на местах отделения организации на правах подразделений, не являющихся
юридическими лицами;

— Привлекать средства граждан и юридических лиц с их согласия для решения задач
организации, финансирования ее программ;

— Принимать благотворительные и иные безвозмездные взносы от Российских и
иностранных граждан и организаций;

— Осуществлять иные права, нести иные обязанности на основании и в порядке,
предусмотренном законодательством.

4.2. Общественная организация обязана:

— Соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и
нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы
предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

— Ежегодно информировать регистрирующий орган о продолжении своей деятельности
с указанием действительного местонахождения постоянно действующего
руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений,
представляемых в налоговые органы;

— Допускать представителя регистрирующего органа на проводимые общественной
организацией мероприятия;

Непредставление обновленных сведений для внесения в единый государственный реестр юридических лиц в течение 3-х лет влечет за собой обращение государственного регистрирующего органа в суд с иском о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.

Общественная организация без регистрации юридического лица

Необходима ли регистрация общественных организаций без образования юридического лица.

Согласно ч. 3 и 4 ст. 18 ФЗ «Об общественных объединениях» решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании учредителей. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные ФЗ «Об общественных объединениях». Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения. Соответственно, данные правила действуют в отношении всех форм общественных объединений, в том числе и для общественных организаций. Разница в правах общественного объединения, имеющего статус юрид. Лица, и общ. объединения, такого статуса не имеющего, содержится в ст. 27 названного закона. Для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право: — свободно распространять информацию о своей деятельности; — участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами; — проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; — учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; — представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; — осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; — выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; — участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для осуществления уставных целей общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, имеет право: — свободно распространять информацию о своей деятельности; — проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; — представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; — осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений; — выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Хотим создать общественную организацию без регистрации юридического лица и взять в аренду пруд у администрации. Возможно ли это? На какой срок лучше оформить? Или может лучше оформить земельный участок под водоемом.

Здравствуйте. Да, возможно. Тут нужно запросить информацию по данному земельному участку в администрации района. Вы подавали заявление?

Кто имеет право представлять общественную организацию без регистрации юридического лица? Каким документом в арбитражном суде должны подтверждаться полномочия представителя такой организации?

Без регистрации общественной организации в минюсте данная организация не считается организацией

Есть ряд объединений, не требующих обязательной регистрации (например: профсоюзные организации), поэтому предыдущий ответ считаю неверным. Но Вам следовало бы уточнить о какой-именно общественной организации идет речь.

Владимир Рублёв. Да не важно какая. любая Общественная организация, ибо это самостоятельная организационно правовая форма. о которой говорится в ст.8 закона 82-фз.

Обязательна ли регистрация общественной организации без образования юридического лица, если да то как и где?

Здравствуйте! Да, обязательно. Регистрировать организацию нужно в ИФНС.

Права общественных организаций по защите прав потребителей

Если права потребителя нарушены, гражданин мо­жет обратиться в общественную организацию потребите­лей, если такая есть в его городе или районе. Практиче­ски при всех обществах работают юристы — специалисты по защите прав потребителей.

Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) определены в статье 45 Закона РФ «О защите прав потребителей»:

1.Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации. Права и обязанности общественных организаций и их членов устанавливаются Уставами.

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ.

Текст абзаца 4 части 2 статьи 45 в предыдущей редакции излагался следующим образом: проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей — утратил силу с 01.08.2011 года);

распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);

участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

ВНИМАНИЕ! Не подлежит проверке:

  • наличие трудовых договоров, документов об образо­вании и медицинских книжек торгового и иного обслужива­ющего персонала;
  • наличие санитарно-эпидемиологических заключений, заключений госпожнадзора;
  • соблюдение санитарных норм и правил вне торгового зала и иных помещений, предусматривающих присутствие в них потребителей;
  • правильность применения контрольно-кассовой тех­ники;

порядок ведения журнала учета контрольных меро­приятий.

