Оглавление:
Учебник и его дидактическая характеристика. Требования к современному учебнику
Содержание образования на уровне учебного материала раскрывается в учебной литературе, к которой относятся учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы. Прежде всего, необходимо различать такие виды учебной литературы, как учебник и учебное пособие.
Учебник – это учебное издание, адресованное учащимся и содержащее систематизированное изложение учебного предмета.
По своему содержанию и структуре учебник полностью соответствует учебной программе того или иного учебного предмета.
Учебное пособие – это учебное издание, содержание которого соответствует программе лишь частично.
В учебном пособии ряд тем и разделов программы может быть не освещен, но могут присутствовать темы и разделы, не предусмотренные программой. Учебное пособие только дополняет учебник или частично (либо полностью) заменяет его, если учебник по данному предмету еще не создан.
Учебник является носителем содержания образования и основным книжным средством обучения в школе.
Структура и функции учебника.
Д.Д. Зуев выделяет следующие структурные компоненты учебника:
1) тексты как главный компонент:
2. Внетекстовые вспомогательные компоненты:
1) организация усвоения (вопросы и задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстрациям и упражнения);
2) собственно иллюстративный материал;
3) аппарат ориентировки (предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели).
Функции школьного учебника
1. Информационная. Учебник обеспечивает учащихся необходимой и достаточной информацией по тому или иному предмету.
2. Систематизирующая. Учебник реализует требование систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.
3. Трансформационная – связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптирован в соответствии с дидактическими принципами научности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой. Одним из важнейших направлений адаптации учебного материала является введение проблемности, эмоциональной выразительности.
4. Функция закрепления и самоконтроля. Учебник предоставляет возможности повторного изучения материала, формирования у учащихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем углублении в процессе самообразования.
5. Интегрирующая – учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук.
6. Координирующая – привлечение в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).
7. Воспитательно-развивающая функция предполагает духовно-ценностное влияние содержания учебника на учащихся.
8. Обучающая функция: работа с учебником развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования.
Современные требования к учебнику.
К учебнику предъявляются требования: дидактические, психологические, эстетические, гигиенические.
Учебник должен обеспечивать полное освоение учащимися учебного материала. Однако текст учебника (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Поэтому учебник должен быть интересным, кратким и доступным, одновременно стабильным и вариативным. Он должен отвечать требованию научности, задачам формирования научного мировоззрения, патриотизма, интернационализма. Он должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями. Школьный учебник должен реализовывать связь обучения с жизнью и практикой, практическое применение знаний в учебной деятельности, взаимосвязь между отдельными учебными предметами. Он должен быть снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.
Информация по педагогике:
Использование глобальной сети Интернет в образовании
Современные подходы к использованию компьютерных сетей предполагают реализацию информационного взаимодействия участников образовательного процесса в различных режимах работы Всемирной информационной среды. Интернет-технология обеспечивает современных пользователей всеми ресурсами глобальных телеком .
Эстетическое воспитание в процессе обучения
О роли и значении уроков математики в воспитании правильного и дисциплинированного мышления говорилось и писалось очень много. Напротив, о влиянии математических знаний на эстетическое формирование личности учащегося не сказано почти ничего. Всегда предполагалось, что по абстрактности своего предме .
Педагогические ценности учителя
Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей – своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Педагогические ценности учител .
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.
Современные требования к учебнику права
Форма проведения: лекция (4ч.)
Цель: изучить особенности, структуру современных учебно-методических комплексов, назначение отдельных компонентов УМК, возможности их использования в учебном процессе.
Категория слушателей: учителя-предметники, работающие в системе профильного обучения.
План лекции:
- Требования к современному учебнику как основному средству обучения
- Структура и содержание вариативных УМК
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2006/2007 учебный год (http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_06/m321.html)
- Методические рекомендации по использованию действующих учебников в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования
Ключевые слова: учебник, учебное пособие, обязательный минимум содержания образования, учебный план, учебная программа, учебник, учебно-методическое пособие, справочное издание, хрестоматия, вариативность образования.
Литература:
- Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001. 928 с.
- Концепция УМК «Перспективная начальная школа» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=10
- Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_06/m321.html)
- Попкова Е. В., Бауман М. Л. Методические рекомендации по составлению учебно-методических комплексов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ozo.nspu.ru/sotrud/umk/normdoc/metodnmo.html
- Г.К. Селевко. Технологии учебников и учебно-методических комплексов «Школа 200-2100». Проект Национального Фонда Подготовки Кадров. Региональный информационный центр учебного книгоиздания № 5(9). Май 2003 г. Ежемесячное информационное издание [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://ric.iro.yar.ru:8101/our_development/vestnik/vestnik9/vestnik9.shtml желтый - Цветкова М.С. ЦОР к УМК как средство расширения его образовательных возможностей. «Бином. Лаборатория знаний» (БИНОМ), г. Москва [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ito.edu.ru/2006/Moscow/I/1/I-1-6621.html
- Требования к современному учебнику как основному средству обучения
Постоянные изменения, происходящие в обществе в целом, и в системе образования в частности, предъявляют к учебнику, как к основному средству обучения, все новые и новые требования.
Поскольку учебник был и остается основным средством обучения в школе, возникла необходимость создания нового поколения школьных учебников.
Каким должен стать школьный учебник нового поколения?
С одной стороны учебник – хранитель знаний, накопленных современной наукой, средство трансляции этих знаний, с другой — комплекс познавательных материалов, заданий, упражнений, стимулирующих учащихся к дальнейшему приобретению знаний, формированию учебно-познавательной компетентности.
Получаемые знания должны стать в будущем для ученика инструментом, который он сможет использовать не только в узкопредметной сфере.
Издательство “Просвещение” считает, что задача современной образовательной системы — не напичкать ученика фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию. Это особенно важно в условиях, когда идет быстрая смена информации. И традиционные учебники просто не смогут отражать происходящие перемены. Отсюда и новое отношение к роли учебника — как навигатора получения знаний.
Содержание современного учебника определяется следующими принципами:
гуманитаризации – основой содержания образования является человек, ученик, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира;
научности — т.е. предлагаемое содержание должно иметь глубокую методологическую основу;
Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание учеником разнообразных связей между его объектами и явлениями [2].
культуросообразности – отбору содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной и профессиональной, общечеловеческой культуры народов России.
Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка [2].
Принцип наглядности определяет школьный учебник как учебник с обилием графического материала (диаграммы, рисунки, картинки, иллюстрации). Это учебник с огромным количеством фактов, примеров, статистики – с тем, чтобы ученик мог, опираясь на этот материал, делать самостоятельный и осмысленный выбор. Это учебник с огромной библиографией, множеством ссылок на существующую литературу, с аннотированным указателем. Это учебник со структурированным текстом, обыгрыванием шрифтов, с удобными для чтения организованными кусками текста.
Современный учебник характеризуется разнообразными заданиями для самопроверки, проблемными вопросам, упражнениями. Учебник написан живым языком с использованием метафор, игрой стилей.
Современное образование должно позволить быть разным учебникам – в зависимости от того, какие модели и практики обучения применяются.
Очевидно, что введение профильного обучения и предпрофильной подготовки требует принципиально новых подходов к учебно-методическому обеспечению учебного процесса. Скорее всего, более перспективными при введении профильного обучения окажутся те учебники, которые будут пригодны для работы в нескольких профилях, то есть в классах с разными целями обучения и разным уровнем подготовки учащихся. Работа по таким учебникам может вестись в каждом профиле на своем уровне.
2. Структура и содержание вариативных УМК
В настоящее время в Российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс по определенной модели.
Вариативность образования – это его способность соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся [5].
Для обеспечения вариативности образования необходимо многообразие учебно-методических комплексов, способствующих удовлетворению различных образовательных потребностей
Учебно-методический комплект – это новый подход к формированию учебных ресурсов и материалов для школы, сформированный за последние десять лет. Он должен … быть гибким к обновлениям, иметь параметры настройки на различный уровень ресурсного обеспечения школы и индивидуальный выбор ученика, а также быть партнером в решении социокультурных и воспитательных задач образовательного процесса. Его основные качества:
- Комплексность учебно-методических материалов, направленных на реализацию ступени образовательного стандарта по предметной области: каждый элемент комплекта дополняет содержание и функциональные возможности другого. Все виды учебных и методических материалов должны иметь отражение в комплекте: бумажные издания, электронные приложения мультимедиа объектов на CD, цифровое приложение виде объектов на DVD, сайт-представительство УМК авторским коллективом с Hot-box методической поддержки.
- Полнота охвата этими материалами ступени образовательного стандарта по предмету и целостность представления. Все дидактические единицы предмета в данной ступени образовательного стандарта имеют обязательное отражение в материалах УМК на различных уровнях реализации: минимальный, расширенный, углубленный для представления содержания предмета и простейший, стандартный и развернутый для практико-инструментального наполнения предмета.
- Доступность УМК школе любой технической комплектации и для учителя (адаптируемость и навигационная характеристика)[6].
Итак, хороший учебно-методический комплекс должен иметь соответствующую структуру:
- концептуальный каркас (список понятий, категориальный аппарат, словарь терминов);
- набор ключевых базовых текстов, из которых и состоит концепт предмета;
- описание технологий, методов, методик, с помощью которых строится освоение материала;
- зрительные и эмпирические опоры (иллюстрации, таблицы, примеры, статистика, диаграммы, рисунки), без которых текст трудно называть собственно учебником.
Основные компоненты УМК:
Учебный план — документ, определяющий список учебных дисциплин, изучаемых в учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на изучение дисциплины.
Учебная программа — нормативный документ, определяющий цели обучения, содержание обучения и требования к подготовке учащихся.
Структура программы
Учебная программа формируется на основе регионального (национально-регионального) компонента учебного плана и образовательного стандарта высших учебных заведений. Учебная программа должна включать:
- название курса;
- пояснительную записку (актуальность учебной программы; количество часов, выделяемых на дисциплину; компетентности (или описание знаний, умений), формируемые у обучающихся);
- цели и задачи дисциплины (формулировка целей и мотивация изучения дисциплины. Задачи раскрываются через изложение требуемых результатов изучения дисциплины);
- теоретический и практический разделы дисциплины;
- содержание программы (перечень тем и их реферативное описание);
- требования к уровню подготовки учащихся;
- перечень вопросов для итогового контроля;
- ре комендуемый список литературы (основной и дополнительной).
Базовые требования к содержанию программ элективных курсов:
Программы элективных курсов разрабатываются, принимаются и реализуются образовательными учреждениями самостоятельно.
Базовыми требованиями к содержанию программ элективных курсов являются следующие:
- ориентация на современные образовательные технологии;
- соответствие учебной на грузки учащихся нормативам;
- соо тветствие принятым правилам оформления программ;
- наличие пособия, содержащего необходимую информацию;
- краткосрочность проведения курса (не более 72 часов)
Правила оформления программ:
В структуру программы должны входить следующ ие компоненты:
- пояснительная записка (цель, задачи обучения, продолжительность обучения, основные принципы отбора и структурирования материала);
- содержание программы (перечень тем и их реферативное описание);
- требования к уровню подготовки учащихся;
- инструментарий оценивания результатов
- методические рекомендации по реализации программы;
- список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса.
Учебник — книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с учебной программой и предназначенная для целей обучения.
Практикум — учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, соответствующие усвоению пройденного материала.
Методические требования:
Практикум предназначен для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок. Практикум может включать в себя: лабораторные работы и/или практические занятия;
Учебно-методическое пособие — учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
Учебные пособия в школе — специально изготовленные и натуральные предметы и материалы, использующиеся в качестве источника знаний. К Учебным пособим, в широком смысле слова, относятся различные учебники, словари, справочники, карты учебные, картины учебные, таблицы учебные, кинофильмы учебные, диафильмы, диапозитивы, звукозаписи, приборы, модели, макеты учебные и др. В качестве т.н. Учебных пособий используются фрукты, овощи, коллекции семян, зоологические препараты, гербарии, предметы, техники и др. Применение учебных пособий в учебном процессе способствует активизации учебно-познавательной деятельности, развитию самостоятельности учащихся. Учебные пособия принято классифицировать на печатные, объемные, экранные и звукотехнические. Учебные пособия должны соответствовать содержанию учебных программ, уровню развития и знаний учащихся, отвечать экономическим и техническим требованиям, а также требованиям гигиены и техники безопасности.
Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Задачник — практикум, содержащий учебные задачи.
Справочное издание — издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения.
Х рестоматия — учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
Свойства методической системы:
Комплектность как типическое свойство УМК предусматривает прежде всего единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Выход за пределы учебника в зону словарей.
Инструментальность — это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.
Кроме того, инструментальность — это еще и требование применения в учебном процессе простейших инструментов для решения конкретных учебных задач. Инструментальность — это и максимальное размещение методического аппарата в корпусе учебника, рассчитанного как на индивидуальное выполнение заданий, так и на парную или групповую работу; дифференциация учебных заданий, сориентированных на разноуровневое развитие школьников. Это единая система специальных выделений учебного материала во всех учебниках.
Интерактивность — новое требование методической системы современного учебного комплекта. Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации [2].
- Методические рекомендации по использованию действующих учебников в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования
В связи с проведением эксперимента по профильному обучению (10-11кл.) Издательство «Просвещение» представляет методические рекомендации по использованию действующих учебников в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
Методические рекомендации рассмотрены на Федеральном экспертном совете и рекомендованы Министерством образования.
Вы можете открыть необходимые документы выбирая ссылки на этой странице.
Методические рекомендации (в формате Word):
Учебно-методический комплекс по истории. Требования к современному учебнику истории.
Учебные комплексы по истории – вся совокупность учебных пособий, ср-в, исп в организации изучения истории
УМК:
- учебн пособия (хрестоматии, книги для чтения);
- методическая литература
- научная, научно-популярная и худож литература
- наглядные ср-ва обучения
Виды методич пособий:
- поурочные (рекомендации проведения вариантов уроков с учетом разного уровня развития учащихся)
- тематические (сокращ. времени подготовки к урокам)
Характеристика школьного учебника.
Учебник – массовая учебная книга, излаг. предметное содерж. образования и определяющ виды деят-ти, предназнач для обязат усвоения уч-ся с учетом их возраста. Для учителя – опора для разв-я звеньев, основа для методич. варианта. Для ученика — источник знаний, практикум
.Функции учебника:
- информационная (раскрыв содерж образов)
- систематизирующая (обеспечт последовательность и систематизацию изложения содерж)
- координирующая
- контролирующая (ч/з сис-му знаний)
- самообразование;
- воспитательная (реализации воспитат целей обучения).
Требования:
- отраж. базов. минимум и соответств. примерн программе
- соответств. возрасту, эстетич. нормам;
- ориентир. на совр уровень ист.науки.
- разн точки зрения, ученых
- разнообразн. методич аппарат
Методический аппарат учебника
Главы→ параграфы. Выделение понятий, дат, вопросы и задания, док-ты. Форзац, эрзац. Выводы, схемы, таблицы, рубрики. Внетекстовой комп: картины, карты
Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.
Настоящая учебное пособие составлено в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 050402.65 Юриспруденция (032700). Учебный материал дан с учётом знаний, приобретенных студентами по другим юридическим дисциплинам, и предназначен для будущих учителей права по специальности «Юриспруденция», студентов педагогических и юридических вузов, а также учителей права и обществознания. Цель настоящего учебного курса состоит в теоретическом и практическом освоении особенностей правового воспитания и обучения субъектов общего и профессионального образования.
Учебники и пособия
чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т.п.
Учебник — главный источник знаний по предмету. К нему предъявляются высокие требования, поскольку он должен обеспечивать сознательное, активное участие школьников в процессе обучения, полное освоение учебного материала.
В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:
— Мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учеников, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе.
— Информационную, позволяющую ученикам расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации.
— Контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.
Основные принципы реализации в современных учебниках гуманистической личностно-ориентированной модели обучения следующие:
• диалог как форма организации сотрудничества. Учебник содержит задания для организации диалога учителя с учеником, задания для работы в парах, группах, фронтальной и индивидуальной работы;
• свободный выбор заданий. Должны быть предусмотрены ситуации такого выбора, наличие обязательного и необязательного материала;
•соответствие возможностям и уровню подготовки учеников;
• четкая структура, цветовое и шрифтовое выделение, а также качественная полиграфия;
• возможности дифференциации обучения;
• источник положительной мотивации;
• соответствие принятой концепции;
• построение в соответствии с определенной педагогической технологией, чтобы предоставлять учителю образец сценария организации учебной деятельности.
Кроме того, хороший учебник должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к содержанию обучения, быть интересным для учащихся, по возможности кратким, доступным, хорошо иллюстрированным, эстетически оформленным, стабильным и мобильным одновременно, т.е. иметь устойчивую основу и в то же время обеспечивать возможности введения нового без нарушения основы. Этой цели способствует блочная конструкция учебника, допускающая вставки, расширяющие блоки. Требования, предъявляемые к учебнику, настолько многогранны и противоречивы, что всегда ощущается дефицит хороших учебников, имеющий
тенденцию к увеличению по мере роста объема знаний и новых требований. В экономически развитых странах издаются альтернативные учебники, благодаря чему есть возможность выбирать лучшие.
Учебник отличается от учебного пособия тем, что первый составлен в полном соответствии с программой, а второй может от нее отступать. Требования к учебным пособиям те же, что и к учебникам. Что из них принять за основу — решает учитель.
Наряду с традиционными пособиями все шире применяются видеодиски, видеокассеты и др. Дидактические оценки этих необычных средств обучения пока противоречивы — от восторженных инноваций в образовании до унылой констатации их низкой результативности и бесполезности. Можно ожидать, что там, где требуется образное, эмоциональное изложение фактического материала, видеоучебники принесут пользу, но с их помощью трудно развивать продуктивное мышление, тренировать умения и навыки, решать другие задачи. Поэтому их целесообразно применять в комплексе с традиционными учебными материалами.
Абстрактное мышление успешно развивают компьютерные обучающие программы. Однако знания, переданные компьютером, неизбежно являются неполными, формализованными, малоэффективными при изучении отраслей, имеющих логическую структуру. Прекрасные возможности предоставляет ЭВМ для выполнения тренировочных упражнений, контроля и коррекции знаний.
Мы установили, что от хороших учебников зависит очень многое. Учитель будет самым тщательным образом выбирать их, постоянно отвечая на главные вопросы: «Смогу ли я реализовать по ним требования государственного и регионального стандартов, подойдут ли они моим детям?» Скоро в начальную школу придут электронные учебники. Они уже составляются. Учеников станут обучать самостоятельному (и осмысленному!) поиску нужной информации в Интернете. Будущим педагогам к этим переменам нужно готовиться уже сейчас.
Что собой представляет процесс обучения? Что называется дидактикой?
Дайте определения основных дидактических категорий.
В чем сущность «традиционной» дидактики Гербарта?
В чем сущность «прогрессивистской» дидактики Дьюи?
Какие признаки характеризуют современную дидактическую систему?
Какие этапы проходит процесс обучения?
Что делают учитель и ученик на каждом этапе?
Что такое содержание учебного процесса?
Какие элементы содержания выделяются?
Как формируется содержание начального образования?
Что такое государственный стандарт?
Какие требования предъявляются к содержанию обучения? Какие схемы формирования содержания вам известны? Что такое учебный план?
Каковы требования к учебным планам начальной школы?
Какую часть учебного плана можно изменить?
Что такое учебная программа?
Какие требования предъявляются к учебникам?
Обучение — двусторонний специально организованный процесс взаимодействия учителя с учениками, направленный на усвоение содержания обучения. Процесс обучения — обучение в развитии, в динамике. Дидактика — наука об обучении, образовании.
Главные вопросы дидактики — чему, как, когда, где, кого и зачем учить.
Основные категории дидактики — преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения.
Дидактические системы — И. Гербарта, Дж. Дьюи, современная.
Содержание — система знаний, умений, способов мышления и деятельности, отобранных для изучения в начальной школе.
Этапы обучения — мотивация учения, актуализация опорных знаний, умений и опыта, организация изучения нового материала, совершенствование изученного, ориентация в самостоятельном обучении, определение результативности обучения.
Основы формирования содержания — гуманизация, интеграция, дифференциация, направленность на всестороннее развитие личности и формирование гражданина, научная и практическая значимость, соответствие сложности образования возрастным возможностям, широкое применение новых информационных технологий.
Элементы содержания — знания, умения, навыки, способы деятельности, опыт творческой деятельности.
Учебный план — документ, направляющий учебно-воспитательный процесс в
Инвариантная часть (государственный компонент) — обязательные для изучения предметы во всех школах.
Вариативная часть (региональный и школьный компоненты) — предметы, вводимые регионом, школой.
Учебная программа — документ, который регламентирует изучение учебного предмета.
Учебник — книга, составленная в соответствии с программой. Учебное пособие — учебная книга, отражающая авторский взгляд, может не полностью соответствовать программе.
Блага К., Шебек М. Я — твой ученик, ты — мой учитель. М., 1991.
Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Теории учения. Хрестоматия. Ч. 1. Отечественные теории учения / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. М., 2002.
Гуманизм и духовность в образовании. Н. Новгород, 1999.
Девяткова Т.Н. Введение национально-регионального компонента в курс начальной школы // Начальная школа. 1998. № 2. С. 31-32.
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. М.,
Живая педагогика. Материалы круглого стола «Отечественная педагогика сегодня — диалог концепций». М., 2004.
Зорина Л.Я. Программа — учебник — учитель. М., 1989.
Извозчиков К. Школа информационной цивилизации «Интеллект XXI». М., 2004.
Петерсон Л.Г. Программа по математике для трехлетней и четырехлетней начальной школы // Начальная школа. 1996. № 11. С. 49-60.
Подласый И.П. Практическая педагогика, или Три технологии. Киев, 2004.
Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980.
О новых программах, параллельных курсах и учебно-методических комплектах для начальной школы // Начальная школа. 1996. № 10. С. 2-76; Начальная школа. 1997. № 8. С. 3-83; Начальная школа. 1998. № 8. С. 9-86.
Шиянова Е.Н., Ромаева И.Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. М., 2003.
Требования к учебникам нового поколения
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!
Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Требования к учебникам нового поколения.
Признавая совершенно справедливой мысль о том, что дать окончательную оценку школьного учебника можно, лишь определив его влияние на результат процесса обучения, нельзя игнорировать тот существенный факт, что прежде, чем стать составной частью этого процесса, учебник проходит долгий и сложный путь, на протяжении которого он неоднократно подвергается анализу и оценке (анализ и оценка авторского замысла, концепции будущего учебника, плана проспекта и пробных глав; представленной рукописи; издательский анализ рукописи и т.д.).
Учебник принадлежит к категории специально, с определенной целью созданных средств обучения. И вопрос о том, как, в какой мере это средство выполняет свое назначение в достижении максимальных результатов учебного процесса, является решающим при оценке каждого учебника.
Существенно, что на основе структурного анализа можно создать простые и удобные в употреблении схемы анализа и использовать их в качестве инструмента совершенствования школьных учебников.
Учебник- это целенаправленно организованная система, структурный анализ ее становится необходимым этапом при определении функций учебника в целом и его компонентов, их функциональных связей между собой и взаимодействия с системой обучения.
Учебник — это часть более сложного целого и относительно самостоятельная система, и каждый его элемент выполняет определенные функции.
Перечень свойств, которыми должен обладать учебник:
1. Содержание учебника:
• Соответствие современному состоянию содержания науки;
• Систематизация в предметном, логическом и психологическом плане;
• Согласованность с основными положениями программы обучения;
• Унификация названий, четкость определений;
• Согласованность терминов и названий в учебниках по смежным предметам;
• Разнородность способов подачи информации (слово, рисунок, фотография, информация о том, как добывать последующую информацию).
2 Структура учебника
• Соответствие принятым ранее положениям, например, блочное построение содержания;
• Четкость структуры, повторяемость элементов;
• Реализация в структуре содержания основных принципов методики умственной деятельности: расположение оглавления в начале учебника, использование предметных, именных и других указателей.
3 Методическая разработка содержания
• Соответствие требованиям современной дидактики в области языка (доступность, правильность);
• Соответствие методическим требованиям по данному предмету обучения;
• Разнообразие иллюстрирующих авторские положения примеров;
• Обращение к пройденному материалу и опыту учеников;
• Разнообразие основных заданий;
• Выделение различных уровней трудности содержания;
• Управление мыслительными процессами учеников в процессе решения проблем.
4 Оформление и полиграфическое исполнение:
• Удобство пользования учебником;
• Практичность, эстетичность и информативность обложки;
• Разнообразие иллюстраций (рисунки, фотографии, чертежи, схемы);
• Наличие цветных иллюстраций, выполняющих роль важного источника информации, их соответствие словесному содержанию и приспособление к возрастным возможностям восприятия ученика;
• Краткость и ясность подписей под иллюстрациями;
• Использование соответствующих выделений, например, основных понятий, информационных положений и других элементов;
• Необходимая ширина колонки набора, полей, на которых могут быть выделены основные понятия;
• Стимулирующий чтение объем;
• Четкое выделение фамилии автора учебника.
Общая схема анализа учебника.
1. Внешнее оформление учебника, качество форзацев.
2. Наличие и качество иллюстраций, рисунков в учебнике.
3. Информационная функция
— соответствие содержания учебного материала современным требованиям;
— новизна учебного и художественного материала;
— качество теоретического материала, его познавательное значение.
4. Мотивационная функция:
— наличие материала, способствующего развитию интереса у учащихся;
— соответствие учебного материала возрастным возможностям школьников;
— наличие средств эмоционального воздействия;
— увлекательность формы изложения материала;
— наличие материала, опирающегося на жизненный опыт учащихся.
5. Функция обучения школьника самостоятельной работе с книгой:
— наличие материала или указаний в учебнике, помогающих ученику работать с книгой;
— наличие образцов правильного выполнения заданий;
— наличие заданий, помогающих осуществить самоконтроль знаний и умений.
6. Развивающая функция учебника:
— изложение учебного материала как системы, способствующей развитию разносторонних способностей учащихся;
— наличие в учебном материале, в методическом аппарате проблемных вопросов и заданий;
— наличие материала и заданий, способствующих познавательной активности, самостоятельности учащихся.
7. Функция управления деятельностью учителя:
— последовательность и целесообразность учебного материала;
— наличие внутрипредметных и межпредметных связей;
— отражение специфики учебника в национальной школе;
— научная обоснованность содержания и структуры учебника;
— согласованность с реальными возможностями учебного процесса.
Основные дидактические требования к школьному учебнику
Основные дидактические требования к школьному учебнику
Школьный учебник является одним из важнейших дидактических средств обучения. Он должен отвечать основным требованиям и положениям дидактики, соответствовать целям обучения (образования и воспитания) в современной школе; содержанию обучения в целом и по конкретным дисциплинам, общепринятым принципам обучения, организационным формам обучения. Одним из основополагающих дидактических оснований для конструирования учебника является учет единства содержательной и процессуальной сторон обучения, а также единство преподавания и учения. В связи с этим учебник выступает одновременно как носитель содержания образования и форм фиксации различных элементов содержания образования и как проект (модель) учебного процесса.
1. Соответствие учебника содержанию образования
К содержанию обучения предъявляются определенные научные требования: отражение основ современных научных знаний, раскрытие концепций тем, выступающих в качестве содержательно-логических элементов единой структуры учебного материала.
В содержание обучения включаются как предметные знания, так и определенные виды познавательной деятельности.
Требования к содержанию образования на практике означают его соответствие учебной программе по предмету.
2. Соответствие учебника принципам обучения
В процессе создания школьного учебника необходимо учитывать основные дидактические принципы (общие нормы организации учебного процесса), поскольку они тесно взаимосвязаны с целями обучения.
В наибольшей мере с помощью учебника реализуются принципы систематичности, доступности, наглядности обучения и связи с практикой.
Принцип систематичности применительно к учебнику предполагает последовательное изложение материала, обеспечивающее взаимосвязь категорий, понятий, методов и формирование определенной понятийной системы учебника.
Принцип систематичности предполагает разделение учебника на темы,
темы на параграфы и подпараграфы. Это определяет организацию урока, последовательность изложения материала. В конце параграфов, тем и разделов следует предусмотреть обобщение материала — в параграфе и темах в виде вопросов и заданий, кратких резюме, выделения главных положений, в конце разделов — в виде обобщающих текстов и тем.
Принцип доступности предполагает соответствие изложения учебного материала и его содержания уровню возрастного развития учащихся и их предшествующей образовательной подготовке.
Одним из критериев доступности учебника является его доступность для самостоятельного изучения школьниками.
Принцип наглядности обучения реализуется в ходе конструирования учебника через разработку иллюстративного материала издания, взаимосвязь текста с наглядными пособиями различного рода (таблицами, слайдами, настенными картами и т.д.).
Формы реализации принципа наглядности зависят от психологических и возрастных особенностей учащихся. По мере развития школьников наглядно-образный компонент мышления заменяется словесно-логическим.
Иллюстративный материал учебников для старших классов, как правило, будет представлен различного рода схемами, графиками, диаграммами и т.д., а не изображением реальных объектов.
Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения конкретизируется в требованиях к методическому аппарату и текстам учебника. Хорошая разработка методического аппарата, включающая дифференциацию и разнообразие вопросов и заданий, творческих заданий для самостоятельного выполнения с помощью «методических ключей», направлена на реализацию данного дидактического принципа в учебниках.
3. Основные логико-психологические требования к школьному учебнику
В основе требования соответствия текста учебника психолого-возрастным особенностям учащихся лежат логико-психологические особенности понимания текстов учениками.
В процессе создания учебника необходимо учитывать нормы времени, отведенные на изучение материала.
Это предполагает прежде всего необходимость придерживаться среднего объема учебного материала, предназначенного для изучения на одном уроке, т.е. объема одного параграфа (темы). Фактический объем параграфа вычисляется на основании скорости чтения школьников разного возраста и составляет:
— учебники для начальной школы — 1-2 страницы компьютерного набора (шрифт Times New Roman, размер шрифта 14);
— учебники 5-6 классов — 2,5-3,0 страницы;
— учебники 7 классов — 3,0-3,5 страницы;
— учебники 8 классов — 3,5-4,0 страницы;
— учебники 9 классов — 4,0-4,5 страницы;
— учебники 10 классов — 4,5-5,0 страниц;
— учебники 11-12 классов — 5,0-5,5 страницы.
Рекомендуемые объемы относятся к основному тексту. В параграф включаются также дополнительный и пояснительный тексты в объеме около 30% от основного текста.
Рекомендуемый объем иллюстративного материала для учебников 5-7 классов — 40%, 8-12 классов — 30% от общего (фактического) объема учебника.
Приведенные нормы прежде всего относятся к учебникам по некоторым естественным и ряду гуманитарных дисциплин.
Требование к ясности языка учебника определяет и объем учебных текстов с точки зрения психологии усвоения материала. Для учебников 1-4 классов рекомендуются предложения из 8 слов, для 5 классов — 8-9 слов; для 6-8 классов — 10-12 слов; 8-9 классов — 12-14 слов; 10-12 классов — 14-16 слов.
От психолого-возрастных особенностей школьников зависит и рекомендуемая средняя длина слов с количеством букв не более 6.
Желательно не превышать длину таких слов: в учебниках для 1-4 классов — более 8 букв; 9 классов — более 9 букв; 8-9 классов — более 11 букв; 10-12 классов — более 12 букв.
В окончательном виде вопрос о соответствии учебника психологическим и возрастным особенностям учащихся решается в ходе опытной проверки (апробации) и доработки учебника.
4. Структура школьного учебника
4.1 Оглавление является важным элементом справочно-сопроводительного аппарата учебника. Краткость (лаконичность) заголовков значимых частей текста, их цветовое и шрифтовое оформление способствуют быстрому поиску необходимой информации.
4.2 Предисловие — это вводный текст, обеспечивающий изложение основного материала учебника. В предисловии отмечается значение учебной дисциплины, ее место среди других дисциплин, основные задачи изучения предмета и т.д. В нем авторы раскрывают структуру учебника, а при необходимости и логику рассмотрения предмета.
4.3 Основной текст является структурой, содержащей научно отобранный и систематизированный автором учебный материал в строгом соответствии с программой по предмету. Данный текст служит основным источником учебной информации, обязательной для изучения и усвоения.
4.4 Приложения. В качестве приложений целесообразно использовать официальные и справочные материалы, которые дополняют или иллюстрируют основной текст. В состав приложений входят таблицы, схемы, рисунки, карты, вклейки, чертежи, словари, списки, иллюстрации и т.д. Приложения по частным вопросам помещаются в соответствующих частях текста. В конце учебной книги помещаются приложения, относящиеся по своему характеру и содержанию к книге в целом или к ее отдельным разделам. Все приложения группируются по содержанию и пронумеровываются.
4.5 Указатели (словари — алфавитные, предметные, именные)
являются справочными путеводителями по учебнику. Они должны располагаться в алфавитном, хронологическом или ином порядке, ориентирующем учащихся в содержании и структуре учебной книги.
В предметные указатели включаются основные термины и понятия, встречающиеся в учебной книге, а в именные — фамилии и инициалы лиц, сведения о которых находятся в учебнике.
4.6 Литература (библиография) — раздел учебника, включающий список литературы, используемой в учебнике, а также дополнительно рекомендуемой для изучения по данному предмету. Выступает в виде построчных ссылок, затекстованных ссылок, специальных списков и обзоров в конце учебника. Дополнительная литература подбирается с учетом содержания предмета и возраста учащихся. Работы монографического характера в рекомендуемой школьникам литературе должны быть исключены.
Основные текстовые структурные компоненты учебника
Тексты различаются по тем доминирующим функциям, которые позволяют наиболее полно и эффективно использовать каждый из них в процессе обучения.
Основной текст учебника служит главным источником учебной информации, обязательной для изучения и усвоения учащимися. Ядро основного текста составляют знания об основных понятиях, законах, теориях и способах деятельности. В нем раскрывается содержание изучаемых понятий и других форм знаний.
Дополнительные тексты содержат учебный материал, служащий для подкрепления и углубления положений основного текста. Этот материал может выходить иногда за рамки школьной программы.
Особая роль принадлежит дополнительным текстам в осуществлении воспитательной функции учебника.
Пояснительный текст содержит необходимый для понимания и наиболее полного усвоения учебный материал. Пояснительные тексты составляют главную часть справочного аппарата книги, непременными требованиями к которому выступают его неразрывная связь с основным текстом учебника и отсутствие в нем излишнего материала.
Аппарат организации усвоения — структурный компонент учебника, призванный стимулировать и направлять познавательную деятельность учащихся в процессе усвоения ими содержания учебника.
Основные элементы аппарата организации усвоения:
вопросы и задания;
упражнения (формирующие умение работать с учебником и другими печатными пособиями, справочной, художественной, научно-популярной
памятки или инструктивные материалы;
подписи к иллюстративному материалу.
Иллюстративный материал по своей доминирующей функции является наглядной опорой мышления, призванной усилить познавательный, идейный, эстетический и эмоциональный аспект учебного материала.
Аппарат ориентировки представляет совокупность дополнительных и справочно-вспомогательных материалов, которые помогают учащимся быстро и безошибочно находить в учебной книге необходимый материал, создавая условия для успешной самостоятельной работы с ним. Аппарат ориентировки включает в себя следующие структурные элементы: