Оглавление:
Право социального обеспечения. Пособия и компенсационные выплаты
Пособия — это ежемесячные, периодические или единовременные денежные выплаты, предоставляемые гражданам с целью возмещения потерянного заработка или в качестве социальной поддержки в случаях, установленных законом.
В системе пособий особое место занимают пособия по государственному социальному страхованию, которые назначаются и выплачиваются в соответствии с Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Одним из видов пособий по государственному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности, которое выдается в следующих случаях:
при заболевании (травме), связанном с утратой трудоспособности;
при санаторно-курортном лечении;
при болезни члена семьи в случае необходимости ухода, за ним;
при временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным заболеванием;
при протезировании с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия.
Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке больничный листок иди справка специальной формы, выданная медицинским учреждением. По общему правилу больничный листок выдается на весь период временной нетрудоспособности.
Размеры пособия по временной нетрудоспособности зависят от причины нетрудоспособности и длительности непрерывного трудового стажа работника.
В размере 100% заработка независимо от непрерывного трудового стажа выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также в других случаях, установленных законодательством (например, работающим инвалидам войны; работникам, имеющим на своем иждивении трех и более детей до 16 (учащихся 18) лет; работникам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями аварии на ЧАЭС и др.).
Рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж 8 и более лет, пособие по временной нетрудоспособности также выдается в размере 100% заработка.
В других случаях, кроме трудового увечья и профессионального заболевания, пособие зависит от продолжительности непрерывного трудового стажа и выдается в размере: при непрерывном трудовом стаже до 5 лет — 60% заработка; от 5 до 8 лет — 80%. Круглым сиротам, не достигшим возраста 21 года, при стаже работы до 5 лет, пособие выдается в размере 80% заработка. В любом случае размер пособия по временной нетрудоспособности не может быть меньше 90% минимального размера оплаты труда, установленного законодательством.
Закон Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 19 мая 1995 г. закрепил систему государственных пособий с целью материальной поддержки материнства, отцовства и детства.
Эта система включает в себя следующие виды пособий: пособие по беременности и родам.
Право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие государственному социальному страхованию; женщины, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными в установленном порядке; женщины проходящие службу по контракту в Вооруженных силах, службу в органах внутренних дел; женщины, обучающиеся с отрывом от производства в учреждениях профессионального образования (начального, среднего, высшего); женщины из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств (если имеются международные договоры РФ о выплате данного вида пособий); женщины, из вышеперечисленных категорий, при усыновлении ими детей в возрасте до трех месяцев.
Пособие по беременности и родам назначается и выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух и более детей — 110) календарных дней после родов. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью, независимо от фактической продолжительности дородового отпуска.
Размер пособия по беременности и родам не зависит от общего и непрерывного стажа и выдается в размере среднего заработка (стипендии, денежного довольствия) или в размере минимальной оплаты труда, установленного федеральным законом.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности (до 12 недель) назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Его размер — минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, на день предоставления отпуска по беременности и родам.
Единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка назначается или выплачивается одному из родителей или лицу, его заменяющему.
В случае рождения (усыновления) двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.
Единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка выплачивается в размере 15 минимальных размеров оплаты труда, установленной федеральным законом на день рождения ребенка.
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет назначается и выплачивается матерям, отцам, усыновителям, бабушкам, дедушкам, другим родственникам или опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком.
Право на получение этого пособия сохраняется в случае работы лица, осуществляющего уход за ребенком, на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также при получении стипендии при продолжении обучения.
Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в размере двух минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход.
Ежемесячное пособие на ребенка выплачивается на каждого ребенка до достижения им 16 летнего возраста (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не позднее, чем до достижения им 18 лет).
Ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается независимо от получения на него пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии, алиментов других социальных выплат, кроме денежных средств, выплачиваемых на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством.
Размер ежемесячного пособия на детей до достижения ими возраста 16 (18) лет составляет 70% минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
На детей одиноких матерей размер пособия увеличивается на 50%. На 50% увеличивается размер пособия на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, когда взыскание алиментов невозможно; на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, матросов, солдат; курсантов военных образовательных учреждений До заключения контракта о прохождении военной службы.
Ежемесячное пособие выплачивается за текущий месяц до исполнения ребенку 16 (18) лет.
В случае смерти гражданина члены семьи умершего или другие граждане (организации, предприятия, учреждения), взявшие на себя организацию похорон, имеют право на получение единовременного социального пособия на погребение в размере, равном стоимости гарантированного перечня услуг на погребение, но не превышающем минимальный размер оплаты труда более, чем в десять раз. В случае смерти инвалида Великой Отечественной войны, или инвалида, приравненного к нему, пособие на погребение не может быть ниже двукратного размера назначенной ему пенсии по инвалидности.
Пособие на погребение было впервые введено как ритуальное пособие Законом РФ «О ритуальном пособии» от 12 марта 1992 г. В настоящее время социальное пособие на погребение назначается и выплачивается на основании федерального закона от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле».
Государство осуществляет также материальную поддержку безработных граждан в различных ее формах.
В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), проживающие на территории РФ, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые к ней приступить.
Органы службы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным выносят решение о назначении ему пособия по безработице.
Размер пособия по безработице зависит от категории граждан, признанных безработными. Минимальный размер пособия по безработице соответствует минимальному размеру оплаты труда. По решению органов службы занятости выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или снижен его размер с обязательным письменным уведомлением об этом безработного.
В настоящее время система денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки непрерывно расширяется.
Кроме пособий, о которых говорилось выше, сюда включаются выплаты компенсационного характера.
К числу компенсационных выплат относятся:
— компенсационные выплаты за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемые в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления компенсационных выплат работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработное платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организации, утв. приказом Федеральной службы занятости от 6 марта 1995 г.;
— компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), со стоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
— компенсационные выплаты студентам образовательных учреждений высшего и учащимся среднего профессионального образования, аспирантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантурах при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно- исследовательских учреждениях, находящимся в академических отпусках;
— компенсационные выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;
— компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;
— компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье;
— компенсационные выплаты на питание обучающимся в государственных, муниципальные образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;
— компенсационная выплата вынужденным переселенцам и беженцам и некоторые другие выплаты.
Пособия как вид социального обеспечения
18 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОСОБИЯ
Система государственных пособий в РФ за последние годы претерпела существенные изменения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, социальной структуре общества. Поэтому в настоящее время возникла необходимость выработки новых механизмов, обеспечивающих рациональное использование средств на социальную защиту граждан.
Пособия – это денежные выплаты, которые назначаются гражданам каждый месяц, периодически или единовременно в случаях, установленных законодательством РФ, с целью возмещения утраченного заработка или оказания дополнительной материальной помощи. Пособия в отличие от пенсий, обычно представляют собой помощь, временно заменяющую утраченный заработок или служащую дополнением к основному источнику средств к существованию.
Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:
1) пособие по временной нетрудоспособности;
2) пособие по беременности и родам;
3) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
4) единовременное пособие при рождении ребенка;
5) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;
6) ежемесячное пособие на ребенка;
7) единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот;
8) пособие по безработице;
9) единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении ими своих служебных обязанностей;
10) единовременное пособие гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;
11) единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;
12) ежемесячное пособие детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих;
13) ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
14) единовременное и ежемесячное пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы;
15) единовременное пособие вынужденным переселенцам;
16) единовременное пособие беженцам;
17) пособие на погребение.
Виды пособий по системе социального обеспечения могут быть классифицированы по различным основаниям:
1) по целевому назначению (пособия, компенсирующие заработок полностью или частично, и пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь);
2) по продолжительности выплаты (единовременные, ежемесячные, периодические);
3) по источнику их выплаты (пособия из внебюджетных фондов, пособия из государственного бюджета и др.).
Глава 1. Понятие и виды пособий
В действующем законодательства понятие «пособие» практически не раскрывается, хотя в праве социального обеспечения они играют довольно большую роль. В общем виде под пособиями мы будем понимать – денежные выплаты, производимые за счет средств соответствующего бюджета Российской Федерации, носящие разовый или регулярный характер, выплачиваемые гражданам в целях помощи в разрешении тяжелой жизненной ситуации.
Все пособия, выплачиваемые в нашей стране, как правило, классифицируются по следующим признакам:
1) по характеру выплаты – т. е. зависимости от того, с какой периодичностью выплачиваются данные пособия – раз в год (ежегодные пособия), раз в месяц (ежемесячные пособия) или один раз, при наступлении какого-либо значимого случая (единовременные);
2) в зависимости от органа установившего данные пособия – федеральные, региональные и муниципальные. В праве социального обеспечения, как правило, изучаются только федеральные пособия, но это не значит, что другие не существуют. Так в Москве довольно широкое распространение получили, так называемые «лужковские пособия», установленные для пенсионеров, студентов и других социально незащищенных групп населения в целях их поддержки;
Всего в Российской Федерации существует более ста видов различных пособий, из них к наиболее распространенным относятся пособия: по временной нетрудоспособности, гражданам, имеющим детей и по безработице.
Пособия как вид социального обеспечения
2.2 Социальные пособия как вид социального обеспечения (виды, условия представления, способы начисления).
В системе социальной защиты населения важное место принадлежит различным видам пособий.
Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.
Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:
— пособие по временной нетрудоспособности;
— пособие по беременности и родам;
— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
— единовременное пособие при рождении ребенка;
— ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
— ежемесячное пособие на ребенка;
— пособие по безработице;
— единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;
— единовременное пособие военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы
— социальное пособие на погребение.
Порядок обеспечения пособием по нетрудоспособности утвержден Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Данное пособие является основным по системе социального обеспечения. Оно назначается всем работающим по найму (т. е. на основе трудового договора), а также иным лицам, если они в период работы подлежали обязательному государственному социальному страхованию.
Право на пособие по временной нетрудоспособности возникает у работника, в случае наступления нетрудоспособности в период работы, включая время испытания и день увольнения, а также в случае подтверждения факта временной нетрудоспособности больничным листком.
Пособие по временной нетрудоспособности, наступившей вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, рабочим и служащим выдается в размере 100% заработка, независимо от непрерывного стажа работы. В других случаях наступления нетрудоспособности пособие выдается в зависимости от непрерывного стажа работы: при стаже до трех лет – 50%, от трех до пяти лет – 60%, от пяти до восьми и свыше восьми лет 100% заработка. Рабочим и служащим, не достигшим 18-летнего возраста, пособие выплачивается в размере 60% заработка, независимо от стажа непрерывной работы. В размере 100% заработка и независимо от стажа пособие выдается работающим инвалидам Вов и лицам, приравненным к ним.
Российское законодательство содержит комплекс правовых норм, предусматривающих права и льготы беременным женщинам, в том числе право на предоставление пособия по беременности и родам, целевое назначение которого возместить женщине утраченный заработок, способствовать охране здоровья в период беременности, восстановлению здоровья после родов, обеспечению материнского ухода за ребенком в первые месяцы его жизни.
Данное пособие выдается:
— женщинам, подлежащим социальному страхованию, а также женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их безработными;
— женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы
Понятие пособий и их классификация
Пособия — денежные выплаты, производимые гражданам ежемесячно, единовременно, либо периодически с целью возмещения утраченного им заработка, либо с целью оказания материальной поддержки.
Видов пособий много, но они классифицируются:
по сроку выплаты:
- ежемесячные (пример: на детей до 16 лет; по безработице);
- единовременные :
- в связи с рождением ребенка;
- на погребение;
- мед. работникам, заразившихся ВИЧ инфекцией;
- гражданам, пострадавшим в связи с терроризмом;
- гражданам в связи с поствакцинальным осложенинием
по целевому назначению:
- пособия, которые выплачиваются с целью полного или частичного утраченного заработка:
- пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, которые суммируются с прошлым заработком;
- пособия по безработице, которыя частично суммируется с заработком;
- пособие за время отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, которая призвана частично возместить утраченный заработок
в зависимости от финансового источника, за счет средств которого пособия выплачиваются:
- различные пособия, которые финансируются за счет средств ФСС (страховые пособия):
- по временной нетрудоспособности;
- по беременности и родам;
- женщины, ставшие на учет в ранние сроки беременности;
- по уходу за ребенком до 1,5 лет;
- на погребение в случае смерти работника.
Этими пособиями обеспечиваются только те лица, которые работают по труд. договору, либо на иных основаниях не по труд. договору, но в период этой работы подлежат обязательным страховым взносам (адвокаты, старатели и т.д.)
- пособия, финансируемые за счет средств субъектов всех уровней:
- пособия при рождении ребенка
- пособие на ребенка до 16 лет, если в семье средне душевой доход не превышает прожиточного минимума в данном регионе.
Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:
- Пособие по временной нетрудоспособности;
- Пособие по беременности и родам;
- Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- Единовременное пособие при рождении ребенка;
- Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- Ежемесячное пособие на ребенка;
- Единовременные пособия на граждан из числа детей-сирот;
- Пособие по безработице;
- Единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся ВИЧ человека при исполнении своих служебных обязанностей;
- Единовременное пособие гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;
- Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;
- Ежемесячное пособие детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих;
- Ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
- Единовременное и ежемесячное пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы;
- Единовременное пособие вынужденным переселенцам;
- Единовременное пособие беженцам;
- Пособие на погребение.
Пособия как вид социального обеспечения
За последние годы в сфере социального обеспечения произошли серьезные изменения, которые не только способствовали улучшению демографической ситуации в стране, но и оказали влияние на уровень жизни населения в целом. Основными реформами, проводимыми за эти годы, стали: реформы в сфере пенсионного обеспечения, страхования, медицины. Помимо этого, произошло реформирование в сфере семейных отношений, в частности особое внимание уделяется молодым и многодетным семьям. Помимо вышеперечисленных направлений изменения коснулись и сферы социальных пособий, которые имеют важное значение для многих граждан Российской Федерации, в определенный момент оказавшихся в нестандартной для себя ситуации. Речь идет о тех случаях, когда человек на протяжении долгого периода не может найти работу или, когда женщина, которая получала достойный заработок, вышла в декрет и столкнулась с финансовыми сложностями. Актуальность темы исследования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый человек находится под защитой государства. Тем не менее, многие граждане страны находятся в состоянии социальной незащищенности особенно с учетом классового разрыва, который является вечным спутником рыночной экономики. Но если вопрос классовых различий решить довольно сложно, то ситуации, связанные с социальной поддержкой необходимо лишь должное внимание государство к данной проблеме. Степень разработанности исследования. Поскольку в рамках данного исследования рассмотрены различные виды пособий, то также хотелось бы указать на деятельность исследователей в различных направлениях. Вопросу временной нетрудоспособности внимание уделялось в работах В.М. Ливенцева «О сфере действия современного трудового права» , В.В. Федина «Юридический статус работника как субъекта трудового права» , Г.С. Скачковой «Расширение сферы действия трудового права и дифференциация его норм» , и многих других. Объект исследования — система социальных пособий по праву социального обеспечения, которая является одной из мер государственной поддержки граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие отношения по предоставлению социальных пособий, а также положения отечественной юридической науки по данному вопросу. Цель курсовой работы комплексный анализ пособий как вида социального обеспечения по действующему законодательству Российской Федерации. Исходя, из цели в работе были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие социальных пособий. 2. Изучить основные тенденции развития Российского законодательства о пособиях. 3. Изучить источники правового регулирования пособий в РФ. Методологической и теоретической основой исследования являются методы общенаучного познания: диалектический метод, метод перехода от частного к общему, анализ и синтез. Применялись исторический, статистический, системный и функциональный методы.
Первые попытки реформирования социальной сферы были сделаны еще в начале 90-х годов, хотя действенных результатов они не принесли в связи с тяжелой экономической обстановкой в государстве. Лишь в начале 2000-х годов Правительство РФ приняло ряд координатных мер в сфере социального обеспечения. Несмотря на то, что реализация преобразований на практике происходила гораздо меньшими темпами в сравнении с теоретическими разработками, в целом можно говорить об успешности трансформации системы социального обеспечения. Особое внимание при реформировании социальной сферы было уделено пособиям, которые играют важную роль в социальной политике государства. В рамках данной исследования были рассмотрены различные виды пособий, субъекты правоотношений в сфере социального обеспечения и также особенности выплат отдельных видов пособий. С учетом проведенных исследований удалось сделать следующие выводы. Говоря о пособии по социальному обеспечению, прежде всего, подразумевается гарантированная денежная выплата. Гарантированность выплат заключается в том, что право на получения пособие регулируется на государственном уровне. В том случае, если требования законодательства не исполняется, оно должно быть выполнено в принудительном порядке. Пособие выступает в качестве денежной формы обеспечения. При этом вопрос выплат пособий регулируется на основании нормативно-правовых документов. В рамках отраслевого законодательства пособие рассматривается в качестве одного из видов социального обеспечения. По этой причине впоследствии оно именуется социальным пособием. Пособия могут выплачиваться всем категориям граждан трудоспособного возраста. В данном случае речь идет о работающих, неработающих гражданах, включая пенсионеров. Некоторые основания получения пособий представлены в Конституции Российской Федерации. В данной ситуации речь идет о болезни, воспитании, смерти члена семьи и тд. Также хотелось сказать о том, что в российском законодательстве социальные пособия выделяются по тем жизненным обстоятельствам (фактам), которые вызывают необходимость их предоставления. Такие обстоятельства также указаны в названиях соответствующих пособий. Существуют несколько различных видов выплат пособий. Так, различают единовременные, ежемесячные и периодические пособия. При этом продолжительность выплат пособий прежде всего связана с целью того или иного пособия. В заключение хотелось бы добавить, что, не смотря на сложности в системе реформирования, в целом можно отметить, что во многих сферах социального обеспечения можно отметить значительные улучшения. Можно бесконечно выступать с критикой в отношения Правительства РФ, говоря о его бездействии и равнодушии к проблемам граждан, но отрицать, что социально-экономические условия жизни изменились в положительную сторону, отрицать нельзя. Доказательством этому является и демографический рост, и снижение уровня безработицы, повышение среднего уровня заработной платы. Несомненно, предстоит сделать еще очень много, но здесь самое главное, чтобы народ чувствовал социальную поддержку, понимал свою важность для страны, знал, что текст Конституции РФ — это не просто слова, а реально действующий правовой механизм осуществления прав и свобод граждан страны.?
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). 2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3 3. Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 22.12.2014) «О беженцах» // Российская газета, N 126, 03.06.1997. 4. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. от 06.04.2015) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1929. 5. Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 29.12.2014, с изм. от 06.04.2015) «О погребении и похоронном деле» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 146 6. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.10.1997, N 43, ст. 4904. 7. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.10.1997, N 43, ст. 4904 8. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ, N 22, 01.06.1998, ст. 2331 9. Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» // Собрание законодательства РФ», 21.09.1998, N 38, ст. 4736 10. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3699 11. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3686 12. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ, 13.03.2006, N 11, ст. 1146 13. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 18 14. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.12.2014) «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1915 15. Аракчеев В.С. Теоретические и практические вопросы общей части права социального обеспечения. Томск, 2001. С. 79. 16. Антипьева Н.В. Понятие и виды социального обеспечения военнослужащих // Рос. юрид. журнал. — 2013. — N 1. — С.164-174. 17. Васильева Ю.В. Цели кодификации российского законодательства о социальном обеспечении // Государство и право. — 2013. — N 11. — С.17-24. 18. Гатауллин, Ринат Фазлтдинович. Проблемы становления системы социальной защиты в переходной экономике / Р. Ф. Гатауллин, В. К. Нусратуллин, И. В. Нусратуллин ; Вост. ин-т экономики, гуманитар. наук, упр. и права. — Уфа : Вост. ун-т, 2010. 19. Гейц, И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации : / И. В. Гейц. — М. : Дело и Сервис, 2012. — 640 с. 20. Гусева Т.С. Пособие по беременности и родам: российский и зарубежный опыт правового регулирования // Рос. юстиция. — 2012. — N 10. — С.25-27. 21. Гейц И.В. Трудовые и социальные гарантии, льготы, компенсации: учебно-метод. пособие. — М.: Дело и сервис, 2003. – С.111 22. Гусева Т.С. Правовое регулирование пособий по безработице: международные стандарты, зарубежный опыт, российская действительность // Рос. юстиция. — 2011. — N 2. — С.62-63. 23. Добромыслов К.В., Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.:Книжный мир. 2012. – С.55 24. Захарова Е.Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей // Журн. рос. права. — 2013. — N 3. — С.21-32. 25. Луганцев В.М. О сфере действия современного трудового права / В сб. Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения: М. 2004. -С. 103-104. 26. Маслов С.С. Понятие и виды юридической ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2007. С. 26. 27. Миронова Т.К. Право и социальная защита. М., 2006. С. 177. 28. Нелюбина Е.В. Гарантии и защита социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации // Государство и право. — 2010. — N 5. — С.98-102. 29. Расширение сферы действия трудового права и дифференциации его норм: Монография / Скачкова Г.С. — М.: МГИУ, 2003. — 316 с. 30. Федин, В. В. Юридический статус работника как субъекта трудового права: Автореферат. Трудовое право; Право социального обеспечения / В. В. Федин; Науч. рук. К. Н. Гусов. — М.,2003. — 26 с.
Пособия как виды социального обеспечения
История развития и общая характеристика пособий в Российской Федерации. Особенности исчисления и размеры пособий в Российской Федерации. Пути решения проблем законодательства о пособиях социального обеспечения, связанных с социальными пособиями.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1 ПОСОБИЕ — ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 История развития пособий в Российской Федерации
1.2 Общая характеристика пособий в Российской Федерации
1.3 Классификация пособий в Российской Федерации
2 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ ПОСОБИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Понятие и основные виды пособий
2.2 Методы определения размеров пособий
2.3 Особенности исчисления и размеры пособий в Российской Федерации
3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОСОБИЯХ В РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Проблемы законодательства о пособиях в Российской Федерации
3.2 Пути решения найденных проблем законодательства о пособиях социального обеспечения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Социальные пособия являются основным видом социального обеспечения российских граждан и занимают в его системе одно из главных мест. Они созданы с целью поддержания и социального благополучия нуждающихся категорий граждан Российской Федерации.
В современных условиях развития России возникает острая необходимость внесения изменений в области социальной политики государства, направленных на материальную поддержку и обеспечение определенных нуждающихся категорий граждан путем выплаты им социальных пособий и компенсационных выплат за счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов России.
Актуальность данной темы заключается в том, что пособие является неотъемлемым элементом социального обеспечения. Каждый гражданин Российской Федерации хотя бы раз в жизни имеет право на какой-либо вид пособия. Следовательно, каждому гражданину РФ нужно знать на какой вид пособия он имеет право, а так же знать порядок назначения и выплаты того или иного вида пособия.
Данная выпускная квалификационная работа имеет теоретическое и практическое значение.
Объект исследования работы — понятие и общественная значимость социальных пособий в Российской Федерации.
Предмет исследования работы — правоотношения гражданина и государства, которые возникают в ходе назначения и выплаты социальных пособий.
Целью дипломной работы является исследование пособий, как вида социального обеспечения в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю развития пособий в Российской Федерации.
2. Дать общую характеристику пособий в Российской Федерации
3. Изучить классификацию пособий в Российской Федерации.
4. Раскрыть понятие и основные виды пособий в Российской Федерации.
5. Проанализировать методы определения размеров пособий
6. Рассмотреть особенности исчисления и размеры пособий в Российской Федерации.
7. На основе теоретического материала изучить законодательство по вопросу, касающемуся назначения и выплат социальных пособий.
8. Выявить проблемы законодательства о пособиях в Российской Федерации в настоящее время.
9. Разработать возможные пути решения проблем законодательства о пособиях социального обеспечения связанных с социальными пособиями.
Методами исследования данной выпускной квалификационной работы являются следующие:
· анализ нормативно — правовой документации по теме дипломной работы;
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в поиске проблем, которые находят авторы путем тщательного анализа современного законодательства Российской Федерации. Исходя из анализа они осуществляют попытку решения проблем, опираясь на новое видение и понимание ситуации в современной Российской Федерации.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что теоретической освещенности пособия как вида социального обеспечения существует достаточно, а анализ, выявление проблематики и разработку путей решения в современной научной литературе и прессе встречается довольно сложно.
Структура работа обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе представлено изучение истории развития пособий в Российской Федерации, дана общая характеристика и классификация пособий в Российской Федерации. Во второй главе раскрыто понятие и основные виды пособий, методы определения размеров пособий и особенности исчисления и размеры пособий в Российской Федерации. Третья глава представляет собой выявление проблематики и разработку возможных путей решения по вопросам социальных пособий.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
При написании дипломной работы использовались труды следующих авторов: Е.Мачульской, Е.И.Холостовой, В.П. Галаганова и других авторов.
1. ПОСОБИЕ — ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 История развития пособий в Российской Федерации
Социальное обеспечение в целом подразумевает собой некую «социальную защищенность человека», что в свою очередь отображает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей Холостова Е. И. История социальной работы в России: учебник. — М., 2013. — С. 145. Пособие в Российской Федерации является одним из основных видов социального обеспечения граждан. Для того чтобы изучить историю развития пособий, как вида социального обеспечения необходимо для начала раскрыть аспекты истории развития права социального обеспечения.
На протяжении всего развития человечества люди сталкивались с многочисленными проблемами, которые касаются содержания людей преклонного возраста, инвалидов, детей. В условиях первобытно — общинного строя немощные и больные члены рода были обречены на смерть, так как человек еще с трудом добывал пищу себе, а содержать больных община была не в состоянии. Преимущество было у беременных женщин и малолетних детей, которые пытались сохранить род Ершов В. А., Толмачев И. А. Право социального обеспечения: уч. пособие. — М., 2012. — С. 178. В рабовладельческий период содержание стариков, женщин и детей главным образом исполнялось членами семьи: заботиться о своих престарелых родителях должны были дети, достигшие определенного возраста, а за малолетними детьми — их родители. В I веке до н.э. веке в Риме начинают зарождаться прообразы отдельных элементов социального обеспечения Шарков Ф. И. Основы социального государства: учебное пособие. — М., 2012. — С. 165.. Тогда существовали так называемые «коллегии самопомощи» для средних и бедных слоев свободных граждан Рима. За счет средств этих организаций выделялось денежные средства больным, пожилым и лицам, которые получили увечья. Данные «социальные объединения помощи гражданам» или «коллегии самопомощи» были основаны на личном обеспечении самих работников и рабовладельцы не принимали в них никакого участия.
В Риме в рабовладельческий период происходило достаточное количество войн поэтому в данный период царило порабощение народов, завоевание, грабеж областей и целых государств Шаронов А.О. О некоторых аспектах социальной политики. — М., 2011. — С. 45.. Соответственно, было много смертей, жены и дети оставались без кормильцев. В связи с этим возникли первые пособия. Их выдавали увечным и старым воинам, вдовам и сиротам, в связи со смертью воинов. Воинам выдавали в виде земельных наделов. Вдовы и сироты в свою очередь получали диплом о привилегиях, в соответствии с которым они освобождались от уплаты налогов, торговых пошлин и всех повинностей. Данным дипломом обладали также старые военные — бывший воин и вся его семья.
После рабовладельческого периода последовал следует феодальный период, который характеризовался господством натурального хозяйства. Основой в данный период является семья. Семья несла ряд обязанностей по материальному обеспечению пожилых и нетрудоспособных. В данный период появляется подобие социальных пособий, оно распространялось на тех людей, кто не мог производить работу и не имел какого-либо хозяйства Холостова, Е. И. История социальной работы в России: учебник. — М., 2013. — С. 148.. Эти «пособия» не были закреплены указом. Затем появились другие денежные выплаты, но они имели характер награды. Они выдавались крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, которые имели те или иные заслуги перед монархом. Скорее всего, это были первые прообразы пенсий.
Таким образом, появилась и оказывалась первая социальная помощь гражданам и первые пособия. Надо отметить, что ни один из существовавших прообразов современного социального обеспечения не был формально закреплен в каком-либо правовом источнике.
Любое общество развивалось, в том числе и Российская Федерация, оно и в наше время продолжает стремительно развиваться. Важный элемент любого общества, на каком бы этапе развития оно ни находилось, является оказание помощи и поддержки отдельным группам населения, тем людям, которые не могут осуществлять какую-либо трудовую деятельность, а значит, и обеспечить себя, в частности, пожилым людям, инвалидам, детям и другим нуждающимся Гусов К. Н. Право социального обеспечения. — М., 2011. — С. 178.. В России социальное развитие положило свое начало в конце IX века. Это был период введения христианства на Руси. Ключевое значение в помощи нуждающимся (начиная с этого периода и до начала XX века) играла церковь. Помощь церквей и монастырей была разнообразной. Она определялась материальными и финансовыми возможностями нуждающихся. Наиболее распространенными формами такой помощи были: бесплатное кормление нищих и убогих, устройство особых приютов и богаделен для бедных, искалеченных, престарелых, учреждение сиротских домов и приютов. Среди форм помощи, оказываемой частными лицами, в частности князьями были: кормление нищих на княжеском дворе, раздача бедным одежды, денежная раздача милостыни, снабжение питанием заключенных Холостова, Е. И. История социальной работы в России: учебник. — М., 2013. — С. 148.. Все это являлось прообразом первых социальных пособий на Руси.
В эпоху феодальных отношений появляются новые способы социального обеспечения нетрудоспособных людей, а также тех, кто нуждается в какой-либо помощи. Появляется правовой источник «Судебник Ивана IV», который установил Иван IV в 1589 году. В Судебнике указывалось, что бездетная вдова, потерявшая мужа, после его смерти имела право на получение обратного приданого, что в наше время бы называлось пособием. Обратное приданое позже получило свое название. Оно называлось «полетное» и выплачивалось в размере 2 гривны в год Ершов В. А., Толмачев И. А. Право социального обеспечения: уч. пособие. — М., 2009. — С. 178..
В 1649 году был введен новый правовой акт по оказанию социальной помощи — «Соборное уложение царя Алексея Михайловича». Данный акт содержит значительно большее количество статей, посвященных социальному обеспечению. В этом правовом источнике закреплялось право на прожиток, то есть, часть поместья, выделяемого после смерти его владельца на содержание вдовы, детей и престарелых родителей. Размер его зависел от величины оклада и причины смерти кормильца (от военной травмы, в полку на государственной службе, а также вне службы). Дворяне имели право на получение прожитка в случае отставки или увечья, а также при отсутствии прямых наследников в размере полного оклада. Полвека спустя, в период царствования Елизаветы (1740 — 1750 гг.) получили распространение «приходы», которые осуществляли попечение детей-сирот, стариков и инвалидов.
В условиях капитализма в России социальное обеспечение не было развитым на хорошем уровне. Пожилым, инвалидам, гражданам, получившим увечья, гражданам, потерявшим кормильца, приходилось самим справляться со своим проживанием. Тогда появились кассы рабочей взаимопомощи, средства которых состояли не только из вносов самих рабочих, но и из определенных доплат предпринимателей и направлялись на обеспечение нуждающихся. Такие же кассы были созданы так же в Германии, Франции, Италии и Австрии.
В конце XVIII века в России было увеличено число лиц, нуждающихся в помощи государства. Важным этапом на пути становления системы государственной помощи в России было принятие указа Екатерины II в 1775 году «О создании приказов общественного призрения в губернских правлениях». Они были созданы на губернском уровне, под председательством губернатора, что повышало их статус и расширяло возможности деятельности. Ветераны войны, семьи, оставшиеся без кормильцев, вдовы, дети из бедных семей получали помощь от первых теоретических работников и организаций помощи нуждающимся Холостова, Е. И. История социальной работы в России: учебник. — М., 2013. — С.148..
С развитием машинного производства во всем мире, в том числе и в России, участились несчастные случаи на производстве, что привело к тому, что численность инвалидов начала стремительно развиваться. В связи с этим в Германии был принят Закон Бисмарка (1871-1884 гг.) «Об ответственности предпринимателей» и «О страховании при несчастных случаях». В соответствии с ними рабочий, получивший увечье на производстве получал пособие на лечение из специальных фондов за счет уплаты предпринимателем взносов, размер которых исчислялся в процентах от заработной платы.
В России был принят свод Законов Российской империи, который содержал аналогичные нормы об ответственности работодателя за увечье, причиненное работнику. В этом документе, а также в принятом в 1903 году Законе «О вознаграждении потерпевших рабочих впоследствии несчастных случаев» речь шла о гражданско-правовой ответственности предпринимателя. Все покрытие ущерба от несчастных случаев, то есть выдача пособия или компенсаций оставалась именно за предпринимателями Шарков Ф. И. Основы социального государства: учебное пособие. — М., 2012. — С. 165..
С 1918 года государство в полной мере берет на себя ответственность по социальному обеспечению и поддержке нуждающихся, а с 1920-х годов формируется государственная система социального обеспечения граждан.
В 1920-е годы был издан кодификационный акт — «Сводка правил по выдаче пособий и пенсий». Принятые сводки были первыми попытками видовой кодификации законодательства о социальном обеспечении. В России сложились и функционировали следующие виды пособий: по беременности и родам; по временной нетрудоспособности; по инвалидности и по случаю потери кормильца.
В настоящее время система социального обеспечения в России приобрела значительные масштабы и включает в себя множество видов и способов оказания помощи нуждающимся лицам, в том числе и пособия. Дипломная работа посвящена именно этому виду социального обеспечения. В следующем параграфе данной главы нами будет изучена общая характеристика пособий в России.
1.2 Общая характеристика пособий в Российской Федерации
пособие исчисление размер социальный
Пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам на определенный срок с целью предоставления им утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых социально значимыми.
На основании п. 2 ст. 39 Конституции РФ социальные пособия, как и государственные пенсии, устанавливаются законом. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 // Российская газ. — 1993. — 25.12. Пособия являются одним из видов государственной социальной помощи наравне с субсидиями и другими денежными выплатами, а также натуральной помощью.
Предоставление пособий регламентируется Федеральным законом 19.05.1995 г. № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» и другими источниками.
Указанными нормативными актами установлены следующие виды государственных пособий:
· единовременные пособия (женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; при передаче ребенка на воспитание в семью; беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву);
· пособие по беременности и родам;
· ежемесячные пособия (на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву).
По целевому назначению пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на частичное возмещение утраченного заработка. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу. Единовременное пособие при рождении ребенка, при передаче ребенка на воспитание в семью предназначены для оказания помощи семье в содержании и воспитании детей. С 2007 г. особой поддержкой пользуются семьи военнослужащих по призыву в период выполнения мужьями своего конституционного долга. В целях улучшения демографической ситуации и стимулирования семьи к рождению детей с 2007 г. Правительство РФ проводит эксперимент по предоставлению дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского капитала при рождении второго, третьего и каждого следующего ребенка.
Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса получателя: лица, работающие по трудовому договору, индивидуальные предпринимателя, адвокаты и нотариусы при добровольной уплате взносов получают их из средств социального страхования; занятые иными видами деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие — из бюджетов различных уровней.
В 2008 г. выплата пособий женам военнослужащих по призыву осуществляется органами власти субъектов РФ за счет субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122 правовое регулирование и финансирование пособия на ребенка до 16 лет (учащихся — до 18 лет), предоставляемое в зависимости от среднедушевого дохода семьи, передано на уровень субъектов РФ. Это пособие рассмотрено в главе, посвященной государственной социальной помощи.
Получателями пособий по беременности и родам, а также единовременного пособия в связи с ранней постановкой на учет в медицинском учреждении могут быть только занятые женщины.
Право на указанные пособия имеют граждане РФ, военнослужащие по контракту и по призыву, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории РФ.
Государственные пособия на детей не назначаются:
— гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
— гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;
— гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ.
Все пособия, за исключением пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, назначаются в твердых размерах.
С 01.01.2007 г. средний заработок для расчета пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет исчисляется в таком же порядке, как и для пособия по временной нетрудоспособности.
С 01.01.2008 г. один раз в год производится индексация пособий исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
В случае переплаты по вине получателя (предоставление заведомо неверных сведений, сокрытие данных и др.) или счетной ошибки органы, осуществляющие назначение и выплату пособий, имеют право производить удержания в размере не свыше 20%. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.
Правовое регулирование отношений по социальной поддержке семей находится в совместном ведении, поэтому органы государственной власти субъектов РФ могут увеличивать размеры государственных пособий за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Решение о назначении любого из указанных пособий принимается соответствующим органом в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Таким образом, пособием считается денежная выплата, назначаемая гражданам с целью предоставления им содержания в период отсутствия у них заработка или оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых государством социально значимыми независимо от наличия у них каких-либо иных источников дохода. Перечень пособий не является исчерпывающим и дополняется в связи с возникновением необходимости осуществления социальной поддержки какой-либо категории граждан. В следующем параграфе данной главы будет изучена классификация пособий в Российской Федерации.
1.3 Классификация пособий в Российской Федерации
Одной из наиболее важных социальных задач современного государства является оказание помощи тем гражданам, кто в ней нуждается Гасанова К. К., Кубарова Р. А., Озоженко С. И. Право социального обеспечения учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». — М., 2014. — С. 367. Таковыми являются инвалиды, нетрудоспособные граждане, те, кто по тем или иным причинам не могут осуществлять какую-либо деятельность, а значит, и обеспечивать себя, пожилые люди, некоторые семьи, нуждающиеся в такой помощи.
Еще раз отметит, что государственные социальные пособия — это денежные выплаты, которые назначаются гражданам ежемесячно, периодически или единовременно с целью предоставления им содержания в период отсутствия у них заработка или оказания дополнительной материальной помощи в случаях, установленных государством социально значимыми независимо от наличия у ни каких-либо источников дохода в порядке и размерах предусмотренных законодательством Гусов К.Н., Буянова М.О. Право социального обеспечения России: учебник. — М., 2011. — С. 45. Таковыми чаще всего являются люди, находящиеся в пенсионном возрасте, или те, кто не способен поддерживать себя сам впоследствии инвалидности, заболевания или неспособности найти работу Мачульская Е. Е., Добромыслов К. В. Право социального обеспечения: учебное пособие и практикум. М., 2011 С. 230..
Многочисленные виды пособий могут быть классифицированы по различным основаниям: по целевому назначению, по продолжительности выплаты пособия (единовременные, ежемесячные, периодические), по источнику их выплаты (пособия из внебюджетных фондов, пособия из государственного бюджета).
Виды пособий по их целевому назначению:
· компенсирующие заработок (полностью или частично), который утрачен по уважительной причине, — пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам. Как правило, размер этих пособий привязан к размеру утраченного заработка и выплата их продолжается в течение всего периода, пока утрачен заработок;
· предоставляемые как дополнительная материальная помощь для покрытия разовых дополнительных расходов Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров. — М., 2013. — С. 164., — пособие по случаю рождения ребенка, пособие на погребение. Размеры этих пособий не зависят от того, имеется ли у получателя заработок или иной доход и каков его размер. Такие пособия по сроку их выплаты являются единовременными;
· которые должны обеспечить средства к существованию на период отсутствия заработка и иного дохода — пособие по безработице. Размер этого пособия и сроки его выплаты могут быть различны и зависят от конкретного получателя пособия.
Виды пособий по срокам выплаты:
· единовременные — женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, по случаю рождения ребенка, на погребение, беженцам, вынужденным переселенцам;
· ежемесячные — по уходу за ребенком до полутора лет, на ребенка до шестнадцати лет, по безработице;
· периодические (которые выплачиваются в течение определенного периода) — по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
Виды пособий по источникам выплат:
· выплачиваемые за счет средств бюджетов всех уровней;
· выплачиваемые за счет средств государственного Фонда социального страхования;
· выплачиваемые за счет средств государственного Пенсионного фонда.
Виды пособий для лиц, которые могут их получать:
· гражданам, имеющим детей;
· супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
· гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом;
· для граждан из числа детей-сирот;
· другие пособия отдельным категориям граждан.
Государственные пособия гражданам, имеющим детей — единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В соответствии с ФЗ РФ №81ФЗ в Российской Федерации установлены следующие виды государственных пособий гражданам, имеющим детей: О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: федеральный закон РФ от 19 мая 1995 № 81-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Российская газ. — 1995. — 24.05. — С.99.
* пособие по беременности и родам;
* единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
* единовременное пособие при рождении ребенка;
* ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
* ежемесячное пособие на ребенка;
* единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Государственные пособия на детей назначаются и выплачиваются:
* гражданам РФ, проживающим на территории Российской Федерации;
* гражданам России, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
* постоянно проживающим на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам;
* временно проживающим на территории России и подлежащим обязательному социальному страхованию иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Государственные пособия на детей не назначаются: Ершов В. А., Толмачев И. А. Право социального обеспечения: уч. пособие. — М., 2009. — С.146.
— гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
— гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;
— гражданам России, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
Пособие по беременности и родам — один из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, представляет собой денежную сумму, которая выплачивается женщинам за период отпуска по беременности и родам.
Право на пособие по беременности и родам имеют:
* женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию, а также женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;
* женщины, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования;
* женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах;
* женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
* указанные выше категории женщин при усыновлении ими ребенка (детей).
В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ №81ФЗ О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: федеральный закон РФ от 19 мая 1995 № 81-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Российская газ. — 1995. — 24.05. — С.99, данное пособие выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщинам полностью, независимо от числа дней, фактически использованных до родов.
При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней (в случае одновременного усыновления двух или более детей — 110 календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).
Для назначения и выплаты пособия по беременности и родам женщины должны предоставить следующие документы:
* женщины, подлежащие государственному социальному страхованию, — листок нетрудоспособности;
* женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными, — заявление о назначении пособия по беременности и родам, листок нетрудоспособности, выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, заверенная в установленном порядке, справка из органов государственной службы занятости населения о признании их безработными, решение территориальных органов федеральной налоговой службы о государственной регистрации прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращения полномочий частными нотариусами, прекращения статуса адвоката и прекращения деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
* женщины, проходящие военную службу, а также военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах; женщины из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этого пособия предусмотрена международными договорами РФ, а также женщины, обучающиеся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, — медицинскую справку установленной формы.
Пособие по беременности и родам выплачивается не позднее 10 дней со дня представления всех необходимых документов.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, — один из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, представляет собой денежную выплату единовременного характера, которая выплачивается дополнительно к пособию по беременности и родам.
Право на это пособие имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель). Размер единовременного пособия составляет 300 рублей.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Для назначения и выплаты этого пособия предоставляется справка из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности.
Назначается и выплачивается единовременное пособие одновременно с пособием по беременности и родам, если справка о постановке на учет предоставляется одновременно с документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия по беременности и родам, либо в течение 10 дней после предоставления справки о постановке на учет в ранние сроки беременности, если указанная справка была предоставлена позже.
Единовременное пособие выплачивается за счет средств фонда социального страхования РФ, федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в том же порядке, что и пособие по беременности и родам.
Единовременное пособие при рождении ребенка — единовременная денежная сумма, выплачиваемая при рождении ребенка, один из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения (усыновления) двух и более детей пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка. Сулейманова Г. В., Право социального обеспечения: учебник для бакалавров. — М., 2013. — С.232.
При рождении мертвого ребенка единовременное пособие не назначается. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8000 руб.
Единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы, учебы), а если родители либо лицо, их заменяющее, не работает (не служит, не учится) — органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.
Для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляются следующие документы:
· заявление о назначении пособия;
· справка о рождении ребенка, выданная органами записи актов гражданского состояния;
· справка с места работы (службы, учебы) другого родителя о том, что пособие не назначалось, — в случае, если оба родителя работают (служат, учатся);
· выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы), заверенные в установленном порядке, — в случае, если назначение и выплата пособия осуществляются органом социальной защиты населения;
· выписка из решения об установлении над ребенком опеки (копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, копия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью) — для лица, заменяющего родителей (опекуна, усыновителя, приемного родителя);
· копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство или копия удостоверения беженца — для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ, а также для беженцев — в случае, если назначение и выплата пособия осуществляются органом социальной защиты населения;
· копия разрешения на временное проживание по состоянию на 31 декабря 2006 г. — для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории РФ и не подлежащих обязательному социальному страхованию.
Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается не позднее 10 дней с даты представления всех необходимых документов.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком — ежемесячная денежная выплата, назначаемая и выплачиваемая на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, один из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:
· матери, либо отцы, либо другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
· матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
· матери, либо отцы, либо другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. В том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами РФ, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами РФ, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа из таких воинских частей в РФ;
· матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами РФ, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами РФ, или в связи с переводом мужа из таких частей в РФ;
· матери, либо отцы, либо опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком);
· другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
· неработающие жены (проживающие на территориях иностранных государств) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территориях иностранных государств.
Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований. В случае если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из этих лиц. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается: по месту работы, службы, в органах социальной защиты населения по месту жительства, по месту учебы, в органах социальной защиты населения по месту жительства.
Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6000 рублей.
В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100% указанного заработка (дохода, денежного довольствия), но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.
Матери, имеющие право на отпуск по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать пособие по беременности и родам или ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В этом случае на основании заявления женщины о замене послеродового отпуска на отпуск по уходу за ребенком выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.
В случае увольнения с работы (за исключением увольнения связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию) или окончания обучения по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства со дня, следующего за днем увольнения с работы или окончания обучения.
Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляются следующие документы:
· заявление о назначении пособия;
· копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход;
· копия свидетельства о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей);
· выписка из решения об установлении над ребенком опеки;
· выписка из трудовой книжки (военного билета) о последнем месте работы (службы), заверенная в установленном порядке, копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, справка о размере ранее выплаченного пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, справка из органа государственной службы занятости населения о невыплате пособия по безработице;
· справка с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит), — справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери, отца ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком — для одного из родителей в соответствующих случаях, а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка;
· копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство или копия удостоверения беженца — для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ, а также беженцев, которым назначение и выплата пособия осуществляются органами социальной защиты населения;
· копия разрешения на временное проживание по состоянию на 31.12.2006 г. — для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории РФ и не подлежащих обязательному социальному страхованию;
· копия трудовой книжки, заверенная в установленном порядке, с предъявлением документа, удостоверяющего личность, — для лиц, указанных в подп. «е» (за исключением лиц из числа обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования), а также для лиц, указанных в подп. «з»;
· копия трудовой книжки, заверенная в установленном порядке, копии вышеназванных документов, с предъявлением документа, удостоверяющего личность, — для лиц, указанных в подп. «ж»;
· копии документов, подтверждающих статус, а также справка из исполнительного органа Фонда социального страхования РФ об отсутствии регистрации в органах Фонда в качестве страхователя и о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств обязательного социального страхования — для адвокатов, нотариусов, физических лиц, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, — в случае, если назначение и выплата им ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются органами социальной защиты населения.
Решение о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком принимается в 10-дневный срок с даты подачи заявления о назначении пособия со всеми необходимыми документами.
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновление, установление опеки (попечительства), передача на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.
В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей единовременное пособие выплачивается на каждого ребенка.
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 8000 рублей.
Пособие назначается и выплачивается по месту жительства одного из усыновителей (опекунов, попечителей, приемных родителей) органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью представляются:
· заявление о назначении пособия;
· копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении либо выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства), либо копия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. Для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в случае установления опеки (попечительства) или передачи в приемную семью также представляются копии соответствующих документов, подтверждающих отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими (им) детей;
· свидетельство о смерти родителей;
· решение суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими;
· документ об обнаружении найденного (подкинутого) ребенка, выданный органом внутренних дел или органом опеки и попечительства;
· заявление родителей о согласии на усыновление (удочерение) ребенка, оформленное в установленном порядке;
· справка о нахождении родителей под стражей или об отбывании ими наказания виде лишения свободы, выданная соответствующим учреждением, в котором находятся или отбывают наказание родители;
· медицинское заключение о состоянии здоровья родителей, выданное учреждением здравоохранения;
· решение суда об установлении факта оставления ребенка без попечения родителей;
· справка органов внутренних дел о том, что место нахождения разыскиваемых родителей не установлено. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, временно проживающие на территории РФ и подлежащие обязательному социальному страхованию, а также беженцы для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью дополнительно представляют копию документа, удостоверяющего личность, в том числе с отметкой о выдаче вида на жительство, копию разрешения на временное проживание, копию трудовой книжки или трудового договора, справку из исполнительного органа Фонда социального страхования о регистрации в органах Фонда в качестве страхователя, копию удостоверения беженца.
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается не позднее 10 дней с даты представления всех необходимых документов.
Данная глава была посвящена истории развития, общей характеристике и классификации государственных социальных пособий. В первом параграфе мы рассмотрели историю развития социальных пособий, а именно, как и когда появились первые прообразы социальных пособий в Российской Федерации. Во втором параграфе содержится общая характеристика социальных пособий, как основного вида социального обеспечения. В третьем параграфе раскрыта классификация пособий.