Оглавление:
Непрерывное медицинское образование
Издан Приказ МЗ РФ № 926 от 21.11.2017 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2021 ГОДА»
Правила проведения аккредитации медицинских работников
утверждены Приказом Минздрава России N 334н от 2 июня 2016 года.
Термины и определения
НМО – это образование медицинских и фармацевтических работников, которое начинается после получения специальности и продолжается непрерывно в течение всей жизни. Это дополнительное профессиональное образование, которое осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности.
Формы аккредитации
Три формы аккредитации медицинских работников: первичная, первичная специализированная и периодическая аккредитация.
Первичная аккредитация — для медработников, завершивших высшее или среднее медицинское образование;
Первичная специализированная аккредитация — для медицинских работников, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка), а также медработников с дипломами, полученными за рубежом;
Периодическая аккредитация – для медицинских работников, завершивших освоение профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.
Аккредитационная комиссия
Аккредитационная комиссия формируется Минздравом РФ по специальностям, по которым проводится аккредитация. Персональный состав по каждой специальности в соответствии с номенклатурой специальностей (см. Приказ от 7 октября 2015 года №700н – для лиц, имеющих высшее образование, и Приказ от 16 апреля 2016 года №176н – для лиц, имеющих среднее образование) утверждается Минздравом РФ ежегодно.
В состав комиссии входят представители профессиональных некоммерческих организаций (им посвящена ст. 76 ФЗ №323-ФЗ), представители органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья и/или медицинских организаций и иных организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, и/или профсоюзов, представители образовательной и/или научной организации, реализующей программы медицинского образования.
Этапы прохождения аккредитации
Первый этап начался в 2016 году для специальностей «фармация» и «стоматология», выпускники вузов начали проходить систему аккредитации.
Второй этап стартовал с 2017 года – это все выпускники вузов, которые получили высшее медицинское образование уровня «специалитет», то есть, прошедшие классическую одноуровневую систему образования, также подлежат аккредитации.
Третий этап должен быть с 2018 года по первоначальной задумке (приказ МЗ от 25 февраля 2016 г. №127н), предполагающий аккредитацию почти всех врачей и выпускников вузов. Но Минздрав России подготовил изменения в приказ, и с 2018 года аккредитацию будут проходить лишь выпускники средних учебных заведений – медицинских училищ и техникумов.
Четвертый этап предусмотрен для выпускников вузов уровней ординатуры, бакалавриата и магистратуры. В него же попадут и все медики, которые в 2019 году закончат обучение по программам профессиональной переподготовки.
Пятый этап рассчитан на тех, кто в 2020 году получит иностранные дипломы медицинского работника или фармацевта.
Шестой этап — для «иных лиц, не прошедших процедуру аккредитации специалистов» на предыдущих этапах.
Документы для прохождения аккредитации
Документы для прохождения первичной аккредитации:
— заявление;
— копия документа, удостоверяющего личность;
— копия документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии;
— копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии).
Документы для прохождения первичной специализированной аккредитации или периодической аккредитации:
— заявление;
— копия документа, удостоверяющего личность;
— портфолио;
— копия сертификата специалиста (при наличии) или свидетельства об аккредитации специалиста (при наличии);
— копии документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии;
— копия трудовой книжки (при наличии);
— копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии).
Вид аккредитации влияет на пакет документов, которые аккредитуемый должен предоставить в аккредитационную комиссию для прохождения аккредитации, а также на способ их предоставления: лично или путем направления заказного письма. Право направить документы заказным письмом имеет только аккредитуемый, проходящий периодическую аккредитацию, по двум видам первичной аккредитации предоставление документов возможно только лично.
Как проходить аккредитацию
Что же необходимо сдать при прохождении первичной и первичной специализированной аккредитации для получения свидетельства?
1. Пройти тестирование
Для успешного прохождения тестирования необходимо ответить правильно минимум на 70% вопросов. На решение тестовых заданий отводится 60 минут.
2. Пройти оценку практических навыков в симулированных условиях
Оценивается правильность и последовательность выполнения не менее 5 практических заданий. Получаете «сдано», если правильно выполнены минимум 70% заданий.
3. Решить ситуационные задачи
Необходимо правильно ответить на 5 вопросов в каждой из 3 ситуационных задач. На подготовку дается 60 мин, на ответ — не более 30 мин.
Для прохождения периодической аккредитации необходимо:
1. Подготовить портфолио
Портфолио — созданный самостоятельно отчет о профессиональной деятельности работника за последние 5 лет, где перечислены: сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширения квалификации. Эти сведения подаются с подтверждающими документами.
2. Пройти тестирование
Для успешного прохождения тестирования необходимо ответить правильно минимум на 70% вопросов. На решение тестовых заданий отводится 60 минут.
Итоги аккредитации
Как проходит аккредитация
— аккредитуемый проходит этапы строго в указанной последовательности. Переход на следующий этап возможен лишь при прохождении предыдущего;
— запрещается использование любых средств связи;
— осуществляется записи видеоизображения и аудиосигнала. При этом качество видеозаписи должно обеспечивать возможность обзора всего помещения, а аудиозапись должна содержать речь аккредитуемого.
Что получает аккредитуемый
Те, медработники, кто успешно прошел все этапы аккредитации (по каждому получил «Сдано»), признаются прошедшими аккредитацию. Им не позднее чем через 30 календарных дней с момента подписания протокола заседания аккредитационной комиссии выдается свидетельство об аккредитации.
Для прохождения каждого этапа аккредитации дается три попытки. В случае, если все они оказались неудачными, соискатель признается не прошедшим аккредитацию. Отсутствие без уважительной причины приравнивается к несдаче аккредитации. Не прошедший аккредитацию соискатель может вернуться к сдаче спустя 11 месяцев. Но те этапы, которые он успел пройти в прошлый раз, ему не будут засчитаны. Так что придется приходить все сначала. Если специалист не сдал аккредитацию, он может подать жалобу в апелляционную комиссию на решение аккредитационной комиссии в течение двух рабочих дней с момента размещения результатов прохождения этапа аккредитации. Жалоба рассматривается в течение пяти дней.
От сертификата к свидетельству об аккредитации: можно ли обойтись малой кровью?
В настоящее время одним из лицензионных требований к частным медорганизациям является наличие у врачей и медсестер сертификата специалиста. Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства от 16.04.2012 №291, невыполнение лицензиатом данного требования является грубым нарушением, которое, в свою очередь, может повлечь административное приостановление деятельности организации на срок до девяноста суток. До 1 января 2016 года право на медицинскую деятельность имеют лица, получившие сертификат специалиста — п.1 ч.1 ст. 100 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года.
С 1 января 2016 года вступает в силу ст.69 закона N 323-ФЗ, согласно которой право на осуществление медицинской деятельности будут иметь только те, кто получил свидетельство об аккредитации специалиста. Что изменится в работе врачей и медсестер в частных клиниках, каковы будут правила аккредитации, ее процедура, и допустят ли к медицинской деятельности с 1 января следующего года специалистов, имеющих сертификат, срок действия которого не истек, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказал член Правления СРО НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» (Москва), к.э.н. Дмитрий Борисов.
— Дмитрий Александрович, что означает вступление в силу ст.69 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»?
— Вступление в силу данной нормы повлечет, во-первых, изменение Положения о лицензировании медицинской деятельности, во-вторых, издание приказа об аккредитации. В настоящее время проекты нормативных актов об изменении положения о лицензировании медицинской деятельности и аккредитации специалистов отсутствуют. В то же время сертификаты специалиста, выданные до 01.01.2016, действуют до истечения указанного в них срока (ч. 2 ст. 100 закона N 323-ФЗ). Данная правовая неопределенность порождает определенные риски.
— Насколько я понимаю, «частников» сегодня интересуют два главных вопроса: будут ли допущены к медицинской деятельности с 1 января 2016 года специалисты, имеющие сертификат, срок действия которого не истек, и какова будет процедура аккредитации?
— Да. И по имеющейся информации, введение обязательной аккредитации медицинских работников Минздрав России определил в качестве одного из основных направлений развития национальной системы здравоохранения. Процедура аккредитации предполагает оценку профессионального портфолио, оценку профессиональных знаний (по результатам национального профессионального тестирования), оценку профессиональных компетенций в условиях симуляционно-аттестационного центра.
Председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, чл.-корр. РАН Петр Глыбочко и руководители Минздрава РФ в лице первого заместителя министра здравоохранения России Игоря Каграманяна и директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ Татьяны Семеновой дали разъяснения: первичная аккредитация специалистов (выпускники) с 2016 г. остается за всеми 46 профильными вузами системы МЗ; вторичная аккредитация (действующие специалисты) будет проводиться уполномоченными центрами поэтапно, в течение пяти лет с постепенной заменой действующих сертификатов.
— А на кого будет возложено общее руководство процессом?
— Общее руководство будет возложено на Национальный центр аккредитации, методологическое сопровождение — на экспертно-методические центры, также в структуру системы аккредитации войдут 12 окружных центров аккредитации. В частности, Игорь Каграманян рассказал, что головная роль в системе аккредитации отводится Национальному центру, создаваемому на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Часть вузов системы Минздрава станут базовыми окружными центрами аккредитации. Задача ближайшего времени — определиться с количеством специальностей (или их групп), подлежащих аккредитации.
— Кем же будет проводиться аккредитация?
— Предположительно, уполномоченными центрами — вузами системы Минздрава. Поскольку аккредитацию специалист может получить только после окончания медицинского вуза (ч.3 ст.69 закона N 323-ФЗ), а уполномоченные вузы сами проводят обучение по программам дополнительного профессионального образования (ДПО), то у них возникнет незаконное конкурентное преимущество перед иными организациями ДПО, лишенными такого права.
В настоящее время в соответствии с п.3 приложения 1 к Приказу Минздрава России от 29.11.2012 N 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста», сертификат выдается образовательными или научными организациями в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности. То есть все образовательные организации, независимо от формы собственности, типа или ведомственной принадлежности, находятся в равных условиях.
— Как в общем обстояла и обстоит ситуация с госаккредитацией образовательных учреждений?
— Касаясь истории преодоления административных барьеров в сфере образования врачей, необходимо отметить, что до 2011 года государственная аккредитация образовательных организаций в части программ дополнительного профессионального образования (ДПО) проводилась незаконно, поскольку отсутствовали Федеральные государственные требования к программам, в частности, в сфере медицины. Утверждение требований было возложено на Министерство образования, при этом отраслевые министерства, в т. ч. Минздравсоцразвития, не предприняли необходимых действий, что привело к отсутствию единых требований к образованию врачей.
После изменения законодательства об образовании с 1 января 2011 года органы, ответственные за аккредитацию, перестали ее осуществлять в отношении организаций ДПО, ссылаясь на отсутствие требований к программам. При этом сохранялась действующая аккредитация и продлевалась аккредитация вузов — на том основании, что для высшего образования существуют государственные образовательные стандарты.
— Какую позицию заняли в данном вопросе Министерство образования и науки и Федеральная антимонопольная служба?
— Рособранадзор занял позицию, согласно которой вузы имеют право выдавать документы государственного образца о дополнительном профессиональном образовании на основании аккредитации программ высшего образования. Такая ситуация поставила образовательные организации в неравные условия, тем более, что приказом Минздравсоцразвития №705н признавались документы исключительно государственного образца.
ФАС вынесла предписание Рособрнадзору внести изменения во все действующие свидетельства о государственной аккредитации вузов, исключив из них дополнительное профессиональное образование. В результате ряда судебных разбирательств в 2011-2012 годах между Рособрнадзором и ФАСом с участием экспертов Национального союза в новом законе об образовании, принятом в 2013 году, норма о государственной аккредитации программ ДПО была исключена. Кроме того, в связи с приказом №705н ФАС приняла решение в отношении Минздрава России, установив наличие нарушения Закона о защите конкуренции. Минздрав согласился с позицией ФАС и отменил приказ №705н, содержавший дискриминационное требование о признании документов лишь государственного образца, для выдачи которых требовалась аккредитация, приняв новый приказ от 3 августа 2012 г. N 66н.
— На этом конфликт был исчерпан?
— Нет, история с медицинским образованием имела продолжение в 2013 году. Минздрав издал приказ №982н «О выдаче сертификата специалиста медработникам», который вступил в силу 29 марта 2013 года. Согласно документу, сертификаты специалиста могли выдавать только государственные образовательные учреждения. При этом для допуска к экзамену требовалось представить документы о ДПО (повышение квалификации, переподготовка) исключительно государственного образца, для чего необходима аккредитация.
— Представители частной медицины как-то отреагировали, предприняли меры для защиты своих интересов?
— Обязательно. В апреле 2013 года эксперты Национального союза подготовили заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы данного приказа. В августе 2013 года Минздрав внес в него изменения, согласно которым, негосударственные образовательные организации, имеющие лицензию, получили право выдавать сертификаты специалиста, документы государственного образца более не требуются.
Еще раз подчеркну, что в первоначальной редакции приказа №982н право выдачи сертификата предоставлялось только государственным образовательным или научным организациям. Данная дискриминационная норма была исключена после проведения антикоррупционной экспертизы экспертами Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения и возбуждения ФАСом дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Минздрава. Подобная ситуация может повториться, приведя к более пагубными последствиями.
— Дмитрий Александрович, сколько специалистов должны пройти аккредитацию?
— Давайте посчитаем. В настоящее время в РФ около 650 тыс. врачей и 1 500 тыс. среднего медицинского персонала. Даже при проведении аттестации поэтапно в течение пяти лет с постепенной заменой действующих сертификатов, в среднем за год данную процедуру необходимо будет пройти 130 000 врачам и 300 000 медсестрам — не многовато ли для уполномоченных центров? С другой стороны, такой подход в условиях экономического кризиса приведет к дополнительным значительным расходам для работодателей.
— Работодатель обязан содействовать работнику в прохождении аккредитации?
— В соответствие с абз.4 ст.196 Трудового кодекса, работодатель обязан проводить дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством. В соответствии со ст.187 ТК, при направлении работника на дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
— Поясните, так аккредитация относится к дополнительному образованию или нет?
— Действительно, компенсации предусмотрены в случае прохождения дополнительного образования, к которому собственно аккредитация не относится. Следовательно, работодатель будет вынужден выбрать для своих сотрудников прохождение ДПО в уполномоченном вузе, возможно, расположенном в другом городе, с последующей аккредитацией для отнесения расходов на себестоимость. При этом сами расходы значительно вырастут из-за отрыва сотрудника от работы, сохранения места работы (должности) и средней заработной платы, оплаты проезда и проживания.
Вызывает настороженность высказывание первого заместителя министра здравоохранения Игоря Каграманяна о том, что задачей ближайшего времени является определение количества специальностей (или их групп), подлежащих аккредитации.
— Какой все-таки будет процедура, механизм аккредитации?
— Пунктом 2 приказа №982н предусмотрено, что сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 апреля 2009 г. N 210н. Аккредитация в рамках одного свидетельства нескольких специальностей вряд ли возможна, поэтому, скорее всего, речь идет о дальнейшем дроблении допуска к выполнению отдельных работ врачами. Например, аккредитация по акушерству и — отдельно — по гинекологии. Пагубность таких барьеров очевидна — врачам связывают, если не сказать выкручивают, руки при оказании помощи пациентам, поскольку допуск тесно связан с лицензированием. Непонимание последствий во всей их взаимосвязи, неумение их прогнозировать, а подчас просто близорукость, является фирменным стилем Минздрава.
— Что нужно сделать для успешного разрешения спорных и сомнительных моментов?
— Во-первых, внести изменения в Положение о лицензировании в части лицензионных требований — наличие врачей и медсестер, имеющих сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации. Оба документа должны в равной степени предоставлять допуск к медицинской деятельности. Во-вторых, сохранить преемственность процедуры допуска врачей к деятельности в части наделения правом аккредитации всех образовательных организаций, имеющих соответствующую лицензию, а также аккредитации специалистов в соответствии с Номенклатурой специальностей без дальнейшего дробления допуска по отдельным услугам. И, в-третьих, обеспечить единообразие процесса оценки знаний не за счет ограничения субъектов, проводящих оценку, а с помощью разработки стандарта оценки, включающего общедоступную систему детализированных тестов, прошедших публичное обсуждение в профессиональном сообществе, по всей номенклатуре медицинских специальностей специалистов с высшим и средним образованием.
Допуск к медицинской (фармацевтической) деятельности и сертификации средних медицинских и фармацевтических работников
В связи с многочисленными вопросами по допуску к медицинской (фармацевтическо й) деятельности и сертификации средних медицинских и фармацевтических работников Управление кадровой политики Министерства здравоохранения Российской Федерации разъясняет.
В соответствии с п.2.1.2. приказа Минздравмедпрома России от 19.12.94. N 286 средние медицинские и фармацевтические работники могут осуществлять профессиональную деятельность первые пять лет после окончания медицинского училища (колледжа) по специальностям: лечебное дело, акушерское дело, сестринское дело, стоматология, стоматология ортопедическая, лабораторное дело, лабораторная диагностика, фармация, в связи с тем, что государственный образовательный стандарт, в соответствии с которым они подготовлены, позволяет приступить к работе по указанным специальностям без прохождения дополнительного профессиональног о образования (повышения квалификации). В данном случае диплом о полученном образовании может быть приравнен к сертификату специалиста.
По истечении пяти лет или по мере необходимости ( постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 610) они должны пройти курсы повышения квалификации, сдать квалификационный экзамен и получить сертификат специалиста установленного образца.
При осуществлении видов деятельности, требующих дополнительной подготовки, средние медицинские работники должны пройти курсы специализации после окончания медицинского училища (колледжа) и получить соответствующий сертификат специалиста.
В соответствии с п.2.1.3. вышеуказанного приказа средние медицинские и фармацевтические работники, допущенные предшествующим приказом МЗ СССР от 13.07.89 N 418 к работе в должностях среднего медицинского и фармацевтическог о персонала, в том числе к занятию должностей лаборантов (фельдшеров-лабо рантов), сохраняет право на работу в указанных должностях, занимаемых ими до издания приказа МЗМП РФ от 19.12.94 N 286 при условии получения сертификата специалиста, если у них отсутствует документ о повышении квалификации, специализации в соответствии с п.1.10. приказа МЗМП РФ от 19.12.94 N 286.
Фельдшеры, акушерки, медицинские сестры, приступившие к работе в должностях лаборантов (фельдшеров-лабо рантов) до выхода приказа МЗМП РФ от 19.12.94 N 286, сохраняют право продолжать работать в указанных должностях, проходить усовершенствован ие и получать сертификат специалиста. Проводить профессиональную переподготовку данной категории специалистов необязательно.
В случае необходимости приема медицинской сестры на должность лаборанта в настоящее время, ей следует пройти профессиональную переподготовку по 34-недельной (1224 часа) программе, утвержденной Минздравом 8 апреля 1997 года, сдать квалификационный экзамен и получить сертификат специалиста. Указанную программу можно получить по Всероссийском учебно-научно-ме тодическом центре по непрерывному медицинскому и фармацевтическом у образованию по адресу: Москва, ул.Поликарпова, дом 10.
Во изменение приложения 2 приказа Минздрава России от 19.08.97 N 249 был издан приказ МЗ РФ от 19.01.99 N 18, в соответствии с которым медицинские сестры, работающие в отделениях (кабинетах) инвазивных методов диагностики и лечения, должны получать после соответствующей подготовки сертификат по специальности «Сестринское дело» или «сестринское дело в педиатрии».
Сертификат специалиста не выдается лицам, работающим на должностях среднего медицинского или фармацевтическог о образца (курсы медицинских сестер для детских яслей, курсы медицинских сестер Исполкома СОКК и КП СССР и т.д.). Однако при этом указанные лица сохраняют право продолжать работать, так как были допущены к занятию этих должностей в ранее установленном порядке, проходить курсы повышения квалификации и аттестоваться на присвоение квалификационных категорий.
Начальник Управления кадровой политики Е.Д.Дедков
Как получить сертификат медсестры?
К медицинским сестрам относятся средний и младший персонал.
Средний медперсонал
Средний персонал обеспечивает техническое и практическое проведение диагностики и лечения заболеваний через медицинское обслуживание, контроль за назначениями и предписаниями по лечению, уход. Эта группа специалистов относится к третьей квалификационной группе.
- Подготавливать и использовать медтехнику для проведения процедур;
- Проводить клинические испытания на образцах биологических жидкостей и тканей,
- Готовить лекарства,
- Обеспечивать уход и личную гигиену медуслуг.
Согласно Приказу Минздрава от 20 декабря 2012 года № 1183н утверждена номенклатура должностей медработников со средним медицинским образованием
Согласно действующим нормативно-правовым требованиям, данные специалисты должны иметь на руках сертификат медсестры (до 2021 года) или свидетельство об аккредитации (с 2021 года).
Младший медперсонал
Требования к профессии младшего медперсонала отражены в профстандарте, которой утвержден Приказом Минтруда от 12 января 2016 года №2н. Согласно этим положениям данные специалисты освобождены от обязательной сертификации или аккредитации. В тоже время они должны проходить квалификационную аттестацию. Об этом подробнее в статье « Процесс перевода санитаров на должность уборщика продлен до 2020 года ».
Квалификационные требования к медсестрам
Медработники со средним мед. образованием должны соответствовать квалификационным требованиям, которые утверждены в Приказе от 10 февраля 2016 года №83н .
Ниже на рисунке представлены основные требование к профессиональному образованию медсестер.
Сертификат медсестры
Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 982н с изменениями от 31 июля 2013 г. N 515н, от 23 октября 2014 г. N 658н, от 10 февраля 2016 г. N 82н регулирует вопросы получения сертификатов специалистов в сфере здравоохранения. Они должны повышать свою квалификацию и получать сертификат медсестры, без которого специалист может быть отстранен от исполнения обязанностей сроком до 3 месяцев. В случае, если работник и после 3 месяцев отстранения не получит сертификат, то работодатель имеет право перевести данного работника на иную должность, где нет особых требований к осуществлению проф. деятельности. Например, на должность младшей медицинской сестры, где нет требования к наличию специальных разрешительных документов.
Порядок получения медицинских сертификатов
Чтобы приобрести разрешение в виде сертификата сестра должна пройти обучение на курсах повышения квалификации с объемом не менее 144 ак. часов. Данный курс обучения может проходить как очно, так и дистанционно (по сети Интернет). В самом сертификате по завершении учебы будет прописано направление, по которой специалист прошел подготовку и количество часов.
Обратите внимание, что все сертификационные документы имеют установленную государством форму. Такой документ могут выдавать только такие образовательные организации, которые имеют лицензию. Поэтому проверяйте у учебного центра наличие такой лицензии.
Где получить сертификат медсестры?
Современная научно-технологическая академия (СНТА), которая имеет образовательную лицензию, уже более 5 лет осуществляет подготовку по программам дополнительного профессионального образования.
Медицинский средний персонал может пройти сертификационные курсы с получением разрешительных документов гос. образца. Учеба медицинского персонала со средним профессиональным образованием проходит дистанционно на портале СНТА. Слушателям не нужно приезжать в Москву, так как освоение обучающих программ идет через Интернет. Учебные материалы доступны круглосуточно. После сдачи итогового тестирования сертификат специалиста высылается курьерской почтой и выдается лично в руки слушателю под роспись.
Ознакомьтесь с отзывами больниц, сотрудники которых прошли в Академии сертификационные циклы.
Если у Вас возникли вопросы, то их можно задать кураторам Академии СНТА:
- заполните форму обратного звонка ,
- позвоните на бесплатный круглосуточный телефон 8 (800) 707-48-27
- отправьте вопрос по электронной почте на адрес [email protected]
Не нашли ответ на свой вопрос?
Наши менеджеры готовы проконсультировать Вас по любому вопросу, в любое время суток 24/7:
Сертификаты «сестринское дело» и «медсестра общей практики» — плюсы и минусы.
Сертификаты, дипломы, категории, повышение квалификации. Форум медицинских сестёр
Сертификаты, дипломы, категории, повышение квалификации ⇒ Сертификаты «сестринское дело» и «медсестра общей практики» — плюсы и минусы.
Сообщение ivanovik » 17 май 2016, 22:27
Сообщение Сергей Л. » 17 май 2016, 22:39
Сообщение ivanovik » 17 май 2016, 22:51
Сообщение Hoppeless. » 18 май 2016, 09:45
Сергей Л. , разрешите немного поправить.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. N 83н
«Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»
Специальность «Общая практика»
Уровень профессионального образования
Среднее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело»
Дополнительное профессиональное образование
Профессиональная переподготовка по специальности «Общая практика» при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело»
Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности
Должности
Медицинская сестра врача общей практики (семейного врача)
Специальность «Сестринское дело»
Уровень профессионального образования
Среднее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело»
Дополнительное профессиональное образование
Профессиональная переподготовка по специальности «Сестринское дело» при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело»
Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности
Должности
Медицинская сестра, старшая медицинская сестра, медицинская сестра палатная (постовая), медицинская сестра процедурной, медицинская сестра перевязочной, медицинская сестра участковая, медицинская сестра приемного отделения, медицинская сестра патронажная, медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, медицинская сестра стерилизационной, заведующий фельдшерско-акушерским пунктом — медицинская сестра, заведующий здравпунктом — медицинская сестра, заведующий кабинетом медицинской профилактики — медицинская сестра
Необходимое образование медицинского работника
Нужна Ваша помощь.
У нас разногласия с главным врачом. Сегодня мне привели на работу медицинскую сестру. У нее есть образование среднее-профессиональное + сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело» (программа — сестринское дело в терапии).
Планируем принимать на работу в «отделение физиотерапии и медицинской реабилитации» на должность медицинская сестра.
Главный врач утверждает, что этот потенциальный работник может быть принят на работу с имеющимися у него документами. Я говорю, что НЕТ.
Он ссылается на приказ 541н, что мол там написано — сертификата достаточно сестринское дело.
Смотрим документы:
Приказ Минздравсоцразвития от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»
.
Должности специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием
.
Медицинская сестра
Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», «Общая практика», «Сестринское дело в педиатрии» без предъявления требований к стажу работы.
Я ему пытаюсь объяснить, что работника мы будем принимать в отделение физиотерапии, значит, у него должен быть сертификат «физиотерапия». Главный врач говорит, что должность просто медсестра, а не медсестра по физиотерапии. Я с этим согласна, но работать-то она будет в отделении физиотерапии и медицинской реабилитации.
Привожу в защиту своих доводов еще один приказ, который придумала НЕ я, а министерство здравоохранения, в котором четко и ясно указано — если работник принимается в отделение (кабинет) физиотерапии, значит, должно быть соответствующее образование, а именно «физиотерапия».
ПРИКАЗ от 5 июня 1998 года N 186 О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием
NN п/п — 23.
Наименование специальностей — Физиотерапия
Тематика циклов — 23.1. Физиотерапия
Вид постдипломного образов — Специал. Усоверш.
Продолжительность — 2 (288); 1 (144)
Периодичность — 1 р./5 лет
Наименование должностей — Старшая медицинская сестра, медицинская сестра отделений и кабинетов физиотерапии, в том числе детской
Скажите, пожалуйста, кто прав, в данном случае?
Я пытаюсь объяснить, что мы можем взять работника на работу с сертификатом «сестринское дело», но сразу отправить на обучение по физиотерапии. Главный врач категорически против, ссылаясь на приказ 541н.
А мои доводы, что к данному приказу прилагается еще НЕ один приказ, а много всяких — разных (по специализации), его НЕ волнует.
Я ему так же объясняю — у нас есть подразделение «кабинет функциональной диагностики», в котором тоже есть должность «медицинская сестра», НО . образование-то у нее по функциональной диагностике, а не просто сестринское дело в терапии. И это как раз-таки согласно приказа 186.
Аналогично действует и физиотерапия. Скажите, что делать?
Скажите, пожалуйста, какой штраф предусмотрен для организации (должностного лица), которая приняла на работу медицинскую сестру без требуемого сертификата специалиста (в данном конкретном случае — есть сертификат, но не совсем по специальности).
Хочу пойти к директору и объяснить ситуацию, но говорить не голословно, а хочу указать конкретную цифру штрафа, который образуется, если сделать так как говорит главный врач. Чтобы был предметный разговор, а не просто — я так не хочу.
И подскажите, пожалуйста еще — как лучше поступить — может быть поставить какую-нибудь визу на заявлении этого работника, что у него не достаточное образование (или что-то вроде этого)? Как сделать «красиво»?
Добрый день!
Пока активисты либо штатные эксперты форума не ответили на Ваш вопрос, посмотрите материалы, которые автоматически были найдены по теме Вашего вопроса. Возможно, они окажутся полезными для Вас. После просмотра материалов ответьте, пожалуйста, на вопрос, помогла ли вам эта информация. Если информация помогла, нажмите «Да». Если ссылки не пригодились, нажмите «Нет».
Возможно Вам пригодится:
Нормативно-правовые акты для раздела «Квалификационные требования к медицинским работникам»
Приказ Минздрава России от 29.11.2012 № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»;
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников»;
Приказ Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»;
Приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (ранее действовал Приказ Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»);
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»;
Приказ Минздрава РФ от 05.06.1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23 апреля 2013 г. № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории»;
Номенклатура специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 176н, с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2010 г. № 199н;
Номенклатура специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденная Приказ Минздрава России от 07.10.2015 № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» (ранее действовал Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 № 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»);
Приказ Минздрава СССР от 21.07.1988 № 579 «Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов».