Требования этики и деонтологии

Медицинская этика и деонтология

Приложение к распоряжению по Станции от «31» «декабря» № 98-р

» Salus aegroti suprema lex » (Благо больного — высший закон)

В последние годы увеличилось количество поступающих на Станцию обращений граждан, связанных с несоблюдением выездным и диспетчерским персоналом правил профессионального общения, медицинской этики и деонтологии при приёме вызовов и оказании скорой медицинской помощи. Нарушение принципов медицинской этики и деонтологии ведут к негативному отношению населения к работникам Станции, несмотря на большие объёмы выполняемых работ, оперативность и качество оказания медицинской помощи пациентам. Учитывая изложенное администрация Станции обращает внимание сотрудников на важность соблюдения этических и деонтологических принципов при выполнении своих должностных и функциональных обязанностей.

Под медицинской этикой понимают совокупность нравственных форм профессиональной деятельности медицинских работников. Медицинская деонтология — это проявление медицинской этики, направленная на предупреждение отрицательных последствий взаимоотношений медицинского персонала и больных. На сегодняшний день медицинским работникам необходимо соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к уровню оказания медицинской помощи жителям и гостям столицы Российской Федерации, независимо от пола, расы, социального положения, уровня достатка пациента.

Умение общаться с людьми, понимать, слушать и слышать их, грамотно излагать свои мысли, уважать честь и достоинство пациента, признавать права на личную тайну, относиться к пациенту доброжелательно, с пониманием воспринимать озабоченность родных и близких состоянием больного, необходимо любому медицинскому работнику, который должен быть, по А.П Чехову: » Ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически «. К сожалению не все специалисты, будучи профессионалами в своей области, настолько же хорошо владеют навыками общения. И как следствие — возникновение конфликтов, спровоцированных неправильным поведением медицинских работников при общении с больным, его родственниками и их окружением. Самые частые деонтологические ошибки связаны с непродуманным, нечутким, небрежно брошенным словом. Задача медицинского работника оказать не только квалифицированную медицинскую помощь, но и выслушать больного, помочь побороть тревогу, страх, почувствовать заботу о себе. Соблюдение делового этикета, правил санитарной гигиены, умение излагать свои мысли простым и доступным языком — неотъемлемые требования нашей профессиональной деятельности. В последнее время доступность медицинской литературы, распространение различными информационными источниками данных о заболеваниях, методах их лечения, а также тревога за состояние своего здоровья, способствуют развитию у больных комплекса психогенных реакций, поэтому неосторожные высказывания медицинских работников могут спровоцировать возникновение конфликтов, жалоб и негативного отношения к персоналу Станции.

Медицинским персоналом Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова должны неукоснительно соблюдаться правила профессионального общения, принципы медицинской этики и деонтологии:

— медицинскую помощь больным и пострадавшим следует оказывать на всём догоспитальном этапе, включая приём вызова, оказание медицинской помощи, организацию и проведение транспортировки;

— недопустимы небрежный внешний вид, яркий макияж, резкий запах парфюмерии, табака, демонстрация безразличия или превосходства, некорректные вопросы, разговоры на отвлеченные темы во время вызова, включая телефонные;

— соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил (аккуратная спецодежда, вымытые руки, опрятный внешний вид), четкое выполнение необходимых манипуляций повышает авторитет медицинского работника, располагает к продуктивному общению;

— обязательным для каждого медицинского работника должно быть умение адекватно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника, умение не демонстрировать раздражение, быть предупредительным, тактичным, терпимым, не проявляя ответного негатива. Разумная осторожность в словах и действиях для купирования конфликта на ранних этапах, предпочтительней переживаний, связанных с правовой защитой своих действий. При этом необходимо строго соблюдать субординацию, не допускать «панибратства» с больными. С коллегами отношения должны быть корректными, обращения к ним в присутствии больного и его родственников — по имени-отчеству;

— взаимоотношения с коллегами, работающими в больницах, поликлиниках должны носить деловой, профессиональный, коллегиальный характер;

— обязательным для каждого медицинского работника является неразглашение врачебной тайны;

— медицинские работники должны помнить, что пациент имеет право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья. В случае неблагоприятного прогноза для больного необходимо информировать его предельно деликатно и осторожно, оставив надежду на возможный благоприятный исход.

Соблюдать все эти правила довольно просто. Главное — будьте искренними, помните, что именно нашу душевную теплоту, умение сострадать, быть милосердным, пациенты ценят больше всего.

Администрация Станции напоминает, что несоблюдение сотрудниками медицинской этики и деонтологии при оказании медицинской помощи расценивается, как нарушение должностных и функциональных обязанностей, нарушение Федерального законодательства в части касающейся приоритета пациента при оказании ему медицинской помощи, особенно при ургентных состояниях и может повлечь за собой применение к работнику мер дисциплинарного воздействия и профессионального порицания коллег.

Мы надеемся, что полученная информация Вам будет полезна и Вы будете использовать её в своей повседневной работе. Это позволит формировать этическое поле врачей и фельдшеров ради чего много сил, труда и времени отдал Александр Сергеевич Пучков, имя которого носит Наша Станция .

«Врач может обладать громадным талантом, уметь улавливать самые тонкие детали своих назначений, и всё это остаётся бесплодным, если у него нет способности покорять и подчинять себе душу больного» В.В. Вересаев

Требования этики и деонтологии

Развитие у студента и клинического ординатора/интерна способности к активной деятельности и творческому профессиональному труду является в настоящее время необходимым условием профессионализма.

В условиях значительного повышения общего и санитарно-гигиенического уровня культуры населения пациенты иногда лучше врача ориентируются во многих общих вопросах медицины, более критично оценивают мнения и советы медиков, их внутреннюю и внешнюю культуру. Соответствовать высоким требованиям пациентов может быть только врач, имеющий высокую профессиональную подготовку и постоянно повышающий свой общекультурный и нравственно-этический уровень [1]. Еще Гиппократ считал, что у врача должны быть чистые руки и незапятнанная совесть. Писатель-гуманист В.В. Вересаев отмечал: «Врач может обладать грандиозным талантом, уметь улавливать самые тонкие детали своих назначений и все это остается бесплодным, если у него нет способности покорять и подчинять себе душу больного» [2].

Нравственные принципы медицинской профессии возникли одновременно с врачеванием тысячелетия назад. Во многих древних письменных источниках по медицине наряду с советами по сохранению здоровья и лечению болезней излагаются и правила поведения врача. «Жизнь коротка, искусство вечно…» – эти мудрые слова приписывают Гиппократу [3]. Многие мысли греческого врача-философа, обладающего удивительным даром врачевания, а также незаурядным литературным талантом, пережили два с лишним тысячелетия и актуальны по сей день.

Особенно высокие нравственные требования предъявляются к работе врача. Это связано с тем, что между врачом и больным складываются специфические взаимоотношения, которые не наблюдаются ни в какой другой профессии. Совокупность исторически сложившихся нравственных норм и принципов, вытекающих из задач врачебной профессии, составляет сущность врачебной морали, а наука о врачебной морали называется врачебной этикой. Наиболее существенной, практической частью врачебной этики является врачебная деонтология. Врачебная деонтология – это наука о профессиональном долге врача (греч. deon – должное, logos – слово, наука), которая разрабатывает правила поведения врача, основанные на принципах врачебной морали [4]

Каковы отношения между «врачебной этикой» и «врачебной деонтологией»? Деонтология как наука о должном поведении врача состоит из трех основных составных частей: 1) отношения врача к больному; 2) взаимоотношения врачей между собой в процессе выполнения профессиональных обязанностей; 3) отношения врача к обществу. Эти же вопросы являются стержневой проблемой врачебной этики, которая в целом трактуется значительно шире и включает в себя такие дополнительные вопросы, как отношение врача к учителям, к своим ошибкам, к восполнению своих профессиональных знаний и другие. Таким образом, врачебная деонтология является составной частью врачебной этики.

При подготовке врача-интерниста сотрудники кафедры госпитальной терапии большое внимание уделяют вопросам врачебной этики и врачебной деонтологии.

На лекциях и практических занятиях студентам и клиническим ординаторам постоянно подчеркивается, что задачами врачебной этики и врачебной деонтологии являются достижение максимальной эффективности лечения больного, исключение неблагоприятно влияющих упущений в медицинской деятельности. Однако невозможно принести больному максимальную пользу, не будучи хорошим специалистом. Поэтому совершенствование мастерства и повышение врачебной квалификации являются составной частью как врачебной этики, так и врачебной деонтологии. В разряд врачебного долга, должного поведения (деонтологии) можно отнести и правильное отношение к своим учителям и ошибкам. Вот почему изучение врачебной этики является неотъемлемой частью системы подготовки врача.

На кафедре госпитальной терапии каждый преподаватель старается научить обучающегося использовать принципы этики и деонтологии. Ключевую роль здесь играет облик преподавателя, его манера общения с младшим и средним персоналом, коллегами, больными, их родственниками, студентами. Преподаватель является первым объектом наблюдения студентов. Своим примером он учит как вести себя не только у постели больного в клинике, но и на клинических конференциях. При обсуждении вопросов диагностики и лечения преподаватель учит спорить аргументировано, этично, на научной основе, оставаясь на позициях объективности и сдержанности, не перенося его на личности, соблюдая законы полемики. Преподаватель тактично обсуждает неправильные действия медицинского персонала. Его авторитет у медицинского персонала и студентов, коллег по работе и кафедре порождает желание подражать ему, учиться у него.

Среди приемов обучения используются беседы на деонтологические темы, когда преподаватель делится богатым врачебным опытом, рассказывает о победах и промахах, тщательно анализирует свои и чужие ошибки. Это обеспечивает доверительные отношения между преподавателем и студентом. Этой же цели служат обсуждения статей, посвященных вопросам этики и деонтологии, публикующихся в периодической печати. Эти вопросы нашли своё отражение в методических разработках, подготовленных на кафедре госпитальной терапии как для преподавателей, так и для студентов. В методических указаниях к проведению занятий особое внимание обращается на соблюдение элементов врачебной деонтологии:

  1. Манера беседы студента-куратора с больным, умение психологически воздействовать на больного, внушить ему положительные эмоции. Надо признать, что беседа врача с больным большое и сложное искусство, требующее от врача высокой общей и профессиональной культуры, тонкой наблюдательности, умения владеть не только словом, но и интонацией, способности слушать собеседника, располагать его к доверительной беседе.
  2. Тактика при выяснении анамнестических сведений и соблюдение при этом «психической асептики». В постановке диагноза такой, казалось бы, несложный метод исследования как сбор и анализ анамнеза имеет важнейшее значение. На практических занятиях обращается внимание на умение куратора с позиций врачебной этики ненавязчиво задавать больному дополнительные вопросы, позволяющие подтвердить или опровергнуть возникшее предположение о характере патологического процесса. Задача научить будущего врача-интерниста упорству в сборе анамнеза и точности его регистрации.
  3. Соблюдение принципов деонтологии и врачебной этики при проведении объективного обследования больного. Здесь обращается внимание на умение студента без психической травматизации больного, с соблюдением этических норм, с учётом пола и возраста пациента проводить физикальное исследование. На занятии оцениваются имеющиеся у куратора практические навыки, его отношение к выбору методов исследования больного.
  4. Сообщение больному диагноза и сохранение врачебной тайны. Этому щепетильному вопросу уделено особое внимание, так как практических рекомендаций о том, как должен поступить врач в зависимости от личностных особенностей пациента, практически не имеется. Нередко врачу приходится ограничиваться сообщением общих сведений о болезни, ободрять, утешать тяжелобольных, оставляя им надежду относительно прогноза, чтобы не нанести дополнительную психологическую травму. На занятиях анализируется умение куратора проявлять врачебную гуманность, вселять в пациента веру в выздоровление, сообщать неизлечимо больному пациенту менее опасный диагноз. Обращается внимание и на то, что неоправданный оптимизм не должен иметь места, так как он часто порождает конфликты с больными и их родственниками. Говорить о серьезности заболевания можно и в большинстве случаев необходимо.
  5. Практическое применение деонтологических норм предусматривает конкретное решение вопроса о степени сохранения врачебной тайны, которому надо научить студента и ординатора. При этом проверяется знание вопросов законодательства, предусматривающего сообщение на место работы и место жительства пациента об определенных инфекционных и других контагиозных заболеваниях, которые могут угрожать другим людям. Подчеркивается, что и это сообщение должно быть сделано с соблюдением всех юридических и законодательных норм, тактично, без ненужной дополнительной огласки. Не следует сообщать излишней информации о больном посторонним лицам по телефону.
  6. Соблюдение деонтологических принципов при лечении больного. В этом важном элементе деятельности врача имеется комплекс проблем, которые должен усвоить обучающийся на кафедре. На лекциях, во время практических занятий оценивается выбор наименее травматичного, наиболее эффективного и безопасного метода лечения, умение психологически подготовить больного к ожидаемому лечебному эффекту, внушить веру в то, что назначенное лечение принесет желаемый результат, не увлекаться чрезмерной и необоснованной конкретной клинической ситуацией медикаментозной терапией.
  7. Соблюдение принципов деонтологии при решении вопросов врачебно-трудовой экспертизы. При клиническом разборе больного с любым патологическим процессом наряду с методами диагностики и лечения обязательно обсуждаются вопросы прогноза жизни и экспертизы трудоспособности.

В конце практического занятия об­суждаются ошибки, допущенные студентами-кураторами при решении вопросов медицинской деонтологии, причем ошибки товарищей анализируют сами студенты.

С 1997 года в соответствии с решением МЗ России медицинские вузы призваны готовить врачей общей практики, в функциональном отношении способных выполнять и обязанности семейного врача. Этот врач, которого сейчас все чаще называют врачом первого контакта, работает не в больнице, не в стационаре, а в поликлинике, приходит к больным на дом. Трудности ведения больного в поликлинике («офисах общей практики») и на дому связаны со многими факторами.

Основными из них являются:

1) более слабая лабораторно-инструментальная база по сравнению со стационаром;

2) прерывистость в медицинском наблюдении;

3) совмещение лабораторно-диаг­ностических мероприятий и санитарного просвещения больного и его родственников;

4) необходимость диагностики болезней на самых ранних стадиях или даже на стадии предболезни;

5) постоянный дефицит времени, отводимого для приема больного. Поэтому преподавателю на практических занятиях, кроме того, приходится обсуждать проблему личности современного врача, современного больного терапевтического профиля.

Какими же качествами должен обладать врач любой специальности, а особенно врач общей практики? Врачу общей практики надо обладать следующими важными качествами. Надо быть: 1) Внимательным и наблюдательным по отношению к больному, чтобы не прозевать момент, например, госпитализации в больнице, момент, коррекции лечения. 2) Мастером прогноза. Важнейшее качество врача, позволяющее ему быть спокойным за состояние больных, оставляемых дома или отпускаемых домой из поликлиники после беседы с ним. 3) Мастером установления контакта и взаимопонимания с больным и его родственниками. Только в этом случае можно рассчитывать на сотрудничество больного в деле его эффективного лечения. 4) Мастером тактики лечения больных. Необходимо помнить, что мастерство врача-лечебника никаким соблюдением «схема лечения» заменить нельзя. Они нужны только для того, чтобы не совершить грубых ошибок в лечении. Они, как правильно говорят опытные врачи и настоящие клиницисты, рассеяны на короткие дистанции и время. «Лечить надо больного, а не болезнь» [5].

Также необходимо быть чутким. Быть чутким – это, во-первых, обладать низким порогом восприятия собеседника, больного. Во-вторых, обладать низким порогом понимания переживаний, страхов больного человека. В-третьих, быть способным мгновенно воспринимать «эхо общения», т.е. реакцию больного (собеседника) на действия, слова врача [6]. Ну и, конечно, необходимо быть корректным, добрым и тактичным.

Важной чертой, которая должна быть присуща врачу, является тактичность. Это означает: уметь владеть отпущенным для работы с больным временем; уметь подбирать (выбирать) слова и выражения соответственно характеру беседы с больным, чтобы быть моментально и максимально понятым им; уметь соизмерять слова, речь с конкретными задачами врачевания в каждый период работы с больным.

Указанные свойства личности врача, конечно, частично зависят от врожденных качеств, частично формируются в ходе развития человека. И задача преподавателя в процессе занятий, при работе с больным постоянно напоминать о них студентам и всячески развивать эти необходимые человеку вообще, а врачу в особенности, эти качества.

Большое значение в подготовке врача имеет воспитание профессиональной преданности, чтобы необходимость исполнения профессионального долга стала убеждением. Только на примере преподавателей, профессоров, доцентов, примерах из истории медицины, литературных данных можно воспитать профессиональные качества будущего врача.

Преданность профессии складывается из многих параметров. Это умение любить людей, быть им полезным, ставить интересы больного выше собственных. Только в доверительной беседе можно внушить больному веру в правильность поставленного диагноза и рекомендуемого лечения. Недооценка личного контакта между врачом и пациентом, директивные указания врача, высказанные в категоричной форме, без разъяснений, вызывают у пациента неудовлетворенность и тревогу. Профессиональная преданность включает необходимость совершенствовать свою квалификацию и профессиональное мастерство, умение и искусство врачевания. Это достигается осмысливанием увиденного, разбором своих и чужих ошибок, постоянным чтением литературы, освоением новых методов исследования и лечения больного. Воспитание профессиональной преданности осуществляется и на примерах. Незаменимую помощь оказывают преподавателям произведения А.П. Чехова, В.В. Вересаева, А. Кронина, Бернарда Лауна и других знаменитых людей.

Искренний интерес к больному, его личности, желание помочь в борьбе с болезнью, предотвратить ее прогрессирование и характеризует профессиональную преданность. Совестливость и порядочность, великодушие и доброжелательность, благородство и внимание, такт и вежливость во всем, что касается жизни и здоровья больного должны быть привычными повседневными нормами поведения врача.

Таким образом, в формировании разносторонней личности врача-интерниста огромное значение имеет следование нормам этики и деонтологии в медицине, что должно прививаться преподавателями с начальных курсов обучения. Это достигается как собственным примером, так и обязательным включением в разработки к практическим занятиям статей, книг, высказываний знаменитых людей прошлого, ученых современности. На наш взгляд, все эти мероприятия будут способствовать становлению будущего специалиста не только как врачевателя тела, но и души пациента.

2. Общие положения

Формирование доброжелательного отношения медицинских и фармацевтических работников (далее — медицинские работники) друг к другу, к гражданам, нуждающимся в медицинской помощи или консультации по вопросу охраны здоровья, к родственникам пациентов является основополагающей задачей каждого медицинского работника.

В соответствии с действующим законодательством медицинские учреждения и организации обязаны предоставлять гражданам медицинскую помощь надлежащего качества, неотъемлемой частью которой является удовлетворенность пациента от взаимодействия с системой здравоохранения.

Надзор за реализацией прав граждан при оказании медицинской помощи осуществляется в форме ведомственного контроля (самоконтроль, клинико-экспертные комиссии, этические комитеты и др.) и вневедомственного контроля (страховые медицинские организации, прокуратура, общественные организации и др.).

Формальное выполнение своих должностных инструкций медицинскими и фармацевтическими работниками является недостаточным для осуществления права пациента на уважительное и гуманное отношение.

Основные принципы медицинской этики и деонтологии, которые должны выполняться медицинскими работниками и обслуживающим персоналом, следующие:

— одинаково уважительное отношение к гражданам, обратившимся за консультацией в области охраны здоровья или медицинской помощью;

— уважительное отношение к своим коллегам, в т.ч. при обсуждении с пациентом назначений и действий (бездействий), которые были (не были) произведены по отношению к пациенту другими врачами (медицинскими работниками);

— избегать осуждения действий (бездействия) пациента, своих коллег, должностных лиц, государственных служащих;

— не обсуждать (в форме критики) с пациентом лечебные действия предыдущего врача;

— исключить грубое, нетактичное, неприличное отношение к пациентам, их родственникам, коллегам;

— при любых обстоятельствах стремиться быть доброжелательным к пациентам, их родственникам, своим коллегам;

— практиковать внимательное, доброе, приносящее психологическую и иную пользу, уважительное отношение к пациентам, их родственникам, коллегам независимо от ответной реакции;

— уметь при необходимости отказывать в вежливой форме;

— принимать пациентов, своих коллег такими, какие они есть;

— стремиться поступать смело и признавать свои ошибки;

— уметь при необходимости уступать и не принимать во внимание причиненной несправедливости;

— не делать акцент на себе;

— признавать, что нет ничего более важного, чем пациенты и коллеги;

— в первую очередь помнить о нуждах своих пациентов и коллег;

— в первую очередь выслушивать, затем при необходимости отвечать, избегать проявления негативных эмоций;

— ценить то положительное, что уже есть;

— осознавать, что многие пациенты серьезно (буквально) относятся к словам врача;

— не допускать ни при каких обстоятельствах шутливого обращения с пациентами;

— быть готовым испытывать временный дискомфорт ради пользы пациента или коллеги;

— ни при каких условиях не предлагать пациенту или его родственникам прекращать лечение для достижения летального исхода;

— при выборе лекарственного средства руководствоваться, в первую очередь, пользой для пациента, а не соображениями коммерческой выгоды;

— ни при каких условиях не предлагать пациенту или его родственникам оплатить денежными или иными средствами услуги, оказываемые за счет средств обязательного медицинского страхования или бюджета.

Нарушение общепринятых норм медицинской этики и деонтологии является нарушением прав пациента и влечет за собой административную, гражданско-правовую ответственность. В исключительных случаях унижение чести и достоинства личности пациента, его родственников или коллеги, выраженное в неприличной форме, наказывается в соответствии со ст. 130 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3. Особенности этики и деонтологии руководителей и
организаторов здравоохранения

Соблюдение универсальных принципов медицинской этики и деонтологии, изложенных в пункте 2 настоящего Положения, должно сочетаться с особенностями занимаемой должности руководителя.

Существующий в медицинском коллективе уровень культуры и характер отношений с пациентами и коллегами определяется позицией руководителей данного лечебно-профилактического, фармацевтического или иного медицинского учреждения. Поведение руководителей дает пример для подражания и создает культурный контекст, гораздо более действенный, чем специальные занятия по этике и деонтологии, установленные правила или формальные поведенческие и этические коды, которые вводят многие организации.

Этика руководителя заключается в необходимости совмещать основные управленческие принципы с общечеловеческими нравственными требованиями и предполагает знание основных норм взаимоотношений между людьми, между личностью и группой, коллективом, между коллективами. Руководитель должен понимать, что чем лучше у него сложатся отношения с подчиненными, тем эффективнее будет деятельность учреждения. Этика делового общения в управлении является основополагающей. Главным условием эффективности делового общения является осознание руководителем того, что возможность реализации целей деятельности учреждения возрастает, если правильно организовать общение, добиться при этом создания атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества.

Своей повседневной деятельностью руководитель должен подчеркивать особую значимость соблюдения норм, обозначенных в пункте 2 настоящего Положения.

Руководителю необходимо быть объективным и справедливым в отношении всех подчиненных, равным в обращении с ними, быть принципиальным в деле, требовательным и вместе с тем терпимым к людям, тактичным, заботиться о создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Умение сохранять спокойствие в любых ситуациях и избегать повышения голоса, негативных эмоций будет воспринято коллективом более позитивно и поможет исключить многие нежелательные последствия во взаимоотношениях.

Основные этические принципы, которых должен придерживаться руководитель:

— самоконтроль (самообладание), умение управлять своими чувствами и поступками;

— постоянство и последовательность;

— делегирование полномочий своим доверенным лицам, признание их прав и ответственности по определенному кругу вопросов;

— систематическое предоставление своим подчиненным оценки их деятельности, начиная с достигнутых ими успехов, заканчивая вопросами, с которыми подчиненные не справились;

— не ставить свое мнение о других в зависимость от мнения третьего лица;

— избегать обсуждения достоинств и недостатков подчиненных в их отсутствие;

— выносить решение о дисциплинарном наказании сотрудника только после личной беседы с ним, при этом стремиться сохранить партнерские отношения с ним;

— понимать психологию и мотивацию ключевых, по мнению руководителя, сотрудников, которую невозможно узнать без личного неформального общения;

— четкое определение обязанностей и полномочий сотрудника, в рамках которых он может самостоятельно принимать решения и проявлять инициативу;

— умение сдерживать эмоции и переживания, ставить интересы сотрудника выше своих;

— беречь честь и достоинство каждого подчиненного, при необходимости вставать на его защиту;

— не давать указаний подчиненным своего заместителя в присутствии этого заместителя;

— избегать обсуждения неудовлетворительной деятельности вышестоящих сотрудников в присутствии его подчиненных;

— подчиняться тем правилам, которые декларировал сам руководитель;

— приветствуется наставничество, по типу «большую часть своего времени уделять меньшему количеству (2-3 человека) более способных сотрудников»;

— не препятствовать карьерному росту сотрудников;

— вмешиваться в решение конфликтных ситуаций в последнюю очередь с привлечением к ответственности своих заместителей;

— преданность своему делу и интересам сотрудников.

4. Особенности медицинской этики и деонтологии врачей
всех специальностей

Соблюдение универсальных принципов медицинской этики и деонтологии, изложенных в пункте 2 настоящего Положения, должно сочетаться с особенностями занимаемой должности врача.

Врачебная специальность предполагает коллективный труд. Любой эффективный медицинский коллектив должен представлять собой группу взаимосвязанных и взаимодействующих специалистов различных специальностей, работающих для достижения определенной цели. Цели различных медицинских групп, бригад, команд должны быть подчинены главной цели — сохранение жизни человека, профилактика заболеваний и восстановление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях.

Каждый врач должен систематически профессионально совершенствоваться, понимая, что качество оказываемой пациентам помощи никогда не может быть выше его знаний и умений.

Мотивы материальной, личной выгоды не должны оказывать влияния на принятие врачом профессионального решения.

Врач должен избегать принимать поощрения от компаний-изготовителей и распространителей лекарственных препаратов за назначение предлагаемых ими лекарств.

При назначении лекарств необходимо строго руководствоваться медицинскими показаниями и исключительно интересами больного.

Своим поведением и отношением к окружающим, исполнением своих обязанностей врач должен быть хорошим примером для студентов, молодых специалистов, среднего и младшего медицинского персонала.

Уважительное отношение к человеческой жизни и здоровью со стороны врача должно проявляться в его образе жизни.

Основные этические принципы, которых должен придерживаться врач:

— быть трудолюбивым и, в первую очередь, выполнять свою непосредственную работу;

— заботиться о благополучии своих коллег, подчиненных, учреждения, а также быть готовым принимать новых сотрудников;

— уважать мнение руководителя и старших по возрасту коллег, даже если их позиция не совпадает с собственным мнением врача, не доводить противоречия до конфликта;

— знать свои обязанности и полномочия, а также права пациента;

— получать удовлетворение от процесса лечения и положительных результатов своей работы, уметь находить положительное и быть довольным;

— исключить обращение за помощью к вышестоящему руководству, минуя своего непосредственного начальника;

— предлагать конструктивные предложения по совершенствованию работы медицинского учреждения, так как никто не знает лучше ситуацию, чем тот, кто работает в ней постоянно;

— стремиться к скромности тем больше, чем больше титулов, профессионализма, знаний и новаторских идей у врача;

— вкладывать в выполнение своей работы все свои знания, умения, силы для достижения максимального положительного результата;

— соблюдать режим труда и отдыха, избегать усталости и раздражительности, вредных привычек;

— не допускать исполнения обязанностей в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения;

— быть благодарным к тем, кто научил профессии врача и помогает в работе, самому помогать коллегам;

— оказывать помощь своим коллегам в сохранении и восстановлении их профессиональной репутации, если это не противоречит закону;

— общаться с коллегами, руководством, пациентами и их родственниками на равных, не принижая и не возвышая свое положение;

— не подвергать пациента неоправданному риску;

— уважать право пациента на выбор врача, консультацию у другого врача и участие в принятии решений о проведении лечебно-профилактических мер;

— информированное добровольное согласие пациента на лечение врач получает при личном разговоре с пациентом (либо его законными представителями). Это согласие должно быть осознанным, пациент (его законные представители) должен быть непременно информирован о методах лечения, о последствиях их применения, в частности, о возможных осложнениях, других альтернативных методах лечения, порядке получения бесплатных и платных медицинских и немедицинских услуг;

— уважать честь и достоинство пациента, относиться к нему доброжелательно, уважать его права на личную тайну, с пониманием воспринимать озабоченность родных и близких состоянием больного, но в то же время врач не должен без достаточных на то профессиональных причин вмешиваться в частные дела пациента и членов его семьи;

— врач не вправе применять медицинские методы и средства с целью наказания пациента, для удобства персонала или других лиц, а также участвовать в различных формах жестокого обращения с людьми;

— в случае неблагоприятного с точки зрения медицинской науки прогноза для пациента необходимо проинформировать его предельно деликатно и осторожно, оставив надежду на продление жизни, на возможный благоприятный исход;

— самореклама при общении врача с больным недопустима;

— недопустима выплата врачом комиссионных за направление к нему пациента либо получение платы или иного вознаграждения из любого источника за направление пациента в определенное лечебное учреждение, к определенному специалисту или назначение определенного вида лечения без достаточных медицинских оснований;

— недопустимо в коммерческих целях привлекать к себе пациентов, которые уже проходят лечение у других врачей, продолжать дорогостоящее лечение, если очевидно, что оно неэффективно;

— при совершении ошибки или развитии в процессе лечения непредвиденных осложнений врач обязан проинформировать об этом пациента (его родственников), старшего коллегу и немедленно приступить к действиям, направленным на исправление вредных последствий, не дожидаясь указаний на это;

— не поддаваться давлению пациента, его родственников о назначении ему лечения, внеочередного оказания медицинской помощи, если для этого отсутствуют объективные медицинские и социальные причины;

— осуществлять врачебную практику только под собственной фамилией, не используя псевдоним и не указывая не присвоенных официально титулов, степеней, званий.

5. Особенности медицинской этики и деонтологии
среднего и младшего медицинского персонала

Соблюдение универсальных принципов медицинской этики и деонтологии, изложенных в пункте 2 настоящего Положения, должно сочетаться с особенностями занимаемой должности среднего и младшего медицинского персонала.

Основой самой распространенной в медицине профессии среднего и младшего медицинского персонала является доброе отношение к жизни, внимание и уважение к человеческой личности, стремление оказывать помощь другим людям из сострадания.

Статус помощника врачей или вспомогательного персонала не должен являться препятствием в работе или причиной недовольства среднего и младшего медицинского персонала. Успех любого лечебного процесса определяется не только выбранной врачом тактикой лечения, но и постоянством качественной работы среднего и младшего медицинского персонала.

Залогом плодотворного сотрудничества среднего и младшего медицинского персонала с врачами, а также с пациентами, является четкое понимание сфер ответственности каждого работника.

Средний и младший медицинский персонал в соответствии со своими должностными обязанностями может и должен давать рекомендации пациентам и их родственникам:

по соблюдению режима дня, личной гигиене, уходу за тяжелобольными, подготовке к диагностическим, лечебным процедурам и оперативным вмешательствам, психологической адаптации, использованию вспомогательных средств индивидуальной реабилитации, гимнастике, физической активности, рациональному питанию, способам выполнения рекомендаций врача.

Средний и младший медицинский персонал не должен давать рекомендаций пациентам и их родственникам по приему тех или иных лекарственных препаратов или пищевых добавок, способах диагностики и лечения, выбору лечебного учреждения или врача, а также не должен давать прогнозов исхода лечения.

В случае несогласия медицинской сестры (брата) с назначенным пациенту лечением или болезненной (патологической) реакцией пациента на лечение медицинская сестра (брат) должны безотлагательно обсудить этот вопрос с лечащим врачом или врачом, его заменяющим, в отсутствие пациента.

Средний и младший медицинский персонал, отвечающий за материально-техническое обеспечение медицинского процесса, а также ведение учетно-отчетной документации, должен стремиться быть максимально объективным и честным, экономно и рационально распределять лекарственные препараты, медицинские и немедицинские материалы, не использовать имущество учреждения в личных целях, предлагать вышестоящему руководству способы оптимизации расходов на обеспечение учреждения материалами и услугами, а также совершенствованию механизмов эксплуатации имущества в целях его сохранения и продления срока службы.

Основные этические принципы, которых должен придерживаться каждый работник, занимающий должность среднего или младшего медицинского персонала:

— быть открытым к общению с окружающими и постоянно стремиться повышать свою квалификацию, при необходимости передавать свой опыт коллегам, пациентам и их родственникам;

— знать и соблюдать права пациента, санитарные правила, технику безопасности, инструкции к применению медицинской техники и лекарственных препаратов;

— не подвергать пациента неоправданному риску и не принимать предложений от родственников и самого пациента о помощи в противоестественном уходе из жизни (эвтаназии);

— информировать пациента и его родственников о порядке получения бесплатной медицинской помощи, в том числе медицинских манипуляций, выполнять свою работу одинаково качественно и доброжелательно по отношению к пациентам независимо от ответной реакции пациентов, возможных добровольных подарков или официальной оплаты услуг;

— стремиться сохранять взвешенную самооценку независимо от положительных (или отрицательных) слов со стороны пациента, его родственников, при необходимости уметь предупредить конфликт или попросить о помощи вышестоящее руководство;

— не перекладывать свои обязанности на коллег, пациентов, их родственников, что не исключает привлечение последних в качестве помощников;

— стремиться со своей стороны к дружелюбию и миру со всеми;

— приветствуется при обоюдном согласии дружеское общение с коллегами и пациентами, при этом необходимо избегать навязывания собеседнику своих моральных, религиозных, политических убеждений;

— при установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам необходимо руководствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию;

— в случаях, требующих по медицинским показаниям контроля поведения пациента, следует ограничивать свое вмешательство в личную жизнь пациента исключительно профессиональной необходимостью;

— при проведении процедур стремиться избегать нахождения в помещении других лиц, в том числе врача и родственников, или их внезапного появления;

— уметь успокоить пациента и убедить его в полезности процедур, сопровождающихся болевыми ощущениями;

— уметь создавать физический, эмоциональный и духовный комфорт;

— избегать вредных привычек, нарушения режима труда и отдыха, соблюдать правила личной гигиены и рационального питания;

— не исполнять обязанности в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения;

— оказание безвозмездной помощи малоимущим пациентам во внерабочее время — личное дело каждого медицинского работника.

6. Особенности медицинской этики и деонтологии
фармацевтических работников (провизоров, фармацевтов)

Соблюдение универсальных принципов медицинской этики и деонтологии, изложенных в пункте 2 настоящего Положения, должно сочетаться с особенностями занимаемой должности фармацевтического работника.

Главной целью фармацевтической деятельности должно быть сохранение и укрепление здоровья человека. Коммерческие интересы должны быть подчинены главной цели фармацевтической деятельности.

Каждый фармацевтический работник должен стремиться совершенствовать свой профессиональный уровень, обмениваться информацией с коллегами и взаимодействовать с врачами по вопросам фармакологии.

Каждый фармацевтический работник несет личную моральную ответственность за качество предоставляемой лекарственной помощи, информирование врачей и пациентов об истинной ценности лекарственных препаратов, их побочных действиях, противопоказаниях и рекомендуемых дозировках.

Несмотря на участие в научных исследованиях, маркетинговых кампаниях, трудовых отношениях с определенной фармацевтической компанией любой фармацевтический работник должен стремиться к профессиональной независимости и предлагать наиболее оптимальные препараты, прежде всего, исходя из интересов пациента.

Основные этические принципы, которых должен придерживаться каждый фармацевт (провизор):

— содействовать врачу, пациентам в выборе, назначении и применении лекарственных средств;

— сохранение корпоративной культуры, основанной на взаимоуважении;

— избегать оплаты услуг врача по рекомендации, назначению пациентам определенных лекарственных (нелекарственных) препаратов с целью увеличения продаж этих лекарственных (нелекарственных) препаратов;

— недопустимо искажение информации о лекарственном препарате (свойствах, побочных действиях, сроке годности и т.д.);

— при выборе того или иного препарата исходить из интересов пациента и данных доказательной медицины;

— недопустимо злоупотребление знаниями и положением для достижения личной выгоды или иных целей;

— при отсутствии объективных причин не переубеждать пациента в неоптимальном выборе лекарственного препарата, если пациент верит в эффективность принимаемых лекарственных препаратов;

— избегать оспаривать назначенную пациенту фармакотерапию, если она не угрожает жизни пациента;

— моральная ответственность за реализуемые гражданину без рецепта лекарственные (нелекарственные) средства лежит на фармацевтическом работнике (провизоре);

— знать права отдельных категорий граждан на льготное лекарственное обеспечение и информировать о них граждан, приобретающих лекарственные препараты для лечения социально-значимых заболеваний;

— стремиться оказывать всемерную помощь гражданам, нуждающимся в дефицитных (редко применяемых) лекарственных средствах;

— проявлять осмотрительность и принимать необходимые меры для обеспечения сохранности качества, эффективности и безопасности лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента.

7. Соблюдение принципов этики при получении и
предоставлении информации

Честь и достоинство каждого гражданина охраняются государством независимо от социального положения, состояния здоровья, вероисповедания и других факторов. Особенностью медицины является необходимость доступа к конфиденциальной информации гражданина, семьи, коллектива. Субъектом соблюдения врачебной тайны, согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, является любое лицо, которому она стала известна. Владение медицинским (немедицинским) работником информацией личного характера о пациенте ставит последнего в уязвимое (зависимое) положение. Обязанностью любого медицинского и административного работника является хранение и защита информации о пациентах, сведения о которых известны медицинскому и административному работнику. Врачебная тайна, обозначенная в действующем законодательстве, — это, в первую очередь, тайна гражданина, обратившегося за помощью, а не тайна врача.

При обращении к медицинскому (административному) работнику представителей средств массовой информации, общественных и иных организаций, работник имеет право в рамках своей компетенции:

— предоставить теоретическую информацию по тому или иному заболеванию;

— проинформировать о положениях нормативно-правовых документов в сфере здравоохранения и порядке их применения на практике;

— проинформировать о вышестоящих организациях, медицинских учреждениях, технологиях лечения;

— предоставить с согласия руководителя имеющуюся статистическую информацию по отделению, учреждению;

— предоставить информацию о применяемых в отделении, учреждении технологиях лечения;

— предоставить информацию санитарно-эпидемиологического характера.

При обращении к медицинскому (административному) работнику представителей средств массовой информации, общественных и иных организаций медицинский работник не имеет права:

— предоставлять персонифицированную информацию о пациентах;

— предоставлять персонифицированную информацию о пациентах, которые умерли;

— подтверждать и опровергать информацию о факте обращения конкретного гражданина за медицинской помощью, о его лечении, выписке, смерти и т.д.;

— предоставлять фото- и видеоматериалы, по которым можно опознать пациента (пациентов);

С согласия пациента информация о нем может быть предоставлена его близким родственникам или законному представителю.

Информация об образовании, специализации, стаже работы, месте работы, квалификации и иные сведения, характеризующие профессиональную деятельность медицинского работника, являются открытыми для пациента и общественности.

Вся информация о медицинском учреждении, не затрагивающая личных интересов сотрудников, в том числе о лицензии, сертификатах, штатных и внештатных специалистах, материально-техническом оснащении, показателях работы, финансировании, является открытой для пациента и общественности.

Руководители медицинских учреждений несут персональную ответственность за хранение, передачу и безопасность конфиденциальной информации о сотрудниках и пациентах в соответствии с законодательством.

Лечащий врач не должен скрывать свои предположения о вероятном исходе заболевания от пациента или его близких родственников, законного представителя. Одновременно с этим врач не должен выносить окончательное решение о неблагоприятном исходе. Необходимо максимально доброжелательно и в доступной форме проинформировать пациента (его родственников, законного представителя) о возможностях медицины в конкретной ситуации, при необходимости дать советы для того, чтобы пациент и его родственники избежали возможных финансовых потерь от недобросовестных лиц, предлагающих свои услуги тяжелобольным из корыстных мотивов. При этом врач всегда должен оставлять пациенту и его родным надежду на лучшее.

Информация о пациенте может быть раскрыта частично или полностью строго в соответствии с действующим законодательством.