Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения

Статья 11. Пребывание граждан в лесах

1. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

2. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

3. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

4. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.

5. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:

1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;

2) безопасности граждан при выполнении работ.

6. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.

7. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

8. Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

научная статья по теме ПРЕБЫВАНИЕ ГРАЖДАН В ЛЕСАХ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

ВАСИЛЬЕВА МАРИЯ ИВАНОВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ПРЕБЫВАНИЕ ГРАЖДАН В ЛЕСАХ»

Правовой режим лесов

ПРЕБЫВАНИЕ ГРАЖДАН В ЛЕСАХ

Посредством предоставления гражданам права на свободное и бесплатное пребывание в лесах (ст. 11 Лесного кодекса РФ) обеспечивается удовлетворение их экологических, рекреационных, эстетических, оздоровительных, пищевых и иных потребностей, а также свобода передвижения.

Право граждан на пребывание в лесах является способом обеспечения публичных экологических интересов и основывается на конституционной норме о природных ресурсах как основе жизни и деятельности населения (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).

Действующий Лесной кодекс РФ отказался от идеи публичного лесного сервитута, под которым Лесной кодекс РФ 1997 г. понимал «право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации», а также от имевшего место раздельного регулирования свободного пребывания в лесах и бесплатного нахождения в лесах и сбора для собственных нужд пищевых и недревесных лесных ресурсов. Поскольку само понятие публичного сервитута в известной степени дискуссионно1, то объединённой нормы о свободном и бесплатном пребывании граждан в лесах вполне достаточно. В целом же можно говорить о преемственности правового регулирования общего лесопользования граждан.

Публично-правовая конструкция пребывания граждан в лесах в части бесплатной заготовки и сбора для собственных нужд дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, пищевых и недревесных лесных ресурсов, лекарственных растений2 согласуется с нормой Гражданского кодекса РФ, регулирующей обраще-

1 О правовом содержании публичных сервитутов в сфере природопользования, их соотношении с правами общего природопользования см.: Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М.: МГУ, 2003. С. 194-209.

2 Право граждан на сбор лекарственных растений для собственных нужд закреплено ст. 35 ЛК РФ.

ние в собственность общедоступных для сбора вещей (ст. 221): в случаях, когда в соответствии с законом (а также общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем) на определённой территории допускается сбор ягод, сбор или добыча других общедоступных вещей, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.

В качестве субъективного права граждан пребывание в лесах может рассматриваться как право рекреационного природопользования -часть права на благоприятную окружающую среду, выражающееся в возможности отдыха в лесах, общения с природой, удовлетворения гражданами своих экологических, эстетических и иных нематериальных потребностей, и как право общего лесопользования, состоящее в возможности осуществлять для собственных нужд заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых, а также недревесных лесных ресурсов, лекарственных растений. К недревесным относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели для новогодних праздников мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы. Заготовка гражданами древесины для собственных нужд не входит в право пребывания в лесах. Граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в порядке и по нормативам, устанавливаемым законами субъектов Российской Федерации.

Возможность пребывания в лесах как субъективное право, следующее непосредственно из закона, не связывается с получением предварительных разрешений и, соответственно, не требует внесения каких-либо платежей. В качестве субъектов отношений, возникающих в связи с реализацией названных прав, граждане

несут обязанности по соблюдению правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, правил лесовосстановления и ухода за лесами.

Норма о пребывании граждан в лесах в период принятия Лесного кодекса РФ была в центре дискуссий, что вполне объяснимо с точки зрения необходимости защиты общественного интереса в процессе перехода к новым экономическим отношениям в лесопользовании. В итоге, принятая редакция статьи отличается от первоначальных её вариантов, и изменения произошли главным образом в части ослабления запретов и ограничений пребывания граждан в лесах. Например, проект Лесного кодекса РФ, принятый в первом чтении, ограничивал пребывание граждан в лесах не только в целях пожарной безопасности, безопасности граждан при проведении работ, но и в интересах ведения орехопромыслового, лесоплодово-го или лесосеменного хозяйства и в иных случаях, когда пребывание граждан в лесах несовместимо с целями лесопользования. Как видно, сфера применения последнего основания была бы весьма неопределённа.

По действующему же Кодексу РФ, пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения только пожарной и санитарной безопасности в лесах и безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по иным основаниям не допускается — и это указание принципиально важно с точки зрения защиты общественных экологических интересов.

Кроме того, пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещён или ограничен в соответствии с федеральными законами. Таким образом, основания ограничения следуют либо из особенностей правового режима земель, на которых произрастают леса, либо из необходимости охраны здоровья самих граждан или обеспечения иных общественно значимых интересов. Запрещение же пребывания в лесах возможно только по первому (территориальному) критерию. Вместе с тем отсутствуют указания на ограничение (запрещение) пребывания гра-

ждан в лесах, загрязнённых радиоактивными, химическими, биологическими и другими вредными веществами и потому представляющих опасность для здоровья человека.

Очевидным пробелом нормы о пребывании граждан в лесах является отсутствие в ней порядка запрещения и ограничения. Не указано даже лицо (лесопользователь это или орган управления), которое вправе принимать такие решения. Обращение к общему правилу об ограничении использования лесов (ч. 1 ст. 27 ЛК РФ) не разрешает ситуацию, поскольку эта норма сама имеет бланкетный характер. В таких условиях правомерным является утверждение порядка запрещения и ограничения на региональном уровне.

Например, Постановление Правительства Мурманской области от 10 мая 2007 г. № 218-ПП «Об утверждении Порядка введения запрещения или ограничений пребывания граждан в лесах на территории Мурманской области» регулирует введение ограничений пребывания граждан в лесах или на отдельных лесных участках в целях пожарной и санитарной безопасности, а также в целях безопасности граждан при выполнении работ. Ограничение на посещение лесов или отдельных лесных участков может вводиться в целях обеспечения: пожарной безопасности при угрозе массового возникновения лесных пожаров при классе пожарной опасности в лесах не ниже третьего; санитарной безопасности при угрозе распространения очагов вредителей и болезней леса, а также негативного воздействия других факторов природного и антропогенного характера, на значительных площадях. Решение об ограничении посещения лесов выносится председателем комитета по лесному хозяйству Мурманской области или руководителем подведомственного учреждения. Органы местного самоуправления, комитет по лесному хозяйству Мурманской области и его подведомственные учреждения обязаны информировать граждан о введении ограничения на посещение лесов или отдельных лесных участков через средства массовой информации не менее чем за сутки. Правом проезда в районы, где посещение лесов или отдельных лесных участков ограничено, пользуются: командируемые граждане, следующие к

местам производства работ, если эти работы ведутся не в лесу; граждане, проживающие в населённых пунктах, расположенных в районе, где введены ограничения на посещение лесов; граждане, следующие на дачные, огородные участки или имеющие иные объекты недвижимости в данных районах; граждане, следующие транзитом.

Ограничение пребывания граждан в целях их безопасности при выполнении работ вводится только на отдельные лесные участки: при проведении авиационных и наземных работ по борьбе с вредителями и болезнями леса, работ по профилактике болезней леса и ликвидации очагов вредителей и болезней; при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий; при осуществлении работ по геологическому изучению недр; при разработке месторождений полезных ископаемых; при строительстве и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; при строительстве, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Решение об ограничении посещения отдельных лесных участков выносится председателем областного комитета по лесному хозяйству. Органы местного самоуправления, комитет по лесному хозяйству области и его подведомственные учреждения обязаны информировать граждан об ограничении на посещение отдельных лесных участков через средства массовой информации не менее чем за десять дней. Вдоль автомобильных дорог, ведущих в лесные массивы, посещение которых ограничено, устанавливаются информационные стенды. Информационные стенды должны устанавливаться также по периметру лесного участка.

Разрешается нахождение граждан в лесах или на отдельных лесных участках, посещение которых запрещено или ограничено, по пропускам, выдаваемым областным комитетом по лесному хозяйству или его подведомственными учреждениями.

Лесным кодексом РФ 1997 г. право ограничения пребывания граждан в лесах было предоставлено федеральным органам исполнительной власти в области лесного хозяйства,

федеральным органам по надзору в сфере природопользования, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так, в Положении о Федеральном агентстве лесного хозяйства1 было закреплено ег

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Статья 11 ЛК РФ. Пребывание граждан в лесах

1. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

2. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

3. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

4. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.

5. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:

1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;

2) безопасности граждан при выполнении работ.

6. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.

7. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

8. Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарии к ст. 11 ЛК РФ

Комментируемая статья регламентирует порядок пребывания граждан в лесах как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий, в том числе права и обязанности граждан. К правам относится право свободного пребывание граждан в лесах. Оно практически является публичным лесным сервитутом или общим лесопользованием, не требующим получения специальных разрешительных документов. Единственное условие для свободного и бесплатного пребывания граждан в лесах — это пребывание и осуществление заготовки и сбора лесных ресурсов только для собственных нужд.

Закон устанавливает возможность сбора гражданами как пищевых лесных ресурсов: дикорастущих плодов, ягод, орехов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, так и недревесных лесных ресурсов. К недревесным лесным ресурсам можно отнести: камни, глину, песок, живицу, дубильную кору, еловые лапы, сосновые почки и др. Ранее перечень недревесных лесных ресурсов содержался в Лесном кодексе РФ 1997 г., где был закреплен такой вид пользования лесом, как побочное лесопользование, и соответствовал использованию недревесных ресурсов в лесном фонде.

В соответствии с п. 33 разд. II ранее действовавших Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов, утв. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 12 августа 2003 г. N 729, зарег. в Минюсте 6 октября 2003 г. N 5154, на сбор гражданами для собственных нужд дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пищевых ресурсов лесные билеты не выдавались. В настоящее время данный Приказ утратил силу. Приказом МПР от 22 сентября 2005 г. N 265 были утверждены новые Правила учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов, зарег. в Минюсте 2 марта 2006 г. N 7556. Новые Правила не упоминают сбор гражданами лесных ресурсов для собственных нужд. Как видим, новая редакция ЛК РФ, помимо пищевых лесных ресурсов, сбор недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд также устанавливает без разрешительных документов.

Кодекс, как и прежняя его редакция, запрещает осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, занесенных в Красные книги РФ или ее субъектов, а также признанных наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах». Наркотическими средствами являются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. Правительством было принято специальное Постановление от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (с изм. от 6 февраля 2004 г.).

В лесу граждане обязаны соблюдать:

правила пожарной безопасности в лесах;

правила санитарной безопасности в лесах;

правила ухода за лесами.

На сегодняшний день в Российской Федерации действует Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 18 декабря 2006 г.), а также Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, принятые Советом Министров — Правительством РФ Постановлением от 9 сентября 1993 г. N 886, в ред. Постановления Правительства РФ от 27 декабря 1994 г. N 1428. Санитарные правила в лесах Российской Федерации ранее были утверждены Приказом Рослесхоза от 15 января 1998 г. N 10. В настоящее время данный Приказ утратил силу. Утверждены новые Санитарные правила в лесах Российской Федерации Приказом МПР России от 27 декабря 2005 г. N 350, зарег. в Минюсте 16 марта 2006 г. за N 7592 (с изм. от 5 апреля 2006 г.).

Комментируемая статья устанавливает также, в каких лесах пребывание граждан может быть запрещено или ограничено и в каких целях вводятся ограничения. Интересно, что законодатель не установил цели запрещения пребывания граждан в лесах. При этом сформулировано, что запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается. Выходит, что оснований для запрещения пребывания граждан в лесах нет.

Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире».

См. комментарии к ст. 33, 35, 37 настоящего Кодекса.

Статья 11. Пребывание граждан в лесах

1. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

2. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

3. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

4. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.

5. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:
1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
2) безопасности граждан при выполнении работ.

6. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.

7. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

8. Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 11 Лесного Кодекса РФ

1. Частью 1 комментируемой статьи установлено, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Соответственно, специального разрешения на пребывание в лесу граждан в некоммерческих целях не требуется.

2. Следует отметить, что указанное право граждан не является абсолютным. Так, пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении различных работ в лесу. Более того, согласно ч. 2 комментируемой статьи граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

В Правилах пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, предусмотрены общие требования пожарной безопасности в лесах. Так, например, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:

а) разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (т.е. очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 м. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;

б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);

в) употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;

г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;

д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;

е) выполнять работы с открытым огнем на торфяниках.

Кроме того, запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах при условии, что:

а) места для сжигания мусора (котлованы или площадки) располагаются на расстоянии не менее:

100 м от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка;

50 м от лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев;

б) территория вокруг мест для сжигания мусора (котлованов или площадок) должна быть очищена в радиусе 25 — 30 м от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена двумя противопожарными минерализованными полосами, шириной не менее 1,4 м каждая, а вблизи хвойного леса на сухих почвах — двумя противопожарными минерализованными полосами, шириной не менее 2,6 м каждая, с расстоянием между ними 5 м.

В период пожароопасного сезона сжигание мусора разрешается производить только при отсутствии пожарной опасности в лесу по условиям погоды и под контролем ответственных лиц.

Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м.

Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны:

а) хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м;

б) при корчевке пней с помощью взрывчатых веществ уведомлять о месте и времени проведения этих работ органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в п. 4 Правил пожарной безопасности в лесах, не менее чем за 10 дней до их начала; прекращать корчевку пней с помощью этих веществ при высокой пожарной опасности в лесу;

в) соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования;

г) в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.

В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, при использовании лесов не допускаются:

а) загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством РФ требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

б) невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации;

в) выпас сельскохозяйственных животных на неогороженных лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, без пастуха или без привязи;

г) уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных;

д) уничтожение либо повреждение мелиоративных систем, расположенных в лесах;

е) загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами;

ж) иные действия, способные нанести вред лесам.

В лесах запрещаются разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения.

При выборочных рубках и уходе за лесами в первую очередь вырубаются погибшие и поврежденные деревья.

В очагах вредных организмов, повреждающих (поражающих) древесину, порубочные остатки подлежат обязательному сжиганию с соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных в установленном лесным законодательством порядке.

При разработке лесосек и разрубке трасс под линейные объекты запрещается сдвигание порубочных остатков к краю леса (стене леса).

В весенне-летний период не допускается хранение (оставление) в лесах заготовленной древесины более 30 дней без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами.

Химическая обработка древесины, предназначенной для сплава, запрещается.

Заготовленная древесина, заселенная стволовыми вредителями, до их вылета должна быть обработана инсектицидами или окорена (кора должна быть уничтожена). При заселении заготовленной древесины стволовыми вредителями, в отношении которых применение мер защиты малоэффективно или невозможно, необходима срочная вывозка этой древесины из леса или ее переработка.

Для заготовки живицы не предоставляются лесные насаждения, расположенные в очагах вредных организмов, а также ослабленные и поврежденные насаждения.

В лесных насаждениях, отведенных для заготовки живицы, до начала ее заготовки вырубаются усыхающие и сухостойные деревья, проводится очистка мест рубок от порубочных остатков.

Проведение заготовки живицы, а также заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов (коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, еловой, пихтовой и сосновой лапы, елей для новогодних праздников, лесной подстилки), заготовки пищевых лесных ресурсов допускается осуществлять способами, исключающими возникновение очагов вредных организмов и усыхание деревьев.

Использование пестицидов и агрохимикатов для ведения сельского хозяйства в лесах осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1997 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

При использовании лесов для рекреационных целей не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов.

Правила лесовосстановления и ухода за лесами закреплены в ст. ст. 62, 64 ЛК РФ.

3. Кроме того, ч. 3 комментируемой статьи гражданам запрещено осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Перечни объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации, утверждены Приказом МПР России от 25.10.2005 N 289 «Об утверждении перечней (списков) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации (по состоянию на 1 июня 2005 г.)».

4. В ч. 4 комментируемой статьи содержится норма, устанавливающая запрет или ограничение пребывания граждан в лесах, расположенных на землях:

обороны и безопасности;

особо охраняемых природных территорий;

иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.

Важно отметить, что согласно ч. 6 комментируемой статьи запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не указанным выше, не допускается.

5. Вопросы пребывания граждан в лесу в целях охоты в соответствии с ч. 7 комментируемой статьи регулируются:

1) нормами лесного законодательства (например, ст. 36 ЛК РФ);

2) нормами законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (например, Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и сохранения охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

6. Часть 8 комментируемой статьи содержит норму, устанавливающую некоторые гарантии обеспечения общедоступности лесов. Так, по общему правилу лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Однако в случаях, предусмотренных ЛК РФ, предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены. Так, например, в ч. 4 ст. 105 ЛК РФ указано, что в целях охраны лесопарковых зон допускается возведение ограждений на их территориях.

Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности

Внесены изменения и дополнения в Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417.

Правила дополнены требованиями к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от их целевого назначения.

Теперь правилами запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам и не отделенных противопожарной минеральной полосой шириной не менее 0,5 метра. Запрещено также выполнять работы с открытым огнем на торфяниках.

Также предусмотрено, что пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в порядке, установленном Рослесхозом.