ВНИМАНИЕ! В случае выявления нарушений предста­вителями общественной организации запись в журнале уче­та контрольных проверок не производится, т.к. на действия общественных организаций нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ не распространяются.

У представителей обществ потре­бителей такое же правовое положение, как у покупателей. А покупатель, согласно «Правил продажи отдельных ви­дов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55, имеет право проверить правильность цены, веса и меры отпущенных товаров, а также сроки хране­ния продуктов (по накладным, заборным листам) и наличие сертификата качества на данный товар.

Однако эти права покупатели не означают, что он сам взвешивает, измеряет, листает накладные или забор­ные листы. Для проверки продавец показывает, но не отда­ет документ. В правилах не указано, что документы нужно передавать покупателю, а Правила — это установленная Пра­вительством мера должного поведения продавца при обще­нии с покупателем.

И если Правилами не вменено в обязанность продавцу передать (как установило для государственных органов), то продавец не должен выпускать документ из своих рук. Про­давец производит перемеривание, перевешивание, а покупа­тель — наблюдает.

При проведении перевешивания товаров продавец не имеет права разрешать покупателям заходить за прилавок, особенно в магазине, т.к. продавец обязан проходить соот­ветствующий медицинский контроль и его присутствие за прилавком означает, что в этом отношении у продавца все в порядке, чего нельзя сказать о покупателе. Место покупате­ля — по другую сторону прилавка.

Таким образом, общественные объединения потреби­телей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав потребителей. Действенной мерой является разъяснительная и просветительская работа среди предпри­нимательских структур и граждан-потребителей, консульти­рование, оказание помощи в составлении искового заявления и т.п.

Общественные организации не имеют права проводить проверки. Разъяснение бизнес-омбудсмена

На сайте бизнес-омбудсмена опубликована информация, помогающая предпринимателям избавиться от общественных контролёров, которые незаконно требуют предъявить документы для проверки. Юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, следует помнить, что истребовать документы и проводить контрольно-надзорные мероприятия могут только государственные и муниципальные органы контроля. Таких полномочий у представителей общественных организаций нет.

Все права общественных контролёров прописаны в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Они имеют право направлять в органы информацию о фактах нарушений для проведения проверки и принятия мер по их пресечению. Кроме того, общественные организации могут участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений, если поступят жалобы от потребителей.

В то же время, по данным бизнес-омбудсмена, документы, составленные общественными организациями по итогам общественного контроля, не являются абсолютными доказательствами. Это подтверждается и судебной практикой. Поэтому если на предпринимателя оказывается незаконное административное давление со стороны общественных деятелей, он может пожаловаться бизнес-омбудсмену либо обратиться непосредственно в прокуратуру.

Разъясняем законодательство

Общественные организации не вправе проводить документальные проверки индивидуальных предпринимателей

Вопрос: Я осуществляю предпринимательскую деятельность. Недавно моя торговую точку посетила общественная организация и потребовала от моих сотрудников предоставить документы. После проведения проверки организация потребовала с меня плату. Законно ли это?

Отвечает помощник Курчатовского межрайпрокурора Прошина И.Е.: Согласно ст. 45 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей» граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

Общественные организации вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей.

При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом.

Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства общественные организации имеют право проводить проверки в сфере защиты прав потребителей, однако, на проверяемые организации не возлагается обязанность предоставлять сведения и документы, не предусмотренные законом для потребителей.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны представлять общественным организациям в рамках общественного контроля в сфере защиты прав потребителей исключительно сведения и документы, определенные ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» для нужд потребителей.

К таким сведениям и документам отнесены документы и сведения о соответствии качества товара, о его основных потребительских качествах и характеристиках, цене товара, условиях приобретения, стране изготовителе, гарантийных условиях, условиях по безопасности использования товара и др.

Кроме того, общественные организации не вправе требовать и взимать плату за такие проверки.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

Учредители и устав общественной организации

Учредители общественных организаций автоматически обретают статус их членов, а также соответствующий ему комплекс прав и обязательств.

