Санитарно гигиенические требования к учебным кабинетам

Санитарно гигиенические требования к учебным кабинетам

1. Размещение ученических столов (парт) в кабинете.

В учебных кабинетах объемной прямоугольной конфигурации столы размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами парт (столов) и стенами.
При этом должно выдерживаться следующее расстояние:
от наружной стены до первого ряда парт (столов) — не менее 0,5 м;
— от внутренней стены до третьего ряда —0,5 м;
— от задней стены до последних парт (столов) —-0,65 м;
— от классной доски до первых парт (столов) —2м;
от классной доски до последней парты (стола) — не более 8 м;
— между рядами — 0,6 м.

В каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров). Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера.

Для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15см. В соответствии с этой шкалой изготавливаются парты и комплекты ученических столов со стульями шести номеров.

Рассаживание учащихся должно проводить учителями и классными руководителями под руководством врача (медицинской сестры) после измерения роста учащихся (в обуви) в начале каждого учебного года.
Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в классах (в кабинетах) за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Учащиеся с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения учащиеся могут сидеть в любом ряду. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.
Не менее двух раз за учебный год учащиеся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты их росту.

При оборудовании учебных помещений для учащихся шестилетнего возраста рекомендуется использовать дошкольную мебель.

При расстановке в классе мебель меньших размеров ставят ближе к классной доске, а больших размеров дальше. В тех случаях, когда возникает необходимость поставить мебель больших номеров ближе к классной доске, ее следует ставить только первой в 1-м и 3-м (4-м) рядах.

Поверхность классной доски должна быть ровной. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным. Состояние зрительных функций, а также работоспособность учащихся более благоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темно-зеленой доске ярко- желтым мелом. Нижний край классной доски над полом устанавливается: для начальной школы на уровне 75—80 см, для учащихся 5-11 классов — 80—90 см.

2. Освещение учебных кабинетов.

Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и других основных помещений считается достаточным, когда коэффициент естественной
освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75—2,0% (средняя полоса России).
Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, по этому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются.
Наглядные пособия следует развешивать на стене, противоположной доске, так, чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 см от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.
В кабинетах черчения и рисования оптимальной является ориентация окон на север, северо-восток, северо-запад, а в кабинетах биологии — на юг.

Светопроемы учебных кабинетов оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. В средней полосе России при начале, занятий в 8 ч. 30 мин, на первых двух уроках освещенность на рабочем месте естественным светом оказывается недостаточной. В связи с этим необходимо на первые два урока включать искусственное освещение.
Классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками. Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется:
— не закрашивать оконные стекла;
— не расставлять на подоконниках цветы— их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65—70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
— очистку и мытье стекол про 2 раза в год (осенью и весной).

3. Отделка учебных кабинетов.
Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:
— для потолка — 0,7—0,8;
— для стен — 0,5—0,6;
— для пола — 0,3—0,5.
Следует использовать следующие цвета красок:
— для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
—для мебели (парты, столы, шкафы) — цвёта натурально го дерева или светло-зеленый;
— для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый;
— для дверей, оконных рам — белый.

4. Воздушно -тепловой режим.
Площадь исправно работающих фрамуг и форточек в учебных кабинетах должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
Учебные кабинеты проветриваются во время перемен. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, а до начала и после занятий осуществляется сквозное проветривание.
При температуре наружного воздуха более + 1О°С целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Температура воздуха в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях в зависимости от климатических условий должна составлять:

18—20°С при их обычном остеклении;
— в учебных мастерских —15—17°С;
— в актовом зале, классе музыки, клубной комнате —18—20°С;
— в дисплейных классах оптимальная температура —19- 21°С, допустимая — 18—22°С;
— в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий—15—17°С;
в раздевалке спортивного зала —19—23°с;
— в медицинских кабинетах — 21—23°с;
— в рекреациях —16—18°С;
— в библиотеке 17-21° С.

Перепады температуры воздуха в учебном кабинете, как по вертикали, так и по горизонтали не должен превышать 2—3 °С.

Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5° С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание — во время перемен в отсутствие учащихся.

При достижении в помещении температуры воздуха в 15— 14° С проветривание зала следует прекращать.
В помещениях школы относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40—60%.
В школьных мастерских, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция: Кратность воздухообмена должна составлять не менее 20 м3 в час на одного ребенка. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.

Санитарно-гигиенические требования к учебным кабинетам

4.1. Размещение ученических столов (парт) в кабинете.

В учебных кабинетах обычной прямоугольной конфигурации столы размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами парт (столов) и стенами. При этом должно выдерживаться расстояние:

· от наружной стены до первого ряда парт (столов) – не менее 0,5 м;

· от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м;

· от задней стены до последних парт (столов) – 0,65 м;

· от классной доски до первых парт (столов) – 2 м;

· от классной доски до последней парты (стола) – не более 8 м;

· между рядами – о,6 м.

В каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров). Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера.

Рассаживание учащихся должно проводиться учителями и классными руководителями под руководством врача (медицинской сестры) после измерения роста учащихся (в обуви) в начале каждого учебного года.

Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в классах и кабинетах за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Учащиеся с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.

Не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты по росту.

При оборудовании учебных помещений для учащихся 6-летнего возраста рекомендуется использовать дошкольную мебель.

При расстановке в классе мебель меньших размеров ставят ближе к классной доске, а больших размеров – дальше. В тех случаях, когда возникает необходимость поставить мебель больших номеров ближе к классной доске, ее следует ставить только первой в 1-м и 3-м (4-м) рядах.

Поверхность классной доски должна быть ровной, без изъянов и выпуклостей, равномерно окрашенной по всей площади. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным. Состояние зрительных функций, а также работоспособность учащихся более благоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темно-зеленой доске ярко-желтым мелом. Нижний край классной доски над полом устанавливается: для начальной школы на уровне 75-80 см, для учащихся 5-11-х классов – 80-90 см.

4.2. Освещение учебных кабинетов.

Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и других основных помещений считается достаточным, когда коэффициент естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75 – 2,0% .

Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, поэтому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Беспорядочное развешивание на стенах учебных помещений плакатов, стендов и др. резко снижает светоотражение поверхностей, вот почему все пособия следует развешивать на стене, противоположной доске, так, чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 см от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.

В кабинетах черчения и рисования оптимальной является ориентация окон на север, северо-восток, северо-запад, а в кабинетах биологии – на юг.

Светопроемы учебных кабинетов оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются.

Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. При начале занятий в 8 часов на первых двух уроках освещенность на рабочем месте естественным светом оказывается недостаточной. В связи с этим необходимо на первые два урока включать искусственное освещение.

Классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками. Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется:

· не закрашивать оконные стекла;

· не расставлять на подоконниках цветы – их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

· очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

4.3. Отделка учебных кабинетов.

Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:

· для потолка – 0,7-0,8;

Следует использовать следующие цвета красок:

· для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

· для мебели (парты, столы, шкафы) – цвета натурального дерева или светло-зеленый;

· для классных досок – темно-зеленый, темно-коричневый;

· для дверей, оконных рам – белый.

4.4. Объем учебной информации, передаваемой аудиовизуальными средствами.

При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения (АВ ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице.

Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 1521 . Нарушение авторских прав

II. Санитарно-гигиенические требования к учебным кабинетам, лабораториям

2 I. Общие положения 1.1. Положение об учебном кабинете и лаборатории Государственного казенного профессионального учреждения «Прохладненский многопрофильный колледж» (далее — колледж) разработано на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от г. 464; федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) 1.2. Настоящее Положение устанавливает требования к организации деятельности учебных кабинетов, лабораторий ГКПОУ Прохладненский многопрофильный колледж» (далее — колледж) Учебный кабинет — специально оборудованное учебное помещение, обеспечивающее научную организацию труда обучающихся и педагогических работников по одной или циклу учебных дисциплин, предназначенное для проведения аудиторных занятий (занятий на уроках и выполнения практических работ) и организации внеаудиторной работы обучающихся Учебная лаборатория — специально оборудованное и оснащѐнное помещение, обеспечивающее научную организацию труда обучающихся и педагогических работников по одной или циклу учебных дисциплин, предназначенное для проведения аудиторных занятий (занятий на уроках и выполнения лабораторных работ) и организации внеаудиторной работы обучающихся Учебные кабинеты, лаборатории функционируют с учетом специфики колледжа в целях создания оптимальных условий для выполнения современных требований к организации образовательного процесса. II. Санитарно-гигиенические требования к учебным кабинетам, лабораториям Характеристика кабинета, лаборатории 2.1. Площади учебного кабинета, лаборатории должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных Постановлением Главного санитарного врача РФ: площадь учебных кабинетов общеобразовательного цикла — не менее 2,51м 2 на 1 обучающегося; площадь лабораторий по естественным дисциплинам, лабораторий и кабинетов профессионально-технических и специальных дисциплин, лингафонные кабинеты, кабинеты черчения, курсового и дипломного проектирования — не менее 2,4 м 2 на 1 обучающегося;

3 площадь кабинетов информатики и вычислительной техники — 6 м 2 (на 1 рабочее место у дисплея) Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для обучающихся), рабочую зону преподавателя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО). 2.3.В общую площадь кабинетов дополнительно включается площадь для размещения технологического оборудования по профилю обучения. III. Характеристика рабочих мест 3.1 Учебные кабинеты, лаборатории оборудуются мебелью, оснащаются техническими средствами обучения, учебно-наглядными пособиями, учебно-опытными приборами, измерительной аппаратурой и т. д., т. е. необходимыми средствами обучения для организации образовательного процесса по данной учебной дисциплине в соответствии с лицензионными требованиями В учебном кабинете, лаборатории оборудуются удобные рабочие места индивидуального пользования для обучающихся в зависимости и наполняемости группы согласно санитарным требованиям, а так же рабочее место для педагогического работника Рабочее место преподавателя оборудуется столом, приставкой для демонстрационного оборудования и технических средств обучения, шкафами для хранения наглядных пособий, экспозиционными устройствами, классной доской, инструментами и приспособлениями в соответствии со спецификой преподаваемой дисциплины В состав оборудования рабочего места преподавателя входит автоматизированное рабочее место, включающее: системный блок; монитор; звуковые колонки; проектор; экран; принтер Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом за партой или столом (аудиторным, чертежным или лабораторным) в соответствии с его ростом, состоянием зрения и слуха. Парты расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми. Причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон Организация рабочих мест обучающихся должна обеспечивать возможность выполнения практических и лабораторных работ в полном соответствии с практической частью образовательной программы, при этом не-

4 обходимо учитывать требования техники безопасности, гарантировать безопасные условия для организации образовательного процесса Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в кабинете должно предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна у классной доски, другая на противоположной от доски стене лаборатории, третья на стене, противоположной окнам При проецировании изображений на экран расстояние от экрана до первых столов обучающихся должно быть не менее 2,7м, а до последних столов не более 8,6 м. Высота нижнего края экрана над полом 1,2-1,5 м. IV. Требования к освещению 4.1. Учебные аудитории с постоянным пребыванием обучающихся должны иметь естественное освещение и искусственное освещение Основной системой естественного освещения учебных помещений является боковое левостороннее. Направление основного светового потока не должно быть спереди и сзади от обучающихся. 4.3.Искусственное освещение следует включать при снижении уровня естественной освещенности на удаленных от оконных проемов столах ниже 300 лк В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности составляют: на рабочих столах лк; на классной доске лк; в кабинетах технического черчения и рисования лк; в помещениях с ПЭВМ на столах лк Воздушно-тепловой режим 4.6. Температура воздуха в учебных кабинетах, лабораториях должна составлять С при обычном остеклении, С при ленточном остеклении В дисплейных классах должна соблюдаться оптимальная температура воздуха в пределах С, допустимая С, при относительной влажности соответственно 62-55% и 39-31% Естественная вентиляция в кабинетах и лабораториях осуществляется с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха V. Уровень шума и вибрации 5.1. Учебные кабинеты не располагают над и под спортивным залом, над и под мастерскими, если процесс производственного обучения сопровождается шумом и вибрацией Уровень шума в учебных аудиториях не должен превышать 50 ДБ, уровень вибрации — 72 ДБ Дополнительные требования к оборудованию кабинета химии 5.4. Для кабинета необходимо иметь два смежных помещения: лабораторию площадью из расчета 2,5 м 2 на одного обучающегося при фронтальных формах занятий и лаборантское помещение площадью м 2, предназначенное для подготовки демонстрационного и ученического экс-

5 перимента и других видов занятий, а также для хранения учебного оборудования Лаборантское помещение должно иметь два выхода (запирающиеся двери): в лабораторию обязательный дополнительный выход в коридор (рекреацию) Лаборатория и лаборантское помещение должно быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60% VI. Содержание вредных паров и газов в воздухе указанных помещений не допускается Для проведения работ, сопровождающихся выделением вредно действующих паров и газов, лаборантское помещение должно быть оборудовано вытяжным шкафом. Вытяжной шкаф должен иметь верхний и нижний отсосы. Включение отсосов должно регулироваться в зависимости от плотности выделяющихся газов и паров В кабинете должно быть установлено не менее двух раковин с подводкой воды: одна в лаборатории, другая в лаборантском помещении В лаборантском помещении обязательна мойка. Над мойкой должна быть расположена доска для сушки химической посуды, рядом с мойкой (на стене) аппарат для дистилляции воды. Для подключения дистиллятора в месте его установки (около раковины в лаборантской) должна быть электророзетка Для хранения реактивов предназначены секции с глухими дверками комбинированных шкафов, которые устанавливают в лаборантском помещении. Запрещается хранить в классном помещении реактивы в формах, выпускаемых промышленностью Неорганические и органические реактивы хранят в разных секциях по классам соединений Соли размещают согласно принятой в данном кабинете схеме (по катионам или анионам) Концентрированные кислоты и концентрированный раствор аммиака (25%) хранят в нижних секциях вытяжных шкафов раздельно Растворы кислот, оснований, солей хранят в склянках с тубусом объемом 1-2 л на полке для реактивов препараторского стола Огнеопасные (горючие, самовоспламеняющиеся, вызывающие воспламенение) и токсичные вещества хранят в сейфе и секциях, обшитых металлическим листом (жестью). В сейф помещают ядовитые вещества (бром, йод кристаллический, калия ферро (II) гексацианид, калия ферро (III) гексацианид, углерод четыреххлористый. хлороформ. хлористый метилен, анилин) и другие вещества, на этикетке промышленной упаковки которых есть надпись «яд».

6 6.10. Бром хранят в склянке с притертой пробкой, залитой гипсом и помещенной в металлическую банку с песком, или под притертой пробкой колпаком Все огнеопасные реактивы размещают по группам на разных полках левой части и в обшитой металлическим листом второй секции Металлические натрий, калий, кальций хранят в банках с керосином, помещенных в металлические коробки. Литий хранят в вазелиновом масле. Удобны для хранения и одноразового использования щелочные металлы в специальных запаянных ампулах. изготовленных промышленностью. Ампулы хранят в коробке по 20 штук Нитраты хранят все вместе на отдельной полке, обязательно раздельно с органическими реактивами, с которыми они могут образовывать взрывчатые смеси. VII. Дополнительные требования к оборудованию кабинета физики 7.1. В состав помещений кабинета физики включается лаборатория с лаборантской комнатой. Площадь лаборатории типового кабинета физики определятся из расчета 2,5 м 2 на одного обучающегося, а площадь лаборантской комнаты должна быть не менее 16 м 2. Лаборантская комната должна иметь два выхода в коридор и в лабораторию В лаборатории и в лаборантской комнате кабинета физики должны быть установлены раковины с подводкой воды Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ и ПУЭ При использовании в кабинете лабораторных электротехнических приборов класса II (по способу защиты человека от поражения электрическим током) допускается подводка на рабочие места обучающихся тока напряжением 220 В Штепсельные розетки, к которым подводится напряжение В, должны конструктивно отличаться от розеток, к которым подводится более высокое напряжение Электропитание рабочих мест может быть обеспечено специальным школьным комплектом электроснабжения кабинета физики (например КЭСФ1-2)или другими комплектами электроснабжения учебных кабинетов, обеспечивающими скрытую стационарную подводку электрического тока на рабочие места учителя и обучающихся требуемых номиналов напряжения. Пульт подачи электроэнергии на рабочие места учителя, и обучающихся представляет собой блок питания (щит) комплекта электроснабжения кабинета физики типа КЭСФ1-2. Со щита подается напряжение на рабочие места обучающихся переменный ток 42 В и на рабочее место учителя переменный ток 42 В и 220 В Расположение электрощита и «Устройства защитного отключения» должно давать учителю возможности быстрого отключения системы элек-

7 троснабжения. Рекомендуемое размещение слева или справа от классной доски В передней части лаборатории, на подиуме должен быть установлен демонстрационный стол с подводкой электрической сети. Рядом с демонстрационным столом должен быть расположен стол учителя В лаборантской комнате вдоль стены, отделяющей лаборантскую от лаборатории, должен быть установлен второй демонстрационный стол для предварительной подготовки опытов к урокам. По одну сторону от него размещается раковина с водопроводным краном, по другую стол-верстак У противоположной стены лаборантской комнаты должны быть установлены шкафы для хранения демонстрационного оборудования, книг, тетрадей, письменных принадлежностей и экранных пособий В лаборантской комнате должен быть противопожарный инвентарь, углекислотный огнетушитель и аптечка скорой помощи. VIII. Дополнительные требования к оборудованию кабинета информатики 8.1. При кабинете информатики должна быть организована лаборантская площадью не менее 18 м 2. Лаборантское помещение должно иметь два выхода: в учебное помещение и на лестничную площадку или в рекреацию Минимальная площадь, приходящаяся на одну ПЭВМ, должна быть не менее 6 м 2, а объем не менее 24 м 3 при высоте не менее 4 м.8.3 Кабинет информатики должен быть оборудован умывальником с подводкой холодной воды Рабочее место учителя располагается на подиуме, к столу должно быть подведено электропитание для подключения ПЭВМ, принтера. 8.4.Рабочие места обучающихся, оснащенные персональными ЭВМ (ПЭВМ), должны состоять из одноместного стола и подъемно-поворотного стула Дополнительно кабинет информатики оборудуется двухместными ученическими столами в соответствии с количеством рабочих мест обучающихся при работе с компьютером Лаборантское помещение должно иметь следующую мебель: радиомонтажный стол, канцелярский стол; стеллажи для хранения инструментария Подводка электрического напряжения к столам обучающихся и учителя должна быть стационарной и скрытой Для обеспечения пожарной безопасности кабинет информатики должен быть укомплектован двумя углекислотными огнетушителями (типа ОУ- 2). IX. Организация работы учебного кабинета, лаборатории 9.1. Занятия обучающихся в учебном кабинете, лаборатории проводятся по расписанию, утвержденному директором колледжа Основное содержание работы учебных кабинетов, лабораторий: проведение учебных занятий по программе согласно учебному плану,

8 проведение консультаций по учебным дисциплинам, курсовому и дипломному проектированию; организация самостоятельной работы студентов; проведение кружков по профилю учебного кабинета, кружков технического творчества; организация работы студенческого научного общества; подготовка методических и дидактических средств обучения для обучающихся и педагогов; проведение работы по обеспечению требований охраны здоровья обучающихся и педагогических работников, охраны труда, противопожарной защиты, санитарии и гигиены. X. Руководство учебным кабинетом, лабораторией Руководство кабинетом, лабораторией осуществляет заведующий кабинетом. лабораторией, назначенный из числа педагогических работников приказом директора по представлению заместителя директора по учебной работе Заведующий учебным кабинетом, лабораторией: планирует работу учебного кабинета, лаборатории; максимально использует возможности учебного кабинета, лаборатории для осуществления образовательного процесса; отвечает за сохранность и обновление технических средств обучения, учебных, наглядных пособий, демонстративных приборов, измерительной аппаратуры, лабораторного оборудования, других средств обучения, т.е. за ремонт и восполнение учебно-материального фонда учебного кабинета, лаборатории; контролирует санитарно-гигиеническое состояние кабинета, лаборатории; принимает на ответственное хранение материальные ценности учебного кабинета. лаборатории, ведет их учет в установленном порядке; при нахождении обучающихся в учебном кабинете, лаборатории, несет ответственность за соблюдение правил техники безопасности, санитарии, за охрану жизни и здоровья обучающихся; ведет опись оборудования учебного кабинета, делает заявки на ремонт, или замену и восполнение средств обучения, а также копии актов на списание устаревшего и испорченного оборудования; оформляет необходимые документы (паспорт, план работы, график работы кабинета, лаборатории, документация по охране труда) Оплата заведующему за руководство кабинетом, лабораторией осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда работников колледжа.

9 XI. Паспортизация кабинетов Паспортизация кабинетов проводится для документального отражения материально-технического и учебно-методического оснащения, а также требований охраны труда Паспортизация проводится в начале учебного года для действующих и в течение года для реконструированных, вновь созданных или модернизированных лабораторий, кабинетов. 80. Для проведения паспортизации заведующий кабинетом, лабораторией заполняет паспорт (Приложение1) Паспорт кабинета, лаборатории — это комплект документов и материалов, определяющий уровень обеспеченности дисциплины (включая УМК по дисциплине, МДК, модулю) основным и специальным оборудованием, учебной, методической, справочно-библиографической и иной литературой, информационными ресурсами, контрольно-измерительными материалами и другими источниками, обеспечивающий эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и учебного плана.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ

1. Общие положения

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)», СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, Правилами техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ министерства просвещения СССР, Правилами техники безопасности для кабинетов (лабораторий) физики общеобразовательных школ министерства просвещения РФ, Правилами безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах, Положением об учебных мастерских общеобразовательной школы, Уставом МКОУ СОШ № 4 имени Героя России Андрея Скрябина.

2. Общие требования к учебному кабинету.

2.1. Учебный кабинет — это учебное помещение образовательного учреждения, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, индивидуальная и внеклассная работа с обучающимися в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами, учебным планом и образовательными программами, а также методическая работа по предмету с целью повышения эффективности и результативности образовательного процесса.

2.2. В учебном кабинете должен быть в наличии паспорт учебного кабинета, содержащий:

· договор о материальной ответственности (при необходимости);

· характеристика кабинета (площадь, количество окон, дверей, светильников, перечень мебели с указанием ростовых групп);

· перечень технических средств обучения (далее ТСО) с инвентарными номерами, годом выпуска;

· перечень оборудования, приспособлений и инструментов;

· перечень дидактических материалов;

· каталог библиотечно-информационных ресурсов кабинета;

· акт-разрешение на проведение занятий (кабинеты повышенной опасности);

· инструкции по охране труда и технике безопасности;

· график работы кабинета на учебный год;

· план работы кабинета на учебный год и перспективу;

· анализ работы кабинета за предыдущий учебный год.

2.3. Учебный кабинет должен соответствовать требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (к отделочным материалам; составу, размерам и размещению мебели; воздушно-тепловому режиму, режиму естественного и искусственного освещения). В учебном кабинете должны соблюдаться требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации (средства пожаротушения), требования правил безопасности во время образовательного процесса (инструкции по охране труда и технике безопасности, аптечка, правила оказания первой медицинской помощи).

2.4. Учебный кабинет должен быть укомплектован учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования; обеспечен дидактическими, дифференцированными раздаточными материалами в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, комплектом заданий, тестов, контрольных работ для диагностики выполнения требований образовательного стандарта, электронные образовательные ресурсы. В учебном кабинете должны быть в наличии постоянные и сменные учебно-информационные стенды.

2.5. Обучающиеся начальной образовательной школы обучаются в закрепленных за каждым классом учебных кабинетах, выделенных в отдельный блок.

Не допускается использование цокольных и подвальных помещений под учебные кабинеты.

В кабинетах начальных классов, учебных кабинетах повышенной опасности обязательно устанавливаются умывальники.

Кабинеты повышенной опасности: химии, физики, информатики, биологии, учебные мастерские, кабинет обслуживающего труда, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

2.6. Оборудование учебных кабинетов, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

2.7. Площадь учебных кабинетов должна составлять не менее 2,5м² на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, не менее 3,5м² при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий без учета площади необходимой для расстановки дополнительной мебели для хранения учебных пособий и оборудования.

3. Организация работы учебного кабинета.

3.1. Занятия обучающихся в учебном кабинете проводятся по расписанию, утвержденному директором образовательного учреждения.

3.2. Основное содержание работы учебных кабинетов:

§ проведение учебных занятий в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, занятий дополнительного образования по профилю учебного кабинета;

§ создание оптимальных условий для качественного проведения образовательного процесса на базе учебного кабинета;

§ подготовка информационно-методических и дидактических средств обучения;

§ составление педагогическим работником, ответственным за организацию работы учебного кабинета, заявок на планово-предупредительный ремонт, обеспечение контроля выполнения ремонта;

§ соблюдение мер охраны здоровья обучающихся и педагогических работников, охраны труда, противопожарной защиты, санитарии и гигиены;

§ участие в проведении смотров-конкурсов учебных кабинетов;

§ обеспечение сохранности имущества кабинета.

4. Руководство учебным кабинетом

4.1. Руководство учебным кабинетом осуществляет заведующий кабинетом, назначенный из числа педагогического состава приказом директора образовательного учреждения.

4.2. Оплата заведующему за руководство учебным кабинетом осуществляется в установленном порядке.

4.3. Заведующий кабинетом в своей деятельности руководствуется:

· Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Правилами внутреннего трудового распорядка;

· СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

· Уставом МКОУ СОШ № 4 имени Героя России Андрея Скрябина.

· Должностной инструкцией заведующего учебным кабинетом.

4.4. Заведующий учебным кабинетом:

1. планирует работу учебного кабинета, в т. ч. организацию методической работы;

2. максимально использует возможности учебного кабинета для осуществления образовательного процесса;

3. выполняет работу по обеспечению сохранности и обновлению технических средств обучения, пособий, демонстративных приборов, измерительной аппаратуры, лабораторного оборудования, других средств обучения, т. е. по ремонту и восполнению учебно-материального фонда кабинета;

4. осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета;

5. принимает на ответственное хранение материальные ценности учебного кабинета, ведет их учет в установленном порядке;

6. при нахождении обучающихся в учебном кабинете несет ответственность за соблюдение правил техники безопасности, санитарии, за охрану жизни и здоровья обучающихся;

7. ведет опись оборудования учебного кабинета.

5. Оценка деятельности учебного кабинета.

Администрация совместно с представителем первичной профсоюзной организации образовательного учреждения проводит смотр кабинетов 2 раза в учебный год. По результатам смотра издается приказ директора образовательного учреждения об оплате за заведование кабинетом.

Смотр учебного кабинета осуществляется согласно следующим критериям:

1. Общее состояние кабинета

1) соблюдение санитарно-гигиенических норм:

— функционирование системы проветривания;

2) соблюдение техники безопасности,

— наличие инструкций по охране труда и технике безопасности;

— наличие первичных средств пожаротушения, СИЗ и аптечки для оказания доврачебной помощи (в кабинетах повышенной опасности).

2. Лаборатория учителя

— демонстрационный отдел (таблицы, карты, наглядные пособия, раздаточный материал и др.) и его систематизация;

— классная доска (приспособления для демонстрации таблиц, карт, место для мела и тряпки);

3. Оформление кабинета

— постоянные и временные экспозиции по профилю кабинета

— расписание работы кабинета;

— наличие паспорта кабинета.

4. Методический отдел

— План развития и работы кабинета на текущий учебный год;

— Инвентарная книга кабинета;

— Дидактический, раздаточный материал;

— Наличие карточек и т.п.;

— Творческие работы обучающихся;

— Наличие методической литературы по предмету;

— Наличие электронных образовательных ресурсов.

6. Оснащение учебного кабинета.

6.1. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом в соответствии с его ростом.

6.2. В зависимости от назначения учебных кабинетов могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Размеры мебели и ее маркировка

6.3. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

6.4. Парты (столы) расставляются в учебных кабинетах по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

6.5. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

— между рядами двухместных столов — не менее 60;

— между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 100;

— между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50;

— от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, — 100;

— от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;

— от первой парты до учебной доски — не менее 240;

— наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;

— высота нижнего края учебной доски над полом — 70 — 90;

-расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели — не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II — III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.

6.6. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

7. Требования к учебным кабинетам повышенной опасности.

7.1. Кабинет химии.

7.1.1. В кабинете химии из внеурочных мероприятий разрешается проводить только занятия химического кружка и факультатива по химии.

Запрещается использовать кабинеты химии в качестве классных комнат для занятий по другим предметам и групп продленного дня.

Пребывание обучающихся в лаборантской запрещается, в помещении кабинета (лаборатории) разрешается только в присутствии учителя химии.

7.1.2. Лаборантская должна располагаться смежно с кабинетом химии со стороны классной доски и имеет два выхода: один — в кабинет, другой — в коридор, на лестницу, в рекреационное или иное смежное помещение. Двери из лаборантской и кабинета должны открываться по пути эвакуации. Расстояние между передним рядом лабораторных столов и демонстрационным столом должно быть не менее 0,8 м.

Кабинеты химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусматривается установка пультов управления проектной аппаратурой, оборудуется подача воды, электричества, канализация. Для лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливают на подиум.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.

7.1.3.Удаленность последнего места обучающегося от классной доски не должна превышать 10 м.

7.1.4. В кабинете химии и лаборантской должны быть установлены раковины с подводкой холодной и горячей воды.

7.1.5.Кабинет химии и лаборантская обеспечиваются освещением, вентиляцией, водопроводом, канализацией, системой электроснабжения, первичными средствами пожаротушения и средствами индивидуальной защиты.

7.1.6. Лабораторные столы для учащихся в кабинете химии должны надежно прикрепляться к полу. Размеры столов: длина 1,2 м, ширина 0,45 — 0,5 м. Покрытие должно быть устойчиво к слабым растворам кислот и щелочей.

7.1.7. Демонстрационный стол учителя должен удовлетворять ГОСТ 18607-73 «Столы демонстрационные» и иметь химически стойкое покрытие.

7.1.8. Вытяжной шкаф изнутри должен быть облицован легко моющимся химически стойким покрытием.

Стулья кабинетов (лабораторий) химии должны быть со спинками и соответствовать ростовым группам столов.

7.1.9. Освещение кабинета химии должно соответствовать требованиям СНиП «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования». Поток солнечного света должен падать с левой стороны от учащихся, минимальная освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть не ниже 300 лк, вертикальной поверхности классной доски — 500 лк. Запрещается применение люминесцентных ламп и ламп накаливания без светорассеивающей арматуры. По истечении гарантийного срока службы (для ламп накаливания 1000, люминесцентных — 2500 — 3000 ч горения) лампы необходимо заменить, не дожидаясь полного выхода их из строя. Смена ламп и очистка светильников производится только электриком. Очистка светильников производится в соответствии с Санитарными правилами по устройству и содержанию общеобразовательных школ не реже одного раза в три месяца.

7.1.10. Для обеспечения надлежащей естественной освещенности нельзя расставлять на подоконники цветы, стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не реже 2 раз в год. К этой работе в кабинетах химии привлекать обучающихся запрещается.

7.1.11. Питание электроприборов кабинета (лаборатории) химии должно осуществляться от щита с разделительными трансформаторами, подсоединенного к электрическому вводу через защитно-отключающее устройство (УЗОШ). Все используемые демонстрационные и лабораторные электрические приборы должны отвечать требованиям Правил по технике электробезопасности при проведении занятий в учебных кабинетах (классах) общеобразовательных школ и практики школьников на промышленных объектах.

7.1.12. Проверка состояния изоляции электрических сетей, электроприборов и электрооборудования, согласно Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), организуется ежегодно директором или лицом, ответственным за электрохозяйство данной школы, с составлением акта.

7.1.13. Помещение кабинета химии оборудуется вентиляцией и отоплением в соответствии с требованиями СНиП «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха».

Окна кабинета (лаборатории) и лаборантской должны быть оборудованы открывающимися с пола фрамугами (форточками) для проветривания. Площадь открывающихся проемов — не менее 1/50 площади пола.

Проветривание должно производиться только в отсутствие школьников.

7.1.14. Один из водопроводных кранов в лаборантской или кабинете химии оборудуется съемным шлангом с насадкой для смыва с кожи едких веществ. На другом кране должна быть постоянно надета резиновая трубка с насадкой для промывания глаз.

7.1.15. Пожарная безопасность в кабинете химии организуется в соответствии с Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений.

Необходимый минимум первичных средств пожаротушения кабинетов химии включает:

— пенные огнетушители типа ОХП-10, ОХВП-10, порошковые огнетушители типа ОП-1 («Момент-1»), «Спутник», «Момент-2», ОП-2Б, размещаемые непосредственно в кабинете и лаборантской. Место установки обозначается знаком 4.1 по ГОСТ 12.4.026-76 «ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности»;

— закрывающийся крышкой ящик с сухим просеянным песком вместимостью 0,05 куб. м, укомплектованный совком вместимостью не менее 2 кг песка. Вместо ящика разрешается размещать песок в металлических сосудах вместимостью 4 — 6 кг;

— накидки из огнезащищенной ткани размером 1,2 x 1,8 м и 0,5 x 0,5 м.

7.1.16 Загорания в кабинете (лаборатории) химии необходимо немедленно ликвидировать, при этом:

— ЛВЖ, ГЖ (легковоспламеняющиеся жидкости и горючие жидкости) и электропроводку следует гасить песком, огнезащищенной тканью, порошковыми огнетушителями;

— обесточенную электропроводку можно гасить водой;

— загорание в вытяжном шкафу ликвидируется первичными средствами пожаротушения вслед за отключением вентилятора.

7.2. Кабинет физики

7.2.1. Кабинет физики оборудуется лабораторными столами и стульями, демонстрационным столом, шкафами для хранения учебного оборудования, используемого при лабораторных и практических работах. В лаборантской устанавливаются шкафы (стеллажи) для хранения демонстрационного оборудования, универсальный стол-верстак (препараторский стол), на котором учитель (лаборант) в процессе подготовки к занятиям выполняет работы по ремонту оборудования, готовит опыты.

Кабинеты физики должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусматривается установка пультов управления проектной аппаратурой, оборудуется подача воды, электричества, канализация. Для лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливают на подиум.

7.2.2. Для обеспечения нормального воздушно-теплового режима запрещается оклеивать и забивать фрамуги (форточки). Открывание фрамуг (форточек) должно производиться механическими приводами, расположенными на высоте, удобной для управления с пола.

7.2.3. Кабинет физики оснащается медицинской аптечкой с набором перевязочных средств и медикаментов, комплектом средств индивидуальной защиты и Инструкцией по технике безопасности для обучающихся.

7.2.4. Пребывание обучающихся в помещении кабинета физики и в лаборантской допускается только в присутствии учителя физики.

7.2.5. Запрещается использовать кабинеты физики в качестве классных комнат для проведения занятий по другим предметам, сборов.

7.2.6. Световой поток солнечного света должен падать с левой стороны от обучающихся; наименьшая общая искусственная освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть для учебных кабинетов не ниже 150 лк при лампах накаливания и 300 лк при люминесцентных лампах.

Смена ламп и очистка светильников производится электриком школы.

Очистка светильников производится не реже одного раза в три месяца.

Для улучшения естественной освещенности нельзя расставлять на подоконники цветы, стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не менее 3 — 4 раз в год. К мытью окон зданий любой этажности привлекать обучающихся запрещается.

7.2.7. Шторы затемнения в нерабочем состоянии не должны снижать естественной освещенности. Оконные проемы с южной ориентацией оборудуются солнцезащитными устройствами (жалюзи, козырьки и пр.).

7.2.8. В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок (ПТЭ) потребителей кабинет физики относится к группе помещений с повышенной опасностью. Электрооборудование кабинета с напряжением питания выше 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока заземляют.

Электророзетки запрещается размещать в непосредственной близости от стояков водопроводных и отопительных систем, радиаторов и раковин.

7.2.9. Запрещается подавать на рабочие столы учащихся напряжение выше 42 В переменного и 110 В постоянного тока.

Состояние заземления и изоляции электрических сетей, электроприборов и электрооборудования, согласно Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), проверяется ежегодно.

Для обеспечения электробезопасности в электросетях кабинета физики должно применяться электрическое разделение сетей. Токоведущие части сборок и щитов, установленные в кабинете (лаборатории) физики и доступные для электротехнического персонала, надежно закрываются защитными ограждениями (кожухами). Запрещается применение оборудования, приборов, проводов и кабелей с открытыми токоведущими частями.

7.2.10. Радиаторы и трубопроводы отопительной, газовой, канализационной и водопроводной систем оборудуются диэлектрическим (деревянным) ограждением.

7.2.11. Двухпроводная электрическая сеть подводится к электрощиту управления, размещенному в классе (лаборатории) на стене слева от классной доски. Электрический щит управления оснащается кнопкой аварийного выключения.

С электрощита управления линия однофазного тока подводится через защитно-отключающее устройство школьное (УЗОШ) к демонстрационному столу и пульту управления комплекта аппаратуры электроснабжения. При этом предохранители и выключатели ставятся только в цепь фазного провода.

Включение оборудования производится последовательно от общего выключателя к выключателям отходящих цепей, последние при этом должны быть отключены, выключение производится в обратном порядке.

Запрещается применение нестандартных предохранителей. На предохранителях должна быть надпись, называющая номинальный ток плавкой вставки. Запрещается применение в электроприемниках предохранителей, через которые может проходить ток, превышающий номинальный более чем на 25%.

Пробочные предохранители устанавливаются так, чтобы при вынутых пробках винтовые гильзы предохранителей не оказались под напряжением. При смене предохранителей под напряжением следует пользоваться защитными средствами: клещами, диэлектрическими перчатками, очками, ковриками. Перегоревший предохранитель заменяется другим такого же типа.

При всех замеченных неисправностях в электросети кабинета физики, в том числе в случае перегорания электроламп, необходимо поставить в известность электрика или ответственного за электрохозяйство школы.

7.2.12. Запрещается оклеивать учебное помещение обоями или бумагой, окрашивать деревянные стены и потолки масляными красками, нитрокрасками. Шторы затемнения пропитываются огнестойким составом.

7.2.13. Для обеспечения пожарной безопасности кабинеты (лаборатории) физики комплектуются противопожарным инвентарем: ящик с песком, лопатка, плотная мешковина (пропитанная огнестойким составом), углекислотный (ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8) или порошковый (ОП-1, «Спутник», ОП-5, «Турист») огнетушитель.

7.3 Кабинет информатики.

7.3.1. Окна преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.

7.3.2. Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м2, на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) — 4,5 м2.

7.3.3. Кабинеты информатики должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.

7.3.4. В кабинетах информатики проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата

7.3.5. Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева.

7.3.6. Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 — 500 лк. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана. Освещенность поверхности экрана не должна быть более 300 лк.

7.3.7. В качестве источников света при искусственном освещении следует применять преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ и компактные люминесцентные лампы (КЛЛ).

Применение светильников без рассеивателей и экранирующих решеток не допускается.

7.3.8. Общее освещение при использовании люминесцентных светильников следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении видеодисплейных терминалов. При периметральном расположении компьютеров линии светильников должны располагаться локализовано над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращенному к оператору.

7.3.9. При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов — не менее 1,2 м.

7.3.10. Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ.

7.3.11. Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ должна предусматривать:

— две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520 — 760 мм и вторая — для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12 — 15 градусов);

— ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм;

— опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног;

— увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером.

7.3.12. Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ, и высота пространства для ног должны соответствовать росту обучающихся в обуви.

7.3.13. При наличии высокого стола и стула, не соответствующих росту обучающихся, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног.

7.3.14. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать +/- 5 градусов, допустимое +/- 10 градусов.

7.3.15. Рабочее место с ПЭВМ оборудуют стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту обучающихся в обуви.

7.4. Спортивный зал.

7.4.1. Помещения спортивных залов, размещение в них оборудования должны удовлетворять требованиям строительных норм и правил), а также Правил по технике электробезопасности и пожаробезопасности для общеобразовательных школ.

7.4.2. Количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7 кв. м на одного обучающегося. Заполнение зала сверх установленной нормы запрещается.

7.4.3. Полы спортивных залов должны быть упругими, без щелей и застругов, иметь ровную, горизонтальную и нескользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной краской. Полы не должны деформироваться от мытья и к началу занятий должны быть сухими и чистыми.

7.4.4. Стены спортивных залов должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона на всю высоту панелей красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения. Окраска должна быть устойчивой к ударам мяча, не осыпаться и не пачкать при касании стен.

7.4.5. Стены спортивного зала на высоту 1,8 м не должны иметь выступов, а те из них, которые обусловлены конструкцией зала, должны быть закрыты панелями на ту же высоту. Приборы отопления должны быть закрыты сетками или щитами и не должны выступать из плоскости стены.

7.4.6. Оконные проемы спортивного зала должны располагаться по продольным стенам, остекление окон должно иметь защитное ограждение от ударов мяча, окна должны иметь фрамуги, открывающиеся с пола, и солнцезащитные приспособления.

7.4.7. В качестве источников света для залов должны быть использованы либо люминесцентные светильники типа потолочных плафонов, снабженные бесшумными пускорегулирующими аппаратами, либо светильники с лампами накаливания полностью отраженного или преимущественно отраженного светораспределения, при этом применение светильников с защитными углами менее 30° не допускается. Чистка светильников должна проводиться электротехническим персоналом не менее двух раз в месяц.

7.4.8.Вентиляция крытых спортивных сооружений должна осуществляться естественным сквозным способом проветривания зала через окна и фрамуги, а также с помощью специальных вентиляционных приточно-вытяжных устройств, при этом устройства должны быть всегда исправны, подвергаться планово-предупредительному ремонту, периодическому техническому и санитарно-гигиеническому испытанию. Результаты испытаний заносятся в специальный журнал.

7.4.9. Для механизированной уборки в спортивном зале должно предусматриваться не менее двух штепсельных розеток в двух противоположных углах зала. На всех штепсельных розетках должны быть установлены предохранительные заглушки.

7.4.10. В помещении основных спортивных сооружений на видном месте должен быть вывешен план эвакуации занимающихся на случай пожара или стихийного бедствия. Расстояние от наиболее удаленной точки пола до дверей, ведущих к эвакуационному выходу, не должно превышать 27 м. Двери, предназначенные для эвакуации, должны открываться в сторону выхода из помещения.

7.4.11. В спортивном зале должно быть не менее двух дверей. Двери эвакуационных выходов в спортивных залах допускается запирать только изнутри, с помощью легко открывающихся запоров, задвижек или крючков. Категорически запрещается забивать наглухо или загромождать двери запасных выходов из гимнастического зала.

7.4.12. Спортивный зал в должен быть оборудован набором ручного противопожарного инвентаря в количестве: огнетушителей — 2 шт.; ведер пожарных — 2 — 4 шт.; топоров — 2 — 4 шт.; ломов — 1 — 2 шт.; багров — 2 — 4 шт. Использование пожарного инвентаря и оборудования для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с пожаротушением, категорически запрещается.

7.5. Учебные мастерские.

7.5.1. Учебные мастерские должны иметь площадь из расчета 6,0 м² на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

7.5.2. Столярные мастерские оборудуются верстаками. Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног. Расстояние между слесарными верстаками должно быть не менее 80 см, а между рядами (проходы вдоль мастерской) — не менее 100 см.

От станков верстаки должно отделять расстояние не менее 90 см.

Крайние тиски на многоместных слесарных верстаках, упирающихся торцами в стену, должны отстоять от стены не менее чем на 70 см.

Расстояние между столярными верстаками, расположенными в ряд, должно быть не менее 65 см, а между рядами — не менее 70 см.

В столярной мастерской необходимо при размещении верстаков учитывать увеличение их размеров за счет выдвижения зажимных винтов.

7.5.3 Механическое оборудование следует располагать ближе к рабочему месту учителя. Токарные и фрезерные станки устанавливаются у окон мастерской на расстоянии 40 — 50 см от стены.

Заточной станок устанавливается возможно дальше от других станков.

7.5.4.Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

7.5.5 Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (Приложение 1).

7.5.6 Учебные мастерские оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.

7.6. Кабинет обслуживающего труда.

7.6.1. В кабинете обслуживающего труда для обучения навыкам приготовления пищи предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, не менее 2-х разделочных столов, холодильника, шкафа для хранения посуды, мойки для посуды с подводкой холодной и горячей воды со смесителем и умывальника.

Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

7.6.2. Часть кабинета обслуживающего труда, используемая для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

7.6.3. Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

7.7. Кабинет биологии.

7.7.1 . Площадь помещения кабинета (лаборатории) должна составлять 66 кв. метров, а лаборантской — не менее 16 кв. метров. Лаборантскую следует располагать смежно с кабинетом (лабораторией) биологии со стороны классной доски и соединить с кабинетом (лабораторией) дверью. Из лаборантской необходимо предусмотреть второй выход в коридор или рекреацию школы.

7.7.2. Расстояние между передним рядом лабораторных столов и демонстрационным столом должно составлять не менее 800 мм, удаленность последнего места учащихся от классной доски — не более 10 м.

7.7.3. Содержание некоторых комнатных растений на окнах кабинета (лаборатории) биологии и лаборантской допустимо в строго ограниченных пределах, определяемых нормами освещенности школьных помещений. Остальные растения размещаются на специальных подставках. В кабинете (лаборатории) биологии не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай).

7.7.4. Пребывание обучающихся в помещении кабинета (лаборатории) биологии и в лаборантской допускается только в присутствии учителя биологии.

7.7.5 Наименьшая освещенность рабочей поверхности вертикальной плоскости на доске и горизонтальной плоскости на уровне 0,8 м от пола в кабинете (лаборатории) биологии и в лаборантской может достигать при системе общего освещения 300 лк. Лампы светильников в случае выхода из строя подлежат немедленной замене. Светильники искусственного освещения необходимо содержать в чистоте, их очистка производится не реже одного раза в 3 месяца. Очистка стекол световых проемов производится не реже 2 — 3 раз в год.

7.7.6. Кабинет биологии должен быть оснащен следующим противопожарным инвентарем: огнетушители пенные и углекислотные, ведро с песком и совком.

7.7.7. Все химикалии следует хранить в лаборантской в запертом глухом (со сплошными дверцами без стекол) шкафу. Жидкие химикалии и растворы хранятся в толстостенных склянках с притертыми пробками, а твердые — в толстостенных банках с притертыми пробками, каждая склянка или банка с четко написанной этикеткой помещается в определенном, установленном месте. Вещества, не имеющие этикеток, подлежат обязательному уничтожению.

В кабинете биологии нельзя хранить концентрированные кислоты и щелочи в сухом виде. Эти вещества должны находиться в кабинете биологии в виде растворов тех концентраций (не выше 10%), которые требуются для проведения демонстрационных экспериментов и лабораторных занятий. Кислоты и щелочи хранятся на специально отведенных для них полках.

Сосуды с огнеопасными веществами — такие, как этиловый спирт, бензин, должны иметь этикетку с надписью «Огнеопасно», сделанную красным цветом. Перманганат калия нельзя хранить в непосредственной близости с крахмалом, углем, которые в присутствии окислителя легко воспламеняются.

7.7.8. Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты должны храниться в запертых шкафах с глухими (неостекленными) дверными створками.

7.7.9. В кабинете биологии должна быть аптечка для оказания первой помощи при травмах.

8. Право собственности и распоряжение оборудованием учебного кабинета.

8.1. Оборудование учебного кабинета, приобретенное на средства учредителя, средства образовательного учреждения является неотъемлемым имуществом МБОУ СОШ №35, которым она распоряжается на основании Устава и договора с учредителем.

8.2. Оборудование и оснащение учебного кабинета, созданное педагогическими работниками во время их работы в штатной должности работника образовательного учреждения без привлечения личных материально-финансовых ресурсов принадлежит образовательному учреждению на праве собственности.

8.3. Оборудование и оснащение учебного кабинета образовательного учреждения, приобретенное за счет личных финансовых средств работника МКОУ СОШ № 4 имени Героя России Андрея Скрябина принадлежит данному работнику образовательного учреждения при заключении Соглашения о пользовании в учреждении личным имуществом и оборудованием.

9. Права и обязанности администрации:

9.1. Администрация образовательного учреждения обязана:

— определять порядок использования оборудования учебных кабинетов,

— следить за выполнением требований к санитарно-гигиеническим характеристикам и нормам техники безопасности,

— обеспечивать сохранность оборудования кабинета во внеурочное время и санитарно-гигиеническое обслуживание кабинета по окончании учебных занятий.

9.2. Администрация образовательного учреждения имеет право:

— получать информацию о работе учебного кабинета от заведующего кабинетом;

— ходатайствовать перед директором образовательного учреждения о поощрении заведующего учебным кабинетом по итогам смотра учебных кабинетов.

10.Права и обязанности заведующего учебным кабинетом:

10.1. Заведующий учебным кабинетом обязан:

— принимать своевременные меры по эстетическому оформлению кабинета,

— принимать меры, направленные на обеспечение кабинета необходимым оборудованием и приборами согласно учебным программам,

— содержать кабинет в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями,

— способствовать развитию материально-технической базы кабинета в соответствии с его спецификой,

— следить за чистотой кабинета,

— следить за озеленением кабинета,

— обеспечивать кабинет различной учебно-методической документацией, каталогами, справочниками, инструкциями,

— составлять перспективный план развития кабинета на 3 года и план развития и работы кабинета на текущий учебный год, вести контроль за выполнением данных планов,

— обеспечивать надлежащий уход за имуществом кабинета,

-обеспечивать функционирование систем проветривания и освещения, в случае неисправностей письменно подавать заявки электрику, плотнику.

— обеспечивать своевременное списание в установленном порядке пришедшего в негодность оборудования, приборов и другого имущества,

— организовывать внеклассную работу по предмету (консультации, дополнительные занятия, заседания клубов и др.), отражать ее в расписании работы кабинетов,

— обеспечивать соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, правил поведения в кабинете, проводить соответствующие инструктажи с обучающимися с отметкой в классных журналах или журналах регистрации инструктажей по ТБ,

— проводить работу по созданию банка творческих работ учителя и обучающихся.

10.2. Заведующий учебным кабинетом имеет право:

— Ставить перед администрацией вопросы по улучшению работы учебного кабинета;

— При несогласии с решением администрации по вопросам работы учебного кабинета обоснованно опротестовать их в установленном законодательством порядке;

— По итогам смотра учебных кабинетов получить поощрения в виде денежной премии на основании приказа директора образовательного учреждения.