Год публикации: 2006
Библиографическая ссылка:: Бакланов Е.Н. Судовая аппаратура ГМССБ: Учебное пособие. — Владивосток: Дальрыбвтуз, 2006. — 128 с.
Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.
В учебном пособии рассматриваются основные принципы работы Глобальной Морской Системы Связи при Бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), устройство судовых средств радиосвязи и основные эксплуатационные процедуры при их применении. Пособие предназначено для курсантов и студентов специальности «Судовождение», а также специалистов флота.
Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.
В учебном пособии рассматриваются основные принципы работы Глобальной Морской Системы Связи при Бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), устройство судовых средств радиосвязи и основные эксплуатационные процедуры при их применении. Пособие предназначено для курсантов и студентов специальности «Судовождение», а также специалистов флота.
Оглавление:
Основы ГМССБ: Учебно-методическое пособие по курсу подготовки операторов ГМССБ
Основы ГМССБ: Учебно-методическое пособие по курсу подготовки операторов ГМССБ
Оглавление
Список аббревиатур принятых в ГМССБ
ПРИСТАВКИ СИ И МНОЖИТЕЛИ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕСЯТИЧНЫХ, КРАТНЫХ И ДОЛЬНЫХ ЕДИНИЦ И ИХ НАИМЕНОВАНИЙ
Международный фонетический алфавит
ПРОГРАММА КУРСА (GOC)
ВВЕДЕНИЕ
Функции ГМССБ
Понятие радиоволны, частотные диапазоны и условия
распространения радиоволн
СОСТАВ СИСТЕМЫ ГМССБ
МОРСКАЯ ПОДВИЖНАЯ СЛУЖБА
МПСС = INMARSAT
МЕЖДУНАРОДНАЯ СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА KOCПAC-SARSAT
Морские районы плавания ГМССБ, требования к составу радиооборудования судна и квалификации судовых радиоспециалистов
Резервный источник питания оборудования ГМССБ
Работоспособность оборудования ГМССБ
Дипломы операторов ГМССБ
Документы судовой радиостанции
Типы модуляции и классы излучений
Понятие несущей и присвоенной частоты
ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ГМССБ
Приемник расширенного группового вызова
Аккумуляторы
Приемник информации по безопасности мореплавания на ЮЗ
УКВ-радиоустановка
ПВ радиоустановка
ПВ/КВ-радиоустановка
Аварийный радиобуй .
Радиолокационный маяк-ответчик
Приемник службы НАВТЕКС
УКВ-носимая радиостанция
Антенны
ГМССБ (GMDSS): Учебное пособие Бакланова Е.Н.
Издание 2006 года. В учебном пособии рассматриваются основные принципы работы Глобальной Морской Системы Связи при Бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ – GMDSS), устройство судовых средств радиосвязи и основные эксплуатационные процедуры при их применении. Подробно рассмотрены конкретные процедуры выполнения стандартных задач при реализации аварийных и рутинных вызовов с использованием распространенных образцов судовой техники. Материал учебного пособия проиллюстрирован образцами аппаратуры ГМССБ компаний «Sailor» и «Scanti».
1. Принципы и задачи ГМССБ
4. Судовая аппаратура системы Инмарсат
6. Приемник системы NAVTEX
7. Радиооборудование спасательных средств
8. Приборы энергоснабжения радиоаппаратуры
Пособие предназначено для курсантов и студентов специальности «Судовождение», а также специалистов флота.
Учебные пособия и программы
Электронное учебное пособие по морскому английскому языку для яхтсменов. Включает в себя русско-английский справочник по морской терминологии и радиообмену, озвученный на английском языке.
МТП предназначена для формирования первоначальных навыков по работе с радиооборудованием ГМССБ в рамках курса подготовки операторов ограниченного района ГМССБ и радиооператоров маломерных судов прибрежного плавания.
Стоимость: 5 950р
Пособие предназначено для подготовки судоводителей маломерных судов основам морской радиосвязи в морском районе А1 ГМССБ (диапазон УКВ).
В этой брошюре содержатся советы о мерах, которые необходимо предпринять для предотвращения возникновения пожара на маломерном судне .
Оператор ГМССБ (Электронное учебное пособие)
Данный курс предназначен для лиц, обучающихся по специальности «Судовождение» в морских образовательных учреждениях, а также для слушателей курсов повышения квалификации, проходящих подготовку по программе оператора ГМССБ.
Цель настоящего курса — дать учащимся максимум знаний в области современной судовой радиосвязи, регламентированной международными и национальными требованиями. В курсе приводится система базовых знаний по дисциплине «Оператор Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ)». Последовательность изложения материала курса соблюдается по принципу «от простого к сложному».
Изучив материал, который содержится в курсе, учащиеся смогут овладеть теоретическими знаниями в области морской радиосвязи.
ГМССБ — Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности [1] ) (англ. Global Maritime Distress & Safety System, GMDSS ) являет собой комплекс обязательных технических мер, инфраструктуры и правил для оказания помощи в аварийных ситуациях в мировом океане и обеспечению безопасности судоходства. ГМССБ создана на основе конвенции СОЛАС. В ГМССБ Мировой океан разбит на 4 морских района ГМССБ: А1, А2, А3 и А4.
На основе современных систем связи обеспечивается радиосвязь с морскими судами в случае бедствия, обеспечения безопасности мореплавания, а также в служебных целях. Состав обязательного судового радиооборудования должен отвечать морскому району ГМССБ, а не определяться водоизмещением или типом судна. ГМССБ состоит из следующих компонентов: Морская подвижная служба (МПС), англ. MMS, Морская подвижная спутниковая служба (МПСС), КОСПАС/SARSAT/ в которые входят:
- ИНМАРСАТ на основе геостационарныхспутников Земли на высокой орбите,
- КОСПАС-САРСАТ[2] на основе низкоорбитальных спутников Земли и геостационарных.
- аварийные радиобуи спутникового позиционирования (АРБ/EPIRB) системы КОСПАС-САРСАТ (аварийная система ИНМАРСАТ-Е прекращает работу 1 декабря 2006 года и все радиобуи этой системы от вышеуказанной даты не функционируют!)
- спасательные координационные центры (RCC)
- наземные системы связи Цифровой избирательный вызов (ЦИВ/DSC), радиотелефония в УКВ и ПВ—КВ диапазонах
- система автоматической передачи навигационных предупреждений NAVTEX
- аварийный радарный транспондер SART
- Передача сигналов бедствия в направлении «судно-берег» как минимум двумя различными и независимыми средствами, каждое из которых использует различную службу.
- Прием сигналов бедствия в направлении «берег-судно»;
- Передача и прием сигналов бедствия в направлении «судно-судно»;
- Передача и прием сообщений по координации поиска и спасения;
- Передача и прием сообщений на месте бедствия;
- Передача и прием сигналов местоположения.
- Передача и прием Maritime Safety Information (MSI).
- Передача и прием коммерческих сообщений на и от береговых систем и сетей.
- Передача и прием при связи «мостик-мостик».
В соответствии с требованиями Конвенции SOLAS, доступ к VHF оборудованию должен быть обеспечен с места, откуда ведется непосредственное управление судном, с которого должна быть обеспечена связь «мостик-мостик» на выделенном для этого канале VHF Ch.13.
Технически, для обеспечения функций ГМССБ может использоваться УКВ-радиостанция с функцией цифрового избирательного вызова (ЦИВ), спутниковый аварийный радиобуй (АРБ), ПВ/КВ-радиостанция с функцией ЦИВ, INMARSAT-C (международная организация морской спутниковой связи), автоматическая идентификационная система (АИС). Средство подачи сигнала бедствия зависит от района плавания судна.
Морские районы ГМССБ
- А1 — район моря в пределах действия по крайней мере одной береговой ОВЧ/УКВ радиостанции, обеспечивающей постоянный приём и оповещение о бедствии в режиме ЦИВ на канале 70 и устойчивую связь на ОВЧ/УКВ-радиотелефонном канале. (Приблизительно 30-120 морских миль от береговой радиостанции).
- А2 — район моря, за исключением морского района А1 ГМССБ, в пределах действия по крайней мере одной береговой ПВ/КВ радиостанции, обеспечивающей постоянный приём и передачу оповещений о бедствии в режиме ЦИВ на международных вызывных частотах поддиапазона ПВ/КВ и устойчивую радиосвязь в режиме радиотелефонии. (Приблизительно 150—400 морских миль от береговой радиостанции).
- А3 — район моря, за исключением районов А1 и А2, в пределах действия геостационарных спутников системы ИНМАРСАТ.
- А4 — оставшаяся часть Мирового океана, за исключением морских районов А1, А2 и А3 ГМССБ (приполярные шапки).
Примерный состав оборудования в зависимости от района плавания
- УКВ радиоустановка: А1, А2, А3, А4
- Приемник ЦИВ: А1, А2, А3, А4
- Радиолокационный ответчик (2 комплекта): А1, А2, А3, А4
- Приемник НАВТЕКС: А1, А2, А3, А4
- АРБ «КОСПАС-САРСАТ»: А1, А2, А3, А4
- Носимые УКВ-радиостанции (3 комплекта): А1, А2, А3, А4
- СЧ/ПВ-радиоустановка с радиотелефоном, ЦИВ и УБПЧ: А2, А3, А4
- Судовая земная станция «Инмарсат-С» с приемником расширенного группового вызова: А2, А3, А4
- ПВ/КВ-радиоустановка с радиотелефоном, ЦИВ и УБПЧ: А3, А4
- ПВ/КВ-радиоустановка для радиосообщений общего назначения: А3, А4
Книга Глобальная морская система связи(Гмссб) во Владивостоке
Заметка к объявлению
Цена указана за 1 шт.
Артикул: ГМССБ_Шишкин;
Автор: Шишкин А.В. и др. Издательство: РКонсульт (все книги издательства) Место издания: Москва ISBN: 978-5-94976-677-4 Год: 2007 Переплет: Твердый переплет Страниц: 544 Вес: 7 г Учебное пособие по основам Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ). Раскрывает общие принципы построения и конкретную практику работы радиооборудованием ГМССБ в условиях торгового мореплавания. Написано в соответствии с требованиями Международной программы подготовки операторов ГМССБ. Может быть использовано при самостоятельной работе на тренажерном комплексе Transas Marine TGS2000/4000. Содержит Глоссарий основных терминов ГМССБ с полным англо-русским соответствием. Кроме того, в учебном пособии приведены разделы по морской радиосвязи на английском языке необходимые для операторов ГМССБ. Для курсантов морских академий и колледжей, академий водного транспорта и речных училищ, обучающихся по судоводительским и радиоэлектронным специальностям, а также для командного состава морских судов. Может быть полезно работникам береговых служб радиосвязи и спасательно-координационных центров, инспекторам морского Регистра, специалистам сервисных центров средств морской радиосвязи. Рекомендуется также для слушателей учебно-тренажерных центров ГМССБ в системе подготовки и переподготовки морских специалистов для получения/подтверждения дипломов ГМССБ: ограниченный, общий, радиоэлектроник 1-го и 2-го классов. Содержание ВВЕДЕНИЕ Часть 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГМССБ Функциональные требования к радиооборудованию в ГМССБ Морские районы плавания Требования к составу радиооборудования Дипломы радиоспециалистов в ГМССБ ПРИНЦИПЫ МОРСКОЙ РАДИОСВЯЗИ Радиочастоты и частотные диапазоны Распространение радиоволн Типы модуляции и классов излучений Использование частот в морской подвижной службе Защита частот бедствия и безопасности Виды связи в морской подвижной службе. Типы станций в морской подвижной службе СИСТЕМЫ СВЯЗИ В ГМССБ Общие сведения Спутниковая система связи ИНМАРСАТ. Спутниковая система связи КОСПАС/САРСАТ. Цифровой избирательный вызов Радиотелекс РАДИООБОРУДОВАНИЕ ГМССБ УКВ-радиоустановка ПВ-радиоустановка ПВ/КВ-радиоустановка Приемник расширенного группового вызова Аварийный радиобуй Радиолокационный маяк-ответчик. Приемник службы НАВТЕКС Вахтенный приемник 2182 кГц УКВ — носимая радиостанция Приемник информации по безопасности мореплавания на КВ Антенны Аккумуляторы Техническое обслуживание радиооборудования в ГМССБ Периодичность проверки радиооборудования ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ДЛЯ СВЯЗИ В СЛУЧАЕ БЕДСТВИЯ Подача вызова бедствия в режиме ЦИВ Эксплуатационные процедуры в ГМССБ для связи, относящейся к срочности и безопасности Связь с использованием радиотелефона с радиостанциями, работающими в старой системе Поиск и спасание судов Прием информации по безопасности на море Отмена ошибочно поданного сигнала бедствия СВЯЗЬ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ОБЩЕЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ Использование ЦИВ для целей общественной корреспонденции Радиотелефонная связь Спутниковая связь Плата за услуги связи Документы судовой радиостанции Часть 2. СОСТАВ ТРЕНАЖЕРА УКВ-РАДИОСТАНЦИИ RT2048 УКВ-радиостанция RT2048 Общие сведения и основные технические характеристики Органы управления и контроля 10- Управление УКВ-радиотелефоном УКВ ЦИВ-МОДЕМ RM2042 Общие сведения и основные технические характеристики модема Основные технические характеристики УКВ-модема Органы управления и контроля Работа модема Установки модема Вызов бедствия Ретрансляция бедствия Простой (standard) вызов Расширенный (extented) вызов ПВ/КВ ПРИЕМОВОЗБУДИТЕЛЬ RE2100 Органы управления приемовозбудителя RE2100 Порядок работы I ПВ/КВ ЦИВ-МОДЕМЫ RM2150 И RM2151 Органы управления контроллера RM2151 Подача вызова бедствия Установки контроллера Стандартный вызов Расширенный вызов Адресная книга Список станций. Сканирование СЗС ИНМАРСАТ-А JUE-45 Органы управления станцией JUE-45 Включение станции, позиционирование антенны и начальные установки Ввод и редактирование сообщения Связь в режиме телефонии Связь в режиме телекса Интерактивный режим mi Использование записной книги Передача факса и данных Прием сообщений ИНМАРСАТ-С Общие сведения Подготовка судовой станции к работе Включение станции и операция Login Ввод и редактирование сообщений Работа с файлами Операции с большими текстами Адресная книга Передача сообщения Журнал сообщений Подача сигнала и сообщения бедствия Прием сообщений Прием сообщений РГВ Автоматическая посылка координат Передача по двузначному специальному коду. РАДИОТЕЛЕКС Общие сведения Оконный интерфейс Подготовка и редактирование сообщений Операции с текстом Передача телекса в режиме МАИ Передача телекса в режиме прямой связи (Direct call) Прием телексных сообщений Список станций Передача сообщений бедствия, срочности и безопасности Основные телексные команды АВАРИЙНАЯ ПОРТАТИВНАЯ УКВ-РАДИОСТАНЦИЯ SAILOR SP31I0 Требования к портативной УКВ-радиостанции Управление УКВ-радиостанцией SP3110 ВАХТЕННЫЙ ПРИЕМНИК 2182КГЦ. Общие сведения и технические характеристики Органы управления Функциональная проверка ОБЪЕМ ТРЕБОВАНИЙ В ЗНАНИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДДЯ ОПЕРАТОРА ГМССБ Общие положения Разделы морской связи на английском языке для радиооператора ГМССБ ОБЩИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ГЛОССАРИЙ ГМССБ Приложение 1. Телексные и телефонные коды стран Приложение 2. Частоты радиосвязи Приложение 3. Пример заполнения радиожурнала Введение В Российской Федерации введена в действие Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ), использующая современные системы цифровой и спутниковой радиосвязи. Оборудование системы позволило на морских судах и береговых радиостанциях перейти на автоматизированный способ приема сигналов бедствия, повысить достоверность и оперативность связи. В соответствии с Дополнениями 1988 года к Международной конвенции СОЛАС оборудование для ГМССБ должно быть внедрено на судах поэтапно в период с 1 февраля 1992 года по 31 января 1999 года. Любое судно, подпадающее под требования Конвенции, на котором до I февраля 1999 г. не будет установлено оборудование ГМССБ, лишается Сертификата Безопасности по радиосвязи. Требования ГМССБ распространяются на: — все пассажирские суда и грузовые суда валовой вместимостью свыше 300 тонн, совершающие международные рейсы; — неконвенционные суда (каботажные, рыболовные и т.п.) — по решению администрации страны регистрации. Существующая система связи при бедствии состоит из двух неавтоматизированных систем: радиотелеграфной на частоте 500 кГц и радиот&шронной на частотах 2182 кГц (диапазон ПВ) и 156,8 МГц (диапазон УКВ). Поэтому максимальная дальность связи при бедствии ограничена дальностью распространения ПВ воли, т.е. 100-150 милями. Отсюда первый принципиальный недостаток системы- это ограниченный диапазон связи при бедствии. Оповещение о бедствии возможно только в радиусе действия передатчиков средних (на частоте 500 кГц в режиме телеграфии) и промежуточных волн (на частоте 2182 кГц в режиме телефонии), а также на 16 канапе УКВ. Поскольку максимальная дальность действия судового радиооборудования средних и промежуточных волн составляет 100-150 морских миль, помощь судну, терпящему бедствие, может быть оказана только другими судами, находящимися недалеко от места бедствия. Таким образом, существующая система связи при бедствии обеспечивает связь «судно-судно». Вторым недостатком существующей системы является низкий уровень автоматизации. Необходимость несения слуховой вахты в режиме Морзе на частоте 500 кГц требует наличия на судне квалифицированного радиоспециалиста, владеющего азбукой Морзе. В 1959 году под эгидой ООН была основана Международная морская организация (ИМО), в задачи которой входит решение вопросов, связанных с обеспечением безопасности на море и оказанием помощи судам, терпящим бедствие. Важным этапом в работе ИМО было принятие в 1974 году Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74). В 1979 году на Международной конференции по поиску и спасанию, проводимой по инициативе ИМО, было предложено разработать новую систему связи при бедствии и для обеспечения безопасности, учитывающую качественное развитие систем и средств морской связи и обеспечение высокого уровня автоматизации. На ХГ Ассамблее ИМО это предложение было принято, и усилия стран были направлены на разработку и испытания отдельных элементов новой системы. В ноябре 1988 года ИМО провела в Лондоне конференцию договаривающихся правительств Международной конвенции СОЛАС-74, на которой был одобрен текст новой главы IV («Радиосвязь») и связанные с этим поправки к главам I, II, III и V Конвенции СОЛАС-74, а также поправки к правилам 8, 10 и 14 главы I Протокола 1978 года к Конвенции СОЛАС-74 в части освидетельствования судов, сроков действия и самих форм свидетельств. Данный комплект поправок считается принятым 1 февраля 1990 года со вступлением в силу 1 февраля 1992 года для всех договаривающихся правительств. Принятие настоящих поправок связано с внедрением Пюбальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ). Отличительной чертой ГМССБ является высокая степень автоматизации передачи и приема сообщений (в том числе сообщений о бедствии), основанная на широком использовании спутниковых и усовершенствованных традиционных (включая цифровой избирательный вызов — ЦИВ) средств и методов связи, совместное использование которых позволяет обеспечить быструю и достоверную передачу и прием оповещений о бедствии на любом расстоянии независимо от условий распространения радиоволн. Настоящее учебное пособие написано на основе опыта работы авторов в учебно-тренажерном центре ГМССБ Одесской государственной морской академии по подготовке курсантов и слушателей курсов для подтверждения компетенции оператора с общим дипломом ГМССБ (General Operator Certificate). В первой части пособия изложены теоретические сведения, а во второй части приведены описания работы оператора с конкретными устройствами, входящими в состав тренажера ГМССБ. Действующим в Российской Федерации Положением о дипломировании членов экипажей морских судов (утверждено Постановлением Правительства РФ от 4августа 1999 г. №900) предусмотрено, что для получения диплома судового оператора ограниченного района ГМССБ необходимо пройти подготовку в учебно-тренажерном центре в соответствии с учебным планом. Аналогичная тренажерная подготовка необходима также для получения диплома судового оператора ГМССБ. диплома судового радиоэлектроника второго класса ГМССБ. Приводимые в учебном пособии сведения должны помочь в практической работе и закреплении необходимых навыков, полученных на учебных тренажерах ГМССБ, моделирующие конкретные ситуации морской практики. При написании книги использовались действующие учебные программы (учебные планы) учебно-тренажерных петров ГМССБ. Хочется надеется, что данное учебное пособие окажет необходимую помощь в освоении ГМССБ и послужит импульсом к новым учебно-методическим публикациям, посвященным разработке обширной проблематики глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности. Авторы выражают большую признательность эксперту О.В. Троневу за ценные замечания, высказанные при доработке рукописи к печати. Книга подготовлена к изданию по многочисленным просьбам профессорско-преподавательского состава и курсантов морских академий и колледжей, а также широкой морской общественности. Материалы книги соответствуют требованиям Международной программы подготовки операторов радиоустановок ГМССБ.;