Оглавление:
Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие / Н.П. Абаскалова
Приложения для работы в НЭБ
Разработка OOO ЭЛАР по заказу Министерства Культуры РФ
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Полное или частичное копирование произведений запрещено, согласование использования произведений производится с их авторами.
Теория и методика обучения основам безопасности жизнедеятельности (стр. 2 )
Лекционный курс по «Теории и методике обучения основам безопасности жизнедеятельности», рассчитанный на 4 раздела (50 ч), позволяет усвоить студентам базовую часть дисциплины. Для повышения качества усвоения лекционного материала используются следующие методические приемы: определение значимости изучаемого материала, выделение основных вопросов для изучения, логическое построение содержания, подкрепляемое примерами из практики, постановка проблемных вопросов, приглашение студентов к поиску возможных вариантов решения, убедительная, эмоциональная речь лектора. Для закрепления лекционного материала студентам предлагаются учебные и учебно-методические пособия, презентационные материалы, вопросы для самоконтроля, тесты.
3.2. Тематический план лекций
Темы и краткое содержание лекций
Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности как наука. Актуальность обучения безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях. Методика обучения безопасности жизнедеятельности как частная предметная дидактика. Предмет и задачи методики обучения безопасности жизнедеятельности. Связь методики обучения безопасности жизнедеятельности с другими науками: общей дидактикой, возрастной и педагогической психологией, теорией воспитания. Принципы отбора содержания курса БЖ: интегративности (), системности, целостности, функциональной полноты, стандартизации, общезначимости, фундаментальности, гуманизации, эвристичности, практичности, экологизации, экономизации ().
Основные понятия и категории темы: дидактика, частная предметная дидактика, цели и задачи курса «Теория и методика обучения БЖ», принципы отбора содержания курса БЖ.
ОБЖ как учебный предмет
История и логика развития курса ОБЖ как учебного предмета в средней школе. Сущность школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Положение безопасности жизнедеятельности в федеральном, региональном и школьном компонентах базисного учебного плана. Вклад в создание школьных программ и учебников по ОБЖ И. К Топорова., , , , и др. Анализ программ и учебников по ОБЖ для школ. Основные требования для составления программы по ОБЖ. Комплекс факторов, определяющих отбор содержания учебного предмета ОБЖ и дидактические требования к нему: социальный заказ общества, возрастные особенности учащихся, условия работы образовательного учреждения. Структура школьного курса ОБЖ. Базовый и профильный уровни обучения. Профильные классы ОБЖ. Формирование культуры безопасности через содержание школьного курса ОБЖ ().
Основные понятия и категории темы: базисный учебный план, учебная программа, структура учебных программ по ОБЖ.
Целеполагание и планирование учебного процесса по курсу ОБЖ в школе. Понятие цели обучения безопасности жизнедеятельности. Отражение социального заказа образованию и личностных потребностей человека в процессе целеполагания обучения безопасности жизнедеятельности. Способы постановки учебных целей. Таксономия целей обучения: познавательные, аффективные, психомоторные (по Б. Блуму). Категории познавательных учебных целей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Задачи обучения безопасности жизнедеятельности, связанные с развитием когнитивной, аффективной, волевой сфер личности учащегося.
Планирование учебной работы по безопасности жизнедеятельности, виды планов (комплексный, перспективный, тематический, поурочный).
Основные понятия и категории темы: способы постановки учебных целей, таксономия целей обучения, виды планов (комплексный, перспективный, тематический, поурочный).
Система междисциплинарных знаний по безопасности жизнедеятельности. Понятие «знания» и особенности интеллектуального развития учащихся в процессе обучения. Функции знаний. Знания по безопасности жизнедеятельности: эмпирические и теоретические. Эмпирические знания по безопасности жизнедеятельности: представления и факты. Пути формирования представления. Теоретические знания по безопасности жизнедеятельности: понятия, идеи, теории, концепции. Понятия в курсе «Безопасность жизнедеятельности». Логическая форма понятия в контексте учебного процесса. Структура понятия. Древо понятий. Виды понятий. Вопросы: понятия, суждения, умозаключения. Понятия по БЖД, их особенности (центральные и периферические понятия). Структура программы по ОБЖ на уровне древа понятий. Этапы, индуктивный и дедуктивный пути формирования понятий. Показатели усвоения понятий. Закономерности и причинно-следственные связи в курсе безопасности жизнедеятельности.
Основные понятия и категории темы: знания, эмпирические и теоретические знания по БЖ, структура понятия, индуктивный и дедуктивный пути формирования понятий.
Умения и навыки в курсе безопасности жизнедеятельности. Классификация умений в курсе безопасности жизнедеятельности: общеучебные и специальные. Специальные умения: интеллектуальные и практические. Интеллектуальные умения: умения анализировать, обобщать, оценивать, прогнозировать, рекомендовать. Этапы и приемы формирования умений. Роль учебных задач, практических и самостоятельных работ в формировании умений и навыков безопасного поведения и оказания первой медицинской помощи. Показатели усвоения умений.
Методы обучения безопасности жизнедеятельности
Понятие «метод обучения». Метод и прием. Бинарная классификация методов обучения: по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично–поисковый, исследовательский).
Классификация методов в методике обучения безопасности жизнедеятельности: основные (устное изложение учебного материала, обсуждение изученного материала, демонстрация, упражнения, самостоятельная работа, практические работы), интерактивные (мозговая атака, обучение в малых группах, метод учебных центров, деловая игра, метод проектов и др.)
Целесообразность выбора методов обучения в зависимости от поставленных целей и содержания изучаемого материала. Метод анализа конкретных ситуаций в области безопасности жизнедеятельности, его сущность, педагогическая ценность.
Основные понятия и категории темы: метод обучения, прием обучения, классификация методов обучения безопасности жизнедеятельности, активизация познавательной деятельности, активные методы обучения, интерактивное обучение, метод ситуационного обучения.
Урок как основная форма обучения безопасности жизнедеятельности
Требования к современному уроку безопасности жизнедеятельности. Структурные компоненты урока. Типология уроков безопасности жизнедеятельности:
— по дидактической цели: вводные, уроки изучения нового материала, комбинированные, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения, уроки обобщения;
— по характеру познавательной деятельности учащихся: проблемные и непроблемные уроки, их особенности.
Подготовка учителя безопасности жизнедеятельности к уроку: определение целей и задач урока, отбор содержания, выбор форм, методов, средств обучения. Определение результативности уроков.
Формы организации учебной деятельности на уроках безопасности жизнедеятельности: фронтальная, коллективная (групповая, ролевые игры, дискуссии, работа в парах), индивидуальная, методика их применения. Использование лекционно-семинарской системы в обучении безопасности жизнедеятельности. Интегрированные уроки. Уроки-практикумы. Уроки-экскурсии. Уроки-конференции. Видеоуроки. Организация самостоятельных, проверочных и контрольных работ по безопасности жизнедеятельности.
Основные понятия и категории темы: структура урока, этапы урока, тип урока, вид урока, формы организации учебной деятельности на уроках ОБЖ.
Диагностика обучения безопасности жизнедеятельности
Виды диагностических заданий. Разработка критериев уровня усвоения содержания. Организация ситуативной, ретроспективной, перспективной рефлексии в обучении безопасности жизнедеятельности. Контроль, его виды и формы. Оценка, ее функции и виды. Педагогические тесты: структура, классификация, подходы к разработке тестовых заданий. Использование информационных технологий в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. Занимательные формы контроля (вербальные головоломки, кроссворды, ребусы, загадки).
Основные понятия и категории темы: педагогическая диагностика, диагностика в обучении, обученность, обучаемость, контроль, проверка и оценка знаний, тестирование, тест как метод, тест как инструмент, классификация педагогических тестов, классификация тестовых заданий.
Современные информационные и коммуникационные технологии в обучении безопасности жизнедеятельности.
Основные тенденции развития современной системы образования. Понятия и определения предметной области – информатизация образования. Понятия информационной и коммуникационной технологий. Актуальность применения информационных и коммуникационных технологий в обучении безопасности жизнедеятельности. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в обучении безопасности жизнедеятельности.
Информационные технологии обучения безопасности жизнедеятельности, их признаки, функции, педагогическая ценность. Интерактивные технологии обучения. Использование ресурсов сети Интернет в обучении безопасности жизнедеятельности. Достоинства и возможные негативные последствия использования современных средств информационных и коммуникационных технологий во всех формах обучения.
Необходимость комплексного использования информационных и новых педагогических технологий в обучении безопасности жизнедеятельности.
Основные понятия и категории темы: информатизация, информатизация образования, средства информатизации образования, педагогическая технология, информационные и коммуникационные технологии
Личностно-ориентированные технологии в обучении безопасности жизнедеятельности. Личностно-ориентированные технологии обучения и особенности их использования в обучении безопасности жизнедеятельности. Технологии разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения, технология обучения безопасности жизнедеятельности в сотрудничестве, их признаки, функции, педагогическая ценность. Основные приемы технологии, дидактические особенности их применения.
Основные понятия и категории темы: личностно-ориентированная педагогика, дифференциация обучения, работа в парах сменного состава (статическая пара, динамическая пара, вариационная пара), обучение в сотрудничестве.
Модульная технология обучения безопасности жизнедеятельности.
Сущность модульного обучения. Понятие «модуль», виды модулей. Принципы модульного обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий как основа модульного обучения. Модульная программа и учебный элемент. Достоинства и недостатки модульного обучения. Модульная технология обучения безопасности жизнедеятельности, ее педагогическая ценность. Применение технологии модульного обучения на уроках ОБЖ. Технологические карты урока безопасности жизнедеятельности для учителя и учащегося.
Основные понятия и категории темы: модуль, модульное обучение, принципы модульного обучения, модульная программа, модульный урок, учебный элемент, технологическая карта урока.
Проблемно-задачная технология в обучении безопасности жизнедеятельности. Основные признаки, функции, педагогическая ценность проблемно-задачной технологии. Научные и практические, учебные и реальные проблемы. Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения безопасности жизнедеятельности. Типы проблемных ситуаций. Педагогическая и психологическая проблемная ситуация. Методические приемы создания проблемной ситуации на уроках ОБЖ. Уровни проблемного обучения. Метод «разбора критических случаев», метод «лабиринта действий». Основные подходы к определению понятия «задача». Решение одностадийных, двухстадийных и многостадийных практических проблемных задач на уроках ОБЖ. Этапы реализации проблемно-задачной технологии обучения безопасности жизнедеятельности.
Основные понятия и категории темы: технология проблемного обучения, проблемная ситуация, проблемные методы обучения, практические проблемные задачи.
Проектная технология обучения безопасности жизнедеятельности.
История метода проектов. Актуальность метода проектов в наши дни. Цели и особенности проектного обучения, его педагогическая ценность. Основные требования к использованию метода проектов. Типология учебных проектов: по доминирующей деятельности (исследовательские, творческие, ролевые, информационные, практико-ориентированные или прикладные); по предметно-содержательной области (монопроекты, межпредметные); по характеру координации (с открытой координацией, со скрытой координацией); по характеру контактов (региональные, международные); по количеству участников (личностные, парные, групповые); по продолжительности выполнения (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные). Этапы проектного обучения. Особенности применения технологии проектного обучения на уроках ОБЖ.
Основные понятия и категории темы: метод проектов, технология проектного обучения, типология проектов.
Игровая технология обучения безопасности жизнедеятельности.
Происхождение, теории, педагогическая ценность игровой технологии. Деловые игры и их модификации (имитационные, операционные, исполнение ролей, «деловой театр» и др.). Организационные игры (организационно-обучающие, организационно-деятельностные, продуктивно-ориентированные, практически-деловые, проектные, инновационные, ансамблевые и др.). Основные этапы игровой технологии. Дидактические особенности применения игровой технологии в обучении безопасности жизнедеятельности.
Основные понятия и категории темы: игровая технология, деловые игры, организационные игры, инновационная игра, имитационная игра
Логическая структура мультимедийного программно-методического комплекса (МПМК). Описание логической структуры мультимедийного программно-методического комплекса (МПМК). Принципы проектирования и использования программно-педагогических средств. Функции МПМК. Методы использования мультимедийного программно-методического комплекса в практике школьного курса ОБЖ. Методическое, техническое и программное обеспечение использования мультимедийных комплексов в образовании.
Основные понятия и категории темы: программно-педагогические средства, мультимедийные средства обучения, структура МПМК, логика изучения одного блока МПМК
Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в начальной школе. Дидактические особенности обучения безопасности жизнедеятельности в 1-4 классах. Обязательное минимальное содержание вопросов безопасности жизнедеятельности в составе образовательной области «Окружающий мир» и его отражение в учебниках для начальной школы. Учебники безопасности жизнедеятельности для 1-4 классов. Методические особенности изучения вопросов, касающихся здорового образа жизни, правил гигиены, режима дня, охраны и укрепления здоровья; природы как условия жизни людей; правил дорожной безопасности, безопасного поведения на улице, в быту, на водоемах, противопожарной безопасности.
Основные понятия и категории темы: задачи обучения БЖ в начальных классах, программа курса ОБЖ в начальных классах, образовательная область «Окружающий мир», особенности методики обучения БЖ в начальных классах.
Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе. Структура программ по курсу «Безопасность жизнедеятельности» в основной школе. Выделение времени на изучение безопасности жизнедеятельности за счет регионального и школьного компонентов базисного учебного плана. Развитие методов обучения учащихся в 5-9 классах. Методические особенности изучения раздела «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» в основной школе. Влияние межпредметных связей на методику обучения безопасности жизнедеятельности.
Основные понятия и категории темы: задачи обучения БЖ в основной школе, межпредметные связи на уроках ОБЖ.
Методические особенности проведения занятий по обеспечению безопасности школьников в ситуациях криминогенного характера. Учебно-воспитательные задачи и методические приемы изучения раздела. Методические особенности изучения тем, связанных с проблемами терроризма. Методические рекомендации при изучении темы «Как не стать жертвой сексуального домогательства и насилия». Психолого-педагогические основы подготовки к действиям в опасных и экстремальных ситуациях.
Основные понятия и категории темы: учебно-воспитательные задачи изучения темы, методы и приемы изучения темы, отражение темы в программе курса ОБЖ.
Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в ситуации автономного существования. Учебно-воспитательные задачи изучения раздела. Особенности содержания раздела в разных программах ОБЖ. Методика и логика изучения раздела «Автономное существование человека в природе» в 6 классе. Использование наглядных и практических методов при изучении раздела. Особенности содержания и методики изучения темы «Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования» в 10 классе.
Основные понятия и категории темы: учебно-воспитательные задачи изучения темы, методы и приемы изучения темы, отражение темы в программе курса ОБЖ.
Методика проведения занятий по организации защиты от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения.
Учебно-воспитательные задачи изучения раздела «Чрезвычайные ситуации природного происхождения». Отражение раздела в программе ОБЖ Методические подходы к изучению данного раздела в 5, 7, 9, 10 классах.
Учебно-воспитательные задачи изучения раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения и их последствия». Отражение раздела в программе ОБЖ Методические подходы к изучению данного раздела в 5, 8,
Основные понятия и категории темы: учебно-воспитательные задачи изучения темы, методы и приемы изучения темы, отражение темы в программе курса ОБЖ.
Методические особенности изучения раздела «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Охрана здоровья детей как приоритетное направление деятельности всего общества. Формирование культуры здоровья как одно из условий сбережения здоровья учащихся. Общая характеристика раздела «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни в программе курса ОБЖ. Особенности методики преподавания основ ЗОЖ. Содержание и методика преподавания основ медицинских знаний и правил первой медицинской помощи в курсе ОБЖ. Этапы организации тренировочных упражнений. Практические занятия в парах при отработке приемов первой медицинской помощи. Условия и ограничения использования данного метода.
Основные понятия и категории темы: условия сбережения здоровья учащихся, культура здоровья, учебно-воспитательные задачи изучения темы, методы и приемы изучения темы, отражение темы в программе курса ОБЖ.
Методика проведения занятий по основам военной службы. Противоречия в процессе подготовки молодежи к военной службе. Характеристика раздела «Основы военной службы» в программе курса ОБЖ. Методика проведения занятий на базе воинской части с юношами 10 кл. Проблемы проведения учебных сборов на базе воинской части. Проблемы подготовки молодежи к военной службе. Методика военно-патриотического воспитания молодежи.
Основные понятия и категории темы: основы военной службы, военно-патриотическое воспитание, учебные сборы, учебно-воспитательные задачи изучения темы, методы и приемы изучения темы, отражение темы в программе курса ОБЖ.
Формы организации внеурочной и внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности. Особенности организации внеурочной работы учащихся (проведение наблюдений, самонаблюдений, опытов, сбор сведений из научно-популярной литературы, домашняя работа). Виды домашних работ. Внеклассная работа по ОБЖ. Виды внеклассных занятий (индивидуальные, групповые, массовые). План работы кружка по ОБЖ. Признаки экскурсии и этапы ее проведения. Подготовка и проведение массовых внеклассных мероприятий: «Неделя безопасности в школе», «Безопасное колесо», «День защиты детей». Организация и проведение игры-соревнования «Школа безопасности».
Основные понятия и категории темы: внеурочная работа, домашняя работа, внеклассная работа, кружок, экскурсия.
Работа с родителями по вопросам воспитания безопасного поведения детей и подростков в быту, в общении со сверстниками. Условия успешного взаимодействия школы и семьи. Методы активизации воспитательной работы родителей, направленной на обеспечение безопасности детей. Обучение родителей безопасности жизнедеятельности. Порядок проведения родительских собраний с приглашением специалистов в области БЖ.
Основные понятия и категории темы: социальная безопасность жизнедеятельности, программа преобразования социально опасной ситуации, задачи работы педагогов-организаторов БЖ с родителями школьников, проведение родительского собрания.
Обучение безопасности жизнедеятельности в системе непрерывного образования. Уровни непрерывного образования в области БЖ. Цель дошкольного образования в области БЖ. Задачи образования в области БЖ в 1-4 кл., 5-9 кл., 10-11 кл. Начальное профессиональное образование, средняя профессиональная школа, высшее профессиональное педагогическое образование, высшая профессиональная школа, послевузовское профессиональное образование. Основные задачи образования в области БЖ, решаемые на каждом уровне. Система дополнительного образования в области БЖ.
Основные понятия и категории темы: задачи образования в области БЖ каждого уровня.
Н.П. Абаскалова: Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности
Аннотация к книге «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»
В учебном пособии рассматривается специфика предмета «Безопасность жизнедеятельности», его связи с другими дисциплинами, основные методы, средства обучения и контроля знаний, а также формы организации учебно-воспитательной деятельности. Раскрываются основные принципы воспитания и обучения. В конце книги приводится список основных терминов и даны тестовые задания.
содержание пособия соответствует учебным программам подготовки студентов по специальности 050140 «Безопасность жизнедеятельности» ГОС ВПО второго поколения.
Адресовано студентам педагогических вузов. Может быть полезно учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»
Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов 1
Суворова Г.М., Горичева В.Д. Подробнее
Издание включает теоретическую и практическую части. В теоретической части представлены темы лекционного курса, приведены рекомендации по изучению отдельных тем и вопросов, применению методов обучения основам безопасности жизнедеятельности. Практикум содержит подробную методику организации практических занятий, задания к контрольным работам, тестовые задания, вопросы к экзаменам и итоговой государственной аттестации.
Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;
Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;
Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;
Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».
На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.
Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.
Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:
- Безналичный способ:
- Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
- Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
Например, для ‘ class=»text-primary»>Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для ‘ class=»text-primary»>Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта. - Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
‘ class=»text-primary»>Наличными оплата принимается через терминалы. Без процентов можно оплатить через отделения салонов связи Евросеть или Связной или через Сбербанк. В терминалах других систем возможно взимание комиссий.
Если оплата производится через салон связи: код платежа необходимо назвать оператору и указать, что платеж для Яндекс.Денег.
Если Вы находитесь за пределами РФ, список компаний, принимающих подобные платежи в Вашей стране, будет виден в окне с кодом платежа.
Возможен ли возврат моего заказа? Возврат средств?
Согласно Постановлению 55 Правительства РФ, книги входят в список непродовольственных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Поэтому, если Вы оплатили и получили заказ, надлежащего качества и в составе, аналогичном оплаченному, возврат не производится.
В остальных случаях возврат заказа и денежных средств обговаривается отдельно. Вы можете связаться с нами по телефону +7 (495) 744-00-12 или электронной почте [email protected].
Доставка заказов печатных книг осуществляется через партнерскую сеть службу доставки. Доставка данной службой осуществляется в пределах Российской Федерации. В некоторые страны СНГ доставка возможна через транспортные компании по согласованию с сотрудниками Издательства.
Обратите внимание, что для корректной и своевременно доставки необходимо верно указать свой ‘ class=»text-primary»>мобильный телефон , чтобы сотрудник курьерской службы мог с Вами связаться. Указывать телефон необходимо, начиная с цифры 9 (без восьмерки)!
При оформлении заказа можно выбрать один из способов доставки:
-
С амовывоз с пункта выдачи заказов. На территории России открыто большое количество пунктов выдачи. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа в блоке «Доставка» нажмите на « ‘ class=»text-primary»>Самовывоз », выберите населенный пункт. (Начните печатать название, появится выпадающий список городов. Выбрать нужно из тех, что есть в списке.) После выбора на карте отразятся все возможные пункты выдачи в данном населенном пункте. Карту можно приблизить. Справа от подходящего пункта выдачи в открывшемся окне необходимо нажать кнопку «Выбрать пункт», тогда адрес появится в строке «Адрес самовывоза». В отдельном окне видны часы работы пункта выдачи, ориентировочная дата готовности заказа, стоимость доставки и поясняющая информация (если таковая имеется). В этом же блоке Вы увидите стоимость доставки и срок хранения заказа.
К урьерская (адресная) доставка. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа нажмите на слово « ‘ class=»text-primary»>Курьерская ». Необходимо указать Ваш населенный пункт (начните водить название в строке «Город», выбрать необходимо из появившегося списка). Затем заполните адрес доставки, начиная с улицы. В комментариях можно указать дополнительные сведения. Сотрудник курьерской службы всегда предварительно звонит перед приездом для согласования времени и адреса, однако можно дополнительно подчеркнуть необходимость звонка заранее. Просим обратить внимание, что без подтверждения от Вас готовности принять заказ, курьер не выезжает по адресу! Время ожидания курьера на адресе составляет строго 15 мин.
Выбрать удобную дату доставки можно из списка дней, что выделены зеленым. В этой же форме Вы увидите стоимость курьерской доставки.
Предмет, цели и задачи дисциплины «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие
Печатается по решению редакционно-издательского совета Ставропольского государственного университета
Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. – 174 с.
Учебное пособие содержит тематический план, лекции, в которых рассматриваются теоретико-методологические основы преподавания школьной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности, вопросы и задания для самостоятельной работы, литературу.
Предназначено для студентов вузов, специальности 033300.00 – Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура» изучающих дисциплину «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности».
Авторы-составители:
канд. биол. наук, доцент Ю.А. Маренчук,
докт. пед. наук, профессор В.В. Филанковский,
канд. пед. наук, доцентЕ.В. Макарова
Рецензент:
канд. пед. наук, доцент Н.Ю. Шумакова
© Издательство Ставропольского государственного университета, 2006
предисловие
Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности является одной из базовых дисциплин подготовки студентов, будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности. Основной целью данной дисциплины является подготовка специалистов, обладающих педагогическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения обязанностей учителя безопасности жизнедеятельности по организации и проведению занятий с учащимися.
Основными задачами изучения дисциплины является: изучение форм, средств и методов обучения учащихся, по дисциплине безопасности жизнедеятельности и путей их совершенствования; научно-исследовательская работа при выполнении курсовой и квалификационной работ по тематике безопасности жизнедеятельности; подготовка к педагогической практике студентов по безопасности жизнедеятельности и ее проведение.
Содержание учебного пособия соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 033300.00 – Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Лекция 1. Предмет и задачи дисциплины «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»
План:
1. Предмет, цели и задачи дисциплины «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности».
2. Специфика деятельности и обязанности учителя безопасности жизнедеятельности.
Предмет, цели и задачи дисциплины «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»
Методика – педагогическая наука, поэтому она строится соответственно целям и задачам общего образования и воспитания, базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях применительно к своеобразию изучения материала по безопасности жизнедеятельности.
Предметом исследования методики обучения ОБЖ – является теория и практика организации обучения, воспитания и развития учащихся по данному предмету.
Предмет методики обучения ОБЖ – школьная дисциплина, ее содержание и структура, представляющие особую педагогическую конструкцию, а также процесс овладения учащимися содержанием образования в области ОБЖ при взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося.
Методика рассматривает содержание учебного предмета, методы и формы обучения и воспитания.
К области методики обучения безопасности жизнедеятельности относят:
— цели обучения предмету (зачем учить?);
— определение содержания учебного материала (что изучать?);
— формы организации процесса обучения (Как изучать?);
— методы организации процесса обучения (Как учить?);
— средства обучения (С помощью чего учить?);
— определение системы воспитания (Как воспитывать?).
Совокупность этих проблем составляет специфику научного содержания дисциплины методика обучения БЖ.
Задачи методики обучения БЖ:
1. Фундаментальные (теоретические):
— исследование процессов овладения учащимися основами БЖ;
— изучение закономерностей процесса обучения;
— определение принципов и методов обучения.
2. Прикладные (практические):
— создание учебных программ;
— создание учебных пособий;
— разработка практических рекомендаций для учителей.
Что исследуется в методике обучения БЖ сегодня (области):
1. Научные основы (история науки и ее теория).
2. Исследование содержания обучения. Доступность и эффективность программ, учебников, пособий для учащихся (учебно-методических комплексов).
3. Исследование новых методов обучения (путей, способов постижения объективной реальности, взаимосвязанных действий учителя и ученика).
4. Исследование отдельных приемов обучения.
5. Исследование воспитательных возможностей курса ОБЖ и пути осуществления воспитания.
6. Исследование процессов овладения знаниями.
7. Исследование трудностей и ошибок, встречающихся в обучении.
8. Исследование методологических основ методики обучения, ее принципов и закономерностей.
9. Оценка и исследование зарубежного опыта.
Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие
Сибирское университетское издательство 2008 г. 136 страниц
В учебном пособии рассматривается специфика предмета «Безопасность жизнедеятельности», его связи с другими дисциплинами, основные методы, средства обучения и контроля знаний, а также формы организации учебно-воспитательной деятельности. Раскрываются основные принципы воспитания и обучения. В конце книги приводится список основных терминов и даны тестовые задания. Содержание пособия соответствует учебным программам подготовки студентов по специальности 050140 «Безопасность жизнедеятельности» ГОС ВПО второго поколения. Адресовано студентам педагогических вузов. Может быть полезно учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Для бесплатного просмотра доступны первые 7 страниц
Доступ к 291 книгам раздела Безопасность жизнедеятельности от 100 руб.
Каталог библиотеки
-
- Виды поиска
- Расширенный поиск
- Профессиональный поиск
- Просмотр
- Просмотр каталога
- Просмотр в алфавитном порядке
- Новые поступления
- Справка
- Руководство по поиску
- Интернет-справочная библиотеки
Местонахождение
всего в фонде: 2 экз.
- отдел абонементов (ауд. 176) — 2 экз.
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
учебник для высшего профессионального образования
Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности учебное пособие
Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
«Сахалинский государственный университет»
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Учебно-методическое пособие Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-мето дическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов специальности 050104.65 «Безопасность жизнедея тельности» и направления подготовки бакалавров 050100.62 «Пе дагогическое образование» вузов региона.
Южно-Сахалинск Издательство СахГУ 2 Абрамова С. В.
УДК 614.8(075.8) ббК 68.903я А Печатается по решению учебно-методического совета Сахалинского государственного университета, 2011 г.
Станкевич П. В., докт. пед. наук, профессор кафедры социальной безопасности рГПУ им. А. И. Герцена;
Савостин Н. М., канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры и обЖ Института развития образования Сахалинской области Абрамова, С. В.
Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизне А деятельности : учебно-методическое пособие / С. В. Абрамова. – Южно Сахалинск : изд-во СахГУ, 2012. – 244 с.
ISBN 978-5-88811-405- В учебно-методическом пособии рассматривается специфика дисци плины «Теория и методика обучения и воспитания безопасности жиз недеятельности» в структуре ФГоС и ГоС ВПо подготовки студентов в области безопасности жизнедеятельности.
Также рассматриваются цели и содержание образования в области безопасности жизнедеятельности, методы, средства и формы обучения и контроля знаний, умений и навыков по безопасности жизнедеятель ности в образовательном учреждении. Даны методические рекоменда ции по организации и проведению различных типов и видов уроков по курсу «обЖ». В конце пособия приводится список основных терминов и понятий, даны тестовые задания для контроля знаний студентов по дисциплине «Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности».
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «безопасность жизнедеятельности» и направления подготовки «Педа гогическое образование», профиль «безопасность жизнедеятельности».
может быть использовано учителями-предметниками и работниками Института развития образования Сахалинской области.
УДК 614.8(075.8) ббК 68.903я © Абрамова С. В., © Сахалинский государственный ISBN 978-5-88811-405-6 университет, Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности СодержАние ВВЕДЕНИЕ. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. 2. ТрЕбоВАНИЯ К УроВНЮ оСВоЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. 3. обЪЕм ДИСЦИПЛИНЫ. 3.1. объем дисциплины и виды учебной работы для студентов специальности «безопасность жизнедеятельности». 3.2. объем дисциплины и виды учебной работы для студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «безопасность жизнедеятельности». 3.3. распределение часов по темам и видам учебной работы студентов специальности «безопасность жизнедеятельности». 4. оСНоВНоЕ СоДЕрЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕорИЯ И мЕТоДИКА обУЧЕНИЯ бЕЗоПАСНоСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНоСТИ». 5. ТЕмАТИКА КУрСоВЫХ рАбоТ, рЕФЕрАТоВ И мЕТоДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ По ИХ ВЫПоЛНЕНИЮ. 6. УЧЕбНо-мЕТоДИЧЕСКоЕ обЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 6.1. образовательные технологии для студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «безопасность жизнедеятельности». 6.2. Литература и информационное обеспечение учебной дисциплины. 7. мЕТоДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАм. 7.1. организация самостоятельной работы. 7.2. Виды и содержание самостоятельной работы. 8. мЕТоДИЧЕСКИЕ рЕКомЕНДАЦИИ ПрЕПоДАВАТЕЛЮ. 9. СоДЕрЖАНИЕ ЛЕКЦИоННЫХ ЗАНЯТИЙ По ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕорИЯ И мЕТоДИКА обУЧЕНИЯ бЕЗоПАСНоСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНоСТИ». 10. мАТЕрИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СоДЕрЖАНИЕ И ПорЯДоК ПроВЕДЕНИЯ ПромЕЖУТоЧНЫХ И ИТоГоВЫХ АТТЕСТАЦИЙ. 10.1. Примерный перечень вопросов к зачету. 10.2. Примерный перечень вопросов к экзамену. 11. ПоСЛЕДоВАТЕЛЬНоСТЬ ПрЕДЪЯВЛЕНИЯ ЗАДАНИЙ И КрИТЕрИИ «ЭКЗАмЕН» оСВоЕНИЯ ДЕ ТЕСТ-бИЛЕТА АПИм ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕорИЯ И мЕТоДИКА обУЧЕНИЯ бЕЗоПАСНоСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНоСТИ» (ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНоСТИ 050104.65 «бЕЗоПАСНоСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНоСТИ»). 4 Абрамова С. В.
12. ТЕСТоВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПромЕЖУТоЧНоГо КоНТроЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТоВ По УЧЕбНЫм ТЕмАм ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕорИЯ И мЕТоДИКА обУЧЕНИЯ бЕЗоПАСНоСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНоСТИ». 13. СЛоВАрЬ оСНоВНЫХ ТЕрмИНоВ И ПоНЯТИЙ. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности ВВЕДЕНИЕ безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интере сов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, опас ностей и рисков (Закон рФ «о безопасности» № 2446-1 от 5 марта, 1992 г.).
Поэтому в структуре предмета «безопасность жизнедеятельности» заложе на ориентация на анализ таких вопросов, как отношения между людьми в процессе деятельности по обеспечению безопасности;
выявление тенденций и определение адекватности реагирования на формирующиеся и состоявши еся риски, вызовы, угрозы и опасности;
выявление особенностей в динамике функционирования институтов безопасности, как государственных, так и него сударственных, характера взаимодействия и вероятных перспектив их транс формации с учетом изменений внутренней и внешней среды.
основными целями безопасности жизнедеятельности являются:
• обеспечение нормальных условий жизни человека;
• недопущение аварийных ситуаций и обеспечение готовности к действи ям в условиях стихийных бедствий или других угрожающих явлений природ ной среды;
• сохранение работоспособности человека;
• сохранение качества полезного труда.
безопасность жизнедеятельности интегрирует в себе достижения следую щих наук и научных направлений: охрана труда, гражданская оборона, охрана окружающей среды, химия, биология, экология, медицина, психология, право, эргономика, физиология, гигиена и ряд других.
безопасность жизнедеятельности разрабатывает важнейшие ее компонен ты, включающие определенную систему собственных категорий и закономер ностей, теоретических положений, концепций и методологию исследования, учитывающие особенности нынешних реалий. В связи с этим безопасность жизнедеятельности вполне закономерно рассматривать как научную и методо логическую основу для специальных дисциплин, изучающих различные аспек ты безопасности, таких, как информационная, экологическая, экономическая, радиационная безопасность, пожарная безопасность, безопасность труда и т. д.
безопасность жизнедеятельности, являясь образовательной областью, ста ла объектом исследования, во-первых, как профессиональной деятельности, что вызвано начавшейся подготовкой специалистов в данной сфере, которая невозможна без осмысления ее теоретико-методологических основ и приклад ных отраслей знаний;
во-вторых, как научной теории, что выявило, с одной стороны, потребность в разработке в данной сфере целостной системы «прак тика – теория – образование», с другой – осознание представителями разных школ и направлений необходимости комплексного исследования проблем безопасности, а также дальнейшего развития самой образовательной области «безопасность жизнедеятельности», в-третьих, как учебной дисциплины.
Важнейшим видом освоения безопасности жизнедеятельности методов и способов ее реализации на практике является образование народа. Для выра ботки идеологии безопасности жизнедеятельности, формирования мышления и практики людей безопасного типа поведения, адекватно воспринимающих проблемы личной и коллективной безопасности, необходимо определение 6 Абрамова С. В.
образовательной области «безопасность жизнедеятельности», которое можно сформулировать следующим образом.
безопасность жизнедеятельности – это область научных и профессиональ ных знаний, изучающая все виды опасности, угрожающие каждому человеку, его сообществам (государству, общественным и иным организациям), разра батывающая методы, механизмы предвидения и предупреждения их влияния, соответствующие способы и средства защиты от них в любых условиях обита ния человека и социума, а также определяющая психолого-педагогические и организационные основы и закономерности развития личности безопасного типа поведения.
организацию современного обучения безопасности жизнедеятельности в системе педагогического образования целесообразно начать с уточнения того, что мы понимаем под терминами «безопасность жизнедеятельности», «обуче ние» и «система педагогического образования».
Изучая развитие понятия «безопасность жизнедеятельности человека» в работах Л. И. Шершнева, Н. К. Сергеева, Г. Г. Силласте, о. о. миронова, о. Н. русака, В. Н. Кузнецова, Н. Д. Казакова, Д. Г. Яковенко и др., можно сде лать вывод, что в основу определения этой категории авторы положили по нятие «национальная безопасность», предложенное Г. м. Сергеевым в 1992 г.
речь идет о реальной возможности выработки нового мировоззрения челове ка, в основе которого в качестве национальной стратегии должны выступать теоретические положения национальной безопасности россии «как совокуп ности актуальных факторов, обеспечивающих благоприятные условия для развития россии, жизнеспособность государства, целесообразное развитие и сохранение фундаментальных ценностей и традиций страны, нормальные от ношения личности и государства, способность эффективно преодолевать любые внешние угрозы, руководствоваться своими национальными интере сами, обеспечивать достижение национальных целей».
м. А. Лесков дает следующее определение безопасности: «безопасность – это свойство социальной системы, которое заключается в ее способности к поддер жанию такого порядка внутренних и внешних взаимосвязей, при котором дезор ганизующее воздействие внешней и внутренней среды минимально».
Термин «система» определен в большой советской энциклопедии как «мно жество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образу ющих определенную целостность, единство».
В статье 8 Закона рФ «об образовании» № 12-ФЗ от 13 января 1996 г. пред ставлена совокупность взаимодействующих элементов системы образования:
«• преемственных образовательных программ и государственных образо вательных стандартов различного уровня и направленности;
• сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их ор ганизационно-правовых форм, типов и видов;
• органов управления образованием и подведомственных им учреждений».
Система педагогического образования даже на сравнительно небольшом историческом промежутке времени не может быть статичной. Являясь одним из важнейших институтов общества, она связана с его духовным и социально экономическим состоянием, его развитием и, перманентно взаимодействуя с ним, изменяется при этом сама. Это наглядно проявляется в процессах обу чения безопасности жизнедеятельности как в высшей, так и в средней школе профессиональной подготовки.
В начале в. обучение безопасности жизнедеятельности было «раство рено» в дисциплинах естественнонаучного направления, а также в правове Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности дении, аксиологии, социальных дисциплинах. В начале III тысячелетия уча щающиеся разрушительные воздействия сил природы, нарастающая степень загрязнения окружающей среды происходят на фоне широкого внедрения на учно-технического прогресса во все сферы общественной и производствен ной деятельности человека. Все это не может не находить отражение в образо вании современного человека.
К конкретным изменениям в педагогическом образовании, которые опре делили необходимость введения обучения безопасности жизнедеятельности, относятся деидеологизация и гуманизация образовательного процесса;
смена целевых ориентаций, отказ от предметно-ориентированного подхода к обра зованию, переход на позиции личностно-ориентированного образования, об новление программ общего среднего образования. они являются тем фоном, на котором формируется образовательная область предмета «безопасность жизнедеятельности». Все вышесказанное указывает на необходимость и акту альность подготовки педагога нового типа, педагога развивающей школы.
обучение безопасности жизнедеятельности – это сфера духовного произ водства, продукт которого не только присвоение новых знаний, новых целей, новых ценностей и личностных смыслов, но и раскрытие сущностных сил педагога, его интеллектуального и нравственного потенциала, его способно сти свободно ориентироваться среди опасностей природного, социального и иного характера, в сложных социокультурных обстоятельствах;
не только обслуживание имеющихся педагогических технологий, но и осуществление инновационных процессов, процессов творческого саморазвития личности, создания личности безопасного типа. обучение студентов по специальности «безопасность жизнедеятельности», по направлению подготовки «Педагоги ческое образование», профиль «безопасность жизнедеятельности» в вузе при звано формировать личность выпускника как:
а) человека гуманистической, духовно-нравственной ориентации;
б) педагога, владеющего современным знанием ребенка и умеющего с ним работать;
в) специалиста в одной из областей науки, способного видеть ее в системе современного знания и общей культурной практики;
г) педагога, созидающего, воспитывающего в обучаемом мотивированное безопасное поведение.
Итоговым результатом обучения безопасности жизнедеятельности являет ся формирование у будущего специалиста образования в области безопасно сти жизнедеятельности профессиональной культуры, которая представляет собой систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориен таций и качеств личности безопасного типа поведения, универсальных спо собов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности в обучении безопасному поведению в современном обществе. Наличие такой культуры позволяет учителю погружаться во внутренний мир школьника, из учать и диагностировать уровень развития воспитанников, открывать перед ними новые пласты духовной жизни человечества, формировать опыт без опасного поведения.
опыт безопасного поведения определяется следующими составляющими:
• знанием правил безопасного поведения (об источниках опасности, мерах ее предупреждения, способах ее избежать);
• способностью предвидеть влияние поражающих факторов;
• умением правильно действовать в чрезвычайных и опасных для здоровья человека ситуациях;
• владением методиками обучения безопасности жизнедеятельности чело века.
Ядром профессиональной компетентности и культуры специалиста об разования в области безопасности жизнедеятельности становится системное антропологическое знание, которое обеспечивает взаимосвязь и единство социогуманитарной, культурологической, психолого-педагогической и пред метно-специальной подготовки учителя.
Таким образом, обучение безопасности жизнедеятельности в системе педа гогического образования требует решения следующих задач:
1. Создание личностно-ориентированной концепции обучения безопасно сти жизнедеятельности.
2. обоснование и постоянное развитие уровневой системы высшего про фессионального образования специалиста в области безопасности жизнедея тельности.
3. Систематическое уточнение нормативно-правовой базы, обеспечиваю щей новое содержание обучения безопасности жизнедеятельности.
4. развитие учебно-методического комплекса учреждений и подразделений педагогического образования, обучающих безопасности жизнедеятельности.
Место дисциплины «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» в основной образовательной программе подготовки студентов по специальности 050104.65 – «Безопасность жизнедеятельности»
Место дисциплины Количество Количество аудиторных в основной образовательной часов часов (в т. ч. лабораторных) программе Цикл общепрофессиональных дисциплин – оПД. Ф. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050104.65 – «Безопасность жизнедеятельности» (ГОС ВПО) оПД.Ф.04 Теория и методика обучения безопасности жизнедея- тельности Научные и организационно-педагогические основы обуче ния учащихся безопасности жизнедеятельности. Структу ра школьного курса основ безопасности жизнедеятельно сти. базовый и профильный уровни. межпредметные связи. методика планирования и проведения занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся в повседневной жизни, школе, при проведении массовых мероприятий. методика проведения занятий по подго товке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях локального характера и по организации за щиты от последствий чрезвычайных ситуаций природно го и техногенного происхождения. методика проведения занятий по гражданской обороне. Учебно-материальная база кабинета по безопасности жизнедеятельности.
Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности Урок безопасности жизнедеятельности. Технические средства обучения. работа с родителями по вопросам безопасного поведения детей в быту. методы пропаган ды безопасности жизнедеятельности. методика органи зации и проведения «Дня защиты детей», учебных сбо ров на базе воинских частей.
Аудиовизуальные технологии обучения безопасности жизнедеятельности. Интерактивные технологии об учения. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и ме тодика их применения. банк аудио-, видео- и компью терных учебных материалов.
Использование современных информационных и комму никационных технологий в учебном процессе. основные понятия и определения предметной области – инфор матизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникацион ные технологии в реализации информационных и ин формационно-деятельностных моделей в обучении.
Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся.
Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. методы анализа и экс пертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. методи ческие аспекты использования информационных и ком муникационных технологий в школе.
Место дисциплины «Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» в основной образовательной программе подготовки студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование, профиль “безопасность жизнедеятельности”»
Количе Место дисциплины в основной Количество аудиторных ство образовательной программе часов (в т. ч. лабораторных) часов б.3б.3 – Профессиональный цикл 288 10 Абрамова С. В.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Общая цель дисциплины: формирование основы профессиональных зна ний, умений, навыков и компетенций по теории и методике обучения без опасности жизнедеятельности.
Общие задачи дисциплины:
• обеспечить профессионально-педагогическую ориентацию знаний, мо тивированное стремление к овладению профессией «учитель»;
• сформировать системные знания о современных методических техноло гиях, используемых в преподавании обЖ;
• вооружить студентов знаниями по методике внеурочной и внеклассной (массовой) работы по формированию навыков безопасного поведения и здо рового образа жизни;
• сформировать творческое отношение к профессии учителя, готовность использовать активные методы и формы работы по обЖ;
• развивать исследовательские педагогические умения;
• подготовить к выполнению обязанностей преподавателя-организатора обЖ в школе.
Цели образовательной деятельности направлены на формирование способности:
– осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в об ласти безопасности жизнедеятельности на основе современных достижений теории и методики обучения и воспитания, использовать в образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности современные педагогические технологии (квазипрофессиональные, интерактивные, информационные) и средства оценивания;
– осуществлять профессиональную деятельность на основе личностно ориентированного, дифференцированного и деятельностного подходов с уче том индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
– разрабатывать методические материалы, учебно-методические ком плексы, проекты образовательной деятельности в объеме, необходимом для обеспечения качества учебного процесса по безопасности жизнедея тельности;
– разрабатывать цифровые образовательные ресурсы, базы данных для ис пользования их в образовательном процессе, культурно-просветительской и воспитательной деятельности;
– разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы, мероприятия по воспитательной деятельности для обучающихся;
– использовать современные средства оценивания достижений обучаю щихся, направленные на повышение мотивации субъектов образовательной деятельности к самосовершенствованию и личностному росту;
– разрабатывать индивидуальные образовательные траектории обуча ющихся, в том числе научно-исследовательскую деятельность, развивать их творческую активность и самостоятельность;
– разрабатывать и проводить мероприятия по обучению персонала обра зовательного учреждения правилам поведения в случае проявления чрезвы чайной ситуации и оказанию доврачебной помощи пострадавшим;
Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности – организовывать подготовку обучающихся к участию в соревнованиях всероссийского движения «Школа выживания»;
– способствовать формированию у обучающихся ценностных установок, направленных на формирование культуры здоровья, культуры безопасности, способствовать патриотическому воспитанию и формированию у обучаю щихся активной гражданской позиции.
Цели воспитательной деятельности направлены на формирование спо собности:
осознавать ответственность перед обучающимися и их законными представителями за результаты своей профессиональной педагогической деятельности;
реализовать задачи профессиональной педагогической деятельности на основе уважения личности и достоинства обучающегося, толерантно и уважительно воспринимать этнокультурные и религиозные духовно-нрав ственные начала, гражданские права и свободы субъектов профессиональ ной деятельности.
Цели развивающей деятельности направлены на формирование спо собности:
• самостоятельно разыскивать, изучать, анализировать современные и классические источники информации в области теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности, в том числе с использованием баз данных Интернет, правовых ресурсов;
• изучать и использовать в профессиональной деятельности современные научные исследования и достижения в области теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности для профессионального самосовершенство вания и личностного роста.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстри рует следующие компетенции:
• общекультурные компетенции (ОК):
• владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприя тию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (оК-1);
• способен понимать значение культуры как формы человеческого суще ствования и руководствоваться в своей деятельности современными принци пами толерантности, диалога и сотрудничества (оК-3);
• готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (оК-7);
• готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как сред ством управления информацией (оК-8);
• способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (оК-9);
• готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (оК-11);
• готов использовать нормативные правовые документы в своей деятель ности (оК-13);
• готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и куль турным традициям (оК-14);
• способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и по лемики (оК-16);
• профессиональные компетенции (ПК):
12 Абрамова С. В.
• осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (оПК-1);
• способен использовать систематизированные теоретические и практиче ские знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (оПК-2);
• способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (оПК-4);
• владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (оПК-5);
• способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (оПК-6);
в области педагогической деятельности:
• способен реализовывать учебные программы базовых и элективных кур сов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
• готов применять современные методики и технологии, в том числе и ин формационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процес са на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
• способен применять современные методы диагностирования достиже ний обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровож дение процессов социализации и профессионального самоопределения обуча ющихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
• способен использовать возможности образовательной среды, в том чис ле информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного про цесса (ПК-4);
• готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социаль ными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-вос питательного процесса (ПК-5);
• способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанни ков (ПК-6);
• готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);
в области культурно-просветительской деятельности:
• способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использовани ем современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);
• способен профессионально взаимодействовать с участниками культур но-просветительской деятельности (ПК-9);
• способен к использованию отечественного и зарубежного опыта органи зации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
• способен выявлять и использовать возможности региональной культур ной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);
• решать задачи воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);
специальные компетенции (СК):
• способен ориентироваться в теории и стратегии развития безопасности жизнедеятельности человека (СК-1);
• способен выявлять отклонения от функционального состояния и нор мальной жизнедеятельности обучающихся (СК-2);
• владеет методиками сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования идеологии здорового образа жизни;
готов формировать куль Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности туру безопасного поведения и применять ее методики для обеспечения без опасности детей и подростков (СК-3);
• владеет знаниями о системе и методах обеспечения национальной без опасности и навыками, необходимыми для участия в обеспечении и защиты личной, общественной и государственной безопасности (СК-5);
• готов организовывать и поддерживать взаимодействие с ведомственны ми структурами (мо, мВД, мЧС, ФСб, ГИбДД) по вопросам безопасности жизнедеятельности (СК-6);
• способен определять признаки, причины и последствия опасностей со циального, техногенного и природного характера, применять методы защиты образовательного учреждения от опасных ситуаций (СК-7).
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате изучения дисциплины специалист должен:
• требования нормативных документов органов образования, мЧС по без опасности жизнедеятельности;
• программы по курсу «обЖ», содержание учебников, их идеи и принципы построения;
• передовые, активные формы и методы организации занятий по всем раз делам программы курса «обЖ» в учебных заведениях;
• требования к оценке усвоения программы учащимися и составление курса «обЖ» для учебного заведения;
• организовывать и качественно проводить занятия по курсу «обЖ» с уча щимися;
• осуществлять межпредметные связи;
• умело применять активные методы обучения в процессе преподавания курса «обЖ»;
• практически выполнять обязанности преподавателя обЖ в ходе педаго гической практики.
Основными принципами отбора содержания и организации учебного мате риала по дисциплине являются следующие:
• научности – включение в содержание достоверных научных знаний, тре бующих постоянного напряжения умственной деятельности и, соответствен но, логических мыслительных приемов сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения;
• интегративности – обеспечивает единство теоретической и практической подготовки, успешное формирование всего комплекса профессионально зна чимых свойств специалиста безопасности жизнедеятельности;
• гуманизации и демократизации – предполагает усиление гуманистиче ской направленности курса, создание условий, повышающих социальную 14 Абрамова С. В.
защищенность личности. Активизация деятельности личности, творческая инициатива, самостоятельность и осознанность в учебной деятельности явля ются важнейшим стимулом в решении педагогических задач в области теории и методики безопасности жизнедеятельности;
• фундаментальности – обеспечивает гарантии образовательного потен циала от морального старения знаний. Фундаментальность предполагает осуществляемое на научной основе сочетание методологической, професси ональной, мировоззренческой, фактологической сторон изучения базовых (основных) знаний в области теории и методики безопасности жизнедея тельности;
• общезначимости – предполагает, что содержание профессиональной под готовки педагога в области безопасности жизнедеятельности должно быть максимально значимым, так как затрагивает интересы всех слоев населения и всех сфер жизни и является актуальным в настоящее время;
• междисциплинарности – основан на представлениях о теории и мето дики безопасности жизнедеятельности как самостоятельной междисципли нарной области научного знания, имеющей собственный предмет и методы исследования. Данный принцип выражается в единстве и взаимодействии понятий, теорий, законов, идей и закономерностей, рассматриваемых дис циплиной;
• самостоятельности – требует организации образовательного процесса с опорой на активную личностную позицию студентов как субъектов учения, ориентирует на формирование у них умения самостоятельно приобретать но вые знания, предполагает увеличение в ходе обучения степени сознательно сти и инициативности обучаемых;
• гражданственности – обуславливает отбор знаний, которые способ ствуют воспитанию патриотизма. Патриотизм предполагает любовь, эмоци ональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов;
нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы;
гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять ее характер и культурные осо бенности и идентификация себя с другими членами народа, готовность под чинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа;
• аксиологичности – предполагает активное включение ценностного ком понента в содержание дисциплины «Теория и методика обучения безопасно сти жизнедеятельности». Этот принцип направлен на формирование общече ловеческих и общественно значимых ценностей и должен быть представлен в обязательном содержании дисциплины. При ее изучении у студентов выраба тываются оценочные умения, с помощью которых можно ранжировать при нятие решений и оценивать опасные и чрезвычайные ситуации различного характера.
Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности»
Количество часов по формам обучения Вид учебной работы очно очная заочная заочная № семестров 5, 6, 7 – 6, 7, Аудиторные занятия: 142 – лекции 72 – практические и семинарские 70 – занятия лабораторные работы – – – (лабораторный практикум) самостоятельная работа 182 – ВСЕГО ЧАСОВ 324 – НА ДИСЦИПЛИНУ Текущий контроль контрольная (количество и вид текущего тест – 5, 6, 7 – работа – 7 сем.
контроля, № семестров) Курсовая работа (№ семестра) 7 сем. – 8 сем.
Вид промежуточного контроля зачет – 5 зачет – – (экзамен, зачет) – № семестров экзамен – 6, 7 экзамен – Форма обучения очная Количество часов Вид учебной работы в т. ч. по семестрам всего по уч. плану 5 6 Аудиторные занятия: 142 26 68 лекции 72 14 34 практические и семинарские 70 12 34 занятия лабораторные работы – – – – (лабораторный практикум) самостоятельная работа 182 61 61 ВСЕГО ЧАСОВ 324 87 129 НА ДИСЦИПЛИНУ 16 Абрамова С. В.
Количество часов Вид учебной работы в т. ч. по семестрам всего по уч. плану 5 6 Текущий контроль курсовая тест тест (количество и вид текущего контроля) работа Виды промежуточного контроля зачет экзамен экзамен (экзамен, зачет) Форма обучения заочная Количество часов всего в т. ч. по семестрам Вид учебной работы по уч.
6 7 плану Аудиторные занятия: 38 12 26 – лекции 20 6 14 – практические и семинарские 18 6 12 – занятия лабораторные работы – – – – (лабораторный практикум) самостоятельная работа 286 95 96 ВСЕГО ЧАСОВ 324 107 122 НА ДИСЦИПЛИНУ Текущий контроль контроль- курсовая (количество и вид текущего контроля) ная работа работа Виды промежуточного кон зачет – экзамен троля (экзамен, зачет) 3.2. Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование раздела № Содержание раздела в дидактических учебной дисциплины п/п единицах (модуля) Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности 1. Дидактическая единица – ДЕ 1. Цели и зада Научно-методические чи образовательной области «безопасность основы образования в жизнедеятельности» в школе.
области безопасности образовательная область «безопасность жизнедеятельности в жизнедеятельности» в рамках модернизации школе российской системы образования.
Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности Наименование раздела № Содержание раздела в дидактических учебной дисциплины п/п единицах (модуля) Содержание образовательного стандарта по безопасности жизнедеятельности в общеобра зовательной школе. Квалификационные тре бования к преподавателю-организатору обЖ.
ДЕ 2. общепедагогические методы препо давания дисциплины «безопасность жиз недеятельности» в средней школе. Педаго гические методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся. Современные системы количественной оценки знаний и умений учащихся. Технология составления тесто вых заданий для контроля знаний и уме ний учащихся. Формы контроля знаний.
рейтинговая оценка достижений обучаю щихся. Портфолио.
ДЕ 3. Педагогические технологии в образо вательном процессе области знания «без опасность жизнедеятельности». Авторские педагогические технологии. Технология про ектного обучения. Технология модульного обучения. Квазипрофессиональные техно логии. Интерактивные технологии. Игровые технологии 2. организационные и ме- ДЕ 4. Требования к школьному кабинету.
тодические требования Санитарно-гигиенические требования. ме к процессу обучения по тодические требования к оснащенности ка безопасности жизнедея- бинета безопасности жизнедеятельности.
тельности в школе ДЕ 5. Сущность образовательного процесса безопасности жизнедеятельности. Проекти рование образовательного процесса по безо пасности жизнедеятельности (тематическое планирование).
Типология и структура уроков безопасности жизнедеятельности. Требования к плану конспекту урока 3. Психолого-педагоги- ДЕ 6. Преподавание безопасности жизнеде ческие и методические ятельности в основной школе. Психофизио особенности препо- логические особенности учащихся основной давания безопасности школы. моделирование образовательного жизнедеятельности на процесса по безопасности жизнедеятельно различных ступенях об- сти в основной школе. методические реко разования мендации по реализации процесса обучения безопасности жизнедеятельности в 5–9-х классах 18 Абрамова С. В.
Наименование раздела № Содержание раздела в дидактических учебной дисциплины п/п единицах (модуля) ДЕ 7. моделирование образовательного про цесса по безопасности жизнедеятельности в старших классах. Психофизиологические возрастные особенности учащихся старшей школы. моделирование образовательного процесса по безопасности жизнедеятельно сти в старших классах общеобразовательной школы. моделирование образовательного процесса по безопасности жизнедеятельно сти в профильной школе. Примерные про граммы профильной школы по безопасности жизнедеятельности. разработка элективных курсов по безопасности жизнедеятельности 4. организационно-пе- ДЕ 8. организация взаимодействия с силовы дагогическая работа ми структурами и городскими организациями преподавателя-орга- в обучении безопасности жизнедеятельности.
низатора безопасности особенности взаимодействия со структурами жизнедеятельности и учебными центрами, министерством оборо ны рФ, мВД, ГИбДД, антитеррористическими центрами, органами здравоохранения и соци ального развития. Виды занятий, проводимых представителями силовых структур. особен ности допризывной и военно-прикладной подготовки. Городские организации как база проведения занятий и экскурсий по обЖ 5 организация обучения ДЕ 9. организация и методика проведения за персонала образова- нятий с различными категориями персонала тельных учреждений по образовательного учреждения по вопросам вопросам безопасности безопасности. организация и проведение занятий с преподавательским составом об разовательного учреждения. организация и проведение занятий с вспомогательным составом образовательного учреждения.
методика проведения занятий по пожарной безопасности, антитеррористической защи щенности, охране жизни и здоровья детей.
методика организации занятий по эвакуа ции персонала и обучающихся в случае про явления чрезвычайной ситуации Информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе безопасности жизнедеятельности 1. Теоретические основы ДЕ 1. Цифровая информация. Источники, создания и применения преобразователи, носители. Психофизио учебно-методических логические основы восприятия цифровой материалов в цифровом информации человеком. Зрение и слух: про формате пускная и разрешающая способность Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности Наименование раздела № Содержание раздела в дидактических учебной дисциплины п/п единицах (модуля) Психофизические эффекты: инерционный, бинокулярный, бинауральный, синестети ческий, стробоскопический, киноэффект 2. Аудиовизуальные ДЕ 2. Цифровая фотография. Технология средства обучения фотографирования и обработки снятого материала. оптическая проекция: объек ты проекции, источники света, объективы, экраны. Статическая и динамическая проек ция изображений.
ДЕ 3. Цифровая звукозапись. основные тех нические характеристики: полоса воспро изводимых частот, динамический диапазон, нелинейные искажения, детонация, шумы, плотность записи.
ДЕ 4. Цифровая видеозапись. монтаж видео материалов с использование встроенного редактора. Программные сред.
ства для монтажа видеоматериалов 3. разработка цифровых ДЕ 5. Создание цифровых образовательных образовательных ресур- ресурсов на основе текстовых редакторов сов с использованием icsft Wd, icsft Excl;
компьютерных техно- графических редакторов Adb Phtshp, логий Adb Illustt, Cl Dw;
видеоредакто ров Altsft Vid Cnt, Au di Wshp, UVScnCm;
тестовой обо лочки TstOnBst;
программы для создания электронных книг -b, мультимедиапро -b, b,, граммы Flsh.
ДЕ 6. Электронные образовательные ресур сы. Электронные учебники и учебные по собия, электронные учебно-методические комплексы (УмК). мультимедиалекции.
мультимедийные практические работы. Ви деопрактикумы 4. Компьютерные сети: ДЕ 7. Поиск в Интернет. Поиск с помощью локальные сети поисковых машин по ключевому слову.
и Интернет Поиск с помощью классификаторов поис ковых машин. Каталоги и коллекции ссы лок. Страницы ссылок («Lins») на темати ческих сайтах (редкие, специализирован ные вещи).
ДЕ 8. разработка персонального сайта пре подавателя. бесплатный и платный хостинг.
оформление и дизайн. Кодинг и программи рование. Тестирование и доработка 20 Абрамова С. В.
Наименование раздела № Содержание раздела в дидактических учебной дисциплины п/п единицах (модуля) 5. Тематические базы дан- ДЕ 9. базы данных по безопасности жизнедея ных по безопасности тельности: http://windw.du.u/ Единое окно жизнедеятельности образовательных ресурсов по безопасности жизнедеятельности: www.schl-bz.g – обЖ журнал мЧС россии 6. Требования безопасно- ДЕ 10. Правила обращения с аппаратурой.
сти при работе препо- Правила обращения с фотографической и давателя безопасности проекционной аппаратурой. Правила обра жизнедеятельности с щения с электронной техникой. размещение техническими и ком- электронной техники в рабочей зоне: до пьютерными средства- ступность для управления и коммутации, ми обучения охлаждение. Техника пожарной, личной и коллективной безопасности. Пожарная опасность при использовании аудиовизу альных средств обучения в учебной аудито рии. Первичные средства тушения пожара.
Действия учителя при возникновении по жара в классе. Электрическая, термическая, механическая, химическая, радиационная и оптическая опасности при работе с аудиовизу альными средствами обучения. меры коллек тивной и личной защиты от действия опасных факторов Воспитательная работа по безопасности жизнедеятельности 1. место и роль внекласс- ДЕ 1. Понятие о внеклассной работе. Вне ной работы по обЖ в классная работа по обЖ, ее значение в учеб учебно-воспитательном но-воспитательном процессе. массовая, процессе групповая и индивидуальная формы вне классной работы по обЖ. роль внеклассной работы по обЖ в формировании культуры личной безопасности школьников 2. методика проведения ДЕ 2. Наиболее распространенные формы и внеклассной работы по методы внеклассной работы в области без безопасности жизнедея- опасности жизнедеятельности: кружковая тельности работа, предметная работа, конкурсы, смо тры, олимпиады, фестивали, соревнования, выставки, слеты.
ДЕ 3. методика организации планирования и проведения в образовательном учрежде нии конкурсов, смотров, олимпиад, фести валей, соревнований, выставок, слетов и т. п. по обЖ 3. организации работы в ДЕ 4. Система военно-патриотического вос школе по военно-патри- питания в общеобразовательных учрежде отическому воспитанию ниях. Цели, задачи и принципы военно-па учащихся триотического воспитания.
Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности Наименование раздела № Содержание раздела в дидактических учебной дисциплины п/п единицах (модуля) ДЕ 5. основные методы и формы военно-па триотического воспитания.
ДЕ 6. методика планирования работы по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся. методика органи зации работы школьных патриотических клубов 4. методика организации ДЕ 7. общие положения. Цели и задачи.
и проведения «Дня за- ДЕ 8. Планирование, организация и методи щиты детей» в общеоб- ка проведения «Дня защиты детей». Содер разовательных учреж- жание мероприятий по подготовке и прове дениях дению «Дня защиты детей» в младшей (1–4-е классы), средней (5–9-е классы) и старшей (10–11-е классы) группах 5. Внеклассная работа в ДЕ 9. Всероссийское детско-юношеское дви рамках детско-юноше- жение «Школа безопасности» в системе об ского общественного разования российской Федерации и его со движения «Школа без- циально-педагогические аспекты. Цели и опасности» задачи движения.
ДЕ 10. Программа деятельности Всерос сийского детско-юношеского движения «Школа безопасности». Цели и задачи школьных соревнований «Школа безопас ности», содержание этапов и специальных заданий.
ДЕ 11. Планирование, организация и мето дика проведения школьных соревнований «Школа безопасности».
ДЕ 12. методика разработки планирующих документов, содержания этапов и специаль ных заданий.
ДЕ 13. методика подведения итогов сорев нований 6. работа с родителями ДЕ 14. роль семьи в формировании культу ры личной безопасности школьников.
ДЕ 15. основные направления деятельности учителя обЖ с родителями по формирова нию навыков безопасного поведения у детей и подростков в быту.
ДЕ 16. Привлечение родителей для участия во внеклассных мероприятиях по основам безопасности жизнедеятельности 22 Абрамова С. В.
3.3. Распределение часов по темам и видам учебной работы студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности»
Форма обучения очная Виды учебных занятий аудиторные занятия, в том числе Всего часов по самостоя Названия разделов и тем практ. занятия, учебному лабор. работы тельная семинары плану лекции работа 1 2 3 4 5 Раздел I. Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ Тема 1. Актуальные проблемы современной профессиональной 8 4 4 – подготовки учителя обЖ Тема 2. Структура школьного кур 6 3 3 – са «обЖ»
Тема 3. межпредметные связи в школьном курсе «основы без- 6 3 3 – опасности жизнедеятельности»
Тема 4. Учебно-методический 10 4 6 – комплекс обучения курса «обЖ»
Раздел II. Методы и методические системы обучения ОБЖ Тема 5. методы и методические 12 6 6 – приемы обучения обЖ Тема 6. Практическая направлен 8 4 4 – ность обучения обЖ Тема 7. методическая система об 8 4 4 – учения обЖ Раздел III. Формы организации учебного процесса по ОБЖ Тема 8. Понятие о формах органи зации обучения бЖ и их истори- 8 4 4 – ческом развитии Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности 1 2 3 4 5 Тема 9. Урок как основная форма обучения безопасности жизнедея- 10 4 6 – тельности Тема 10. Другие формы обучения 10 5 5 – обЖ в школе Тема 11. Внеурочная работа и до 8 4 4 – машняя работа по обЖ Тема 12. Внеклассная работа по 8 4 4 – обЖ Раздел IV. Методика организации и проведения занятий по темам курса «ОБЖ»
Тема 13. особенности организации и проведения занятий с учащимися 8 4 4 – различных возрастных групп Тема 14. методика организации и проведения занятий по обеспе чению безопасности поведения 8 4 4 – учащихся в повседневной жизни, школе, при проведении массовых мероприятий Тема 15. методика организации и проведения занятий по подго 6 3 3 – товке учащихся к действию в ЧС локального характера Тема 16. методика проведения занятий с учащимися по органи зации защиты населения от по- 6 3 3 – следствий ЧС природного и тех ногенного характера Тема 17. методика проведения за 6 3 3 – нятий по Го Раздел V. Пропаганда безопасности жизнедеятельности и профилактика аддитивного поведения Тема 18. методика проведения за 6 3 3 – нятий по ЗоЖ Тема 19. работа с родителями по 6 3 3 – вопросам безопасности в быту Тема 20. Формы и методы профи лактики аддитивного поведения в 6 3 3 – передовом педагогическом опыте Тема 21. методика проведения массовых мероприятий по пропа 6 3 3 – ганде безопасности жизнедеятель ности 24 Абрамова С. В.
1 2 3 4 5 Тема 22. методические требова ния к организации исследования 6 3 3 – и написанию дипломных работ по методике обучения обЖ ИТОГО: 166 81 85 – 4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Раздел I. Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности Тема 1. Актуальные проблемы современной профессиональной подготовки учителя ОБЖ объективные предпосылки введения курса «обЖ» в программу школы.