Общественная организация: предпосылки существования

Пик развития общественных движений и организаций припал не советский период. Эпоха коллективизма ознаменовалась возложением на общественные организации несвойственных им функций.

Зачастую они брали на поруки правонарушителей, создавали товарищеские суды. В условиях рыночной экономики удельный вес общественных организаций среди юридических лиц всех организационных форм сократился. Масштабы их деятельности уменьшились.

Однако значение некоммерческих структур для развития гражданского общества нельзя приуменьшать.

Непосредственное отношение к правовому статусу общественных организаций имеют ст.13 и 30 Основного закона РФ. Эти конституционные положения закрепляют идеологическое и политическое многообразие, права частных лиц на добровольное объединение для реализации правомерных целей без получения предварительного согласия субъектов властных полномочий.

Правовое регулирование статуса общественных организаций

Понятие «общественная организация» не претерпело значимых изменений с советских времен. Ими признаются добровольные неправительственные объединения физлиц на основании общих интересов для достижения совместных целей.

Согласно определению ст.8 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественная организация – это основанное на обязательном фиксированном членстве общественное объединение.

Согласно ст.123.4 ГК целями ее учреждения могут быть:

  • удовлетворение нематериальных (в том числе – духовных) потребностей;
  • представление и защита интересов членов перед третьими лицами;
  • внесение лепты в развитие образования, медицины, охраны природы и т. п.

Выявлению значимых характеристик общественных организации способствует определение их места в системе юридических лиц.

В рамках гл.4 Гражданского кодекса общественные организации отнесены к некоммерческим.

Но есть оговорка: такая организация вправе осуществлять приносящую доход деятельность при одновременном соблюдении следующих условий:

  • возможность реализации предпринимательской деятельности предусмотрена уставом (если устав положений такого рода не содержит, необходимо внесение изменений);
  • она не противоречит некоммерческим уставным целям организации, а служит их достижению;
  • общественная организация располагает достаточными активами рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала ООО.

Организационная форма общественной организации является базовой для некоммерческих структур других видов.

Так, ст.50 ГК содержит неисключительный перечень видов некоммерческих общественных организаций. Это:

  • политические партии;
  • профсоюзы, учрежденные в форме юрлиц
  • органы общественной самодеятельности;
  • территориальные общественные самоуправления.

Общественные организации вправе объединятся в союзы. Относительно крупных компаний в России существует практика регистрации в качестве самостоятельных юридических лиц не только головной (материнской) организации, но и ее территориальных органов.

Общественные организации могут преобразовываться в автономные некоммерческие организации или фонды. Для этого требуется внесение изменений в устав (ст.123.4 ГК)

Требования к учредителям общественной организации, их статус и количество

Ключевыми особенностями общественных организаций признаются: фиксированное членство; обязательная выдача членских билетов; уплата членских взносов как ключевого источника формирования финансово-материальной базы деятельности. Именно по признаку обязательного членства общественная организация отличается от некоммерческих структур иных организационных форм, например – общественных движений.

Учредители общественных организаций автоматически обретают статус их членов, а также соответствующий ему комплекс прав и обязательств (абз.9 ст.19 82-ФЗ). Лица, заинтересованные во вступлении в ряды членов организации, подают письменное заявление.

Документ в обязательном порядке должен выражать:

  • заинтересованность в деятельности организации;
  • согласие с ее целями и предписаниями устава;
  • готовность принять на себя ответственность на случай невыполнения правил организации.

Права членов общественных организаций:

  • знать о ее деятельности;
  • участвовать в управлении, инициировать внесение изменений в устав;
  • избирать, быть избранным в руководящие, ревизионные, надзорные органы;
  • оспаривать правомерность действий администрации;
  • требовать возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями организации.

Перечень обязательств:

  • уплачивать взносы (члены организации утрачивают право собственность на имущество и средства, переданные общественной организации для реализации уставной деятельности);
  • участвовать в формировании активов организации способом, оговоренным уставом;
  • воздерживаться от действий, могущих навредить организации, усложнить достижение ее целей;
  • участвовать в принятии решений, без которых организация не может продолжить деятельность;
  • нести ответственность за неправомерные действия в виде исключения из членов организации.

