Оглавление:
Перевозчик и отправитель: зоны ответственности по договору перевозки грузов
За выполнение договора перевозки груза отвечают обе стороны — и перевозчик, и отправитель. Следовательно, в случае нарушения условий договора они будут наказаны. А о том, что конкретно могут взыскать друг с друга стороны договора и в каких случаях, мы расскажем в этой статье.
Согласно ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским и транспортными кодексами и уставами, а также соглашением сторон. При этом соглашения организаций-перевозчиков с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перемещении товара предусмотрена транспортными уставами и кодексами. Эти общие правила касаются всех видов доставки имущества любым видом транспорта.
Что такое договор перевозки и чем регулируется ответственность по нему
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенное ему отправителем имущество в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за осуществление доставки установленную плату ( ст.785 ГК РФ ). Но доставить какой-либо объект из одного пункта в другой можно различными способами. Поэтому, с учетом особенностей различных способов доставки грузов, наряду с Гражданским кодексом, ответственность сторон по договору перевозки регулируется и иными нормативными актами:
Материалы по теме
Как правильно заполнить путевой лист грузового автомобиля
Полный текст документа вы можете скачать в конце статьи.
Материалы по теме
Как заполнить CMR-накладную, чтобы перевезти груз через границу
В соответствии с ГК РФ перевозчик несет следующую ответственность за нарушение договора перевозки груза:
- за неподачу транспортного средства;
- за нарушение установленного срока доставки;
- за утрату, недостачу и повреждение (порчу) имущества.
Наказание перевозчику за неподачу транспортных средств устанавливается в виде штрафа. На железнодорожном транспорте штраф за невыполнение принятой заявки взыскивается независимо от платы за пользование вагонами или контейнерами. Размеры штрафных санкций устанавливаются транспортными уставами и кодексами либо соглашением сторон.
Мерой гражданско-правовой ответственности за просрочку в доставке груза также являются штраф или пени. Кроме того, если товар не был выдан грузополучателю в течение срока, установленного нормативным актом или договором, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать имущество утраченным и потребовать за него возмещения ущерба.
В случае утраты или недостачи груза перевозчиком возмещается ущерб в размере стоимости утраченного или недостающего товара, а в случае его повреждения или порчи — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость.
За что отвечает отправитель
Ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов является взаимной. Грузоотправитель несет ее перед перевозчиком в следующих случаях:
- за невыполнение принятой заявки;
- за искажение в транспортной накладной наименования и иных сведений о товаре;
- за задержку транспортного средства при погрузке;
- за отправление запрещенного для транспортировки товара;
- за просрочку внесения провозной платы и иных причитающихся перевозчику платежей.
Ответственность отправителя по договору перевозки, в зависимости от вида нарушения договорных обязательств, может выражаться в уплате штрафных санкций либо в виде возмещения убытков. Конкретные размеры штрафа или неустойки также устанавливаются транспортными уставами и кодексами либо соглашением сторон.
Ответственность сторон по договору перевозки груза
Ответственность по договору, в отличие от обязательства, возникающего из соглашения об организации перевозок, строится по принципу вины — действует презумпция вины обязанной стороны (п. 1 ст. 796 ГК РФ).
Таким образом, ответственность перевозчика отличается от общегражданской ответственности предпринимателя (п. 3 ст. 401 ГК РФ), которая наступает независимо от вины, если только иные основания ответственности не предусмотрены законом или договором.
Ответственность по договору перевозки, в отличие от общих положений об ответственности, ограничена пределами стоимости груза (п. 2 ст. 796 ГК РФ).
Перевозчик отвечает прежде всего за неисполнение или ненадлежащее исполнение основной обязанности — доставить груз получателю в целости и сохранности. Неисполнение этой обязанности имеет место при утрате груза, а ненадлежащее исполнение — в случае его недостачи, порчи или повреждения. Под утратой груза понимается невозможность его выдачи получателю в течение установленных сроков. Груз признается утраченным, если он не выдан получателю в течение 30 дней с момента истечения сроков доставки (ст. 12 ТУЖД, ст. 190 УВВТ, ст. 300 КТМ СССР), а при перевозке на воздушных судах — в течение 10 дней (ст. 126 ВК РФ); на автомобильном транспорте при выполнении городских и пригородных перево-
зок предусмотрен срок 10 дней, который исчисляется с момента принятия груза к перевозке (ст. 139 УАТ).
Порча груза — ухудшение его качества вследствие изменения химических свойств, повреждение — вследствие изменения физических свойств. Порча, повреждение груза, при которых исключается использование его по назначению, приравнивается к утрате груза (п. 2 ст. 796 ГК РФ).
Условия ответственности за необеспечение сохранности груза общие: а) неисполнение (утрата груза) или ненадлежащее исполнение (недостача, порча, повреждение груза) обязательства, б) наличие в связи с этим убытков у кредитора (отправителя, получателя), в) причинная связь нарушения перевозчиком договорного обязательства с убытками кредитора, г) вина перевозчика.
Грузоотправитель или грузополучатель обязаны при решении вопроса об ответственности перевозчика доказать наличие убытков и причинную связь между нарушением перевозчиком договорного обязательства и возникновением убытков.
Перевозчик для освобождения от ответственности должен доказать отсутствие своей вины.
Транспортные уставы и кодексы предусматривают примерный перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности при условии, если он докажет наличие этих обстоятельств и причинную связь между ними и несохранностью груза. Такими обстоятельствами являются: вина грузоотправителя или получателя; недостатки тары или упаковки, которые перевозчик не мог заметить по наружному виду при приеме груза к перевозке; особые естественные свойства самих грузов, сдача грузов к перевозке без указания в транспортных документах их особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности при их перевозке и хранении; сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленные нормы (ст. 108 ТУЖД, ст.191 УВВТ, ст. 160 КТМ, ст. 132 УАТ).
На морском транспорте, где при перевозках груз в наибольшей степени подвержен воздействию различных опасностей и случайностей, специфических для этого вида транспорта, перечень таких обстоятельств шире:
непреодолимая сила (например, цунами, подводные извержения вулкана);
опасности и случайности на море, воздействие которых, в отличие от непреодолимой силы, можно предотвратить, но только в данной конкретной ситуации их нельзя было предвидеть (например, посадка судна на мель, не обозначенную в лоции);
пожар, возникший не по вине перевозчика;
военные действия и народные волнения;
забастовки в портах, вызвавшие невозможность доставки и выдачи груза получателю (ст. 160 КТМ);
навигационные ошибки при перевозках в заграничном сообщении (ст. 161 КТМ). Навигационными ошибками признаются неправильные действия или упущения капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном.
В каботажных перевозках при навигационной ошибке перевозчик от ответственности не освобождается.
В отличие от навигационных, за коммерческие ошибки, вызванные действиями или упущениями указанных лиц при приеме, погрузке, размещении, сохранении, выгрузке или сдаче груза, ответственность наступает на общих основаниях независимо от вида перевозок (каботажные или в заграничном сообщении) (ст. 161 КТМ).
Для освобождения от ответственности перевозчик должен также доказать, что он принял все необходимые меры для предотвращения вреда или что такие меры принять было невозможно. Изложенное правило, наиболее четко сформулированное в Воздушном кодексе (ст. 98), действует и на других видах транспорта. Если перевозчик принял к перевозке нетранспортабельный груз, хотя недостатки груза, тары, упаковки заметил или мог заметить по наружному осмотру, он отвечает перед получателем в необходимых случаях совместно с отправителем. Такая совместная, с учетом степени вины отправителя и перевозчика, ответственность наступает по разным правовым основаниям: отправитель-поставщик отвечает по договору поставки, перевозчик — по договору перевозки.
Размер ответственности перевозчика по договору перевозки ограничен действительной стоимостью груза. Если отправитель сдал к перевозке груз с объявленной ценностью, перевозчик возмещает убытки в размере объявленной стоимости (п. 2 ст. 796 ГК РФ, ст. 110 ТУЖД, ст. 195 УВВТ, ст. 119 ВК).
При утрате или недостаче груза перевозчик, кроме возмещения стоимости утраченного или недостающего груза, возвращает провозную плату, полученную за перевозку, если она не входит в цену груза. В случае порчи, повреждения груза возмещаются убытки в размере суммы, на которую понизилась его стоимость (п. 2 ст. 796 ГК РФ).
Если перевозчик использует грузы для своих производственных нужд (например, цистерну с нефтью), то он возмещает стоимость груза в двойном размере. Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или в договоре поставки. При
отсутствии счета и указания о цене в договоре расчет убытков производится исходя из средней цены — т.е. цены, обычно взимаемой за аналогичные товары (п. 2 ст. 796 ГК РФ).
На воздушном транспорте, помимо общего ограничения ответственности стоимостью груза, ВК предусматривает ее предел на случай, если груз был сдан без объявления стоимости: тогда убытки возмещаются в размере стоимости груза, но не более размера двух минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса груза (пп. 2 п. 1ст. 119ВКРФ).
По смыслу ст. 793 ГК РФ стороны вправе повысить размер ответственности по договору перевозки как за несохранность груза, так и за просрочку в его доставке по сравнению с пределами, указанными в ГК и транспортных уставах и кодексах. На воздушном транспорте перевозчик уплачивает за просрочку штраф в размере 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы. Это подчеркивается, например, в ст. 123 ВК: перевозчик вправе заключить с пассажиром, грузоотправителями или грузополучателями соглашение о повышении пределов своей ответственности по сравнению с теми, которые предусмотрены ВК или международным договором.
От имущественной ответственности по договору морской перевозки груза необходимо отличать распределение между участниками обязательства по перевозке убытков, которые возникли вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого груза от общей для них опасности. Такие убытки называются общей аварией (ст. 232 КТМ). Они распределяются между перевозчиком и грузовладельцами соразмерно стоимости судна, груза и фрахта. При утрате груза в покрытии убытков от общей аварии участвует наряду с перевозчиком отправитель или грузополучатель — тот, кто является держателем коносамента.
Условиями, при которых убытки признаются общей аварией, являются: а) наличие общей опасности для судна, груза, фрахта; б) намеренность действий капитана и лиц судового экипажа, т.е. направленность их на спасение судна и груза; в) чрезвычайность расходов и пожертвований; г) разумность этих расходов и пожертвований.
Примерный перечень наиболее типичных обстоятельств, при которых убытки отнесены к общей аварии или приравнены к ней, дан в ст. 234—235 КТМ СССР.
Убытки при этом могут быть причинены как перевозчику, так и грузоотправителю (отправителю). Например, при выбрасывании части груза для того, чтобы сняться с мели, убытки возникают у грузополучателя, а при тех же условиях при повреждении двигателей, других машин или котлов судна — у перевозчика.
Сторона, требующая распределения убытков в порядке общей аварии, должна представить доказательства того, что заявленные убытки должны быть признаны общей аварией (ст. 247 КТМ). Расчет по распределению общей аварии между участниками перевозки именуется диспашой. Распределение убытков в порядке общей аварии отличается от ответственности (такой ее формы, как взыскание убытков) по ряду признаков, в частности:
а) действия, предпринимаемые для спасения груза, судна, фрахта от общей опасности, — правомерные, а ответственность наступает при нарушении договорного обязательства (п. 1 ст. 393 ГК РФ);
б) часть распределяемых убытков всегда падает на лицо, требующее распределения их в порядке общей аварии, а при привлечении должника к ответственности убытки возмещаются им полностью (п. 2 ст. 393 ГК РФ);
в) в отличие от ответственности, грузовладелец при общей аварии возмещает убытки при отсутствии вины и причинной связи.
Все другие убытки, возникающие в процессе морской перевозки и не относящиеся к общей аварии, именуются частной аварией. Чаще всего они возникают вследствие воздействия на судно или груз различных опасностей и случайностей на море. Общее правило гражданского законодательства о возложении риска случайной гибели имущества на собственника отражено в ст. 237 КТМ. В силу этой статьи убытки, подпадающие под понятие частной аварии, не подлежат распределению между участниками перевозки: их несет потерпевший. Если же убытки причинены виновными действиями участника перевозки, их возмещает виновное лицо. Например, во время сильного шторма погибло несколько животных. Риск их случайной гибели несет собственник-грузополучатель, к которому право собственности перешло с момента сдачи груза транспортной организации, а при перевозках по чартеру — также с момента передачи грузовладельцу коносамента (ст. 223, 224 ГК РФ). Если животное погибло по вине перевозчика, он возмещает убытки как виновый должник.
Нарушение сроков доставки груза — просрочка исполнения влечет имущественную ответственность в виде штрафа, размер которого зависит от длительности просрочки. Транспортные уставы и ко-
дексы устанавливают минимальный и максимальный размеры штрафа, который исчисляется в процентах от провозной платы, например, от 10 до 50% провозной платы на внутренневодном, от 9 до 100% — на железнодорожном транспорте, в зависимости от величины просрочки (ст. 188 УВВТ, ст. 111 ТУЖД).
По своему характеру данная неустойка (штраф) является исключительной: убытки, возникающие у грузополучателя из-за просрочки перевозчика (например, из-за простоя в цехах в ожидании груза), не возмещаются. Но если просрочка явилась причиной порчи, недостачи, повреждения грузов (например, овощей, плодов, мяса и других скоропортящихся продуктов), то наступает ответственность за два нарушения обязательства:
а) за просрочку взыскивается штраф;
б) за необеспечение сохранности груза — убытки в пределах стоимости груза. В этом случае по отношению к убыткам от несохранности груза неустойка является штрафной.
Ответственность за просрочку наступает при наличии вины перевозчика, которая предполагается (ст. 111 ТУЖД, ст. 137 УАТ). Транспортные уставы и кодексы предусматривают примерный перечень обстоятельств, свидетельствующих о невиновности перевозчика в просрочке, доказав которые он освобождается от ответственности. Например, отклонение судна от намеченного пути в целях спасения на море людей, судов и грузов (ст. 150 КТМ СССР).
Грузоотправитель за несвоевременный расчет с перевозчиком несет ответственность в виде уплаты пени за просрочку платежа (ст. 36 ТУЖД, ст. 87 УВВТ, ст. 103 УАТ). Кроме того, перевозчиком по отношению к неисправному плательщику применяются различные оперативные санкции: он имеет право задержать отправление поезда до внесения провозных платежей (ст. 36 ТУЖД), расторгнуть договор (ст. 142 КТМ).
Грузополучатель отвечает за несвоевременное получение и вывоз грузов с железнодорожных станций, портов, аэропортов: с него может быть взыскана плата за хранение грузов сверх срока бесплатного хранения в указанных пунктах.
При скоплении грузов у перевозчика в связи с их несвоевременным получением и вывозом получателем, что затрудняет работу транспорта. Взимается дополнительный сбор за хранение груза.
Невостребованные получателем в надлежащие сроки грузы передаются перевозчиком соответствующим организациям для реализации. Полученные от реализации таких грузов суммы, за вычетом причитающихся перевозчику платежей и сборов, перечисляются по-
лучателю, а если его банковские реквизиты неизвестны, — то в доход бюджета РФ.
Грузополучатель несет ответственность за несвоевременную разгрузку транспорта на своих подъездных путях — платит штраф за простои транспорта. Если при разгрузке по вине получателя транспортные средства были повреждены, он возмещает перевозчику убытки, а кроме того, платит штраф в размере пятикратной, а на внутренневодном транспорте — трехкратной стоимости ремонта поврежденных частей (ст. 122 ТУЖД, ст. 203 УВВТ).
Виды ответственности сторон по договору перевозки грузов
Организация доставки груза начинается с подготовления сопроводительных документов, так как на это требуется уделить много времени. Важным документом при поставке товара с пункта отправки в пункт назначения выступает договор, в котором указывается предмет договора, обязанности и ответственность сторон, участников процесса доставки. Договор выступает не обязательным документом. Он заключается по взаимному согласию сторон и не требует утверждения в государственных органах, службах.
Договор грузоперевозки заключается по взаимному согласию сторон
Концепция ответственности
Для того чтобы понимать меру ответственности за доставку груза, отправителю и перевозчику нужно знать, что лежит в основе ответственности, за что отвечает понятие и какие виды обязательности есть. После подписания договора, перевозчик берет на себя ручательство доставить груз в пункт назначения, в пункт, который согласован с заказчиком и указан в договоре. Такое действие возлагает на перевозчика имущественную ответственность, что регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Процесс взаимного согласия и выполнения условий перевозки регулирует не только договор и ГК РФ, также транспортный устав. Ответственность за некорректное предоставление услуг перевозки груза предусмотрена в 793 статье Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Закон придает большего значения ответственности за перевозку груза, чем другому виду ручательства, так как в процессе доставки товара выделяют понятие ограниченной ответственности. Взыскание может быть не только за нарушение условий договора, а и при нарушении действий во время организации грузоперевозки. Это может быть задержка при доставке перевозчиком транспортного средства для погрузки товара. Обязательство лежит и на отправителе, он должен использовать предоставленный автомобиль. Это регулируется 794 статьей ГК РФ.
Обязательство отправителя
Согласного условиям договора, ответственность за процесс доставки товара несут две стороны, как отправитель, так и перевозчик. При нарушении своих обязательств, к отправителю применяются меры:
- В соглашении сторон принять участие в процессе доставки товара указывается количество доставляемых позиций. Если отправитель нарушает обязательство и предоставить количество единиц товара меньше, чем указано в документе, то к нему применяются штрафные санкции. Штраф оплачивается компании, которая занимается организациею поставки содержимого багажа. Размер штрафных санкций зависит от количества непредоставленного товара. Согласно ГК РФ: « В размере процентов от стоимости перевозки не предъявленного груза «.
- Если отправитель нарушает пункт а, б, е восьмой статьи договора перевозки методично, планомерно и производит оплату на непостоянной основе, то компания, что производит поставку багажа имеет право прекратить доставку, придержать багаж у себя. Перед началом действий, организация должна поставить отправителя в известность за пять дней.
Себестоимость товара зависит от средней рыночной цены и промежутка, расстояния между пунктом отправки и поставки.
Если заказчик нарушает сроки оплаты услуг грузоперевозчика, последний вправе задержать багаж до внесения денежных средств
Обязательство перевозчика
В период поставки багажа, перевозчик может доставить товар в неполном составе, с повреждением упаковки, внешнего вида. Утрата товара подразумевает под собой невозможность предоставить получателю багаж на протяжении тридцати календарных дней после окончания основного срока поставки. Поставка груза в неполном составе подразумевает под собой частичную доставку, с неточным весом, количеством позиций. При возникновении такой ситуации нужно составить протокол, и указать несоответствия. Если протокол составляет перевозчик сам, без участия отправителя, получателя, то согласно четвертому пункту 796 статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации, он не имеет силы. Это учитывается при разбирательстве в суде. Ответственность за доставку товара лежит на перевозчике. Для того чтобы избежать меру наказания, ему нужно доказать, что утрата, недостача, повреждение товара произошли под влиянием сил и действий, которые он не мог предотвратить.
Дополнительные обстоятельства
В транспортном законодательстве есть ряд случаев, когда нарушения правил поставки груза, мера ответственности и отправителя и получателя имеет смягченный характер. К обстоятельствам относятся:
- Свойства товара самостоятельно терять вес. Это могут быть продукты питания, которые поставляются на длительное расстояние между пунктами отправки и назначения.
- Недостаточное количество тары, упаковки, в которой поставляется багаж и невозможность их замены.
- Если товар имеет особенные свойства, характеристики, то эту информацию отправитель должен предоставить в сопроводительных документах. Если такого примечания нет, то ответственность за недостачу или порчу груза с перевозчика снимается.
- Багаж должен быть соответствующего вида, без лишней влаги, порчи.
Груз должен быть доставлен в целости и сохранности
Снятие мер наказания законным путем
Закон предусматривает случаи, когда грузоперевозчик может снять с себя ответственность на законных основаниях. К таким случаям относятся:
- Не будет нарушением, если перевозчик доставит содержимое багажа в том виде, который предоставила сторона отправителя, в контейнере, упаковке с пломбами, маркировкой.
- Не будет нарушением, если сторона отправителя предоставит своего представителя, сопровождающего груз.
- Не будет нарушением, если сторона отправителя предоставит в документации, несоответствующую содержимого багажа, информацию. Если часть информации будет скрыта.
- Не будет нарушением, если сторона отправителя одобрит поставку багажа в транспортном средстве открытого типа, в открытом кузове прицепе. На такой груз может иметь воздействие погодные условия.
- Не будет нарушением потеря веса груза естественным способом в приделах нормы.
Компенсация грузоперевозчиком
Возместить ущерб за порчу, недостачу и нарушение сроков поставки, грузоперевозчик может в той мере, в которой был нанесен реальный ущерб. Это может быть:
- Утрата и недостача товара компенсируется соответственно рыночным ценам, стоимости и размеру недостающего и утраченного товара.
- Порча товара. Если восстановить внешний вид товара нельзя, то грузоперевозчик должен компенсировать разницу первоначальной цены товара и после порчи. Компенсация может быть и в полном размере стоимости товара. Это решение принимает сторона отправителя и соответствующие органы.
- Если сторона отправителя производит отправку дорогостоящего товара, то рекомендовано это делать с объявленной ценностью. При полной потере багажа, грузоотправитель компенсирует стоимость багажа в размере согласно объявленной стоимости. Это действие регулируется и предусматривается вторым пунктом 796 статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Стоимость багажа указывается в договоре, в сопроводительных документах.
Компенсация ущерба в случае порчи багажа оговаривается в одном из пунктов договора
Несвоевременная доставка содержимого багажа
При оплате штрафных санкций, важно учесть фактор, который повлиял на возникновения факта возмещения. Много вопросов и разбирательств возникает при нарушении сроков доставки груза. Если возникает такая ситуация, грузоперевозчик обязан оплатить пеню, возмещение. Такое правило принято в работу всеми транспортными организациями. Вычисляется размер пени, возмещения в соответствии периода задержки груза и стоимости, размера оплаты за предоставляемую услугу. Ответственность можно изменить. Решение принимают обе стороны действия. Законодательно регулируются изменения Гражданским Кодексом Российской Федерации, 793 статей.
Не своевременная поставка содержимого багажа может стать причиной того, что он доставлен в несоответствующем виде, с порчей. При возникновении такой ситуации, грузоперевозчик оплачивает и пеню за несвоевременную доставку и штраф за принесенный отправителю ущерб.
Влияние внешней среды
Второй пункт 794 статьи ГК РФ определяет перечень ситуаций, когда участники процесса не несут ответственность за порчу, потерю и не своевременную доставку груза:
- Влияние погодных условий, военные действия, пожар, бедствия стихийного характера.
- Нарушить и замедлить процесс передвижения транспортного средства могут уполномоченные органы, транспортный устав, кодекс. Законодательная база позволяет остановить движение автомобиля.
- Другие случаи. Это может быть приостановление действий на срок не меньше трех суток. Задержка может быть связана с дорожными происшествиями, авариями, погрузкой багажа на платформу.
Перевозка грузов: как распределить ответственность сторон
Грузы и способы их перевозки могут быть разными. Российские организации могут перевозить по стране и из-за границы целые железнодорожные составы товара, а могут отправлять мелкие пакеты авиатранспортом. Все зависит от того, какую деятельность осуществляет организация и какие у нее потребности в грузопервезках. Во всем этом многообразии есть только одно общее — любая сделка, а перевозка товаров, материалов или документов — это именно сделка, должна быть оформлена документально. В соответствии с требованием статьи 785 Гражданского кодекса РФ между отправителем или получателем груза и перевозчиком должен быть заключен письменный договор.
Договор о перевозке грузов: особенности и условия
Любой договор грузоперевозки предполагает обязанность перевозчика доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю. При этом оплачивать услуги перевозчика может как отправитель, так и получатель. Кроме того, любая из сторон может совмещать свои функции с функциями перевозчика, например, продавец может доставить его своими силами покупателю. При заключении договора грузоперевозки большую роль играют отраслевые нормативные акты в сфере перевозчика. Именно они влияют на общие условия, а также на ответственность сторон по договору перевозки.
Так, к примеру, при транспортировке на автомобиле необходимо при заключении договора обратить внимание на требования Устава автомобильного транспорта от 08.11.2007 (УАТ) и Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. Железнодорожная перевозка регулируется Уставом железнодорожного транспорта (УЖТ), а в воздушной — самую важную роль играют требования Воздушного кодекса. Поэтому, при составлении договора и определении, какая предусмотрена ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов, важно не противоречить требованиям этих документов. Об этом же сказано в статье 784 ГК РФ, что:
Отсутствие договора ответственности не помеха
Иногда для перевозки грузов стороны не составляют единый письменный договор.В этом случае его просто заменяет транспортная накладная (коносамент или другой документ, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом. В таком документе нельзя прописать ответственность за нарушение договора перевозки груза, поэтому в таких случая она определяется по нормам Гражданского кодекса и ведомственных нормативно-правовых актов.
Общие требования к ответственности
Итак, все условия сделки, а значит и ответственность сторон по нормам статьи 784 ГК РФ должны быть прописаны в договоре (если уставами и кодексами, иными законами и НПА не определено иное). При их определении особенно важно обратить внимание на статью 796 ГК РФ. Ведь в соответствии с ней ответственность по договору строится по принципу вины — действует презумпция вины обязанной стороны. Это значит, что в любом происшествии с грузом, пока не доказано обратное, виноват перевозчик. Правда, его ответственность, как правило, ограничена пределами стоимости груза. Но если стороны смогут доказать в суде причинно-следственную связь между тем, что произошло с грузом и виной перевозчика, они также могут требовать возмещения убытков.
Какие именно ситуации приводят к возникновению ответственности? Их может быть несколько:
- нарушение сроков доставки груза;
- утрата груза;
- недостача, порча или повреждение.
При этом, полной утратой груза считается невозможность выдать его получателю в течение сроков, установленных договором или действующими НПА. Для разных типов перевозки эти сроки отличаются:
- на железной дороге груз признается утраченным, если он не выдан получателю в течение 30 дней с момента истечения оговоренных сроков доставки (ст. 12 ТУЖД);
- при авиадоставке утрата наступает в течение 10 дней с момента истечения оговоренных сроков доставки (ст. 126 Воздушного кодекса РФ);
- при использовании автомобильного транспорта предусмотрен срок 10 дней, исчисляемый с момента принятия груза к перевозке (ст. 139 УАТ).
Порчей или повреждением груза является ухудшение его качества из-за изменения физических, химических и других свойств, делающее невозможным использование товара или материалов по назначению. Если ситуация привела к полной невозможности использования, то в силу статьи 796 ГК РФ такая порча принравнивается к утрате.
Последствия для виновного лица
Таким образом перевозчик отвечает за необеспечение сохранности груза в случае:
- неисполнение им (утрата груза) или ненадлежащее исполнение (недостача, порча, повреждение груза) обязательств по перевозке;
- возникновения убытков у отправителя или получателя из-за недобросовестного исполнения обязательств перевозчиком.
При этом, грузоотправитель или грузополучатель обязаны доказать наличие убытков и причинную связь между нарушением договорного обязательства и их возникновением, а перевозчик — отсутствие своей вины. Если ему этого не удалось, то он может быть наказан:
За нарушение сроков доставки или невывоз со склада
Штрафом и возмещением причиненных убытков (размер штрафа обычно прописан в НПА, но может быть уменьшен или увеличен по соглашению сторон). Обычно сумма взыскания зависит от времени просрочки и исчисляется в процентах от стоимости товара либо суммы оплаты по договору.
Повреждение либо утрата
Возмещение суммы ущерба, причиненного заказчику в сумме полной либо частичной стоимости товара.
Форс-мажор и другие условия освобождения от ответственности
Практически во всех кодексах и НПА содержится перечень обстоятельств, наступление которых освобождает перевозчика от последствий утраты или порчи груза, а также нарушения условий его перевозки. Такие обстоятельства делятся на форс-мажорные, т.е. такие в которох не виновны стороноы договора из-за действия непреодолимой силы, и на те, в которох виноваты другие лица. К ним, в частности, относится:
- вина грузоотправителя или получателя;
- недостатки тары или упаковки, незаметные для перевозчика по наружному виду при приеме товара;
- особые естественные свойства товара, неизвестные перевозчику;
- сдача груза к перевозке без указания в транспортных документах их особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности;
- сдача товара, влажность которого превышает установленные нормы;
- сдача хрупкого товара, без извещения об этом перевозчика;
- другие действия сторон договора.
Вину с себя в этом случае перевозчик может снять только при условии, что он сможет доказать наличие таких обстоятельств, а также причинную связь между ними и порчей либо утратой груза. (ст. 108 ТУЖД, ст. 191 УВВТ, ст. 160 Кодекса торгового мореплавания, ст. 132 УАТ).
К форс-мажорным обстоятельствам обычно относят :
- любую природную непреодолимую силу (цунами, извержения вулкана, ураган, землетрясение, наводнение);
- опасности и случайности, воздействие которых, можно предотвратить, но нельзя предвидеть их наступление (например, посадка судна на мель, не обозначенную в лоции, падение воздушного судна);
- пожар, возникший не по вине перевозчика;
- военные действия и народные волнения.
81.Ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов. Претензии и иски по перевозкам. — alekssandrs Jimdo-Page!
81. Ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов. Претензии и иски по перевозкам.
Ст. 785 по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Перевозчик отвечает за:
· нарушение сроков доставки;
· утрата груза (перевозчик не может выдать его в течение 30 дней, в смешанных перевозках — 4 месяца со дня приема груза и перевозки; авиатранспорт — 10 дней), автотранспорт на пригородном сообщении -10 дней).
Если груз не выдается, он признается утраченным. Если по истечении этого срока груз нашелся -грузополучатель может принять этот груз; порча груза — ухудшение его качества (изменение химического или биологического состава); повреждение груза; недостача (наличие разницы в весе и количестве принятого и доставленного груза).
Ответственность перевозчика строится по принципу вины, которая ст. 796 ГК п. 1 Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В законодательстве закреплена презумпция виновности перевозчика. Перевозчик должнен доказывать свою невиновность. Перечень обстоятельств, превращающих презумпцию невиновности в презумпцию невиновности:
• для железнодорожного транспорта ст. 109 Устава ж/д (груз прибыл в исправном составе и с исправными пломбами грузоотправителя)
• недостача произошла в связи с естественными свойствами, связанными с перевозкой в открытом подвижном составе;
• сопровождение представителем грузоотправителя). Обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности: Ст. 108 Устава ж/д:
• особые, естественные свойства груза;
• груз повышенной влажности.
Перевозчик несет ответственность лишь в размере стоимости имущества. Упущенная выгода не возмещается. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
· в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
· в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;
· в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.
Документы о причинах не сохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.
Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов
1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Глава 40. Перевозка (ст.ст. 784 — 800)
Глава 40. Перевозка
См. схему «Договор перевозки»
О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 26
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Статья 793. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке
1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
2. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.
Комментарий к Ст. 793 ГК РФ
1. В комментируемой статье установлены общие принципы ответственности за нарушение обязательств как собственно по заключенному договору перевозки груза или пассажира, так и по иным транспортным договорам . Пункт 1 комментируемой статьи имеет отсылочный характер: стороны несут ответственность, установленную самим ГК РФ, специальными транспортными законами и соглашением сторон. В этой связи необходимо иметь в виду:
———————————
Так, например, суды применяют комментируемую статью при рассмотрении споров об ответственности грузополучателя за нарушение сроков возврата вагонов и соответственно о взыскании платы за пользование этими вагонами (см. Определение ВАС РФ от 10 августа 2010 г. N ВАС-10133/10 по делу N А76-18772/2009-2-837).
а) применение общих и специальных норм ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств по перевозке. Исходя из общей направленности законодателя на регулирование отношений, связанных с перевозкой, в первую очередь подлежат применению нормы об ответственности, установленные транспортными законами. Эти законы имеют приоритет даже в том случае, когда в специальных нормах ГК РФ прямо назван объем ответственности. Так, несмотря на указание ст. 796 ГК РФ о том, что в случае утраты груза перевозчик несет ответственность в размере стоимости утраченного груза, суды при разрешении конкретного дела со ссылкой на комментируемую статью указали, что применению в любом случае подлежат нормы транспортных законов, хотя бы они устанавливали меньший объем ответственности . Таким образом, только полное молчание соответствующего устава или кодекса позволяет применять нормы ГК РФ об ответственности (в том числе и общие положения, предусмотренные ст. ст. 15, 393 ГК);
———————————
Конкретно при перевозках воздушным транспортом применению подлежит ст. 119 ВК РФ, в соответствии с которой ответственность перевозчика за недостачу груза, сданного без объявления ценности, ограничивается определенной суммой за килограмм веса (Постановление Президиума ВАС РФ от 15 декабря 2009 г. N 12367/09 по делу N А41-7556/08).
б) применение ответственности, установленной соглашением сторон. Соглашение сторон об ответственности не должно противоречить императивным нормам транспортных законов, это относится и к случаям установления повышенной ответственности. В то же время ответственность, установленная законом в виде штрафа (законная неустойка), может быть повышена соглашением сторон путем установления более высокого размера штрафа. Фактически стороны своим соглашением могут устанавливать ответственность за нарушение обязательства или в случаях, когда такая ответственность не предусмотрена законом, или в случаях, когда закон прямо предусматривает, что соответствующая ответственность устанавливается исключительно соглашением сторон (см., например, ст. 8, последний абзац ст. 94 УЖТ).
2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает правила в части возможности ограничения ответственности перевозчика соглашением сторон договора перевозки. В отношении договора перевозки пассажира «не допускаются никакие соглашения между перевозчиком и пассажирами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика» . В отношении договора перевозки груза право заключать соглашения об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика должно быть прямо предусмотрено соответствующим транспортным уставом или кодексом. В настоящее время такая возможность (при определенных условиях) установлена только в ст. 175 КТМ РФ.
Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.
Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 319.
3. В транспортных законах и в самом ГК РФ содержатся условия, которые исключают ответственность перевозчика (так, например, по ст. 796 ГК перевозчик не несет ответственность за сохранность груза или багажа, если сможет доказать, что несохранность произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело). Напрямую в ГК РФ и в большинстве транспортных законов отсутствие вины перевозчика в качестве основания освобождения от ответственности не названо. Тем не менее согласно широко распространенной точке зрения вина перевозчика «подразумевается», что является исключением из общего правила о повышенной (независимо от вины) ответственности лиц, ведущих предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 401 ГК) . Интерес представляет противоположная позиция В.В. Витрянского, который считает, что ответственность перевозчика строится на иных, нежели принцип вины, основаниях. Ответственность наступает за сам факт нарушения обязательства, а основаниями, освобождающими от ответственности, служат определенные обстоятельства, прямо названные в качестве таковых в законе. Отсюда следует вывод, что нормы об освобождении перевозчика от ответственности не исключают применения нормы п. 3 ст. 401 ГК РФ, а, напротив, корреспондируют с ней, поскольку предусматривают дополнительные (к обстоятельствам, связанным с действием непреодолимой силы) основания, освобождающие должника от ответственности за нарушение обязательства, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности . В то же время необходимо учитывать, что в отношении морской перевозки специальный закон прямо предусматривает ответственность перевозчика только на началах вины (подп. 12 п. 1 ст. 166, ст. 186 КТМ).
———————————
См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. С. 480 (автор главы — Т.Е. Абова); Гражданское право: Учебник / Под ред. О.Н. Садикова. Т. II. С. 254 (автор главы — Н.Н. Остроумов).
Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.
См.: Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 382, 454.
В целом, как указывает Конституционный Суд РФ, ответственность за нарушение обязательств по перевозке имеет значительную специфику: она характеризуется ограничением права на полное возмещение убытков по сравнению с общим правилом, запретом на уменьшение или устранение ответственности перевозчика, определенной законом, и возможностью определения ее размера и пределов по соглашению сторон в случаях, когда такие соглашения допускаются транспортными уставами и кодексами .
———————————
Определение Конституционного Суда РФ от 2 февраля 2006 г. N 17-О.
4. В большинстве случаев в транспортных законах ответственность сторон установлена в виде штрафов, которые являются законной неустойкой (ст. 332 ГК). Штрафы эти, как правило, очень высоки. Сама по себе квалификация штрафов как законной неустойки не препятствует уменьшению их размеров судом в соответствии со ст. 333 ГК РФ . Однако сложными являются вопросы выработки критериев, в соответствии с которыми предусмотренные уставами и кодексами штрафы могут быть уменьшены. В этой связи интерес представляет подход, выработанный Научно-консультативным советом при ФАС Уральского округа: сам по себе высокий размер штрафа не может служить основанием для его снижения. Основаниями к уменьшению штрафа по ст. 333 ГК РФ являются, в частности, следующие обстоятельства: лицо, требующее взыскания штрафа, своими действиями прямо или косвенно содействовало наступлению ответственности контрагента; нарушение обязательства не повлекло убытков у контрагента, не повлияло на безопасность движения, не вызвало иных негативных последствий; штраф многократно превышает плату, которую перевозчик получил бы за использование транспортных средств, и т.д. Принимаются во внимание и обстоятельства, при которых произошло нарушение обязательств по перевозке: специфика пропускной способности подъездных путей; зависимость сроков оборота транспортных средств от третьих лиц и др. .
———————————
Определения Конституционного Суда РФ от 22 января 2004 г. N 13-О; от 24 января 2006 г. N 9-О; пункт 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30.
См.: п. 7 разд. II Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа N 1/2008 // СПС «КонсультантПлюс».
5. Требует особого внимания и квалификация обязательств, за нарушение которых устанавливается ответственность. Так, например, в ст. 98 УЖТ установлена ответственность грузоотправителя за искажение в транспортной железнодорожной накладной в числе прочего сведений о грузах (включая занижение веса груза). Одновременно в ст. 102 УЖТ установлена ответственность грузоотправителя за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера. Казалось бы, законом установлена двойная ответственность за одно и то же нарушение. В действительности же анализ соответствующих норм показывает, что ответственность по ст. 98 УЖТ наступает «в рамках обязательств, вытекающих из договора перевозки груза» (поскольку речь идет об искажении сведений в накладной), а норма ст. 102 УЖТ имеет «прямое отношение к ответственности грузоотправителя за нарушение обязательств по предъявлению груза и его погрузке в поданные транспортные средства» . Таким образом, нет препятствий для одновременного применения обеих статей Устава, поскольку в них упоминаются разные правонарушения .
Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.
Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 385.
См.: п. 6 разд. II Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа N 1/2008 // СПС «КонсультантПлюс».
6. Специальные составы ответственности установлены за задержку отправления пассажира (ст. 795 ГК), за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (ст. 796 ГК), за неисполнение обязанностей по договору о подаче транспортных средств (ст. 794 ГК) (см. комментарий к этим статьям). В рамках комментария к настоящей статье достаточно указать только на ответственность, возложенную транспортными законами на перевозчика за просрочку доставки груза в пункт назначения. Так, согласно ст. 97 УЖТ перевозчик за просрочку доставки груза уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов. Аналогичная ответственность установлена п. 11 ст. 34 УАТ. На внутреннем водном транспорте размер неустойки также установлен в 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но объем ответственности ограничен только 50% провозной платы (ст. 116 КВВТ). На воздушном транспорте размер законной неустойки — 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы (ст. 120 ВК). Сложившаяся практика не ставит под сомнение то, что правом на взыскание указанной неустойки обладает грузополучатель.