Оглавление:
Приложение N 1. Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертных подразделениях органов федеральной службы безопасности
Инструкция
по организации производства судебных экспертиз в экспертных подразделениях органов федеральной службы безопасности
С изменениями и дополнениями от:
4 декабря 2017 г.
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет условия и порядок организации производства судебных экспертиз (далее — экспертиза) в экспертных подразделениях органов федеральной службы безопасности (далее — экспертное подразделение) в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»*(1) (далее — Федеральный закон), других федеральных законов, уголовного процессуального, гражданского процессуального, арбитражного процессуального законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов ФСБ России.
2. Экспертными подразделениями являются: Институт криминалистики Центра специальной техники ФСБ России (почтовый адрес 101000, г. Москва, Институт криминалистики Центра специальной техники ФСБ России), управление информационных технологий Центра информационной безопасности ФСБ России (почтовый адрес 101000, г. Москва, управление информационных технологий Центра информационной безопасности ФСБ России), Пограничный научно-исследовательский центр ФСБ России (почтовый адрес 101000, г. Москва, Пограничный научно-исследовательский центр ФСБ России), а также экспертные подразделения территориальных органов безопасности.
3. Экспертизы производятся в экспертных подразделениях для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, иных органов и должностных лиц Российской Федерации, наделенных правом назначения экспертиз.
В приоритетном порядке производятся экспертизы по постановлениям следователей органов федеральной службы безопасности, а также по делам, затрагивающим жизнь и здоровье граждан.
Экспертизы по постановлениям следователей прокуратуры, органов безопасности или внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств и других иностранных государств экспертными подразделениями проводятся в случаях, если это предусмотрено соответствующими международными договорами Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Пункт 4 изменен с 10 февраля 2018 г. — Приказ ФСБ России от 4 декабря 2017 г. N 674
4. Экспертизы проводятся сотрудниками экспертных подразделений (военнослужащими, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками), имеющими высшее образование и получившими дополнительное профессиональное образование в форме профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации по конкретной экспертной специальности, аттестованными в установленном порядке на право самостоятельного производства экспертизы в качестве государственных судебных экспертов (далее — эксперты).
5. Экспертные подразделения поддерживают контакты с аналогичными учреждениями и подразделениями других федеральных органов исполнительной власти, а также иностранных государств, осваивают и используют в своей практике подготовленные в этих учреждениях и подразделениях методики экспертных исследований и, со своей стороны, в установленном порядке предоставляют этим учреждениям и подразделениям результаты научных разработок в области экспертных исследований, если это не противоречит интересам криминалистического обеспечения деятельности оперативных и следственных подразделений органов федеральной службы безопасности.
III. Обязанности и права эксперта
10. Эксперт обязан*(4):
принять к производству порученную ему руководителем экспертного подразделения экспертизу;
провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;
составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;
не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.
Эксперт также исполняет обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.
11. Эксперт не вправе*(5):
принимать поручение о производстве экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя экспертного подразделения или лиц, которым руководителем экспертного подразделения передано право давать поручения о производстве экспертизы;
осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;
вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
самостоятельно собирать материалы для производства экспертизы;
сообщать кому-либо о результатах экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших, а также руководителя экспертного подразделения;
уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших экспертизу;
давать заведомо ложное заключение;
разглашать данные предварительного расследования, ставшие известными ему в связи с участием в уголовном деле в качестве эксперта, если он был об этом заранее предупрежден в установленном порядке;
уклоняться от явки по вызовам органа или лица, назначивших экспертизу;
проводить без разрешения органа или лица, назначивших экспертизу, исследования, могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств.
12. Эксперт вправе*(4):
ходатайствовать перед руководителем экспертного подразделения о привлечении к производству экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;
делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;
обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших экспертизу, если они нарушают права эксперта.
Эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством, в том числе*(6):
знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;
ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими экспертизу, о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, либо привлечении к производству экспертизы других экспертов;
участвовать с разрешения органа или лица, назначивших экспертизу, в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;
давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении или определении о назначении экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования;
отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний, а также в случаях, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения. Отказ от дачи заключения должен быть заявлен экспертом в письменном виде с изложением мотивов отказа.
Информация об изменениях:
Название изменено с 10 февраля 2018 г. — Приказ ФСБ России от 4 декабря 2017 г. N 674
V. Научно-методическое обеспечение производства экспертиз, дополнительное профессиональное образование экспертов в органах федеральной службы безопасности, определение (пересмотр) уровня квалификации экспертов
Информация об изменениях:
Пункт 25 изменен с 10 февраля 2018 г. — Приказ ФСБ России от 4 декабря 2017 г. N 674
25. Определение уровня квалификации экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства экспертиз осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями, действующими на базе Института криминалистики Центра специальной техники ФСБ России и управления информационных технологий Центра информационной безопасности ФСБ России, в порядке, установленном ФСБ России в соответствии с частью второй статьи 13 Федерального закона.
Уровень квалификации экспертов подлежит пересмотру указанными экспертно-квалификационными комиссиями не реже чем раз в пять лет.
Информация об изменениях:
Пункт 26 изменен с 10 февраля 2018 г. — Приказ ФСБ России от 4 декабря 2017 г. N 674
26. Дополнительное профессиональное образование экспертов по конкретным экспертным специальностям осуществляется в соответствии с дополнительными профессиональными программами.
Реализация дополнительных профессиональных программ в экспертных подразделениях возлагается на Институт криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, Институт ФСБ России (г. Екатеринбург) и Московский институт новых информационных технологий ФСБ России.
27. Научно-методическое обеспечение производства экспертиз в экспертных подразделениях возлагается на Институт криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, управление информационных технологий Центра информационной безопасности ФСБ России и Пограничный научно-исследовательский центр ФСБ России в пределах их компетенции. Методические материалы для производства судебных экспертиз, подготовленные в указанных экспертных подразделениях (методики, методические рекомендации, инструкции и др.), утверждаются руководителями этих подразделений или их заместителями.
Информация об изменениях:
Сноска 1 изменена с 10 февраля 2018 г. — Приказ ФСБ России от 4 декабря 2017 г. N 674
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2291; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2007, N 7, ст. 831; N 31, ст. 4011; 2009, N 26, ст. 3122; 2011, N 50, ст. 7351; 2013, N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2015, N 10, ст. 1393.
*(2) Статья 14 Федерального закона.
*(3) Статья 15 Федерального закона.
*(4) Статья 16 Федерального закона.
*(5) Статья 16 Федерального закона, статья 57 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921; 2003 N 27 (ч. I) ст. 2706; 2007, N 24, ст. 2803).
*(6) Статья 57 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Специальная экспертиза
ООО «НПП «СВК» имеет большой опыт и все необходимые разрешительные документы для подготовки организаций к получению лицензий ФСТЭК и ФСБ России в области защиты информации.
Более чем 70-ти организациям по всей России оказано содействие в подготовке и получении лицензий ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Нашими специалистами проводится:
- комплексная оценка готовности организаций к осуществлению заявленных мероприятий
- сбор и подготовка необходимых документов
- составление и выдача Акта специальной экспертизы
- составление и подготовка необходимых организационно-распорядительных документов
- полное сопровождение и поддержка при взаимодействии с лицензирующими органами
Специальные экспертизы проводятся по следующим направлениям:
ФСБ России
- На создание средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну
- На осуществление мероприятий и оказание услуг в области защиты государственной тайны
ФСТЭК России
- На осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны:
1.Проведение специальных экспертиз организаций-соискателей лицензий ФСТЭК России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации)
2.Проведение специальных экспертиз организаций-соискателей лицензий ФСТЭК России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны ( в части противодействия иностранным техническим разведкам)
3.Проведение специальных экспертиз организаций-соискателей лицензий ФСТЭК России на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации
Как проводится специальная экспертиза ФСБ
Автор Владимир в 22.09.2017 . Опубликовано О лицензировании ФСБ
Чтобы получить лицензию ФСБ на гостайну, компания должна не только собрать нужные документы, но и пройти специальную экспертизу ФСБ. По её результатам выносится решение о том, предоставлять ли соискателю запрошенную лицензию или отказать.
Спецэкспертиза — предпоследний этап получения лицензии ФСБ. Его длительность зависит от плана мероприятий, который, как правило, включает в себя:
- документарную проверку компании;
- выезд экспертов ФСБ на объект (по адресу непосредственной реализации деятельности фирмы);
- при необходимости — аттестацию руководителя фирмы-соискателя;
- проверку РСП, обслуживающего компанию.
За проведение подобных экспертиз отвечает непосредственно лицензионный отдел ФСБ. Однако в случае, когда у него нет возможности самому этим заняться, он перепоручает свою обязанность одному из аттестационных центров, уполномоченных Службой на проведение проверок, либо одной из организаций, имеющих соответствующую лицензию ФСБ на услуги, связанные с защитой гостайны.
В ходе проверки эксперты должны установить, соблюдает ли компания требования, предъявляемые ФСБ к лицензиатам. В частности, проверяют:
- учредительные документы компании;
- договор, заключенный с заказчиком закрытых работ с подтверждением степени секретности;
- договор об обслуживании в режимно-секретном отделе в сторонней компании (если нет собственного 1 отдела);
- соответствие объекта требованиям защиты гостайны (в частности, проверяются автоматизированные рабочие места и защищенные помещения);
- в случае необходимости – компетентность директора на предмет работы с государственной тайной.
Чтобы получить положительное заключение по результатам спецэкспертизы, компания должна отвечать следующим условиям:
- внутренние документы, регулирующие порядок обработки секретной информации, оформлены надлежащим образом;
- составлены руководящие документы по защите безопасности информации, имеющей отношение к гостайне;
- существуют документы, регулирующие порядок работы компании в режиме защиты государственной тайны;
- имеется режимно-секретный отдел, в котором числятся сотрудники, имеющие образование в области информбезопасности и уже проработавшие определенное время в этой области;
- в случае отсутствия собственного режимно-секретного отдела – заключен договор с другой компанией, где такой отдел имеется;
- компания занимается работами, для проведения которых необходим допуск к государственной тайне, о чем свидетельствует договор с заказчиком этих работ;
- директор компании знает, как организовать и вести работу с информацией, имеющей отношение к гостайне, что подтверждает свидетельство о прохождении соответствующих курсов (в случае его отсутствия компетентность директора проверяется самими экспертами).
Сколько времени занимает спецэкспертиза ФСБ
Закон гласит, что после подачи заявки с пакетом документов лицензирующий орган ФСБ должен в течение четырнадцати дней выбрать организацию для проведения проверки либо взять эту задачу на себя. Однако на практике этот срок может увеличиваться до двух-трех месяцев. Подобная задержка связана с тем, что, по словам ФСБ, аттестационные центры испытывают большую нагрузку.
Сама проверка занимает от пятнадцати до двадцати дней – конкретный срок зависит от объема необходимых исследований и скорости работы проверяющей организации.
Нужна помощь в подготовке к лицензированию в ФСБ? Обращайтесь, консультации бесплатны!
Подробная информация
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 1995 г. N 333
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, СОЗДАНИЕМ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ, А ТАКЖЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕРОПРИЯТИЙ И (ИЛИ) ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
С изменениями и дополнениями от:
23 апреля 1996 г., 30 апреля 1997 г., 29 июля 1998 г., 3 октября 2002 г., 17 декабря 2004 г., 26 января 2007 г., 22 мая 2008 г., 31 марта, 24 сентября 2010 г., 3 ноября 2011 г., 5 мая 2012 г., 24 декабря 2014 г.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и в целях установления порядка допуска предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (прилагается).
Информация об изменениях:
См. текст пункта 2
3. Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации в 3-месячный срок разработать комплекс мер организационного, материально-технического и иного характера, необходимых для осуществления лицензирования деятельности предприятий, организаций и учреждений по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
4. Установить, что предприятия, учреждения и организации, допущенные к моменту принятия настоящего постановления к работам, связанным с использованием сведений, составляющих государственную тайну, могут осуществлять эти работы в течение 1995 года.
Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2004 г. N 807 в настоящее Положение внесены изменения
См. текст Положения в предыдущей редакции
о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333)
С изменениями и дополнениями от:
23 апреля 1996 г., 30 апреля 1997 г., 29 июля 1998 г., 3 октября 2002 г., 17 декабря 2004 г., 26 января 2007 г., 22 мая 2008 г., 31 марта, 24 сентября 2010 г., 3 ноября 2011 г., 5 мая 2012 г., 24 декабря 2014 г.
1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются — предприятия) по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации, а также в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2010 г. N 200 в пункт 2 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
2. Органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, являются:
по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, — Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации (за рубежом);
См. Административный регламент ФСБ России по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденный приказом ФСБ России от 11 апреля 2014 г. N 202
на право проведения работ, связанных с созданием средств защиты информации, — Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации (в пределах их компетенции);
на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны — Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации (в пределах их компетенции).
Лицензирование деятельности предприятий Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется руководителями министерств и ведомств Российской Федерации, которым подчинены указанные предприятия.
3. На орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, возлагается:
организация лицензирования деятельности предприятий;
организация и проведение специальных экспертиз предприятий;
рассмотрение заявлений предприятий о выдаче лицензий;
принятие решений о выдаче или об отказе в выдаче лицензий;
принятие решений о приостановлении действия лицензии или о ее аннулировании;
разработка нормативно-методических документов по вопросам лицензирования;
привлечение в случае необходимости представителей министерств и ведомств Российской Федерации для проведения специальных экспертиз;
ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий.
4. Работа органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, координируется Межведомственной комиссией по защите государственной тайны (далее именуется — Межведомственная комиссия)*.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. N 445 пункт 5 настоящего Положения изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
5. Для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
наименования, организационно-правовой формы и местонахождения предприятия;
идентификационного номера налогоплательщика;
даты уплаты предприятием государственной пошлины за предоставление лицензии;
сведений о наличии допуска к государственной тайне у руководителя предприятия;
адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
реквизитов правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
вида деятельности, на осуществление которого должна быть выдана лицензия;
срока действия лицензии;
степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает осуществлять работы, подтвержденной органом государственной власти или организацией, наделенными полномочиями по распоряжению указанными сведениями;
формы предоставления лицензии (на бумажном носителе или в электронной форме (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью));
б) копии учредительных документов юридического лица;
в) копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
г) копия договора об оказании услуг (в случае использования заявителем услуг структурного подразделения по защите государственной тайны другой организации).
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. N 445 настоящее Положение дополнено пунктом 5.1
5.1. Заявитель вправе представить документы, указанные в пункте 5 настоящего Положения на бумажных носителях или в электронной форме (в форме электронных документов, подписанных электронной подписью).
Заявитель несет ответственность за достоверность представляемых им сведений.
Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. N 445 настоящее Положение дополнено пунктом 5.2
5.2. При проведении проверки сведений, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
6. Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы предприятия решение принимается в 15-дневный срок после получения заключения экспертизы, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления о выдаче лицензии и необходимых для этого документов.
В зависимости от сложности и объема подлежащих специальной экспертизе материалов руководитель органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, может продлить срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии до 30 дней.
7. Лицензии выдаются на основании результатов специальных экспертиз предприятий и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну (далее именуются — руководители предприятий), и при выполнении следующих условий: соблюдение требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений; наличие в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты государственной тайны;
наличие на предприятии средств защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. N 445 в пункт 8 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
8. В лицензии указываются:
наименование органа, выдавшего лицензию;
наименование, место нахождения предприятия, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности (при необходимости), в том числе адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности подразделениями предприятия;
идентификационный номер налогоплательщика;
вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия;
условия осуществления вида деятельности, на который выдана лицензия;
степень секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну, для лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
срок действия лицензии;
регистрационный номер и дата выдачи лицензии.
Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не более чем на 5 лет. По просьбе заявителя лицензия может выдаваться на срок менее 5 лет. Срок действия лицензии, выданной предприятию, не может превышать срока действия лицензии предприятия, структурное подразделение по защите государственной тайны которого оказывает услуги по защите государственной тайны.
Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.
Предприятие может иметь несколько лицензий.
В случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется подразделениями лицензиата по нескольким адресам, предоставление таким подразделениям права осуществлять заявленный вид деятельности производится с учетом результатов специальной экспертизы этих подразделений и государственной аттестации их руководителей.
Лицензия оформляется на бланке, имеющем степень защиты на уровне степени защиты ценной бумаги. Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение таких бланков возлагается на органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности. Лицензия может иметь приложения, являющиеся ее неотъемлемой частью (о чем в ней делается соответствующая запись) и содержащие информацию о лицензиате, предусмотренную настоящим Положением.
Лицензия может быть оформлена на нескольких имеющих индивидуальные учетные и регистрационные номера бланках для подразделений лицензиата, расположенных вне места его нахождения. Срок действия оформленной таким образом лицензии не может превышать срок действия лицензии, выданной предприятию, в структуру которого входят указанные подразделения. Срок действия лицензии по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдаваемой для территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации, устанавливается независимо от срока действия лицензии, выданной Центральному банку Российской Федерации по месту осуществления его деятельности.
Лицензия подписывается руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, либо лицом, им уполномоченным, и заверяется печатью этого органа. Копия лицензии хранится в органе, уполномоченном на ведение лицензионной деятельности.
В случае изменений условий ведения лицензируемого вида деятельности, изменения степени секретности сведений, с которыми осуществляется (предполагается осуществлять) деятельность, а также в отношении которых лицензиат предполагает проводить мероприятия и (или) оказывать услуги, смены организационно-правовой формы или реорганизации лицензиата, изменения его наименования, места нахождения, адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности лицензиат или его правопреемник обязаны в 15-дневный срок подать в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, заявление о переоформлении лицензии в связи с изменением условий деятельности с приложением документов, подтверждающих соответствующие изменения. В указанных случаях орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, по результатам рассмотрения заявления и проведения проверки соответствия предприятия лицензионным требованиям и условиям принимает решение о необходимости проведения специальной экспертизы и уведомляет о своем решении заявителя. В случае принятия решения о необходимости проведения специальной экспертизы выдача лицензии производится с учетом ее результатов.
В случае утраты лицензии предприятие имеет право на получение дубликата лицензии, который выдается на основании поданного в 3-дневный срок со дня установления факта утраты заявления в письменной форме.
До переоформления лицензии (получения дубликата лицензии) предприятие осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более 60 дней.
9. Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, вправе отказать в выдаче лицензии. Письменное уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа направляется заявителю в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
отрицательное заключение экспертизы, установившей несоответствие необходимым для осуществления заявленного вида деятельности условиям, указанным в пункте 7 настоящего Положения;
отрицательное заключение по результатам государственной аттестации руководителя предприятия.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2010 г. N 200 в пункт 10 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
10. Специальная экспертиза предприятия проводится путем проверки выполнения требований нормативно-методических документов по режиму секретности, противодействию иностранным техническим разведкам и защите информации от утечки по техническим каналам, а также соблюдения других условий, необходимых для получения лицензии.
Государственными органами, ответственными за организацию и проведение специальных экспертиз предприятий, являются Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, другие министерства и ведомства Российской Федерации и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий.
Организация и порядок проведения специальных экспертиз предприятий определяются инструкциями, которые разрабатываются указанными государственными органами и согласовываются с Межведомственной комиссией.
Для проведения специальных экспертиз эти государственные органы могут создавать аттестационные центры, а также привлекать в установленном порядке предприятия, которые получают лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг по защите государственной тайны. Требования к данным предприятиям (аттестационным центрам) определяются органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности.
Специальные экспертизы предприятий (аттестационных центров) проводят Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и их органы на местах (в пределах их компетенции).
Специальные экспертизы проводятся на основе договора между предприятием и органом, проводящим специальную экспертизу. Расходы по проведению специальных экспертиз относятся на счет предприятия.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. N 1469 в пункт 11 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
11. Государственная аттестация руководителей предприятий организуется органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, а также министерствами и ведомствами Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий.
Методические рекомендации по организации и проведению государственной аттестации руководителей предприятий разрабатываются Межведомственной комиссией.
Расходы по государственной аттестации руководителей предприятий относятся на счет предприятий.
Руководители предприятий, имеющие документ об образовании и (или) о квалификации, выданный организацией, осуществляющей образовательную деятельность, включенной в перечень, определяемый Межведомственной комиссией, считаются прошедшими государственную аттестацию, если со времени окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность, прошло не более 5 лет.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2010 г. N 200 в пункт 12 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
12. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, приостанавливают действие лицензии или аннулируют ее в случае:
предоставления лицензиатом соответствующего заявления;
обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
нарушения лицензиатом условий действия лицензии;
невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления этими государственными органами деятельности предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Решение о приостановлении, возобновлении и аннулировании лицензии принимается органом, выдавшим лицензию.
Уведомление о приостановлении действия лицензии или об аннулировании лицензии орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, направляет лицензиату в письменной форме не позднее чем через 3 дня со дня принятия такого решения.
Лицензиат, получивший решение органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, о приостановлении действия лицензии или об аннулировании лицензии, обязан в 10-дневный срок возвратить лицензию и уведомить о приостановлении действия (аннулировании) лицензии всех заинтересованных лиц. До принятия решения о возобновлении действия лицензии она хранится в органе, уполномоченном на ведение лицензионной деятельности.
Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, устанавливает срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев.
В случае устранения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, ее действие может быть возобновлено. Лицензия считается возобновленной после принятия органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, соответствующего решения, о котором он в 3-дневный срок со дня принятия решения оповещает лицензиата и возвращает ему лицензию, содержащую сведения о сроках ее приостановления.
13. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, ежеквартально представляют в Межведомственную комиссию сведения о выданных и аннулированных лицензиях.
14. Контроль за соблюдением лицензионных условий лицензиатами, выполняющими работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляют органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности.
15. Руководители и должностные лица органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение настоящего Положения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. Решения и действия органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, могут быть обжалованы в установленном порядке.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. N 749 настоящее Положение дополнено пунктом 17
17. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, и продление срока действия лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
* Функции Межведомственной комиссии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 1994 г. N 614 временно возложены на Государственную техническую комиссию при Президенте Российской Федерации.
См. Указ Президента РФ от 6 октября 2004 г. N 1286 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны»
Телефон доверия: (495) 224-2222 (круглосуточно)
Почтовый адрес: г.Москва. 107031, ул.Большая Лубянка, дом 1/3
© 2018. © Федеральная служба безопасности Российской Федерации. 1999 — 2018 г.
При использовании материалов ссылка на сайт ФСБ России обязательна.