Количество учредителей общественной организации императивно определено ст.123 ГК на уровне трех лиц. Хотя рассматриваемые организации номинально являются объединениями граждан, ст.6 и 18 82-ФЗ допускает членство в организации юридических лиц, являющихся общественными объединениями. Все члены общественной организации будь то физические или юридические лица, равны в правах и обязанностях.

Перечень лиц, не могущих быть учредителями, членами, участниками общественного объединения

Действует императивный запрет на членство в общественной организации публичных образований и их органов: государства, госструктур, региональных властей, территориальной общины в лице муниципалитета (ст.19 82-ФЗ).

Исходя из содержания определения общественных объединений, их членами/участниками не могут быть коммерческие структуры и любые другие организации, не являющиеся общественными объединениями.

В отношении физических лиц действуют следующие правила:

  • Возрастной ценз. По общему правилу составляет 18 лет. Учитывая разносторонний характер потенциальных видов деятельности общественных объединений это в целом правильно. Однако есть некоторые сомнения. Так, в порядке эмансипации гражданин может получить полный объем дееспособности до достижения 18-летия (ст.27 ГК). Почему полноценный, несущий полное бремя ответственности за свою жизнь член общества не может быть членом/участником общественного объединения, остается загадкой. Член/участник молодежной организации должен достигнуть хотя бы 14, детской – 8 лет. Стоит обратить внимание, что попущение сделано именно для членов/участников, но не для учредителей, что вполне логично. Госрегистрация молодежных и детских общественных объединений в ЕГРЮЛ производится при условии, что в руководящие органы полностью сформированы из дееспособных граждан (ст.21 82-ФЗ).
    Допустимость понижения планки возрастного ценза должна быть обусловлена специфическим статусом организации (детская или юношеская), отображенным в названии и уставе организации. На законодательном уровне специфика такого статуса не определена, в РФ действует 98-ФЗ «О господдержке молодежных и детских общественных объединений», но не об этих объединениях как таковых.
  • Вопросы гражданства. Ст.19 82-ФЗ определила следующие правила: если иное не оговорено специальными нормативно-правовыми актами, учредителями и членами/участниками общественных объединений могут быть граждане РФ и иностранцы с легальным ПМЖ в РФ. Иностранцы, проживающие за пределами России, могут быть почетными членами общественного объединения без наделения их обычными правами и без возложения на них соответствующих обязательств. Согласно ст.23 95-ФЗ «О политических партиях» их членами могут быть только граждане.
  • Дееспособность. Ст.19 82-ФЗ не оперирует таким понятием как дееспособность. И если в отношении членов/участников это, возможно, оправданно, то учредители и члены руководящих и надзорных органов очевидно должны обладать полной общегражданской дееспособностью. Видимо, такое упущение – следствие «застарелости» предписаний закона. 82-ФЗ был принят в 1995 году, а часть I ГК – только в 2001. Между тем, вопросы дееспособности могут быть регламентированы специальным законодательством. Так, согласно ст.23 95-ФЗ членом политической партии может быть только дееспособное физлицо.

Запрет на учреждение, членство/участие в деятельности общественных объединений действует в отношении:

  • person non grata – иностранцев, пребывание которых в РФ нежелательно (МИД обнародует поименные перечни);
  • лиц, упомянутых в списке, сформированном согласно 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • общественных объединений, функционирование которых приостановлено по правилам 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • лиц, в действиях которых выявлены признаки экстремисткой деятельности (устанавливается приговором суда);
  • лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение преступления.

Устав общественной организации, требования к его содержанию

Устав общественной организации должен содержать сведения о:

  • ее наименовании;
  • юридическом адресе;
  • территории, на которую распространяется деятельность организации (последние могут быть общероссийскими, региональными, местными);
  • целях и предмете деятельности;
  • членстве, участии;
  • процедуре и основаниях обретения и утраты членства;
  • составе, компетенции, сроке полномочий руководящих и ревизионных органов;
  • порядке принятия решений;
  • перечне вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством;
  • о правах и обязательствах членов (отдельно описывается их ответственность);
  • правах общественной организации и ее территориальных органов по управлению активами;
  • процедуре внесения изменений в устав;
  • порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.

Переоценить значимость устава общественной организации невозможно. Это ключевой документ для госрегистрации и функционирования юридического лица.

Правосубъектность организаций в России является специальной. Иными словами, общественные организации вправе предпринимать только те действия, возможность совершения которых оговорена их учредительными документами.

Если это актуально, в типовой устав общественной организации изначально нужно внести дополнительные сведения о:

  • потенциально возможных видах деятельности, в том числе – связанных с получением прибыли;
  • праве принимать/совершать пожертвования;
  • возможностях и процедуре распоряжения имуществом;
  • праве организации представлять своих членов в суде и компетентных органах;
  • символике, если планируется ее использование.

Проверки бизнеса представителями общественных организаций по защите прав потребителей: как компаниям и предпринимателям защитить себя?

На практике нередко бывают случаи, когда к индивидуальным предпринимателям или в организации, занимающиеся деятельностью, связанной с непосредственным общением с клиентами (например, сфера торговли и услуг) приходят проверяющие, представляясь сотрудниками общественных организаций по содействию защите прав потребителей. Они начинают проверять деятельность организации и пытаются выяснить, имеются ли нарушения требований Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей». Подобные проверяющие могут даже специально провоцировать конфликтные ситуации, чтобы зафиксировать кажущиеся нарушения.

По результатам такой проверки данными лицами обычно составляется Акт, содержащий указания на необходимость устранения выявленных недостатков и иные «рекомендации и предложения» (представить отчет об устранении недостатков, пройти переподготовку сотрудников на курсах и т.д.). При этом в некоторых случаях «общественные защитники» буквально вымогают у предпринимателей денежные средства «за урегулирование вопроса».

Как правильно вести себя предпринимателю в случае, если к нему пришли с проверкой представители общественной организации по защите прав потребителей?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала необходимо разобраться с нормативным регулированием в данной сфере.

Права общественных объединений потребителей

В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) помимо прочего вправе:

  • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей;
  • направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушающих права потребителей;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

При этом при осуществлении общественного контроля объединения потребителей не вправе требовать от предпринимателей представление документов или выполнение действий, обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя прямо не установлена Законом РФ «О защите прав потребителей».

Пленум Верховного суда РФ в своем Постановлении от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснил, что общественными организациями потребителей могут быть заявлены в суд требования в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.

Однако, следует иметь ввиду следующее: в соответствии со сложившейся судебной практикой по данному вопросу , составляемые общественными организациями потребителей протоколы по факту выявленных нарушений не воспринимаются судом в качестве безусловных доказательств наличия такого нарушения. Поскольку такие протоколы составляется негосударственными контролирующими органами, для суда они являются лишь формой фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших.

Такая позиция судов обусловлена следующим. При осуществлении проверок уполномоченными государственными органами закон предоставляет предпринимателям целый ряд гарантий, призванных защитить права и интересы проверяемого лица. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверяемое юридическое лицо должно быть надлежащим образом уведомлено о проведении проверки, проводимой на основании распоряжения уполномоченного органа.

Предприниматель (сотрудник компании) вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от должностных лиц необходимую информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом, вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и т.д.

В случае же с проверками, осуществляемыми общественными организациями, при их осуществлении предприниматели, как правило, лишены возможности защитить свои права, получить соответствующую информацию, а также присутствовать при проведении проверки и представить свои возражения к акту проверки. Несоблюдение общественными организациями требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности. Именно поэтому суды относятся к документам, подготовленным по результатам общественных проверок, с осторожностью.

В случае рассмотрения судом дела по иску общественной организации, соответствующие требования не подлежат удовлетворению, если в материалах дела отсутствуют сведения об основаниях проведения проверки, а также внутренний приказ организации о проведении такой проверки. Кроме того, составленный по итогам выявленных нарушений протокол (акт проверки) не будет являться надлежащим доказательством, если он:

  • не был представлен для ознакомления представителю проверяемого лица;
  • не был вручен представителю проверяемого лица в ходе соответствующих мероприятий;
  • не содержит подписи представителя проверяемого лица;
  • не содержит сведений, безусловно и однозначно указывающих, где и когда была проведена проверка.

Итак, далеко не обязательно, что предприниматель будет привлечен к ответственности по результатам проверки, произведенной общественной организацией. При этом, при обращении в Вашу организацию общественных проверяющих, рекомендуем Вам соблюдать следующие простые рекомендации:

Что делать, если к Вам с проверкой пришли представители общественных организаций по защите прав потребителей

  1. первое, что нужно сделать – это идентифицировать проверяющих и направившую их организацию. Для этого необходимо запросить у данных лиц паспорта и документы, подтверждающие их полномочия (приказ соответствующей организации о проведении проверки именно Вашей организации, документ, позволяющий установить принадлежность данных лиц к определенной общественной организации), а также обязательно сделать фотокопии представленных документов;
  2. проверить, действительно ли существует такая общественная организация, и имеет ли она действующий статус. Сделать этом можно, воспользовавшись электронными сервисами на сайте Министерства юстиции РФ, где ведется Реестр зарегистрированных некоммерческих организаций , а также на сайте Федеральной налоговой службы , где также можно получить информацию о лице, имеющем право действовать от имени соответствующей организации без доверенности;
  3. нужно взять с общественных защитников расписку о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну или иных сведений, отнесенных в Вашей организации к конфиденциальной информации;
  4. также лучше получить с общественных проверяющих расписку (письменное подтверждение) о согласии на обработку персональных данных, а также фото и видеоизображения. Такая расписка понадобится, чтобы впоследствии на законных основаниях использовать сделанную Вами фото и видеозапись проверки;
  5. в любом случае, необходимо вести самостоятельную аудио- и видеозапись действий проверяющих;
  6. в случае провоцирования проверяющими конфликтной ситуации нужно вызвать наряд полиции, либо участкового;
  7. советуем Вам не подписывать никаких документов, бумаг, содержащих пробелы или иные возможности последующей корректировки и дополнения;
  8. в случае составления акта (иного подобного документа), содержащего информацию о каких-либо нарушениях и представления его Вам для подписания, советуем сделать в нем отметки и указания, отражающие Вашу позицию и видение происходящего;
  9. не рекомендуем предъявлять общественным проверяющим никакие иные документы, кроме тех, которые в соответствии с законодательством о защите прав потребителей положено показывать каждому потребителю (покупателю, клиенту) (в соответствии с главой 1 Закона РФ «О защите прав потребителей), а также не передавать проверяющим товары, образцы и прочее.

Следуя этим простым рекомендациям, Вы добьетесь сразу нескольких целей. Если под видом общественных проверяющих к Вам явились мошенники, Вы сможете вывести их на чистую воду, а также продемонстрировать, что Вы не являетесь для них легкой добычей. Если же проверяющие лица действительно действуют на основании поручения соответствующей организации по защите прав потребителей, то, соблюдая вышеприведенные советы, Вы сможете защитить свои права и интересы при проведении проверки, а также получить доказательства, необходимые для последующего рассмотрения в административном или судебном порядке по выявленным нарушениям.

Консультации по защите прав потребителей

Если Вам нужна помощь по защите прав потребителей или противодействию незаконным действиям со стороны общественных организаций с использованием прав потребителей по отношению к Вашей организации, мы можем помочь Вам. Стоимость услуг зависит от количества затраченного времени и квалификации сотрудников, проводившего консультацию и определяется, исходя из действующих часовых ставок: