Оглавление:
Статья 3. Орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 марта 2010 г.
Статья 3. Орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости
1. Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее — орган кадастрового учета).
См. Административный регламент Роснедвижимости по исполнению государственной функции «Ведение государственного земельного кадастра», утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 12 июля 2007 г. N 235
2. Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона
Статья 3. Орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 марта 2010 г.
Статья 3. Орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости
См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона
1. Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее — орган кадастрового учета).
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.1
1.1. В случае передачи полномочий федерального органа исполнительной власти в области кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 3.1 настоящего Федерального закона органом кадастрового учета является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ в часть 2 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения
2. Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений. На государственные бюджетные учреждения, наделенные в соответствии с настоящей статьей полномочиями органа кадастрового учета, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена частью 3, вступающей в силу с 1 января 2013 г.
3. Прием заявлений о кадастровом учете, запросов о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, при личном обращении заявителей с такими запросами и выдачу (направление) заявителям соответствующих документов могут осуществлять многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр).
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена частью 4, вступающей в силу с 1 января 2013 г.
4. Порядок передачи многофункциональным центром принятых им заявлений о кадастровом учете и запросов о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в орган кадастрового учета и порядок передачи органом кадастрового учета подготовленных им документов в многофункциональный центр для выдачи (направления) заявителям определяются заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. При этом сроки передачи многофункциональным центром принятых им заявлений о кадастровом учете и запросов о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и сроки передачи органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, подготовленных им документов в многофункциональный центр не должны превышать два рабочих дня.
ОРГАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ И ВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ
Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (далее — орган кадастрового учета). Если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457 «Положение о Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии», федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области наименований географических объектов.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства экономического развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
— государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним;
— ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
— государственный кадастровый учет недвижимого имущества;
— ведение государственного кадастра недвижимости;
— ведение государственного реестра кадастровых инженеров;
— ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков;
— ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;
— контроль за проведением землеустройства;
— государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);
— государственный земельный контроль;
— предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним;
— предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;
— проведение государственной кадастровой оценки;
— подготовку землеустроительной документации;
— работы по созданию, внедрению, сопровождению и ведению автоматизированной системы Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, автоматизированной системы государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества, а также информационно-коммуникационной системы, необходимой для функционирования данных автоматизированных систем;
— создание в пределах своей компетенции картографической и геодезической основы государственного кадастра недвижимости;
— обеспечивает соблюдение правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости;
— проводит в установленном порядке проверки деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
— проводит государственную экспертизу землеустроительной документации;
1.Дайте понятие государственного кадастра недвижимости.
2. Каким ресурсом является государственный кадастр недвижимости.
3. Назовите объекты недвижимости, сведения о которых вносятся в государственный кадастр недвижимости.
4. Дайте понятие земельного участка.
5. Дайте понятие здания (строения, сооружения).
6. Дайте понятие объекта незавершенного строительства.
7. Что такое территориальная зона.
8. Перечислите правовую основу регулирования кадастровых отношений.
9. Какой орган осуществляет кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .
Органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости и их взаимодействие.
Ведение ГКН включает в себя функции государственного управления, нормативно-правового регулирования и исполнительские функции.
Органами, осуществляющими данные функции, являются:
- Правительство РФ
- Министерство экономического развития РФ
- Росреестр и подведомственные ему учреждения
Государственное управление в области ведения ГКН осуществляется правительством РФ
Функции нормативно-правового регулирования в области ведения ГКН осуществляет министерство экономического развития РФ
Правительство РФ и Мин. Эконом. Развития, в соответствии с полномочиями, осуществляют нормативно-правовое регулирование в области ведения ГКН, путем издания нормативно-правовых актов.
Росреестр осуществляет издание ведомственных нормативных документов в пределах своих полномочий в установленных законодательством случаях.
Кадастровый учет и ведение ГКН осуществляется рос реестром и его территориальными органами по субъектам РФ и территориальными отделами управления росреестром по субъектам РФ и подведомственными государственными учреждениями.
Схема взаимодействия ГКН управления рос реестра по субъектам РФ, территориальные отделы этого управления, ФГБУ КП Росреестра и их филиалы осуществляют положенные на них полномочия по взаимодействию.
Управление росреестра по субъекту РФ и их территориальные отделы осуществляют контрольные, регулирующие и другие управленческие функции в части ведения ГКН. В т. ч. Прием обращений заинтересованных лиц, удостоверение и выдачу сведений ГКН, в т. ч. Принятие решений о проведении ГКУ, внесение сведений в ГКН и подготовку выписок из ГКН.
Реализация схем централизованного взаимодействия функций осуществляется следующим образом:
- прием заявок и выдача документов осуществляется территориальным отделами управления Росреестра по субъектам РФ.
- Ввод, обработка и хранение информации, принятие решений и постановка объектов на кадастровый учет, подготовка сведений для выдачи заинтересованным лицам осуществляется органом кадастрового учета на уровне субъекта РФ.
Ведение государственного кадастра недвижимости
Каждый объект недвижимости должен быть учтён. Это необходимо для определения оценочной стоимости и для целей налогообложения. Сведения в государственный кадастр вносятся по определенным правилам. Рассмотрению этих правил и посвящена статья ниже.
Понятие государственного кадастра недвижимости
Кадастр – это свод сведений, представленных в определённом систематизированном и упорядоченном виде.
Государственный кадастр недвижимости (ГКН) – это систематизированные сведения о недвижимости, которая находится в пользовании или собственности на территории РФ. Эти сведения используются, например, для определения налоговой базы.
Постановка на учёт осуществляется территориальным органами Росреестра. Они же осуществляют своевременное наблюдение за объектом.
Все объекты недвижимости подлежат обязательной постановке на учет. В государственном кадастре в обязательном порядке содержатся следующие сведения о каждом объекте недвижимости:
- вид объекта;
- кадастровый номер, а также дата постановки на учёт;
- подробное описание границ объекта;
- его месторасположение;
- площадь объекта.
В государственный кадастр недвижимости также могут быть внесены и дополнительные сведения:
- учётный номер объекта, который ему присваивался раньше, если такой факт имел место;
- кадастровый номер объекта, который был образован вследствие законных действий с другим объектом недвижимости;
- кадастровый номер объекта, если он образуется из данного объекта;
- кадастровые номера участок земли, а также зданий и сооружений, расположенных на этом участке;
- сведения о возникших ранее вещных правах на данный объект;
- сведения об обременении вещных прав;
- другие дополнительные сведения, которые указаны в пункте 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
В зависимости от объекта недвижимости те или иные кадастровые сведения могут быть более точными.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Принципы ведения кадастра
Основные принципы ведения государственного кадастра недвижимости перечислены в статье 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Можно выделить следующие принципы:
- единство, то есть на всей территории России государственный кадастр ведётся по единой технологии;
- общедоступность, то все получить необходимые сведения может любое физическое и юридическое лицо по запросу. Исключением являются сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную, охраняемую законом, тайну;
- актуальность, то есть сведения постоянно обновляются;
- сопоставимость – все указанные в кадастре сведения сопоставимы со сведениями, которые содержаться на других информационных ресурсах;
- хранение сведений осуществляется на основании соответствующих нормативных актов;
- после того, как в кадастр будут внесены изменения (по необходимости), все ранние сведения сохраняются.
Ведение государственного кадастра недвижимости происходит на бумажных и электронных носителях. Если сведения на разных носителях отличаются друг от друга, то преимущественным являются бумажные носители.
Государственный кадастр объектов недвижимости на электронных носителях является частью единой государственной информационной системы, которая включает в себя также реестр прав на недвижимое имущество в электронном виде.
Какие органы занимаются ведением кадастра?
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На данный государственный орган возложена функция организации единой системы, состоящей из государственного кадастра и системы государственной регистрации недвижимости.
Функции и полномочия упразднённых государственных органов (Роснедвижимость и Роскартография) полностью перешли в ведение Росреестра.
Чтобы получить сведения из ГКН, необходимо направить письменный запрос. Это можно сделать при личном посещении территориального органа Росреестра или посредством почтового сообщения. В пункте 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». также указано, что можно воспользоваться услугами многофункциональных центров (МФЦ).
Правила внесения сведений в кадастр
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости и внесения сведений в государственный кадастр недвижимости определён Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 г. «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости».
В Приказе указано, что существует информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости. В рамках этого взаимодействия осуществляется:
- кадастровый учёт в связи с внесением некоторых изменений;
- внесение сведений об объектах, которые были учтены ранее;
- исправление ошибок учёта;
- снятие с учёта.
Информационное взаимодействие осуществляется с:
- государственными органами;
- органами местного самоуправления всех субъектов федерации;
- собственниками и правообладателями недвижимости.
Эти вышеперечисленные субъекты имеют право затребовать необходимую информацию из ГКН. Такая информация должна быть предоставлена в течение 5 рабочих дней с момента поступления письменного запроса.
Внесение сведений в ГКН осуществляется по инициативе:
- гражданина, который является собственником недвижимости, не поставленной на кадастровый учёт;
- юридическим лицом;
- органом государственной власти.
Для постановки объекта недвижимости на учёт необходимо обратиться в территориальный орган Росреестра по месту нахождения недвижимости. Также заявление можно подать через МФЦ. Заявление регистрируется в день обращения, а затем направляется на рассмотрение.
Заявление будет рассмотрено в течение 10 календарных дней, а при подаче через МФЦ срок может увеличиться до 15 календарных дней.
Решение о постановке на учёт недвижимости принимается специалистами Росреестра на основании документов, которые поступают в порядке информационного взаимодействия из других государственных ведомств.
Решение о внесении сведений в ГКН в порядке информационного взаимодействия, сопровождается принятием:
- решения о внесении сведений;
- решения об отказе внесения сведения.
Отрицательный ответ должен быть представлен в письменном виде, при этом такой отказ должен быть юридически обоснован (должны быть указаны ссылки на нормативные акты).
Постановка на учёт недвижимости осуществляется в течение 30 календарных дней. Такой срок установлен, если постановка на учёт осуществляется в документальном порядке, а не в порядке информационного взаимодействия.
Основные функции и принципы ведения государственного кадастра недвижимости
Исключительно велико значение кадастра недвижимости для России, когда проводится земельная реформа, вводится многообразие форм собственности и владения землей, усиливается роль экономических методов регулирования и стимулирования рационального использования земли, возрастает материальная заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности.
В этой связи современный кадастр недвижимости выполняет следующие взаимосвязанные функции.
Юридическая (правовая) – определяет права на землю и осуществляет их защиту (регистрация правового статуса земельных участков, и прочно связанных с ним объектов недвижимости, контроль за законностью сделок, разрешение земельных споров и др.). Сведения ГКН имеют юридическую силу и государственный статус, а потому являются единственно достоверными для налоговых, финансовых, правоохранительных, судебных и иных органов.
Фискальная (налоговая) – в связи с развитием рынка земли и недвижимости. вовлечением их в гражданский оборот определяет необходимые рыночные атрибуты (ставки земельного налога, арендной платы, цену земли., стоимость земли, определяет налогооблагаемую базу (регистрация налогоплательщиков, накапливает информацию о поступлении налоговых платежей за земельные ресурсы и объекты недвижимости).
Учетная – охватывает учетом и управлением земельные ресурсы и объекты недвижимости как национальное достояние (количество, качественное состояние, местоположение, распределение по категориям, собственникам, пользователям). ГКН – единая государственная система признания и удостоверения государством факта возникновения, существования или прекращения существования объектов кадастрового учета. Единственным доказательством существования объекта являются сведения о нем внесенные документы ГКН.
Экономическая – проводит экономическую оценку, определяет нормативную цену земли, создает основу экономического стимулирования рационального ее использования. Создание ГКН требует больших затрат, так как каждый объект недвижимости должен быть определен на местности, задокументирован, учтен, зарегистрирован. Помимо этого дорогостоящими являются работы по описанию и оценке объектов недвижимого имущества.
Экологическая – накапливает сведения о земле как об уникальном природном объекте и обеспечивает информацией природоохранные мероприятия.
Техническая – создает, обновляет, передает планово- картографические материалы( кадастровые карты, планы, схемы ).
Архивно-информационная – создает многоцелевой специализированный комплекс для накопления, хранения, обработки, передачи данных о земле и недвижимости заинтересованным юридическим и физическим лицам на базе современных технических средств.
Основные принципы ведения кадастра недвижимости установлены федеральным законом №221 от 24.07.2007 г «О государственном кадастре недвижимости»
1. Единство системы кадастровой информации и документации, стандартизованный подход к составу, структуре и способам хранения информации.
ГКН осуществляется на всей территории Российской Федерации на основе единой технологии, единой системе информации и документации, обеспечивая общедоступность и непрерывность актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
2. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии сведений на бумажных носителях и электронных носителях, приоритет имеют сведения на бумажных носителях.
3. Содержащиеся в государственном кадастре недвижимости документы подлежат постоянному хранению; их уничтожение и изъятие из них каких-либо частей не допускаются. Порядок и сроки хранения органом кадастрового учета содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, созданной в установленном Правительством Российской Федерации порядке и объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях. Особенности соответствующего взаимодействия органа кадастрового учета и органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших документов (заявочный принцип). Кадастровый учет проводится только в результате волеизъявления физических, юридических лиц или органов государственной власти и местного самоуправления.
6. Истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.
7. В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
8. Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.
9. В государственный кадастр недвижимости вносятся и сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
10. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (
1.3Организация кадастровой деятельности в России
Учетом и оценкой земель и объектов недвижимости в разные годы занимались различные организации (табл.1.)
С 1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Согласно Закону орган кадастрового учета Росреестр ( с 1 марта 2009 года Роснедвижимость и Роскартография упразднены) курирует вопросы ведения Государственного кадастра недвижимости (ГКН), который содержит как сведения о кадастровом учете земельных участков, так и информацию о технической составляющей объектов недвижимости.
Полномочия по государственному кадастровому учету и ведению ГКН осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457. Росреестр осуществляет полномочия непосредственно и через свои территориальные органы (Управления Росреестра по субъектам Российской Федерации), их структурные подразделения (далее – обособленные подразделения).
Функции органов земельной службы по проведению учета земель и объектов недвижимости
2..Государственный кадастровый учет земельных участков и ведение государственного кадастра недвижимости (гкн)
Государственный кадастровый учет земельных участков является частью системы государственного кадастрового учета недвижимости.
ГКУН (учет недвижимости), в т.ч. и ЗУ, обеспечивает подтверждение существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, а также обеспечивает внесение сведений о таком имуществе в ГКН.
В РФ ранее существовал государственный земельный кадастр. Порядок его ведения был регламентирован в ФЗ 2000 года «О государственном земельном кадастре». Данный закон утратил силу, т.к. 24 июля 2007 года был принят ФЗ №221-ФЗ «О ГКН», который вступил в силу с 1 марта 2008 года.
Основным юридическим следствием принятия ФЗ «О ГКН» стало объединение двух учетных систем: кадастрового учета земельных участков и технического учета зданий и сооружений, т.е. закон создал взамен ранее существовавшей разобщенной системы реестров и кадастров единую систему учета объектов недвижимого имущества. Создание единого ГКН обеспечивает единство судьбы зданий, строений и сооружений с земельными участками, на которых они располагаются.
ФЗ «О ГКН» регулирует отношения, возникающие в связи с ведением:
осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества;
кадастровой деятельности (кадастровые отношения).
ГКН – это систематизированный свод сведений, т.е. упорядоченный по определенному принципу перечень сведений, необходимых для ведения и идентификации недвижимого имущества.
ГКН содержит сведения об учтенном недвижимом имуществе, а также помимо этих сведений он содержит сведения:
о прохождении Гос.границы РФ
о границах между субъектами РФ
о границах муниципальных образований
о границах населенных пунктов
о территориальных зонах и о зонах с особыми условиями использования территорий
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости), либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
В п.5 ст.1 ФЗ «О ГКН» содержится исчерпывающий перечень объектов недвижимости, в отношении которых осуществляется кадастровый учет, а именно:
Объекты незавершенного строительства
Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в ГКН, имеет неповторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный номер. В целях присвоения объектом недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории РФ на:
Кадастровые кварталы (единицы кадастрового деления)
В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
Вид объекта недвижимости (ЗУ, здание, сооружение, строение, помещение, либо объект незавершенного строительства)
Кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в ГКН)
Описание местоположения границ ЗУ
Описание местоположения объекта недвижимости на ЗУ, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства.
Площадь, если объектом недвижимости является ЗУ, здание или помещение
В ГКН вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, полный перечень которых перечислен в п.2 ст.7 ФЗ «О ГКН». Например, категория земель, к которой отнесен ЗУ, и разрешенное использование ЗУ; сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка. Закон о ГКН закрепляет правило, согласно которому внесенные в ГКН сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня гос.регистрации права на образованный объект недвижимости либо соответствующего ограничения (обременения) вещного права на него. Если по истечении двух лет со дня постановки на учет ЗУ не осуществлена гос.регистрация соответствующих прав, такие сведения аннулируются и исключаются из гкн (см. п.1 ст.25 и п.4 ст.24 ФЗ «О ГКН»).
Орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение ГКН – это федеральная служба гос.регистрации, кадастра и картографии. Помимо кадастрового учета и ведения ГКН она осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поэтому, в законе закреплено, что ГКН на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей ГКН на электронных носителях и ЕГРП.
Т.о., принципиальное значение гос.кадастрового учета для оборота заключается в том, что без кадастрового учета нет земельного участка как объекта недвижимости. Поэтому, в настоящее время приобретение прав на ЗУ, совершение сделок с ними и гос.регистрация возможны только после государственного кадастрового учета (при проведении ГКУ ЗУ становится объектом недвижимости, самостоятельным объектом правоотношений), а после гос.регистрации права в соответствии с ФЗ «О гос.регистрации прав на недвижимое имущество…» ЗУ становится объектом определенного вещного права соответствующего субъекта, а также может быть объектом обязательственного правоотношения.
Статья 3. Орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости
1. Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее — орган кадастрового учета).
2. Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений. На государственные бюджетные учреждения, наделенные в соответствии с настоящей статьей полномочиями органа кадастрового учета, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований.
3. понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, — земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы; Статья 9. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним
1. Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
Статья 14. Удостоверение государственной регистрации прав
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав. При этом свидетельство о государственной регистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе.
Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. При этом специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки и представленном в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора.
2. Форма свидетельства о государственной регистрации прав и форма специальной регистрационной надписи, состав включаемых в них сведений и требования к их заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Формы свидетельства о государственной регистрации, введенные отдельными субъектами Российской Федерации и администрациями городов до установления единой формы свидетельства, признаются юридически действительными.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
(в ред. Федерального закона от 09.06.2003 N 69-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
(в ред. Федеральных законов от 09.06.2003 N 69-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
(абзац введен Федеральным законом от 09.06.2003 N 69-ФЗ)
Абзац утратил силу с 1 марта 2010 года. — Федеральный закон от 21.12.2009 N 334-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав, должен быть доступен для ознакомления заинтересованными лицами.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5 и 30.1 настоящего Федерального закона, установлены в данных статьях.
Статья 20. Основания для отказа в государственной регистрации прав. Прекращение государственной регистрации прав
(в ред. Федерального закона от 09.06.2003 N 69-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
(в ред. Федерального закона от 09.06.2003 N 69-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
(абзац введен Федеральным законом от 09.06.2003 N 69-ФЗ, в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
(абзац введен Федеральным законом от 09.06.2003 N 69-ФЗ, в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
(абзац введен Федеральным законом от 09.06.2003 N 69-ФЗ)
осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона;
(абзац введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе;
(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.
4. Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 2. Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую
1. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также — ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
2. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:
1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 111-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:
1) кадастровый номер земельного участка;
2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
4) права на земельный участок.
4. Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка;
(в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 20.03.2011 N 41-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;
6) утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. Документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
5. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Земельный контроль (надзор) как правовая мера выполняет три основные функции: предупредительную, направленную на предотвращение еще не начавшегося противоправного воздействия на земельные участки; информационную, направленную на сбор сведений о подконтрольных объектах, и карательную, направленную на привлечение нарушителей земельного законодательства к юридической ответственности.
Классификацию видов земельного контроля (надзора) можно производить по нескольким критериям. По критерию субъекта, осуществляющего земельный контроль (надзор), следует выделить государственный надзор, муниципальный, производственный и общественный земельный контроль. При этом необходимо иметь в виду, что государственный земельный надзор может осуществляться только федеральными органами власти. Возможность проведения государственного земельного надзора субъектами РФ ЗК РФ не предусматривает.
По критерию направленности контроля следует различать внешний (надведомственный) и внутренний (внутриведомственный) земельный контроль. Внутренний земельный контроль осуществляется самим хозяйствующим субъектом (соответствующими структурными подразделениями) и носит название производственного. Земельный контроль в отношении организационно не подчиненных объектов проявляется в форме государственного надзора, общественного и муниципального земельного контроля.
Государственный земельный надзор — это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти но систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный земельный надзор следует подразделить на общий, который осуществляется органами общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ и т.д.), и специальный, осуществляемый специально уполномоченными органами исполнительной власти, главным образом Росреестром.
Государственный земельный надзор как элемент механизма управления земельными ресурсами имеет ряд особенностей. Первая особенность полномочий органов государственного земельного надзора состоит в том, что их деятельность носит надведомственный характер, охватывает все категории земель, а также деятельность любых хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.
Вторая особенность государственного земельного надзора заключается в содержании мер административного принуждения, применяемым государственными инспекторами к нарушителям земельного законодательства. К числу таких мер относятся меры административной ответственности (предупреждение, штраф), административного пресечения (например, меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний) и т.д. Утверждены и перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Государственный земельный надзор осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с утвержденными планами, а также внеплановых проверок. Последние проводятся для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства, а также в случае получения от органов публичной власти, граждан и организаций документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.
Законодательством предусматривается ряд гарантий интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц от произвола со стороны контрольных (надзорных) органов посредством уточнения взаимных прав, обязанностей и ответственности, а также установления правовых процедур контроля (надзора). Такие гарантии, в частности, предусматривает Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Данный Закон различает плановые и внеплановые проверки. Например, основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Порядок ведения федерального земельного надзора в соответствии с п. 2 ст. 71 ЗК РФ определен постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле». В данном документе перечисляются федеральные органы исполнительной власти, принимающие участие в государственном земельном надзоре. В их число входят Росреестр, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и их территориальные органы. В постановлении указывается перечень должностных лиц, его осуществляющих, указываются вопросы, подконтрольные каждому органу.
Так, государственные инспекторы Росреестра осуществляют государственный земельный надзор за выполнением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена ими, использованием земельных участков без правоустанавливающих документов и документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; соблюдением порядка переуступки права пользования землей; выполнением требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; выполнением требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков; порядком представления сведений о состоянии земель и т.д.
Росприроднадзор осуществляет надзор за соблюдением выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных и собственных надобностей; выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению иных процессов, ухудшающих качественное состояние земель; режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов и т.д.
Россельхознадзор осуществляет на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов надзор за соблюдением выполнения в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами и т.д.
Таким образом, первый из указанных органов осуществляет надзор за соблюдением требований по использованию земель всех категорий; в ведении второго органа — функции по надзору за соблюдением требований по охране земель всех категорий; полномочия третьего из названных органов распространяются только на категорию земель сельскохозяйственного назначения и субкатегорию сельскохозяйственного использования в составе категории земель населенных пунктов.
Государственные инспекторы по использованию и охране земель при выполнении возложенных на них обязанностей имеют право: посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде; давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, а также об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок; составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности и т.д.
Муниципальный земельный контроль — это деятельность, осуществляемая органами местного самоуправления в целях обеспечения земельного правопорядка посредством принятия мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений земельного законодательства в границах муниципальных образований, обеспечения соблюдения правообладателями земельных участков требований в области использования и охраны земель. При определении объекта муниципального земельного контроля следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, при его осуществлении органы местного самоуправления не могут присваивать функции специально уполномоченных органов государственного земельного надзора. Для этого существуют специальные методические рекомендации по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и Росреестра.
Во-вторых, если государственный земельный надзор (п. 1 ст. 71 ЗК РФ) и общественный земельный контроль (п. 3 ст. 72 ЗК РФ) осуществляются за использованием и охраной земель, то муниципальный земельный контроль — только за использованием земель. Такой подход можно объяснить тем, что контроль (надзор) за охраной земель является разновидностью экологического контроля (надзора), который с 1 января 2006 г. органы местного самоуправления не осуществляют.
Порядок ведения муниципального земельного контроля определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Как правило, его осуществляет отдел (комитет) в структуре местной администрации. Правообладатели земельных участков по требованию специалиста отдела муниципального земельного контроля обязаны: обеспечивать свое присутствие или присутствие своих представителей при проведении мероприятий но муниципальному земельному контролю; представлять документы о нравах на земельные участки, об установлении сервитутов и особых режимов использования земель, проектно-технологические и другие материалы, регулирующие вопросы использования и охраны земель; оказывать содействие в организации мероприятий по муниципальному земельному контролю и обеспечении необходимых условий специалистам отдела муниципального земельного контроля при выполнении указанных мероприятий.
Наряду с государственным и муниципальным контролем земельное законодательство предусматривает возможность проведения общественного земельного контроля (п. 3 ст. 72 ЗК РФ).
Общественный земельный контроль — это деятельность граждан и их объединений по осуществлению проверки соблюдения установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также соблюдения требований использования и охраны земель.
Общественный земельный контроль осуществляется лишь тремя категориями субъектов: органами территориального общественного самоуправления, общественными организациями (объединениями), гражданами. Характерно отличие субъектов общественного экологического контроля и субъектов земельного контроля: согласно ст. 12 Закона об охране окружающей среды в осуществлении общественного экологического контроля участвуют общественные и иные некоммерческие объединения. Земельный кодекс РФ определяет участие общественности в этом смысле более узко (без иных некоммерческих объединений). С другой стороны, в качестве субъекта общественного экологического контроля в Законе об охране окружающей среды не указаны органы территориального общественного самоуправления.
Согласно ст. 27 Закона о местном самоуправлении под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Правовую основу участия общественности в контроле за состоянием земель составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ЗК РФ и иные нормативные правовые акты.
Особым субъектом общественного земельного контроля, не указанным в ЗК РФ, являются коренные малочисленные народы и их объединения. Как следует из подп. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», данные субъекты вправе участвовать в проведении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами народов.
Результаты общественного земельного контроля могут быть отражены в форме обращений, жалоб или иных предусмотренных законодательством формах и представлены в органы государственной власти РФ и ее субъектов, а также органы местного самоуправления. Они подлежат обязательному рассмотрению. Так, граждане вправе направить в орган местного самоуправления обращение с предложениями по совершенствованию его работы по учету мнения населения при предоставлении земель для строительства, либо но своевременному информированию граждан о намечающемся строительстве. Должностные лица органа местного самоуправления обязаны в течение месяца дать письменный ответ гражданам по существу обращения (ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Сегодня система общественного земельного контроля продолжает формироваться. Наиболее перспективная сфера, в которой он может применяться, — создание дополнительных информационных возможностей для работы государственного надзора и муниципального земельного контроля. Дублирование функций публичного земельного контроля представляется малоэффективной задачей. В то же время при налаженном взаимодействии с государственным надзором и муниципальными контрольными органами общественные объединения и граждане могли бы оперативно предупреждать компетентные органы о существующих земельных правонарушениях во дворе, в микрорайоне, квартале (например, о самовольных постройках гаражей, свалках и т.д.).
Производственный земельный контроль осуществляется специальной службой (отдельным работником) юридических лиц или индивидуальным предпринимателем на своих земельных участках и имеет задачей проверку соблюдения и исполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности требований законодательства в области использования и охраны земель.
Как следует из п. 1 ст. 73 ЗК РФ, производственный земельный контроль может осуществляться всеми субъектами вещных прав на землю (кроме обладателей сервитута), а также некоторых обязательственных прав (права аренды и права безвозмездного срочного пользования). Естественно, нет никакого смысла организовывать производственный земельный контроль на дачном земельном участке размером шесть соток. Речь идет об организации производственного контроля на территории крупных землепользователей. Появление таковых на землях сельскохозяйственного назначения является неизбежным в силу п. 2 ст. 4 Закона об обороте земель, предполагающей появление крупных землевладений размером как минимум 10% всей площади сельскохозяйственных угодий административно-территориального образования. Не менее актуальным является создание системы производственного земельного контроля юридическими лицами, использующими земли специального назначения (например, в сфере недропользования), либо земли лесного фонда.
Остается не совсем ясным, почему согласно п. 2 ст. 73 ЗК РФ лицо, использующее земельный участок, обязано представить сведения об организации производственного земельного контроля только в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля (надзора). В этом случае орган местного самоуправления не будет располагать необходимой информацией о создании и существовании производственного земельного контроля на своей территории, что едва ли обосновано.
Система производственного контроля наиболее детально разработана в экологическом законодательстве применительно к производственному экологическому контролю, имеющему определенную специфику при обеспечении промышленной безопасности опасных производственных объектов. В ряде случаев сфера действия производственного земельного и экологического контроля могут совпадать. Так, контроль по приему отходов на полигоны твердых бытовых отходов в соответствии с утвержденными инструкциями осуществляется лабораторной службой организации, которая обслуживает полигон. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона. С этой целью качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям, а в задачи службы производственного контроля входит система наблюдения и контроля за состоянием земель от воздействия неблагоприятных экологических факторов (размещения отходов).