Оглавление:
Подоходный налог корпораций
Подавляющая часть федеральных расходов приходится на выплату пенсий, социальное обеспечение, расходы на национальную оборону, здравоохранение и выплату процентов по государственному долгу. Основными источниками доходов служат личный подоходный налог, налог на фонд заработной платы и налог на прибыли корпораций. [c.96]
Налог на прибыли корпораций. Федеральное правительство также взимает налоги с корпораций. Как следует из названия, налогом иа прибыль корпораций облагаются корпоративные прибыли, то есть разность между их совокупными доходами и совокупными расходами. Базовая ставка составляет 35% и применяется к годовым прибылям свыше 10 млн дол. Фирма, получившая 15 млн дол. прибыли, заплатит корпоративный налог в размере 1 750 тыс. дол. (5 000 000 дол. х 0,35). Фирмы, чьи прибыли составляют меньше 10 млн дол. в год, облагаются налогом по более низкой ставке. [c.98]
Налог на прибыли корпораций. Федеральный налог на прибыли корпораций по своей сути является пропорциональным налогом с единой 35%-ной ставкой. Но это значит, что налоги платят владельцы корпораций, то есть акционеры. Некоторые специ- [c.689]
Налог на прибыли корпораций. Вопрос о распределении этого налога менее ясен. Традиционная точка зрения сводится к тому, что у компании, которая назначает цену, обеспечивающую максимальную прибыль, и производит максимизирующий прибыль объем продукции, нет оснований для изменения цены или объема продукции, когда она облагается налогом на прибыль. Такое соотношение цены и объема продукции, которое приносит наибольшую прибыль до выплаты налогов, будет самым выгодным и тогда, когда правительство изымет определенный процент из прибылей компании в форме подоходного налога. В соответствии с этой точкой зрения акционеры компании (ее владельцы) должны нести налоговое бремя, получая более низкие дивиденды или меньшую сумму нераспределенной прибыли. [c.693]
Одно из предложений сводится к снижению или отмене налога на прибыли корпораций. Эта мера будет способствовать увеличению ожидаемой прибыльности инвестиций и расходов на новые машины и оборудование. Но если в экономике существует полная или почти полная занятость, то как можно высвободить необходимые ресурсы из производства потребительских товаров Один из способов достижения этой цели — введение налога на добавленную стоимость (НДС) для потребительских товаров. НДС похож на налог с продаж, но отличается тем, что применяется лишь к разнице между стоимостью объема продаж данной фирмы и стоимостью ее закупок у других фирм. НДС станет общенациональным налогом с продаж по- [c.696]
Следует отметить, что НДС сдерживает потребление. Можно не платить НДС, если вкладывать средства в сбережения, а не в потребление. А мы знаем, что сбережение (временный отказ от потребления) приводит к высвобождению ресурсов из производства потребительских товаров, что дает возможность направить их на инвестиции. Отмена налога на прибыли корпораций и введение НДС по идее должно изменить структуру американского производства, переориентировать его на инвестиции вместо потребления, в результате чего повысятся производительность труда и конкурентоспособность. [c.697]
Федеральный подоходный налог с физических лиц является прогрессивным. Налог на прибыли корпораций по преимуществу пропорционален. К категории регрессивных налогов относятся налоги с продаж, акцизы, налоги на зарплату и имущество. [c.699]
Закон о сокращении дефицита предусматривает для супружеских пар, годовой доход которых превышает 250 тыс. дол., повышение верхней планки подоходного налога с физических лиц с 31 до 39,6%. В соответствии с этим законом федеральный налог на бензин повысился на 4,3 цента за галлон, а налог на прибыли корпораций увеличился с 34 до 35%. [c.699]
Сторонники налога на добавленную стоимость (налог, похожий на федеральный налог с продаж) утверждают, что он должен заменить налог на прибыли корпораций. НДС по идее должен привести к сокращению потребления, увеличению сбережений и инвестиций и тем самым повысить темпы экономического роста и конкурентоспособность американских товаров на мировом рынке. [c.699]
Наиболее важной разновидностью налогов является подоходный налог, включающий в себя налог на доходы физических лиц, а также налог на прибыли корпораций. Производственные объединения, предприятия, а также собственники капитала уплачивают налог на основании предъявляемых ими деклараций. Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика о размерах его доходов. Налоги с лиц наемного труда взимаются при выплате им заработной платы. [c.317]
Налоги на прибыли корпораций / / /Индивидуальные / 1 налоги — / it а 1 Трансфертные платежи [c.23]
Налоги на прибыли корпораций выплачиваются правительству и включаются в доходную часть государственного бюджета. Нераспределенная прибыль корпораций — это часть прибыли, оставшаяся после уплаты налогов и выплаты дивидендов, составляет доход, используемый для инвестирования, (увеличения реальных активов). [c.24]
В современных условиях основной источник финансовых ресурсов — налоги на доходы физических лиц (индивидуальные подоходные налоги), налоги на прибыли корпораций и учреждений, НДС, налоги на собственность (имущество), таможенные пошлины, акцизы, налога на продажу товаров и услуг. Кроме того, могут устанавливаться налоги на рекламу, биржевые сделки, сборы на право торговли, сборы с владельцев автотранспорта и т. д. [c.286]
Доходы федерального бюджета США почти всецело формируются за счет налоговых поступлений, при этом на долю прямых налогов с населения приходится 55%, косвенных налогов— 13%, налога на прибыли корпораций—28%. [c.358]
В общей сумме доходов бюджетов на долю федерального бюджета приходится примерно 65%, а в расходах — ок. 60%. Налоги дают почти 90% всех поступлений федерального бюджета. К прямым налогам относятся подоходный налог с населения и налог на прибыли корпораций, налог на доходы от ценных бумаг и налог с наследств. Косвенные налоги включают налог с продаж, акцизы на табачные изделия, алкогольные напитки и др. товары массового потребления и таможенные пошлины. Отвлечение значительных бюджетных средств на затраты, связанные с гонкой вооружений и милитаризацией экономики, осо- [c.503]
НАЛОГИ — обязательные платежи, взимаемые государством с населения, организаций и предприятий. Социально-экономическая сущность налогов, их назначение и роль в экономической и политической жизни общества определяются общественным строем. При капитализме налоги служат орудием классового господства буржуазии, основным источником доходов буржуазного государства, средством дополнительной эксплуатации трудящихся и обогащения капиталистов. Из налоговых поступлений в бюджет буржуазного государства от 75 до 90% приходится на налоги, взимаемые с доходов населения, и лишь от 10 до 25% —с частного имущества и капитала. Налоги в США, Англии, ФРГ, во Франции поглощают до 25—35% и более доходов средней семьи трудящихся. Вместе с тем буржуазное государство предоставляет налоговые льготы монополиям (см. Монополии капиталистические), которые к тому же скрывают значительную часть своей прибыли от налогообложения, используя коммерческую тайну, фальсификацию отчетности и т. д. Поэтому доля доходов буржуазного государства, формируемая за счет налогов на прибыли корпораций, постоянно уменьшается. Буржуазное государство возвращает монополиям изъятые через налоговый механизм доходы, предоставляя им огромные субсидии, выгодные военные заказы, финансируя научные исследования и т. д. Монополии имеют также большие возможности включать сумму выплаченных налогов в цену реализуемой продукции и тем самым в конечном итоге перекладывать тяжесть налогов на потребителя, т. е. на широкие массы трудящихся. В условиях империализма происходит стремительный рост [c.235]
Налог на прибыли корпораций 117,2 [c.366]
В частности, видны а) существенное увеличение относительного значения налогов, взимаемых непосредственно с отдельных лиц и корпораций (прямые налоги), и резкое уменьшение значения налогов на товары (косвенные налоги) б) среди прямых налогов резкое уменьшение начиная с 1960 г. роли налога на прибыли корпораций и значительное возрастание роли налогов в фонд социального страхования. [c.366]
С этой точки зрения налоги, которые ясно, кто платит, лучше тех, бремя которых не столь очевидно. Таким образом, персональный подоходный налог — «хороший» налог, а налог на прибыли корпораций — «плохой». Экономисты даже не могут сойтись во мнении относительно того, кто реально платит налог на прибыли корпораций. Является ли он на деле налогом на акционеров, потребителей или всех собственников капитала. [c.376]
Термин «реальная налоговая ставка» используется в другом смысле для обозначения ставки скорее налогового обязательства, чем налогового бремени. Везде в этой главе мы сосредоточиваемся на бремени. В гл. 23, где мы рассматриваем налог на прибыли корпораций, мы будем использовать этот термин во втором смысле. Это не должно вызывать неудобство, поскольку корпорация не может нести налоговое бремя, это участь людей (например, рабочих, потребителей или собственников капитала). [c.388]
Закон о налоговой реформе 1986 г. снизил подоходный налог с физических лиц и увеличил налоги на доходы корпораций. Поэтому в целом людей подвели к представлению, что они получили налоговое послабление, но так было только потому, что они не учитывали в своих расчетах влияние более высокого налога на прибыли корпораций, на их реальные доходы как акционеров, потребителей и рабочих. Чтобы узнать, насколько вы выиграли или проиграли от реформы 1986 г., необходимо проанализировать распределение бремени налога на прибыли корпораций, а этот вопрос является достаточно спорным. [c.389]
В этой части мы используем общие принципы налогообложения, рассмотренные в ч. IV, для анализа налогообложения в Соединенных Штатах. В течение последнего десятилетия в США возрастала неудовлетворенность системой подоходного налогообложения, что привело к принятию в октябре 1986 г. Закона о налоговой реформе. После рассмотрения основных положений индивидуального подоходного налога и налога на прибыли корпораций, а также их воздействия как на капитал, так и на труд поговорим об уклонении от налогов, дадим оценку того, в какой степени Закон о налоговой реформе 1986 г. решал вопросы, обусловленные недостатками налоговой системы, а также приведем некоторые сегодняшние предложения по дальнейшему реформированию. [c.474]
Глава 23. НАЛОГ НА ПРИБЫЛИ КОРПОРАЦИЙ [c.526]
Удивительно, что одной из основных особенностей Закона о налоговой реформе 1986 г. было увеличение поступлений от налога на прибыли корпораций при соответствующем уменьшении индивидуального подоходного налога. За пятилетний период сдвиг акцента вылился приблизительно в 120 млрд дол. Он мотивировался скорее политическими соображениями, нежели изменением позиции президента Рейгана в вопросе нежелательности налога на прибыли корпораций. Чтобы завоевать признание реформы индивидуального подоходного налога, которая мыслилась им как чрезвычайно важная, необходимо было его уменьшить. Чтобы компенсировать потери в федеральных поступлениях, другие налоги должны были быть увеличены. Налог на прибыли корпораций был очевидной мишенью, особенно поскольку законы 1981 —1982 гг. о налогообложении создали очень неравномерные налоговые ставки на доходы от альтернативных инвестиций. Устранение некоторых из этих искажений дало бы возможность государству снизить узаконенные ставки налога на прибыли корпораций, в то же время увеличивая поступления в бюджет. Как показано на рис. 23.1, после полного введения в действие изменений по налоговому закону 1986 г. ожидается, что указанный налог составит 12,8% федеральных поступлений от налогов. [c.526]
Изменения в совокупных поступлениях, однако, могут и не вести к информации об изменениях в экономическом воздействии налога на прибыли корпораций. Экономисты считают, что он вызывает серьезные искажения в распределении инвестиций и их общем уровне. В настоящей главе рассматривается несколько проблем во-первых, налогом на что является налог на прибыли корпораций и кто несет его бремя — акционеры, рабочие или потребители Во-вторых, как данный налог сказывается на экономической эффективности В-третьих, как данный налог влияет на решения финансового характера — долг, дивиденды, слияния В-четвертых, должен ли существовать такой налог [c.526]
Вновь учрежденные фирмы продают акции для получения капитала. Часто это его единственный источник. Банки считают долгосрочные займы слишком рискованными, а такие фирмы слишком малы для выпуска долгосрочных облигаций. Первоначально предприниматель обычно получает доход в основном в форме дохода на акции (а не в зарплате). Таким образом, налог на прибыли корпораций, который освобождает от налога процентные платежи, может в действительности рассматриваться как налог на предпринимательство. Он влияет на инвестиции новых фирм, которые не могут получить средства за счет займа дополнительных сумм. [c.535]
ЭФФЕКТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛИ КОРПОРАЦИЙ НА ФИРМЫ С ОГРАНИЧЕННЫМ ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ [c.535]
В последующем в порядке перераспределения уплаты налогов и трансфертных плЬтежей формируются конечные доходы бизнеса, государства и домашних хозяйств, которые по сумме составляют национальный доход. Использование доходов их получателями в конечном счете совпадает по сумме с их расходами. В итоге расчет величины ВНП по расходам и доходам дает один и тот же результат. Иначе говоря, в конечном счете средства фирм, предназначенные для покупки товаров и услуг, будут состоять из амортизационных отчислений и нераспределенных их доходов, средства государства — из полученных косвенных налогов на бизнес, налогов на прибыли корпораций, страховых взносов и индивидуальных налогов, за вычетом трансфертных платежей, и средства домашних хозяйств — из их доходов после уплаты налогов. [c.25]
В эпоху империализма и общего кризиса капитализма эксплуататорские классы всё больше перекладывают тяжесть П. н. на трудящихся. В США П. н. взимается даже с пенсий стариков и инвалидов. За 35 лет (1941 — 1975) П. н. с населения возрос в 70,5 раза, а налоги на прибыли корпораций — лишь в 18,5 раза. В 1971/72 налог на одну семью составлял в США 4520 долл., или на 6,5% больше, чем в 1970/71, и на 77,5% больше, чем за 10 лот до этого. В 1974 в США был введён дополнит. 5% -ный подоходный налог с населения. В связи с резким сокращением покупат. способности и классовой борьбой трудящихся пр-во США было вынуждено в 1975/76 предусмотреть частичный возврат уплаченных населенном в 1974 налогов, а также нек-рое снижение П. н. на 1975/76 бюджетный год. Значит, часть снижения индивидуального П. н. досталась получателям высоких доходов. Вместе с тем, хотя в США, напр., проведён ряд налоговых реформ (1948, 1950, 1953, 1962, 1964, 1969), тяжесть налогового пресса из года в год возрастает. Во Франции в бюджете на 1972 предусматривался рост налогов на доходы физич. лиц на 15%, а на доходы компаний лишь на 6% по сравнению с 1971. Снижая иногда налоги, капиталистич. гос-во пытается стимулировать спрос, смягчить кризисные явления перепроиз-ва повышая налоги, оно надеется ослабить инфляцию, увеличить бюджетные поступления. [c.271]
Прибыль капиталистов облагается П. н. в форме иоимуществ. налога, промыслового налога, подомового налога, налога на доходы от ден. капиталов, налога с прибыли корпораций. Поимущественный налог, сохранившийся в США, Великобритании, Кападе, ФРГ и др., взимается со стоимости здании, земли, оборудования, торгово-пром. помещений. Ставки пропорциональные, что выгодно имущим классам. Поступает в местные бюджеты. Крупные владельцы перелагают осн. бремя этого налога на арендаторов. Промысловым налогом облагаются доходы владельцев торг., пром. и др. предприятий. Ставки этого налога дифференцируются в зависимости от местности, промысла и разряда предприятия. В ФРГ, напр., он взимается с чистой прибыли но прогрессивным ставкам (от 1 до 5% ) и с капитала по пропорциональным ставкам (0,2%). Подопо-вым налогом облагаются доходы от домостроений. В Италии, напр., этот налог взимают по единой ставке — 5% от прибыли, полученной от всех видов строении. Налогом на доходы от ден. капиталов облагаются дивиденды, проценты от вкладов в банки, выигрыши но гос., местным и частным займам, доходы от ценных бумаг (Канада и др. страны). Налог с корпораций уплачивают акц. компании. Он взимается с полученной прибыли, как правило, по пропорциональным ставкам, что выгодно фирмам, получающим высокие доходы. Хотя формально ставки налога на прибыли относительно высокие (от 22% до 50%), законодательство и практика налоговой системы каниталистич. стран предоставляют большие возможности для искажения фактически полученных доходов. В 1975 по расчётам, данным в федеральном бюджете США, сумма различных налоговых льгот корпорациям достигла ок. 90 млрд. долл. Налоги на прибыли определяются па основе подаваемых деклараций — заявлений в финанс. органы о полученных за истекший период (обычно за год) доходах. При наличии коммерч. и банковской тайн, различных бухгалтерских ухищрений и махинаций монополиям удаётся скрывать значит, часть прибылей от обложения. По данным амер. исследовательской ассоциации по вопросам труда, компании и тресты США в кон. 60-х гг. ежегодно недоплачивали в казну от 7,5 до 16 млрд. долл. Корпорации США по налоговой реформе 1964 получили ряд льгот. Закон предусмотрел прямое снижение ставок налога на их прибыли с 52 до 48%. Это составило 2,4 млрд. долл. в год. Законом 1975 произведено новое сокращение налоговой ставки на прибыль корпораций с 48 до 42%. По этой экономия, программе пр-ва США (1975) монополистич. капиталу сокращены П. н. и др. платежи на 20 млрд. долл. Если в 1940 налог на прибыли корпораций США давал 50% всех поступлений федерального бюджета, то в 1969 его доля снизилась до 19,6%, а по бюджету на 1075/76 — до 14,5%. В ФРГ налоговые льготы предпринимателям составляли в 1956 — 3,99 млрд. марок, в 1966 — 9,29, в 1975 — 30,5 млрд. марок при значит, росте их доходов. В 1960 налог с корпорации составлял в федеральном бюджете ФРГ 11,4%, в 1970 — 5,7%, в 1973 — 4,8%. [c.272]
САЙМОНС (Simons) Генри Калверт (1899—1946), американский экономист, специалист по финанс. проблемам. В течение длит, времени преподавал в Чикагском ун-те, с 1939 проф. Сотрудничал в антитрестовском отделе Мин-ва юстиции и Мин-ве финансов. Один из создателей т. н. Чикагской школы в бурж. политич. экономии, сторонники к-рой выступают за сохранение чистой конкуренции и считают нежелательным гос. вмешательство в экономич. жизнь. Будучи прнпержен-цем количественной теории денег, С. в сер. 30-х гг. предложил осуществить банковскую реформу. Выдвинутый им чикагский проект предусматривал полное обеспечение банковских ссуд наличным запасом денег. Это должно было ограничить количество денег в обращении с тем, чтобы остановить их обесценение и предотвратить банкротство банков. С. подверг критике существующую систему налогового обложения, представив проект реформы, согласно к-рой осн. источником федеральных доходов должен был стать личный подоходный налог (в размере 20% от всех видов доходов — зарплаты, дивидендов, процентов и т. д.). Налог на прибыли корпораций предлагалось ликвидировать, а косв. налоги значительно сократить. По мнению С., это устранило бы нежелательное ограничение деятель- [c.532]
Одним из важных инструментов фпнанс. регулирования в нсокейнсианской теории выступает снижение налогов на прибыли корпораций при внедрении нового оборудования, что должно способствовать обновлению осн. капитала и росту инвестиций. Существ, роль в этой теории отводится системе ускоренной амортизации, означающей искусств, завышение издержек произ-ва, занижение прибылей и тем самым уменьшение налогов. По существу налоговые скидки при установке нового оборудования и система ускоренной амортизации представляют собой скрытые формы гос. субсидий корпорациям. [c.290]
Анализируя налоги, мы говорим, что налогом облагается некто (или он взимается с кого-то), кто обязан его платить. Следовательно, половиной налога на социальное обеспечение облагается работодатель, половиной — работник. Но налог может быть переложен, поскольку он влечет изменения в относительных ценах. Мы говорим, что часть налога на социальное обеспечение, уплачиваемая работодателем, переложена назад, если в результате налогообложения уменьшается спрос на рабочую силу и, следовательно, падает заработная плата. Если заработная плата снижается на сумму меньшую, чем величина налога, то мы говорим, что он частично переложен назад. Если заработная плата уменьшается точно на сумму налога, мы заявляем, что налог полностью переложен назад. Большинство экономистов считают, что основное бремя налога на социальное обеспечение (включая долю работодателей) несут работники, которые из-за этого налога оказываются с более низкой заработной платой. Другим следствием налогообложения может быть повышение цен на продукцию, выпускаемую работодателями. Если так, то налог частично или полиостью будет переложен вперед — на потребителей. К примеру, рассмотрим налог на прибыли корпораций. Этот налог весьма популярен, так как общепринято, что фирма и ее акционеры должны платить этот налог. Но, если вследствие налогообложения компания поднимет цены, то бремя налога ляжет на потребителей. Если же этот налог вызовет падение спроса на рабочую силу и уменьшение зарплаты, то часть налога падет на плечи рабочих, а не инвесторов. Если этот налог делает инвестиции в корпоративной фдрме менее привлекательными, капитал будет изыматься из этой формы, снижая прибыль на капитал где-то в другом месте. Следовательно, часть бремени налога на доходы корпораций лежит на капитале в целом, а не только на капитале корпораций. [c.388]
В начале 1983 г. президент Рейган мимоходом заметил, что нам следует устранить налог на прибыли корпораций. Это замечание вызвало волнение многими оно было понято как отражение его пробизнесовой ориентации. Что не было понято широкой публикой в то время, так это то, что двумя годами ранее налог на деле уже был устранен щедрые нормы амортизации, вписанные в Закон о налогах 1981 г., означали, что поступления в государственный бюджет от федерального налога на прибыли корпораций быстро снижались. Если в 1955 г. 27% федеральных поступлений базировались на этом налоге, то в 1980 г. они составляли 12%, а к 1983 г. упали почти до 6%. [c.526]
Подоходный налог
Подоходный налог — это основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. Доходы, облагаемые подоходным налогом:
- от продажи имущества, находившегося в собственности менее 3 лет;
- от сдачи имущества в аренду;
- доходы от источников за пределами Российской Федерации;
- доходы в виде разного рода выигрышей;
- иные доходы.
Возврат подоходного налога
Государство возвращает гражданам 13% от стоимости обучения, лечения, квартиры, добровольного пенсионного страхования. Осуществляется это при условии, что гражданин уплачивал подоходный налог. Собственно, осуществляется именно возврат подоходного налога, уплаченного на момент осуществления перечисленных выше трат. Случаи, когда физическому лицу предоставляют льготы по подоходному налогу:
- при строительстве собственного жилья;
- при покупке недвижимости или автомобиля;
- при ипотечном кредите;
- при собственном обучении или обучении детей;
- при лечении и покупке лекарств;
- при приобретении страхового полиса ДМС;
- при добровольном пенсионном страховании;
- при денежных взносах на благотворительные цели;
- при пожертвовании религиозным организациям.
Возврат подоходного налога происходит по имущественным и социальным налоговым вычетам, который осуществляется налоговым агентом (бухгалтерией предприятия), обязанным в течении 10-дневного срока рассмотреть заявление налогоплательщика, приняв соответствующие меры. Кроме того, налоговый агент должен сообщать налогоплательщику про каждый случай переплаты, если таковой будет иметь место.
Излишне удержанная сумма возвращается налогоплательщику за счет платежей по НДФЛ, которые подлежат перечислению в бюджет, как с доходов данного физического лица, так и с доходов других налогоплательщиков. Срок, который отводится на все эти действия — три месяца с момента подачи заявления плательщика.
Как налоги с корпораций меняют экономику
Одна из наиболее злободневных тем в мире — налоговая политика в отношении корпораций. Долгая история этих налогов достойна не меньшего внимания.
Только что во Франции произошел скандал, связанный с налогом на корпорации. Конституционный совет — высшая французская юридическая инстанция — постановил, что налог 3%, взимаемый с корпораций с выплачиваемых дивидендов и впервые введенный в 2012 году при президенте Франсуа Олланде, незаконен. Теперь бюджет должен вернуть корпорациям (прежде всего 13 крупнейшим) €10 млрд. Администрация нового президента Эмманюэля Макрона уже заявила, обвиняя прежнее правительство: «Из-за чьей-то юридической некомпетентности французские корпорации получили самый большой подарок в истории страны».
Неожиданно свалившийся на французский бюджет расход составляет две трети дополнительных доходов (€15 млрд), ожидаемых властями в следующем году, и значительно превышает планируемое сокращение налогов (€7 млрд).
Надо заметить, что дискуссия об оптимальном уровне налогообложения корпораций сейчас в центре глобальной экономической политики. Одни считают, что снижение этих налогов ведет к увеличению инвестиционных расходов и ускорению экономического роста. Такого мнения придерживается, к примеру, американский президент Дональд Трамп. Снижение налогов на корпорации было одним из его главных предвыборных лозунгов — именно поэтому избрание Трампа немедленно вызвало энтузиазм на фондовом рынке. Другие политики полагают, что долю корпораций в общих налоговых поступлениях нельзя назвать справедливой и что от корпораций необходимо требовать больше денег для финансирования бюджетных расходов. Здесь можно упомянуть британскую Лейбористскую партию, которая в ходе последних выборов обещала повысить ставку налога на корпорации с нынешних 19% до 26%.
C этой точки зрения полезно сравнить средний уровень частных инвестиций (в процентах ВВП) за последние пять лет в странах ОЭСР (организации, объединяющей индустриальные страны), разделив их на четыре группы: страны с очень высокими налогами (вроде США или Франции), высокими, средними и низкими (вроде Ирландии).
Налог на корпорации, подобный современным, был введен 9 января 1799 года премьер-министром Великобритании Уильямом Питтом-младшим. Британский госдолг тогда резко вырос (ценные бумаги казначейства продавались на финансовом рынке за 50% номинала), и без дополнительных источников доходов страна проиграла бы войну с Францией. В принятом законе говорилось: «вводится подоходный налог, который распространяется на всех: и на частных лиц, и на корпорации». Ставку установили на уровне 10% всех доходов: резиденты Великобритании платили с доходов, полученных в стране и по всему миру, нерезиденты — с доходов, полученных в Великобритании. Корпорациям разрешалось уменьшать налогооблагаемую базу на сумму выплаченных дивидендов; акционеры, получившие эти дивиденды, выплачивали налог самостоятельно. В 1801 году налог принес в бюджет £5,6 млн.
Создание налога на частных лиц и корпорации далось британскому премьеру Уильяму Питту-младшему с необычайной легкостью
Фото: Ann Ronan Pictures / Print Collector / Getty Image
В 1803 году при преемнике Питта-младшего Генри Аддингтоне подоходный налог несколько видоизменился, хотя по-прежнему считался источником средств для борьбы с Наполеоном. Ставка налога была снижена до 5%, и в 1803-м он пополнил бюджет на £5,3 млн. В законе по-прежнему отмечалось: «подоходный налог распространяется на всех: как на частных лиц, так и на корпорации».
Важные изменения касались корпораций (эти новшества впоследствии повлияли на их налогообложение во всех странах и влияют до сих пор). Британский налоговый закон 1803 года описывал (правда, очень коротко) следующую схему.
Как если бы уплаченный налог остался в распоряжении корпорации. В свою очередь, акционер освобождается от налога с полученного уменьшенного дивиденда: налог уже выплатила компания. Скажем, акционер получил вместо £10 дивидендов только £7, но с полученных денег он налогов уже не платит.
В 1815 году политикам Великобритании пришлось вынужденно отказаться от недавно изобретенного подоходного налога
Фото: Mary Evans / DIOMEDIA
В 1815 году британские налогоплательщики стали требовать отмены подоходного налога: дескать, война с Наполеоном окончилась, и в феврале 1815-го министр финансов Николас Ванситтарт объявил, что налог будет упразднен.
В 1842 году подоходный налог (в отношении и частных лиц, и корпораций) в Великобритании был возрожден премьером Робертом Пилем, согласно политике поощрения свободной торговли. Предполагалось, что правительство должно меньше полагаться на акцизы и импортные пошлины, заменяя их подоходным налогом.
К 1910 году ставки подоходного налога (как для граждан, так и для корпораций) стали прогрессивными, но в обоих случаях максимум был весьма скромным — 8,33%. В годы Первой мировой войны бюджетные расходы сильно выросли, и правительство подняло верхнюю планку прогрессивного налогообложения, но только для граждан.
На вопросы о налогах и заработной плате подданные ее величества отвечали демонстрациями
Фото: Culture Club / Getty Images
В 1920-м британские власти решили уравнять положение и впервые ввели собственно налог на корпорации. Однако фактически он служил дополнением к прежнему подоходному налогу, который корпорации все равно платили. Те, понятно, были недовольны, и в 1924 году недавно появившийся специальный налог пришлось отменить. Тем не менее, это был первый налог именно на корпорации, и он знаменовал отход от системы 1803 года с точки зрения налогообложения дивидендов.
Налог взимался с прибыли корпораций до того, как рассчитывался обычный подоходный налог, и просто уменьшал налоговую базу, как если бы речь шла о дополнительных издержках независимо от того, платила компания дивиденды или нет.
Появление подоходного налога, в том числе налога на прибыль корпораций, имело для британской экономики значительные последствия. Налог появился в то время, когда она росла невиданными темпами.
В данном случае это получилось: английская система законов обеспечила надежный переход прав на землю из поколения в поколение, и к концу XIX века стало ясно, что залог земли является надежной формой инвестиций и получения дохода. Инвестиции в сельское хозяйство быстро росли, именно поэтому налог стал надежным источником бюджетного дохода.
В период, когда подоходный налог отсутствовал, резко увеличились инвестиции корпораций в добычу угля — она достигла невероятного уровня 30 млн тонн в год (две трети мировой добычи), еще больше выросли вложения в строительство железных дорог (к 1850-м годам их протяженность составляла 6 тыс. миль), в производство стали (половина мирового выпуска), а также машин и оборудования (почти 100% мирового).
В безналоговый период вся Британия встала на рельсы
Фото: SSPL / Getty Images
Впервые в истории стало нормой платить рабочим высокое жалованье, и общее повышение зарплат и прибылей создало знакомый всем образ викторианской Англии. Увеличение инвестиций и прибылей в конце концов подтолкнуло власти к решению возродить налог на корпорации.
Начиная с 1920-х годов промышленная политика стала неотделима от этого налога. Когда в 1947-м был повторно введен налог именно на прибыли корпораций, соответствующий закон устанавливал, что прибыль, которую корпорация оставляет себе, а не распределяет между акционерами, облагается по более низкой ставке — правительство лейбористов настаивало на том, что эта мера позволяет корпорациям увеличивать инвестиции.
За право на налог
В 1957 году был принят специальный закон о налогообложении британских корпораций, действующих за пределами страны: теперь они вообще не платили налогов с той части зарубежных прибылей, которую не распределили между акционерами, а реинвестировали.
В принятом в 1965 году новом законе о прибыли корпораций эти положения отсутствовали. В связи с тем что специальный налог на прибыли корпораций был относительно новым, шли ожесточенные дебаты о двойном налогообложении акционеров: дескать, сначала они облагаются налогом на уровне корпораций, а потом на индивидуальном уровне. Это отпугивает акционеров, у корпораций остается больше прибыли, и резко возрастает влияние их менеджмента.
В ходе дискуссий Лейбористскую партию стали обвинять в том, что она добивается, чтобы корпорации прибыль не распределяли, а инвестировали. Таким образом, говорили критики, лейбористы руководствуются социалистическими представлениями, согласно которым
Налог на корпорации по закону 1965 года был установлен в размере 40% прибыли, а акционеры должны были платить с дивидендов обычный подоходный налог. Министр финансов лейборист Джеймс Каллаган утверждал, что эта схема побуждает корпорации к увеличению инвестиций вместо распределения прибыли.
Консерваторы, пришедшие к власти в 1970 году, поначалу обещали вообще отменить налог на корпорации, но взамен просто реанимировали систему обложения акционеров, которая была введена в отношении подоходного налога еще в 1803 году.
Налог с конституцией
В США федеральный подоходный налог был введен в 1861 году как явная мера военного времени и применялся к корпорациям. Ставки были прогрессивными — от 3% до 5%, но акционеры не платили налог по дивидендам, если тот уже уплатила корпорация. Срок действия этого налога истек в 1872 году. В 1894-м его должны были ввести заново, однако возникли конституционные трудности: согласно ст. 1 конституции США, прямые налоги распределяются по штатам пропорционально численности населения.
В 1913 году при президенте Вудро Вильсоне была принята 16-я поправка к конституции США, разрешающая взимать федеральные подоходные налоги (безо всякого распределения). И тут же был одобрен новый закон, по которому подоходный налог распространялся и на корпорации тоже, но с самой низкой ставкой — 1%. После распределения дивидендов акционеры могли не платить 1% (это уже сделала корпорация), однако если на них распространялись более высокие ставки, должны были заплатить разницу в процентах.
Народообложение
Когда началась Первая мировая война, американская общественность, как и британская, выражала большое недовольство тем, что для граждан в отличие от корпораций ставки подоходного налога сильно выросли. Поэтому в 1918 году для корпораций был введен военный дополнительный налог. А в 1921-м он был отменен.
Ситуация с налогом на корпорации не менялась до 1936 года, когда президент Франклин Рузвельт предложил отменить налог на прибыль корпораций, распределенную между акционерами, и налоговые льготы для акционеров по полученным дивидендам, но ввести новый налог на прибыль нераспределенную. После долгих согласований с Конгрессом была принята система, по которой подоходный налог на всю прибыль корпораций сохранялся, вводился дополнительный налог на нераспределенную прибыль и полностью ликвидировались существовавшие налоговые льготы для акционеров.
Развернулась новая дискуссия о двойном налогообложении акционеров, и шла она долго. Наконец, в 1954 году президент Дуайт Эйзенхауэр предложил освободить от налогов первые $50 из полученных дивидендов.
Американский президент Эйзенхауэр внимательно вникал в нужды акционеров
Фото: Bettmann / Getty Images
В 1986 году в рамках налоговой реформы Рональда Рейгана налоги на корпорации были снижены на 35%.
Забота президента США Рональда Рейгана о корпоративных прибылях широко освещалась прессой
Фото: Alamy / DIOMEDIA
Налоговая политика в отношении корпораций, бывшая до поры весьма мягкой, значительно увеличила их инвестиции (особенно в автопроме и в сфере производства товаров массового потребления), но одновременно вызвала бешеный рост курсов акций, приведший к биржевому краху 1929 года. А налоговая политика Рузвельта, будучи жесткой, тем не менее не помешала корпорациям обеспечить очень быстрый рост производства в 1940-е.
Германия не имела общефедерального подоходного налога (включающего налог на корпорации) до 1920 года. В Пруссии, однако, такой налог был введен еще в 1861 году и взимался также с акционеров. В 1906-м он был распространен на компании с ограниченной ответственностью (это то, что в немецком законодательстве описывается аббревиатурой GmbH), но их акционеры не подлежали налогообложению.
В 1953 году был введен налог с раздельной ставкой: распределяемая прибыль корпораций облагалась по ставке относительно низкой, однако дивиденды, получаемые акционерами, подлежали обложению подоходным налогом. Эта система, подчеркивалось властями, должна была создать некий налоговый паритет между акционерными компаниями и большим количеством предприятий с другой схемой собственности. В 1976 году распределяемая прибыль корпораций была вовсе освобождена от налогообложения.
Налоги старины глубокой
Раздельная ставка существовала до 1970 года, когда была введена плоская шкала налогообложения в 25%, которая применялась для прибыли и распределяемой, и нераспределяемой. Акционеры стали платить налог с 50% дивидендов.
В настоящее время 100% дивидендов подлежат налогообложению — налог платит акционер, однако максимальная ставка составляет 25%. Надо упомянуть, что немецкие компании платят федеральный налог на прибыль по ставке 15%, но прибыль облагается еще и местным налогом — в среднем по ставке 14%.
Во Франции подоходный налог был впервые введен в 1914 году, однако начал по-настоящему собираться только в 1917-м. По отношению к налогу на доходы граждан и корпораций Франция всегда отличалось от Британии, США и Германии: власти традиционно делали упор на налоги на потребление и на разновидности подушного налога (до 1917 года очень важным был налог на двери и окна в жилищах).
В XIX веке во Франции в отличие от Великобритании не было никакого шума вокруг введения подоходного налога (например, в интересах стимулирования свободной торговли): за подоходный налог не выступал никто. Именно поэтому подоходный налог, введенный в 1917 году, был столь ограниченным: граждане не были обязаны подавать налоговую декларацию — налоговый инспектор оценивал облагаемую базу «исходя из внешних факторов».
Германия и Франция долго считали налогообложение корпораций неподъемной проблемой
Налог на прибыль корпораций во Франции был введен в ходе налоговой реформы в 1948 году; компании облагались сначала по ставке 25%, потом — 50% (но ставка по сумме дивидендов снижалась на 24%). Эту сложную схему газета Le Figaro в 1965 году описала так: «Когда акционерная компания получает 100 франков прибыли, подлежащей распределению, она должна 62 франка отдать государству и 38 франков — акционеру».
Наконец, в 2004 году Франция вернулась к классическому налогообложению корпораций, когда акционеры не могут сослаться на то, что корпорация за них уже заплатила,— а не к схеме, придуманной в Великобритании начала XIX века и ставшей важнейшим изобретением в истории этого налогообложения.